Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Самосовершенствование человека как философско-антропологическая проблема

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Например, античная философия, в русле установившихся традиций, поставила чрезвычайно важную мировоззренческую проблему, которая и в наши дни является актуальной. Это: каким образом, человек может в полной мере самореализоваться, выявить, заложенный в нем, духовный потенциал, если на пути к его осуществлению, стремлению к счастью, встает масса преград в виде саморазорванности человеческого «Я… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. КОНЦЕПЦИЯ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ
    • 1. Истоки идеи о самосовершенствовании в классической философии
    • 2. Религиозное понимание идеи самосовершенствования
    • 3. Антропологическое значение физического самосовершенствования
  • глава II. ФилосоФско-АнтропологичЕское значение феномена самосовершенствования
    • 1. Философско-антропологический подход к проблеме самосовершенствования человека
  • §-2.Социальное измерение феномена самосовершенствования
    • 3. Формы и методы самосовершенствования в процессе жизнедеятельности

Самосовершенствование человека как философско-антропологическая проблема (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблемы. Вопрос о совершенствовании и самосовершенствовании природы человека в истории религии и философии был предметом многочисленных споров и дискуссий. В результате были созданы ряд философских, религиозных и литературных трактатов наставнического характера.

Сегодня в век глобализации, когда определяющим стал человеческий фактор, вновь оживился интерес к развитию человеческой природы. В этом плане проблема самосовершенствования стала актуальной философско-антропологической проблемой, кроме того, актуальность данной проблемы заключается и в следующем:

1. Конечная цель воспитания и образования заключается в том, чтобы воспитать духовно и физически развитого человека. Достигнуть такого уровня развития практически невозможно, если испытуемый лично не заинтересован в самосовершенствовании своих индивидуальных качеств и особенностей. Отсюда разработка методов самосовершенствования становятся актуальной проблемой антропологических наук.

2. Формирование физически и духовно развитого человека есть не только индивидуальной, но и социальной значимой задачей. Для целенаправленного развития и совершенствования природы человека нужна научно-обоснованная, методологически верная концепция, которая должна быть реализована в институтах образования и воспитания создание такой концепции возможно только на основе философско-антропологического подхода к проблеме совершенствования и самосовершенствования человека. Отсюда вытекает другой аспект актуальности темы исследования.

3. В последние годы весьма часто говорят о падении нравственных качеств у молодежи, студентов, учащихся, словом, у подрастающего поколения. В таких ситуациях психолого-педагогическая и антропологическая тематика о совершенствовании нравственных устоев становится весьма актуальной задачей в сфере образования. В этой связи вопрос о самосовершенствовании человека становится более актуальным и востребованным.

4. Существующие представления о том, что стремление к самосовершенствованию имманентно присуще человеческой природе в виде скрытого намерения, а также отсутствие общепринятого мнения о возможности достижения успехов на пути самосовершенствования придают данной теме соответствующую актуальность.

5. Исследование названной темы представляет существенный интерес в плане конкретизации содержания категории самосовершенствования в рамках философско-антропологической теории. Проблема самосовершенствования в ее философско-антропологическом аспекте еще не привлекла должного внимания исследователей, не отработаны методологические подходы к ней и не построена логическая процедура ее анализа.

Вышеперечисленные обстоятельства явились немаловажной причиной выбора данной темы в качестве диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы в философско-антропологической литературе.

В отечественной и зарубежной философско-антропологической литературе (исходя из нашей осведомленности) по сей день проблема самосовершенствования в рамках философской антропологии не была предметом диссертационного исследования. Она рассматривалась или как педагогико-психологическая или литературно-художественная проблема. В том и другом плане вопрос о совершенствовании затрагивался в связи с обсуждением проблемы самовоспитания личности. Даже в таком ракурсе о самосовершенствовании говорилось, что тогда речь шла об идеале, счастье или обсуждался вопрос о нравственных качествах в структуре характера.

Но с другой стороны, как было отмечено выше, в истории философии и религии существуют ряд произведений, в которых обсуждаются вопросы, так или иначе, связанные с проблемой самосовершенствования.

К примеру, весь пафос суфизма в персоязычной литературе направлен к идее самосовершенствования человека. Неслучайно, идея о совершенном человеке появилась именно в персоязычной философско-религиозной литературе.

Идеи о самосовершенствовании можно находить в различных школах араба — персоязычной философии. Такой экскурс был осуществлен нами в первой главе диссертации под названием «Концепция самосовершенствования в религии и философии». Поэтому здесь нет необходимости подробно останавливаться на характеристике существующей исторической литературы по данной проблеме. Возвращаясь к вопросу о степени изученности проблемы самосовершенствования в современной философско-антропологической литературе, следует отметить, что в плане освещения вопроса о самовоспитании, определенный интерес вызывают работы Л. И. Рувинского, С. И. Хохлова, А. Г. Ковалёва, В. Г. Куценко, И. С. Кон, И. А. Донцова и других.1 Результаты исследования вышеназванных авторов, в основном, были ориентированы для массового читателя, имея научно-популярный характер. Тем не менее, в контексте решения проблем воспитания, в названных работах были затронуты и отдельные вопросы, прямо или косвенно, касающихся проблемы самосовершенствования. К примеру, в работах И. А. Донцова, В. Б. Бондаревского и В. Г. Куценко были освещены некоторые аспекты проблемы самосовершенствования личности.

Уместно отметить, что частные вопросы совершенствования природы человека освещались и в трудах психологов, врачей-практиков таких как Н. Амосова, Г. Л. Горбунова и других. В их работах затронуты и своеобразно указаны подходы ко многим жизненно важным аспектам человеческого самосовершенствования.

Среди отечественных специалистов — известных философов можно назвать имена Х. Додихудоева, М. Диноршоева, Х. Зиёева, А.

1 Л. И Рувинский, С. И. Хохлов. Как воспитать волю и характер. — М.: «Просвещение», 1984; А. Г. Ковалёва. Личность воспитывает себя. — М.: «Полит, лит-ра», 1989; Куценко В. Г. Пути самосовершенствования личности. — М., 1987; И. С. Кон. Открытие «Я». — М.: «Политиздат», 1978; И. А. Донцова. Самовоспитание личности. — М. «Полит, литер.». 1984.

Мухаммадходжаева, К. Олимова, С. Рахимова, М. Рахимова, Н. Садыковой, М. Хазраткулова, А. Шамолова.1 Которые в своих историко-философских исследованиях раскрыли и оценили многие антропологические воззрения мыслителей Востока относительно проблемы самосовершенствования. В их работах можно находить анализ ряда антропологических воззрений, касающихся истории вопроса о самосовершенствовании. Немаловажным материалом для нас послужили работы Н. С. Кирабоева, А. Г. Ковалёва, В. Г. Куценко, в которых затронуты вопросы самосовершенствования личности. Однако и в названных исследованиях посвященных самосовершенствованию не охвачен круг проблем, решение которых было бы достаточно для разъяснения феномена самосовершенствования. В качестве одной из проблем антропологии вопрос о самосовершенствовании человека был, затронут М.Музаффари. Названный автор в своей монографии под названием «Введение в антропологию», под рубрикой «Проблемы совершенствования и самосовершенствования природы человека» кратко освещает данный вопрос с позиции философско-антропологического подхода.

Таким образом, на сегодняшний день в антропологически ориентированных исследовательских работах по вопросу самосовершенствования нет единого мнения относительно определения данного феномена и его категориального статуса в теоретическом и прикладном его значении.

Исследовательская ситуация осложнена и тем, что при психологическом подходе к феномену самосовершенствования, исследователи не выходят за рамки интерпретаций отдельных психических процессов, а педагоги акцентируют внимание преимущественно на вопросы обучения и воспитания.

1 М.Диноршоев. Натурфилософия Ибн Сины, — Душанбе: «Дониш», 1985; К. Олимов. Ибн-Сина и суфизм // Известия АН Таджикской ССР, ООН. -№ 2, 1979;А.Мухаммадходжаев. Идеология накшбандизма. — Душанбе, 1994; X. М. Х. Додихудоев. Философия Крестинского бунта. — Душанбе, 1987;0н же. Община и общинное сознание. — Душанбе, 2007; Зиёев. Мировоззрение Бахоуддина Валада. — Душанбе, 1991; Н. С. Кирабоев. Идея совершенства человека в этике альГазали. //Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. -М&bdquo- 1986; A.A. Шамолов. Философско-теологические воззрения Газали.- Душанбе: «Ирфон», 2002; М.Хазраткулов.Философские взгляды Садриддина Ширози.-Душанбе: «Дониш», 1985;Н. Н. Садыкова. Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля. Душанбе, 2003; М.Рахимов. Антропология Абу Али Ибни Сины (Авиценны) Душанбе, 2005; С.Рахимов. Философско — эстетические идеи зороастризма. Душанбе, 2007.

В этой связи отметим, что феномен самосовершенствования является не только психическим процессом или состоянием, а является феноменом в структуре и содержании, в котором в целостной форме включены психические, познавательные, воспитательные, нравственные, эстетические, мировоззренческие и другие жизненно важные элементы. Поэтому философско-антропологический подход к феномену самосовершенствования должен учитывать все вышеназванные атрибутивные элементы, существующие в природе человека.

Исходя из степени изученности проблемы, наша задача состоит в характеристике и видения в этом феномене философско-антропологическую проблему.

Цель и задача исследования. Основная цель исследования состоит в выявлении генезиса феномена самосовершенствования, показе значения антропологического подхода к данной проблеме и обосновании форм и методов самосовершенствования.

В соответствии с основной целью, в диссертации ставятся и решаются ряд конкретных и взаимосвязанных задач, среди которых можно выделить следующие:

— выявление генезиса идей о самосовершенствовании в истории религиозных и философских представленийопределение особенностей религиозного понимания самосовершенствования;

— раскрытие смысла и значения антропологического подхода к феномену самосовершенствования;

— оценка социально-культурологического значения самосовершенствования;

— обоснование форм и методов духовного и физического самосовершенствования человека.

Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования является феномен самосовершенствования, а предметомсамосовершенствование как философско-антропологическая проблема.

Личный вклад соискателя состоит в:

— самостоятельном выборе диссертационной теме;

— надлежащем знании историко-философского материала по исследуемой теме и степени её изученности;

— многолетнем изучении и осмыслении данной проблемы, оформлении цели, задачи, новизны и, наконец, в результативном исследовании темы диссертационной работы- -подготовки к публикации статей, посвященных исследуемой теме.

Научная новизна диссертации. В работе впервые в ракурсе философской антропологии: осуществлено исследование феномена самосовершенствования человека;

— прослеживаются процесс становления и развития идеи о совершенствовании природы человека в истории философских и религиозных учений;

— раскрывается философско-антропологический смысл феномена самосовершенствования;

— проанализировано и выявлено социальное значение самосовершенствования;

— показано значение самосовершенствования для индивидуальной и общественной жизнедеятельности.

Предпринятая в диссертационной работе попытка определить самосовершенствования как проблему и, тем самым, как категорию философской антропологии, даёт возможность понять не только индивидуальную, но и социальную значимость исследуемой проблемы.

Основные положения, выносимые на защиту. На базе реализации главной цели, решения поставленных задач и полученных, благодаря этому, новых научных результатов, считаем возможным, вынести на защиту следующие научные положения:

1.В истории духовной культуры Запада и Востока идеи о самосовершенствовании природы человека, первоначально имея место в мифологическом сознании, постепенно стали утверждаться в форме религиозных догм и наставлений, как бы, органически вошли в структуру философских и более зрелых религиозных представлений;

2. Идея самосовершенствования в «классической антропологии» выводится за рамки монистических и монотеистических представлений о природе человека. В ней она выражается в категориях микрокосмос, эйдос, энтелехия, атом, «единое» и других подобных содержательных понятий;

3. В системе философско-антропологического мировосприятия идея о самосовершенствовании человека выступает как необходимое условие стандартной повседневной жизнедеятельности, из ритма которой, более или менее целенаправленно реализуется та духовная сила, которая выступает как потенциально-эволюционная сила в природе человека;

4. Самосовершенствование, вопреки отдельным консервативным мнениям (видна из критики практики суфизма, йоги, исихазма, даосизма и других), не является особой формой организации жизни, существующая вне контекста повседневной жизнедеятельности, а есть имманентно присущая в природе человека сила, есть внутренняя потенциальная потребность человека в реализации своей психической и физической природы;

5. Изменение представлений о самосовершенствовании природы человека позволяет ставить вопрос о философско-антропологическом статусе данного понятия, с целью изъятия его из «объятия» мистицизма, где оно понимается как особое состояние сознания, и выведения на свет антропологической рефлексии, найти его место в системе категории философской антропологии;

6. Феномен самосовершенствование, исходя из вышеуказанных положений, должен быть объектом философско-антропологического изучения. Только в таком случае, мы можем понять социальную сущность и значение.

1 самосовершенствования как движущей силы развития человека и общества;

7. Объективная оценка роли самосовершенствования дает основание понять такие состояния психики человека, как самоконтроль, самообязательство, самоотчет и другие, связанные с ним такие нравственные качества, как человеколюбие, справедливость, сострадание, толерантность и т. д. Эти и другие сугубо человеческие качества трудно развивать без осознания важности феномена самосовершенствования.

Методологические и теоретические основы диссертационного исследования составлют системный, логико-исторический сравнительный и объективный подходы в изучении явлений психосоматического порядка в жизни человека.

При анализе изучаемого феномена автор опирался на труды известных классических и современных философов, антропологов, психологов, социологов, с использованием их воззрений о сущности и значении феномена самосовершенствования.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования обусловлена тем, что самосовершенствование представляет собой такой результат психофизического усилия, который во многом определяет дальнейшую ориентацию жизнедеятельности человека, очищая и направляя волю человека в русло достижения социально-значимых целей. Отсюда, философско-антропологический анализ проблемы самосовершенствования, которому в диссертации отводится надлежащее место, имеет весомое мировоззренческое и эпистемологическое значение.

Практическая значимость диссертации, прежде всего, тесно связана с ее теоретической ценностью и вытекает из философско-антропологического осмысления самосовершенствования, как феномена психофизиологического и социального порядка, что, в свою очередь, должно повысить критическую и осознанную жизнедеятельность человека. Во-вторых, результаты такого осмысления, безусловно, могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе, в школах и вузах.

На основе материалов диссертации могут быть подготовлены лекционные курсы по философской антропологии, психологии и другим междисциплинарным предметам.

Апробации работы. Диссертация была обсуждена на объединенном заседании кафедры философии и истории таджикского народа, Таджикского государственного медицинского университета имени Абу Али ибн Сина (выписка из протокола№ 3, от 19 октября 2011 года), Центра Антропологии АН РТ и Отдела философии культуры Института философии, политологии и права АНРТ.

Основное содержание, идеи и выводы исследования изложены в 8-ми научных статьях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающие шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Самовоспитание и самосовершенствование — это старая и вечно новая тема, волнующая человека с тех пор, как он стал осознавать себя, задумываться, задавать себе вопрос.

На основе содержания диссертационного исследования можно сказать, что основные особенности идей проблемы самосовершенствования, имеют место в учениях почти всех народов древних цивилизаций, хотя невозможно удовлетворительно объяснить, когда и кем было введено в обиход само понятие «самосовершенствование», и в каком смысле оно было использовано впервые.

Например, античная философия, в русле установившихся традиций, поставила чрезвычайно важную мировоззренческую проблему, которая и в наши дни является актуальной. Это: каким образом, человек может в полной мере самореализоваться, выявить, заложенный в нем, духовный потенциал, если на пути к его осуществлению, стремлению к счастью, встает масса преград в виде саморазорванности человеческого «Я». Подчинения высшего в нем низшему, чувственному, неразумному, навязывания человеку несвойственных ему стремлений, заставляющих его переориентироваться в следовании истинным идеалам и стремиться к достижению ненужного, чуждого его природе. В результате чего, теряется изначальное природно-социальное единство, стремление к гармонической целостности, жизни по законам красоты, органически присущей человеческой натуре.

С точки зрения самоощущения, происходит утрата спокойного, доброжелательного, внимательного отношения к миру и к себе подобным, которое сменяется агрессивностью, навязыванием среди личных, сиюминутных прихотей, за что приходит неминуемая расплата — теперь уже чуждое и исключенное «вне» начинает мстить, вызывая все новые и новые формы взаимного ожесточения. Лейтмотив античной философии — это предостережение против такого разгула духовной бесконтрольности, призывы ориентироваться на личностно-духовный аспект жизнедеятельности, помнить об изначально — неразрывной, интеллектуально — нравственноэстетической и природной общности.

Уже Гераклит из Эфеса заявлял, что сам себя исследовал, и сам у себя учился. Демокрит отдает должное таким ценностям, как самопознание, самоконтроль, способность человека к разумному самоограничению, самодисциплине. Он также утверждает, что человек вполне может достичь нравственного совершенства, опираясь на себя, без вмешательства и поддержки каких — бы то ни было потусторонних сил.

Внутренним переустройством личности озабочены и скептики, стоики и эпикурейцы. Все они усилено культивируют безразличие к внешнему миру, пытаются помочь человеку найти опору в себе самом хотя бы субъективно возвыситься над обстоятельствами, стать независимым от них, освобождение своего сознания от страха, потому что он парализует волю и разум, порождает растерянность и беспомощность. Страх поглощает все его духовные и физические силы, разрушает внутреннюю устойчивость, лишает надежности.

По Эпикуру внутреннего освобождения можно достичь только путем внутреннего самосовершенствования (самосовершенствование разума). Таким образом, для Эпикура и уединение, и общественная жизнь выступают в качестве средства достижения внутренней невозмутимости и счастья.

Сократ учил своих собеседников мыслить, искать истину, вырабатывать и отстаивать свои убеждения, заботиться больше о разуме, чем о деньгах, должностях и почестях, стремиться к духовному совершенству. Для того, чтобы совершенствование человека шло на благо обществу, содействовало его расцвету и процветанию, он должен упражнять, укреплять, и развивать не какую-то одну, идеальную свою часть (душу), а по возможности весь свой психо — материальный состав (и телесные, и душевные свои качества в совокупности). Аристотель предложил практическое совершенствование человека в его делах, поступках, в земной активной борьбе с жизнью. Все они стремились ответить на вопрос, какая жизнь считается достойной для человека.

Проблемы самосовершенствования человека, поиск достойного образа жизни отображаются не только в этических воззрениях мыслителей Древней Греции и Рима, но и в философских системах Востока, а также в религиях того периода. В определенной степени, религия стала, как бы, одним из источников духовного самосовершенствования человека (посредством молитв, жертвоприношений и т. д.). Особенно ярко проявляется связь духовного совершенства с одной из древнейших религий Востока — Зороастризм, довольна таки развитая религиозная система, которая ставила своей целью философски осмыслить мир, понять суть господствующих в нем связей и отношений, разобраться в том, что происходит вокруг человека. Он призывает людей стать лучше, чище, отдавать все свои силы на борьбу со злом. Причем существование зла и страдания зависит от самих людей. Чтобы бороться со злом человек должен очиститься не только духовно, но и телесно. Совершенствование касалось не только отдельного человека, но и всего общества в целом. Символ веры заканчивается простыми моральными принципами, которые, по признанию авестологов, составляют совершеннейшую этическую систему всего учения Зороастризма. «Я предаю себя благой мысли, предаю себя благому слову, я предаю себя благому делу». Этот принцип и является также требованием нашего времени.

В заповедях Моисея (иудаизм) разработан детальный свод правил поведения, которые носят нравственный и юридический характер. Центральная идея этой религии: всякий человек не без греха, но он может спастись. Именно внутренняя испорченность каждого человека является причиной всех его несчастий, нищеты и бесправия. Только тогда совершенным станет человеческий мир, когда каждая личность станет нравственно совершенной, доброй, прощающей обиды, терпеливой.

Как показывает анализ учения буддизма, он призывает, не мириться со страданием, а учит, как его преодолеть. Отвергая идею божественного происхождения каст, буддизм выдвинул идею, что только нравственное поведение отличает одного человека от другого. Уровнять положение людей можно только при помощи нравственного самосовершенствования. Восьмиричный путь достижения совершенствования можно сравнить с триадой зороастризма. Следуя серединному (стремится к богатству — крайний аскетизм) пути и моральным заповедям Будды, каждый человек сам самостоятельно может достичь совершенства, т. е. он становиться святым — архатом и погружается в нирвану — состояние абсолютной любви, душевного благородства и вдохновения. Единственная цель учения — указание пути, ведущего к «освобождению от страданий».

Конфуций предлагал начать моральное совершенствование с самого себя, а затем наладить должные отношения в семье, поскольку «мир, конечно плох, но его можно сделать лучшим, а для этого нужен не покой, не равнодушие, а деятельность, служение человечеству».

Последователь Конфуция Сюнь-Цзы считал, что человек врожденный эгоист, задача воспитателя заключается в том, чтобы превратить человека недоброго в доброго. Воспитание добрых качеств у человека достигается двумя путями: улучшением условий его жизни и моральным воздействием.

В самой молодой мировой религии — Ислам, проблема самосовершенствования человека рассматривается, в основном, его мистическим направлением — суфизмом, где акцент делается на внутреннее совершенствование человека. В этом учении возможность стать совершенным человеком заложено в каждом человеке, только ему надо сделать усилие над собой.

Философско-антропологический подход к проблеме самосовершенствования человека в воззрениях мыслителей периода Средневековья и Нового Времени своеобразен, что можно проследить в их попытки проникнуть в «тайну человека». Человек, по их мнени, есть нечто — замкнутое и готовое — он не завершен и открыт. В человеке пересекаются все круги бытия.

Естественная биологическая эволюция нашего вида давно уже остановилась или, во всяком случае, идет гораздо медленнее эволюции научно-технической, подводящей человека сегодня к порогу, который открывает новые возможности для ускорения биологической эволюции путем использования последних достижений биотехнологии: клонирование и генной инженерии.

Среди блеска своих достойных восхищения великих технических достижений человек последнего столетия почти целиком разучился господствовать над самим собой и своей внутренней жизнью. Отсюда и основное требование М. Шелера: человек должен вернуть себе власть над самим собой. Главным инструментом этого внутреннего преображения мыслитель считает «душевную технику», исходящую от метафизики. В наше время, стало понятно, что сциентизм (опора только на науку) и чисто научное воспитание не может создать совершенного человека. Стало ясно, что эпоха чистой науки прошла и обществу угрожает вакуум идеалов — и этот вакуум надо заполнить литературой, философией и искусством.

Конкретной целью каждого отдельного человека сегодня не должна быть наилучшая реализация своих возможностей, которая обеспечивает постоянное стремление к самосовершенствованию, как в профессиональной, так и в других сферах общественной жизни. Постоянное самосовершенствование и развитие индивидуальных потенциальных способностей и ресурсов, а также использование их в неповторимой творческой деятельности — это и есть реализация своего шанса прожить свою жизнь в этой занимательной игре наиболее полно и интересно.

Человек только тогда может быть совершенен и счастлив, когда он делает добро другим людям. Развитие человека зависит от того, в какой степени он приобщается к достижениям человечества. Будущее надо строить на основах и принципах высокой морали. Нормальная общественная жизнь заключается в том, чтобы люди уважали законы, и права друг друга, почитали справедливость, любили друг друга и т. д.

Задача самосовершенствоваться кажется бесконечной, но при абсолютно ясном взгляде новейшей и ежедневном использовании простых, но точных законов человеческой природы жизнь становится не только захватывающим приключением, но и удивительной радостью.

В принципе, в самосовершенствование прослеживается взаимозависимость внутренней и внешней стороны жизнедеятельности человека с явным превалированием внутренней заходящей до отрыва жизни «души» от жизни «живого существа».

В современной практике воспитания могут быть учтены основополагающие положения проблемы самосовершенствования. Его формы и методы, возможность духовного и телесного самосовершенствования, как процесса поэтапного восхождения от простого к сложному, от непосредственных форм чувственности к необъятным глубинам духовного богатстваединство любви и красоты, нравственно-эстетической сферы, понимаемой, как необходимое, универсальное средство самоочищения и самовосхождения к духовному идеалу (гармония духовного и соматического).

Анализ изложенной темы, конечно, нельзя считать завершенным, поскольку исчерпать сложный вопрос выявления и изучения всех аспектов проблемы самосовершенствования, в его целостном объеме — дело не простое. Дальнейшая разработка данной проблемы представляется особенно актуальной и эффективной, что предполагает выявление его богатого эвристического потенциала, использование которого, в значительной мере, будет способствовать развитию теории философской антропологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.С. Плутарх и античная биография. М. Наука. 1973. 279с.
  2. С.Ш. Природа знания и ценности. Тбилиси. Мецниереба, 1989.
  3. Августин Аврелий Исповедь// Одиссей. Человек в истории: исследования по социальной истории и история культуры. М. Наука. 1989
  4. И.А. Человек, вера и знание в философии «чистых братьев». М. 1986
  5. Э. Человек как предмет философии// Вопросы философии. 1989 № 2 .24 37с.
  6. К.В., Титма М. Х., Арвисто М. А., Чесноков A.C. Физическая культура и советский образ жизни. М. Ф и С, 1982. 238с.
  7. А.К. Народные традиции обычай и их роль в формирован нового человека. Махачкала 1968.
  8. Алексей Вуль. Человек и его возможности.- М. Рост книга1999.
  9. Т.И. Географическая среда и биология человека.- М. Мысль. 1977.
  10. В.П. Становление человечества. М. Политиздат.1984.
  11. И.А. Начало космической философии: основы методологии познания единого и целостного мира.- М. 1997.
  12. И.А. Космический феномен человека: человек в антропном мире. М. АГАР. 1999.
  13. Н.И. Раздумья о здоровье. М. Ф и С 1987. 126 с.
  14. .Г. Человек как предмет познания. JI. 1968.
  15. .Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука. 1977. 380 с.
  16. Л.И. Общественно- историческая характеристика телесного бытия человека// Биология человека и социальный прогресс. -Пермь Гос. Унв. 1982. 21 33с.
  17. Аристотель. О душе. М. Соц. экгиз. 1937
  18. А.Н. Древо жизни. М. 1982.
  19. В.К. Феномен физической активности как социально биологическая проблема// Вопросы философии.- 1981. № 8 стр. 78 — 89.
  20. В.В. Несколько слов об арийской культуре в Средней Азии. М. Наука 1964. Том 2, ч. 2.
  21. В.И. Другому как понять тебя?- М. Знания. 1991.
  22. Л.М. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М. Наука. 1984.
  23. К.Н. Учение о физическом развитии человека.- М. Из. Мое. Унв. 1962.
  24. H.A. О назначении человека. М. Республика 1993.
  25. H.A. Самопознание.- М. «Международные отношения».1990.
  26. Р. Развитие Я: концепции и воспитание (Пер. с анг. В.Я. Пилиповского) М. Прогресс. 1986.
  27. А. Род человеческий. М. 1968.
  28. B.C. Диалог. Сознание. Культура// Одиссей: Человек в истории. М. Наука 1989 стр. 21 — 59.
  29. A.A. Восприятие и понимание человека, человеком. -М. Изд. МГУ. 1982.
  30. A.A. Восприятие человека человеком. Изд. ЛУ.-Ленинград.1965.
  31. П.И. Древнейшее, прошлое человечество. -Ленинград.Наука 1979.
  32. П.И. Новые данные о происхождение человека. -Ленинград. 1955.
  33. И.С. Исследование по таджикской культуры.- М. Наука 1977.
  34. И.И. Валеология наука о здоровье.- М. Ф и С 1990.
  35. Л.П. Человек: деятельность и общение. М. Мысль. 1978.
  36. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М. Мысль.1968.
  37. В.В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М. Наука. 1980.
  38. И. Затерянный мир Колохари. М. Прогресс 1963.
  39. К.Я. Человек и духовное развитие. Нижний Новгород. Изд. ВИПИ Тип. ННГУ. 1997.
  40. Вазиров 3. Социально политическое учение Калома. -Душанбе: «Ирфон». 1993.
  41. Э.Н. Валеология (учебник). М. Флинт. Наука 2002.
  42. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб. 1993.
  43. A.C. О телесном воспитании // Журнал министерства народного просвещения.- М. 1906 стр. 19 29.
  44. A.C. В поисках предков: происхождение человека -миф и действительность. М. Моск. раб. 1982.
  45. H.H. Спорт и эстетическая деятельность. Кишинёв. Штиинца 1982.
  46. P.M. Человек и общество в немецком экзистенционализме. -М. 1974.
  47. М. Моя жизнь. М. Наука 1969 стр. 612.
  48. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. М. Искусство 1965 стр. 323.
  49. .Г. Таджики: древнейшая, древняя и средневековая история. Том 1. Душанбе: «Ирфон». 1989. Горнцев М. А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. — М. МГУ 1987.
  50. Гегель Сочинения. В 14 том. -М. Л. 1929 — 1959.
  51. Гегель Философская пропедевтика// Работы разных лет. В 2 т. т.2. М. Мысль 1973.
  52. Гегель Энциклопедия философских наук. В Зт. М. 1974 — 1977.
  53. К.А. Об уме// Сочинения. В 2 т. т.1 М. 1973. стр. 245−331.
  54. Геродот История. В 9 кн. Ленинград. Наука 1972 стр. 600.
  55. Гессе Сиддхардха. День. М. 1990 стр. 175.
  56. Г. Е. Рождение нового человека. М. Полит, литер.1982.
  57. .Т. Философская антропология, — М. Мысль. 1882.
  58. .Т. Философия о сущности человека. М. Полит изд. 1973.
  59. .Т. Человек его положение и призвание в современном мире.- М. Мысль 1986.
  60. .Т. Философская антропология новейшие течения и проблемы философии в ФРГ. — М. Мысль. 1978.
  61. Г Гримак Резервы человеческой психики. М. Полит, литер.1987.
  62. Л.П. Общение с собой. Начало психологии активности. -М. Политиздат. 1991.
  63. A.B. «К вечному миру» И. Кант. -М.1989.
  64. П.С. Куда идёшь человек?- М. «Знание» 1991.
  65. П.С. Человек будущего. Мифы и реальности.- М. Молодая Гвардия. 1979.
  66. П.С. Человек (учебное пособие). М. «Дом дрофа"1995.
  67. П.С. Это человек (онтология). М. Высшая школа.1995.
  68. О. Миссия: Кастанеда вопреки Костанеда. С.П. «Невский проспект». 2005.
  69. М. Проблемы систематизации обрядов ислама// Вестник культуры № 9 2003 стр. 26−43.
  70. В.В. О понятие человека в современной философии и психологии // Человек в системе наук. М. Наука 1989 стр. 21 — 30.
  71. М. Натурфилософия Ибн Сины.- Душанбе: «Дониш», 1985.
  72. Г. Г. В защиту человеческой индивидуальности// Вопросы философии 1990 № 3 стр. 31 45.
  73. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. 2 издание. М. Мысль. 1986 стр. 571.
  74. М.А. Миры внутри нас? М. «Знание» 1990.
  75. X. Философия Крестинского бунта. Душанбе, 1987-Он же. Община и общинное сознание. — Душанбе, 2007.
  76. И.А. Самовоспитание личности. М. «Полит, литер».1984.
  77. Донини А. Люди, идолы и боги. М. «Полит, литер.». 1962.
  78. Н.П. «Что такой человек». М. Мысль 1983.
  79. Г. А. Теория физической культуры: систематика. Элементы физической культуры. Л. Время 1927.
  80. В.В. Мифы о мироздании. М. 1986.
  81. Е.Е. Философия. М. Высшая школа 2000 стр. 272.
  82. A.A. Три свободы Николая Бердяева. М. «Знания"1991.
  83. П.П. Первобытное общество. Киев 1953.
  84. Л.В. Человеческая телесность: философский анализ. -Ростов на Дону изд. Ростовского унв. 1988. стр. 128.
  85. Е.Ю. Очерки по истории физической культуры в СССР (1861 1917).- М. — Л. Ф и С 1940 стр. 184.
  86. X. Мировоззрение Бахоуддина Валада. — Душанбе, 1991
  87. В. За окраиной мира, бытия и сознания. Воронеж НПО Молекс.1995.
  88. Г. П. Человек изучает человека. Киев «Наука» думка.1988.
  89. Ю.М. Человек и его душа. Жизнь в физическом и астральном мирах.- М. ММПШ 1991.
  90. В.В. Культурная антропология и история культуры// Одиссей:
  91. A.A. В поисках счастья. М. Мысль 1989.
  92. Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма. М. Высшая школа 1979.
  93. Идрис Шах Суфии. М. Локид, миф 1999. ,
  94. Ислам: Энциклопедический словарь.- М. Наука 1991. стр. 315.
  95. С. Религия мира. М. 1993.
  96. История и общества: проблемы развития человека. М. ИФАН СССР 1988. стр. 168.
  97. .П. Отношения между физическою и нравственною природою человека. В 2 т. т.1 Спб. 1865 стр. 276.
  98. ЮЗ.Кадиров К. Педагогические и дидактические идеи суфизма: социальные и идейные истоки формирования и развития (Дис. док. пед. наук).- Душанбе. 2002.
  99. К. Педагогика и дидактика суфизма. -Душанбе: «Маориф». 2000.
  100. К. Суфийско нравственные поучения Дж. Руми. -Душанбе. «Маориф». 2000.
  101. В.П., Спирин Е. А. Социоприродный феномен человека: многообразие измерений и свойств // Психологический журнал. Том 10 № 5 1988 стр. 5 13.
  102. В.П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека: проблемы комплексного изучения. Новосибирск. Наука. 1991.
  103. И. Антропология с прагматической точки зрения // Кант И. Сочинение. В 6 том. Том 6. М. 1966 стр. 349 — 583.
  104. И. Собрание сочинение. В 6 том. Том 4. М. 1965.
  105. Карл дю Прель Философия мистики или двойственность человеческого существа. М. 1995. Из. Refl — boox.
  106. T.B. Прогресс общества и проблемы целостного биосоциального развития современного человека. М. Медицина. 1978.
  107. Т.В. Социальная и биологическая обусловленность изменений в физическом развитии человека. Ленинград. Медицина 1979.
  108. Н.С. Идея совершенства человека в этике аль -Газали. //Философия зарубежного Востока о социальной сущности человека. М., 1986.
  109. A.B., Николаев В. Ю. «Кто мы?». Ленинград. 1991.
  110. А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1989.
  111. Н.И. Социально историческая антропология.- М. Ключ-С 1999.
  112. И. Георгий гурджиев и тайна «четвертого пути». Спб. Невский Проспект. М. 2004.
  113. Кон И.С. В поисках себя. М. Политизд. 1984.
  114. Кон И. С. Открытие «Я». М. Политизд. 1978.
  115. Кон И. С. Социология личности. М. Политизд. 1967.
  116. Ф.В. Проблема человека в современной философии. М. 1969.
  117. Констебл Джордж. Неандертальцы.- М. Мир. 1978.
  118. П.П. Современная философская антропология. М.1967.
  119. Е. Человек и его тело в свете Ветхого и Нового завета // Философские науки. № 2, 1992 стр. 42−61.
  120. А.Н. Буддизм. М. Политизд. 1970.
  121. B.JI. Онтология человеческой телесности. Ижевск1994.
  122. И.А. История религии. М. Мысль 1976.
  123. А.К. Педагогическое наследие ал Фараби. Алма-ата: «Мектеп». 1989.
  124. Кун. JL Всеобщая история физической культуры и спорта. -М.Радуга. 1983.
  125. Е. Мы на земле недолго // Коме. прав. 11 ноябрь1989.
  126. С.Н. Диагностика кармы. Кн. вторая. Чистая карма. Спб. Академия парапсихологии. -М. 1995.
  127. И.Э. Шестой день творения. М. Полит, лит. 1989.
  128. В.Е. Поиски предков Адама (Беседы о мире и человеке). М. Полит, изд. 1978. и' I/
  129. В.Е. Сад Эдема. М. Полит, изд. 1989.
  130. С .Я. Человек и социо-культурная среда: научно -аналитический обзор. М. ИНИОН. 1989.
  131. А.Н. Человек и культура// Проблемы развития психики. М. Из. МГУ 1972 стр. 401 — 426.
  132. Ю.В. Все единства: Крита йога. — Петрозаводск. Свят. Остров. 1993.
  133. Ю.П., Сахно A.B. Здоровье человека социальная ценность. — М. Мысль 1961.
  134. А.Ф. Античный космос и современная наука. М. 1927.
  135. А.Е. Истоки Дао: древнекитайская философия. М. ИНСАН 1992 стр. 160
  136. A.B. Воспитание нового человека. Стенограмма лекции.-М. 1928.
  137. К.Н. Проблема человека и философская антропология. Историко-философское исследование. Вып. 2. Свердловск. 1985.
  138. Лоу Б. Красота спорта. М. Радуга 1984.
  139. Лук А. Н. Эмоции и личность. М. Знание 1982.
  140. П.П. Формирование человека как личность: социально -философский аспект. Ленинград. ЛГУ. 1984.
  141. М.К. Проблема человека в философии \ О человеческом в человеке. М. ИПЛ 1991.
  142. .В. Философский антропология. Спб. Лань 1997.
  143. Л.П. Введение в теорию физической культуры.- М. Ф и С 1983.
  144. A.A. Мистерия Дао. М. Сфера 1996. Матюшин Г. Н. У истоков человечества. — М. Мысль 1982.
  145. М.И. Духовная сила Корана // Народное образование.1999.
  146. В. О человеческой культуре: эскиз социологии. М. Из. Автора 1909.
  147. И.И. Этюды о природы человека. Из. Акад. Книга1961.
  148. Мери Бойс. Зороастрийцы: верования и обычаи. М. Наука1987.
  149. Д.С. Система логики. М. 1914.
  150. Ф.Т. Загадка человеческого Я. М. Полит, изд. 1984.156. «Модели человека» в современной зарубежной социологии.- М. ИНИОН А.Н. СССР 1985.
  151. Э. Встреча с мастером (от кого мы произошли?) -М. «Олма пресс» Спб. Из. Нева 2003.
  152. М. Опыты. В 3 кн. М. Наука 1979.
  153. . Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. М. Восточ. литер. 1996.
  154. М. Введение в антропологию. Душанбе, 1999
  155. А. Идеология накшбандизма. Дониш 1991.
  156. А.Г. Человек как предмет философского познания.- М. Мысль 1972.
  157. М.Ф. Предки человека. М. 1950.
  158. Низом ал Мулк. Сиёсат — наме. Пер. Заходера — М. Л. Из. АН СССР 1949.
  159. Ф. «Так говорил Заратуштра». ACT «Фолио».- М. 2004.
  160. Ф. Сочинения. В 2 томах. М. 1990.
  161. Нурбахш Джавод Беседы о суфийском пути. Пер. с анг. Л. Тираспольский.- М. Присцельс 1998.
  162. К. Психология влечений человека. М. Прогресс1971.169.0лимов К. Ибн-Сина и суфизм // Известия АН Таджикской ССР, ООН. -№ 2, 1979.
  163. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.- М. Просвещение 1987.
  164. В. Человек, мир, мировоззрение. М. Мол. гвар. 1985.
  165. В.А. Феномен человека вчера и завтра. Ростов на Дону. Из. Фенекс 1996.
  166. Т.В. Человек в мировоззрение Востока. М. Знания1991.
  167. Г. Человек в современном мире. М. Прогресс 1985.
  168. Парцвания Чараня В. Е. Правильно — ли мы понимаем сущность человека? 4 1.- Тверь. 1996.
  169. В.А. Феноменология тела. М. Магистериум. 1995. Петров С. Земля не ангел // Путь к себе. № 3 1993.
  170. X. Ступени органического и человеке. Введение в философскую антропологию. М. Прогресс. 1988.
  171. Питирим. Митрополит Волоколамский и Юревский. Тело, душа и совесть// О человеческом в человеке. М. ИПЛ 1991.
  172. М.С. Как произошёл и развился человек. М. 1950.
  173. Р.Г. Предки и мы. М. Мысль 1966.
  174. Ю.Н. Как стать умным или загадки интеллекта. -М. Олимп ACT. 1998.
  175. Проблема человека в западной философии. М. Прогресс. 1988.
  176. Проблема человека в современной философии.- М. Наука. 1968.
  177. Равинда Кумар Кундалини для начинающих. Из. Торговый дом Гранд. М. 2002.
  178. Д. Астрология личность: представление астрономических понятий и идей в свете современной психологии и философии (пер. с англ.). М. Антарис. 1991 стр. 352.
  179. .А. Аскетизм //Сов. история энц. В 12 т. Т.1 1961 стр.
  180. В.А. Археология на «Криша мира».
  181. А., Комилов Н., Филатова П. Проблема человека в философии.- Душанбе: «Ирфон» 1979 стр. 157.
  182. М. Антропология Абу Али ибни Сины (Авиценны).-Душанбе 2005.
  183. С. Философско-эстетические идеи зороастризма. -Душанбе, 2007.
  184. М. Фалсафа аз огози таърих. -Душанбе: «Ирфон». 1990 стр. 22
  185. Э. Авероис и авероизм. Н. Собр. сочин. T. VIII.
  186. Л.Я. Основы онтропологии. М. Моек, универ. 1955.
  187. Л.Я. Проблемы онтропологенеза. М. «Высш. школа». 1977.
  188. Н. Наука и религия о происхождение человека. Томск52.
  189. В.М. Проблема целостного изучения человека // О человеке в человеке. М. НПЛ 1991 стр. 80 — 99.
  190. И.Д. Античный человек // О человеческом в человеке. М. 1991 стр. 282 298.
  191. Р. Жизнь Рамакришны, жизнь Вивекананды. М. Рипол -классик. 2002.
  192. А.Н. О синтезе человеческих знаний. О Боге, мире и человеке. М. МГУ 1997.
  193. Л.И. Психология самовоспитания. М. Просвещение1982.
  194. Н. Философская антропология Мирзо Абдулкодира Бедиля. Душанбе, 2003.
  195. М.Р. Анатомия человека. М., 1985.
  196. Сатпрем. Шри Ауробиндо или путешествие сознания. Ленинград. ЛГУ 1989 стр. 295.
  197. Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.
  198. Ю.И. На заре человеческой истории. М. Мысль, 1989.
  199. Э.Ю. Экзистенционализм и буржуазная философия XX века. М. 1974.
  200. Э.Ю. Экзистенционализм и буржуазная философия XX века. М. 1974.
  201. Социальные тенденции развития в Республики Таджикистан / Сбор стат. Душанбе, 1990
  202. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.- М. МГУ, 1989
  203. О.С. Человек: душа и тела, смерть и бессмертия. М. Прометей 1994
  204. Л.В. Внутреннее положение исламского государства в 20 50 — годах XII века. В кн. Филология и история стран зарубежной Азии и Африки. 1965.
  205. Станислав Трча. Искусство вести здоровий образ жизни. М., Медицина 1985.
  206. В.В. История физической культуры. М. Ф и С 1989
  207. М.Т. Философские аспекты суфизма. -М., Наука 1987.
  208. М.Т. Философское наследие суфизма в современном мире.- М. 1983.
  209. В.В. Самосознание личности. М. МГУ, 1983.
  210. Г. М. Проблема человека в французском экзистенционализма.- М. 1977.
  211. М.Г. Формирование личности учащихся на духовно -нравственных ценностях народа.- М. ИГОПУ 1999.
  212. М.С. Человек венец эволюции.- М. Знаний, 1990.
  213. Тейяр де Шарде Феномен человека.- М. Прогресс, 1965.
  214. Э. Первобытная культура. М. 1939.
  215. JI.M. Золотой век. М. Прогресс 1995.
  216. С.А. Религия в истории народов мира. М. Полит, лит. 1964 (1986).
  217. В.И. Сократ и мы. М. Полит, лит. 1986.
  218. А.П. Вселенная: творение и развитие. Минск, Беларусь 1987.
  219. А. Человек и мироздание: взгляд науки и религии. -М. Совр. Россия 1986.
  220. Д.И. Хрестоматия по антропологии. -Воронеж, 2003.
  221. Ю.А. Анатомия чудес. М. Прометей 1990.
  222. С.Л. Духовные основы общества. М. Республика 1992 стр. 510.
  223. И.Т. Перспективы человечества. М. Полит, лит. 1983.
  224. Хазрат Инаят Хан Суфийское послание о свободе духа. Пер. Болакина М. 1914.
  225. Хазраткулов М. Философские взгляды Садриддина Шерози.-Душанбе: «Дониш», 1985.
  226. М. Исмоилиён ва олам // Садои Шарк, № 4, 1977.
  227. Э., Браун Д. М. Первые люди. М. Мир, 1978.
  228. Д.Е. Тотемизм и его сущности происхождения. -Сталинабад, 1958
  229. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., Прогресс Академия. 1992
  230. Д. Золотой ветвь. М.: «Атеист», 1980.
  231. E.H. Антропология. М. МГУ, 1991.
  232. E.H. Очерки эволюции человека. Киев Наука Дунка 1985.
  233. Человек: образ и сущность: эзотеризм, история и современность. М. 1994 (ежегодник).1. J І щі г
  234. И.П. Этические идеи в мировоззрении Вивекананды, Б.Г.Тиллака и Ауробиндо Гхоша. М. Наука, 1986.
  235. Л.И. Духовная практика самосовершенствование человека. М. 2001 МАН ИСТ. Востоковед.
  236. Н.Г. Античный принцип в философии. Гос. Полит, изд.- М. 1948.
  237. В.В. Познай себя. М. Знания, 1989.
  238. Л.А. Русское мысль второй половины XVII начало XVIIIbb. О природе человека // Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. — М. Наука 1990
  239. Л.И. Современный ислам, человек и общества.- М. «Знания», 1991.
  240. A.A. Философско-теологические воззрения Газали.-Душанбе: «Ирфон», 2002.
  241. Шахид Муртазо Мутахари Человек и вера. Душанбе. 1995.
  242. Н.Д. Целостность как феномен бытия человека. Аксиоматика единства мужского и женского начало в человеке. -Новгород, 1995.
  243. И.С. О возможности уникальной разумной жизни во вселенной. М., 1976 (Препринт ИКА АН СССР).
  244. А. Афоризмы житейской мудрости. — Санкт-Петербург, 1914
  245. А. мир как воля и представления. Минск. 1999.1. Кн.4.
  246. ТТТри Ауробиндо Синтез йоги. Спб. АО Комплекс 1990 стр. 666.
  247. Шри Ауробиндо Часть Бога, йога и его цели. Мать. Мысли и озарения. Инст. Эволю. Ислед. «Савитри». Ленинград, 1999.
  248. Шри Ауровиндо. Йогическая садхана. Сан-Петербург. 2003
  249. A.B. Эволюционные учения.- М., Из-во: высшая щкола. 1989.
  250. В.П. Ранние стадии антропогенеза. М., 1951.
  251. К. Смысл и назначении истории .- М. Полит, изд. 1991.
  252. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- М. Полит, лит., 1975.
  253. Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Изд. Полит, лит. М., 1979.
  254. Ю. Тайна человеческой жизни (пер. с анг. Живой поток).- М. Тип. ИПО «Полигран» 1995
  255. JI.E. Человек будущего (облик, структура, форма) Из. Сов. Россия 1976.
  256. JI.E. Малоизвестное об известных телах человека. -Душанбе: «Дониш», 1988.
  257. Юнг К. Г. Проблема души современного человека. Из. Ренессанс Спб. ИВА С и Д 1991.
Заполнить форму текущей работой