Влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков
Научная новизна. В диссертации впервые исследована роль личностного влияния учителей биологии на формирование субъективногоотношения к природе у подростков. Показано, что учителя с низкой интенсивностью отношения не оказывают существенного влияния на этот процесс, и он происходит в соответствию с описанными в литературе возрастными закономерностями. В то же время учителя с высокой интенсивностью… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. L Теоретический анализ подходов по формированию субъективного отношения к природе
- 1. 1. Анализ подходов к исследованию отношения человека к природе
- 1. 2. Психологические условия формирования субъективного отношения к природе у подростков
- 1. 3. Психолого-педагогическое влияние в системе «учитель — ученик»
- ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование влияния личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков
- 2. 1. Программаэмпирического исследования
- 2. 2. Эмпирическое исследование структуры особенностей субъективного отношения к природе у учителей
- 2. 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи различных личностных черт учителей биологии и уровня развития субъективного отношения к природе непрагматической модальности
- 2. 4. Результаты эмпирического исследования влияния субъективного отношения к природе учителей биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков
Влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее время экологическое образование заслуживает особого внимания в контексте научного подхода к решению современных проблем, связанных с нарушением равновесия в системе «человек — природа». И всестороннее осмысление экологических проблем имеет большое педагогическое значение, так как позволяет понять законы устойчивости жизни, оценить сущность и степень антропогенного воздействия на природу, выяснить характер противоречий в развитии отношений между обществом и природой.
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в процессе обучения и воспитания главная роль принадлежит учителю. Именно учитель направляет и корректирует деятельность обучаемого, формирует его сознание, прививает интерес и любовь к прекрасному, развивает творческий потенциал личности, выявляет деловые и организационные качества учащихся и т. д. Однако до сих пор роль учителя в формировании экологического сознания школьников недостаточно изучена.
Ряд современных исследований посвящены вопросам формирования экологического сознания у самих учителей (М.А.Лиджиева, 2005; Л. А. Реут, 1996; И. В:Макрушина, 2005 и др.) и студентов (Н.К.Андриенко, 1996; В: И. Ерошенко, 2000; Н. В. Кочетков, 2003; Н. А. Лызь, 1998; Т. И. Симонова, 2000; Л. И. Терентьева, 2004). Работы, исследующие формирование экологического сознания и субъективного отношения к природе у школьников, рассматривают психологические особенности личности лишь в области природоохранной деятельности (З.Абдуллаев, 1990; Н. Н. Вересов, 1991; С. А. Ганат, 2004; О. Н. Гусева, 1999; Н. В. Лапчинская, 2001). В' работах по педагогической психологии, в основном, исследуются факторы, этическогоотношения к природе (О.Н.Васина, 2004; Т. С. Волошина, 2002; А. Н-Захлебный, 1983; Е. П. Каргаполов, 2002; Н. ПКолодяжная, 2002; И. В. Корганова, 2002; О. В. Назаренко, 2002; А. П. Сидельковский, 1968; Д. Ю. Трушников, 2004; А. К. Шульженко, 1998), воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия самих учащихся. (А.В.Гагарин, 2004; О. М. Филатова, 2000), формирование ответственного отношения к природе средствами народной экологии (Н.Р.Астраханова, 2004; О. Е. Винокурова, 1996), в игре (И.Е.Плотникова, 2004; Д. Н. Кавтарадзе, 1996), с помощью средств исследовательской^ деятельности (КХА.Гончарова, 2004) или в соотношении с экологической установкой5 (Е.И.Чердымова, 1999).
В' то же время весьма актуальным является исследование влияния личностных особенностей учителя, его субъективного отношения к природе на формирование у школьников субъективного отношения к природе. Несомненно, воздействие личности педагога играет ведущую роль в системе факторов, определяющих-процесс развития субъективного отношения школьников к миру природы. И в первую очередь, это касается учителей биологии, так как «в курсе биологии формируются понятия о структуре и функционировании живых систем, о динамично-равновесном состоянии их взаимосвязей с факторами окружающей средыпоказываются пути повышения продуктивности этих систем, способы оптимального воздействия человека на’них» (Л.П.Печко, 1984).
Актуальность нашего исследования обусловлена также и тем, что в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены онтогенетические периоды в формировании субъективного отношения к природе в подростковом возрасте. В имеющихся работах исследуется формирование субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте (Н.Н.Вересов, 1991), у школьников отношение к природе при начальном образовании (В.В.Зотов, 1998; О. АЛСазарова, 2002; С. Н. Назарова, 2003), а также изучалось формирование отношения к природе у младших подростков (С.Н.Карякина, 1998), у старшеклассников (С.А.Золотухин, 2004; Н. П. Колодяжная, 2002) и студентов (Н.В.Кочетков, 2003).
Противоречие между высокой значимостью влияния учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у школьников и недостаточной изученностью роли в этом процессе субъективного отношения к природе самого педагога в психологической науке определило тему диссертационного исследования.
Цель исследования — изучить влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе школьников в подростковом возрасте.
