Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект)
Научная новизна исследования. Анализ трудовой деятельности только в аспекте ее субъекта и объекта может дать лишь весьма абстрактные результаты, потому что без выяснения всех связей и оносредствований между субъектом и объектом, без исследования средств и орудий деятельности невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта трудовой деятельности. Диссертант исходит… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ТРУД КАК ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА./У
- I. Социологическое понимание потребности
- 2. Потребность труда — основа всех потребностей человека.39~
- 3. Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека
- Глава II. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДА ВНУТРЕННЕЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА.88 46У
- I. Социализм и освобождение труда
- 2. Социально-экономическая неоднородность труда при социализме
- 3. Пути превращения труда в свободную творческую деятельность
Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. На ХХУ1 съезде партии была выдвинута задача превращения труда в первую жизненную потребность. В Отчетном докладе ЦК КПСС подчеркивалось, что «Советское общество — это общество людей труда. Партия и государство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только более производительным, но и содержательным, интересным, творческим. Важнейшую роль здесь призвана сыграть ликвидация ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема» ." '" Значимость процесса становления труда в качестве потребности личности обусловлена задачами построения материально-технической базы коммунизма, перехода от экстенсивных методов ведения хозяйства к интенсивным, повышения эффективности и качества выпускаемой продукции, повышения производительности труда, ускорения научно-технического прогресса и превращения науки в непосредственную производительную силу. Решение этих задач с одной стороны создает объективные предпосылки для превращения труда в первую жизненную потребность, поскольку в процессе вышеперечисленных задач происходит изменение характера и содержания труда. С другой стороны, создание материально-технической базы коммунизма требует совершенствования субъективного фактора общественного производства, а именно самого человека, его сознательного и творческого отношения к. труду, дисциплины и чувства ответственности за порученное дело, высокой общеобразовательной и квалифицированной подготовки, идейной убежденности и коммунистической нравственности. Отсюда исследование специфики социальной сферы общества заключается в изуче.
I. Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М.: 1981, с. 97. нии процесса воспроизводства и развития общественного человека, как конкретно-исторического субъекта общественной деятельности, поскольку общественный процесс — это прежде всего «развитие производительных сил человечества, т. е. развитие богатства человеческой природы как самоцель» .* Необходимо всестороннее раскрытие положений К. Маркса о том, что основное богатство коммунистического общества не в вещах, а в свободном и. универсальном развитии человека, и эта целостность развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, становится самоцелью общественного развития. В соответствии с этим возникает ряд проблем, требующих конкретно-научного, философского осмысления и решения. В их числе — исследование места и роли человека как субъекта общественных отношений и деятельности, специфики субъективного мира человека, его социальной, творческой природы, развития способностей и потребностей.
Постановка и решение вопросов, связанных с различными сторонами проблемы потребностей, имеют актуальное значение для ведения эффективного идеологического противоборства с противниками марксизма-ленинизма. В ходе этого противоборства на основании сопоставления социально-экономической практики социализма и капитализма раскрываются преимущества социалистического общества в создании необходимых предпосылок для формирования, развития и удовлетворения потребностей личности, реализации ее творческих способностей, оптимизации индивидуальных и общественных потребностей.
Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать.
I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч. П, с.123- см. также: т.12, с.711−812- т.25, ч. П, с. 450, 385. их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики" .^.
Решение поставленной партией практической задачи целенаправленного формирования потребностей членов нашего общества предполагает наличие прочного теоретического фундамента, научного осмысления вопросов, связанных с пониманием возникновения потребностей, их становления и превращения в побудительные силы человеческой деятельности и их удовлетворения с помощью продуктов этой деятельности.
Актуальность подобных исследований обусловливается и логикой научных разработок, направленных на познание сущности, природы и закономерностей деятельности различных социальных субъектов — от иццивида до общества в целом.
Партия считает важнейшей задачей «воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо. Здесь имеет значение не одна лишь экономическая сторона. Не менее значима сторона идеино-нрав-о ственная» .
Значимость таких исследований обусловливается тем, что «познание процесса коммунистического преобразования труда может послужить ключом к пониманию сущности и практических путей построе.
1. Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М., 1981, с. 63.
2. Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 года, с.35−36. ния коммунизма" .* На основе нового отношения к труду формируется новое мировоззрение и ценностная ориентация личности, изменяется отношение людей друг к другу, утверждается новый тип общественных отношений в целом.
Степень научной разработанности проблемы. Впервые материалистическую, подлинно научную трактовку превращения труда в потребность человека дали в своих произведениях К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Основываясь на методологических положениях классиков марксизма-ленинизма, советские ученые-обществоведы продолжают исследовать основные тенденции, способствующие превращению труда в потребность человека.
