Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На защиту выносятся следующие положения: 1. Опыт профессионально-творческого мышления характеризует такой качественный уровень развития мышления, который определяет способность и готовность субъекта к творческой профессиональной деятельности. Его структура представлена совокупностью следующих компонентов: качественные характеристики мышления (дивергентность, гибкость, новизна, оригинальность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования опыта профессионально- творческого мышления
    • 1. 1. Сущность и содержание опыта профессионально-творческого мышления
    • 1. 2. Опыт профессионально-творческого мышления как фактор подготовки конкурентоспособной личности специалиста по физической культуре и спорту
    • 1. 3. Структура, критерии и уровни опыта профессионально-творческого мышления
    • 1. 4. Психолого-педагогические условия и механизмы формирования опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту
    • 1. 5. Модель формирования опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту
  • Резюме
  • Глава II. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту в процессе теоретической подготовки
    • II. 1 Организация экспериментальной работы по формированию опыта профессионально- творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту
      • 11. 2. Технология поэтапного формирования опыта профессионально-творческого мышления специалистов
  • П.З Экспериментальная проверка разработанной технологии формирования опыта профессионально — творческого мышления
  • Резюме

Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Последние десятилетия российской действительности характеризуются глубокими социально-экономическими преобразованиями, затронувшими все аспекты общественной жизни. Естественным следствием глобального процесса гуманизации общества явились существенные изменения требований к подготовке специалистов, в том числе, специалистов по физической культуре и спорту.

Ведущие отечественные и зарубежные исследователи: Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Я. А. Пономарев, В. А. Сластенин, П. М. Якобсон, С. Н. Бегидова, С. Д. Неверкович, Д. В. Чернилевский, А. А. Деркач, Л. П. Мун, Дж. Ниренберг и другие отмечают, что сегодня профессионализм специалистов определяется степенью индивидуально-творческого характера их профессиональной деятельности. Креативность рассматривается авторами как важнейшее профессиональное качество личности, подчеркивается необходимость развития профессионально-творческих характеристик будущих специалистов в процессе их профессиональной подготовки.

Актуальной является оценка качества профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту по показателю их конкурентоспособности на отраслевом рынке труда, который характеризуется значительным превышением предложения (количество специалистов) над спросом (количество рабочих мест) (В.И. Кожин, Н. В. Кузин, Э. П. Теплов, Д. В. Чернилевский и др.). Ряд ученых (Л.М. Митина, О. П. Филатов, Д. В. Чернилевский и др.) видят решение назревшей проблемы социальной защищенности трудоспособного населения в уходе от узкопрофильной подготовки специалистов, что позволит последним гибко перестраивать направление и содержание своей профессиональной деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. Данное требование отражено в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, в том числе, для специальности 22 300 -Физическая культура и спорт. В нем, в частности, говорится, что специалист по физической культуре и спорту должен быть подготовлен к педагогической и тренерской деятельности, к управленческой деятельности в сфере физической культуры и спорта, а также к выполнению рекреационных и реабилитационных задач средствами физической культуры и спорта. Таким образом, к будущим специалистам предъявляются высокие профессиональные требования, включающие развитие их креативных характеристик (А.К.Маркова, С. Н. Бегидова, М. Я. Виленский, Н. В. Кузьина, Э. П. Теплов, В. И. Кожин и др).

Опыт профессионально-творческого мышления (ОПТМ) характеризует такой качественный уровень развития мышления, который определяет способность и готовность субъекта к творческой профессиональной деятельности. Опыт профессионально-творческого мышления интегрирует содержание подготовки специалистов по физической культуре и спорту и факторы, определяющие их конкурентоспособность. Его формирование в процессе профессиональной подготовки позволит удовлетворить требование конкурентоспособности специалистов на современном отраслевом рынке труда.

Сформировать опыт профессионально-творческого мышления прежними методами, используя старые образовательные технологии, средства и установки, невозможно. Между тем, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показал, что достаточно разработанными на настоящий момент являются вопросы развития творческого мышления (Д.Б.Богоявленская, З. А. Калошина, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Дж. Ниренберг, Дж. Дьюи, Л. Мун, и др.), профессионально-творческого мышления в контексте конкретной профессии, в частности, творческого педагогического мышления (А.К.Маркова, И. А. Зимняя, З. К. Меретукова и др.), а также формирования опыта творческой (М.Г.Гарунов, И-Я.Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин и др.) или профессионально-творческой (С.Н.Бегидова, М. Я. Виленский и др.) деятельности, тогда как проблемы формирования опыта профессионально-творческого мышления мало отражены в современных исследованиях как с содержательной, так и с методологической точек зрения.

Анализ сложившейся практики профессионального образования в сфере физической культуры и спорта показывает, что в настоящее время недостаточно разработаны методологические основы формирования опыта профессионально-творческого мышления. Таким образом, констатируются противоречия между:

— объективной потребностью общества в подготовке специалистов со сформированным опытом профессионально-творческого мышления и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;

— постоянно изменяющимися социально-профессиональными требованиями и способностью молодого специалиста быстро и эффективно адаптироваться к ним, сохраняя способность к творческой профессиональной деятельности.

Неразрешенность этих противоречий определила выбор темы нашего исследования и позволила сформулировать проблему: каковы теоретические основы, психолого-педагогические условия и механизмы формирования опыта профессионально-творческого мышления.

Цель исследования — выявить совокупность теоретических положений, психолого-педагогических условий и механизмов и разработать технологию формирования опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Объект исследования — профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту.

Предмет исследования — процесс формирования опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование опыта профессионально-творческого мышления будет эффективным и примет управляемый характер, если:

— обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические основы процесса формирования опыта профессионально-творческого мышления;

— 1 осуществлять формирование опыта профессионально-творческого мышления как целенаправленный процесс, основанный на акмеологическом подходе и реализации андрагогических принципов;

— учитывать поэтапный характер формирования опыта профессионально-творческого мышления, вытекающий из сущности и динамики его становления;

— выявить психолого-педагогические условия и механизмы формирования опыта профессионально-творческого мышления;

— разработать технологию формирования опыта профессионально-творческого мышления.

В соответствии с проблемой, целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Обосновать сущность, структуру и критерии опыта профессионально-творческого мышления.

2. Выявить психолого-педагогические условия и механизмы формирования опыта профессионально-творческого мышления у специалистов по физической культуре и спорту.

3. Разработать модель формирования опыта профессионально-творческого мышления специалистов по физической культуре и спорту.

4. Разработать и экспериментально проверить технологию формирования опыта профессионально-творческого мышления у специалистов по физической культуре и спорту.

Общеметодологическую основу исследования составляют концепции гуманистической педагогики, раскрывающие понятия самоценности личностигуманизации образованияположения о диалектическом единстве социального и индивидуального, духовного и физического, профессии и личностиучения о сущности и закономерностях развития личности, ее активности, деятельности, опыта, творчества как атрибута сознания и преобразованияидеи личностно-ориентированного образования. Методологическими ориентирами явились системный, акмеологический, андрагогический, личностно-деятельностный подходы к процессу профессиональной подготовки.

Теоретическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных специалистов по проблемам творческого мышления и творческой деятельности (В.А.Вазюлин, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, Д. И. Кирнос, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Дж. Дьюи, Л. П. Мун, Дж. Ниренберг, Я. ОесЬ и др.) — профессионального творчества и профессионального мышления (Г.С.Батищев, С. Н. Бегидова, А. А. Деркач, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, Ю. А. Лобейко,.

A.К.Маркова и др.) — теории развития личности и деятельности (К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. П. Иванов, В. А. Сластенин, О. К. Тихомиров и др.) — конкурентоспособности личности (Л.М.Митина, Д. В. Чернилевский и др.) — опыта и закономерностей его становления (А.Н.Аверин, В. Б. Александров, С. Н. Бегидова, М. Г. Гарунов, И. Я. Лернер,.

B.П.Филатов и др.) — профессионального образования (А.А.Деркач, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина, С. Д. Неверкович, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, О. К. Филатов, Д. В. Чернилевский и др.) — теории развивающего и проблемного обучения (П.Я.Гальперин, М. Г. Гарунов, В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Дж. Дьюи и др.) — концепция поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина и др.) — теория профессионально-творческого развития личности (С.Н. Бегидова, МЛ. Виленский и др.).

Методы, организация и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов научного исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: теоретические (сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и методической литературымоделирование целостного педагогического процессатеоретическое обобщение результатов исследования) — эмпирические (педагогическое наблюдениепедагогический эксперимент) — диагностические (беседа, тестирование, контрольные задания, создание специальных педагогических ситуаций) — квалиметрические (метод экспертных оценок, метод самооценки, контент-анализметоды математической статистики).

Экспериментальное исследование проводилось на базе института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета в течение четырех лет (2000;2004гг) и охватывало, в общей сложности, 350 человек. Организация исследования включала три этапа.

I этап (2000;2001гг) -проведен теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования и оценка современного состояния проблемыопределены основные направления исследованиясформулированы цель, задачи, гипотеза исследованияуточнен понятийный аппаратразработана программа экспериментальной работы.

I I этап (2002;2003гг) — проведен констатирующий эксперимент с целью выявления наличного уровня сформированности ОПТМразработаны критерии, обоснованы психолого-педагогические условия, выявлены механизмы формирования ОПТМразработана теоретическая модель формирования опыта профессионально-творческого мышления;

III этап (2003;2004гг) -организован и проведен формирующий эксперимент, обработаны и проанализированы полученные данныесистематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и практические рекомендацииоформлен текст диссертации и приложений.

Научная новизна результатов исследования заключается в определении сущности и структуры опыта профессионально-творческого мышления (качественные, содержательные, операциональные компоненты и эмоциональность), выявлении критериев его сформированности (развитые творческие характеристики мышления, готовность памяти, парадигма творческого решения профессиональных задач, эмоциональное переживание процесса и результатов творческой профессиональной деятельности) — обосновании совокупности психолого-педагогических условий (субъективные и объективные условия) и механизмов (вопрос и самовопрос, самостоятельная деятельность, ценностные ориентации, мотивация, рефлексия, своевременный контроль и оценка результатов, трансляция когнитивного содержания в эмоциональное) формирования опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спортуразработке модели и технологии формирования опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту.

Теоретическая значимость результатов исследования заключатся в расширении диапазона знаний об организации педагогического процесса, направленного на формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущего специалиста по физической культуре и спортув обосновании теоретических положений формирования опыта профессионально-творческого мышленияопределении этапов формирования опыта профессионально-творческого мышления, позволяющих обеспечить своевременный контроль и коррекцию в становлении творческой индивидуальности будущих специалистов по физической культуре и спортуобосновании опыта профессионально-творческого мышления как ведущего фактора формирования конкурентоспособной личности специалиста по физической культуре и спорту.

Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют улучшить качество профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту, повысить их способность к профессиональной адаптации и адаптации к современному рынку труда. Использование разработанной технологии создает возможность для эффективного формирования опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту, обеспечивая повышение их конкурентоспособности. Предложенный автором комплекс заданий может быть использован в практике преподавания дисциплины «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта».