Объект исследования — процесс формирования субъективного отношения к природе школьников в подростковом возрасте.
Предмет исследования — влияние личности учителя биологии на формирование субъективного отношения к природе у подростков.
На основании анализа литературы нами была сформулирована, общая гипотеза исследования, которая состоит в предположении, что в качестве существенного психологического условия формирования субъективного отношения у подростков выступает влияние субъективного отношения к природе учителя биологии.
Частные эмпирические гипотезы исследования:
1. Специальность учителя является одним из факторов, оказывающих влияние на возрастную динамику развития его субъективного отношения к природе.
2. Существует взаимосвязь субъективного отношения к природе у учителей с их индивидуальными личностными особенностями.
3. Субъективное отношение к природе учителей биологии является существенным фактором, влияющим на динамику развития субъективного отношения к природе у школьников.
Цель и гипотезы исследования определили следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ подходов к исследованию субъективного отношения к природе.
2. Проанализировать влияние различных факторов (возраст, место жительства, квалификационная категория, индивидуальные личностные особенности) на формирование субъективного отношения к природе у учителей.
3. Провести анализ влияния в системе «учитель — учению) в контексте формирования субъективного отношения к природе у школьников.
4. Разработать программу эмпирического исследования и изучить влияние субъективного отношения к природе учителя биологии .на формирование субъективного отношения к природе у подростков.
Теоретической и методологической основой данного исследования послужили:
— исследования отношения личности к окружающей среде (Б.Г.Ананьев, А. ГЛСовалев, А. Ф. Лазурский, Б. Ф. Ломов, В. С. Мерлин, Н. Н. Моисеев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.);
— работы, посвященные1 влиянию в процессе межличностного взаимодействия (А.А.Бодалев, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, АА. Леонтьев, А. В. Петровский, Е. В. Сидоренко и др.);
— исследования экологического сознания личности (С.Н.Глазачев, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, Д. Н. Кавтарадзе, Б. Т. Лихачев, А. П. Сидельковский, В. А. Ясвин и др.).
Методы исследования. В исследовании использовались методика диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурафил» С. Д. Дерябо и В. АЛсвинаметодика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16 PF) — сокращенный вариант С, адаптированный В. М. Русаловым и О. В. Гусевойметод экспертных оценок, методы статистической обработки данных. Как вспомогательные применялись ассоциативная вербальная методика «ЭЗОП», направленная на выявление экологических установок личности, и методика «Альтернатива», направленная на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами, а также проективная методика (рисунок).
Эмпирическая база. В' исследовании принимали участие учителя Москвы и Московской: области (250 человек) — школьники подросткового возраста Москвы и Московской-области (750,человек);
В пилотажном исследовании принимали участие учащиеся 9-го класса общеобразовательной школы №' 3 города Королева Московской области (32 человека).
Этапы исследования. Исследованиеосуществлялось соктября 2Q03 года по май 2006 года, в соответствии с разработанной1 программойи состояло из трех этапов.
На первом этапе (2003 2004; г. г.) осуществлялся анализ научной литературы по теме исследования, подбирались методики: исследования, которые были использованы в процессе пилотажного исследования.
На втором этапе (2005 — 2006 г. г.) — осуществлялось основное эмпирическое исследование.
На третьем этапе (2006 г.) проводились обобщение и интерпретация полученных данных.
Научная новизна. В диссертации впервые исследована роль личностного влияния учителей биологии на формирование субъективногоотношения к природе у подростков. Показано, что учителя с низкой интенсивностью отношения не оказывают существенного влияния на этот процесс, и он происходит в соответствию с описанными в литературе возрастными закономерностями. В то же время учителя с высокой интенсивностью отношения к природе обеспечивают положительную динамику развития отношения школьников (или существенно замедляют падение интенсивности, характерное для кризисного старшего подросткового возраста) к природе.
Выявлена возрастная динамика развития у учителей субъективного отношения к природе и ее зависимость от специальности учителя.
Экспериментально показана взаимосвязь субъективного отношения к природе с индивидуальными личностными особенностями учителя. Выявлены личностные особенности учителей, обладающих соответственно высокой и низкой интенсивностью отношения к природе.
Теоретическая значимость. В диссертационном исследовании показано, что наличие у самого учителя высокой интенсивности непрагматического отношения к природе является обязательным условием положительной динамики развития отношения к природе у школьников. Эти данные вносят определенный вклад в теорию и методику экологического воспитания, позволяя акцентировать внимание на личностных аспектах подготовки педагогических кадров, а не только на разработке содержания экологических мероприятий.
Результаты проведенного исследования углубляют понимание особенностей педагогической деятельности в сфере экологического воспитания, конкретизируют положение о важнейшей роли личности учителя в системе взаимодействия «учитель — ученик».
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений при разработке образовательных программ по подготовке будущих учителей биологии, имеющих личностно-ориентированную направленность.
Разработанный на основе полученных результатов исследования практический курс «Экопсихология» может быть использован в работе со студентами биологических факультетов высших учебных заведений, а также на курсах повышения квалификации учителей для коррекции-существующего у них субъективного отношения к природе.