Огромную важность приобретает проблема управления общественным производством, всей системой общественных отношений в целом. В общетеоретическом плане среди работ, наиболее многопланово освещающих этот вопрос, особого внимания заслуживают работы Г. С. Григорьева, Л. П. Буевой, В. Я. Ельмеева, А. Г. Здравомыслова, Д.Н.Кайда-лова, А. М. Ковалева, Б. В. Князева, Р. И. Косолапова, Н. В. Маркова, В. П. Ратникова, И. М. Рогова, В. Я. Суслова, И. Й. Чангли, Ф. Н. Щербака. Эти работы содержат разработку многих важных проблем, в том числе и проблемы превращения труда в потребность. Результаты социологических исследований, проводившихся в связи с решением этой проблемы, нашли отражение в научных трудах Л. П. Буевой, В.В.Водзин-ской, Ю. А. Замошкина, А. Г. Здравомыслова, Л. Н. Жилиной, Д.П.Кайдало-ва, В. Г. Подмаркова, К. К. Платонова, М. Н. Руткевича, В. А. Смирнова, Е. И. Суименко, М. Х. Титмы, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова и др.авторов. Наряду с публикациями материалов конкретных социологических исследований издан и целый ряд работ, посвященных теоретическим аспектам проблемы превращения труда в потребность. Этот вопрос рассматривается как в специальных работах, посвященных изучению потребности в труде,* так и при рассмотрении отдельных аспектов, касающихся вопросов труда, таких как изменение его характера и содержания в условиях НТР. Так, Г. Б. Бадеева, И. Ф. Громов, Г. Н. Волков, Т. Й. Зинченко, А. П. Попов, В. К. Врублевский проблему превращения труда в потребность человека рассматривают в связи с научно-технической революцией, которая ведет к качественному преобразова-«нию характера и содержания труда и тем самым создает объективные предпосылки для формирования данной потребности.
На современном этапе обстоятельно развито ленинское положение об отличии социалистического труда от коммунистическогообращено внимание на необходимость отличать коммунистическое отношение к труду от собственно коммунистического труда изучена совокупность и иерархия факторов, влияющих на отношение различных категорий трудящихся к своему трудумногочисленными исследованиями подтверждается закономерность отношения к труду в зависимости от изменения характера и содержания самого трудапри этом отмечается усиление тенденции к ориентации на творческое содержание труда. Наблюдается, можно сказать, «этизация проблемы воспи.
I. См.: Григорьев Г. С. Труд — первая человеческая потребность. Пермь, 1965; Косолапов.П. И. Коммунистический труд: природа и стимулы. М., 1968; Марков Н. В. Социалистический труд и его будущее. М., 1976; Разжигаев А. Ф. Труд как потребность. Челябинск, 1973; Суслов В. Я. Труд в условиях развитого социализма. Л., 1976; Сухомлинский В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959; Чангли И. И. Труд. М., 1973; Человек-наука — техника. М., 1973; и др.
2. См., напр.,. Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. — М., 1977, с. 144.
3. См. подробнее: Блинов Н. М. Удовлетворение человеческих потания коммунистического отношения к труду.* В литературе недостаточно внимания обращается на объективный характер формирования потребности в труде. Под последним имеется в виду объективная обусловленность процесса развития как трудовой деятельности, так и самого человека труда. Уровень или степень развития потребности в труде рассматривается преимущественно как результат воспитания. В частности, основанием для такого подхода является то, что формирование нового отношения к труду есть вроде бы возвращение последнему его изначального свойства быть источником радости и вдохновения, поприщем самораскрытия и самоутверждения личности, свойства иметь притягательную силу и вне связи с его результатао ми. В литературе коммунистическое отношение к труду, или отношение к нему как первой жизненной ценности, представляется преимущественно как исчерпываемое ориентацией на творческое содержание труда. В настоящее время следует, видимо, говорить лишь об отдельных элементах коммунистического труда в труде социалистическом. Мы должны трезво оценивать и то, что предстоит сделать на пути к достижению коммунистического труда. А путь предстоит длительный и нелегкий. Поэтому задача заключается в тщательном анализе потребности в труде, современных тенденций ее развития. Лишь на основе такого анализа можно представить превращенное труда в первую жизненную потребность как реальный процесс, и лишь с его требностей — важнейшая социальная функция труда при социализме. -Социологические исследования, 1378, I 2, с.46−47.
1. См.: Косолапов Р. И. Социализм. К вопросам теории. — М., 1975, с. 277, 283.
2. См.: Чангли Й. И. Труд. — М.: Наука, 1973, с. 77.
3. Человек и его работа. Под ред.А. Г. Здравомыслова, В.А.Ядо-ва, В. П. Рожина. М., 1969, с.289- Разжигаев А. Ф. Труд как потребность, с.120−122. помощью можно определить, на каком этапе этого процесса находится сейчас социалистическое общество." '" В этом аспекте процесс перерастания труда в потребность должен быть рассмотрен как свидетельство того, что сама потребность в труде достигла в своем развитии уровня, еще не высшего, но уже предшествующего ему. В соответствии с этим большую значимость имеет выявление путей и средств превращения труда в первую жизненную потребность человека в процессе совершенствования социалистического общества.
В настоящем исследовании труд рассматривается как потребность человека. Именно она, потребность трудиться, «делает» человека человеком.
Труд как потребность не есть что-то, лежащее вне труда, а собственный момент труда, как выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Процесс обнаружения сущности человека средствами научного исследования предполагает понимание диалектического единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, которое реализуется в деятельности и общественных отношениях человека. Мера их соотношения диалектична. Поскольку сущность человека носит общественный характер, то ее изучение предполагает выход за пределы индивида, рассмотрение его в широкой системе общественных связей, отношений со специфическим общественным миром.
