Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность финансового менеджмента в торговой организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Финансовые отношения возникают между кредитной системой при получении банковских ссуд и их погашением в определенные сроки с уплатой процентов за пользование; со страховыми компаниями по поводу страхования имущества и уплаты страховых взносов при получении страхового возмещения. Финансовые отношения также прослеживаются между предприятиями и государственными финансовыми органами при уплате ими… Читать ещё >

Эффективность финансового менеджмента в торговой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

РЕФЕРАТ Тема:

Эффективность финансового менеджмента в торговой организации

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Теоретические аспекты управления финансовым механизмом предприятия
    • 1.1 Основные положения финансового менеджмента в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия
    • 1.2 Эффективность управления финансовым механизмом предприятия
  • 2. Особенности управления финансами в торговой организации
    • 2.1 Особенности организации финансов в сфере торговли
    • 2.2 Показатели эффективности деятельности торговых организаций
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Особая роль и социальная значимость торговли выражается в том, что она является главным источником поступления денежных средств и потому оказывает решающее влияние на обеспечение устойчивости поступательного развития экономики, укрепление финансовой стабильности и пополнения бюджета страны.

Актуальность данного реферата обусловлена тем, что торговля, являясь важнейшей сферой жизнеобеспечения, способом улучшения качества жизни населения занимает лидирующие позиции среди других видов предпринимательской деятельности. Именно от эффективного управления финансами зависит успех торгового предприятия.

Целью данного реферата является изучение показателей эффективности финансового менеджмента предприятий сферы торговли.

В соответствии с целью можно поставить следующие задачи:

— изучение основных положений финансового менеджмента в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия;

— выявление основных показателей эффективности финансового менеджмента;

— изучение особенностей организации финансов в сфере торговли;

— рассмотрение основных показателей деятельности торговых организаций.

При написании реферата нами использовались такие методы исследования как анализ, синтез, индукция, дедукция, а также метод сравнения.

Структурно работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе данного реферата рассмотрены теоретические аспекты управления финансовым механизмом предприятия. В рамках данной главы нами рассмотрены основные положения финансового менеджмента в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а также основные показатели эффективности финансового менеджмента в целом.

Вторая глава включает особенности управления финансами в сфере торговли. Особое внимание уделяется особенностям организации финансов в этой сфере, а также рассмотрению основных показателей эффективности деятельности торговых организаций.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМ МЕХАНИЗМОМ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Основные положения финансового менеджмента в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия

Финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.

Отсюда основная цель финансового менеджмента — максимизация цены собственного капитала.

Финансовый менеджмент решает следующие задачи:

— обеспечение высокой финансовой устойчивости предприятия в процессе его развития;

— поддержание постоянной платежеспособности предприятия;

— максимизация прибыли;

— обеспечение минимизации финансовых рисков.

Система задач нацелена на достижение на каждом этапе развития предприятия повышения рыночной стоимости при обеспечении достаточной финансовой устойчивости, платежеспособности и оптимизации соотношения уровня прибыли и риска в процессе принятия управленческих решений [6; с. 16].

Финансовая устойчивость предприятия обеспечивается рациональной финансовой политикой, использованием различных источников для формирования финансовых ресурсов, направлением средств на решение первоочередных задач развития предприятия.

Поддержание постоянной платежеспособности предприятия достигается за счет эффективного формирования денежных потоков и поддержания ликвидности оборотных активов. С обеспечением платежеспособности предприятия связано постоянное управление всеми видами денежных средств.

Максимизация прибыли основана на использовании высокого уровня хозяйствования, на эффективной налоговой, маркетинговой и дивидендной политики.

Процесс минимизации рисков предусматривает их оценку, профилактику и минимизацию [13; с. 10].

Как и каждая управляющая система, финансовый менеджмент имеет свою систему конкретных объектов управления: активы и пассивы, инвестиции, прибыль, кредит и т. д.

С учетом объектов управления можно выделить основные направления финансового менеджмента:

1. формирование финансовой структуры капитала;

2. формирование активов;

3. управление оборотными активами;

4. управление внеоборотными активами;

5. управление инвестициями;

6. управление и формирование собственных финансовых ресурсов;

7. управление заемными финансовыми средствами;

8. управление финансовыми рисками [17; с. 26].

