Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение мировой образовательной практики по вопросам развития системы педагогического образования позволяет сделать вывод, что основной тенденцией настоящего времени является постепенное вытеснение средней специальной школы структурами высшего педагогического образования. Особый интерес для нашего исследования представляет рассмотрение системы организации подготовки учителя в США, т.к. именно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
    • 1. 1. Культурологический подход к профессионально-педагогическому образованию
    • 1. 2. Сущность и содержание педагогической культуры учителя
    • 1. 3. Модель педагогической культуры выпускника колледжа
  • Выводы по главе I
  • ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КОЛЛЕДЖА КАК СРЕДА СТАНОВЛЕНИЯ ОСНОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫПУСКНИКА
    • 2. 1. Историко-культурный анализ становления колледжа в системе профессионально-педагогического образования
    • 2. 2. Содержание опытно-экспериментальной работы по созданию культуросообразной педагогической системы колледжа
    • 2. 3. Педагогический мониторинг и анализ результатов эксперимента
  • Выводы по главе II

Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Уровень экономического и социального прогресса определяется, прежде всего, степенью духовного развития общества, состоянием его культуры, науки, просвещения. От образования зависит нравственное, физическое и психическое здоровье нации [104,4].

Несмотря на то, что настоящее время характеризуется декларированием внимания к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании, в частности, не теряет своей актуальности поиск совокупности условий и факторов «гуманистической конверсии образования» (М.В.Кпарин), которую способен осуществить духовно и культурно развитый педагог, творчески реализующий свои способности в профессиональной деятельности, т. е. обладающий определенным уровнем педагогической культуры.

Актуальность нашего исследования опосредована реальными потребностями сегодняшней школы в специалисте, имеющем гуманистическое мироотношение, владеющем современными технологиями обучения, воспитания и взаимодействия, с развитыми творческими способностями и другими личностно-профессиональными характеристиками, отвечающими требованиям педагогической культуры.

Данные социологических исследований, представленных в периодической печати и научных публикациях [30- 37], свидетельствуют о том, что несмотря на предпринимаемые усилия, до сих пор в системе высшего и среднего педагогического образования существуют серьезные проблемы в решении задачи подготовки учителя, способного к освоению инноваций в духе личностно-ориентированной парадигмы образования. В качестве наиболее заметных недостатков отмечаются профессиональная некомпетентностъ, авторитарный стиль общения с детьми, отсутствие инициативы, творчества и др. [37].

Нами было также проведено социологическое исследование Каменского образовательного субрегиона на предмет выдвижения требований к будущему учителю и анализа затруднений в деятельности начинающих и опытных преподавателей в условиях сегодняшней школы.

На основании результатов которого мы можем сделать вывод о том, что к выпускнику педагогического учебного заведения в настоящее время предъявляются достаточно высокие требования. Наряду с традиционными (владение профессиональными знаниями, умениями и навыками, личностное соответствие педагогической профессии и т. д.) сегодняшняя реальность, осмысленная и преподнесенная устами руководителей и преподавателей образовательных учреждений, выдвигает современные требования: владение новыми личностно-ориентированными педагогическими технологиями (64,8%), освоение гуманистического личностно-развивающего типа взаимодействия (31,6%), готовность к участию в инновационной деятельности школы, научно-исследовательских поисках (30,8%), владение навыками личностно-педагогической саморегуляции (26,4%), диагностики детского развития (21,3%), рефлексии и самоанализа (10,4%) и т. д.

Из опрошенных 68 начинающих и 132 опытных преподавателей более половины (54%) при самооценке отмечают недостаточно высокий уровень развития у себя данных характеристик, что вызывает реальные затруднения в их профессионально-педагогической деятельности.

Данные социологических исследований высвечивают проблему несоответствия уровня подготовки выпускников педагогических учебных заведений требованиям современной школы, что объясняет актуальность нашего исследования, направленного на снятие данного противоречия в стенах конкретного учебного заведения — Каменского педагогического колледжа (КПК. (См. приложение 1)).

В педагогической системе среднего специального образовательного учреждения традиционно существовала ориентация на профессионально-предметную подготовку специалиста. Сегодняшняя реальность выдвигает задачу перехода к ориентации на педагогическую культуру как базовую основу становления будущего учителя.

Необходимо обосновать цели и содержание профессиональной подготовки студентов в условиях колледжа как нового типа учебного заведения, возникшего на базе педагогического училища и направленного на реализацию образования повышенного уровня, приближенного к высшему. Статус колледжа обуславливает задачу предъявления более высоких требовании к личности и педагогической деятельности выпускника, но теоретически эти требования еще не сформулированы и не обоснованы.

Актуальность исследования определяется также необходимостью улучшения качества стандарта педагогического образования, повышения педагогической культуры людей, занимающихся образованием, что находит свое отражение в программных документах реформирования современной системы образования [132- 205]. Мы надеемся продвинуться в характеристике феномена гуманистической педагогической культуры, разработке его компонентов.

В своей работе мы опирались на идеи методологии и методики научно-педагогических исследований, отраженные в трудах Ю. К. Бабанского, В. И. Загвязинского, В. В. Краевского, АХ. Потапкова, М. И. Скаткина, Г. П. Щедровицкого и др.

Обоснование культурологического подхода к изучению педагогических явлений стало возможным благодаря научному знанию, заложенному в работах А. И. Арнольдова, В. С. Библера, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Г. И. Ильина, М. К. Мамардашвили, С. П. Мамонтова, Э. С. Маркаряна, В. М. Розина, Н. С. Розова и др.

Для нашего исследования представляют интерес психологические аспекты развития личности и деятельности индивида, представленные в научных изысканиях Б. Г. Ананьева, А. А. Бодалева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова.

В настоящее время выполнен ряд исследований по изучению личностных характеристик и качеств учителя И. А. Аминовым, В. В. Буткевич, Г. М. Коджаспировой, В. А. Крутецким, К. М. Левитаном, А. К. Марковой, Л. И. Рувинским, В. А. Сластениным и др., а также деятельностных особенностей преподавательской профессии КА-Альбуховой-Славской, М. С. Каганом, И. Б. Котовой, Н. Б. Крыловой, Н. В .Кузьминой, Ю. Н. Кулюткиным, Е. И. Роговым, В. В. Сериковым, Л. Ф. Спириным, Е. Н. Шияновым, А. И. Щербаковым и др.

В современном научном знании приобрели актуальность исследования педагогической культуры учителя, которые стали предметом изучения А. В. Барабанщикова, Т. Ф. Белоусовой, Е. В. Бондаревской, Е. Н. Воробьева, Е. Б. Гармаш, Т. В. Ивановой, И. Ф. Исаева, И.А.Колеснико-вой, Н. А. Комар, С. С. Муцинова, Л. А. Недгпггадт, Г. И. Ризз и др.

Вопросы историко-культурного анализа становления системы среднего педагогического образования в России исследованы М. Н. Колмаковой, Н. В .Кузьминой, Н. П. Кузиным, Ф. Г. Паначиным, А. И. Пискуновым, З. И. Равкиным, А. Л. Смятских, М. Ф. Шабаевой и др.

Система подготовки педагогических кадров в иностранных государствах стала проблемой исследований С. Ю. Алферова, С. М. Аскольдова, И. А. Галагана, Ф. Ф. Зиннуровой, Е. Б. Лысовой, З. А. Мальковой, МЛошанова, M. Apple, H. Breland, M. Huberman и др.

Задаче осмысления назначения колледжа как инновационного учреждения системы среднего педагогического образования способствовали научные труды В. В. Арнаутова, ИХ. Валиева, Н. М. Голянской, А. А. Грекова,.

Л.И.Гурье, Л. В. Левчука, Л. Г. Семушиной, И. Чечеля, Н. Л. Шеховской, Н. И. Щелиховой, М. Д. Ягофаровой и др.

Исследуя проблему повышения уровня подготовки будущего учителя в педагогическом колледже, мы сформулировали тему нашего исследования: «Колледж как среда становления основ педагогической культуры будущего учителя» .

Объектом исследования выступает образовательная среда учреждения среднего профессионально-педагогического образования и его деятельность по развитию педагогической культуры студентов.

Предметом исследования является процесс становления культуросо-образной образовательной среды педагогического колледжа, обеспечивающей овладение будущим учителем основами педагогической культуры.

Цель исследования: разработать модель педагогической культуры выпускника колледжа и выявить условия функционирования педагогической системы как среды, обеспечивающей ее реализацию.

Задачи исследования:

1. Разработать модель педагогической культуры выпускника, выступающую результатом личностно-профессионального развития студента в кулыуросообразной образовательной среде колледжа.

2. Осуществить историко-культурный анализ развития системы среднего педагогического образования в отечественной и мировой практике и становления колледжа как среды овладения будущим учителем основами педагогической культуры.

3. Опытно-экспериментальным путем выявить и обосновать совокупность условий и факторов, составляющих культуросообразную среду становления основ педагогической культуры будущего учителя в современном колледже.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс овладения будущим учителем основами педагогической культуры находится в прямой зависимости от наличия в колледже культу-росообразной педагогической системы, адекватной в содержательных и процессуальных характеристиках модели педагогической культуры выпускника, выступающей ее целевым компонентом.

В содержание модели педагогической культуры выпускника колледжа должны быть включены ценностные, личностные и деятельностные характеристики.

Главным фактором становления основ педагогической культуры будущего учителя выступает создание в педагогическом колледже разнообразных сред личностно-профессионального развития студента при условии включения его в эти среды как активного субъекта.

Методологической основой исследования является теория культурыкультурологический подход к профессионально-педагогическому образованиюаксиологический, деятельностный и личностный подходы к определению места человека в культуреконцепция воспитания педагога как человека культурыидеи гуманистической педагогикисистемный, средовый подходы к исследованию педагогических явлений.

Теоретической основой выступает теория педагогической культуры, разработанная на кафедре педагогики РГПУ под руководством члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора Е. В. Бондаревскойсовременные концепции развития личности в образовательном процессеидеи о творчестве как сущностной характеристике человеческой деятельностиконцептуальные положения личностно-ориентированного обучения, теории гуманизации образования.

При разработке содержания диссертационной работы мы придерживались следующей концепции исследования: изменение роли педагогических училищ в системе непрерывного профессионального образования, придание им статуса педагогических колледжей должно сопровождаться содержательно-целевыми и структурными изменениями, направленными на создание благоприятных условий для развития личности и повышения качества ее профессиональной подготовки. Интегральным показателем готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности выступает педагогическая культура. Из этого следует, что системообразующим фактором всех изменений, происходящих в колледже, должна стать направленность его образовательной системы на развитие студентов как субъектов педагогической культуры, способных к овладению ее научно-педагогическими основами и саморазвитию в различных культурно-профессиональных средах. Это предполагает культурологический, профессионально-личностный и средовый подходы в качестве основных принципов преобразования и исследования образовательной системы современного педагогического колледжа.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Каменский педагогический колледж. Исследованием было охвачено 320 студентов, 106 преподавателей колледжа, а также 68 начинающих, 132 опытных учителя и руководителя школ г. Каменска.

Организация исследования. Работа выполнялась в рамках Федеральной программы развития российского образования (1993 г.), Программы эксперимента на 1994;1999 гг. по непрерывному педагогическому образованию Ростовской области, утвержденной Министерством образования РФ за№ 1782/7−22 от 16 декабря 1993 г. и Программы развития педагогического образования Ростовской области на 1995;2000 гг., утвержденной коллегией Департамента образования администрации Ростовской области от 30 мая 1995 г.

Логика исследования реализовалась в следующих условно выделенных этапах, на каждом из которых использовалась совокупность методов исследования, отвечающих решаемым задачам:

1. Теоретико-поисковом (1992;1993 гг.), включающем изучение литературы, практического педагогического опыта, уточнение проблемы, формулирование гипотезы, с применением методов теоретического анализа педагогических идей, наблюдения, беседы, изучения передового педагогического опыта и т. д.

2. Практического моделирования (1993;1994 гг.), включающем разработку модели, критериев и показателей гуманистической педагогической культуры, определение содержания профессионально-педагогической подготовки, детерминирующего ее становление у студентов колледжа, с применением методов анкетирования, моделирования, изучения документации и продуктов деятельности студентов и т. д.

3. Опытно-экспериментальной работы и подтверждения ее результатов (1994;1997 гг.), включающем проведение педагогического эксперимента в его констатирующем и формирующем выражении, с применением методов тестирования, самооценки, экспертной оценки, ранжирования, статистической обработки результатов исследования, монографических характеристик и др.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования:

— теоретически обоснована необходимость культурологического подхода к изучению профессионально-педагогического образования как части культуры социума;

— разработана и адаптирована к условиям колледжа модель педагогической культуры выпускника, выявлены условия овладения студентом ее основными компонентами;

— в результате проведения исторического экскурса процесса становления системы отечественного среднего педагогического образования уточнена его периодизация с учетом появления новых типов образовательных учреждений и решаемых задач;

— раскрыты специфические возможности педагогического колледжа как инновационного образовательного учреждения по подготовке учительских кадров.

Практическая значимость исследования:

— разработана репертуарная методика самооценки и экспертной оценки степени овладения студентом колледжа основами педагогической культуры;

— рассмотрены основные этапы исторического становления и развития традиций Каменского педагогического колледжа, необходимых для воспитания будущего учителя как человека культуры;

— показана специфика процесса создания культурно-образовательных сред в педагогической системе колледжа, способствующих становлению основ педагогической культуры, саморазвитию студента;

— намечены перспективные пути дальнейшего совершенствования педагогической системы колледжа, способствующие реализации ее целевого компонента.

Достоверность содержащихся в диссертации положений и полученных результатов обеспечивалась методологической обоснованностью исходных теоретических позицийприменением комплекса взаимодополняющих исследовательских методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборкииспользованием математического аппарата обработки данныхстатистической значимостью экспериментальных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Культурологический подход, выступая методологическим основанием изменения направленности и содержания профессионально педагогического образования, обуславливает его осуществление как процесса ин-териоризации будущим учителем педагогических ценностей и их использование в качестве детерминант личностно-профессионального самоопределения в педагогической деятельности.

2. Модель педагогической культуры выпускника колледжа представляет собой мыслительную конструкцию, отражающую идеальный образ личностно-профессиональной сущности будущего учителя, и содержит ценностные, личностные и деятельностью характеристики, представленные покомпонентно в виде гуманистической педагогической позиции, профессионально-программной образованности, личностных характеристик, личностно-педагогической саморегуляции, профессионального имиджа, владения педагогическими технологиями, опыта творческой деятельности. Овладение данными характеристиками выступает в качестве конкретных личностно-профессиональных задач саморазвития студента и критериев его готовности к работе в современной школе.

3. Развитие студентов как субъектов педагогической культуры предполагает культуросообразную педагогическую систему колледжа, средо-вый подход к организации которой содействует творческой самореализации будущего учителя в различных развивающих, личностно-ориентированных сферах его жизнедеятельности и профессиональной подготовки: культурной, академической, профессионально-педагогической, досуговой.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе административно-педагогической и опытно-исследовательской работы автора в Каменском педагогическом колледже и нашли свое отражение в ряде публикаций в виде статей и тезисов докладов выступлений на научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях всероссийского, регионального, зонального уровня:

Личностно-ориентированное обучение и воспитание" (г.Волго-град, 1994 г.), «Проблемы развития педагогического образования (г.Ростов н/Д, 1994 г.), «Развитие педагогических систем в регионе» (г.Волгоград, 1994 г.) и т. д. По теме диссертации выполнено и опубликовано 8 работ.

Диссертант принимала участие в работе всероссийской школы молодых ученых «Научный поиск в педагогике», ежегодных собраний Южного отделения Российской академии образования., региональных психолого-педагогических чтений (1995;1997 гг.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики Ростовского государственного педагогического университета.

Материалы исследования используются в практической деятельности Каменского, Шахтинского и Вешенского педагогических колледжей, областного Методического Совета Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, методической службы Каменского городского отдела народного образования, в работе предметно-цикловой комиссии заместителей директоров по воспитательной работе педагогических ССУЗов Ростовской области, возглавляемой автором.

Диссертация имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (235 источников), приложения и разворачивается на 183 страницах.

Во введении обоснована актуальность исследования, дано описание его научного аппарата: определены объект, предмет, цель, задачи, формулируется гипотеза исследования, охарактеризованы его методологические и теоретические основы, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, достоверность полученных результатов, указаны особенности организации исследования, его база, этапы, методы научно-педагогического исследования, представлены положения, выносимые на защиту, показаны апробация и внедрение полученных результатов.

В первой главе «Педагогическая культура как сущностная характеристика личности и профессиональной деятельности учителя» рассматриваются философско-методологические основания исследования, определяется культурологический подход к изучению педагогических явлений, проводится системный анализ понятийных представлений о сущности и содержании феномена «педагогическая культура», конструируется и описывается модель педагогической культуры выпускника колледжа.

Во второй главе «Педагогическая система колледжа как среда становления основ педагогической культуры выпускника» проводится историко-культурный анализ становления колледжа в системе профессионально-педагогического образования, описываются этапы и содержание опытно-экспериментальной работы по созданию его культуросообразной педагогической системы. Средствами педагогического мониторинга производится подтверждение результативности данной работы, ее анализ, на основе которых формулируются условия и факторы, способствующие созданию условий для овладения будущим учителем основами педагогической культуры, а также намечаются перспективные пути дальнейшего совершенствования деятельности колледжа по реализации целевого компонента его педагогической системы.

В заключении делается вывод о результативности проведенного исследования, обобщаются его результаты, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

В приложениях представлены сведения о сокращениях, используемых в работе, а также содержится инструментарий опытно-экспериментальной работы — репертуарная методика самооценки и экспертной оценки степени овладения основами педагогической культуры студентами колледжа.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

1. Педагогический колледж выступает профессионально-образовательной средой овладения будущим учителем основами педагогической культуры. Это требует оценки его деятельности не только с позиций сегодняшнего дня, но и с точки зрения историко-культурного анализа развития всей системы подготовки педагогических кадров в отечественной и мировой практике.

2. Рассмотрение вопроса становления отечественной системы среднего педагогического образования с позиций изменения целевых установок, создания различных типов учебных заведений, издания государственных документов, фиксирующих их появление, позволяет нам представить путь развития данной системы в виде следующих преемственных периодов, имеющих определенные временные рамки: период начального становления (конец XVIII — середина ХЩ вв.), период стабилизации и расцвета (60-е гг. XIX в. — начало XX в.), период социально обусловленных реконструкций (октябрь 1917 г. — начало 90-х гг.), современный период реформирования (начало 90-х гг. — по настоящее время).

3. Среди приведенных нами типов учебных заведений, условно отнесенных по содержанию своей деятельности и уровню предоставляемого образования к средним педагогическим, особый интерес для нашего исследования представляют учительские семинарии ведомства просвящения, содержащиеся за счет государственного казначейства, т.к. именно они послужили прототипами созданных в дальнейшем педагогических училищ по подготовке учителей начальных классов. Большинство сильных сторон и часть недостатков деятельности учительских семинарий сохранились и до сих пор в работе педагогических ССУЗов, определив сущностную специфику их деятельности.

4. Анализ современного состояния деятельности учебных заведений, рассматриваемого нами типа, позволяет сделать вывод о наличии серьезных содержательных изменений их функционирования. В их числе — статусные преобразования педагогических училищ в колледжи. Данное обстоятельство актуализирует задачу рассмотрения сущностного предназначения колледжа как типа учебного заведения, что обуславливает, в свою очередь, необходимость обращения к мировой образовательной практике, анализу современного иностранного опыта в области подготовки будущего учителя.

5. Изучение мировой образовательной практики по вопросам развития системы педагогического образования позволяет сделать вывод, что основной тенденцией настоящего времени является постепенное вытеснение средней специальной школы структурами высшего педагогического образования. Особый интерес для нашего исследования представляет рассмотрение системы организации подготовки учителя в США, т.к. именно в этой стране процесс перехода к высшему образованию как единой основе подготовки педагога проходил особенно интенсивно и некоторые его тенденции, правда, в заметно более медленном темпе, перенесены на практику развития отечественного педагогического образования, в том числе педагогических училищ в результате их реорганизации в колледжи.

6. Историко-культурный анализ развития педагогического образования в России и на Западе позволяет высветить основные проблемы и тенденции развития современной системы среднего педагогического образования, в их числе — задача интеграции деятельности высшей и средней школы, принятие в качестве основной цели профессиональной подготовки создания условий для овладения будущим учителем основами педагогической культуры.

7. Неотделима от истории нашей страны и история становления и развития Каменского педагогического колледжа. Образовавшись в 1915 году, в период стабилизации и расцвета системы российского среднего педагогического образования, учительская семинария казачей станицы Каменской в период социально-обусловленных реконструкций претерпела видоизменения от трехгодичных педагогических курсов (20-е гг.) к педагогическому техникуму (1925 г.), а затем и к педагогическому училищу (1937 г.), которое в 1992 году приобрело статус колледжа.

8. Изучение деятельности колледжа в ходе констатирующего эксперимента подтвердило эффективность функционирования многих традиционно сложившихся образцов образовательной практики, но и выявило необходимость организации специальной опытно-экспериментальной работы по выведению его функционирования на качественно новый уровень. Данная работа проводилась в 3 этапа, имеющие свои задачи.

9. Основное содержание опытно-экспериментальной деятельности реализовалось через внесение изменений в педагогическую систему и инфраструктуру колледжа и было опосредовано как общими задачами необходимости повышения качества подготовки специалистов, соответствия среднего педагогического образования государственным стандартам, тенденциями его гуманизации и т. д., так и частными задачами интеграции колледжа с Ростовским государственным педагогическим университетом, принятием в качестве основной целевой установки создание условий для овладения студентом основами педагогической культуры.

10. Изменения педагогической системы колледжа были направлены на повышение ее культуросообразности и реализовались с помощью сре-дово-ориентированного подхода и организации образовательного процесса путем создания следующих сред жизнедеятельности, профессионально-педагогической подготовки и саморазвития будущего учителя, понимаемых нами как частей социокультурного пространства, сфер непосредственной активности студентов колледжа, ближайшего их развития и действия.

100, 190]: культурной, академической, профессионально-педагогической, досуговой.

11. Преобразование инфраструктуры колледжа выразилось в структурных изменениях, совершенствовании его управленческой системы и укреплении материально-технического оснащения.

12. В результате проведения опытно-экспериментальной работы и продолжения традиций колледжа в настоящее время сложились некоторые его устойчивые характеристики, присущие в основном только Каменскому педагогическому колледжу и отличающие, таким образом, его от других учебных заведений данного уровня, которые мы обозначили как феномены колледжа: положение колледжа как центра Каменского образовательного субрегиона, престижность обучения в нем, опосредованность традициями уклада жизни колледжа, его провинциальная ментальностъ, неформальное личностное кураторство студентов со стороны авторитетных для них преподавателей^открытость проистекания жизненных планов субъектов образовательного процесса, соблюдение демократических прав студентов колледжа.

13. Опытно-экспериментальное подтверждение результативности сущностных и процессуальных изменений в деятельности колледжа осуществлялось средствами педагогического мониторинга, выступающего системой сбора, обработки, анализа и хранения информации о функционировании данной образовательной системы, обеспечивающего непрерывное отслеживание ее состояния, своевременную коррекцию и прогнозирование развития, который позволил глубоко и всесторонне исследовать процесс овладения студентом колледжа основами педагогической культуры за время прохождения его через педагогическую систему учебного заведения.

14. В качестве диагностической процедуры, позволяющей системно, эффективно исследовать уровень развития основ ПК у студентов ЭГ и КГ колледжа, нами был использован репертуарный метод, который является частным случаем метода семантического. Репертуарами объектов оценивания выступали компоненты модели ПК выпускника колледжа. Совокупностью конструктов, являющихся критериями оценивания, была представлена пятибалльная шкала уровней развития данных качеств.

15. Оценивание компонентов педагогической культуры по соответствующим конструктам производилосггкак путем самооценки испытуемых ЭГ и КГ, так и с помощью экспертных оценок администрации, преподавателей учебных предметов, методистов-руководителей педагогической практикой, классных руководителей, которое имело место в ходе трехлетнего лонгитюдного исследования в виде первоначальных, промежуточных и итоговых замеров.

16. В ходе формирующего эксперимента мы выявили следующую совокупность условий и факторов, способствующих созданию условий для овладения студентами основами педагогической культуры: внешние (социально обусловленные, обусловленные изменениями педагогической системы и инфраструктуры колледжа) — внутренние (природообусловлен-ные, обусловленные опытом и активностью личности).

17. Дальнейшими перспективами совершенствования профессионально-педагогической системы колледжа являются: его структурно-содержательная интеграция с вузом, применение проектного способа своего развития, повышение эффективности функционирования педагогической системы, структурные видоизменения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. З.Ф. Формирование культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин педагогического цикла: Автореф.дисс. …канд.пед.наук. Челябинск, 1994. 17.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980 — 334 с.
  3. Г. И. Формирование субъектной позиции личности будущего учителя: Учеб.пособие. Рязань: РГПУ, 1995. -104 с.
  4. СЮ. Непрерывное образование: опыт развитых стран // Сов.педагогика. 1990. N8. 131 — 136.
  5. Аминов НА., Морозова Н. А., Смятских АЛ. Психодиагностика педагогических способностей. Претесты: Метод.пособие. М., 1994. — 221 с.
  6. Л.М. Педагогическая культура и стиль преподавания // Культура и мировоззрение учителя: Сб.статей. Екатеринбург, 1992. С 5 -16.
  7. В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: Дисс. …канд.пед.наук. Волгоград, 1995. — 207 с.
  8. А.И. Введение в культурологию: Учеб.пособие. М., 1993. -352 с.
  9. СМ. Колледжи и университеты США. М.: АО Развитие, 1993. — 272 с.
  10. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопр.психолргии. 1984. N1. С 51 — 57.
  11. Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя // Сов.педагогика. 1987. N2. С, 3 — 8. -161 —
  12. И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя: Автореф.дисс. …док.пед.наук. Л., 1991. — 31 с.
  13. А.В., Муцинов С. Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы. М.: ВПА, 1985, -173 с.
  14. А.В., Муцинов С. Проблемы педагогической культуры. ВыпХ: О педагогической культуре преподавателя высшего военно-учебного заведения. М.: Военное изд-во, 1980. — 208 с.
  15. А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов (к вопросу о сущности педагогической культуры) // Сов.педагогика. 1981. Ш. 71 — 78.
  16. Т.Ф., Власова Т. П., Занина Л. В. Основы педагогической культуры: в схемах и понятиях: Учеб.-метод.пособие. Ростов н/Д: РГПУ. 1995.-38 с.
  17. Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педвуза: Дисс. …канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1989. — 229 с.
  18. В.П. Реформируется ли образование? // Мир образования. 1995. N10. 11 -15.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика. 1989. -192 с.
  20. B.C. О культуре, ее доминанте и еще о цивилизации // Здесь и теперь. 1992. N1. 118 -134.
  21. B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. — 412 с.
  22. А.Т. Гуманизм и демократизм в культуре современного учителя // В помощь начинающему учителю: Метод.материалы. Вып.6. Даугавпилс, 1990. 8 — 9.
  23. М.Р. Культура самосовершенствования преподавателя: Учеб.пособие. М.: МПА, 1994. — 48 с. У -162-
  24. Е.Н. Формирование и развитие профессионально нравственной культуры будущего учителя: Автореф.дисс. …док. псих.наук.
  25. Е.В. Гуманистическая парадигма личноетно- ориентированного образования // Инновационная школа. 1997. N1. 37 -«Г 45.
  26. Е.В., Качан Г. А. Диагностика личностно- педагогической саморегуляции учителя как свойства педагогической культуры учителя. Ростов н/Д: РГПУ, 1996. — 53 с.
  27. Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт разработки парадигмы. Ростов н/Д, 1997. — 28 с.
  28. Е.В., Богомолова Г. П. Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности г (Концептуальная модель развития системы образования в г. Батайске): Научно-метод.пособие. Ростов н/Д: РГПУ, 1997. — 97 с.
  29. Е.В., Белоусова Т. Ф. и др. Основы педагогической культуры: программа и рекомендации по курсу. Ростов н/Д: РГПУ, 1993. -16 с.
  30. Е.В., Богомолова Г. П. Педагогическая культура учителя в системе личностно-ориентированного образования // Иннова-ф ционная школа. 1997. N3 (7). 81 — 85.
  31. Е.В., Богомолова Г. П. и др. Прогностическая модель развития образовательного региона Железнодорожного район Росто-/< ва-на-Дону: Метод.пособие. Ростов н/Д: обл. ИУУ, 1995.- 96 с. -163 —
  32. В.А. Учитель и общество // Педагогика. 1996. N5. 60 — 63.
  33. В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960 — 1990): Автореф.дисс. …док.пед.наук. М., 1994. — 31 с.
  34. И.Г. Реализация стандарта профессиональной подготовки специалистов в колледже: Дисс. …кандлед.наук. Казань, 1996. — 237 с.
  35. Введение в педагогическую культуру: Учеб. пособие / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. -172 с.
  36. А.В., Виленский Г. А. Педагогическая культура как совокупность педагогических систем // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: Меж-вуз.сб.научн.трудов. Вып.2. М.: РИПКРО, 1993. 46 — 50.
  37. .С. Психологические особенности становления личности в юношеском возрасте: Метод.разработка. М., 1987. — 40 с.
  38. Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки (опыт системного исследования): Дисс. …канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1996. -246 с.
  39. Н.Е., Суханцева В. К. и др. О педагогической культуре будущего учителя //Педагогика. 1992. N1 — 2. 66 — 70.
  40. О.С. От авторитарного воспитания к педагогике свободы // Содержание гуманистического образования. Новые ценности образования. Вып.2. М.: Инноватор, 1995. 16 — 45
  41. Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Дисс. …канд.пед.наук. Киев, 1990. — 169 с.
  42. Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. — 306 с. -164-
  43. Н.М. Организационно-педагогические условия профессиональной адаптации будущего учителя в системе школа — педагогическое училище (колледж) — вуз: Дисс. …канд.пед.наук. М., 1994. -192 с.
  44. А.А., Левчук Л. В. Концепция многоуровневой системы образования: Научно-прикладная разработка. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. -110 с.
  45. А.А., Рогов Е. И. Рейтинг как показатель профессионального развития педагога (перестройка педагогического образования): Учеб.пособие. Ростов н/Д: РГПИ, 1991. — 64 с.
  46. B.C. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
  47. В.В. Культурологический подход как теоретико- методологическая основа гуманизации информационых технологий обучения: Дисс. …канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1994. — 156 с.
  48. В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д: РТУ, 1979. — 264 с.
  49. Ю.С. Высшее образование: состояние, проблемы, решения // Педагогика. 1997. N 2. 61 — 62.
  50. Диалог культур: Философия. Психология. Педагогика. Кемерово, 1981. 8.
  51. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. Санкт-Петербург: Братство, 1994. — 364 с.
  52. В.И. Проблемы формирования профессионально- педагогической направленности студента. Магнитогорск, 1995. — 111 с. — 1 6 5 —
  53. В.И. Педагогическое творчество учителя // Сов.педагогика. 1988. N1. 70 — 75.
