Символический смысл «конца истории» в философско-исторических концепциях: онтологический и гносеологический аспекты
При втором подходе, акцентирующем гносеологические характеристики, «конец истории» трактуется: а) как целостный текст, наделенный авторским смыслом, с прочтением которого история может считаться завершеннойв) нарратологически, где нет единой традиции понимания и поэтому возможны различные (приватные) интерпретации. 5. Установлены символические смыслы «конца истории» в обоих подходах. При первом… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования «конца истории» в философско-исторических концепциях
- 1. 1. Основные тенденции в интерпретации истории и ее конца
- 1. 2. Символ как ключ к пониманию «конца истории»
- 1. 3. Основные требования символического метода
- Глава 2. Денотативное значение «конца истории»
- 2. 1. Онтологический аспект «конца истории»
- 2. 2. Гносеологический аспект «конца истории»
- Глава 3. Символическое значение"конца истории"
- 3. 1. Символический смысл «конца истории» в онтологическом аспекте
- 3. 2. Символический смысл «конца истории» в гносеологическом аспекте
Символический смысл «конца истории» в философско-исторических концепциях: онтологический и гносеологический аспекты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
Философы признают, что перед лицом смерти человек наиболее глубоко задумывается о смысле жизни. Подобно этому перспектива конца истории обращает исследователей к проблеме ее смысла, без решения которой, как справедливо подчеркивал H.A. Бердяев, едва ли возможно историческое «совершение».
Необходимость признания перспективы конца обусловлена прежде всего стремлением придать историческому процессу некую завершенность, целостность, с тем чтобы выделить основные этапы человеческого существования (доистория, история, постистория), периоды исторического развития и в конечном итоге определить место, роль и значение своей собственной культуры на исторической сцене.
Осознание перспектив конца истории заставляет взглянуть в будущее, без осмысления которого навряд ли возможно более или менее адекватное понимание сегодняшнего и минувшего. В соответствии с этой перспективой человечество в целом и отдельные народы ставят перед собой определенные цели и сквозь их призму оценивают значение прошлого. В этом состоит смысл знаменитого хайдеггеровского временения из будущего.
Понимание конца истории как перспективы связано не столько с выявлением прямого (денотативного) значения, сколько с проникновением в мир философских ассоциаций, переживаний, интуиций — некое символическое поле, в котором обнаруживаются скрытые смыслы, проливающие новый свет на специфику той или иной исторической эпохи, культуры, ментальности и, наконец, индивидуального творчества.
Поэтому, безусловно, с мировоззренческой точки зрения проблема осмысления конца истории в символическом аспекте представляется весьма актуальной.
Степень разработанности проблемы. Исследование обозначенной в диссертации темы потребовало апелляции к фундаментальным методологическим трудам в области символизма, принадлежащим западным философам (Р. Карнапу, Ч. Моррису, Ч. Пирсу, Ф. де Соссюру, Г. Фреге и др.).
Анализ природы символа, его содержания, а также критический обзор существующих семиотических систем, проведенный Ж. Делезом, Ж. Деррида, Ж. Бодрийаром, У. Эко, А. Белым, Вяч. Ивановым, А. Ф. Лосевым, Ю. М. Лотманом, А. П. Люсым, Г. Г. Почепцовым, С. Г. Сычевой, К. А. Свасьяном, П. А. Флоренским и другими, позволил предложить авторскую дефиницию символа и обозначить основные положения символического метода.
В целях выявления основных тенденций в понимании истории и, соответственно, наиболее важных аспектов ее осмысления в символическом ключе были проанализированы работы Л. Е. Гринина, В. Д. Губина и В. И. Стрелкова, Л. П. Карсавина, Ю. И. Семенова, В. П. Федюкина и др.
Известные труды в области философии истории (Дж. Вико, Г. Гегеля, И. Гердера, К. Маркса, Ж. Руссо,.
A. Тойнби, Ф. Фукуямы, О. Шпенглера, Ф. Энгельса, К. Ясперса, H.A. Бердяева, Н. Я. Данилевского, Вл. Соловьева и др.), герменевтики (В. Дильтея, Г. Гадамера, Дж. Коллингвуда, JI. Ранке, П. Рикера, М. Хайдеггера, Ф. Шлейермахера и др.) и философии постмодернизма (Р. Барта, Ж. Бодрийара, Ж. Деррида, Ж. Делеза и др.) дали возможность обнаружить денотативное значение «конца истории» в онтологическом и гносеологическом аспектах.
Немаловажную роль в исследовании поставленной проблемы сыграли работы К. Ранера, М. Элиаде,.
B.О. Базарова, Б. П. Балуева, С. С. Боброва, П. П. Гайденко, A.M. Деборина, A.M. Каримского, A.B. Кожева, Ю. Л. Ломоносова, B.C. Малахова, А. И. Патрушева, В. А. Сендерова, С. А. Титаренко и других, в которых анализировались существующие историософские концепции. Обращение к ним способствовало формированию критического подхода к исследуемой проблеме.
Между тем, несмотря на обилие литературы, посвященной философскому анализу различных аспектов истории, вопрос о символическом значении ее границ по существу остается открытым. На возможности и необходимости такого рода исследования акцентировал внимание К. Ясперс. Однако эта проблема была им только поставлена, но не решена.
Обозначенная брешь позволяет сформулировать объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.
Объект диссертационного исследования — «конец истории» в философско-исторических концепциях.
Предметом диссертационного исследования является символический смысл «конца истории» .
Цель работы — выявление символического смысла «конца истории» в философско-исторических концепциях.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1.Рассмотреть основные подходы к пониманию «конца истории» .
2. Раскрыть ключевую роль символа для объяснения различных проектов «конца истории» .
3.Обосновать эвристичность применения символического метода к интерпретации «конца истории» .
4. Определить денотативное значение «конца истории» в онтологическом и гносеологическом аспектах.
5.Выявить символические смыслы «конца истории» в различных историософских концепциях.
Теоретико-методологическая база исследования. Для анализа диссертационной проблемы в качестве основного был использован символический метод. Также применялись общелогические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), сравнительно-исторический метод и др.
В своих изысканиях автор исходил из фундаментальных положений:
— семиотики — знаковой теории, разработанной Ч. Пирсом, Ф. де Соссюром;
— герменевтики, с точки зрения которой история воспринимается как смысловое поле культуры, требующее прочтения и понимания (Г. Гадамер, В. Дильтей, Р. Коллингвуд, К. Ясперс и др.);
— философии истории, провозгласившей принципы единства и целостности всемирно-исторического процесса (А. Аврелий, Г. Гегель, К. Маркс, H.A. Бердяев и др.).
Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем.
1.Установлены два базовых подхода, к которым можно свести все многообразие трактовок истории и ее конца в различных философско-исторических концепциях. Их с известной долей условности можно назвать онтологическим (история как объективная череда произошедших и гипотетических событий) и гносеологическим (история как подлежащий прочтению и интерпретации текст).
2.Обоснована адекватность применения символического метода к исследованию понятия «конец истории», несущего в себе неявные и многообразные метафизические смыслы.
3.Выявлены основные варианты интерпретации «конца истории» в онтологическом и гносеологическом подходах: религиозно-эсхатологический, натуралистический, социологический, герменевтический, нарратологический.
4. Раскрыты центральные и периферийные символические смыслы «конца истории» .
Положения, выносимые на защиту:
1. Обозначены два базовых аспекта понимания «конца истории». Согласно первому «конец истории» связывается с наступлением некоего события. В рамках второго «конец истории» ассоциируется с прочтением и пониманием текста.
2. В рамках обоих подходов целесообразно использование символического метода. С одной стороны, «конец истории» — это нечто событийно не осуществившееся и потому предполагающее конструктивно-символическое домысливание со стороны человека. С другой стороны, «конец истории» ассоциируется с прочтением текста, относительно которого возможны различные смысловые интерпретации.
3. При первом подходе, где актуализируются онтологические характеристики, «конец истории» может соотноситься: с торжеством какой-либо универсальной религии или с концом света, понимаемым в религиозном ключе (религиозно-эсхатологическая версия) — с гибелью культуры как живого организма (натуралистическая версия) — с установлением гармоничного общественного строя в форме коммунизма или либерализма (социологическая версия).
4. При втором подходе, акцентирующем гносеологические характеристики, «конец истории» трактуется: а) как целостный текст, наделенный авторским смыслом, с прочтением которого история может считаться завершеннойв) нарратологически, где нет единой традиции понимания и поэтому возможны различные (приватные) интерпретации. 5. Установлены символические смыслы «конца истории» в обоих подходах. При первом они выражают: страх человечества перед смертью и эсхатологической неизвестностью, что особенно обостряется в период радикальных исторических переменутрату культурой духовности и жизненного потенциалаисторический оптимизм и веру в возможность рая на Земле. При втором (гносеологическом) подходе «конец истории» символизирует явное или неявное стремление мыслителя придать истории целостность, благодаря абсолютизации традиции, или, напротив, отказ от традиции и смыслового единства истории, где последняя становится объектом многообразных субъективных интерпретаций.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Полученные результаты вносят вклад в развитие современной философии истории, в методологию исторического познания, акцентированную на поиске скрытых символических смыслов. Материалы исследования могут использоваться в социогуманитарных науках: культурологии, психологии, социологии, педагогике, а также в преподавании курсов «Философия истории», «Онтология и теория познания» .
