Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна. В диссертации впервые исследована роль личностного влияния учителей биологии на формирование субъективногоотношения к природе у подростков. Показано, что учителя с низкой интенсивностью отношения не оказывают существенного влияния на этот процесс, и он происходит в соответствию с описанными в литературе возрастными закономерностями. В то же время учителя с высокой интенсивностью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. L Теоретический анализ подходов по формированию субъективного отношения к природе
    • 1. 1. Анализ подходов к исследованию отношения человека к природе
    • 1. 2. Психологические условия формирования субъективного отношения к природе у подростков
    • 1. 3. Психолого-педагогическое влияние в системе «учитель — ученик»
  • ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков
    • 2. 1. Программаэмпирического исследования
    • 2. 2. Эмпирическое исследование структуры особенностей субъективного отношения к природе у учителей
    • 2. 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи различных личностных черт учителей биологии и уровня развития субъективного отношения к природе непрагматической модальности
    • 2. 4. Результаты эмпирического исследования влияния субъективного отношения к природе учителей биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков

Влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время экологическое образование заслуживает особого внимания в контексте научного подхода к решению современных проблем, связанных с нарушением равновесия в системе «человек — природа». И всестороннее осмысление экологических проблем имеет большое педагогическое значение, так как позволяет понять законы устойчивости жизни, оценить сущность и степень антропогенного воздействия на природу, выяснить характер противоречий в развитии отношений между обществом и природой.

Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в процессе обучения и воспитания главная роль принадлежит учителю. Именно учитель направляет и корректирует деятельность обучаемого, формирует его сознание, прививает интерес и любовь к прекрасному, развивает творческий потенциал личности, выявляет деловые и организационные качества учащихся и т. д. Однако до сих пор роль учителя в формировании экологического сознания школьников недостаточно изучена.

Ряд современных исследований посвящены вопросам формирования экологического сознания у самих учителей (М.А.Лиджиева, 2005; Л. А. Реут, 1996; И. В:Макрушина, 2005 и др.) и студентов (Н.К.Андриенко, 1996; В: И. Ерошенко, 2000; Н. В. Кочетков, 2003; Н. А. Лызь, 1998; Т. И. Симонова, 2000; Л. И. Терентьева, 2004). Работы, исследующие формирование экологического сознания и субъективного отношения к природе у школьников, рассматривают психологические особенности личности лишь в области природоохранной деятельности (З.Абдуллаев, 1990; Н. Н. Вересов, 1991; С. А. Ганат, 2004; О. Н. Гусева, 1999; Н. В. Лапчинская, 2001). В' работах по педагогической психологии, в основном, исследуются факторы, этическогоотношения к природе (О.Н.Васина, 2004; Т. С. Волошина, 2002; А. Н-Захлебный, 1983; Е. П. Каргаполов, 2002; Н. ПКолодяжная, 2002; И. В. Корганова, 2002; О. В. Назаренко, 2002; А. П. Сидельковский, 1968; Д. Ю. Трушников, 2004; А. К. Шульженко, 1998), воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия самих учащихся. (А.В.Гагарин, 2004; О. М. Филатова, 2000), формирование ответственного отношения к природе средствами народной экологии (Н.Р.Астраханова, 2004; О. Е. Винокурова, 1996), в игре (И.Е.Плотникова, 2004; Д. Н. Кавтарадзе, 1996), с помощью средств исследовательской^ деятельности (КХА.Гончарова, 2004) или в соотношении с экологической установкой5 (Е.И.Чердымова, 1999).

В' то же время весьма актуальным является исследование влияния личностных особенностей учителя, его субъективного отношения к природе на формирование у школьников субъективного отношения к природе. Несомненно, воздействие личности педагога играет ведущую роль в системе факторов, определяющих-процесс развития субъективного отношения школьников к миру природы. И в первую очередь, это касается учителей биологии, так как «в курсе биологии формируются понятия о структуре и функционировании живых систем, о динамично-равновесном состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей средыпоказываются пути повышения продуктивности этих систем, способы оптимального воздействия человека на’них» (Л.П.Печко, 1984).

Актуальность нашего исследования обусловлена также и тем, что в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены онтогенетические периоды в формировании субъективного отношения к природе в подростковом возрасте. В имеющихся работах исследуется формирование субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте (Н.Н.Вересов, 1991), у школьников отношение к природе при начальном образовании (В.В.Зотов, 1998; О. АЛСазарова, 2002; С. Н. Назарова, 2003), а также изучалось формирование отношения к природе у младших подростков (С.Н.Карякина, 1998), у старшеклассников (С.А.Золотухин, 2004; Н. П. Колодяжная, 2002) и студентов (Н.В.Кочетков, 2003).

Противоречие между высокой значимостью влияния учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у школьников и недостаточной изученностью роли в этом процессе субъективного отношения к природе самого педагога в психологической науке определило тему диссертационного исследования.

Цель исследования — изучить влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе школьников в подростковом возрасте.

Объект исследования — процесс формирования субъективного отношения к природе школьников в подростковом возрасте.

Предмет исследования — влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков.

На основании анализа литературы нами была сформулирована, общая гипотеза исследования, которая состоит в предположении, что в качестве существенного психологического условия формирования субъективного отношения у подростков выступает влияние субъективного отношения к природе учителя биологии.

Частные эмпирические гипотезы исследования:

1. Специальность учителя является одним из факторов, оказывающих влияние на возрастную динамику развития его субъективного отношения к природе.

2. Существует взаимосвязь субъективного отношения к природе у учителей с их индивидуальными личностными особенностями.

3. Субъективное отношение к природе учителей биологии является существенным фактором, влияющим на динамику развития субъективного отношения к природе у школьников.

Цель и гипотезы исследования определили следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ подходов к исследованию субъективного отношения к природе.

2. Проанализировать влияние различных факторов (возраст, место жительства, квалификационная категория, индивидуальные личностные особенности) на формирование субъективного отношения к природе у учителей.

3. Провести анализ влияния в системе «учитель — учению) в контексте формирования субъективного отношения к природе у школьников.

4. Разработать программу эмпирического исследования и изучить влияние субъективного отношения к природе учителя биологии .на формирование субъективного отношения к природе у подростков.

Теоретической и методологической основой данного исследования послужили:

— исследования отношения личности к окружающей среде (Б.Г.Ананьев, А. ГЛСовалев, А. Ф. Лазурский, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, Н. Н. Моисеев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);

— работы, посвященные1 влиянию в процессе межличностного взаимодействия (А.А.Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, АА. Леонтьев, А. В. Петровский, Е. В. Сидоренко и др.);

— исследования экологического сознания личности (С.Н.Глазачев, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачев, А. П. Сидельковский, В. А. Ясвин и др.).

Методы исследования. В исследовании использовались методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» С. Д. Дерябо и В. АЛсвинаметодика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF) — сокращенный вариант С, адаптированный В. М. Русаловым и О. В. Гусевойметод экспертных оценок, методы статистической обработки данных. Как вспомогательные применялись ассоциативная вербальная методика «ЭЗОП», направленная на выявление экологических установок личности, и методика «Альтернатива», направленная на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами, а также проективная методика (рисунок).

Эмпирическая база. В' исследовании принимали участие учителя Москвы и Московской: области (250 человек) — школьники подросткового возраста Москвы и Московской-области (750,человек);

В пилотажном исследовании принимали участие учащиеся 9-го класса общеобразовательной школы №' 3 города Королева Московской области (32 человека).

Этапы исследования. Исследованиеосуществлялось соктября 2Q03 года по май 2006 года, в соответствии с разработанной1 программойи состояло из трех этапов.

На первом этапе (2003 2004; г. г.) осуществлялся анализ научной литературы по теме исследования, подбирались методики: исследования, которые были использованы в процессе пилотажного исследования.

На втором этапе (2005 — 2006 г. г.) — осуществлялось основное эмпирическое исследование.

На третьем этапе (2006 г.) проводились обобщение и интерпретация полученных данных.

Научная новизна. В диссертации впервые исследована роль личностного влияния учителей биологии на формирование субъективногоотношения к природе у подростков. Показано, что учителя с низкой интенсивностью отношения не оказывают существенного влияния на этот процесс, и он происходит в соответствию с описанными в литературе возрастными закономерностями. В то же время учителя с высокой интенсивностью отношения к природе обеспечивают положительную динамику развития отношения школьников (или существенно замедляют падение интенсивности, характерное для кризисного старшего подросткового возраста) к природе.

Выявлена возрастная динамика развития у учителей субъективного отношения к природе и ее зависимость от специальности учителя.

Экспериментально показана взаимосвязь субъективного отношения к природе с индивидуальными личностными особенностями учителя. Выявлены личностные особенности учителей, обладающих соответственно высокой и низкой интенсивностью отношения к природе.

Теоретическая значимость. В диссертационном исследовании показано, что наличие у самого учителя высокой интенсивности непрагматического отношения к природе является обязательным условием положительной динамики развития отношения к природе у школьников. Эти данные вносят определенный вклад в теорию и методику экологического воспитания, позволяя акцентировать внимание на личностных аспектах подготовки педагогических кадров, а не только на разработке содержания экологических мероприятий.

Результаты проведенного исследования углубляют понимание особенностей педагогической деятельности в сфере экологического воспитания, конкретизируют положение о важнейшей роли личности учителя в системе взаимодействия «учитель — ученик».

Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений при разработке образовательных программ по подготовке будущих учителей биологии, имеющих личностно-ориентированную направленность.