Материалы исследования: могут быть использованы в педагогической. деятельности преподавателей? психолого-педагогических дисциплин: в педагогических и гуманитарных вузах, для слушателей курсов повышения квалификации.
Достоверность результатов исследования¦? иобоснованность выводов обеспечивалась: соответствием применяемых диагностических методик теоретическим конструктами методологическим! основам исследованиярепрезентативностью и объемом выборокстатистической значимостью полученных эмпирических данных.
Положениявыносимые назащиту: 1. Возрастная динамика развития субъективного отношения к природе у учителей зависит от их специальности: с возрастом у учителей биологии его интенсивность растет, у учителей других специальностей — падает.
2. Существует взаимосвязь субъективного отношения к природе у учителей с их индивидуальными личностными? особенностями: учителям с высокой интенсивностью, непрагматического отношения к природе больше свойственны такие качества как общительность, мягкосердечность и-консервативность, чем учителям с низкой интенсивностью.
3. Субъективное отношение к природе учителей биологии является существенным фактором, влияющим на динамику развития субъективного отношения к природе у школьников:
• При низкой интенсивности субъективного отношения • к природе у учителя развитие субъективного отношения к природе у учеников соответствует описанным* в литературе возрастным закономерностям (с характерным существенным падением в старшем подростковом возрасте);
• При высокой интенсивности субъективного отношения к природе учителя у его учеников наблюдается положительная динамика развития отношения к природе (типичные возрастные подъемы более значимы, а падения — менее выражены).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены на ежегодной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей Московского государственного областного университета (Москва, 2006), на научно-практической конференции «Левитовские чтения» (Москва, 2006).
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, включающей 249 наименований (из них 15 на иностранном языке), и приложения. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками. Общий объем диссертации составляет 183 страницы.
ВЫВОДЫ:
1. Интенсивность субъективного отношения к природе непрагматической модальности у учителей биологии значимо выше, чем у школьников всех возрастов. В то же время у учителей не биологических специальностей она не отличается существенно от среднего уровня по выборке школьников (у школьников 5−7 классов оно выше, чем у учителей, а у 8−11 — ниже). Иными словами, учителя-предметники не обладают значимым «потенциалом» своего собственного субъективного отношения к природе, который позволял бы им оказывать позитивное влияние на развитие субъективного отношения к природе у их учеников.
2. С возрастом у учителей биологии интенсивность субъективного отношения к природе постепенно растет, а у учителей других предметов постепенно падает. При этом значения интенсивности отношения к природе у учителей биологии ни в одной возрастной подгруппе не опускаются ниже среднего для выборки школьников.
3. Интенсивность отношения к природе не коррелирует с квалификационной категории, присвоенной учителю. Но при этом зависит от места жительства: у московских учителей она значимо выше, чем у живущих в области, что может быть объяснено дефицитом взаимодействия с миром природы в условиях мегаполиса и, соответственно, повышенной потребностью в таком взаимодействии.
4. Анализ взаимосвязей личностных особенностей учителей биологии и интенсивности отношения к природе непрагматической модальности показал, что учителя с высокой интенсивностью («фанаты» по классификации В.А.Ясвина) характеризуются такими качествами, как общительность, мягкосердечность и большая консервативность, чем учителя с низкой интенсивностью («нигилисты»). В то же время у них одинаково выражены: экспрессивность, высокое суперэго, дипломатичность и самомнение.
5. Исследование на интервале в полгода показало, что во всех возрастных группах у школьников, которые обучаются в классах учителей с высокой интенсивностью отношения к природе («фанатов»), отмечается положительная динамика по сравнению с возрастными закономерностями, описанными в литературе. А у школьников из классов учителей с низкой интенсивностью отношения к природе («нигилистов») динамика развития отношения к природе соответствует возрастным закономерностям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Для решения вопроса о закономерностях динамики и результатов психических процессов в условиях деятельности и общения, в настоящем исследовании рассмотрено влияние субъективного отношения к природе педагога биолога на мотивацию поведения ученика по отношению к миру природы в системе «учитель-ученик».
Опираясь на полученные данные можно организовать процесс экологического образования и воспитания подрастающего поколения, целью которого является формирование личности, сознательно и ответственно осуществляющей не только свои действия по отношению к природе, но и совершающей поступки, несущие духовность, нравственность и порядочность.
Представленное в диссертации экспериментальное исследование предполагает в дальнейшем не только его продолжение, но разработку и внедрение новых программ по формированию субъективного отношения к природе учащихся разных возрастных категорий в образовательной среде.
Список литературы
- Абдуллаев 3. Экологические отношения и экологическое сознание. — Ташкент, 1990.
- Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития//Вопросы психологии. 1995, № 2. С. 130−136.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психол. журнал. 1994. Т. 15, № 4. С. 39−55.
- Ананьев Б.Г. Педагогические приложения современной психологии //Советская педология, 1964. № 8.5: Андреев А. А. Влияние стиля педагогического общения на познавательную активность учащихся на уроке. Авт.. к.псих.н. — Л., 1984.
- Андреева Н.Д. Экологическое образование // Материалы Международного Семинара, — СПб.: Образование. 1997.
- Андриенко Н.К. Педагогические основы воспитания нравственно-эстетического отношения к природе у студентов педагогических вузов: Дис.. к.п.н. —Майкоп, 1996.
- Анцыферова Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. —М.: Наука, 1969.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М.: Мысль, 1976.
- Ю.Астраханова Н. Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии: Дис.. к.п.н. — Махачкала. 2004.
- Баканов Е.Н. Стадии развития волевых процессов //Вестник МГУ, 1977. № 4. Серия № 14 «Психология».
- Балл Г. А., Бургин М. С. Анализ психологических воздействий и его педагогическое значение //Вопросы психологии. 1994 № 4. С. 56−66.
- Баранова Т.Б. Психологические особенности ценностного отношения школьников к природе. Авт.. к.псих.н. —Киев, 1984.
- Барковская А.Ю. Экологическое сознание как предмет социально философского анализа: Дис.. к.ф.н. — Волгоград, 1999.
- Басилаиа М.А. Экологическое сознание в контексте социальной эволюции: Авт.. к.ф.н. — Ростов-на-Дону. 2002.
- Беркут В.П. Феномен экологического сознания. Социально-философский анализ: Дис.. д.ф.н. —М., 2002.
- Бодалев А.А. Теоретические и прикладные проблемы мотивации учения и профессиональной деятельности //Мотивация личности. Сб. научн. тр. —М., 1982.
- Бодалев АА. Личность и общение. —М., 1983.
- Бодалев, А А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
- Бодалев А.А. Личность в системе коллективных отношений: тезисы доклада на Всесоюзной конференции в г. Курске 20−22 мая 1980 г. (Под ред. АА. Бодалева и др.), М.: Отделение психологии и возрастной физиологии АПН СССР, —С. 1980. — 288
- Бодалев А.А. Психология воздействия. —М., 1989.
- Божович Л.И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка: Авт.. дис. д.п.н. —М., 1966.
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка //Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.
- Божович Л.И., Морозова Н. Г., Славина Л. С. Развитие мотивов учения у советских школьников //Известия АПН РСФСР, М. 1961. Вып. 35.
- Бондаренко И.А. Социально-философский анализ формирования экологической ориентации человека. Авт.. к.ф.н. — М., 1988.
- Брунер Дж. Процесс обучения. —М., 1962.
- Вагин И.О. Возьми от жизни все! Новейшие методы психологии влияния. —М.: ACT, 2006.
- Вайсбрейт А.Э. Экологическое воспитание и обучение на уроках немецкого языка и во внеурочное время //Иностранный язык в школе, — 1997, № 2, С. 16−18.
- Вальковская В.В. Экологическое сознание как самосознание цивилизации. Авт.. д.ф.н. —М., 2000.
- Васина О.Н. Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе учащихся: Дис.. к.п.н. — Пенза., 2004.
- Вересов Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания: Авт.. к.п.н. — М., 1991.
- Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера: Сборник, — М.: Наука, 1995.
- Винокурова О.Е. Формирование у младших школьников ценностного отношения к природе средствами якутской народной традиции: Дис.. к.п.н. —Якутск., 1996.
- Волкова Е.Н. Влияние профессиональной компетенции на развитие личности школьника: Дис.. к.п.н. —М., 1996.
- Волошина Т.С. Психологические аспекты развития ценностного отношения к объектам природы: Дис.. к.психол.н. —Самара, 2002.
- Вунд Вильгельм Макс. Основы физиологической психологии. Перев. ++Под ред. А. А. Крогиуса, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева. Вып. 1−16. СПб.: Тип. П. П. Сойкина. 1908 -1914.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М: АПН СССР, 1960 — С. 197−199.
- Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков//Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Педагогики, 1981.
- Гагарин А.В. Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся. — М., 2000.
- Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: Авт.. к.п.н. — М., 2004.
- Гальперин П. Я. Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий //Вестник МГУ, 1979. № 4. Серия № 14 «Психология».
- Ганат С.А. Психологические особенности субъективного отношения личности к природоохранной территории. — М., 2004.
- Гатанов Ю.Б. Психологические особенности влияния стиля педагогической деятельности на мотивацию учения учащихся (на материале учащихся 4−8 классов): Авт.. к. психол.н. —Л., 1990.
- Гачев Г. Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. — М.: Педагогика, 1991.
- Глазачев С.Н. Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. — Волгоград: ВГПИ., 1983.
- Глебов В.В. Формирование экологического сознания: философский анализ. Авт.. к.ф.н. — М.: Современный гуманитарный институт, 2002.
- Гоношина И.Г. Экологическое сознание: социально-политический аспект: Дис.. к.ф.н. — Ульяновск, 2003.
- Гончарова Ю.А. Педагогическое проектирование среды экологического образования средствами исследовательской деятельности: Дис.. к.п.н. — Воронеж, 2004
- Григорьева Е.В. Влияние Я-концепции учителя на его профессиональную компетентность в системе отношений учитель-ученик: Авт.. к.психол.н. — Сочи, 2000.
- Громов Е.В. Сущность и основные тенденции развития экологического сознания. —Елабуга, 2004.
- Гусева О.Н. Экологическое сознание как предпосылка устойчивого развития. —М.Д999.
- Демиденко Н.Н. Мотивационно-потребносгная сфера личности как компонент психологической готовности и её влияние на успешность педагогической деятельности: Авт.. кпсихол.н.—Тверь, 1995.
- Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум Межличностные отношения. Методические рекомендации для заочников. СПб, 1996.
- Дерябо С. Д. Природный объект как «значимый другой». Даугавпилс: ДПИ, 1995.
- Дерябо С. Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами: Дис. .к. психол.н. —М., 1993.
- Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. —М., 1993.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическая психодиагностика. — Даугавпилс, 1994.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Культурно-историческая обусловленность кризиса европейского экологического сознания //Culture and word. 1994. Ноябрь. С. 1—2. (а)
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Методики диагностики и коррекции и коррекции отношения к природе. —М., 1995.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Природа: объект или субъект отношений личности //Школа здоровья. 1995. № 1. С. 81−92.
- Дерябо С.Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и диагностика. — Ростов-на-Дону, 1996.
- Доценко Е. JI. Психология манипуляции. — М., 1996.
- Душкина М.Р. Психология влияния. — СПб.: Питер. 2004.
- Евтеев И.А. Экологическое сознание как элемент экологической культуры: Дис.. к.к.н. — Челябинск, 2004.
- Ерошенко В.И. Подготовка будущих учителей к формированию у школьников гуманистического отношения к природе: Дис.. к.п.н. — М., 2000.
- Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства в формировании детской личности в кн. «Принцип развития в психологии» под ред. Г. И. Анцыферовой. — М., 1978.
- Запорожец А.В. Избр.психол.тр.: В 2 т. Т.1. —М.: Педагогика, 1986. 68.3ахлебный А. Н. Принципы и условия экологического образования в школе //Педагогические принципы и условия экологического образования. Сб. научн. тр. —М., 1983.
- Зверев И.Д. Экогласность и образование //Советская педагогика. 1991. № 1.
- Зверев И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучениябиологии: Пособие для учителя. —М.: Просвещение, 1984.
- Зверев И.Д. Проблемы формирования экологической ответственностишкольников: сборник научных трудов. — М.: АПН СССР, 1984.
- Зверев И.Д. Проблемы экологического образования и воспитания всредней школе. — Таллин, 1980.
- Золотухин С.А. Развитие сознания старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: Дис.. к.п.н. — Курск, 2004. 74. Зотов В. В. Воспитание* у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе: Дис. к.п.н. —М., 1998.
- Иванова Г. М. Экологическая тропа на школьном участке // Биология в школе, — 1998, № 4, С. 73−75.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000.
- Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. — Владимир: Владимирский госпединститут, 1972.
- Казарова О.А. Психолого-педагогические условия развития субъектно-непрагматического отношения к природе в младшем школьном возрасте: Дис. к.п.н. — Великий Новгород, 2002.
- Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны к заботе? //Знание — сила. 1990. № 3.
- Кавтарадзе Д.Н. Экологическая учебная игра как адаптивная среда //Экологическая психология (Тезисы 1 Российской-конференции). —М., 1996. С.72−73.
- Каландаров К.Х. Экологическое сознание: сущность и способы формирования. — М.: Монолит. 1999.
- Калинина Н.В. Становление экологического сознания: социально философский анализ: Дис.. к.ф.н. —Хабаровск, 2005.
- Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. — Грозный, 1979.
- Каргаполов Е.П. Формирование экологического сознания молодежи в системе воспитания и образования //Сборник тезисов и докладов. — Ханты-Мансийск, 2002.
- Карякина С.Н. Становление экологического сознания как фактор изменения этического отношения младших подростков: Дис.. к.психол.н. Орел, 1998.
- Кириллов П.Н. Подходы к экологическому образованию в школе. Авт. .д. психол.н. СПб., 2002.
- Ковалев Г. А. О системе психологического воздействия //Психологическое воздействие (проблемы теории и практики): Сб. научн. тр. М.: Изд-во АПН СССР.1989. — С. 4−43.
- Ковалев Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1.
- Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия //Вопросы психологии. 1987. № 3.
- Колодяжная Н.П. Психологические условия развития отношения к природе у городских старшеклассников: Дис.. к.психол.н. — М. 2002.
- Коломинский Я. Л. Психологические проблемы воспитания и обучения. — Минск, 1990.
- Кондратьева С. В. Учитель — ученик. — М, 1984.
- Конюхов Н.И. Словарь-справочник по психологии. —М., 1996.
- Корганова И.В. Воспитание субъектно-этического отношения к природе у детей: Дис.. к.п.н. —М., 2002.
- Корсунская В.М. Активизация методов обучения на уроках биологии. — М., 1961
- Кочергин А.Н. Экологическое знание и сознание. Особенности формирования: Авт.. к.п.н. —Новосибирск, 1987.
- Кочетков Н.В. Психологические особенности субъективного отношения учащейся молодежи к экологическим проблемам: Авт.. к.п.н. — М., 2003.
- Крайнов А.Л. Экологическое сознание: сущность и социально-исторические феномены: Авт.. к.ф.н — Саратов., 2001.
- Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении //Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 19−23.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учебно-практическое пособие. М.: Учитель, 2001.
- Куницына В.Н. и др. Межличностное общение //Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2001.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей //Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 5. С. 26—68.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. — СПб., 2001.
- Лапчинская Н.В. Психологические условия формирования экологического сознания: Авт.. к.п.н. —М., 2001.
- Левин Ю.П. Диалектика окружающей среды. Научное пособие. — Волгоград. 2005.
- Левитов Н.Д., Детская и педагогическая психология. —М., 1960.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возрастные. —М., 1971.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Политиздат, 1977.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х томах, Т.2.—-М., 1983.
- Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка в кн. Проблемы развития психики. — М., 1972.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание //28 Международный психологический конгресс. Симпозиум № 13, — М., 1966.
- Лёщинский В.И., Кульневич С. В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. —М.: Просвещение: Владос, 1995.
- Лиджиева М.А. Формирование экологического сознания будущих учителей начальных классов: Авт.. к. психол:н. —Элиста, 2005.
- Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2. — С. 19 — 23.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М., 1995.
- Локарева Г. В. Формирование у школьников эстетического отноешения к природе. В кн.: Рациональное использование, анна, воспроизводство биологических ресурсов и экологическое воспитании1. Запорожье, 1988.
- Ломов Б.Ф. Состояние и перспективы развития психологии в СССР в свете решений 26 съезда КПСС //Вопросы, психологии, 1981, № 5.
- Лызь Н.А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания студентов: Дис.. к.п.н. — Таганрог, 1998.
- Майнгард Т. Личное влияние. Город: Ферро-Логос, 1992.
- Макрушина И.В. Формирование экологического сознания у будущих учителей ОБЖ: Авт.. к.психол.н. — Майкоп, 2005.
- Мальковская Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения, —М., 1983.
- Маркова А.К. Мотивация как объект исследования в возрастной и педагогической психологии //Мотивация личности/ сб. науч. трудов. — М., 1982.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. —М., 1981.
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации школьника //Вопросы психологии, № 5. 1980.
- Маркович Д.Ж. Социальная экология. —М., 1991.
- Марфенин Н.Н. Россия в пути взгляд эколога. //Россия в окружающем мире/ Аналитический ежегодник. — М.: Изд-во МНЭПУ.1998.
- Маслоу А. Мотивация и личность. —М., 1998-
- Матюхина М.В. Мотивация учения. — Волгоград, 1976.
- Мерлин В.Г. Деятельность как опосредующее звено в связи! разноуровневых свойств индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. — Пермь, 1978.
- Мерлин В.Г. Очерк интегрального исследования индивидуальности.1. М., 1986.
- Милль Д.С. Основы политической экономии с некоторыми их приложениями к социальной философии. — М: ЭКСМО. 2007.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994, —С. 216.
- Михайлюк Е.Б. Психология влияния. — Ростов-на-Д.: Феникс., 2007.
- Моисеев Н. Н Заслон средневековью. Сборник. — М., Тайдекс Ко, 2003.
- Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами математика. — М.: Молодая гвардия. 1988.
- Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. —- М. 1990.
- Моргун В.Ф. Мотивация личности в учебной деятельности //Мотивация личности, сб. науч. трудов. — М., 1982.
- Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии, № 6. 1976.
- Моргун В.Ф. Психологические условия воспитания познавательных интересов учащихся к учебному предмету: Дис.. кпсихол.н. — М., 1979.
- Мурзагалин З.Д. Проблемы формирования и функционирования экологического сознания: Авт.. к.ф.н. — Уфа, 2000.
- Мясшцев В.Н. Личность и неврозы. —JL, 1960.
- Мясшцев В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира. Психология личности. Тексты. —М., 1982.
- Мясшцев В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. — М., 1969. Т.1. — С. 63—73.
- Мясшцев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. — С. 142—155.
- Мясшцев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки //Понятия установки и отношения в медицинской практики. — Тбилиси, 1970. — С.151—163.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М—Воронеж. 1995.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира. Психология личности. Тексты. —М., 1982.
- Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. — М., 1969. Т.1. — С. 63—73.
- Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. — С. 142—155.
- Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки //Понятия установки и отношения в медицинской практики. — Тбилиси, 1970. — С.151—163.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. — М.-Воронеж. 1995.
- Назаренко О.В. Эстетическое воспитание и экологизация образования// Материалы VI международной экологической конференции «Рио+10: экологическая безопасность как ключевой фактор устойчивого развития». — М.: МГГУ, 2002. — С.40−42.
- Назарова С.Н. Формирование экологического сознания младших школьников: Дис.. к.п.н. — Екатеринбург, 2003.
- Насуленко В.Н., Епифанов Е. Г., Савченко Т. Н. Психология и окружающая среда. Сборник научных трудов. — М.: Институт психологии РАН, 1995.
- Натанзон Э.Ш. Приемы педагогического воздействия: Учебное пособие для пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1972.
- Неймарк М.С. Изучение подростков с разной направленностью личности //Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.
- Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия //Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика. 1981. С. 80−90.
- Образцова Л.П. Развивающие обучение в школьных курсах географии. Свердловск, 1977.
- Павлова Л. О значении туристической деятельности в экологическом воспитании //Дошкольное воспитание, 2005. № 7. — С. 74—77.
- Панов В.И. Экологическая психология. Опыт построения методологии. — М.: Наука. 2004.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. —М: Психология, 2002.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. —Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993.
- Петяева Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Авт.. к.психол.н.—М., 1991.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1994.
- Платонов К.К. Личностный подход как принцип психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1969.
- Плотникова И.Е. Формирование субъектно-этического отношения к природе посредством игровой экологической технологии: Дис.. к.п.н. — Воронеж, 2004.
- Полинчак Ф.Я. Диалектика социально-экологического отношения и экологического сознания: Авт.. к.ф.н. —М., 1988.
- Половинкин А.А. География и родная природа. М.-Л., 1949.
- Поляников JI.Я. Проблема формирования экологического сознания и поведения в урбанизированной среде: Дис.. к.ф.н. — Волгоград, 1996.
- Протасова И.Н. Влияние типологических особенностей личности на формирование когнитивного стиля «аналитичность-синтетичность»: Авт.. к.психол.н. —Новосибирск, 1998.
- Реан А.А. Психология педагогической деятельности. — Ижевск: издательство Удмуртского университета, 1994.
- Ребер А. Психологический словарь. —М.: Вече, ACT, 2001.
- Реут Л.А. Подготовка будущих учителей к формированию у старшеклассников эмоционально ценностного отношения к природе: Дис.. к.п.н. — Волгоград, 1996.
- Рождественский Б.П. Этика в школе. — Казань, 1969.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. — М.: Педагогика, 1989.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. —М.: Педагогика, 1976.
- Рубинштейн С. Л. Человек и мир //Методологические и теоретические проблемы психологии. —М.: Наука, 1968.
- Свечников А.А. Тематика занятий краеведческого кружка в школе.1. М.: Учпедгиз, 1958.
- Сидельковский А.П. ' Психологические основы отношений школьников к природе. —М., 1987.
- Сидельковский А.П. Человек и природа. Формирование отношений.1. Ставрополь, 1975.
- Сидельковский А.П., Эстетическое восприятие природы школьниками. — Ставрополь, 1968.
- Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. //Психологические проблемы самореализации личности. — СПб.: СПбГУ. 1997.
- Сидоренков А.В. Направления психолого-педагогического воздействия на учебные группы //Вопросы психологии. 1998. № 4. — С. 21 -29.
- Симонова Т.И. Формирование экологического сознания студентов педагогического университета небиологических специальностей: Авт.. к.п.н. — Самара, 2000.
- Ситаров В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. — М.: ИЦ Академия, 2000.
- СкребецВ.О. Экологическая психология. — Киев: МАУП. 1998.
- Славина ^ Л. С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.
- Соловьев B.C. Собр. Соч. Т. У1 — СПб., 1903.
- Созонтова О.В. Формирование субъектно-непрагматического отношения подростков к миру природы при изучении экологических курсов: Дис.. к.п.н. —Липецк, 2005'.
- Спенсер F. Собрание сочинений т.т. 1−3, 5, 6. — СПб., 1866−1869.
- Старосельцева Н.П. Природа и дети. Из опыта эстетического воспитания учащихся. М.: Просвещение, 1964.
- Столин В.В. Мотивация и самосознание // Мотивация личности/ сб. науч. трудов под ред. Бодалева А. А., М. 1982.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний, — М.: МГУ, 1975.
- Тарасов С. В. Психологический анализ категориальных структур мировосприятия школьников //Вопросы психологии. 1998. № 4. — С. 14−21.
- Терентьева Л.И. Формирование у студентов ценностного отношения к природе в процессе экологического образования: Дис.. к.п.н. — Архангельск, 2004.
- Тивяков С.Д. Экскурсионные объекты экологического туризма в Кузбассе // География в школе. 2001, № 3, С. 48.
- Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ. Т. 1 Теория: пер. с англ. А. В .Казанской, — М.: издательская группа «Прогресс», изд-во «Литера», Агенство «Яхтсмен», 1996.
- Трушников Д.Ю. Воспитание у школьников гуманистического отношения к природе: Дис.. к.п.н. —Тюмень, 2004.
- Турбина Е.И. Дети должны шобить природу. М.: Знание, 1964.
- Филатова О.М. Формирование экологического отношения к природе в процессе внеклассной работы по биологии: Дис.. к.п.н. — М. 2000.
- Харлампович Г. Д. Экологическая психология. Пособие для обучающихся. — Екатеринбург, 1995.
- Хесле В. Философия и экология. —М., 1993.
- Хоган К. Психология влияния: техники манипуляции в бизнесе и личном общении. — Киев: Диалектика, 2006.
- Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе человека. Русский космизм: Антология философской мысли. — М., 1993.
- Хотунцев Ю.Л., Кожина О. А. Экологические знания школьников в образовательной области «Технология» // Школа и право, 1996, № 2, С.16−18.
- Цокало Е.В. Субъективное отношение школьников к природе в условиях социальной депривации: Дис.. к.психол.н. — М., 1998.
- Чалдини Р. Психология влияния. — СПб.: Питер. 2001.
- Чердымова Е.И. Социально-психологическое исследование модели соотношения экологической установки и экологического поведения школьников: Авт.. к.псих.н.— Самара, 1999.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. — М., 1981.
- Шапошников JI.K. Вопросы охраны природы. Пособие для студентов педвузов. — М., 1971.
- Шейнис Г. В. Развитие отношений подростков с природой как условие нравственного становление личности /УМир психологии и психология в мире. 1995. № 2 (3). — С. 40−53.
- Шейнов В.П. Психология влияния: скрытое управление и защита от них. — М.: Ось-89. 2002.
- Шляпникова М.Н. Экологическое сознание в условиях антропологического кризиса: Дис.. к.ф.н. — Волгоград. 1997.
- Шорохова Е.В. Социальная психология личности. —М.1979.
- Шульженко А.К. Эколого-эстетическое воспитание как условие гуманизации отношений личности к природе в Германии: Дис.. к.п.н. — М. 1998.
- Щукина Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. — М., 1971.
- Шуртакова Т.В. Эстетическое воспитание учащихся средней школы во внеклассной работе. — Казань, 1987.
- Экологическое и эстетическое воспитание школьников /Под ред. ЛППечко. —М.: Педагогика. 1984. -136 с.
- Эльконин Л.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М.: Международная педагогическая академия. 1967.
- Якобсон П.М. Психология чувств и мотивация: Избр. психол. труды/Под редакцией Е. М. Борисовой. — М.: ин-т практической психологии- Воронеж: МОДЭК. 1998.
- Янч В. В. Структура и динамика современного экологического сознания: Авт.. к.ф.н. —Минск, 1991.
- Ясвин В.А. Взаимодействие с природой как фактор психологической реабилитации ребенка в условиях депривации //Детский практический психолог. 1994. Ноябрь. С. 33—36.
- Ясвин В.А. Исследование структурных характеристик личностного отношения к природе //Психологический журнал. 1995. Т.16. № 3. — С. 70−73.
- Ясвин В.А. Некоторые элементы воспитания культуры общения с природой //Проблемы экологического образования в средней и высшей школе. Ч. П. Даугавпилс. 1985. — С. 35—37.
- Ясвин В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Дис.. к.психол.н. — М, 1993.
- Ясвин В.А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1995. № 4. С. 19−28 (а).
- Ясвин В. А Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М, 1997.230: Ясвин В. А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия1 личности с миром природы //Eko Do. 1995. № 1. — С. 11−19 (6).
- Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе. Дис.. д.психол.н. —М., 1998.
- Ясвин В.А. Тезисы //Первая Российская конференция по экологической психологии, — М., 1996.
- Bandler R. Grmdler J. The Structure of Megic. Vol. 1,2. Palo Alto: Scince of Hypnosis. — Moab: Real Peopl Press. 1981.
- Dreikurs R. The four goals of the maladjusted child // Nervous Child 1947. Vol 6.
- Haney C., Banka W.C. Zimbardo P.G. Interpersonal Dynamics in a Simulated Prison / International of Criminologi and Penologi. 1973. 1. 6979.
- Henning W. Lernmotive bei schulern. VWVV. 1978.
- Hermann M.G. Ingredientsw of Leapderhip// Political Psichology. Contemporary Problems and Issues/ San FranciscoS L. 1986. — P 168−185.
- Murrey G.A. The effect of fear upon estimates of the maliciousness of othen personalities, «I.O.Social psycho», 1934, 4.
- Jones E. E Ingratiation' A Social Psychological Analysis. New York. 1964.
- Pawlik K., Stapf К. H., Perspektiven und Ergebnisse okopsychologischer Forschung // Umwelt und Verhalten. Verlag Hans Huber, 1992.
- Noel M. Tichy and Mary Anna Devanna. The Trasformational Leader, Wiley, New York, 1986.
- Perls F., Hefferline R. E, Goldman P. Gestalt Therapy Excitement and Growth in the Human Personality. New York, 1951.
- Raven B.H. Political application of the psychology of interpersonal influence and social power//Political psychology. 1990. V.ll. P. 493−520.
- Steiner С. M Scripts people live. Toronto, 1974.
- Suelfeld P., Rand A.D. Revolutionary. Longterm success as a function of changes in conceptual complexity// Ibid. 1976. Vol. 34. — P. 164−178.
- Tolman, E. C. Collected papera in psychology. Berkeley and Los Angeles. University of Collforniaapress. 1951.
- Troubridge S., Cognitive maps in rats and menl Psichologial Revien. 1948.
- Winter D.G. The power motive. New York. 1976.