Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социальная рефлексия: Структура, формы и функции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Участие в деятельности требует от людей сотрудничества, согласования, интересов, мыслей и действий на сознательной, а не стихийной основе, оно невозможно без момента рефлексии в сознании субъектов над собственным поведением, программами и результатами деятельности. В качестве существенного компонента сознания рефлексия проявляет себя как механизм осмысления накопленного опыта, а также перспектив… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Рефлексия в системе социальной деятельности
    • 1. Принцип деятельности как методологическая основа анализа социальной рефлексии
    • 2. Сущность социальной рефлексии
      • 2. 1. Идея и идеал как результат и средства развития социальной рефлексии.(
    • 3. Динамика социальной рефлексии в структуре деятельности... 67 3.1. Рефлексия в нормативно-ценностных системах
    • 4. Особенности рефлексии на уровнях общественного сознания.. 76 4.1. Идеология как рефлексия
    • 5. Свобода, справедливость и солидарность как категории рефлексии
  • Глава II. Формы общественного сознания как формы рефлексии. s
    • 1. Формы сознания как рефлектирующие системы
    • 2. Генезис социальной рефлексии. j
      • 2. 1. Древнегреческая литературная критика как рефлексия
      • 2. 2. Генезис науки как рефлексии
    • 3. Генезис философской рефлексии в становлении философских категорий
    • 4. Немецкая классическая философия как самосознание культуры Нового времени
  • Глава III. Мировоззренческие формы социальной рефлексии
    • 1. Мировоззрение как экзистенциальное убеждение
    • 2. Знание, вера и сомнение в социальном контексте
      • 2. 1. Знание как категория социальной рефлексии
      • 2. 2. Вера как категория социальной рефлексии
      • 2. 3. Взаимодействие веры и сомнения как форм рефлексии
    • 3. Взаимодействие убеждения и сомнения как форм рефлексии

Социальная рефлексия: Структура, формы и функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Радикальные изменения в обществе в конце двадцатого столетия, вызванные обострением глобальных проблем современности, крушением мировой системы социализма и образованием новых независимых государств, стимулировали тенденцию актуализации роста самосознания социальных субъектов различного уровня от отдельных личностей, групп до всего человечества.

Осознание своего положения обусловлено потребностями выработки разумной экономики, политики и идеологии социальными общностями с целью интеграции в соответствующие системы мирового сообщества. Реализация этой потребности невозможна с точки зрения одномерного представления о мире, создаваемого в сознании доминирующей оппозицией науки «истинно-ложно», которая не учитывает ценностного характера и многообразия социальных отношений, акцентируя внимание на познавательном диалоге субъекта с объектом, считая второстепенными другие формы взаимодействия субъекта с объектом и субъекта с субъектом.

Подобное сведение многообразия человеческой субъективности к познанию действительности превращает человека в рупор бездушной внече-ловеческой реальности и не способно быть принципом объяснения, понимания и руководства в системе развивающихся социальных отношений. Исследование субъективной стороны социальной деятельности включает в себя исследование рефлексии, выражающей ее сложность и специфику.

Участие в деятельности требует от людей сотрудничества, согласования, интересов, мыслей и действий на сознательной, а не стихийной основе, оно невозможно без момента рефлексии в сознании субъектов над собственным поведением, программами и результатами деятельности. В качестве существенного компонента сознания рефлексия проявляет себя как механизм осмысления накопленного опыта, а также перспектив развития при составлении планов деятельности и прогнозов изменения социальных систем. В деятельности предметы, их связи и отношения отображаются и оцениваются субъектом как существенные и несущественные, пригодные и непригодные и т. д., и обретают смысл лишь в процессе достижения намеченных целей, что требует постоянного контроля, самоотчета субъекта о программе, средствах и результатах деятельности, то есть рефлексии. В настоящее время в производстве все более значимой и определяющей становится деятельность управления и самоуправления, что предполагает осознание и удержание информации относительно всего технологического цикла. Это означает требование обучения рефлективной способности целеполагания, выходящей за пределы уже освоенных традиционных форм деятельности.

Следует отметить, что в истории философии рефлексия традиционно рассматривалась в рамках гносеологического подхода в качестве механизма осознания и контроля процесса познания. В настоящее время в связи с отмеченной тенденцией к актуализации самосознания социальных групп большую теоретическую и практическую значимость приобретают исследования механизмов саморегуляции социальных систем, рефлективных моментов духовного производства и функционирования общественного сознания.

Актуальность исследования определяется тем значением, которое приобретает самосознание общества в современных условиях, придающих ему конкретно-жизненное содержание и форму массовидного сознания при решении многих и прежде всего глобальных проблем современности. Современная культура значительно утратила долю ценностного, гуманитарного в своем содержании. Возможность экологической катастрофы, угроза войны, разгул преступности, международный терроризм и т. д. по-новому ставит вопрос о ценностных основаниях человеческого бытия, что неразрывно связано с развитием самосознания общества и новым видением его собственной природы.

Актуальность исследования также определяется потребностью в научной разработке концепции социально-философской рефлексии во взаимосвязи ее структурных составляющих. Исследование организации рефлексивного сознания, как целостного образования и закономерностей, которые определяют пути формирования и взаимодействия его уровней и компонентов, необходимо для совершенствования концепции единого социального процесса.

В современной литературе имеется множество различных пониманий и определений рефлексии, которые можно разделить по следующим трем группам:

1) психологические определения, в которых под рефлексией понимается размышление о своем психическом состоянии, критический анализ своих переживаний.1.

2) логико-гносеологические определения, которые выражают либо «исследования познавательного акта», либо «принцип человеческого мышления, направленный на осмысление собственных форм и предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания.» 2.

3)социально-философские определения, содержанием которых является либо «самосознание системы, являющееся элементом самой этой системы и фактором ее развития», либо понимаются шире — «как интеллект системы, отражающий не только саму систему, но и взаимодействующие с ней системы» .3.

