Формирование и развитие эффективной системы корпоративного менеджмента в промышленности на основе методического инструментария
В 2002 году в российской экономике началось снижение темпов экономического роста. По всей видимости, бурный рост 1999;2001 гг., основанный на использовании простаивающих мощностей и фактически свободных человеческих ресурсов, исчерпал свой потенциал. Для дальнейшего экономического роста необходим новый физический и человеческий капитал. Инвестиции в новый капитал могут финансироваться как… Читать ещё >
Содержание
- 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 1. 1. Теоретические основы корпоративного менеджмента промышленного предприятия
- 1. 2. Нормы корпоративного управления промышленными предприятиями в условиях конкуренции
- 1. 3. Методология корпоративного менеджмента промышленных предприятий в современных условиях
- 2. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОГО КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
- 2. 1. Анализ состояния и развития отраслевой промышленности и специфика формирования корпоративного бизнеса
- 2. 2. Корпоративно-информационные системы промышленных предприятий как важнейший фактор повышения его конкурентоспособности
- 2. 3. Методика оценки бизнеса и промышленных компаний в системе корпоративного менеджмента
- 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРПОРАТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
- 3. 1. Модель мониторинга состояния и изменения системы корпоративного менеджмента на промышленных предприятиях
- 3. 2. Выбор критериев и разработка методики совершенствования корпоративного планирования промышленного предприятия
- 3. 3. Совершенствование корпоративного менеджмента в российской промышленности на основе повышения качества корпоративного
Формирование и развитие эффективной системы корпоративного менеджмента в промышленности на основе методического инструментария (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
192.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ,.199.
Актуальность темы
исследования. Концепция корпоративного менеджмента в настоящее время находится в центре научного осмысления. В течение последних 15 лет реформ российской экономики корпоративные структуры в России становятся центрами консолидации собственности и интеграции капитала. Соответственно, эффективный корпоративный менеджмент способствует инвестиционной привлекательности компаний и во многом определяет эффективность отраслей, регионов и, в конечном счете, экономики страны в целом.
Эффективное управление корпорацией подразумевает широкий диапазон задач, включая все аспекты классического управления, а также новые для российской практики вопросы «правильных», цивилизованных взаимоотношений участников корпоративного управления.
Данное обстоятельство создает объективную необходимость формирования и развития эффективной системы корпоративного управления российскими промышленными предприятиями.
Состояние изученности проблемы. В исследовании теоретико-методологических, практических основ формирования и развития системы корпоративного менеджмента предприятий значительный вклад внесли такие крупные ученые, как Акофф Р., Ансофф Н., Бирглоф Н., Дэвид А., Карлофф Б., Коллинз Дж., Кунц X., Мауир Р., Мианз Ж., Морск Р., СГДоннел, Рахин-ский А., Уайли Дж., Хэнди Ч., Энтов Р. и многие другие зарубежные авторы. Среди российских авторов большой вклад в разработку теории и методологии корпоративного менеджмента предприятия внесли: Архипов С., Виханский О. С., Горячева М. В., Гуриев С. М., Коротков Э. М., Кныш М. И., Мазур И. И., Массютин С. А., Мильнер Б. З., Радыгин А., Цухло С. В., Шапиро В. Д. и др.
Проблемам теории и практики современного корпоративного управления посвящены исследования Андронова В. В., Гурнева С. М., Королева B.C., Лазарева О. В., Мазура И. И., Орехова С. А., Рачинского А. А., Селезнева В. А., и других авторов.
Несомненную ценность имеют новые разработки по формированию и развитию системы корпоративного менеджмента предприятия в рыночных условиях, авторами которых являются научные коллективы Государственного университета управления им. С. Орджоникидзе, Российской экологической академии, школы менеджеров крупной корпорации, Российской экономической школы, Центра экономических и финансовых исследований и разработок, Института экономики переходного периода.
Вместе с тем, многие проблемы корпоративного управления предприятиями оказались исследованы не в полной мере. Особенно, что касается вопросов системного рассмотрения совокупности корпоративного менеджмента в рыночных условиях с учетом его стратегически целенаправленного и целесообразного характера.
Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования обусловлена объективной необходимостью теоретического осмысления, методологической разработки и выработки практических рекомендаций по формированию и развитию системы корпоративного менеджмента предприятия в современных условиях хозяйствования.
Объектом исследования являются промышленные корпоративные образования.
Предметом исследования являются методы и инструменты формирования системы корпоративного управления.
Цель диссертационного исследования заключается в разработке научных положений и методического обеспечения процесса формирования и развития эффективной системы корпоративного менеджмента промышленных предприятий.
Достижение поставленной цели потребовало решение следующих задач:
— исследовать и уточнить основные теоретические положения корпоративного менеджмента на промышленных предприятиях и определить те из них, которые в наибольшей степени соответствуют современному этапу развития экономики и управления;
— раскрыть содержание корпоративного менеджмента на основе внедрения внутренней структуры корпоративной системы управления промышленными предприятиями;
— проанализировать условия обеспечения эффективности корпоративного менеджмента промышленных предприятий и разработать методику оценки бизнеса и промышленных компаний;
— на основе системного подхода разработать конкретную процедуру формирования корпоративно-информационной системы (КИС) промышленного предприятия;
— исследовать механизм корпоративного индикативного планирования как одного из важнейших направлений совершенствования всей системы корпоративного менеджмента промышленных предприятий;
— предложить рекомендации по совершенствованию методов корпоративного менеджмента для решения задач повышения эффективности деятельности промышленных предприятий.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов в данной объективно-предметной области, материалы и рекомендации научно-практических конференций и семинаров, нормативно-правовые акты Российской Федерации, Федеральной службы по финансовым рынкам, послания Президента РФ Федеральному Собранию. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование системного и процессного подходов к решению проблем, а также применение комплексной методологии с исследованием функционально-логического, факторного и статистического анализа, экономико-математических методов.
Информационной базой исследования явились статистические данные Федеральной службы государственной статистики, территориального органа Федеральной службы государственной статистики области, Центрального Федерального Округа, а также данные, опубликованные в периодической печати.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании теоретических положений и методических рекомендаций по формированию и развитию системы корпоративного менеджмента промышленных предприятий в рыночных условиях на основе уточнения принципов и методов эффективного корпоративного менеджмента.
Научная новизна подтверждается следующими полученными результатами, выносимыми на защиту:
1. На основе рассмотрения основных теоретических характеристик современного корпоративного управления обосновано авторское определение и содержание понятия корпоративного менеджмента промышленного предприятия, которое учитывает разделение корпоративного менеджмента на две взаимосвязанные ветви — управление предпринимательской деятельностью и корпоративное управление, подразумевающее систему взаимоотношений между собственниками предприятия и теми, кто им управляет, т. е. менеджерами, а также заинтересованными группами (органами самоуправления, кредиторами и др.) (п. 15.13 Паспорта специальности 08.00.05);
2. Построена структурная модель корпоративной системы управления, позволяющая определить основные категории корпоративного менеджмента и ключевые факторы его эффективности (п. 15.3, п. 15.12 Паспорта специальности 08.00.05);
3. Предложен методический инструментарий корпоративного менеджмента в промышленности в современных условиях. В частности: классификация методов, используемых в корпоративном управлении, функциональная структура корпоративного менеджмента, состав процесса определения функций корпоративного менеджмента, взаимосвязь компонентов бизнес-системы компании в этом процессе. Это позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать правила и процедуры их осуществления с целью повышения ее эффективности в рамках корпоративного менеджмента (п. 15.3, п. 15.12 Паспорта специальности 08.00.05);
4. Усовершенствована корпоративно-информационная система (КИС) промышленного предприятия в части определения ее элементов, структуры, которая включает в себя различные методы управления ресурсами, процессами, проектами и корпоративными элементами: корпоративное право, корпоративную культуру, кодекс поведения, структуру и методы контроля собственности, стандарты и правила отчетности (п. 15.8 Паспорта специальности 08.00.05);
5. Разработана конкретная авторская процедура диагностики корпорации, которая включает в себя: ситуационный анализ, ориентированный на организационно-управленческий анализ, финансово-экономический анализ, производственно-хозяйственный анализ, анализ кадрового потенциала и оценку бизнеса компании, ориентированные на исследование внешних и внутренних условий деятельности промышленных компанийопределены цели и стратегии ориентированные на успешность бизнеса и повышение эффективности корпоративного менеджмента компании, что позволяет определять ее место на рынке, а также дает направления ее развития (п. 15.3, п. 15.13 Паспорта специальности 08.00.05);
6. Предложен систематизированный комплекс плановых процедур для достижения корпоративных плановых целей на основе решения задачи формализации внешних рисков с использованием предлагаемой экономико-математической модели, что способствует повышению эффективности планирования (п. 15.4 Паспорта специальности 08.00.05).
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные теоретические и научно-методические результаты могут использоваться промышленными предприятиями для решения задач по формированию и развитию корпоративного менеджмента и повышению эффективности индикативно-корпоративного планирования, а также значительно пополнить методическую базу управления корпоративным планированием на предприятиях промышленности и повысить ее уровень. Методическое обеспечение, созданное при выполнении исследования, может быть использовано менеджерами высшего звена пирамиды аппарата управления и специалистами предприятий при выборе основных методов и процедуры анализа ситуаций и принятия решений в управлении корпорацией, выборе методики корпоративно-информационной системы (КИС) промышленных предприятий. Это позволяет обеспечить более высокую эффективность корпоративного менеджмента и повысить конкурентоспособность российской промышленности в целом.
Результаты выполненного исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин: «Основы менеджмента», «Стратегическое управление», «Внутрифирменное планирование», «Корпоративный менеджмент» студентами и слушателями экономических специальностей вузов.
Апробация и реализация результатов диссертационного исследования. Основные теоретические положения и практические результаты диссертационного исследования обсуждались и получили положительную оценку на научно-практических конференциях разного уровня, в том числе на: международной научно-практической конференции «Социальноэкономические и правовые проблемы российских реформ» (г.Москва, 2002), международной конференции молодых ученых «Российская государственность: истоки, становление, проблемы» (г.Орел, ОРАГС, 2003), всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы планирования и прогнозирования» (г.Орел, 2003), научно-практической конференции «Административные реформы в РФ в государственном и муниципальном управлении» (г.Орел, ОРАГС, 2004), международной научно-практической конференции «Компьютерные технологии при моделировании, в управлении и экономике» (г.Харьков-Рыбачье, 2003;2005), а также на научных конференциях профессорско-преподавательского состава ВУЗов Орла, Брянска, Тулы, Смоленска (2003;2005гг.).
Методические рекомендации диссертационного исследования нашли практическое применение на ряде промышленных предприятий г. Москвы и Подмосковья, в частности, государственной акционерной комплекс-корпорации «ТОНАР», РАО «Норильский никель», «ТВЭЛ-Инвест» и других.
Публикации. По результатам исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом 4,4 п.л., в которых отражено основное содержание диссертации.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 154 источника. Рукопись содержит 210 страниц текста, в том числе 36 рисунков, 49 таблиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Результаты проведенных исследований позволяют сформулировать следующие выводы и предложения:
1. Анализ различных определений корпоративного управления предприятием и подходов к формированию корпоративных структур в современных условиях рынка показал, что в настоящее время корпоративные структуры в России становятся центрами консолидации собственности и интеграции капитала. Соответственно, корпоративное управление способствует инвестиционной привлекательности компаний и во многом определяет эффективность отраслей, регионов и, в конечном счете, экономики страны в целом. Эффективное управление корпорацией подразумевает широкий диапазон задач, включая все элементы классического управления — финансами, кадрами, производством, ресурсами, инвестициями и др., а также, для российской практики, вопросы правильных, цивилизованных взаимоотношений участников корпоративного управления, как то: корпоративное право, корпоративная культура, кодекс корпоративного поведения, структура и контроль собственности, стандарты и правила финансовой отчетности, производственно-коммерческая ориентация.
2. В диссертации приведена авторская структура понятия корпоративного менеджмента и корпорации как совокупности принципов, методов и организационных форм профессионального осуществления руководства деятельности корпорации в рыночных условиях, направленного на достижение целей деятельности и получение прибыли путем рационального использования ресурсов. Корпорация это предпринимательская организация (юридическое лицо, в том числе, и акционерное общество и другие виды хозяйствующих обществ) обладающая: развитой организационной структурой, широким диапазоном видов деятельности, развитой системой хозяйственных связей, штатом профессиональных менеджеров. Все корпорации отличаются друг от друга по различным аспектам (видам бизнеса, функциям, методам и принципам управления, сложности операций и процедур). Итак, корпоративный менеджмент корпорации — это синтетическая мультидисциплина, объединяющая на единой методической основе совокупность известных прикладных дисциплин, таких как организация и планирование (предприятий и процессов), экономика предприятий, маркетинг, менеджмент (общий, стратегический, проектный и др.), управление персоналом и др.
3. В работе предложена принципиальная структура корпоративной системы управления промышленными компаниями, где ключевыми факторами эффективного корпоративного менеджмента являются: постоянно адаптирующиеся к внешним условиям миссия, цели и стратегии развития компании и бизнеса, соответствующие требованиям потребителей результатов бизнеса (отдельные люди, общности, компании, рыночная среда, общество в целом) — стратегически ориентированная, адаптивная, оптимальная структура компании (бизнес-процессы, организационная структура, структура управления, кадровая структура), обеспечивающая максимально возможную результативность бизнеса (высококачественная продукция в широком смысле слова в требуемом объеме) с минимально возможными издержками на функционирование бизнесавысококомпетентный развивающийся персонал, оптимально взаимодействующий в рамках бизнес-процессов и нацеленный на результат бизнеса и тем самым на качественный, своевременный, экономичный процесс его достиженияэффективная система ведения бизнеса и менеджмента, включающая оптимизированные методы, принципы, технологии, процессы и процедуры, базирующиеся на современных информационных и телекоммуникационных технологияхпродвинутая корпоративная культура, базирующаяся на адаптивном, одновременно стратегическом и ситуационном стиле руководства, а также на совместном, коммуникативном и целенаправленном взаимодействии персонала. Корпоративная культура — мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать все структурные подразделения и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии и стратегии.
4. Корпоративная система управления — это совокупность корпоративной бизнес-системы, включающей миссию, стратегии, цели, корпоративную диагностику, систему бизнесов и ресурсов компании, организационную структуру компании, систему бизнес-процессов компании, законодательное и нормативное обеспечение, корпоративные стандарты, систему корпоративных отношений, технологии корпоративного управления, корпоративную культуру, корпоративный офис, корпоративную информационную средуобщих функций корпоративного менеджмента — прогнозирования и планирования, организации, учета, анализа и контроля, координации и регулирования, а также корпоративных бизнес-функций — управления проектами и управления финансами, элементами которых являются персонал, инновации, инвестиции, проекты, финансы, снабжение и сбыт, качество, маркетинг, экология, безопасность, риски, международная деятельность, собственность и ценные бумаги, коллегиальные органы. Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления. Общие функции и бизнес-функции менеджмента, взаимно дополняя друг друга, создают целостную систему, позволяющую дифференцировать методы и приемы управленческого воздействия на деятельность компании, специализировать органы управления и труд отдельных менеджеров.
5. Развитие отраслей промышленности и специфика формирования отечественного корпоративного бизнеса непосредственным образом связаны с происходящими в стране трансформационными процессами в экономике. Исходя из обобщения опыта зарубежных стран, выделяются следующие типы стратегий развития: стратегия использования природных ресурсовстратегия «преследования" — стратегия «передовых рубежей».
В российской экономике корпоративное управление можно рассматривать как систему взаимоотношений между менеджерами компании и их владельцами (акционерами), а также другими заинтересованными сторонами, по вопросам, связанным с обеспечением эффективности деятельности компании и обеспечением интересов владельцев и других заинтересованных сторон.
Корпоративное управление — это процесс, в соответствии с которым устанавливается баланс между экономическими и социальными целями, между индивидуальными и общественными интересами.
Корпоративное управление — вид хозяйственного управления корпоративными объединениями, основными функциями которого является стратегическое планирование развития входящих в корпорацию хозяйственных единиц и корпорации в целом по видам производимой продукции, работ и услуг, объемам выпуска продукции, её обновлению, развитию видов производства и технологии, использования и реконструкции оборудования, достижения конкурентных преимуществ на рынке новой продукции и традиционных рынках, обеспечения устойчивого роста производительности труда, совершенствование организационной структуры корпорации и коммуникационных отношений между её элементами и приведение их в соответствие с изменениями в сфере производства и условиями рынка.
Корпоративное управление представляет собой постоянное, преемственное обеспечение корпоративных интересов и выражается в корпоративном контроле. Таким образом, корпоративное управление технически сводится к трем важнейшим направлениям: управлению капиталом и собственностьюуправлению технологическим процессом, включая сбыт продукцииуправлению денежными потоками, оборотным капиталом, пассивами.
Специфика корпоративного управления состоит в том, что объектом управления является совокупность независимых друг от друга взаимодействующих хозяйствующих субъектов, каждый из которых имеет собственные функции. Так центральная (управляющая) компания выполняет функции управления — планирование производства, мотивация, контроль, определение стратегии, сбор информации о функционировании предприятий, взаимодействие с фискальными органами, распределение прибыли, а хозяйствующие субъекты, входящие в состав корпорации, выполняют функции производства в рамках, отведенных производственным планом, составленным в соответствии со стратегией функционирования корпорации.
6. Предлагаемая методика разработки корпоративной информационной системы (КИС) предполагает серьезное изменение структуры предприятия, сопряженное с реинжинирингом отдельных бизнес-процессов и процессов принятия решений. Разработка КИС предполагает выполнение ряда этапов, в том числе:
— выявление потребности в информации;
— системный учет масштабов изменений;
— перестройку бизнес-процессов;
— создание IT-инфраструктуры;
— разработку информационных сетей;
— реализацию проекта разработки и внедрения КИС.
Прежде чем осуществлять проект внедрения КИС, необходимо максимально формализовать его цели, сопоставить им соответствующие шкалы для измерения степени достижения этих целей.
Не следует пренебрегать стадией предпроектного анализа. Любая неточность на этом этапе обернется десятикратными потерями на последующих этапах. Лучше привлечь профессиональных консультантов для обследования предприятия и постановки задач менеджмента. При этом, следует иметь дело с солидными компаниями, так как, к сожалению, кроме консультантов, существуют ещё и псевдоконсультанты.
Следует старательно и обоснованно подходить к выбору программного обеспечения для построения КИС, так как ошибки дорого обходятся. Не обязательно изучать много систем, можно воспользоваться аналитическими обзорами специализированных независимых агентств, а еще лучше посмотреть их «живьем», а не по маркетинговым материалам разработчиков. Не стоит пытаться разрабатывать систему силами своих программистов. Готовые системы разрабатываются специализированными коллективами на протяжении многих лет и имеют реальную себестоимость гораздо выше продажной цены — известный парадокс, характерный для программных и интеллектуальных продуктов.
7. В 2002 году в российской экономике началось снижение темпов экономического роста. По всей видимости, бурный рост 1999;2001 гг., основанный на использовании простаивающих мощностей и фактически свободных человеческих ресурсов, исчерпал свой потенциал. Для дальнейшего экономического роста необходим новый физический и человеческий капитал. Инвестиции в новый капитал могут финансироваться как из внутренних, так и из внешних источников. Внутреннее финансирование доступно в основном сырьевым предприятиям, поэтому для диверсификации экономики и развития несырьевых секторов необходимы внешние инвестиции. В свою очередь, внешние инвестиции невозможны без повышения качества корпоративного управления. Улучшение корпоративного управления и защита внешних инвесторов является основной целью внедрения Кодекса корпоративного поведения. Кодекс устанавливает стандарты корпоративного управления, которые предприятия вполне могут внедрить до принятия Кодекса. Поэтому для определения спроса на корпоративный менеджмент следует не только выяснить намерения руководителей предприятий, но и их реальные действия. Наше исследование дает возможность оценить текущее состояние корпоративного менеджмента на российских предприятиях. В диссертации представлены результаты исследования качества корпоративного менеджмента и факторов, от которых оно зависит.
8. В работе предлагается методика организации системы корпоративного менеджмента промышленного предприятия, которая включает шесть последовательных шагов (ситуационный анализ, организационно-управленческий анализ, финансово-экономический анализ, производственно-хозяйственный анализ, анализ кадрового потенциала, оценка бизнеса и компаний). В рамках каждого шага производится выбор наиболее качественного исполнения элементов системы корпоративного менеджмента. Для оценки качества элементов системы необходимо использовать алгоритм экспертной оценки бизнеса корпорации как одну из важнейших задач корпоративного менеджмента, которая позволила ряду промышленных объектов, таких как.
Государственный акционерный комплекс-корпорация «ТОНАР», ОАО «РСМ «Машиностроительные предприятия», РАО «Норильский никель», ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» определить конкурентоспособность и успешность корпорации на рынке, служила индикатором развития компании. Определено, что системная реализация предложенных рекомендаций по формированию и развитию корпоративного менеджмента, увеличивает деловой ЧДД в 2,98 раза.
Список литературы
- Ажлуни A.M., Потапова Н. Н. Анализ экономических реформ и модернизация экономики России // Государственное и муниципальное управление: территориальный аспект. Орел: ОРАГС, 2005. — С. 3−12 (0,5 п.л., авторских — 0,35 п.л.).
- Акофф. Рассел JI. Планирование будущего корпорации. — М., 2002.
- Алексеев Г. В., Семенов А. С. Акционерное общество в условиях обновленного законодательства. — М. 2002.
- Аникеев С.Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». М., Фолиум, 1995.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., Издательство «Питер», 1999.-416 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.
- Багиев Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- под общ ред. Г. Л. Багиева. М., ОАО «Изд-во «Экономика», 1999.
- Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента: Учебное пособие. — М.: «Финансы и статистика», 2001.
- Бандурин А.В. Деятельность корпораций. М.: Буквица 1999. — 600 с.
- Бауэр Р., КолларЭ., Тан В., Управление инвестиционным проектом: Опыт IBM. М., ИНФРА-М, 1995.
- Беляева И.Ю. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленной элиты. (Российский опыт). М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1999. — 296 с.
- Бочаров В.В. Корпоративные финансы. СПб.: Питер, 2001.-256 с.
- Буданов Е.Н. Инвестиции в стержневое производство — первый шаг в преодолении кризиса // Литейное производство — № 3,1997.
- Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. — М.: «ИНФРА-М», 1999.16.