Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление тарифной политикой на газ в условиях формирования внутреннего рынка энергоносителей в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и реализация результатов исследования. Научная апробация основных положений диссертационной работы была проведена в ходе обсуждения на Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ 2003, 2005 гг.), на Всероссийской конференции молодых ученых, специалистов и студентов по проблемам газовой промышленности России «Новые… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Газовая промышленность в условиях рыночной экономики России
    • 1. Внутренний рынок энергоносителей России
    • 2. Газовая отрасль в экономике России
    • 3. Необходимость институциональных преобразований в газовой промышленности
  • Глава 2. Анализ методологических основ формирования цен (тарифов) на газ
    • 1. Анализ системы ценообразования на газ в России
    • 2. Анализ системы ценообразования на газ за рубежом
    • 3. Необходимость развития методических основ ценообразования на газ на внутреннем рынке России
  • Глава 3. Совершенствование тарифной политики на газ на внутреннем рынке
  • России
    • 1. Основные направления развития тарифной политики на газ на внутреннем рынке России
    • 2. Ценообразование на газ с учетом сезонной дифференциации
    • 3. Апробация модели расчетов сезонных цен на газ

Управление тарифной политикой на газ в условиях формирования внутреннего рынка энергоносителей в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Газовая промышленность России находится на этапе институциональных преобразований, которые могут оказать значительное влияние на развитие экономики России. Следовательно, любые шаги по реформированию отрасли требуют тщательного анализа последствий.

Несмотря на кажущееся благополучное состояние газовой отрасли в России, связанное с благоприятной экспортной конъюнктурой, проблемы ее развития очевидны: во-первых, это истощающиеся месторождения, во-вторых, сильно изношенные основные производственные фонды (общий износ основных фондов в транспорте и переработке газа составляет более 50%), в-третьих, сложившийся в условиях реформы низкий уровень инновационной и инвестиционной активности. Чтобы поправить положение в отрасли требуются огромные капитальные вложения. В соответствии с Энергетической стратегией России до 2020 года объем инвестиций в газовой промышленности оценивается от 170 до 200 млрд долл. США.

На сегодняшнем этапе развития народного хозяйства российская экономика столкнулась с серьезной угрозой: ее рост может замедлиться или вообще остановиться, если не будет решена проблема возрастающего дефицита электроэнергии и газа. Вместо запланированного ежегодного роста спроса на энергию в 2−3% в последние годы потребление электроэнергии и газа в стране увеличивается более чем на 4,5% в год. Однако нынешние темпы прироста добычи ОАО «Газпром» не могут покрыть растущий спрос. Сложившаяся ситуация во многом вызвана влиянием затянувшейся «газовой паузы» в народном хозяйстве, которая привела к созданию односторонней ориентации формирования топливного баланса страны.

На внутреннем рынке газа складывается ситуация, при которой отсутствуют экономические стимулы к увеличению объемов поставок газа из-за его убыточности. Для потребителей отсутствуют стимулы к внедрению газосберегающих технологий по причине их длительного срока окупаемости при действующих ценах.

Следует признать факт отсутствия четкой тарифной политики на энергоносители в России и, в частности на газ, что в свою очередь является одной из проблем общего характера — в России в настоящее время отсутствует государственная промышленная политика, которая позволила бы оптимальным образом функционировать государственным и рыночным механизмам управления в области промышленности и ее развития.

В существующих проблемах тарифной политики на газ надо обратить внимание не только на низкие цены, но и на то обстоятельство, что одним из серьезных его недостатков является отсутствие в нем учета неравномерности режимов газопотребления. Актуальность этой проблемы заключается в том, что такое положение дел не способствует повышению надежности газоснабжения, маневренности газотранспортной системы, по сути, сдерживается развитие целой подотрасли газоснабжения. Требуется дальнейшая институциализация подземного хранения газа. Таким образом, выбор автором темы диссертационного исследования, ее целевой направленности обусловлен необходимостью и важностью совершенствования тарифной политики в газовой отрасли.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационного исследования заключается в разработке методических положений по совершенствованию системы ценообразования на природный газ в условиях формирования внутреннего рынка энергоносителей в России с учетом отражения в ней проблем неравномерности газопотребления.

Для достижения поставленной цели исследования решены следующие взаимосвязанные задачи:

• Определена значимость газовой промышленности в народном хозяйстве России;

• Показаны диспропорции в структуре энергобаланса России;

• Рассмотрены принципы формирования цен в отраслях ТЭК России;

• Отмечены основные направления структурных реформ в отраслях ТЭК и, как следствие, трансформации их системы ценообразования;

Научная новизна диссертационной работы заключается в обосновании необходимости изменения существующих методических основ ценообразования на природный газ на внутреннем рынке России с учетом отражения в цене эффекта у потребителя и в разработке поэтапных механизмов реализации этих изменений.

Разработана методика дифференциации цен на газ с учетом сезонных факторов формирования оптовых цен и даны оценки ее экономических последствий.

В процессе исследования автором получены научные результаты, наиболее существенными из которых являются следующие: доказана необходимость изменения топливного баланса России в сторону уменьшения доли потребления газа (стр. 16−19, 44−57) — показаны основные направления совершенствования системы ценообразования в отраслях ТЭК, в основе которой должны находить отражение потребительские свойства энергоносителей (стр. 10−16) — обоснована необходимость учета сезонных факторов в системе ценообразования на газ (стр.95−105) — установлена зависимость показателей экономической эффективности внедрения газосберегающих технологий от уровня цены на газ (стр.48−54) — установлено влияние неравномерности газопотребления на надежность газоснабжения (стр. 122−135) — разработана методика по формированию оптовых цен на газ, дифференцированных по сезонам года (зима — лето) и оценены социально-экономические последствия ее внедрения (стр.138−144) — обоснована необходимость разработки новой концепции ценообразования на газ с учетом эффекта у потребителя (стр.115 122) — выявлены группы потребителей, в отношении которых возможна дифференциация цен (тарифов) на газ в России (стр.117−122). определено системное свойство внутреннего рынка газа по экономической надежности (стр.90−95).

Обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации, подтверждается результатами анализа существующей методической базы тарифного регулирования, результатами расчетов и международной практикой. Данными для расчетов послужили официальные статистические материалы, отчеты компаний, информация отраслевых научно-исследовательских организаций.

Значение полученных результатов для теории и практики. Теоретическая ценность результатов проведенной работы состоит в обосновании необходимости совершенствования существующего методического подхода к формированию оптовых цен на природный газ. В практическом плане предлагаемый подход целесообразно использовать Федеральной службой по тарифам при установлении оптовых цен на природный газ для предприятий газовой промышленности.

Сведения о реализации и целесообразности практического использования результатов. Основные теоретические и методические положения, выводы, полученные результаты и рекомендации могут быть использованы организациями газовой промышленности и органами государственного регулирования цен при формировании оптовых цен на газ. Результаты диссертационного исследования (дифференциация цен на газ по сезонам «зима — лето») вошли составной частью в научно-исследовательский отчет Института ООО «НИИгазэкономика».

Апробация и реализация результатов исследования. Научная апробация основных положений диссертационной работы была проведена в ходе обсуждения на Всероссийских научных конференциях молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» (Москва, ГУУ 2003, 2005 гг.), на Всероссийской конференции молодых ученых, специалистов и студентов по проблемам газовой промышленности России «Новые технологии в газовой промышленности» (Москва, РГУНГ им. Губкина, 2003), а также на Всероссийском студенческом семинаре (Москва, ГУ У 2003).

Публикации. По теме диссертации опубликовано в печати 5 работ общим объемом 1,3 п.л. в т. ч. принадлежит лично автору 1 п.л.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (102 наименования) и одного приложения. Основная часть работы изложена на 160 страницах машинописного текста, содержит 16 рисунков, 22 таблицы.

Выводы по 3-ей Главе.

1. Внутренний рынок России является основой полномасштабного рынка (внутреннего и внешнего), в связи с чем для его устойчивого функционирования требуется эффективная тарифная политика. Сложившаяся практика регулирования цен (тарифов) не отвечает потребностям развивающейся экономике России в целом и газовой отрасли, в частности.

2. Требуется новая тарифная политика на газ, основанная, с одной стороны, на возможности привлечения частных инвестиций в отрасль, а с другой стороны на распределении сложившегося эффекта у потребителями между всеми заинтересованными участниками (потребитель, производитель, государство).

3. Осуществление новой тарифной политики требует поэтапных шагов для соответствующей адаптации промышленных потребителей и населения.

4. Следует предусмотреть возможность формирования групп потребителей по степени чувствительности к изменению цен на газ.

5. Кроме реализации общей концепции формирования цен на газ в новых условиях требуется отражение в них технологических особенностей газоснабжения, в частности, процесса подземного хранения газа.

6. Реализация сезонной дифференциации цен на газ является первым шагом на пути к формированию научно обоснованных цен на газ в условиях рыночной экономики.

Заключение

.

1. Исследования показали, что сложившийся уровень цен на энергоносители в России противоречит здравому смыслу: газ является самым дешевым видом топлива (в сравнении с мазутом, углем) при наиболее предпочтительных потребительских и экологических свойствах. Требуется формирование цен на основе потребительских свойств энергоносителей.

2. Необходимо поэтапно изменять существующую систему ценообразования на газ. Основными взаимосвязанными составляющими при формировании цены на газ должны стать: достаточная для развития производства норма прибылирентная составляющаяучет сезонных факторов газоснабжения.

3. Любые изменения цен на газ требуется соотносить с изменением реальных доходов населения, главным образом, его малоимущих слоев населения. С этой целью необходимо проведение соответствующей государственной политики, направленной на социальную защиту населения.

4. В России отсутствуют стимулы для развития подземного хранения газаодной из подотраслей газоснабжения. Главной причиной является сложившаяся методология формирования цен на газ. Для решения этого вопроса необходимы рыночные подходы к ценообразованию, основанные на балансе спроса и предложения. В условиях преобладающего государственного регулирования цен на газ выходом из сложившейся ситуации служит введение дифференциации цен по сезонам года (зима — лето).

5. Основными социально-экономическим последствиями введения сезонных цен на газ станут: снижение неравномерности газопотребления, усиление межтопливной конкуренции, усиление мотивации по внедрению энергосберегающих мероприятий, обеспечение финансовой прозрачности и прибыльности подземного хранения газа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Основные риски газодобычи в России // Нефтегазовая вертикаль. 2004.- № 14 от 06.10.2004.
  2. Большая советская энциклопедия, издание 1969−1978 г. г.
  3. O.A. Вопросы стабильности экспорта российского газа на европейский рынок // Газовая промышленность. 2003. — № 12. — с.34−38.
  4. Введение в институциональную экономику: Учеб. пособие / под ред. Д. С. Львова. М.: «Издательство «Экономика», 2005. — с.639 (Высшее образование).
  5. В. А., Кузовкин А. И. Ценовые проблемы топливно-энергетического комплекса.// Открытый семинар Экономические проблемы энергетического комплекса: РАН Институт народнохозяйственного прогнозирования, М., 2002.
  6. В. Цены на газ и либерализация газового рынка в России // Нефтегазовая вертикаль. 2005. — № 2. — с.44−46.
  7. Газовый дисбаланс.// Время новостей, № 207 от 12 ноября 2004 года.
  8. Е. Гуркина, С. Куликов. «Газпром» мечтает о рентабельности. // Независимая Газета № 131 от 30.06.2006.
  9. Л.Д., Ратников Б. Е. Энергетический бизнес. Учеб. пособие, — 2-е изд., испр.- М.: Дело, 2006, — 600 с.
  10. Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2004 год // www.gazprom.ru
  11. Годовой отчет ОАО «Газпром» за 2005 год // www.gazprom.ru
  12. Д.Джонстон. Международный нефтяной бизнес. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции -М.:3АО «Олимп-Бизнес», 2000
  13. И.А. Институциональные преобразования в газовой отрасли. // Реформы в России и проблемы управления 2005: Материалы 20-ой Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов. ГУУ. — М., 2005.
  14. Единая система газоснабжения России: функционирование и развитие в условиях рыночных отношений // Газовая промышленность. № 5 от 03.05.2006.
  15. О. Раздавать газ без счетчиков — это абсурд // Газпром. — 2004. -№ 2.- с. 22−23.
  16. И.А., Фейгин В. И., Фурман И. Я. Факторы оптимизации доли газа в топливно-энергетическом балансе // Проблемы экономики газовой промышленности: сборник статей. М.: Газоил пресс, 2001. — 352 с.:ил.
  17. А. Зайко. Экономика должна быть экономной // Энергия промышленного роста. № 10, октябрь 2006 г.
  18. А.А.Зарнадзе, Д. В. Цагарели. Методологические проблемы управления научно-техническим развитием производства в отраслях ТЭК. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996.
  19. A.A. Методологические проблемы совершенствования ценообразования на энергоносители.
  20. Интервью заместителя Министра экономического развития и торговли Российской Федерации К. Г. Андросова «Реформа «Газпрома» начнется в 2006 году», ИА «Интерфакс», 13 декабря 2005 года.
  21. Итоги 50-летней работы по созданию ПХГ на территории России и перспектива их развития до 2030 г. // Газовая промышленность. № 2 от 01.02.2006
  22. Д. Кириллов. Принцип справедливости // Газпром. № 11 от 15.11.2005.
  23. Конец начала. Обзор «газ в Европе», 2002 // Cambridge Energy Research Associates.
  24. Кремль активирует уголь. // Коммерсант № 174 от 19 сентября 2006 года.
  25. . Реформа империи // Профиль. № 15 от 25.04.2005.
  26. Д.С. Миссия России (Гражданский манифест). М.: Институт экономических стратегий, 2006. — 56 с.
  27. В.Л.Малышев. «Народнохозяйственное пространство» будущее экономики России (теоретические аспекты проблемы) — М., 2004
  28. В.Л.Малышев. Интеграция экономики Будущее России: от воспроизводства продуктов производства к воспроизводству ресурсов производства (теоретические аспекты проблема) — М., 2006
  29. Д.Масленников. Пояса справедливости //Корпоративный журнал ОАО «Газпром» № 9, сентябрь 2004.
  30. Мелентьев J1.A. Системные исследования в энергетике. Элементы теории, направления развития. М.: Наука, 1979, с. 415.
  31. А.С.Некрасов, В. В. Семикашев. Затраты на энергию в российских домашних хозяйствах //Экономический журнал Высшей школы экономики, том 10, № 3 2006.
  32. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  33. Б. Нигматулин. Газовый дисбаланс и пути оптимизации внутреннего потребления газа. // Нефть и капитал, № 5 от 01.05.2006.
  34. A.C., Синяк Ю. В. Оценка возможности и народнохозяйственных последствий рекомендаций ОАО «Газпром» по сокращению поставок газа на электростанции России. // Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, февраль 2000 г.
  35. Нефтегазовая вертикаль (www.ngv.ru).
  36. Новая генерация: «Вторая угольная волна», рынок газа и реформа теплоэнергетики // Тезисы докладчиков, Москва, 2006
  37. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А.Н. Нестеренко- предисл. и науч. ред. Б. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997. — 180 с. — (современная институционально-эволюционная теория).
  38. С. Новиков. Темп роста цен на газ должен снижаться. // Нефть и капитал, 20.06.2006).
  39. О сценарных условиях социально-экономического развития в 2007 году и на период до 2009 года.// Минэкономразвития PoccHH (www.economy.gov.ru).
  40. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2005 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2006 год. // Доклад Минэкономразвития, Москва, февраль, 2006 г.-
  41. Особенности временного состояния газовой промышленности РФ на примере ОАО «Газпром» // Газовая промышленность. № 6 от 09.06.2006.
  42. А.Пестов. Газификация России: новые решения // Газовый бизнес, ноябрь-декабрь 2006.
  43. Н. Энергетическая политика Европы (www.neftegaz.ru).
  44. Послание Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, Москва, Кремль, 10 мая 2006 года.
  45. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 284 «Положение о Министерстве промышленности и энергетики Российской Федерации».
  46. Постановление Правительства РФ № 529 от 31 августа 2006 г. «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)».
  47. Постановление Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 г. «Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
  48. Постановление Правительства РФ № 1021 от 29.12.2000 г. «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации" —
  49. Постановление ФЭК России «Об утверждении Временного Положения о государственном регулировании дифференцированных оптовых цен на газ» № 22/1 от 02.05.1998 г.-
  50. Постановление ФЭК России № 8/9 от 06.02.2002 г. «Об утверждении Методики определения размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа" —
  51. Постановление ФЭК России № 88-э/1 от 28 октября 2003 г. «Об утверждении Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям" —
  52. Р. Пайк, Б. Нил «Корпоративные финансы и инвестирование», 4-е изд., СПб: «ПИТЕР», 2006 г.
  53. Президент поставил энергетиков в уголь. // Коммерсант № 197 от 20 октября 2006 года
  54. Приказ ФСТ России № 388-э/1 от 23 августа 2005 года «Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам" —
  55. Природный газ России в XXI веке: фундаментальные и прикладные научные проблемы // Газовая промышленность. № 5 от 03.05.2006.
  56. Проблемы ценообразования в газовой отрасли // Доклад Е. Е. Карпель, член Совета Директоров, начальник Департамента экономической экспертизы и ценообразования ОАО «Газпром», Третий международный форум «Газ России 2005», Москва, ноябрь 2005 г.-
  57. Проект концепции Федерального закона «О товарах и услугах общеэкономического значения и ценообразовании на них»
  58. Е.Е. Румянцева. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2006.
  59. Россия в цифрах 2005. Краткий статистический сборник. М., 2005
  60. В.А. Экономически проблемы использования газа в России // Открытый семинар Экономические проблемы энергетического комплекса: РАН Институт народнохозяйственного прогнозирования, М., 2001.
  61. М. Экономика дефицита // Независимая газета, № 237 (3917) от 1 ноября 2006 года.
  62. Д.А. Институциональные аспекты развития газовой отрасли России //Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Москва-2005.
  63. В.И. Тарасов, В. Г. Герасимова, П. П. Мезян и др. Система цен и эффективность хозяйствования // под ред. В. И. Тарасова, Ф. И. Чернявского -Мн.: Наука и техника, 1991. 248 с.
  64. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
  65. Три шага к безубыточному газу // Нефть России. № 10 от 25.10.2003.
  66. Указ Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года № 297 «О мерах по либерализации цен».
  67. Указа Президента РФ N221 от 28 февраля 1995 года «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»
  68. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ.
  69. Федеральный закон «О естественных монополиях» № 147-ФЗ от 17 августа 1995 г.
  70. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3.
  71. Федеральный закон РФ № 69 от 31.03.1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации" —
  72. И.Я. Дифференциация цен на газ в зависимости от режимов газопотребления // Газовая промышленность. 1997. — N 6. — С. 7−8.
  73. И.Я. Учет режимов газопотребления в ценах на газ // Проблемы экономики газовой промышленности: сборник статей. М.: Газоил пресс, 2001. -352 с.:ил.
  74. Ценовая газовая реформа (по материалам ФЭК России) // Нефтегазовая вертикаль. 2004. — N 7. — С. 28−33.
  75. В.Д., Корнеева В. А., Акулова З. Г., Миронова J1.B. Проблемы совершенствования цен и тарифов в газовой промышленности // Проблемы экономики газовой промышленности: сборник статей. М.: Газоил пресс, 2001. — 352 с.:ил.
  76. Экономика энергетики СССР: Учебник / Шишов А. Н., Бухаринов Н. Г., Таратин В. А., Шнеерова Г. В.- Под рук. Шишова А. Н. М.: Высш. школа, 1979. -448 е., ил.
  77. Экспортная стратегия Газпрома // Газовая промышленность. № 5 от 03.05.2006.
  78. Энергетическая политика России. Обзор 2002 / МЭА (в сотрудничестве с Секретариатом Энергетической Хартии).
  79. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2003 г. № 1234-р-
  80. ЭРТА консалт (www.erta-consult.ru).
  81. В. А. Язев. Государство и бизнес: Основы социально-рыночного партнерства в ТЭК. М.: Наука, 2004. — 235 с. (Экономическая наука современной России).
  82. В.А. После включения ГРО в структуру «Газпрома» процесс газификации регионов России ускорится.// Нефть и капитал, № 6, 2003.
  83. Ю.В. Эпохальные инновации XXI века // Междунар. ин-т П. Сорокина-Н.Кондратьева.- М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004. 444 с.
  84. Е. Яркин. Дешевая энергия развращает // Эксперт, № 29 (192) от 02.08.1999
  85. Е.В. Ценообразование на топливо и энергию в условиях перехода к рыночной экономике // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1994.
  86. BP Statistical Review of World Energy June 2005
  87. Cambridge Energy Research Associates (www.cera.com).
  88. Directive 98/30/EC of the European Parliament and of the Council of 22 June 1998 concerning common rules for the internal market in natural gas.
  89. Report of working committee 2 «Underground Storage» (www.igu.org).
  90. Security of gas supply in open markets (LNG and power at a turning point) // International Energy Agency, 2004.
  91. The natural gas production in Russia and its export to Europe // Presentation by S. Tsigankov, Head of foreign relations department, ОАО «Gasprom», Stavanger, Norway, May 14, 2003.
  92. Workshop on the Internal Market for Gas for the Candidate Countries Brussels 7−8 Nov. 2002 (http://europa.eu.int).96. www. np-ats.ru.
  93. Отчет «ВНИИЭгазпром» «Разработка режимов газопотребления при формировании цен на газ», 1995 год.
  94. Приказ ФСТ России от 06 августа 2004 г. № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке».
  95. Федеральная служба по тарифам (www.fstrf.ru)
  96. B.JI. Принципы управления экономикой России как единым интеграционным образованием // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, ЦЭМИ, М. 2006.
  97. Д.Ю. Шелехов. Стратегия и механизмы реформирования газового рынка // Вестник университета № 1 (7), 2004 г.
  98. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 2006 г. № 534 «О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке».
Заполнить форму текущей работой