Формирование финансовой структуры капитала нацелено на определение обшей потребности в капитале (изначально это уставный капитал) для финансирования формируемых активов предприятия, изучение и анализ альтернативных источников формирования финансовых ресурсов.

Формирование активов связано с выявлением реальной потребности в отдельных видах активов и определением их суммы в целом, исходя из предусматриваемых объемов деятельности предприятия.

Управление оборотными активами — важнейшая деятельность финансовых работников фирмы. Это, прежде всего, анализ продолжительности отдельных циклов оборота рабочего капитала: обеспечение ускорения оборачиваемости активов, снижение дебиторской задолженности, повышение эффективности комплексного использования оборотных активов.

Управление внеоборотными активами (основными фондами) достигает цели при обеспечении эффективного использования основных средств, определяет потребность в приросте основных фондов и их обновлении; при внедрении мероприятий, повышающих фондоотдачу внеоборотных активов.

Управление инвестициями — главная задача инвестиционной политики предприятия; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и отбор наиболее эффективных. Особое внимание в процессе управления инвестициями должно быть уделено выбору форм и источников их финансирования, оптимизации состава источников инвестиционных ресурсов [3; с. 64].

Управление формированием собственных финансовых ресурсов — это определение потребности в собственных финансовых ресурсах для реализации экономической стратегии предприятия и достижения целевой финансовой структуры капитала. Основное внимание в этом направлении деятельности должно быть уделено повышению объемов прибыли, фонда амортизационных отчислений, внереализационных доходов.

При управлении финансовыми рисками основное внимание следует направить на выявление состава вероятных финансовых рисков, присущих оперативной, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия. Оценка уровня этих рисков и их последствий сводится к формированию системы мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их внутреннему и внешнему страхованию.

Систему финансовых отношений хозяйствующего субъекта можно представить следующим образом.

Финансовые отношения с поставщиками и покупателями — это основа предпринимательской деятельности. Эти отношения строятся на договорной основе и требуют обязательного выполнения всех договорных условий, особенно по денежным платежам [5; с. 29].

Финансовые отношения с финансово-кредитной системой многообразны и также требуют выполнения своих обязательств перед бюджетом, банками, страховыми компаниями, фондовым рынком. Поскольку предприятия обладают полной финансово-хозяйственной самостоятельностью, они несут полную материальную ответственность за результаты своей деятельности.

Финансовые отношения возникают между кредитной системой при получении банковских ссуд и их погашением в определенные сроки с уплатой процентов за пользование; со страховыми компаниями по поводу страхования имущества и уплаты страховых взносов при получении страхового возмещения. Финансовые отношения также прослеживаются между предприятиями и государственными финансовыми органами при уплате ими налогов и сборов в бюджетную систему для финансирования государственных расходов.

Финансовые отношения внутри предприятия включают взаимосвязь между всеми структурными подразделениями и персоналом. Эти от ношения включают распределение прибыли, амортизационного фонда, инвестиционных средств. Отношения с рабочими и служащими — это формирование и выплата заработной платы, премий, материальной помощи, удержание и выплата налогов с доходов физических лиц [8; с. 232].

Выделяют также финансовые отношения с учредителями и акционерами, участвующими в финансовых отношениях по поводу распределения прибыли, дивидендов, наращивании акционерного капитала, паевых взносов.

Существуют финансовые отношения с персоналом по поводу формирования фонда заработной платы, стимулирования роста производительности труда за счет фонда накопления.

Прочие финансовые отношения возникают с профорганизациями, общественными организациями культуры, Обществом Красного Креста, Общества защиты детей и т. д. [10; с. 122].

Сложность и многогранность внешних и внутренних финансовых отношений предприятия определяет необходимость организации высокоэффективного управления его финансами.

Такое управление финансами отдельных хозяйствующих субъектов выделилось в странах с развитой рыночной экономикой в начале XX в. в специальную область знаний, которая получила название «Финансовый менеджмент». Именно финансовый менеджмент отвечает на вопросы: сколько требуется денежных средств, где их изыскать, как управлять ими рационально с высокой отдачей.