Многообразие определений рефлексии обусловлено неоднородностью и многослойностью рефлексивного сознания. В современной философ.

1 Словарь русского языка. /Составитель С. И. Ожегов. М., 1972. — С. 625- Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. — С.170−171.

2 Философский энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 11,579- Философский словарь. М., 1991, — С. 389.

3 Мамардашвили М. К. Анализ сознания в работах К. Маркса //Вопр. философии. 1968, № 6. — С. 15−16- Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., 1973. — С. 15−25. ской литературе 70−80 г. г. достаточно глубоко исследован логико-гносеологический аспект рефлексии, место и функции ее, прежде всего, в естественнонаучном познании. Социально-философский же аспект специально почти не исследовался. Приводимые определения даны попутно в качестве замечаний при исследовании других проблем.

Единственным исключением является монография Т. П. Матяш «Сознание как целостность и рефлексия» (Ростов-на-Дону, 1988), в которой содержательно рассматривается различие понимания функции и доли рефлексии в сознании субъекта социальной деятельности с позиций гегелевской и марксистской философии.

При исследовании проблем рефлексии следует принять во внимание, что в европейской философии существует две альтернативные традиции исследования деятельности сознания, которые известный отечественный философ А. П. Огурцов весьма условно назвал трансценденталистской и герменевтико-экзистенциальной.1.

Обе традиции берут начало в античной философии.

Первая традиция характеризуется А. П. Огурцовым как «объектная модель интерпретации сознания и мышления, где мышление становится еще одним объектом «наряду с различными областями сущего, ставшими объектами различных наук.». В этой традиции доминирует рефлективно-гносеологическая экспликация предметно-ориентированного сознания как ориентация на постижение сущего, на достижение объективной истины, выявления не только субъективных смыслов сути бытия, но и не зависящих от человеческих представлений о должном.

Согласно герменевтико-экзистенциальной традиции строится иная модель сознания, которая рассматривает механизмы и способ существования рефлексивных процессов в контексте общения. Здесь мышление.

1 См.: Огурцов А. П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание //Проблемы рефлексии. Новосибириск., 1987. — С. 13−19.

2 Там же. С. 15. трактуется как «мышление в ситуации» или «мышление в коммуникации» — принципиально не допускается отстраненное внеситуативное истолкование сознания и мышления, акты познания рассматриваются лишь как включенные в контексты коммуникации.

Последнюю традицию А. П. Огурцов называет традицией понимания.1 На наш взгляд первая традиция, используя опыт познания природы и осознания практической деятельности, стремится решить проблему целостности природного и социального мира, исходя из какой-либо общей духовной или материальной субстанциальной основы. Вторая же традиция объявляет главной проблемой личностное бытие человека в мире, акцентируя внимание на его специфике, качественном отличии от законов природы, замыкая круг философского исследования на сущности человека, превращая его в самодостаточную «точку вселенной» .

Следует согласиться с А. П. Огурцовым в том, что в каждой традиции есть свои достижения и трудности. В первой — не решен вопрос о личностном бытии, во второй — о критерии общезначимости научных истин.2.

На наш взгляд необходимо отметить еще одно существенное различие между данными традициями, не указанное А. П. Огурцовым. Оно касается вопроса о противоположном отношении к ценностям.

В трансценденталистской традиции личностные ценности, если и признаются, то только как присущие обыденному сознанию индивидов, а задача философа — выработать разумную систему ценностных ориентаций, имеющих божественное или научное обоснование (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.).

В герменевтико-экзистенциальной традиции философия выражена в осознании человеком себя в мире через систему ценностных представлений: о существовании в мире как разумном или неразумном, справедли.

1 Там же. С 16.

2 Там же. вом или несправедливом, прекрасном или безобразном, устраевающем или неустраевающем человека (Кьеркегор, Ницше, Соловьев, Бердяев, Ясперс и др.).

Учитывая данные отношения, можно сказать, что в первой традиции определяющим является научно-познавательный, объектный подход, а во второй — субъектный, ценностный способ мышления.

Вместе с тем, на наш взгляд, неправомерно отделять обе традиции друг от друга непроходимой стеной, как это делает А. П. Огурцов, называя первую тенденцию в философии традицией рефлексии, а вторую — традицией понимания. Мы полагаем, что они обе являются формами философ-ско-рефлексивного анализа сознания, имеют «точки соприкосновения» и дополняют друг друга.

Так, ценностное сознание включает в себя элементы научного познания, мысля в оппозиции «истинно-ложно» в отношении общезначимости, интерсубъективности ценностных суждений. А трансцендентальный субъект конструирует и использует в качестве критерия проверки приемлемости эмпирических суждений надындивидуальные безличностные ценностные нормативы (мир идей, категорический императив, категория движения абсолютного духа и т. д.).

Мы полагаем, что обе традиции философствования по своему интерпретируют отношение «человек-мир», являясь двумя различными способами мышления о мире и человеке. Современная эпоха настоятельно требует не противоборства, а тесного сотрудничества обеих традиций, соединения научного и ценностного подходов в осмыслении и разрешении встающих перед обществом проблем. Прежде всего это необходимо для осмысления таких проблем социальной философии как «смысл истории», «пути развития общества», «цена прогресса» и др.

В философии 20 века имеются попытки объединения обоих способов и традиций в единой концепции. Помимо марксистско-ленинской попытки интеграции данных подходов в осмыслении социальной реальности, представляются интересными незаконченные философские построения Ж.-П. Сартра. Экзистенциалист Сартр понимает человека как проект направленный в будущее, как-то, каким он себя делает.1 Вместе с тем, как показывает известный отечественный исследователь творчества Сартра М. А. Киссель, Сартр в своей поздней работе «Критика диалектического разума» (1960г.) стремится представить деятельность «социального универсума» через нахождение «элементарной клеточки» социального бытия, допускающей имманентное развитие, каковой он полагает индивидуальную практику. Позицию Сартра разделяет и сам М. А. Киссель, который также считает, что индивидуальная практика является источником «спонтанного творчества и социального единства», что она и создаёт ту или иную социальную целостность и она же её разрушает.

