Формирование нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школы
Актуальность исследования. Современное поколение сельских детей проходит своё становление в условиях кризисного состояния деревни, упадка её экономики, разрушения социальной инфраструктуры, привычного уклада жизни сельских тружеников. Социальная и экономическая нестабильность жизни большинства сельских семей негативно сказывается на процессе формирования ценностных ориентаций подростков. Они… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИИ Щ ПОДРОСТКОВ
- 1. 1. Формирование ценностных ориентаций подростков как предмет педагогического исследования
- 1. 2. Нравственно-эстетические ориентации как результат воспитания
- 1. 3. Особенности нравственно-эстетического воспитания в сельской школе
- 1. 4. Модель формирования нравственно-эстетических ориентаций
- Выводы по первой главе
- 2. ОПЫТ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ
- 2. 1. Характеристика деятельности сельской школы по формированию нравственно-эстетических ориентаций подростков
- 2. 2. Диагностика нравственно-эстетических ориентаций подростков (школьная общность)
- 2. 3. Аксиологизация содержания учебных предметов как педагогическое условие развития нравственно-эстетических знаний. 2.4. Нравственно-эстетический аспект обществе""о-«олезиой деятельности
- 2. 5. Программа формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков села
- Выводы по второй главе
Формирование нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Современное поколение сельских детей проходит своё становление в условиях кризисного состояния деревни, упадка её экономики, разрушения социальной инфраструктуры, привычного уклада жизни сельских тружеников. Социальная и экономическая нестабильность жизни большинства сельских семей негативно сказывается на процессе формирования ценностных ориентаций подростков. Они оказались в ситуации, когда старые, десятилетиями неоспоримые ценности были отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, ещё не полностью определены.
Особая ответственность за формирование личности в современных условиях ложится на школу, которая очень часто остаётся единственно культурным центром для многих школьников-подростков. Образовательные учреждения, организуя их жизнедеятельность, формируют такие потребности, интересы, ценностные ориентации, которые не в силах сформировать ни один другой социальный институт.
В истории педагогики накоплен уникальный фонд научных знаний по становлению нравственно-эстетических ориентаций сельских школьников. Это опыт создания сельских школ в Тверской губернии профессором Московского университета С. А. Рачинским, в селе Талашкине Смоленской губернии сельской школы известной меценаткой М. К. Тенишевой, в Калужской области сельской школы-центра воспитания в социальной среде С. Т. Шацким. Уникален опыт Павлышской школы В. А. Сухомлинского, Дедуровской средней школы Н. К. Калугина в Оренбургской области.
Имеющийся положительный опыт воспитания сельских школьников и закономерности, найденные в этом процессе, нуждаются в переосмыслении с позиций современного социума, педагогической науки, новых подходов в формировании нравственно-эстетических ориентаций сельских школьников.
В действующих нормативных актах Правительства Российской Федерации приоритетом является развитие системы нравственного, патриотического, эстетического воспитания. Однако приходится констатировать, что воспитательные функции школы находятся в тени, доминанта отдаётся обучению.
Анализ проблемы становления и развития нравственно-эстетических ориентаций сельских подростков позволил зафиксировать объективно существующие противоречия, которые актуализируют проблему исследования:
— между возможностью сельской среды в формировании нравственно-эстетических ориентаций и недостаточной готовностью учителей к реализации этих возможностей;
— между усиливающимся влиянием средств массовой информации на нравственно-эстетические ориентации подростков и неустойчивостью подростков к негативным явлениям реальной жизни;
— между стремлением педагогов к формированию нравственно-эстетических ориентаций подростков и недостаточной результативностью нравственно-эстетического воспитания.
Выявленные противоречия и необходимость их решения определили проблему нашего исследования: раскрытие воспитательного потенциала сельской школы в формировании нравственно-эстетических ориентаций школьников.
Проблема формирования нравственно-эстетической ориентации личности разрабатывалась в трудах философов (Платон, И. Кант) — педагогов (М.А. Верб, Б. М. Неменский, В.А. Сластёнин) — психологов (Л.С. Выготский, Л. С. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин).
Нравственно-эстетический потенциал личности во многом зависит от форм и методов, способствующих целенаправленному развитию отношения человека к окружающему миру и искусству. Особое место в этой области занимают работы выдающихся педагогов-практиков Б. Т. Лихачёва, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, С. Т. Щацкого.
Анализ современного состояния выделенной проблемы позволяет сделать вывод об актуальности исследования таких педагогических аспектов, как теоретическое обоснование феномена нравственно-эстетических ориентаций и специфики их формирования у подростков сельских школ.
Учитывая, что нравственно-эстетические ориентации закладываются в подростковом возрасте, мы определили тему исследования: «Формирование нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школы».
Цель исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий, позволяющих наиболее эффективно организовать процесс формирования нравственно-эстетических ориентаций сельских подростков.
Объект исследования: процесс формирования нравственно-эстетических ориентаций учащихся сельских школ.
Предмет исследования: культурно-эстетическая воспитательная среда как фактор формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков сельской школы.
Гипотеза исследования: мы предполагали, что процесс формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков села будет более эффективным, если:
— осуществляется ценностное взаимодействие семьи, школы и учреждений дополнительного образования в создании культурноэстетической воспитательной среды, связанной с традициями и укладом села;
— конструируются креативные ситуации выбора деятельности нравственно-эстетической направленности подростков в социуме и школе;
— актуализируется нравственно-эстетический потенциал содержания учебных предметов;
— развивается система нравственно-эстетических знаний подростков.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
— раскрыть содержание понятия нравственно-эстетические ориентации сельских школьников и их специфику;
— обосновать структурно-функциональную модель формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школы;
— выявить диагностические показатели и критерии уровней сформированности нравственно-эстетических ориентаций подростков;
— провести опытно-экспериментальную проверку педагогических условий, способствующих формированию нравственно-эстетических ориентаций подростков сельской школы;
— разработать методические рекомендации по педагогическому обеспечению процесса формирования нравственно-эстетических ориентаций в условиях сельской школы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют труды учёных в области:
— теории развивающего и личностно-ориентированного воспитания (В.И. Андреев, А. Г. Асмолов, Е. В. Бондаревская, З. И. Васильева, В. И. Загвязинский, М. Н. Скаткин, В. А. Сухомлинский, И.С. Якиманская);
— психологии развития личности (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн);
— теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Л. П. Буева, В. В. Давыдов, М. С. Каган, Г. И. Щукина, Д.И. Эльконин);
— изучения вопросов аксиологического подхода в образовании (В.П. Бездухов, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, В.А. Сластёнин);
— становления творческого потенциала личности в образовательном процессе (Т.К. Ахаян, А. С. Гаязов, Г. Г. Коломиец, В. П. Комаров, В. Г. Рындак, А.И. Щетинская);
— основ формирования ценностных ориентаций личности (Б.Г. Ананьев, Е. И. Казакова, В. А. Караковский, Г. А. Мелекесов, Н. М. Михайлова, Н. Д. Никандров, Л.Л. Столович);
— теоретических положений особенностей нравственно-эстетического воспитания личности (М.А. Верб, А. Г. Гройсман, С.М. Кар-гапольцев, Т. П. Краснова, Б. Т. Лихачёв, Б. М. Неменский, Л. Б. Соколова, С.Д. Якушева);
— взаимосвязи общественного и семейного воспитания (Ю.П. Азаров, И. В. Гребенников, В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик);
— теории воспитания социально активной личности в условиях социальной среды (Р.Г. Гурова, В.А. Сухомлинский);
— функций школы как динамичного социального института (Б.П. Битинас, Л. И. Новикова, М.М. Поташник).
Ценными в аспекте решения проблемы нашего исследования оказались труды В. А. Алексеевой, Л. В. Байбородовой, A.M. Ци-рульникова, посвященные исследованию проблем воспитания и обучения сельского школьника.
Проблема развития личности сельского школьника рассматривалась в работах М. С. Кравченко, О. М. Шиловой (среда современного села и её функции в развитии личности) — С. А. Броникова, М. В. Воропаева, А. Муханбетжановой (особенности обучения и воспитания в сельской школе) — А. Ф. Ахматова, Н. М. Гаджиевой, М. Т. Иванова, А. С. Косарева, В. В. Копусовой (педагогические возможности сельской школы в формировании тех или иных качеств учащихся) — В. Ф. Афанасьева, Т. К. Искакова, З. М. Магомедовой, P.M. Пашаевой, З. Я. Якубова (использование народных традиций в воспитательной работе сельских школьников) — А. К. Коробкова (воспитание сельских школьников по месту жительства).
Широкий спектр исследования социальных проблем сельского населения можно найти в работах Ю. В. Арутюняна, Т. И. Заславской, В. П. Зволинского, A.M. Никулина, Г. А. Родионовой, Н. И. Симуша, В. И. Староверова, О. П. Фадеевой.
Нами анализировались прогрессивные идеи организаторов работы сельских школ конца XIX — начала XX в.: В. П. Вахтерова, А. Ф. Иванова, Н. К. Калугина, С. А. Рачинского, В.А. Сухомлин-ского, М. К. Тенишевой, J1.H. Толстого, С. Т. Шацкого, А.Н. Энгель-гарда, работы французского ученого С. Френе, создавшего уникальную систему воспитания и образования для малочисленных сельских школ.
Методы исследования включали анализ и обобщение философской, психолого-педагогической научной литературы, передового опытаизучение правовых документов, методических материалов, творческих работаналитическое наблюдение, диагностические накопления данных (анкетирование, тестирование, беседа) — констатирующий эксперимент.
База исследования: сельские школы Александровского района Оренбургской области (МОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа», «Петровская средняя общеобразовательная школа», «Ждановская средняя общеобразовательная школа», средняя общеобразовательная школа п. Марксовский).
В опытно-экспериментальной работе участвовало 408 учащихся.
Организация и этапы исследования.
Исследование проводилось с 1999 г. по 2006 г. и включало в себя три этапа.
Поисково-диагностический (1999;2001 г. г.) — выбор и теоретическое осмысление проблемыанализ философских, психолого-педагогических трудов, обобщение опыта деятельности сельских школ по теме исследованияформулирование рабочей гипотезы и задач исследованиясоставление программы опытно-экспериментального исследования.
Формирующий (2001;2004 г. г.) — опытно-экспериментальная работа: определение и проверка педагогических условий наиболее эффективного формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школыкорректировка и апробация программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента.
Аналитический (2004;2006 г. г.) — подведение итогов опытно-экспериментальной работыанализ и систематизация результатов исследованияоформление диссертационной работы, научно-методических рекомендаций и автореферата.
Научная новизна исследования: раскрыты особенности нравственно-эстетических ориентаций подростков сельских школ (наличие гуманных, но ограниченных условиями социума жизненных целей, приоритет духовно-значимых ценностей, взаимоотношений, качеств личности: трудолюбие, чуткость, внимательность) — выявлен комплекс педагогических условий формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков: создание культурно-эстетической среды, осуществление ценностного взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования связанной с традициями и укладом села, конструирование креативных ситуаций нравственно-эстетической направленности, актуализацию нравственно-эстетического потенциала учебных предметов, обогащение нравственно-эстетических знаний подростковразработана модель формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков, реализующая ценностный подход к организации учебно-воспитательной деятельности сельской школы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты расширяют научно-педагогические представления о нравственно-эстетических ориентациях подростков и особенностях их формирования в условиях сельских школ.
Практическая значимость исследования: материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей научной работе по данной проблематике, разнообразных видах педагогической деятельности, подготовке и проведении специальных лекционных курсов по проблемам нравственно-эстетической культуры и нравственно-эстетического воспитания в системе повышения квалификации педагогических кадров, при разработке спецкурсов для студентов педагогических специальностей, тематики дипломных, научно-исследовательских работ студентов.
Личный вклад соискателя: диссертация представляет собой самостоятельное завершённое исследование.
Осуществлен научно-теоретический анализа проблемы формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школы.
Разработана модель формирования нравственно-эстетических ориентаций школьников-подростков.
Организована и проведена опытно-экспериментальной работа по формированию нравственно-эстетических ориентаций школьников-подростков, систематизированы полученные данные.
Обоснованы педагогические условия эффективности функционирования модели формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков в условиях сельской школы.
Разработаны программа и методические материалы по организации и методике воспитательной работы по формированию нравственно-эстетических ориентаций школьников-подростков.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечена опорой на научные труды по философии, педагогике, психологии, этике, эстетикеорганизацией экспериментальной работы с применением методов, адекватных предмету, цели и задачам исследованиябольшим фактическим материалом, поэтапным количественным и качественным анализом полученных данныхвнедрением программы и методических рекомендаций в практику образовательного процесса сельских школ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Международных научно-практических конференциях «Современные технологии в науке, образовании, культуре» (Самара, 2002 г.) — «Роль университетской науки в региональном сообществе» в рамках IX Фестиваля гуманитарных наук (Оренбург, 2003 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы, поиски, решения» (Оренбург, 2004 г.) — III Всероссийской научно-практической конференции (заочная) «Психолого-педагогические исследования в системе образования» (Челябинск, 2005 г.).
Учебно-методические материалы оформлены в программе и методическом пособии «Формирование нравственно-эстетических ориентаций подростков» для учебно-воспитательной деятельности сельских школ Александровского района и Центра внешкольной работы школьников и подростков.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Нравственно-эстетические ориентации подростков являются интегративным личностным образованием, позволяющим понимать и созидать красоту в сфере межличностных отношений, разнообразных видах деятельности и отражающиеся в нравственном выборе подростков.
2. Структурно-функциональная модель, обеспечивающая формирование нравственно-эстетических ориентаций подростков сельских школ, включающая этапы становления этого процесса (стимулирующе-мотивационный, содержательно-деятельностный, аналитико-результативный), на каждом этапе актуализируются задачи (систематизация знаний о сущности понятий и категорий этики, эстетики, способов нравственно-эстетического самовоспитаниявключение подростков в ситуации нравственно-эстетического выбораразвитие эмоциональных чувств), принципы (мотивированности, целостности, эмоциональной насыщенности, культурои природосообразности, взаимодействия личности и коллектива) и функции (расширение возможностей творческой реализации образовательных субъектов в учебной и воспитательной деятельностивнесение гармонического начала во все сферы жизнедеятельности подростковразвитие способности сопереживать и воспринимать утверждающую искусством и музыкой красоту мира и человека).
3. Реализацию процесса формирования нравственно-эстетических ориентаций подростков сельских школ обеспечивают следующие педагогические условия:
— создание культурно-эстетической воспитательной среды;
— осуществление ценностного взаимодействия семьи, школы и учреждений дополнительного образования в создании культурно-эстетической воспитательной среды, связанной с традициями и укладом села;
— создание креативных ситуаций выбора деятельности нравственно-эстетической направленности подростков в социуме и школе;
— актуализация нравственно-эстетического потенциала содержания учебных предметов;
— обогащение системы нравственно-эстетических знаний подростков.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (всего 244 наименования) и приложений.
Результаты исследования показали, что в эпоху крушения многих общественных ценностей, идеалов для детей, непреходящей ценностью остаётся семья, потребность жить счастливо вместе с родителями.
Спектр лиц, избираемых ребятами для ориентации в жизни и самосовершенствование, указывает на широту жизненных и личностных устремлений подростков, число же выборов характеризует самостоятельность и неоднозначность оценок ими личностных качеств и действий людей.
То обстоятельство, что преобладающее большинство подростков в выборе идеала остановилось на собственной личности можно объяснить как ростом самосознания, самоуважения, так и отражением в сознании ребят сложившейся обстановки в обществе, когда человек, чтобы выжить и жить в соответствии со своими запросами и притязаниями, должен прежде всего рассчитывать на свои силы.
Нравственно-эстетические ориентации предполагают наличие у подростков эстетических идеалов, ясного представления о совершенной красоте в искусстве и действительности. Эстетический идеал выражает представление о нравственно-эстетическом совершенстве человека и его отношениях с социумом (этика), понимание красоты природы и труда (эстетика, дизайн).
Результаты опроса определения качеств, по которым ребята выбирают себе друзей представлены в таблице 10.
Список литературы
- Привлечение к участию в работе школы как можно большего числа людей
- С.Т. Аксаков, Н. Н. Каразин,
- B.И. Одноралов, JI.B. Исаков, 1. C.П. Антонов1. Л. Н. Толстой, Ф.М.1. Достоевский, Салтыков1. Щедрин, А.С. Пушкин
- Александровский район Герои Советского Союза Мартынов Н. М. Рощепкин В.Д. Судоргин А.П.
- Герои Социалистического труда Синицын А. И. Дьяконов П.
- Книга «Золотые Звёзды Оренбуржья»
- Любовь и ненависть", «Материнство», «Отношение к женщине», «Скорбь», «Подвиг» и т. п. с использованием музыкальных классических произведений и произведений ИЗОвыдающимися людьми разных представителями
- Встречи с земляками, с профессий,
- ДК, библиотек, представителями
- Методика Н.Е. Щурковой- тест М. Рокича, авторские анкеты- наблюдение, беседы, акты добровольцев и т. п.
- Когда мы станем взрослыми." «Чего я хочу добиться в жизни."1. Богатые тоже плачут?!»
- Что такое хорошо и что такоеплохо"
- Общее собрание детей, родителей и педагогов
- Мы можем быть такими" «Наши замечательныеодносельчане"оформление альбома „Мы гордимся вами"-выпуск „Молнии“ споздравлениями за достижения, организацияразновозрастного---------- ------------ взаимодействия с—цельюреализации у подростковпотребности в опеке
- Рождество, Благовещение, Крещение, Пасха, Масленица, Троица, Праздник сбора урожая и др.
- Праздники „Ураза“, „Сабантуй“
- Вязание, вышивание, резьба по дереву, роспись по дереву, чеканка и др.
- Юные поэты“, „Юный художник“, Вечер „Песни моей молодости“ с участием родителей и бабушек
- Сергеевичу», сказки" и т. д.Вгостях
- Помощь ветеранам и престарелым жителям села, поздравление с праздниками, шефство над младшими, уборка территории вокруг школы, работа по сохранению местных памятников, экологические «десанты».
- Музеи народного искусства, ремесла и быта крестьян, боевой славы, историко-краеведческие.
- Тематика и примерное содержание занятий
- Нравственно-эстетические ориентации как «ядро» личности человека.
- Цель: сформировать у педагогов представление о содержании понятий- обосновать механизмы формирования нравственно-эстетических ценностных ориентаций и особенности их развития в различные возрастные периоды.
- Человек?! Бог?! Общество?!
- Цель: сформировать представление о различных религиозно-культурных традициях- обеспечить понимание человеческой личности как мерила всего происходящего в мире.
- Восток и Запад: представления о назначении человека в различных цивилизациях. Место Человека в различных культурах.3. Человек- это звучит.
- Обсуждение. вопросов: «Какого человека можно назвать хорошим?», «Добро это созидание и „неделание“ зла?», «Существует ли идеальный человек?», «Особенности личности», «Ориентация в жизни». i1. Счастье жить". 1. И ещё раз о любви". I