Важнейшая сторона финансовых отношений субъектов хозяйствования — необходимость формирования и использования различных фондов денежных средств. Только при наличии денежных фондов могут осуществляться многочисленные и разнообразные отношения между всеми участниками рыночных отношений. Формирование денежных фондов чаще всего носит целевой характер. Изначально предприятие создает свой уставный фонд или уставный капитал, который определяет возможности формирования основных и оборотных средств. Уставный капитал — основной источник собственных средств предприятия. Кроме этого, могут создаваться резервные фонды, фонды накопления, фонд потребления, амортизационный фонд и др.

Кроме того, на предприятии периодически могут создаваться фонды для выплаты дивидендов акционерам, фонд для платежей в бюджет различных налогов и платежей. Для погашения кредитных заимствований требуются также определенные суммы средств. Если предприятие предполагает вкладывать средства в развитие своей производственной деятельности, то требуются инвестиционные фонды [6; с. 16].

Рассмотрев основные положения финансового менеджмента в управлении финансово-хозяйственной деятельностью предприятия необходимо отметить, что, являясь составной частью общего менеджмента предприятий и организаций, финансовый менеджмент занимает в нем центральное место.

В следующем разделе данного реферата нами рассматривается эффективность управления финансовым механизмом предприятия.

1.2 Эффективность управления финансовым механизмом предприятия

В условиях рыночной экономики весьма важна эффективность управления финансовыми ресурсами. От того, насколько они своевременно и целесообразно трансформируются в основные и оборотные средства, покрывают текущие обязательства перед поставщиками, персоналом, государством, зависит финансовая состоятельность каждого предприятия.

Финансовый механизм управления предприятием центральный во всех финансовых отношениях. Он связан с управлением как финансовыми отношениями, так и денежными фондами [11; с. 7].

Организация управления финансами предприятия строится на использовании финансовых категорий (налоги, прибыль, амортизация, кредиты, цены), а также с помощью финансовых инструментов (планирование, учет, анализ, контроль).

Планирование имеет цель — составление различных финансовых планов, которые включают расходы на различные виды деятельности, а также изыскивают финансовые ресурсы для их покрытия.

Учет результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности — это основа финансовой информации.

Финансовый анализ — это необходимый элемент финансового менеджмента. Цели анализа — оценка финансового состояния предприятия и на этой основе определение его платежеспособности, ликвидности баланса, рентабельности.

Финансы — это не только экономическая категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на финансово-хозяйственную деятельность. Это воздействие осуществляется через финансовые механизмы, к которым относятся: формирование собственных и привлеченных финансовых ресурсов, все виды планирования, система налогообложения, проблемы инвестирования. Все это требуетфинансовой поддержки. На рисунке 1.1 представлена система финансового механизма.

Рисунок 1.1 — Структура финансового механизма

Управление движением финансовых ресурсов составляет главную цель финансового менеджмента. В структуру финансового механизма входят: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение [4; с. 16].

Финансовый механизм предприятий должен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функций.

В условиях рыночных отношений самостоятельность и ответственность предприятий за результаты своей деятельности возникает как объективная необходимость в выработке внутренней финансовой стратегии.

Финансовые ресурсы и капитал предприятия находятся в постоянном движении. Управление этим движением выражает главную деятельность финансового менеджмента.

Под управлением движением финансовых ресурсов и капитала понимается процесс воздействия финансовых отношений на величину и динамику изменения этих ресурсов. Такое воздействие осуществляется через финансовые механизмы посредством различных способов.

Однако следует подчеркнуть, что формирование и развитие российского рыночного механизма проходило в сложных и подчас негативных условиях. На начальном этапе высокими темпами нарастала инфляция, росли банковские процентные ставки, усилился налоговый гнет.

Как следует из определения финансового менеджмента — это, с одной стороны, принятие тактических решений по выбору источников финансирования для развития предпринимательской деятельности, а с другой — искусство, так как предполагает интуитивную комбинацию методов финансового управления [18; с. 23].

Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. При малом бизнесе для управления финансами достаточно квалификации бухгалтера или экономиста, так как финансовые операции не выходят за рамки обычных безналичных расчетов, основой которых является денежный оборот. Совершенно иная картина с финансами большого бизнеса. В большом бизнесе действует закон перехода количества в качество. Большому бизнесу требуется большой поток капитала и соответственно большой поток потребителей продукции (работ, услуг). При среднем и большом бизнесе, объем и размах деятельности которых измеряются значительными суммами, преобладают финансовые операции, связанные с инвестициями, движением и преумножением капитала. Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со специальной подготовкой в области финансового бизнеса — финансовые менеджеры (финансовые директора).

Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер, приобретая опыт, вырабатывая у себя интуицию и чутье рынка, становится ключевой фигурой бизнеса [16; с. 41].

Финансовый менеджмент ориентирован на следующие важнейшие принципы управления:

— контроль исполнения принятых решений;

— учет прошлого опыта и его экстраполяция на будущее;

— учет тенденций развития и возможных направлений изменений во внешней среде хозяйствования;

— учет стратегических целей и перспектив;

— экстренный характер принимаемых решений и производимых преобразований;

— признание непредсказуемости последствий влияния внешних факторов.

Ни один из этих принципов не отрицает наличия глобальных целей, хотя они зависят от масштабов и сфер деятельности предпринимателя и финансового менеджера.

Достижение целей задается стратегией развития. Задача стратегического курса заключается прежде всего в отторжении тех вариантов принятия решений, которые могут противоречить глобальным целям [20; с. 14].

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-экономическое хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства, играют финансы. Они — неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важна работа финансового менеджера [9; с. 36].

Рассмотрев общие теоретические аспекты управления финансовым механизмом предприятия, мы считаем необходимым, выявить особенности управления финансами торговой организации. Этому посвящена следующая глава данного реферата.

управление финансовый механизм торговля

2. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

2.1 Особенности организации финансов в сфере торговли

Специфика финансов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем:

— предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта;

— в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т. д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т. е. непосредственно с реализацией продукции;

— торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;

— торговля не создает дополнительной потребительной стоимости. Стоимость увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения;

— выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиления финансового контроля;

— финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров. Основными показателями торговой деятельности являются: товарооборот в денежном выражении, издержки обращения, валовой доход, прибыль и рентабельность;

— применение ручного труда, отражающего низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в торговле [11; с. 154].

Издержки обращения в торговле представляют собой затраты общественного труда, выраженные в денежной форме и связаны с процессом движения товаров от мест производства до потребителя.

Издержки обращения отличаются от себестоимости тем, что в них отсутствует стоимость закупаемых товаров, т.к. предприятия торговли закупают уже произведенные товары, затрачивая средства лишь на их доведение до потребителя.

На предприятиях торговли за счет отчислений, относимых на издержки обращения и производства, создаются следующие резервы:

— на оплату вознаграждений по итогам года и за выслугу лет;

— резерв на списание естественной убыли в пределах утвержденных норм;

— резерв на оплату отпусков;

— резерв на ремонт основных средств.

Факторы, влияющие на уровень издержек предприятий торговли:

— субъективные, непосредственно связанные с деятельностью предприятия — объем и структура товарооборота, использование собственного и заемного оборотного капитала, торговой площади, торгово-технического оборудования, транспортных средств, условия организации и оплаты труда работников и др.;

— объективные, к которым относятся изменения: розничных цен, тарифов на перевозки товаров различными видами транспорта, процентных ставок за пользование банковским кредитом, стоимости коммунальных услуг, арендной платы и др. [15; с. 137].

Предпринимательская деятельность в торговле связана с формированием и использованием основного и оборотного капитала, необходимого для продвижения, хранения и реализации товаров.

Основной капитал охватывает все объекты, предназначенные для постоянного пользования: основные средства, нематериальные активы и финансовые вложения.

Основные средства торгового предприятия состоят из:

— активной части, включающей торговое оборудование, машины, транспортные средства и т. д., удельный вес которых в структуре основных фондов по сравнению с промышленными предприятиями в три раза меньше и составляет 10%;

— пассивной части, включающей здания, помещения, сооружения и т. д., удельный вес которых составляет 80%.

Особенностью функционирования основных средств в торговле является их высокая стоимость, длительная эксплуатация, высокая производительность, экономичность и надежность. Затраты на воспроизводство основных средств производятся в форме капитальных вложений и финансируются из тех же источников, что и в промышленности.

