Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Курсовая патогенетическая медикаментозная терапия в комплексном лечении тяжелых речевых расстройств у детей дошкольного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при заболеваниях, плохо поддающихся лечению, могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению их жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводят к социальной недостаточности (Р.В. Тонкова-Ямпольская, 2001; JI. C… Читать ещё >

Содержание

  • Глава1. ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 1. 1. Речевые расстройства развития как проявление нарушении высших психических функции
      • 1. 1. 1. Этиология и патогенез
      • 1. 1. 2. Виды специфических расстройств речевого развития
      • 1. 1. 3. Клинические проявления специфических расстройств развития речи
    • 1. 2. Применение медикаментозной терапии при специфических расстройствах развития речи
    • 1. 3. Резюм е
  • Глава 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
    • 2. 1. 0. бъект наблюдения
    • 2. 2. Методы исследования
    • 2. 2. 1. Клиническое наблюдение
    • 2. 2. 2. Психологический метод
    • 2. 2. 3. Нейропсихологический метод
    • 2. 2. 4. Статистические методы
    • 2. 3. Критерии отбора
    • 2. 4. Тактика лечения
    • 2. 5. Оценка эффективности проводимой терапии
  • Глава 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАБЛЮДАВШИХСЯ ДЕТЕЙ
    • 3. 1. Общая структура групп наблюдавшихся детей
    • 3. 2. Сравнение данных анамнеза при днефазнн и афазии развития
    • 3. 3. Сравнение данных нервно-психических нарушений при днефазнн и афазии развития
  • Глава 4. ВЛИЯНИЕ КУРСОВОЙ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ МЕДИКАМЕНТОЗНОЙ ТЕРАПИИ НА КОРРЕКЦИЮ СПЕЦИФИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАС
    • 4. 1. Влияние сопутствующих нарушении невротического уровня на эффективность КПМТ и ТМТ при дисфазни н афазии развития
    • 4. 2. Результаты КПМТ у детей с днефазией и афазией развития
    • 4. 3. Результаты ТМТ при днефазии и афазии развития
    • 4. 4. Сравнение клинической эффективности КПМТ и ТМТ
  • Глава 5. ВЛИЯНИЕ КПМТ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОРИЕНТИРОВОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО КУРСА И КЛИНИКО-КАТАМНЕСТИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ
    • 5. 1. Результаты ориентировочно-диагностического курса
    • 5. 2. Результаты клипико-катамнсстических наблюдений

Курсовая патогенетическая медикаментозная терапия в комплексном лечении тяжелых речевых расстройств у детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при заболеваниях, плохо поддающихся лечению, могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению их жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводят к социальной недостаточности (Р.В. Тонкова-Ямпольская, 2001; JI.C. Балева, 2002). Известно, что к социальной дезадаптации приводят и тяжелые речевые нарушения, возникшие вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы. Представляется значимым положение о «синдроме айсберга» (В.В. Смирнов, 2001), когда первым проявлением является нарушение развития речи, а поражения других систем организма и высших психических функций манифестируются в последующем. В современной медицине, педагогике и психологин проблема изучения специфических расстройств развития речи у детей дошкольного возраста очень актуальна. В литературе отмечена высокая распространенность нарушений речевого развития у детей — от 15% до 43%, а у пациентов с минимальной мозговой дисфункцией — у 83% (3. Тржесоглава, 1986; Н. А. Матвеева и соавт., 1990; Ньокиктьен Ч., 1993, 1994; J1.C. Волкова, 1995; Н. К. Сухотина, 1998; F. Gwerder, 1976 и др.). Так как тяжелые речевые расстройства развития у детей влияют на их психическое и интеллектуальное формирование, в последнее время проблехма приобретает не только медицинскую и педагогическую, но и социальную значимость. Известно, что заболевание развивается в период интенсивного формирования всех высших психических функций ребенка и отставание в развитие влияет на дальнейшую социальную адаптацию и качество жизни (Е.И. Кириченко, 1977; В. В. Ковалев, 1979, 1989, 1995; В. М. Шкловский, 1994; Л. С. Волкова, 1995 и др.).

В литературе приводятся исследования отечественных и зарубежных авторов, посвященные изучению развития высших психических функций у детей дошкольного возраста. Концепция психического дизонтогенеза — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций, начиная с 70-х годов, приобрела важнейшее значение для понимания сущности нарушении психического развития у детей, как в целом, так и в отношении отдельных систем, в том числе и речи (В.В. Ковалев, 1979, 1981, 1995). Разработка содержания этого понятия связана с именами Г. Е. Сухаревой, М. Б. Эйдиновой, Р.А. Беловой-Давид, К. А. Семеновой, В. В. Ковалева, Е. И. Кириченко, Е. М. Мастюковой, И. Ф. Марковской и др.

В отечественной педиатрии и детской психиатрии уделяется недостаточное внимание ранней специализированной помощи при расстройствах развития речи, хотя именно в нашей стране закладывались основы физиологии высшей нервной деятельности детского организма и клиники нервно-психических заболеваний раннего возраста такими авторами, как Р.В. Тонкова-Ямпольская, Г. Е. Сухарева, В. А. Гиляровский, В. В. Ковалев, Е. М. Маспокова, Д. Н. Исаев, Е. И. Журба и др.

В основу концепции оздоровления и реабилитации детей положен принцип дифференцированного-подхода с j^ictom состояния здоровья,-комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации с использованием всех возможностей (JI.C. Балева, 2001).

Однако, прямая эффективность воздействия лекарственных средств при лечении детей, страдающих расстройствами развития речи, отрицается. Многие исследователи (Р.А. Белова-Давнд, 1973; Р. А. Белова, 1977; Д. Н. Исаев и соавт. 1985; О. И. Маслова, 1991; О. В. Гончарова, 1999; В. В. Орешкин, 2000; Ю. А. Фесенко, 2001) специфических расстройств психологического развития в детском возрасте рекомендуют использовать фармакотерапию поэтапно или монотерапию для лечения сопутствующих психических нарушений, таких как гнпер-кинетическое расстройство активности внимания, поведения, на компенсацию интеллектуальной и двигательной патологии и восстановление высших психических функций — традиционная медикаментозная терапия.

Так как проявления психического дизонтогенеза, в том числе и нарушения развития речи, относятся к пограничным нервно-психическим расстройствам, то и принципы терапии этих патологических процессов, приемлемы для восстановительного лечения нарушений речи.

И.В. Боев и соавт. (1997) указывают на широкий захват патогенетических звеньев, лежащих в основе пограничных нервно-психических расстройств. Ряд авторов (В.В. Ковалев, 1979, 1995; Ю. А. Александровский и соавт., 1992; И. В. Боев и соавт., 1997), отмечая сложность и многофакторность этиопатогенетиче-ских механизмов пограничных нервно-психических расстройств, исключают терапевтический эффект при воздействии на отдельное звено патологического процесса. Эти же авторы утверждают, что фармакотерапия должна быть направлена на коррекцию всех звеньев патогенеза, а подбор сочетаний медикаментозных средств определяется преимущественно механизмами взаимосвязанных звеньев патологических процессов, которые подлежат ингибированию. Это составляет основу патогенетической фармакотерапии.—;

По мнению К. А. Семеновой (1968), Р.А. Беловой-Давид (1973), Р. А. Беловой (1977), В. В. Ковалева (1979, 1995), Д. Н. Исаева и соавт. (1985) патогенетическая терапия, направленная на редукцию неврологической симптоматики, компенсацию интеллектуальной патологии, восстановление высших психических функций, является эффективным средством для реабилитации детей со специфическими расстройствами развития экспрессивной и импрессивной речи.