Сущность человека не передается по наследству, биологически, а формируется в процессе жизнедеятельности. Включение индивида в жизнедеятельность определенных общностей является решающим условием такого формирования. При этом каждый индивид заново и по-своему развивает свои сущностные силы и способности, с большей или меньшей активностью участвует в творчестве новых общественных отношений, включаясь в деятельность. Вне процесса перевода общественного в индивидуальное, равно как и обратного ему процесса объективации сил в общественной деятельности и отношениях, сущность человека не проявляется, не развивается и вообще не существует.
Методологическим ключом в решении вышеуказанных вопросов является принцип единства деятельности, общественных отношений и сознания. Этот принцип необходим не только для раскрытия сущности социальных процессов и механизмов действия общественных законов, но и сущности законов формирования общественных субъектов деятельности.
Цель и задачи исследования
Целью данной работы является анализ труда как внутренней потребности. Выявление деятельного основания и форм единства человека и мира. Обнаружение всеобщих связей, определяющих способ человеческого бытия в такой же мере, как и способ бытия мира для человека. Рассмотрение обусловливающего влияния производства и потребностей друг на друга. Рассмотрение диалектики труда и потребностей на различных этапах развития марксистского учения, осмысление понятия потребности как социологической категорииисследование потребности в труде как основы всех потребностей человека, как выражение его деятельно-творческой, социальной сущностиизучение социально-экономических и научно-технических предпосылок превращения труда во внутреннюю потребность человека.
Методологической и теоретической основой исследования послу-служили произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, программные документы партии, выступления и труды руководителей партии и Советского государства. Настоящее исследование в качестве своей исходной базы имеет труды советских философов, социологов, психологов и экономистов.
Научная новизна исследования. Анализ трудовой деятельности только в аспекте ее субъекта и объекта может дать лишь весьма абстрактные результаты, потому что без выяснения всех связей и оносредствований между субъектом и объектом, без исследования средств и орудий деятельности невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта трудовой деятельности. Диссертант исходит из того, что труд — самая неискоренимая потребность человека. Потребность — момент труда, выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Труд рассматривается как деятельность и как система отношений. Сущностью человека в действительности является совокупность общественных отношений. Сущность человека развертывается в диалектике его деятельно-творческой природы и социальных форм трудовой деятельности, отношений. Труд становится действительным способом развертывания сущностных сил человека в меру своего освобождения. Свободный труд — не свобода от материальной деятельности, а от ее нужды, ее внешней целесообразности. Труд свободен, когда внешние цели его становятся целями, которые ставит перед собой сам индивид, полагаются как самоосуществление, как действительная свобода, деятельным творческим проявлением которой является труд.
Б настоящем исследовании мы рассматривали процесс социальной детерминации, осуществляющийся через деятельность, в которой сами субъекты являются с одной стороны активным, творческим началом всех изменении, а с другой — своеобразным «объектом» воздействия и взаимодействия самих субъектов, в ходе которых индивиды «как физически, так и духовно творят друг друга.» ." '" .
Мы стремились акцентировать свое внимание не столько на движении «от общества к личности», сколько на «обратном воздействии», на анализе того, что может внести и вносит личность, об ладающая субъективными творческими способностями, в объективные процессы, в реализацию общественных целей и в какой мере решение общественных задач зависит от меры активности личности, от ее творческого потенциала. Это дает возможность выявить творческий потенциал личности, ее способности и оптимально для общества и личности помочь ей найти свое место в жизни, а также показать значение субъективного мира личности, пути формирования всестороннего развития ее способностей, реализация которых зависит не только от благоприятных общественных условий, но и от активности и развитости личности. Единство этих-подходов выявляется в диалектике социального и индивидуального, всестороннее раскрытие которой позволит подойти к теоретическому и практическому решению проблемы становления человека самоцелью общественного развития.
Практическая ценность исследования состоит в том, что оно содержит характеристику труда как деятельности человека по производству своей общественной жизни, включая и производство общественной связи, в которую люди вступают в процессе созидания своей материальной и духовной жизни и производство самого человека как агента, субъекта общественного производства и воспроизводства производственных отношений. Производство жизненных средств есть фундамент производства и воспроизводства общественных отношений и потребностей самого человека. Практическая значимость данной диссертационной работы состоит и в том, что ее результаты могут быть использованы: при проведении конкретных социологических исследований в трудовых коллективах, при изучении возможностей и специфики формирования коммунистического отношения к трудупри осуществлении задач профессиональной ориентации учащейся молодежив лекционной пропаганде по формированию коммунистического мировоззрения и по коммунистическому воспитанию. В теоретическом плане они могут послужить для развертывания дальнейших исследований проблемы труда как потребности человека.
Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в статьях, опубликованных автором, в выступлениях на научных конференциях Ленинграда и Владивостока. Диссертация была обсуждена на теоретическом семинаре и заседании кафедры исторического материализма философского факультета Ленинградского университета имени А.А.^данова.
Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на конференциях:
1. К вопросу об изменении характера труда под воздействием научно-технической революции.-В сб.: Объективное и субъективное в общественном развитии. Владивосток, 1981, с.143−151.
2. Тезисы выступления на конференции «Взаимодействие общества, природы и техники». Дальневосточная секция при Проблемных советах Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР по материалистической диалектике и научно-технической революции. Владивосток, 1982 год. См.: Вопросы философии, 1983, 4.
3. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Тезисы выступления на расширенном заседании секции исторического материализма Северо-Западного отделения философского общества СССР и Проблемного совета Минвуза РСФСР «Современная НТР и ее социальные последствия». См.: Информационные материалы философского общества СССР. Москва, 1983, № 4 (37).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. Труд по самой природе своей есть непреходящая потребность человека, а процесс труда выступает как удовлетворение этой конечной потребности. Труд порождает, создает потребность трудиться, а последняя как цель определяет процесс труда. Потребность в труде — это продукт не природы, а истории, результат общественного развития. Природной предпосылкой (но только предпосылкой) этой потребности является естественная нужда здорового организма в расходовании энергии, в деятельности. Объективную основу потребности в труде составляет нужда человека в проявлении своих сущностных сил. Субъективной стороной этой потребности выступает наслаждение, которое может давать людям труд. Общественным стимулом ее становится осознание абсолютной необходимости труда.
2. Потребность в труде — это момент самого труда, основа и результат всех потребностей человекавыражение. деятельно-творческой, социальной сущности человека. В диссертации труд и потребность в труде рассматриваются в органическом единстве (в то время как в большинстве работ они анализируются как самостоятельные объекты исследования).
3. Потребление как необходимость, как потребность — само есть внутренний момент самого труда, выступает прежде всего как потребность трудиться. Исходным пунктом и господствующим моментом, к которому сводится весь процесс, есть труд. Сущностным выражением производства является труд. И если социальная потребность — потребление, а труд — суть общественного производства, то из этого следует, что потребность человека — внутренний момент основного вида его жизнедеятельности — труда.
4. Гуманизация материального производства и других сфер жизни предопределяет процесс превращения труда в потребность. Этот процесс завершается на наших глазах. Конкретные социологические исследования проблем труда свидетельствуют, что труд как потребность, играющая все более ванную роль в жизни советских людей, не только будущее завоевание коммунистического общества, но и реальность нашего сегодняшнего дня. Свободный труд не означает свободу от материального производства, а глубочайшую гуманизацию последнего, переориентацию его на человека в интересах развития личности. Эта гуманизация предполагает, во-первых, изменение социально-экономической сущности труда, качественные сдвиги в его содержании и характере, разделении труда, что является важнейшей предпосылкой всестороннего развития личностиво-вторых, гуманизация материального производства вносит существенные изменения в соотношение различных сфер общественной деятельности — все они становятся путями, средствами всестороннего развития личностив-третьих, изменяются сами устои общества, природа его богатства, принципы экономики. В совокупности все это означает принципиально новое качество жизни трудящихся масс, которое отнюдь не сводится к материальному комфорту, а вбирает в себя весь спектр полнокровного человеческого бытия. Всестороннее и универсальное развитие личности обеспечивается ее производственно-трудовой деятельностью. Именно труд выступает основой развития всех способностей человека.
На высших ступенях развития общества технический прогресс должен обеспечить такое изменение производства, когда не непосредственный труд человека и не время, в течение которого он работает, а присвоение его собственной всеобщей производительной силы — развитие общественного индивида — будет определять развитие материального производства.
Труд мы рассматриваем как процесс между человеком и природой и труд как отношение между людьми, а потребность в труде.
1) как потребность отношений в труде (момент трудовых отношений);
2) потребность как момент трудовой деятельности (труд как потребность) — 3) потребность как выражение деятельно-творческой, социальной сущности личности.
Социализм создает предпосылки всестороннего развития человека, создает состояние, когда человек — не только работник, исполнитель определенного вида труда, но и личность во всем многообразии способностей и потребностей. В настоящее время осуществляется переход от формулы «производство — условия труда — человек» к формуле «человек — условия труда — производство» .
Формирование нового человека происходит через разнообразные виды деятельности и главным образом через труд. В акте производства изменяются не только объективные условия, но и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения и новые потребности. Человек является не только агентом производства, но и в целом продуктом и субъектом общественного развитияон непрерывно находится в движении становления с точки зрения развития своих качеств, сущностных сил. При социализме и особенно коммунизме начинает действовать закон оптимальности человеческой деятельности, когда результаты действий все больше соответствуют поставленным целям и когда наиболее полно в деятельности человека раскрываются его внутренние и внешние качества. В настоящее время играет решающую роль не только количество людей, участвующих в труде, но и качество, т. е. совокупность определенных черт, характеристик и главным образом таких, как политическая и социальная зрелость человека, компетентность, наличие творческих способностей и возможностей, наличие организаторских способностей, дисциплинированности, организованности, устойчивости психики, умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и др., так как интенсификация затрагивает не только науку и производство, но и человека. Ориентация на труд связана с потребностью человека в самоутверждении в различных сферах деятельности, стимулирует общественно-политическую активность, участие в социалистическом соревновании, формирует коллективизм, развивает потребность в труде, образовании и т. д. То обстоятельство, что ориентация на сам процесс труда оказывается единственным общим для всех основных социально-профессиональных групп нашего общества. фактором, подводит к мысли о развитии в зрелом социалистическом’обществе интегративной функции труда как основы образа жизни подавляющего большинства людей. С этим же связана и тенденция к массовому утверждению потребности в труде. Потребность в трудеэто всеобщая необходимость труда, без которой немыслимо существование человечества. Творческая личность не мыслит собственного существования без потребности в труде, органически связанной с разумными индивидуальными потребностям'!.
Коммунистический труд помогает человеку адекватно отражать, успешно творить, научно объяснять и сознательно изменять объективный мир, На основе гармоничного соединения достижении НТР с завершающейся перестройкой совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах осуществляется интенсивный процесс превращения труда во внутреннюю потребность человека. Труд как потребность — итог всеобщей эволюции труда, абсолютная и непреходящая ценность, приобретая относительную самостоятельность и полноту, все полнее раскрывает она творческие возможности масс, становится могучей движущей силой общественного прогресса. Процесс формирования потребности в труде объективный, но не стихийный процесс. При социализме он планируется, организуется, направляется. Поскольку потребность в труде — это не только главная сфера производства, но и беспредельная сфера потребления всесторонне образованных и профессионально подготовленных индивидов, постольку важно не только сформировать потребность в труде, но и создать адекватные производственно-технологические и социально-экономические условия для ее всесторонней реализации.
Список литературы
- Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс. Соч., т.2.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З.
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,'т.4.
- Маркс К., Энгельс Ф. Инструкция делегатам временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.16.
- Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4.
- Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.6.
- Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.8.
- Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13.
- Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19.
- Маркс К. Капитал, том первый. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.
- Маркс К. Капитал, том третий. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, чЛ и П.
- Маркс К. Капитал, том четвертый. Маркс К."Энгельс Ф. Соч., т.26, ч. I, П, Ш.
- Маркс К. Людвигу кугельману, II июля. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.32.
- Маркс К. Йозефу Блоху, 21 (22) сентября. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37.
- Маркс К. Б.Боргиусу, 25 января. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.39.
- Маркс К., Энгельс Ф. Эконошческо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42.
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1863 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1 и П.
- Маркс К. Экономические рукописи 1861−1863 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.47.
- Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.
- Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4.
- Энгельс Ф. Похороны Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.
- Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
- Ленин Б.И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39.
- Ленин В.И. УШ Всероссийская конференция РКП(б) 2−4 декабря 1919 г. Полн.собр.соч., т.39.
- Ленин В.И. УШ Всероссийский съезд Советов 22−29 декабря 1920 г. Полн.собр.соч., т.42.
- Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33.
- Ленин В.И. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Полн.собр.соч., т.35.
- Ленин В.И. X съезд РКП (б) 8−16 марта 1921 г. Полн. собр.соч., т.43.
- Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. -Полн.собр.соч., т.41.
- Ленин В.И. Доклад на I Всероссийском съезде трудовых казаков I марта 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.
- Ленин В.И. Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома на первой сессии ВЦИК УП созыва 2 февраля 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.
- Ленин В.И. Доклад о субботниках на Московской общегородской конференции РКП(б) 20 декабря 1919 г. Полн.собр.соч., т.40.
- Ленин В.И. Еще одно уничтожение социализма. Полн. собр.соч., т.25.
- Ленин В.И. Задачи Союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41.
- Ленин В.И. Как организовать соревнование. Полн.собр. соч., т.35.
- Ленин В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26.
- Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. Полн.собр.соч., т.20.
- Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч., т.45.
- Ленин В.И. Марксизм о государстве. Полн.собр.соч.,
- Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи по-литпросветов. Полн.собр.соч., т.44.
- Ленин В.И. Об едином хозяйственном плане. Полн. собр.соч., т.42.
- Ленин В.И. О кооперации. Полн.собр.соч., т.45.
- Ленин В.И. О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности. Полн.собр.соч., т.36.
- Ленин В.И. О политехническом образовании. Полн. собр.соч., т.45.
- О придании законодательных функций Госплану. Полн. собр.соч., т.45.
- Ленин В.И. О работе Наркомпроса. Полн.собр.соч., т.42.
- Ленин В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевку. -Полн.собр.соч., т.41.
- Ленин В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40.
- Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр.соч., т.36.
- Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн.собр.соч., т.36.
- Ленин В.И. Перлы народнического прожектерства. -Полн.собр.соч., т.2.
- Ленин В.И. Письма из далека. Полн.собр.соч., т.31.
- Ленин В. И. По поводу так называемого вопроса о рынках!- Полн.собр.соч., т.1.
- Ленин В.И. Предисловие к книге И.И.Степанова «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства».- Полн.собр.соч., т.45.
- Ленин В.И. Речь на П Всероссийском съезде работников медико-санитарного труда I марта 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.
- Ленин В.И. Речь на митинге, посвященном закладке памятника освобожденному труду I мая 1920 г. Полн.собр.соч., т.41.
- Ленин В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 года. Полн.собр.соч., т.86.
- Ленин В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., т.45.
- Ленин В.И. Ш конгресс Коммунистического Интернационала 22 июня-12 июля 1921 г. Полн.собр.соч., т.44.
- Ленин В.И. Успехи и трудности Советской власти. -Полн.собр.соч., т.38.
- Ленин В.И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч., т.2.
- Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. Полн.собр.соч., т.1.
- Ленин В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., т.39.
- П. Официально-документальные материалы
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М., 1976. 144 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976. — 256 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981. — 223 с.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977. — 62 с. 25. 0 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года. М., 1977. — 32 с.
