Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Наследие П.С. Попова — профессора Московского государственного университета. 
Историко-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Государственная Академия художественных наук (ГАХН) 1921 — 1930 гг. — советская научная организация. Учреждена 7 октября 1921 г. в Москве. К деятельности в ГАХН были привлечены лучшие представители самых различных областей знания, в том числе и естественнонаучных, известные художники и музыканты, музыковеды и искусствоведы, театральные деятели. В рамках Академии было создано более десятка… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Творчество профессора П. С. Попова как предмет историографического исследования
  • Глава II. П.С. Попов как историк философии, исследователь русской и западноевропейской философской культуры
    • 1. Первые историко-философские штудии П. С. Попова. Идейно-философское влияние JI.M. Лопатина на становление взглядов
  • П.С. Попова
    • 2. Психология художественного творчества в трудах
  • П.С. Попова
    • 3. П.С. Попов как историк дореволюционной университетской философии. Историко-философские аспекты мемуаристики

Наследие П.С. Попова — профессора Московского государственного университета. Историко-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящая диссертационная работа посвящена историко-философскому анализу творчества личности, в московском философском сообществе столь же известной, сколь и малоисследованной. Павел Сергеевич Попов (1892- 1964) — выпускник Московского университета 1915 г., ученик J1.M. Лопатина и Г. И. Челпанова, в советское время был сотрудником Государственной Академии художественных наук1, работал на философском факультете МГУ сразу после его воссоздания в 1943 г., где с 1947 по 1949 гг. возглавлял впервые организованную на факультете кафедру логики.

Опираясь на широкую источниковую базу, которой стал, прежде всего, корпус философского, литературоведческого и мемуарного наследия самого П. С. Попова, настоящее исследование впервые в историко-философской литературе столь подробно реконструирует личную и творческую биографию профессора, библиографию его печатных и архивных работ (которая исправляет представление о П. С. Попове как о преимущественно литературоведе, стоявшем в тени своего друга М.А.Булгакова), а также систему основных идейных представлений и научно-исследовательских предпочтений историка философии, логика, литературоведа, искусствоведа.

1 Государственная Академия художественных наук (ГАХН) 1921 — 1930 гг. — советская научная организация. Учреждена 7 октября 1921 г. в Москве. К деятельности в ГАХН были привлечены лучшие представители самых различных областей знания, в том числе и естественнонаучных, известные художники и музыканты, музыковеды и искусствоведы, театральные деятели. В рамках Академии было создано более десятка различных отделений (разрядов), секций, кабинетов, среди которых особенно выделялись физико-психологическое отделение, первым руководителем которого был В. Кандинский, философское, во главе со Г. Шпетом, социологическое и лаборатория экспериментальных эстетико-психологических исследований. За десять лет Академия превратилась в самостоятельную внепартийную научную институцию европейского уровня, за что и была закрыта Сталиным. См.: Чубаров И. М. История подготовки Словаря художественной терминологии ГАХН (1923 — 1929гг.) // Словарь художественных терминов ГАХН. 1923 — 1929 гг. — М.: JIoroc-Альтера, Ессе Homo. 2005. С. 481,482.

Многочисленные исследования П. С. Попова, монографии и статьи по истории русской и западноевропейской философии мало изучены. Нужно, однако, отметить, что все перечисленные выше труды не только достаточно полно охватывают и точно отображают общий круг тем и проблем по истории философской мысли, на разработку которых была направлена вся его научная деятельность, но и являются ее весьма полновесным и достойным продолжением, значение которого для развития отечественной историко-философской науки нам еще предстоит осмыслить и оценить.

Актуальность темы

исследования обусловлена, прежде всего, ценностью опыта изучения советского этапа развития отечественной философии, а именно того пласта отечественной философской культуры, который остался за бортом историографии русской философии, в последние пятнадцать лет устремившейся в основном к изучению более ранней эпохи русского религиозного ренессанса.

Существуют различные точки зрения на роль и значение названного периода в контексте общей истории философии в России. Некоторые авторы утверждают о «подавлении философии в СССР"*», отказывая советской философской традиции в какой бы то ни было состоятельности и содержательности. Другая, более взвешенная и объективная точка зрения, заключается в том, что при всех проявлениях догматизма «марксистско-ленинской философии», советский период в развитии философии в нашей стране отнюдь не был «провалом». Наглядным свидетельством тому, следует рассматривать научно-исследовательскую деятельность профессиональных философов Г. Г. Шпета, А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, М. А. Дынника, М. Ф. Овсянникова, Т. И. Ойзермана, И. К. Луппола, наконец, П. С. Попова и многих других.

В последние годы интерес к историографии философской мысли и преподавания философии в российских университетах был подкреплен.

2 Огурцов А., Филатов В. Подавление философии в СССР // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., Наука, 1995. С. 413 -416. 4 выходом в свет ряда монографий и статей по данной теме (А.Т. Павлов, П. С. Шкуринов4, В. Ф. Пустарнаков5, В. А. Бажанов6, Н.Г. Баранец7 и др.). За профессиональной традицией университетской философии признают интеллектуальное влияние и институциональную роль в развитии отечественной философской культуры. Обращаясь к фундаментальному исследованию В. Ф. Пустарнакова (в списке персоналий которого имя П. С. Попова не значится), целесообразно констатировать необходимость дальнейших изысканий и вспомнить слова самого автора: «В исследовании университетской философии остается еще непочатый край работы, те 546 персоналий, которые я включил в свой словарь-справочник, вряд ли исчерпывают список университетских ученых, труды которых следовало бы о проанализировать. У нас не до всех дошли руки». В пятитомной «Философской энциклопедии"9 отражено, по подсчетам Пустарнакова, не более трети персоналий, имеющих прямое отношение к отечественной университетской философии. В недавно вышедших энциклопедических словарях по русской философии представлено менее половины университетских философов. Это объясняется и тем фактом, что историография современной (XX век) русской философии как жанр не получил достаточно широкого развития. Таких работ сравнительно мало (см.: Алексеев П. В. Философы в России XIX — XX столетий. Биографии,.

3 Павлов Л. Т. Профессиональное философское образование в Московском университете // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 2005. № 1.

4 В книге П. С. Шкурпнова «Философия России XVIII века» (М., 1992) есть глава, посвященная названной тематике: «Философские концепции преподавателей и выпускников Московского университета».

3 Пусгарнаков В. ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 2003.-919 с.

6 Бажанов В. А. Прерванный полет. История «университетской» философии и логики в России. М., 1995.

7 Баранец Н. Г. Метаморфозы этоса российского философского сообщества в XX веке. Ульяновск, 2008; Баранец Н. Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания в XX веке. Ульяновск, 2008.

8 Пустарнаков В. Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. — СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 2003. С. 8.

9 Философская энциклопедия. Т. 1−5. М., I960 — 1970. идеи, труды. — 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002; Русская философия. Словарь. — Под редакцией Маслина М. А.. М., 1995; Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., Наука, 1995; Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2001; Русская философия. Энциклопедия. — Под общей редакцией Маслина М. А.. М., Алгоритм, 2007). Однако некоторые словарные статьи, раскрывающие историю создания, обстоятельства написания и теоретическую направленность соответствующих источников, весьма полезные в качестве источника общей информации по русской философии, дают, в силу особенностей жанра, лишь самые необходимые сведения, то же касается историографических и библиографических справочников (см.: Ермнчев А. А. Философское содержание русских журналов начала XX в. — СПб., РХГИ, 2001; Колеров М. Индустрия идей: Русские общественно-политические и религиозно-философские сборники. -М., 2000; Емельянов Б. В., Куликов В. В. Русская философия на страницах русских журналов. — Екатеринбург, 2001 и др.).

Данная диссертационная работа относится к историографическому жанру, однако автор рассматривает историографию русской философии не только как предметную, но и как проблемную отрасль историко-философского знания. Это предполагает, что историография не должна сводиться пусть и к качественному, но простому реферированию текстов и составлению библиографий. Она ставит проблемы, в том числе методологические, источниковедческие и другие, предлагаемое разрешение которых оказывается неотъемлемой частью такого рода исследований.

Необходимость подобного подхода была актуализирована в том числе 250-летним юбилеем Московского университета, который подчеркнул в очередной раз важность освещения творческого наследия выдающихся профессоров и преподавателей университета, сыгравших значительную роль в развитии философского образования и философской культуры в XX столетии. В этом смысле, диссертация нацелена на доказательство того, что история русской философии не является прошедшим феноменомона не заканчивается 1917;м или 1922;м годами, а продолжается также в советское и постсоветское время.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании общих и специальных курсов по истории русской философии, а также по истории университетской философии конца XIX — первой половины XX века.

Степень научной разработанности темы. На философском факультете в рамках празднования 250-летнего юбилея Московского университета было проведено немало различных конференций, одна из них была посвящена профессору Павлу Сергеевичу Попову, по материалам и выступлениям которой можно судить о несомненной значимости и содержательности вклада, внесенного его научно-исследовательской деятельностью в развитие историко-философской культуры и в продолжение традиций профессиональной философии. Однако при этом, не вышло специального исследования, посвященного научным изысканиям П. С. Попова, а словарные статьи10 содержат неточности биографии и недостаточно отражают философские аспекты творчества профессора11. В связи с этим, необходимы систематизация, научный анализ и введение в.

10 См.: Алексеев П. В. Философы в России XIX — XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002.

11 Совершенно отчетливо просматривается наметившийся в последнее время интерес к исследованию исюрико-философских работ П. С. Попова. Переиздана, снабжена комментариями как уже ранее опубликованная в журнале «Голос минувшего» за 192 021 гг. статья Попова «Л.М.Лопатин» (см.: Никитина Ф. Г. Павел Сергеевич Попов // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 137−150), так и оригинальная рукопись Попова «О новом очерке учения Л.М.Лопатина» 1918 года, хранящаяся в архиве Г. Г. Шпета (см.: Щедрина Т. Г. Павел Сергеевич Попов как историк философии // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 150−160). Кроме того, обозначившийся круг исследователей творчества П. С. Попова (д.ф.н. Т. Г. Щедрина — известный исследователь творчества Г. Г. Шпета, к.ф.н. Ф.Г. Никитина) делают существенно новый шаг в правильном направлении в анализе и оценке вклада Попова как историка философии и, шире, исследователя культуры. Вступительная статья Ф. Г. Никитиной содержит ценные, документально выверенные комментарии историко-биографического характера, а кроме того обозначает этапы и стороны творчества профессора, его ключевые научно-исследовательские интересы. научный обиход обширного наследия П. С. Попова как составной части истории русской философии. А анализ творчества Попова представляет тем больший интерес, поскольку до недавнего времени значительная часть наследия, в том числе мемуарного, оставалась практически неизвестной.

Объектом исследования являются историко-философские взгляды • Павла Сергеевича Попова как продолжателя традиций университетской философии, его научная и общественно-культурная деятельность.

Предметом исследования является философское, литературоведческое и мемуарное наследие профессора Московского университета П. С. Попова.

Основной целью исследования является реконструкция личной и творческой биографии профессора, а также выявление основных идейных представлений и научно-исследовательских предпочтений П. С. Попова как историка философии.

Задачи исследования:

1. Исправить неточности в суждениях предшествующих исследователей, документально и текстуально подтверждая, изложить факты личной и творческой биографии профессора Московского университета;

2. Изучить, обобщить и проанализировать архивные материалы фонда П. С. Попова, находящегося в Отделе Рукописей Российской Государственной Библиотеки, а также материалы и документы «Дела канцелярии по студенческим делам П. Попова» и «Дела Совета Императорского Московского Университета об оставлении при Университете по кафедре философии Павла Попова», хранящихся в Центральном Историческом архиве г. Москвы;

3. Составить библиографию П. С. Попова, описать историю создания, обстоятельства написания, идейные представления и теоретическую направленность основных историко-философских работ ученого;

4. Изучить, обобщить и каталогизировать, с любезного разрешения A.M. Бокучавы (внучатого племянника П. С. Попова, хранителя воспоминаний профессора), личный архив П. С. Попова, а именно тех рукописных материалов, которые принадлежат перу Попова — «Образы былого» — очерки по истории Московского университета в лицах его профессоров: Г. И. Челпанова, Jl. М. Лопатина, И. В. Попова, Г. Г. Шпета, Н. А. Бердяева, Р. Ю. Виппер;

5. Провести текстологическую работу по расшифровке рукописей мемуарного наследия П. С. Попова и дать историко-философские комментарии к расшифрованным текстам П. С. Попова;

6. Проанализировать совокупность историко-философских, эстетических идей П. С. Попова и показать их тематическое разнообразие, выявить и определить особенности подходов и методов в исследовании историко-философских и культурологических проблем;

7. Изучить и проанализировать исследовательскую литературу, прямо или опосредованно посвященную П. С. Попову, его профессиональному окружению, той научно-культурной традиции, в рамках которой он жил и работал.

Автор не ставил специальной задачей исследование теоретико-методологических и содержательных аспектов логического наследия П. С. Попова, что представляло бы выполнение диссертации по иной, чем историко-философская, специальности ВАК Министерства образования и науки РФ, хотя его труды по логике и истории логики учтены при составлении общей библиографии трудов ученого.

В качестве теоретических и методологических основ исследования выступают общие принципы историко-философской науки, а также базовые приемы текстологического анализа и комментирования.

Поскольку низкая степень разработанности интеллектуальной и личной биографии П. С. Попова требовала освоения значительного объема информации, то одним из методов стало жизнеописание (доксография), сопоставление сведений историографического характера. В процессе написания диссертации также использовались методы текстологии, компаративистики и герменевтической реконструкции.

Особенно важным методологическим приемом, используемым в диссертации, стал, заданный самой направленностью историко-философских исследований Попова, прием непременного обращения к архивным документам и рукописному наследию изучаемого периода или идейной направленности сочинений философа. Это предполагает, что историко-философская работа не ограничивается представлением материала самого по себе или в последовательной смене авторских теорий и концепций, но требует погружения в контекст целого круга проблем философского знания, и только в таком случае будет способна дополнить, а значит обогатить взгляд на ставшую традиционной проблематику. Речь идет о постоянном обращении П. С. Попова к архивным материалам и разного рода свидетельствам как к фундаменту историко-философского исследования, которое обеспечивает этому исследованию содержательную насыщенность, документальную достоверность, оригинальность и глубину интерпретаций.12.

На эту методологическую особенность историко-философских исследований П. С. Попова, а также ее ценность для современных историков философии обращает внимание Т. Г. Щедрина: «Сегодня, я думаю, пришла пора проанализировать его (П.С. Попова —А.С.) оригинальный опыт комментирования рукописей, что позволит нам понять свои собственные проблемы работы с архивом в области истории философии». Цит. по: Щедрина Т. Г. Павел Сергеевич Попов как историк философии // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 151. Подробнее об этом см.: там же. С.150−153.

Научная новизна исследования.

1. Документально и текстуально аргументированы, изложены факты личной и творческой биографии П. С. Попова — профессора Московского университета;

2. Составлена библиография трудов П. С. Попова, описаны история создания, обстоятельства написания, идейные представления и теоретическая направленность основных историко-философских работ ученого;

3. Проанализирована совокупность историко-философских, эстетических идей П. С. Попова, описано и систематизировано их тематическое разнообразие, выявлены и концептуализированы особенности подходов и методов П. С. Попова в исследовании историко-философских и культурологических проблем;

4. Проведена текстологическая работа по расшифровке рукописей мемуарного наследия П. С. Попова: «Л. М. Лопатин. Общий очерк», «Л. М. Лопатин и Московский университет в 70−80-х годах», «Л. М. Лопатин в своих письмах, высказываниях и остротах», «Н.А. Бердяев». Расшифрованные тексты П. С. Попова снабжены историко-философскими комментариями.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Павел Сергеевич Попов как профессор и преподаватель Московского университета, как историк философии, мемуарист, продолживший лучшие традиции дореволюционной университетской школы, сыграл заметную роль в развитии отечественного философского образования и философской культуры XX столетия.

2. Историко-философские взгляды Павла Сергеевича Попова, его научная и общественно-культурная деятельность формировались, в значительной мере под идейным влиянием его наставника и руководителя, заслуженного ординарного профессора JI.M. Лопатина, который сыграл существенную роль в становлении собственно научных взглядов П. С. Попова.

3. Итогом увлечения П. С. Попова интуитивизмом и научного интереса к философским проблемам «художественного творчества» стала оригинальная философия творчества.

4. Мемуарное наследие П. С. Попова является ценным источником по истории отечественной университетской философской традиции, живописующим картины творческой, интеллектуальной жизни и атмосферы рубежа XIX — первой половины XX веков.

Апробация результатов исследования.

Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории русской философии философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и была рекомендована к защите.

Основные положения диссертации нашли отражение в докладах и выступлениях, сделанных автором в ходе следующих научных семинаров и конференций:

Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (Москва, 2005, 2006);

IV Российский философский конгресс «Философия и будущее цивилизации (Москва, 2005).

Основное содержание диссертации отражено в научных публикациях автора.

Структура работы.

Диссертация состоит из двух глав, введения, заключения, библиографии научных трудов П. С. Попова, библиографического списка использованной литературы и приложений. В качестве приложения 1 представлены расшифрованные в ходе исследования рукописи мемуарного наследия Попова — очерки по истории дореволюционной университетской философии: «Л. М. Лопатин. Общий очерк», «Л. М. Лопатин и Московский университет в 70−80-х годах», «Л. М. Лопатин в своих письмах, высказываниях и остротах», «Н.А. Бердяев». Тексты снабжены историко-философскими комментариями. В приложении 2 в качестве вспомогательных исторических источников диссертационного исследования публикуются архивные документы «Дела канцелярии по студенческим делам П. Попова» и «Дела Совета Императорского Московского Университета об оставлении при Университете по кафедре философии Павла Попова», хранящиеся в Центральном Историческом архиве г. Москвы.

Заключение

.

Подводя итоги проведенного автором диссертации историографического исследования по творческому наследию профессора П. С. Попова, необходимо сформулировать следующие выводы.

Литературоведческое, историко-философское, мемуарное наследие П. С. Попова до недавнего времени оставалось практически неизвестным, а потому неизученным. Научные статьи профессионального философа, профессора МГУ Павла Сергеевича остались в непереизданных философских журналах начала и середины веказаслуги историка логической науки России и Европы явно не оценены по достоинствуоб авторстве академических переводов не упоминает никто, а если и делает это, то без должного понимания содержательности того вклада, который был внесен научно-исследовательской деятельностью Павла Сергеевича в развитие историко-философской культуры.

Кроме скупых биографических данных, приводимых литературоведами (фигура Попова интересовала их, прежде всего, как близкого друга и адресата эпистолярия М. А. Булгакова, а также первого биографа писателя (см. работы В. Я. Лакшина, М. Чудаковой, В. Гудковой)), не найдется, пожалуй, ни одной заметной статьи, посвященной составлению и исследованию библиографии научных работ П. С. Попова. Имеются, однако, основания считать, что Павлом Сергеевичем было написано более 70 сочинений, не меньше половины из которых касаются историко-философских проблем. П. С. Поповым подготовлены к изданию и прокомментированы внушительные по объему части собраний сочинений А. С. Пушкина, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургеневапереведены и снабжены примечаниями: трактат «О душе» Аристотеля, «Лекции по эстетике» Гегеля, «Философия искусства» Шеллинга и др.- написаны классические университетские учебники по истории логики: «История логики нового времени» (М., Изд-во Московского университета, 1960), в соавторстве — «Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения» (М., Изд-во Московского университета, 1976). Немалая часть работ посвящена философскому рассмотрению и осмыслению произведений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского (среди них: «Иностранные источники трактата Л. Н. Толстого «Что такое искусство?», «Роман «Семейное счастье» в психогенетическом отношении», «Я и Оно в творчестве Ф. М. Достоевского», «Достоевский как философ»).

Несколько философских работ П. С. Попова были переведены на иностранные языки: польский, румынский, китайский, немецкий, английский.

Попов не стремился к созданию некой философской системы как завершенной, замкнутой мыслительной конструкции, хотя при реконструкции его творчество оформляется в систему — но особого рода, открытую, своеобразие и обаяние которой состоит в отсутствии той «основательной проработки», которая была свойственна многим философам и часто признается непременной чертой философствования. Он не ставил перед собой всеобъемлющих задач, хотя та система взглядов, научно-исследовательских установок и методов, которую он в итоге проповедовал, активно используя ее в каждой из своих историко-философских работ, по-своему оригинальна и бесспорно глубока.

Образы былого" очерки по истории Московского университета в лицах его профессоров — мемуарное наследие П. С. Попова (над рукописями автором диссертации продолжает вестись текстологическая работа), безусловно, представляет особую ценность для истории профессиональной философии Московского Университета. Достаточно перечислить тех профессоров, которым Павел Сергеевич посвятил отдельные очерки: Г. И. Челпанов, Л. М. Лопатин, И. В. Попов, Г. Г. Шпет, Н. А. Бердяев, Р. Ю. Виппер.

Автор диссертации обращает внимание на необходимость научного комментированного издания обширного наследия (историко-философского, литературоведческого и мемуарного) Павла Сергеевича Попова.

В ситуации поиска исторических оснований советской философской традиции Павел Сергеевич Попов как историк философии становится нашим собеседником, а его идеи включаются в контекст философской и научной культуры и требуют широкого обсуждения.

Автор диссертации хотел бы еще раз выразить благодарность за ценные рекомендации и предоставленные источники наследия П. С. Попова Александру Михайловичу Бокучаве, а также научному руководителю М. А. Маслину за ценные замечания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Автор использовал также материалы личного архива П. С. Попова, любезно предоставленные ему внучатым племянником профессора, Александром Михайловичем Бокучавой.1. Монографии
  2. Современный интуитивизм в его теоретико-познавательном обосновании как путь метафизического знания. (С предварением исторического введения). Магистерская диссертация. 1915 г. Издано на правах рукописи.
  3. Этюды по гносеологии и психологии Аристотеля в их значении для современной философской мысли. Кандидатская диссертация. 1943 г. Издано на правах рукописи.
  4. . М., Издательство Московского университета, 1957.
  5. История логики нового времени. — М. Изд-во Московского университета. 1960.
  6. Суждение. Шанхай. 1962. (На китайском языке).
  7. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. В соавт. Н. И. Стяжкин. М., Московский университет, 1974.
  8. Развитие логических идей в эпоху Возрождения. В соавт. Н. И. Стяжкин. М., Московский университет, 1983.8. «Когда я вскоре буду умирать.»: Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым (1928 1940). — Сост. В. В. Гудкова. М., Эксмо, 2003. -272 с.
  9. Публикации в журналах и сборниках
  10. Рецензия на книгу:. Философия Бергсона в популярном изложении г. Уильдона Карра. Пер. И. Румер. М. 1913 // Голос Минувшего. 1913. № 3. С. 253−254.
  11. Уцелевшие строки из переписки друзей (Владимир Соловьев и JL М. Лопатин) // Голос минувшего. 1913. № 5. С. 292- 1914. № 2. С. 248- № 12. С. 296.
  12. Рецензия на книгу:. Лосский Н. О. Интуитивная философия Бергсона. М., Путь, 1914 // Современник. 1914. Кн. 13, 14, 15, август. С. 314 — 316.
  13. Бергсон и его критики // Г. И. Челпанову от участников его семинариев в Киеве и Москве, 1891 1916: Статьи по философии и психологии. М., 1916. С. 1−19.
  14. Значение учения Д. Локка о качествах в истории новой философии // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. 135. С. 546 581.
  15. Учение Лейбница об апперцепции как обоснование творческого развития психологических сил // Вопросы философии и психологии. 1917. Кн. 139- 140. С. 37−68.
  16. Рецензия на:. Профессор Л. М. Лопатин. Неотложные задачи современной мысли. М., 1917. О новом очерке учения Л. М. Лопатина // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 153−160.
  17. Материалы к биографии Вл. Соловьева // Мысль и слово. 1918 — 1921. Т. II, ч. 1.С. 186−197.
  18. Некролог:. Л. М. Лопатин ум. 21 февраля / 8 марта 1920 г. // Голос Минувшего. 1920 1921. С. 159 — 164.
  19. Теория восприятия Аристотеля. Пробная лекция, читанная в МГУ 30 мая 1921 г. // Мысль. 1922. № 3. С. 98 108.
  20. Уцелевшие строки из переписки друзей (Владимир Соловьев и Л.М. Лопатин) // Голос минувшего. М., 1923. № 1. с. 73 82.
  21. Предисловие // С. Толстая. Письма к Л. Н. Толстому. М., 1936. С. 7 -15.
  22. Мистификация. (Лермонтов и Омэр де Гелль) // Новый мир. 1935. № 3. С. 282−293.
  23. Отклики иностранной печати на публикацию «Писем и записок» Омэр де Гель // ЛН. Т. 45 46. С. 767 — 775.
  24. Пушкин как историк // Вестник Академии наук СССР. 1937. № 2−3. С. 128−149.
  25. Логика Аристотеля и логика формальная // Известия Академии наук СССР. Серия истории и философии. 1945. Т. II. № 5. С. 301 318.
  26. Рецензия.: О курсе логики М. И. Каринского // Вопросы философии. 1947. Кн. 2. С. 386 387.
  27. Рецензия на книгу:. Профессор М. С. Строгович. Логика. Учебное пособие для слушателей ВЮА Красной Армии. М. 1946. 252 с. // Вестник высшей школы. 1947. № 1. С. 58 — 61.
  28. Материалы по «Истории Петра» // А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах. 1950 г. 10 т. С. 443 — 479.
  29. Посмертные публикации // А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах. 1950 г. 10 т. С. 482−487.
  30. Предмет формальной логики и диалектика // Вопросы философии. 1951. Кн. 1. Стр. 210−218.
  31. Вопросы логики в произведениях революционных демократов // Из истории русской философии XVIII XIX веков. Сборник статей. Московский Государственный Университет. 1952. С. 241 —270.
  32. Суждение и его строение // Философские записки. 1953. Т. 6. С. 71 -93.
  33. Рецензия.: Опыт научного изложения логики. По поводу книги Бела Фогараши «Логика». Берлин. 1955 г. // Вопросы философии. 1956. Кн. 5. С. 175. 41. Об изучении философии Платона // Научные доклады высшей школы. ФН. 1958. № 3. С. 171 176.
  34. Атеистические идеи в творчестве Ф. М. Достоевского // Материализм и религия. Сборник статей. Под редакцией И. Д. Панцхава. М., 1958. С. 67 88.
  35. Роль искусства против религиозных предрассудков // Материализм и религия. Сборник статей. Под редакцией И. Д. Панцхава. М., 1958. 125 139.
  36. А. А. Долженко. Воспоминания родственника об А. П. Чехове // Сборник статей и материалов. А. П. Чехов. Ростов-на-Дону, 1959. С. 335 345.
  37. Чехов в работе над рукописями начинающих писателей // А. П.
  38. Рецензия на книгу:. Giinter Patzig. Die aristotelische Sillogistik. Gottingen, 1959, S. 207 // Вопросы философии. 1961. Кн. 3. С. 178.
  39. Особенности творчества Толстого и Чехова как великих художников слова // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. М., 1962. С. 48 93
  40. Вопросы диалектики в философских тетрадях Ленина. М., 1962.
  41. Состав и генезис «Философии искусства» Шеллинга // Фридрих Вильгельм Шеллинг. Философия искусства. Издательство: Мысль. М., 1966.
  42. М. А. Булгакова. 1940 г. // Михаил Булгаков. Письма: Жизнеописание в документах. М.: Современник, 1989. Стр. 535 -544.
  43. Адекватное // Словарь художественных терминов ГАХН. 1923 -1929 гг. Общая редакция и послесловие И. М. Чубарова. М.: Логос-Альтера, Ессе Homo. 2005. С. 11.
  44. Активность // Там же. С. 15.
  45. Ассоциация // Там же. С. 69.
  46. Бессознательное 11 Там же. С. 77 — 78.
  47. Вдохновение // Там же. С. 88.65.Вкус // Там же. С. 93 94.
  48. Волюнтаризм // Там же. С. 98.
  49. Воля // Там же. С. 99 100.
  50. Воплощение // Там же. С. 100.
  51. Действие искусства // Там же. С. 127.
  52. Дух // Там же. С. 149 150.
  53. Душа // Там же. С. 150 151.
  54. Иллюзия // Там же. С. 203.
  55. Интенсивность // Там же. С. 206 207.
  56. Иррациональное в искусстве // Там же. С. 209 — 210.
  57. Искреннее // Там же. С. 210.
  58. Творчество // Там же. 386 390.1. Редакция и комментарии
  59. Вл. Соловьев. Свобода воли и причинность // Мысль и слово. Философский ежегодник. Комментарии и примечания к статье П. С. Попов. Изд. под редакцией Г. Г. Шпета. II, ч. 1. М., 1918−21. С. 169 -183.
  60. С. Толстая. Письма к JI. Н. Толстому. Вступительная статья и комментарий П. С. Попова. М., 1936.
  61. И. С. Письма. — Подготовка текста и комментарии П. С. Попов. М., 1940.
  62. А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 17 томах. 1950 г. 10 т. — Редакция, подготовка текстов, перевод иноязычных текстов П. С. Попов.
  63. Аристотель. О душе. Предисловие В. К. Сережникова. Примечания П. С. Попова. М., Соцэкгиз, Печатный двор им. А. М. Горького, 1937.
  64. Гегель. Лекции по эстетике. Собрание сочинений в 14-ти томах. Т. 14. Кн. 3. М., 1958.
  65. Фридрих Вильгельм Шеллинг. Философия искусства. Под общей редакцией М. Ф. Овсянникова. Издательство: Мысль. М., 1966.
  66. Дидро Дени. Сочинения в 2-х томах. Перевод П. С. Попова и др. Изд-во: Мысль. М., 1986.1. Архивное наследие209
  67. Перевод.: Кант. Предисловие к «Критике практического разума». -ОР РГБ. 547. 3. 2. Наборная рукопись, автограф. 6 лл. Конец 10-х годов.
  68. Философия Вашеро как источник учения Лопатина о причинности. -ОР РГБ 547. 4. 9. Машинопись и автограф. 9 лл. Лл. 1−8 повреждены, затронут текст. 20-е годы.
  69. Перевод.: Фридрих Вильгельм Шеллинг. Философские письма о догматизме и критицизме. ОР РГБ. 547. 3. 16. Машинопись. 10 лл. 20-е годы.
  70. История писания и опубликования «Системы природы» Гольбаха. -ОР РГБ. 547. 3.17. Черновой автограф. 24 лл. 20- е годы.
  71. Философия романтизма. ОР РГБ 547. 4. 32. Автограф. Рус., нем. яз. 12 лл. 20-е годы.
  72. Воображение и фантазия. Заметка для Терминологического кабинета ГАХН. ОР РГБ. 547. 3. 32. Черновой автограф. 1 л. Конец 20-х годов.
  73. Знак. Заметка для Терминологического кабинета ГАХН. ОР РГБ. 547. 3.36. Машинопись и автограф. 2 лл. Конец 20-х годов.
  74. Память, самонаблюдение. Заметка для Терминологического кабинета ГАХН. ОР РГБ. 547. 3. 38. Машинопись с авторской правкой. 1 лл. Конец 20-х годов.
  75. Память как условие творчества. Творческая память. Заметка для Терминологического кабинета ГАХН. ОР РГБ. 547. 3. 39. Машинопись. 2 лл. Конец 20-х годов.
  76. В библиографии приводятся архивные источники (составлено по материалам фонда П. С. Попова (№ 547) Отдела рукописей РГБ)
  77. Символ. Заметка для Терминологического кабинета ГАХН. ОР РГБ. 547. 3.41. Автограф. 1 л. Конец 20-х годов.
  78. Фантазия. Заметка для Терминологического кабинета ГАХН. ОР РГБ. 547. 3. 42. Машинопись с авторской правкой. 2 лл. Конец 20-х годов.
  79. Творчество. Заметка для Терминологического кабинета ГАХН. ОР РГБ. 547. 3. 43. Машинопись. 16 лл. Конец 20-х годов.
  80. Чувство. Заметка для Терминологического кабинета ГАХН. ОР РГБ. 547. 3. 44. Машинопись с авторской правкой. 2 лл. Конец 20-х годов.
  81. Рецензия на книгу.: Платон. Теэтет. Перевод с греч. и примечания В. Сережникова. Соцэгиз. 1936 г. ОР РГБ. 547. 3. 47. Машинопись с авторской правкой. 5 лл. 1936.
  82. Философия Спинозы в анализах и оценках классиков марксизма-ленинизма и советских авторов. ОР РГБ. 547. 4. 17. Машинопись. 5 лл. 30-е годы.
  83. Учение Шеллинга и Зольгера о трагическом. ОР РГБ. 547. 4. 20. Машинопись с авторской правкой и дополнениями карандашом. 6 лл. 30-е годы.
  84. Перевод.: Платон. Диалоги. Государство. Книга десятая. —ОР РГБ. 547. 3. 13. Машинопись. 60 лл. 30-е годы.
  85. Комментарии и перевод.: О первом отделе платоновских творений. Диалог первый Платона «Алкивиад» в его первоначальном (сократическом) виде. ОР РГБ. 547. 3. 12. Печатное, корректура с авторской правкой. 31 лл. 30-е годы.
  86. Рецензия на книгу.: «Петр I» Алексея Толстого. ОР РГБ. 547. 2. 8. Машинопись с авторской правкой и пометами редактора. 21 лл. 1936.
  87. Пушкин под надзором в Нижегородской губернии. ОР РГБ. 547. 1.15. Машинопись с авторской правкой. 11 лл. 1936.
  88. Болдинский дом Пушкина. ОР РГБ. 547. 1.1. Машинопись. 4 лл. 1937.
  89. Дневник Пушкина. ОР РГБ. 547. 1.3. Машинопись с авторской правкой. 7 лл. 1937.
  90. О первенце Пушкина. ОР РГБ. 547. 1. 11. Машинопись с авторской правкой. 4 лл. 30-е годы.
  91. Путешествие в Арзрум А. С. Пушкина. ОР РГБ. 547. 1. 17. Машинопись. 16 лл. 30-е годы.
  92. Пушкин, Вольтер и Миллер. ОР РГБ. 547. 1. 13. Статья без окончания. Машинопись с авторской правкой. 5 лл. 30-е годы.
  93. Заимствованный сюжет в «Братьях Карамазовых» (К вопросу о влиянии Жорж Санд на Достоевского). ОР РГБ. 547. 2. 5. Машинопись с авторскими дополнениями карандашом. 1 л. 30-е г.
  94. Прообраз «Бабьего царства» Чехова. ОР РГБ. 547. 2. 24. Машинопись с авторской правкой чернилами и карандашом. 11 лл. 30-е годы.
  95. Пушкин как патриот. ОР РГБ. 547. 1. 22. Автограф. 21 лл. 40-е г.
  96. Замысел и выполнение «Анны Карениной» JI. Н. Толстого. ОР РГБ. 547. 2. 10. Машинопись с авторской правкой. 53 лл. 40-е годы.
  97. Русская культура и ее всемирно-историческое значение. ОР РГБ. 547. 2. 25. Машинопись с авторской правкой. 7 лл. 1940−1944гг.
  98. О патриотизме. ОР РГБ. 547. 2. 26. Машинопись. 6 лл. 40-е годы.
  99. Описание архива К. Леонтьева и его оценка. ОР РГБ. 547. 3. 3. Машинопись и автограф. 2 лл. (Дата составления документа не установлена).
  100. А.И. Кантианство в русской университетской философии // Вопросы философии. 1998. № 1.
  101. Т. А. Дочь генеалога // Минувшее. Исторический альманах. М., Прогресс-Феникс, 1991. Вып. 4. С. 21 — 68.
  102. П. В. Философы в России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд., перераб. и доп. М., 2002.
  103. Антология феноменологической философии в России. М., 1998. Т.1.
  104. С. Мысль и действительность. — М, 1914.
  105. В.Ф. Философия в Московском университете во второй половине XIX в. // Учен.зап.филос.фак-та МГУ. 1958.
  106. .Н. Философия Бергсона // Вопросы философии и психологии. 1911. № 108. С. 251 -290. № 109. С. 472−516.
  107. В. А. Прерванный полет. История «университетской» философии и логики в России. М., 1995.
  108. Ю.Барабанов Е. В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии, 1991, № 8.
  109. Н.Г. Метаморфозы этоса российского философского сообщества в XX веке. Ульяновск, 2008.
  110. Н.Г. Российское философское сообщество и трансляция философского знания в XX веке. Ульяновск, 2008.
  111. Н.Г. Философское сообщество: структура и закономерности становления (Россия рубежа XIX—XX вв.еков). Ульяновск: УлГУ, 2003.
  112. А. Особняк с потайной дверью. М., 1981.
  113. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е издание. М., 1979.
  114. А. На рубеже двух столетий. Земля и Фабрика, Москва-Ленинград, 1930.
  115. Н. А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. — Сост., предисловие, подготовка текста, коммент. и указ. имен А. В. Вадимова. М., 1991.
  116. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  117. И.И. Анри Бергсон. М., 2003.
  118. И.И. Вокруг Бергсона, или Новый взгляд на русскую философскую сцену // Френсис Нэтеркотт. Философская встреча: Бергсон в России (1907−1917). М.: Модест Колеров, 2008. (Серия: «Исследования по истории русской мысли». Том 13). С.9−36.
  119. И.И. О бергсоновском следе в философии С.А. Аскольдова // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник 2004/2005 7. М., 2007.
  120. Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. 2-е изд. М., 1998.
  121. И. В. Профессор философии Лопатин Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи. — М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. С. 3 21.
  122. Буланов, Владимир Владимирович Ф. Ницше и русская экзистенциальная философия культуры: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 Тверь, 2004.
  123. Булгаков Михаил. Дневники. Письма 1914 1940. — М., 1997.
  124. М.М. Собрание сочинений. М., 2000.
  125. С.Н. Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип. Киев, 1901.
  126. В.В. Очерк истории философии «самобытно-русской»". М., 1997.
  127. Е.В. Г.И.Челпанов как философ и его курс «Введение в философию»: Дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 М., 2000.
  128. Н. Д. Краткий исторический очерк деятельности Московского Психологического общества за 25 лет // Вопросы философии и психологии. 1910. Кн. 103. С. 207 225.
  129. Вопросы философии и психологии. Кн. 1−142. 1889−1918.
  130. .П. Проблема иррационального в современной философии // Этика Фихте.- М., 1914.
  131. П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.
  132. П.П. Диалектический процесс как отношение мысли к данности («учение динамического спиритуализма») (Л.М.Лопатин) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. — М., 1987.
  133. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. М., 1970.
  134. С. А. Академическая свобода как условие развития университетской философии // Знание, культура, власть: проблемы философского осмысления. Тезисы докладов философского симпозиума студентов, аспирантов, молодых преподавателей. Харьков, 1993.
  135. А.В. Теория творческой причинности в философии Л.М.Лопатина. Дис.. .канд.филос.н. 09.00.03. УрГУ, 2006.
  136. В. В. О Михаиле Булгакове и Павле Попове // «Когда я вскоре буду умирать.»: Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым (1928 1940). — М., «Эксмо», 2003. С. 5 — 61.
  137. В. Павел Сергеевич Попов: Личность и судьба // Искусствознание. М., 1998. № 1. С. 330 340.
  138. Н. В. Из прошлого. М., 1917.
  139. . Критическая философия Канта- учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. М., 2000.
  140. Достоевский: Сб. статей / Труды Государственной Академии художественных наук. Лит. Секция. М., 1928. Вып. 3.
  141. И.И. История русской метафизики в XIX — XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. 4.1−2. СПб., 2000.
  142. Е. Особняк на Гагаринском // Декоративное искусство. 1987. № 7.
  143. . В., Русаков В. М., Шляпугина Р. Я. «Вопросы философии и психологии» первый русский философский журнал (1889 — 1918). Монография. — Екатеринбург: Издательство УрГСХА, 2001.
  144. . В., Куликов В. В. Русская философия на страницах русских журналов: Библиограф. Указатель. Вып. 1. — Екатеринбург, 2001.
  145. .В. Очерки русской философии начала XX в. -Екатеринбург, 1992.
  146. Ю. В. «Голос минувшего» (Москва. 1913 — 1923). «На чужой стороне» (Берлин, Берлин Прага, Прага. (1923 — 1925). Систематическая роспись статей и заметок. М.: Институт российской истории РАН. 2001.
  147. В.В. Против реакционных идей в творчестве Достоевского. М., 1948.
  148. В.В. Ф.М. Достоевский. -М., 1956.
  149. А. А., Емельянов Б. В. Русская философия. Конец XIX -начало ХХв. Антология. СПб., 1993.
  150. А.Т. Ученые степени в Российской исмперии. XVIII в. 1917. М., 1994.
  151. В.В. История русской философии. 4.1−2. -М., 1997−1998.
  152. В.В., Солнцев Н. В., Чалов Н. М. Русская философия в лицах. -М., 1997.
  153. История философии в СССР. Т.1−5. -М., 1969−1988.
  154. История философии. Т.1−6. М., 1957 1965.
  155. История философской мысли в Московском университете. М., 1982.
  156. Кант и кантианство. -М., 1978.
  157. М.М. Московский университет в конце 70-х и начале 80-х гг. прошлого века (Личные воспоминания). СПб., 1910.
  158. Л.А. Непрочитанная страница (Г.Г. Шпет — директор Института научной философии: 1921 1923) // Вопросы философии. 1995. № 10. С.95−117.69."Когда я вскоре буду умирать.": Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым (1928 1940). — М., «Эксмо», 2003.
  159. М. Индустрия идей: Русские общественно-политические и религиозно-философские сборники. М., 2000.
  160. И.М. Матвей Михайлович Троицкий: карьера против таланта // Выдающиеся психологи Москвы. Под ред. В. В. Рубцова, М. Г. Ярошевского. М.: ПИ РАО, МОПК, 1997.
  161. Н. П. За пятьдесят лет. <Воспоминания о Л. М. Лопатине> // Вопросы философии. 1993. № 11. Публикация И. В. Басина.
  162. А. Д. Философия, время, люди. Воспоминания и размышления декана философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: Олма-пресс, 2003.
  163. В.П. У истоков советской философской науки (1917−1922). -М., 1981.
  164. О.Е., Морозов Б. Н. Неизвестные русские учебные курсы философии // Историко-философский ежегодник 91. -М., 1991.
  165. В.А. Мыслители России: Избранные лекции по истории русской философии. — М.: Российское гуманистическое общество, 2005.-476 с.
  166. Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 1−2. СПб., 1998.
  167. В.П. Русские философы. Новосибирск, 1996.
  168. А. Философия Бергсона // Мысль и слово. T.l. М., 1917.
  169. Н. История нравственных идей XIX в. Критические очерки философских, социальных и религиозных теорий нравственности. 4.1. Немецкие учения. СПб., 1888.
  170. С.А. Очерки по истории русской философии. Франкфурт-на-Майне, 1968.
  171. Г. В. Сочинения. В 4-х т. М., 1989.
  172. Летопись Московского университета. 1755−1979. М., 1979.
  173. В. М. Из воспоминаний о Л. М. Лопатине // Исследования по истории русской мысли // Ежегодник под ред. М. Колерова. — СПб., 1997. С. 168−189.
  174. Л. М. В. С. Соловьев и князь Е. Н. Трубецкой // Вопросы философии и психологии. 1914. Кн. 119. С. 339 374.
  175. Л.М. Нравственное учение Канта // Вопросы философии и психологии, 1890, кн.4.
  176. Л.М. Положение этической задачи в современной философии // Вопросы философии и психологии, 1890, кн.2.
  177. Л. М. По поводу сочинения В. Ф. Эрна «Розмини и его теория знания. Исследование по истории итальянской философии XIX столетия // Вопросы философии и психологии. 1915. Кн. 127. С. 268 282.
  178. Л.М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни // Вопросы философии и психологии, 1890, кн.5.
  179. Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1911.
  180. А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990.
  181. А.Ф. Русская философия // Век XX и мир. 1988. № 2.
  182. А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  183. Н.О. Введение в философию. СПб., 1911.
  184. Н.О. Интуитивизм. М., 1992.
  185. Н.О. История русской философии. — М., 1991.
  186. Н.О. Обоснование интуитивизма. СПб., 1906.
  187. М. К. Мои воспоминания // Наше наследие. 1991. № 6.
  188. Московский университет и развитие общественно-политической и философской мысли в России. М., 1955.
  189. О.А. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С.Л. Франка. М., 2003.
  190. Наука и научные работники в СССР. Ч. 1−6. Л., 1926−1934.
  191. Новая философская энциклопедия в 4-х тт. М., 2001.
  192. Ф.Г. Павел Сергеевич Попов // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 137−150.
  193. Ф.Г. Работы о Достоевском П.С. Попова // Достоевский. Материалы и исследования.- СПб., «Наука», 2007. С. 380−394.
  194. С.В. С.Л.Франк как историк русской философской культуры. Дис.канд.филос.н.: Москва, 2007.
  195. Ницше: pro et contra: Антология Подгот.: Ю. В. Синеокая. СПб.: Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 2001.
  196. Ф. Философская встреча: Бергсон в России (19 071 917) / Перевод и предисловие Ирины Блауберг. М.: Модест Колеров, 2008. 432 с. (Серия: «Исследования по истории русской мысли». Том 13).
  197. Обозрение преподавания на историко-филологическом факультете Московского университета. М., 1890−1915.115. Образование. 1906. № 8.
  198. А. И. Лев Михайлович Лопатин. — Пг., 1922.
  199. Очерки по истории логики в России. — М., 1962.
  200. Очерки по истории философской и общественно-политической жизни в России: В 2 т. М., 1955 — 1957.
  201. А. Т. Философия в Московском университете (институциональные и кадровые аспекты до 1918 г.) // Вестник Московского университета. Сер.7. Философия. 1996. № 4.
  202. А. Т. Философия в Московском университете // Философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова: Очерки истории. М. 2002. С. 5 66.
  203. А.Т. Философия в Московском университете в послереволюционные годы. 1917 — 1941 // Философские науки. № 9. 2003. С. 100−117.
  204. Е.Г. На войне и после войны. М., 2005.
  205. М.К. Очерк биографии Г.Г. Шпета // Начала. 1992. № 1.
  206. П. (Чижевский). «Советская» философия // Современные записки. 1927. № 33.
  207. П. (Чижевский). Философские искания в Советской России // Современные записки. 1928. № 37.
  208. В.Ф. Университетская философия в России. Идеи. Персоналии. Основные центры. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института. 2003.
  209. В.Ф. Философская мысль в Советской России в первые годы после Октября (кон. 1917 — сер. 1921 г.) // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. — М., 1990. Вып.З.
  210. Э. JI. Голоса из невидимых стран // Дела и дни: исторический журнал. Пб., 1920. Книга первая.
  211. Э. JI. Очерк истории русской философии. СПб., 1912. 2-е изд. Пг., 1920.131. Шарль Ренувье
  212. Розанов Вас. Соч.: в 2 т. М., 1990.
  213. Русская философия. Конец XIX начало XX в. Антология. СПб., 1993.
  214. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., Наука, 1995.
  215. Русская философия. Словарь. — Под редакцией М. А. Маслина. М., 1995.
  216. Русская философия: философия как специальность в России. Вып. 1−2. М., 1992.
  217. Русская философия. Энциклопедия. Под общей редакцией М. А. Маслина. М., Алгоритм, 2007.
  218. Русская ницшеана: Библиогр. исслед.: Прил. к материалам II Всерос. науч. заоч. конф., посвящ. 100-летию со дня смерти Ф. Ницше Предисл. и сост. Б. В. Емельянова. Екатеринбург: Изд-во Ур. ун-та, 2000.
  219. Сведения об объеме требований, предъявляемых к экзаменующимся в историко-филологической комиссии. М., 1913.
  220. Словарь художественных терминов ГАХН. 1923 1929 гг. -Общая редакция и послесловие И. М. Чубарова. М.: Логос-Альтера, Ессе Homo. 2005.
  221. . Булгаковская энциклопедия. М., «Локид», «Миф», 1996.
  222. В. С. Письма. Т. IX. Пг., 1923.
  223. Вл. Неподвижно лишь солнце любви. Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников // Сост. А. А. Носов. М., 1990.
  224. Соловьевский сборник. Материалы международной конференции «B.C. Соловьев и его философское наследие». Москва, 28−30 августа 2000 г. М.: Издательство «Феноменология-Герменевтика», 2001.
  225. B.C. Собрание сочинений. Т.1−10. 2-е изд. СПб., 1911−1914.
  226. Н.Н. О задачах истории философии. СПб., 1893.
  227. Н.И., Силаков В. Д. Краткий очерк истории общей и математической логики в России. М., 1962.
  228. Тахо-Годи А. Лосев. М., 1997.
  229. М.М. Немецкая психология в текущем столетии. Историческое и критическое исследование с предварительным очерком успехов психологии со времен Бэкона и Локка. М., 1867.
  230. Л. Сочинения. М. Л., 1927. Т.21.
  231. Е. Н. Москва в конце восьмидесятых и в начале девяностых годов. Лопатинский кружок // Лопатин Л. М. Аксиомы философии. Избранные статьи. — М.: Российская политическая энциклопедия, 1996. С. 455−464.
  232. С.Н. Собрание сочинений. Т. 1−6. М., 1906−1912.
  233. Г. Первый биограф Михаила Булгакова и его «дело». Павел Попов в ОГПУ // Независимая газета. 12 марта 1998.
  234. М.М. Судьбы русской философии. 4.1−2. СПБ., 1904.
  235. Философия в СССР: версии и реалии (материалы дискуссии) // Вопросы философии. 1997. № 11.
  236. Философия Шеллинга в России. СПб, 1998.
  237. Философская энциклопедия. Т. 1 5. М., 1960 -1970.
  238. Философский сборник Л. М. Лопатину: к 30-летию научно-педагогической деятельности. От Московского психологического общества. 1881 1911. — М., 1912.
  239. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989.
  240. И.Г. Сочинения. В 2-х т. СПб., 1993.
  241. С.Л. Предсмертное. Воспоминания и мысли // С. Л. Франк. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
  242. С.Л. Сущность и ведущие мотивы русской философии. — Философские науки, 1990, № 5.
  243. С.Л. Русская книга о Фихте // Русская мысль. 1915. Кн. V.
  244. С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
  245. С.Л. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. СПБ., 1910.
  246. Зигмунд Фрейд. Психоанализ и русская мысль. М., 1994.
  247. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб, 1994.
  248. Г. И. Введение в философию. Киев, 1905.
  249. Г. И. К вопросу об априорности и врожденности в современной философии. Киев, 1982.
  250. И. М. История подготовки Словаря художественной терминологии ГАХН (1923 1929гг.) // Словарь художественных терминов ГАХН. 1923 — 1929 гг. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo. 2005. С. 479−493.
  251. М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1988.
  252. Шеллинг Ф.В. Й. Сочинения в 2-х т. М., 1989.
  253. П.С. Философские концепции преподавателей и выпускников Московского университета // Философия России XVIII века. -М., 1992.
  254. Г. Г. Очерк развития русской философии. 4.1. М., 1922.
  255. Г. Г. Сознание феноменологическое и реальное // ОР РГБ. Ф.718. К.22. Ед.хр. 15.
  256. Г. Г. Философия и история // Шпет Г. Г. Мысль и слово. Избранные труды. М., 2005.
  257. Г. Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы. М., 1914.
  258. Т.Г. Павел Сергеевич Попов как историк философии // Вопросы философии. 2008. № 2. С. 150−160.
  259. Т.Г. «Я пишу как эхо другого.» Очерки интеллектуальной биографии Густава Шпета. М., 2004.
  260. . Рецензия на кн. Л. М. Лопатина «Положительные задачи философии» // Логос. 1911−1912. Кн. 2−3.
  261. . О положении и задачах философии в России // Северные записки. 1915. Январь.
  262. . Очерки русской философии. Берлин, 1922.
  263. Л. Записки о Михаиле Булгакове. М.: Параллели. 2002.
Заполнить форму текущей работой