Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическая профилактика дезадаптивных форм поведения у курсантов высших военных заведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическая гипотеза исследования. В одинаковых социальных условиях каждый индивид, обладающий конституционально-типологической палитрой, демонстрирует индивидуальные и конституциональные закономерности реагирования в ответ на социальные информационно-стрессовые воздействия. Правомерно предположить, что дезадаптивное поведения у курсантов вуза зависит от конституционально-континуального… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ПСИХИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ (обзор литературы)
    • 1. 1. Теоретические аспекты психической адаптации и дезадаптации
      • 1. 1. 2. Основные подсистемы единой системы психической адаптации
      • 1. 1. 3. Барьер психической адаптации и этиопатогенетическая пограничных состояний
    • 1. 2. Психологические особенности курсантов
      • 1. 3. 1. Теоретические аспекты изучения личностно-характерологической изменчивости в континуально-конституциональном пространстве
      • 1. 3. 2. Акцентуации характера, их классификация
  • ГЛАВА II. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материалы экспериментальных исследований и состав испытуемых
    • 2. 2. Психологические методики экспериментального исследования
      • 2. 2. 3. Дополнительные диагностические показатели по шкале объективной оценки
      • 2. 2. 4. Личностный опросник Айзенка (EPI)
      • 2. 2. 5. Клинический опросник для выявления и оценки невротического состояний
      • 2. 2. 6. Шкала Тейлор (тревоги)
  • ГЛАВА III. СОБСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ
    • 3. 1. Экспериментально-психологическая дифференциальная диагностика конституционально-континуальных особенностей личности курсантов в условиях адаптации к обучению в военном вузе

    3.2. Результаты собственных экспериментально-психологических исследований: выявление зависимости между надежностью конституциональных механизмов адаптации индивидуума и темпераментом личностного психотипа у курсантов.

    3.3. Анализ результатов исследования конституционально-психотипологических особенностей личности курсантов в диапазоне психологической нормы-акцентуации.

    3.4. Анализ эффективности психологической профилактики дезадаптивных форм поведения у курсантов военных вузов.

Психологическая профилактика дезадаптивных форм поведения у курсантов высших военных заведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, является сложным многоуровневым социально-психофизиологическим процессом и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов. Постоянное умственное и психоэмоциональное напряжение, частые нарушения режима труда нередко приводят к срыву процесса адаптации и развитию ряда заболеваний (Н.А. Агаджанян и соавт, 1995; Н. В. Ермакова, 1997).

Изменения, происшедшие в последние десятилетия в состоянии здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, требуют теоретического осмысления принципов сохранения здоровья, профессиональной работоспособности и долголетия военных специалистов, обоснования адекватных способов коррекции и реабилитации при нарушениях психического состояния и личности (Н.В. Тарабрина, Е. О. Лабезная, 1999).

Экономические трудности, современные социально-информационные стрессоры мирного времени, повсеместное ухудшение обстановки, кризис социальных и духовных ценностей, тяжелое положение военнослужащих в армии, падение материального уровня жизни и бытовая неустроенность офицерского состава, криминогенная ситуация в войсках формируют стрессовые расстройства (И.В. Боев, 1995; Ю. А. Александровский, 2000), способствуют увеличению числа личностных и поведенческих расстройств, психических нарушений невротического уровня, включению защитно-приспособительных реакций у военнослужащих (С.Г. Крупская, 1993; Л. Д. Олифер, 1993; Г. Г. Федичев, 2005).

Служба военного специалиста является особым видом Государственной службы, предъявляющей повышенные требования к профессиональной подготовке, состоянию здоровья и личностным качествам.

А.И. Карманов, 1996; Л. Золотов, 1999; М. Ю. Зеленков, 2000). Это определяет необходимость постоянного совершенствования системы комплектования воинских частей, военно-учебных заведений, повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, осуществления социальных, психологических и медицинских мероприятий по профилактике заболеваний и сохранению здоровья личного состава.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки современных подходов к профилактике состояний психической дезадаптации у курсантов военных вузов. Назрела острая необходимость систематического и раннего контроля за проявлениями реакций дезадаптации у военнослужащих, снижения у них стрессоустойчивости и коррекции возникших нарушений за счет актуализации конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации (М.Е. Зеленова, 1996; Н. А. Куксова, О. И. Боев, И. В. Кобрянова, 2001).

Сила, содержание, длительность психологических, психофизиологических реакций, аномальных личностных и поведенческих нарушений, их трансформация в более сложные структуры в рамках нормы или патологии зависит от места расположения субъекта в конституционально-континуальном личностном пространстве (А.В. Брушлинский, 1994; В. В. Белоус, 1995; О. А. Ахвердова, 1998; И. В. Боев, 2000).

Поэтому весьма актуально разработку психологической профилактики дезадаптивных форм поведения у курсантов военных вузов начинать с исследования степени выраженности конституциональнопсихотипологической изменчивости в конституционально-континуальном пространстве: психологическая норма-акцентуация — пограничная аномальная личность (ПАЛ) — патологическая психическая конституция (психопатия) по вектору «норма-патология» .

Цель исследования: выбор методов психологической профилактики дезадаптивных форм поведения, адекватных конституционально-психотипологическим основам личности и оптимальных при использовании у курсантов с определенным личностным психотипом.

Объект исследования: индивид, личность курсанта военного вуза.

Предмет исследования: конституционально-психотипологическая предиспозиция личности и методы психологической профилактики дезадаптивных форм поведения у курсантов с определенным личностным психотипом.

Задачи исследования:

1. Осуществить дифференциальную психодиагностику курсантов высшего военного заведения, выделив лиц с наиболее выраженными и устойчивыми личностными реакциями и невротическими нарушениями, детерминированными конституционально-психотипологической предиспозицией личности.

2. Определить и выбрать методы психологической профилактики дезадаптивных форм поведения, адекватных конституционально-психотипологическим основам личности и оптимальных при использовании у курсантов с определенным личностным психотипом.

3. Объективизировать эффективность психологической профилактики дезадаптивных форм поведения у курсантов вуза на начальном этапе обучения.

Эмпирическая гипотеза исследования. В одинаковых социальных условиях каждый индивид, обладающий конституционально-типологической палитрой, демонстрирует индивидуальные и конституциональные закономерности реагирования в ответ на социальные информационно-стрессовые воздействия. Правомерно предположить, что дезадаптивное поведения у курсантов вуза зависит от конституционально-континуального расположения психотипа, обусловленного аномальной личностной изменчивостью. Выбор методов психологической профилактики дезадаптивных форм поведения должен быть адекватным конституционально-психотипологическим основам личности и адресован к определенному психотипу личности курсанта.

Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к личностной индивидуальности, предполагающем, что конституционально-психотипологические основы индивида демонстрируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы реагирования в условиях повышенных информационных нагрузок, высокого психо-эмоционального напряжения и возросшими расходами функциональных резервов адаптации. Это предопределяет проблему психологической профилактики дезадаптивных форм поведения курсантов военных вузов.

Теоретические и методологические основы исследования: основополагающие методологические принципы и концепции отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии, о психическом «как процессе» (Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А. И. Донцов, В. П. Зинченко, К. К. Платонов, C.JI. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн) — материалистическая концепция личности с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н.Мясищев) — специальная теория индивидуальности человека (В.М.Русалов) — континуально-генетическая концепция (А.В. Брушлинский) — представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Б.М. Теплов, В. Д. Небылицин, О. А. Ахвердова, Б. С. Братусь, В. Н. Дружинин, Е.А. Климов) — концепция об интегративной деятельности мозга (П.К. Анохин) — концепция интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, В.В. Белоус).

Материал и методики исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие выборочно 318 курсантов в возрасте от 17 до 24 лет.

Представленные результаты основаны на комплексном экспериментально-психологическом, клиническом и патопсихологическом обследовании 318 курсантов первых и четвертых курсов, из которых сделана выборка 198 курсантов в различных диагностических регистрах конституционально-типологического личностного континуума.

Первая группа (основная) включала 152 курсанта со стойкими признаками аномального личностного и поведенческого реагирования проявлениями невротических и психосоматических расстройств на банальные факторы социально-информационного стресса. Все обследованные распределялись в конституционально-континуальном пространстве диапазона пограничной аномальной личности.

Вторая группа (сравнительная) состояла из 78 курсантов имеющих фрагментарные и транзиторные признаки аномальных личностных и поведенческих расстройств. В конституционально-континуальном пространстве они распределялись в диапазоне психологической нормы-акцентуации.

В третью группу (контрольную) вошли 88 курсантов, которые поступили в военный вуз после воинской службы в армии, т. е. эта группа курсантов была уже адаптирована к военным условиям жизнедеятельности.

Все обследуемые в соответствии с методологическими принципами конституциональной психологии были дифференцированы на 4 личностных психотипа на основании патохарактерологического диагностического опросника А. Е. Личко (1978). Далее испытуемые были распределены по месту их расположения в конституционально-континуальном пространстве: диапазон психологической нормы-акцентуации, диапазон ПАЛ или психопатии на основании психолого-математической модели дифференциальной диагностики. Объективизация личностных, поведенческих расстройств в адаптационный период проводилась с помощью многовекторного патопсихологического анализа (О.А. Ахвердова, И. В. Боев, 1998). В качестве методов исследования использовались: экспериментально-психологический с личностными и клиническими опросниками — методика определения уровня невротизации и психопатизации (УНП), (Е.Ф. Бажин и соавт., 1976; И. Б. Ласко, 1980) — клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (Д.М. Менделевич, К. К. Яхин, 1978) — шкала тревоги (J. Teulor, 1953).

Сравнительный математический анализ проводился с использованием критерия Х-квадрат, исходя из нулевой гипотезы, что никакого различия между сравниваемыми группами нет (К. Браунли, 1978).

Научная новизна исследования.

1. Определены различия в надежности функционирования конституциональных и личностных механизмов адаптации у курсантов военных вузов в зависимости от их принадлежности к личностному психотипу.

2. На достоверном уровне доказано, что курсанты, относящиеся к шизоидному психотипу личности, характеризуются резистентностью по отношению к отдельным методам психологической профилактики, направленным на восстановление психологического и психического здоровья.

3. Курсанты с конституционально-психотипологической предиспозицией личности в адаптационный период отличаются неустойчивыми конституционально-типологическими механизмами защиты, что обусловливает необходимость применения комбинированных методов психологической профилактики, восстанавливающих конституциональные механизмы компенсации и адаптации.

4. Патопсихолого-математическая модель дифференциальной диагностики курсантов военных вузов дает основание для отнесения курсантов военных вузов к диапазонам психологической нормы — акцентуации, к пограничной аномальной личности или к психопатии, что предопределяет время и необходимость восстановления и/или укрепления психолого-биологического резерва личности.

Теоретическая значимость исследования.

1. Доказано значение степени выраженности конституционально-психотипологической предиспозиции личности, соответствующей диапазону психопатии, детерминируюущей деструктивную личностную и поведенческую изменчивость субъекта, которая может провоцироваться банальными социально-информационными факторами.

2. Результаты сравнительного патопсихолого-математического анализа позволили на достоверном уровне выделить вероятностную конституционально-психотипологическую предиспозицию субъекта с устойчивой дефектностью конституциональных психологических механизмов компенсации и адаптации, которые в банальных условиях социальной среды обитания обеспечивают деструктивную личностную и поведенческую изменчивость в конституционально-континуальном пространстве.

3. На экспериментально-психологическом уровне определены взаимосочетания диагностически значимых патопсихологических маркеров, характеризующих особенности различных проявлений дезадаптивных форм поведения.

Практическая значимость исследования. Результаты настоящего исследования имеют существенное значение для психологии личности, практической и военной психологии. Получены новые комплексные сведения (эмпирические, экспериментально-психологические) о конституционально-психотипологических механизмах, лежащих в основе дезадаптации курсантов военных вузов. Обобщенные энергодинамические возможности личности при условии их предиспозиции провоцируют негативный дрейф в конституционально-континуальном пространстве в сторону диапазона пограничной аномальной личности, способствуя формированию аномальных личностных и поведенческих, невротических и психосоматических нарушений в период адаптации к новым условиям в военном вузе.

Многовекторный анализ позволяет использовать полученные результаты для профессионального отбора курсантов в военные вузы. Разработанные методы психологической профилактики дезадаптивных форм поведения позволят у курсантов.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, репрезентативностью выборки, составившей три группы испытуемыхосновную, сравнительную и контрольную, использованием методик, адекватных предмету и задачам исследования, значимостью полученных экспериментальных данных, применением современных статистических методов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации представлены на научно-практических конференциях разного ранга: Международной научной конференции «Человек и общество на рубеже тысячелетий» (Воронеж, 2005), Всероссийской научной Internet-конференции «Пути становления субъекта в информационном обществе» (Ставрополь, 2005), Межрегиональной «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона», Региональных «Университетская наука — региону» (Ставрополь, 2004 — 2005).

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и выводов.

Список литературы

включает 297 источников, из которых на иностранном языке — 35. Объем диссертации составляет — 153 страницыисследование иллюстрировано 10 таблицами, 16 гистограммами, 4 диаграммами.

Практические рекомендации.

Многовекторные анализы ОСТ в сочетании с патопсихологическими данными курсантов позволяет визуализировать результаты экспериментально-психологического исследования и использовать их на диагностическом, прогностическом этапах, а также при объективизации эффективности мер психологической профилактики. Выявление курсантов с темпераментальной предиспозицией требует их отнесения к группе риска формирования дезадаптивных форм поведения. При обнаружении сочетанной конституционально-обусловленной психотипологической и темпераментальной предиспозиции курсантов следует относить к группе высокого риска формирования дезадаптивных форм поведения. Настоящие рекомендации могут быть использованы на этапе отбора курсантов для участия в локальных военных действиях, военных спецопераций, а также на этапе психологической профилактики и медико-психологической реабилитации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой