Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная реальность как объект философского анализа: Вероятностный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Основные ракурсы проблемы социальной реальности неоднократно становились объектом рассмотрения философской мысли в течение последнего столетия. Наиболее традиционным является отождествление реальности и социальности, причем последняя понимается либо как объективные социальные структуры, либо как социальные функциив любом случае им приписываются черты вещности… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРВАЯ ГЛАВА. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    • 1. 1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    • 1. 2. ЭВОЛЮЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА ПРИРОДУ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ
    • 1. 3. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ПОЗНАНИЕ, ОСВОЕНИЕ, ОЦЕНКА
  • ВТОРАЯ ГЛАВА. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ, ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
    • 2. 1. РЕАЛЬНОСТЬ И БЫТИЕ
    • 2. 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ИСТИННОСТ
    • 2. 3. РЕАЛЬНОЕ И ДОЛЖНОЕ

Социальная реальность как объект философского анализа: Вероятностный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется прежде всего особенностями развития социально-философского знания на современном этапе. Необходимо учитывать, что проблема реальности есть сосредоточение фундаментальных принципов того или иного образа мышления. Поэтому, казалось бы, противоречащие друг другу материалисты и идеалисты, эссенциалисты и антиэссенциалисты, рационалисты и иррационалисты обращаются к единой отправной точке деятельности, познания, оценки, каковой выступает социальная данность. При всех различиях, для каждого из философских направлений остается несомненным наличие некой социальной объектности, которая одновременно является и условием, и полем деятельности личности, как и любого другого социального субъекта. Само же смысловое наполнение этого конструкта диктуется идеологическим построением (для одних течений реальность образуют прежде всего сущности, для других — материальные продукты, материальная деятельность и т. п.).

Отсюда следует, что понятие реальности обладает огромной объясняющей силой и обращение к нему философского знания на каждом новом этапе развития совершенно закономерно. Современные дискуссии о соответствии вещных и невещных компонентов социального, о самостоятельном значении знаково-символических и смысловых структур, о роли методологических процедур в построении реальности побуждают к комплексному, синтезирующему рассмотрению данного феномена. Новая эпистемологическая ситуация возникла и в связи с определенным распространением парадигмы постмодернизма, где в результате применения принципов деконструкции, де-центрации, детерриториализации происходит предельное размывание принципа реальности.

На наш взгляд, сегодняшняя исследовательская задача состоит в том, чтобы, не отторгая ни традиций философского дискурса, ни последних новаций, подойти непредвзято к выяснению сущности социальной реальности, поставить ее в связь с установившимися положениями социальной философии, рассмотреть ее в контексте онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов.

Степень разработанности проблемы. Основные ракурсы проблемы социальной реальности неоднократно становились объектом рассмотрения философской мысли в течение последнего столетия. Наиболее традиционным является отождествление реальности и социальности, причем последняя понимается либо как объективные социальные структуры, либо как социальные функциив любом случае им приписываются черты вещности, фактичности, подчеркивается роль формообразования относительно человеческой субъективности. На этих позициях находится позитивистская социология, представленная именами П. Сорокина, Т. Парсонса, Г. Беккера и многих других авторов. Возникновение антропологического направления (М. Шелер, Г. Плеснер, А. Гелен, X. Фрайер и др.) приводит к осознанию специфической роли культуры и субъективного мира человека в строительстве социальной реальности. Антипозитивистские тенденции в социальной философии выдвигают то франкфуртскую школу (М. Хоркхаймер, Ю. Хабермас, Т. Адорно, Г. Маркузе) с их попыткой преодолеть различение объекта и субъекта в социальном познании и социальной деятельности, то течения, раскрывающие роль интенций в конституиро-вании реальности (Ф. Брентано, Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр и др.), зна-ково-символических структур (X. Гадамер, П. Рикер, В. Дильтей и др.).

Феноменологическая социология" (А. Шюц, Г. Гарфинкель, Т. Лукман, А. Сикурел) вводит представления о двоякого рода конструктах, формирующих социальную реальность, которыми являются феномены донаучного жизненного опыта и научные построения. Для данной концепции повседневность оказывается высшей реальностью.

Как попытки соединить индивидуальность и социальность выступают культурная антропология (Ф. Боас, А. Кребер, Р. Билз и др.) и социальная антропология (А. Радклифф-Браун, У. Уайт, Б. Эванс-Причард, Р. Бенедикт и др.), хотя надо признать, что их трактовки культуры превращают ее в нечто надындивидуальное и приписывают ей функцию формообразования социального мира.

Русская социально-философская мысль трудами C. J1. Франка, Л. П. Карсавина, И. А. Ильина пыталась преодолеть дихотомию субъективного и объективного, индивидуального и коллективного. В советский период основное внимание исследователи уделяют важности общественных отношений. В современной отечественной литературе деятельностный аспект построения социальной реальности разрабатывают К. Х. Момджян, В. Е. Кемеров и др., соотнесенность социального бытия и социальной реальности — В. С. Барулин, В. А. Горшков, В. В. Макаров, В. И. Пржиленский, В. В. Шаронов. Представлены и другие подходы.

Вместе с тем, в условиях деконструкции самого принципа реальности, проводимой постмодернизмом и постконструктивизмом, возникает необходимость возвращения к основным положениям интерпретирующим реальность и их переосмыслению с позиций современных подходов социально-философского знания.

Методологическую основу исследования составляют как общефилософские принципы и методы анализа (диалектический, системный методы, принципы всесторонности, историзма, ьосхождения от абстракного к конкретному и наоборот), так и методы, присущие собственно социально-философскому знанию. Для наиболее полного анализа применен комплексный подход, использующий отдельные идеи и принципы, выработанные частными социальными науками (социология, культурология).

Цель и задачи исследования

Основной целью диссертационной работы является установление сущностных характеристик реальности в социальной философии и ее анализ в единстве онтологического, гносеологического и аксиологического подходов. В соответствии с выдвинутой целью ставятся следующие задачи:

— проследигь становление понятия «социальная реальность» в истории философской мысли;

— выявить вещные и невещные, феноменальные и ноуменальные уровни реальности;

— определить формы деятельностного отношения социального субъекта к реальности как к данности (включая отношения освоения, присвоения, конституирования и др.);

— проанализировать гносеологические аспекты социальной реальности как «открытости» социального бытияконкретизировать проблему истинности и правдоподобия применительно к познанию социальной реальности;

— дать социально-философскую трактовку и выявить роль вероятностных принципов в познании и конституировании социальных объектов;

— обосновать логику вероятностного описания социального мира в свете изменения парадигмы современной социальной теории;

— рассмотреть аксиологические аспекты реального в социальном смысле, т. е. его отношение к должествованию, к справедливости и другим вечным ценностям.

Научная новизна работы, на наш взгляд, состоит в следующем:

— дана экспликация понятия социальная реальность в контексте современных социально-философских концепций;

— раскрыта диалектика взаимосвязи объективного и субъективного в построении социального мира, являющегося и условием, и объектом деятельности социального субъекта;

— показана роль культуры, знаково-символических и смыслообра-зующих структур в конституировании реальности;

— выявлено взаимодействие донаучного жизненного опыта («переживания» действительности) и научных конструкций в описании социальной данности;

— уточнена специфическая природа социальной фактичности, базирующейся на массовом характере социальных явлений, их текучести, «размытости» их границ и соответствующих (вероятностно-стохастических) методов их описания.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Понятие «социальная реальность» есть обобщающее обозначение той системы объектов, с которой взаимодействует социальный субъект: она есть среда его формирования, объективное условие его деятельности, непосредственный предмет его социального творчества. Выступая как данность, социальная реальность есть одновременно результат собственной деятельности личности и любого другого социального субъекта (посредством которой снимается противопоставление объективного и субъективного) — благодаря этому, данность превращается в социальное пространство деятельности социального субъекта, которая может быть описана и как присутствие, и как забота, и как освоение и присвоение социального мира.

2. Социальная реальность представляет собой раскрытие ряда модусов бытия, их специфической «вещности» на каждом уровне социальной организации (в их онтическом и онтологическом статусе) — она включает в себя и «res extensa» (протяженные вещи), и «res cogi-tanc» (мыслящие вещи), т. е. конструкты материального характера и феномены внутреннего субъективного мира человека.

3. В гносеологическом плане реальность соотносится с истинностьюпоследней социальные объекты обладают в разной степени, ибо включают в себя и «конструкты первого порядка», т. е. совокупности социальных значений, вырабатываемых в ходе повседневного опыта, и «конструкты второго порядка», т. е. научные понятия.

4. Социальная реальность предстает такой, какой ее конституируют применяемые субъектом методы освоения и преобразованияв этом отношении необходимо учитывать наличие вероятностного аспекта в моделировании действительности, роли естественного языка (откуда вытекает специфическое соотношение эксплананда и экспла-нанса).

5. В аксиологическом плане реальное соотносится с должным, почему возникает проблема расхождения сущности и существования человекасущественным моментом этого соотношения выступает проблема морального выбора: каждый человек может увеличить либо меру добра, либо меру зла в мире.

6. Обнаружение в фактах речи фактов смысла — важнейший аспект прояснения сущности социальной реальности, этому способствуют не только эпистемологические и нормативные, но и праксиологические процедуры- «размытость» и стохастичность как предметного, так и вербального выражения реальности позволяют преодолеть осмысленные, сопряженные с количественными методами способы социального анализа.

Теоретическая и практическая ценность работы состоит в том, что обобщенные результаты и выводы диссертационного исследования позволяют дать сводную характеристику многообразной вещности, предстоящей личности, обнаружить оппозиционные подходы в ее трактовке и тем раскрыть возможные пути решения самых фундаментальных вопросов социально-философского знания.

Выводы и положения работы могут найти применение в выработке методологии конкретных социальных исследований и социального прогнозирования, в подготовке и чтении базового и факультативного курсов по философии и социальной философии.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 7-ми публикациях общим объемом 1,4 п. л. Отдельные результаты исследования докладывались на конференциях: на Первом российском философском конгрессе «Человек — Философия — Гуманизм» (Санкт-Петербург, 1997 г.), на Всероссийской научной конференции «Феминология: методология исследования и методика преподавания» (г. Иваново, 1996 г.), а также на ежегодных региональных и межвузовских конференциях (Волгоград, 1995 — 1999 гг.).

Заключение

.

Завершая исследование, приходим к следующим выводам.

Во-первых, в трактовке «социальной реальности» имеется много общего с постановкой проблемы в естественных науках. В частности, и там, и здесь под реальностью понимаются и объекты, обладающие вещностью, т. е. имеющие пространственно-временные параметры, и система теоретических конструктов, построенных в категориальном поле данной отрасли знанияв этом понятии находит отражение способ получения знаний об этих объектахреальность есть в определенном отношении и сущность пред-стоящих субъекту объектов.

Во-вторых, к числу особенных свойств социальной реальности следует отнести наличие в ней res extensa (протяженных вещей) и res cogitans (мыслящих вещей), т. е. существование данной реальности на феноменальном и ноуменальном уровне. Что касается последнего, то в нем можно выделить конструкты первого порядка, т. е. предметности жизненного опыта, термины социальных значений и конструкты второго порядка, или же научные понятия и конструируемые с их помощью теоретические объекты.

В-третьих, социальная реальность есть не только некоторая объективная реальность (и в этом качестве она выступает как условие и как предмет деятельности социального агента), но и нечто, создаваемое самим субъектом, его экзистенциальный мирданность и создан-ность в социальной реальности не всегда различимы. Деятельностный подход к социальной реальности позволяет снять дихотомию объектного и субъектного. Отсюда столь велика амплитуда взаимодействия личности, любого другого социального субъекта с пред-стоящей ему данностью: освоение — присвоение — конституирование (при частной возможности их совместной реализации).

В-четвертых, социальная реальность такова, какой ее конституируют применяемые социальным субъектом методы освоения и присвоения. При этом мы исходим из того, что социальное явление обладает модальностью своего существованиядля понимания социальной реальности важны алетические модальности (т.е. оценка существования явлений с позиций необходимости или возможности), переход от алетических к деонтическим модальностям (т.е. от конструкций существования к конструкциям должествования).

Основное, что характеризует социальные явления в этом плане — это невозможность их описания одной моделью, что означает в условиях их массовидного характера участие вероятностных методик их познания и конституирования.

Трактовка социальной реальности становится более полной при выделении онтологического, гносеологического и аксиологического аспектов.

С позиций бытийствования объекты, образующие социальную реальность, имеют разноплановый характер: одни из них обладают физической вещностью, другие существуют как «мыслящие вещи" — последние, в свою очередь, предстают как конструкты второго порядка, т. е. научные понятия. Определенной степенью реальности обладают и вербальные конструктыименно они образуют семантическое бытие, вне которого не может существовать ни один социальный субъект.

Представляет интерес классификация объектов, образующих социальную реальность, с позиции их вещности: вещи вне насвещи внешние нашему телувещи внешние нашему сознаниювещи, обладающие пространственными признаками.

Поскольку существование объектов неразрывно связано с сущностью, то их связь с последней может быть описана двумя терминами. Наиболее отдаленные от сущности формы бытия могут быть названы онтическими, а более близкие — онтологическими.

Сущность социальных объектов во многом соприкасается с их интерсубъективным характеромв данном случае под интерсубъективностью понимаются социальные процессы, служащие конституи-рованию повседневного мира как мира значений, существующих в форме взаимосогласованных типических представлений индивидов о самом этом мире.

Отношение реального к должному — главное в аксиологическом аспекте анализа социальной реальности. В основе нравственных дилемм лежит расхождение сущности и существования. Должное — в социальном смысле не только истинное, но и благое. Несомненна связь проблемы должествования с рассудочной деятельностью. Существенным моментом в аксиологической интерпретации является проблема морального выбора: признавать или не признавать социальную данность, увеличивать в ней меру добра или зла —такие задачи решает каждый человек.

Обнаружение фактов смысла в вещественных, наблюдаемых фактах или в фактах речи — важнейший аспект прояснения сущности социальной реальности. Некоторая «размытость» как предметного, так и вербального выражения социальной реальности позволяет, как бы расширить строгие методы научного исследования, базирующиеся, в том числе, на количественном и качественном анализе.

Вероятностный аспект познания, оценки, конституирования социальной реальности базируется на массовом характере социальных явлений, их динамичности, определенной «размытости» таких понятий (почему здесь и приложимы действие «закона больших чисел», методика «нечетких множеств» и подобного инструментария).

Принцип вероятности характеризует социальную реальность с позиций превращения заложенных в ней возможностей в действительность (потенциального бытия в актуальность), наличия необходимого в данной возможности (потенциальности), «мягкой» (статистической) детерминированности событий. Данный принцип позволяет учесть (а затем свести к минимуму) долю неопределенности, случайности, нечеткости в построении картины социальной жизнипризнать фактичность и тем самым реальное влияние на ход событий иллюзорных феноменальностей.

В гносеологическом аспекте относительно социальных объектов существует необходимость различения истинного, правдоподобного, достоверного. Проведение вероятностного принципа в этой области позволяет согласовать методы описания социальной реальности с теорией «множественности истины», с фаллибилизмом, с принципом дополнительностивместе с тем, представляется возможным провести различение социальной достоверности от иллюзорных форм (лжи, заблуждений, мифов, симулякров и т. п.).

Необходимо учитывать, что основные концепции истины являются в сущности нормативными, ибо истина в них рассматривается как понятие, обозначающее результат соразмерения знания с некоторой системой норм, вопрос о правомерности которой не поднимается. В вероятностной логике высказываниям, помимо истины и не-истины, приписываются «промежуточные» истинностные значения с достаточной степенью правдоподобия.

Вероятностная логика присутствует и в наших размышлениях о соотношении должного и реального. Для нормативной этики свойствен приоритет должествованияэтическому релятивизму присущ приоритет нечетких значений моральных категорий. По нашему мнению, понятия «добра» и «зла» невозможно сводить к «сверхчувственной» и реально не существующей субстанции. Представляется, что в аксиологическом плане вероятностный момент должен быть сведен к минимуму. Категориям «добра», «блага», «справедливости» может быть придан адекватный смысл, что возможно осуществить, лишь опираясь на мудрость национальных традиций, национальной ментальности и глубину этнического дискурса.

Мужество быть, мужество мыслить и действовать в единстве личных и общественных интересов — основная этическая реальность, следование которой позволяет обрести гражданину нравственную точку опоры в современном мире.

Таким образом, проблема социальной реальности — сложная и многоплановая проблема, в анализе которой находят точки соприкосновения самые различные науки (как гуманитарной, так и естественнонаучной направленности). Существенным признаком социальной реальности является сочетание объектов, имеющих четкие границы (природные объекты, предметы материальной культуры), и объектов ментального порядка, имеющих «размытые» очертания. В данной работе предпринят анализ вероятностного аспекта в познании, оценки, коституировании социальной реальности. Полагаем, что данное направление социально-философского исследования является эвристически насыщенным, что предпринятые нами шаги послужат к активизации исследований в этом направлении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппон-ского-М.: Ренессанс, 1991.
  2. Т. К логике социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.
  3. В. Смена традиций и формирование новой методологии // Общественные науки и современность. 1993. № 1.
  4. К. О. Трансцендентально-герменевтическое понятие языка //Вопросы философии. 1997. № 1.
  5. Аристотель. Метафизика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976.
  6. Аристотель. Вторая аналитика // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 2 гМ.: Мысль, 1976.
  7. Р. Этапы развития социологической мысли М.: Прогресс -Политика, 1992.
  8. Р. А. Две точки зрения на природу физической реальности // Философские науки, 1991. № 6.
  9. В. Ф. Античная философия М.: Высшая школа, 1976.
  10. Ю.Асмус В. Ф. Историко-философские этюды М., 1984.
  11. У. Действие, структура и философия реализма// СО-ЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и пре-дисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991.
  12. У. Реализм и современная наука // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц.- // Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. -М.: Прогресс, 1991.
  13. З.Барт Р. Мифологии // Барт Р. Избранные работы. М.} 1994.
  14. Бауман 3. Мыслить социологически М.: Аспект-Пресс, 1996.
  15. Бауман 3. Наука и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. № 3.
  16. М.М. Эстетика словесного творчества М.: Искусство, 1979.
  17. С.А. Иллюзорные формы обыденного сознания: механизм их образования. Автореферат диссертации канд. философских наукгСтаврополь, 1996.
  18. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.
  19. Н.А. Самопознание. М.: Книга, 1991.
  20. .В., Эджубов Л. Г. Простое и сложное в социокульту-рологических концепциях. // Вопросы философии. 1996. № 12.
  21. М. Аналогия истории или ремесло историка. М., 1986.
  22. X. Жизненный мир и технизация с точки зрения феноменологии //Вопросы философии. 1993. № 10.
  23. В.М. Декарт и «новые пирроники» // Философские науки. 1982. № 6.
  24. Ф. Избранные работы // Составл., перев. с нем. В.Анашвили.- М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1996.
  25. Ф. Психология с эмпирической точки зрения // Вопросы философии. 1995. № 2.
  26. Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума. М.: Прогресс, 1978.
  27. Р. Общества // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А.Филиппова. М.: Прогресс, 1991.
  28. Г. Основы исследования операций. В 2-х т.-М.: Мир, 1972.
  29. И. Проблема онаучивания социального мира // Общественные науки и современность. 1992. № 6.
  30. М. Эвристическая роль метафизики в науке // Структура и развитие науки. М.: Прогресс, 1978.
  31. Г. Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М.: Из-во МГУ, 1981.
  32. И. В., Кохановский В. П. Диалектический метод и социальная реальность. Ростов-на Дону: Изд-во РГУ, 1990.
  33. М. Избранные произведения Пер с нем. М.: Прогресс, 1990.
  34. М. Избранное. Образ общества Пер. с нем. -М.: Юрист, 1994.
  35. Н. Новые главы кибернетики. М., 1963.
  36. Виртуальная реальность: Философские и психологическеие проблемы / Под ред. Н. А. Носова. М., 1997.
  37. Витгенштейн J1. Философские работы. Часть 1. М.: «Гнозис», 1994.
  38. Г. Х. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии. 1992. № 8.
  39. Г. Х. Логико-философские исследования // Избр. тр. М.: «Прогресс», 1986.
  40. X. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
  41. X. Истина и метод: Основы социальной герменевтики. -М.: Прогресс, 1988.
  42. П.П., Давыдов Ю. Н. Истина и рациональностьгМ., 1991.
  43. Н. Проблема духовного бытия. Исследования к обоснованию философии истории и наук о духе // Культурология. XX век: Антология М.: «Юрист», 1995.
  44. Г. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ, 1991.
  45. В. Физика и философия. Часть и целое. М.: Наука, 1990.
  46. А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  47. П. Философия и социальное познание // Пер. с болг. А.В. Федотова-М.: Прогресс, 1977.
  48. Д.П. О критериях истины // Вопросы философии. 1988. № 2.
  49. В.А. Проблемы взаимодействия естественных, гуманитарных и технических наук (методологические аспекты) // Сборник научных трудов кафедры философии СтГТУ. Ставрополь, 1995. Вып. 1.
  50. В. А. Специфика современного научного процесса // Философские раздумья: проблемы настоящего и будущего. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1997.
  51. М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X—XVII вв.еков. М.: Изд. МГУ, 1990.
  52. Г’рязнов А. Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии последних лет // Вопросы философии. 1997. № 9.
  53. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Мишель и Ко, 1993.
  54. А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4.
  55. А.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. № 11.
  56. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7.
  57. Э. Парижские доклады // Логос. 1991. Кн. 2.
  58. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: «Гнозис», 1994.61 .Давыдов В. В Теория деятельности и социальная практика // Вопросы философии. 1996. № 5.
  59. Ю.Н. «Картины мира» и типы рациональности // Вопросы философии. 1989. № 8.
  60. Д. Об идее концептуальной схемы // Аналитическая философия: Избранные тексты. / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  61. Р. Соч. в 2 т. М.: Мысль, 1989.
  62. . Логика смысла. М.: Издательский Центр «Академия», 1995.
  63. Т.Б. Логическое обоснование научного метода в марбург-ской школе неокантианства // Кант и кантианцы. М.: Наука, 1978.
  64. A.JI. «Беспредпосылочное начало» в философии Платона и Канта // Историко-философский ежегодник. 1987. М.: Наука, 1987.
  65. Э. О разделении общественного труда. / Пер. с фр. и послесловие А. Б. Гофмана. М.: Наука, 1990.69.3аботин П. С. Преодоление заблуждения в научном познании.-М.^ 1979.
  66. А. А. Логика науки.-М.: Мысль, 1971.
  67. В. В. Категории научного знания. М., 1989.
  68. В. В. Теория познания. Общие проблемы. М., 1993.
  69. В.В. О социологии как нуке // Социология и социальная антропология. СПб., 1997.
  70. Истина и ценности в научном познании. М., 1991.
  71. Г. Вероятность и индуктивная логика. М., 1978.
  72. И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 8 т. М: Чоро, 1994.
  73. И. Т. О дескритивном понимании истины // Философские науки. 1990. № 8.
  74. Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры философии // Философские науки. 1995. № 8.
  75. Э. Опыт о человеке // Проблема человека в западной философии. -М, 1988.
  76. Ю.Л. Резервы и тупики марксистской социологии: целостность и тоталитаризм // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц.-М.: «Прогресс», 1991
  77. А.В. Научность и истинность. // Вопросы философии 1977. № 7
  78. Кимбл Грегори А. Как правильно пользоваться статистикой.-М.: «Финансы и статистика», 1982.
  79. В.И. Логика познания сущности. М.: Высшая школа, 1980.
  80. П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия техн. развития // Пер. с нем. М.: «Республика», 1997.
  81. П. Современность постмодерна // Вопросы философии. 1995. № 10.
  82. А. Очерки историко-философской мысли. М.: Прогресс, 1985
  83. A. H. Основные понятия теории вероятности, — М., 1974.
  84. А. Л., Корниенко А. В. Эволюция представлений о реальности и становление современной методологии познания // Наука. Закономерности ее развития. Томск, 1992. Вып. 8.
  85. А. М., Мантагов В. В. Диалектика социального познания. М., 1988.
  86. В.П. Диалектический метод. Ростов на-Дону: Изд-во РГУ, 1992.
  87. В. Онтологическая относительность // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия. М.: «Логос», 1996.
  88. Кузнецова Т. Ф, Поиски нового образа теории в сфере гуманитарного знания // Философские науки. 1990, № 2.
