Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования. Анализ трудовой деятельности только в аспекте ее субъекта и объекта может дать лишь весьма абстрактные результаты, потому что без выяснения всех связей и оносредствований между субъектом и объектом, без исследования средств и орудий деятельности невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта трудовой деятельности. Диссертант исходит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТРУД КАК ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА./У
    • I. Социологическое понимание потребности
    • 2. Потребность труда — основа всех потребностей человека.39~
    • 3. Труд как выражение деятельно-творческой и социальной сущности человека
  • Глава II. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДА ВНУТРЕННЕЙ ПОТРЕБНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА.88 46У
    • I. Социализм и освобождение труда
    • 2. Социально-экономическая неоднородность труда при социализме
    • 3. Пути превращения труда в свободную творческую деятельность

Труд как внутренняя потребность человека (социологический аспект) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На ХХУ1 съезде партии была выдвинута задача превращения труда в первую жизненную потребность. В Отчетном докладе ЦК КПСС подчеркивалось, что «Советское общество — это общество людей труда. Партия и государство прилагали и прилагают много усилий, чтобы сделать труд человека не только более производительным, но и содержательным, интересным, творческим. Важнейшую роль здесь призвана сыграть ликвидация ручного, малоквалифицированного и тяжелого физического труда. Это не только экономическая, но и серьезная социальная проблема» ." '" Значимость процесса становления труда в качестве потребности личности обусловлена задачами построения материально-технической базы коммунизма, перехода от экстенсивных методов ведения хозяйства к интенсивным, повышения эффективности и качества выпускаемой продукции, повышения производительности труда, ускорения научно-технического прогресса и превращения науки в непосредственную производительную силу. Решение этих задач с одной стороны создает объективные предпосылки для превращения труда в первую жизненную потребность, поскольку в процессе вышеперечисленных задач происходит изменение характера и содержания труда. С другой стороны, создание материально-технической базы коммунизма требует совершенствования субъективного фактора общественного производства, а именно самого человека, его сознательного и творческого отношения к. труду, дисциплины и чувства ответственности за порученное дело, высокой общеобразовательной и квалифицированной подготовки, идейной убежденности и коммунистической нравственности. Отсюда исследование специфики социальной сферы общества заключается в изуче.

I. Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М.: 1981, с. 97. нии процесса воспроизводства и развития общественного человека, как конкретно-исторического субъекта общественной деятельности, поскольку общественный процесс — это прежде всего «развитие производительных сил человечества, т. е. развитие богатства человеческой природы как самоцель» .* Необходимо всестороннее раскрытие положений К. Маркса о том, что основное богатство коммунистического общества не в вещах, а в свободном и. универсальном развитии человека, и эта целостность развития всех человеческих сил как таковых, безотносительно к какому бы то ни было заранее установленному масштабу, становится самоцелью общественного развития. В соответствии с этим возникает ряд проблем, требующих конкретно-научного, философского осмысления и решения. В их числе — исследование места и роли человека как субъекта общественных отношений и деятельности, специфики субъективного мира человека, его социальной, творческой природы, развития способностей и потребностей.

Постановка и решение вопросов, связанных с различными сторонами проблемы потребностей, имеют актуальное значение для ведения эффективного идеологического противоборства с противниками марксизма-ленинизма. В ходе этого противоборства на основании сопоставления социально-экономической практики социализма и капитализма раскрываются преимущества социалистического общества в создании необходимых предпосылок для формирования, развития и удовлетворения потребностей личности, реализации ее творческих способностей, оптимизации индивидуальных и общественных потребностей.

Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать.

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.26, ч. П, с.123- см. также: т.12, с.711−812- т.25, ч. П, с. 450, 385. их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики" .^.

Решение поставленной партией практической задачи целенаправленного формирования потребностей членов нашего общества предполагает наличие прочного теоретического фундамента, научного осмысления вопросов, связанных с пониманием возникновения потребностей, их становления и превращения в побудительные силы человеческой деятельности и их удовлетворения с помощью продуктов этой деятельности.

Актуальность подобных исследований обусловливается и логикой научных разработок, направленных на познание сущности, природы и закономерностей деятельности различных социальных субъектов — от иццивида до общества в целом.

Партия считает важнейшей задачей «воспитание у каждого человека потребности в труде, ясного сознания необходимости добросовестной работы на общее благо. Здесь имеет значение не одна лишь экономическая сторона. Не менее значима сторона идеино-нрав-о ственная» .

Значимость таких исследований обусловливается тем, что «познание процесса коммунистического преобразования труда может послужить ключом к пониманию сущности и практических путей построе.

1. Материалы ХХУТ съезда КПСС. — М., 1981, с. 63.

2. Черненко К. У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 года, с.35−36. ния коммунизма" .* На основе нового отношения к труду формируется новое мировоззрение и ценностная ориентация личности, изменяется отношение людей друг к другу, утверждается новый тип общественных отношений в целом.

Степень научной разработанности проблемы. Впервые материалистическую, подлинно научную трактовку превращения труда в потребность человека дали в своих произведениях К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Основываясь на методологических положениях классиков марксизма-ленинизма, советские ученые-обществоведы продолжают исследовать основные тенденции, способствующие превращению труда в потребность человека.

Огромную важность приобретает проблема управления общественным производством, всей системой общественных отношений в целом. В общетеоретическом плане среди работ, наиболее многопланово освещающих этот вопрос, особого внимания заслуживают работы Г. С. Григорьева, Л. П. Буевой, В. Я. Ельмеева, А. Г. Здравомыслова, Д.Н.Кайда-лова, А. М. Ковалева, Б. В. Князева, Р. И. Косолапова, Н. В. Маркова, В. П. Ратникова, И. М. Рогова, В. Я. Суслова, И. Й. Чангли, Ф. Н. Щербака. Эти работы содержат разработку многих важных проблем, в том числе и проблемы превращения труда в потребность. Результаты социологических исследований, проводившихся в связи с решением этой проблемы, нашли отражение в научных трудах Л. П. Буевой, В.В.Водзин-ской, Ю. А. Замошкина, А. Г. Здравомыслова, Л. Н. Жилиной, Д.П.Кайдало-ва, В. Г. Подмаркова, К. К. Платонова, М. Н. Руткевича, В. А. Смирнова, Е. И. Суименко, М. Х. Титмы, В. Н. Шубкина, В. А. Ядова и др.авторов. Наряду с публикациями материалов конкретных социологических исследований издан и целый ряд работ, посвященных теоретическим аспектам проблемы превращения труда в потребность. Этот вопрос рассматривается как в специальных работах, посвященных изучению потребности в труде,* так и при рассмотрении отдельных аспектов, касающихся вопросов труда, таких как изменение его характера и содержания в условиях НТР. Так, Г. Б. Бадеева, И. Ф. Громов, Г. Н. Волков, Т. Й. Зинченко, А. П. Попов, В. К. Врублевский проблему превращения труда в потребность человека рассматривают в связи с научно-технической революцией, которая ведет к качественному преобразова-«нию характера и содержания труда и тем самым создает объективные предпосылки для формирования данной потребности.

На современном этапе обстоятельно развито ленинское положение об отличии социалистического труда от коммунистическогообращено внимание на необходимость отличать коммунистическое отношение к труду от собственно коммунистического труда изучена совокупность и иерархия факторов, влияющих на отношение различных категорий трудящихся к своему трудумногочисленными исследованиями подтверждается закономерность отношения к труду в зависимости от изменения характера и содержания самого трудапри этом отмечается усиление тенденции к ориентации на творческое содержание труда. Наблюдается, можно сказать, «этизация проблемы воспи.

I. См.: Григорьев Г. С. Труд — первая человеческая потребность. Пермь, 1965; Косолапов.П. И. Коммунистический труд: природа и стимулы. М., 1968; Марков Н. В. Социалистический труд и его будущее. М., 1976; Разжигаев А. Ф. Труд как потребность. Челябинск, 1973; Суслов В. Я. Труд в условиях развитого социализма. Л., 1976; Сухомлинский В. А. Воспитание коммунистического отношения к труду. М., 1959; Чангли И. И. Труд. М., 1973; Человек-наука — техника. М., 1973; и др.

2. См., напр.,. Кайдалов Д. П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. — М., 1977, с. 144.

3. См. подробнее: Блинов Н. М. Удовлетворение человеческих потания коммунистического отношения к труду.* В литературе недостаточно внимания обращается на объективный характер формирования потребности в труде. Под последним имеется в виду объективная обусловленность процесса развития как трудовой деятельности, так и самого человека труда. Уровень или степень развития потребности в труде рассматривается преимущественно как результат воспитания. В частности, основанием для такого подхода является то, что формирование нового отношения к труду есть вроде бы возвращение последнему его изначального свойства быть источником радости и вдохновения, поприщем самораскрытия и самоутверждения личности, свойства иметь притягательную силу и вне связи с его результатао ми. В литературе коммунистическое отношение к труду, или отношение к нему как первой жизненной ценности, представляется преимущественно как исчерпываемое ориентацией на творческое содержание труда. В настоящее время следует, видимо, говорить лишь об отдельных элементах коммунистического труда в труде социалистическом. Мы должны трезво оценивать и то, что предстоит сделать на пути к достижению коммунистического труда. А путь предстоит длительный и нелегкий. Поэтому задача заключается в тщательном анализе потребности в труде, современных тенденций ее развития. Лишь на основе такого анализа можно представить превращенное труда в первую жизненную потребность как реальный процесс, и лишь с его требностей — важнейшая социальная функция труда при социализме. -Социологические исследования, 1378, I 2, с.46−47.

1. См.: Косолапов Р. И. Социализм. К вопросам теории. — М., 1975, с. 277, 283.

2. См.: Чангли Й. И. Труд. — М.: Наука, 1973, с. 77.

3. Человек и его работа. Под ред.А. Г. Здравомыслова, В.А.Ядо-ва, В. П. Рожина. М., 1969, с.289- Разжигаев А. Ф. Труд как потребность, с.120−122. помощью можно определить, на каком этапе этого процесса находится сейчас социалистическое общество." '" В этом аспекте процесс перерастания труда в потребность должен быть рассмотрен как свидетельство того, что сама потребность в труде достигла в своем развитии уровня, еще не высшего, но уже предшествующего ему. В соответствии с этим большую значимость имеет выявление путей и средств превращения труда в первую жизненную потребность человека в процессе совершенствования социалистического общества.

В настоящем исследовании труд рассматривается как потребность человека. Именно она, потребность трудиться, «делает» человека человеком.

Труд как потребность не есть что-то, лежащее вне труда, а собственный момент труда, как выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Процесс обнаружения сущности человека средствами научного исследования предполагает понимание диалектического единства внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, которое реализуется в деятельности и общественных отношениях человека. Мера их соотношения диалектична. Поскольку сущность человека носит общественный характер, то ее изучение предполагает выход за пределы индивида, рассмотрение его в широкой системе общественных связей, отношений со специфическим общественным миром.

