Стратегия инновационного развития регионов на принципах самоорганизации и эффективные способы мобилизации финансовых ресурсов
Апробация результатов работы. Основные положения и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, были доложены и одобрены на международной научнопрактической конференции «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России (г.Орел, апрель 2001 г.), на международной научнопрактической конференции «Управление инновационноинвестиционными процессами… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ НА БАЗЕ ПРИНЦИПОВ САМООРГАНИЗАЦИИ
- 1. 1. Теория самоорганизации и ее использование в развитии инновационной деятельности региона
- 1. 2. Регион как саморазвивающаяся система
- 1. 3. Системный анализ состояния и проблем управления инновационными процессами в регионах
Стратегия инновационного развития регионов на принципах самоорганизации и эффективные способы мобилизации финансовых ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. На современном этапе в целях эффективного социальноэкономического развития регионов России органам государственной власти субъектов федерации необходимо использовать в процессе управления территориальным развитием основные принципы теории самоорганизации, рассматривать регион как самоорганизующуюся систему, в рамках которой необходимо решать задачи обеспечения функционирования инфраструктуры жизнедеятельности региона, ресурсообеспечения региона, создания условий эффективного взаимодействия так называемых структурных элементов самоорганизующейся системы с органами власти с использованием новых механизмов и подходов. Более того, развитие инновационной деятельности, разработка инновационных программ и стратегий является неотъемлемым условием успешного развития самоорганизующейся системы-региона. Реализация на практике научнотехнических достижений способствует устойчивому региональному развитию. В настоящее время в регионах России накоплен значительный научный потенциал, разрабатываются региональные инновационные программы по различным направлениям. Однако при реализации на практике данных программ разработчики сталкиваются с рядом проблем, а именно, с несовершенством российского законодательства, отсутствием финансовых ресурсов и т. п. Следовательно, в первую очередь органам власти субъектов Федерации, а также федеральным органам государственной власти необходимо создавать соответствующие условия для развития инновационной деятельности, применяя при этом прямые и косвенные методы экономического регулирования, используя различные мотивационные механизмы, рассматривая административнотерриториальную единицу (субъект Федерации) как самоорганизующуюся систему. Именно системный стратегический подход в решении проблем развития инновационной деятельности регионов будет способствовать эффективному социально-экономическому развитию территории.
Степень изученности проблемы. В научной литературе теоретические вопросы основ стратегического прогнозирования инноваций наиболее полно нашли свое отражение в трудах Э. Янча, Х.Брукса. Вопросы, связанные с различными методами прогнозирования, отражены в трудах Б. Г. Мазманова,.
A.И.Орлова, Л. Г. Евланова, Е. П. Голубкова. Проблемы комплексного регионального развития, применение методов государственного регулирования территориального развития в своих работах исследовали В. Г. Садков,.
B.Н.Лексин, А. Н. Швецов, А. Б. Идрисов, В. Н. Лившиц, А. Д. Паскаль и другие авторы.
Однако, необходимо заметить, что вопросы разработки эффективных способов мобилизации финансовых ресурсов для реализации на практике стратегии развития инновационной деятельности регионов, а также вопросы разработки самой стратегии инновационного развития конкретной территории остается в настоящее время не вполне проработанными.
Вывод о необходимости разработки вопросов стратегии развития инновационной деятельности и эффективных способов мобилизации финансовых ресурсов положен в основу выбора направления данного исследования.
Объект исследованиярегионы и муниципальные образования, как самоорганизующиеся системы, осуществляющие инновационно-инвестиционную деятельность.
Предмет исследованияпроцессы формирования и реализации методов и механизмов стратегии инновационного развития в регионах и муниципальных образованиях Российской Федерации с учетом принципов самоорганизации.
