Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и механизм реализации региональной инвестиционной политики промышленно-аграрного региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Область исследования соответствует п. 5.1. «Развитие теории региональной экономикиметоды и инструментарий региональных экономических исследованийпроблемы региональных экономических измерений» — п. 5.11. «Территориальная организация регионального экономического развитиятипы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные и т. д.), методические проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ С ПОЗИЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (
    • 1. 1. Сущностно-содержательные характеристики экономической категории «инвестиции» и сопряженных понятий в контексте региональной проблематики
    • 1. 2. Сущность и основные доминанты региональной ' 1 инвестиционной политики
    • 1. 3. Типология как метод выделения профиля и уровня социально-экономического развития региона
  • ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВА, ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРОМЫШЛЕННО-АГРАРНОМ РЕГИОНЕ
    • 2. 1. Тенденции и особенности социально-экономического развития промышленно-аграрного региона в условиях становления рыночных отношений
    • 2. 2. Методика оценки инвестиционного климата региона и входящих в него муниципальных образований
    • 2. 3. Современный механизм привлечения инвестиций в регион 1 '
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ' МЕХАНИЗМА РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ УСЛОВИЙ ПРОМЫШЛЕННО-АГРАРНОГО РЕГИОНА
    • 3. 1. Корректировка региональной инвестиционной политики с учетом территорий с благоприятным и неблагоприятным инвестиционным климатом
    • 3. 2. Формирование и развитие современной инвестиционной инфраструктуры промышленно-аграрного региона
    • 3. 3. Разработка и реализация селективной стратегии инвестиционной политики
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 140 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК
  • ПРИЛОЖЕНИЯ ' і

Формирование и механизм реализации региональной инвестиционной политики промышленно-аграрного региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В условиях формирования рыночной модели хозяйствования региональная инвестиционная политика в основном базируется на механизме децентрализации инвестиционного процесса. Но инвестиционные ресурсы распределяются между регионами крайне неравномерно, в основном концентрируясь в крупных мегаполисах. Таким образом, большинство регионов, в том числе и промышленно-аграрных, не имеют возможности в полной мере использовать сформировавшийся инвестиционный потенциал. По этой причине роль субъектов Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности стала возрастать, что способствовало разработке стратегий инвестиционной политики регионов. Вместе с тем активизация региональной инвестищн онной политики объясняется попыткой формирования более благоприятного инвестиционного климата, обеспечивающего приток инвестиций в регион, что позволит повышать его конкурентоспособность по сравнению с другими субъектами РФ:

В настоящее время именно инвестиционной деятельности отводится ключевое место в процессе проведения экономических, социальных и политических преобразований, которые направлены на создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста и инновационного развития территорий. С позиции сущности реформирования экономики проблема формирования механизма региональной инвестиционной политики, повышение инвестиционной активности и привлекательности, улучшение инвестиционного климата является одной из ключевых в сфере региональной экономики и региональной экономической политики., Отсутствие достаточных теоретических разработок, раскрывающих содержание, направленность стратегий развития инвестиционной деятельности в региональном аспекте определили необходимость и актуальность предложенного исследования, заключающегося в разработке концептуальных основ региональной инвестиционной политики.

Степень научной проработанности проблемы. Процессу управления различными таксономическими социально-экономическими единицами, разработки стратегий, направленных на развитие регионов, в том числе и формирования региональной инвестиционной политики, в последние годы уделено достаточно серьезное внимание как со стороны отечественных ученых, так и зарубежных специалистов в области экономики, политики и ряда других I наук.

Региональные факторы экономического роста и устойчивого развития территорий различного типа разработаны в трудах отечественных ученых, среди которых B.C. Бильчак, А. Г. Гранберг, C.B. Дорошенко, А. Г. Дружинин, В. Г. Игнатов, В. К. Кашин, В.В. Клима-нов, Е. М. Козаков, И. В. Колосницын, О. В. Кузнецова, B. J1. Куперштох, Ю. Г. Лаврикова,.

B.Н. Лаженцев, В. Н. Лексин, В. Я. Любовный, Г. В. Марченко, О. В. Мачульская, П.А. Ми-накир, H.H. Михеева, Ю. К. Перский, О. С. Пчелинцев, O.A. Романова, Л.В. Смирня^ин,.

C.А. Суспицын, А. И. Татаркин, И. Д. Тургель, М. Д. Шарыгин, С. М. Швец, А. Н. Швецов, Б. М. Штульберг, М. А. Ягольницер, Ю. В. Яковец и др.

Особенности управления регионом с позиции воспроизводственного процесса рас | смотрены представителями новосибирской научной школы М. К. Бандманом, В.И. Кли-сториным, В. В. Кулешовым, A.C. Маршаловой, A.C. Новоселовым, С. А. Суспицыным, Р. И. Шнипером и др.

Весомый вклад в исследование инвестиционной проблематики, в том числе и в региональном, аспекте, внесли А. Г. Аганбегян, Е. Г. Анимица, B.C. Бард, В. М. Башмаков, O.A. Бияков, Ю. В. Богатин, B.C. Бочко, Н. Ю. Власова, Е. С. Губанова, В. Б. Дасковский, Е. Б. Дворядкина, В. Ж. Дубровский, Н. М. Зеленкова, H.A. Иванов, Л. Л. Игонина, Н. В. Игошин, Н. Я. Калюжнова, А. Д. Касатов, В. В. Ковалев, А. Б. Крутик, H.H. Матиенко, IviX. Минц, В. В. Морозов, Е. Г. Никольская, В. В. Новоселов, Л. Г. Паштова, М. И. Ример, Б. Г. Сивориновский, Б. М. Смехов, Н. М. Сурнина, Ф. С. Тумусов, Н. И. Фомичева, Т.С. Хачату-ров, В. А. Швандар, В. В. Шеремет и др. Среди зарубежных ученых необходимо выделиты работы Г. Дж. Александера, Дж.В. Бэйли, Э. Боди, Э.Дж. Долана, Дж. Кейнса, Ф. Ларреиа, Д. Линдсея, А. Маркуса, Дж. М. Розенберга, Д. Сакса, М. Фридмана, У. Ф. Шарпа, Й. А. Шумпетера и др.

В качестве общей методологии исследования инвестиционной деятельности в пространстве региона выступает теория экономической динамики, получившая развитие в трудах Й. А. Шумпетера, Н. Д. Кондратьева, Ю. В. Яковца и др.

Институциональная парадигма развития инвестиционной деятельности основывается на выводах, представленных в трудах Д. Норта, Г. Б. Клейнера, В. Л. Макарова, P.M. Нуреева, В. М. Полтеровича, Д. П. Фролова и др.

Результаты исследований этих и других ученых в той или иной мере оказали влияние на формирование концептуальных позиций автора.

Несмотря на многообразие теоретических подходов в области исследования социально-экономического развития регионов, в том числе и инвестиционной составляющей, все же приходится констатировать, что многие вопросы, в том числе методического характера, еще далеки от окончательного решения.

Требуются дополнительные научные разработки особенностей формирования инвестиционной политики на региональном уровне, позволяющие раскрыть новые пути инвестиционных процессов на мезоуровне экономики. Это и обусловило выбор темы исследования, постановку его цели и задач, логическую структуру работы.

Объектом исследования выступает экономика субъекта РФ и входящих в его соч став муниципальных образований, в пространстве которых развертывается инвестиционный процесс и осуществляются скоординированные действия по его регулированию.

Область исследования соответствует п. 5.1. «Развитие теории региональной экономикиметоды и инструментарий региональных экономических исследованийпроблемы региональных экономических измерений" — п. 5.11. «Территориальная организация регионального экономического развитиятипы регионов (развитые и депрессивные, доноры и реципиенты, монопродуктовые и диверсифицированные и т. д.), методические проблемы классификации и прикладные исследования особенностей развития различных типов регионов» и п. 5.15. «Региональная социально-экономическая политикаанализ особенностей и эффективности экономической политики на различных уровнях территориальной организации (национальном, в крупных экономических районах, субъектах Федерации, муниципальном)» специальности 08.00.05 Паспорта специальностей ВАК РФ (экономические науки).

Предметом диссертационного исследования является совокупность экономических отношений, возникающих в процессе развития и регулирования инвестиционной деятельности на мезоуровне.

Полигон исследования — промышленно-аграрный регион Российской Федерации — Омская область.

Цель диссертационного исследования заключайся в развитии теоретических основ разработки и реализации региональной инвестиционной политики, направленной на I мобилизацию и эффективное использование внутренних ресурсов экономики региона и развертывание особого механизма, регулирующего инвестиционную деятельность в территориальном аспекте.

Указанная цель исследования предопределила постановку и решение следующих основных задач:

— проанализировать, обобщить и систематизировать научные представления, идеи и концепции, раскрывающие сущность и специфику понятия «инвестиции» и сопряI женных понятий, основываясь на теориях регионального развития;

— раскрыть экономическое содержание и основные доминанты формирования и реализации региональной инвестиционной политики;

— выявить особенности современных инвестиционных процессов в регионе И разрабон тать методику оценки инвестиционного климата муниципальных образований региона с использованием имеющейся в экономической науке и практике показателей и инструментовУ 6.

— обосновать основные направления построения эффективного механизма проведения региональной инвестиционной политики, учитывающего тенденции, условия и стратегию развития как самого региона, так и входящих в его состав всех муниципальных образований. I Теоретической и методологической основой исследовании послужила совокупность научных представлений, идей, концепций, взглядов отечественных и зарубежных ученых в области экономической науки, региональной экономики, региональной политики, концепции инновационной экономики и инновационной политики.

Основным методологическим подходом настоящего исследования является региональный анализ, который предопределяет необходимость изучать закономерности и особенности организации инвестиционных процессов в пространственном аспекте в единстве с временной компонентой, а также деятелыюстный подход к региональной инвестиционной политике.

Поскольку данная диссертация представляет собой многоаспектное исследование региональной инвестиционной политики, то работа базируется на концептуальных положениях институционализма, прогнозирования, частно-государственного партнерства.

Инструментально-методический аппарат исследования включает в себя сово.

• I купность общенаучных базовых методов познания (наблюдение, сравнение, индукция, дедукция, моделирование) и гносеологический инструментарий теоретико-прикладного исследования (системный, ситуационный и типологический подходы, статистический анализ, 8\ЮТ-анализ, метод экспертных оценок и другие). Использование разрешающих возможностей указанных подходов и методов позволяет автору достичь методической глубины исследования, обеспечить достоверность и обоснованность положений, выводов и рекомендаций работы.

Нормативно-правовой базой исследования являются опубликованные нормативные правовые акты федеральных и региональных органов власти Российской Федерации, регулирующие процессы социально-экономического развития.

Информационно-эмпирическую основу исследования составили официальны©данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, материалы Министерства экономики Омской области и администраций муниципальных районов региона, а также информационные сборники, ресурсы сети Интернет, материалы конференций, семинаров и Интернет-ресурсов по вопросам инвестиционной политики, а также собственные исследования автора.

Репрезентативная совокупность использованных статистических и иных информационных данных, соответствующим образом обработанных, проанализированных, рбоб-, щенных, интерпретированных и прокомментированных, дали возможность с достаточной полнотой осветить вопросы, на исследование которых были направлены усилия автора, а также обеспечили достоверность результатов исследования, обоснованность практических рекомендаций, содержащихся в диссертации.

Итогом проведенного исследования явились следующие научные результаты:

1) систематизированы и обобщены теории и концепции, раскрывающие сущностное содержание родового понятия «инвестиции» в сопряжении с другими производными понятиями, а также предложена авторская трактовка этих понятий;

2) сформированы и обоснованы доминанты формирования региональной инвестиционной политикиі.

3) обоснована необходимость применения типологического подхода в экономическом развитии региона;

4) выявлены тенденции и особенности социально-экономического, в том числе и инвестиционного, развития промышленно-аграрного региона в условиях становления рыночных отношений;

5) разработана авторская методика оценки инвестиционного климата входящих с состав региона муниципальных образований;

6) предложены и обоснованы направления совершенствования механизма проведения активной региональной инвестиционной политики.

Предметом защиты являются следующие результаты, полученные автором и обладающие признаками научной новизны: ' 1.

1. Предложена авторская трактовка категории «инвестиции» и систематизированы понятия «инвестиционный потенциал», «инвестиционный климат», «инвестиционный процесс», отличительной особенностью которых является их территориальная «привязка», что позволяет методологически более четко и полно раскрыть экономическое содержание рассматриваемой категории (п. 5.1 Паспорта специальностей ВАК 08.00.05).

2. Обосновано понимание региональной инвестиционной политики как составной ¿-собой части региональной экономической политики, позволившее уточнить ее сущность, подтвердить гипотезу об определяющей ее роли среди других «частных» региональных политик и выделить основные принципы и доминанты ее осуществления, (п. 5.15 Паспорта специальностей ВАК 08.00.05).

3. Разработана методика, позволившая классифицировать и ранжировать муниципальные образования региона по состоянию инвестиционного климата, инвестиционной эффективности и инвестиционных рисков, что способствует более углубленному раскрытию распределенности инвестиционного процесса в пространстве региона и позволяет совершенствовать управление им (п. 5.11 Паспорта специальностей ВАК 08.00.05).

4. Разработаны концептуальные основы стратегии совершенствования проведения акI тивной инвестиционной политики в пространстве региона как составного сегмента региональной социально-экономической политики, нацеленной на создание конкурентных преимуществ территории (благоприятный инвестиционный климат, соответствующая инвестиционная инфраструктура и т. п) и включение предложенной методики в деятельность органов регионального управления и местного самоуправления (п. 5.15 Паспорта специальностей ВАК 08.00.05).

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исI следования заключается в том, что полученные результаты (научные положения, методические разработки и рекомендации), дающие возможность более детально изучить специфику проведения инвестиционной политики в пространстве промышленно-аграрного региона, обеспечивать повышение эффективности регионального управления, вносят’свой' определенный вклад и пополняют теоретический и методоло1 ический аппарат региональной экономики.

Результаты проведенного исследования представляются важными при решении задач прикладного характера: в частности, органами регионального управления и местного самоуправления при анализе современного состояния и тенденции развития инвестиционных процессов в пространстве региона, разработке и реализации стратегии развития субъектов РФ, разработке и принятии нормативных актов, региональных стратегических’документов, направленных на совершенствование инвестиционных процессов, проведение активной инвестиционной политики.

Отдельные положения диссертации также могут быть использованы высшими учеб-, ными заведениями при подготовке и профессиональной переподготовке специалистов по региональной и муниципальной экономике, государственному и муниципальному управлению.

Апробация результатов исследования. Теоретические положения и выводы, а также практические рекомендации, полученные в ходе исследования, были использованы и апробированы:

— Правительством Омской области, Администрацией города Омска, Министерством экономики Омской области при разработке Стратегии социально-экономического развиI тия Омской области до 2020 г.;

— Министерством экономики Омской области при формировании Программы социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (20 062 008 гг.);

— факультетом повышения квалификации и профессиональной переподготовки Омского регионального института при осуществлении образовательного процесса по программам дополнительного профессионального образования. I.

Внедрение результатов диссертационной работы документально подтверждено актами, прилагаемыми к диссертации.

Теоретические положения и практические выводы диссертации получили апробацию в статьях, тезисах докладов международных (Омск — 2007, Пенза — 2007), межрегиональной (Омск — 2008) и региональной (Томск — 2008) конференций, статьях в центральной печати.

Публикации. Основные положения диссертации нашли отражение в 10 научных публикациях общим объемом 25,12 п.л., в т. ч. лично автором — 4,87 п.л. (из них три статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, общим объемом 1,40 п.л., в т. ч. автором — 1,06 п.л. и одна монография общим объемом 22,08 п.л., в т. ч. автором — 2,17 п.л.).

Структура и объем диссертации

соответствуют предмету, цели, задачам и лог’ике исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и 12 приложений. Содержание работы изложено на 217 страницах машинописного текста и включает 24 рисунка, 17 таблиц, список литературы содержит 27,1 на-, именование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

•Анализ и обобщение теоретических, методических и прикладных аспектов исследования инвестиционной политики в пространстве региона позволил сделать принципиальные выводы и обосновать следующие основные научные положения.

1. Показано, что категория «инвестиции» и сопряженные с ней ключевые понятия («инвестиционная деятельность», «инвестиционный потенциал», «инвестиционный климат», «инвестиционный процесс») с позиций концептуальных установок региональной экономики фиксируют территориальную «привязку» инвестиций, что позволяет методологически более четко и полно раскрыть экономическое содержание рассматриваемой категории.

Анализируя различные определения и трактовки категории «инвестиции», даваемые, представителями различных научных школ, диссертант, с позиций целевых установок настоящей работы, отстаивает следующую принципиальную дефиницию: инвестиции — это долгосрочные вложения всех видов капитала, направляемые в объекты производственного и непроизводственного назначения с целью получения дохода (прибыли), социального или иного полезного эффекта, а также повышения конкурентоспособности экономики территории (региона, муниципального образования) и выхода ее на траекторию устойчивого роста. I.

Соискатель выделяет пять основных дефиниционных признаков категории «инвестиции», среди которых:

1. Экономическая категория «инвестиции» предстает как весьма сложное, противоI речивое, неоднозначно трактуемое понятие, познать которое можно, используя междисциплинарный подход, достижения и инструментарий различных наук, в том числе и региональной экономики.

2. Инвестиции представляют собой многоаспектные вложения (перемещения) капитала, которые могут реализовываться в различных формах и направляться на достижение разнообразных целей (экономических, социальных, экологических, инновационных, инфраструктурных и иных).

3. В определении категории «инвестиции» следует выделять макро-, мезои микроэкономический подходы исследования.

4. Различные инвестиционные ресурсы являются определяющим фактором устойчивого роста не только предприятия, но и экономики страны, ее регионов и муниципальных образований.

5. Конкурентоспособность региона и его муниципальных образований зависит от способности привлекать инвестиционные ресурсы, а также вводить новшес гва и модернизирования.

Особенностью авторского подхода в трактовке категории «инвестиции» заключается в рассмотрении ее в сопряжении с такими пространственно ориентированными понятиями, как «инвестиционная деятельность», «инвестиционная привлекательность», «инвестиционный климат», «инвестиционный потенциал», «инвестиционный процесс». В работе дается сущностно-содержательная трактовка каждого из этих понятий в контексте региональной экономики. I.

Соискатель резюмирует, что современный инвестиционный процесс (как, впрочем, и инвестиционная деятельность в целом) в пространстве региональной экономической системы (мезосистемы) возможен только на основе формирования и совершенствования особого механизма, регулирующего этот процесс во времени и пространстве.

2. Предложено на основе учета сущностных характеристик таких базовых понятий, как «инвестиции», «регион», «политика», а также положений современной парадигмы регионального развития, авторское понимание региональной инвестиционной политики. Такой подход позволил актуализировать роль региональной инвестиционной политики в качестве важного фактора устойчивого^-развития региональной экономики. I.

На основе систематизации различных точек зрения, встречающихся в экономической литературе по проблемам исследования региональной экономической политики, в том числе и собственной ее части — инвестиционной политики, в работе дано следующее определение: региональная инвестиционная политика (РИП) в нашем понимании — это составная часть региональной политики, осуществляемая целенаправленно федеральными, субфедеральными, региональными и мутщипальными органами власти и управления, а также иными субъектами (инвесторами), направленная на мобилизацию и эффективное использование инвестгщиопного потенциала территории, на активизацию и стимулирование инвестиционных процессов в регионе с позиции достижения тактических и стратегических целей развития (саморазвития) региона.

В данном определении отражены, как нам представляется трое основных признаков региональной инвестиционной политики с позиции региональной экономики. В частности:

1) Региональная инвестиционная политика — это особый вид многоуровневой и многокомпонентной государственной экономической политики, субъектами которой выступают федеральный, региональный и местный уровни власти, а также иные физические и юридические лица — субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных и привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое назначение. Поэтому региональная инвестиционная политика вырабатывается и реализуется на всех территориальных уровнях экономической деятельности, управления и регулирования, которая с учетом согласованности многоуровневых интересов направлена) на создание соответствующих условий для развития (саморазвития) региона.

2) Региональная инвестиционная политика тесно связана не только с другими «частными» региональными экономическими политиками (например, промышленной, финансовой, инновационной и т. п.), но и с другими относительно самостоятельными региональными политиками (например, экологической, социальной, градостроительной и т. п.).

3) Главные целевые установки региональной инвестиционной политики состоят в эффективном инвестиционном обеспечении процесса комплексного социально-экономического развития региона, достижении устойчивого роста качества жизни населения, в способности региона ответить на вызовы внешней среды и максимально удовлетворять запросы жителей территории.

Исходя из выше приведенного понимания региональной инвестиционной политики, соискатель выделяет и анализирует такие основные принципы формирования региональной инвестиционной политики, как комплексность, адаптивность, эффективность, баланс интересов, приоритетность (избирательность), оптимальное сочетание рыночных методов хозяйствования и методов государственного (регионального) регулирования инвестиционной деятельности, гласность и прозрачность процедур формирования и механизмов реализации РИП, гибкость (эластичность), равноправие инвесторов, обязательность участия региональных властей в инвестиционной деятельности.

Соискатель подчеркивает, что прежде всего следует формировать в регионе инвестиционный климат, ибо он представляет экономический регулятор, позволяющий управ.

1 I лять развитием региональной экономической системы, и как следствие, качеством жизни населения территории.

По мнению диссертанта, формирование и развитие региональной инвестиционной политики возможно лишь на основании создания и функционирования особого механизма региональной инвестиционной политики. Этот механизм представляет собой совокупность достаточного количества конкретных методов, инструментов, процедур, приемов, правил, технологий, связей и отношений (горизонтальных, вертикальных, прямых, обратных, непосредственных, косвенных, ближайших и отдаленных, промежуточных и конечных, всеобщих и локализованных), посредством которых региональные, муниципальные и другие уполномоченные институты и органы регулирования воздействуют на инвестиционную деятельность на территории в соответствии с заданными целевыми установками, определенными социально-экономической политикой государства.

Мы особо подчеркиваем то обстоятельство, что целенаправленное воздействие органов государственного управления и местного самоуправления в пределах их компетентности на всех участников инвестиционного процесса в интересах достижения намеченных целей социально-экономического развития территории и является сущностью механизма реализации инвестиционной политики.

Для эффективного управления инвестиционной деятельностью в регионе следует создать систему мониторинга эколого-социалыю-экономического развития региона, которая будет осуществляться на протяжении всего жизненного цикла.

Автор доказывает, что важным элементом механизма реализации РИП является комплексная оценка эффективности ее проведения, выступающая в качестве особого инструмента регулирования региональной инвестиционной политики.

3. Выявлены основные современные тенденции инвестиционной деятельности в регионе. Для более углубленного раскрытия распределенности инвестиционного процесса в пространстве региона муниципальные образования классифицированы по авторской методике RAP, в основе которой положены интегральные показатели инвестиционного климата, инвестиционной эффективности и инвесшционнюго риска.

Проведенный автором анализ инвестиционной деятельности в Омской области за 2000 — 2009 гг. позволил выявить следующие тенденции:

1) хотя за указанное время объемы инвестиций в основной капитал выросли с 5160 млн руб. в 2000 г. до 60 027 млн руб. в 2009 г. (в 11,6 раз), объем инвестиций на душу населения в регионе остается существенно низким, чем в целом по Сибирскому федеральному округу и РФ (в 2000 г.: в РФ — 7949 тыс. руб., в СФО — 4836 тыс. руб., в Омской области — 2426 тыс. руб.- в 2006 г.: в РФ — 33 196 тыс. руб., в СФО — 24 638 тыс. руб., в Омской области — 23 171 тыс. руб.- в 2009 г.: в РФ — 55 883 тыс. руб., в СФО — 42 523 тыс. руб., в Омской области — 29 818 тыс. руб.);

2) Омская область существенно уступает РФ и многим субъектам СФО по доле инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте (в 2000 г.: в РФ -20,3%, в СФО — 14,4%, в Омской области — 11,2%- в 2006 г.: в РФ — 21,0%, в СФО — 19,8%, в Омской области — 17,9%- в 2009 г.: в РФ — 18,1%, в СФО — 21,2%, в Омской области -14,5%);

3) в последние годы серьезных изменений в структуре распределения инвестиций по источникам финансирования не произошло (феномен стабильности);

4) наблюдается заметное снижение активности иностранных инвестиций в развитии экономики Омской области. Если в 2000 г. объем иностранных инвестиций составлял 791,8 млн. долларов США, то в 2009 г. — уже 489,4 млн. долларов США.

Автор обосновывает, что для более глубокого исследования особенностей! I инвестиционной деятельности в региональном аспекте, следует особое внимание уделять вопросам формирования и оценки инвестиционного климата не только на собственно' региональном, но и на внутрирегиональном, в частности, муниципальном уровне., , Именно на этом территориальном уровне как раз и формируется «погода», благоприятствующая или сдерживающая привлечение инвестиций.

В диссертации автором разработана методика оценки инвестиционного климата территорий на внутрирегиональном уровне с использованием матрицы (модели) (RAP): R (risks) — риски, A (activity) — активность, Р (potential) — потенциал. Данная методика дает возможность оценить инвестиционный климат территории на основании оценки инвестиционной активности и привлекательности, в состав которой входит инвестиционный потенциал и инвестиционные риски. Отличительной особенностью предлагаемого методического подхода является то, что он дает возможность:

— комплексно анализировать, обобщать и оценивать инвестиционный климат, I инвестиционную привлекательность (состоящую из инвестиционной активности и рисков) посредством обработки большого массива социально-экономических показателей развития территорий;

— рассчитать факторные коэффициенты инвестиционного потенциала, активности и рисков;

— учесть весомость факторов, оказывающих влияние на инвестиционный климат территорий;

— на основании полученных результатов выявить интегральные коэффициенты инвестиционного климата, эффективности (потенциала, активности) и рисков;

— классифицировать муниципальные образования по уровню благоприятности инвестиционного климата согласно уровню инвестиционной эффективности и ур’овню1 инвестиционных рисков;

— построить рейтинги муниципальных образований региона согласно полученным интегральным коэффициентам инвестиционного климата, эффективности (потенциала, активности) и рисков;

— вносить корректировку в стратегию развития региона и формировать адресную инвестиционную политику в пространственном аспекте.

Автор подчеркивает, что факторные и интегральные коэффициенты, рассчитываемые в ходе оценки согласно методике RAP, дают возможность на любом> этапе проведения комплексной оценки территории осуществлять сравнительный анализ как между исследуемыми муниципальными образованиями, так и сравнивать коэффициенты отдельно взятого муниципального образования с общим показателем по региону.

Автор предлагает разработку и реализацию матрицы (модели) RAP разделить на десять этапов, на каждом из которых проводятся те или иные итерации. Данная методика' была апробирована на 32 муниципальных районах Омской области. I.

Благодаря разработанной диссертантом методике было выявлено, что в Омской области к муниципальным образованиям с наиболее благоприятным инвестиционным климатом относятся только четыре муниципальных образования: Исилькульский, Калачинский, Называевский и Тарский районыс очень благоприятным инвестиционным климатом еще три муниципальных образования — Кормиловский, Любинский и Нововаршавский районыс благоприятным инвестиционным климатом — Омский районс наиболее неблагоприятным-инвестиционным климатом — Усть-Ишимский и Нижнеомский районыостальные муниципальные районы области (а их большинство) относятся к территориям с неблагоприятным инвестиционным климатом.

Выявление степени асимметричности развития территорий Омской области f по критериям инвестиционной эффективности и рискам позволило разработать адресную комплексную программу развития муниципальных образований региона. Для стимулирования реализации на территории региона инновационных проектов была разработана с участием автора Концепция развития инновационной инфраструктуры до' 2015 года, определяющая системный подход в создании целостной системы инновационной инфраструктуры.

4 Разработаны концептуальные основы стратегии инвестиционной политики промышленно-аграрного региона как составного сегмента региональной социально-экономической политики, способствующей созданию благоприятных конкурентных условий (инвестиционный климат, инвестиционная инфраструктура и т. д.) и выхода мезоэкономики на траекторию устойчивого роста. Обоснована необходимость применения методов стратегического планирования при совершенствовании механизма региональной инвестиционной политики.

Включение в деятельность региональных и муниципальных органов власти мегоди-t ческих подходов долгосрочного планирования в сфере инвестиционных процессов должно инициироваться на региональном и муниципальном уровне.

1 I.

Инвестиционная стратегия региона — это модель сопряженных ресурсов, направляемых в материальные и нематериальные активы (в том числе в «человеческий капитал»), позволяющая региональным органам власти установить приоритеты развития и эффективно выполнять свою миссию, добиваясь при этом устойчивых конкурентных преимуществ.

Приоритетами разработки и реализации инвестиционной политики в масштабе' региона являются повышение его инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, определяющие инвестиционный климат территории, совершенствование I управления инвестиционной деятельностью, преодоление резкого дифференцирования инвестиционной среды. При этом региональная инвестиционная политика является одновременно и фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность территории.

Рациональная инвестиционная политика создает конкурентоспособную среду территории с целью активизации инвестиционной деятельности, конечной целью которой является стабильное социально-экономическое развитие территории. Решение данной проблематики осуществляется через механизм регионального и муниципального управления, который I определяет возможности достижения целей.

На основании результатов диссертационного исследования, а также анализа соответствующей литературы, диссертантом был разработан алгоритм долгосрочной стратегии инвестиционной политики промышленно-аграрного региона, состоящий из" восьми условных этапов.

Таким образом, разработанные диссертантом предложения по корректировке стратегии социально-экономического развития промышленно-аграрного региона в части его инвестиционной составляющей будут способствовать формированию более современного инструментария для регулирования инвестиционной деятельности во времени и пространстве. I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О залоге / Федеральный Закон от 29.05.1992 № 2872−1 (ред. от 30.12.2008).
  2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемых в форл капитальных вложений / Федеральный Закон от 25.02.1999 № 39-Ф3 (ред. 17.06.2010).
  3. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации / Федеральный закон от 09.07.1999 } 160-ФЗ (ред. от 29.04.2008). ' •
  4. Об ипотеке (залоге недвижимости) / Федеральный закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ (ред. (17.06.2010).
  5. Об инвестиционной деятельности в РСФСР / Закон РСФСР от 26.06.1991 № 1488−1 (ред.. 30.12.2008).
  6. О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности / Указ Президента РФ < 17.09.1994 № 1929.
  7. О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российскс Федерации / Постановление Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 (ред. от 08.05.2002).
  8. Об утверждении Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российскс Федерации до 2030 года / Распоряжение Правительства РФ от 19.07.2010 № 1201-р. '
  9. О государственной поддержке ипотечного жилищного кредитования (заимствования) Омской области / Закон Омской области от 27.12.2002 № 417−03 (ред. от 02.07.2010).
  10. О налоге на имущество организаций / Закон Омской области от 21.11.2003 № 478−03 (ре от 27.11.2009).
  11. О Программе социально-экономического развития Омской области на среднесрочну перспективу (2009 2012 годы) / Закон Омской области от 06.10.2009 № 1186−03. (
  12. О стимулировании инвестиционной деятельности на территории Омской области / Закс Омской области от 20.12.2004 № 594−03 (ред. от 06.04.2009).
  13. Об инновационной деятельности на территории Омской области / Закон Омской облас: от 13.07.2004 № 527−03 (ред. от 06.04.2010).
  14. Об областном бюджете на 2010 год / Закон Омской области от 29.12.2009 № 1219−03 (ре от 21.07.2010).
  15. Об установлении пониженной ставки налога на прибыль организаций / Закон Омск (области от 24.11.2008 № 1106−03.
  16. О мерах по реализации Закона Омской области «О государственной поддержке ипотечно) жилищного кредитования в Омской области» / Указ Губернатора Омской области с 30.03.2004 № 76.
  17. О Порядке компенсации семьям расходов на погашение части ипотечного жилищно: кредита (займа) в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка и-Iпоследующих детей / Указ Губернатора Омской области от 24.05.2007 № 70 (ред. < 18.05.2010).
  18. О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2020 года / Ук Губернатора Омской области от 13.02.2006 № 18.
  19. О Положении о комитете по экономической политике и инвестициям Законодательно) Собрания Омской области / Постановление Законодательного Собрания Омской области (12.07.2007 № 243 (ред. от 24.12.2009).
  20. О концепции развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области ^ 2015 года / Постановление Правительства Омской области от 11.04.2007 № 43-п.
  21. О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в Омскс области / Постановление Правительства Омской области от 26.10.2007 № 139-п. ' ¦
  22. О некоторых вопросах регулирования инвестиционной деятельности на территории Омск (области / Постановление Правительства Омской области от 28.12.2005 № 142-п.
  23. О некоторых мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов мало) предпринимательства, в Омской области / Постановление Правительства Омской облает от 02.12.2009 № 231-п.
  24. О порядке расчета, определения размера и предоставления субсидий на возмещение час затрат на уплату процентов по кредитам, полученным для реализации инвестиционнь проектов / Постановление Правительства Омской области от 10.05.2007 № 62-п.
  25. Об утверждении долгосрочной целевой программы Омской области «Развитие малого среднего предпринимательства в Омской области (2009 2013 годы)» / Постановлен! Правительства Омской области от 01.04.2009 № 49-п (ред. от 26.07.2010).
  26. Об утверждении Положения об адресной инвестиционной программе города (^мска Решение Омского городского Совета от 05.07.2006 № 376 (ред. от 27.01.2010).
  27. Britanica: Настольная энциклопедия. Справочное издание. М.: ACT, Астрель, 2006. — Т. — 1280 с. I
  28. М. Дорогая моя Русь (таблица инвестиционной привлекательности региош России. Профиль, 1997. — № 32. — С. 18.
  29. В.В. Инвестиционная деятельность субъектов Российской Федерации. — М Социум, 2002.-218 с. '
  30. В.В. Регионализм в России. Екатеринбург: УрО РАН, УрГИ, 1999. — 194 с.
  31. Анализ развития регионов России (типология регионов, выводы и предложения). Прое) ТАСИС. Контракт BIS95/321/057. М.: Экспертный институт, 1996
  32. Анализ тенденций развития регионов России (типология регионов, выводы и предложен и- Проект TASIS BIS/95/321/057. М.: Экспертный институт, 1996 // http www.nns.ru/analytdoc/otch20.html.
  33. Анализ тенденций развития регионов России в 1991 1996 гг. Проект ТАСИС (контра1 BIS96/369/056). — М.: Экспертный институт. 1997 // http:// www.nns.ru/analytdoc/otch20.htmj
  34. О.Г. Структурно-территориальный аспект оценки инвестиционно) потенциала региона: методы, модели, инструменты. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ BD 2006.-234 с.
  35. Е.Г. Региональное управление: курс лекций. Екатеринбург: УрГЭУ, 2010. 340 с.
  36. Е.Г. Срединный регион: теория, методология, анализ. Екатеринбург: УрГЭ" 2009.-508 с.
  37. Е.Г., Власова Н. Ю. Градоведение: учеб. пособие. II изд. — Екатеринбур УрГЭУ, 2010.-433 с.
  38. Е.Г., Власова Н. Ю., Дворядкина Е. Б., Сурнина Н. М. Структурная трансформавд экономики городов старопромышленного региона. Екатеринбург: УрГЭУ, 2001. — 140 с.
  39. Е.Г., Иваницкий В. П., Пешина Э. В. В поисках новой парадигмы регионально) развития. Екатеринбург: УрО РАН, 2005. — 105 с.
  40. П.Е., Новикова Н. В., Ходус В. В. Типология как метод исследования сс^циальк экономического развития регионов // Известия УрГЭУ. 2009. — № 1 (23). — С. 52 — 59.
  41. B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен, 2005. — 232 с
  42. Биктимирова 3.3. Качество жизни: Проблемы измерения и оценки // Экономика региона. 2005,-№ 2.-С. 147- 162.
  43. М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ. 4-е изд. М.: Дело ЛТД, 199 — 863 с.
  44. А. Управление инвестиционной привлекательностью региона // Инвестиции России. 2002. — № 12. — С. 3 — 6.
  45. Ю.В., Швандар В. А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. пособ! для вузов. М.: Финансы, Юнити-Дана, 1999. — 254 с. i
  46. В.Н. Регионы Сибири: теория, проблемы Сибири, экономика строительства. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. 160 с.
  47. Э., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций. 4-е изд.: Пер. с англ. М.: Вильям 2002.-984 с.
  48. B.C. Валовой региональный продукт: оценка развития территории // Извест! УрГЭУ. 2004. — № 8. — С. 31 — 44.
  49. B.C. Инвестиционная деятельность и удержание индустриального уровня экономик // Известия УрГЭУ. 2001. — № 4. — С. 118. '
  50. Я.А. Реализация механизма корректировки региональной политики асимметрии развивающегося региона (на примере Омской области): автореферат дис. к.э.н.: 08.00.05. Екатеринбург, 2010. 30 с. < ¦
  51. ., Дробышевский С. и др. Типология российских регионов. М.: Инстйт переходного периода, 2002. — 495 с.
  52. Е.М., Павлов И. П. Инвестиционная политика в регионе. М.: Наука, 1994. — 139
Заполнить форму текущей работой