Сущность человека не передается по наследству, биологически, а формируется в процессе жизнедеятельности. Включение индивида в жизнедеятельность определенных общностей является решающим условием такого формирования. При этом каждый индивид заново и по-своему развивает свои сущностные силы и способности, с большей или меньшей активностью участвует в творчестве новых общественных отношений, включаясь в деятельность. Вне процесса перевода общественного в индивидуальное, равно как и обратного ему процесса объективации сил в общественной деятельности и отношениях, сущность человека не проявляется, не развивается и вообще не существует.

Методологическим ключом в решении вышеуказанных вопросов является принцип единства деятельности, общественных отношений и сознания. Этот принцип необходим не только для раскрытия сущности социальных процессов и механизмов действия общественных законов, но и сущности законов формирования общественных субъектов деятельности.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является анализ труда как внутренней потребности. Выявление деятельного основания и форм единства человека и мира. Обнаружение всеобщих связей, определяющих способ человеческого бытия в такой же мере, как и способ бытия мира для человека. Рассмотрение обусловливающего влияния производства и потребностей друг на друга. Рассмотрение диалектики труда и потребностей на различных этапах развития марксистского учения, осмысление понятия потребности как социологической категорииисследование потребности в труде как основы всех потребностей человека, как выражение его деятельно-творческой, социальной сущностиизучение социально-экономических и научно-технических предпосылок превращения труда во внутреннюю потребность человека.

Методологической и теоретической основой исследования послу-служили произведения классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС, программные документы партии, выступления и труды руководителей партии и Советского государства. Настоящее исследование в качестве своей исходной базы имеет труды советских философов, социологов, психологов и экономистов.

Научная новизна исследования. Анализ трудовой деятельности только в аспекте ее субъекта и объекта может дать лишь весьма абстрактные результаты, потому что без выяснения всех связей и оносредствований между субъектом и объектом, без исследования средств и орудий деятельности невозможно понять изменения в объекте, эволюцию целей и развитие самого субъекта трудовой деятельности. Диссертант исходит из того, что труд — самая неискоренимая потребность человека. Потребность — момент труда, выражение деятельно-творческой, социальной сущности человека. Труд рассматривается как деятельность и как система отношений. Сущностью человека в действительности является совокупность общественных отношений. Сущность человека развертывается в диалектике его деятельно-творческой природы и социальных форм трудовой деятельности, отношений. Труд становится действительным способом развертывания сущностных сил человека в меру своего освобождения. Свободный труд — не свобода от материальной деятельности, а от ее нужды, ее внешней целесообразности. Труд свободен, когда внешние цели его становятся целями, которые ставит перед собой сам индивид, полагаются как самоосуществление, как действительная свобода, деятельным творческим проявлением которой является труд.

Б настоящем исследовании мы рассматривали процесс социальной детерминации, осуществляющийся через деятельность, в которой сами субъекты являются с одной стороны активным, творческим началом всех изменении, а с другой — своеобразным «объектом» воздействия и взаимодействия самих субъектов, в ходе которых индивиды «как физически, так и духовно творят друг друга.» ." '" .

Мы стремились акцентировать свое внимание не столько на движении «от общества к личности», сколько на «обратном воздействии», на анализе того, что может внести и вносит личность, об ладающая субъективными творческими способностями, в объективные процессы, в реализацию общественных целей и в какой мере решение общественных задач зависит от меры активности личности, от ее творческого потенциала. Это дает возможность выявить творческий потенциал личности, ее способности и оптимально для общества и личности помочь ей найти свое место в жизни, а также показать значение субъективного мира личности, пути формирования всестороннего развития ее способностей, реализация которых зависит не только от благоприятных общественных условий, но и от активности и развитости личности. Единство этих-подходов выявляется в диалектике социального и индивидуального, всестороннее раскрытие которой позволит подойти к теоретическому и практическому решению проблемы становления человека самоцелью общественного развития.

Практическая ценность исследования состоит в том, что оно содержит характеристику труда как деятельности человека по производству своей общественной жизни, включая и производство общественной связи, в которую люди вступают в процессе созидания своей материальной и духовной жизни и производство самого человека как агента, субъекта общественного производства и воспроизводства производственных отношений. Производство жизненных средств есть фундамент производства и воспроизводства общественных отношений и потребностей самого человека. Практическая значимость данной диссертационной работы состоит и в том, что ее результаты могут быть использованы: при проведении конкретных социологических исследований в трудовых коллективах, при изучении возможностей и специфики формирования коммунистического отношения к трудупри осуществлении задач профессиональной ориентации учащейся молодежив лекционной пропаганде по формированию коммунистического мировоззрения и по коммунистическому воспитанию. В теоретическом плане они могут послужить для развертывания дальнейших исследований проблемы труда как потребности человека.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в статьях, опубликованных автором, в выступлениях на научных конференциях Ленинграда и Владивостока. Диссертация была обсуждена на теоретическом семинаре и заседании кафедры исторического материализма философского факультета Ленинградского университета имени А.А.^данова.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях и выступлениях автора на конференциях:

1. К вопросу об изменении характера труда под воздействием научно-технической революции.-В сб.: Объективное и субъективное в общественном развитии. Владивосток, 1981, с.143−151.

2. Тезисы выступления на конференции «Взаимодействие общества, природы и техники». Дальневосточная секция при Проблемных советах Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР по материалистической диалектике и научно-технической революции. Владивосток, 1982 год. См.: Вопросы философии, 1983, 4.

3. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Тезисы выступления на расширенном заседании секции исторического материализма Северо-Западного отделения философского общества СССР и Проблемного совета Минвуза РСФСР «Современная НТР и ее социальные последствия». См.: Информационные материалы философского общества СССР. Москва, 1983, № 4 (37).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Труд по самой природе своей есть непреходящая потребность человека, а процесс труда выступает как удовлетворение этой конечной потребности. Труд порождает, создает потребность трудиться, а последняя как цель определяет процесс труда. Потребность в труде — это продукт не природы, а истории, результат общественного развития. Природной предпосылкой (но только предпосылкой) этой потребности является естественная нужда здорового организма в расходовании энергии, в деятельности. Объективную основу потребности в труде составляет нужда человека в проявлении своих сущностных сил. Субъективной стороной этой потребности выступает наслаждение, которое может давать людям труд. Общественным стимулом ее становится осознание абсолютной необходимости труда.

2. Потребность в труде — это момент самого труда, основа и результат всех потребностей человекавыражение. деятельно-творческой, социальной сущности человека. В диссертации труд и потребность в труде рассматриваются в органическом единстве (в то время как в большинстве работ они анализируются как самостоятельные объекты исследования).

3. Потребление как необходимость, как потребность — само есть внутренний момент самого труда, выступает прежде всего как потребность трудиться. Исходным пунктом и господствующим моментом, к которому сводится весь процесс, есть труд. Сущностным выражением производства является труд. И если социальная потребность — потребление, а труд — суть общественного производства, то из этого следует, что потребность человека — внутренний момент основного вида его жизнедеятельности — труда.

4. Гуманизация материального производства и других сфер жизни предопределяет процесс превращения труда в потребность. Этот процесс завершается на наших глазах. Конкретные социологические исследования проблем труда свидетельствуют, что труд как потребность, играющая все более ванную роль в жизни советских людей, не только будущее завоевание коммунистического общества, но и реальность нашего сегодняшнего дня. Свободный труд не означает свободу от материального производства, а глубочайшую гуманизацию последнего, переориентацию его на человека в интересах развития личности. Эта гуманизация предполагает, во-первых, изменение социально-экономической сущности труда, качественные сдвиги в его содержании и характере, разделении труда, что является важнейшей предпосылкой всестороннего развития личностиво-вторых, гуманизация материального производства вносит существенные изменения в соотношение различных сфер общественной деятельности — все они становятся путями, средствами всестороннего развития личностив-третьих, изменяются сами устои общества, природа его богатства, принципы экономики. В совокупности все это означает принципиально новое качество жизни трудящихся масс, которое отнюдь не сводится к материальному комфорту, а вбирает в себя весь спектр полнокровного человеческого бытия. Всестороннее и универсальное развитие личности обеспечивается ее производственно-трудовой деятельностью. Именно труд выступает основой развития всех способностей человека.

На высших ступенях развития общества технический прогресс должен обеспечить такое изменение производства, когда не непосредственный труд человека и не время, в течение которого он работает, а присвоение его собственной всеобщей производительной силы — развитие общественного индивида — будет определять развитие материального производства.

Труд мы рассматриваем как процесс между человеком и природой и труд как отношение между людьми, а потребность в труде.

1) как потребность отношений в труде (момент трудовых отношений);

2) потребность как момент трудовой деятельности (труд как потребность) — 3) потребность как выражение деятельно-творческой, социальной сущности личности.

Социализм создает предпосылки всестороннего развития человека, создает состояние, когда человек — не только работник, исполнитель определенного вида труда, но и личность во всем многообразии способностей и потребностей. В настоящее время осуществляется переход от формулы «производство — условия труда — человек» к формуле «человек — условия труда — производство» .

Формирование нового человека происходит через разнообразные виды деятельности и главным образом через труд. В акте производства изменяются не только объективные условия, но и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя, создавая новые силы и новые представления, новые способы общения и новые потребности. Человек является не только агентом производства, но и в целом продуктом и субъектом общественного развитияон непрерывно находится в движении становления с точки зрения развития своих качеств, сущностных сил. При социализме и особенно коммунизме начинает действовать закон оптимальности человеческой деятельности, когда результаты действий все больше соответствуют поставленным целям и когда наиболее полно в деятельности человека раскрываются его внутренние и внешние качества. В настоящее время играет решающую роль не только количество людей, участвующих в труде, но и качество, т. е. совокупность определенных черт, характеристик и главным образом таких, как политическая и социальная зрелость человека, компетентность, наличие творческих способностей и возможностей, наличие организаторских способностей, дисциплинированности, организованности, устойчивости психики, умение быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и др., так как интенсификация затрагивает не только науку и производство, но и человека. Ориентация на труд связана с потребностью человека в самоутверждении в различных сферах деятельности, стимулирует общественно-политическую активность, участие в социалистическом соревновании, формирует коллективизм, развивает потребность в труде, образовании и т. д. То обстоятельство, что ориентация на сам процесс труда оказывается единственным общим для всех основных социально-профессиональных групп нашего общества. фактором, подводит к мысли о развитии в зрелом социалистическом’обществе интегративной функции труда как основы образа жизни подавляющего большинства людей. С этим же связана и тенденция к массовому утверждению потребности в труде. Потребность в трудеэто всеобщая необходимость труда, без которой немыслимо существование человечества. Творческая личность не мыслит собственного существования без потребности в труде, органически связанной с разумными индивидуальными потребностям'!.

Коммунистический труд помогает человеку адекватно отражать, успешно творить, научно объяснять и сознательно изменять объективный мир, На основе гармоничного соединения достижении НТР с завершающейся перестройкой совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах осуществляется интенсивный процесс превращения труда во внутреннюю потребность человека. Труд как потребность — итог всеобщей эволюции труда, абсолютная и непреходящая ценность, приобретая относительную самостоятельность и полноту, все полнее раскрывает она творческие возможности масс, становится могучей движущей силой общественного прогресса. Процесс формирования потребности в труде объективный, но не стихийный процесс. При социализме он планируется, организуется, направляется. Поскольку потребность в труде — это не только главная сфера производства, но и беспредельная сфера потребления всесторонне образованных и профессионально подготовленных индивидов, постольку важно не только сформировать потребность в труде, но и создать адекватные производственно-технологические и социально-экономические условия для ее всесторонней реализации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Святое семейство. Маркс К., Энгельс. Соч., т.2.
  2. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З.
  3. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,'т.4.
  4. К., Энгельс Ф. Инструкция делегатам временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.16.
  5. К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4.
  6. К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.6.
  7. К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.8.
  8. К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13.
  9. К. Наброски ответа на письмо В.И.Засулич. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19.
  10. К. Капитал, том первый. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.23.
  11. К. Капитал, том третий. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.25, чЛ и П.
  12. К. Капитал, том четвертый. Маркс К."Энгельс Ф. Соч., т.26, ч. I, П, Ш.
  13. К. Людвигу кугельману, II июля. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.32.
  14. К. Йозефу Блоху, 21 (22) сентября. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.37.
  15. К. Б.Боргиусу, 25 января. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.39.
  16. К., Энгельс Ф. Эконошческо-философские рукописи 1844 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.42.
  17. К. Экономические рукописи 1857−1863 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1 и П.
  18. К. Экономические рукописи 1861−1863 годов. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.47.
  19. Ф. Положение рабочего класса в Англии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2.
  20. Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4.
  21. Ф. Похороны Маркса. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19.
  22. Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
  23. Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
  24. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.
  25. Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20.
  26. .И. Великий почин. Полн.собр.соч., т.39.
  27. В.И. УШ Всероссийская конференция РКП(б) 2−4 декабря 1919 г. Полн.собр.соч., т.39.
  28. В.И. УШ Всероссийский съезд Советов 22−29 декабря 1920 г. Полн.собр.соч., т.42.
  29. В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч., т.33.
  30. В.И. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Полн.собр.соч., т.35.
  31. Ленин В.И. X съезд РКП (б) 8−16 марта 1921 г. Полн. собр.соч., т.43.
  32. В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме. -Полн.собр.соч., т.41.
  33. В.И. Доклад на I Всероссийском съезде трудовых казаков I марта 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.
  34. В.И. Доклад о работе ВЦИК и Совнаркома на первой сессии ВЦИК УП созыва 2 февраля 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.
  35. В.И. Доклад о субботниках на Московской общегородской конференции РКП(б) 20 декабря 1919 г. Полн.собр.соч., т.40.
  36. В.И. Еще одно уничтожение социализма. Полн. собр.соч., т.25.
  37. В.И. Задачи Союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41.
  38. В.И. Как организовать соревнование. Полн.собр. соч., т.35.
  39. В.И. Карл Маркс. Полн.собр.соч., т.26.
  40. В.И. К характеристике экономического романтизма. Полн.собр.соч., т.20.
  41. Ленин В. И. Лучше меньше, да лучше. Полн.собр.соч., т.45.
  42. В.И. Марксизм о государстве. Полн.собр.соч.,
  43. В.И. Новая экономическая политика и задачи по-литпросветов. Полн.собр.соч., т.44.
  44. В.И. Об едином хозяйственном плане. Полн. собр.соч., т.42.
  45. В.И. О кооперации. Полн.собр.соч., т.45.
  46. В.И. О «левом» ребячестве и о мелкобуржуазности. Полн.собр.соч., т.36.
  47. В.И. О политехническом образовании. Полн. собр.соч., т.45.
  48. О придании законодательных функций Госплану. Полн. собр.соч., т.45.
  49. В.И. О работе Наркомпроса. Полн.собр.соч., т.42.
  50. В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко Всероссийскому субботнику-маевку. -Полн.собр.соч., т.41.
  51. В.И. От разрушения векового уклада к творчеству нового. Полн.собр.соч., т.40.
  52. В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн. собр.соч., т.36.
  53. В.И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти». Полн.собр.соч., т.36.
  54. В.И. Перлы народнического прожектерства. -Полн.собр.соч., т.2.
  55. В.И. Письма из далека. Полн.собр.соч., т.31.
  56. Ленин В. И. По поводу так называемого вопроса о рынках!- Полн.собр.соч., т.1.
  57. В.И. Предисловие к книге И.И.Степанова «Электрификация РСФСР в связи с переходной фазой мирового хозяйства».- Полн.собр.соч., т.45.
  58. В.И. Речь на П Всероссийском съезде работников медико-санитарного труда I марта 1920 г. Полн.собр.соч., т.40.
  59. В.И. Речь на митинге, посвященном закладке памятника освобожденному труду I мая 1920 г. Полн.собр.соч., т.41.
  60. В.И. Речь на I Всероссийском съезде Советов народного хозяйства 26 мая 1918 года. Полн.собр.соч., т.86.
  61. В.И. Странички из дневника. Полн.собр.соч., т.45.
  62. В.И. Ш конгресс Коммунистического Интернационала 22 июня-12 июля 1921 г. Полн.собр.соч., т.44.
  63. В.И. Успехи и трудности Советской власти. -Полн.собр.соч., т.38.
  64. В.И. Фридрих Энгельс. Полн.собр.соч., т.2.
  65. В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов. Полн.собр.соч., т.1.
  66. В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., т.39.
  67. П. Официально-документальные материалы
  68. Программа Коммунистической партии Советского Союза. -М., 1976. 144 с.
  69. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976. — 256 с.
  70. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981. — 223 с.
  71. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М., 1977. — 62 с. 25. 0 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Постановление ЦК КПСС от 31 января 1977 года. М., 1977. — 32 с.
  72. О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования. Постановление ЦК КПСС от 31 августа 197I г. -КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов, т.10. М., 1972.
  73. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.
  74. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — III с.
  75. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 14 с.
  76. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
  77. II. Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении Pix роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями». -Правда, 1983 г., 19 июня.
  78. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983 г.
  79. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984 г.
  80. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. 0 дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве. — Правда, 1980, 12 января.
  81. Ю.В. Учение Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. Коммунист, 1983, .? 3, с.9−23.
  82. Речь Генерального секретаря ЦК КПСС Ю. В. Андропова на встрече с московскими станкостроителями, Правда, 1983, I февр.
  83. Карл Маркс и современность. М.: Политиздат, 1983.- 223 с.
  84. К.У. Народ и партия едины. Речь на встрече с избирателями Куйбышевского избирательного округа г. Москвы2 марта 1984 г. М.: Политиздат, 1984.
  85. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «0 мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве».- Правда, 1983, 28 августа.
  86. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда». Правда, 1984, 4 мая.1. Ш. Книги
  87. Н.И. Диалектика труда при социализме. — М. г Политиздат, 1979. 151 с.
  88. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. — 339 с.
  89. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  90. В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. М., 1972. — 431 с.
  91. B.C. Великое открытие Маркса. М.: Мысль, 1980. — 267 с.
  92. В.Г. Системность и общество. M., 1980. -368 с. .
  93. A.C. Научно-техническая революция и некоторые социальные проблемы производства и управления. М., Наука, 1974.- 310 с.
  94. Бадеева Г. В^ Влияние научно-технической революции на содержание и характер труда в развитом социалистическом обществе. M., 1976. — 38 с.
  95. Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип. В кн.: Проблема человека в современной философии. М.: Наука, 1969.
  96. С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976. — 295 с.
  97. С.Я. Формирование квалифицированных рабочих кадров в СССР. M., 1974. — 383 с.
  98. Н.М. Трудовая деятельность как основа социалистического образа жизни. М.: Наука, 1979. — 143 с.
  99. Л.С. Молодой рабочий 70-х годов: социальный портрет. M., 1977. — 64 с.
  100. Л.П. Человек: деятельность и общение. M., 1978.- 216 с.
  101. Д.А. Научно-технический прогресс и развитие личности. M.: 1977. — 46 с.
  102. В.Н. Труд на пороге третьего тысячелетия.- Киев- Политиздат Украины, 1980. 450 с.
  103. Д.М. Научные исследования и человеческие потребности: Материалы Моск. встречи экспертов по проекту ЮНЕСКО. -М.: ВНИИСИ, 1979. 112 с.
  104. Д.М. Научно-технический прогресс: программный подход. М.: Мысль, 198I. — 238 с.
  105. Г. С. Труд первая человеческая потребность. -Б сб.: Диалектика процесса труда. Пермь, 1965, с. 159.
  106. Е.Н. Диалектика содержания и характера труда в условиях развитого социализма. Киев: Вища школа, 198I. -117 с.
  107. Г. Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. -255 с.
  108. Г. Г. Исследование человеческих потребностей: проблемы, методы, гипотезы. Будущее науки. Международный ежегодник. Вып. П, M., 1978.
  109. Дитль Г.-М., Газе Г., Кранхольд Г.-Г. Генетика человека в социалистическом обществе. (Философско-этические и социальные проблемы). М.: Мысль, 198I. 206 с.
  110. Н.И. Социальные проблемы научно-технической революции. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 191 с.
  111. Диалектика становления коммунистического труда. Киев: Наукова думка, 1978. — 303 с.
  112. В.Я. Коммунизм и развитие человека как производительной силы общества. M., 1964. — 317 с.
  113. В.Я., Полозов В. Р., Рященко Б.П.-Коммунизм и преодоление разделения между умственным и физическим трудом. -Л., 1965. 144 с.
  114. Л.Н., Фролова Н. Т. Проблемы потребления и воспитание личности. M., 1969. — 175 с.
  115. Г. Д. Труд и его стимулы. (Проблемы стимулирования труда при социализме). Л., 1970. 158 с.
  116. Г. И., Попов А. И. Социалистический труд и качество работы. М.: Мысль, 1980. — 188 с.
  117. Р.К. Перерастание социалистического труда в кошунис тиче с кий. М.: Наука, 1983. — 287 с.
  118. Н.В. Социологические проблемы изучения потребностей. Свердловск, 1975. — 135 с.
  119. Изменение содержания и характера труда в условиях развитого социализма. — Л.: Изд-во ЛГУ, IS82. — 160 с.
  120. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.- 328 с.
  121. Д.П., Суименко Е. И. Актуальные проблемы социологии труда. М.: Экономика, 1974. — 238 с.
  122. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -M., 1968. 148 с.
  123. A.M. Диалектика способа производства общественной жизни. М.: Мысль, 1982. — 225 с.
  124. Л.Н. Всестороннее развитие личности и культуры. М.: Знание, 1981. — 63 с.
  125. Г., Кольсдорф А., Опитц Г. Свобода преимущество социализма. — М.: Политиздат, IS8I. — 119 с.
  126. И.А. Соотношение социального и научно-технического прогресса в современную эпоху. М.: Изд-во МГУ, IS8I. -336 с.
  127. В.Д. Научное предвидение общественных явлений.- Л., 1976.
  128. В.Д. Научно-техническая революция и социальная экология. Л., 1977. — 104 с.
  129. В.Т. Коммунистическая форма труда. М.: Мысль, 1978. — 117 с.
  130. Р.И. Коммунистический труд: природа и стимулы. M.: 1968. — 88 с.
  131. Р.И. Социализм: к вопросам теории. М., 1979. Изд.2-е. — 598 с.
  132. Р.И. Развитой социализм: проблемы теории и практики. 3-е изд. М.: Политиздат, 1982. — 399 с.
  133. Е.Г. Диалектика производства и потребления. -M., 1977. 175 с.
  134. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М-: Политиздат, 1977. 304 с.
  135. В.Г. Формирование духовных потребностей молодежи. Новосибирск, 1980. — 116 с.
  136. .М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. M., 1974. — 316 с.
  137. Э.А. Труд становится потребностью. М.: Политиздат, 1963. — 64 с.
  138. В.Г. Научно-техническая революция и ее социальные последствия. M., 1975. — 144 с.
  139. В.Г. Научно-техническая революция: ее сущность, источники и факторы развития. M., 1976. — 46 с.
  140. В.Г. Научно-техническая революция и коммунистическая цивилизация. Л.: Знание, 1981. — 36 с.
  141. А.В. Диалектика деятельности и потребностей общества. Белгород, 1972. — 96 с.
  142. Н.Б. Социалистический труд и его будущее. Некоторые проблемы развития труда в условиях научно-технической ре -волюции. М.: Политиздат, 1976. — 143 с.
  143. Э.Ф. Личные потребности при социализме. -ГЛ.: Наука, 1973. 152 с.
  144. М.Б. Философия и социальный прогресс. М.: Наука, 1979. — 231 с.
  145. H.H. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982.
  146. В.П. Формирование разумных потребностей. -В кн.: Молодежь: проблемы формирования и воспитания. М., 1978.
  147. .М., Соколов В. В. и др. Потребностеведение.- М., 1979. 79 с.
  148. .М. Экономический потенциал развитого социализма. М., 1982. — 278 с.
  149. Народное хозяйство СССР в 1980 г. Статистический ежегодник. М.: Статистика, 198I. — 583 с.
  150. Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статистический сборник. М., 1978.
  151. C.B. Классики марксизма-ленинизма о сущности и содержании потребностей. В кн.: Молодежь и социальный прогресс. — Саратов, 1979, c. III-117.
  152. Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда. Л., 1977. — 216 с.
  153. Научно-техническая революция и материальное производство. Л., 1976. — 119 с.
  154. Научно-техническая революция и совершенствование социалистических общественных отношений. Л., 1976. — 183 с.
  155. Научно-техническая революция и социализм. Под ред. акад. Кедрова Б. М. М., 1973.
  156. Научно-техническая революция и социальная психология.- М.: Наука, 1981. 160 с.
  157. Н.С. О превращении труда в первую жизненную потребность. М.: ВПШ и АОН при ЦК КПСС, 1961. — 144 с.
  158. А.И. Материя. Жизнь. Интеллект. М.: Наука, 1977. — 207 с.
  159. A.C. Совершенствование системы управления общественным трудом в условиях развитого социализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 126 с.
  160. П.Ф. Влияние научно-технического прогресса на содержание и организащш труда. М.: Мысль, 1975. — 230 с.
  161. К.С. Научно-техническое творчество. (Согщаль-но-философские проблемы). Л.: ИздавоЛГУ, 1979. — 144 с.
  162. К.С. Творчество и современность. Л.: Знание, 1982. — 16 с.
  163. К.К. Вопросы психологии труда. Изд.2-е, доп. М.: Медицина, 1970. — 264 с.
  164. Ю.К. О природе социальной формы движения. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 197I. 246 с.
  165. Ю.К. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 198I. — 463 с.3J80. Плетников Ю. К. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1983. — 535 с.
  166. В.Г. Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы социалистического промышленного производства. М.: Мысль, 1973. — 318 с.
  167. В.Г. Социальные проблемы производства. -М.: Мысль, 1979. 272 с.
  168. В.Г. Человек в трудовом коллективе. М.: Экономика, 1982. — 175 с.
  169. Проблемы этнографии и антропологии в свете научного наследия Ф.Энгельса. М.: Наука, 1972. — 182 с.
  170. В.В. Потребности: социально-экономическая сущность и закономерности развития. М.: Знание, 1974. — 47 с.
  171. B.B. Потребность как экономическая категория социализма. М.: Мысль, 1970. — 223 с.
  172. А.Ф. Экономические проблемы становления труда как потребности. М.: Мысль, 1977. — 126 с.
  173. И.М. Человек в условиях научно-технической революции. Л., 1978. — 184 с.
  174. И.М. Научно-технический прогресс и развитие личности. (Социологические и методологические проблемы). Л., 1974. 136 с.
  175. В.З., Волков Ю. Е. Вопросы социальной политики КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 286 с.
  176. В.З. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М.: ИСИ, 1982. — Кн.1-я. 110с.
  177. И.Н. Человек и труд: условия гармонии и развития. М.: Политиздат, 1981. — 125 с.
  178. Г. Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. М., 1980. — 463 с.
  179. В.Г. Методологические проблемы труда. М., 1975. 48 с.
  180. Социализм: диалектика развития производительных сили производственных отношений. (В.Г.Марахов, Н. Д. Колесов, В.А.Пе-шехонов). М.: Мысль, 1975. — 334 с.
  181. Социальная природа познания. (Теоретические предпосылки и проблемы). Под ред. Мотрошиловой H.B. М.: Наука, 1979. -280 с.
  182. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. (Буева Л.П. отв.ред.). АН СССР. Йн-т философии. — М.: Наука, 1983. — 231 с.
  183. В.Я. Технический прогресс и изменение характера труда. Л., 1964. — 56 с.
  184. B.C. Учение Маркса о двойственном характере труда и анализ капиталистических отношений. Общественные науки, 1981, Я 3, с.73−87.
  185. Бестужев-Лада И. В. Социальные потребности и их прогнозирование. Общественные науки, 1979, I 4, с.21−34.
  186. Н.М. Потребность в труде и ее эволюция. Коммунист, 1982, J? II, с.44−55.
  187. Г. Н. К.Маркс и проблема человека в условиях научно-технической революции. Коммунист, 1975, № 13, с.47−57.
  188. Д.М. Взаимодействие НТР и социального прогресса. Вопросы философии, 1976, te II, с.16−30.
  189. Г. А. Проблема отношения человека и природы в философско-исторической концепции К.Маркса, Коммунист, 1983,5, с.73−85.
  190. .Т. Проблема человека в марксистско-ленинской философии. Коммунист, 1975,? 3, с.48−57.
  191. Г. Г. Потребности личности и общества. -Коммунист, 1975, Л 6, с.71−82.
  192. Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей. Вопросы философии, 1976, $ 9, с.30−42.
  193. В.В. Глобальные проблемы и социальный прогресс человечества. Вопросы философии, 1983, № 4, с.87−101.
  194. А. Основной экономический закон социализма и превращение труда в первую }хизненную потребность. Коммунист, 1983, Я 2, с.37−43.
  195. В. Возвышение потребностей и формирование нового человека. Коммунист, 1976, № 18, с.58−69.
  196. В.Г. Методологические аспекты стимулирования и мотивации труда. Вопросы философии, 1979, .? 5, с.58−69.
  197. И.М., Шаповалов Е. А. Социально-экологические проблемы современности и новая НТР. Л., 1981, с. 95,97.
  198. И.Н. К вопросу о целостности общественного производства. Философские науки, М., 1983. 13 4, с.36−42.
  199. К.С., Стукалова Г. Е. Научно-техническая революция и духовное развитие личности (две актуальные проблемы).
  200. Б сб.: Научно-техническая революция и личность. Л., 1982, с.51−67.
  201. Г. В. Диалектика объективного и субъективного в формировании разумных потребностей личности в условиях развитого социализма. В кн.: Философские проблемы развития общественного сознания в условиях социализма. М., 1981.
  202. Г. Л. За решительный поворот философских исследований к социальной практике. Вопросы философии, 1983, № 5,с.3−19.
  203. Труд коллектив, личность: материалы круглого стола. — Вопросы философии, 1980, № 12, с.3−10- 198I, Ш 2, с.19−44.
  204. G.C., Экмалян A.M. Диалектика развития духовной потенции труда: методологический и социальные аспекты. -Вопросы философии, 1980, J, r II, с.76−86.
  205. Человек как комплексная проблема. (Материалы Всесоюзной конференции). Вопросы философии, J- 10, с.37−48.1. V. Диссертации
  206. Л.А. Теоретические проблемы профессионального разделения труда в условиях развитого социализма. Дисс.. канд.филос.наук. Л., 1980. — 197 с.
  207. Г. В. Превращение труда в первую жизненную потребность требование научно-технической революции. — Дисс.. канд.филос.наук. Уфа, 1979. — 153 с.
  208. В.П. НТР -и гуманизация деятельности человека в сфере труда в развитом социалистическом обществе. Дисс.. канд.филос.наук. М., 1979. — 204 с.
  209. Л.Н. Воздействие научно-технической революции на социалистический образ жизни (Аспект трудовой деятельности и потребностей). Дисс.. канд.филос.наук. Л., 1979. — 179 с.
  210. Т.И. Диалектика объективного и субъективного в формировании моральной ценности коммунистического труда. -Дисс.. канд.филос.наук. М., 1980. 179 с. 1. VI. Авторефераты.
  211. О.Я. Взаимосвязь социальной активности и духовных потребностей личности в условиях развитого социализма. Автореф. дисс.. канд.филос.наук. М., 1980. — 19 с.
  212. Т.С. Труд как потребность личности в условиях развитого социализма. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. М., 1982. — 16 с.
  213. Н.В. Формирование потребностей личности как социально-исторический процесс. Автореф.дисс.. д-ра филос. наук. Свердловск, 1980. — 35 с.
  214. В.П. Философский анализ сущности категории «потребность». Автореф.дисс.. канд.филос.наук. М., 1980.- 19 с.
  215. A.M. Духовные потребности в структуре советского образа жизни. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Киев, 1980.
  216. Е.Г. Превращение труда в первую жизненную потребность объективная закономерность коммунистического строительства. — Автореф.дисс.. д-ра филос.наук. Л., 1975. — 43 с.
  217. Н.Ю. Воспитательная роль трудовых традиций социалистического производственного коллектива. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. М., 1979. — 21 с.
  218. А.И. Моральные стимулы и стимулирование трудовой активности на социалистическом предприятии. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Л., 1979. — 19 с.
  219. В.Н. Проблема человеческих потребностей. (Методологические и социологические аспекты). Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Л., 1975. — 28 с.
  220. С.А. Качество труда как социальная ценность в обществе развитого социализма. (Философско-социологический анализ). -Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Львов, 1980.
  221. П.И. Материальные потребности индивида: сущность и реализация. Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Свердловск, 1979. — 17 с.
  222. К.Р. Типологизация рабочих по удовлетворенности трудом. Автореф.дисс.. канд.психол.наук. JI., 1978. — 20 с.
  223. A.M. Роль НТР в интеллектуализации труда в условиях развитого социализма. Автореф.дисс.. канд.филос. наук. М., 198I. — 24 с.
Заполнить форму текущей работой