Разработанный на основе полученных результатов исследования практический курс «Экопсихология» может быть использован в работе со студентами биологических факультетов высших учебных заведений, а также на курсах повышения квалификации учителей для коррекции-существующего у них субъективного отношения к природе.

Материалы исследования: могут быть использованы в педагогической. деятельности преподавателей? психолого-педагогических дисциплин: в педагогических и гуманитарных вузах, для слушателей курсов повышения квалификации.

Достоверность результатов исследования¦? иобоснованность выводов обеспечивалась: соответствием применяемых диагностических методик теоретическим конструктами методологическим! основам исследованиярепрезентативностью и объемом выборокстатистической значимостью полученных эмпирических данных.

Положениявыносимые назащиту: 1. Возрастная динамика развития субъективного отношения к природе у учителей зависит от их специальности: с возрастом у учителей биологии его интенсивность растет, у учителей других специальностей — падает.

2. Существует взаимосвязь субъективного отношения к природе у учителей с их индивидуальными личностными? особенностями: учителям с высокой интенсивностью, непрагматического отношения к природе больше свойственны такие качества как общительность, мягкосердечность и-консервативность, чем учителям с низкой интенсивностью.

3. Субъективное отношение к природе учителей биологии является существенным фактором, влияющим на динамику развития субъективного отношения к природе у школьников:

• При низкой интенсивности субъективного отношения • к природе у учителя развитие субъективного отношения к природе у учеников соответствует описанным* в литературе возрастным закономерностям (с характерным существенным падением в старшем подростковом возрасте);

• При высокой интенсивности субъективного отношения к природе учителя у его учеников наблюдается положительная динамика развития отношения к природе (типичные возрастные подъемы более значимы, а падения — менее выражены).

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей Московского государственного областного университета (Москва, 2006), на научно-практической конференции «Левитовские чтения» (Москва, 2006).

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 249 наименований (из них 15 на иностранном языке), и приложения. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками. Общий объем диссертации составляет 183 страницы.

ВЫВОДЫ:

1. Интенсивность субъективного отношения к природе непрагматической модальности у учителей биологии значимо выше, чем у школьников всех возрастов. В то же время у учителей не биологических специальностей она не отличается существенно от среднего уровня по выборке школьников (у школьников 5−7 классов оно выше, чем у учителей, а у 8−11 — ниже). Иными словами, учителя-предметники не обладают значимым «потенциалом» своего собственного субъективного отношения к природе, который позволял бы им оказывать позитивное влияние на развитие субъективного отношения к природе у их учеников.

2. С возрастом у учителей биологии интенсивность субъективного отношения к природе постепенно растет, а у учителей других предметов постепенно падает. При этом значения интенсивности отношения к природе у учителей биологии ни в одной возрастной подгруппе не опускаются ниже среднего для выборки школьников.

3. Интенсивность отношения к природе не коррелирует с квалификационной категории, присвоенной учителю. Но при этом зависит от места жительства: у московских учителей она значимо выше, чем у живущих в области, что может быть объяснено дефицитом взаимодействия с миром природы в условиях мегаполиса и, соответственно, повышенной потребностью в таком взаимодействии.

4. Анализ взаимосвязей личностных особенностей учителей биологии и интенсивности отношения к природе непрагматической модальности показал, что учителя с высокой интенсивностью («фанаты» по классификации В.А.Ясвина) характеризуются такими качествами, как общительность, мягкосердечность и большая консервативность, чем учителя с низкой интенсивностью («нигилисты»). В то же время у них одинаково выражены: экспрессивность, высокое суперэго, дипломатичность и самомнение.

5. Исследование на интервале в полгода показало, что во всех возрастных группах у школьников, которые обучаются в классах учителей с высокой интенсивностью отношения к природе («фанатов»), отмечается положительная динамика по сравнению с возрастными закономерностями, описанными в литературе. А у школьников из классов учителей с низкой интенсивностью отношения к природе («нигилистов») динамика развития отношения к природе соответствует возрастным закономерностям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Для решения вопроса о закономерностях динамики и результатов психических процессов в условиях деятельности и общения, в настоящем исследовании рассмотрено влияние субъективного отношения к природе педагога биолога на мотивацию поведения ученика по отношению к миру природы в системе «учитель-ученик».

Опираясь на полученные данные можно организовать процесс экологического образования и воспитания подрастающего поколения, целью которого является формирование личности, сознательно и ответственно осуществляющей не только свои действия по отношению к природе, но и совершающей поступки, несущие духовность, нравственность и порядочность.