Выводы диссертации позволяют по-новому взглянуть на творчество выдающихся представителей философии истории и культивируемые ими исторические ценности.
Апробация полученных результатов. Результаты исследования прошли апробацию на региональных научно-практических конференциях «PR в изменяющемся мире: региональный аспект» (Барнаул, 2006, 2007), городской научно-практической конференции «Молодежь — Барнаулу» (Барнаул, 2006), Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Человек: философская рефлексия» (Барнаул, 200 6), Всероссийской научной конференции с международным участием «Образ русского человека в философии и социальной мысли» (Кемерово, 2008).
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Список литературы
включает 151 наименование. Общий объем текста — 150 страниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итак, в заключение обозначим наиболее важные результаты проделанной работы и наметим возможные перспективы дальнейшего исследования.
В работе была обоснована правомерность исследования проблемы, поставленной в диссертации, в онтологическом и гносеологическом аспектах, так как именно эти два подхода включают в себя и антропологический ракурс исследования, и теологический, и этический и т. д.
В соответствии с первой тенденцией история рассматривается как объективная данность с определенной целью развития, метафизическим основанием и т. д. В рамках второй тенденции история воспринимается как текст, смысловое поле, подлежащее прочтению, понимаю, интерпретации.
Анализ обозначенных концепций позволил предположить, что границы истории, выходящие за пределы настоящего и имеющие метафизическую природу, наиболее адекватно интерпретируется при использовании символа, поскольку именно он, являясь естественным, интуитивно постигаемым полисемичным знаком, сочетает в себе индивидуальные и наряду с тем общие смыслы, отсылающие познающего субъекта к метафизической реальности, к миру интеллигибельных сущностей.
Для адекватной интерпретации понятия «конец истории» был предложен символический метод, основные правила которого выглядят следующим образом:
1) для определения символического смысла необходимо выявить символизируемое и символизирующее символа;
2) определение символического смысла основывается на денотативном значении лексической единицы либо сочетания лексических единиц, называющих символ;
3) для адекватной интерпретации символа важно выделить его ситуативные характеристики;
4) раскрытие полевой структуры символа позволяет увидеть его многозначность.
Доказано, что денотативное значение понятия «конец истории», детерминирующее символические смыслы, в рамках онтологического подхода распадается на три варианта: религиозно-эсхатологический, натуралистический, социологический. С точки зрения гносеологического ракурса конец истории представлен в герменевтическом и нарратологическом аспектах.
Обосновано, что денотативное значение конца истории в религиозно-эсхатологической версии отождествляется со вторым пришествием Христа, Страшным судом (А. Аврелий, H.A. Бердяев) или установлением универсальной религии (В. Соловьев, А. Тойнби). Оно формирует такие периферийные символические смыслы, как 1) страх перед смертью и неизвестностьюстрах перед адом, который и позволяет прийти человеку к вере в вечное неземное существование души- 2) смену исторических эпох и геополитических приоритетов: переход от языческого мира к христианскому (А. Аврелий), победа России над Германией (H.A. Бердяев), победа России над Европой.
Н. Я. Данилевский), триумф Запада (Ф. Фукуяма) или его гибель (О. Шпенглер). Центральным символическим смыслом выступает понятие «вечность», т. к конец истории ассоциируется с переходом в вечное бытие. Это бесконечная жизнь души.
Выявлено, что денотативное значение в натуралистической версии конца истории мыслится как естественная, неизбежная гибель культуры.
Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер). Периферийными смыслами в данном случае являются: 1) цикличность истории- 2) гибель Европы (О. Шпенглер) и возвышение России (Н.Я. Данилевский). Именно неизбежность смерти приводит к постоянному обновлению, под которым понимается замещение одной культуры, погибшей, другой более жизнеспособной. Этот процесс обновления бесконечен, что опять же позволяет в качестве центрального смысла выделить понятие «вечность» .
Определено, что с точки зрения социологического подхода конец истории — это достижение обществом определенной стабильной экономико-политической ситуации: достижение коммунизма (К. Маркс, Ф. Энгельс), абсолютизация монархии (Г. Гегель), победа либерализма (Ф. Фукуяма).
Социологический вариант конца истории, с одной стороны, предполагает наличие земного рая, в чем сокрыт такой периферийный символический смысл как исторический оптимизм, но, с другой стороны, достижение цели обесцеливает дальнейшее существование общества и в итоге приводит его к гибели, т.к. жизнь без цели, без развития есть смерть, социальный застой. В этом заключается еще один символический смысл социологической версии.
В социологической версии в центре поля по-прежнему находится смысл «вечность», т.к. попытка создания гармоничного общества есть ни что иное, как желание увековечить рай на земле.
Доказано, что денотативное значение понятия «конец истории» в рамках герменевтического подхода проявляется как нахождение авторского замысла, правильной интерпретации текста или, иначе выражаясь, исчерпывающей интерпретации. С пониманием авторского замысла история события может считаться завершенной. Периферийными смыслами герменевтической версии являются 1) ограниченность возможностей человеческого познания. Будущее всегда преподносит новые смыслы, заведомо знать которые невозможно, что делает процесс познания бесконечным. 2) историчность, традиция, взаимосвязь времен, т. е. для интерпретации настоящего, мы обращаемся к прошлому. Это и позволяет говорить о том, что центром символического поля является абсолютизация традиции, без которой невозможно правильно понять исторический текст.3) стремление придать историческому процессу образ завершенной целостности, что возможно благодаря традиции.
Центральным смыслом является локализация, понимаемая как концентрированность различных смысловых вариантов текста в авторской позиции.
С точки зрения нарратологического варианта денотативное значение конца истории определено как приватное прочтение текста при отсутствии единого метасловаря. Исходя из этого, периферийные символические смыслы выглядят следующим образом: 1) отказ от традиции- 2) переход к глобализированной (приватной) истории- 3) игнорирование смысловой целостности. Центральным смыслом, объединяющим периферийные, является глобализация.
Исследование понятия «конец истории», его символического значения, является одним из аспектов изучения границ всемирной истории в целом. И, безусловно, прояснение этой проблемы в дальнейшем должно быть связано с обращением к вопросу о начале истории в тех смыслах, которыми наполняется данный символ. Это позволит расширить горизонт понимания всемирной истории в целом, ее смысла и роли человека в ней.
Намеченный вариант дальнейшего исследования проблемы достаточно гипотетичен и требует детального анализа, но он представляет собой определенную ценность, и несет в себе, как нам представляется, определенный научный смысл.
Список литературы
- Аврелий, А. Исповедь Текст. / А. Аврелий. СПб.: Азбука, 1999. — 400 с.
- Аврелий, А. Творения Текст. / А. Аврелий // А. Аврелий Сочинения в 4 т. Т. 3: О граде Божием: Кн. 1−13. СПб.: Алетейа. — 1998. — 595 с.
- Аврелий, А. Творения Текст. / А. Аврелий // А. Аврелий Сочинения в 4-х т. Т. 4: О граде Божием: Кн. 14−22. СПб.: Алетейа. — 1998. — 586 с.
- Алферов, A.A. Исторический процесс и его философская концептуализация : автореф. дис.. на соиск. уч. степ, д-ра философ, наук Текст. / A.A. Алферов. -Ростов-на-Дону, 2005. 49 с.
- Анкерсмит, Ф. История и тропология: взлет и падение метафоры Текст. / Ф. Анкерсмит. М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 496 с.
- Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов Текст. / О. С. Ахманова. М.: Совет.энцикл., 1969. — 605 с.
- Бажов, С.И. Культура и цивилизация в философско-исторической концепции Н.Я. Данилевского: автореф. дис. на соиск. уч. степ.канд. философ, наук Текст. / С. И. Бажов. М., 1989. — 22 с.
- Бажов, С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского Текст. / С. И. Бажов. М.: ИФ РАН, 1997. — 340 с.
- Базаров, В.О. Шпенглер и его критики Текст. / В. О. Базаров // Н. Бердяев Падение священного русского царства. Москва: Астрель, 2007. — С. 1008−1030.
- Ю.Балуев, Б. П. Споры о судьбах России: Н. Я. Данилевский и его книга «Россия и Европа» Текст. / Б. П. Балуев. М.: Эдиториал УРСС, 198 9. — 27 9 с.
- Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика Текст. / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989. — 616 с.
- Баскин, М.П. Августин как теоретик католицизма Текст. / М. П. Баскин // Августин: proetcontra. СПб.: РХГИ, 2002. С. 466−486.
- Белый, А. Символизм как миропонимание Текст. / А. Белый. М.: Республика, 1994. — 525 с.
- Бердяев, H.A. О назначении человека Текст. / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1993. — 383 с.
- Бердяев, H.A. Предсмертные мысли Фауста Текст. / H.A. Бердяев // H.A. Бердяев Смысл истории. Новое средневековье. М., 2002. — С. 364−381.
- Бердяев, H.A. Проблема человека. (К построению христианской антропологии) Текст. / H.A. Бердяев // Путь. 1936. — Март- апр., № 50. — С. 3−26.
- Бердяев, H.A. Самопознание : Сочинения Текст. / Н. Бердяев. М.: Изд-во ЭКСМО — Харьков: Изд-во Фолио, 2006. — 640 с.
- Бердяев, H.A. Смысл истории Текст. / Н. Бердяев. -М.: Мысль, 1990. 175 с.
- Белл, Д. Культурные противоречия капитализма Текст. / Д. Белл // Социальная философия: Хрестоматия. 4.2. М.: Высшая школа, 1994. — С. 40−49.
- Бобров, С.С. Контуженный разум Текст. / С. Бобров // Н. Бердяев Падение священного русского царства. -М. :Астрель, 2007. С. 1031−1042.
- Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального Текст. / Ж. Бодрийар. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. 95 с.
- Бодрийяр, Ж. В Тени Тысячелетия, или Приостановка Года 2000 Текст. / Ж. Бодрийяр // Ж. Бодрийяр Сборнник статей. Минск: Книжный Дом, 2008. — С. 3−27.
- Бодрийар, Ж. К критике политической экономии знака Текст. / Ж. Бодрийар. М.: Академический проект, 2007. — 335 с.
- Бодрийар, Ж. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бодрийар. М.: Добросвет, 2000. — 389 с.
- Бодрийар, Ж. Соблазн Текст. / Ж. Бодрийар. М.: Ас1Магдл. пет, 2000. — 318 с.
- Букшпан, Я.М. Непреодаленный рационализм Текст. / Я. М. Букшпан // Н. Бердяев Падение священного русского царства. М.: Астрель, 2007. — С. 903 922.
- Бурдье, П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера Текст. / П. Бурдье. М.: Праксис, 2003. — 269 с.
- Бычков, В.В. Эстетика Аврелия Августина Текст. / В. В. Бычков. М.: Искусство, 1984. — 2 64 с.
- Бычков, В.В. Эстетические пророчества русского символизма Текст. / В. В. Бычков // Полигнозис. № 1. — 1999. — С. 83−104.
- Валлерстайн, И. Конец знакомого мира: социология XXI века Текст. / И. Валлерстайн. М.: Логос, 2003. -355 с.
- Вико, Дж. Основания Новой науки об общей природе наций Текст. / Д. Вико. JI.: Худ. лит., 1940. -614 с.
- Витке, М. Конечность понимания. Произведение искусства и его опыт в интерпретации Х.-Г. Гадамера Текст. / М. Вишке // Исследования по феноменологии и философской герменевтике. Мн.: УГУ, 2 001. — С. 55−67.
- Гадамер, Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики Текст. / Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. — 699 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Наука логики Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Мысль, 1999. — 1068 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Феноменология духа. Философия истории Текст. / Г. В. Ф. Гегель. М.: Эксмо, 2007. — 876 с.
- Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории Текст. / Г. В. Ф. Гегель. СПб.: Наука, 2000. — 479 с.
- Герценштейн, М.Е. И в физике Текст. / М. Герценштейн // Техника Молодежи. — 1986. — № 6. -С. 43−44.4 0. Гобозов, И. А. Современная французская буржуазная философия истории Текст. / И. А. Гобозов. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1978. — 199 с.
- Гранин, Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация» Текст. / Ю. Д. Гранин // Вопросы философии. 2008. — № 2. — С. 3−15.
- Гринин, JI.E. Философия, социология и теория истории Текст. / JI.E. Гринин. М.: Комкнига, 2007. — 352 с.
- Губин, В.Д. Власть истории Текст. / В. Д. Губин,
- B.И. Стрелков. М.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 330 с.
- Гундарин, М.В. Связи с общественностью: введение в специальность Текст. / М. В. Гундарин. Барнаул: Изд-во АГУ, 2005. — 175 с.
- Данилевский, Н.Я. Дарвинизм. Критическое исследование Н. Я. Данилевского: в 2 т. Текст. / Н. Я. Данилевский.- СПб.: Издание М. Е. Комарова, 1885. Т. 1. — 694 с.
- Данилевский, Н.Я. Россия и Европа Текст. / Н. Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. — 574 с.
- Деборин, A.M. Гибель Европы или торжество империализма? Текст. / A.M. Деборин // A.M. Деборин Философия и политика. М.: Изд-во АН СССР, 1961.1. C. 108−128.
- Делёз, Ж. Логика смысла Текст. / Ж. Делёз. М.: «Раритет», Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. -480 с.
- Дильтей, В. Категории жизни Текст. / В. Дильтей // Вопросы философии. 1995. — № 10. — С. 129−143.
- Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума Текст. / В. Дильтей // Вопросы философии. 1988. -№ 4. — С. 135−152.
- Джеймс, У. Введение в философию. Проблемы философии Текст. / У. Джеймс, Б. Рассел. М.: Республика, 2000. — 315 с.
- Елпаева, H.A. Динамика исторического процесса: традиции и перспективы: автореф. дис.. на соиск. уч. степ. канд. философ. наук Текст. / H.A. Елпаева. Тверь, 2010. — 21 с.
- Иванов, В.И. Родное и вселенское Текст. / В. Иванов. М.: Республика, 1994. — 428 с.
- Ивин, A.A. Введение в философию истории Текст. / A.A. Ивин. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997. — 288 с.
- Ивин, A.A. Философия истории Текст. / A.A. Ивин. -М.: Гардарики, 2000. 516 с.
- Ильин, И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм Текст. / И. П. Ильин. М.: Интрада, 1996. — 256 с.
- Истина и метод: Основы филос. герменевтики Текст. / общ. ред. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. -704 с.
- Кайзерлинг, Г. Путевой дневник философа Текст. / Г. Кайзерлинг. СПб.: Изд-во «Владимир Даль», 2010. — 802 с.
- Кантор, K.M. Очаги истории Текст. / K.M. Кантор // Вопросы философии. 2009. — № 3. — С. 32−52.
- Каримский, A.M. Философия истории Гегеля Текст. / A.M. Каримский. М.: МГУ, 1988. — 270 с.
- Карсавин, Л.П. Культура средних веков Текст. / Л. П. Карсавин. М.: Книжная находка, 2003. — 222 с.
- Киселев, Г. С. «Тайна прогресса» и возможность истории Текст. / Г. С. Киселев // Вопросы философии. 2009. — № 2. — С. 3−19.
- Кожев, A.B. Введение в чтение Гегеля: Лекции по Феноменологии духа, читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе Текст. / А. Кожев. СПб.: Наука, 2003. — 792 с.
- Козин, Н.Г. Идентификация. История. Человек Текст. / Н. Г. Козин // Вопросы философии. 2 011. — № 1. -С. 37−48.
- Коллингвуд, Р.Д. Идея истории. Автобиография Текст. / Р. Д. Коллингвуд. М.: Наука, 1980. — 488 с.
- Комлев, Н.Г. Слово в речи: денотативные аспекты Текст. / Н. Г. Комлев. М.: Изд-во МГУ, 1992. -216 с.
- Кондорсе, Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума Текст. / Ж. А. Кондорсе // Философия истории Антология. М.: Аспект-Пресс, 1994. — С. 38−49.
- Конрад, Н.И. Запад и восток Текст. / Н. И. Конрад. -М.: Наука, 1980. 496 с.
- Крывелев, И.А. Маркс и Энгельс о религии Текст. / И. А. Крывелев. М.: Наука, 1964. — 208 с.
- Кузнецов, В.Г. Герменевтика и ее путь от конкретной методики до философского направления Текст. / В. Г. Кузнецов //Герменевтика в России: сб. науч. тр. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та МИОН, 2002. -Вып. 1. — С. 6−69.
- Кузнецова, Т.Ф. Время культуры / Т. Ф. Кузнецова // Знание. Понимание. Умение Электронный ресурс. Электрон, дан. Заглавие с экрана. — Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/1/ Kuznetsova/
- Кукарцева, M.A. Начало лингвистического поворота в историописании / M.A. Кукарцева Текст. // Философские проблемы социально-гуманитарного знания. М.: МГТУ «МАМИ», 2004. — Б. о.
- Ленин, В.И. О соединенных штатах Европы Текст. / В. И. Ленин // В. И. Ленин Полное собрание сочинений: в 55 т. -М., 1962. Т. 26. — С. 77−102.
- Ломоносов, Ю.Л. Конец истории как социофилософская проблема : автореф. дис.. на соиск. уч. степ.канд. философ, наук Текст. / Ю. Л. Ломоносов. -М., 2002. 20 с.
- Лосев, А.Ф. Античная философия истории Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Наука, 1977. — 206 с.
- Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию Текст. / А. Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 479 с.
- Лосев, А.Ф. Из бесед и воспоминаний Текст. / А. Ф. Лосев // Студенческий меридиан. № 10. — 198 8.- С. 47−49.
- Лотман, Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю. М. Лотман. СПБ.: Искусство-СПБ, 2000. 704 с.
- Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры Текст. / Ю. М. Лотман // Ю. М. Лотман Избранные статьи в 3 т. -Таллин: «Александра», 1992. Т. I: Статьи по семиотике и топологии культуры. — С. 191−199.
- Люсый, А.П. Сквозь символы. Диалектика символизации/десимволизации как фундаментальное основание прикладной культурологии Текст. / А. П.
- Мамардашвили, М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке Текст. / М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 224 с.
- Маркс, К. К критике гегелевской философии права Текст. / К. К. Маркс // Политология: хрестоматия /сост. проф. М. А. Василик, М. С. Вершинин. М.: Гардарики, 2000. — С. 636−643.
- Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Текст. / Ин-т философии РАН — Нац. обществ.-науч. фонд- преде, научно-ред. совета B.C. Степин. М.: Мысль, 2001. — Т. 3. — 692 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 2000. — 941 с.
- Павлова, Т.С. Философия истории в воззрениях русских мыслителей 40−60 х. годов XIX в.: дис.. на соиск.уч. степ. канд. философ. наук Текст. / Т. е. Павлова.- Мурманск, 2005. 157 с.
- Патрушев, А.И. Миры и мифы Освальда Шпенглера Текст. / А. Патрушев // Новая и новейшая история. -1996. № 3. — С. 122−144.
- Петров, Ю.В. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности Текст. / Ю. В. Петров, К. А. Сергеев // Г. Гегель Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. — С.5−53.
- Пирс, Ч.С. Избранные философские произведения Текст. / Ч. Пирс. М.: Логос, 2000. — 448 с.
- Почепцов, Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года : Учебно-справочное издание / Г. Г. Почепцов. М.: Лабиринт, 1998. — 336 с.
- ЮО.Радугин, A.A. Хрестоматия по философии: учеб. пособие Текст. / A.A. Радугин. М.: Центр, 2001. — 416 с.
- Ранер, К. Основание веры. Введение в христианское богословие Текст. / К. Ранер. М.: Библейско-богословский ин-т св. апостола Андрея, 2006. — 662 с.
- Свасьян, К. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ) Текст. / К. Свасьян. Ереван: АН АрмССР, 1980. — 226 с.
- Семенов, B.C. Забытый Маркс: о революции, социализме, человеке Текст. / B.C. Семенов // Вопросы философии. 2009. — № 6. — С. 33−46.
- Семенов, Ю.И. Философия истории. (Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности донаших дней) Текст. / Ю. И. Семенов. М.: Современные тетради, 2003. — 77 6 с.
- Сендеров, В.А. Заклясть судьбу Текст. / В. Сендеров // Новый мир. № 11. — 1999. — С. 32−35.
- Соловьев, B.C. Идея сверхчеловека Текст. / В. Соловьев // В. Соловьев Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. — Т. 2. — С. 626−635.
- Соловьев, B.C. Мнимая борьба с Западом Текст. / В. Соловьев // В. Соловьев Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1989. — Т. 1. — С. 531−553.
- Соловьев, B.C. Философские начала цельного знания Текст. / В. Соловьев // В. Соловьев Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990. -Т. 2. — С. 139−288.
- Соловьев, B.C. Чтения о богочеловечестве Текст. /
- B. Соловьев. М.: Азбука, 2009. — 384 с. ИО. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики Текст. / де
- Ф. Соссюр. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 432 с.
- Ш. Степун, Ф. А. Освальд Шпенглер и Закат Европы Текст. / Ф. А. Степун // Н. Бердяев Падение священного русского царства. М.: Астрель, 2007. — С.850−872.
- Стернин, И.А. Лексическое значение слова в речи Текст. / И. А. Стернин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 1985. — 170 с.
- Сычева, С.Г. Проблема символа в философии : дис.. на соиск. уч. степ. докт. философ, наук Текст. /
- C.Г. Сычева. Томск, 2002. — 336 с.