В.В. Орешкнн (2000) обращает внимание на то, что применяющиеся в настоящее время на практике коррекционные мероприятия, в том числе и медицинские, нередко не имеют успеха вследствие своей узкой направленности. Существующие методы медикаментозной терапии специфических расстройств развития речи нельзя считать достаточно разработанными и эффективными. Это определяет необходимость поиска новых путей комплексной терапии. Нам представляется актуальным и продуктивным уточнение роли медикаментозной терапии у детей, имеющих указанные нарушения. В связи с этим нами предложена система проведения курсовой патогенетической медикаментозной терапии, основанной на одновременном воздействии на взаимосвязанные патогенетические звенья специфического расстройства развития речи.

Положения, выносимые на защиту:

1. В целях повышения эффективности коррекционного воздействия в лечении детей, страдающих тяжелыми речевыми расстройствами вследствие раннего органического поражения центральной нервной системы, в комплексном лечении показано использование курсовой патогенетической медикаментозной терапии с одновременным воздействием на все звенья патогенеза специфических расстройств развития речи.

2. Система курсовой патогенетической медикаментозной терапии у детей дошкольного возраста, страдающих специфическими расстройствами развития речи по типу дисфазии и афазии развития в результате раннего органического поражения центральной нервной системы," может использоваться «как'диффе-ренциалыю-диагностический тест при дифференциации указанного типа нарушений с другими расстройствами высших психических функций.

Цель исследования: оценка эффективности комплексной курсовой патогенетической медикаментозной терапии у детей дошкольного возраста, страдающих тяжелыми расстройствами развития речи, обусловленных последствиями раннего органического поражения центральной нервной системы и решения вопроса о возможности участия такой терапии в дифференциальной диагностике специфических расстройств развития речи и других нарушений высших психических функций.

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи: определить роль клиннко-анамнестических данных в формировании у дошкольников тяжелых речевых расстройствисследовать клиническую эффективность курсовой патогенетической медикаментозной терапии при коррекции специфических расстройств развития речисравнить клиническую эффективность курсовой патогенетической медикаментозной терапии с традиционной медикаментозной терапией у дошкольников со специфическими расстройствами развития речи;

• определить возможность участия курсовой патогенетической медикаментозной терапии в дифференциальной диагностике специфических расстройств развития речи, умственной отсталости и других психических нарушений у детей дошкольного возраста.

Научная новизна работы.

Впервые у детей с тяжелыми речевыми расстройствами показаны различия клиннко-анамнестических данных при дисфазии и афазии развития, проведено сравнение эт11Х данных с аналогичными данными у детей из репрезента-тнвной выборки из общей популяции и представлена система курсовой медикаментозной терапии с одновременным воздействием на все звенья патогенеза специфических расстройств развития речи у детей дошкольного возраста с ранним органическим поражением центральной нервной системы.

Проведены оценка клинической эффективности медикаментозной терапии в зависимости от наличия сопутствующих эмоциональных расстройств и сравнительный анализ клинической эффективности курсовой патогенетической медикаментозной терапии с традиционной медикаментозной терапией.

Выявлены высокая степень клинической эффективности курсовой патогенетической медикаментозной терапии у детей дошкольного возраста со специфическимн расстройствами развития речи и высокая степень адаптации детей в микрои макросоциуме. ¦ Впервые показана необходимость применения курсовой патогенетической медикаментозной терапии для проведения дифференциальной диагностики тяжелых расстройств развития речи с умственной отсталостью у детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость состоит в том, что результаты исследования расширяют представления об особенностях комплексной терапии дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями, позволяют разработать более эффективное медикаментозное воздействие. В работе анализируются вопросы восстановительной терапии у детей с тяжелыми расстройствами развития речи.

Практическая значимость. С учетом теоретических положений курсовой патогенетической медикаментозной терапии предложена патогенетически обоснованная новая тактика медикаментозного лечения в составе комплексной реабилитации детей со специфическими расстройствами развития речи по типу дисфазии и афазии развития. Курсовая патогенетическая медикаментозная терапия в составе комплексной реабилитации детей со специфическими расстройствами развития речи представлена на всех этапах реабилитации, патогенетически обоснована, дифференцирована и строго индивидуальна для ребенка. Фармакотерапия направлена на восстановление нейрометаболизма, ликворои гемодинамики, нормализацию вегетативных функций, снятие речедвигательных нарушений, стимуляцию психоэмоциональной сферы, устранение пограничных психопатологических проявлений.

Результаты данного исследования внедрены в практику диагностической и реабилитационной работы педиатров, психиатров и неврологов Центра патологии речи и нейрореабилитации, а также используются в лекциях «Основы клиники, диагностики и медицинской реабилитации расстройств развития речи у детей», читающиеся в Институте дефектологии и медицинской психологии на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения г. Москвы (ЦПРиН).

Основные положения работы реализованы в Пособии для врачей, утвержденным МЗ РФ в 1999 году.

Основные положения диссертации обсуждались на Всероссийских и Международных съездах, конференциях, конгрессах и семинарах в период с 1998 по 2003 годы.

Публикации.

По материалам диссертации опубликовано 9 работ.

Объем и структура работы.

Диссертация написана на русском языке, изложена на 189 страницах машинописного текста, состоит из введения, приложения, 5 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и указателя литературы, включающего 226 источников на русском и 74 на иностранных языках. Работа иллюстрирована 24 таблицами и 9 рисунками, выписками из истории болезни.

ВЫВОДЫ.

1. Неблагоприятное течение антенатального и интранатального периодов и частота заболеваний инфекционного и неинфекциониого генеза на 1-ом году жизни детей определяет большую вероятность развития специфического расстройства развития речи, что требует выделения групп риска.

2. Курсовая патогенетическая медикаментозная терапия приводит к восстановлению высших психических функций, в том числе и речи.

3. Нарушения невротического уровня у детей со специфическими расстройствами развития речи не влияют на эффективность медикаментозного воздействия как курсовой патогенетической медикаментозной терапии, так и традиционной медикаментозной терапии.

4. Проведение курсовой патогенетической медикаментозной терапии при комплексной реабилитации детей дошкольного возраста со специфическими расстройствами развития экспрессивной и рецептивной речи по типу дисфазии и афазии развития приводит к положительной динамике у 95,2% и 94,1% детей, соответственно.

5. При реабилитации пациентов со специфическими расстройствами развития экспрессивной и рецептивной речи курсовая патогенетическая медикаментозная терапия, по сравнению с традиционной медикаментозной терапией, в 1,6 раз при дисфазии развития и в 4,3 раза при афазии увеличивает количество детей с высокими оценками высших психических функций, в том числе и речи, с полной адаптацией в микрои макросоциуме, готовых к обучению по типовым программам массовых школ, в отдельных случаях и в школах с углубленным изучением отдельных предметов.

6. Курсовая патогенетическая медикаментозная терапия может использоваться для проведения дифференциальной диагностики специфических расстройств развития речи и других нарушений высших психических функций.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Курсовую патогенетическую медикаментозную терапию можно использовать для реабилитации детей дошкольного возраста, страдающих специфическим расстройством развития речи по типу дисфазии и афазии развития.

2. Эффективность курсовой патогенетической медикаментозной терапии необходимо оценивать по результатам комплексного медико-психолого-педагогического обследования, включая нейропсихологическое и электроэнцефалографическое.

3. Курсовую патогенетическую медикаментозную терапию можно применять в практике диагностической и реабилитационной работы педиатров, психиатров и неврологов, занимающихся оказанием помощи детям дошкольного возраста со специфическими расстройствами развития речи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Б. Эпилепсия у детей и подростков // Практ. пособие — Л.: Медицина. 1965. — 108 с.
  2. В.Х. Клиническая дифференциация пограничной умственной отсталости // Журн. невропатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова, 1980. — Т. 80. — № 3.-С. 403−407.
  3. М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и клинике. — М.: Наука, 1982.-272 с.
  4. Ю.А. Дифференциальная диагностика психических расстройств // Сб. научи, трудов ВНИИ общ. и судеб, психиатрии им. В. П. Сербского.-М., 1991.-121 с.
  5. Ю.А., Поюровский М. В., Незнамов Г. Г. Неврозы и пере-кисное окисление липидов. М.: Наука, 1992. — 144 с.
  6. Ю.А. Пограничные психические расстройства // Руководство для врачей. М.: Медицина. — 1993. — С. 323−325.
  7. Аль-згул Л. Б. Немедикаментозные методы в комплексной реабилитации новорожденных детей: Дис.. канд. мед. наук. М., 1995. — С. 195.
  8. Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков. М.: изд-во Медпрактика, 2001. — 152 с.
  9. Ю.Архипова Е. Ф. К вопросу о коррекционно-логопедической работе с больными детским церебральным параличом в доречевой период // Организационные и клинические проблемы детской неврологии и психиатрии. — Самара, Москва, 1994.-С. 13−16.
  10. П.Бадалян Л. О. Профилактика и лечение ранних органических поражений нервной системы у детей // I Всесоюзн. Конф. По неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974. — С. 16−19.
  11. Л.О. Детская неврология // 3-е изд. М.: Медицина, 1984. — 306 с.
  12. П.Бадалян Л. О. Детские церебральные параличи. — Киев: Здоровье, 1988.-326с.
  13. Л.С. Здоровье детей и радиация: актуальные проблемы и решения. -М., 2001.-С. 12.
  14. Р.А. К вопросу о реабилитации детей с тяжелыми формами речевого недоразвития // Реабилитация нервно-психических больных. Томск, 1977. — С. 126- 128.
  15. Р.А. О психиатрическом подходе к изучению тяжелой речевой патологии и ее профилактика // Городская конференция по вопросам психопрофилактики и организации психиатрической помощи детям. — М., 1980. -С. 25−27.
  16. Белова-Давид Р.А. К вопросу речевых расстройств у детей // Журн. невропа-тол. и психиатр, им. С. С. Корсакова. М., 1968. —Т. 68. № 10. — С. 1524 -1531.
  17. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с преимущественным синдромом сенсорной и моторной алалии // Научно — практическая конференция по детской психоневрологии. Таллин, 1973. — С. 53−54.
  18. Белова-Давид Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с тяжелыми формами недоразвития речи: Дисс.. канд. мед. наук. — М., 1973.-224 с.
  19. Е.Д. Система оценки нейропсихологических и неврологических нарушений у детей с минимальной мозговой дисфункцией с учетом компьютерной томографией головного мозга: Дисс.. канд. мед. наук. М., 1994. -129 с.
  20. А.И. Эпилепсия у взрослых // 2-е изд. перераб. и доп. М.: Медицина, 1984.-288 с.
  21. А.И. Эпилепсия у детей и подростков. — М.: Медицина, 1990. — 318с.
  22. Н.Е. Некоторые особенности развития речи у детей, перенесших патологию в родах // Актуальные вопросы невропатологии. Курск, 1970. — С. 245−248.
  23. Н.П. К вопросу дифференциальной диагностики олигофрении и задержек развитая // Дети с временными задержками развития. — М., 1971. — С. 102−109.
  24. А.В., Александровский Ю. А. Психофармакотерапия невротических расстройств. М., 1987. — 286 с.
  25. Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. М., 1995. — 38 с.
  26. Е.Н., Рудая Г. Б. Применение галантамина в восстановительной терапии гностико-пракснческих и речевых расстройств // Совещание по вопросам нарушения и восстановления речи. — Изд-во Академии Наук СССР. — М.-Л., 1961.-С. 8.
  27. Е.Н. Семиотика и основные синдромы расстройств высших корковых функций в детском возрасте. М., 1970. — С. 245—259.
  28. Е.Н., Пулатов А. Н. Дизартрия и ее топнко-днагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент: Медицина, 1989. — 168 с.
  29. Л.Н. Роль нервно-психических нарушений в возникновении неуспеваемости у младших школьников: Автореф: дисс.. канд. мед. наук. — М., 1973.-20 с.
  30. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии // 2-е изд., испр. и дои. -М.: Просвещение, 1973. — 175 с.
  31. Т.А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития // Дефектология, 1975. № 6. — С. 8 — 17.
  32. Т.А., Лубовский В. И., Цыпина Н. А. Дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1984. — 256 с.
  33. Л.С., Лалаева Р. И., Мастюкова Е. М. Логопедия. — М.: Просвещение, Владос, 1995.-384 с.
  34. Л.С. Мышление и речь. — М., 1934.
  35. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. — М., 1953.
  36. Л.С. Избранные психологические исследования. — М., 1956.
  37. Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-500 с.
  38. Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей // Межвузовский сб. иаучн. трудов / Под ред. Л. С. Волковой. — Л~198^. — 170 с.
  39. Г. К. Психопатологии личностных изменений после мозговых повреждений в раннем детском возрасте // В кн. Вопросы психиатрии детского возраста. М., 1962-С. 150−157.
  40. Т.Б. Применение нейропсихологического метода для генетического изучения некоторых форм задержки психического развития // Дефектология, 1978.-№ 4.-С. 9- 15.
  41. Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. — М.: Наука, 1983. — 239 с.
  42. А.Н., Мамцева B.II. Задержки развития речи // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под. ред. С.Ю. Цир-кина. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — С. 188.
  43. О.В. Состояние здоровья и пути реабилитации детей с речевыми нарушениями: Дисс.. канд. мед. наук. -М., 1999. —С. 214.
  44. С.В. Речевые нарушения у детей от 1 до 6 лет с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы: Дисс.. канд. мед. наук. — Самара, 2000. 183 с.
  45. М.О. Психология детского возраста // Изд. 2, испр. и дополн. М.: Гос. мед. изд., 1932. —231 с.
  46. JI.A. Соотношение между нарушением языковых систем и нарушением мышления при моторной афазии и алалин // Совещание по вопросам нарушения и восстановления речи. Изд-во Академии Наук СССР. — M.-JI, 1961.-С. 10−11.
  47. JI.IO., Мастюкова Е. М., Римашевская Н. В. Задержка психического развития // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. Циркина С. Ю. СПб.: Изд-во «Питер», 1999 — С. 298 -300 с.
  48. Ю.И. Неврологический анализ неуспевающих учеников массовых школ: Дисс. .канд. мед. наук. М., 1973. — 218 с.
  49. В.Я. Электрическая активность мозга при временных задержках развития у детей // Вопр. психиатрии детского возраста. — М., 1962. С. 45 — 51.
  50. Т.Б. Некоторые нейродинамические предпосылки в коррекции нарушений поведения у детей // Дети с временными задержками развития. — М., 1971.-С. 125−131.
  51. Ю.Г. Клинико-психологнческое исследование детей с затруднениями усвоения элементарных школьных навыков: Дисс.канд. мед. наук. -Л., 1971. 240 с.
  52. Демьянов Ю.Г. JT. Особенности невропатии у детей со школьной неуспеваемостью. М., 1971. — С. 67 — 71.
  53. Т.Б. Клиническая психиатрия // Руководство для врачей и студентов: пер. с англ. доп. / Гл, ред. Т. Б. Дмитриева. М.: ГЭОТАР Медицина, 1998.-С. 504.
  54. С.К., Дубовцева О. А. Диагностика и лечение речевых нарушений у детей с психической и неврологической патологией // Журн. невропатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова, 2001. -№ 7. С. 62 — 65.
  55. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. — 150 с.
  56. Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология, 1972. № 4. — С. 29 — 35.
  57. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление задержки речевого развития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1973. — 222 с.
  58. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990. — 239 с.
  59. Н.С., Мастюкова Е. М., Филнчева Т. Б. Логопедия // Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.-320 с.
  60. Л.Т., Мастюкова Е. М. Ранние неврологические проявления минимальной церебральной дисфункции у детей // Журн. невропатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова, 1976. № 10. — С. 1451 — 1454.
  61. Л.Т., Мастюкова Е. М. Минимальные мозговые дисфункции у детей. — М.: Медицина, 1978. 55 с.
  62. Л.Т. Этапная помощь детям раннего возраста с поражением нервной системы // Материалы V-ro конгресса венгерской ассоциации по реабилитации инвалидов. Будапешт, 1980. — 173 с.
  63. Л.Т., Мастюкова Е. М. Минимальные мозговые дисфункции. // Науч. обзор.-М., 1980.-50 с.
  64. Е.С. О понимании «временной задержки психического развития» // Дефектология. Л., 1967.-С. 123−129.
  65. Е.С. Клиннко-психологическое изучение детей с задержкой психического развития. (Ленинград, Пед. инст. им. А.И. Герцена) // Матер. 3-го Все-союзн. Съезда о-ва психологов СССР. — М., 1968. — Т. 3. Вып. 1. — С. 416 — 417.
  66. Е.С. Астения как одна из причин неуспеваемости детей в школе // Дети с временными задержками развития. М., 1971. — С. 63 — 66.
  67. Д.Н. Проблемы психопатологии детского возраста // Сборник статей / Ред. Д. И. Исаев. Л., 1971 — Вып.70. — 158 с.
  68. Д.Н., Ефремов К. Д., Пушканская С. М. Легкая детская энцефалопатия как причина дислексии и дисграфии // 1-ая Всерос. конф. по невропат, и психиатр. детского возраста. — М., 1974. — С. 120−121.
  69. Д.Н. Классификация общего психического недоразвития и формирование функциональных систем головного мозга // Проблемы общего психического недоразвития / Труды Ленинградского педиатрического медицинского ин-та- Л., 1976. Т. 70. — С. 5 — 15.
  70. Д.Н. Проблемы психопатологии детского возраста // Сборник статей. — Л., 1976.
  71. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л.: Медицина, 1982. — 224 с.
  72. Д.Н., Марцинкевич Н. Е. Медикаментозное лечение детей с олигофренией // Методические рекомендации. Л., 1985. — 24 с.
  73. Е.К. О развитии речи детей первых двух лет жизни. М.: Медгиз, 1950.-59 с.
  74. Л.А. О лечении различных форм речевых расстройств в условиях стационара // Научно практическая конференция по детской психоневрологии. — Таллин, 1973. — С. 61 — 62.
  75. С.П. Об организации помощи детям с патологией речи в г. Москве // Городская конференция по вопросам психопрофилактики и организации психиатрической помощи детям. — М., 1980. С. 12—14.
  76. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики // Вопросы диагностики умственного развития учащихся. — Таллин, 1975. -С. 10−39.
  77. В.А. Семейное консультирование при нарушениях речи у детей // Вопросы практической фоннатрин / Сб. научн. Тр. М.: МНИИ уха, горла и носа, 1997.-С. 196.
  78. ЛЯ., Рябова Л. В. Возрастная характеристика некоторых двигательных функций у слабослышащих детей дошкольного и младшего школьного возраста//Тр. ЦИУВ.-М., 1977.-С. 191−196.
  79. .Д. Неврозы // Руководство для врачей. — 2-е изд., перераб. и доп., 1990.-573 с.
  80. В.А. Эпилепсия. М.: Медицина, 1990. -336 с.
  81. В.А. Терапия нервных болезней // Руководство для врачей. — М.: Шаг, 1996.-653 с.
  82. С. Робсон. Руководство по клинической детской и подростковой психиатрии // Под ред. чл.-корр. РАМН проф. Т. Б. Дмитриевой. — М., «Медицина», 1999.-488 с.
  83. Е.И. Недоразвитие речи у детей // Вопросы клиники и дифференциальной диагностики алалии / Учебное пособие. М., 1977. — 12 с.
  84. В.В. Начальные и пограничные проявления психических заболеваний у детей младшего возраста. М., 1970. — 15 с.
  85. В. В., Кириченко Е. И. К вопросу о динамике речевых и психических нарушений у детей и подростков с синдромом сенсорной и моторной алалии // Журн. невропатол. и психиатр. — 1970. — Т. 70. № 10. — С. 1561 -1565.
  86. В.В. К клинической дифференциации психогенно обусловленной патологии поведения у детей и подростков в связи со школьной дезадаптацией // Дети с временными задержками развития. М., 1971. — С. 20 — 25.
  87. В.В. К клинической дифференциации психического инфантилизма у детей и подростков // Актуальные проблемы психоневрологии детского возраста. М., 1973.-С. 157−162.
  88. В.В. Нарушения созревания структур и функций детского организма и их значения для клиники и адаптации // Сборник статей. М., 1976.
  89. В.В. Психиатрия детского возраста. — М.: Медицина, 1979.— 607 с.
  90. В.В. Психический дизонтогенез как клиннко-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста // Журн. невропатол. и психиатр. — 1981. -№ 10.-С. 1505−1509.
  91. В.В. Патология речи органического и функционального генеза (клинико-психологический аспект и терапия) // Сб. науч. трудов МНИИ психиатрии / Отв. ред. Ковалев В. В. -М., 1985. 136 с.
  92. В. В. Расстройства речи в детском возрасте с позиций психического дизонтогенеза // Проблемы патологии речи / Тезисы Всесоюзного симпозиума 16−21 октября 1989 г.-М., 1989. С. 5−6.
  93. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995. -560 с.
  94. В.А. Экспрессивная алалия. — Л., 1985. 88 с.
  95. А.Н., Ефремов К. Д. О двух вариантах дислексий у детей // Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей. Л., 1985.-С. 155−161.
  96. А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи у детей // Расстройства речи: клинические проявления и методы коррекции / Сб. науч. тр.-СПб., 1994.-С. 135−145.