- О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования. Постановление ЦК КПСС от 31 августа 197I г. -КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т.10. М., 1972.
- О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.
- Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — III с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 14 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- II. Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении Pix роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». -Правда, 1983 г., 19 июня.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983 г.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984 г.
- Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. 0 дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве. — Правда, 1980, 12 января.
- Андропов Ю.В. Учение Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, .? 3, с.9−23.
- Речь Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова на встрече с московскими станкостроителями, Правда, 1983, I февр.
- Карл Маркс и современность. М.: Политиздат, 1983.- 223 с.
- Черненко К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве».- Правда, 1983, 28 августа.
- Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». Правда, 1984, 4 мая.1. Ш. Книги
- Алексеев Н.И. Диалектика труда при социализме. — М. г Политиздат, 1979. 151 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., 1972. — 431 с.
- Афанасьев B.C. Великое открытие Маркса. М.: Мысль, 1980. — 267 с.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. M., 1980. -368 с. .
- Ахиезер A.C. Научно-техническая революция и некоторые социальные проблемы производства и управления. М., Наука, 1974.- 310 с.
- Бадеева Г. В^ Влияние научно-технической революции на содержание и характер труда в развитом социалистическом обществе. M., 1976. — 38 с.
- Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип. В кн.: Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969.
- Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 295 с.
- Батышев С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. M., 1974. — 383 с.
- Блинов Н.М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. М.: Наука, 1979. — 143 с.
- Бляхман Л.С. Молодой рабочий 70-х годов: социальный портрет. M., 1977. — 64 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. M., 1978.- 216 с.
- Волкогонов Д.А. Научно-технический прогресс и развитие личности. M.: 1977. — 46 с.
- Врублевский В.Н. Труд на пороге третьего тысячелетия.- Киев- Политиздат Украины, 1980. 450 с.
- Гвишиани Д.М. Научные исследования и человеческие потребности: Материалы Моск. встречи экспертов по проекту ЮНЕСКО. -М.: ВНИИСИ, 1979. 112 с.
- Гвишиани Д.М. Научно-технический прогресс: программный подход. М.: Мысль, 198I. — 238 с.
- Григорьев Г. С. Труд первая человеческая потребность. -Б сб.: Диалектика процесса труда. Пермь, 1965, с. 159.
- Герасимов Е.Н. Диалектика содержания и характера труда в условиях развитого социализма. Киев: Вища школа, 198I. -117 с.
- Глезерман Г. Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
- Дилигенский Г. Г. Исследование человеческих потребностей: проблемы, методы, гипотезы. Будущее науки. Международный ежегодник. Вып. П, M., 1978.
- Дитль Г.-М., Газе Г., Кранхольд Г.-Г. Генетика человека в социалистическом обществе. (Философско-этические и социальные проблемы). М.: Мысль, 198I. 206 с.
- Дряхлов Н.И. Социальные проблемы научно-технической революции. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 191 с.
- Диалектика становления коммунистического труда. Киев: Наукова думка, 1978. — 303 с.
- Ельмеев В.Я. Коммунизм и развитие человека как производительной силы общества. M., 1964. — 317 с.
- Ельмеев В.Я., Полозов В. Р., Рященко Б.П.-Коммунизм и преодоление разделения между умственным и физическим трудом. -Л., 1965. 144 с.
- Жилина Л.Н., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитание личности. M., 1969. — 175 с.
- Зазерский Г. Д. Труд и его стимулы. (Проблемы стимулирования труда при социализме). Л., 1970. 158 с.
- Зинченко Г. И., Попов А. И. Социалистический труд и качество работы. М.: Мысль, 1980. — 188 с.
- Иванова Р.К. Перерастание социалистического труда в кошунис тиче с кий. М.: Наука, 1983. — 287 с.
- Иванчук Н.В. Социологические проблемы изучения потребностей. Свердловск, 1975. — 135 с.
- Изменение содержания и характера труда в условиях развитого социализма. — Л.: Изд-во ЛГУ, IS82. — 160 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.- 328 с.
- Кайдалов Д.П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М.: Экономика, 1974. — 238 с.
- Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -M., 1968. 148 с.
- Ковалев A.M. Диалектика способа производства общественной жизни. М.: Мысль, 1982. — 225 с.
- Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культуры. М.: Знание, 1981. — 63 с.
- Клотч Г., Кольсдорф А., Опитц Г. Свобода преимущество социализма. — М.: Политиздат, IS8I. — 119 с.
- Козиков И.А. Соотношение социального и научно-технического прогресса в современную эпоху. М.: Изд-во МГУ, IS8I. -336 с.
- Комаров В.Д. Научное предвидение общественных явлений.- Л., 1976.
- Комаров В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. Л., 1977. — 104 с.
- Кондратов В.Т. Коммунистическая форма труда. М.: Мысль, 1978. — 117 с.
- Косолапов Р.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. M.: 1968. — 88 с.
- Косолапов Р.И. Социализм: к вопросам теории. М., 1979. Изд.2-е. — 598 с.
- Косолапов Р.И. Развитой социализм: проблемы теории и практики. 3-е изд. М.: Политиздат, 1982. — 399 с.
- Куделин Е.Г. Диалектика производства и потребления. -M., 1977. 175 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М-: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев В.Г. Формирование духовных потребностей молодежи. Новосибирск, 1980. — 116 с.