Оборотные средства торговли представляют собой совокупность денежных средств, инвестированных в сферу обращения в качестве источника финансирования авансируемых торговыми предприятиями затрат на создание необходимых товарных запасов и совершение издержек обращения [12; с. 164].

Оборотные средства по степени планирования подразделяются на:

— нормируемые, включающие запасы товаров, тары, топлива, сырья; денежные средства в кассах и пути; малоценные и быстроизнашивающиеся предметы; расходы будущих периодов.

— ненормируемые, включающие денежные средства на счетах в банках; средства в расчетах (дебиторы).

В структуре оборотных средств предприятий торговли наибольший удельный вес занимают товарные запасы (около 90%), что обусловлено рядом причин, связанных с особенностью торгового обслуживания:

— равномерностью процессов обращения;

— сезонностью производства и потребления;

— неравномерностью размещения производства и районов потребления;

— непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;

— преобразованием производственной продукции в торговую;

— необходимостью образования страховых резервов и др [17; с. 132].

При анализе и планировании большое значение имеет соизмерение товарных запасов с товарооборотом. Этот показать — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося на предприятиях торговли на определенную дату и показывает, на сколько дней торговли хватит товарного запаса. Товарные запасы в днях исчисляются по формуле:

До = З * Т/О,

где:

До — дни оборота, уровень товарных запасов; З — сумма товарных запасов; О — объем товарооборота; Т — число дней в периоде.

Размеры товарных запасов связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение времени обращения товаров способствует:

— повышению эффективности товарного обращения;

— непрерывности воспроизводственного процесса;

— повышению прибыли и рентабельности.

Оценка товарных запасов товаро-материальных ценностей (сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, тары, запасов) производится по фактической себестоимости, которая подвержена существенным колебаниям, вызванным изменением цен, стоимости услуг, расходов на транспортировку и др. составляющих себестоимости. Поэтому для оценки стоимости запасов на конкретную дату, необходимо использовать такие методы как:

— оценка по текущим ценам;

— по фактическим ценам закупки;

— по средним фактическим ценам закупки.

От выбранного метода зависит величина издержек, прибыль и сумма, уплачиваемых налогов.

Конечным финансовым результатом деятельности торговых предприятий, как и в промышленности, является прибыль или убыток.

Валовой доход торгового предприятия представляет собой сумму всех доходов полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость в виде торговых наценок.

Валовой доход определяется двумя методами — методом прямого счета и аналитическим. При определении валового дохода необходимо учитывать доходы от других видов деятельности и внереализационных операций [11, с. 155].

Изучив основные особенности организации финансов в сфере торговли, мы считаем необходимым выявить основные показатели эффективности деятельности торговых организаций. Этому посвящен следующий раздел данного реферата.

2.2 Показатели эффективности деятельности торговых организаций

Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей товарами и услугами.

Специфической чертой деятельности торговых организаций является то, что в их деятельности сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка, упаковка и т. д.) с операциями непроизводственного характера, связанными со сменой форм собственности, то есть непосредственно с реализацией продукции.

Для предприятий торговли важно своевременно определить стратегию управления запасами и нормативный уровень запасов, позволяющие высвободить значительные оборотные средства, замороженные в неликвидных запасах, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности предприятия.

Управление запасами состоит в формировании такой структуры запасов, и определении такого порядка пополнения и расходования запасов, при которых затраты на их хранение будут минимальными, а прибыль от реализации товаров — максимальной.

Основным показателем, характеризующим эффективность деятельности торговых предприятий, является розничный оборот. Товарооборот представляет собой объем проданных товаров в денежном выражении за определенный период времени [14; с. 354].

Оборот (объем реализации) рассчитывается:

где

Q — объем реализации (розничный оборот);

Zn — запасы товаров на начало периода;

P — поступление товаров;

V — прочее выбытие товаров;

Zk — запасы товаров на конец периода.

Каждое из алгебраических слагаемых товарного баланса соответствующим образом влияет на объем оборота [15; с. 176].

Для оценки влияния эффективности использования товарных ресурсов на оборот применяется модель зависимости розничного оборота от товарооборачиваемости и размера товарных запасов:

где

Коб — коэффициент оборачиваемости, характеризующий количество оборотов товарных запасов за данный период;

— средний товарный запас за период, рассчитанный по средней арифметической или средней хронологической

Ускорение товарооборачиваемости ведет при прочих равных условиях к увеличению объема продаж [12; с. 155].

