Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время возникает необходимость изменения содержания. и методов педагогического образования в социальных, культурных сферах, определение его зависимости от уровня развития национального самосознания и условий региона. При этом важно соотносить эстетическое воспитание и развитие творческой активности школьников с национально-художественной культурой человека. Именно поэтому существенное… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
    • 1. 1. Методологические и психолого-педагогические аспекты развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству
    • 1. 2. Декоративно-прикладное искусство в развитии творческой активности младших школьников
    • 1. 3. Использование природных художественных материалов и декоративных ремесел в развитии творческой активности младших школьников
  • Г ЛАВ, А 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
    • 2. 1. Общедидактические, методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе обучения изобразительному и декоративному искусству
    • 2. 2. Система занятий по развитию творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству
    • 2. 3- Реализации педагогического потенциала декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности младших школьников

Развитие творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства: На материале Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важных направлений совершенствования системы эстетического воспитания в современных условиях является формирование у учащихся способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, развитие художественно-творческой активности школьников с использованием разнообразных средств, в различных видах учебной и внеурочной деятельности.

Особое место среди них занимают предметы эстетического цикла, в частности, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, как один из самых интересных для детей видов художественной деятельности, который имеет важное значение для умственного воспитания, развития их восприятия творческой активности, воображения, памяти, эстетического вкуса.

В настоящее время возникает необходимость изменения содержания. и методов педагогического образования в социальных, культурных сферах, определение его зависимости от уровня развития национального самосознания и условий региона. При этом важно соотносить эстетическое воспитание и развитие творческой активности школьников с национально-художественной культурой человека. Именно поэтому существенное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры, которое становится особо значимым в тех регионах Российской Федерации, в частности в Республике Дагестан, где декоративно-прикладное искусство имеет многовековые традиции и сохраняет педагогический потенциал в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников.

Уроки изобразительного и декоративно-прикладного искусства должны стать основополагающими в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников на базе оптимального привлечения обучающего потенциала культурно-исторического и художественно-педагогического опыта человечества.

Принципиально важными для нашего исследования являются труды по общей педагогике Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина, которые позволили нам обогатить наше понимание сущности и закономерностей процесса обучения, разработку гипотезы об условиях использования изобразительного и декоративно-прикладного искусства в развитии творческой активности школьников.

Выявлению психологических особенностей учащихсяспособствовали^ работы, посвященные: проблемам развития детского творчества: H.H. Волкова, Л. С. Выготского, В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьева, B.C. Кузина, Л. Ф. Обуховой, которые позволили более полно проанализировать художественно-творческую активность и своеобразие детского изобразительного, декоративного творчествакак ее необходимый? компонент.

Значительный вклад в разработку теории? и? методики преподавания изобразительного искусства" внеслитруды М. М. Байрамбекова, Т. С. Комаровой, В. С. Кузина, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, Н. М. Сокольникова, А. С. Хворостова, Е. В. Шорохова, ТЛ.Шпикаловой.

База, развития народного декоративно-прикладного искусства, коллективная? сущность его становления и развития отражены в трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как А. Б. Бакушинский, П: Г. Богатырев, F.K.Baraep, В. М. Василенко, B.C. Воронов, М. А. Некрасова, А. Б. Салтыков и др., которые позволяют рассматривать потенциал декоративно-прикладного искусства вкачестве огромной воспитательной i силы, способствующей* развитию творческой: активности личности.

Существенное влияние на разработку теории и методики преподавания народного декоративно-прикладного искусства оказали исследования дагестанских педагогов: М. М. Байрамбекова, Г. К. Гамзатовой, О. М. Гаджимурадова, Э. А. Казанбиевой, П. Н. Магомедовой, Д. Б. Магомедова, Н. П. Рашидова, И. М. Раджабова, А. Ш. Шахаева.

Однако в итоге теоретического и практического анализа обнаружено, что несмотря на ряд исследований в этой области, процесс эстетического воспитания и развитие творческой активности младших школьников: средствами декоративно-прикладного: искусства на материале респу блики * Дагестан остается недостаточно изученным, что противоречит объективным запросам художественной деятельности, логике освоения и познания национальной культуры.

Введение

: в содержание художественно-педагогического образования народного декоративно-прикладного искусства как одного из важного компонента эстетического воспитания и развития творческой активности школьников с современным взглядом на возрастающую роль человеческого фактора подчеркивает значимость рассматриваемой проблемы.