- Левин Б.М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. M., 1974. — 316 с.
- Левин Э.А. Труд становится потребностью. М.: Политиздат, 1963. — 64 с.
- Марахов В.Г. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. M., 1975. — 144 с.
- Марахов В.Г. Научно-техническая революция: ее сущность, источники и факторы развития. M., 1976. — 46 с.
- Марахов В.Г. Научно-техническая революция и коммунистическая цивилизация. Л.: Знание, 1981. — 36 с.
- Маргулис А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. Белгород, 1972. — 96 с.
- Марков Н.Б. Социалистический труд и его будущее. Некоторые проблемы развития труда в условиях научно-технической ре -волюции. М.: Политиздат, 1976. — 143 с.
- Миженская Э.Ф. Личные потребности при социализме. -ГЛ.: Наука, 1973. 152 с.
- Митин М.Б. Философия и социальный прогресс. М.: Наука, 1979. — 231 с.
- Михайлов H.H. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982.
- Мотяшов В.П. Формирование разумных потребностей. -В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М., 1978.
- Мочалов Б.М., Соколов В. В. и др. Потребностеведение.- М., 1979. 79 с.
- Мочалов Б.М. Экономический потенциал развитого социализма. М., 1982. — 278 с.
- Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статистический ежегодник. М.: Статистика, 198I. — 583 с.
- Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический сборник. М., 1978.
- Наумов C.B. Классики марксизма-ленинизма о сущности и содержании потребностей. В кн.: Молодежь и социальный прогресс. — Саратов, 1979, c. III-117.
- Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда. Л., 1977. — 216 с.
- Научно-техническая революция и материальное производство. Л., 1976. — 119 с.
- Научно-техническая революция и совершенствование социалистических общественных отношений. Л., 1976. — 183 с.
- Научно-техническая революция и социализм. Под ред. акад. Кедрова Б. М. М., 1973.
- Научно-техническая революция и социальная психология.- М.: Наука, 1981. 160 с.
- Новоселов Н.С. О превращении труда в первую жизненную потребность. М.: ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961. — 144 с.
- Опарин А.И. Материя. Жизнь. Интеллект. М.: Наука, 1977. — 207 с.
- Панкратов A.C. Совершенствование системы управления общественным трудом в условиях развитого социализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 126 с.
- Петроченко П.Ф. Влияние научно-технического прогресса на содержание и организащш труда. М.: Мысль, 1975. — 230 с.
- Пигров К.С. Научно-техническое творчество. (Согщаль-но-философские проблемы). Л.: ИздавоЛГУ, 1979. — 144 с.
- Пигров К.С. Творчество и современность. Л.: Знание, 1982. — 16 с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда. Изд.2-е, доп. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
- Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 197I. 246 с.
- Плетников Ю.К. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 198I. — 463 с.3J80. Плетников Ю. К. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1983. — 535 с.
- Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы социалистического промышленного производства. М.: Мысль, 1973. — 318 с.
- Подмарков В.Г. Социальные проблемы производства. -М.: Мысль, 1979. 272 с.
- Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе. М.: Экономика, 1982. — 175 с.
- Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф.Энгельса. М.: Наука, 1972. — 182 с.
- Радаев В.В. Потребности: социально-экономическая сущность и закономерности развития. М.: Знание, 1974. — 47 с.
- Радаев B.B. Потребность как экономическая категория социализма. М.: Мысль, 1970. — 223 с.
- Разжигаев А.Ф. Экономические проблемы становления труда как потребности. М.: Мысль, 1977. — 126 с.
- Рогов И.М. Человек в условиях научно-технической революции. Л., 1978. — 184 с.
- Рогов И.М. Научно-технический прогресс и развитие личности. (Социологические и методологические проблемы). Л., 1974. 136 с.
- Роговин В.З., Волков Ю. Е. Вопросы социальной политики КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 286 с.
- Роговин В.З. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М.: ИСИ, 1982. — Кн.1-я. 110с.
- Сиземская И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М.: Политиздат, 1981. — 125 с.
- Смирнов Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М., 1980. — 463 с.
- Смольков В.Г. Методологические проблемы труда. М., 1975. 48 с.
- Социализм: диалектика развития производительных сили производственных отношений. (В.Г.Марахов, Н. Д. Колесов, В.А.Пе-шехонов). М.: Мысль, 1975. — 334 с.
- Социальная природа познания. (Теоретические предпосылки и проблемы). Под ред. Мотрошиловой H.B. М.: Наука, 1979. -280 с.
- Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. (Буева Л.П. отв.ред.). АН СССР. Йн-т философии. — М.: Наука, 1983. — 231 с.
- Суслов В.Я. Технический прогресс и изменение характера труда. Л., 1964. — 56 с.
- Афанасьев B.C. Учение Маркса о двойственном характере труда и анализ капиталистических отношений. Общественные науки, 1981, Я 3, с.73−87.
- Бестужев-Лада И. В. Социальные потребности и их прогнозирование. Общественные науки, 1979, I 4, с.21−34.
- Блинов Н.М. Потребность в труде и ее эволюция. Коммунист, 1982, J? II, с.44−55.
- Волков Г. Н. К.Маркс и проблема человека в условиях научно-технической революции. Коммунист, 1975, № 13, с.47−57.
- Гвишиани Д.М. Взаимодействие НТР и социального прогресса. Вопросы философии, 1976, te II, с.16−30.
- Давыдова Г. А. Проблема отношения человека и природы в философско-исторической концепции К.Маркса, Коммунист, 1983,5, с.73−85.
- Григорьян Б.Т. Проблема человека в марксистско-ленинской философии. Коммунист, 1975,? 3, с.48−57.
- Дилигенский Г. Г. Потребности личности и общества. -Коммунист, 1975, Л 6, с.71−82.
- Дилигенский Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей. Вопросы философии, 1976, $ 9, с.30−42.
- Загладин В.В. Глобальные проблемы и социальный прогресс человечества. Вопросы философии, 1983, № 4, с.87−101.
- Мелентьев А. Основной экономический закон социализма и превращение труда в первую }хизненную потребность. Коммунист, 1983, Я 2, с.37−43.
- Печенев В. Возвышение потребностей и формирование нового человека. Коммунист, 1976, № 18, с.58−69.
- Подмарков В.Г. Методологические аспекты стимулирования и мотивации труда. Вопросы философии, 1979, .? 5, с.58−69.
- Рогов И.М., Шаповалов Е. А. Социально-экологические проблемы современности и новая НТР. Л., 1981, с. 95,97.
- Сиземская И.Н. К вопросу о целостности общественного производства. Философские науки, М., 1983. 13 4, с.36−42.
- Пигров К.С., Стукалова Г. Е. Научно-техническая революция и духовное развитие личности (две актуальные проблемы).
- Б сб.: Научно-техническая революция и личность. Л., 1982, с.51−67.
- Семенова Г. В. Диалектика объективного и субъективного в формировании разумных потребностей личности в условиях развитого социализма. В кн.: Философские проблемы развития общественного сознания в условиях социализма. М., 1981.
- Смирнов Г. Л. За решительный поворот философских исследований к социальной практике. Вопросы философии, 1983, № 5,с.3−19.
- Труд коллектив, личность: материалы круглого стола. — Вопросы философии, 1980, № 12, с.3−10- 198I, Ш 2, с.19−44.
- Товмасян G.C., Экмалян A.M. Диалектика развития духовной потенции труда: методологический и социальные аспекты. -Вопросы философии, 1980, J, r II, с.76−86.
- Человек как комплексная проблема. (Материалы Всесоюзной конференции). Вопросы философии, J- 10, с.37−48.1. V. Диссертации
- Дроздовская Л.А. Теоретические проблемы профессионального разделения труда в условиях развитого социализма. Дисс.. канд.филос.наук. Л., 1980. — 197 с.
- Раева Г. В. Превращение труда в первую жизненную потребность требование научно-технической революции. — Дисс.. канд.филос.наук. Уфа, 1979. — 153 с.
- Разумный В.П. НТР -и гуманизация деятельности человека в сфере труда в развитом социалистическом обществе. Дисс.. канд.филос.наук. М., 1979. — 204 с.
- Родионова Л.Н. Воздействие научно-технической революции на социалистический образ жизни (Аспект трудовой деятельности и потребностей). Дисс.. канд.филос.наук. Л., 1979. — 179 с.
- Тигунцова Т.И. Диалектика объективного и субъективного в формировании моральной ценности коммунистического труда. -Дисс.. канд.филос.наук. М., 1980. 179 с. 1. VI. Авторефераты.
- Вюст О.Я. Взаимосвязь социальной активности и духовных потребностей личности в условиях развитого социализма. Автореф. дисс.. канд.филос.наук. М., 1980. — 19 с.
- Гуськова Т.С. Труд как потребность личности в условиях развитого социализма. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. М., 1982. — 16 с.
- Мванчук Н.В. Формирование потребностей личности как социально-исторический процесс. Автореф.дисс.. д-ра филос. наук. Свердловск, 1980. — 35 с.
- Ивановский В.П. Философский анализ сущности категории «потребность». Автореф.дисс.. канд.филос.наук. М., 1980.- 19 с.
- Казнева A.M. Духовные потребности в структуре советского образа жизни. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Киев, 1980.
- Куделин Е.Г. Превращение труда в первую жизненную потребность объективная закономерность коммунистического строительства. — Автореф.дисс.. д-ра филос.наук. Л., 1975. — 43 с.
- Левшенкова Н.Ю. Воспитательная роль трудовых традиций социалистического производственного коллектива. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. М., 1979. — 21 с.
- Сизонов А.И. Моральные стимулы и стимулирование трудовой активности на социалистическом предприятии. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Л., 1979. — 19 с.
- Цветков В.Н. Проблема человеческих потребностей. (Методологические и социологические аспекты). Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Л., 1975. — 28 с.
- Цапок С.А. Качество труда как социальная ценность в обществе развитого социализма. (Философско-социологический анализ). -Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Львов, 1980.
- Хвастунова П.И. Материальные потребности индивида: сущность и реализация. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Свердловск, 1979. — 17 с.
- Хаав К.Р. Типологизация рабочих по удовлетворенности трудом. Автореф.дисс.. канд.психол.наук. JI., 1978. — 20 с.
- Цымбал A.M. Роль НТР в интеллектуализации труда в условиях развитого социализма. Автореф.дисс.. канд.филос. наук. М., 198I. — 24 с.