  97. А.Н. Нарушения чтения и письма у детей // Диагностика, коррекция, предупреждение. СПб.: ИД «МнМ», 1997. — 286 с.
  98. ИЗ. Краснов В. Н., Гурович И. Я. Клиническое руководство: модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств // Под ред. проф. В. Н. Краснова и проф. / Приложение к журналу «Социальная и клиническая психиатрия». — М., 1999. —224 с.
  99. В.П. Некоторые данные клиники и патофизиологии при синдроме задержки развития у детей // В кн. Вопросы психиатрии детского возраста. М., 1962.-С. 18−26.
  100. Л.Г. Тнмомегалня у детей первых трех лет жизни // Приложения 4.7 н 4.8: Дисс.. д-ра мед. наук. — М., 1988. — С. 304 — 305.
  101. К.С. Клинические и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью // Сборник научных трудов. — М., 1976.
  102. К.С. Клинические варианты задержки психического развития. — Жури, неиронатол. и психиатр, им. С. С. Корсакова. — М., 1980. — Ju" 3. -С. 407−412.
  103. В.В., Кошелева А. Д. Формирование умственных действий как метод диагностики и коррекции задержки интеллектуального развития // Первая Всесоюзная конференция по неврологии и психиатрии детского возраста.-М^ 1974.-С. 38−40.
  104. В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: Изд. МГУ, 1985.-167 с.
  105. РЛ. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов). — М., 1951. — 119 с.
  106. А.В. Гигиешшеское обоснование режима обязательных занятий в логопедических группах детского сада: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. — М., 1987.-22 с.
  107. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Известия АПН РСФСР. М.: 1946. — Вып. 7.
  108. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -527 с.
  109. И. Клинические методы исследования в детской неврологии / Пер. с чешек. В. В. Язвикова. — М.: Медицина, 1987. — 174 с.
  110. А.Л. Вопросы организации психоневрологической помощи детям, страдающим расстройствами речи И В кн.: Материалы V Съезда невропатологов и психиатров Украинской ССР. — Киев, «Здоровье», 1973. -С. 304−305.
  111. В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развитая // Дефектология, 1972. — № 4. — С. 10 -16.
  112. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме н патологии). М.: Педагогика, 1973. — 223 с.
  113. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития ребенка. — М.: Педагогика, 1989, — 104 с.
  114. А.Р., Юдович ФЛ. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. — 94 с.
  115. Лурия AJP. Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка.—Т. II.— М., 1958.
  116. А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М., 1970. 495 с.
  117. Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс.канд. пенхол. наук. — М., 1977. — 21 с.
  118. Мам чур Н. Н. Гигиеническое обоснование двигательного режима детей старшего дошкольного возраста // Автореф. дисс.. канд. мед. наук. — М., 1993.-24 с.
  119. А.К., Лидере А. Г., Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.
  120. И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза// Дисс. канд. мед. наук. —М., 1982, — 171 с.
  121. И.Ф. Задержка психического развития (Клиническая и ней-ропснхологическая диагностика). — М.: изд. н/о «Компенс-центр», 1993. — 198 с.
  122. О.И. Динамика клинических синдромов органических поражении нервной системы у детей при длительной реабилитации // Автореф. дис.. .д-ра мед. наук. — М., 1991. 44 с.
  123. О.И. Пантогам в структуре детской психоневрологической реабилитации // Пикамилон в современной неврологической и психиатрической практике / Клшшко-экспернм. исслед. / Материалы Рос. конф., Москва, но-яб., 15— 17. —М., 1994.-С. 101−102.
  124. О.И., Шелковскнй В. И. Пантогам и детская психоневрология // Ноотропные препараты / Пантогам. Двадцатилетний опыт применения в психоневрологии / Сборник трудов. М., 1998. — С. 50−52.
  125. Е.М. Системогенез нервно-психической деятельности у детей с антенатальным и перинатальным поражением мозга: Дисс.. д-ра мед. наук. М., 1978. — 356 с.
  126. Е. М. Певзнер М.С. и др. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности // Вариант гидроцефалии. — М., 1982. -172 с.
  127. Е.М. Нейроонтогенетическнй подход к структуре двигательного дефекта при церебральном поражении // Дефектология, 1985. № 1. — С. 23−26.
  128. Е.М., Ипполнтова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. — 190 с.
  129. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии речи (основы ранней логопедической диагностики и коррекции) // Альманах «Исцеление». Вып. 2. М.: Трнвола, 1995. — С. 423 — 435.
  130. Н.А., Леонов А. В. Гигиенические вопросы реабилитации детей с нарушениями речи // Гигиена специальных учреждении для детей с отклонениями в состоянии / Сб. науч. тр. — Л., 1990. — С. 6 — 12.
  131. Международная классификация болезней (10-й пересмотр) // Классификация психических и поведенческих расстройств / Пер. на русс. яз. под ред.: IOJL Нуллера, С.Ю. Цнркнна- Word Health Organization, 1992. Россия, СПб, «Оверлайд», 1994.—304 с.
  132. Т.К. Исследование некоторых психических процессов у детей с задержкой развития и с астеническим состоянием // Вопросы психиатрии детского возраста. — М., 1962. — С. 36 — 44.
  133. Н.А. Краткий обзор состояния проблемы неуспеваемости школьников // Психологические проблемы неуспеваемости школьников. — М., 1971.-С. 252−264.
  134. С.С. К вопросу о приобретенных расстройствах памяти, чтения, письма и счета у детей // Нервные и психические заболевания в условиях военного времени. Л., 1948. — С. 266 — 273.
  135. С.С. О клнннко-фнзнологнческой классификации состояний общего психического недоразвития у детей // Вопросы детской психоневрологии / Труды Гос. науч.-нсслед. Психоневрол. Ин-та им. В. М. Бехтерева. — JL, 1961. -Т. XXV. С. 67 — 77.
  136. С.С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме // Резидуапьные нервно-психические расстройства у детей / Труды Ленинградского педнатршюского медицинского ин-та. Л., 1968. — С. 70 — 77.
  137. С.С. О резидуальных нервно-психических расстройствах у детей // Труды Лешшград. педиатрического мед. ин-та. — Л., 1968. — Т. 51. — С 5 — 22.
  138. Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития // Дефектол огня, 1972. — № 5. — С. 7 — 12.
  139. Н.Л. Изучение структуры пограничной интеллектуальной недостаточности у детей при катамнестическом обследовании // Вопросы ранней диагностики психических заболеваний. -М., 1978. — Вып. 3. — С. 51 — 57.
  140. Ч. Детская дисфазия. Сообщение 1: концепция и клинические аспекты // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — М., 1993. — Т. 93.-№ 4.-С. 88−92.
  141. Ч. Детская дисфазия. Сообщение 2: современные представления о нейробиологнческих механизмах // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. М., 1994. — Т. 94. — № 1. — С. 79 — 84.
  142. Н.И. Метрическая скала для исследования моторной одаренности детей. Орехово-Зуево, 1923.
  143. Н.И. Психопатология детского возраста // Изд. 2-ое доп. и пе-рераб. Л.: Учпедгиз, 1938. — 327 с.
  144. В.В. Фармакологическая и психофизиологическая коррекция нарушений аттенционно-мнестнческнх и когнитивных функций у детей с недоразвитием речи // Автореф. днсс.. канд. мед. наук. — Волгоград., 2000. — 24 с.
  145. Т.Н. Минимальная статнко-моторная неустойчивость у дошкольников (неврологические, нейропсихологнческие, электронейромнографн-ческие исследования): Днсс. канд. мед. наук. — М., 1989. — 334 с.
  146. М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1966.
  147. М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития // Дети с временными задержками развития. — М., 1971.-С. 15−20.
  148. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология, 1972. -№ 3. С. 3 — 9.
  149. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей // Психофизиологические исслед. — М.: Педагогика, 1984, — 160 с.
  150. Г. Н. Некоторые особенности реактивных состояний у детей с явлениями задержки развития // Вопросы психиатрии детского возраста. — М., 1962.-С. 27−35.
  151. Н.Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс.канд. психол. наук. — М, 1976.-23 с.
  152. В.Л. Особенности кратковременной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дисс.канд. психол. наук. — М., 1981.—18с.
  153. М.В. Диагностика и коррекция речевых нарушении в раннем детском возрасте // Альманах «Исцеление»: Для врачей, педагогов и родителей детей с неврол. инвалидностью. — М., 2000. — С. 202 — 204.
  154. М.Г. Материалы клинического изучения неуспевающих школьников // Дефектология. — М., 1972, —№ 3.-С. 115 — 121.
  155. Т.С. Раннее обучение чтению при различных речевых нарушениях (из опыта работы) // Дефектология, 1994. — № 5. -С. 15 — 79.
  156. Т.С. Моделирование программы обучения чтению при коррекции заикания и общего недоразвития речи // Дефектология, 1998. — № 5. — С. 71 -76.
  157. Е.С. О профилактике и принципах лечения расстройств речи у детей // Педиатрия, 1955. № 2. — С. 69 — 75.
  158. K.IO. Патогенетический подход к фармакотерапии заикания с затяжным неблагоприятным течением // Конгресс по детской психиатрии. — М.: РОСИНЭКС 2001. — С. 255 — 256.
  159. М.М., Ахутина Т. В., Семаго Н. Я. и соавт. Психолого-меднко-педагогическое обследование ребенка // Комплект рабочих материалов / Под общей ред. М. М. Семаго.- М.: АРКТИ, 1999. 136 с.
  160. К.А. Вопросы патогенеза и терапии речевых расстройств при псевдобульбарной форме ДЦП // Журн. невропатол. н психиатр, им. С. С. Корсакова.-М., 1961.-Т. 61.-вып. 12.-С. 1805−1812.
  161. К.А. О патогенетической терапии при нарушениях моторной речи и интеллекта у детей с церебральными параличами // Журн. невропатол. и психиатрии им. С. С. Корсакова. М., 1968. — Т. 68. -№ 10. -С. 1477 — 1482.
  162. К.А., Мастюкова Е. М. Клинические аспекты применения психотропных средств у детей и подростков с речевыми нарушениями // Профилактнка общественно опасных действии, совершаемых психическими больными / Мат. конференции. — М., 1972. С. 100 —102.
  163. К.А. Проблема реабилитации перинатальных поражений центральной нервной системы // Вест. АМН СССР. — М., 1990. — С. 21 — 26.
  164. Э.Г. О возможностях компенсации речевых функций у детей // Проблемы изменения и восстановления психической деятельности / Тез. Докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. — М., 1977. С. 37 -38.
  165. Э.Г. Нейропсихологнческая методика экспресс диагностики // «Лурия — 90». — М.: О-во «Знание» РСФСР, 1991. — 48 с.
  166. Т.П. Клшшка и патофизиология постинфекционных церебрасте-ническнх состояний у детей // Вопросы психиатрии детского возраста. — М., 1962.-С. 31−38.
  167. Е.Ф. Сравнительная характеристика психического развития детей с моторной алалией и детей с олигофренией // Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений речи и поведения у аномальных детей / Межвуз. сб. науч. тр. — Л., 1989. С. 14 —25.
  168. X. Нарушения развития учащихся начальных школ и испытываемые ими затруднения в учебной деятельности // Дефектология, 1972. — № 3. — С. 21 —29.
  169. Суворинова НЛО. Лечение ноотропными препаратами детей с минимальными мозговыми дисфункциями: Диссканд. мед. наук. —М., 1998.—116с.
  170. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 2.- М.: Медгиз, 1959. 406 с.
  171. Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3.
  172. М.: Медицина, 1965. — 335 с.
  173. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста // Избранные главы. М.: Медицина, 1974. — 320 с.
  174. Н.К. Состояние здоровья учащихся начальной школы // Охрана психического здоровья и подростков / Материалы IV съезда педиатров России, Москва, 17−18 нояб. 1998. М., 1998. — С. 89.
  175. Тонкова-Ямпольская Р. В., Фрухт Э. Л. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы // Российский педиатрический журнал М., 2001. — № 1. — С. 9.
  176. Н.Н. К вопросу об организации и методике работы с моторными алаликамн И Расстройства речи в детском возрасте / под ред. М. В. Шкловского. Каргоиздат, 1940. — С. 70 — 103.
  177. Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят // Моторная и сенсорная алалия. СПб.: Изд-во «СМАРТ», 1994. — 60 с.
  178. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте // Пер. с чешек. В. В. Язвнкова. — М.: Медицина, 1986.— 255 с.
  179. Р.Д. Уровень знаний по русскому языку учащихся первых классов, имеющих задержку психического развития // Дети с временными задержками развития.-М., 1971.-С. 191 196.
  180. В.М., Радаев A.M., Халецкая О. В., Радаева Г. М. Клинические варианты ММД у детей дошкольного возраста // Педиатрия, 1994. № 2. -С. 72−75.
  181. Ю.А. Психофизиологический анализ функционального состояния мозга при заикании и некоторых пограничных расстройствах у детей 5 — 8 лет// Дне.. канд. мед. наук. — СПб., 1994. 149 с.
  182. Ю.А. Психофармакологическая коррекция функционального состояния мозга при пограничных психических расстройствах у детей // Конгресс по детской психиатрии. — М.: РОСИНЭКС, 2001. — С. 256 257.
  183. Н.Л., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года // Библиотека по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста. — Медгиз, 1949.
  184. Л.А. Комплексная стимуляция статнко-моторного и пенхо-рсчевого развития детей с перинатальными поражениями центральной нервной системы: Дис. .канд. мед. наук. -М., 1995. — С. 195.
  185. Р.А. Медико-пснхологнческне аспекты реабилитации детей с психическими заболеваниями // Труды Ленннгр. и.-и. психоневрол. ин-та им. В. М. Бехтерева. Л., 1978. — Т. 88. — С. 3 — 6.
  186. Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. — М., 1964.
  187. Е.Д. Исследование влияний речевых реакций на двигательные функции у детей с церебрастенней // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка.-М., 1958. Т.Н. — С. 131 -249.
  188. М.Б. Основы невропатологии детского возраста. — М., 1961. 286 с.
  189. Н.А. Понимание прочитанного текста первоклассниками с задержкой психического развития // Дефектология, 1974. — № 1. — С. 11 — 19.
  190. Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1967. — 19 с.
  191. Г. В., Кошошкова Е. П. Об организации и содержании индивидуальных логопедических занятии в специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. М.: Министерство просвещения СССР, НИИ Дефектологии АПН, 1982. — 10 с.
  192. А.А., Мартюшов А. Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Издательство «Триада-Х», 1999. — 232 с.
  193. И. и соавт. Диагностика психического развития. — Прага: Ави-ценум, 1978.-388 с.
  194. В.В. Заикание.-М., ICE, 1994.-153 с.
  195. В. Терапия в детской и подростковой терапии. — Штугарт, 1967. — 157 с.
  196. Е.В. Реабилитация детей с заболеваниями нервной системы. — М.: Медицина, 1979.-21 с.
  197. М.Б. Значение медикаментозной терапии для восстановительно-компенсаторной работы при нарушении речи у детей //Тез докл. совещания по вопросам нарушения н восстановления речи. — Изд-во Академии Наук СССР.-М.-Л., 1961.-С.31−32.
  198. М.Б. Применение лечебно-восстановительной работы при детских церебральных параличах // Проблема восстановления при паралитических заболеваниях у детей. М., 1964. — С. 274 — 278.
  199. М.Б. Невропатологический анализ неуспевающих детей массовых специальных школ // Дети с временными задержками развития. М., 1971.-С. 76−80.
  200. Энцефалопатическне реакции у детей и их интенсивная терапия // Методические рекомендации / МЗ СССР, Главное управление лечебно-профилактической помощи детям и матерям. М., 1978. — 17 с.
  201. Энциклопедия лекарств // Регистр лекарственных средств России / Вып. 9. М.: ООО «РЛС-2002», 2002. — 1504 с.
  202. Ю.А., Ямпольская Э. И., Кипнис С. А. и др. Болезни нервной системы -М., 1979.-277 с.
  203. Ю.А. Физиология и патология нервно-психического развития ребенка // лекция № 15: Приложение к Российскому вестнику перинатологин и педиатрии. — М.: МНИИ педиатрии и детской хирургии, 1995.— 49 с.
  204. Яссман J1.B. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с задержкой психического развития: Автореф. Дисс. канд. психол. наук. М., 1976. — 20 с.
  205. Aman М., Kern R., Osborne P. et al. Fenfluramine and methylphenidate in children with mental retardation and borderline IQ: clinical effects // AM. J. Ment. Retard. 1997. — Vol. 101 (5). — P. 521 — 534.
  206. Arnold L., Abikoff H., Cantwell D.P. et al. National Institute of Mental Health Collaborative with ADHD. Design challenges and choices // Arch. Gen. Psychiatry. 1997. — Vol. 54 (9). — P. 865 — 870.
  207. Barkley R. Attention deficit disorder with hyperactivity in behavior assessment of children disorders // Eds. P.D. Mash, L.G. Terdal. New York, 1988. — P. 69 -104.
  208. Barkley R, Koplowitz S., Anderson T. et al. Sense of time in children with ADHD: effects of duration distraction, and stimulant medication // J. In nt. Neuro-psychol. Soc. 1997. — Vol. 3 (4). — P. 359 — 369.
  209. С. E. Олигофрения (нарушения психического развития и состояние слабоумия) // Клиническая психиатрия. М., 1967. — С. 609 — 664.
  210. Benger Е. Minimall cerebral dysfunction bei rinder. — Bern, 1977. — 365 p.
  211. Benesova O. Perinatal pharmacotherapy and brain development // Int. J. Prenatal. and Perinatal. Stadies. 1989. — P. 417 — 424.
  212. Benton A.L. Behavioral indices of brain injury in school children. — Child Development, 1962 b, 33, p. 199−208
  213. Bilder R.M. Neurocognitive impairment in schizophrenia and how it affects treatment options. // Canadian J. Psychiatry, 1997. Vol. 42. — P. 255 -264.
  214. Castellanos F. Toward a pathophysiology of attention deficit hyperactivity disorders // Clin.
  215. Pediatr. Phila. 1997. — Vol. 36 (7). — P. 381 — 393.
  216. Clemmens K.L., Kenny FJ. Clinical correlates of learning dysfunction and hyperactivity // Clin. Pediatr. Phila. 1972. — Vol. 11. — P. 311 — 313.
  217. Clements S.D. Minimal brains dysfunction by children. NINB Monograph, 1969.-№ 9.-P. 143−187.
  218. Cohn L.M., Caliendo G.C. Guanfacine use in children with attention deficit hyperactivity disorder // Ann. Pharmacother. 1997. — Vol. 31 (7). — P. 918 — 919.
  219. Corboz RJ. Spatreife und bleibende Unreife. Eine Untersuchung uber den psy-chischen Infantilismus anhand von Katamnesen. Berlin ect.: Springer, Verlag 1967.-123 S.
  220. Cordell A., Allen S. Integration of therapeutic approaches in working with children // J. Psychother. Pract. Res. 1997. — Vol. 6(1).- P. 45 — 58.
  221. Cravioto J., De Licardie E.R. Nutrition, growth and neurointegrative development: an experimental and ecologic study // Pediatrics, 1966. — Vol. 38 (Suppl.2). -P. 319−372.
  222. DenhofTE. The cerebral minimal syndrome // 13 Mezinar. ped. Sjezd. Wienn, 1977.-P. 38−41.
  223. Douglas V. Attentional and cognitive problems // Developmental neuropsychiatry. New York, 1983.-P. 286−329.
  224. Dulcan M., Bencon R. Summary of the practical parameters for assessment and treatment of children adolescents, and adults with ADHD // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1997. — Vol. 36 (9). — P. 1311 — 1317.
  225. Efron D., Jarman F., Barker M. Side effects of methylphenidate and dexam-phetamine in children with attention deficit hyperactivity disorder: a double-blind, crossover trial // Pediatrics. 1997. — Vol. 1000 (4). — P. 662 — 666.
  226. Filipik P., Semrud-Clikeman M., Steingard RJ. et al. Volumetric MRI analysis comparing subjects having attention deficit hyperactivity disorder with normal controls // Neurology. 1997. — Vol. 48 (3). — P. 589 — 601.
  227. Fryns Y. Direct duplication 16q 11.1 16q 13 is not associated with a typical dysmorhic syndrome // Ann. Genet. — 1990. — Vol. 33 (1). — P. 46 — 48.
  228. Gaddess W.H. Learning disabilities and Brain function: A neuropsychological approach. —N.Y. ect.: Springer, 1980,-403 p.
  229. Gillberg C., Rasmussen P. Perceptual, motor and attention deficits in seven-year-old children back ground factors // Dev. Med. Child Neurol. — 1982. — Vol. 24.-P. 752−770.
  230. Gollnitz G. Neuropsychiatrie des Kindes- und Jugendalters. Jena: Fischer, 1970.-428 s.
  231. Gordon N. Specific learning disorders: the possible role of brain damage // Brain and development, 1991.-Vol. 13.-№ 3.-P. 143−147.
  232. Gross M., Wilson W. Minimal brain dysfunction // N.Y.: Brunner/Mazel. Publishers.-1974.-206 p.
  233. Gwerder F. Das Syndrom der leichten fruhkindlichen Hirnssschadigung // Bern.-1976.-P. 74−76.
  234. M. Последствия рождения младенцев с крайне низким весом // Pediatries (Издание на русском языке). 1998. — Vol. 1 (2). — Р. 84 — 90.
  235. Handen В., Janosky J., McAulifle S. Long term follow-up of children with mental retardation borderline intellectual functioning and ADHD // Abnorm. Child Psychol. 1997. — Vol. 25 (4). — P. 287 — 295.
  236. Jacobvitz D., Sroofe A., Stewart M. Spatial article treatment of attention and hyperactivity problems in children with sympathomimetic drugs: a comprehensive review // J. Ann. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1990. — Vol. 29 (5). — P. 677 -688.
  237. Jaspers H.H. et al. EEG analyses of behavior problem children // Am. Y. Psy-chiat.-1938.-Vol. 95.-641 p.
  238. Jensen P., Xenakis S., Shervette R. Diagnosis and treatment of attention deficit disorder in two general hospital clinics // Hosp. Commun. Psychiatry. 1989. — Vol. 40 (7).-P. 708−712.
  239. Jones E. et al. Focal abnormalities encephalogram in Juveniles with behavior disorders // J. Nerv. Ment. Dis. 1955. — Vol. 122. — 28 p.
  240. Kirk S., Kirk W. Psycholinguistic learning disabilities: Diagnosis and remediation // Urdana ect.: Univ. of Illinois Press 1971. — 198 p.
  241. Largo R., Pfister D., Molinari L. et al. Significance of prenatal, perinatal and postnatal factors in the development of AG A preterm infants at five to seven years // Dev. Med. Child Neurol. 1989. — Vol. 31. — P. 440 — 456.
  242. Lesny I. Detska neurology. Avicenum. Praha, 1980. — P. 27 — 51.
  243. Lindahe E., Michelsson K. Neurodevelopmental significance of minior and major congenital anomalies in neonatal high risk children // Neoropaediatrics, 1986. — Vol. 31.-P. 440−456.
  244. Logan G. Dose — response effects methylphenidate on academic performance and overt behavior in hyperactive children // Pediatrics. — 1989. — Vol. 84 (4). — P. 648−657.
  245. Low J. A. Relationship of fetal asphyxia to neuropathology and deficits in children // Clin. Invest. Med. 1993. — Vol. 16. — № 2. — P. 133 — 140.
  246. Marlow N., Roberts В., Cooke R. Very low birtweiht children at junior school // 629th Annual Meeting of British Pediatric Assoc., 1990.
  247. McCormick M. Treatment with buspirone in a patient with autism // Arch. Fam. Md. 1997. — Vol. 6 (4). — P. 368 — 370.
  248. Meyer V. Psychological effects of brain damage // Handbook of Abn. Psychology.-N.Y. 1971.-P. 529−565.
  249. Milman D. Organic behavior disorder // J. Dis. Child. 1956. — Vol. 91. — P. 521−528.
  250. Т. Катамнестическне наблюдения за новорожденными высокого риска с оценкой их неврологического статуса // Педиатрия, 1995. № 1. -С. 96- 110.
  251. Myklebust Н.Р. Learning disabilities: Definition and overview // Progress in learning disabilities.-N.Y., 1967.-Vol. 1.-P. 502−510.
  252. Paine R.S., J.S. Werry, H.G. Quay. A study of minimal cerebral dysfunction. -Devel. Med., Child., Neurol., 1968 / Vol. 10 (4). — P. 502 — 503.
  253. Rapport M., Denney C. Titrating methylphenidate in children with attention deficit hyperactivity disorder: is body mass predictive of clinical response? // J. Ann. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. 1997. — Vol. 36 (4). — P. 523 — 530.
  254. Safer D., Krager J. Hyperactivity and in attentiveness. School assessment of stimulant treatment //Clin. Pediatr. 1989.-Vol. 28 (5).-P. 216−221.
  255. Satterfield J.H. et al. Physiological studies of the hyperkinetic child. Am. J. Psychiatr., 1972.-Vol. 128.-P. 1418−1424.
  256. Schalchar R., Tannock R., Cunningham C. et al. Corkum PV Behavioral, situational, and temporal effects of ADHD with methylphenidate // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. — 1997. — Vol. 36 (6). — P. 754 — 763.
  257. Semrud-Clikeman M., Hynd G. Right hemispheric dysfunction in nonverbal learning disabilities: social, academic and adaptive functioning in adults and children // Psychol. Bull. 1990. — Vol. 197 (2). — P. 196 — 209.
  258. Shaywitz В., Fletcher J., Shaywitz S. Attention deficit hyperactivity disorder // Adv. Pediatr. 1997. — Vol. 44. — P. 331 — 367.
  259. Spionek H. Zaburzenia rozwoju ucznion a niepowodzenia szkolne. — War-szawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1975. — 459 s.
  260. Stevenson R., Woldraich M. Stimulant medication therapy in the treatment children with attentional deficit hyperactivity disorder // Pediatric Clin. North. Amer. 1989. — Vol. 31. — P. 756 — 765.
  261. Stoch M.B., Smythe P.M. Undernutrition during infancy and subsequent brain growth and intellectual development // Malnutrition, learning and behavior, 1968. -P. 278−289.
  262. Strother C.R. Minimal cerebral dysfunction: a historical overview in minimal brain dysfunction. Ann. N.Y. Acad. Sci., 1973. — Vol. 205. — P. 6 — 17.
  263. Tan G., Schneider S. Attention disorder. Pharmacotherapy and beyond // Postgrad. Med. — 1997. — Vol. 101 (5). — P. 201 — 204,213−214,216 passim.
  264. Tarnopol L. Learning disorders in children. — Boston, 1971. — 378 p.
  265. Taylor M. Evaluation and management of attention deficit hyperactivity disorder // Ann. Fam. Physician. 1997. — Vol. 15,55 (3). — P. 887 — 894, 897,901.
  266. Tool K., Abramowitz A., Morris R. et al. Effect of methylphenidate on attention and nonverbal learning in children with attention deficit hyperactivity disorder // J. Ann. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. — 1997. — Vol. 36 (4). — P. 531 -538.
  267. Tresohlava Z. et al. Lehka mozkova dysfunkce u deti. Avicenum. — Praha, 1974.-274 p.
  268. Weiss G. et al. Studies on the hyperactive child // Arch. Gen. Psychiat. 1971. -Vol. 24.-P. 409−414.
  269. Weiss G. Attention deficit hyperactivity disorder // J. Child Neurol. — 1991. — Vol. 6(1).-P. 23−36.
  270. Wender P.H. The minimal brain dysfunction syndrome in children. N.Y., 1971.-P. 34−49.
  271. Wender P.H. Minimal brain dysfunction syndrome in children // J. Neuropa-thologycal Mental Disorders. 1972. — Vol. 155. — P. 55 — 57.
  272. Willens Т., Biederman J. The stimulants // Psychiatr. Clin. North. Amer. -1992.-Vol. 15.-P. 191−222.
  273. Winsberg В., Javitt D., Silipo G. Electrophysiological indices of information processing in methylphenidate responders // Biol. Psychiatiy. — 1997. Vol. 42 (6).-P. 434−445.
  274. Woodward L., Dowdney L., Taylor E. Child and family factors influencing the clinical referral of children with hyperactivity: a research note // J. Child Psychol. Psychiatiy: 1997. — Vol. 38 (4). — P. 479 — 485.
  275. Wordraich M., Baumgaertel A. The practical aspects of diagnosing and managing children with attention deficit hyperactivity disorder // Clin. Pediatr. Phila. -1997. Vol. 36 (9). — P. 497 — 504.188
Заполнить форму текущей работой