На объем оборота влияют трудовые факторы: численность работников, организация и производительность труда:

где

— среднесписочная численность работников;

В — выработка (товарооборот на одного работника).

Объем товарооборота может быть выражен произведением среднегодового количества рабочих мест М, количества рабочих дней ТР, продолжительности рабочего дня tсм, среднечасовой выработки на одно рабочее место Вч [14; с. 356]:

Так же для оценки товарооборота используют показатели эффективности использования основных средств:

­ выработка (размер товарооборота) на 1 м2 товарной площади — Н:

где

Пт.з — площадь торгового зала;

­ фондоотдача основных средств — Fo:

где

S — среднегодовая стоимость основных средств.

Анализ оборота позволяет количественно оценить резервы роста розничного оборота торгового предприятия [15; с. 178].

Важную роль в оценке эффективности деятельности предприятия играет анализ затрат.

Издержки обращения торговли — это издержки связанные со сбытом и приобретением товаров, с процессом доведения товаров от производителя до потребителя (расходы, связанные с закупкой, перевозкой, хранением и реализацией товаров) [12; с. 158]. Иначе можно сказать, что издержки обращения есть текущие затраты, связанные с процессом обращения товаров.

Основной моделью детерминированного факторного анализа суммы издержек обращения является мультипликативная модель зависимости издержек от объема товарооборота и уровня издержек [14; с. 359]:

где

Ио — издержки обращения;

Уи — уровень издержек обращения.

Значительное место в анализе эффективности деятельности торговой организации занимает анализ использования оборотных средств. Поэтому необходимо оценивать:

­ коэффициент оборачиваемости товарных запасов характеризует размер объема выручки от реализации товаров в расчете на один рубль товарных запасов:

где

Коб — коэффициент оборачиваемости товарных запасов.

­ продолжительность одного оборота в днях представляет собой отношение суммы среднего остатка товарных запасов к сумме однодневной выручки от реализации товаров за анализируемый период:

где

Тоб — оборачиваемость товарных запасов;

Т — число дней анализируемого периода.

­ коэффициент загрузки товарных запасов в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль розничного оборота:

где

Кз — коэффициент загрузки товарных запасов в обороте.

­ рентабельность товарных запасов представляет собой удельную величину прибыли торгового предприятия по отношению к средней сумме товарных запасов:

где

Rоб — рентабельность товарных запасов;

П — прибыль (доход) [12; с. 162].

Обобщающая оценка эффективности деятельности торговой организации дается на основе анализа ее финансовых результатов.

Валовой доход — исчисленный в денежном выражении суммарный годовой доход фирмы, полученный в результате производства и продажи товаров.

где

ВД — валовой доход;

Вот реал — выручка от реализации товаров;

Мз — материальные затраты.

Валовой доход может быть рассчитан и как произведение товарооборота и уровня валового дохода:

где

Увд — уровень валового дохода.

Уровень любого показателя в торговле может быть представлен как отношение соответствующего показателя к розничному обороту. Уровень валового дохода является для торговли показателем цены, варьируя которым предприятие может влиять на объем спроса, выбирая тем самым оптимальное сочетание цены и спроса, и добиваясь наибольшего объема валового дохода.

Прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери, обобщаются результаты хозяйствования [7; с. 242].

Прибыль подразделяется на прибыль от реализации товаров, балансовую прибыль и чистую прибыль. По нашему мнению для оценки эффективности деятельности отрасли розничной торговли наиболее целесообразным является исчисление прибыли от реализации товаров, так как именно реализация является основным видом деятельности таких предприятий и отражает их результативность [12; с. 164].

Прибыль от реализации товаров определяется следующим образом:

где

Пр — прибыль от реализации товаров;

Прибыль от реализации товаров можно определить и так:

где

А — акцизы;

Но — налоги и другие налоговые обязательства.

В процессе анализа следует определить показатель рентабельности продаж. Уровень рентабельности торговых предприятий на практике обычно определяют отношением прибыли от реализации к выручке от реализации товаров:

где

РП — рентабельность продаж.