В последнее время попытку синтеза ценностного и научного мышления в социальной философии предпринял один из новейших современных авторов К. Х. Момджян. В своей концепции он вслед за М. Вебером и Т. Парсонсом полагает деятельность субстанцией, способом существования социальной действительности, принимает в качестве «элементарных клеток» субстанции социальные действия, которые в жизни общества складываются «в сложную систему взаимодействия (курсив автора), интеракций между людьми, координирующих совместные проявления активности.» Можно согласиться с автором, что необходимым условием существования общества и индивидов является кооперация и координация их взаимных усилий, что без их взаимодействия и взаимовлияния невозможно никакое социокультурное явление. Разделяя данную точку зрения, мы используем её в качестве одного из методологических оснований иссле.

1 См.: Ж.-П.Сартр. Экзистенциализм — это гуманизм //Сумерки богов. М., 1990. -С.323.

2 См.: Киссель М. А. Дороги свободы Ж-П Сартра. //Вопросы философии.-1994, № 11. -С.180.

3 Момджян К. Х.

Введение

в социальную философию. М., 1997. — С.226. дования феномена социальной рефлексии как составной части механизма интеграции деятельности в целостное коллективное действие.

При анализе содержания понятия рефлексии мы отличаем его от понятия самосознания, полагая, что не всякое осознание личностью содержания собственного сознания является рефлексией. Мы согласны с мнением Т. П. Матяш, что самосознание, в отличие от рефлексии, есть порождение единства «Я» в его индивидуально-личностном контексте, оно не разворачивается в форму понятия и «поэтому оно арефлексивно». Рефлексия появляется лишь тогда, когда индивид стремится обосновать свои мысли, придать им общезначимость, вывести на уровень теоретического мышления, когда содержание его мышления выносится за пределы личностного «Я» и становится объективированным знанием. Как справедливо полагает Т. П. Матяш, субъект рефлексии «конституируется на основе предметного категориально оформленного содержания», он «не имеет иного содержания, кроме предметно-логического» .1.

Мы полагаем, что таким содержанием может быть не только рефлексия над процессом познания объективного мира его результатами, но и рефлексия над всеми другими видами человеческой жизнедеятельности, включая формы межличностного общения, социальные эмоции и чувства, ставшие выражением общественных отношений. Данное понимание содержания понятия рефлексии также служит методологическим основанием нашего исследования.

В недавно вышедшем сборнике статей известных отечественных философов Лекторского В. А., Швырева B.C., Розова М. А. и др. «Идеал, утопия и критическая рефлексия» (М., 1996) проблемы социальной рефлексии обсуждаются в контексте понятий культуры, гуманизма, различения реалистических и утопических идеалов и проектов переустройства общества. Авторы сборника едины в признании того, что в диалоге ценност.

1 Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону. 1988. — С. 101. ных и культурных систем рефлексия каждой является незаменимым инструментом осознания взаимоизменения субъектов в поиске основы согласования интересов с целью избежания и урегулирования конфликтов.1 В данном диалоге необходимым условием его конструктивного успешного разрешения, является «умение рефлектировать над собственными предпосылками и умение понять точку зрения оппонента» .2.

В данном сборнике, к сожалению, нет рассмотрения социальной рефлексии как самостоятельного феномена сознания, ее сущности, особенностей и структуры. В этом отношении особое место в сборнике занимает статья М. А. Розова «Рефлектирующие системы, ценности и цели», в которой рефлексия исследуется в контексте деятельности. Отмечается роль рефлексии не только как процедуры описания деятельности, но и ее конструирующая роль в механизме социальных эстафет при порождении различных вариантов деятельности. Заслугой автора является открытие явления рефлексивной симметрии, которое означает преобразование одного акта деятельности в другой в результате изменения рефлексивной позиции субъекта.3 Рассматривается роль рефлексии при решении этических проблем.

В литературе при анализе рефлексивного сознания количество публикаций, посвященных проблеме социальной рефлексии весьма невелико, да и они содержат традиционный анализ рефлексии в качестве знания без должного внимания к ценностному моменту. Как правило, принимаются во внимание только отдельные, концептуально не объединенные составные этого сознания: его логико-гносеологическое содержаниезнание, его отдельные функции и проявления. Не отражена специфика социальной рефлексии в целом, ее существенные отличия от рефлексии в познании.

1 См.: Лекторский В. А. Гуманизм как идеал и как реальность //Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996.

2 См.: Швырев B.C. Знание и мироотношение //Там же. — С.84.

3 Розов М. А. Рефлектирующие системы, ценности и цели//Идеал, утопия и критическая рефлексия. — С.219−221.

Принимая во внимание эти отличия, следует отметить, что в социально-философском аспекте рефлексия представляет собой особый способ восприятия действия межличностных социокультурных механизмов, существованием которых обусловлено само функционирование мышления и сознания, поэтому анализ социальных систем без присущей им рефлексии является упрощенным, а, порой, и заведомо ложным.

Однако, наряду с заинтересованностью в решении коренных проблем самоорганизации общества, существует серьезный дефицит в понимании тех реальных факторов (прежде всего социальных условий), которые являются достаточными для полноценного развития общества и определения роли рефлексии в этом процессе. Сегодня становится все очевидней, что даже самые солидные теории общественного развития не являются гарантией их превращения в работоспособный прогрессивный элемент общественного сознания. Так, в странах социализма в XX веке марксистская теория использовалась для формирования иллюзорного сознания, приобретая функцию апологетики всего существующего. Возникает проблема, каковы должны быть социальные условия, какой теорией должно руководствоваться общество, чтобы нормально развиваться по пути мира и прогресса? В связи с этим актуальной является теоретическая и методологическая задача осознания общественного сознания как процесса, создаваемого целостным движением социума.

Положение, существующее в исследовании рефлексии как части сознания можно охарактеризовать как ситуацию непроясненности его содержания как целостного образования, обладающего собственной структурой и функциями. Отсутствует концепция этого сознания. На наш взгляд данная ситуация обусловлена игнорированием детерминированности рефлексивного сознания системой общественных отношений, сведением его к результату — знанию, к социологии познания без учета его ценностно-процессуального характера.

В связи с этим в диссертации формулируется основная цель исследования: выявить сущность, структуру и функции социальной рефлексии как целостного феномена её роль и место в системе социальной деятельности и духовной культурыпоказать генезис философского сознания в ранней античности, внешнерефлективную функцию философии как самосознания духовной культуры эпохиразработать классификацию типов, форм и видов рефлексии в качестве методологического инструмента сознания в теоретической и практической деятельности.

Эта цель конкретизируется в постановке и решении следующих задач:

1 .Исследование сложной организации социально-рефлексивного сознания, его несводимости к знанию, к роли в познании.

2.Дать классификацию основных форм, типов и видов социальной рефлексии по различным критериямпоказать их взаимосвязь.

3.Выявить существенные особенности деятельности социальной рефлексии в обыденном массовом и специализированном Идеологическом сознании.

4. Исследовать рефлексивную сущность форм общественного сознания как важнейших составляющих деятельности социальных институтовпоказать генезис некоторых из них: мифологического, научного и философского сознания.

5.Выяснить сущность и содержание, показать механизм взаимодействия веры, знания, убеждения и сомнения как мировоззренческих форм социальной рефлексии.

6.Показать основные функции социальной рефлексии в духовной жизни общества.

Указанные задачи решаются на основе методологии системного подхода и теории деятельности. При этом сама социальная рефлексия рассматривается в качестве идеальной деятельности, являющейся существенным компонентом духовного производства.

В работе развивается положение методологического характера, согласно которому определенные общественные отношения и формы общественного сознания соответствуют друг другу.

В результате предпринятого исследования на защиту выносятся следующие положения, обладающие научной значимостью и новизной:

1. Социальная рефлексия представляет собой способ осознания действия межличностных (в том числе межгрупповых) социокультурных механизмов любой целесообразной деятельности. В отличие от познавательной, ей присуще доминирование аксиологического аспекта над гносеологическим, которое выражается в осознании мотивов и целей субъектами социальной деятельности.

2.Типы, формы и виды социальной рефлексии обусловлены сложной структурой сознания и систематизированы по следующим критериям: а/ по характеру отношения к содержанию рефлексируемого сознания: дескриптивная, описывающая содержание сознания, и прескриптивная, имеющая императивный характер долженствования, задающая определенные нормативные целиб/ в зависимости от ее направленности на анализ собственного содержания социальной системы или на определение содержания и характера отношений с другими системами определяются внутренняя и внешняя формы (уровни) рефлексии. При этом выделяется особая роль философии среди других форм общественного сознания как формы сознания, выполняющей внешнюю рефлективную функцию по отношению к духовной культуре в целом и отдельным формам сознания в частностив/ по направленности на оценку прошлого (рефлексия понимания) или на идеальное построение будущего состояния системы (рефлексия проектирования) — г/ по предмету анализа компонентов структуры деятельности на: функциональный, системный и процессуальный виды рефлексиид/ по ступеням восхождения от общественного бессознательного к более высоким рангам рефлексии, возникающим в обыденном и теоретическом сознании.

3.Рефлексия как компонент общественного сознания присутствует на всех стадиях формирования и функционирования социального института в трёх взаимосвязанных аспектах в качестве: а) способа осмысления прошлого и проектирования будущего состоянияб) момента социальной организации системыв) способа и средства оценки и выработки программ деятельности и отношений с другими системами.

4. Социально-рефлективная деятельность сознания выполняет три главные функции: а/ смыслообразования при порождении новых смыслов, производимой проективным типом рефлексии, связанным с построением планов, прогнозов и программ в процессе формирования и осуществления целейб/ смыслоусвоения, осуществляемая благодаря рефлексии понимания, служащая способом оценки и описания смыслового построения и содержания концептуальных схем, выражающих программы (или их фрагменты) уже свершившейся деятельностив) координации деятельности субъектов на основе единого способа осмысления содержания институциональных норм, общности и различия целей в кооперации деятельности.

5. Стремление к гармоничному сочетанию форм и функций социальной рефлексии в сознании совокупного субъекта характеризует её универсальное возрастающее значение в реализации закона возрастании роли культуры в жизни общества.

6.Положение о необходимости сочетания в генезисе античной философии трех взаимосвязанных факторов: а) развитой мифологии, б) зачатков наук, правового, этического и эстетического сознанияв) демократического общественного устройства, создающего интеллектуальную атмосферу свободного обсуждения любых вопросов мироздания и жизни общества.

7. Главным признаком, отличающим действие рефлексии в обыденном и идеологическом сознании, выступает здравый смысл, который, являясь интегратором социального опыта, противостоит влиянию недостаточно обоснованных научных, религиозных и философских концепций. Идеологическое же сознание рефлективно целиком и является результатом специализированной деятельности идеологов, теоретически выражающих самосознание определенных социальных общностей, рассчитанное на усвоение социальными общностями благодаря рефлексии знания, веры и убеждения.

8. Определены ценностные характеристики знания, веры, убеждения и сомнения как форм социальной рефлексии, отличающие их от функционирования в познаниипри этом объективная обоснованность образа знания определяется его соответствием общезначимым нормам и ценностям. Вера означает принятие концепции на основе доверия к источнику информации или благодаря субъективным критериям оценки. Убеждение включает веру или знание в свою структуру в качестве компонентов, характеризующих логический статус концепций, принимаемых в качестве цели или плана деятельности согласно нормативно-ценностным установкам субъекта. Сущность сомнения состоит в размышлении над различными (часто противоположными) концепциями в процессе поиска ценностно-нормативного смысла программ деятельности, детерминированных иерархией убеждений субъекта.

Теоретическая и практическая значимость проведенного диссертационного исследования изложена в автореферате.

Заключение

.

По завершении исследования можно подвести краткое резюме.

При выяснении сущности и структуры социальной рефлексии с позиций системно-деятельностного подхода исследование продвигалось от интуитивно ясного ее понимания как самосознания социальных общностей к раскрытию ее концептуальной сущности, особенностей и функций, отличающей ее от рефлексии в познании. По различным основаниям и критериям были выявлены и охарактеризованы формы, типы и виды со*-" 1 ww 1 циальнои рефлексии: ее внутренний и внешнии уровни, проективная рефлексия и рефлексия понимания, творческая и нетворческая рефлексия и др.

Показаны существенные особенности и различие функционирования рефлексии в обыденном и идеологическом сознании на разных уровнях иерархии социального субъекта. Рассмотрена рефлективная деятельность сознания на этапах становления и развития социальных институтов во взаимодействии мировоззренческих форм рефлексии с ее другими формами. Показана ценностная рефлективная сущность таких известных в истории философии категорий как свобода, равенство и солидарность.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема сложна и многоаспектна, и естественно, что в нашем исследовании не могли быть освещены все вопросы, связанные с выяснением структуры форм и функций социальной рефлексии, спецификой ее философского анализа, ролью, которую она, особенно в современных условиях, играет в жизни общества.

Заслуживают дальнейшего исследования проблемы детерминации социальной рефлексии, связи последней с философскими и социологическими категориями, выяснения ее роли и функций в управлении общественными процессами, социальным регулированием и прогнозированием.

Предполагается, что данная работа в какой-то мере восполнит имеющиеся в современной обществоведческой литературе пробелы в изучении феномена социальной рефлексии. Возможно затронутые в работе проблемы, вопросы, обосновываемые тезисы могут послужить определенным стимулом дальнейших исследований недостаточно разработанных и актуальных в настоящее время проблем социально-философской рефлексии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Классики древней и современной философии, и о них.
  2. Августин, Аврелий. Исповедь. Пер. с латин. М., 1992. 541 с.
  3. Аристотель. Сочинения в 4 т. М. 1976−1984.
  4. Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., 1988.-699 с.
  5. П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М. 1990. 127 с.
  6. Гегель. Сочинения, т.4.: Система наук. ч. 1. Феноменология духа. Соч., t. IV, М., 1959.-440 с.
  7. Гегель Г. В.Ф., Соч., т.ГХ. Лекции по истории философии. Книга первая. Л., 1932.-313 с.
  8. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. М. 1970−1972.
  9. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. М. 1977.
  10. Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: в 2-х т. М. 1975−1977.
  11. А.В. Шеллинг. М. 1982. 314 с.
  12. И. Критика способности суждения //Собр. соч. в 8 т., т.5, М., 1994.-413 с.
  13. И. Сочинения. В 6 т. Вступит, статьи Т. И. Ойзермана, А. В. Гулыги, В. Ф. Асмуса. М. 1963−1966.
  14. Кант и катианцы. М. 1978. 359 с.
  15. С. Страх и трепет. М., 1993. 346 с.
  16. Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. философ, произв в 2-х т., т.1, М., 1960.-734 с.
  17. К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд. т.23.- 907 с.
  18. Мир философии. Книга для чтения. В 2 ч. М., 1991.
  19. М.Ф. Гегель. М. 1971. -223 с.
  20. И.С. Кант. М. 1976. 207 с.
  21. Платон. Собрание сочинений в 4 т. т.2. М., 1993. 528 с.
  22. К. Открытое общество и его враги. В 2 т. Пер. с англ. Под ред. В. Н. Садовского. М. 1992.
  23. Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. т.4. От романтизма до наших дней. С-Пб., 1997. 880 с.
  24. Г. Границы естественно-научного образования понятий. Пер с нем. С-Пб., 1997. 532 с.
  25. .П. Экзистенциализм это гуманизм. //Сумерки богов. Перевод. М., 1990.-С.319−344.
  26. К. История новой философии, т.8. Гегель. Первый полутом. М.-Л., 1933.-611 с.
  27. И.Г. Избранные сочинения, т. 1. Вступит, статья Б.В. Яко-венко. М. 1916. 523 с.
  28. Фрагменты древних философов. Часть 1, М., 1989. 575 с.
  29. Э. Бегство от свободы. М. 1989. 251 с.
  30. П.А. Столп и утверждение истины, т.1 М., 1990. 387 с.
  31. Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения в 2 т. М. 1987., т.1. 639 с.
  32. М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
  33. К. Смысл и назначение истории. М., 1994. 527 с.
  34. К. Общая психопатология. Пер. с нем. М., 1997. — 1056 с.
  35. Монографии, книги, учебные пособия.
  36. М.А. Догмы и поиск. М., 1994. 208 с.
  37. Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988. 286 с.
  38. Е.А. Рациональность и сознание. Минск, 1991. 93 с.
  39. И.Ю. Человеческое знание, его компьютерный образ. М., 1993.-215 с.
  40. В.А. Социальный страх. Свердловск, 1991.-168 с.
  41. А.Н. Саморегуляция и деятельность, сознание. С-Пб., 1992. -150 с.
  42. А.В. Античная культура. М., 1995. 448 с.
  43. В.А. Наука как саморегулирующая система. Казань, 1991.181с.
  44. B.C. Социальная философия, 4.1, М, 1993. 323 с.
  45. Г. С. Введение в диалектику творчества. С-Пб, 1997. 463 с.
  46. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 318 с.
  47. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.-322 с.
  48. B.C. Мышление как творчество. М., 1975. 399 с.
  49. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. 412с.
  50. А.С. Античная философия. М., 1985, — 367 с.
  51. В.Н. Краткий очерк истории классической европейской философии. Самара, 1996. 95 с.
  52. В.Н. Марксизм как наука и утопия. Пособие по спецкурсу. Самара. 1996.-78 с.
  53. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1996.-387 с.
  54. Н. К. Практика мышление — знание. М., 1978. — 112с.
  55. Вебер Макс. Избранные произведения. М., 1990. 698 с.
  56. Ю. П. Сущность и структура знания. Рига, 1972. 78 с.
  57. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. -221 с.
  58. Верч, Джеймс В. Голоса разума. М., 1996. 175 с.
  59. Л.С. Мышление и речь. М., 1996. 424 с.
  60. В.И. Социология религии: Учеб. пособие. М., 996. -239 с.
  61. Г. А. Вероятное и достоверное знание. Ереван, 1965. 203 с.
  62. О. Поводы и намеки. М., 1993. 130 с.
  63. О. И. Упражнения в сути дела. М., 1993. 277 с.
  64. Ю.Ф. Континуальность социальной жизни. С-Пб, 1993.197 с.
  65. Ф.И. Ускользающее бытие. М., 1994. 218 с.
  66. С. С. Пукшаиский Б .Я. Обыденное мировоззрение. С-Пб., 1994.-86 с.
  67. Гомер. Илиада, II, 485, пер. Гнедича, М., 1984. 432 с.
  68. А. Избр. произв. В 3 т. Т.З.М., 1959. 565 с.
  69. А.Н. Философский анализ проблемы бессознательного. Саратов, 1985 г. 176 с.
  70. О.А., Кочерин А. Н. Античная философия. Мифология в зеркале философии. М.: МГУ, 1993. 240с.
  71. Т.Я. Ретрофизика в зеркале философской рефлексии. М., 1997.-334 с.
  72. .С. Социальная культурология. М. 1996. 256 с.
  73. В.А. Мнение в системе человеческого познания, (курс лекций). Л, 1973.- 188 с.
  74. А.И. Культурный переворот в древней Греции YIII -Y вв.до н.э. Л., 1985.-208 с.
  75. А.Г. Социология конфликта. М., 1996. 317 с.
  76. В.Г. Физика и мировоззрение. Л., 1975. 118.
  77. А.А. Введение в философию истории. М., 1997. 287 с.
  78. Идеал, утопия и критическая рефлексия.// Сб. ст. под ред. В. А. Лекторского. М., 1996. 302 с.
  79. Л.Г. Социология культуры. М. 1996. 278 с.
  80. М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. -М, 1974.-328 с.
  81. М.С. Мир общения. М., 1988. 315 с.
  82. М.С. Философская теория ценности. С-Пб., 1997. 204 с.
  83. М.С. Системный подход в гуманитарное знание. Л., 1991. -383 с.
  84. М.С. Философия культуры. С-Пб., 1996. 414 с.
  85. Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. М., 1988. -64 с.
  86. В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX—XX вв..в. М. 1996. 123 с.
  87. Н.Г. Философия, круг ее проблем и роль в обществе (учеб пособие). Саратов, 1991.- 45 с.
  88. Коммуникации в культуре. Матер, науч. теор. семинара 14−16 марта1996 года. Петрозаводск, 1996. 126 с.
  89. В.А. Человек в мире культуры. Самара-1996. 99 с.
  90. П. В. Гносеологические и логические основы науки. М., С.34- Коршунов A.M., Шаповалов В. Ф. Творчество и отражение в историческом познании. М., 1984. 191 с.
  91. А. М. Отражение, деятельность, познание. М., 1979. -216 с.
  92. И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989, — 188 с.
  93. С.Э. Социальная философия . Волгоград, 1995. -351 с.
  94. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. Ст.: здравый смысл. С. 164.
  95. В. Нигилизм и идеалы. Пер с нем. М., 1994. 253 с.
  96. В.А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. 360 с.
  97. М.С. Бессознательные основы человеческого мышления. Омск, 1996.-108 с.
  98. В.А. Конфликтующие структуры. М., 1973. 159 с.
  99. .И. Практическая природа истины. Л., 1988. 151 с.
  100. А.Ф. Философия имени. М., 1990. 259 с.
  101. А.Ф. Мифология греков и римлян. М., 1996. 975 с.
  102. А.Ф. Страсть к диалектике. М., 1990. — 318с.
  103. А.Ф. Античная философия истории. М. 1977. 207 с.
  104. А.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. -583с.
  105. А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.-204 с.
  106. Лой А. Н. Сознание как предмет теории познания. Киев, 1988. -246с.
  107. Я.В. Современное массовое сознание: динамика и тенденции развития. Киев, 1993. — 139 с.
  108. М.К. Необходимость себя: Введение в философию. 1996.-430 с.
  109. М.К. Кантианские вариации. М. 1997. 309 с.
  110. М.К. Как я понимаю философию. М., 1992. 365 с.
  111. .В. Философская антропология. С-Пб, 1997. 384 с.
  112. Мировоззренческая культура личности // Отв. Ред. В. П. Иванов. Киев, 1986.-292 с.
  113. Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону, 1988. 178 с.
  114. А. История религии. В 7 т. Т.4. М., 1992. 271 с.
  115. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М. 1990. 198 с.
  116. Модернизация в России и конфликт ценностей. Под. ред. Ахиезер А. С. М., 1994.-248 с.
  117. Мозг и разум. //Сб. ст. под ред. Д. И. Дубровского. М., 1994. 173 с.
  118. Н.Н. Алгоритмы развития. М., 1987. 304 с.
  119. К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. М., 1997.-448 с.
  120. В.В. Вероятностная модель языка. М. 1979. 303 с.
  121. В.В. В поисках иных смыслов. М. 1993. 260 с.
  122. В.В., Драгалина Ж. А. Реальность нереального. М., 1995. -431с.
  123. П.Г. Теогносеология. Миропостижение в рамках науки и веры. Новосибирск, 1994. 150 с.
  124. Л.Г. Философия регионализма. Новосибирск, Новосибирский госун-т. 1997. 5 с.
  125. Ю.А. Генезис и сущность понимания. Саратов, 1990. -165с.
  126. Г. С. Выход из транса. С-Пб., 1995. 507 с- Марков Б. В. Разум и сердце. С-Пб, 1993. — 229 с.
  127. А.С. Философия политики. М., 1996.- 422 с.
  128. В.П. Убежденность: филосфско-социологический аспект. Киев. 1991.-207 с.
  129. В.Д. Социальные нормы: Философские основания общей теории. М., 1985.-253 с.
  130. .Я. Обыденное знание: Опыт философского осмысления. -Л., 1987. 72 с.
  131. Л.М. Идеал как отражение бытия и образ будущего. Саратов, 1987. 146с.
  132. С.П. и др. Цель как криптограмма. М., 1996. 226с.
  133. Рикёр Поль. Конфликт интерпретаций. 1995. 411 с.
  134. Статьи и материалы научной конференции.
  135. ММ. К философии поступка. //Философия и социология науки и техники. Ежегодник, 1984 1985. М., 1986. — С.24−31.
  136. А. Здравый смысл и классическое образование. //Вопросы философии, 1990, № 1. G. 161−170.
  137. Бестужев-Лада. Ретроальтернавистика в философии истории. //Вопросы философии. 1997, № 8. С. 112−122.
  138. Л.В. Категория веры в религии и научно-материалистическом мировоззрении. //Вопросы атеизма: № П. Киев, 1981. С.91−99.
  139. В.Н. Рефлексия в науке: гносеологическая природа, формы, функции. //Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983.-С.7−13.
  140. В.Н. Определение знания и системе эпистемических категорий. //Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев, 1980.-С.6−48.
  141. В.Н. О специфике методологического анализа научного познания В сб.: Методологические проблемы развития науки и культуры. Куйбышев, 1976.
  142. В.Н. Рефлексия в науке: гносеологическая природа, формы, функции. В сб. Проблемы рефлексии в научном познании.
  143. В.Н., Суркова Н. В. Философия и рефлексия. //Проблема диалектики научного познания. Куйбышев. 1986. С.5−14.
  144. Ю.Г. Идеология в социально-политической жизни.
  145. Политическая социология. М., 1998. С.69−87.
  146. К.С. Политическая философия: формирование и сущность.
  147. Вопросы философии. 1995, № 7. С. 3−27.
  148. С.С., Тульчинский Г. Л. Нормативно-ценностный подход к проблеме понимания. В кн.: Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982.
  149. О.И. Методологическая организация системной деятельности. //Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология).М., Стройиздат, 1975.
  150. Г. А. Рефлексия как фактор развития. //Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987, 54 60 с.
  151. Г. В. Управление как система деятельности: методологический аспект. //Философия и общество. 1998, № 4 С. 150−167.
  152. В. И. О вере и верных знаниях. //Философ науки, 1975, № 1. С.150−152.
  153. В.В. Значение творчества Л.С. Выготского для современной психологии. //Советская педагогика. 1982, № 6.
  154. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии. //Проблемы рефлексии: современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. 43−49 с.
  155. Д.И. Полуправда: ее природа и функции. //Философ, науки. 1990, № 11. С. 16−25.
  156. В.Н. Рефлексия в социальном познании. //Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. 141−147 с.
  157. В.В. Идеология как форма духовности //Россия: опыт национально-государственной идеологии. Разд. 1, М., 1994. С. 12−43.
  158. И.Т. Понитие знания в социальной гносеологии //Познание в социальном контексте. М, 1994. С. 19−47.
  159. И.Т. Понятие знания в социальной гносеологии. //Познание в социальном контексте. М, 1994. С. 19−47.
  160. Ф.Х. К проблеме происхождения греческой философии. //Послесловие к кн.: Ж.-П. Вернан. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. G. 172−219.• 3.25. Киссель М. А. Дороги свободы Ж.-П. Сартра. //Вопр. философии.1994. № 11. С.171−188.
  161. А. К. Вера и личность. //Духовное производство и личность. Л., 1981. С.59−76.
  162. А.К. Природа веры. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Уч. записки. Л., 1968. Т. 365. — С.152−173.
  163. Н.И. Логический словарь. Ст.: ложь. М., 1976. С.321−322.
  164. А. Правда есть истина в действии. //Наш современник. 1986. № 2. С. 115−124.
  165. Г. Д. Свобода и покинутость. Методологический анализ. //Вопросы философии. 1997, № 1. С.59−68.
  166. В.А. Рациональность, критицизм и идеалы либерализма. //Идеал, утопия и критическая рефлексия. М. С.282−301
  167. В.А. Гуманизм как идеал и как реальность. //Идеал, утопия и критическая рефлексия. М. С. 103−114.
  168. Д.С. Тревоги совести. //Лит. газ. 1987, № 1.
  169. B.C. Неудобства с идентичностью. //Вопр. философии. 1998, № 2. С.50−61.
  170. М.К. Анализ сознания в работах К. Маркса. //Вопр. философии. 1968. № 6. 14−25 с.
  171. М.К. Сознание как философская проблема. //Вопр. философии. 1990,-С.3−18.
  172. Т.П. Индивидуальное и общественное сознание. В кн.: Основы философии в вопросах и ответах. Раздел IV. — Ростов-на-Дону, 1997.-С. 170.
  173. H.JI. Мусхелишвили, В. М. Сергеев, Ю. А. Шрейдер. «Ценностная рефлексия и конфликты в разделенном обществе. //Вопросы философии. 1996, № 11. С.3−22.
  174. А.А. О парадоксах идеала. //Идеал, утопия и критическая рефлексия. С. 136−155.
  175. Непостижимая эффективность математики в исследованиях человеческой деятельности (интервью с В.А. Лефевром). //Вопр. философии. 1990. № 7. С. 51−58.
  176. А.П. Рефлексия в науке и обучении (по матер, науч. конф.1984 г. Новосибирск.). //Вопр. философии. 1986. № 2. С.160−162.
  177. Поспелов Г Л Человек и нравственные начала прогресса науки. //Наука и нравственность. М.: Политиздат, 1971. С. 74−112.
  178. И.Д. Ранняя греческая философия. Вступительная статья к книге «Фрагменты ранних греческих философов» ч.1. С.5−31.
  179. М.А. От зерен фасоли к зернам истины. //Вопр. философии. 1990. № 7. С.42−50.
  180. В.Н. Принцип системности, системный подход и общая теория систем. //Системные исследования. М., 1978. С.46−57.
  181. В.И. Истина, добро, красота. //Философ, науки. 1988, № 1. С.37−47.
  182. Ю.П. Что такое сознание? //Вопр. филос. 1986. № 11. 5256 с.
  183. Вл. Вера, разум и опыт. //Вопр. филос. 1994.№ 1. — С. 113 128.
  184. А.А. Анализ категории «убеждение». //Философ, науки.1979, № 5. С.11−12.
  185. С.Б. Проблема социальной рациональности. //Вест, волгоградского ун-та. Сер. 4. История, философия. 1996, № 1. С. 103 109.
  186. K.JI. Факторы динамики художественной культуры. //Советское искусствознание. М., 1985, вып. 19. С.220−248.
  187. М.Б. Мифология и философия как формы знания. //Философские основания культурологии. М., 1997. С.84−98.
  188. М.Б. Рождение рефлексивной культуры. //Постижение культуры. М., 1996. вып. 5−6. С.42−56.
  189. В.П. К типологии ситуации понимания. //Вопр. филос.1983., № 10. С.69−76.
  190. М. Что такое философия. //Вопр. филос. 1993. № 9. -С.113−123.
  191. B.C. Знание и мироотношение. //Идеал, утопия и критическая рефлексия. М., 1996. С. 12−84.
  192. П. Легитимность и демократия (уроки Вебера). //Полис. 1994., № 2. С. 169−172.
  193. Ю.А. Гносеологическая проблема познания будущего. ^ //Теория познания, т.4. Познание социальной реальности.1. М., 1995. С.278−307.
  194. Ю.А. Человеческая деятельность и две системы этического знания. //Вопр. филос. 1990, № 7. С.32−41.
  195. М.Г. Наука как предмет психологического исследования. //Проблемы научного творчества в современной психологии. М., 1971. С.84−96.
  196. Stenius E/|Foundainion of mathematics- Ancient Greek and modern //Dialectics. 1978. Vol. 32.
  197. Flew AJ parapsycholody: Sciense Or pseudoscience? Pacific philos, Los Anqeles, 1980, vol.61.
  198. Диссертации и авторефераты
  199. Е.С. Идеологическое воспитание молодежи (на примере США). //Автореферат доктора философ, наук, Свердловск -1990.-31 с.
  200. A.M. Мировоззрение в системе духовного производства. //Автореф. диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Саратов. 1991. — 19 с.
  201. В.Н. Обыденное сознание: структура, доминанты, исторические основания. //Автореферат канд. дисер., Саратов 1991. -19 с.
  202. Н.А. Философский анализ проблемы взаимопонимания. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Фрунзе 1989. — 16 с.
  203. Ю.П. Солидарность. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Свердловск. 1987. — 19 с.
  204. В.И. Практическое сознание: теоретико-методологический аспект определения. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Свердловск. 1990. — 19 с.
  205. В.Н. Идеальные объекты и проблема соотносимости научного знания с действительностью. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. доктора философ, наук. Куйбышев. 1986. -30с.
  206. О.В. Рефлексия как категория марксистско-ленинской философии. //Автореферат диссер. на соискание уч, ст. канд. философ, наук. Новосибирск. 1983. — 17 с.
  207. В.И. Предвидение в политике: методологические основы и функции. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Иркутск. 1986. — 20 с.
  208. С.А. Духовное производство ка социально-исторический феномен. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Свердловск. 1990. — 19 с.
  209. Г. Е. Философское сознание. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. доктора философ, наук. Куйбышев. 1990. -32с.
  210. О.В. Философский анализ природы посредника. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Свердловск. 1990. — 19 с.
  211. В.И. Метафизическое определение человека. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. доктора философ, наук. Томск. 1995. — 43с.
  212. Л.И. Методологические проблемы проектирующей деятельности. //Автореферат диссер. на соискание степени кандидата философ, наук. Куйбышев 1986. — 21 с.
  213. А.Д. Вера как философско-социологическая проблема. //Автореферат диссер. на соискнаие уч. ст. канд философ, наук. Свердловск. 1922.
  214. М.П. Социальная память как предмет философского анализа. //Автореферат на соискание уч. ст. канд философ, наук. Волгоград. 1997. — 23 с.
  215. Ф.М. Рациональное и иррациональное в человеческой деф-тельности. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. доктора философ. наук. Уфа. 1996. — 36 с.
  216. А.Д. Структура убеждения личности. Диссер. на соискание уч. ст. канд философ, наук. Харьков. — 1979.
  217. Е.Н. Вера в структуре человеческой деятельности. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Куйбышев. 1990. — 15 с.
  218. JI.B. Проблема эстетической рефлексии в философии Чернышевского. //Автореферат на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Краснодар. 1995. — 19 с.
  219. В.Н. Способы концептуализации всемирной истории и их эволюция. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ. наук. Томск. 1989. — 15 с.
  220. Я.А. Методологические проблемы анализа ценностных форм. //Автореферат на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Куйбышев 1985.- 19 с.
  221. А.Ю. Неявные духовные основания научного творчества. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Томск. 1991.- 16 с.
  222. С.Б. Проблема социальной рациональности и управления в общественных системах. //Автореферат диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Волгоград. 1995. — 22 с.
  223. З.М. Философская проблема свободы человека. //Автореф. диссер. на соискание уч. ст. канд. философ, наук. Тбилиси. 1990. -35 с.
Заполнить форму текущей работой