Актуальность исследования определяется и тем, что возникает необходимость изучения основ народного художественно-педагогического опыта, систематизации и использования традиционно сложившихся в определенных исторических и культурных регионах навыков передачи художественных традиций, принципов и методов народного творчества в развитии творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства в соответствии с требованиями с современной школы.

Объектом исследования является процесс приобщения младших школьников к средствам декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования составляют общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе приобщенияк декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования. Развитие творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству будет более эффективным, если:

— декоративно-прикладное искусство рассматривать как важный составной компонент развития творческой активности школьников;

— использовать в содержании обучения изобразительному искусству различные виды декоративно-прикладного творчества (обработка металла, камня, глины, дерева) с учетом исторически сложившихся художественных традиций и творческих принципов народного искусства;

— изучать декоративные качества природных художественных материалов, используемых в прикладном творчестве и учитывать их педагогический потенциал как эффективное средство развития творческой, активности школьников;

— разработать общедидактические и методические условия, способствующие развитию творческой активности школьников с помощью — декоративно-прикладного искусства.

Цель исследования — выявить и научно обосновать общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

— изучить научные труды по проблеме исследования, обобщить передовой педагогический опыт, провести теоретический анализ и дать оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить перспективы ее исследования;

— ввести в содержание занятий эстетического воспитания такие виды декоративно-прикладного искусства, как художественная обработка дерева, металла, глины, ковроткачество и раскрыть возможности использования их обучающего потенциала как эффективного средства развития творческой активности школьников;

— разработать и экспериментально обосновать общедидактические и методические условия приобщения младших школьников к декоративно-прикладному искусству, способствующие развитию их творческой активности.

Методологической основой исследования являются труды ведущих ученых-философов, психологов, педагогов по проблемам эстетического воспитания и развития творческой активности в процессе приобщения к художественной деятельности, теоретические положения? в искусствоведении, определяющие художественную природу творческой сущности личности, духовно-нравственную ценность и место народного декоративно-прикладного искусства в культуре.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, искусствоведческой^ исторической литературы по проблеме исследования;

— изучение, выявление и обобщение передового педагогического опыта использования декоративно-прикладного искусства: в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников в образовательно-воспитательной деятельности;

— опытно-экспериментальная работа (беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись), наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся, апробация методических рекомендаций и наглядных пособий;

— самоанализ результатов художественно-творческой деятельности в развитии творческой активности учащихся ^ в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

На первом этапе (2001;2002 гг.) анализировалась разработка проблемы в психолого-педагогической, специальной литературе, определялись общедидактические, методические условия развития творческой активности школьников. На разных стадиях рассматриваемой работы уточнялись проблема, гипотеза, предмет и задачи экспериментального исследования, проводились констатирующие поисковые эксперименты, выявлялись начальный уровень знаний и интерес учащихся к декоративно-прикладному искусству, творческая активность в познании художественной деятельности, а также определена методика экспериментального обучения в школе и других образовательных учреждениях.

На втором этапе (2002;2003гг.) частично в экспериментальном обучении апробировались созданные общедидактические, методические условия эстетического воспитания и развития творческой активности школьников в процессе приобщения к художественному декоративно-прикладному искусству. Экспериментальное исследование позволило выявить наиболее эффективный комплекс дидактических условий развития творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства, подготовлены и использованы учебно-методические наглядные пособия, способствующие развитию интереса и творческой активности учащихся в процессе приобщения их к художественному творчеству.

На третьем этапе (2003;2004гг.) в полном объеме апробировались в учебном процессе созданные нами обще дидактические и методические условия, а также система занятий, при помощи которой максимально реализуется развитие творческой активности школьников в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Проведены анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, сформулированы выводы и рекомендации.

Научная новизна исследования.

1. Выявлены место и роль декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательной деятельности как средство развития творческой активности школьников.

2. Определены и обоснованы общедидактические и методические условия, в которых максимально реализуется творческая активность младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству.

3. Разработаны критерии, позволяющие определить и оценить уровень развития творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства.

4. Созданы методические разработки, комплекс учебно-методических наглядных пособий, способствующие развитию творческой активности школьников в процессе приобщения их к художественной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в ней комплексно поставлена и решена проблема приобщения школьников к: национально-художественной культуре средствами народного искусствавыявлены и научно обоснованы общедидактические и методические условия развития творческой активности учащихся с помощью декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что созданные общедидактические и методические условия, разработанная? система занятий обеспечивают реальную основу развитиятворческой активности школьников в процессе приобщения их к декоративно-прикладному искусству.