Таким образом, анализ эффективности деятельности предприятий торговли должен сопровождаться изучением динамики и факторным анализом таких показателей как розничный оборот, затраты, оборачиваемость товарных запасов, валовой доход, прибыль от реализации товаров, а также рентабельность продаж [7; с. 243].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, финансовый менеджмент представляет собой процесс управления формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта.

В условиях рыночной экономики весьма важна эффективность управления финансовыми ресурсами. От того, насколько они своевременно и целесообразно трансформируются в основные и оборотные средства, покрывают текущие обязательства перед поставщиками, персоналом, государством, зависит финансовая состоятельность каждого предприятия.

Торговля выступает самостоятельной отраслью экономики, особым видом хозяйственной деятельности субъектов, занимающихся непосредственным обеспечением потребителей товарами и услугами.

Специфика финансов торговли (сферы товарного обращения) состоит в следующем:

— предприятия и организации торговли являются связующим звеном между производством продукции и ее потреблением, способствуют завершению кругооборота общественного продукта;

— в деятельности предприятий торговли сочетаются операции производственного характера (закупка, хранение, фасовка и т. д.) с непроизводственными, связанными со сменой собственников, т. е. непосредственно с реализацией продукции;

— торговые предприятия в зависимости от характера их деятельности и назначения подразделяются на предприятия оптовой торговли и предприятия розничной торговли;

— торговля не создает дополнительной потребительной стоимости. Стоимость увеличивается в результате затрат дополнительного общественного труда, что приводит к увеличению издержек обращения;

— выручка от реализации товаров предприятий торговли поступает в налично-денежной форме, работники торговли несут личную материальную ответственность за сохранность имущества и денежных средств, что требует усиления финансового контроля;

— финансовое состояние предприятий торговли зависит от оптимальности издержек обращения и длительности времени реализации товаров.

— применение ручного труда, отражающего низкий уровень механизации и технической вооруженности труда в торговле.

Необходимо отметить, что для предприятий торговли важно своевременно определить стратегию управления запасами и нормативный уровень запасов, позволяющие высвободить значительные оборотные средства, замороженные в неликвидных запасах, что в конечном итоге повышает эффективность деятельности предприятия.

1. Абрютина М. С. Экономический анализ торговой деятельности. — М.: Дело и сервис, 2003. — 356 с.

2. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 240 с.

3. Бланк И. А. Финансовый менеджмент. Учебный курс. — 2-е изд., перераб. и доп. — К.: Ника-Центр, 2004. — 656 с.

4. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. Полный курс. В 2-х томах. — СПб.: Экономическая школа, 2004. — Т.2. 669с.

5. Дранко О. И. Финансовый менеджмент: Технологии управления финансами предприятия. Учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2004. — 351 с.

6. Карасева И. М., Ревякина М. А. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2006. — 335 с.

7. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. Для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. — Мн.: Высшая школа, 2005. — 478 с.

8. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2007. — 1024 с.

9. Кузнецов Б. Т. Финансовый менеджмент. Учебное пособие. — М.: Юнити-Дана, 2005. — 415 с.

10. Лукасевич И. Я. Финансовый менеджмент: учебник. — М.: ЭКСМО, 2008. — 768 с.

11. Николаева Т. П. Финансы предприятий / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, М., 2003 — 158 с.

12. Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. Пособие для вузов / под ред. Проф. Н. П. Любушина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 546 с.

13. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 269 с.

14. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь — 3-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2000. — 767 с.

15. Экономика предприятия торговли и сферы услуг: Учеб. пособие / Под ред Аванесова Ю. А. — М.: МИПП ТОО «Люкс-арт», 2004. — 328 с.

16. Семенов Н. К. Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник. — 5-е изд., — М.: Перспектива, 2003. — 656 с.

17. Теплова Т. В. Финансовый менеджмент: управление капиталом и инвестициями. Учебник. — М.: ГУВШЭ, 2005. — 348 с.

18. Финансовый менеджмент: теория и практика. / под ред. Стояновой Е. С. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Перспектива, 2003. — 656 с.

19. Финансовый менеджмент. Учебник для ВУЗов. / под. ред. Поляка Г. Б. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 527 с.

20. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / под ред. Шохина Е. И. — М.: ФБК-Пресс, 2004. — 408 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой