Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Карьерный рост и профессиональное самоопределение и самосознание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Карьера связана с профессиональным самоопределением теснейшим образом. В настоящее время профессиональное самоопределение рассматривается как длительный процесс внутреннего, субъективного плана, поиск человеком «своей» профессии и «себя в профессии», собственной профессиональной роли в ней, определение для себя профессиональных позиций и перспектив, достижение их. Уже сама длительность поискового… Читать ещё >

Карьерный рост и профессиональное самоопределение и самосознание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Карьера связана с профессиональным самоопределением теснейшим образом. В настоящее время профессиональное самоопределение рассматривается как длительный процесс внутреннего, субъективного плана, поиск человеком «своей» профессии и «себя в профессии», собственной профессиональной роли в ней, определение для себя профессиональных позиций и перспектив, достижение их. Уже сама длительность поискового периода влияет на стартовые условия карьерного роста. Так, Н. В. Самоукина указывает на то, что имеются случаи совпадения профессионального самоопределения с выбором профессии. В этом случае, вероятнее всего, карьера будет носить стабильный характер. В то же время не так редки ситуации в жизни людей, когда внешне выраженные акты поведения не совпадают с протеканием внутреннего процесса профессионального самоопределения личности (Самоукина Н. В., 2009). Например, осуществив в поведенческом плане выбор определенной профессии и начав работать или поступив в институт, психологически человек может находиться на начальном этапе зарождения интереса к другой профессии, иногда далекой от выбранной профессиональной области. Такое положение свойственно нестабильной карьере.

С. А. Боровикова выделяет ряд факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального самоопределения. Они же являются наиболее существенными при построении карьеры. К ним отнесены: 1) интересы (с учетом способностей, прошлого опыта, представлений о будущей профессии); 2) индивидуальные особенности (характер, темперамент, свойства нервной системы); 3) уровень подготовки (культурный кругозор, мировоззрение, школьная успеваемость); 4) состояние здоровья; 5) ряд социальных факторов (местожительство, профессия и советы родителей, рекомендации учителей, товарищей, средства массовой информации) (Боровикова С. А., 1991).

М. X. Титма и ряд его коллег подходили к изучению профессионального самоопределения с позиций социальных перемещений, соответствующих карьерному продвижению Ранее профессиональнообразовательный уровень позволял подняться индивиду вертикально вверх над «социальным происхождением родительской семьи». С течением времени направления социальных перемещений лиц существенно изменились. (Титма М. X., 1984).

В настоящее время большую значимость приобретает внутренняя детерминированность профессионального выбора. Профессиональное самоопределение с этой позиции понимается как осознание личностью своих потребностей, мотивов, интересов («хочу»); возможностей, склонностей, профессионально значимых качеств и способностей («могу»); относительно устойчивых, закрепившихся психофизиологических и характерологических качеств («имею») и соотнесение их с теми требованиями, которые предъявляются социальной ситуацией человеку, выбирающему профессию. Следовательно, в этом понимании профессиональное самоопределение есть такой этап социализации, внутри которого человек приобретает готовность к самостоятельной профессиональной деятельности на основе осознания и соотнесения «хочу — могу — имею — требуют», т. е. становится субъектом деятельности (Рогачева Т. В., 1991). Добавим, что, став субъектом деятельности, человек в целом завершает тем самым свое общее профессиональное самоопределение, и с учетом сложившихся обстоятельств нацеливается на карьерный рост.

Удовлетворенность работой и успешность карьерного продвижения в значительной мере определяется возможностью играть и ту роль, которая казалась подходящей на начальной стадии профессионального развития.

Самоопределившаяся (и карьерно успешная) личность — это субъект, осознавший свои цели, идеалы, личностные и физические свойства, возможности и внешние требования. Это человек, желающий и готовый трудиться.

Самоопределение, согласно Н. Р. Гинзбургу, связано с ценностями личности и реализуется как потребность формирования целостной смысловой системы. В центре смысловой системы находится представление о смысле своей жизни. Структура личностного самоопределения образована психологическим настоящим и психологическим будущим. (Гинзбург М. Р., 1988). Психологически карьера также образована настоящим и ориентирована на будущее.

У Д. Сьюпера централизованным компонентом профессионального развития выступают варианты профессиональной судьбы, которая определяется последовательностью выбираемых профессиональных позиций. Но в противоположность Сьюперу в отечественной психологии постулируется, что внутренним содержанием профессионального развития является структура процессов решения и контекст, на основе которого происходит прогнозирование и осуществление решений. По-видимому, рассуждения Сьюпера ближе к карьере, тогда как идеи отечественных исследователей — к профессиональному самоопределению.

В теории самоорганизации установлено, что общественное развитие отнюдь не линейно, общественные нормы не навязывают и не диктуют человеку тот или иной жизненный путь, а предлагают для осуществления собственный выбор, субъектность и субъективность рассматриваются как методологический принцип деятельности, многообразие способов жизни и равноценность реальных практик не игнорируются, а признается их необходимость. Трудовую жизнь надо «создавать». Карьеру нужно строить. «Метод образцов» тут может быть лишь вспомогательным, а основным должен быть другой — «метод творческого проекта». Но для этого, настаивает Е. А. Климов, нужна большая и серьезная подготовка.

Чем шире выбор профессии, тем он психологически сложнее. Ведь только в ходе самой деятельности до конца выясняется, насколько она подходит тому или иному человеку. У человека могут быть задатки многих способностей и дарований. Даже многие великие люди не сразу «находили себя». К тому же самоопределение есть одновременно и самоограничение. Выбирая специальность, человек получает определенную сферу деятельности, в которой предметно реализуются его силы и способности. Но это означает вместе с тем и отказ от многих других видов деятельности. Сделать этот ответственный и самоограничивающий выбор отнюдь не просто (Кон И. С., 1984, с. 331).

Об этом говорил на лекции в МГУ С. Возняк. На вопрос, чему стоит учиться сегодня, чтобы быть востребованным специалистом завтра, он предлагал для ответа только одно: люди все разные. Чтобы развиваться, полагает сооснователь компании Apple, обществу нужны таланты во всех сферах. Он не призывал всех становиться цифровыми инженерами. Между тем, он отметил, что некоторые профессии скоро исчезнут, в том числе из-за того, что технологии становятся умнее, и есть смысл оценивать будущую специальность и с этой точки зрения.

Секрет своего преуспевания в компьютерных науках он отнес к тому, что всегда бесконечно любил то, чем занимался. По его мнению, выбор, в первую очередь, должен определяться склонностью к профессии, это единственный способ стать лучшим специалистом в мире.

Таким образом, для зрелой личности характерным является построение карьеры, соотнесенной с интересом и включенностью в любимое дело, и создание собственной среды, благоприятной для развития и самореализации, что требует напряженной деятельности и усилий самого человека.

Исходные представления «Я-концепции» и образа будущей профессии задают содержание профессионального самосознания, которое, в свою очередь, начинает продуцировать личностно значимые образы функционального «Я» и приобретаемой (полученной) профессии. В совокупности они образуют своеобразную карьерную платформу.

Исследование Е. М. Борисовой показало, что для работников, хорошо овладевших своим профессиональным трудом, характерен более высокий уровень развития профессионального самосознания, который, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие мастерства профессионала (Борисова Е. М., 1981). Профессиональное мастерство в любом виде деятельности имеет обязательную сторону — компонент в виде профессионального самосознания. Без осознания особенностей своей профессиональной деятельности и себя как ее объекта невозможно и развитие мастерства, недоступен и карьерный рост.

Существует эмпирическим путем установленная связь, зависимость между успешным продвижением профессионала в любом виде профессиональной деятельности и развитием профессионального самосознания (В. А. Кан-Калик, Е. М. Борисова, М. И. Жукова). Те профессионалы, которые успешно продвигаются в своей профессиональной деятельности, более эффективно работают, овладевают мастерством, те и лучше осознают себя как субъекта деятельности, особенности своей деятельности, собственные достоинства и недостатки и на этой основе могут заниматься саморазвитием, самосовершенствованием. Те профессионалы, которые испытывают трудности в успешном продвижении по линии профессионального мастерства, обладают более низким уровнем профессионального самосознания.

Профессиональное самосознание включает представление профессионала о себе и своей ценности, о своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать следующими положениями.

  • 1. Сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности.
  • 2. Знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей.
  • 3. Знание человека о степени его признания в профессиональной группе.
  • 4. Знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач.
  • 5. Представление о себе и своей работе в будущем (Климов Е. А., 1996, с. 98).

В профессиональной «Я-концепции» представлены характеристики, которые связаны с выполнением субъектом своей профессиональной роли, а также ценности, связанные с воспринимаемыми профессионально значимыми качествами и отношениями. Профессионал должен осознавать свое отношение к труду, мотивы профессиональной деятельности, цели, свои профессиональные действия, внутренние условия деятельности: уровень подготовленности, опыт, личностные качества, необходимые для успешного осуществления деятельности, а также внешние обстоятельства деятельности — орудия труда и различные приспособления, предметные и социальные условия деятельности.

«…Самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции. Они каким-то образом уже знают то, кем вы хотите стать на самом деле. Все остальное вторично» (Из речи С. Джобса перед выпускниками Стэнфорда).

От уровня сформированности профессиональной «Я-концепции» зависит процесс формирования профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность. Высокая профессиональная подготовка и овладение профессиональным мастерством невозможны без формирования и развития профессионального самосознания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой