Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социетальное развитие сферы социального обслуживания: Опыт регионального исследования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На теоретическом уровне исследованы объективные предпосылки и этапы зарождения социального обслуживания и становления его как социальной системы, социального института и вида профессиональной деятельностивыявлены основные научные подходы к понятию института, объективные и субъективные факторы процесса институционализации, выделены признаки института, раскрыты его содержание, структура, функции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Системный анализ сферы социального обслуживания
  • Раздел
    • 1. 1. Становление сферы социального обслуживания в России и теоретико-методологические принципы ее формирования
  • Раздел
    • 1. 2. Структура системы социального обслуживания и ее компоненты Раздел 1.3.Системно-средовая концепция социального обслуживания

Социетальное развитие сферы социального обслуживания: Опыт регионального исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Становление в России института социального обслуживания означает, по существу, кардинальный поворот в отношении государства и общества к проблемам конкретного человека. Этот процесс протекает в нашей стране достаточно трудно и противоречиво, что обусловлено социально-экономическими преобразованиями, приводящими к росту численности социально уязвимого населения, нуждающегося в разного рода поддержке, в связи с этим исследование института социального обслуживания является особо необходимым в плане поиска предпосылок дальнейшего развития гражданского общества в России.

Создание института социального обслуживания детерминировано следующими объективными потребностями: в перераспределении общественных благв защите от нестабильности социально-экономического положенияв получении различных видов социальных услугв социальном контроле за девиантным поведением определенных групп населенияв индивидуальном подходе к оказанию социальных услугв реализации модели сотрудничества «клиент-специалист» в социальной работев подготовке квалифицированных кадров социального обслуживанияв составлении свода норм и правил для оказания всех видов услуг.

Анализ основных тенденций развития сферы социального обслуживания показывает, что на современном этапе ее нельзя рассматривать в отрыве от социальных институтов: образования, культуры, профессии, семьи, брака, религии, а также институтов политики, власти, государства, экономики, собственности, рынка и их межинституциональных механизмов. Эти механизмы стимулируют прогрессивные изменения в сфере социального обслуживания, что позволяет говорить о ее социетальном развитии.

Для удовлетворения сформировавшихся сегодня социальных потребностей в России развивается обширная и разнообразная 4 инфраструктура социального обслуживания. Деятельность входящих в нее учреждений позволяет корректировать социально-психологическое состояние наиболее уязвимых слоев населения, стабилизировать социальное самочувствие общества в целом, воздействовать на эти факторы с целью снижения уровня социальной напряженности, ее прогнозирования в будущем.

С принятием Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) система социального обслуживания стала органично включаться во все современные парадигмы развития российского государства. В программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (до 2004 года) социальное обслуживание в плане приоритетов социальной политики занимает достойное место рядом с образованием и здравоохранением. В данной программе акцентируется внимание на качестве социального обслуживания и расширении спектра предоставляемых населению социальных услуг.

Сфера социального обслуживания — одна из самых динамичных в социальной сфере. Показатели ее развития являются важнейшими критериями и характеристиками современного общества.

Важную роль в развитии системы социального обслуживания играют региональные факторы (уровень субъекта Российской Федерации), к которым следует отнести: масштабы социально-экономических ресурсов, национально-культурные традиции, менталитет населения региона. Эти факторы, несомненно, обуславливают особенности государственно-управленческих структур, специфику организационной и законотворческой деятельности, методов реализации социальной политики. Поэтому социальное обслуживание может рассматриваться как институт не только общегосударственного, но также и регионального масштаба. Именно учет региональных факторов значительно обогащает анализируемый материал и позволяет уточнить выводы. 5.

Актуальность избранной нами темы обусловлена следующими обстоятельствами. Во-первых, социологическая теория социального обслуживания и ее методологическое обоснование отстают от реального развития сферы социального обслуживания, играющей важную роль в решении многих социально-экономических, политических и нравственных проблем общества. Во-вторых, отсутствуют обоснованные теоретико-методологические подходы к исследованию сферы социального обслуживания населения в социологическом аспекте. В-третьих, практически не разработаны принципы системного подхода к анализу проблемы кадров социального обслуживания. В-четвертых, требует теоретического осмысления и обобщения разноплановая практическая деятельность, осуществляемая в рамках социального обслуживания. В-пятых, не исследовано влияние некоммерческих организаций (НКО) на развитие системы социального обслуживания, не определены механизмы взаимодействия НКО и государственных структур в этой сфере. В-шестых, не проведен анализ нормативно-правовой базы социального обслуживания с точки зрения его институционализации. В-седьмых, мало изучено влияние региональной составляющей процесса институционализации социального обслуживания на становление данного института в целом.

Степень разработанности проблемы. Решение вопросов системного подхода к социальному обслуживанию, его институционализации не может успешно осуществляться вне связи с современными достижениями теории и методики социологии социальной сферы, социологического анализа проблем социализации, социальной работы, социальной среды, а также социальной защиты населения.

У истоков развития теории и методологии социализации стояли Г. Тард, В. Уолтер и др. П. Сорокин обогатил методологию социализации, предложив свое видение этого процесса. Понятия, введеные им в научный оборот, позволяют точнее объяснить сущность, движущие силы и механизмы социализации. Р. Мертон показал, что в процессе социализации человек 6 может признавать или отвергать принятые в обществе ценности, следовать нормам либо отклоняться от них. По Парсонсу, главным средством поддержания социального равновесия является социализация. Сущность социализации в русле гуманистической социологии раскрыта А. Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерсом. В России значительный вклад в разработку концептуальных подходов к исследованию процессов социализации внесли Г. Н. Андреева, JI. С. Выготский, И. С. Кон, Б. Д. Парыгин, и др.

Важное значение для понимания сущности поставленной проблемы имеют публикации, посвященные принципу системности. Родоначальник немецкой классической философии И. Кант рассматривал правовое гражданское общество как особую социальную систему. Обобщив идеи своих предшественников, он сумел создать теоретическую модель современного ему буржуазного общества. Г. Гегель сформулировал законы общественного бытия, в соответствии с которыми все начала — духовное и материальное, статическое и динамическое, объективное и субъективноетесно увязываются между собой. О. Конт в качестве основы своей социальной науки, призванной стать организующей силой общества, выдвинул идею социальной системы. Он считал, что нет смысла изучать отдельные социальные явления вне их связи с другими явлениями и элементами общества, равно как и с обществом в целом. Попытки системного исследования общества предпринимались многими выдающимися философами и социологами классического периода: J1. фон Визе, К. Марксом, В. Паретто, Г. Спенсером, и др. Наибольших успехов в создании общей теории социума добился Т. Парсонс. Опираясь на идеи указанных выше ученых, он создал целостную социологическую модель, охватывающую структуру и функции любого элемента социальной системы, описал, как включены в эту систему и взаимодействуют друг с другом индивиды и социальные группы, выполняющие в рамках системной целостности дифференцированные функции. 7.

В России одним из предшественников тех исследователей, которые являются сторонниками структурно-функционального подхода к анализу социальных систем был Н. Я. Данилевский. Он считал, что общество не представляет собой нечто единое, но есть сумма национальных общественных организмов, развивающихся на основе морфологического принципа, по собственным имманентным законам. Каждый же общественный организм рассматривался им как устойчивая целостность в меняющейся среде. По мнению П. И. Новгородцева, общество в качестве как социального целого есть создание отдельных лиц, которые конституируют культуру как индивидуальные переживания исторических субъектов. Следует отметить, что вопросы системного подхода, системного анализа, системных исследований достаточно основательно разработаны в отечественной научной литературе (труды А. Н. Аверьянова, В. Г. Афанасьева, П. В. Волобуева, Э. Г. Юдина и др.).

Общеметодологические и теоретические проблемы социологического анализа социальной сферы освещаются в работах В. Э. Горлина, В. И. Жукова, А. Г. Здравомыслова,, К. И. Микульского, Г. И. Осадчей, Т. Парсонса, В. Г. Попова, В. Н. Расторгуева, Н. М. Римашевской, М. Н. Руткевича, Ж. Т. Тощенко, А. К. Уледова, В. А. Ядова и др. Раскрытию содержания категории «социальная сфера» посвящены работы B.C. Барулина, В. Н. Иванова, Г. М. Каца, и др. Структура социальной сферы изучается в работах С. А. Шавеля, Г. В. Осипова. Большинство из указанных авторов пришли к выводу о целесообразности и эвристической продуктивности сферного подхода к анализу общества. Уровневый анализ, проведенный B.C. Барулиным, представляет убедительную аргументацию в пользу выделения в структуре общества основных сфер.

Все исследователи едины в признании существования материальной и духовной сфер. Многие ученые к числу основных относят также экономическую и политическую сферы. Впервые в ряду важнейших общественных систем была названа и социальная сфера. Далее можно 8 констатировать более или менее прозвольное выделение различных сфер: «семейно-бытовой» (А.К. Уледов), «производственной», «научной» (В.М. Соколов) и т. п.

Большой вклад в изучение феномена социальной политики внесли В. Зомбарт, Дж. Роулз, Дж. Смит, Ю. Хабермас и другие зарубежные философы и социологи. Разнообразные подходы к социальной политике демонстрируют в своих работах российские ученые — И. А. Григорьева, Т. А. Заславская, Г. И. Осадчая, Б. В. Тихомиров, Е. И. Холостова и др.

Процессы социальной дифференциации и интеграции различных слоев регионального социума раскрыты в трудах П. Блау, М. Вебера, Р. Мертона, Н. Смелзера. Анализ развития социальных институтов и процессов в регионе как самостоятельное научное направление представлено в работах школы А. И. Сухарева. Особенности функционирования региональных социальных систем в рамках политико-территориальных структур общества исследуются в работах Д. В. Доленко. История и развитие региональных систем социальной защиты населения находят свое отражение в работах Г. П. Кулешовой и В. М. Сидоркиной. Проблемы региональной специфики социальной политики, особенности ее разработки и реализации в различных регионах России привлекают большое внимание представителей социальных наук, в том числе, и в качестве тем диссертационных исследований (В.М. Данилина, Л. И. Дурова, Э. А. Манукьян, С. Н. Смирнов, JI.B. Терехова и др.).

Активно издаются в последние годы исследования по теории, методологии и методике социальной защиты, социальной работы, среди которых прежде всего следует отметить публикации зарубежных ученых, таких как Г. Зиммель, В. Паретто, Ф. Теннис, и др., а также труды целой плеяды отечественных исследователей — С. И. Григорьева, Л. Г. Гусляковой, Н. С. Данакина, П. Д. Павленка, A.M. Панова, В.Н. Смирновой-Ярской, А. С. Сорвиной, М. В. Фирсова и др. В них анализируются вопросы взаимосвязи социальной политики и социальной работы, а также рассматриваются процессы формирования и развития сферы социального обслуживания в 9 нашей стране. Отдельные элементы и направления социальной защиты различных категорий и групп населения (семья, женщины, молодежь, инвалидов и т. п.) изучаются в трудах В. Н. Архангельского, Л. Ф. Безлепкиной, А. Г. Волкова, С. В. Дармодехина, Э. А. Манукьяна, Л. И. Савинова, Т. В. Шеляг и др.

Важное место в работах отводится методологическим и психологическим проблемам деятельности социального работника, его профессионально-личностного развития, методам оказания им социальных услуг и их содержанию. Трудно переоценить значение исследований по вопросам профессиональной подготовки работников социальных служб (труды В. И. Жукова, А. С. Сорвиной, JI.B. Топчия, Е. И. Холостовой, Н. Б. Шмелевой и др.).

Многие ученые уделяют пристальное внимание процессу формирования социальных институтов. В числе авторов такого рода исследований — М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д. К. Норт, Т. П. Парсонс, и другие зарубежные социологи конца XIX — первой половины XX века. Они исследуют процессы общественной дифференциации, роль традиционных регуляторов поведения и распространение индивидуализма как модели поведения. Так, Э. Дюркгейм отмечает значимость институтов-норм, которые продолжают играть важную роль в регулировании человеческой деятельности, несмотря на переход от общества традиций к обществу с амбивалентными ценностными установками, и являются механизмами, создающими связь между индивидом и обществом. Т. Парсонс рассматривает культурную, социальную, личностную и органическую парадигмы современного общества, развивающиеся в русле двух взаимодополняющих процессов: непрерывной дифференциации структур и соответствующего усиления адаптационных возможностей. Он выстраивает достаточно последовательную схему анализа основных институтов общества, функций, выполняемых ими, и динамики их изменения. Д. Норт связывает осознание необходимости становления социальных институтов с эпохой перехода от.

10 непосредственного общения к опосредованному, от осуществления единичных трансакций к многократному совершению единообразных, повторяющихся действий. Он указывает, что в результате подобных изменений возросла социальная неопределенность, обусловленная нелинейностью процессов, неоднозначностью последствий, поведенческим плюрализмом и это требует создания сложных институциональных структур, которые лимитировали бы свободу участников данных процессов.

Специфику социальных институтов постиндустриального общества, роль политики в сфере социальной защиты, место услуг в современной социальной деятельности исследует Ю. Хабермас. Он указывает на значение демократических процедур для легитимации социальных институтов и выделяет формирование субъективных социальных институтов, таких как общественное мнение. Он считает, что в цивилизованном обществе на первый план должна выдвигаться социальная политика.

Ряд авторов, например К. Поланьи, указывают на взаимосвязь социальных и экономических институтов при ведущей роли именно социальных институтов. В отечественной социологии накоплен большой опыт исследования процессов институционализации различных социальных феноменов (например, Л. И. Дурова изучает институционализацию социальной политики, Г. Б. Кораблеваинституционализацию образования, А. И. Антонов, А. И. Кузьмин — институционализация семьи и т. д.).

В то же время в научной литературе недостаточно анализированы те аспекты системного подхода, которые позволяют раскрывать социетальный характер развития сферы социального обслуживания и обусловленность процессов его институционализациианализировать теоретические проблемы, касающиеся сущности институционализации социального обслуживанияобъективных и субъективных факторов его становления, а также методологические противоречия между микрои макроуровнями исследования системы социального обслуживания. До сих пор социальное обслуживание не рассматривалось в русле актуальных проблем.

11 социетального развития, понимаемого как результат преодоления кризиса отношений и процессов на уровне общества в целом. Дальнейшего изучения и осмысления требуют проблемы нормативно-правового обеспечения института социального обслуживания, становления кадрового корпуса как необходимого его компонента, роль организаций «третьего сектора"1 в расширении услуг и улучшении их качества, особенно на уровне регионов и другие вопросы.

Цель исследования — определить сущность социетального развития и содержание институционализации системы социального обслуживания на основе выявления региональных закономерностей ее функционирования.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решались следующие задачи:

— проанализировать и концептуально обосновать возникновение в практике мировой цивилизации феномена социального обслуживания, на основе системного подхода охарактеризовать его сущностную природу, основные тенденции развития, в том числе региональные модели для выявления возможности реализации институционального подхода к сфере социального обслуживания;

— дать определение понятий «социальное обслуживание» «социальный институт социального обслуживания», раскрыть структуру института, объективные и субъективные факторы институционализации;

— рассмотреть сферу социального обслуживания с точки зрения системного подхода, отразив принципы системности в исследовании процессов его развитиявыявить специфические черты компонентов институционализации социального обслуживания;

— сформулировать основные методологические подходы к теории и практике социального обслуживания населения, рассматриваемого с точки зрения социетального развитияпоказать значение, место и роль системного.

1 Мерсиянова И. В. Взаимодействие органов местного самоуправления и организаций Третьего сектора: проблемы институционализации.-В кн.: Органы местного самоуправления и негосударственные некоммерческие организации: отношения партнерства.-Новосибирск:ИДМИ, 1999.

12 подхода и структурно — функционального анализа в оказании социальных услуг населению;

— выделить основные и специфические функции социального обслуживания и его компонентов с точки зрения социетального развития;

— раскрыть специфику современного подхода к институтам социальной среды и его отличия от традиционного, сущность и содержание процесса институционализации социальных явлений как фундаментальной проблемы развития социальной сферы в современных условиях;

— провести анализ теоретико-методологических подходов к содержательно-деятельностным основам нового социального института с точки зрения его социетального развития;

— проанализировать процесс формирования регионального института социального обслуживания (на примере Свердловской области) и показать его связь с объективными социальными условиями в регионе;

— обосновать выводы и предложить конкретные рекомендации по оптимизации дальнейшего развития института социального обслуживания населения в регионе Российской Федерации.

Объект исследования — процесс институционализации социального обслуживания.

Предмет исследования — региональный институциональный аспект социального обслуживания населения.

Гипотеза исследования — развитие сферы социального обслуживания носит социетальный характер тогда, когда происходит переход от нестабильного феномена социального обслуживания к устойчивой и воспроизводящейся формекогда создается институт социального обслуживаниякогда укрепляются внутриинституциональные и межинституциональные связикогда происходит эффективное влияние механизма взаимодействия «личность-среда» в процессе социализации на развитие социальной среды и общества в целом.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологической основой исследования послужила совокупность взглядов ведущих российских и зарубежных исследователей на систему современного общества, процессы социализации, институционализации, сущность и проблемы развития социальных институтов (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Д. Норт, Т. Парсонс, Г. Тард, Н. Б. Костина, Н. И. Лапин, А. Н. Олейник, С. С. Фролов и др.). Автор опирается на современные теории социального государства, социальных институтов, системный и структурно-функциональный анализ, методологию социологического анализа экономических явлений и демографических процессов, теорию и методологию социальной работы. В исследовании учитывались законы неравномерности биосистем, объективной значимости социального обслуживания для преодоления кризисных ситуаций, а также социальной мобильности, социального взаимодействия и социальных отношений, развития социальной структуры и др.

В основе исходной теоретико-методологической позиции исследователя, лежат диалектико-материалистические взгляды на окружающую действительность и соответствующий инструментарий исследования.

Важное значение для формирования базисной концепции исследования помимо системного подхода, имеют структурно — функциональный анализ, с помощью которого определено назначение каждого компонента и системы в целомфакторный подход, позволяющий выявить и классифицировать противоречия, заложенные в процессе социетального развития и действующие в процессе институционализации социального обслуживанияантропосоциальный подход, позволяющий исследовать условия, необходимые для личностного развития индивида, а также профессионального развития кадров в процессе их подготовки и профессиональной деятельностиличностно-деятельностный подход как основа взаимодействия «клиент-специалист».

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использован комплекс методов и методик исследования, адекватных природе изучаемого явления, в том числе: исторический, системный подходы, метод экспертных оценок, опросно-диагностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, интервью), используемые для диагностики и анализа состояния и социетального развития сферы социального обслуживания населения, а также методы, включающие констатирующий и формирующий эксперименты.

Этапы исследования охватывают период 1991 — 2002 гг.

На первом этапе (1991 — 1993 гг.) осуществлялось изучение проблем социальной защиты населения (социальное обеспечение, социальная помощь, социальные пособия, социальные льготы, нормативно-правовое обеспечение, состояние кадрового потенциала).

На втором этапе (1993 — 1995 гг.) производился анализ отечественной литературы по вопросам защиты прав человека, социальной работы, профессиональной деятельности социальных работниковосуществлялась систематизация и обобщение теоретического и накопленного эмпирического опытаразрабатывалась концепция исследования, определялась тема исследования.

На третьем этапе (1995 — 1997 гг.) разрабатывались теоретико-прикладные вопросы содержания, форм, методов работы специалистов по социальной работеопределялось содержание организационно-управленческих решений по созданию учреждений социального обслуживания, нормативно-методической базы их деятельностиосуществлялась апробация авторских моделей социального обслуживания семьи и детей, авторских проектов областных законов социальной направленностиобосновывались и разрабатывались критерии оценки эффективности предлагаемых моделей.

На четвертом этапе (1997 — 2002 гг.) продолжилось внедрение научно-методического обеспечения системы социального обслуживанияпроводилась разработка авторских учебных программ и учебных планов подготовки кадров социального обслуживанияосуществлялась деятельность по формированию регионального компонента институционализации социального обслуживанияподводились итоги исследования и оформлялась диссертация.

Эмпирическую базу исследования составили: социологическое исследование по изучению влияния социальной среды на социальное самочувствие 1500 респондентов, представленных жителями трех значимых городов Свердловской области: крупного города (более 1 млн. жителей), среднего города (более 150 тыс. жителей) и города с населением менее 50 тыс. человек. Анализировалось отношение населения к социальному обслуживанию на фоне других социальных проблемсоциологический опрос 280 специалистов социальных служб по изучению кадровой проблемы в сфере социального обслуживания Свердловской области и выяснению отношению 150 клиентов к работе опрошенных специалистов по социальной работеэкспертный опрос 126 специалистов управленческого звена социальной сферы методом формализованного интервью по оценке эффективности системы управления в социальной сфере в условиях реформ. Использованы также статистические данные по Свердловской области и Российской Федерации и материалы Управления архивами Свердловской области. Материалы для исследования предоставили органы управления и учреждения социального обслуживания Министерства социальной защиты населения Свердловской области, Российский государственный профессионально-педагогический университет, Уральский межЦентр обучения персонала.

Научная новизна исследования заключается в анализе сферы социального обслуживания с точки зрения ее социетального развития, использовании системного, институционального, институционально.

16 средового подходов к изучению феномена социального обслуживания, исследовании различных предметных областей социального обслуживания (системы, института и профессиональной деятельности).

В области методологии познания в социологической науке введены и практически апробированы применительно к исследованию социального обслуживания системный, культурологический, аксиологический, праксиологический методы исследования. На их основе предпринято целостное социологическое исследование регионального процесса институционализации социального обслуживания крупнейшего региона России — Свердловской области, который рассматривается в исследовании как целостная социальная система.

Обоснован новый понятийно-категориальный аппарат, характеризующий как общепринятые социологические термины, так и новые понятия, введенные в связи с изучением процесса институционализации социального обслуживания, а также его регионолизации — даны определения «социальное обслуживание», «институт социального обслуживания», «социализация в социальном обслуживании», «сервисная социализация», «региональный институт социального обслуживания», «социальная субъектность» и другие.

В научно-теоретической области исследованы объективные предпосылки и этапы зарождения социального обслуживания и становления его как социальной системы, а затем как социального института, выявлены основные научные подходы к понятию института, объективные и субъективные факторы процесса институционализации, выделены признаки института, раскрыто содержание, структура, функции, предложена целостная концепция его развития в социальной среде. Раскрыты теоретические и организационные основы развития нового института, сделан анализ показателей его развития как составной части социальной сферы, социальной среды. Показана взаимосвязь нового института с критериями эффективности социального государства с точки зрения личностного развития. Раскрыты.

17 особенности процесса регионолизации института социального обслуживания.

Исследован и обобщен опыт правового регулирования в области социального обслуживания в рамках нового социального института.

Рассмотрена в качестве одной из главных проблем реформирования социальной сферы проблема профессиональных подходов социальных работников к обслуживанию населения. Дано понятие, раскрыта структура профессионализма, а также основные тенденции развития института социального обслуживания с точки зрения улучшения кадровой работы. Теоретическая значимость исследования.

Данная работа представляет собой результат теоретико-экспериментального исследования проблем становления и развития сферы социального обслуживания, которые впервые рассматриваются с точки зрения общественного развития в рамках структурно-функционального и институционального подходов.

Оба подхода в качестве единицы анализа предполагают социальную систему, но структурный функционализм интересует социальная система как таковая в обобщенном виде, а институционализм социальную систему рассматривает как институт, т. е. как систему норм, стандартов и социальных ролей, организующую и регулирующую взаимодействие социальных общностей в более масштабной социетальной системе. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— показана эволюция сферы социального обслуживания в историческом развитии;

— определены новые подходы к социологическому исследованию сферы социального обслуживания;

— разработаны модель системы социального обслуживания и концепции его развития: системно-средовая, социетального развития, профессионально-деятельностная;

18 выстроена модель исследования институционализации системы социального обслуживанияопределены объективные причины и особенности ее формирования, функции, выполняемые институтом социального обслуживания, и динамика их изменения, при основополагающем значении регионализации этого институтаопределены системные функции социального обслуживания и социетальные функции института социального обслуживания- - уточнены и обоснованы социологические понятия, отражающие специфику социального обслуживания в индустриальном и постиндустриальном обществе, позволяющие выделить исследуемую проблему в качестве актуального направления научного поиска в области теории, методики и практики социологии с использованием социальных механизмов.

Практическая значимость исследования связана с внедрением наших разработок в различных областях практики социального обслуживания.

Так, приняты и введены в действие законы Свердловской области: «О защите прав ребенка» (1995 г.), «О внесении изменений и дополнений в Областной закон «О защите прав ребенка» (2001 г.), «О внесении изменений и дополнений в Областной закон «Об органах опеки и попечительства в Свердловской области» (2001 г.), «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Свердловской области» (2001 г.), разработанные при нашем непосредственном участии и под нашим руководством.

Системная модель механизма управления, предложенная нами и принята на региональном уровне, может быть приспособлена и использована в практике развития института социального обслуживания на федеральном уровне. Предложена нами концепция развития института социального обслуживания с использованием институционально — средовых подходов, может быть задействована в качестве одного из способов устранения кризисных ситуаций в современном трансформирующемся обществе. Ее применение.

19 дает возможность совершенствовать технологии деятельности за счет укрепления межинституциональных механизмов, когда приоритет отдается социализации личности, формированию интеллектуальных способностей людей, их умению использовать собственные ресурсные системы и развивать навыки продуктивного поведения в трудных жизненных ситуациях. Выявление организационных возможностей социального обслуживания как социального института выступает основой для укрепления социальных связей, обновления партнерских отношений в налаживании взаимодействия с организациями «третьего сектора» и другими институтами гражданского общества.

Программы специальных учебных курсов, разработанные нами, позволяют значительно приблизить слушателей к предмету и усилить их практическую составляющую профессиональной подготовки в сфере социального обслуживания.

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается источниковой базой, включающей в себя философские, социологические работы и нормативно-правовые материалы в области изучения системы современного общества, социологии социальной сферы, социальной защиты населенияприменением методологии социологических исследований и использованием методов, адекватных целям и задачам исследованиясочетанием количественных и качественных методов анализа. Достоверность обеспечивается также достаточной длительностью (более десяти лет) и неоднократной повторяемостью опытно-экспериментальной работы, позволяющей провести объективный анализ уровня системности социального обслуживания, его институционализациирепрезентативностью объема выборок, статистической значимостью полученных данныхапробацией и внедрением основных положений исследования в учреждениях социального обслуживания региона, а также в законодательной базе региона и в деятельности высших учебных заведений.

Положения, выносимые на защиту:

— принципы, содержание и формы социального обслуживания на всем историческом пространстве определялись социокультурным и социально-экономическим аспектами развития общества, потребностями человека и всегда способствовали поддержанию социального мира и равновесия в обществесоциальное обслуживание есть открытая система, которая не ограничивается достижением узкопрактических целей (социальная помощь конкретному человеку), а несет в себе цивилизационное значение, взаимодействуя с другими институтами социальной сферы и выполняя с одной стороны, роль общественного амортизатора, а с другой — обогащая и развивая социальную сферу и ее институты;

— сфера социального обслуживания складывается как целостная система, структурно-функциональный анализ которой осуществляется с использованием системного, культурологического, аксиологического и праксиологического подходов;

— критерием качества социального обслуживания для призреваемых, находящихся в трудной жизненной ситуации, является формирование у них социальной субъектностиа для социально активных слоев, желающих получать социальные услуги, — повышение уровня социальной субъектности, то есть улучшение качества жизнедеятельноститаким образом, потребность в социальном обслуживании определяют представители различных слоев общества, а не только находящиеся в трудной жизненной ситуации;

— использование институционального, социетального и стратификационного подходов позволяет раскрыть основания и корни особой общественной роли социального обслуживания, его способности оказывать существенное влияние на развитие личности, социальных групп и общества. Сущностью социального обслуживания является участие в обеспечении единства общества и личности в целях их воспроизводства, что фиксируется в достижении индивидом социальной субъектности и формировании у него потребности в повышении качества жизнедеятельности;

— модель социального обслуживания основывается на использовании понятия «сервисная социализация», в результате которой совокупный индивид, социальная группа приобретают социальную субъектность. Особенность сервисной социализации заключается в том, что на первое место по влиянию на клиентов социальных служб, имеющих разную начальную степень социальной субъектности, выходят технологии социального обслуживания, задача которых состоит в изменении форм и механизмов реализации взаимодействия индивида (группы) с социальной средойрешают которуюпрофессиональные специалисты, использующие комплексные методы, разработанные на основе достижений разных социальных наук (философии, педагогики, психологии, экономики и др.) — целостность системы социального обслуживания обеспечивается совокупностью взаимодополняющих функций и свойствами социальной структуры. Развитие системы социального обслуживания происходит по мере развития потребностей и способностей человека, формируемых благодаря совокупности качеств других социальных систем социальной среды, и их внешнего взаимодействия;

— социальное обслуживание проявляет себя в различных формах: как система, институт и вид профессиональной деятельности;

— институт социального обслуживания возникает в результате объективных потребностей людейспецифика его формирования определяется, с одной стороны, социетальным характером его развития, а с другой, личностной ориентацией, что не только стимулирует становление личности, но и позволяет более органично соединять личные и общественные потребности;

— институционализация социального обслуживания рассматривается как с точки зрения классического, так и современного (институциональносредового) подходов, т. е. преобразование социального явления в устойчивый воспроизводящийся институт проходит через процесс становления социального законодательства, организационно-управленческих и кадровых основ, формирование системы ценностей, институциональной этики и.

22 сознания, зависящий от социальной среды и межинституционального взаимодействия с институтами общества в целом и социализирующейся личностью в частности;

— профессиональная мобильность специалистов, работающих в сфере социального сервиса, становится механизмом в достижении социальной субъектности индивидов, которая в значительной степени зависит от социальной позиции человека в обществе, но определяется особенностями его сервисной социализации;

— социальное обслуживание является подсистемой социальной сферы общества, основной составляющей системы социальной защиты, вспомогательным институтом по отношению к базовым институтам общества, обладающим как их свойствами и функциями, так и особыми функциями, свойственными институту социального обслуживанияинтернализационной, социозащитной и стратификационной. Как основные, так и особые функции института социального обслуживания в трансформирующемся российском обществе являются амбивалентными, размытыми, реализуемыми не в полном объеме. Противоречия в системе социального обслуживания являются стимулами его восхождения на качественно новый уровень;

— стратификационное назначение института определяется формированием и регулированием структуры общества с точки зрения способности его членов к достижению социальной субъектности, приводящее к интеграции и дифференциации социальных общностей, регулированию статусов членов общества;

— новые тенденции в социетальном развитии института социального обслуживания, обусловливающие особенности связи между институтами: единство интеграционных и дифференционных процессов в функционировании институтов социальной сферыкоординацию и взаимодополняемость основных функций институтовстремление к универсализации институциональных и межинституциональных норм;

23 повышение роли учреждений в обеспечении деятельности институтовусиление личностно-развивающего компонента в подготовке кадров для социальных служб — должны способствовать утверждению в обществе центральной роли семейных групп (вместо индивида, группы, нации);

— институт социального обслуживания может функционировать лишь при участии в его деятельности государства, некоммерческих организаций и активном, опережающем развитии региональной составляющейна региональном уровне формируются определенные модели социального обслуживания, специфика которых обусловлена национально-историческими процессами и менталитетом населения, уровнем региональной ресурсной обеспеченности, состоянием массового сознания населения. Региональный институт социального обслуживания складывается как целостная система, которой присущи такие важнейшие признаки, как: целевой, формационный, воспроизводственный, структурный, территориальный, рефлекторный;

— дальнейшее развитие социального обслуживания будет обеспечиваться в процессе реформирования общества, изменения социальной среды, выведения сервисных функций семейных групп в общество и закрепление их за институтом социального обслуживанияпреобразования как объективных условий социально-экономического развития, так и традиционных представлений и ожиданий населения.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи и результаты диссертационного исследования отражены в 3 монографиях, 1 учебном пособии и статьях. Всего опубликовано более 40 работ, их объем составил более 36 печатных листов.

Результаты исследования регулярно заслушивались и обсуждались на коллегии Министерства социальной защиты населения Свердловской области, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав правительства Свердловской области.

Основные научные положения и результаты экспериментальной работы докладывались на международных семинарах по проблемам социальной.

Заключение

.

Исследование состояния и уровня разработки проблемы становления социального обслуживания привело к поиску объективных основ, определяющих характер и специфику социального обслуживания, как важнейшей отрасли социальной сферы, также тенденции его развития.

Исследование выполнено в работе на трех уровнях познания теоретическом, методологическом и методическом.

На теоретическом уровне исследованы объективные предпосылки и этапы зарождения социального обслуживания и становления его как социальной системы, социального института и вида профессиональной деятельностивыявлены основные научные подходы к понятию института, объективные и субъективные факторы процесса институционализации, выделены признаки института, раскрыты его содержание, структура, функции, предложена целостная концепция его развития в социальной среде. Показаны теоретические и организационные основы развития современного института, его отличия от традиционного, дан анализ показателей его развития как составной части социальной сферы, социальной среды. Раскрыта взаимосвязь нового института с критериями эффективности социального государства с точки зрения личностного развития. Выявлены особенности процесса регионализации института социального обслуживания. Исследован и обобщен опыт правового регулирования в области социального обслуживания в рамках нового социального института. Рассмотрена в качестве одной из главных проблем реформирования социальной сферы проблема профессиональной деятельности социальных работников в обслуживании населения. Дано понятие и раскрыта структура профессионализма, а также выявлены основные тенденции развития института социального обслуживания с точки зрения улучшения кадровой работы.

На методологическом уровне введены и апробированы применительно к исследованию социального обслуживания системный, культурологический, аксиологический, праксиологический методы исследования. На их основе.

316 предпринято целостное социологическое исследование регионального процесса институционализации социального обслуживания крупнейшего региона России — Свердловской области, который рассматривается в исследовании как целостная социальная система. Обоснован новый понятийно-категориальный аппарат, характеризующий как общепринятые социологические термины, так и новые определения, введенные в связи с изучением процесса институционализации социального обслуживания, а также его регионализации. Даны определения «социальное обслуживание», «институт социального обслуживания», «социализация при социальном обслуживании», «сервисная социализация», «социальная субъектность», «региональный институт социального обслуживания» и др.

На методическом уровне использован комплекс методов и методик исследования, адекватных природе изучаемого явления, в том числе исторический, системный подходы, метод экспертных оценок, опросно-диаг-ностические методы (включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, интервью), примененные для диагностики и анализа состояния и соци-етального развития сферы социального обслуживания населения, а также методы, включающие констатирующий и формирующий эксперименты.

Результаты исследований были использованы при разработке законов Свердловской области (приложение 34), действующих в настоящее время, региональной структуры управления социальным обслуживанием семьи, женщин и детейкачественно новых технологий социального обслуживания (приложение 35) — а также учебных планов и программ подготовки профессиональных кадров (приложение 36).

Институциональное оформление социального обслуживания, происходящее в последние годы, позволило нам, используя стратификационный, институциональный, социетальный подходы, выдвинуть новые концептуальные трактовки сущности и роли социального обслуживания в обществе. В рамках этих научных подходов раскрываются.

317 основания и корни особой общественной роли социального обслуживания, его способности оказывать существенное влияние на развитие личности, социальных групп и общества в целом.

Процесс становления института социального обслуживания происходит достаточно сложно и противоречиво, что обусловлено:

• недостаточностью разработки теоретико-методологических основ развития института;

• отсутствием в обществе и государстве современной концепции социального обслуживания, предполагающей понимание значения социального обслуживания в плане социетального развития;

• скудностью финансовых и материальных ресурсов, необходимых при росте численности социально уязвимого населения, а также при увеличении потребности других категорий населения в качественных социальных услугах;

• консервативностью мышления руководящих кадров института социального обслуживания, некомпетентным вмешательством в технологические процессы обслуживанияотсутствием нужного контингента профессионально подготовленных социальных работников, который позволил бы ликвидировать «ножницы» между потребностями населения в социальных услугах и возможностями социальных служб.

Институциональный подход позволяет по-новому подойти к социологическому анализу социального обслуживания. Институт социального обслуживания как форма и способ его существования имеет свои предпосылки и возникает в результате объективных потребностей людей. Специфика формирования институциональных основ сферы социального обслуживания определяется тем, что изначально она развивается в тесной связи с институтами семьи, образования, культуры и др. и имеет амбивалентную сущность, т. е. одновременно носит социетальный характер и характеризуется личностной ориентацией, что не только стимулирует.

318 становление личности, но и позволяет более органично соединять личные и общественные потребности.

Поскольку основу института социального обслуживания составляют социальные общности, принадлежность к которым определяет уровень средовой социализации индивида, то в современном обществе он превращается в один из стратификационных институтов, что и обуславливает его роль и функциональное назначение.

Развитие общества идет таким путем, что сами общественные потребности не только формируются, но и реализуются в тесной связи и взаимодействии различных институтов. Социальные механизмы, возникающие при институционализации социального обслуживания, расширяют представления о регулировании внутри — и межинституциональных взаимодействий. Связи между институтом социального обслуживания и институтами государства, экономики, семьи, образования, культуры и др. в современном обществе начинают носить настолько взаимодополняющий и взаимообуславливающий характер, помогая повысить социальную значимость и эффективность каждого института, что, с одной стороны, реализация отдельных функций института социального обслуживания становится невозможной без перечисленных выше институтов, а с другойвсе институты социальной сферы претерпевают изменения под влиянием института социального обслуживания. Это позволяет говорить о соци-етальном характере развития сферы социального обслуживания, состоящей из института, системы социального обслуживания и человеческого потенциала, определяемого уровнем социальной субъектности каждого индивида.

Исследование показало, что, как и большинство институтов, институт социального обслуживания становится подвижным во времени и пространстве, прозрачным и проницаемым для других институтов. По мере развития общества и его модернизации структура сферы социального обслуживания приобретает гибкий, полифункциональный характер, что.

319 позволяет ей успешно функционировать и решать сложные задачи. В своей нормативной, поведенческой и ценностной основе институциональные элементы все в большей мере соответствуют нормам правового, демократического общества.

Деятельность института социального обслуживания обеспечивает помощь человеку в приобретении качеств самодостаточности за счет изменения форм и механизмов взаимодействия с социальной средой, а следовательно, преодолении проблем, сложных жизненных ситуаций, что приводит к серьезным положительным изменениям.

Изучение социального обслуживания как самостоятельного института общества — достаточно новый подход для российской социологической науки, который только начал формироваться и может быть использован при интернализации моделей, концепций и подходов.

Основные тенденции развития сферы социального обслуживания будут определяться укреплением межинституциональных механизмов, таких как престиж благополучной семьи, рынок социальных услуг, рынок труда и других, стимулирующих прогрессивные изменения в стратификационной структуре общества, способствующих вертикальной мобильности индивидов и созданию крепкого среднего класса.

Немаловажная роль при этом отводится профессиональной мобильности специалистов, работающих в сфере социального сервиса, которая становится механизмом в достижении социальной субъектности индивидов, зависящей от социальной позиции человека в обществе, но в значительной степени определяемой особенностями его сервисной социализации.

Проведенное нами исследование позволяет интерпретировать региональный институт социального обслуживания как становящуюся структуру, формирование которой не завершено, а противоречивость объективно обусловлена. Можно также предположить, что подобное состояние будет сохраняться в обозримом будущем по причинам не только объективного, но и субъективного характера.

Структура регионального законодательства в социальной сфере не в полной мере воспроизводит структуру соответствующего федерального регулирования, а часто идет впереди федерального законодательства, что обусловлено определенным отставанием реагирования общероссийского уровня власти на потребности местного сообщества. В настоящее время происходит выравнивание в количественном и качественном аспектах региональных и федеральных законов социальной направленности, а их доля в общем объеме нормативного правового регулирования увеличивается. В системе источников этого регулирования преобладают акты исполнительных органов государственной власти. В то же время практика законодательного регулирования социальной сферы на федеральном уровне показывает, что принятие региональных нормативно-правовых актов по регулированию отдельных секторов социальной сферы является наиболее действенным средством своеобразной «оптимизации» процесса социального регулирования на уровне Российской Федерации. Такие законы создают более явные гарантии для защиты социальных прав граждан и являются фундаментом для развития всей последующей системы нормотворчества не только в субъекте Российской Федерации, но и в целом в стране.

Социальное обслуживание будет и дальше способствовать развитию института социальной защиты населения и социальной сферы в целом, если само будет развиваться в соответствии с предложенными в данном исследовании концептуальными подходами. Сфера социального обслуживания требует дальнейшего теоретического исследования с учетом достижений современной социологии.

Предложенный нами подход к социальному обслуживанию позволит формировать научно обоснованные и практически реализуемые комплексные программы социального обслуживания с учетом межинституциональных взаимодействий, что будет способствовать становлению гражданского общества, а также снизит финансовые затраты на эту сферу при значительном повышении ее эффективности.

Новые социологические подходы к развитию социального обслуживания, позволяющие исследовать социальные параметры, индикаторы, характеризующие качество жизни индивидов (например, образ жизни), будут способствовать совершенствованию деятельности по оптимизации влияния рыночных механизмов на социально-экономическое положение населения и его потребности в социальном обслуживании.

В прикладной социологии в процессе организации и проведения социологических исследований, связанных с потребностями индивидов, социальных групп и общества в целом в социальных услугах, а также разработки рекомендаций по их удовлетворению необходимо учитывать институциональные основы регионального развития социального обслуживания, возможности не только организационного, но и институционального регулирования социальных взаимодействий и отношений в организациях и учреждениях, занимающихся социальным обслуживанием.

Исследование профессионализма специалистов социального обслуживания становится также методологической и методической базой для совершенствования приемов и способов стимулирования профессионализма и компетентности, мотивации профессиональной деятельности специалистов на основе активизации личностного потенциала.

Все вышеизложенное, включая социологические исследования, проведенные нами, позволяет утверждать, что социетальное развитие сферы социального обслуживания может также оказать переломное влияние на решение трансформирующимся обществом таких сложнейших проблем, как детская беспризорность и социальные патологии (наркомания, алкоголизм, ВИЧ и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Особенности систем и принципы их классификации // Науч. докл. высш. шк: Философские науки. М., 1972. № 6.
  2. А.Н. Социальный эксперимент и его роль в управлении. М., 1996.
  3. Ю.П. Люди управляют людьми: модель социологического анализа. М., 1996.
  4. А.Н. Системное познание. М., 1985.
  5. В.Б. Функции и организационная структура органа государственного управления. Киев, 1990.
  6. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координац. совещ. 12−14 окт. 1992 // Социальная работа. М., 1992. Вып.б.
  7. Американская социология: Перспективы. Методы. Проблемы. М., 1972.
  8. А.А. Субсидиарность и демократия: Введение в тему. М., 1996.
  9. Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): Учеб. пособие. М. 2000. (Энцикл. управлен. знаний).
  10. Г. В. Новое государство: Поиски, иллюзия, возможности. М., 1996.
  11. Г. В. Обеспечение рациональности государственного управления. М., 1990.
  12. Г. В. Управление: социальная ценность и эффективность. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
  13. Бадя J1.B. Благотворительность и меценатство в России: Краткий исторический очерк. М., 1993.
  14. Р. Словарь социальной работы : Пер. с англ. М., 1994. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М., 1986.
  15. Белая книга детства и образования в России. М., 1995. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование. Возможные пути реализации целей общества. М., 1987.
  16. Бестужев-Лад, а И. В. Перспективы трансформации России. М.: 1998.323
  17. Бестужев-Лада И. В. Поисковый (эксплораторный) прогноз как средство принятия управленческих решений (демонстрационная модель) // Семья в России. М., 1994. № 1.
  18. Большая советская энциклопедия. З-е изд., в 30-ти томах., т.24, кн.1. М., 1976.
  19. Ю.Е. Организация социального управления (основные понятия и категории): Слов.-спр. М., 1999.
  20. В контексте конфликтологии: проблемы коммуникации и управленческого консультирования/ Отв. ред. Т. М. Дридзе, Л. Н. Цой. М., 1999.
  21. Введение в социологию местного самоуправления: Учебное пособие / В. Н. Лазарев, Н. Н. Минаков, П.А. Юдин- НИРХТУ им. Д. И. Менделеева. Новомосковск, 1998.
  22. М. Основные социологические понятия // М.Вебер. Избр. произведения. М., 1990.
  23. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Под ред. Ш. Рамон. М., 1997.
  24. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики: Пер. с англ. / Под ред. Т.Шанина. М., 1997.
  25. О.С. Стратегическое управление. М., 1995. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., 1996.
  26. С.М. Профессиональное образование: Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. Слов. / М.: НПЦ СПО. М., 1999.
  27. Возведение «мостов» сотрудничества между Россией и ЕС в развитии социальных служб накануне нового тысячелетия. Москва- Пенза- Самара, 1999.
  28. О. Женский вопрос. СССР: демографический диагноз. М., 1990.
  29. Всеобщая декларация прав человека. М., 1988.
  30. Ф.И. Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти по обеспечению защиты прав трудящихся.: Региональный опыт. М., 1995.
  31. Государственная служба социальной помощи семье: Сб. материалов из практики работы. М., 1991.
  32. Государственное и муниципальное управление: Учеб. пособие / Под ред. А. Я. Пономарева. СПб., 1997.
  33. Е.Д., Холюшкин Ю. П. Системная классификация социологических понятий. Новосибирск, 1990.324
  34. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.
  35. С.И., Гуслякова Л. Г. Основы построения концепции и организации социальной работы первой половины 1990-х годов. Барнаул- М., 1993.
  36. С.И., Демина Л. Д., Растов Ю. Е. Жизненные силычеловека. Барнаул, 1995.
  37. И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб., 1998.
  38. Е.И. Эмпирическое и теоретическое в социологическом исследовании. Минск, 1984.
  39. Л.Г. Типы теорий и моделей социальной работы // Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1998.
  40. Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. М., 1997.
  41. А. А. Чураков А.Н. Модульный анализ и моделирование социума. М., 2000.
  42. Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Рос. журн. соц. работы. 1995. № 1.
  43. Н.С., Дятченко Л. Я., Сперанский В. И. Конфликты и технологии их предупреждения. Белгород, 1996.
  44. С.В. Государственная семейная политика: принципы формирования и реализации // Семья в России. 1995. № 3−4.
  45. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.)/ Отв. ред. Я. И. Гилинский. М., 2000.
  46. И.Д. Мертоновский корректив к персоновской версии структурного функционализма // Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. И.: Наука, 1994. — 202 с.
  47. И.Ф. Измерение установки: становление социологической парадигмы // Социс. 1991.
  48. И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика.М., 2000.
  49. Т.Е. Профессиональное общение социального работника. (Б-ка соц. Работника). М., 1994.
  50. Демографическая политика в региональном разрезе. М., 1988.
  51. Н.А. Социальная инфраструктура России: Состояние, проблемы, пути развития. М., 1988.
  52. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995.
  53. Дети улицы: растущая трагедия городов: Пер. с англ. М., 1990.
  54. .З. О надежности измерения в социологическом исследовании. Л., 1979.
  55. Т.М., Орлова Э. А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
  56. В.И. Социальная помощь в Германии. М., 1998.325
  57. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  58. Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение: Пер. с фр./ сост., послесл. и примеч. А. Б. Гофман. М., 1995.
  59. Э. Ценностные и реальные суждения // Социол. исслед.1991.
  60. В.Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология. СПб., 1994. Женщина и свобода. Пути выбора в мире традиций и перемен: Материалы Международной конф., 1993 г. М., 1994.
  61. Зарубежный федерализм: организация государственной власти в субъектах Федерации. М., 1996.
  62. Защитить обездоленных и поддержать предприимчивых // Человек и труд. 1993. № 1.
  63. И.А. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар // Теория социальной работы. М., 1997.
  64. И.А. Функционально-ролевой репертуар деятельности социального работника // Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения. М., 1997.
  65. В. Идеалы социальной политики: Пер. с нем. СПб., 1906. Зотов В. Б. Территориальное управление: методология, теория, практика. -М., 1998.
  66. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М., 1996. Иванов В. Н. Социология сегодня. Опыт и проблемы социологических исследований. М., Наука, 1989.
  67. Иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 1978. Исполнительная власть в Российской Федерации: Проблемы развития. М., 1998.
  68. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. История теоретической социологии, в 4тт./ Отв. ред. Ю. Н. Давыдов. СПб., 1998−2000.
  69. К. Вопросы управления: Пер. с англ. М., 1982.
  70. В.Н. Социология в социальной сфере. М., 1993.
  71. Н.В., Фетисов Э. Н. Социология духовной жизни. Красноярск, 326
  72. М.С. О системном подходе к системному подходу // Науч. докл. высш. шк. Филос. науки. 1973. № 6 .
  73. А.Е. Система местного самоуправления: Основы разработки и применения в городах России. СПб., 1995.
  74. Д.Ф. Структура и функции социологической теории. М., 1984. Колков В. В. Социальная безопасность: Учеб. пособие по курсу «Теория социальной работы». М., 1998. 4.1.
  75. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М., 2000.
  76. Г. Б. Профессия и образование: социологический аспект связи. -Екатеринбург, 1999.
  77. А.В. Введение в информационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. Владимир, 1996.
  78. Краткий словарь по социологии/ Под ред. Д. М. Гвишиани и Н. И. Лапина. М., 1989.
  79. Н.Ю. Инновационный менеджмент. М., 1996. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной работы. М., Екатеринбург. 2002.
  80. С.А. Социальные системы: опыт структурного анализа. М., 1996.
  81. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
  82. А.П. Социологические теории: традиции и современность. Казань, 1995.
  83. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуативный анализ управленческих функций. М., 1981.
  84. .М. Компетенция органов управления. М., 1972. Лазарев В. Н. Социальная самоорганизация в условиях местного самоуправления. Белгород, 1996.
  85. В. Социальная работа в изменяющейся Европе. Амстердам- Киев, 1997.
  86. В.А. Молодежное движение в социалистическом обществе: Вопросы теории и практики. М., 1987.
  87. В.А. Социальное проектирование. М., 1998. Ляшенко А. И. Организация и управление социальной работой в России. М., 1993.
  88. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах. М., 327
  89. Э.А. Социальное обслуживание семьи и детей: социологический анализ: Автореф. дис.канд. социол. наук. М., 2000.
  90. М. Технология и эффективность социального управления: Пер. с болг. М., 1982.
  91. С.Д. Профессионализм в управлении. Д., 1991. Матрусов Н. Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995.
  92. Е.А. Социальная политика государства в обеспечении защиты молодой семьи и социально-трудового потенциала России. Волгоград, 1997.
  93. Международный опыт организации социальной помощи малообеспеченным категориям граждан // Учен. Зап. С.-Петерб. им. В. Б. Бобкова фил. Рос. тамож. акад. 1996. № 2.
  94. В.П., Холостова Е. И. История социальной работы в России. М, 1998.
  95. Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Под ред. Е. И. Комарова и А. И. Войтенко. М., 1999.
  96. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В. Г. Андреенкова, О. М. Масловой. М., 1990.
  97. С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975. Михайлов Ф. Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М., 1990.
  98. В.Е. Социальное партнерство в европейских странах // Труд и социальные отношения. 1992. № 1.
  99. Мониторинг социально-экономического потенциала семей. Стат. сб. / Вып. 1,2. М., 1997.
  100. И.В. Социальное расслоение: символический мир метаигры. М., 1996.
  101. Настольная книга специалиста: Социальная работа с пожилыми людьми. / Отв. ред. Е.И.Холостова- ИСР, М., 1995.
  102. А.Я. Международный опыт социальной работы. М., 1994. О состоянии и перспективах научных исследований проблем семьи и семейной политики. / Научн.-исслед. ин-т семьи М-ва соц. защиты Рос. Федерации, М., 1993.
  103. Образ жизни в условиях перестройки. М., 1992. Образ мыслей и образ жизни / Под ред. В. А. Ядова. М., 1996. Общедоступный словарь по психологии, социологии и социальной работе. Барнаул, 1991.
  104. Общественные движения в современной России/ Отв.ред. В. В. Костюшев. М., 1999.
  105. А.В. В поисках институциональной теории переходного общества // Вопр. экономики. 1997. № 10.
  106. Организация социального обслуживания населения: Сб. нормат. актов (1993−1994 гг.) М., 1994.
  107. Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996.328
  108. Г. И. Социология социальной сферы: Учеб. пособие. М., 1999. Осадчая Г. И. Социальное управление и управление социальной сферой. // Социология. Социальность. Современность. М., 1999. Вып. 5, ч.1.
  109. Г. И. Ценностные ориентации и качественные параметры социальной политики. М., 1997. № 2.
  110. Г. В. Концепция социальной политики: научные основы и реальность. М., 1995.
  111. Основы прикладной социологии: Учеб. для вузов: В 2 т. / /Под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. М., 1995.
  112. В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество: Пер. с англ. М., 1993.
  113. П.Д. Краткий словарь по социологии. М., 2000. Павленок П. Д. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку. М., 1994.
  114. A.M. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.
  115. A.M., Холостова Е. И. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования // Социальная работа / Под ред. И. А. Зимней. Вып. 9. М., 1995.
  116. Т. О структуре социального действия /Под общей ред. В. Ф. Чесноковой и С. А. Белановского. М., 2000.
  117. Т. Система современных обществ: Пер. с англ. М., 1997. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка /Пер. с франц. и англ. М., 1994. Писаренко И. Я. Методы социологических исследований: Экспертные оценки и социальная аттестация. М., 1993.
  118. Планкетт JL, Хейл Г. Выработка и принятие управленческих решений: / Пер. с англ. М., 1984.
  119. Пожилое население современной России: ситуация и перспективы: Обзор. /О.Б.Осколкова, О. В. Белоконь. М., 1997.
  120. А.А. Политика социальной защиты уязвимых слоев населения: (социологический анализ). Автореф. дис.канд. социол. наук. М., 2000.
  121. В.Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа: Учеб.-метод. пособие. М., 1998.
  122. Популярная энциклопедия пожилого человека. Самара, 1996.
  123. Права человека и работа в социальной сфере. Нью-Йорк — Женева, 1995.
  124. Практика социальной работы / Под ред. Ш. Рамон. Амстердам- Киев, 329
  125. Проблемы измерения и моделирования образа жизни/ Под ред. И.В.Бестужева-Лады. М., 1978.
  126. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Междунар. Науч.-практ. конф. / Под ред. акад. П.Д.Павленка- ГАСБУ, М., 1994.
  127. Продолжительность жизни и проблемы старения в странах Запада: Науч.-аналит. обзор / Отв. ред. С. Л. Зарецкая. М., 1992.
  128. Проектирование развития учреждений социального обслуживания. М., 1996.
  129. Профессионально-этические нормы социальной работы. М., 1993. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1995. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: Курс лекций. 2-е изд. М., 1996.
  130. Р. К созданию общей концепции социальной работы «Наука -профессия» // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва- Тула. 1993. В 2 т. Т.1.
  131. В. А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания. Новосибирск, 1974.
  132. Н.М. Социально-демографическая ситуация и социальная политика // Личность и семья в эпоху перемен: Демография и социология. Вып. 11. М., 1994.
  133. Н.М., Римашевский А. А. Равенство и справедливость. М., 1991.
  134. В.П. Политика социальной поддержки населения в условиях социально-экономического кризиса: Автореф. дис.канд. социол. наук. М., 2000.
  135. В. Социальная политика времен отказа от патернализма и иждивенчества // Человек и труд. 1997. № 2.
  136. Рой О.М. К вопросу о становлении системных взглядов на природу // Современная наука и закономерности ее развития. Томск, 1987. Вып.4.
  137. Российская энциклопедия социальной работы: В 2-х т. / Под ред. Е. И. Холостовой. Ин-т соц. работы. М., 1997.
  138. Россия: трансформирующееся общество/ Под редакцией В. А. Ядова. М., 2001.
  139. Дж. Теория справедливости: Пер. с англ. / Под ред. В. В. Целищева. Новосибирск, 1995.
  140. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие: Пер. с англ. / Под ред. Н.Барра. М., 1997.
  141. Л.И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. Саранск, 1992.
  142. Н.С. Материальное производство и воспроизводство социальных отношений // Человек и общество: проблемы теории воспроизводства. Саранск, 1991.330
  143. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред В. А. Ядова. Д., 1979.
  144. М., Уэллс К. Опыт социальной работы. М., 1994. Семейная политика: практика и проблемы: Опыт Самарской области / Под ред. Ю. М. Смолякова. М., 1997.
  145. Семья как объект социальной политики / Отв. ред. М. Г. Панкратова. М., 1986.
  146. М. Социальная интеграция и перемещение населения: вклад социальных наук // Междунар. журн. соц. наук, 1995. № 10.
  147. Система социальной защиты в Федеративной республике Германии: Обзор. М., 1993.
  148. И.М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., 1991.
  149. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М, 1997.
  150. Н. Социологические теории // Междунар. журн. соц. наук.1994.
  151. Н. Социология. М., 1994.
  152. С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М., 1999. Смит Д. Региональное развитие и социальная справедливость // Регион. 1994. № 3.
  153. Современная западная социология: Слов./ Сост. Ю. Н. Давыдов и др. М., 1990.
  154. Современная западная теоретическая социология: Реф. сб. Вып. 1. Юрген Хабермас. М., 1992.
  155. Современный федерализм: сравнительный анализ. М., 1995. Содержание и эффективность деятельности центров социального обслуживания. М., 1997.
  156. Т.О. Управление мотивацией персонала: Учеб. пособие /Рос. экон. акад. М., 1995.
  157. Сорвина А. С. Инновационные идеи истории социальной работы в России и их использование в современных условиях. М., 1994.
  158. П.А. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  159. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. Сорокин П. А. Социологические теории современности. М., 1990. Состояние социальной защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми в Российской Федерации: Сб. стат. материалов. М., 1992.
  160. Социальная защита населения в регионе: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Попова В. Г. УрАГС, Екатеринбург, 1999.
  161. Социальная защита населения, семьи и детства в России: Сб. документов. Вып. 1. М., 1993.
  162. Социальная инфраструктура региона/ Под ред. В. И. Дрица. Минск,
  163. Социальная поддержка семьи в условиях перехода к рынку. М., 1995.331
  164. Социальная политика в период перехода к рынку: Проблемы и решения.:Сб. ст. / Под ред. А. Ослунда и М.Дмитриева. М., 1996.
  165. Социальная политика России на современном этапе: Учеб. пособие / Под ред. В. Г. Попова, Е. И. Холостовой. М., 1997.
  166. Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализы и прогнозы. М., 1995.
  167. Социальная работа на Урале: исторический опыт и современность: Межвуз.сб.науч.тр. /У рал .гос.проф.-пед.ун-т / Екатеринбург, 2001.
  168. Социальная работа с детьми девиантного поведения: Материалы науч.-практ. конф. Москва, 1997/ Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 1997.
  169. Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой, А.И. Осадчих- Институт социальной работы. М., 1996.
  170. Социальная работа: вопросы и ответы / Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1997.
  171. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специальных учреждениях. М., 1996.
  172. Социальная справедливость и рыночные отношения // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.
  173. Социальная стратификация современного российского общества. М., 1995.
  174. Социальная сфера как объект социологического изучения. М., 1987. Социальная сфера российского общества в период перестройки и радикальных рыночных реформ. Сб. М., 1994.
  175. Социальная сфера: проблемы планирования. М., 1989. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. М., 1994.
  176. Социальное партнерство государственных органов и неправительственных организаций как фундаментальный принцип гражданского общества. М., 2000.
  177. Социальное развитие как атрибут цивилизованного общества. М., 1997. Социальное расслоение и социальная мобильность/Под ред. З. Т. Голенковой. М., 1999.
  178. Социальное управление. Слов.-справ. / Под ред. В. И. Добренького, И. М. Слепенкова. М., 1994.
  179. Социально-экономический портрет многодетных семей Российской Федерации. М, 1993.
  180. Социальные аспекты прав человека в документах мирового сообщества. В 2 ч. / Сост В. П. Мошняга и др. М., 1996.
  181. Социальные службы для подростков и молодежи / Ин-т молодежи. М., 1993.
  182. Социальные технологии в современном мире. М., 1996. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород, 1993.
  183. Социальные технологии: Толковый слов. / Отв. ред. В. Н. Иванов. М.- Белгород, 1995.332
  184. Социальные технологии: Толковый слов. М., 1997.
  185. Социальный облик современного западного общества. М., 1993.
  186. Социальный потенциал семьи / Отв. ред. А. И. Антонов. М., 1998.
  187. Социология в России / Под ред. В. А. Ядова., М., 1998.
  188. Социология на пороге XXI века: Новые направления исследований. М., 1998.
  189. Социология: наука об обществе. Учеб.пособие. для студентов. Харьков, 1996.
  190. Социология: Слов.-справ.: В 4 т. / Отв. Ред. Г. В. Осипов. М., 1990. Социология: Уч. пособие/ Общ.ред.: Э. В. Тадевосян. М., 1995. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1997.
  191. Справочное пособие по социальной работе. М., 1997. Стенюков М. В. Документы. Делопроизводство. М., 1996. Стиль жизни личности: Теоретические и методологические проблемы. Киев, 1982.
  192. Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М., 1997.
  193. .А. Идентификация социальных систем. М., 1997. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М., 1996.
  194. Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999. Теория и методика социальной работы: В 2 вып. / Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 1993−1995.
  195. Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие в вопросах и ответах / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1996.
  196. Теория и практика социальной работы / Под ред. В. Н. Ярской. Саратов, 1995.
  197. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е. И. Холостовой. М., 1997.
  198. JI.B. Региональная политика социальной защиты семей: Социологический анализ / Автореф. дис.канд. социол. наук. Тюмень, 1997.
  199. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. -М., 1995.
  200. Н.П. Математические методы в социологии. М., 1983. Топчий JI.B. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: проблемы теории и практики // Рос. журн. соц.работы. 1995. № 1.
  201. JI.B. Проблемы кадрового обеспечения социальных служб: состояние и перспективы. М., 1997.
  202. JI.B. Проблемы формирования профессионализма в социальной работе" // Сб. Социальная работа: теория и практика. М, 2001.
  203. JI.B. Становление профессионализма социальных работников: от интегральной легенды к истинному знанию // Сб. Профессиональное мастерство работников социальных служб. М., 1999.333
  204. JI.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997.
  205. .Т. Социология: Общий курс. М, 2001.
  206. А.А. Социология региона: показатели и критерии. Барнаул, 1992.
  207. Управление персоналом организации: Учеб. / Под ред. А. Я. Кибанова. М., 1997.
  208. Управление социальной сферой / Под ред. В. Э. Гордина: Учеб. СПб., 1998.
  209. О.А. Стратификация и социальное управление. М., 2000. Уровень жизни населения. Социально-экономические потенциал семьи: Итоговый науч. докл. / Под общ. ред. В. Б. Корняк. Мин-во соцзащиты РФ. М., 1996.
  210. У скова Н. Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей: геронто-социол. анализ: Автореф.дис. .канд.социол.наук. М., 2000.
  211. Федеральные и региональные программы России // Информационный сборник. М., 1996.
  212. Федеративное устройство России: История и современность. М., 1995. Феминология. Семьеведение: Учеб. пособие. / Под ред. Л. Т. Шинелевой. М., 1996.
  213. М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М.- Воронеж, 1997.
  214. М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика. М., 1996.
  215. В.И. Современные основы социального управления. / Ин-т орг. систем. М., 1997.
  216. А.А. Социальный эксперимент: Логико-методологические и социальные проблемы. Ростов н/Д. 1991.
  217. Р., Ольк Т., Хильберт Й. Новое социальное государство: анализ состояния и перспективы реформ // Экономика труда (развитые капиталистические страны). М., 1991.
  218. Г. Р. Социальные проблемы экономически активного населения. М., 1996.
  219. О. Политика. Право. Справедливость: Основоположения критической философии права и государства. М., 1994.
  220. Е.И. Генезис социальной работы в России. М., 1995. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника (Б-чка соц. работника) М., 1993.
  221. Е.И. Социальная политика. Учеб. пособие для студентов высш. Учеб. заведений. СТИ МГУС. М., 2000.
  222. Холостова Е. И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М., 1999. Холостова Е. И. Социальная работа как феномен цивилизованного общества // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. М., 1992.334
  223. Человек в «инновационной экономике» XX века / Отв. ред. Ю. А. Васильчук. М., 1994.
  224. Человек: социальная политика, социальное партнерство. Материалы науч.-практ. конф. Москва, 2−3 декабря 1966 г. М., 1997.
  225. Н.В. Бедность как социальный феномен российского общества // Социс, 1994. № з.
  226. А., Лапина Н. Стратегия региональных элит: экономика, модели власти, политический выбор ориентации. М., 2000.
  227. С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992.
  228. .Ю. Предметно-профессиональная подготовкасоциальных работников: задачи, содержание организация // Социальная работа. Вып. 5. М., 1992.
  229. Л.С. Мотивация труда в переходной экономике. Волгоград, 1995.
  230. С.А. От социальной защиты к социально-незащищенному человеку / Рос.журн. соц. работы. 1996. № 1.
  231. Т.В. Идеология оценки эффективности социального обслуживания // Эффективность социальной работы. М., 1998.
  232. Т.В. Толерантность как принцип социальной работы. // Российский журнал социальной работы. М., 1995, № 2.
  233. Т.В. Эффективность деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. М., 1997.
  234. Н.Л. Региональная система социальных учреждений. Тезисы докладов. Екатеринбург. М., 1998.
  235. А. Государственные социальные программы и местные органы власти США. М., 1996.
  236. .Н. Социальная работа: личность и профессия (аспект развития). УлТУ, Ульяновск. 1999.
  237. Н.Б. Профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. М.- Ульяновск, 1997.
  238. Н.Б. Становление и развитие социального работника как профессионала. Ульяновск, 1997.
  239. П. Социология социальных изменений: / Пер. с англ. М., 1996.
  240. Эффективность государственного управления. /Пер. с англ. М., 1998. Эффективность социальной работы. М., 1998.
  241. О.В. Планирование социально-бытовой инфраструктуры. М., 335
  242. Е.А., Катаева Л. И. Теоретические проблемы профессионализма работников социальных служб //Профессиональное мастерство работников социальных служб. М., 1999.
  243. В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.
  244. В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных // Социология: методология, методы, математические модели. 1991.№ 1.
  245. В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.
  246. Ярская В. Н. Философия социальной работы. Саратов, 1994.
  247. Eisenstadt S.N. Social and Differentiation and Stratification. L., 1976.
  248. Armstrong H. and Hollows A. Responses to child abuse in the EC in M. Hill (ed.), Social Work and the European Community, London, 1991.
  249. Bates F. Harvy P. Social Institution. N. Y., 1973.
  250. Beale, J. Women in Ireland, London, 1986.
  251. Bollnow O.F. Die pedagogische Atmosphere. Hedelberg, 1964.
  252. Brauns H.-J., Kramer D. Social work education and professional development // Social Work and the European Community, London, 1001.
  253. D., Costin L. В., Atherton Ch. R., and others. Contemporary social work. An Introduction to social work and social welfare. New York, 1975.
  254. Burke W., Horustem H. The Social Technology of Organization Development. California, 1972.
  255. Castle-Kanerova M. Social policy in Czechoslovakia // The New Eastern Europe: Social Policy Past, Present and Future. London, 1992.
  256. Cumminhs Т., Huse E. Organization Development and Change. № 4., 1983.
  257. Duran M.A. and Gallego M.T. The women’s movement in Spain and the new Spanish democracy // The New Women’s Movement: Feminism and Political Power in Europe and the USA. London,
  258. Goldhope I.H., Bevan Ph. The Study of Social Stratification in Great Britain: 1946−1976 // Social Science Information. 1977. Vol.16. № 3−4.
  259. Hildeng B. The Norwegian welfare state: its aims and organization // Social Work and the Norwegian Welfare State. Oslo, 1991.
  260. Hudson A. Feminism and social work: resistance or dialogue? // British Journal of Social Work. London, 1985.
  261. Jonson A.G. Human Arrangements. An Introduction to Sociology/ Ed by R.K. Merton. N.Y., 1992.
  262. Keane J. Civil Society and the State, London, 1988.
  263. Kolarska-Bobinska L. The changing face of civil society in eastern Europe. Frankfurt, 1992.
  264. Kumar K. From Post-Industrial to Post-Modern Society: New Theories of the Contemporary World. Oxford, UK, 1996.1.nski G.E. Power and Privileqe. A Theori of social Stratification. N.Y., 1966.1.ttlejohn S.W. Theories of Human Communication № 4, 1989.
  265. Measures of Personality and Social Psychological Attitudes. № 4., 1991.336
  266. North D.C. Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction// World Development. 1989. № 9.
  267. Nowak J. Soziale Probleme und soziale Bewegungen, Wein- heim/Basel, 1988.
  268. Offe C. Contradictions of the Welfare State, London, 1984. Offe C. New social movements: challenging the boundaries of institutional politics // Social Research. 1985.
  269. Parsons T. Societis: Evolutionary and Comparative Perspectives. N.Y., 1966.
  270. Parsons T. The Social System. Glencoe, 1951.
  271. Parsons Т., Shils E. Toward a General Theory of Action.
  272. Parsons Т., Shils E. Working Papers in the Theory of Action. № 4, 1953.
  273. Polanyi K. The Great Transformation. N.Y., 1944.
  274. Rein M. Social policy: Issues of choice and change. New York, 1970.
  275. Ritzer G. Sociological Theory 2nd ed. № 4, 1988.
  276. Rosanvallon P. The decline of social visibility // Civil Society and the State. London, 1988.
  277. Social Stratification / Ed. I. Lopreato. N.Y., 1974.
  278. Sudman S., Bradburn N. Asking Questions: A. Practical Guide To Questionnaire Design. San Francisco, 1983.
  279. Williams F. Social Policy: a Critical Introduction Issues of Race. Gender and Class. London, 1989.
Заполнить форму текущей работой