Представленное в диссертации экспериментальное исследование предполагает в дальнейшем не только его продолжение, но разработку и внедрение новых программ по формированию субъективного отношения к природе учащихся разных возрастных категорий в образовательной среде.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абдуллаев 3. Экологические отношения и экологическое сознание. — Ташкент, 1990.
  2. Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития//Вопросы психологии. 1995, № 2. С. 130−136.
  3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал. 1994. Т. 15, № 4. С. 39−55.
  4. .Г. Педагогические приложения современной психологии //Советская педология, 1964. № 8.5: Андреев А. А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке. Авт.. к.псих.н. — Л., 1984.
  5. Н.Д. Экологическое образование // Материалы Международного Семинара, — СПб.: Образование. 1997.
  6. Н.К. Педагогические основы воспитания нравственно-эстетического отношения к природе у студентов педагогических вузов: Дис.. к.п.н. —Майкоп, 1996.
  7. Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. —М.: Наука, 1969.
  8. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.
  9. Ю.Астраханова Н. Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Дис.. к.п.н. — Махачкала. 2004.
  10. Е.Н. Стадии развития волевых процессов //Вестник МГУ, 1977. № 4. Серия № 14 «Психология».
  11. Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение //Вопросы психологии. 1994 № 4. С. 56−66.
  12. Т.Б. Психологические особенности ценностного отношения школьников к природе. Авт.. к.псих.н. —Киев, 1984.
  13. А.Ю. Экологическое сознание как предмет социально философского анализа: Дис.. к.ф.н. — Волгоград, 1999.
  14. М.А. Экологическое сознание в контексте социальной эволюции: Авт.. к.ф.н. — Ростов-на-Дону. 2002.
  15. В.П. Феномен экологического сознания. Социально-философский анализ: Дис.. д.ф.н. —М., 2002.
  16. А.А. Теоретические и прикладные проблемы мотивации учения и профессиональной деятельности //Мотивация личности. Сб. научн. тр. —М., 1982.
  17. Бодалев АА. Личность и общение. —М., 1983.
  18. Бодалев, А А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  19. А.А. Личность в системе коллективных отношений: тезисы доклада на Всесоюзной конференции в г. Курске 20−22 мая 1980 г. (Под ред. АА. Бодалева и др.), М.: Отделение психологии и возрастной физиологии АПН СССР, —С. 1980. — 288
  20. А.А. Психология воздействия. —М., 1989.
  21. Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Авт.. дис. д.п.н. —М., 1966.
  22. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.
  23. Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников //Известия АПН РСФСР, М. 1961. Вып. 35.
  24. И.А. Социально-философский анализ формирования экологической ориентации человека. Авт.. к.ф.н. — М., 1988.
  25. Дж. Процесс обучения. —М., 1962.
  26. И.О. Возьми от жизни все! Новейшие методы психологии влияния. —М.: ACT, 2006.
  27. А.Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время //Иностранный язык в школе, — 1997, № 2, С. 16−18.
  28. В.В. Экологическое сознание как самосознание цивилизации. Авт.. д.ф.н. —М., 2000.
  29. О.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе учащихся: Дис.. к.п.н. — Пенза., 2004.
  30. Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания: Авт.. к.п.н. — М., 1991.
  31. В.И. Живое вещество и биосфера: Сборник, — М.: Наука, 1995.
  32. О.Е. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами якутской народной традиции: Дис.. к.п.н. —Якутск., 1996.
  33. Е.Н. Влияние профессиональной компетенции на развитие личности школьника: Дис.. к.п.н. —М., 1996.
  34. Т.С. Психологические аспекты развития ценностного отношения к объектам природы: Дис.. к.психол.н. —Самара, 2002.
  35. Вунд Вильгельм Макс. Основы физиологической психологии. Перев. ++Под ред. А. А. Крогиуса, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева. Вып. 1−16. СПб.: Тип. П. П. Сойкина. 1908 -1914.
  36. Л.С. Развитие высших психических функций. М: АПН СССР, 1960 — С. 197−199.
  37. Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков//Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогики, 1981.
  38. А.В. Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся. — М., 2000.
  39. А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: Авт.. к.п.н. — М., 2004.
  40. П. Я. Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий //Вестник МГУ, 1979. № 4. Серия № 14 «Психология».
  41. С.А. Психологические особенности субъективного отношения личности к природоохранной территории. — М., 2004.
  42. Ю.Б. Психологические особенности влияния стиля педагогической деятельности на мотивацию учения учащихся (на материале учащихся 4−8 классов): Авт.. к. психол.н. —Л., 1990.
  43. Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. — М.: Педагогика, 1991.
  44. С.Н. Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. — Волгоград: ВГПИ., 1983.
  45. В.В. Формирование экологического сознания: философский анализ. Авт.. к.ф.н. — М.: Современный гуманитарный институт, 2002.