  54. Л.В. Становление гуманной педагогической позиции будущего учителя в условиях многоуровневой системы высшего образования: Дисс. …канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1994. -190 с.
  55. Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дисс. …канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1995. -214 с.
  56. И.А. Элементарный куре педагогической психологии: Учеб.пособие. М., 1992. — 111 с.
  57. Ф.Ф. О подготовке специалистов в зарубежных странах. М., 1990. — 34 с.
  58. В.П. Образование, культура, сознание // Философия образования для XXI века: Сб.статей. М., 1992. 87 — 103.
  59. Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла): Дисс. …канд.пед.наук. Луганск, 1991. — 234 с.
  60. Г. Л. Культуросообразностъ как смыслообразующий принцип системы непрерывного образования и основа проективного образования // Проблемы психологии образования. М., 1992.-132 с.
  61. Г. Л. Образование и культура: поиски взаимного соответствия. М., 1992. — 78 с.
  62. Г. Л. Проективное образование и Реформация науки. М., 1993.-100 с.
  63. И.Ф., Шеховская Н. Л. Колледж как инновационное образовательное учреждение: опыт исследования профессионально-педагогической культуры. Белгород: БГУ, 1997. — 144 с. -166-
  64. И.Ф. Культурологический подход к исследованию педагогической деятельности // Педагогическое образование XXI века. М., 1994. 36 — 40.
  65. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: Учеб.пособие. Москва -У Белгород, 1992. — 102 с.
  66. И.Ф. Сущность и основные тенденции формирования профессионально-педагогической культуры // Профессонально-педагогическая культура: история, теория, технология. Материалы Всероссийской научно-практич.конф. Белгород: БГУ, 1996. 8 -13.
  67. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально- w . педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва — Белго-^ род, 1993.-219 с.
  68. Кан-Калик В.А., Никандронов Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. -144 с.
  69. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. -190 с.
  70. Г. Ф. Культурнообразовательные ориентации России в * контексте ее государственности // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всероссийской научно-практ.конф. Белгород: БГУ, 1996. 86 — 88.
  71. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. — 280 с.
  72. ГА. Личностно-педагогическая саморегуляция как фактор повышения педагогической культуры учителя: Дисс. …канд. пед.наук. ф Ростов н/Д, 1995. — 173 с.
  73. Н.В. Взаимосвязь педагогической культуры и творчества в профессиональной деятельности // В помощь начинающему учителю: Ме-$С тод.материалы. Вып.6. Даугавпилс, 1990. 22 — 24. -167-
  74. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образвании //Педагогика. 1996. N2. 14−21.
  75. Л.Е. Формирование опыта творческой педагогической деятельности у студентов педвуза (на материале изучения специальных дисциплин математического цикла): Автореф.дисс. …канд. пед.наук. Ростов н/Д, 1991.-19с.
  76. Г. М. Педагогическая культура и профессиональное самообразование учителя // Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности: Материалы межвуз. научно-практ.конф. М.: Прометей, 1993. 22−23.
  77. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога: Пособие. М., 1994. — 344 с.
  78. Н.А. Развитие педагогической культуры будущего учителя на занятиях по иностранному языку: Дисс. …канд. пед. наук. Иркутск, 1995.-214 с.
  79. Ю.А., Кривоносов В .К., Михайлычев Е. А. Основы учебно-исследовательской работы. Ростов н/Д, 1986. — 74 с.
  80. О.Б. Профессиональная деятельность учителя. Самара, 1994. -124 с.
  81. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность. Ростов н/Д:РШУ, 1997.-144 с.
  82. И.Б., Рогов Е. И. Психологическая культура как компонент профессионального самосознания учителя // В помощь начинающему учителю. Вып.5. Даугавпилс, 1990. 106 — 108. -168-
  83. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. — 294 с.
  84. И.Б., Шиянов Е. Н. Философско-гуманистические основания педагогики. Ростов н/Д: РГПУ, 1997. — 80 с.
  85. В.В. Непрерывное образование как целостная область педагогической деятельности // Непрерывное педагогическое образование. Вьпг.З. Волгоград: Перемена, 1994. 59 — 63.
  86. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности их структура, диагностика, условия формирования и развития: Учеблособие. М.: Прометей, 1991. — 112 с.
  87. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Содержание гуманистического образования. Новые ценности образования. Вып.2. М.: Инноватор, 1995. 67 — 103.
  88. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методлособие. М.: Высш.шк., 1990. — 142 с.
  89. А.И. Разработка образовательного проекта как источник развития педагогического знания: Дисс. …канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1993.-190 с.
  90. Н.Н. Учительские институты в России: Лекции по истории педагогики. Челябинск: ЧПИ, 1975. — 41 с.
  91. Н.В. Среднее специальное учебное заведение как авторская школа // Специалист. 1993. N8. 29 — 30. -169-
  92. Н.В., Реан А. А. Проблемы повышения профессионализма педагогов // Вопр.психологии. 1989. N5. 185 — 186.
  93. Культура и мировоззрение учителя / Отв.ред. В. И. Филиппова. Екатеринбург: Свердл.обл.ИУУ, 1992. -133 с.
  94. Культурная и мультикультурная среда школ // Новые ценности образования. Вып.4. М.: Инноватор, 1996. -184 с.
  95. Культурные модели школ // Новые ценности образования. Вып.7. М.: Инноватор, 1997. — 248 с.
  96. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя // Вопр.психологии. 1986. N 2. 21 — 80.
  97. К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: СГУ, 1990. -168 с.
  98. Л.В., Греков А. А. Концепция непрерывного педагогического образования в системе педколледж-вуз. Образовательно-научный комплекс Ростовского педагогического университета. 4.1. Ростов н/Д: РГПУ, 1996. — 67 с.
  99. Л.В. Школа как фактор развитя Донского края//Инновационная школа. 1997. Ш. 4 — 9.
  100. АН. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  101. А.Н. Проблемы развития психики.М., 1959.- 415с. 107. Леонтьев ДА. Методика изучения ценностных ориентации. М.: Смысл, 1992. — 17 с.
  102. Личностно-педагогическая саморегуляция как часть педагогической культуры учителя: Метод. материалы / Сост. Г. А. Качан. Ростов н/Д, 1994. — 50 с.
  103. А.И. Формирование педагогической культуры у курсантов командных военных училищ: Дисс. .канд.пед.наук. М., 1992. -198 с. — 170-
  104. Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе //Педагогика. 1994. N3. 94 -100
  105. З.А. Как готовят американских учителей // Педагогический вестник. 1993. N13. 2.
  106. М.К. Как понимаю философию. М.: Культура, 1992. — 415 с.
  107. СП. Основы культорологии.М.: РОУД994.-208 с.
  108. Э.С. Теория культуры и современная наука: логико- методологический анализ. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  109. А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. N6. 55−63.
  110. А.К. Психология профессионализма.М.Д996.-308с.
  111. В.В. Педагогическое творчество мастера производственного обучения // Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности: Материалы межвуз. научно-практ.конф. М.: Прометей, 1993. 58 — 59.
  112. П.П. Формирование общей и педагогической культуры будущего учителя // В помощь начинающему учителю: Метод.материалы. Вып.6. Даугавпилс, 1990. 40 — 41.
  113. Т.П. Культурология и философия культуры // Проблемы и перспективы развития культурологии в вузах России: Тезисы все-рос.конф. Ростов н/Д, 1993. 6 — 8.
  114. В.М. Культура и история. М., 1977. — 199 с.
  115. Л.М. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994.-216 с.
  116. Морфология культуры. Структура и динамика / Г. А. Аванесова э В. Г. Бабаков, Э. В. Быкова и др. Учеб. пособие для вузов. М.: Наука, 1994. -415 с. — 1 7 1 —
  117. Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: Автореф.дисс. …канд.пед.наук. Ярославль, 1995. -18 с.
  118. Мьшшение учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. М.: Педагогика. 1990. -102 с.
  119. И.А. Трудовой успех: Без трудных работать можно: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  120. И.А. НТР и культура. Ростов н/Д, 1985.-128 с.
  121. Л.А. К вопросу о понятии «педагогическая культура» // В помощь начинающему учителю: Метод.материалы. Вып.6. Даугавпилс, 1990. 45 — 47.
  122. Непрерывное педагогическое образование: проблемы развития профессионализма / Под ред. Т. В. Новиковой. М., 1994. — 32 с.
  123. В.Н. Непрерывность и преемственность в общепедагогической подготовке учителя: Автореф.дисс. …док.пед.наук. М., 1991. -32 с.
  124. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 216 с.
  125. Т.Х. Управление инновационными процессами в общеобразовательной школе: Дисс. …канд.пед.наук. Ростов н/Д, 1993. -194 с.
  126. Основные положения концеппии очередного этапа реформирования системы образования: Итоговый материал семинаров рабочей группы Комиссии по реформированию образования // Первое сентября. 1997. N80(617). 5 -7 .
  127. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед.спец.высш.учебн.заведений / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с. -172-
  128. Особенности подготовки учительских кадров в зарубежных странах / А. И. Галаган, О. Л. Ворожейкина, Н. И. Давыдов и др. М.: НИИ-ВО, 1992.-56 с.
  129. А.В. Начальное образование в дореволюционной России. 1861 — 1917 гг.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. — 208 с.
  130. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв.ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1989. — 480 с.
  131. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. ХУШ — первая половина XIX вв. / Отв.ред. М.ФЛПабаева. М.: Педагогика, 1973. — 606 с.
  132. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв.ред. А. И. Пискунов. М.: Педагогика, 1976. — 600 с.
  133. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX — начало XX вв. / Под ред. Э. Д. Днепрова, Ф. Егорова, Ф. ГЛаначина и др. М.: Педагогика, 1991. — 448 с.
  134. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917−1941 гг. / Отв.ред. ПШСузин. М., 1980. — 456 с.
  135. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 — 1961 гг. / Под ред. И. ФЛаначина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1988. — 272 с.
  136. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 — 1986 гг. / Под ред. Ф. ГЛаначина, М. Н. Колмаковой, З. И. Равкина. М.: Педагогика, 1987. — 416 с.
  137. А.Й. Многоуровневое педагогическое образование // Педагогика. 1993. N1. 53 — 57. — 173 —
  138. Ф.Г. Педагогическое образование в России: Историко- педагогиские очерки. М.: Педагогика, 1979. — 216 с.
  139. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. М.: Советская энциклопедия, 1964 -1968.
  140. СВ. Педагогическая культура специалиста дошкольного образования // Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона: Тез.докл.Ш год.собр. ЮО РАО и XV ретионлсих.-пед.чтений Юга России. Ростов н/Д, 1996. 27.
  141. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопр.психологии. 1987. N1. 27 — 34.
  142. В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно- развиваюгцее взаимодействие. Ростов н/Д, 1995. — 88 с.
  143. А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание //Педагогика. 1995. N4. 59 — 63.
  144. Н., Баршай В. М., Могилин Ю. А. и др. Пути перехода на многоуровневое и личностно-ориентированное педагогическое образование // Личностно-ориентированное обучение и воспитание. Тез.докл. межвуз.научн.конф. Волгоград, 1994. 19−21.
  145. Е.В. Психолого-педагогическая компетентность как условие повьппения педагогической культуры: Дисс. …канд.пед. наук. Ростов н/Д, 1996. — 221 с.
  146. Н.О. Культурологические аспекты профессионально- педагогической деятельности: Дисс. …кандлед.наук. Санкт-Петербург, 1995. — 156 с.
  147. А.Г. Эвристика, методология и диалектика моделирования. Суздаль, 1993. — 152 с.
  148. М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987. — 80 с. -174-
  149. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. Киев: Рад.шк., 1988. -189 с.
  150. Проблемы психологии личности. Психологическое самообразование: читая зарубежные учебники / Под ред. А. М. Матюппсина. М.: Школа-Пресс, 1992. -112 с.
  151. Провинциальная ментальность России в прошлом и настоящем: Тезисы докладов I конференции по исторической психологии российского сознания. Самара: СамГПИ, 1994. — 198 с.
  152. Профессионализм педагога: Тез.докл. и сообщ. междунар. науч- но-практ.конф. Ижевск: УГУ, 1992. — 348 с.
  153. Профессиональная культура учителя / Под ред.В. А. Сластенина. М.: Просвещение, 1993. — 135 с.
  154. Профессиональная культура учителя: Программа изучения / Сост. В. А. Сластенин, Н. И. Филиппенко. М.: Б.И., 1993. — 22 с.
  155. В.Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М., 1994.- 96 с.
  156. И.П. Диагностика развития педагогического творчества учителя. Пятигорск: Б.И., 1992. — 195 с.
  157. РерихН.К. О вечном… М.: Республика, 1994. — 462 с.
  158. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ ЮНЕСКО, 1995. — 49 с.
  159. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М: РОУ, 1995. — 272 с.
  160. П.Е. Подготовка учителей в комплексе «педучилище-пединститут» // Сов.педагогика. 1991. N5. 93 — 96.
  161. Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве//Педагогика. 1995. N4. 114−116.
  162. Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов н/Д: РГПУ, 1994. — 230 с. — 1 7 5 —
  163. A.M. Подготовка педагогических кадров в РСФСР в 30-е гг.: проблемы и трудности // Педагогика. 1996. N7. 93−97.
  164. В.В. Подготовка учителя начальных классов в условиях многоуровневого педагогического образования: Дисс. … канд.пед.наук. Курск, 1996. — 236 с.
  165. В.В. Сумерки просвещения / Сост. В. Н. Щербаков. М.: Педагогика, 1990. — 624 с.
  166. В.М. Введение в культурологию. М., 1994. -104 с.
  167. Н.С. Культура, ценности и развитие образования. Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М., 1992. -154 с.
  168. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т.1. / Гл.ред. В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. — 608 с.
  169. Л. Основы общей психологии. В 2-х т. T.l. M.: Педагогика, 1989. — 41.
  170. Т.Н. Основы педагогического профессионализма. Самара, 1996. -118 с.
  171. Е. Имидж современного педагога // Мир образования. 1995. N0. 90−91.
  172. Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» //Вопр.философии. 1990. N5. 61 — 74.
  173. Ю.А. Гуманистические доминанты личности в культуре: Автореф.дисс. …канд.фил.наук. Самара, 1995. — 19 с.
  174. Л.Г., Байденко В. И. и др. Колледж как вид среднего специального учебного заведения. М., 1994. — 44 с.
  175. СиляеваБ-Г. Творчество как компонент педагогической культуры учителя // Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности: Материалы межвуз. научно-практ.конф. М.: Прометей, 1993. 42 — 43. -176-
  176. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб.пособие. М.: МПА, 1995. — 192 с.
  177. М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности учителя: Дисс. …канд.пед.наук. Белгород, 1995. — 214 с.
  178. В.А. Антропологический подход в педагогическом образовании//Нар.образование. 1994. N9 -10. 124 — 126.
  179. В.А. Личностный потенциал учителя // Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности: Материалы межвуз. научно-практич.конф. М.: Прометей, 1993. 3 — 4.
  180. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя // Сов.педагогика. 1990. N7. 82 — 88.
  181. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.:ИПЧ Магистр, 1997.-308 с.
  182. В. А., Мищенко А. И. Профессионально- педагогическая подготовка современного учителя //Сов.педагогика. 1991. N10. 79 — 84.
  183. ВА. Университетское педагогическое образование: проблемы и решения // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология: Материалы Всероссийской научно-практ.койф. Белгород: БГУ, 1996. 3 — 7.
  184. В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М., 1963. — 312 с.
  185. А.Л. История развития среднего специального педагогического образования в России. М., 1991. — 56 с.
  186. А.Л. Становление и развитие среднего специального педагогического образования в России: Дисс. …канд.пед.наук. М., 1992. -132 с.
  187. А.Ф. Воспитание педагогической культуры у слушате- (, #- лей — будущих организаторов воспитательно-правовой работы в органах i внутренних дел: Автореф.дисс. …канд.пед.наук. Санкт-Петербург, 1995. -20 с.
  188. Тезаурус для учителей и школьных психологов // Новые ценности образования. Вып.1. М.: Инноватор, 1995. — 133 с.
  189. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. w А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева, М.: Педагогика, 1979. — 208 с.
  190. Л.А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки: Дисс. …канд.пед.наук. М., 1996. — 215 с.
  191. Л.Н. Формирование профессиональной культуры будущего учителя // В помощь начинающему учителю: Метод.материалы. Вып.5. Даугавпилс, 1990. 10 -13.
  192. А.А. Квалификационный анализ поведения человека (на примере юношеского возраста) // Психологический журнал. Том 14. 1993. N3. 113−140.
  193. Условия и факторы формирования педагогической культуры студентов: Межвуз.сб.науч.трудов. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д: РГПУ, 1990. — 120 с.
  194. Учебно-научно-педагогический комплекс: Проблемы и перспек- ф тивы: «Круглый стол» //Педагогика. 1996. N2. 31 — 36.
  195. К.Д. Собр. соч. в 11 томах. Москва-Ленинград: АПН, 1948. Т.2. — 645 с. ik А
  196. Федеральная программа развития Российского образрвания // Россия 2010. 1993. N2. 5 — 81.
  197. В.М. Педагогический колледж: каким ему быть? // Класс! 1995. N1. 21−26.
  198. Философский энциклопедаческий словарь. 2-е изд. М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
  199. Формирование личности будущего учителя / РИЦветкова, Ф. Г. Важенина и др. Владивосток: ДГУ, 1991. — 128 с.
  200. Формирование мировоззренчесой культуры учителя: Межвуз. сб.научн.тр. / Под ред. Е. Е. Несмеянова. Ростов н/Д: 1990.- 122 с.
  201. Формирование педагогической культуры будущего учителя / Под ред. Е. В. Бондаревской. Межвуз.сб.науч.трудов. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. -140 с.
  202. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебной и внеучебной деятельности: Учеб.-метод.пособие / Под ред. И. Ф. Исаева. Белгород: БГПИ. 1992.- 73 с.
  203. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности: Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1987.-236 с.
  204. Л .В. Мировой опыт и тенденции развития вьющего образования: гуманитарный аспект: Учеб.пособие. Красноярск: КГТУ, 1994. -95 с.
  205. Ю.Г. Условия, становления личностно-профессио- нальной индивидуальности будущего учителя в вузе: Дисс. …канд. пед.наук. Ростов н/Д, 1996. -193 с. -179-
  206. И. Российский вариант американского колледжа // Директор школы. 1993. N1. 48−57.
  207. М. Дифференциация в американском колледже // Нар.образование. 1994. N6. 105 — 107.
  208. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб.пособие. М.: Логос, 1996. — 320 с.
  209. В.Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Логос, 1993. — 181 с.
  210. Н.И. Применение методов психодиагностики в педагогической практике: Основы общей психодиагностики. 4.1. Ростов н/Д:РГПУ, г993.-88с.
  211. Н.Л. Формирование профессионально- педагогической культуры преподавателя колледжа: Автореф.дисс. …канд. пед.наук. Белгород, 1997. — 24 с.
  212. Е.Н. Гуманизация профессионального становления педагога// Сов.педагогика. 1991. N9. 80 — 84.
  213. Е. Н. Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д: РИО АО Цветная печать, 1995.-314с. -180-
  214. Г. П. Об исходных принципах анализа проблемы обучения и развития в рамках теории деятельности // Обучение и развитие: Материалы к симпозиуму. М., 1966. 87 — 118.
  215. Г. П. Проблемы методологии системных исследований. М.: Знание, 1964. — 48 с.
  216. Г. П. Система педагогических исследований: Методологический анализ // Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993. — 415 с.
  217. Н.И. Индивидуальный стиль педагогической деятельности и условия его формирования у студентов педколледжа с позиции личностно-ориентированного подхода к обучению: Дисс. …канд. пед.наук. М., 1996. — 151 с.
  218. Н.Е. Духовая и профессиональная культура учителя // В помощь начинающему учителю: Метод.материалы. Вып.5. Даугавпилс, 1990. 13 -16.
  219. ЭвертН. Критерии оценки деятельности учителя. Красноярск: Кн. изд-во, 1992. — 78 с.
  220. М.Д. Подготовка студентов педагогических колледжей к социальной работе с учащимися: Дисс. …канд.пед.наук. Казань, 1996. -170 с.
  221. Apple M. Edukational and power. — Boston etc. Roustlege Regan Paul. 1982.-218 p.
  222. Breland H.M. Personal Qualities and College Admission CEEB. N.Y., 1982.
  223. Hubeiman M. The lives of teachers. New York: Teachers College Press, 1993. P. 13. г t
Заполнить форму текущей работой