Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние рефлексии на формирование психологической готовности личности к профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. В ходе исследования использовались такие общие методы как наблюдение, включенное наблюдение, тестирование, эксперимент. Применялись методики, направленные на выявление особенностей мотивационной сферы студентов-психологов (ориентационная анкета Б. Басса, тест МУН А.А. Реана), также методики, направленные на изучение особенностей самосознания личности (метод исследования… Читать ещё >

Содержание

  • ВведениеЗ
  • Глава 1. овные подходы к изучению хологичой готовни лични к профиональной деятельни
    • 1. 1. Понятие хологичой готовни лични к профиональной деятельни
    • 1. 2. Уровни хологичой готовни лични к профиональной деятельни
    • 1. 3. Факторы, влияющие настояние хологичой готовни лични к профиональной деятельни
  • Резюме
  • Глава 2. Роль рефлеи в формировании хологичой готовни лични к профиональной деятельни
    • 2. 1. хологичая природа рефлеи
    • 2. 2. Виды и уровни рефлеи
    • 2. 3. Методы изучения рефлеи и готовни лични
  • Резюме.е
  • Глава 3. Эериментальное ледование влияния рефлеи на хологичую готовнь лични к профиональной деятельни
    • 3. 1. Изучение взаимосвязи компонентов в структуре психологической готовности личности к профессиональной деятельности
    • 3. 2. Организация и методы эериментальной работы
    • 3. 3. Эериментальное изучение влияния рефлевного практикума на мотивационный и операциональный компоненты хологичой готовни лични к профиональной деятельни

Влияние рефлексии на формирование психологической готовности личности к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современная профориентация, психология труда, инженерная психология разрабатывают вопросы, связанные с успешностью человека в профессиональной деятельности. Успех человека в профессиональной деятельности зависит от способности личности управлять собственной активностью, направлять ее в конструктивное русло. Успешный человек — это человек психологически и профессионально готовый к деятельности, обладающий ярко выраженной мотивацией на успех, способный к саморегуляции психических состояний. Немаловажным является и тот факт, что успех достигается за счет своевременной реализации профессиональных возможностей. К числу последних мы относим способности личности, ее профессионально важные качества, профессиональные знания, умения, навыки и рефлексию как возможность профессионального развития.

Идея изучения психологической готовности к деятельности основывается на том утверждении, что личность не просто адаптируется к выполнению профессиональных требований, а скорее, наоборот, стремится к развитию и преодолению заданных условий. Этот тезис вовсе не означает, что идея адаптации личности к профессии не имеет места в реальности. Данное положение характеризует недостаточность одних только адаптационных процессов, в нем отражена идея профессионального развития личности, достижение ею акмеологических вариантов развития с учетом индивидуальных особенностей человека, уровня его профпригодности и специфики конкретного вида труда. Успешность реализации того или иного акмеологического варианта зависит от того, насколько сильно выражена у конкретной личности потребность в развитии, подкрепленная соответствующими способностями, с одной стороны и готовность реализовать данный вариант в незаданных условиях — с другой.

Разработкой проблем готовности к профессиональной деятельности занимаются в психологии труда, инженерной психологии, эргономике, психологии профессиональной пригодности, акмеологии и т. д. Исследуются такие психологические явления как «готовность личности», «профессиональная готовность», «профессиональная пригодность», «профессиональное становление личности», «профессионализм», «профессиональное самоопределение» и т. д.

Изучая работы, посвященные проблеме психологической готовности личности, можно сделать вывод о том, что данная проблема рассматривается, как минимум, в двух аспектах. Первый аспект связан с рассмотрением психологической готовности как результата профессиональной подготовки. В качестве формального результата рассматриваются знания, умения и навыки будущего специалиста, но без учета их к развитию личности профессионала. Второй аспект связан с реализацией идеи повышения уровня психологической готовности человека к профессиональной деятельности. Данный аспект характеризует профессиональную подготовку именно как процесс развития личности профессионала, повышение уровня ее психологической готовности за счет расширения границ профессиональных возможностей.

Необходимо выделить основные компоненты психологической готовности, которые развиваются под влиянием условий профессиональной деятельности и лежат в основе сохранения целостности личности. Как пишет Ю. И. Лобанова, «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности призвано на службу прежде всего ради того, чтобы обеспечивать условия для достижения объективной и субъективной успешности специалистам всех направлений.» [148, с.1]. Сама возможность объединения объективной и субъективной успешности, как нам кажется, заключается в способности личности соотносить собственные представления об успехе с высокими профессиональными стандартами. Целостность личности специалиста с этих позиций будет определяться как отсутствие противоречия между объективными и субъективными составляющими успеха в профессиональной деятельности.

Решение проблемы готовности человека к деятельности напрямую связано с другими проблемами, среди которых можно выделить проблему мотивации профессиональной деятельности, проблему саморегуляции в профессиональной деятельности, проблему профессионального становления личности и проблему, связанных с этим становлением кризисов профессионального развития личности, а также проблему профессионального самоопределения и многие другие проблемы. Решение проблемы психологической готовности личности к деятельности следует искать в изучении мотивационно-потребностных и операционно-технических комплексов в структуре личности профессионала.

Общие закономерности формирования готовности к деятельности были рассмотрены в трудах А. Н. Леонтьева (1980 г.), Б. Ф. Ломова (1966, 1988, 1999) — при исследовании системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадриковым (1979, 1994) — при исследовании мотивационных и операционно-технических аспектов готовности к труду К. К. Платоновым (1984), А. А. Смирновым (1995) и др. Профессиональное развитие личности было изучено в трудах Развитие личности внутри конкретных профессиональных групп рассматривалось М. И. Дьяченко (1976, 1985), В. А. Сластениным (1991), Л. М. Митиной (1998), и др. При исследовании содержательно-качественных ориентиров профессиональной подготовки заметно выделяются работы А. К. Марковой (1996), Н. В. Кузьминой (1973). Виды и уровни готовности личности рассмотрены в работах Б. А. Сосновского (1992), В. Н. Лоскутова (1991) и др. Готовность личности рассматривалась рядом авторов внутри проблематики саморегуляции личности в процессе профессиональной деятельности. Осознанная саморегуляция состояний в профессиональной деятельности изучалась О. А. Конопкиным (1980, 1995),.

О.В. Дашкевичем (1985) и др. Значительную роль в регуляции психических состояний личности играют профессионально важные качества человека.

Многие подходы к изучению психологической готовности личности к профессиональной деятельности сводятся к ее феноменологическому описанию, не раскрывая при этом системообразующих факторов готовности личности. В ряде работ рассматривается взаимосвязь готовности личности с мотивацией, профессионально важными качествами, произвольной активностью, способностями человека (Б.А. Сосновский, В. Н. Мясищев, P.O. Агавелян, О. А. Конопкин, Е. М. Никиреев, Н. В. Кузьмина, Е. Ю. Артемьева, А. В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, JI.H. Захарова, Р.Д. Санжаева).

Вместе с тем, само определение психологической готовности личности в существующих исследованиях остается недостаточно проясненным. Не изучен вопрос о роли внутренней психической активности личности в формировании психологической готовности личности к профессиональной деятельности, не определены дифференциальные критерии определения конкретных уровней мотивационной и операциональной готовности личности, а также не выявлены условия перехода с одного уровня психологической готовности на другой. Однако, к числу особо важных проблем следует отнести динамику состояния психологической готовности, возможности оптимизации данного состояния для эффективного включения в деятельность. Именно поэтому необходимо определить возможности управления состоянием психологической готовности личности в рефлексивном акте, а также установить взаимосвязь рефлексии с мотивационным и операциональным компонентами готовности личности.

В связи с этим возникает необходимость проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на выявление параметров, уровней и коррелятов психологической готовности личности к профессиональной деятельности, без чего невозможно определить условия регуляции данного психического состояния в процессе рефлексивного акта.

Анализ литературных источников позволяет вывести основное противоречие, возникающее между качеством профессиональной подготовки специалистов и учетом уровня их психологической готовности к профессиональной деятельности.

Цель исследования: изучение возможности повышения уровня психологической готовности личности к профессиональной деятельности в режиме рефлексивной активности.

Объект исследования: психологическая готовность личности к профессиональной деятельности.

Предмет исследования: условия повышения уровня психологической готовности личности к профессиональной деятельности в процессе рефлексии.

Гипотеза исследования: в рефлексивном акте происходит структурирование активности личности, что приводит к повышению уровня психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Рефлексия способствует тому, что:

— активность личности приобретает более целенаправленный, предметно-ориентированный характер;

— субъект начинает лучше понимать и осознавать мотивы своей профессиональной деятельности, повышается уровень профессионального самосознания;

— происходит анализ операциональных свойств личности, необходимых для реализации конкретного уровня профессиональной деятельности;

— субъект получает навыки планирования собственной профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

1. Изучить основные направления исследования феномена готовности в психологии, рассмотреть ее структуру, основные компоненты, определить виды и уровни готовности, условия формирования и системообразующие факторы.

2. Выявить основные компоненты психологической готовности личности к профессиональной деятельности и определить степень их изменения в процессе рефлексивного акта.

3. Разработать рефлексивный практикум, направленный на актуализацию адекватного мотивационного обеспечения профессиональной деятельности и на дифференциацию профессиональных умений и навыков.

Методологической основой исследования явились следующие принципы: принцип единства сознания и деятельности, принцип целостности личности, взаимосвязи смысла и значения (C.JI. Рубинштейн, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, JI.C. Выготский). Значимыми для нас явился принцип системного подхода к изучению деятельности (Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков).

В психологии рефлексии основополагающими для нас явились работы, рассматривающие: 1) рефлексию как самооценку собственных возможностей человеком (Зинченко В.П., Брушлинский А.В.) — 2) рефлексию как психологический механизм мышления (Буземан A., Dorner D., Пиаже Ж., Алексеев Н. Г., Зак А. З., Давыдов В.В.) — 3) как механизм и регулятор активности личности, мышления человека рефлексия была исследована в трудах следующих ученых: Гуткиной Н. И, Буземана А., Выготского Л. С., Зинченко В. П., Алексеевой Л. Н., Аплетаева М. Н., Варламовой Е. П., Степанова С. Ю., Семенова И. Н., Войтик И. М., Вохорского Е. М., Жуковой Н. В., Зарецкого В. К., Щедровицкого Г. П. и др.

Необходимо отметить, что к числу внутренних механизмов рефлексии ряд исследователей относит локус контроля (Бизяева А.А., 1995; Чернявская А. П.,.

2001; Римкувене Т. В. и др.), творческую активность и индивидуальное своеобразие (Варламова Е.П., 2002; Степанов С. Ю., 2002), тип личности и особенности стратегического планирования (Абульханова-Славская К.А., 1980; Брушлинский А. В., 1998, 2000 и др.). Классификация разных типов и видов рефлексии представлена в трудах А. В. Брушлинского (1998, 2000), В. А. Поликарпова (1998), В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева (1995), А. Н. Соколова (1968), М. И. Найденова (1989) и др. В ряде работ анализируется роль рефлексии в формировании самосознания личности. В этом случае рефлексия выступает в качестве средства формирования субъекта деятельности, то есть человека, который достигает успеха в деятельности за счет объективной оценки собственных возможностей и оптимизации психических состояний. Психологическая готовность личности в данном случае выступает показателем качественной структуры самосознания личности специалиста. Данный аспект представлен в работах М. Келеси (1996), Е. М. Бобровой (1989), Е. Г. Ефремова (2000), Ю. Н. Кулюткина (1997), А. Р. Петрулите (1994) и др. В ряде работ рефлексия и мотивация представлены как определенные комплексы активности личности: Анцыферова Л. И., (1994, 1998), Журавлев Г. Е., (1999), Сизикова Т. Э., (1996) и др.

Мы исходили из того понимания, что личность в профессиональной деятельности развивается. Данное развитие личности есть процесс формирования и переживания устойчивых мотивов успеха, что приводит к оптимизации психических состояний человека в деятельности. Исходя из этого нами и определялась возможность управления психологической готовностью личности в процессе рефлексии. На базе данных идей были разработаны основные упражнения рефлексивного практикума (см. приложение).

Методы исследования. В ходе исследования использовались такие общие методы как наблюдение, включенное наблюдение, тестирование, эксперимент. Применялись методики, направленные на выявление особенностей мотивационной сферы студентов-психологов (ориентационная анкета Б. Басса, тест МУН А.А. Реана), также методики, направленные на изучение особенностей самосознания личности (метод исследования уровня субъективного контроля, самооценка по личностному дифференциалу). Для определения функционального состояния был использован опросник САН Н. А. Лаврентьева и М. П. Мирошникова. Для определения операциональной составляющей деятельности была использована методика Дж. Гилфорда (субтест № 3 «Вербальная экспрессия»). Методы статистической обработки включали корреляционный анализ по критериям Пирсона и Спирмена, выявление различий в уровне исследуемого признака по критериям Фишера и Мана-Уитни и оценку достоверности сдвига по критерию Вилкоксона.

Этапы исследования. Исследование проводилось с 2000 по 2004 год и включало в себя несколько этапов.

На первом этапе (2000;2001гг.) — осуществлялось планирование работы над диссертацией, определялись исходные теоретические позиции, определялась общая гипотеза исследования, шло изучение основных подходов к определению понятия «психологической готовности личности к профессиональной деятельности».

На втором этапе (2001;2002гг.) — шло изучение основных подходов к определению понятия «рефлексии», проводился анализ и подбор диагностического инструментария, анализировались результаты, полученные по выборке.

На третьем этапе (2002;2004гг.) — планирование и оформление эксперимента, разработка основных положений и упражнений рефлексивного практикума, организация и проведение экспериментальной работы, оформление полученных результатов. Проводилась проверка и подтверждение выводов о влиянии рефлексии на формирование психологической готовности личности к профессиональной деятельности, обобщались результаты исследования, внедрялись в практику высшего учебного заведения основные положения рефлексивного практикума, разрабатывались рекомендации организационного характера.

Научная новизна исследования:

1. Дано собственное определение психологической готовности личности к профессиональной деятельности, основанное на принципе единства сознания и деятельности и на теории рефлексивного акта.

2. Разработана структура психологической готовности личности к профессиональной деятельности как рефлексивного акта, описаны основные виды и уровни психологической готовности личности.

3. Определение психологической готовности личности к профессиональной деятельности рассматривается как результат рефлексии человеком структуры профессиональной деятельности.

4. Использована трехфазная структура рефлексивного акта (оценка, анализ, осмысление) для разработки и планирования рефлексивного практикума.

5. Экспериментально установлено и доказано, что рефлексия является фактором, влияющим на психологическую готовность личности к профессиональной деятельности.

Теоретическое значение:

В результате проведенного исследования была выявлена возможность управления мотивацией и функциональным состоянием человека. Данное управление реализуется по схеме рефлексивного акта, включающего в себя оценку, анализ и осмысление компонентов профессиональной деятельности. Была определена структура психологической готовности личности, включающая в себя мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты. Были выделены и описаны основные уровни мотивационной и.

•I операциональной готовности личности: «.

1) низкий, средний и высокий уровень мотивационной готовности;

2) низкий, средний и высокий уровень операциональной готовности.

Выявлены взаимосвязи мотивационной готовности личности с уровнем субъективного контроля человека, его самооценкой и функциональным состоянием.

Установлено, что психологическую готовность личности необходимо рассматривать как изменение качества активности субъекта деятельности, его личностной позиции. В процессе рефлексии происходит актуализация мотивов, адекватных предмету профессиональной деятельности, что приводит к смене личностной позиции.

В результате исследования было установлено, что рефлексия является эффективным средством регуляции активности личности, мотивационного и операционального обеспечения профессиональной деятельности.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что был разработан рефлексивный практикум, направленный на повышение уровня психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Структура рефлексивного практикума соответствует структуре рефлексивного акта, что позволяет студенту-психологу поэтапно приближаться к осмыслению проблем в собственной профессиональной деятельности, повышать уровень мотивации на ее освоение. Предложенные нами упражнения рефлексивного практикума позволяют улучшить качество профессиональной подготовки психологов в системе высшего и послевузовского образования. В целом высокий уровень психологической готовности личности к профессиональной деятельности формируется на базе высокой рефлексивной культуры специалиста, которая помогает будущему специалисту обнаружить личностный потенциал для профессионального саморазвития.

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры психологии Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования, кафедры профессионального образования СибГУПС. Результаты исследования обсуждались на областных и региональных конференциях по психолого-педагогическим проблемам 19 992 003 годов. Теоретические положения и рекомендации используются в работе преподавателей НИПКиПРО, Mill У, СибГУПС в обучающих тренингах и индивидуальных консультациях психологов г. Новосибирска и НСО.

На базе филиала Mill У в г. Новосибирске был разработан и внедрен в обучение студентов-психологов спецкурс «Рефлексивный практикум». Психодиагностика готовности личности и элементы рефлексивных упражнений были использованы психологами кадрового агентства «Сфера» при консультировании безработных.

Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в семи публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рефлексия является значимым фактором повышения уровня психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Мотивы и свойства личности, выступая в качестве предмета рефлексии способствуют формированию адекватной направленности личности специалиста, повышению уровня ее профессиональной компетентности.

2. Рефлексия рассматривается как качественная характеристика профессионального самосознания. Рефлексивный акт рассматривается как основной способ влияния на состояние готовности личности к профессиональной деятельности, включая обязательное осмысление человеком структуры профессиональной деятельности и своего места в ней.

3. Каждый уровень психологической готовности личности к профессиональной деятельности характеризуется определенной мотивацией, функциональным состоянием и операционными свойствами субъекта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения, списка литературы, включающего 265 источников и приложений.

ВЫВОДЫ.

Данное исследование диктуется потребностями практики, логикой развития современной системы высшего образования, в процессе которой осуществляется подготовка практических психологов.

К наиважнейшим результатам исследования можно отнести самостоятельную попытку создания рефлексивного практикума, направленного на формирование и актуализацию адекватного мотивационного обеспечения профессиональной деятельности психолога и на дифференциацию его профессиональных умений и навыков. По результатам данного исследования молено отметить необходимость дальнейшего изучения таких вопросов как становление культуры рефлексии практического психолога, анализ системы профессиональных представлений в психологии, разработка критериев успеха и особенностей самосознания современных практических психологов.

Понимая необходимость совершенствования данной модели рефлексивного практикума, считаем возможным рассматривать ее как одну из форм профессиональной подготовки психологов в вузе. Результатом участия в практикуме считаем те личностные изменения, о которых говорят сами студенты-психологи: понимание того, зачем пришел в профессию, своего места в ней, понимание необходимости и ценности работы над собой, способность общаться с профессиональных позиций. Необходимо отметить, что подобная работа создает условия для дальнейшего профессионального самоопределения студентов-психологов и формирования их профессионального самосознания.

Заключение

.

Проведенная работа позволяет понимать под психологической готовностью личности к профессиональной деятельности психическое состояние, возникающее в результате осознанного или неосознанного отражения структуры профессиональной деятельности и характеризующееся определенными мотивационными и операциональными свойствами личности. Подобное понимание психологической готовности к профессиональной деятельности выводится из историографического анализа данного вопроса и на основе собственных экспериментальных разработок.

Психологическая готовность к профессиональной деятельности выступает как сложное многомерное психическое явление, характеризующееся сложной динамической структурой. Регуляция психологической готовности личности осуществляется в процессе рефлексивного отражения субъектом требований профессиональной деятельности. В рефлексивном акте создаются условия, при которых становится возможной сознательная регуляция субъектом собственных мотивов, действий и операций. В рефлексивном практикуме человек учится ограничивать собственную активность, оформляя ее и направляя на решение конкретных профессиональных задач, соответствующих уровню его компетентности.

Было установлено, что психологическая готовность к профессиональной деятельности формируется на основе профессиональной пригодности, с учетом характера активности личности, степени ее включенности в деятельность, мотивации, системы отношений, этапов профессионального становления. Установлено, что рефлексия является значимым фактором становления личности профессионала, динамики отношений человека к профессии, психологической готовности к профессиональной деятельности.

