Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие исламской государственности у средневековых арабов прошло два основных этапа: первый этап характеризуется образованием первичного государства, функции которого была вынуждена выполнять «умма» — религиозная община мусульман, руководимая пророком Мухаммадом и «праведными» халифамивторой этап характеризуется образованием империи. В отличие от других, известных истории империй, в своем… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. 1.Проблемы генезиса мусульманского государства у арабов
    • 1. 1. Возникновение ислама. Раннее мусульманское государство
    • 1. 2. Этапы развития средневековых арабо-исламских государств. 45 1.3. Роль и место средневековых арабо-исламских стран в типологии государства
  • Глава II. Эволюция арабо-исламских государств в эпоху новейшего времени и проблемы их классификации
    • 2. 1. Формы государства на Арабском Востоке: страновое разнообразие и региональное единство
    • 2. 2. Субрегиональные варианты государственно-правового развития у арабов

Исламская государственность Арабского Востока: историко-теоретический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Последние десятилетия характеризуются возросшей активностью «исламского фактора» на самых разных уровнях: страновом, региональном, международном. События сентября 2001 г., происшедшие в США, воочию свидетельствуют о том, что небывалая активность исламистов способна провоцировать межгосударственные, а в перспективе и межцивилизационные конфликты, с непредсказуемыми последствиями.

Для того чтобы вести эффективную борьбу с негативными проявлениями «исламского фактора», необходимо изучить все те явления, которые так или иначе связаны с исламом.

Россия — родина миллиона мусульман. Поэтому для нашей страны данная задача приобретает особую значимость. Она всякий раз напоминает о себе, когда в Российской Федерации происходит обострение внутриполитической ситуации, связанное с действиями членов экстремистских организаций, созданных на Северном Кавказе. Об этой задаче в нашей стране вспоминают и тогда, когда возникает потребность «ответа» на исламский «вызов», который периодически исходит от некоторых государств дальнего зарубежья.

В связи с вышесказанным в отечественной и зарубежной науке наблюдается рост интереса ко «всему исламскому»: обществу, праву, государству. «Этот процесс в мировой политике получил название «исламский бум"1. Многие исследователи исламского мира и Арабского Востока посвятили свои работы возникновению и развитию именно ислама как религиозной системы, его распространению на территории, прилегающей к Аравийскому полуострову. Поэтому главное внимание ими уделялось социокультурной специфике общества, породившего ислам и исламскую цивилизацию. В полном соответствии с системой приоритетов, сложившейся в отечественной арабистике и исламоведении, феномен исламского.

1 Жданов Н. В. Исламская концепция миропорядка. М., 2003. С. 6,7. государства считался проблемой второстепенной и даже третьестепенной. Примером может служить название одной из коллективных работ — сборника статей, в основу которого «легли доклады, прочитанные на ежегодных сессиях ленинградских арабистов начиная с 1976 г.». Его название: «Ислам. Религия, общество, государство» — яркое проявление сложившегося в отечественном обществознании подхода.

В этой связи особую актуальность приобретают исследования, обладающие чертами междисциплинарности, но сохраняющие самую тесную связь с юриспруденцией. Определенные перспективы среди них сохраняют и те исследования, для которых характерно объединение сил и средств истории, теории государства и права, их сконцентрированность в рамках специфической междисциплинарной области — «теории истории». Такой подход позволяет реализовать потребности не только в трудах, обобщающих достижения других общественных наук, но и в специализированных научных исследованиях, которые нацелены на изучение возникновения и развития собственно исламского государства.

При таком подходе к объекту познания — исламской государственности — появляется возможность сконцентрировать главное внимание на тех проблемах, которые в отечественной юридической науке оставались на периферии познания. Прежде всего, недостаточно полно изучен сам генезис исламского государства, а также исторические формы мусульманских государств, принадлежащие к самым разным историческим эпохам (средневековья и новейшего времени).

Актуальность темы

диссертационного исследования объясняется и тем, что учеными-юристами до сих пор не решены проблемы, связанные с типологической принадлежностью исламских государств, их классификацией по регионам и субрегионам. Региональная и субрегиональная специфика государственно-правового развития, так или иначе, обнаруживает себя во всем исламском мире, но наиболее ярко она проявляется на Арабском.

Востоке. К сожалению, отечественные исследователи не уделяют должного внимания государственно-правовым особенностям данного региона.

Отмеченные пробелы в определенной мере призвано восполнить настоящее диссертационное исследование.

Степень разработанности темы. Весь комплекс проблем, так или иначе связанных с возникновением и развитием арабо-исламских государств, пока не привлек к себе должного внимания отечественной историко-юридической науки. Работа историков-юристов в этой области ограничивается подготовкой соответствующих глав и параграфов для учебников и учебных пособий. Единственной работой, принадлежащей крупному историку-юристу, в которой была предпринята попытка рассмотреть арабский государствогенез на монографическом уровне, является труд С. В. Юшкова, опубликованный еще в 1948 г. под названием «К проблеме образования феодального государства». Главное внимание С. В. Юшков здесь уделял своим излюбленным теоретическим конструкциям: «дофеодальному государству» и его социально-экономическим основам -«феодальному укладу» и «классу феодалов», феодальному «перевороту», при котором на смену «дофеодальному государству» приходит «феодальное государство». Налицо стремление к иллюстрации классово-формационных постулатов примерами из истории Арабского халифата. Подобный подход в значительной мере обесценил результаты работы С. В. Юшкова, которая на сегодняшний день признана устаревшей, а ее содержание нуждается в коренном пересмотре.

Спорные сами по себе концептуальные положения, созданные С. В. Юшковым, приковывали внимание ученых к социально-экономической проблематике, оставляя на периферии исследовательского процесса проблемы собственно истории государства и права. К тому же, за пределами исследования С. В. Юшкова остался весь современный период государственно-правового развития Арабского Востока.

2 Юшков С. В. К проблеме образования феодального государства. М., 1948.

Образовавшийся пробел в какой-то мере восполняют труды Л. Р. Сюкияйнена — специалиста в области теории и истории мусульманского права, а также ученых-конституционалистов — Н. А. Заварнова, М. А. Сапроновой, В. Е. Чиркина, С. В. Чиркина. Однако в их работах подвергнута анализу теоретико-правовая и конституционно-правовая проблематика. Поэтому данными авторами не ставились и не решались задачи, прямо связанные с историко-теоретическим исследованием генезиса исламской государственности Арабского Востока.

Богатейший фактографический материал представлен в работах отечественных и зарубежных арабистов, исламоведов, востоковедов, специалистов по всеобщей истории. Однако он нуждается в осмыслении и переосмыслении с позиций теории и истории государства и права.

Объектом диссертационного исследования являются исторические разновидности арабо-исламских государств: их становление и развитие, как в эпоху средневековья, так и в период новейшего времени.

Предметом диссертационного исследования являются сущностные признаки и характеристики исламской государственности, проявившиеся на разных этапах государственно-правовой эволюции Арабского Востока (средневековья и новейшего времени), выделенные путем понятийно-правового постижения.

Цель настоящего исследования состоит в комплексном исследовании основных этапов и форм исламской государственности, осуществляемом на основе обобщающего историко-теоретического анализа различных концепций государствогенеза, созданных отечественными и зарубежными ученымивыявление их эвристических возможностей на материале одного из исторических государственно-правовых регионов — Арабского Востока. Цель работы состоит и в том, чтобы высказать на этой основе предложения и рекомендации научно-практического характера, которые могут быть использованы в юридической науке в целом, а также в таких учебных курсах, как «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права» и др.

Основные задачи диссертационного исследования. В соответствии с целью исследования диссертант поставил перед собой следующие задачи:

— с использованием данных исторической науки установить основные причины возникновения исламского государства у арабов и выявить роль ислама в этом процессе;

— проанализировать параметры первого исламского государства;

— установить типологическую принадлежность исторических форм арабо-исламских государств Средневековья и Новейшего времени;

— выявить государственно-правовую специфику Арабского Востокаодного из самобытных исторических регионов исламского мира;

— определить основные формы современного исламского государства на примере стран Арабского Востока.

Теоретическая основа диссертации. Исследование опирается на анализ трудов как отечественных, так и зарубежных ученых. Раскрывая значение ислама и исламской цивилизации для юридической науки, автор широко использовал работы отечественных арабистов и востоковедов: В. В. Бартольда, О. Е. Беляева, О. Г. Большакова, А. М. Васильева, Л. С. Васильева, П. А. Грязневича, И. П. Петрушевского, М. Б. Пиотровского, Л. И. Климовича и ДР.

Особое внимание в диссертации уделяется работам, посвященным теории и истории государства и права. Среди них были использованы труды: А. И. Ковлера, В. В. Лазарева, Ф. М. Раянова, В. К. Самигуллина, Л. Р. Сюкияйнена, А. Н. Тимонина, И. Д. Левина, А. Г. Хабибуллина, Р. Х. Гилязутдиновой, Л. М. Энтина и др.

В диссертации были использованы и работы ученыхспециалистов в области конституционного права: А. А. Мишина, Г. И. Муромцева, М. А. Сапроновой, Б. А. Страшуна, В. Е. Чиркина и др.

При анализе параметров первого исламского государства автор опирался на классические работы зарубежных авторов — социали политантропологов: Х.Дж. М. Классена, Э. Саутхолла, Э. Сервиса и др.

Определяя этапы и формы исламских государств Арабского Востока, устанавливая их типологическую принадлежность, диссертант широко использовал труды зарубежных арабистов и исламоведов: Абу Аль-Аля Аль Маудуди, Г. фон Грюнебаума, А. Массэ, Э. Саида, Сафи ар-Рахмана аль-Мубарафури и др.

Источниковая база диссертационного исследования.

Источниковую базу исследования составили Коран и Сунна, а также Конституции арабских государств. Сложность и глубина стоящих перед диссертантом проблем, обусловили привлечение достаточно широкого круга источников как официального, так и неофициального характера.

Во-первых, это научные труды, посвященные анализу таких явлений, как цивилизация, государство, раннее государство, исламское государство.

Во-вторых, это нормативные и нормативно-правовые акты: Коран, Сунна, конституции государств Арабского Востока.

В-третьих, — материалы периодической печати, в которых содержатся интересные факты, характеризующие современную государственно-правовую жизнь Арабского Востока.

Методологическая основа диссертации. В исследовании применены методы познания, выявленные и разработанные современной наукой, такие как диалектический, проблемно-теоретический, системный, структурно-функциональный, исторический, сравнительно-правовой и другие методы.

Научная новизна исследования. Диссертация представляет собой первое комплексное монографическое исследование, посвященное историко-теоретической разработке сущностных признаков и характеристик исламской государственности, проявившихся на разных этапах государственно-правовой эволюции Арабского Востока (Средневековья и Нового времени). Диссертация выполнена на стыке теории и истории государства и права. В ней сделана попытка междисциплинарного синтеза достижений российского государствоведения и отечественной историографии и российского государствоведения с лучшими образцами американской, арабской и западноевропейской научной мысли. Существенно обогащена теоретическая база исследования, на основе которой выявляется специфика государствообразования у арабов, раскрываются особенности последующей эволюции исламской государственности на материале одного из исторических государственно-правовых регионов.

Результатом научного анализа данной проблемы являются следующие выносимые на защиту выводы и положения:

— Возникновение первого государственного образования, построенного на принципах ислама, необходимо относить к моменту установления власти Мухаммада в Иасрибе (Медине). Это государственное образование соответствует всем признакам «раннего государства». В связи с этим следует особо отметить исключительно выдающийся личный вклад Мухаммада как в распространении ислама, так и в возникновении первого исламского государства;

— Мединская форма государствообразования — совершенно уникальная конкретная форма возникновения государства. Нигде в мире государствогенез хронологически не совпадал с первоначальным генезисом мировой религии. В Медине данные процессы протекали параллельно, взаимно стимулируя друг друга, при ведущей роли религиогенеза. Более того, роль ислама была здесь настолько велика, что именно при его определяющем воздействии в Медине появилось государство нового исторического типа.

— Исламская государственность — это не столько сообщество стран, большая часть населения которых исповедует ислам, а сколько особый исторический тип государства, отличающийся определенными признаками.

— Развитие исламской государственности у средневековых арабов прошло два основных этапа: первый этап характеризуется образованием первичного государства, функции которого была вынуждена выполнять «умма» — религиозная община мусульман, руководимая пророком Мухаммадом и «праведными» халифамивторой этап характеризуется образованием империи. В отличие от других, известных истории империй, в своем развитии государство арабов миновало стадию государства-гегемонии, что объясняется не столько практически непрекращающимися завоеваниями, сколько сложнейшей структурой новой мировой державы — Арабского Халифата, гигантскими размерами подвластной ему территории (от Испании на Западе до Китая на Востоке), а главное, установлением довольно жесткого государственного режима, который порой приближался к деспотическому.

— Процессу государствогенеза Арабского Халифата были присущи особенности: ускоренность в развитии арабского государства позволяет отнести его к процессам «взрывного» типачастичное заимствование государственных институтов у побежденных народов, а не тотальное «выкачивание» из религиозной идеологии моделей собственных государственных структурнаряду с государствами, Халифат поглотил множество догосударственных структур. Однако среди коренного населения Аравии по-прежнему сохранились и племена и племенная вражда. Поэтому административно-территориальное деление населения здесь сосуществовало с кровнородственным, а племена порой сталкивались не только друг с другом, но и с государственными структурами.

— Специфика возникновения и развития арабских стран, уникальная роль религии в этих процессах позволяют отграничить арабскую государственность от государственных форм не только Запада, но и других неевропейских стран. Все это вместе взятое позволяет ввести в научный обиход новое понятие — «Арабский государственно-правовой регион».

— Несмотря на схожесть историко-политического развития, единство религии, языка, примерно одинаковой социально-экономической структуры общества, — формы государств Арабского государственно-правового региона были не одинаковы. Поэтому в рамках данного региона выделяются три субрегиона: Аравия, Магриб и Левант.

— Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни страны, следует говорить о Тунисском, Алжирском и Саудовском внутрирегиональных вариантах арабо-исламского государства.

Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка расширить границы познания истории государства и права зарубежных стран, теории государства и права на специфическом государственно-правовом материале стран Арабского Востока. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для дальнейших исследований и в процессе преподавания курсов «История государства и права зарубежных стран», «Теория государства и права», «Проблемы теории государства и права», а также для создания учебных пособий.

Апробация результатов исследования.

Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории государства и права Башкирского государственного университета. Основные положения и выводы диссертационного исследования получили практическую апробацию в выступлениях автора на межрегиональных всероссийских научно-практических конференциях: «Шариат: теория и практика». Уфа, 26−28 сентября 2000; «Система права субъектов Российской Федерации: проблемы становления и развития». Уфа, 10−11 декабря 2002; в опубликованных статьях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих три и два раздела соответственно, заключения и списка использованных источников и литературы.

Заключение

.

Одной из особенностей конца XX столетия стало беспрецедентное возрастание социально-политических движений под исламскими лозунгами, целью которых стало установление исламского правления на большинстве территорий, население которых исповедует ислам. В связи с этим, данные государства, в политической жизни которых наиболее активно действуют представители этих движений, встали в оппозицию к неисламскому миру.

Существует ли исламский мир в качестве субъекта международной политики?

На этот вопрос, как нам кажется, нельзя ответить однозначно. В мире известны исламские международные организации, которые практически дублируют международные организации глобального масштаба: Исламская комиссия Международного Красного Полумесяца (исламский аналог Международного Красного Креста), Исламский банк развития (аналог Международного банка развития), Исламская организация по образованию, науке и культуре (аналог ЮНЕСКО), Исламская федерация спортивной солидарности (аналог Всемирного олимпийского комитета) и др.

Между тем, несмотря на то, что исламский мир подразумевает под собой совокупность государств, существующих в различных точках земного шара, большинство населения которых исповедует ислам, именно различие уровня социально-экономического развития, разные геостратегические интересы, единства в самой религиозной системе — исламе, разная форма и степень исламизации общественной жизни позволяют говорить и о региональное&tradeв исламском мире.

Значительная доля исламских государств приходится на Арабский Восток. Именно вышеуказанные различия позволяют отделить страны Арабского Востока не только от иных европейских, латиноамериканских и иных стран, но и вместе с тем и от других исламских стран.

В связи с этим, в диссертации было предложено ввести в научный обиход понятие исторического государственно-правового регионаАрабский Восток. Прийти к такому выводу нам позволило изучение причин возникновение ислама и первого государства, построенного на принципах ислама. Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни той или иной современной арабской страны, появились возможности и для внутрирегиональной классификации стран Арабского Востока.

Проведенное исследование подводит к некоторым выводам, заключающимся в следующем:

— Возникновение первого государственного образования, построенного на принципах ислама, необходимо относить к моменту установления власти.

ЧУ.

Мухаммада в Иасрибе (Медине). Это государственное образование соответствует всем признакам «раннего государства».

— Исламская государственность — это не столько сообщество стран, большая часть населения которых исповедует ислам, а сколько особый исторический тип государства, отличающийся определенными признаками.

— Мединская форма государствообразования — совершенно уникальная конкретная форма возникновения государства. Нигде в мире государствогенез хронологически не совпадал с первоначальным генезисом мировой религии. В Медине данные процессы протекали параллельно, взаимно стимулируя друг друга, при ведущей роли религиогенеза. Более того, роль ислама была здесь настолько велика, что именно под его определяющем воздействии в Медине появилось государство нового исторического типа.

— Развитие исламской государственности у средневековых арабов прошло два этапа: первый этап характеризуется образованием первичного государства, функции которого была вынуждена выполнять «умма» — религиозная община мусульман, руководимая пророком Мухаммадом и «праведными» халифамивторой этап характеризуется образованием империи. В отличие от других, известных истории империй, в своем развитии государство арабов миновало стадию государства-гегемонии, что объясняется не столько практически непрекращающимися завоеваниями, сколько сложнейшей структурой новой мировой державы — Арабского Халифата, гигантскими размерами подвластной ему территории (от Испании на Западе до Китая на Востоке), а главное, установлением довольно жесткого государственного режима, который порой приближался к деспотическому.

— Процессу государствогенеза Арабского Халифата были присущи особенности: ускоренность в развитии арабского государства позволяет отнести его к «взрывному» типучастичное заимствование государственных институтов у побежденных народов, а не тотальное «выкачивание» из религиозной идеологии моделей собственных государственных структурнаряду с государствами, Халифат поглотил множество догосударственных структур. Однако среди коренного населения Аравии по-прежнему сохранились и племена и племенная вражда. Поэтому административно-территориальное деление населения здесь сосуществовало с кровнородственным, а племена порой сталкивались не только друг с другом, но и с государственными структурами.

— Специфика возникновения и развития арабских стран, уникальная роль религии в этих процессах позволяют отграничить арабскую государственность от государственных форм не только Запада, но и других неевропейских стран. Все это вместе взятое позволяет ввести в научный обиход новое понятие — «Арабский государственно-правовой регион».

6. Несмотря на схожесть историко-политического развития, единство религии, языка, примерно одинаковой социально-экономической структуры общества, — формы государств Арабского государственно-правового региона были не одинаковы. Поэтому в рамках данного региона выделяются три субрегиона: Аравия, Магриб и Левант.

7. Учитывая динамизм развития, характер существующей власти, роль народа в политической жизни той или иной современной арабской страны, следует говорить о Тунисском, Алжирском и Саудовском внутрирегиональных вариантах арабо-исламского государства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Коран. Перевод с арабского языка В.Пороховой. М.: Центр Аль-Фуркан, 1997. — 630 с.
  2. Хадисы. Перевод с арабского языка В. Пороховой М.: Центр Аль-Фуркан, 1998. — 255 с.
  3. The Constitution of the Kingdom of Saudi Arabia. Riyadh, 1992. -16 c.
  4. The Constitution of Kuwait. A1 Kuwait, 1962. -11 c.
  5. The Constitution of the Yemeni Republic. Sanaa, 1991. 13 c.
  6. The Constitution of the Republik of Mauritania. Nouakchott, 1991.-13 c.
  7. The Constitution of the Arab Republik of Egypt. Cairo, 1971. 22 c.
  8. Абу Аль-Аля Аль Маудуди. Ислам сегодня / Абу Аль-Аля Аль Маудуди. М.: Бадр, 2002. — 32 с.
  9. П.Алаев Э. Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь / Э. Б. Алаев. М.: Мысль, 1983. — 290 с.
  10. Ахмед Ан-Наим А. На пути к исламской реформации / Ахмед Ан-Наим А. Пер. с англ. М.: Изд-во «Музей и общественный центр им. А. Сахарова», 1999. — 284 с.
  11. М. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера / М. Баренбойм. М.: Белые альвы, 1995. — 174 с.
  12. В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата: В 6 т. Т.6. М.: Наука, 1966. — 370 с.
  13. Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в ранее средневековье / Е. А. Беляев. М.: Наука, 1966. — 280 с.
  14. О.Г. История Халифата 1. Ислам в Аравии 570−633 / О. Г. Большаков. М.: Наука, 1989. — 220 с.
  15. О.Г. История Халифата 2. Эпоха великих завоеваний (633−656 гг.) / О. Г. Большаков. М.: Наука, 1993. — 294 с.
  16. A.M. Факелы Персидского залива / А. М. Васильев. М.: Политиздат, 1976. — 174 с.
  17. A.M. История Саудовской Аравии / А. М. Васильев. М.: Наука, 1998.-612 с.
  18. Васильев J1.C. История Востока: В 2 т. Т.2. / Л. С. Васильев. М.: Классика плюс, 1994. — 494 с.
  19. Л.С. История религий Востока / Л. С. Васильев. М.: Высшая школа, 1983. — 432 с.
  20. Взгляд на ислам.- М.: Сантлада, 1992. 79 с.
  21. Всеобщая история государства и права / К. И. Батыр и др. М.: Юристь, 1994.-416 с.
  22. А.Г. Нефтяные монархии Аравии / А. Г. Георгиев, В. В. Озолинг. М.: Наука, 1983. — 224 с.
  23. Г. В. Сравнительная политология. Учебник / Г. В. Голосов. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995. 207 с.
  24. Государство Кувейт. М.: Наука, 1999. 117 с.
  25. А.З. Объединенные Арабские Эмираты / А. З. Егорин, В. А. Исаев. М.: ИИИиБВ и ИВ РАН, 1997. — 287 с.
  26. Н.В. Исламская концепция миропорядка / Н. В. Жданов. -М.: Международные отношения, 2003. 568 с.
  27. Н.А. Государственное право развивающихся стран. Учеб.пособие. М.: Наука, 1989. — 76 с.
  28. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада / Ибн Хишам. -М.: ИД ИММАН, 1999. 652 с.
  29. Ислам. Краткий справочник. 2-е издание. М.: Наука, 1983. — 139 с.
  30. Ислам. Религия, общество, государство. М.: Наука, 1986. — 232 с.
  31. Ислам: проблемы идеологии, права, политики и экономики. М.: Наука, 1985. — 187 с.
  32. Каддафи Муаммар. Зеленая книга / Каддафи Муаммар. М.: Международные отношения, 1989. — 160 с.
  33. Г. Средневековая Европа (400−1500). Пер. с англ. / Г. Кенигсбергер. М.: Весь мир, 2001. — 374 с.
  34. Г. М. Шариат. Закон жизни мусульман / Г. М. Керимов.- М.: Леном, 1999.-303 с.
  35. Л.И. Происхождение ислама / Л.ИКлимович. М.: Атеист, 1931. — 105 с.
  36. Л.И. Ислам. Очерки / Л. И. Климович. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. — 288 с.
  37. А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории / А. И. Ковлер. М.: Наука, 1990. — 256 с.
  38. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1−2. Часть общая: Учебник / Б. А. Страшун и др. М.: Изд-во БЕК, 2000. — 784 с.
  39. А.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / А. И. Косарев. М.: Норма, 2002. — 464 с.
  40. Н.А. История права: Курс лекций / Н. А. Крашенинникова. М.: Изд-во БЕК, 1994. — 172 с.
  41. В.И. Государство и революция: Полн. собр. соч. Т.ЗЗ. М.: Политиздат, 1986. -407 с.
  42. Лики Востока. Мудрость вождей. М.: ОЛМА- Пресс, 2000. — 189 с.
  43. Международное право: Учебник / Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов, и др. М.: Юристъ, 1995. — 672 с.
  44. А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 6-е изд., перераб. и допол. / А. А. Мишин. -М.: Белые альвы, 1998. -456 с.
  45. Г. И. Конституции арабских государств / Г. И. Муромцев. -М.: Норма, 1982.-207 с.
  46. Мусульманские страны: религия и политика (70−80 годы). Сборник статей / А. В. Маляшенко, И. М. Музикарж, и др. М.: АН СССР. Институт востоковедения, 1991. — 230 с.
  47. .Н. Ислам и государство / Б. Н. Николаев. М.: Атеист, 1931.-115 с.
  48. Общая теория права и государства: Учебник / В. В. Лазарев и др. -М.: Юристь, 2001. 399 с.
  49. Р.А. Христианские корни современного права / Р. А. Папаян. М.: Норма, 2002. — 403 с.
  50. И.П. Ислам в Иране в 7−15 вв. / И. П. Петрушевский. -JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1966. 49 с. 5 9. По литология: Учебник для вузов / М. А. Василика и др. М.: Юристь, 2002. — 592 с.
  51. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник / А. Я. Сухарев и др. М.: Изд-во НОРМА, 2000. — 840 с.
  52. Проблемы социально-экономических формаций. Сб. статей. М.: Наука, 1975.-122 с.
  53. Развитие капитализма в арабском мире / Р. Н. Андреасян и др. М.: Наука, 1988.- 157 с.
  54. Ф.М. Азбука государства и права / Ф. М. Раянов. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1997. — 159 с.
  55. Ю.Б. Регионоведение: Учебник / Ю. Б. Гладкий, А. И. Чистобаев. М.: Гардарики, 2000. — 384 с.
  56. М.А. Политика и конституционный процесс в Алжире (1989−1999) / М. А. Сапронова. М.: ИИИиБВ и ИВ РАН, 1999. — 165 с.
  57. М.А. Арабский Восток: власть и конституции / М. А. Сапронова. М.: МГИМО- «Российская политическая энциклопедия», 2001. — 216 с.
  58. М.А. Государственный строй и конституции арабских республик / М. А. Сапронова. М.: ИД Муравей, 2003. — 328 с.бБ.Самигуллин В. К. Теория государства и права / В. К. Самигуллин, А. Н. Тимонин. Уфа: Изд-во Башкирского ун-та, 1994. — 67 с.
  59. Саудовская Аравия. Справочник / В. В. Озолинг и др. М.: Наука, 1980.-213 с.
  60. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Мухаммад / Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. М.: Бадр, 2000. — 373 с.
  61. Сейед Мохаммад Хатами. Традиция и мысль во власти авторитаризма / Сейед Мохаммад Хатами. М.: Изд-во Московского ун-та, 2001.-288 с.
  62. B.C. История и будущность теократии. В 12 т. Т. 3. -СПб.: Изд-во «Общественная польза», 1903. 214 с.
  63. JI.P. Мусульманское право / Л. Р. Сюкияйнен. М.: Наука, 1986.-254 с.
  64. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов/ В. М. Корельский, В. Д. Перевалов, и др. М.: Норма, 1999.-616 с.
  65. Теория государства и права. Учебник. / М. И. Марченко и др. М.: ООО «ТК Велби», 2000. — 640 с.
  66. А.Н. Проблемы генезиса Древнерусского государства / А. Н. Тимонин. Уфа: Изд-во Башкирского ун-ва, 1997. — 232 с.
  67. А.Дж. Постижение истории: пер. с англ./ А.Дж. Тойнби. -М.: Айрис-пресс, 1991. 736 с.
  68. А.Дж. Цивилизация перед судом истории: Сборник статей: пер. с англ. / А.Дж. Тойнби. М.: Айрис-пресс, 2002. — 592 с.
  69. Т. Изложение началъ мусульманского законоведения / Т. Торнау. СПб.: МНТПО «Адир», 1991. — 475 с.
  70. Тунисская Республика. М.: Наука, 1993. — 134 с.
  71. С. Столкновение цивилизаций / С.Хантингтон. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 605 с.
  72. З.М. Всеобщая история государства и права / З. М. Черниловский. М.: Юристь, 1996. — 576 с.
  73. И.JI. История политических и правовых учений: краткое изложение и методические рекомендации по самостоятельному изучению. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. — 62 с. 86. Чиркин В. Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М.:
  74. Юристъ, 1999. 400 с. 87. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник /
  75. B.Е.Чиркин. -М.: Юристъ, 2002. 622 с.
  76. О. Ливийский опыт упразднения государства, www. komsomol.narod.ru/articles/shein on libya.htm.
  77. B.C. Государственный суверенитет / В. С. Швецов. М.: Наука, 1979.-302 с.
  78. С.В. К проблеме образования феодального государства /
  79. C.В.Юшков. М.: Московский юрид. ин-т, 1948. — 72 с. 91. Энтин Л. М. Политические системы развивающихся странгосударство и политические партии в странах Азии и Африки). -М.: Наука, 1978.-159 с.
  80. Burdo G. Driot Constitutionnel et. Institutions Politiques. P., 1974. -216 p.
  81. Dahl R. Poliarchy: Participation and Opposition. New Haven: Yale University Press, 1971. — 197 p.
  82. Dam N. van. The struggle for power in Syria: Sektarianizm, regionalism and tribalism in politics, 1961−1978. L.: Groom Helm, 1979. — 98 p.
  83. Duverger M. Institutions Politiques et Driot Constitutionnel.- P., 1970. -113 p.
  84. Claessen H.J.M., Skalnik P. The Early State: Models and Reality. -L.: The Hague, 1978. 117 p.
  85. Статьи из журналов и сборников.
  86. Р. Проблематичность исламской цивилизации / Р. Бруншвиг И Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: учебн. пособие для студ./Под ред. Б. С. Ерасова: Сб. ст. М., 1998 -С. 347−349.
  87. П.А. Ислам и государство / П. А. Грязневич // Ислам. Религия, общество, государство: Сб. ст. М., 1984. — С. 189−203.
  88. П.А. К вопросу о праве на верховную власть в мусульманской общине в раннем исламе / П. А. Грязневич // Ислам. Религия, общество, государство: Сб. ст. М., 1984. — С. 161−174.
  89. И.Н. Российская цивилизация и ее парадоксы / И. Н. Ионов //История России: Теоретические проблемы. Вып.1. Российская цивилизация: Опыт исторического и междисциплинарного изучения/ Отв. ред. А. С. Сенявский: Сб. ст.- М., 2002. С. 139−156.
  90. Классен Х.Дж.М. Проблемы, парадоксы и перспективы эволюционизма / Х.Дж.М. Классен // Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000. — С. 6−23.
  91. Р. Процесс или стадия: ложная дихотомия в исследовании истории возникновения государства / Р. Карнейро // Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000. — С. 84−94.
  92. Н.Н. Кочевники. Мир-империи и социальная эволюция / Н. Н. Крадин // Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000.-С. 314−336.
  93. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции / Н. А. Кун // Этнические аспекты власти: Сб. ст.- СПб., 1995. С. 18−34.
  94. М.Б. Пророческое движение в Аравии 7 в. / М. Б. Пиотровский // Ислам. Религия, общество, государство: Сб. ст. -М., 1984.-С. 19−35.
  95. P.P. Концепция лидерства в культуре таджиков / Р. Р. Рахимов // Этнические аспекты власти: Сб. ст. — СПб., 1995. С. 138−188.
  96. А. Бес Саддама / А. Сабов // Российская газета. 22 марта 2003.
  97. А.В. Авторитаризм и поиски легитимности в модернизирующемся арабском мире / А. В .Сагадеев //Авторитаризм и модернизация в странах Азии и Африки: Сб. ст.- М., 1994. С. 1340.
  98. Э. О возникновении государств / Э. Саутхолл //Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст.- М., 2000. С. 130 136.
  99. Э. О происхождении государства и цивилизации / Э. Сервис // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособ. для студентов вузов: Сб. ст.- М., 1998. С. 155−157.
  100. Ч. Политическая экономия становления первичного государства / Ч. Спенсер //Альтернативные пути к цивилизации: Сб. ст. М., 2000.-С. 137−154.
  101. JI.P. Мусульманская государственно-правовая доктрина / JI.P. Сюкияйнен //Современное буржуазное государственное право. Критические очерки. Т.1.: Сб. ст. М., 1987. -С. 277−317.
  102. С.В. Арабский Халифат / С. В. Чиркин //История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. -М., 2001.- С. 498−505.
  103. О.И. Введение в историко-правовые науки / О. И. Чистяков // Вестник Московского университета. 1996.- № 4. — С. 710.
  104. В.Ф. Россия как цивилизация / В. Ф. Шаповалов // История России. Теоретические проблемы. Вып.1. Российская цивилизация: Опыт исторического и междисциплинарного изучения: Сб. ст. М., 2002. — С. 112−139.4. Авторефераты диссертаций.
  105. А.Н. Исторический генезис Древнерусского государства: теоретико-методологический аспект: Автореф. дис. .д-ра юрид. наук / А.Н.Тимонин- Санкт-Петербургский государственный ун-т. СПб, 1997. — 48 с.
Заполнить форму текущей работой