  46. И.Г. Экологическое сознание: социально-политический аспект: Дис.. к.ф.н. — Ульяновск, 2003.
  47. Ю.А. Педагогическое проектирование среды экологического образования средствами исследовательской деятельности: Дис.. к.п.н. — Воронеж, 2004
  48. Е.В. Влияние Я-концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель-ученик: Авт.. к.психол.н. — Сочи, 2000.
  49. Е.В. Сущность и основные тенденции развития экологического сознания. —Елабуга, 2004.
  50. О.Н. Экологическое сознание как предпосылка устойчивого развития. —М.Д999.
  51. Н.Н. Мотивационно-потребносгная сфера личности как компонент психологической готовности и её влияние на успешность педагогической деятельности: Авт.. кпсихол.н.—Тверь, 1995.
  52. И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум Межличностные отношения. Методические рекомендации для заочников. СПб, 1996.
  53. С. Д. Природный объект как «значимый другой». Даугавпилс: ДПИ, 1995.
  54. С. Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами: Дис. .к. психол.н. —М., 1993.
  55. С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. —М., 1993.
  56. С.Д., Левин В. А. Экологическая психодиагностика. — Даугавпилс, 1994.
  57. С.Д., Левин В. А. Культурно-историческая обусловленность кризиса европейского экологического сознания //Culture and word. 1994. Ноябрь. С. 1—2. (а)
  58. С.Д., Левин В. А. Методики диагностики и коррекции и коррекции отношения к природе. —М., 1995.
  59. С.Д., Левин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности //Школа здоровья. 1995. № 1. С. 81−92.
  60. С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и диагностика. — Ростов-на-Дону, 1996.
  61. Е. JI. Психология манипуляции. — М., 1996.
  62. М.Р. Психология влияния. — СПб.: Питер. 2004.
  63. И.А. Экологическое сознание как элемент экологической культуры: Дис.. к.к.н. — Челябинск, 2004.
  64. В.И. Подготовка будущих учителей к формированию у школьников гуманистического отношения к природе: Дис.. к.п.н. — М., 2000.
  65. А.В. Значение ранних периодов детства в формировании детской личности в кн. «Принцип развития в психологии» под ред. Г. И. Анцыферовой. — М., 1978.
  66. А.В. Избр.психол.тр.: В 2 т. Т.1. —М.: Педагогика, 1986. 68.3ахлебный А. Н. Принципы и условия экологического образования в школе //Педагогические принципы и условия экологического образования. Сб. научн. тр. —М., 1983.
  67. И.Д. Экогласность и образование //Советская педагогика. 1991. № 1.
  68. И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучениябиологии: Пособие для учителя. —М.: Просвещение, 1984.
  69. И.Д. Проблемы формирования экологической ответственностишкольников: сборник научных трудов. — М.: АПН СССР, 1984.
  70. И.Д. Проблемы экологического образования и воспитания всредней школе. — Таллин, 1980.
  71. С.А. Развитие сознания старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: Дис.. к.п.н. — Курск, 2004. 74. Зотов В. В. Воспитание* у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе: Дис. к.п.н. —М., 1998.
  72. Г. М. Экологическая тропа на школьном участке // Биология в школе, — 1998, № 4, С. 73−75.
  73. Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
  74. Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. — Владимир: Владимирский госпединститут, 1972.
  75. О.А. Психолого-педагогические условия развития субъектно-непрагматического отношения к природе в младшем школьном возрасте: Дис. к.п.н. — Великий Новгород, 2002.
  76. Д.Н. Природа: от охраны к заботе? //Знание — сила. 1990. № 3.
  77. Д.Н. Экологическая учебная игра как адаптивная среда //Экологическая психология (Тезисы 1 Российской-конференции). —М., 1996. С.72−73.
  78. К.Х. Экологическое сознание: сущность и способы формирования. — М.: Монолит. 1999.
  79. Н.В. Становление экологического сознания: социально философский анализ: Дис.. к.ф.н. —Хабаровск, 2005.
  80. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. — Грозный, 1979.
  81. Е.П. Формирование экологического сознания молодежи в системе воспитания и образования //Сборник тезисов и докладов. — Ханты-Мансийск, 2002.
  82. С.Н. Становление экологического сознания как фактор изменения этического отношения младших подростков: Дис.. к.психол.н. Орел, 1998.
  83. П.Н. Подходы к экологическому образованию в школе. Авт. .д. психол.н. СПб., 2002.
  84. Г. А. О системе психологического воздействия //Психологическое воздействие (проблемы теории и практики): Сб. научн. тр. М.: Изд-во АПН СССР.1989. — С. 4−43.
  85. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1.
  86. Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии. 1987. № 3.
  87. Н.П. Психологические условия развития отношения к природе у городских старшеклассников: Дис.. к.психол.н. — М. 2002.
  88. Я. Л. Психологические проблемы воспитания и обучения. — Минск, 1990.
  89. С. В. Учитель — ученик. — М, 1984.
  90. Н.И. Словарь-справочник по психологии. —М., 1996.
  91. И.В. Воспитание субъектно-этического отношения к природе у детей: Дис.. к.п.н. —М., 2002.
  92. В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. — М., 1961