В ходе работы был проведен анализ основных направлений исследования феномена готовности в психологии, выявлены основные компоненты психологической готовности личности и определена степень их изменения в процессе рефлексии, был разработан рефлексивный практикум, направленный на формирование адекватного мотивационного обеспечения профессиональной деятельности и на дифференциацию профессиональных умений и навыков. Цель исследования можно считать достигнутой. В ходе исследования была доказана возможность повышения уровня психологической готовности личности к профессиональной деятельности в режиме рефлексивной активности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1996,-514с.
  2. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. М.: Академия, 1996. Л 23с.
  3. Г. С. Психологическое консультирование: теория и опыт. М.: Академия, 2000.-240с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 310с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980, — 335с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. М., Воронеж, 1999.-218с.
  7. В.А. Личность студента и успешность его обучения в вузе. Ниж. Новгород, 1991.-126с.
  8. В.А. Структура общей направленности личности куратора как фактор успешности его воспитательной работы: Автореф. дис. канд. психол. наук.-Д., 1985.-15с.
  9. B.C. Психология состояний: теория и практика. Челябинск: ЧелГУ, 2000.-275с.
  10. P.O. Формирование эмпатии у студентов-психологов. Челябинск: ЧелГУ, 1998.-66с.
  11. П.Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. М.: Когито-центр, 2002.-219с.
  12. А. Понять природу человека. СПб.: Академпроект, 2000.-254с.
  13. Г. В. Проблема сознания в психологии. Самара: СГПУ, 2002.-206с.
  14. JI.H. Рефлексия как средство творческого понимания: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1988.-18с.
  15. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288с.
  16. Г. М. Социальная психология. -М.: Аспект Пресс, 2001.-375с.
  17. В.П. Психология профессионального мышления. Саранск, 2000 -206с.
  18. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления: пособие к спецкурсу / Под ред. В. В. Давыдова. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1991 .-82с.
  19. П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.-447с.
  20. М.Н. Образовательная рефлексия как форма нравственной деятельности // Педагог. 1996. — № 2.-С. 10−15
  21. А.С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001.
  22. В.А. Курс лекций по психологии. Харьков: Харьковский университет, 1958.-421с.
  23. В.А. Психология речевой интонации: лекции к спецкурсу. М., 1976.-87с.
  24. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. Ханиной И. Б. М.: Наука: Смысл, 1999.-350с.
  25. В.Г. Адаптация учащихся и молодежи к трудовой и учебной деятельности. Иркутск, 1986. — 123с.
  26. В.Г. Вопросы психологии личности и деятельности студентов. -Иркутск, 1978. 105с.
  27. А.Г. Деятельность и установка. М.: МГУ, 1979.-151с.
  28. А.Г. Психология личности: психологический анализ. М.: Смысл, 2001.-414с.
  29. А.Г. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии / Под ред. А. Е. Войскунского и др. -М.: Смысл, 1999.-429с.
  30. А.Г., Ковальчук М. А. К проблеме установки в общей и социальной психологии // Вопросы психологии. 1975. — № 4. — с. 13−19
  31. Н.В. Структура мотивации достижения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1999.-24с.
  32. Г. Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. Омск: ОГИФК, 1990.-186с.
  33. Ф.В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы психологии. 1973. — № 6. — с.50−54
  34. Н.А. Оценочная функция психики. М.: ИП РАН, 1997.-305с.
  35. Батурин Н-А Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние и результативность деятельности спортсмена: Автореф. дис. канд. психол. наук.-Л., 1979.-23с.
  36. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-318с.
  37. С.П. Особенности оценочного стиля личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1982. — 15с.
  38. С.П. Профессиональные деформации личности: Автореф. дис. док. психол. наук. СПб., 1997.-35с.
  39. Н.А. Физиология движений и активность / Под ред. Газенко О. Г. -М.: Наука, 1990.-495с.
  40. И.Т. Установка и поведение. М.: Знание, 1968.-48с.
  41. И.Т. Установка и механизмы мозга. Тбилиси: Мецниереба, 1971,-195с.
  42. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии. М.: Флинта, 1998.-46с.
  43. Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педвуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.-16с.
  44. Д.Б. Психологические основы интеллектуальной активности: Автореф. дис. док. психол. наук. М., 1987.-49с.
  45. А.А. Восприятие человека человеком. Л.: ЛГУ, 1965.-123с.
  46. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.-199с.
  47. А.А. Формирование понятий о другом человеке как личности. Л.: ЛГУ, 1970.-135с.
  48. В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.-511с.
  49. Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности / Под ред. Фельдштейна Д. И. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-209с.
  50. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности /Под ред. Л. И. Анцыферовой. М., 1981.-е. 30−37
  51. Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. М.: Психология, 2000.-183с.53 .Бочоришвили А. Т. Философия, психология, эстетика. Тбилиси: Мецниереба, 1979.-198с.
  52. .С. Начала христианской психологии: Учеб. пособие для вузов / Редкол. Братусь Б. С., Воейков В. Л. и др. М.: Наука, 1995.-235с.
  53. .С. Психология и этика: опыт построения дискуссии / Отв. ред. г
  54. .С. Самара: Бахрах, 1999.-127с.
  55. А.В. Субъект и социальная компетентность личности. М., 1995. — 167с.
  56. А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, Изд-во Минского ун-та, 1990.-212с.
  57. М. Я и Ты / Пер. с нем. Терентьева Ю. С., Файнгольда Н. М.: Высшая школа, 1993. — 175с.
  58. Е.В. Проектирование профессиональной позиции психолога в образовании: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1999.-18с.
  59. Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.-25с.
  60. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.: Институт психологии РАН, 2002. — 256с.
  61. Ф.Е. Психология переживания. М.: МГУ, 1984.-200с.
  62. И.В., Гриншпун И. Б., Пряжников Н. С. Введение в профессию «психолог». М.: МПСИ, 2002. — 464с.
  63. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Академия, 1998. -192 с.
  64. Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе: Межвуз. сб. науч. тр. / Отв. ред. И.Е. Шварц-Пермь: ПГПИ, 1982.-123с.
  65. JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: Смысл, 1998.-685с.
  66. JI.M. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. М.: Русский Мир, 2000.-509с.
  67. И.С. Формирование психологической готовности молодежи к медицинскому труду / Редкол. Ороховский В. И., Витенко И. С. и др. Киев: Выща школа, 1989.-87с.
  68. И.М., Семенов И. Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления: учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 2001.-144с.
  69. Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1991.-16с.
  70. JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. -488с.
  71. П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976.-150с.
  72. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Науков-а думка, 1988.-144с.
  73. Е.И., Панина Н. В. Психология человеческого взаимопонимания. -Киев: Политиздат, 1989.-189с.
  74. В.Н. Психологические основы формирования профессионально-педагогической направленности студенческого коллектива: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979.-16с.
  75. В.В. Контрастная иллюзия, установка и бессознательное. -Тбилиси: Мецниереба, 1987.-208с.
  76. Гуманистические проблемы психологической теории: сборник статей / Отв. ред. Абульханова К. А., Брушлинский А. В. М.: Наука, 1995.-214с.
  77. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.-272с.
  78. В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. — С. 43−49.
  79. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. док. психол. наук. -М., 1985. 36с.
  80. А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000.-391 с.
  81. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие. М., 2000.-210 с.
  82. М.Ю. Взаимосвязь особенностей характера и профессиональной направленности личности студентов педвуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2000.-16с.
  83. С. А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. -Новокузнецк: ИПК, 2000.-127с.
  84. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. -368с.
  85. Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.-228с.
  86. Духовность и рефлексивность в становлении профессионала: Материалы междунар. науч.-практ. семинара, Москва, 17−20 июня 1997 г./ Отв. ред. Н. А. Коваль М. — Тамбов, 1997.-81с.
  87. Дж. Психология и педагогика мышления. М., Лабиринт, 1999.-189с.
  88. М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976.-175с.
  89. М.И., Кандыбович Л. А., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Минск: Минский ГУ, 1985.-206с.
  90. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков, 1994.-280с.
  91. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001.-223с.
  92. А.А. Взгляд психолога на активность человека. М.: ЛучД 991 .-159с.
  93. Н.Н. Развитие социально-перцептивной компетентности в системе профессионального общения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.-24с.
  94. Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. Томск, 2000.-20с.
  95. В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. М.: Академия, 2001. — 207с.
  96. А.В. Психология действия. М.: Модэк, 2000. — 736с.
  97. В.К. Рефлексивная регуляция мышления. Новосибирск, 1990. — 55с.
  98. Л.Н. Психологические основы подготовки к профессиональной деятельности: Автореф. дис. док. психол. наук. Новосибирск, 1997, — 38с.
  99. В.В. Трудиться понять ближнего. // Человек 1998. — № 5 — с. 8089.
  100. Н.В. Представление и понимание индивидуальных качеств личности в процессе самооценивания: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Казань, 1996.-16с.
  101. Е.М. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношения субъекта: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.-20с.
  102. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Модэк, 2001. -432с.
  103. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995.-63с.
  104. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. -М.: МГУ, 1987.-207с.
  105. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. — 512с.
  106. .В. Самопонимание: миф или реальность. М.: МПСИ, 2000. — 184с.
  107. B.JI. Теоретические проблемы глубинной психологии. -Тбилиси: Мецниереба, 1982.-184с.
  108. В.В. Экологичность сознания профессионала: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996.-25с.
  109. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дис. док. психол. наук. Л., 1981.-31с.
  110. В.Н. Психология: введение в профессию. М.: Смысл, 2000.-288с.
  111. Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психосемиотическое исследование на материале организационно-деятельностных игр: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991.-18с.
  112. М. Особенности рефлексии как формы самопознания личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1996.-23с.
  113. О.Ш. Проблема интереса в профотборе абитуриентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1985.-24с.
  114. Н.В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1987. — 24с.
  115. Е.А. Введение в психологию труда. М.: МГУ, 1988.-199с.
  116. Т.Н. Становление профессиональной ориентировки педагогов-психологов в условиях специально организованного обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998.-23с.
  117. А.Г., Мяеищев В. Н. Психические особенности человека. Л.: ЛГУ, 1957.-264с.
  118. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978−367с.
  119. И.В. Самосовершенствование профессионально-важных качеств у студентов в процессе их психолого-педагогической подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кемерово, 2000.-16с.
  120. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. -1995, — № 1.-С. 23−28
  121. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980.-256с.
  122. Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. — 240с.
  123. Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления личности // Методологические проблемы повышения эффективности психолого-педагогических исследований. М., 1985.-с. 20−23
  124. Т.В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985 — № 1.-С. 20−25
  125. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1983 — № 2. -С. 12−18
  126. Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., 1973.-80с.
  127. Ю.Н. Культура групповых дискуссий. СПб., 1997 — 25с.
  128. С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека. // Вопросы психологии. 1983 — № 6. — с.105−108.
  129. И .С. Мысли о мыслях / Сб. науч. ст. (Под ред. Ладенко И.С.) -Новосибирск: Институт философии и права- Ред. журн. «Эко», 1995.-С. 18−23
  130. И.С. Модели рефлексии. Новосибирск: Институт философии и права, 1995.-213с.
  131. М.Д. Позиция в структуре профессионального общения: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 24с.
  132. А.Л. Оптимизация личностно-профессионального развития практического психолога: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.-25с.
  133. В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.-357с.
  134. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.-365с.
  135. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1980.-304с.
  136. В.Г. Психологические механизмы мотивации. Новосибирск, НГПИ, 1992.-216с.
  137. В.Г. Мотивация, активность личности. // Мотивация, активность личности. Сборник научных трудов. Часть 1. Новосибирск, НГПУ, 2002. -149с.
  138. Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.-486с.
  139. А.Г., Фролов Ю. И. Формирование психических процессов как метод исследования. М.: МГУ, 1991.-62с.
  140. М.Е. Профессия психолог. — Ростов н/Д: Феникс, 1999.-350с.
  141. Е.Ю. Рефлексивные аспекты самоопределения личности в особых жизненных ситуациях: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1992.-18с.
  142. Личность в общении и деятельности: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. А. В. Петровского Ульяновск: УГПИ, 1985.-103с.
  143. Ю.И. Исследование влияния особенностей рефлексивного механизма на успешность профессиональной подготовки современного специалиста: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.-20с.
  144. В.Т. Самоанализ и познание внутреннего мира. СПб.: Комплект, 1996.-250с.
  145. .Ф. Человек и техника. М., 1966.-464с.
  146. .Ф. Познание и общение. М.: Наука, 1988.-208с.
  147. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1999.-350с.
  148. .Ф. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М.: Наука, 1986. — 128с.
  149. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. — 279с.
  150. В.Н. Формирование психологической готовности школьников к службе в вооруженных силах: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1991. -20с.
  151. Ю.Н. Эффективность профессиональной деятельности. -Самара: СГПУ, 1998.-358с.
  152. В.Р. Средства психической саморегуляции как фактор стабилизации деятельности в экстремальных условиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1985.-21с.
  153. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2002.-256с.
  154. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.-308с.
  155. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.-120с.
  156. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь: ПГПИ, 1990.-109с.
  157. Т.JI. Самосознание профессионала. Улан-Удэ: Бурятский ГУ, 1999.-200с.
  158. Т.Л. Структура и развитие профессионального самосознания: Автореф. дис. док. психол. наук. М., 1999.-40с.
  159. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / НИИ общ. и педаг. психол. АПН СССР. М.: Педагогика, 1991.-152с.
  160. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. — 200с.
  161. Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1990.-18с.
  162. В.Н. Психология отношений. М., 1998.-363с.
  163. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мецниереба, 1987.-361с.
  164. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси: Мецниереба, 1974.-170с.
  165. М.И. Групповая рефлексия в решении творческих задач: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1989. — 18с.
  166. М.З. Психологическое изучение направленности личности: Автореф. дис. док. психол. наук. -М., 1972.-31с.
  167. Н.И. Психодиагностика личности. М.: Владос, 2001 .-191с.
  168. Г. А. Влияние мотивационных факторов на ригидное поведение: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1985. — 23с.
  169. Е.М. Некоторые проблемы мотивации общественной деятельности старшеклассников. -М., 1975.-50с.
  170. В.Т. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Мецниереба, 1989.-308с.
  171. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М.: МГУ, 1991.-109с.
  172. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа «Я» у студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1984.-16с.
  173. Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Автореф. дис. канд. психол. наук. Калуга, 1999. — 22с.
  174. Ю.П. Профессионально-педагогическая направленность мастеров производственного обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Л., 1984. 14с.
  175. Я.А. Психика и интуиция. М.: Политиздат, 1967.-256с.
  176. А.С. Установка и деятельность // Вопросы психологии. -1972. -№ 1. С. 45−48
  177. Практическая подготовка психологов в системе высшего образования: Материалы межвуз. научн.-практ. конф., 15 апреля 1998 г./ Под ред. Безуглова И. Г. М.: МОСУ, 1998. — 318с.
  178. Проблемы взаимосвязи эмоций, мышления и воли: Тез. докл. Шестая Российская науч. конф., 9−11 июня 1994 г. Рязань: РГПУ, 1994.-123с.
  179. А.О. Методики диагностики психических состояний личности. -Казань, 1997.-86с.
  180. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Под ред. Митиной Л. М. и др. М.: Флинта, 1998.-181с.
  181. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе: Тез. докл. обл. межвуз. науч.-метод. конф., 25−26 апреля 1989 г. / Редкол. Акопов Г. В. и др. Куйбышев: КГПИ, 1989.-124с.
  182. Психологические аспекты человеческой деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Ломова Б. Ф. М&bdquo- 1978.-20с.
  183. Психология 11 Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М.: Политиздат, 1990.-494с.
  184. Психологический словарь / Под ред. Давыдова В. В. М.: Педагогика, 1983.-250с.
  185. Психологический словарь / Под ред. Зинченко В. П. М.: Педагогика-Пресс, 1987.-439с.
  186. Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Бояринцев В. П. -Свердловск: СГПИ, 1989.-102с.
  187. Г. В. Влияние самосознания на процесс профессионального становления личности учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Самара, 2000.-17с.
  188. Развитие основ рефлексивного мышления школьников. Новосибирск, 1995.-227с.
  189. Развитие социально-перцептивной компетентности личности: Материалы науч. сессии, посвященной 75-летию А. А. Бодалева / Под ред. Деркача А. А. -М.: РАГС, 1998.-248с.
  190. Развитие личности в системе непрерывного образования: Тез. докл. II Междунар. конференции. Новосибирск: НГПУ, 1998.-147с.
  191. А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб.: СПбГУ2001.-223с.
  192. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: Питер, 1999.-416с.
  193. Рефлексивное управление: Тезисы Международного симпозиума., 17−19 октября 2000 г., Москва / под ред. Брушлинского А. В., Лепского В. Е. М.: ИПРАН, 2000.-138с.
  194. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: МГУ, 1985 207с.
  195. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1991. — 720с.
  196. Н.Г. Профессиональное самопознание студентов педвуза: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999.-25с.
  197. Н.А. Путеводитель профессионального саморазвития или путь к источникам силы. Псков, 1998.-120с.
  198. В.В. Взаимосвязь общения и свойств личности студентов в процессе профессионально-педагогической подготовки: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. — 25с.
  199. Л.А. Рефлексивный механизм саморегуляции психических состояний: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 2000.-18с.
  200. Т.Н. Синергетический подход к моделированию психологических систем. -М., 1998.-57с.
  201. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2000.-381с.
  202. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Автореф. дис. док. психол. наук. Новосибирск, 1997.-40с.
  203. Р.Б. Психологические факторы формирования самоотношения личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 16с.
  204. Н.И. Структура и динамика межличностных и внутриличностных отношений: Автореф. дис. док. психол. наук. Тбилиси, 1987 .-48с.
  205. В.В. Мышление как личностный процесс. Смоленск, СГУ, 1995 .-45с,
  206. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления: Автореф. дис. док. психол. наук. -М., 1992.-51с.
  207. И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач.-М., 1990.-215с.
  208. Т.Э. Формирование мотива в рефлексивных процессах: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1996. — 25с.
  209. П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория ВНД. М.: Институт психологии РАН. — 1998. — 94с.
  210. П.В. Что такое эмоция? М: Наука, 1966.-93с.
  211. Синергетика и психология: тексты / Под ред. Трофимовой Н. Н. М.: Янус-К, 2000.-269с.
  212. В.А., Мажар Н. Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М.: Прометей, 1991. — 143с.
  213. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995, — 383с.
  214. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школа-Пресс, 2000.-416с.
  215. Словарь практического психолога / Сост. Ю. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997.-799с.
  216. С.Д. Педагогика и психология высшего образования. М.: Аспект-пресс, 1995.-271с.
  217. В.А. Психологические условия актуализации мотивов в деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997.-22с.
  218. .А. Мотивационно-смысловые образования в психологической структуре личности: Автореф. дис. .док. психол. наук. -М., 1992.-30с.
  219. .А. Мотив и смысл. М.: Академия, 1997.-250с.
  220. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 31−40.
  221. Т.В. Педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов: Автореф. дис. канд. педагог, наук. -Кемерово, 1998. 21с.
  222. Л.Д. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 544с.
  223. Субъективная оценка в структуре деятельности: научно-тематический сборник. / Отв. ред. Забродин Ю. М. Саратов, 1987.-142с.
  224. А.В. Человечность как фактор саморазвития личности: Автореф. дис. .док. психол. наук. М., 1996.-57с.
  225. В.И. Начальные этапы онтогенеза субъекта творческого труда. Автореф. дис. док. психол. наук. М.: МГУ, 1994.-19с.
  226. Д.Н. Теория установки. М.: HiШ, 1997. — 448с.
  227. В.Б., Чернявская А. П. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: Владос-Пресс, 2003. — 176с.
  228. А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.-134с.
  229. А.А. Формирование системно-уровневой организации мотивационной сферы личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.-18с.
  230. Формирование и развитие профессионального сознания студентов: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол. Акопов Г. В. и др. Самара: СГТТИ, 1991.-168с.
  231. С.В. Потребность психической активности. СПб.: Сфера, 1994.-30с.
  232. С.В. Проявление космического закона в психике человека. СПб.: Петербург-XXI век, 2000.-78с.
  233. А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. -М.: Владос-Пресс, 2001. 96с.
  234. И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности / Под ред. Е. В. Шороховой. -М.: Наука, 1982.
  235. А.Н. Целостность мотивации: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1993.-23с.
  236. В.И. Психологические основы подготовки кадров. Ярославль: ЯрГУ, 1988.-48с.
  237. Э.С. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера. JT.: ЛГУ, 1991 .-181с.
  238. Э.С. Социально-психологические особенности творческой активности инженеров. Л.: ЛГУ, 1986. — 160с.
  239. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994.-317с.
  240. В.Д. Психологический анализ деятельности: системогенетический подход. Ярославль: ЯрГУ, 1979.-91 с.
  241. Г. Я. Взаимодействие установок в процессе регуляции деятельности субъекта: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1988. — 17с.
  242. А.С. О-граниченный человек: значимость, активность, рефлексия. Омск: ОГУ, 2000. — 145с.
  243. А.С. Рефлексия в развитии личности // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации: материалы второй Всероссийской конференции. Новосибирск, 1995. — С. 224−225.
  244. А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси: Мецниереба, 1979.-171с.
  245. Л.Н. Психологические условия развития профессиональных важных качеств в процессе обучения и труда: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1980.-31с.
  246. Штейнмец A3. Психологическая подготовка к педагогической деятельности: Автореф. дис. .док. психол. наук. СПб., 1998. — 43с.
  247. Г. П. Схема мыследеятельности системно-структурное строение, смысл и содержание // Системные исследования. — М., 1987. — С.32−42
  248. H.JI. Проблема установки в психологии мышления: Автореф. дис. доктора психол. наук. Тбилиси, 1966. — 39с.
  249. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL: Наука, 1979. — 264с.
  250. В.А. Педагогическая психология. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349с.
  251. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. N.Y., 1964.
  252. Arkes H.R., Garske Y.P. Psychological Theories of Motivation. Monterey, 1982.
  253. Buck R. Human Motivation and Emotion. N.Y., 1976.
  254. Crites J. Vocational Psychology. The study of Vocational Behavior and Development. -N.Y., 1969.
  255. Ford M. Motivating Humans: goals, emotions and personal agency beliefs. N.Y., 1992.
  256. Luchins A. Rigidity of behavior., 1959.
  257. Rogers C.R. On becoming a Person. Boston, 1961.
  258. Super D.E. Vocational Development. N. Y., 1957.
  259. Van de Geer J. A psychological study of problem-solving., 1957.
  260. Wylie R. The self-concept. V. 1−2. Lincoln. 1979.
Заполнить форму текущей работой