Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности личности подростка при различных типах соотношения самооценки и оценки

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Происходящие в современном российском обществе социально-экономические перемены, характеризующиеся социальным расслоением и криминализацией, разрушением человеческого потенциала и потерей духовно-нравственных ориентиров, обусловили, практически повсеместно, снижение уровня социально-психической адаптации населения. Как показывают многочисленные социологические, психологические и педагогические… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические проблемы изучения самооценки на современном этапе
    • 1. 1. Общеметодологические проблемы изучения самооценки в 8 психологии
    • 1. 2. Проблемы изучения самооценки в подростковом возрасте
    • 1. 3. Самооценка несовершеннолетних правонг^ТЁЭИтелей
  • Глава II. Организация и методы исслеДЪвМй^(иоиытуемые, методы и процедура исследования)
    • 2. 1. Выявление различных типов соотношения самооценки и оценки
    • 2. 2. Выявление психологических особенностей личности подростка
    • 2. 3. Использование методов математической обработки и основания 72 ограничения экспериментальных групп
  • Глава III. Эмпирическое изучение особенностей личности подростка при различных типах соотношения самооценки и оценки
    • 3. 1. Особенности самооценки правопослушных и делинквентных 76 подростков при различных типах соотношения самооценки и оценки
    • 3. 2. Психологические особенности личности правопослушных 93 подростков при различных типах соотношения самооценки и оценки

Психологические особенности личности подростка при различных типах соотношения самооценки и оценки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Происходящие в современном российском обществе социально-экономические перемены, характеризующиеся социальным расслоением и криминализацией, разрушением человеческого потенциала и потерей духовно-нравственных ориентиров, обусловили, практически повсеместно, снижение уровня социально-психической адаптации населения. Как показывают многочисленные социологические, психологические и педагогические исследования, наиболее остро происходящие перемены влияют на процесс личностного становления подрастающего поколения, находящегося в переходном периоде от детства к взрослости, поскольку, в совокупности с внутренними противоречиями подросткового возраста, они способствуют возникновению существенных нарушений в формировании личности подростка.

Признание подросткового возраста как периода активного формирования самосознания, выработки собственной независимой системы эталонов самооценивания и самоотношения, постепенной ориентации с внешних оценок на внутреннюю, и дальнейшее, осознанное или неосознанное построение в соответствии с ней своего поведения — все это обусловило актуальность изучения феномена самооценки именно на этом этапе онтогенеза. Кроме того, наряду с неблагоприятными психобиологическими и социальными факторами, самооценка является одним из ведущих механизмов психологического порядка, способным провоцировать асоциальное поведение и дальнейшую десоциализацию личности.

Имеющиеся на сегодняшний день исследования в области изучения самооценки сфокусированы в большей мере на исследование ее уровня, как решающего аспекта в психологическом функционировании человека. Основная полемика в этой области затрагивает вопрос специфических характеристик индивидов с завышенной или заниженной, относительно оценки социума, самооценкой, а также, какая из них имеет положительное значение для его жизнедеятельности. В применении к исследованию делинквентного поведения, основной акцент также делается на уровневом характере самооценки, в зависимости от позиций исследователя — завышенном или заниженном, который рассматривается в качестве одной из основных социально-психологических причин усвоения делинквентной морали и возникновения асоциального поведения. В данном исследовании делается попытка иного методологического подхода к роли самооценки в психологическом функционировании человека. В соответствии с концепцией А. А. Реана, имеющееся противоречие самооценки и оценки социума является главным дестабилизирующим фактором успешности социально-психологической адаптации личности. Этот подход позволяет отказаться также от понимания оценки социума как критерия, определяющего адекватность самооценки индивида. Таким образом, представляется актуальным изучение влияния типа соотношения самооценки и внешней оценки на актуальное психическое состояние подростков и его связь с их характерологическим профилем личности.

Цель исследования: выявление психологических особенностей личности подростка при различных типах соотношения самооценки и оценки.

Объект исследования — учащиеся 10 — 11 классов общеобразовательной школы и подростки воспитательно — трудовой колонии в возрасте от 14 до 16 лет.

Предмет исследования — психологические особенности личности правопослушных и делинквентных подростков при различных типах соотношения самооценки и оценки.

Гипотеза исследования: тип соотношения самооценки и оценки референтной группы ровесников значимо влияет на особенности актуального состояния и связан с характерологическим профилем личности как правопослушных, так и делинквентных подростков. Проверка гипотезы исследования предполагает решение следующих задач.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблематики самооценки на современном этапе развития психологической мысли.

2. Выявить особенности системы самооценок правопослушных и делинквентных подростков при различных типах соотношения самооценки и оценки.

3. Выявить психологические особенности личности правопослушного подростка, а также характеристики его актуального состояния при различных типах соотношения самооценки и оценки.

4. Выявить психологические особенности личности делинквентного подростка, а также характеристики его актуального состояния при различных типах соотношения самооценки и оценки.

Теоретическими основами исследования явились научные труды по общим проблемам личности, самосознания и самооценки (Б.Г.Ананьева, Р. Бернса, Л. В. Бороздиной, А. В. Захаровой, А. И. Липкиной, А. Г. Спиркина, А. А. Реана, И.И.Чесноковой) — работы по изучению самооценки подростков (В.А.Алексеевой, Р. Бернса, Л. И. Божович, И. С. Кона, В. В. Куницыной, А. А. Реана, Е. И. Савонько, И.И.Чесноковой), а также самооценки несовершеннолетних правонарушителей (З.С.Акбиевой, Г. Т. Бочкаревой, В. Валицкаса, B.JI. Васильева, Ю. Б. Гиппенрейтера, Г. Каплана, Б. Д. Лыскова, А.А. Реана).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки сформулированных гипотез в экспериментальной части работы использовались следующие методы: методика (рейтинг-тест) диагностики конфликта самооценки (А.А.Реан, 1993), референтометрия, методика многостороннего исследования личности в модификации Ф. Б. Березина, М. П. Мирошникова (1965;67), методика изучения агрессивности БассаДарки.

Надежность и достоверность результатов обеспечивалась применением стандартных тестовых техник и обработкой полученных материалов методами математической статистики (корреляционного анализа и сравнения средних значений по критерию Стьюдента).

Положения, выносимые на защиту:

— тип соотношения самооценки и оценки референтной группы ровесников значимо влияет на особенности актуального состояния и связан с характерологическим профилем личности как правопослушных, так и делинквентных подростков.

— конфликтное соотношение самооценки и оценки в группах правопослушных подростков, независимо от вектора направленности, является одним из ведущих факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на процесс социально-психологической адаптации подростков.

— завышенный характер самооценки у делинквентных подростков, выполняя функцию психологической защиты, выступает одним из важнейших факторов, способствующих социально-психологической адаптации в условиях принудительной изоляции.

Научная новизна и теоретическая значимость:

Экспериментально установлена и статистически обоснована связь типа соотношения самооценки и оценки референтной группы с некоторыми личностными особенностями в подростковом возрасте. Установлено различие в использовании механизмов интрапсихической адаптации в группах с конфликтным соотношением самооценки и оценки, что, в своей совокупности, углубляет понимание возникновения школьной дезадаптации и делинквентного поведения. Доказана обоснованность понимания завышенной самооценки как фактора социально-психологической адаптации в условиях закрытого воспитательного учреждения.

Практическая значимость: Полученные результаты могут быть использованы (и используются) в вузовских курсах по психологии личности подростков, а также по проблемам психологии делинквентного поведения подростков. Кроме того, они позволяют разработать конкретные диагностико-коррекционные программы для организации учебно-воспитательного процесса в школе и в закрытых воспитательных учреждениях для несовершеннолетних. Целесообразным представляется также использование полученных данных при подготовке практических психологов для работы в системе школьной психологической службы, в специализированных учебных заведениях для несовершеннолетних правонарушителей, а также в центрах социально-психологической помощи.

Структура и объем диссертации

: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения. В тексте диссертации имеются 24 рисунка и 22 таблицы.

Список литературы

включает 227 наименований, в том числе 21 — на иностранных языках.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 3 ГЛАВЫ:

1. Результаты проведенного экспериментального исследования позволяют сделать вывод, что тип соотношения самооценки и оценки референтной группы ровесников значимо влияет на особенности актуального состояния и коррелирует с особенностями характерологического профиля личности как правопослушных, так и делинквентных подростков.

2. Результаты сравнительного анализа групп, дифференцированных по типу соотношения самооценки и оценки, обнаружили значимые различия в показателях шкал методики ММИЛ и Басса-Дарки, в совокупности своей указывающие на менее благополучные тенденции в социально-психологической адаптации правопослушных подростков, имеющих конфликтное соотношение самооценки и внешней оценки.

3. Конфликтное соотношение самооценки и оценки в группах правопослушных подростков, независимо от вектора направленности, значимо влияет на рост уровня тревожности. Повышение тревожности, которую можно рассматривать как индикатор возникновения угрозы целостности личности, вызывает усиление поведенческой активности, изменение ее характера или включение различных механизмов интрапсихической адаптации.

4. Форма реакций на дезадаптирующие воздействия, вызывающие тревогу, имеет различный характер в группах с конфликтным соотношением самооценки и оценки. Так, преимущественным механизмом снижения тревоги у правопослушных подростков, у которых не реализуется полностью потребность в признании, уважении (1 группа), является ее отреагирование непосредственно в поведении, что выражается в повышенной импульсивности, выраженном чувстве соперничества, агрессивных реакциях, нетерпимости к мнениям других, несовпадающим с их точкой зрения. Защитным механизмом выступает вытеснение из сознания неприятной или занижающей самооценку информации.

5. В группе правопослушных подростков, где самооценка ниже оценки (3 группа), преобладает действие механизма фиксации тревоги и ограничительное поведение. Этот факт указывает на наличие низкой способности к вытеснению и повышенного внимания к отрицательным сигналам. Характерологической особенностью этих лиц является неуверенность в себе, критичность, превалирует мотивация избегания неудач. Аутистиче-ская направленность, отгороженность от внешнего мира, меньшая внешняя, эмоциональная выраженность не позволяют излишнему выходу негативных эмоций, которые в большей степени интериоризируются и направляются на себя.

6. Анализ профилей и средних величин показателей личностных характеристик, выявляемых методикой многостороннего исследования личности, позволяет диагностировать существенные нарушения в психическом здоровье и социально-психологической адаптации несовершеннолетних правонарушителей обеих групп, находящихся в воспитательно-трудовой колонии.

7. В целом имеет место сходство личностных профилей в разных группах делинквентных подростков, независимо от типа соотношения самооценки и оценки. Однако, психологический профиль подростков, вошедших в группу, где самооценка имеет гармоничное соотношение с оценкой, отличается большей выраженностью аутистических тенденций, свидетельствующих о нарушении социальных контактов, внутренней напряженности, эмоциональной отгороженности. Кроме того, значимое повышение показателей шкал невротической триады в этой группе указывает на наличие невротического синдрома.

8. В группе, где самооценка выше оценки референтной группы, обнаруживается заметно более высокая агрессивность подростков, выступающая средством самоутверждения и способствующая процессу адаптации и выживания в жестких условиях исправительно-трудовой колонии.

9. В соответствии с полученными результатами, можно утверждать, что завышенный характер самооценки у делинквентных подростков, выполняя функцию психологической защиты, выступает одним из важнейших факторов, способствующих социально-психологической адаптации в условиях принудительной изоляции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенный на основе изучения теоретических и экспериментальных работ анализ феномена самооценки вскрывает всю сложность, многогранность этого психологического конструкта, и вместе с тем, ее огромную важность для психологического функционирования человека. Понимание самооценки как многоуровневого, иерархически организованного образования, имеющего специфические характеристики и закономерности развития, обусловливает ее изучение на разных возрастных этапах развития, в различных областях жизнедеятельности человека. Наиболее важным этапом в формировании самооценки как важнейшего регулятора поведения и деятельности, оказывающего влияние на все дальнейшее развитие человека является подростковый период. В силу этого, именно на этом возрастном этапе, самооценка становится возможным фактором возникновения асоциального поведения и последующего усвоения делинквентной мооали. А.

Результаты компаративного анализа групп правопослушных и делинквентных подростков показали, что наиболее высоко подростки оценивают у себя такие качества как способность отвечать за себя и доброту, отзывчивость. Высокая самооценка по первому параметру, во многом обусловлена возрастными тенденциями, стремлением к взрослости, самостоятельности, в то время как высокая самооценка второго качества — явление, присущее, практически, каждому человеку.

Кроме вышеописанных тенденций, в среде делинквентных подростков существуют свои специфические особенности. В группе с гармоничным соотношением самооценки и оценки подростки высоко оценили у себя параметр «соответствие социальным требованиям», которое можно расценить как желание дистанцировать себя от образа преступника или то, что эти подростки рассматривают свое заключение как случайность, ошибку.

Анализ средних значений по критерию Стьюдента практически не выявил достоверных различий между самооценками испытуемых 1и 2 групп как среди правопослушных, так и среди делинквентных подростков. Между тем, различия достоверного уровня в самооценках между 3 и 1,2 группами правопослушных подростков несут глобальный характер, охватывая почти все шкалы опросника.

Анализ усредненных значений самооценок правопослушных и делинквентных подростков, дифференцированных по типу соотношения самооценки и оценки, выявил лишь одно значимое различие уровня высоты по параметру «интеллект». По другим качествам достоверных различий нет.

Анализ корреляционных связей выявил значительное расхождение во внутренней структуре оценочной системы в зависимости от типа соотношения самооценки и оценки, как в среде делинквентных, так и правопослушных подростков. Несвязанность оценочных паттернов в группах с конфликтным соотношением самооценки и оценки, где самооценка выше оценки, по всей видимости, позволяет говорить о неразвитости оценочных суждений этих подростков, вследствие чего, они не способны адекватно оценить ни свои способности, ни личностные качества.

Результаты 2 этапа исследования подтверждают гипотезу о влиянии типа соотношения самооценки и внешней оценки на особенности актуального состояния, а также ее связи с некоторыми характерологических особенностей личности как правопослушных, так и делинквентных подростков. При этом наиболее значимым для образования неблагоприятных тенденций в формировании личности подростка является конфликтное соотношение самооценки и оценки на горизонтальном уровне, а именно оценки референтнозначимых лиц классного коллектива.

Результаты сравнительного анализа групп, дифференцированных по типу соотношения самооценки и оценки референтной группы, обнаружили значимые различия в показателях шкал методики ММИЛ и Басса-Дарки, в совокупности своей указывающие на менее благополучные тенденции в социально-психологической адаптации правопослушных подростков, имеющих конфликтное соотношение самооценки и внешней оценки. Так, было установлено, что конфликтное соотношение самооценки и оценки, независимо от вектора направленности, значимо влияет на рост уровня тревожности, которая вызывает усиление поведенческой активности, изменение ее характера или включения различных механизмов ин-трапсихической адаптации. Однако, форма реакций на дезадаптирующее воздействие конфликта самооценки и оценки имеет различный характер в группах с конфликтным соотношением самооценки и оценки. Так, преимущественным механизмом снижения тревоги подростков, у которых не реализуется полностью потребность в признании, уважении, является ее отреагирование непосредственно в поведении, что выражается в повышенной импульсивности, выраженном чувством соперничества, агрессивных реакциях, нетерпимости к мнениям, несовпадающим с их точкой зрения. Защитным механизмом выступает вытеснение из сознания неприятной, или занижающей самооценку, информации. В группе подростков, где самооценка ниже оценки, преобладает действие механизма фиксации тревоги и ограничительное поведение. Этот факт указывает на наличие низкой способности к вытеснению и повышенного внимания к отрицательным сигналам. Характерологической особенностью этих лиц является неуверенность в себе, критичность, превалирует мотивация избегания неудач. Аутистическая направленность, отгороженность от внешнего мира, меньшая внешняя, эмоциональная выраженность не позволяют излишнему выходу негативных эмоций, которые в большей степени интериоризиру-ются и направляются на себя.

Экспериментальное исследование выборки делинквентных подростков выявило существенные нарушения в психическом здоровье и социально-психологической адаптации несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в воспитательно-трудовой колонии. Однако, при общих совпадениях, профиль делинквентных подростков, вошедших в группу, где самооценка имеет гармоничное соотношение с оценкой, отличается большей выраженностью аутистических тенденций, свидетельствующих о нарушении социальных контактов, внутренней напряженности, эмоциональной отгороженности. Кроме того, значимое повышение показателей шкал невротической триады в этой группе указывает на наличие невротического синдрома. Эти результаты позволяют утверждать факт, что завышенный характер самооценки у делинквентных подростков, выполняя функцию психологической защиты, выступает одним из важнейших факторов, способствующих социально-психологической адаптации в условиях принудительной изоляции. Общее повышение по показателям методики Басса-Дарки в группе, где самооценка выше оценки референтной группы, свидетельствует о повышенной агрессивности этих подростков, выступающей средством самоутверждения, способствующим процессу адаптации и выживания в жестких условиях исправительно-трудовой колонии.

Таким образом, установленные в исследовании результаты позволяют углубить понимание некоторых закономерностей формирования личностных особенностей подростков, а также факторов возникновения школьной дезадаптации, развивающейся в связи с психологическим дискомфортом от неудовлетворенной потребности в уважении, признании. Кроме того, эти данные позволяют уточнить действие механизмов возникновения делинквентных моделей поведения. В своей совокупности полученные результаты позволяет разработать конкретные диагностико-коррекционные программы для организации учебно-воспитательного процесса в школе и закрытых воспитательных учреждениях для несовершеннолетних. Целесообразным представляется также использование полученных данных при подготовке практических психологов для работы в системе школьной психологической службы, в специализированных учебных заведениях для несовершеннолетних правонарушителей, а также в центрах социально-психологической помощи. Перспективным в этом отношении является также дальнейшее изучение влияния типа соотношения самооценки и оценки других значимых лиц, например родителей, на формирование личности подростка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Б. Зависимость самооценки от интраличностного и интерличностного сравнения детей // Вопросы психологии. 1975. № 5. С.138−142.
  2. М.М. Взаимосвязь самооценки детей и оценки родителей в дошкольном возрасте. Автореф. дис.канд.психол.наук. Л., 1988. -16 с.
  3. М.М. Соотношение оценки и самооценки в дошкольном детстве // Вестник ЛГУ. Сер. 6. Вып.2. 1987. № 13. С.121−122.
  4. А.Г., Трайнина Е. Г. К вопросу о саморазрушающем поведении подростков // Саморазрушающее поведение подростков. Л., 1991. С.29−36.
  5. Н.Н. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1982. -22 с.
  6. М.Ю. Психологический анализ самооценки студентов как субъектов иноязычной речевой деятельности: Автореф. дис.психол.наук. М, 1986.-18 с.
  7. А.Н. Тренинг как педагогическая технология становления самоотношения личности старшеклассника. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ижевск, 1996. -19 с.
  8. З.С. Самооценка и направленность личности подростка с отклоняющимся поведением: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1997.17 с.
  9. Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней. М., 1995. -608 с.
  10. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста. Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1985. -19 с.
  11. А.Н. Влияние самооценки на способ разрешенияконфликтной ситуации: Автореф. дис.канд.психол.наук. JL, 1983.-15 с.
  12. Ш. Б. Этнопсихологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1998.-24 с.
  13. Н.В. Возрастные психологические особенности агрессивного поведения несовершеннолетних: Автореф. дис. .канд. психол.наук. Киев, 1989.-17 с.
  14. .Г. К постановке проблемы детского самосознания// Известия АПН РСФСР. 1948. № 18. С.101−124.
  15. .Г. Психология педагогической оценки// Избранные психологические труды. М., 1980. Т. 2. С. 128−271.
  16. Т.Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем дошкольном возрасте. Автореф. дисс. .канд. психол.наук. М., 1979. -21 с.
  17. О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис. .канд. психол.наук. JL, 1984.-17 с.
  18. Н.Е. Особенность осознания своих умений у детей 5−7 лет: Автореф. дис. .канд.педаг.наук. М., 1959. -18 с.
  19. Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992. 205 с.
  20. Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Некоторые отличительные психологические особенности личности неосторожных преступников / Личность преступников и индивидуальное воздействие на них. М., 1989. С.10−17.
  21. Е.А. Влияние воспитателя и сверстников на самооценку детей старшего школьного возраста. Автореф. дис. .канд. психол.наук. Минск, 1983.-25 с.
  22. Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1990. -19 с.
  23. С.Х. Влияние самооценки на формирование профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя: Автореф. дис. .психол.наук. М., 1986. -16 с.
  24. A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис.. психол.наук. М., 1983. -15 с.
  25. В.И. Метод семантического дифференциала в исследовании психологических особенностей личности // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979. С. 157−153.
  26. В.И., Константинова Н. Я. К вопросу изучения самооценки преступников // Психологическое изучение личности преступника. М, 1976. С.115−144.
  27. Н.А. Проблемы оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 1989. № 2. С.81−90.
  28. Батурин Н. А. Оценочная функция психики: Автореф. дис.докт.психол.наук. СПб., 1998.- 36 с.
  29. И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М., 1993. -253 с.
  30. С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994. -221 с.
  31. О.А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. Новосибирск, 1998.-22 с.
  32. Берг JI-Э. Человек социальный: символический интеракционизм // Современная западная социология. СПб., 1992. С.157−191.
  33. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.-270 с.
  34. Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основыинтерпретации, некоторые области применения). М., 1994. -175 с.
  35. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 421 с.
  36. С.Н. Зарубежный опыт исследования личности преступника многофазным личностным тестом // Психологическое изучение личности преступника (методы исследования). М., 1976. С.23−43.
  37. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. -199 с.
  38. А.А. Психология о личности. М., 1988. -188 с.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.-464 с.
  40. Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности // Проблемы формирования личности. М. Воронеж, 1995. С.245−271.
  41. Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильного взаимоотношения ребенка с коллективом и их влияния на формирования личности // Вопросы психологии. 1976. № 11. С.130−139.
  42. В.В. Изменение личности у престарелых проживающих в домах-интернатах:Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1980.-19 с.
  43. Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Вып.1. М., 1990, С.23−27.
  44. Л. В. Залученова Е.А. Самооценка, уровень притязаний и индекс тревожности // Социально-экономические проблемы развития европейского Севера. Архангельск, 1982. С.101−103.
  45. Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки. Автореф. дисс. .докт. психол. наук. М., 1999. -45 с.
  46. Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 1986. № 3.C.21−31.
  47. Л.В., Рощина Е. С. Влияние уровня самооценки на продуктивность учебной деятельности // Новые исследования в психологии. 1987.№ 1.С.23−26.
  48. Г. Т. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков правонарушителей // Изучение мотивационного поведения детей и подростков. М., 1972. С. 259−350.
  49. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: Автореф. дис.канд.психол.наук. М., 1998.-21 с.
  50. .С., Павленко В. Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и аномальном развитии // Вопросы психологии. 1986. № 4.С.146−155.
  51. С.А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопросы психологии. 1971. № 3. С. 138−143.
  52. Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патоло’гии. Автореф. дис.канд. психол.наук. М., 1995.-22 с.
  53. Г. К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей, ее формирование и роль в поведении: Автореф. дис.. канд.психол.наук. М, 1987.-20 с.
  54. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей //Вопросы психологии. 1989. № 1. С.45−54.
  55. В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Л., 1980. -36 с.
  56. В.Л. Юридическая психология. М., 1991. -464 с.
  57. З.А. ч^сооенности преодоления нравственных критических ситуаций в зависимости от степени адекватности самооценивания: Автореф. дис.. канд. психол.наук. Тбилиси, 1987.-23 с.
  58. В.В. Применение метода дихотомической самооценки в криминально-психологическом исследовании личности// Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 120 134.
  59. И.П. Индивидуальное и групповое в лидерстве у подростков // Социально-психологические проблемы взаимоотношений. М., 1970. С.52−53
  60. Г. В. Психологический механизм решения задач на самооценку. Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1986. -22 с.
  61. В.А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей // Известия АПН РСФСР. М., 1948. Вып. 18. С.3−27.
  62. И.А. Медико-психологическое исследование формирования характера делинквентных подростков: Автореф. дис. .канд. психол.наук. СПб., 1992. -19 с.
  63. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки личности школьников старших классов: Автореф. дис. .канд. психол.наук. Ярославль, 1974. -23 с.
  64. У. Психология. М., 1991. -367 с.
  65. И.Т. Содержание и функция образа самого себя у дошкольников: Автореф.дис. .канд.психол.наук. М., 1979. -18 с.
  66. А.И. О подходе к исследованию личности несовершеннолетних, совершивших преступление // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977. С.21−30.
  67. А.Н. Искажение образа физического «Я» у больных ожирением и нервной анорексией: Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1986.-19 с.
  68. М.Г. Соотношение общей и конкретной самооценки у детей раннего возраста // Новые исследования в психологии. М., 1982. № 2(27). С. 48.53.
  69. Н.Ю. Формирование саморегуляции поведения старшеклассников: Автореф. дис .канд.психол.наук. Н. Новгород, 1997. -20 с.
  70. Ю.В. Психологические особенности самосознания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5−8 лет) из воцерковленных православных семей: Автореф. дис. .канд.психол.наук. М., 1997.-16 с.
  71. Г. Х. Экспериментальная проверка возможности применения многофазного личностного теста при изучении личности преступника // Психологическое изучение личности преступника (методы исследования). М., 1976. С.44−62.
  72. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 1990. № 4. С.83−90.
  73. С.Н. Соотношения представлений о профессионально важных качествах и особенностей самооценки молодых сотрудников милиции: Автореф. дис.канд.психол.наук.Тверь, 1999.-19 с.
  74. Е.А. Самооценка в деятельности студентов. М., 1992. -52 с.
  75. Е.А. Соотношение самооценки и уровня притязаний и его влияние на личностные особенности. Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1995.-24 с.
  76. А.И. Неврозы у детей и психотерапии. СПб., 1998. -329 с.
  77. А.В. Генезис самооценки: Автореф. дис. .докт. психол.наук. М., 1989.-44 с.
  78. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5−14.
  79. А.В., Андрущенко Т. Ю. Исследование самооценки младшегошкольника в учебной деятельности // Вопросы психологии. 1980. № 4. С.90−99.
  80. А.В., Мамажанов М. Роль самооценки в познавательной активности младших школьников // Новые исследования в психологии. Вып.2. М., 1983.С.25−29.
  81. А.В., Худобина Е. Ю. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки в младшем школьном возрасте // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1990. № 1(3).С.19−27.
  82. ЗеленьковаЕ.Е. Влияние самооценки на статус подростка // Журнал практического психолога. 1997. № 6.С. 13−19.
  83. М.М., Личко А. Е., Смирнов В. М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983. -311с.
  84. .Д. Неврозы. М., 1990. -572 с.
  85. Л.А. Особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста с левосторонней конституциональной латеральностью: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 1997.-19 с.
  86. В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопросы психологии. 1980. № 3. С.130−133.
  87. Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие). М., 1991. -71с.
  88. Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1998. 19 с
  89. А.К. Психологическое обеспечение педагогического процесса в школе: Автореф. дисс. .докт.психол.наук. СПб., 46 с.
  90. А.И. Особенности самооценки в связи с критическимсобытием потерей и отсутствием работы. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. Пермь, 1999.-24 с.
  91. H.JI. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1972. -21 с.
  92. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.-350 с.
  93. Т.К. Психологические особенности самопознания у старшеклассников. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1987. -21 с.
  94. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М., 1984. -335 с.
  95. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. -367 с.
  96. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. -254 с.
  97. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. -191 с.
  98. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. Москва -Воронеж, 1997.-335 с.
  99. И.С. Развитие отношения к себе как субъекту учебной деятельности в младшем школьном возрасте: Автореф. дис.. канд. психол.наук. Киев, 1992. -19 с.
  100. А.А. О некоторых способах самооценки личности // Личность в психологическом эксперименте. М., 1973. С.85−90.
  101. Л.Н. Самооценка как фактор саморегуляции деятельности пилота. Автореф. дис. .канд.психол.наук. Л., 1984.-17 с.
  102. А.П. О подростках. М., 1970. -272 с.
  103. Е.С. Избыточная масса тела и образ физического «Я» // Вопросы психологии. 1987. № 2. С. 113−118.
  104. А.Ю. Самосознание подростков с делинквентным и криминальным поведением // Саморазрушающее поведение подростков.1. Л., 1991. С.98−102.
  105. А.А., Суходольский Г. В. Психологические аспекты человекознания // Человек в зеркале наук. СПб., 1993. С. 108−113.
  106. В.Н. Восприятие и оценка экспрессии подростками // Ученые записки ЛГУ, 1973. В.5. С. 106−115.
  107. В.Н. Восприятие подростками других людей и себя. Л., 1972.-20 с.
  108. В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис. .канд. псих.наук. Л., 1968. -16 с.
  109. В.Н. Некоторые проблемы формирования личности и самосознания // Человек и общество. Л., 1969. В.4. С.67−77.
  110. Т.Н. Сравнительный анализ психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей// Экспериментальная и прикладная психология. СпбГУ, 1995. В.14, С.119−124.
  111. Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. .канд.псих.наук. Л., 1981.-19 с.
  112. A.M. Самооценка учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М., 1973.-23 с.
  113. Е.В. Психологический анализ корыстной деформации личности несовершеннолетнего правонарушителя: Автореф. дис.. канд. психол.наук.М., 1995. -26 с.
  114. Е.В. Психологические и социально-педагогические факторы профилактики делинквентности старших подростков: Автореф. дис.. канд. психол.наук.М., 1995. -23 с.
  115. А. И. Психология самооценки школьника. Автореф. дис. .докт.психол.наук. М., 1974. -35 с.
  116. А.И. Самооценка школьника. М., 1976. -64 с.
  117. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев, 1983.-111 с.
  118. И.В. Особенности самосознания психопатической личности: Автореф. дис. .канд. психол.наук. Л., 1989. -24 с.
  119. А.Е. Психопатии и акцентуации характера подростков. Л., 1983. -255 с.
  120. .Ф. Проблема личности в советской психологической науке // Проблемы психологии и личности. М., 1982. С.4−11.
  121. В.М. Динамика отношения к себе в процессе организационной деятельности руководителя: Автореф. дис. .канд.психол.наук. Л., 1986. -20 с.
  122. И.С. Структура и динамика самооценки больных эндогенными психозами с депрессивными состояниями в процессе восстановительного лечения: Автореф. дис. .канд. психол.наук. Л., 1990. -25 с.
  123. З.Н. Влияние представления учащимся о собственной внешности и понимания им своей личности на его общения с другими людьми: Автореф. дис. .канд.психол.наук. М., 1990. -21 с.
  124. З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми // Вопросы психологии. 1989. № 3. С.71−75.
  125. .Д. Социально-трудовая адаптация личности и проблема отклоняющегося поведение// Вестник ЛГУ, 1981^ер.6. № 1. С. 75−80.
  126. .Д., Курбатова Т. Н. Основы юридической психологии. Л., 1986. -54 с.
  127. B.C. Психологическое исследование объективности оценки и самооценки у студентов: Автореф. дис. .канд. псих.наук. Л., 1977. -22 с.
  128. Н.Ю. Оценочная деятельность учителя в формированиисамооценки школьника // Вопросы психологии. 1983, № 5.С.42−47
  129. Н.Ю., Пискун В. М. Формирование адекватных оценочных отношений трудновоспитуемых подростков // Психологическая наука и практика. Новосибирск, 1987. -322 с.
  130. М. Психологические особенности связи познавательной активности с самооценкой в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1982. -22 с.
  131. Г. А. Исследование оценки и самооценки в связи с типами совместной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. JL, 1983. -15 с.
  132. Т.Э. Преодоление неадекватной самооценки у старших подростков в процессе их приобщения к общественно-полезной деятельности: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. Алма-Ата, 1978. -26 с.
  133. Г. И. Самооценка как фактор регуляции морального поведения дошкольника. Автореф. дис. .канд.психол.наук. М., 1985.—19с.
  134. Нгуен Нгок Кхань. Формирование у студентов самооценки как системообразующего компонента их готовности к самовоспитанию: Автореф. дис.канд.психол.наук.Киев, 1990. -16 с.
  135. М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С.112−147.
  136. В.В. Некоторые аспекты суицидального поведения у акцентуированных личностей в юношеском возрасте // Саморазрушающее поведение у подростков. Д., 1991. С.36−40.
  137. Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредованный фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал. 1998. № 1. С.16−25.
  138. Т.Н. Особенности осознания себя детьми 6-летнеговозраста // Вопросы психологии. 1986. № 4. С.43−49.
  139. Д.В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии. М., 1980. С.62−79.
  140. И.П. Полный собрание трудов. М., 1951. Т. З. Кн. 1.
  141. В.И. Влияние особенностей личности и успешности деятельности на самооценку спортивного мастерства гимнасток: Автореф. дис. .канд. психол.наук. М., 1987. -24 с.
  142. .Д. Анатомия общения.СПб., 1999.-301 с.
  143. .Д. Социальная психология как наука. Л., 1965.-208 с.
  144. А.Р. Когнитивные и эмоциональные компоненты в структуре образа «Я» у студентов: Автореф. дис. .канд.психол. наук. Л., 1984.-16 с.
  145. Ю.Г. Криминологические и психолого-педагогические основы изучения личности несовершеннолетних правонарушителей. М., 1989.-56 с.
  146. В.Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. М., 1985. -159 с.
  147. В.Ф. Криминальная психология. Подросток в условиях социальной изоляции. Книга 2. М., 1998. -320 с.
  148. Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М. И. Борищевского. Киев, 1980. -164 с.
  149. Психология / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1999. -583 с.
  150. С.В. Взаимосвязь самооценки и мыслительного процессапри решении задач: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1988.-19 с.
  151. А.Р. Социально-психологические аспекты юридической теории и практики // Прикладные проблемы социальной психологии. М., 1983.С.225−242.
  152. А.Р., Ефремова Г. Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С.44−62.
  153. А.Р., Константинова Н. Я., Собчик Е. М. Самооценка преступников // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С.63−78.
  154. А. А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. -416 с.
  155. А.А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал, 1994. № 2. С.52−57.
  156. А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996.- 110 с.
  157. А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999. -288 с.
  158. А.А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. С.45−53.
  159. А.А., Розум С. И. Психология. СПБ., 1999. -99 с.
  160. М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной деятельности // Вопросы психологии. 1986. № 3.C.35−44.
  161. X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994. -319 с.
  162. К. Взгляд на психотерапию.Становление человека. М., 1994.-480 с.
  163. С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1989.-322 с.
  164. Г. Б. Мотивация насильственных преступлений несовершеннолетних. Казань, 1993.- 167 с.
  165. О.В. Особенности самосознания у пациентов с ипохондрическим синдромом: Автореф. дис. .канд.психол.наук. М., 1997.-18 с.
  166. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. С. 81−112.
  167. Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста // Вопросы психологии. 1969. № 4.С. 107−117.
  168. Л.С. О соотношении самооценки и взаимооценки подростков с их общением // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. С. 139−141.
  169. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения// Вопросы психологии. 1975. № 3. С.62−73.
  170. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия ее коррекции. М.-Воронеж, 1996. 96 с.
  171. Е.М. Динамика отношения к себе у детей младшего школьного возраста. Автореф. дисс.канд.психол.наук. Казань, 1998.-22 с.
  172. О.Д. Психология уголовной ответственности. М., 1998. -272 с.
  173. В.П. Образ ребенка в сознании педагога: Автореф. дисс. .канд.психол.наук. СПб., 1996. 16 с.
  174. Л.С. Дети с аффективным поведением. М-Воронеж, 1998. -447 с.
  175. Г. А. Формирование самосознания и самооценки у советских школьников. Автореф. дис. .канд. педаг.наук.М., 1953. -12 с.
  176. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.1. М., 1989.-214 с.
  177. А.Е. Самооценка как фактор воспитания в юношеском возрасте. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. М., 1973. -19 с.
  178. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. -303 с.
  179. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1976. -15 с.
  180. Г. Б. Становление самооценки младших дошкольников как фактор психологической готовности к школьному обучению. Автореф. дис. канд.психол.наук.М., 1983.-21 с.
  181. М.М. Особенности самооценки и уровня притязаний в позднем возрасте: Автореф.канд.психол.наук. М., 1996.-15 с.
  182. О.В. Динамика становления субъекта самооценивания: Автореф. дисс.канд. психол.наук. Л., 1991.-16 с.
  183. А.Ш., Степанович Д. Влияние кризисной жизненной ситуации на структуру самооценки // Вопросы психологии. 1987. № 2. С.128−133.
  184. М.Ш. Сравнительная характеристика самооценки преподавателей и студентов // Теоретические и прикладные исследования по психологии. Казань, 1977. С.78−90.
  185. Е.О. Нарушение устойчивости самооценки при неврозах. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1985.-20 с.
  186. Хорке П.Иренс. Проявление стереотипов в оценке школьниками себя и сверстников: Автореф.канд.психол.наук. Л., 1977.-14 с.
  187. .Ю. Соотношение эмоционального и когнитивного компонентов самооценки у младших школьников. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1988.-21 с.
  188. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997. -606 с.
  189. Г. И. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростков. Автореф. дис.канд. психол.наук.М., 1987.-23 с.
  190. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.-144с.
  191. П.А. Развитие самооценки умственно отсталых школьников. Автореф. дисс. .канд. психол.наук. JL, 1987. -17 с.
  192. B.C., Кржечковский А. Ю., Можейко А. А. Самосознание подростков с гармоничным и отклоняющимся поведением. Ставрополь, 1993.-139 с.
  193. А.Ф. Психокоррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте. Автореф. дисс. .канд. психол.наук. М., 1991. -17 с.
  194. Р.Х. Самолюбие детей. М., 1969. -175 с.
  195. И.К. Стимулирование деятельности педагогического коллектива посредством создания ситуаций критической самооценки. Автореф.дис.канд. педаг.наук. JL, 1977. -20 с.
  196. Т. Социальная психология. М., 1969.-535 с.
  197. Э.Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии // Саморазрушающее поведение подростков. Л., 1991. С.112−117.
  198. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. -340 с.
  199. A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 106−113.
  200. С.М. Особенности проявления самооценки учащихся-подростков // Вопросы психологии. 1966. № 4.С.87−92.
  201. Т.И. Роль самооценки в регуляции поведения младших школьников. Автореф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1977.-18 с. 203. .Якобсон С. Г., Морева Г. И. Образ себя и моральное- поведение дошкольников // Вопросы психологии. 1989. № 6. С.34−42.
  202. В.А., Силенок М. М. Педагогическая оценка как фактор формирования личности учащихся // Вестник ЛГУ, 1983, № 17, в. З С.42−48.
  203. Е.А. Исследование уровня самооценки личности несовершеннолетних правонарушителей. // Психологическое изучение трудновоспитуемых школьников и несовершеннолетних правонарушителей. М., 1973. С. 174−175.
  204. Baumeister R.F. Undestanding the Inner Nature of Low Self-Esteem: Uncertain, Fragile, Protective, and Conflicted // Self-esteem: the puzzle of low self-regard/ edited by Roy F. Baumeister. N.Y., 1993. P.201−218.
  205. Blaine B. and Crocher D. Self-Esteem and Self-Serving Biases in Reactions to positive and negative events // Self-esteem: the puzzle of low self-regard/ edited by Roy F. Baumeister. N.Y., 1993. P.59−85.
  206. Blascovich J., Tomaka J. Measures of Self-Esteem // Measures of Personality and Social Psychological Attitudes/ Academic Press, 1991. P. 115 194
  207. Brown J.D. Motivational Conflict and the Self: The Double-Bind of Low Self-Esteem // Self-esteem: the puzzle of low self-regard/ edited by Roy F. Baumeister. N.Y., 1993. P. l 17−130.
  208. De la Ronde C., Swann W.B. Caught in the crossfire: Positivity and Self-Verification strivings among people with low self-esteem// Self-esteem: the puzzle of low self-regard/ edited by Roy F. Baumeister. N.Y., 1993. P. 147−165.
  209. Guerra N.G., Nucci L., Huesmann L.R. Moral cognition and childhoodaggression // Aggressive behavior: Current Perspectives/edited by L.R.Huesmann. N.Y., 1994. P.13- 45.
  210. Harter S and Harold D. A Model of the Determinants and Mediational Role of Self-Worth: Implications for Adolescent Depression and Suicidal Ideation// The Self Interdisciplinary Approaches/ N.Y., 1991. P.66−92.
  211. Harter S. Causes and consequences of low self-esteem in children and adolescents // Self-esteem: the puzzle of low self-regard/ edited by Roy F. Baumeister. N.Y., 1993. P.87−116.
  212. Hathaway S.R., Monachesi E.D. Analyzing and Predicting Juvenile Delinquency with the MMPI. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1953.
  213. Hathaway S, Monachesi E.D. An atlas of juvenile MMPI profiles. Minneapolis, 1961. P.401.
  214. Hathaway S.R., Monachesi E.D. Adolescent Personality and Behavior (MMPI patterns of normal, delinquent, dropout, and other outcomes). The University of Minnesota Press, Minneapolis, 1963. P. 193.
  215. Hathaway S.R., Monachesi E.D., Young L.A. Delinquency Rates and Personality/ Journal of Crim. L. And Criminol., 1960, vol.50. P.433−440.
  216. Heatherton T.D., Ambary N. Self-Esteem, Self-Prediction, and Living-up to commitments// Self-esteem: the puzzle of low self-regard/ edited by Roy F. Baumeister. N.Y., 1993. P.131−145.
  217. Kaplan H.B. Deviant behavior in defense of self. N.Y.: Academic press, 1980. p.255.
  218. Kaplan H.B. Self-attitudes and deviant behavior/ by Goodyear Publishing Company, Inc. 1975. P.185.
  219. Katona-Sallay H. The characteristics of adolecents self-concept // The Self-Concept. European Perspectives on its Development, Aspects, and Applications / edited by Oppenheimer L. Berlin, Heidelberg, 1990. P.97−106
  220. Kernis M.H. The Roles of stability and LEVEL OF Self-Esteem in Psychological Functioning// Self-esteem: the puzzle of low self-regard/ edited by Roy F. Baumeister. N.Y., 1993. P. 167−182.
  221. Pekrun R. Social Support, achievement evaluations, and self-concepts in adolescence// The Self-Concept. European Perspectives on its Development, Aspects, and Applications / edited by Oppenheimer L. Berlin, Heidelberg, 1990. P.107−120.
  222. Reckless W.C., Dinitz S., Murray E. Self Concept as an Insulator against Delinquency // American Sociological Review. 1956. XXI. P.744−716.
  223. Tice D.M.The social motivations of people with low self-esteem // Self-esteem: the puzzle of low self-regard/ edited by Roy F. Baumeister. N.Y., 1993. P.37−53.
Заполнить форму текущей работой