Разработанные практические рекомендации позволяют обеспечить качественно новый образовательный эффект при решении проблемы профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту и повышения его конкурентоспособности.

На основе проведенного исследования внесены и приняты предложения по совершенствованию педагогического процесса в Институте физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена экспериментальной работойсочетанием количественного и качественного анализакорректным применением теоретических и практических методов исследованияопорой на концептуальные положения о творческой профессиональной деятельностииспользованием репрезентативного объема выборкиподбором адекватных логике исследования методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Опыт профессионально-творческого мышления характеризует такой качественный уровень развития мышления, который определяет способность и готовность субъекта к творческой профессиональной деятельности. Его структура представлена совокупностью следующих компонентов: качественные характеристики мышления (дивергентность, гибкость, новизна, оригинальность, самостоятельность) — содержательные характеристики мышления (профессионально значимые знания, умения и навыки, освоенные и применяемые субъектом для творческого решения профессиональных задач) — операциональные харакатеристики мышления (способы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, варьирование, аналогия) и эмоциональное отношение к процессу и результатам творческой профессиональной деятельности.

2. Основные критерии, определяющие эффективность формирования опыта профессионально-творческого мышления, соответствуют его структурным компонентам и включают:

— развитые творческие характеристики мышления;

— готовность памяти как качественная характеристика развития профессиональных компонентов мышления;

— сформированная парадигма творческого решения профессиональных задач как показатель уровня развития операциональных компонентов мышления;

— эмоциональное переживание процесса и результата собственной творческой профессиональной деятельности, личная значимость творческого подхода к ней.

3. Эффективность формирования опыта профессионально-творческого мышления специалистов обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий, среди которых приоритетное значение имеют: субъективные условия (личностные качества обучающихся (черты творческой личности), устойчивая положительная мотивация творческой профессиональной деятельности, установка на творчество, необходимый и достаточный уровень общей и профессиональной подготовки, целеполагание, сформированная «Я"-концепция) и объективные условия (личность и поведение педагога, морально-психологический климат в коллективе, материально-техническая база, проблемная организация учебного процесса), а также учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированный подход к формированию опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту. Механизмами формирования опыта профессионально-творческого мышления являются вопрос и самовопрос, самостоятельная деятельность, своевременный контроль и оценка результатов, рефлексия, трансляция когнитивного содержания в эмоциональное, интерес к творчеству, ценностные ориентации.

4. Теоретическая модель представляет собой описательный аналог процесса формирования опыта профессионально-творческого мышления специалиста и отображает формализованные и аналитические конструкции его важнейших характеристик, включающих: методологическое обоснование, организацию и технологическое обеспечение процесса.

5. Технология формирования опыта профессионально-творческого мышления как способ практической реализации процесса формирования ОПТМ, включающая последовательную, взаимообусловленную систему действий педагога и учащихся, направленных на решение задач по достижению поставленной цели.

Апробация и внедрение результатов работы. Результаты исследования отражены в 11 статьях, из которых 6 написаны без соавторства. Основные положения и выводы обсуждались на кафедре Теоретических основ физического воспитания Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, на кафедре общей и социальной педагогики Адыгейского государственного университета и докладывались на научно-практических педагогических конференциях (г.Майкоп, 2004 г.). Полученные в ходе исследования результаты были апробированы и внедрены в процессе практической деятельности автора, использованы при разработке рабочих программ по дисциплинам «Менеджмент в физической культуре и спорте» и «Экономика физической культуры и спорта».

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Основной текст изложен на 160 страницах и включает 17 таблиц, 14 рисунков, в том числе, 3 диаграммы и 4 графика. Список использованной литературы включает 217 источников, из них 7 на иностранном языке.

ВЫВОДЫ.

1. Опыт профессионально-творческого мышления специалиста по физической культуры и спорту характеризует такой качественный уровень развития его мышления, который определяет способность и готовность субъекта к творческой профессиональной деятельности, обеспечивает ему нестандартный подход к решению профессиональных задач и способствует формированию его конкурентоспособности на отраслевом рынке труда. Его структура представлена совокупностью следующих компонентов: качественные характеристики мышления (дивергентность, гибкость, новизна, оригинальность, самостоятельность) — содержательные характеристики мышления (профессионально значимые знания, умения и навыки, освоенные и применяемые субъектом для творческого решения профессиональных задач) — операциональные характеристики мышления (способы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, варьирование, аналогия) и эмоциональное отношение к процессу и результатам творческой профессиональной деятельности.

2. Основные критерии, определяющие эффективность формирования опыта профессионально-творческого мышления, соответствуют его структурным компонентам и включают: развитые творческие характеристики мышленияготовность памяти как качественная характеристика развития профессиональных компонентов мышлениясформированная парадигма творческого решения профессиональных задач как показатель уровня развития операциональных компонентов мышленияэмоциональное переживание процесса и результата собственной творческой профессиональной деятельности, личная значимость творческого подхода к ней.

Критерии оценки степени сформированности ОПТМ определяются задачами конкретного этапа. Критериально-ориентированные тесты являются наиболее эффективными для поэтапной оценки сформированности опыта профессионально-творческого мышления.

3. Разработана теоретическая модель формирования опыта профессионально-творческого мышления специалиста по физической культуре и спорту, включающая в себя следующие компоненты:

— прогностические (структурные компоненты ОПТМ, воздействие на которые обеспечивает достижение поставленной цели, критерии и уровни сформированности ОПТМ, определение которых позволяет осуществлять дифференцированный подход и коррекцию процесса формирования ОПТМ);

— технологические (механизмы формирования ОПТМ и система психолого-педагогических условий формирования ОПТМ);

— процессуальные (этапы формирования ОПТМ, характеризующие стадийность развития системы).

4. Формирование опыта профессионально-творческого мышления осуществляется через последовательно взаимосвязанные этапы: репродуктивный, нормативный и творческий, что отражает этапный характер развития мышления и деятельности и обеспечивает постепенность и систематичность реализации разработанной технологии.

5. Эффективность формирования опыта профессионально-творческого мышления специалистов по физической культуре и спорту обеспечивается совокупностью психолого-педагогических условий и индивидуально подобранных, эмоционально окрашенных и конкретно направленных психолого-педагогических механизмов, а также учетом индивидуальных личностных особенностей учащихся и дифференцированным подходом к формированию опыта профессионально-творческого мышления будущих специалистов.

6. Разработана технология формирования опыта профессионально-творческого мышления специалистов по физической культуре и спорту, характеризующаяся наличием диагностически заданной цели (формирование ОПТМ) — последовательностью действий педагога и учащихся, направленных на достижение намеченных результатовобоснованным выбором механизмов формирования ОПТМ, средств и методов взаимодействия, форм организации учебного процесса и предусматривающая осуществление обратных связей с целью коррекции и координации совместной деятельности педагога и учащихся.

7. На качественный уровень сформированное&tradeопыта профессионально-творческого мышления студентов оказывают влияние индивидуальные особенности личности: активность, объем усвоенных знаний, общий интеллектуальный уровень развития, степень самостоятельности при выполнении заданий, сформированная «Я"-концепция и др. Это требует дифференцированного подхода к формированию индивидуального ОПТМ.

8. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации и практической реализации разработанной технологии позволяют констатировать ее эффективность: на заключительном этапе эксперимента подавляющее большинство студентов ЭК (80,9%) смогли достичь высокого и среднего уровня сформированности ОПТМ при самостоятельном выполнении творческих заданий, тогда как в КГ —только 18%. Учащиеся, имеющие к окончанию эксперимента высокий уровень сформированности ОПТМ, отличались ярко выраженным творческим характером мышления, профессиональной направленностью личности, развитой рефлексией, настойчивостью и уверенностью в своих силах, потребностью в самообразовании и профессиональном развитии.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Формирование опыта профессионально-творческого мышления необходимо осуществлять в целостной системе профессиональной подготовки.

2. При организации педагогического взаимодействия заботиться о создании творческой атмосферы и нейтрализации творческоподавляющих факторов.

3. В ходе практических занятий и для самостоятельной работы студентов использовать специально разработанные задания, направленные на развитие профессионально-творческого мышления (аналогичные заданиям из’Приложений 2 и 3).

4. На учебных занятиях активно применять приемы обучения студентов методам творческого решения профессиональных проблем, что будет способствовать формированию опыта профессионально-творческого мышления.

5. Осуществлять дифференцированный подход при формировании индивидуального опыта профессионально-творческого мышления.

6. Сочетать индивидуальные и коллективные формы работы студентов.

7. Осуществлять поэтапный контроль и коррекцию индивидуального процесса формирования опыта профессионально-творческого мышления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М., 1980. —335с.
  2. А.Н. Гносеологический анализ понятия «опыт»: Дис. канд. фил ос. наук / А. Н. Аверин. Свердловск, 1973. — 114 с.
  3. О. Проектно-созидательная модель обучения / О. Агапова, А. Кривошеева, А. Ушакова // Вестник высшей школы. 1994.- № 1. — С. 1719.
  4. В.Г. О логическом и творческом обучении / В. Г. Айнштейн // Вестник высшей школы. 1988. — № 3. -С. 31 — 37."
  5. М.К. Интеллект как диагностический компонент в структуре способностей / М. К. Акимова. М., 1988. -115с.
  6. В.Б. Понимание и социально познавательный опыт субъекта / В. Б. Александров //Опыт и его место в социальном познании. -Калининград: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1984. — С. 129 — 139.
  7. Н.Г. Проблемы творческой активности и изучение структуры деятельности по усвоению знания / Н. Г. Алексеев // О психологических особенностях творческой активности учащихся". М., 1962. — 208 с.
  8. И.Н. Что сделает работу студентов более эффективной. -образование в XXI веке / И. Н. Алешина // Материалы всероссийской научной заочной конференции. Тверь: Буквица, 2003. — 244 с.
  9. Г. С. Творчество как точная наука / Г. С. Альтшуллер. М., 1979. -134с.
  10. М.Н. Моделирование сложных систем / М. Н. Амосов. Киев, 1968.-320с.
  11. А. Психологическое тестирование: в 2 кн. Кн. 1 / А. Анастази- Пер. с англ. М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  12. .Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 2. / Б. Г. Ананьев. -М.: Педагогика, 1980. -339с.
  13. .Г. Психология и проблемы человека / Б. Г. Ананьев. — М., 1996.
  14. И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук / И. Г. Андреева. Саратов, 2001. — 23 с.
  15. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988. — 239 с.
  16. В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев // Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. -566 с.
  17. Н.П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. -М., 1989. -17с.
  18. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М., 1980. -368с.
  19. М.Н. Психодиагностичная модель профессиональной компетенции как действенный инструмент повышения квалификации менеджера образования / М. Н. Арцев // Образование в XXI веке: материалы Всерос. науч. заочной конф. Тверь: Буквица, 2003. — 244с.
  20. В.Г. Проблемы мотивации и личность / В. Г. Асеев II Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. -158с.
  21. Ю.К. Передовой опыт учителей и педагогическая наука / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика. 1977. — № 11. — С. 42 -49.
  22. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г. А. Балл. М., 1990.
  23. Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип /Г.А. Батищев II Проблемы человека в современной философии. -М., 1969.-С. 73 144.
  24. Н.В. Педагогическая технология: что это такое? / Н. В. Башарин П Специалист. 1993. — № 3. — С.25−27.
  25. С.Н. Теоретические основы профессионально-творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С. Н. Бегидова. Майкоп: Изд-во АТУ, 2001. — 270 с.
  26. Белоусова Т. В. Развитие творческих способностей школьников на уроках физической культуры (на примере средней школы № 16 п. Тульского): дипломная работа / Т. В. Белоусова. Майкоп, 1999. -60с.
  27. H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М., 1993. — 383с.
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  29. P.P. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов / P.P. Бибрих, И. А. Васильев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1987. — № 2. — С. 20 — 30.
  30. П.Ц. Память и мышление / П. П. Блонский // Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Т. 2. М., 1979. -С.47−65.
  31. О.С. Изучение педагогического опыта / О. С. Богданова, М. Н. Скаткин // Пути и формы обобщения передового опыта учебно-воспитательной работы. М.: Изд-во АПН СССР, 1974. — С. 41- 46.
  32. В.И. Педагогическая технология / В. И. Боголюбов // Советская педагогика. -1991. -№ 9. -С.123 128.
  33. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества / Д. Б. Богоявляенская // Исследование проблем психологии творчества. -М.: Наука, 1983. С. 182 — 195.
  34. A.A. Творческий поиск, передовой опыт, новаторство / A.A. Бодалев // Советская педагогика. 1986. — № 12. — С. 17−18.
  35. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л. И. Божович.-М., 1972.
  36. Г. И. Социально-профессиональные ориентиры студентов средних и высших специальных учебных заведений в условияхрыночной экономики: Дис. канд. социол. наук. / Г. И. Бондаренко. -Майкоп, 2001.-158 с.
  37. Н.В. Конкурентоспособность будущего специалиста как показатель качества и гуманистической направленности вузовской подготовки / Н. В. Борисова. Набережные Челны, 1996.-29с.
  38. A.B. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления: процесс, деятельность, общение / A.B. Брушлинский. М., 1982.
  39. A.B. К психологии творчества / A.B. Брушлинский // Человек, творчество, наука. М.: Наука, 1967. — 206 с.
  40. A.B. Психология мышления и прогнозирование: логико-психологический анализ / A.B. Брушлинский. М., 1970. — 210 с.
  41. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение / A.B. Брушлинский. М. Изд-во «Ин-т практической психологии», 1996. -392 с.
  42. Н.В. К вопросу об университетском преподавании / Н. В. Бугаев -М., 1901.-36с.
  43. В.А. Алгоритмы педагогического творчества: книга для учителя / В. А. Бухвалов. М.: Просвещение, 1993. — 96 с.
  44. В.А. Логика истории / В. А. Вазюлин // Вопросы теории и методологии. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 73−78.
  45. П. Десять заповедей творческой личности / П. Ванцвайг. -М.: Прогресс, 1990. 192 с.
  46. Введение в педагогическую деятельности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. A.C. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. М.: Академия, 2000. — 208с.
  47. A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе / А. А. Вербицкий // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 31−39.
  48. A.A. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / A.A. Вербицкий, Т. А. Платонова. М., 1986. -29с.
  49. М.Я. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельности будущего учителя: учеб. пособие / М. Я. Виленский, С. Н. Зайцева. -М.: Прометей, 1993.-117с.
  50. М.Я. Основы профессиональной направленности физического воспитания студентов педагогических институтов / М. Я. Виленский, P.C. Сафин. М.: Высш. шк., 1980. — 104 с.
  51. А.П. Инновационные тенденции в образовании как фактор развития педагогического опыта: Автореф. дис. канд. пед. наук. / А. П. Владимирова. Саратов, 1997. — 23 с.
  52. Г. Г. Человек-человек / Г. Г. Воробьев. -М.:Молодая гвардия. -1979.-191с.
  53. JI.C. Воображение и творчество в детском саду / JI.C. Выготский // Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967. — 93 с.
  54. JI.C. История развития высших психических функций // Выготский JI.C. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. / JI.C. Выготский. М., 1983. — 368 с.
  55. JI.C. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. М., 1960. — 240 с.
  56. JI.C. Педагогическая психология / JI.C. Выготский. М., 1991.-479 с.
  57. Л.Г. Основы педагогики / Л. Г. Вяткин, Н. П. Корнюшкин. — Саратов: Колледж, 1994. 184 с.
  58. Л.Г. Общие основы педагогики / Л. Г. Вяткин. Саратов, 1990. -155 с.
  59. Л.Г. Психолого- педагогические основы развития творческого потенциала обучаемых / Л. Г. Вяткин, Ю. И. Тарский. Саратов, 1994.-92 с.
  60. С. От деловой игры -к црофессиональному творчеству / С. Габрусевич, Г. Зорин. Минск, 1989.-57с.
  61. П.Я. Введения в психологию / П. Я. Гальперин: учеб. пособие для вузов. М.: Университет, 1999. — 332 с.
  62. П.Я. Основные результаты исследования по теме «Формирование умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин. -М., 1965.-114с.
  63. З.А. Обучение студентов приемам логического мышления / З. А. Ганькова // Формы и методы активизации творческой деятельности студентов в процессе обучения: межвуз. вестн. Петрозаводск, 1983. -С. 97−106.
  64. О.Н. Развитие гибкости мыслительных действий у школьников / О. Н. Гарнец. Киев, 1979.-124с.
  65. М.Г. Развитие у учащихся восьмилетней школы опыта творческой деятельности в процессе выполнения самостоятельных работ: Дис. канд. пед. наук / М. Г. Гарунов. М., 1973. — 185 с.
  66. Г. В. Соч.: в 14 т. Т.5: Наука логики / Г. В. Гегель. М.: Соцэкгиз, 1937. — 716 с.
  67. .С. Философия образования для XXI века: в поисках практико-ориентированных образовательных концепций / Б. С. Гершунский. — М.: Совершенство, 1998. 608 с.
  68. С.М. Педагогическая деятельность: парадоксы теории и практики / С. М. Годник // Вестник Воронежского гос. ун-та. 2001. — № 1.- С. 27−38.
  69. Э.А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. — М., 1993 .-304с.
  70. Т. А. Путь к профессии учителя / Т. А. Горюнова, И. Ш. Королева. М.: Педагогика, 1981. — 96 с.
  71. О.С. Общая педагогика: курс лекций / О. С. Гребенюк. — Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 1996. 107 с.
  72. Э.Н. Образование личности / Э. Н. Гусинский. М., 1994. -84с.
  73. В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М., 1986.-240с.
  74. В.Я. Практическое обучение решению творческих задач в США / В. Я. Данилова // Вопросы психологии. 1976. — № 4. — С. 160−169.
  75. A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. М: РАГС, 1993. -23 с.
  76. Диалектика и теория творчества / Под ред. С. С. Гольдентрихта, А. М. Коршунова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 200 с.
  77. Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим.): Пер. с англ. / Дж. Дьюи- Ред. Ю. С. Рассказова. М.: Лабиринт, 1999. -192 с.
  78. До донов Б. И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов М., 1978. — 72с .
  79. В.Г. Активизация творческой деятельности студентов в процессе обучения / В. Г. Драпенко, А. И. Шишкин // Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1983. — С. 38−141.
  80. В.Н. Психодиагностика общих способностей / В. Н. Дружинин. М.: Академия, 1996. — 224 с.
  81. Г. И. Педагогика развития творческой личности / Г. И. Железовская, A.B. Елисеева.- Саратов: Лицей, 1997. — 140 с.
  82. В.И. Педагогический опыт. Методы его изучения и обобщения / В. И. Журавлев // Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. — 237 с. •
  83. В.И. Внутрипредметная интеграция педагогического знания / В. И. Загвязинский // Советская педагогика. 1984. — № 12. -С. 7−12.
  84. В.И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. М., 1985. -160с.
  85. С.Н. Формирование индивидуального опыта творческой деятельности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки (на примере учителя физической культуры): Дис. канд. пед. наук / С. Н. Зайцева. М., 1991. — 211 с.
  86. Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности / Г. М. Зараковский. М.: Сов. радио, 1966. -35с.
  87. A.B. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект): Автореф. дис. канд. пед. наук /
  88. A.B.Зеленцова. Волгоград, 1996. — 23 с.
  89. И.А. Педагогическая психология: учеб. для вузов / И. А. Зимняя. 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2002. — 384 с.
  90. В.П. Образование. Мышление. Культура / В. П. Зинченко // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М., 1989.-С. 90−102.
  91. С.И. Основы андрагогики: учеб. пособие для вузов / С. И. Змеев. -М.: Флинта- Наука, 199. -152 с.
  92. В.И. Формирование практических умений на уроках геометрии /
  93. B.И. Зыкова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. -51с.
  94. О.Н. Формирование опыта творческой деятельности учащихся: Дис. канд пед. наук /И.П. Иванова. -Соратов, 2003. -176с.
  95. Н. Эмоции человека / Н. Изард. М.: Братство, 1994. — 224 с.
  96. В.А. Новые информационные технологии обучения / В. А. Извозчикова. СПб., 1991. — 120 с.
  97. А.Н. Дойти до горизонта / А. Н. Ильин. М.: ЭКСМА, 2003.
  98. И.И. Система эвристических приемов решения задач / И. И. Ильясов.-М., 1992.
  99. М.С. Человеческая деятельность / М. С. Каган М., 1974. — 328 с.
  100. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. -М: Педагогика, 1981. 200 с.
  101. И.П. Психология творческой деятельности: учеб. пособие для вузов / И. П. Калошина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 431с.
  102. Кан-Калик В.А. Индивидуально-творческая подготовка учителя / В.А. Кан-Калик // Советская педагогика. 1989. — № 12. — С. 97−100.
  103. Кан-Калик В.А. К разработке теории общего и профессионального развития личности специалиста в вузе / В.А. Кан-Калик. Грозный, 1980.-С.5−13.
  104. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. Грозный, 1976. — 286 с.
  105. Кан-Калик В. А. Можно ли научить творчеству? / В. А Кан-Калик, Н. Никандров // Народное образование. 1989. — № 11. — С. 62−66.
  106. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием / Н. Соколова, В. Соколов и др. М., 1989.
  107. Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов.- М., 1990. -509с.
  108. В.И. Менеджмент в физической культуре и спорте: учеб. пособие / В. И. Кожин. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. -271с.
  109. Г. С. Принципы развития в психологии / Г. С. Костюк // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1969.-С. 118−152.
  110. П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента / П. Ф. Кравчук // Философский, социологический и методологический анализ. Киев: Вища школа, 1984. — 155 с.
  111. В.А. Проблема способностей в психологии / В. А. Крутецкий. -М.: Знание, 1971. -109с.
  112. Т.В. О психологических уровнях управления творческой деятельностью / Т. В. Кудрявцев // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. — М., 1975. -147с.
  113. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. JL: Знание, 1985. — 32 с.
  114. Н.В. Предмет акмеологии / Н. В. Кузьмина. Шул.: Изд-во ШПИ, 1995. — 23 с.
  115. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высш. шк., 1990.-118 с.
  116. JI.H. Проблемы саморазвития личности / JI.H. Куликова. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997. — 315 с.
  117. Ю.Н. Личность: внутренний мир и самореализация: идеи, концепции, взгляды / Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобская. СПб.: Тускара, 1996. — 175 с.
  118. Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д. Г. Левитес. М.- Воронеж: Изд-во «Ин-т практической психологии»: МОДЭК, 1998. — 288 с.
  119. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. M.: Высш. шк., 1991. — С.24−28.
  120. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер.-М., 1981.- 186 с.
  121. И.Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М., 1974.
  122. И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М., 1980.-94с.
  123. И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И .Я. Лернер // Педагогика. -1996. № 2. — С. 7−11.
  124. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леоньев. -М., 1976. -304с.
  125. Ю.А. Творческое развитие педагога в системе послевузовского образования / Ю. А. Лобейко. — М.: АПК и ПРО Минобразования РФ, 1999. 152 с.
  126. Лук А. Н. Мышление и творчество / А. Н. Лук. М.: Политиздат, 1976.-142 с.
  127. Лук А. Н. Психология творчества / А. Н. Лук. М, 1978. — 125 с.
  128. Э. Основные проблемы педагогики спорта: вводный курс: пер. с нем. / Э. Майнберг. М.: Аспект Пресс, 1995. — 318 с.
  129. А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М., 1993.-192с.
  130. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, — 1996. — 308 с.
  131. А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М., 1990. -35с.
  132. А.Г. Мотивация и личность: пер. с англ. / А. Г. Маслоу. -СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
  133. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М., 1972. -208с.
  134. Р.И. Влияние экономической реформы на потенциал социально-трудовой сферы села: Дис. канд. соц. наук / Р. И. Махош. -Майкоп, 2002. 169 с.
  135. О.П. Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования (на материале деятельности дизайн студии): Дис. канд. пед. наук / О. П. Медведева. — Ростов н/Д, 2003. — 200 с.
  136. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев. Ы., 1981. -35с.
  137. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта: учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. И. Золотова, В. В. Кузина, М. Е. Кутепова, С. Г. Сейранова. М.: Академия, 2001. — 432 с.
  138. H.A. Мышление в процессе обучения / H.A. Менчинская // Исследование мышления в советской психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1966. — С. 354−387.
  139. З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения / З. К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АТУ, 1994. — 228 с.
  140. З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал: учеб. пособие для студентов и аспирантов / З. К. Меретукова. Майкоп, 1999. — 160 с.
  141. JI.M. Психология развития конкурентоспособности личности / JI.M. Митина. М.- Воронеж: Московский психолого-социальный ин-т: МОДЭК, 2002. — 400 с.
  142. Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования / под ред. Е. Э. Смирновой. Л., 1984. -184с.
  143. Э.И. Основы педагогических знаний / Э. И. Моносзон. -М.: Педагогика, 1986. 200 с.
  144. Мун Л. П. Вы умнее, чем вы думаете: пер. с англ. / Л. П. Мун. М.: Попурри, 1996. — 288 с.
  145. Г. Е. Дидактическое проектирование как вид профессиональной деятельности учителя / Г. Е. Муравьева // Теория ипрактика высшего педагогического образования. М.: Прометей, 1991. -С. 41−45.
  146. З.А. Формирование профессионального мышления у будущего учителя (на примере учителей английского языка): Дис. канд. пед. наук / З. А Муртазова. Майкоп, 1999. — 173 с.
  147. Л. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе / JI. Некашена, JI. Семушина. М., 1989.
  148. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов / P.A. Низамов. Казань, 1975.
  149. Дж. И. Искусство творческого мышления / Дж.И. Ниренберг. М.: Попурри, 1996. — 240 с.
  150. С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособие. / С. Д. Неверкович. М.: Высш.шк., 1995. — 207 с.
  151. P.C. Психологические условия и критерии эффективности работы коллектива / P.C. Немов. М., 1982. -608с.
  152. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Русский язык, 1981.-816 с.
  153. A.K. Психология самостоятельности / A.K. Осинский. М.: Нальчик, 1996.
  154. .Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Б. Д. Парыгин. Л., 1981. -27с.
  155. В.А. От анализа к синтезу / В. А. Пегов // Теория и практика физической культуры. 1989. — № 10. — С. 42−45.
  156. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 640 с.
  157. В.Е. Феномен гения: учеб. пособие / В. Е. Пешкова. -Майкоп, 2002.
  158. K.K. Структура и развитие личности / К. К. Платонов -М., 1986.
  159. Л.Б. Социокультурные детерминанты развития экономического образования / Л. Б. Подгорных // Образование в XXI веке: материалы Всерос. науч. заочной конф. Тверь: БУКВИЦА, 2003.- 244 с.
  160. Я.А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1976.-302 с.
  161. Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. -280с.
  162. Я.А. Психология творческого мышления / Я. А. Пономарев. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 352 с.
  163. Я.А. Фазы творческого процесса/вместо введения / Я. А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983.-С. 3−26.
  164. Проблемы непрерывного профессионального образования: материалы науч. конф., 11−13 ноября 1996 г. Самара: Самарский индустриально -пед. колледж, 1996. — 141 с.
  165. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания: Петербургская концепция. СПб, 1994. — 54 с.
  166. Психология: учеб. для гуманит. вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2001.-356 с.
  167. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной, З. А. Решетовой. М., 1979. -149с.
  168. Развитие творческой активности школьников / под ред. A.M. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991. -172с.
  169. C.JI. О мышлении и путях его исследовании / C.JI. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 147 с.
  170. СЛ. Принцип творческой самодеятельности: к философским основам современной педагогики / СЛ. Рубинштейн // Вопросы психологии. 1986. — № 4. — С.36−42
  171. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учеб. пособие для студ. вузов / И. М. Туревский, Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов и др. М.: Академия, 2003. — 320 с.
  172. Н.Е. Педагогические условия творческого развития подростка в учреждении дополнительного образования (на примере студии журналистики): Автореф. дис. канд.. пед. наук / Н. Е. Самсонова. Петрозаводск, 2003. — 24 с.
  173. Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. -М.: Народное образование, 1998. 256 с.
  174. Н. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием / Н. Селезнева, В. Соколов и др. -М., 1989. -39с.
  175. М.Н. Об изучении, обобщении и использовании передового опыта / М. Н. Скаткин // Народное образование. -1981. № 9. — С. 24−29.
  176. М.Н. Совершенствование процесса обучения / М. Н. Скаткин. — М., 1971.
  177. В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, E.H. Шиянов. М.: Академия, 2003. — 576 с.
  178. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: Academia, 2001.
  179. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием / Е. Э. Смирнова. — М., 1977. -29с.
  180. М.И. Профессиональные способности педагога. Акмеология воспитания и обучения: метод, пособие / М. И. Станкин. М, 1998.-368с.
  181. A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 431 с.
  182. Л.Д. 100 экзаменационных ответов по психологии / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д: МарТ, 2000, — 256 с.
  183. JI.Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов: экспресс-справочник для студентов вузов / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Ростов н/Д: МарТ, 2001. — 256 с.
  184. И.В. Психология творчества: лекция для студентов пединститутов / И. В. Страхов. Саратов, 1968. — 78 с.
  185. В.В. Некоторые принципы построения модели специалиста / В. В. Съедин. М., 1977.
  186. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М., 1984.
  187. Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, А. Б. Хохловский. Саратов, 1987.
  188. O.K. Структура мыслительной деятельности человека / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1969. — 304 с.
  189. O.K. Психология мышления: учеб. пособие для студ. вузов / O.K. Тихомиров. М.: Академия, 2002. — 288 с
  190. В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. М.: Дашков и К: МАН ИПТ, 2002, — 360 с.
  191. А. Трансформация педагогической деятельности: от традиционного обучения к продуктивному / А. Тубельский // Школьные технологии. 1999. — № 4. — С. 71−79.
  192. М.А. Профессиональная компетентность субъектов деятельности и основы ее совершенствования / М. А. Туркина, М. В. Гулагова // Образование в XXI веке: материалы Всерос. науч. заочной конф. Тверь: Буквица, 2003. — 244 с.
  193. X. Творческое восприятие: хрестоматия по ощущению и восприятию / X. Уоллах- под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. Б. Михалевской. М., 1975. — 388 с.
  194. И. Самостоятельная рабо-Га студента с книгой / И. Усачева. -М., 1990.
  195. Д.В. Роль метафоры в творческом мышлении / Д. В. Ушаков // Вестник высшей школы. 1988. — № 1. — С. 24−28.
  196. В.П. О структуре неспециализированного повседневного опыта / Ф. П. Филатов // Опыт и его место в социальном познании. Калинин: Изд-во Калининского гос. ун- та, 1984. -С. 9−17.
  197. Философия: учеб. для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000. — 584 с.
  198. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис.-М., 1987.
  199. X. Мотивация и деятельность / Х. Х Хеккаузен. М., 1986.
  200. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов / Д. В. Чернилевский.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.-437 с.
  201. Д. Технология обучения в высшей школе / Д. Чернилевский, О. Филатов. М., 1996.
  202. Т.Н. Формирование творческого опыта педагогической деятельности студентов педвуза: Дис. канд. пед. наук / Т. Н. Черняева. М.: Изд-во РГБ, 2003.
  203. К. Студенты. Становление личности / К. Штарке. М.: Прогресс, 1982. — 136 с.
  204. П.М. Процесс творческой работы изобретателя / П, Якобсон.-М., 1934.
  205. П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности / П. М. Якобсон // Психологический журнал. -1981.- № 4. -С. 142−147.
  206. В.А. Диалектика творческого процесса в науке / В. А. Яковлев. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 128 с.
  207. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  208. Oech R. Awhach on the Side of the Head: How to Unlock your Mind for innovation Menlo Park / R. Oech // Calif. Creative think. 1983. — V. XVII. -P. 111.
  209. Guilford J.P. The nature of human intelligence / J. P. Guilford. New York: Mc-Gaw Hill, 1967.
  210. Guilford J.P. Measurement of creativity. Exploration in creativity / J. P. Guilford. New York: Mc-Gaw Hill, 1967. — P. 281−287.
  211. Mooney R.L. A conceptual model for approaches to the identification of creative talent / R.L. Mooney- Eds. C.W. Taylor, F. Barron H Scientific creativity: its recognition and development. New York: Wiley, 1963. — P. 331−340.
  212. Taylor I. A. The nature of the creative process /1. A. Taylor // Creativity / Ed. P. Smith. New York: Hasting House, 1959. — P. 221−230.
  213. Thurston L.L. Creative talent / L.L. Thurston // Application of psychology / Ed. L.L. Thurston. New York: Harper and Row, 1952. — P. 1837.
  214. Torrans E.P. The Nature of Creativity as Manifest in its Testing / E.P. Torrans // The Nature of Creativity / Ed. R.L. Sternberg. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1988. — P. 32−75.
  215. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 22 300 —Физическая культура и спорт.
Заполнить форму текущей работой