Проблема формирования духовных основ общества в социальной философии С.Л. Франка
Реконструкция философских воззрений выдающегося русского мыслителя С. Л. Франка объясняется возросшим в наше время интересом к осмыслению переломных моментов исторического процесса и как следствие к дальнейшему освоению русской социально-философской мысли второй половины XIX — начала XX веков. Значимые философско-нравственные идеи этого мыслителя о духовности, соотношении божественного… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Философия С. Л. Франка в социально-культурном контексте современности и эпохи становления русской социальной философии
- 1. 1. Современное значение социально-философских воззрений С.Л.Франка
- 1. 2. Полемика славянофилов и западников как предпосылка социальной философии С. Л. Франка (и её влияние на идеологию переходного этапа развития российского общества)
- 1. 3. Поиск духовной основы жизни социума в творчестве С. Л. Франка и русской религиозной философии
- 1. 4. Эволюция идей С. Л. Франка о духовных основах общества
- Глава 2. Метафизика духовности в социальной философии С.Л.Франка
- 2. 1. Онтологическое доказательство духовной сущности общества (как бытия Бога.)
- 2. 2. Интерпретация С. Л. Франком общественного идеала
- 2. 3. Понятие человеческой свободы у С.Л.Франка
- 2. 4. Связь антропологии с духовным познанием в социальной философии
- С.Л.Франка
Проблема формирования духовных основ общества в социальной философии С.Л. Франка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Реконструкция философских воззрений выдающегося русского мыслителя С. Л. Франка объясняется возросшим в наше время интересом к осмыслению переломных моментов исторического процесса и как следствие к дальнейшему освоению русской социально-философской мысли второй половины XIX — начала XX веков. Значимые философско-нравственные идеи этого мыслителя о духовности, соотношении божественного и человеческого, сущности человека и его месте в пределах системы Всеединства сегодня по-новому оцениваются обществом. Духовность, ориентированная на развитие творческого потенциала, на открытость и диалогичность, способствует утверждению гуманистической тенденции в обществе. Именно в XXI веке концепция С. Л. Франка, заключающаяся в том, что социальная жизнь есть по своей сути жизнь духовная, мудрствующая, становится достаточно востребованной.
Проблема духовности в обществе с давних пор привлекала к себе пристальное внимание ученых, она изучалась философами, историками, психологами, антропологами, религиозными мыслителями, поэтому существует обширная библиография, охватывающая разные аспекты, связанные с проблемами духовности, — онтологические, гносеологические, биологические, психологические, аксиологические. Вместе с тем в социальной философии поднятая тема является недостаточно разработанной.
Степень разработанности темы.
Философское творчество С. Л. Франка стало предметом исследования особенно в связи с переизданием работ мыслителя, сопровождаемых биографическими сведениями о нем, общей характеристикой его философской концепции. Среди такихпубликаций труды П.В. Алексеева1, Алексеев П. В. Философская концепция С. Л. Франка // Франк СЛ. Духовные основы общества. — М., 1992;
Н.В.Гаврюшина1 И.И.Евлампиева2, А.А.Ермичева3, Ю.П.Сенокосова4,.
A.В.Соболева5.
В перечисленных работах необходимо отметить исследование И. И. Евлампиева, содержащее сопоставление философии С. Л. Франка и.
B.С.Соловьева, и статьи П.П.Гайденко6, в которых рассматривается гносеологическая теория С. Л. Франка и ее связь с историко-философской традицией. Значимое исследование — книга Е. Н. Некрасовой, посвященная проблемам бытийных основ личности в русской религиозной философии XX века, где идеи С. Л. Франка рассматриваются наряду с идеями Н. А. Бердяева,.
B.В.Розанова, Л. И. Шестова, а таюке имеется ряд обобщающих выводов по русской религиозной философии7. Работа В. Кантора направляет исследование в сторону сопоставления философии С. Л. Франка с выводами Ф. М. Достоевского и содержит размышления на тему сравнения русской о мысли и западноевропейской. Политическую сторону философии.
C.Л.Франка рассматривает Е.М.Амелина9, Г. Е.Аляев10 и Н.А.Завершинская11 посвящают свои публикации философии права С. Л. Франка и представляют противоположные точки зрения по вопросу о правах личности в концепции мыслителя, что обозначает необходимость дополнительного исследования философско-правовых воззрений ученого.
1 Гаврюшин, Н. К. Русская философская симфония. Смысл жизни. Антология/ Н. К. Гаврюшин. — М.: Прогресс, 1994.
2 Евлампиев, И. И. История русской метафизики в XIX.- XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. Часть II. — Санкт-Петербург: Изд-во «Алетейя», 2000.
3 Ермичев A.A. С. Л. Франк — философ русского мировоззрения // Франк С. Л. Русское мировоззрение. — СПб, 1996;
4 Сенокосов Ю. П. Семен Людвигович Франк\Франк С. Л. Сочинения. — М., 1990.
5 Соболев A.B. Философ-мудрец (О своеобразии философии С.Л. Франка) // Франк С. Л. Свет во тьме. — М., 1998.
6 Гайденко П. П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С. Л. Франка // Вопросы философии. — 1999. — № 5.
7 Е. Н. Некрасова Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. — М., 1997.
8 В. Кантор «Принцип христианского реализма» или против утопического своеволия // Вопросы литературы. — 1998.-№б.-С129- 153.
9 Е. М. Амелина Социально-политические взгляды С. Л. Франка // Социально-политический журнал. — 1997. -№ 5-С. 175.
10 Г. Е. Аляев Метафизика прав человека в трактовке СЛ. Франка// Историко-философский ежегодник '98. -М.: Наука, 2000. — С. 242−259.
11 Н. А. Завершинская, Философия государства и права С. Л. Франка: общее и особенное // Вестник НовГУ, серия Гуманитарные науки. — Новгород, 1998. -N 24. — С. 13 — 17.
Следует отметить важность диссертационных исследований, посвященых каким-либо отдельным сторонам наследия С. Л. Франка: этическому учению, эстетической проблематике, метафизике зла, проблеме личности, культуры, вопросам познания. Так же следует отметить работы Т. В. Голубковой, Е. Н. Долгих, Г. Н. Завольской, Е. В. Зимяниной, М. В. Логиновой, Е. В. Лучук, Т. В. Резвых, О. С. Рудневой, Д. В. Солодухина, О. В. Удинкан, В.Н.Харина1. В исследованиях В. В. Воронкова, С. В. Дворянова,.
B.И.Моисеева, различные аспекты творчества С. Л. Франка (тема Абсолюта, сознание человека, концептуальные основания Всеединства) рассматриваются в сравнении с идеями других представителей русской философии. Религиозная антропология является основой социальной философии С. Л. Франка, что составляет специфику русской философской традиции в рассмотрении социального бытия. Поэтому закономерно, что наибольший исследовательский интерес вызывают темы, связанные с учением С. Л. Франка о человеке.
Среди публикаций последних лет следует отметить труд О. А. Назаровой, где автор предполагает, что в условиях критического отношения к метафизическим исследованиям своей онтологической гносеологией С. Л. Франк предпринял попытку самооправдания метафизики и тем самым заложил основы новой философской парадигмы — реалистической о метафизики. Специфика подхода К. М. Антонова к анализу творчества.
C.Л.Франка состоит в том, что труды философа рассматриваются в качестве.
1 Вершина В. А. Антропологический аспект философской системы СЛ. Франка: дис. канд. филос. наук: 09.00.05 / Днепропетровский национальный ун-т. — Д., 2007.
Голубкова, T.B. Историософия С. Л. Франка Дис. канд. филос. наук: 09.00.03 М., 1994.
Долгих, E.H. Метафизика зла в русской религиозной философии (В.С.Соловьев и СЛ. Франк): Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03 СПб., 1994.
Лучук, Елена Вячеславовна Этическое учение С. Л. Франка Дис. канд. филос. наук: 09.00.05 СПб., 1995 Малиновская C.B. Антропологическое наследие С. Л. Франка как ресурс развития современной гуманитарной культурологи., 2009 Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов.
Назарова O.A. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии С. Л. Франка: Автореф.. канд. филос. наук 2001.
Никулин C.B. С. Л. Франк как историк русской философской культуры: дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 Москва.
Резвых, Т. Н. Проблема реальности в философии С. Л. Франка Дис. канд. филос. наук: 09.00.03 М., 1995 Руднева О. С. Философия культуры С. Л. Франка: Автореф.. канд. филос. наук / Моск. пед. гос. ун-т.- М., 1998. 25 с.
2 О. А. Назарова Онтологическая гносеология Франка как основа решения проблемы самооправдания метафизики // Филос. науки. — 2004. — № 8. — С. 5 — 13.
6 V личного свидетельства обретения религиозного опыта, и этот феномен обращения, по мнению современного исследователя, является первичным и задает направленность в сфере чистой философской теории и общественно-политической мысли С.Л.Франка1. Особо необходимо выделить систематическое исследование по истории русской философии И. И. Евлампиева, критический подход которого к анализу трудов С. Л. Франка сочетается с высокой оценкой его роли в развитии отечественной философской традиции2.
Несмотря на возросший интерес к философскому наследию С. Л. Франка, некоторые аспекты его творчества остаются малоизученными, но являются важными для продолжения традиций в отечественной философии. Поэтому в диссертации основное внимание обращено на комплексный анализ соотношения понятий духовности, божественного, общественного и человеческого в творчестве С. Л. Франка, рассмотрения их в ракурсе его философского метода и антропологических воззрений русского философа.
Объектом диссертационного исследования является социальная философия С. Л. Франка.
Предметом исследования — анализ духовных основ социального бытия.
Цель исследования — выявление социально-философских и ценностных основ учения о духовности в работах С. Л. Франка, а также теоретическая реконструкция этих понятий в концепции С. Л. Франка.
Задачи исследования диктуются целью и заключаются в следующем:
— Проанализировать идею духовности у С. Л. Франка как необходимый фактор развития общества.
1 К. М. Антонов Проблема религиозного обращения в творчестве С. Л. Франка // Религоведение. — 2002. — № 4. -С. 39−51.
2 И. И. Евлампиев История русской метафизики в XIX.- XX веках. Русская философия в поисках Абсолюта. -Санкт-Петербург: Изд-во «Алетейя», 2000.
— Выявить влияние полемики славянофилов и западников на социальную философию С. Л. Франка.
— Осуществить анализ понятия духовности через понимание божественного, общественного и человеческого в философских трудах С. Л. Франка.
— Рассмотреть понятия общественного идеала и человеческой свободы в творчестве С. Л. Франка.
— Определить значение взглядов С. Л. Франка на духовность в русской социально-религиозной философии.
Методологическая база и источники исследования В диссертации использован метод реконструкции философских воззрений мыслителя, рассматриваемых в их единстве, метод интерпретации, методы сравнительного и структурного анализа. В работе использованы такие принципы исследования, как: историзм, системность, объективность рассмотрения проблем. Философский анализ и общенаучные методы позволили выработать целостное представление относительно предмета исследования.
Работа основывается на анализе трудов С. Л. Франка, фактах биографии мыслителя, исследовании идейных связей с современниками философа и значительными учеными прошлого, а также работы знаменитых зарубежных и отечественных философов по проблеме осмысления и формирования представлений о соотношении понятий божественного и человеческого. Научная новизна исследования.
Новизна диссертации заключается в том, что понятие духовности рассматривается в качестве основы соотношений божественного, общественного и человеческого в социальной философии Франка. Реконструируется социальная философия мыслителя в контексте его понимания идеи и идеала социального бытия. Сформулированная С. Л. Франком концепция духовности, выявляет эвристические возможности в решении проблем общежительности, дилеммы телесности и духа, свободы и ограничений в личной и общественной жизни.
Положения, выносимые на защиту.
1. Будучи уникальным по интеллектуальной мощи и влиянию на духовную жизнь российского общества русский ренессанс периода конца XIX — начала XX веков изменил отношение социума к православию и церкви, возвестил о новом светском и религиозном сознании, которое в качестве средоточия искания решения проблемы соотношения духовности и бытия, места человека в его земной истории и за пределами исторического времени, духовной основы жизни человека в его отношении к божественному и стало основой формирования философского мировоззрения С. Л. Франка.
2. Идея Богочеловечества как основа духовности, вошедшая в русскую философию благодаря В. С. Соловьеву, для С. Л. Франка, как и для многих мыслителей религиозного ренессанса начала XX века, стала одной из центральных. Особенностью его социальной философии было утверждение, что принятие человеком своего идеала достоинства и всемогущества в отрыве от Бога, поставление себя на место Бога (человекобожие) — пагубнои это приводит в конечном счете к таким явлениям как эгоизм, вседозволенность и произвол.
3. В мировоззренческой эволюции философа от легального марксизма к религиозной философии, от иудаизма к христианству именно идея духовности ориентирует поиск ответа на вопрос о смысле личной и общественной жизни, общественного идеала и человеческой свободы. Формулируя человеческую свободу через стремление человека реализовать идею Бога, С. Л. Франк, связывая ее с духовностью, соединяет человека и Бога в актуальное Богочеловечество, что должно выступать доминантой бытия. Идея С. Л. Франка о том, что общественный идеал понимается через призму соотношения человеческого, общественного и божественного отвечает характеру самобытности русского народа и подтверждает, что свобода без Бога является «свободой от», а не «свободой для» других людей и их общежительности.
4. В философских исканиях вопрос духовности общества традиционен и разрешим Франком через принятие бытия Бога, идеала. Приводимое мыслителем описание феномена духовности через соотношения Бога и человека предполагает, что он сохранил и развил смысл идеи Богочеловечества.
5. Вся сакральная направленность общественной и личной жизни, то есть идея Богочеловечества, основанная на духовном единстве общества (соборности) и церкви, это по С. Л. Франку и есть социум, где демократия и общественная жизнь являли собой проявление божественного участия в сочетании с единством народа, нации, государства, всегда придерживаясь принципов, что человек — проводник Божьей воли, а Богочеловечество — это мировоззренческая основа бытийности.
6. Свободу С. Л. Франк раскрывает как результат напряженной внутренней духовной деятельности личности, путь обретения свободы связывает с осознанием своих несовершенств и греховности, которые характерны для каждого человека и вызывают потребность в высшем идеале, гарантировавшем его свободу и полноту бытия.
Научно-практическая и теоретическая значимость исследования.
Теоретические положения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы для углубления представлений о развитии русской социальной философии, ее национальных особенностей.
Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют предполагать, что изучение соотношения понятий общественного, человеческого и божественного в творчестве С. Л. Франка востребованы в современной философской мыслью. Основные положения исследования могут быть полезными для более глубокого изучения русской философии, русской социальной философии, этики, и значимы для социальной философии на современном этапе.
Работа может быть использована в преподавании социально-философского блока дисциплин, а также для составления программ и учебнометодических пособий по истории отечественной философии и формированию социальной философии вообще.
Выводы и результаты, полученные в ходе исследования, имеют важное значение для дальнейших разработок по социальной философии.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.
Заключение
.
По своему содержанию русская философия универсальна, она исследует различные темы. Нестандартность, противоречивость социального бытия обусловили ее особый интерес к социально-культурным проблемам. Причем русская философия занималась не только судьбами собственной страны, глубоким осмыслением духовных, нравственных и общечеловеческих ценностей, но и социально-философской проблематикой вообще. Интерес к этой теме особенно возрос в конце XIX — начале XX веков в связи с катастрофическим обострением социальной ситуации в России.
Проблемы особенностей русского самосознания и культуры, ее роли в преображении человечества разрабатывались русскими философами в начале века на основе выдвинутой В. С. Соловьевым системы Всеединства. Стремлением знаменитых представителей русской социальной философской мысли П. Я. Чаадаева, А. С. Хомякова, И. В. Киреевского, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, П. А. Флоренского, Н. О. Лосского, Л. И. Шестова, Ю. Ф. Самарина, Н. П. Аксакова, К. Н. Леонтьева, С.Н. и Е. Н. Трубецких, И. А. Ильина, П. И. Новгородцева, Л. П. Карсавина, П. Б. Струве, В. Ф. Эрна и других — было разработать такую концепцию мировоззрения, в которой бы совмещались Богооткровенные истины христианской религии и достижения философских исканий в разрешении проблем того периода времени. Не представляет исключение и мировоззрение С. Л. Франка. В творческой эволюции философа от легального марксизма к религиозной социальной философии, от иудаизма к христианству собственно идея Богочеловечества ориентирует поиск ответа на вечный вопрос о смысле индивидуальной и общественной жизни.
Исследования, проведенные в рамках диссертации, показывают, что формирование религиозно-философских взглядов С. Л. Франка происходило в тревожное предреволюционное время. Кризис политической власти рождал болезненное и обостренное чувство приближения гибели старой России.
Появившиеся новые идеи марксизма привели общество к разочарованию, потому что идеал марксизма явил свою несостоятельность во многих сферах жизни человека, таких как наука, социальная практика, тогда как вопрос о достижении идеала в сфере религии остался открытым, то есть поиск идеала в другой сфере жизнедеятельности социума. При всём многообразии духовных исканий русских философов Х1Х-ХХ веков, в их творчестве наблюдается доминирующая особенность — обращение к религиозному пониманию человеческой жизни, личности, действительности, истории. Русская интеллигенция отрекалась от марксистских идей и ориентировалась на нравственное обновление, а само обновление воспринималось, прежде всего, как выражение религиозного гуманизма. Общая задача духовного обновления связывалась со стремлением постижения христианского идеала. Изменилось отношение к православию и церкви, что привело к развитию тесных контактов между русским духовенством и представителями интеллектуальной философской элиты. Основной темой собраний была проблема «Интеллигенция и церковь».
В своих работах Франк дает оценку событий в России, рассматривает проблему интеллигенции. Приходит к выводу, что религия свелась к фанатичной преданности излюбленной и вечной идее, а не к осознанию сверхчеловеческого значения высших ценностей, и итогом формирования такого однобокого мировоззрения является нигилизм. Выход из сложившейся ситуации он видит в обращении к духовным основам, то есть в возвращении человека к тому состоянию, когда душа не остается равнодушной.
Духовное, как явление, всегда считалось труднодостижимым для человеческого понимания, а поиски смысла часто превращались в трагическое признание разногласий реального и идеального.
Искание аксиологических ориентиров представляло колоссальную духовную работу в нахождении истины, попытки приблизиться к идеальному в земной жизни каждого человека, а направление этого пути было в область познания мира материальных явлений и процессов, так и той грани, которая существует, как реальность мира внутри каждого человека.
Где отсутствует поиск духовных основ, там жизнь человека останавливается, так как она по своей сущности и есть неустанное творчество, непрерывное самоопределение, требующее нравственной и духовной активности. Смысл жизни — творить добро и бороться со злом.
В этом отношении, а также вопросах взаимоотношений человека и Бога мысли Франка совпадают с выводами и воззрениями выдающихся русских философов. Как личная, так и социальная жизнь человека, по их мнению, проникнуты влиянием Бога, так без веры в Бога невозможно осознание личности самой себя, потому что Божественный промысел оживляет самого человека изнутри духовно, идея Бога связывает общество в единый организм.
Но русские философы образно показали и все негативные стороны отдаления человека от Бога: девальвация нравственности, духовных начал, поиски социальных, научных и иных кумиров.
Идея Богочеловечества, появившаяся в русской философии благодаря.
B.С.Соловьеву, для многих ученых религиозного ренессанса начала XX в. стала практически основной идеей. Философ отождествляет общество с церковью, принимая существование в социуме единства, солидарности людей, но данное видение ведет к сакрализации и мистификации социальной жизни.
Так как C.JI. Франк полагает, что узы между Творцом и творением могут ослабевать, но никогда не исчезают, поэтому понятие и черты церкви.
C.Л.Франк переносит на общество и в любом проявлении нравственных актов и поступков видит действие Божественных сил.
Идея Богочеловечества также находится в основании франковского толкования политической системы, интерес к политике, был выражен у него в публицистических работах, которые пишутся философом в период формирования его мировоззрения, многие из идей сохранились в творчестве.
С.Л.Франка и впоследствии, когда он занял позицию религиозной социальной философии.
Принимая за субъект истории Творца, мыслитель одновременно лишает человека свободы выбора и представляет последнего лишь проводником Божьей воли, таким образом уповая на предреченность и фатализм, полагая, что если история творится Богом, но таким образом исчезает роль самого человека в истории, поэтому можно уверенно утверждать, что идея Богочеловечества является для Франка жизненным принципом, на котором и базируется социальная философия мыслителя.
Акцентируя единство человека и Бога, С. Л. Франк в качестве главного определения безусловного бытия вводит термин «непостижимое», подразумевающий невозможность объективного объяснения Бога.
Стоит отметить, что анализ общественного развития и его основных идейных течений того времени привели С. Л. Франка к выводу: общественные идеалы могут быть приняты как абсолютные только тогда, когда человек примет за идеал то, что находится вне социума, то есть Бога.
Следует так же отметить, что в истории философии проблема свободы является одной из самых значимых, то есть рассмотрение данной темы сопровождается большими трудностями, особенно с преодолением крайностей свободы. Размышляя над вопросом свободного бытия, которое влечет за собой осуществление доброй или злой воли, С. Л. Франк настаивает на том, что добрая воля является единственно достоверной и бесспорно божественной. Данной теме С. Л. Франк уделил внимание в отдельных главах своего, пожалуй, главного произведения — «Духовные основы общества», где попытался определить сущность свободы. Но, несомненно, самая основная идея философа — человеку свобода дана Богом. Осуществление свободы как явления может происходить только в обществе, в социальной жизни и в деятельности каждого человека, а поскольку человек индивидуален, то и свобода имеет свое индивидуальное начало у каждого. К исключительно франковскому трактованию свободы можно отнести и существование свободы в реальном мире, т. е. степень свободы зависит от степени связи с Богом, то есть конечная цель свободы — слияние человека с Богом, актуальное Богочеловечество — доминанта бытия.
Философия С. Л. Франка стала заметным фактом русской социальной жизни первой половины XX века, в этом немаловажная заслуга Псевдо-Дионисия Ареопагита.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что предпринята попытка обозначить понятие духовности через понимание божественного и человеческого в социальной философии С. Л. Франка на базе изучения работ философа и сравнения воззрения мыслителя с другими представителями русской религиозной философии и представителями зарубежной философской мысли, а так же проведен анализ и обобщение опыта философского наследия применительно к современным социально-историческим условиям. При этом важно было акцентировать внимание на понимании С. Л. Франком проблемы соотношения божественного и человеческого, которое рассматривается как основа в решении ряда важнейших проблем в жизни человека и общества, таких, как: общественный идеал и свобода человека.
Россия — это самобытная страна, и выстраивая в государственной политике «образ будущего», необходимо исходить из того, что у нас — свой путь, свои ценности, свой общественный идеал. Общество только тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система духовно-нравственных ориентиров, самобытные национальные ценности, культурное наследие.
Причины духовной стагнации современности заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и так далее). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени разрушают человека, общество и государство.
Анализируя проблемы нашего времени, мы пришли к выводу: опыт, накопленный философом, применителен и для XXI века. Ведь государственная программа духовно-нравственного воспитания полностью не разработана, научно-теоретические и методические подходы к постановке этого направления в педагогике лишь определяются, а использование обобщенного исторического опыта может подсказать пути и способы воссоздания в новых формах духовно-нравственного воспитания россиян.
Нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, священнослужителей, всей образовательной среды высшего учебного заведения при голографическом единстве религиозного и рационального факторов духовно-нравственного воспитания. Мы считаем, что материалы диссертации могут использоваться в чтении курса по философии в вузах и в системе профессиональной подготовки работников.
Подводя итог, можно сказать, что цель, поставленная в работе, достигнута.
Основные положения и выводы диссертации обсуждались на заседании кафедры философии МГТУ.
По диссертационной теме опубликованы статьи: «Религиозная доминанта русской философии», «Русская религиозная философия в поисках духовной основы общества в интерпретации С.Л.Франка», «Духовные силы личности на пути к христианскому всеединству в философии Е.Н.Трубецкого», «С. Л. Франк о своеобразии русского мировоззрения».
Отдельные положения докладывались автором на VIII междисциплинарной научно-практической конференции «Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике», IX междисциплинарной научно-практической конференции «Философия современного образования и научная педагогическая мысль: от исследований к практике», Межвузовская научно-практическая конференция «Образование и наука: достижения, задачи и перспективы».
Список литературы
- Акулинин, В.Н. Философия Всеединства: От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому / В. Н. Акулинин.- Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1990. — 154 с.
- Алексеев, П.В. Философская концепция C.JI. Франка // Франк C.JI. Духовные основы общества. М., 1992-
- Алексеев, H.H. П.И. Новгородцев и русская философия права / H.H. Алексеев. // Руль. 1924. — № 5.
- Аляев, Г. Е. Метафизика прав человека в трактовке C.JI. Франка / Г. Е. Аляев. // Историко-философский ежегодник'98. М.: Наука, 2000. — 427
- Амелина, Е.М. Социально-политические взгляды C.JI. Франка/ Е. М. Амелина. // Социально-политический журнал. 1997. -№ 5.
- Антонов, K.M. Проблема религиозного обращения в творчестве С.Л.Франка// Религоведение. 2002. — № 4. -С. 39−51.
- Ансельм Кентерберийский. Сочинения/ Ансельм Кентерберийский. -М.: Канон, 1995.-500с.
- Антонов, K.M. Проблема религиозного обращения в творчестве С.Л. Франка/ K.M. Антонов. // Религоведение. 2002. — № 4.
- Антропова, Н.К. Семён Франк и Даниил Андреев: общее и различие / Н. К. Антропова. // София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. 2001. — № 2−3.
- Ареопагит Дионисий. О божественных именах. О мистическом богословии: Перевод с греческого/ Ареопагит Дионисий. СПб.: Глаголъ, 1994.-370 с.
- Бердяев, H.A. О свободе творчества/ H.A. Бердяев. // Встреча. Сб. 2. -Париж. 1945. -№ 3.
- Бердяев, H.A. Проблема человека/ H.A. Бердяев. // Путь. Париж. -1939.-№ 5.
- Бердяев, H.A. Русская идея/ H.A. Бердяев./ М.: ACT, 1999. — 397с.
- Бердяев, H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии: Критический этюд о Н.К. Михайловском/ H.A. Бердяев. — С.-Пб.: О. Н. Попова, 1901. 365 с.
- Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества/ H.A. Бердяев. М.: Правда, 1989. — 607 с.
- Бердяев, H.A. Философия свободного духа/ H.A. Бердяев. // Путь. — Париж, 1939. № 3.
- Бердяев, H.A. Франк С. Л. Непостижимое/ Н. А. Бердяев. // Путь. -Париж, 1939. № 60.
- Бердяев, H.A. Я и мир объектов/ H.A. Бердяев. // Путь. Париж. -1934. -№ 11.
- Бердяев, H.A. Леонтьев К. Б. Типы религиозной мысли в России. Электронный ресурс. режим доступа: www.vehi.net/berdyaev/leontev/index.ht ml
- Бродский, А.И. Анатомия нравственного идеализма/ А. И. Бродский. // Вече. Альманах русской философии и культуры. 1996. № 7.
- Буббайер, Ф. С.Л. Франк: Жизнь и творчество русского философа / Ф.Буббайер. М.: РОССПЭН, 2001. — 326 с.
- Булгаков, С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов/ С. Н. Булгаков. СПб.: изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997. — 783 с.
- Вершина, В.А. Антропологический аспект философской системы С.Л.Франка: дис. канд. филос. наук: 09.00.05 / Днепропетровский национальный ун-т. — Д., 2007
- Водолагин, A.A. Онтология политической воли/ A.A. Водолагин. — М.: Рос. гос. соц. ин-т, 1992. 45 с.
- Вышеславцев, Б.П. Этика преображенного эроса/ Б. П. Вышеславцев. М.: Республика, 1994. — 367 с.
- Гаврюшин, H.K. Русская философская симфония. Смысл жизни. Антология/Н.К. Гаврюшин. М.: Прогресс, 1994
- Гаджиев, К.С. Размышление о свободе / К. С. Гаджиев. // Вопросы философии. 1993. — № 2.
- Гайденко П.П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм C.JI. Франка // Вопросы философии. 1999. — № 5-
- О.Гегель, Г. Философия права / Г. Гегель. М.: Мир книги, 2007. —462с.
- Гегель, Г. Лекции по философии истории / Г. Гегель. СПб.: Наука, 1993.-477 с.
- Голубкова, Т.В. Историософия С.Л.Франка Дис.. канд. филос. наук: 09.00.03 М.5 1994
- Декарт, Р. Избранные произведения/ Р. Декарт. М.: ГИПЛ, 1950.641 с.
- Дробжев, М.И. Зло и грех в русской религиозной антропологии / М. И. Дробжев. // Философские науки. 2003. — № 6.
- Долгих, E.H. Метафизика зла в русской религиозной философии (В.С.Соловьев и С.Л.Франк): Дис. .канд. филос. наук: 09.00.03 СПб., 1994
- Дуденков, В.Н. Философия веховства и модернизм: Критика антигуманизма и эстетизма в России начала XX века/ В. Н. Дуденков. Л.: ЛГУ, 1984.- 158 с.
- Евлампиев, И.И. История русской метафизки в XIX—XX вв.еках. Русская философия в поисках Абсолюта/ И. И. Евлампиев. Спб.: Алетейя, 2000.-512 с.
- Ермичев, A.A. С.Л. Франк философ русского мировоззрения // Франк С.Л. Русское мировоззрение. — СПб, 1996-
- Завершинская, H.A. Философия государства и права С.Л. Франка: общее и особенное/ H.A. Завершинская. // Вестник НовГУ, серия Гуманитарные науки. Новгород, 1998. — № 24.
- Замалеев, А.Ф. Цивилизационная парадигма русской философии/ А. Ф. Замалеев. СПб., 2001. — 378 с.
- Зеньковский, В.В. История русской философии/ В. Зеньковский. -М.: ACT, 1999. т. 1 -465 с.
- Зеньковский, В. В. Учение C.JI. Франка о человеке / Франк СЛ. Реальность и человек/ В. В. Зеньковский. — М., 1997.
- Из глубины: Сборник статей о русской революции С. А. Аскольдова, Н. Бердяева, С. Булгакова, В. Иванова, А. С. Изгоева, С. А. Котляревского, В. Муравьева, П. Новгородцева, И. Покровского, П. Струве, С. Франка. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 297 с.
- Ильин, И.А. Путь к очевидности/ И. А. Ильин. М.: Республика, 1993.-430 с.
- К. Леонтьев, наш современник: Сборник / Б. Адрианов, Н. Мальчевский. СПб.: Чернышев, 1993. — 462 с.
- Кант, И. Сочинения в шести томах/ И. Кант. М.: Мысль, 1963. — т. 1. — 508с.
- Кант, И. Собрание сочинений в восьми томах/ И. Кант. — М.: ЧОРО, 1994.-т. 3.-611 с.
- Киреевский, И.В. В ответ А. С. Хомякову/ И. В. Киреевский. // Русская идея. — М.: Глаголь, 1992. 124 с.
- Корольков, A.A. Русская духовная философия/ А. А. Корольков. -СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. 576 с.
- Кондорсе, Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума/ Ж. А. Кондорсе. М.: Прогресс, 1936. — 388 с.
- Крекшин, И. Метафизика зла (пролегомены к теодицее в философии позднего СЛ. Франка)/ И. Крекшин. // Вопросы философии. -2001.-№ 12.
- Кузанский, H. Сочинения в 2-х томах/ Н. Кузанский. М.: Мысль, 1979.-950 с.
- Кураев, В.И. Франк / В. И. Кураев. // Русская философия: Словарь / под общ. ред. М. А. Маслина. М., 1995.
- Кьеркегор, С. Наслаждение и долг/ С. Кьеркегор. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 414, с.
- Левицкий, С.А. Очерки по истории русской философии/ С. А. Левицкий. М.: Канон, 1996. — 494 с.
- Левицкий, С.А. Трагедия свободы / С. А. Левицкий. М.: Канон, 1995.-509 с.
- Леонтьев, К.Н. Избранное/ К. Леонтьев. М.: Рарогъ, 1993. — 397 с.
- Лейбниц, Г. Сочинения в четырех томах/ Г. Лейбниц. М.: Глаголь, 1999.-т.4.-604 с.
- Лосский, В.Н. Мистическое богословие/ В. Н. Лосский. М.: Правда, 1994. — 467 с.
- Лосский, Н.О. История русской философии/ Н. О. Лосский. М.: Сварог и К, 2000. — 492 с.
- Лучук, Е.В. Этическое учение С.Л.Франка Дис.. канд. филос. наук: 09.00.05 СПб., 1995
- Малиновская, C.B. Антропологическое наследие С.Л.Франка как ресурс развития современной гуманитарной культурологи., 2009 Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
- Матвеева, Н.Ю. Методология социального познания в русской религиозной философии / Н. Ю. Матвеева. // Социологические исследования. -2004. -№ 1.
- Мотрошилова, Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты/ Н. В. Мотрошилова. М.: Политиздат, 1991. — 463 с.
- Назарова, O.A. Онтологическая гносеология Франка как основа решения проблемы самооправдания метафизики/ О. А. Назарова. // Филосовские науки. 2004. — № 8.
- Назарова, O.A. Онтологическое обоснование интуитивизма в философии C.JI. Франка: Автореф.. канд. филос. наук 2001.
- Некрасова, Е. Н Живая истина. Метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М., 1997.
- Нижников, С.А. Метафизика веры в русской философии/ С. А. Нижников. М.: РУДН, 2001. — 352 с.
- Никулин, С.В. «С.Л.Франк как историк русской философской культуры» Москва 2007 МГУ дис. канд. филос. наук: 09.00.03
- Ницше, Ф. Сочинения: В 2 т. / под. ред. К. А. Свасьян. М.: Мысль, 1990.
- Новгородцев, П.И. Сочинения/ П. И. Новгородцев. М.: Раритет, 1995.-446 с.
- Новгородцев, П.И. Православная церковь в ее отношении к духовной жизни новой России/ П. И. Новгородцев. // Русская мысль. Прага: Буква, 1922. — 243 с.
- Новгородцев, П.И. Кризис правового государства и кризис культуры/ П. И. Новгородцев. // Руль. 1921. — № 1.
- Очерк русской философии истории. Антология / Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская — М.: ИФРАН, 1996. — 313с.
- Павлов, И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных/ И. П. Павлов. — М.: Наука, 1973. —456 с.
- Платон. Письма / Платон. Соч. в 3 т. М.: Мысль, 1972.
- Плотников, Н.С. С.Л. Франк о М. Хайдеггере. К истории восприятия Хайдеггера в русской мысли/ Н.С. Плотников. // Вопросы философии. 1995. — № 9.
- Полторацкий, Н.П. Русская религиозная философия / Н. П. Полторацкий. //Вопросы философии. 1992. -№ 2.
- Резвых, Т.Н. Проблема реальности в философии С.Л.Франка Дис. канд. филос. наук: 09.00.03 М., 1995
- Руднева, О.С. Философия культуры С. Л. Франка: Автореф.. канд. филос. наук / Моск. пед. гос. ун-т.- М., 1998.- 25 с.
- Русская философия. Очерки истории / А. И. Введенский, А. Ф. Лосев, Э. Л. Радлов, Г. Г. Шпет. Свердловск, 1991. — 592 с.
- Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто/ Ж.-П. Сартр. // Философские науки. —1989.-№ 3.
- Сенокосов, Ю.П. Семен Людвигович Франк\Франк С.Л. Сочинения. М., 1990
- Словарь русского языка: 70 000 слов / С. И. Ожегов. М.: Рус. яз., 1990. 921 с.
- Соболев, A.B. Философ-мудрец (О своеобразии философии С. Л. Франка). Вступительная статья к книге С. Л. Франка «Свет во тьме», цитаты по книге. «Свет во тьме"/ А. В. Соболев. М., 1998.
- Соловьев, B.C. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Сочинения/ В. С. Соловьев. М.: Наука, 2001. — т. З — 544 с.
- Соловьёв, B.C. Сочинения в двух томах/ В. С. Соловьев. — М.: Мысль, 1988. т. 2. — 633 с.
- Соловьев, B.C. Сочинения в двух томах/ В. С. Соловьев. — М.: Мысль, 1990. 1607 с.
- Соловьёв, B.C. Сочинения в двух томах/ В. С. Соловьев. М., 1989.
- Соловьев, B.C. Чтения о богочеловечестве: Духовные основы жизни- Оправдание добра/ B.C. Соловьев. Минск: Харвест, 1999. — 910 с.
- Старченко, Н.И. Философское обоснование российского либерализма в интуитивизме/ Н. И. Старченко. // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. М., 1981. — 33 с. 1. Г»
- Сухов, А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы/ А. Д. Сухов. М.: ЦОП Института философии РАН, 1995. — 157 с.
- Сухоруков, В.В. Социально-философские взгляды С. Франка/В.В. Сухоруков. // Актуальные проблемы истории философии народов СССР. -М., 1988.- 18 с.
- Тарнас, Р. История западного мышления/ Р. Тарнас. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.-444 с.
- Тайлор, Э.Б. Первобытная культура. Цит. по: Уледов А. К. Духовная жизнь общества/ Э. Б. Тайлор. М.: Мысль, 1980. — 344 с.
- Трубецкой, E.H. Смысл жизни/ E.H. Трубецкой М.: ACT, 2000.650 с.
- Уайльд, О. Полное собрание сочинений/ О. Уайльд. — СПб., 1912. — т.1.- 565с.
- Федотов, Г. П. Рождение свободы / Русские философы (конец XIX -середина XX века): Антология/ Г. П. Федотов. М.: Кн. палата, 1996.
- Филиппов, Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра/ Л. И. Филиппов. М.: Совет, 1977. — 398 с.
- Франк, С.Л. Духовные основы общества/ С. Л. Франк. М.: Республика, 1992. — 510 с.
- Франк, С.Л. Интеллигенция и освободительное движение/ С. Л. Франк. // Полярная звезда. 1906. № 9.
- Франк, С.Л. Крушение кумиров/ С. Л. Франк. Берлин: YMCA press, 1924. — 103 с.
- Франк, С.Л. Мысли в страшные дни/ С. Л. Франк. // Франк С. Л. Непрочитанное: статьи, письма, воспоминания^ М.: 2001.
- Франк, С.Л. Непостижимое: онтологическое введение в философию религии/ С. Л. Франк. -М.: ACT, 2007. 510 с
- Франк, С.Л. Онтологическое доказательство бытия Бога/ С. Л. Франк. // По ту сторону правого и левого. Париж: ParPress, 1972. — 363 с.
- Франк, С.Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию/ С. Л. Франк. СПб.: Наука, 1995. — 655 с.
- Франк, С.Л. Проблемы власти / С. Л. Франк. // Вопросы жизни. -1905.-№ 4.
- Франк, С.Л. Реальность и человек/ С. Л. Франк. М.: Республика, 1997. — 479 с.
- Франк, С.Л. Русское мировоззрение/ С. Л. Франк. СПб.: Наука, 1996.-736 с.
- Франк, С.Л. С нами Бог. Реальность и человек/ С. Л. Франк. -М.: ACT, 2003. 382 с.
- Франк, С.Л. Свет во тьме/ С. Л. Франк. М.: Факториал, 1998.422с.
- Франк, С.Л. Сочинения/ С. Л. Франк. М.: Правда, 1990. — 607 с.
- Хайдеггер, М. Тезис Канта о бытии // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления/ Перевод с немецкого / М. Хайдеггер. М.: Канон, 1993.-400 с.
- Хомяков, A.C. Сочинения/ A.C. Хомяков. М.: 1990.
- Хомяков, A.C. Сочинения в 2 томах/ A.C. Хомяков. М.: Мысль, 1994.-Т.2.-745 с.
- Черноков, А. Э. Учение С. Л. Франка о государстве и праве : Дис.. канд. юрид. наук: 12.00.01: СПб.
- Чуева, И.П. Критика идей интуитивизма в России/ И. П. Чуева. -М.-Л.: Академия наук СССР, 1963. 116 с.
- Шестов, Л.И. Сочинения в 2-х томах/ Л. И. Шестов. Томск: Водолей, 1996.-т. 1.-563 с.
- Шестов, Л.И. Умозрение и откровение: религиозная философия Владимира Соловьева и другие статьи / Лев Шестов- собр. после смерти Шестова его дочерьми/ Л. И. Шестов. Paris: YMCA-press, сор. 1964. — 343 с.
- Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. В 2-х томах /Перевод с немецкого/ А. Шопенгауэр. Т.2. — Минск: Попурри, 1999. — 496 с.
- Элен, П. Философия «мы» у C.JI. Франка/ П. Элен. // Вопросы философии. 2000. — № 2.
- Юркевич, П.Д. Философские произведения/ П. Д. Юркевич. М.: Правда, 1990.-669 с.
- Boobbyer, P. S.L. Frank. The life and works of a Russian philosopher (1877 1950)/ P. Boobbyer.- Athenes: Ohio University Press, 1995.
- Boobbyer, P. The Two Democracies: Semen Frank’s interpretation on the Russian revolutions of 1917/ P. Boobbyer. // Revolutionary Russia, 1993. — № 2.
- Casper, B. Das dialogischen Denken. Eine Untersuchung der Religions-philophischen Bedeutung Franz Rosenzweigs, Ferdinand Ebner und Martin Buber/ B. Casper. Freiburg-Wien, 1967. — 311 c.
- Frank, S. L. Die russische Weltanschauung/ S. L. Frank. BerlinCharlottenburg 1926.-379 c.
- Frank, S. L. Erkenntnis und Sein/ S. L. Frank. Bd.18, 1929. — 306 c.
- Frank, S. L. The Light Shineth in the Darkness. An essay in Christian Ethics and Social Philosophy/ S. L. Frank. Athens: Ohio University Press, 1989.
- Frank, S. L. Idealismus. Jahrbuch fur idealistische Philosophie/ S. L. Frank. Zurich, 1934.
- Ehlen, Peter. Zur Einf hrung in Franks philosophisches Denken/ Peter Ehlen. // Simon L. Frank. Der Gegenstand des W issens. Grundlagen und Grenzen der begrifflichen Erkenntnis. Freiburg/Munchen: Verlag Karl Alber, 2000. S. 1547.