  93. А.Н. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования: Авт.. к.п.н. —Новосибирск, 1987.
  94. Н.В. Психологические особенности субъективного отношения учащейся молодежи к экологическим проблемам: Авт.. к.п.н. — М., 2003.
  95. А.Л. Экологическое сознание: сущность и социально-исторические феномены: Авт.. к.ф.н — Саратов., 2001.
  96. Р.Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении //Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 19−23.
  97. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учебно-практическое пособие. М.: Учитель, 2001.
  98. В.Н. и др. Межличностное общение //Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2001.
  99. А.Ф. Классификация личностей //Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 5. С. 26—68.
  100. А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. — СПб., 2001.
  101. Н.В. Психологические условия формирования экологического сознания: Авт.. к.п.н. —М., 2001.
  102. Ю.П. Диалектика окружающей среды. Научное пособие. — Волгоград. 2005.
  103. Н.Д., Детская и педагогическая психология. —М., 1960.
  104. Н.С. Умственные способности и возрастные. —М., 1971.
  105. А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.
  106. А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1977.
  107. А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах, Т.2.—-М., 1983.
  108. А.Н. К теории развития психики ребенка в кн. Проблемы развития психики. — М., 1972.
  109. А.Н. Потребности, мотивы и сознание //28 Международный психологический конгресс. Симпозиум № 13, — М., 1966.
  110. В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. —М.: Просвещение: Владос, 1995.
  111. М.А. Формирование экологического сознания будущих учителей начальных классов: Авт.. к. психол:н. —Элиста, 2005.
  112. .Т. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2. — С. 19 — 23.
  113. .Т. Философия воспитания. — М., 1995.
  114. Г. В. Формирование у школьников эстетического отноешения к природе. В кн.: Рациональное использование, анна, воспроизводство биологических ресурсов и экологическое воспитании1. Запорожье, 1988.
  115. .Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР в свете решений 26 съезда КПСС //Вопросы, психологии, 1981, № 5.
  116. Н.А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания студентов: Дис.. к.п.н. — Таганрог, 1998.
  117. Т. Личное влияние. Город: Ферро-Логос, 1992.
  118. И.В. Формирование экологического сознания у будущих учителей ОБЖ: Авт.. к.психол.н. — Майкоп, 2005.
  119. Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения, —М., 1983.
  120. А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии //Мотивация личности/ сб. науч. трудов. — М., 1982.
  121. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. —М., 1981.
  122. А.К. Пути исследования мотивации школьника //Вопросы психологии, № 5. 1980.
  123. Д.Ж. Социальная экология. —М., 1991.
  124. Н.Н. Россия в пути взгляд эколога. //Россия в окружающем мире/ Аналитический ежегодник. — М.: Изд-во МНЭПУ.1998.
  125. А. Мотивация и личность. —М., 1998-
  126. М.В. Мотивация учения. — Волгоград, 1976.
  127. В.Г. Деятельность как опосредующее звено в связи! разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. — Пермь, 1978.
  128. В.Г. Очерк интегрального исследования индивидуальности.1. М., 1986.
  129. Д.С. Основы политической экономии с некоторыми их приложениями к социальной философии. — М: ЭКСМО. 2007.
  130. JI.M. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994, —С. 216.
  131. Е.Б. Психология влияния. — Ростов-на-Д.: Феникс., 2007.
  132. Моисеев Н. Н Заслон средневековью. Сборник. — М., Тайдекс Ко, 2003.
  133. Н.Н. Экология человечества глазами математика. — М.: Молодая гвардия. 1988.
  134. Н.Н. Человек и ноосфера. —- М. 1990.
  135. В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности //Мотивация личности, сб. науч. трудов. — М., 1982.
  136. В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии, № 6. 1976.
  137. В.Ф. Психологические условия воспитания познавательных интересов учащихся к учебному предмету: Дис.. кпсихол.н. — М., 1979.
  138. З.Д. Проблемы формирования и функционирования экологического сознания: Авт.. к.ф.н. — Уфа, 2000.
  139. В.Н. Личность и неврозы. —JL, 1960.
  140. В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира. Психология личности. Тексты. —М., 1982.
  141. В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. — М., 1969. Т.1. — С. 63—73.
  142. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. — С. 142—155.
  143. В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки //Понятия установки и отношения в медицинской практики. — Тбилиси, 1970. — С.151—163.
  144. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М—Воронеж. 1995.
  145. В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира. Психология личности. Тексты. —М., 1982.
  146. В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. — М., 1969. Т.1. — С. 63—73.
  147. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. — С. 142—155.
  148. В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки //Понятия установки и отношения в медицинской практики. — Тбилиси, 1970. — С.151—163.
  149. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М.-Воронеж. 1995.
  150. О.В. Эстетическое воспитание и экологизация образования// Материалы VI международной экологической конференции «Рио+10: экологическая безопасность как ключевой фактор устойчивого развития». — М.: МГГУ, 2002. — С.40−42.
  151. С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников: Дис.. к.п.н. — Екатеринбург, 2003.
  152. В.Н., Епифанов Е. Г., Савченко Т. Н. Психология и окружающая среда. Сборник научных трудов. — М.: Институт психологии РАН, 1995.
  153. Э.Ш. Приемы педагогического воздействия: Учебное пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1972.
  154. М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности //Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.
  155. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия //Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика. 1981. С. 80−90.
  156. Л.П. Развивающие обучение в школьных курсах географии. Свердловск, 1977.
  157. Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании //Дошкольное воспитание, 2005. № 7. — С. 74—77.
  158. В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. — М.: Наука. 2004.
  159. А.В., Ярошевский М. Г. —М: Психология, 2002.
  160. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. —Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993.
  161. Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Авт.. к.психол.н.—М., 1991.
  162. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1994.
  163. К.К. Личностный подход как принцип психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1969.
  164. И.Е. Формирование субъектно-этического отношения к природе посредством игровой экологической технологии: Дис.. к.п.н. — Воронеж, 2004.
  165. Ф.Я. Диалектика социально-экологического отношения и экологического сознания: Авт.. к.ф.н. —М., 1988.
  166. А.А. География и родная природа. М.-Л., 1949.
  167. JI.Я. Проблема формирования экологического сознания и поведения в урбанизированной среде: Дис.. к.ф.н. — Волгоград, 1996.
  168. И.Н. Влияние типологических особенностей личности на формирование когнитивного стиля «аналитичность-синтетичность»: Авт.. к.психол.н. —Новосибирск, 1998.
  169. А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск: издательство Удмуртского университета, 1994.
  170. А. Психологический словарь. —М.: Вече, ACT, 2001.
  171. Л.А. Подготовка будущих учителей к формированию у старшеклассников эмоционально ценностного отношения к природе: Дис.. к.п.н. — Волгоград, 1996.
  172. .П. Этика в школе. — Казань, 1969.
  173. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1989.
  174. С. Л. Проблемы общей психологии. —М.: Педагогика, 1976.
  175. С. Л. Человек и мир //Методологические и теоретические проблемы психологии. —М.: Наука, 1968.
  176. А.А. Тематика занятий краеведческого кружка в школе.1. М.: Учпедгиз, 1958.
  177. А.П. ' Психологические основы отношений школьников к природе. —М., 1987.
  178. А.П. Человек и природа. Формирование отношений.1. Ставрополь, 1975.
  179. А.П., Эстетическое восприятие природы школьниками. — Ставрополь, 1968.
  180. Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. //Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: СПбГУ. 1997.
  181. А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы //Вопросы психологии. 1998. № 4. — С. 21 -29.
  182. Т.И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета небиологических специальностей: Авт.. к.п.н. — Самара, 2000.
  183. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. — М.: ИЦ Академия, 2000.
  184. СкребецВ.О. Экологическая психология. — Киев: МАУП. 1998.
  185. Славина ^ Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.
  186. B.C. Собр. Соч. Т. У1 — СПб., 1903.
  187. О.В. Формирование субъектно-непрагматического отношения подростков к миру природы при изучении экологических курсов: Дис.. к.п.н. —Липецк, 2005'.
  188. F. Собрание сочинений т.т. 1−3, 5, 6. — СПб., 1866−1869.
  189. Н.П. Природа и дети. Из опыта эстетического воспитания учащихся. М.: Просвещение, 1964.
  190. В.В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности/ сб. науч. трудов под ред. Бодалева А. А., М. 1982.
  191. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, — М.: МГУ, 1975.
  192. С. В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников //Вопросы психологии. 1998. № 4. — С. 14−21.
  193. Л.И. Формирование у студентов ценностного отношения к природе в процессе экологического образования: Дис.. к.п.н. — Архангельск, 2004.
  194. С.Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбассе // География в школе. 2001, № 3, С. 48.
  195. X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Т. 1 Теория: пер. с англ. А. В .Казанской, — М.: издательская группа «Прогресс», изд-во «Литера», Агенство «Яхтсмен», 1996.
  196. Д.Ю. Воспитание у школьников гуманистического отношения к природе: Дис.. к.п.н. —Тюмень, 2004.
  197. Е.И. Дети должны шобить природу. М.: Знание, 1964.
  198. О.М. Формирование экологического отношения к природе в процессе внеклассной работы по биологии: Дис.. к.п.н. — М. 2000.
  199. Г. Д. Экологическая психология. Пособие для обучающихся. — Екатеринбург, 1995.
  200. В. Философия и экология. —М., 1993.
  201. К. Психология влияния: техники манипуляции в бизнесе и личном общении. — Киев: Диалектика, 2006.
  202. Н.Г. Мысли натуралиста о природе человека. Русский космизм: Антология философской мысли. — М., 1993.
  203. Ю.Л., Кожина О. А. Экологические знания школьников в образовательной области «Технология» // Школа и право, 1996, № 2, С.16−18.
  204. Е.В. Субъективное отношение школьников к природе в условиях социальной депривации: Дис.. к.психол.н. — М., 1998.
  205. Р. Психология влияния. — СПб.: Питер. 2001.
  206. Е.И. Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников: Авт.. к.псих.н.— Самара, 1999.
  207. В.Э. Нравственная устойчивость личности. — М., 1981.
  208. JI.K. Вопросы охраны природы. Пособие для студентов педвузов. — М., 1971.
  209. Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становление личности /УМир психологии и психология в мире. 1995. № 2 (3). — С. 40−53.
  210. В.П. Психология влияния: скрытое управление и защита от них. — М.: Ось-89. 2002.
  211. М.Н. Экологическое сознание в условиях антропологического кризиса: Дис.. к.ф.н. — Волгоград. 1997.
  212. Е.В. Социальная психология личности. —М.1979.
  213. А.К. Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе в Германии: Дис.. к.п.н. — М. 1998.
  214. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. — М., 1971.
  215. Т.В. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе. — Казань, 1987.
  216. Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. ЛППечко. —М.: Педагогика. 1984. -136 с.
  217. Л.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия. 1967.
  218. П.М. Психология чувств и мотивация: Избр. психол. труды/Под редакцией Е. М. Борисовой. — М.: ин-т практической психологии- Воронеж: МОДЭК. 1998.
  219. Янч В. В. Структура и динамика современного экологического сознания: Авт.. к.ф.н. —Минск, 1991.
  220. В.А. Взаимодействие с природой как фактор психологической реабилитации ребенка в условиях депривации //Детский практический психолог. 1994. Ноябрь. С. 33—36.
  221. В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе //Психологический журнал. 1995. Т.16. № 3. — С. 70−73.
  222. В.А. Некоторые элементы воспитания культуры общения с природой //Проблемы экологического образования в средней и высшей школе. Ч. П. Даугавпилс. 1985. — С. 35—37.
  223. В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Дис.. к.психол.н. — М, 1993.
  224. В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1995. № 4. С. 19−28 (а).
  225. Ясвин В. А Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М, 1997.230: Ясвин В. А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.
  226. В.А. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия1 личности с миром природы //Eko Do. 1995. № 1. — С. 11−19 (6).
  227. В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе. Дис.. д.психол.н. —М., 1998.
  228. В.А. Тезисы //Первая Российская конференция по экологической психологии, — М., 1996.
  229. Bandler R. Grmdler J. The Structure of Megic. Vol. 1,2. Palo Alto: Scince of Hypnosis. — Moab: Real Peopl Press. 1981.
  230. Dreikurs R. The four goals of the maladjusted child // Nervous Child 1947. Vol 6.
  231. Haney C., Banka W.C. Zimbardo P.G. Interpersonal Dynamics in a Simulated Prison / International of Criminologi and Penologi. 1973. 1. 6979.
  232. Henning W. Lernmotive bei schulern. VWVV. 1978.
  233. Hermann M.G. Ingredientsw of Leapderhip// Political Psichology. Contemporary Problems and Issues/ San FranciscoS L. 1986. — P 168−185.
  234. Murrey G.A. The effect of fear upon estimates of the maliciousness of othen personalities, «I.O.Social psycho», 1934, 4.
  235. Jones E. E Ingratiation' A Social Psychological Analysis. New York. 1964.
  236. Pawlik K., Stapf К. H., Perspektiven und Ergebnisse okopsychologischer Forschung // Umwelt und Verhalten. Verlag Hans Huber, 1992.
  237. Noel M. Tichy and Mary Anna Devanna. The Trasformational Leader, Wiley, New York, 1986.
  238. Perls F., Hefferline R. E, Goldman P. Gestalt Therapy Excitement and Growth in the Human Personality. New York, 1951.
  239. Raven B.H. Political application of the psychology of interpersonal influence and social power//Political psychology. 1990. V.ll. P. 493−520.
  240. Steiner С. M Scripts people live. Toronto, 1974.
  241. Suelfeld P., Rand A.D. Revolutionary. Longterm success as a function of changes in conceptual complexity// Ibid. 1976. Vol. 34. — P. 164−178.
  242. Tolman, E. C. Collected papera in psychology. Berkeley and Los Angeles. University of Collforniaapress. 1951.
  243. Troubridge S., Cognitive maps in rats and menl Psichologial Revien. 1948.
  244. Winter D.G. The power motive. New York. 1976.
Заполнить форму текущей работой