Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Внешнеполитическая стратегия Вьетнама в контексте развития региональной системы безопасности в Юго-Восточной Азии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблемы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Материалы «круглого стола», 17 сент. 1998 г. / Дипломат, акад. МИД России. Ин-т актуал. междунар. пробл.- Отв.ред. Бажанов Е. П. — М.: Науч. кн., 1999; Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. М. 1997; Болятко А. В. Дальний восток: в поисках стратегической стабильности. ИДВ. М. 2003; Гребенщиков Э. С. АСЕАН — США: новый… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты стратегического планирования во 22 внешней политике
    • 1. 1. Характеристика механизма функционирования стратегии
    • 1. 2. Характеристика основных составляющих стратегии
    • 1. 3. Оценка факторов риска при выработке и реализации стратегии
    • 1. 4. Проблема принятия решений в процессе выработки и реализации 41 стратегии внешней политики
    • 1. 5. Роль национальных интересов в стратегическом планировании
    • 1. 6. Видение Вьетнамом своих национальных интересов
  • Выводы к Главе I
  • Глава II. Региональные аспекты безопасности в Юго-Восточной Азии
    • 2. 1. Подходы к определению региональной системы безопасности
    • 2. 2. Типология концепций региональной безопасности
    • 2. 3. Роль Юго-Восточной Азии как региона во внешней политике 92 Вьетнама
    • 2. 4. Взаимодействие Вьетнама и региональных международных 96 организаций по вопросам безопасности
    • 2. 5. Региональное взаимодействие Вьетнама и великих держав по 107 вопросам безопасности
    • 2. 6. Региональное взаимодействие по разрешению конфликта в Южно- 111 Китайском море
  • Выводы к Главе II
  • Глава III. Региональные аспекты безопасности во внешней политике 119 Вьетнама
    • 3. 1. Эволюция внешнеполитического курса Вьетнама с VI по 122 X съезд КПВ
    • 3. 2. Принципы построения внешнеполитической стратегии Вьетнама
    • 3. 3. Формирование регионального вектора внешней политики Вьетнама
  • Выводы к Главе III

Внешнеполитическая стратегия Вьетнама в контексте развития региональной системы безопасности в Юго-Восточной Азии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях формирования нового глобального порядка и связанного с этим изменения сложившейся системы международных отношений, появления новых угроз все актуальнее стоит задача определения перспектив национальной внешней политики в контексте региональной безопасности. Развитию взаимодействия между субъектами международных отношений сопутствуют и изменения в формировании региональных систем безопасности под воздействием различных внутренних и внешних факторов. В этих условиях большее значение приобретает выработка адекватной внешнеполитической стратегии.

Распад биполярной системы международных отношений на рубеже 19 801 990;х годов поставил страны с коммунистическими режимами перед необходимостью выбора дальнейшего пути социально-экономического и политического развития.

Вьетнам также столкнулся с этой проблемой. В конце 1980;х — начале 1990;х годов страна оказалась в тяжелой внутриэкономической ситуации. В этих условиях важную роль сыграл выбор Вьетнамом нового внешнеполитического курса, позволивший ему нормализовать и развивать отношения с самым широким числом государств, значительно усилить свое присутствие в международных организациях.

Актуальность темы

данного исследования определяется углублением взаимозависимости между глобальной системой и региональными подсистемами международных отношений, являющейся характерной чертой современного этапа мирового развития. Вместе с тем региональные подсистемы международных отношений напрямую складываются под воздействием внутренних факторов, прежде всего двусторонних и многосторонних отношений государств, образующих такую подсистему.

Внешнеполитическая стратегия СРВ в отношении стран региона отличается рядом особенностей, продиктованных как самой историей развития страны, так и современной международной ситуацией.

Таким образом, изучение позиции СРВ в контексте региональных проблем безопасности на современном этапе представляется актуальной задачей, так как эта политика затрагивает отношения Вьетнама с ведущими странами как Юго-Восточной Азии, так и Азиатско-Тихоокеанского региона.

На рубеже 1980;1990;х годов по-новому стали проявлять себя проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Многие вопросы по-прежнему остаются нерешенными, не ясны пока и перспективы самого регионального механизма взаимодействия в области безопасности. В свою очередь, пример Вьетнама по выработке своей внешнеполитической стратегии весьма поучителен и может оказаться востребованным в новых исторических условиях при формировании внешнеполитической стратегии России.

Предметом настоящего исследования являются концептуальные основы внешнеполитической стратегии СРВ в сфере региональной безопасности в Юго-Восточной Азии. При этом, ограничивая рамки исследования преимущественно военно-политической проблематикой, автор затрагивает и некоторые важные социально-экономические аспекты внешней политики СРВ, следуя комплексному подходу к рассматриваемой проблематике.

Объектом исследования избраны особенности разработки и осуществления внешнеполитической стратегии СРВ в отношении региональной системы безопасности в Юго-Восточной Азии, реализуемой в рамках комплексных реформ «обновления».

Хронологические рамки исследования ограничены 1991;2009 гг., включающими период от официального пересмотра руководством страны внешнеполитической доктрины СРВ до возникновения текущего глобального финансового кризиса. Выбор данных хронологических рамок объясняется стремлением автора максимально актуализировать диссертационное исследование и усилить его прогностический аспект.

Цель работы заключается в оценке внешнеполитической стратегии СРВ как механизма, способствующего поступательному развитию и углублению отношений Вьетнама со странами региона Юго-Восточной Азии и обеспечивающего решение национальных задач в сфере региональной безопасности.

Исходя из этого в ходе работы были поставлены следующие исследовательские задачи:

1. Рассмотреть общерегиональные подходы и принципы построения внешней политики СРВ по отношению к проблемам безопасности в Юго-Восточной Азии.

2. Исследовать проблемы безопасности, влияющие на формирование региональной внешнеполитической стратегии Вьетнама в Юго-Восточной Азии.

3. Оценить эффективность внешнеполитической стратегии Вьетнама в контексте усиления интеграции в рамках региональных процессов в Юго-Восточной Азии.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в условиях формирования постбиполярной системы международных отношений для таких держав, как Вьетнам возрастает важность выработки собственной, независимой и сбалансированной внешнеполитической стратегии. Такие важные ее аспекты, как деятельность в рамках международных организаций, противодействия глобальным вызовам безопасности, взаимодействие со странами региона и великими державами должны учитываться в современной внешнеполитической стратегии государства. Вьетнам, как страна, до сих пор декларирующая приверженность принципам социализма, успешно проводит политику адаптации к современной мировой политике. Пример внешней политики этой страны, успешно интегрировавшейся в региональное и мировое сообщество, не поступившись собственными интересами и ценностями, служит ориентиром не только для оставшихся малых социалистических государств (Куба, ЛНДР), но и многих других стран при построении эффективной внешнеполитической стратегии.

Автор впервые в российском востоковедении осуществил комплексный анализ одного из ключевых элементов внешнеполитической стратегии СРВподхода к проблемам региональной безопасности в Юго-Восточной Азии. Показана взаимосвязь этой стратегии с задачами социально-экономического развития страны на современном этапе, уточнен и систематизирован понятийный аппарат, определены подходы СРВ к концепции региональной безопасности, проанализированы военно-политические основы обеспечения региональной безопасности СРВ, а также общие принципы выстраивания иерархии национальных интересов СРВ в сфере внешней политики.

Разработанная автором политологическая модель анализа внешнеполитической стратегии государства на основе оценки рисков в области безопасности, национальных интересов и механизма принятия политических решений позволяет на базе работ вьетнамских, российских и западных ученых оценить эффективность стратегии внешней политики Вьетнама, показать ее характерные особенности и тенденции развития.

Автор показывает, что региональная стратегия Вьетнама направлена не только на активное содействие социально-экономическому развитию страны, но и на позиционирование СРВ в качестве одного из потенциальных лидеров АСЕАН, активно создающего собственную зону геополитического влияния в Восточном Индокитае и районе Южно-китайского моря.

Диссертация вводит в научный оборот ряд новых вьетнамских источников и материалов, в том числе подготовленных с участием ведущих международных организаций и экспертов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует лучшему пониманию современной внешней политики Вьетнама и региональных процессов в Юго-Восточной Азии.

Научное осмысление и обобщение опыта в этой сфере может быть полезно государственным организациям и ведомствам Российской Федерации, а также частным структурам для более эффективного выстраивания своей политики в отношении СРВ и стран региона, налаживания связей с вьетнамскими партнерами. Систематизированный в диссертации обширный фактический и аналитический материал может стать полезным при анализе проблем развития Вьетнама и региона в целом.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебных целях при чтении курсов лекций и проведении семинарских занятий по темам, связанным с изучением современной внешней политики Вьетнама.

Методология исследования предполагает различные подходы к рассматриваемым в диссертации проблемам. В качестве перспективных, на взгляд автора, в анализе внешнеполитической стратегии используются метод моделирования и метод построения сценариев, а также различные прогностические методики. Метод моделирования имеет практическое применение при анализе национальных интересов и внешнеполитических рисков, являясь элементом стратегического управления в политике. Данный метод объединяет в себе элементы структурного и системного подходов, предлагая исследователю оценку внешнеполитического процесса на более высоком уровне. Построение сценариев в этой связи служит дополнительным инструментом анализа различных вариантов развития событий в процессе реализации внешнеполитической стратегии. Формирование стратегии со стороны акторов процесса представляется логичным ответом на складывающуюся ситуацию. Стратегия в этой связи учитывает возможные сценарии развития, оказывая на них определенное воздействие. Прогнозирование, в свою очередь, строится с учетом оценки последствий реализации перспективных тенденций и модели. Используемые вместе, данные методы способствуют более глубокому и качественному анализу внешней политики государства. В конечном итоге, при должном синтезировании оценок на основе проведенного исследования могут быть вынесены рекомендации по формированию стратегических решений.

Однако важной проблемой остается определение понятия модели как исследовательского приема. Модель в теоретическом своем применении является концептуальным инструментом, ориентированным в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. Ее отличает от простой теории то обстоятельство, что теория более абстрактное явление, чем модель, и она представляет собой концептуальное средство, основной целью которого является объяснение данных процессов, явлений1. В этом состоит преимущество и относительная простота использования метода моделирования в научном исследовании.

1 Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов: Учеб. пособие. -М.: Логос, 2001. — с. 87.

Несколько иной подход можно предложить для исследования региональных процессов безопасности. Здесь, при анализе системы безопасности, на первый план выступает необходимость применения именно системного подхода, позволяющего представить весь комплекс региональных отношений в области безопасности как взаимозависимую и взаимодополняемую систему.

Понятие «система» является исходным в системной теории международных отношений. Системный подход, который получил наибольшее распространение в политологии и теории международных отношений в 1960;1980;х гг., активно используется и в настоящее время. Он нашел свое отражение в трудах таких западных авторов, как М. Каплан, Дж. Модельски, К. Уолтц, Р. Роузкранс, Р. Хаас, К. Дойч, М. Бречер, а среди отечественных ученых — в работах Э. А. Позднякова, Е. М. Примакова, М. А. Хрусталева, А. Д. Богатурова, А. Д. Воскресенского, Р.А.Сетова2.

Э.А.Поздняков определяет системный подход как совокупность принципов теоретического исследования объектов, представляющих собой сложные развивающиеся системы, метод, направленный на выявление целостного характера системы, способа связи ее элементов, то есть ее структуры, механизма функционирования и развития системы вместе с движущими силами этой системы.3 М. А. Хрусталев определяет систему как «упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство"4.

2 Поздняков Э. А. Системный подход и международные отношения, М., 1978; Поздняков Э. А. Философия политики, в 2 тт. М., 1994; Хрусталев М. А. Системное моделирование международных отношений. М., 1987; Богатуров А. Д. Современный международный порядок // Международные процессы, Том 5. № 2 f 14). Май-август 2007; Богатуров А. Д.

Заключение

Миропорядок начала 2000;х годов // Системная история международных отношений. 1918;2003. Т.З. М., 2003. С. 639−642- Богатуров А. Д., Косолапов H.A., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002; Косолапов H.A. Безопасность международная, национальная, глобальная: взаимодополняемость или противоречивость? // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 9- Цыганков П. А. Теория международных отношений. М., 2004: Цыганков П. А. Мировая политика и ее содержание. // Международные процессы. 2005, Т. З, № 2- Сетов P.A. Основные категории в исследовании международных отношений. В сб.: «Введение в теорию международных отношений. Учебное пособие». Отв. ред. А. С. Маныкин. М., 2001.

3 Поздняков Э. А. Системный подход и международные отношения, М., 1978, С. 17.

4 Хрусталев М. А. Системное моделирование международных отношений. М., 1987, С. 19.

Любые системы, в том числе социальные, включая и системы международных отношений, обладают структурой, то есть особым способом связи своих элементов, который позволяет отличать одну систему от другой и выявлять специфические закономерности их жизнедеятельности. Одной из особенностей системы международных отношений во второй половине XX века может считаться рост числа системообразующих элементов. Однако из этого отнюдь не следует, что государство как системообразующий элемент стало терять свое значение, в действительности это говорит о том, что изучение политической активности государств на мировой арене без соотнесения ее с межгосударственным взаимодействием практически лишено смысла.

Применение системного подхода позволяет показать логику взаимодействия и взаимовлияния сложных процессов региональной безопасности и явлений, связанных с определением внешнеполитического курса Вьетнама по отношению к странам региона.

Важным дополнительным методом, помогающим достигнуть целей исследования, может служить факторный подход, который позволяет определить более детально степень влияния некоторых аспектов региональной безопасности Юго-Восточной Азии на стратегическое планирование внешней политики Вьетнама. В процессе исследования будут выделены факторы, определяющие безопасность в данном регионе и формирование внешнеполитического курса Вьетнама.

В качестве важного дополнения в рассмотрении конкретных обстоятельств отдельных проблемных событий или явлений используется метод ситуационного анализа.

С целью выявления основополагающих элементов региональной безопасности и внешней политики Вьетнама предполагается рассмотрение большого количества источников и литературы. В этом отношении метод анализа документов, сравнительный анализ, метод построения типологий и анализа статистических данных представляются наиболее важными при изучении такого исторического материала.

Во многом решить проблему достижения целей диссертации призвана теоретическая составляющая исследования, которую составляют труды отечественных и зарубежных ученых, чьи выводы были использованы автором при написании данной работы. Такой подход позволил развить и обобщить существующие идеи в области построения стратегий, национальных интересов и проблем безопасности, выдвинуть новые предложения, наметить контуры и перспективные направления дальнейших научных исследований в этой сфере.

При написании диссертации был использован целый ряд источников, как официальных, отражающих точку зрения руководящих органов исследуемых стран, так и официальные документы международных организаций, материалы научно-исследовательских институтов.

Важнейшим источником по исследованию внешней политики Вьетнама в рассматриваемый период являются материалы съездов и пленумов Коммунистической партии Вьетнама. Сложность анализа вьетнамской внешней политики состоит в том, что МИД СРВ не публикует документов доктринального характера, раскрывающих суть внешнеполитического курса страны. Их функции выполняют соответствующие разделы Политических докладов VI, VII, VIII и, особенно, IX (2001 г.) и X (2006 г.) съездов КПВ.

На основе изучения данных материалов можно проследить эволюцию внешнеполитического курса СРВ, структуру ее внешнеполитических приоритетов и задач5. Оценочный материал по более конкретным вопросам международных отношений (новые вызовы и угрозы, интеграция в мировую экономику, взаимодействие с диаспорой и др.) можно найти в ряде открытых постановлений Политбюро ЦК КПВ.

5 Стратегия социально-экономического развития в 2001;2010 гг. Документы IX съезда Коммунистической Партии Вьетнама. Ханой, 2001; Dai hoi lan thu IX cua Dang Cong san Viet Nam la Bai hoi «Tri tue, Dan chu, Doan ket, Boi mai»: (Ngay 22/5/2003) Pham The Duyet, Uy vien Thirang vu, Thirfrng truc Bo Chinh tri (Phat bieu tai cucc Hop bao ngay 18−4-2001) http://dangcongsan.vn/dcsvn/daihoidang.asp: Nghi quyet Bai hoi Bai bieu toan quec lan thur IX Bang Cong san Viet Nam Ngay 22/5/2003 http://dangcongsan.vn/dcsvn/daihoidang.aspResolution of the IX National Party Congress http://wwv.vietnamembassy-usa.org/news/newsitem.php3?datestamp=:20 010 422 215 324: Political Report of the Central Committee at the IX Congress 19−22, 2001 httpV/vvww.vietnamembassv-usa.org/nevvs/newsitemprint.php3?datestamp=20 010 420 012 402: The Eighth National Party Congress in 7/1996 http://vvww.vietnamembassy-usa.org/news/newsitemprint.php3?datestamp=20 010 415 152 707: The Vietnam National Assembly ratifies Agreement on the Delimitation of the Tonkin Gulf Answer to Correspondents by Mr. Le Dzung, MOFA’S Spokesman on 15th June 2004 http:/Avvw.mofa.gov.vn/en/tt baochi/pbnfn/ns041116111255.

Одними из наиболее ценных источников, использовавшихся в работе, являются официальные документы МИД СРВ, в частности, стенограммы выступлений министра иностранных дел СРВ Нгуен Зи Ниена, занимавшего этот пост в наиболее важный, переломный этап развития отношений СРВ с Западом (2001;2006гг.)6.

Чрезвычайно ценными источниками для понимания эволюции внешнеполитического мышления вьетнамской политической элиты в 1990;е гг. стали концептуальные статьи высокопоставленных вьетнамских дипломатов — бывших министров иностранных дел Нгуен Ко Тхатя, Нгуен Мань Кама (одного из главных современных идеологов КПВ), председателя Национального собрания СРВ Нгуен Фу Чонга, заместителя министра иностранных дел Фам Доан Нама7.

Важными для понимания общей тенденции развития страны являются обнародованные правительством Вьетнама документы по социально-экономической стратегии страны8.

При анализе политики Вьетнама в отношении региональной системы безопасности использовались доклады АСЕАН, саммитов этой организации и другие важные источники9.

6 Agreement on the Delimitation of the Gulf of Tonkin. Interview by Foreign Minister Nguyen Dy Nien about the Agreement on the Delimitation of the Gulf of Tonkin, http://vvww.mofa.gov.vn/en/: Nguyen Dy Nien. Speech at the Opening Session of the Vietnam-US Relations Conference (02 October 2003, Johns Hopkins University, Washington, D.C.). URL: http://www.vietnamembassy-usa.org/news/story.php?d=20 031 014 233 644- Statement by H. E Mr. Nguyen Dy Nien, Minister of Foreign Affairs of the Socialist Republic of Viet Nam to the 60th Session of the United Nations General Assembly, 21 September 2005. URL: http:/Avww.un.org/webcast/ga/60/statements/viet050921eng.pdf.

7 Nguyen Co Thach, Nhung chuyen bien tren the gioi va duy tri moi cua chung ta // Quan He Quoc Те, 1990, so 14- Nguyen Co Thach. Tac ca vi hoa binh, doc lap dan toe va phat trien // Tap chi Cong san, 1989, № 8- Nguyen Manh Cam. Gia tri lau ben va dinh huong nhat quan. Hoi nhap quoc te va giu vung ban sac. Ha Noi, 1995, tr. 223−330. Нгуен Фу Чонг. Социалистическая ориентация и путь к социализму во Вьетнаме. В сб.: «Вьетнам в процессе обновления». Ханой, 2005 (на русск. яз.) — Phan Doan Nam. Mot Vai Suy Nghi Ve Doi Moi Tu Duy Doi Ngoai // Tap chi Cong san, 1988, so 2.

8 Стратегия социально-экономического развития в 2001;2010 гг. Документы IX съезда Коммунистической Партии Вьетнама. Ханой, 2001.

9 ASEAN Declaration 1967 — http://www.aseansec.org/historv/leader67.htm.: ASEAN. Peace and Neutrality Declarationhttp://www.aseansec.org/politics/pol agrl. htm: Bali Declaration of 1976 http://www.aseansec.org/summit/l-sum.htm: Declaration of ASEAN Concord-http://www.aseansec.org/summit/concord.htm: Singapore Declaration of 1992; http://www.aseansec.org/summit/4-sum.litm: Bankok Summit Declaration of 1995 — http://www.aseansec.Org/summit/5/summit5.htm: Hanoi Declaration 1997 — http://www.aseansec.Org/summit/6/ptg hdec. htm: ASEAN Vision 1997.

Важнейшим источником информации послужили периодические вьетнамские издания: официальный печатный орган ЦК КПВ газета «Нян Зан» («Народ»), официальный печатный орган Вьетнамской народной армии «Куандой Нянзан» («Народная армия»), в котором наиболее часто приводятся оценочные суждения по поводу политики США в мире, проблематике ООН и затрагиваются вопросы обороны и безопасности. Были также использованы такие издания, как ориентированная на зарубежную аудиторию англоязычная газета Вьетнамского информационного агентства (ВИА) «Viet Nam News» («Новости Вьетнама»), официальный печатный орган МИД «Куок те» («Международное обозрение»), «Vietnam Investment Review» («Вьетнамское инвестиционное обозрение»), журнал «Vietnam Business Forum», бюллетень ВИА «VNA Daily Bulletin», а также сингапурское издание «The Straits Times», таиландское новостное издание «The Bangkok Post», выходящий в Гонконге журнал «Far Eastern Economic Review», a также некоторые другие периодические издания.

При анализе литературы по внешней политике Вьетнама обращает на себя внимание немногочисленность российских исследований в этой области. В качестве примеров можно привести следующие работы: монография Н. П. Малетина и Чан Куок Нгуена «Вьетнам в системе международных отношений ЮВА (1976;1994 гг.)"10, в которой, в частности, оценивались перспективы нормализации вьетнамо-американских отношений, работа Е. В Кобелева «Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986;1997)"11, анализирующая ход реформ во Вьетнаме, статья Е.А.Яковлевой12, рассматривающая социально-экономические предпосылки развития Вьетнама, статья Э. А. Меркуловой «Вьетнам на пути реформ: экономика и политика"13, касающаяся перспектив процесса реформ во Вьетнаме. Ряд статей по Вьетнаму, подготовленный российскими учеными, был http://vvwvv.ascansec.org/politics/ov psc. htmSoutheast Nuclear Weapon Free Zone http •.//www.aseansec.ora/nolitics/pol.-agr7.htm.

10 Малетин Н. П. Чан Куок Нгуен. Вьетнам в системе международных отношений ЮВА (1976;1994 гг.). М., 1995.

11 Кобелев Е. В. Вьетнам: реформы, обновление, модернизация (1986; 1997 гг.). М., 1999.

12 Яковлева Е. А. Страны Восточного Индокитая в условиях глобализации. «Вьетнамский рывок». Ст. в сб.: Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока". Под. ред. JI.M. Ефимовой и Л. Б. Алаева. М., 1999, с. 182−200.

13 Меркулова Э. А. Вьетнам на пути реформ: экономика и политика. М. «Научная книга». 1998 опубликован в ежегодном сборнике статей «Юго-Восточная Азия» за последние десять лет14, а также в сборнике «Россия и АСЕАН"15. Среди крупных исследований последних лет можно отметить работы таких российских.

1С 17 IЯ вьетнамоведов, как В. М. Мазырин, Г. Ф. Мурашева, М. Е. Тригубенко, А.А.Соколов19, А.В.Парменов20. Внешнеполитическая составляющая данных работ была сфокусирована на проблемах обеспечения Вьетнамом «суверенной интеграции» в мировое сообщество, защиты экономического и политического суверенитета СРВ в условиях глобализации.

Гораздо больше трудов российских ученых посвящено региональной безопасности21. Среди крупных работ в этой области можно выделить.

4 Юго-Восточная Азия в 1998 г. М. ИВ РАН. 1999; Юго-Восточная Азия в 1999 г. М. ИВ РАН. 2000; Юго-Восточная Азия в 2000 г. М. ИВ РАН. 2001; Юго-Восточная Азия в 2001 г. М. ИВ РАН. 2002; Юго-Восточная Азия в 2002 г. М. ИВ РАН. 2003; Юго-Восточная Азия в 2003 г. М. ИВ РАН. 2004; Юго-Восточная Азия в 2004 г. М. ИВ РАН. 2005; Юго-Восточная Азия в 2005 г. М. ИВ РАН. 2006; Юго-Восточная Азия в 2006 г. М. ИВ РАН. 2007; Юго-Восточная Азия в 2007;2008 гг. М. ИВ РАН. 2008.

15 Россия и АСЕАН. М. Научная книга. 2004.

16 Мазырин В. М. Вьетнам на пороге XXI века: основные тенденции экономического и политического развития. Ст. в сб. «Индокитай на рубеже веков (политика, идеология)». М., 2001., с. 116−138- Мазырин В. М. Факторы и первые итоги расширения АСЕАН (на примере Вьетнама). Ст. в сб. «АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы». М., 2002, с. 65−103. Мазырин В. М. Суверенная интеграция или «внешнее управление»? Опыт Вьетнама // Азия и Африка сегодня.- 2006. — № 12- Мазырин В. М. Реформы переходного периода во Вьетнаме (1986 — 2006 гг.): направление, динамика, результаты, М., 2007; Мазырин В. М. Исторические элементы государственности в современном Вьетнаме. Ст. в сб.: «Три четверти века. Д. В. Деопику — друзья и ученики». Отв. ред. H.H. Бектимирова. М., 2007., с. 373−392.

17 Мурашева Г. Ф. История и современность в политической культуре Вьетнама. Ст. в сб. «Политическая культура и деловая этика стран Востока», М., 2006, с. 150−167.

18 Тригубенко М. Е. Вьетнам: трудности переходного периода экономических преобразований // Общество и экономика, 2002, № 5.

19 Соколов A.A. Американский фактор во внешней политике Вьетнама. Ст. в сб.: «Юго-Восточная Азия в 2005 г. Актуальные проблемы развития». М., 2006, с. 288−317.

20 Парменов A.B. Роль внешнего финансирования в экономическом развитии Вьетнама. Ст. в сб.: «Индокитай: тенденции развития» Отв. ред. Н. Н. Бектимирова, В. А. Дольникова, М., 2004, с. 121−140.

21 Проблемы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Материалы «круглого стола», 17 сент. 1998 г. / Дипломат, акад. МИД России. Ин-т актуал. междунар. пробл.- Отв.ред. Бажанов Е. П. — М.: Науч. кн., 1999; Богатуров А. Д. Великие державы на Тихом океане. М. 1997; Болятко А. В. Дальний восток: в поисках стратегической стабильности. ИДВ. М. 2003; Гребенщиков Э. С. АСЕАН — США: новый геополитический контекст и новый вызов.// АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы. М. 2002; Айманбетова А. С. Региональные организации коллективной безопасности. М., МГИМО. 2004; Лебедева М. М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, Технологии. М. 1997; Восток/Запад. Региональные подсистемы международных отношений. Учебное пособие. Под редакцией А. Д. Воскресенского. М. РОССПЭН. 2002; Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории: Материалы ассоц. изуч. США / Отв. ред. Маныкин A.C. — М.: МАКС Пресс, 2001; Урляпов В. Ф. Перспективы формирования восточноазиатского сообщества. Ст. в сб.: «Позиции России в АТР». Под. ред. Н. П. Малетина, О. В. Новаковой, П. Ю. Цветова. М., 2007, с. 90−110- Лузянин С. Г. Российские приоритеты 2006 г. в Восточной Азии. Ст. в сб.: «Позиции России в АТР». Под. ред. Н. П. Малетина, О. В. Новаковой, П. Ю. Цветова. М., 2007, с. 17−30- Боришполец К. П. Китайский вектор глобального сотрудничества. Ст. в сб.: «Северо-Восточная и Центральная Азия: динамика международных и межрегиональных взаимодействий: Учебное пособие. Под. ред. А. Д. Воскресенского. М., 2004, с. 217−240. исследования Н. П. Малетина, Д. В. Мосякова, А.А.Рогожина22 и в особенности статью Э. С. Гребенщикова «АСЕАН — США: новый геополитический контекст и новые вызовы"23. В данных работах анализируется региональные проблемы Юго-Восточной Азии как в межазиатском контексте, так и в самостоятельном ключе.