  89. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
  90. В.И. Детерминизм и вероятностьгМ., 1976.
  91. О. Основы теории шансов и вероятностей. // пер., вст. статья A. J1. Вайнштейна и Н. С. ЧетвериковагМ.: Наука, 1970.
  92. Г. Когнитивные науки на историческом фоне // Вопросы философии. 1992. № 1.
  93. И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 1995.
  94. П.С. Опыт философии теории вероятностей. М., 1908.
  95. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
  96. Р. Философия Патнема и реализм // Концептуализация и смысл. Новосибирск: Наука, 1990.
  97. .И. Практическая теория истины. Л., 1988.
  98. Н. От субстанции к рефлексии. Пути западноевропейской метафизики // Вопросы философии. 1995. № 10.
  99. Я. О детерминизме // Вопросы философии. 1995. № 5.
  100. Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены. -М.: Прогресс, 1991.
  101. Т. Конституирование языка в повседневной жизни // Концептуализация и смысл. Новосибирск: «Наука», 1990.
  102. Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В. В. Винокурова, А. Ф. Филиппова. -М.: «Прогресс», 1991.
  103. Г. К. Единый разум и многообразие рационально-стей // Вопросы философии. 1997. № 9.
  104. В.В., Качалкина А. В., Виноградова Н. Л. Социальная реальность: актуальные принципы анализа // Материалы Первого1. I- 147российского философского конгресса «Человек Философия -Гуманизм». — С.Пб., 1997.
  105. М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. № 1.
  106. М.К. Социальная физика // М. К. Мамардашвили. Необходимость себя: /Лекции. Статьи. Философские заметки. // Под общ. Ред. Ю. П. Селиванова. М.: «Лабиринт», 1996.
  107. Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания: К дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. -М.: Наука, 1987.
  108. К. Диагноз нашего времени // Пер. с нем. и анг. М.: «Юрист», 1994.
  109. Д. Маркс об отчуждении // Вопросы философии. 1989. № 9.
  110. К. Экономико-философские рукописи 1857 1859 гг. ч.1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 46 — М., 1965.
  111. Д.П., Качалкина А. В., Виноградова Н. Л. О проблеме достоверности социальной информации в тендерных исследованиях // Тезисы докладов всероссийской научно-практ. конф. Иваново, 1996.
  112. З.А. О проблеме взаимосвязи категорий «историческая реальность» и «существование» Томск: Изд-во Том. гос. унт., 1993.- 148 120. Мельвиль Ю. К. Новые веяния в метафизике США // Вопросы философии. 1989. № 6.
  113. Ю.К. Чарльз Пирс и прагматизм. М.: Наука, 1968.
  114. Г. Я. Динамические и статистические закономерности в физике. М., 1973.
  115. Мур Д. Э. Доказательство внешнего мира // Аналитическая философия: Избранные тексты / Сост., вступ. ст. и коммент. А. Ф. Грязнова. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  116. Мур Д. Э. Принципы этики. М.: «Прогресс», 1984.
  117. С.П. Социальные формы постижения бытия // Вопросы философии. 1994. № 6.
  118. А.А. Рациональность в ее истоках и утратах // Вопросы философии. 1995. № 5.
  119. Новые направления в социологической теории. Сб. ст. /Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1978.
  120. О теории вероятностей и математической статистике. / Переписка А. А. Маркова и А. А. Чупрова. М., «Наука», 1977.
  121. Объяснение и понимание в социальном знании. М., 1990.
  122. Т.И. Феноменологическая концепция философии как высшей духовной культуры // Феноменология искусства. М., -1996.
  123. Т. Система современных обществ. М., 1997.
  124. X. Философия и человеческое понимание // Современная философия науки: Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада / Хрестоматия. М.: Логос, 1996.
  125. В.В. Концепция языка Куайна // Логика и онтология. -М.: Наука, 1978.
  126. А.А. Наука и научность (опыт нового прочтения философии Э. Гуссерля)//Философские науки. 1991 № 10.
  127. Ч. Закрепление верования // Вопросы философии. 1996. № 12.
  128. Ч. Как сделать наши идеи ясными // Вопросы философии. 1996. № 12.
  129. Э. Исторические структуры (К вопросу о так называемом кризисе методологических основ исторической науки) // Философия и методология истории / Пер. с англ., нем., франц. М.: Прогресс, 1977.
  130. Платон. Собрание сочинений в 4 т. М.: Мысль, 1995.
  131. X. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию // Проблема человека в западной философии. М&bdquo- 1988.
  132. Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1992.- 150 142. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10
  133. К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8.
  134. К. Открытое общество и его враги / Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Т. 2 М.: «Феникс» — «Культурная инициатива», 1992.
  135. В.И. Онтологические предпосылки познания социальной реальности. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1998.
  136. В.И. Новое в современной онтологии // Философия. Методология. Культура. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1994.
  137. В. И. Плюрализм в методологии: от единства к многообразию. Ставрополь: Изд-во СтГТУ, 1996.
  138. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1986.
  139. Проблемы познания социальной реальности. М., 1990.
  140. Е.П. Методология предмет новой «парадигмы» социологического знания // СОЦИС. 1994. № 3.
  141. А.И. Понимание и рациональность // Вопросы философии. 1986. № 7.
  142. . Человеческое познание. Его сфера и границы: Пер. с англ. К.: «Ника-Центр», 1997.
  143. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: античность. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994.
  144. П. Конфликт интерпретаций (очерки о герменевтике). -М.: Московский философский фонд, 1995.
  145. П. Герменевтика. Этика. Политика. М.: KAMI, 1995.
  146. . П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  147. . А. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Наука, 1982.
  148. Ф. А. Истина и заблуждение. М., 1972.
  149. С.С. Утопия и общественное сознание. JI., 1988.
  150. П.А. Человек. Цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992.
  151. Социально-философские проблемы современности. Волгоград: РПК «Политехник», 1998.
  152. Социальная философия и философская антропология: Труды и исследования. М.: ИФРАН, 1995.
  153. Я. П. Динамические и статистические законы физики. -М., 1950.
  154. Тейар де Шарден Пьер. Феномен человека. М. Наука, 1987.
  155. Т.В. Заблуждения и социальное познание. Ростов-на-Дону: Изд-во. РГУ, 1997.
  156. П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995.
  157. А. Постижение истории. М., 1991.
  158. Февр J1. Бои за историю. М., 1991.
  159. Р. Введение в теорию вероятностей и ее приложения / Пер. Ю. В. Прохорова. В 2-х т. М.: Мир, 1984.
  160. Философия, естествознание, социальное развитие. М.: Наука, 1989.
  161. Философские раздумья: проблемы настоящего и будущего. -Ставрополь, 1997.
  162. В. Человек в поисках смысла / Сб. науч. трудов М.: Прогресс, 1990.
  163. М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  164. М. Время и бытие: Статьи и выступления / Пер. с нем. М.: Республика, М., 1993.
  165. М. Бытие и время / Пер. с нем. В. В. Бибихина. М.: ADMARGINEM, 1997.
  166. К. Истина мира. М., 1996.
  167. Э.М. Природа научной истины. М., 1977.
  168. М. Избранные произведения. М.: «Гнозис», 1994.
  169. Г. Г. Явление и смысл. Томск.: «Водолей», 1996
  170. Г. Г. Язык и смысл // Логос. 1996. Кн. 7.
  171. Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии 1995. № 7.
  172. Щюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.
  173. Эволюция физики. М.: Наука, 1966.
  174. Э. Динамика теорий и фазовые переходы // Вопросы Философии. 1995. N 10.
  175. И. Социальное заблуждение как отражение действительности в идеологии // Диалектика и практика. М., 1984.
  176. А. Политические процессы и моральные побуждения // Вопросы философии. 1995. N 10.
  177. Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: «Серебряные нити». «Университетская книга»: ACT, 1997.
  178. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы //Вопросы философии. 1997. N 1.
  179. Barley, W. Ethics and reality: dialogue between Caputo and Levinas // Philosophy today. Celina, 1992. — Vol. 36, N 3.
  180. Field H. Possibility and reality in mathematics: a review of realism, mathematics, and modality. Oxford, 1989.
  181. Searl John R. Rationality and Realism, What is at Stake // Daedalus. N.Y., 1993. N3.
  182. Tarbayne C.M. The Myth of Metaphor. New Haven, 1962.
  183. Westfall R.S. Never at rest: A biography of Isaak Newton. Cambridge, 1982.
Заполнить форму текущей работой