- Тавризян, Г. М. Й. Хейзинга: 2 концепции кризиса культуры Текст. / Г. М. Тавризян, О. Щпенглер. М.: Искусство, 1988. — 272 с.
- Титаренко, С.А. Н. Бердяев Текст. / С. А. Титаренко. М.: Ростовн/Д: МарТ, 2005. — 125 с.
- Иб.Тойнби, А.Дж. Постижение истории Текст. / А.Дж.Тонби. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
- Трубецкой, E.H. Религиозно-общественный идеал западного христианства Текст. / E.H. Трубецкой // Августин: proetcontra. СПб.: РХГИ, 2002. — С. 96 150.
- Уайт, X. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века Текст. / X. Уайт. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. — 528 с.
- Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии Текст. / А. Н. Уайтхед. М.: Прогресс, 1990. — 720 с.
- Федюкин, В.П. Горизонты философско-исторической рефлексии Текст. / В. П. Федюкин. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. — 213 с.
- Философский энциклопедический словарь Текст. / ред.-сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Инфра-М, 1997. — 576 с.
- Флоренский, П.А. У водоразделов мысли Текст. / П. А. Флоренский // П. А. Флоренский Сочинения: в 4 т. М.: Мысль, 1999. -Т. 3. — 621 с.
- Флоренский, П.A. Symbolarium Текст. / П. А. Флоренский // Памятники культуры. Новые открытия. 1982. Л.: Наука, 1984. — С. 101.
- Франк, С.Л. Кризис западной культуры Текст. / С. Л. Франк // Н. Бердяев Падение священного русского царства. М.: Астрель, 2007. — С. 873−889.
- Франк, С.Л. Сочинения Текст. / С. Л. Франк. М.: Правда, 1990. — 607 с.
- Фукуяма, Ф. Конец истории Текст. / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. — № 3. — С. 134−148.
- Фукуяма, Ф. Конец истории и последний человек Текст. / Ф. Фукуяма. М.: ACT: ACT — М.: Хранитель, 2007. — 558 с.
- Фукуяма, Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке Текст. / Ф.Фукуяма. М.: ACT — М.: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. — 220 с. 129. Хайдеггер, М. Бытие и время Текст. / М. Хайдеггер. М.: AD MARGINEM, 1997. — 451 с.
- Хайдеггер, М. Время и бытие : статьи и выступления Текст. / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. -447 с.
- Чепиков, Е.В. Трансформация цивилизационного учения А. Тойнби: автореф. дис.. на соиск. уч. степ, канд. философ. наук Текст. / Е. В. Чепиков. Хабаровск, 2010. 22 с.
- Честертон, Г. К. Вечный человек Текст. / Г. Честертон. М.: РИПОЛ классик, 2 00 6. — 416 с.
- Шаев, Ю.М. Смысл в герменевтике: опыт семиотического анализа: автореф. дис.. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук Текст. / Ю. М. Шаев. Волгоград, 2009. — 22 с.
- Шлейермахер, Ф. Герменевтика Текст. / Ф.Шлейермахер. СПб.: Европейский дом, 2004. — 242 с.
- Шмид, В. Нарратология Текст. / В. Шмид. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.
- Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер. -Новосибирск: ВО «Наука» — Сибирская издательская фирма, 1993. 592 с.
- Шпенглер, О. Пруссачество и социализм Текст. / О. Шпенглер. М.: Праксис, 2002. — 240 с.
- Шульга, E.H. Компьютерная герменевтикаТекст. / E.H. Шульга // Вопросы философии. 2007. — № 2. — С. 97 106.
- Шустерман, Р. Ниже уровня интерпретации Текст. / Р. Шустерман // Вопросы философии. 2008. — № 7. — С. 141−158.14 0. Элиаде, М. Миф о вечном возвращении: пер. с франц.
- Эпштейн, М. Манифест протеизмаТекст. / М. Эпштейн // М. Эпштейн Знак пробела: О будущем гуманитарных наук. М.: НЛО, 2004. — С. 117−170.
- Ямпольекая, Я.В. Идея бесконечности у Левинаса и Койе Текст. / Я. В. Ямпольекая // Вопросы философии. 2009. — № 8. — С. 125−134.
- Яценко, М.П. глобализация как фактор организации исторического процесса : автореф. дис. на соиск. уч. степ, доктора философ, наук Текст. / М. П. Яценко. СПб., 2010. — 41 с.
- Bell, D. Notes on the Post-Industrial Society / D. Bell // The Public Interest. 1967. — № 7. — p. 102−113.