Гораздо больший интерес к региональным проблемам и внешней политике Вьетнама, судя по публикациям, присутствует в западной литературе. Внешняя политика Вьетнама как явление, органически связанное с процессом «обновления», но в то же время имеющее собственную динамику и логику развития, была впервые рассмотрена в фундаментальном исследовании Г. Портера «Вьетнам: политические отношения бюрократического социализма"24. Эта работа одной из первых поставила вопрос о противоречиях, с которыми сталкивается внешняя политика «коммунистического режима» при сотрудничестве с западными демократиями.

Интерес к исследованию внешней политики Вьетнама возникает с новой силой в 1997;1999;х гг., на которые приходится усиление позиций Вьетнама в АСЕАН и расширение его связей с США и странами Европейского Союза. В этот период появляются исследования видных западных ученых К. Тайера, РАмера, л г.

К.Болтона, Э. Палмуёки, З. Абуццы, М. Сидела и других, работы которых.

22 Малетин Н. П. АСЕАН — три десятилетия внешней политики (1967;1997). М., 1999; Малетин Н. П. АСЕАН и проблемы безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Глава в учебном пособии «Восток/Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений» под. ред. А. Д. Воскресенского. М., 2002, с. 451−493. Он же. От АСЕАН-6 к АСЕАН-10: новый геополитический фактор в ATP. Ст. в сб. «АСЕАН и ведущие страны ATP: проблемы и перспективы» М., 2002, с 18−57, а также Малетин Н. П. АСЕАН: четыре десятилетия развития — М.: МГИМО-университет, 2007; Мосяков Д. В. Взаимодействие региональных подсистем международных отношений: новые реальности Восточной и Юго-Восточной АзииОн же. Новые тенденции в политических и экономических процессах в Восточной Азии. Ст. в сб. «Тихоокеанское обозрение 2004;2005 гг. Под. ред. В. М. Мазырина, О. В. Новаковой, П. Ю. Цветова. М., 2006, с. 78−90- Рогожин А. А. Юго-Восточная Азия и интеграция. Глава в учебном пособии «Восток/Запад., с. 356 -370- Огнетов И. А. На вьетнамском направлении. — М.: ИСАА при МГУ им. Ломоносова. Гуманитарий, 2007.

23 Гребенщиков Э. С. АСЕАН — США: новый геополитический контекст и новые вызовы. Ст. в сб. «АСЕАН и ведущие страны ATP.», с. 218−246.

24 Porther G. Vietnam: The Politics of Bureaucratic Socialism. Ithaca, (NY), 1993.

25 Abuza Z. Institutions and Actions in Vietnamese Foreign Policymaking: a Research Note // Contemporary Southeast Asia, Vol. 19, № 3. December 1997; Amer R. The Territorial Disputes between China and Vietnam and Regional Stability // Contemporary Southeast Asia, Vol. 19, № 2, June 1997. Palmujoki E. Vietnam and the World: Marxist-Leninist Doctrine and the Changes in International Relations, 1975;93. New York, 1995; Koh D. The Politics of a Divided Party and Parkinson’s State in Vietnam H Contemporary Southeast Asia, Vol. 23, № 3, December 2001; Bolton K. Domestic Sources of Vietnam’s Foreign Policy: Normalizing Relations with the United States. In Thayer C.A., Amer R., eds. Vietnamese Foreign Policy in Transition Singapore, 1999; рассматривали внешнюю политику СРВ как самостоятельное явление. Данную группу работ отличает подход к изучению субъектов внешнеполитической деятельности авторитарного режима, исключительно широкое привлечение вьетнамских источников и их контент-анализ. В этих работах особое внимание уделялось процессу принятия политических решений, фракционной борьбе и психологии вьетнамской политической элиты. Внешняя политика рассматривалась сквозь призму внутрипартийных дискуссий по поводу динамики и направления реформ, споров об адаптации сохраняющейся коммунистической идеологии к стремительно изменяющимся реалиям жизни вьетнамского общества в условиях глобализации.

В этом ключе написаны два важнейших коллективных труда по внешней политике СРВ в 1990;х гг.: «Вьетнамская внешняя политика в переходный период».

У (у под ред. К. Тайера и Р. Амера (Сингапур, 1999) и «Вьетнам: современные проблемы и исторические особенности» под редакцией В. Ларго (Нью-Йорк, 2002)27.

В обеих работах поставлена под сомнение возможность сближения Вьетнама со странами Запада и с некоторыми прозападными странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Это особенно важно в деле рассмотрения проблем региональной безопасности. Соавторы К. Тайера, К. Болтон и Э. Палмуёки, указали на испытываемую Вьетнамом в 1990;х гг. частичную потерю «внешнеполитической ориентации», наличие в отношениях со странами Запада трудноразрешимых «узлов противоречий», серьезнейшие сомнения и прямые опасения (в связи с «угрозой мирной трансформации режима») значительной части вьетнамской политической элиты («консерваторов») относительно сближения с США и странами ЕС даже в экономической сфере, не говоря уже о вопросах политического и военно-политического характера.

Крупным исследованием внешней политики Вьетнама в 1990;е гг. стала статья У. Турли «Безопасность Вьетнама во внутриполитическом и региональном.

Sidel M. Generational and Institutional Transition in the Vietnamese Communist Party//Asian Survey Vol. 37, May 1997.

26 Thayer C.A., Amer R., eds. Vietnamese Foreign Policy in Transition. Singapore, 1999.

27 Largo V., eds. Vietnam: Current Issues and Historical Background. N.Y. 2002. фокусе: взаимосвязь политики и экономики" в составе монографии «Безопасность Юго-Восточной Азии в новом тысячелетии» под ред. Р. Эллингса и Ш. Саймона. Автором статьи последовательно рассмотрены политико-идеологические, экономические, военные, трансграничные аспекты обеспечения национальной безопасности СРВ, проблемы вьетнамо-китайских территориальных споров, а также проанализированы сценарии возможных угроз. Особое внимание С. Турли уделил уязвимости Вьетнама в возможном вооруженном конфликте с КНР, к которому может привести обострение территориальных споров в ЮжноКитайском море. Говоря о роли Запада, прежде всего США, в концепции обеспечения национальной безопасности Вьетнама, автор спрогнозировал безальтернативность дозированного вьетнамо-американского сближения в оборонной сфере в качестве ответной меры на расширение китайского влияния в ЮВА. В противном случае, отмечает ученый, рано или поздно Вьетнам был бы вынужден уступить Китаю, что создало бы прецедент и в последующем привело бы к сдаче позиций остальных участников территориального спора и в итоге резкому уменьшению возможностей для американского проникновения в этот.

29 стратегически важный регион .

Среди использованных западных регионоведческих работ необходимо выделить фундаментальное исследование «Международные отношения в Юго-Восточной Азии: борьба за автономию» под редакцией Д. Уэтерби30, в котором подробно рассматриваются ключевые проблемы отношений АСЕАН с внерегиональными партнерами по диалогу, позиция государств — членов АСЕАН по отношению к американскому содействию в борьбе с терроризмом в ЮВА, к региональному сотрудничеству в сфере защиты прав человека, а также статью американского исследователя М. Маньина современной региональной политике.

Я1.

СРВ в сфере обороны и безопасности .

28 Turley W. Vietnamese Security in Domestic and Regional Focus: The Political — Economic Nexus. In: RJ. Ellings, S.W.Simon, eds. Southeast Asian Security in the New Millennium. N.Y. 2000. pp. 175−221.

29 Turley W. Vietnamese Security in Domestic and Regional Focus: The Political — Economic Nexus. In: RJ. Ellings, S.W.Simon, eds. Southeast Asian Security in the New Millennium. N.Y. 2000 p. 213.

30 Weatherbee D., ed. International Relations in Southeast Asia: The Struggle for Autonomy. Columbia (SC), 2005.

31 Manyin M. Vietnam: Focused Domestically, Adrift Internationally. In W. Carpenter, D. Wiecek, eds. Asian Security Handbook: Terrorism and the New Security Environment. Third Edition.

При написании диссертации автор по возможности также пользовался работами вьетнамских исследователей-международников. Однако их научный уровень в целом невысок, а данные и оценки при существующей в СРВ политической цензуре являются сугубо официальными. Вместе с тем нельзя не признать, что резко возросшие в начале 2000;х гг. контакты научных кругов СРВ с региональными (Сингапур, Гонолулу, Мельбурн) и мировыми центрами по изучению международных отношений благотворно отражаются на качестве исследований. Публикации сотрудников Института мировой экономики и политики Вьетнамской академии общественных наук и Института изучения Европы, поддерживающих особенно широкие международные научные связи, выгодно отличаются от более ранних работ широким тематическим охватом, использованием зарубежных источников и теорий и, главное, более глубокой аналитической проработкой, выводами, выходящими за пределы декларативных заявлений.

Для изучения общих закономерностей развития политических отношений Вьетнама со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в 1990;е — начале 2000;х гг., места этих стран в иерархии сегодняшних внешнеполитических приоритетов СРВ, а также вьетнамских подходов к проблемам современного миропорядка использовались монография под редакцией Нгуен Суан Шона и Нгуен Ван Зу «Внешнеполитическая стратегия великих держав и их отношения с Вьетнамом в первые 20 лет XXI в.», сборник статей «Процесс осуществления внешнеполитического курса IX Съезда Коммунистической партии Вьетнама"33, сборник «Внешняя политика Вьетнама в эпоху «обновления», 34 подготовленный сотрудниками сектора международной пропаганды и сотрудничества Отдела идеологии и культуры ЦК КПВ, работа бывшего министра иностранных дел СРВ Нгуен Зи Ниена «Взгляды Хо Ши Мина на дипломатию» (на англ. яз.), исторический обзор внешней политики ДРВ/СРВ в новейшее время «50 лет.

32 Nguyen Xuan Son, Nguyen Van Du. Chien luoc doi ngoai cua cac nuoc Ion va quan he voi Viet Nam trong hai thap nien dau the ky XXI. Ha Noi, 2006;

33 Trinh Muu, Nguyen The Luc, Nguyen Hoang Giap (chu bien). Qua trinh trien khai thuc hien chinh sach doi ngoai cua Dai hoi IX Dang Cong san Viet Nam. Ha Noi, 2005.

34 Hong Vinh (chu bien). Doi ngoai Viet Nam thoi ky doi moi. Ha Noi, 2005.

35 Nguyen Dy Nien. Ho Chi Minh Thought on Diplomacy. Hanoi, 2004 вьетнамской дипломатии" под редакцией Лыу Ван Лоя (на английском языке), справочное издание по общим вопросам внешней и внешнеэкономической политики СРВ «Вьетнам на пути интеграции: вопросы и ответы"37, а также статьи Тхай Ван Лонга38, Хо Тяу39, Фам Зуи Хао40 Фам Хонг Тиена41.

Значительное внимание при написании работы было уделено имеющимся диссертационным исследованиям, затрагивающим внешнюю политику СРВ. Среди них необходимо выделить работы А. В. Парменова, Р. А. Сенина, Ле Хонг Тхая, Ле Хонг Миня, Чинь Динь Хунга, Нгуен Мань Кыонга, выполненные в разные годы в ИСАА при МГУ, ИМЭПИ РАН и ИВ РАН42.

Апробация основных концептуальных положений и выводов исследования осуществлялась в ходе обсуждения на кафедре востоковедения. Основные положения авторской концепции и результаты исследования нашли отражение в ряде публикаций автора.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Региональные угрозы безопасности оказывают непосредственное влияние на формирование внешнеполитической стратегии Вьетнама. Появление новых угроз в области безопасности находит отражение во вьетнамской.

36 50 Years of Vietnamese Diplomacy. Hanoi, 2001.

37 Вьетнам на пути интеграции: вопросы и ответы. Ханой, 1999 (на русск. яз).

38 Thai Van Long. Tinh hinh an ninh chinh trj va hoa blnh the gioi nam 2004 — Trien vong nam 2005 // Nghien cuu Chau Au, 2005, № 5.

39 He Chau. Chien luge A — Au cua My tir sau chien tranh lanh nhln tir goc dc dia — chinh tri // Nghien curu Chau Au, 2005, № 1.

40 Phan Duy Hao. International Law and the Proliferation of Weapons of Mass Destruction // International Studies, № 17, December 2005.

41 Pham Hong Tien. Mct se khia canh an ninh kinh te cua van de an ninh con nguori trong bei canh toan eau hoa // Tap chf NhCrng van de kinh te va chinh tri the gioi. 2007, № 8;

42 Парменов A.B. Внешние источники экономического роста Вьетнама в 90-е годы. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. ИСАА при МГУ, 2004. Сенин Р. А. Эволюция политических отношений СРВ со странами Запада в конце XX — начале XXI веков. Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. ИСАА при МГУ, 2008; Ле Хонг Тхай. Новый внешнеполитический курс СРВ в период рыночных реформ (1986;2000 годы). Диссертация на соискание ученой степени к.п.н. ИСАА при МГУ, 2004; Ле Хонг Минь. Роль Азии во внешнеэкономической стратегии великих держав и их интересы в СРВ. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. ИМЭПИ РАН, 1997; Чинь Динь Хунг. Эволюция политики «дой мой» (обновление) во Вьетнаме (80-е и 90-е годы). Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. ИВ РАН, 1999;Нгуен Мань Кыонг. Реформа и развитие внешнеторговой деятельности Вьетнама: опыт 90-х годов. Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. ИМЭПИ РАН, 1997. внешнеполитической стратегии, способствуя ее дальнейшему развитию и адаптации к современным условиям.

2. Во внешнеполитической стратегии Вьетнама Юго-Восточная Азия выступает как отдельная комплексная система межгосударственных отношений, в формировании которой страна должна принимать активное участие.

3. Процесс развития региональной внешней политики Вьетнама приводит к появлению ряда характерные тенденций. К ним относятся: 1) создание Вьетнамом собственной зоны влияния, предполагающей «особые отношения» со странами Восточного Индокитая- 2) сохранение баланса между угрозами военного характера и вызовами экономической безопасности во внешнеполитической стратегии страны- 3) поддержание особого характера отношений между Вьетнамом и Китаем, проявляющийся как во взаимном соперничестве, так и сотрудничестве- 4) понимание необходимости следования в русле общеазиатских и общеасеановских процессов региональной интеграции в рамках трех сообществ АСЕАН, АСЕАН+3, Восточно-азиатского сообщества, а также АТЭС.

4. Реализация и эффективность внешнеполитической стратегии Вьетнама зависят от таких важных для страны внутренних процессов, как изменение в руководстве Коммунистической партии Вьетнама и государственной элите страны, состояние дел в экономике и социально-культурной среде.

Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, основной части, заключения, библиографии. В соответствии с общей логикой диссертационного исследования основная часть диссертации структурно подразделена на три главы, которые, в свою очередь, разбиваются на параграфы и пункты.

Основные выводы диссертационного исследования молено объединить в несколько проблемно-тематических блоков:

1. Анализ, проведенный в главе 1, продемонстрировал, что в контексте современных международных процессов формирование и реализация внешнеполитической стратегии является комплексной задачей, необходимость которой объясняется спецификой стоящих перед Вьетнамом задач в области региональной безопасности. Такой подход позволяет наиболее адекватно представить угрозы и вызовы, стоящие перед государством, и выработать соответствующую внешнеполитическую стратегию.

2. Тенденции развития системы безопасности в регионе и накопленный на данный момент потенциал сотрудничества позволяют выделить общие проблемы, стоящие перед странами Юго-Восточной Азии. Региональная система в этом отношении выполняет важную функцию интегрирования различных по политическому устройству и интересам государства в рамках единого механизма на паритетных условиях. Таким образом, региональная система безопасности представляет собой постоянно находящийся в движении и формирующийся механизм, где каждая страна вносит свой склад в общие усилия и эффективность.

3. Рассмотренные в главе 2 региональные аспекты безопасности и региональная политика Вьетнама позволяет говорить о том, что Вьетнам самым активным образом использует свои политические и экономические возможности для участия в различных региональных инициативах АСЕАН и АРФ, создавая собственную зону влияния, предполагающую «особые отношения» со странами Восточного Индокитая.

4. Определение в главе 3 объекта стратегии показывает, что для Вьетнама Юго-Восточная Азия представляет собой целостную структуру отношений, которая вполне может являться достаточным основанием для выработки отдельной комплексной региональной стратегии. Особое место здесь занимают отношения между Вьетнамом и Китаем, проявляющиеся как во взаимном соперничестве стран, так и их сотрудничестве. Именно региональный характер важнейших для страны вызовов и угроз безопасности, имеющийся потенциал и национальные приоритеты развития говорят в пользу необходимости существования отдельного, целостного и комплексного направления в общей внешнеполитической стратегии страны, которое позволяет адекватно и эффективно решать возникающие проблемы и реагировать на складывающиеся региональные вызовы и угрозы безопасности.

5. Представленный в главах 1, 2 и 3 анализ стоящих перед Вьетнамом угроз и вызовов безопасности свидетельствует о том, что они оказывают непосредственное влияние на расстановку национальных приоритетов, степень участия страны в региональных делах, характер предпринимаемых страной действий и перспективы дальнейшего развития внешнеполитической стратегии. В настоящее время характер стоящих перед государством вызовов и угроз позволяет Вьетнаму ставить перед собой цели ускоренного социально-экономического развития и реализовывать взвешенную и осторожную внешнюю политику, направленную на обеспечение бесконфликтного и стабильного в плане безопасности окружения. Во многом это результат правильной оценки рисков и действий, связанных с их управлением, а также достаточно продуманной на перспективу внешнеполитической стратегии.

6. Рассмотренные в главе 3 цели и приоритеты стратегии позволяют сделать вывод, что их формирование идет в русле сохранения баланса между угрозами военного характера и вызовов экономической безопасности во внешнеполитической стратегии. К важнейшим региональным приоритетам в сфере безопасности следует относить вопросы урегулирования границ и вопросы, связанные с территориальными спорами, влияние возможных военно-политических кризисов в регионе и за его пределами (сепаратистские и оппозиционные движения в ряде стран Юго-Восточной Азии, проблема Мьянмы, тайваньская проблема, корейская проблема и др.), появление экономических кризисов и связанных с этим соответствующих политических решений, борьба с международной организованной преступностью, возникновение социальной напряженности и падение популярности КПВ во Вьетнаме. От решения данных задач зависит не только эффективность внешнеполитической стратегии, но и благополучие самого государства.

7. Представленный в главе 3 анализ принципов построения внешнеполитической стратегии, возможных сценариев ее развития, ее цели и приоритеты, а также оценки ее эффективности позволяют сделать вывод о том, что Вьетнаму удается проводить такую внешнюю политику, которая учитывает тенденции развития региона и АСЕАН, как организации, в частности, одновременно отстаивать свои национальные интересы, поддерживать политическое влияние в регионе и ставить перед собой достаточно амбициозные внешнеполитические задачи. Во многом успехам во внешней политике Вьетнама предшествовали годы успешного социально-экономического развития. Выбранная Вьетнамом модель экономического развития позволяет стране быстро развиваться и решать многие проблемы, в том числе во внешней политике. Наличие сложившихся принципов построения внешнеполитической стратегии гарантирует ей последовательность и постепенность развития, а балансирование на интересах держав и политика диверсификации позволяют Вьетнаму расширять свое влияние, придают внешней политике в целом гибкость, возможность маневра и предсказуемость. Именно поэтому в итоговой части главы 3 дается высокая оценка эффективности предпринимаемым страной мерам по обеспечению собственной безопасности противодействию региональным вызовам и угрозам.

8. Важной особенностью внешнеполитической стратегии Вьетнама по отношению к региону остается незавершенность ее формирования, существование внутри нее борьбы разных тенденций, которые направляют ее развития по двум различным направлениям. Кроме того, на современном этапе появление глобального финансового кризиса, начавшегося в 2008 г., вносит дополнительные препятствия на пути окончательного оформления внешнеполитической стратегии, которая в результате кризиса неизбежно будет скорректирована и дополнена новыми элементами. Все это свидетельствует о продолжающемся процессе формирования стратегии внешней политики Вьетнама и изменении роли региона Юго-Восточной Азии в ней.

Заключение

.

В ходе данного исследования были проанализированы основные аспекты, связанные с внешнеполитической стратегией Вьетнама. В рамках теоретико-методологического блока диссертации была предложена модель построения внешнеполитической стратегии, состоящая из аспектов, связанных с механизмом принятия политических решений, оценки и управления рисками, определением национальных интересов и построением стратегических моделей. Дальнейшее рассмотрение проблематики безопасности в последующих главах позволило у придать вопросу выработки и построения эффективной внешнеполитической стратегии не только теоретическое, но и практическое применение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники1. На русском языке
  2. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам «Более безопасный мир: наша общая ответственность"/ URL: http://www.un.org/russian/secureworld
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300) (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24)// Собрание законодательства Российской Федерации от 10 января 2000 г., № 2
  4. Политический доклад Центрального комитета Коммунистической партии Вьетнама IX созыва X съезду партии. Документы X съезда Коммунистической партии Вьетнама (отрывки). Издательство Тхезой. Ханой 2006
  5. Стратегия социально-экономического развития в 2001—2010 гг. Документы IX съезда Коммунистической Партии Вьетнама. Ханой, 20 011. На английском языке
  6. Agreement between the United States of America and the Socialist Republic of Vietnam on trade relations http://hanoi.usembassv.gov/ wwwfbta. pdf
  7. Agreement on the Delimitation of the Gulf of Tonkin. Interview by Foreign Minister Nguyen Dy Nien about the Agreement on the Delimitation of the Gulf of Tonkin, http://www.mofa.gov.vn/en/ vd quantam/bglt/ns041126180420
  8. ASEAN Declaration 1967 http://www.aseansec.org/history/ leader67.htm.
  9. ASEAN Vision 1997 http://www.aseansec.org/politics/ov psc. htm
  10. ASEAN Vision 2020 http://www.asean.org/1814.htm
  11. ASEAN. Peace and Neutrality Declaration- http://www.aseansec.org/ politics/
  12. ASEAN Secretariat, „Declaration on the Conflict of Parties in the South China Sea,“ Navember 4, 2002, URL: http://www.aseansec.org/13 163 .htm
  13. Bali Declaration of 1976 http://www.aseansec.org/summit/l-sum.htm
  14. Bankok Summit Declaration of 1995 http://www.aseansec.Org/summit/5/ summit5. htm
  15. Chairman’s Statement of the 8th ASEAN Summit, Phnom Penh, Cambodia, 4 November 2002 http://www.aseansec.org
  16. Chairman’s Statement of the First ASEAN Regional Forum,» Bangkok, 25 May 1994 http://www.aseansec.org
  17. Charter of ASEAN (Устав АСЕАН) http://www.aseansec.org
  18. China’s Position Paper on the New Security Concept http ://www.fmprc. gov. cn/eng/wib/zzi g/gj s/gizzyhy/2612/2614/tl 5319. htm
  19. Declaration of ASEAN Concord II (Bali Concord II), Bali, Indonesia, 7 October 2003 (www.aseansec.org) — Towards an ASEAN Community, Jakarta, ASEAN Secretariat, 2003
  20. Hanoi Declaration 1997 http://www.aseansec.0rg/summit/6/ ptghdec. htm
  21. Joint Statement on All-round Cooperation in the New Century Between the People’s Republic of China and the Socialist Republic of Viet Nam http://www.finprc.gov.cn/eng/wib/zzig/vzs/gilb/2792/2793/tl6248.htm
  22. Joint Vietnam China Statement for Comprehensive Cooperation http://www.mofa.gov.vn/English/ForeignPolicy/ForeignPolicy.htm
  23. National Policy Committe and National Security Sub-Committee. Foreign Policy White Paper, Democratic Progressive Party, Taiwan, November 1999
  24. Nguyen Dy Nien. Speech at the Opening Session of the Vietnam-US Relations Conference (October 02, 2003, John Hopkins University, Washington, D.C.) URL: http://www.vietnamembassy-usa.org/news
  25. Political Report of the Central Committee at the IX Congress 19−22, 2001 http://www.vietnamembassy-usa.org/news
  26. Resolution of the IX National Party Congress http:// www. vietnamembassy-usa.org/news/ newsitem. php3
  27. Singapore Declaration of 1992 http://www.aseansec.org/summit/4-sum.htm
  28. Southeast Nuclear Weapon Free Zone http://www.aseansec.org/ politics/pol.-agr7.htm
  29. Statement by H.E. Le Cong Phung, First Deputy Minister for Foreign Affairs at the General Debate of the 61st UN General Assembly, New York, September 25 2006. URL: http://www.un.0rg/webcast/ga/61/pdfs/ vietnam-e.pdf
  30. Statement by H.E. Mr. Nguyen Dy Nien, Minister of Foreign Affairs of the Socialist Republic of Viet Nam to the 60th Session of the United Nations General Assembly, September 21 2005. URL: http://www.un.org/webcast/ ga/60/statements
  31. The Eighth National Party Congress in 7/1996 http://www.vietnamembassy-usa.org/news
  32. The Vietnam National Assembly ratifies Agreement on the Delimitation of the Tonkin Gulf Answer to Correspondents by Mr. Le Dzung, MOFA’S Spokesman on 15th June 2004 http://www.mofa.gov.vn/en/ ttbaochi/pbnfn
  33. Vietnam has sufficient evidence to affirm its sovereignty over the Paracel and Spratly. Answer to Correspondents by Mr. Le Dzung, MOFA’S Spokesman on 17th february 2005 http://www.mofa.gov.vn/ en/ttbaochi/pbnfn
  34. Vietnam: Consolidating National Defense Safeguarding the Homeland. Hanoi, SRV Ministry of Defense. 1998
  35. Vietnam’s diplomacy for peace and cooperation in the 21st century. Nguyen Dy Nien Minister of Foreign Affairs S.R.V. (Article written for the Washington Times) http://www.mofa.gov.vn/en/csdoingoai/pbld/ ns0411111709051. На вьетнамском языке
  36. Dang Cong san Viet Nam: Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu VI (КПВ: материалы VI съезда). Su that, Ha Noi, 1987
  37. Dang Cong san Viet Nam: Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu VII (KnB: материалы VII съезда). Su that, Ha Noi, 1991
  38. Dang Cong san Viet Nam: Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu VIII (KITB: материалы VIII съезда). Chinh chi quoc gia, Ha Noi, 1996
  39. Dang Cong san Viet Nam: Van kien Dai hoi dai bieu toan quoc lan thu IX (КПВ: материалы IX съезда). Chinh chi quoc gia, Ha Noi, 2001
  40. Hien phap Nuoc cong hoa xoa hoi tu nghia Viet Nam (Конституция Социалистической Республики Вьетнам) 1992, Но chi Minh, 1996
  41. Nghi quyet Dai hoi Dai bieu toan quoc lan thu IX Dang Cong san Viet Nam Ngay 22/5/2001 (Резолюция IX съезда КПВ 22/5/2001) http://dangcongsan.vn/dcsvn/daihoidang.asp
  42. Sach trang «Thanh tuu bao ve va phat trien quyen con nguoi o Viet Nam» (Белая книга «Успехи в защите и развитии прав человека во Вьетнаме»). На Noi, 2004.
  43. Tai lieu Dai hoi X Dang cong san Viet Nam (Материалы X съезда КПВ). Nha xuat ban The Gioi. Ha Noi. 2006.
  44. Г. Д. Правовые аспекты проблем морепользования в АТР и их влияние на морскую деятельность России. Москва. 2004.
  45. Азиатско-Тихоокеанский регион и Центральная Азия: контуры безопасности, под ред. Воскресенского А. Д. М.: МГИМО, 2001
  46. Л.Г. Международные отношения в Восточной Азии: угрозы и надежды/Л.Г.Арешидзе. -М.Международные отношения, 2007
  47. А.Д. Великие державы на Тихом океане. М: 1997
  48. А.Д. Современные теории стабильности и международные отношения России в Восточной Азии в 1970−90-е гг. Институт США и Канады РАН. М. 1996
  49. А.Д. Современный международный порядок // Международные процессы, Том 5, № 2 (14). Май-август 2007.
  50. А.Д. Три поколения внешнеполитических доктрин России // Международные процессы, Том 5. Номер 1(13). Январь-апрель 2007.
  51. А. В. Дальний восток: в поисках стратегической стабильности. М. ИДВ, 2003
  52. А.В. Сотрудничество военный структур как фактор обеспечения безопасности // Проблемы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (http://isn.rsuh.ru/icis/atxsec/ atrsrcr. htm).
  53. К.П. Методы политических исследований. Аспект пресс. Москва. 2005.
  54. Буй Куок Хунг. Экономические реформы и международная помощь Вьетнаму: 80−90-е годы. М.: РАН, 1999
  55. Внешняя политика и дипломатия стран ATP. М. ДА МИД РФ, 1999
  56. А.Д. «Большая Восточная Азия»: мировая политика и энергетическая безопасность/А.Д.Воскресенский. -М.:ЛЕНАНД, 2006
  57. А.Д. Политические системы и модели демократии на Востоке/А.Д.Воскресенский. М.:Аспкт Пресс, 2007
  58. А.Д. Региональные подсистемы международных отношений и регионы мира. Восток Запад — Россия. М. Прогресс — Традиция, 2002
  59. А.Д., Россия и Китай: теория и история межгосударственных отношений, ИДВ РАН, М. 1999
  60. Восток/Запад. Региональные подсистемы международных отношений. Под редакцией А. Д. Воскресенского. М.: РОССПЭН, 2002
  61. М. О национальной безопасности России// Обозреватель. № 22. -2003.
  62. Л. Г. Теория и практика принятия решений. М. Дрофа 2003
  63. Индокитай на рубеже веков (политика, идеология). -М.: Гуманитарий, 2001.
  64. А. В. Психология принятия управленческих решений. М. 1998.
  65. Е. В. Современный Вьетнам: реформы, обновление, модернизация. (1986−1997 гг.) М.: ИВ РАН, 1999
  66. Е.В. Российско-вьетнамские отношения. История и современность. Ст. В сб. «Позиции России в АТР». Под ред. Н. П. Мапетина, О. В. Новаковой, П. Ю. Цветова. М., 2007.
  67. Конфликты и кризисы в международных отношениях: проблемы теории и истории: Материалы ассоц. изуч. США Отв. ред. Маныкин A.C. М.: МАКС Пресс, 2001.
  68. Конфликты на Востоке: Этнические и конфессиональные. М.:Аспект Пресс. 2008.
  69. М. М. Политическое урегулирование конфликтов. Подходы, решения, Технологии. М. 1997
  70. В.М. Реформы переходного периода во Вьетнама (1986 2006 гг.): направления, динамика, результаты. Ключ-С. М. 2007
  71. Н.П. Нгуен Чан Куок. Вьетнам в системе международных отношений в Юго-Восточной Азии. М.: МГИМО, 1995.
  72. Н.П. АСЕАН: четыре десятилетия развития М.: МГИМО-университет, 2007
  73. Е.С. Новые подходы к проблеме обеспечения глобальной и региональной безопасности.// Проблемы безопасности в Азии. М. 2001
  74. Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. РУДН. М.2006
  75. Э.Н. Моделирование и анализ политических процессов. Учебное пособие/Э.Н.Ожиганов. -М.: Издательство РУДН, 2006
  76. Э.Н. Стратегический анализ политики: Теоретические основания и методы/Э.Н.Ожиганов. М.: Издательство РУДН, 2006
  77. Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М. «Прогресс Культура», 1994
  78. Э.А. Системный подход и международные отношения. М.: Наука, 1976
  79. Э.А. Системный подход и международные отношения. М. Наука. 1976
  80. Позиции России в ATP М. Издательский дом «Ключ-С». 2007
  81. Политические системы и политические культуры Востока/ под ред. А. Д. Воскресенского. -М.: Восток-Запад, 2006
  82. Г. Г. Стратегический анализ. Киев 2004
  83. Проблемы безопасности в Азии. М.: ЗАО ИИЦ «Европеум-Пресс», 2001
  84. Проблемы обеспечения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Материалы «круглого стола», 17 сент. 1998 г. / Дипломат, акад. МИД России. Ин-т актуал. междунар. пробл.- Отв.ред. Бажанов Е. П. М.: Науч. кн., 1999.
  85. Стратегическая ситуация и основные узлы противоречий в Восточной Евразии. Отв. ред. Г. Д. Агафонов. М., 2007.
  86. Тихоокеанское обозрение 2006−2007. Под редакцией В. М. Мазырина, О. В. Новаковой, П. Ю. Цветова. Москва. И здательский дом «Ключ-С». 2007
  87. Три четверти века Д. В. Деопику друзья и ученики. Памятники исторической мысли. Москва. 2007.
  88. В.Ф. Перспективы формирования восточноазиатского сообщества. Ст. в сб.: «Позиции России в АТР». Под. ред. Н. П. Малетина, О. В. Новаковой, П. Ю. Цветова. М., 2007.
  89. Экономическая и национальная безопасность. Под редакцией доктора тех. наук, проф. Е. А. Олейникова. М., Издательство «Экзамен», 2005
  90. Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии/под руковод. и с предисл. А. В. Торкунова, научн. ред-сост. А. Д. Воскресенский. М.: МГИМО, 2007
  91. Юго-Восточная Азия в 1998 г. М.: ИВ РАН, 1999
  92. Юго-Восточная Азия в 1999 г. М.: ИВ РАН, 2000
  93. Юго-Восточная Азия в 2000 г. М.: ИВ РАН, 2001
  94. Юго-Восточная Азия в 2001 г. М.: ИВ РАН, 2002
  95. Юго-Восточная Азия в 2002 г. М.: ИВ РАН, 2003
  96. Юго-Восточная Азия в 2003 г. М.: ИВ РАН, 2 004 103 .Юго-В о сточная Азия в 2004 г. М.: ИВ РАН, 2005
  97. Юго-Восточная Азия в 2005 г. М.: ИВ РАН, 2006
  98. Юго-Восточная Азия в 2006 г. М.: ИВ РАН, 200 710 6 .Юго-В о сточная Азия в 2007—2008 гг. М.: ИВ РАН, 2008
  99. Юго-Восточная Азия: параметры безопасности в конце XX столетия. М. 19 951. На английском языке
  100. Alexander Wendt, «Anarchy is What States Make of It», International Organization, Vol. 46, No. 2 (Spring 1992)
  101. Amitav Acharya and Evelyn Goh, eds, Reassessing Security Cooperation in the Asia-Pacific: Competition, Congruence, and Transformation. Cambridge.: MIT Press, 2007
  102. Amitav Acharya, «Democratization and the prospects for participatory regionalism in South-East Asia», Third World Quarterly 24: 2, 2003
  103. Amitav Acharya, «Ideas, Identity and Institution-Building: from the „ASEAN way“ to the „Asia-Pacific way“, the Pacific Review, Vol.10, No. 3, 1997
  104. Asia Pacific Security Survey 2008/ Honolulu: East-West Center, 2008
  105. Astri Suhrke, „Human Security and the Interests of States: Reviving the OsloOttawa Axis,“ Security Dialogue Vol. 30, No. 3 (September 1999)
  106. Balme St., Sidel M., eds., Vietnam’s New Order. International Perspectives on the State and Reform in Vietnam. N.Y., 2007.
  107. Bendor, Jonathan and Thomas H. Hammond. Rethinking Allison’s Models. American Political Review 86 (2), 1992
  108. Bowles, P. ASEAN, AFTA and the „new regionalism“ // Pacific affairs. -Vancouver, 1997.
  109. David Dessler, „What's At Stake in the Agent-Structure Debate?“ International Organization, Vol. 43, No. 3 (Summer 1989)
  110. Davis P.K. Analytic architecture for capabilities-based planning, mission-system analysis and transformation. Santa Monica, 2002/RAND
  111. Holmes L. Vietnam in a Comparative Communist and Postcommunist Perspective. In Balme St., Sidel M., eds., Vietnam’s New Order. International Perspectives on the State and Reform in Vietnam. N.Y., 2007.
  112. Lloyd Axworthy, „Human Security“ Safety for People in a Changing World», (www.dfait.maeci.gc.ca/foreignp/HumanSecurity/secur-e.htm)
  113. Melissa G. Curley, «Exploring Complex Security Realities: NGO’s, Community and State Development Partnerships in Laos,» Asian Perspectives, 2000
  114. Narine, Sh. ASEAN and the ARF: The limits of the «ASEAN way» // Asian survey. Berkeley (Cal.), 1997.
  115. Narine, Sh. ASEAN and the management of regional security // Pacific affairs. -Vancouver, 1998.
  116. Nguyen Dy Nien. Ho Chi Minh thought on Diplomacy. The Gioi Publishers. Ha Noi. 2004
  117. Palmujoki E. Vietnam’s Integration into the World. In Balme St., Sidel M., eds., Vietnam’s New Order. International Perspectives on the State and Reform in Vietnam. N.Y., 2007.
  118. Rodolfo Severino, Southeast Asia in Search of an ASEAN Community: Insights from the Former Secretary-General. Singapore.: ISAS, 2006
  119. Scenario building: The Schwartz/GBN // www.infinitefutures.com
  120. Welch, David A. The Organizational Process and Bureaucratic Politics Paradigms: Retrospect and Prospect. International Security 17 (2), 1992
  121. Womack B. China and Vietnam: The Politics of Asymmetry. N.Y., 2006.
  122. Zachary Abuza. Renovating Politics in Contemporary Vietnam. Lynne Rienner Publishers. London. 20 011. На вьетнамском языке
  123. Doi Ngoai Viet Nam Thoi ky Doi Moi (Внешняя политика Вьетнама в период реформ «обновления»). Nha xuat ban chinh tri quoc gia. Ha Noi. 2005
  124. Do Tien Sam Furuta Motoo (под редакцией). Chinh sach doi ngoai rong mo cua Viet Nam va quan he Viet Nam — Trung Quoc (Широкая комплексная внешняя политика Вьетнама и вьетнамо-китайские отношения). Khoa hoc ха hoi, На Noi, 2003
  125. Нор tac kinh te Viet Nam Han Quoc truoc boi canh hoi nhap Dong A (Экономическое сотрудничество между Вьетнамом и Республикой Корея в рамках интеграционных процессов в Восточной Азии). Nha xuat ban khoa hoc xa hoi. Ha Noi. 2005
  126. Nhuyen Hong Thao. Hai Hiep dinh trong Vinh Вас Bo mot che do phap ly moi (Два соглашения по разграничению в Тонкинском заливе, переход к новому режиму). Тар chi Thong tin doi ngoai, so 6−2004
  127. Viet Nam Trung Quoc. Tang cuong hop tac cung nhau phat trien huong toi tuong lai (Вьетнам — Китай. Развитие взаимодействия в будущем). Nha xuat ban khoa hoc xa hoi. Ha Noi. 2005
  128. Vu Dang Ninh. Nuoc My van de, su kien va tac dong (США — проблемы, события и влияние). Nha xuat ban khoa hoc xa hoi. Ha Noi. 2004
  129. Статьи в периодических изданиях
  130. Е.А. Рациональный эгоизм национального интереса.// Национальный интерес (заочный круглый стол)//Полис. 1995. № 1
  131. А. Д. Влияние российско-китайского стратегического взаимодействия' на международные отношения и безопасность в АТР.// Россия и Китай сотрудничество в условиях глобализации., РАН ИДВ., Москва. 2005
  132. Э. С. АСЕАН США: новый геополитический контекст и новый вызов.// АСЕАН и ведущие страны АТР: проблемы и перспективы. -М. 2002
  133. H.A. Безопасность международная, национальная, глобальная: взаимодополняемость или противоречивость? // Мировая экономика и международные отношения, 2006, № 9.
  134. В.М. Суверенная интеграция или «внешнее управление»? Опыт Вьетнама // Азия и Африка сегодня, 2006, № 12.
  135. Н.П. К 10-ю участия России в АРФ.// Юго-Восточная Азия в 2003 г. актуальные проблемы развития. М.: ИВ РАН. 2003
  136. А.А. Американский фактор во внешней политике Вьетнама. Ст. в сб.: «Юго-Восточная Азия в 2005 г. Актуальные проблемы развития». М., 2006.
  137. Ю., Аникина Т. О национально-государственных интересах России: внешний аспект // Обозреватель. № 22. — 2003.
  138. Г. С. Проблема морской безопасности в Юго-Восточной Азии.//Юго-Восточная Азия в 2003 г.: актуальные проблемы развития. М.: ИВ РАН. 2004
  139. Г. К. Глобализация и регионализация: факторы формирования геополитического пространства/ Г. К. Широков. М.:ИМЭМО, 2006
  140. В.М. Категория «государственный интерес» в политике и праве (системно-теоретические и международно-правовые аспекты) // Право и политика. № 3. — 2000.1. На английском языке
  141. Amitav Acharya, «Democratization and the prospects for participatory regionalism in South-East Asia», Third World Quarterly 24: 2, 2003
  142. Blagov S. US, Vietnam Scratch Each Other’s Back // Asia Times, July 21, 2006.
  143. Chalmers M. ASEAN and confidence building: continuity and change after the Cold War // Contemporary security policy. L., 1997.
  144. Cossa R. Regional Overview: Tentative Multilateralism and Democratic Change // CSIS Comparative Connections, Vol. 9 № 4, January 2008.
  145. David Martin Jones. Security and democracy: the ASEAN charter and the dilemmas of regionalism in South-East Asia.//International Affairs 84: 4 (2008)
  146. Ed Hopf, «The Promise of Constructivism in International Relations Theory,» International Security, Vol. 23, No. 1 (Summer 1998)
  147. Emanuel Adler, «Imagined (Security) Communities: Cognitive Regions in International Relations», Millennium Journal of International Studies, Vol. 26, No. 2 (1997)
  148. Foot, R. China in the ASEAN Regional Forum: Organizational processes and domestic modes of thought // Asian survey. Berkeley, 1998.
  149. Hanns W. Maull, «Security Cooperation in Europe and Pacific Asia: a Comparative Analysis», The Journal of East ASIAN Affairs, Vol.19, No.2, The Research Institute for International Affairs, Seoul, Korea, December 2005
  150. Hari Singh, «Vietnam and ASEAN: The Politics of Accommodation,» Australian Journal of International Affairs, Vol. 51, No. 2 (July 1997)
  151. Ho J. The Security of Sea Lines in Southeast Asia // Asian Survey, Vol. 46, № 4, August-September 2006.
  152. Majumdar, M. ASEAN and the Cambodian problem // Foreign affairs rep. New Delhi, 1997.
  153. Michael Leifer «The ASEAN Regional Forum, Extending ASEAN’s Model of Regional Security, Oxford: USS/Oxford UP 1996 (= Adelphi Paper No. 302)
  154. Michael Leifer, «The ASEAN Peace Process: A Category Mistake,» The Pacific Review, Vol. 12, No. 1 (1999)
  155. Michael Wesley, «Human Security in Development and Crisis: How to Capture Human Security in Regional Institutional Arrangements?» The Asia-Australia Papers, No. 2 (September 1999)
  156. Nguyen Duy, Quy. ASEAN: Towards a pattern of sustainable development // Vietnam social sciences. Hanoi, 1998.
  157. Nguyen Vu Tung. Testing the Institutionalist Approach: Cooperation between Vietnam and ASEAN.//International Perspectives on the State and Reform in Vietnam, edited by Mark Sidel and Stephanie Balme. New York: Palgrave, 2007
  158. Nikolas Busse, «Constructivism and Southeast Asian Security», The Pacific Review, Vol. 12, No. 1 (1999)
  159. Richard Stubbs, «ASEAN Plus Three: Emerging East Asian Regionalism?», Asian Survey, Vol. 43, No. 3, 2002
  160. Robin Ramcharan, «ASEAN and Non-interference: A Principle Maintained», Contemporary Southeast Asia, Vol. 22, No. 1 (April 2005)
  161. S.Walt, «The Renaissance of Security Studies,» International Studies Quarterly, Vol. 35, No. 2,1991
  162. Shinyasu Hoshino, «How Can Human Security Be Placed on the Regional Collaborative Agenda?» Asia-Australia Papers, No.2 (September 1999)
  163. Teisman G. Decision-Making Processes: Phases, Streams and Rounds Models // Public Administration. 2000. № 4
  164. Vuving A.L. Strategy and Evolution of Vietnam’s China Policy. A Changing Mixture of Pathways // Asian Survey, Vol. XL VI, №. 6, November/December 2006.
  165. Adelphi papers.// Identities and Security in East Asia.9. Asiaweek
  166. East Asian strategic review11. Economist
  167. Far Eastern Economic Review13. Foreign Affairs14. Military Balance
  168. Saigon Times Weekly http://www.saigontimesweekly.saigormet.vn16. The New-York Times.17. The military balance L.
  169. Vietnam Economic Times, Hanoi http://www.vneconomv.com.vn/
  170. VNN economic (Dau tu nuoc ngoai) http://www.vnn.vn/
  171. Vietnam Business Journal http://www.viam.com
  172. Tai lieu tham khao dac biet (Ha Noi)22. Tap chi cong san (Ha Noi)23. The ky XXI
  173. The Vietnam Economic News (Hanoi)
  174. The Vietnam Investment Review (Hanoi)26. The Vietnam News (Hanoi)
Заполнить форму текущей работой