Цель диссертационной работыразработка теоретикометодических положений по формированию стратегии инновационного развития муниципальных образований в регионе с использованием принципов самоорганизации на основе выделения приоритетных видов деятельности и способов их внедрения с разработкой наиболее эффективных методов мобилизации финансовых ресурсов для реализации стратегии.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: выявление влияния развития инновационных процессов на комплексное социальноэкономическое развитие региона и муниципальных образований с использованием принципов самоорганизациипроведения системного анализа состояния и проблем управления инновационными процессами в субъектах федерации и муниципальных образованиях;
— определение основных мотивационных механизмов развития инновационной деятельности;
— обоснование особенностей формирования стратегии инновационного развития новых высокоэффективных видов бизнеса в инфраструктуре регионов;
— проведение анализа телекоммуникационного рынка Российской Федерации, Центрального Черноземного региона Россиивыявление проблемы развития телекоммуникационной инфраструктуры регионов;
— определение основных стратегических направлений инновационного развития телекоммуникационной отрасли как в России в целом, так и в субъектах федерации в частности;
— определение наиболее эффективных методов мобилизации финансовых ресурсов в целях реализации данной стратегии.
Теоретической и методологической основой исследования являются положения, содержащиеся в научных трудах российских и зарубежных ученых, а также нормативные, официальные документы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, материалы научнопрактических конференций.
Достижение поставленной цели настоящего диссертационного исследования и решение вышеперечисленных задач обусловили использование следующих научных методов: экономикостатистических методовметода прогнозированияметода логического обобщениясистемного подхода.
Информационной базой диссертационного исследования являются: отчетные данные Правительства Российской Федерацииданные Комитета государственной статисткиданные Администраций Орловской, Белгородской, Курской, Липецкой, Воронежской, Брянской областейматериалы, представленные в сети Интернетнаучные статьи в российских и зарубежных периодических изданияхинформация ряда предприятий и организаций Центрального Черноземного региона России.
Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании теоретикометодического подхода по формированию и эффективной реализации стратегии инновационного развития муниципальных образований в регионах России на основе принципов самоорганизации с учетом предложенных эффективных способов мобилизации финансовых ресурсов с целью обеспечения устойчивого социальноэкономического развития.
Научная новизна подтверждена следующими научными результатами:
1) сформулированы особенности управления инновационными процессами в муниципальных образованиях и регионах на основе принципов самоорганизации;
2) проанализированы и выявлены приоритетные направления развития новых высокоэффективных инновационных видов бизнеса в инфраструктуре регионов;
3) изучены проблемы и тенденции развития телекоммуникационной отрасли Орловской, Белгородской, Курской, Брянской, Воронежской, Липецкой областей;
4) предложены эффективные способы мобилизации финансовых ресурсов в рамках реализации разработанной стратегии инновационного развития сетей телефонной связи в регионах России;
5) предложена единая технология реализации безналичных платежей в рамках стратегии развития мобильных телефонных коммуникаций.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что основные выводы и предложения, сформулированные в диссертации, представляют собой универсальный по характеру пакет методик, системно увязывающих рекомендации по разработке и реализации стратегии инновационного развития сетей телефонной связи.
Результаты диссертационного исследования использованы при планировании и разработке программы повышения доходности на основе предоставления дополнительных сервисных услуг в ОАО «РеКом».
Апробация результатов работы. Основные положения и рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, были доложены и одобрены на международной научнопрактической конференции «Управление качеством жизни, образования, продукции и окружающей среды в регионах России (г.Орел, апрель 2001 г.), на международной научнопрактической конференции «Управление инновационноинвестиционными процессами на основе вовлечения в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и качеством подготовки специалистов в регионах России» (г.Орел, апрель 2002 г.), а также на ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Орловского государственного технического университета.
Публикации. По результатам диссертационного исследования опубликовано 6 научных работ, общим объемом 1,94 п.л., отражающих основное содержание диссертации.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 128 источников, приложений. Основной объем диссертации 145 страниц текста, в том числе 20 таблиц, 10 рисунков, 7 диаграмм.
Выводы и предложения по главе 3.
Комплексное социальноэкономическое развитие региона неразрывно связано с развитием информационной инфраструктуры и, соответственно, с развитием на данной базе высокоэффективных инновационных видов бизнеса. Именно информационная система в целом и телекоммуникационный рынок как составная часть выступают системообразующими элементами региональной социальноэкономической системы.
Следовательно, разработка и внедрение программ развития новых высокоэффективных видов бизнеса в инфраструктуре регионов способствует комплексному социальноэкономическому развитию региона как самоорганизующейся системы. Это выражается в увеличении суммы налоговых отчислений в соответствующие региональные и местные бюджеты, в создании дополнительных рабочих мест.
Автором диссертационного исследования разработана региональная программа развития мобильных телефонных коммуникаций на основе применения системы «мобильных» безналичных расчетов. Данная система предоставляет возможность юридическим и физическим лицамучастникам системы осуществлять взаимные расчеты между собой при помощи мобильного телефона на базе SMS-технологий. Проведенный комплексный анализ финансового состояния координирующего хозяйствующего субъекта в системеОАО «РеКом» позволил определить наиболее оптимальный вариант мобилизации финансовых ресурсов для эффективной реализации мероприятий в рамках данной программы. Таким образом, реализация разработанной программы приведет к совершенствованию социальной инфраструктуры Центрального Черноземного региона Российской Федерации в части развития сферы услуг, а также производственной инфраструктуры.
Заключение
.
На основании проведенных исследований в работе сформулированы теоретикометодические положения формирования стратегии инновационного развития муниципальных образований в регионах России на принципах самоорганизации и ее финансовое обеспечение.
1.В работе обоснована необходимость применения подходов и механизмов теории самоорганизации, рассматривая регион и муниципальные образования как саморазвивающиеся системы. Решение проблемы эффективного развития любой саморазвивающейся системы сводится к решению задачи жизнеобеспечения, совершенствования управления системой, создания необходимых условий для развития инновационной деятельности (задача адаптации саморазвивающейся системы). Лишь комплексное решение вышеперечисленных задач будет способствовать эффективному социально-экономическому развитию региона и муниципальных образований.
Использование автором исследования системного подхода позволило разработать социальноэкономическую модель региона, определить содержание связей в социальноэкономической саморазвивающейся системе региона.
Таким образом, в работе сделан вывод о том, что органам государственной власти в процессе управления территорией, хозяйствующим субъектам в процессе развития своей деятельности необходимо применять различные методы системного анализа, рассматривать регион и хозяйствующие субъекты (структурные элементы системы) как единую самоорганизующуюся систему. В свою очередь, инновационная деятельность самым непосредственным образом влияет на так называемое «саморазвитие» системы-региона.
2.В работе определены основные перспективы совершенствования управления инновационным развитием в регионах, выявлены мотивационные механизмы развития инновационной деятельности, к которым относятся финансовокредитные механизмы, механизмы, обусловленные законодательными и нормативными правовыми актами, институциональные преобразования, механизмы в сфере образования.
3.На основе выявления стратегических приоритетов инновационного развития региона и муниципальных образований обоснованы перспективные виды бизнеса в инфраструктуре регионов, в числе которых отдельно выделяется региональный телекоммуникационный рынок, выявлены основные проблемы инновационного развития телекоммуникационной инфраструктуры, а также обозначены перспективы развития телекоммуникационного рынка в России.
Анализ рынка сотовой связи России позволил сделать вывод об увеличении темпов развития регионального рынка сотовой связи в течение последнего года. В результате, несмотря на достаточно высокий уровень проникновения сотовой связи в московской лицензионной зоне, доля так называемых региональных абонентов сотовой связи составляет более 64%.
Расширение спектра предоставляемых услуг операторов сотовой связи характеризует общие тенденции, направленные на удовлетворение потребностей абонентов не только в качественной связи, но и в дополнительных услугах на базе GSMтехнологий. Таким образом, все это явилось основанием для разработки региональной программы развития мобильных телефонных коммуникаций, в рамках которой автором предложена система взаиморасчетов при помощи мобильных платежей.
4.Мобильная система безналичных взаиморасчетов включает в себя хозяйствующие субъекты, которые будут обеспечивать процесс финансового обслуживания клиентов системы. К таким субъектам относятся кредитные учреждения региона, оператор сотовой связи (ОАО «РеКом»), обеспечивающий технологическое и информационное обслуживание системы мобильных платежей, небанковская кредитная организация (расчетный центр системы), а также юридические лица, индивидуальные предприниматели, реализующие товары и оказывающие различные услуги.
5. Для реализации программы развития мобильных телефонных коммуникаций определены общие затраты, связанные с введением в коммерческую эксплуатацию системы мобильных платежей, проведен комплексный анализ финансового состояния ОАО «РеКом», на основании которого выработана методика мобилизации финансовых ресурсов.
Для успешной реализации данной программы определен общий объем финансовых средств- 7,0 млн. долларов США, в том числе 3,5 млн. долларов СШАпривлеченные финансовые ресурсы.
В целом по итогам проведенных исследований получены следующие результаты.
В теоретикометодическом аспектеразработаны ключевые положения и экономические механизмы формирования стратегии развития инновационной деятельности регионов с использованием принципов самоорганизации.
В практическом аспектепредложены приоритетные направления развития новых перспективных и высокоэффективных видов бизнеса в инфраструктуре регионов Российской Федерации.
Реализация полученных в диссертационном исследовании результатов будет способствовать:
1) инновационному развитию телекоммуникационного рынка региона и соответственно региональной информационной системы в целом;
2) инновационному развитию производственной, социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей повышение эффективности производства и сферы услуг;
3) развитию региональной банковской системы.
Список литературы
- Авдеенко В.Н., Котлов В. А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М.: Экономика, 1996.- 120с.
- Авдашева С., Ястребова О. Государственная поддержка в регионах: состояние и проблемы реорганизации // Вопросы экономики.- 2001.-№ 5.- С.113−124.
- Ажлуни A.M., Цыганков В. В., Сахелашвили Х. С. Корпоративный менеджмент.- Орел, Издательство ОРАГС, 1998.- 256 с.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика.- М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.- 208с.
- Анализ внешней среды развития предпринимательства. Аналитические материалы Ресурсного центра малого предпринимательства // http:// docs.rcsme.ru/RC/SME- Environment/
- Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1989.-519с.
- Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами: Пер. с англ.- М.:ДМК Пресс, 2002, — 464с.
- Бабинцев В. США: приоритеты НТП. Научно- техническая политика и стратегия / М.: Наука, 1998.- 254с.
- Березовская М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики.- 1997.-№ 3.- С.58−66.
- Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций.- М., 1995.- 220с.
- Вернадский Ю.И. Интеграция финансового и промышленного капитала как фактор роста инвестиционного потенциала регионального сектора экономики. //Регион: экономика и социология.- 2002.- № 1.- С.97−102.
- Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: Пер. с англ.- СПб: Изд-во «Питер», 1999.-816с.
- Бреддик У. Менеджмент в организации.- М.:Инфра-М, 1997.-334с.
- Бугаев В.К. Территориальная структура экономического района: Теоретико- методологические аспекты.- Л.:Наука, 1986.- 197с.
- Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент.- М.: Издательство «Финпресс», 2000.- 1056с.
- Бутов В.В., Игнатов А. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва, Ростов-на- Дону, 2 001 448с.
- Бэкер Г. Венчурный рай // Независимая газета.- 23.06.2000.- № 14.- С. 4.
- Бюджет и межбюджетные отношения: http:// yyww.Openbudget.karelia.ru
- Бюджеты регионов России: http:// www.Openbudget.karelia.ru
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций.- М.: «ФИЛИНЪ», 1997.-336с.
- Банковский И. Иновационное развитие предприятия.-М.: «Инфра-М», 1995.-206с.
- Введение в проектный менеджмент: http:// www.ProiectManagement.ru
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент.- 3-е изд.- М.:Гардарика, 1998.- 528с.
- Власов А. Малое предпринимательство и прямые инвестиции в России // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб: РАВИ.-2000.-С. 21−26.
- Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии.-М.:Экономика, 1989, — 166с.
- Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития // Вопросы экономики.- 1999.- № 1 .-С.4−12.
- Воронин А. Стимулы и рычаги. О влиянии механизма управления на реализацию стратегии муниципального образования // Муниципальная власть.- 2000.- № 3.- С.12−16.
- Воронин А. Ориентир- интересы населения // Муниципальная власть.1999.-№ 6.- С.4−8.
- Воронин А. Все жители- акционеры // Муниципальная власть.- 1999.-№ 4−5.- С.4−6.
- Воронин А. Вместе дешевле, чем порознь. Органы местного самоуправления и кооперация // Муниципальная власть.- 2000.- № 5.-С.4−6.
- Воронин А. Местом жизни пренебречь нельзя. К вопросу об определении оптимальной территории муниципальных образований // Муниципальная власть.- 1998.- № 1.- С.4−6.
- Гапоненко Н. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку // Вопросы экономики.- 1997.-№ 9.-С.84−97.
- Глисин Ф.Ф. Инновационная деятельность промышленных предприятий России в первом полугодии 2000 года // Промышленность России.-2000.- № 9.- С. 27.
- Гончарова Н.П., Перерва П. Г. и др. Маркетинг инновационного процесса.- К.: «ВИРА-Р», 1998.- 267с.
- Гришин В.И. Фактор стабилизации экономического и социального положения в регионах // Финансы.- 2001.- № 8.- С.3−5.
- Грищенко О.В. Анализ и дианостика финансово- хозяйственной деятельности предприятия: http:// www.cfin.ru
- Гунин В.Н. Управление инновациями.- М.: Инфра-М, 2000.- 272с.
- Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист, — 1999.- № 2.- С.33−38.
- Давыдова JI.B. Управление финансами предприятий.- Орелиздат, 1998.-256с.
- Дежина И. Цыганов С. Создание новых технологий, или прыжок черех пропасть // Вестник РАН.- 2000.- № 4.- С. 15−19.
- Дидович А.П. Возможности формирования эффективного налогового механизма в регионе // Регион: экономика и социология.- 2002.- № 4.-С.111−123.
- Ефимова М.Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики.-М.: Инфра-М, 1998.- 416с.
- Завлин П.Н. Инновационная деятельность в современных условиях // Инновации.- 2001.-№ 8.- С. 13−16.
- Завлин П.Н. Инновационное предпринимательство: организация, статистика, проблемы // Инновации.- 1996.- № 3.- С. 11−13.
- Иванова Н. Наука и инновации // Экономист.- 1998.-№ 8.- С.49−53.
- Иванченко В. Структурно- технологическое и инновационное обновление производства // Экономист, — 1994.-№ 6.- С.79−86.
- Ильин А.И. Экономика городов: региональный аспект развития.- Наука, 1982.- 208с.
- Инвестиционная политика на территории муниципального образования. Под общей редакцией В. И. Шеина.- М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2001.-310с.
- Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- под ред. С. Д. Ильенковой.- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-327с.
- Инновационный менеджмент: Курс лекций. Ч. 1−2 У Под ред. В. Н. Архангельского.- М.: Издательство РАГС, 1997.- 340с.
- Инновационный менеджмент: Справочное пособие / Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели.- М., ЦИСН, 1998.- 568с.
- Кабалдина В.И. Инновации в постсоветской промышленности. Часть 1. Сыктывкар, 2000.- 186с.
- Кожевников Р., Дедова И. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение // Вопросы экономики.- 1998.- № 12.- С.87−94.
- Кокурин Д.И. Инновационная деятельность.-М.:Экзамен, 2001.- 576с.
- Концепция государственной инновационной политики Российской * Федерации на 2002−2004 годы // Инновации.- 2002.-№ 2−3.-С. 11−14.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент: Анализ, планирвание, внедрение, контроль. СПб.: Питер Ком, 1999.-896с.
- Красильников О. Региональная ассиметрия структурных сдвигов в экономике // Общество и экономика.- 2001.- № 2.- С. 150−155.
- Кутлалиев А.Х. Региональные различия и перспективы региональных рынков // Маркетинг и маркетинговые исследования.- 2002.- № 5.- С.13−18.
- Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент.- М.: Юнити- Дана, 2000.-375с.
- Маленков Ю. Муниципальный менеджмент: работа над ошибками. Проблемы привлечения инвестиций для подъема экономики территорий// Муниципальная власть.- 2000, — № 5, — С.7−9.
- Малов В.Ю. Локальные территориальные системы, — Новосибирск.Наука, Сиб. отделение, 1992.- 149с.
- Маршалов А.С., Новоселов А. С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций / НГАЭиУ.- М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.- 156с.
- Медынский В.Г., Шаршукова Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие.- М.:Инфра-М, 1997.- 240с.
- Менеджмент: теория и практика в России / Под ред. А. Г. Поршнева, М. Л. Разу, А. В. Тихомировой.- М.: ИД ФКБ-ПРЕСС, 2003.- 528 с.
- Методы и практика системного регулирования и хозяйственного развития. Сборник трудов института системного анализа Российскойакадемии наук / Ответственный редактор доктор экономических наук, профессор В. Н. Лексин.- М.: УРСС, 1997, — 80с.
- Мирская Е.З., Шапошник С. Б. Компьютерные телекоммуникации в российской науке// Вестник РАН.- 1998.- № 3 том 68.- С.209
- Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг.-СПб, СпбГУ, 1994.- 103с.
- Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов, — М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2000.- 446с.
- Налогообложение малого бизнеса // Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформа.- М.:ИЭПП.- 2000.- С.99−100.
- О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности // Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. № 1460.
- О науке и государственной научно- технической политике // Федеральный закон Российской Федерации от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ.
- О повышении эффективности работы, активизации инновационной и инвестиционной деятельности предприятий промышленного комплекса Орловской области // Постановление коллегии Администрации Орловской области от 21 февраля 2002 г. № 24.
- О промышленной политике в Орловской области // Закон Орловской области от 6 августа 1998 г. № 75- ОЗ.
- О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу // Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1998 г. № 374.
- Об инвестиционной деятельности // Федеральный закон Российской Федерации от 26 июня 1991 г. № 1488−1.
- Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений // Федеральный закон Российской Федерации от 25 февраля 1999 г. № 39- ФЗ.
- Об инвестиционной деятельности в Орловской области // Закон Орловской области от 1 сентября 1997 г. № 53- ОЗ.
- Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Орловской области // Закон Орловской области от 4 октября 2001 г. № 215-ОЗ.
- Об использовании результатов научно- технической деятельности // Постановление Правительства Российской Федерации от 2 сентября 1999 г. № 982.
- Об иностранных инвестициях в Российской Федерации // Федеральный закон Российской Федерации от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ.
- Основы инновационного менеджмента: теория и практика. / Под ред. П. Н. Завлина.- М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.- 475с.
- Основы политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу // Инновации.-2002.-№ 2−3.- С.5−10.
- Панов А. Конъюнктурный провал // Эксперт.- 2003.- № 32.- С.38−41.
- Перлаки И. Нововведения в организациях: Пер. со словацк.- М.: Прогресс, 1979.- 236с.
- Поршне А.Г. Управление инновациями в условиях к переходу к рынку,-М.: РИЦЛО «Мегаполис- контакт», 1993.- 120с.
- Проблемы комплексного развития хозяйства области: Методология исследования / Задорожный В. Ф., Недешев А. А., Каратыгина Е. Н. и др.-Новосибирск: Наука, 1990, — 110с.
- Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления. Учебное пособие под общей редакцией Э.Маркварта.-М.: Редакционно-издательский центр «Муниципальная власть», 2000.- 608с.
- Ресин В.И., Попков Ю. С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход).- М.:Эдиториал УРСС, 2000.-328с.
- Российский статистический ежегодник. Госкомстат РФ. М., 2000.- 450с.
- Савчук В.П. Финансовая диагностика предприятий и поддержка управленческих решений: http:// www.cfin.ru
- Садков В.Г. Россия на рубеже веков. М.: Издательская группа «Прогресс», 2000.- 176с.
- Сагиева Г., Чаусова J1. Законодательство в научно- технической сфере: состояние и проблемы. М.: ЦИСН, 2000, — 180с.
- Самохин В. Венчурный бизнес в Европе // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб, 2000.- с. 21.
- Санто Б. Инновации как средство экономического развития: Пер. с венг.- М.: Прогресс, 1990.- 456с.
- Синельников С., Анисимова JI., Баткибеков С., Медоев В., Резников К., Шкребела Е. Проблемы налоговой реформы в России: анализ ситуации и перспективы развития. М.: Евразия, 1998.- 215с.
- Сироткин О.С. Россия в мировом научно- техническом пространстве // Россия- XXI век. Материалы Всероссийской научной конференции. М., Издание Совета Федерации.- 2000.- С. 139
- Социально- экономические процессы переходного периода. Под ред. Швецова А. Н. М.:Эдиториал УРСС, 1999.- 184с.
- Титов А.Б. Маркетинг и управление инновациями.- СПб: Питер, 2001.-230с.
- Унтура Г. А. Регион как эпицентр зарождения конкурентоспособности // Регион: экономика и социология.- 2002.- № 1.- С.52−64.
- Управление современной компанией / Под ред. Б. Мильнера и Ф.Лииса.-М.:Инфра-М, 2001.- 586с.
- Уткин Э.А. Управление фирмой.- М.: «Акалис», 1996.- 516с.
- Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник, 2-е изд., — М.: ЗАО «Бизнес- школа Интел-Синтез», 2000.- 640с.
- Федеральный бюджет 2004 год: http:// www.Qpenbudget.karelia.ru
- Федоров Н.В. Прогнозирование социально экономического развития регионов Российской Федерации: Монография / М.: Пресс- сервис, 1998.- 687с.
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Отчет о деятельности за 2000 год. М., 2001.-89с.
- Фурсенко А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков// Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб.: РАВИ, — 2000.- С. 114.
- Хучек М. Инновации на предприятии и их внедрение.- М.: Экономика, 1992.- 348с.
- Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С. Торкановского.- М.: Финансы и статистика, 1998.- 416с.
- Цухло С.В. Спросовые ориентиры и инвестиционные предпочтения российских предприятий // Индикатор.- 1999.- № 12.- С. 13
- Цыгичко В.Н. Руководителю- о принятии решений.- 2-е изд., испр., доп.-М.: Инфра-М, 1996.- 174с.
- Швецов А.Н. Государственная поддержка российских городов.-М.:Эдиториал УРСС, 2000.- 160с.
- Шеко П. Инновационный хозяйственный механизм// Проблемы теории и практики управления.- 1999.-№ 2, — С.71−76
- Юнь О., Борисов В. Инновационная деятельность в промышленности // Экономист.- 1999.-№ 9.- С.29−37.
- G.Brown, J.Turner. Reworking the Federal Role in Small Business Research.-Issues in Sciens and Technology, Summer 1999.1211.Dezhina, L.Graham. Is Russia Developing a Commercial Culture for High Technology?- Research Technology Management, 2001.
- F.Foyn.Community Innovation Survey 1997/ 1998. Eurostat, Research and Development, Them 9- 2/ 1999.
- A New economy? The changing Role of Innovation and Information Technology in Growth. OECD, 91 377, May, 22, 2000.
- E.Nironen. Demilitarization and Restructuring of the Defense Sector in Russia in 1989- 1998. In the Finish Review of East European Studies, Special issue, Tampere, Filand, August, 2000/
- Role of Science and Technology in Creation Favorable Innovation Climate in Russia. Ministry of Industry, Science, and Technology of RF. Background paper. Helsinki Seminar, march, 1−2, 2001/
- Science and Engineering Indicators- 2000, NSB, 1998.
- Science and Engineering Indicators- 2000, NSB, 2000.
- V.Thuronyi (Ed.) Tax Law Design and Drafting. IMF, 1998.