Материалы исследования могут быть использованы в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников в процессе обучения изобразительному искусству в регионах с развитыми традициями декоративно-прикладного искусства.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Роль и место декоративно-прикладного искусства в учебном процессе школьников как важного средства развития творческой активности младших школьников.

2. Ээффективные общедидактические и методические условия развития творческой активности младших школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству:

— воспитание у учащихся веры в свои силы, в художественно-творческие способности, осознание ими необходимости, важности проявления активности для развития эстетических, нравственных, индивидуальных способностей;

— создание непринужденной творческой атмосферы урока, эмоционально-эстетического настроя учащихся на выполнение практической работы;

— систематическая постановка на уроках изобразительного искусства учебных художественно-творческих заданий, стимулирующих активность учащихся, сочетая систематический контроль изобразительной деятельности школьников с оказанием им практической помощи.

3. Объективные критерии определения уровня развития творческой активности младших школьников:

— способность к восприятию культурных художественных ценностей с помощью произведений декоративного искусства;

— усвоение нравственно-эстетических понятий на основе анализа изделий мастеров народного творчества;

— способность построения декоративной орнаментальной композиции на основе творческих принципов народного искусства:

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием методологическиобоснованных исходных положений в области философии, педагогики, психологииметодики преподавания изобразительного искусства, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализов преподавания в высшем учебном заведении и начальной школе.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе обсуждения исследования на заседаниях кафедры методики преподавания изобразительного и декоративного искусства Даггоспедуниверситета, на научных конференциях в Москве, Махачкале по проблемам развития художественно-педагогического образования, в процессе чтения лекций на факультете начальных классов Даггоспедуниверситета. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах № 13, 7 г. Махачкалы, с. Кубачи Дахадаевского района, с. Балхар Акушинского района Республики Дагестан.

Структура работы. Диссертация состоит из введения двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство является неоспоримо важным компонентом общей системы художественно-эстетического образования, способствующим эффективному развитию творческой активности школьников.

2. В ходе исследования на базе глубокого изучения основ национально-художественной культуры экспериментально выявлены и обоснованы общедидактические и методические условия, способствующие развитию художественно-творческой активности школьников' в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Основными из них являются:.

— включение в содержание учебного процесса изучения природных художественных материалов и декоративно-прикладных ремесел с использованием их в качестве важного средства развития творческой активности школьников;

— использование в преподавании дисциплин художественно эстетического цикла комплексных форм и методов, основанных на речевой (уроки-беседы), наглядной (представление изделий декоративно-прикладного искусства, предметов быта, их репродукций, таблиц, пособий) и практической (выполнение декоративных композиций, карточки-задания) базе, что позволяет учащимся эффективно решать поставленную перед ними учебно-творческую задачу;

— введение в урок творческих задач, задач с элементами проблемности, использование проблемных ситуаций, смена видов изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.

— обучение учащихся умению анализировать средства художественной выразительности в изделиях народных мастеров и других произведениях декоративно-прикладного искусства, применять эти средства в процессе своей работы.

3. В ходе исследования установлено, что учитель должен больше уделять внимание объяснению учащимся материальных и художественно-эстетических ценностей произведений национальной культуры, определять критерии выявления интереса школьников в изучении декоративно-прикладного искусства.

4. В ходе исследования подтвердилась гипотеза: развитие творческой активности школьников в процессе приобщения декоративно-прикладному искусству будет наиболее эффективным на базе изучения основ национально-художественной культуры, использования ее педагогического потенциала с учетом исторически сложившихся традиций и творческих принципов народного искусства.

5. Исследование подтвердило эффективность созданных общедидактических и методических условий и системы занятий, способствующих развитию творческой активности средствами декоративно-прикладного искусства как важного направления системы художественно-педагогического образования школьников. Это наглядно проявляется не только в сформированное&tradeхудожественных знаний, умений и навыков учащихся в процессе практического рисования, но и в повышении творческого интереса к национально-художественной культуре.

6. Выявлены роль и место декоративно-прикладного искусства в учебном процессе школьников как важного средства развития творческой активности младших школьников.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. —448с.
  2. Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. — 333с.
  3. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Межвузовский сборник научных трудов. Шуя, 1994. -198с.
  4. А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1984. — 160с.
  5. А.Д. Система подготовки учителя изобразительного искусства: Дис. в виде научн. докл.. докт. пед. наук. -М., 1993. 32с.
  6. А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. — 50с.
  7. Р. Кубачинский орнамент. — М.- 1963. — 56с.
  8. Р., Иванов А. Искусство Кубачи. Л.- 1976.
  9. М.В. Немеркнущее наследие. М-: Просвещение, 1991.302с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Наука, 1970.-486с.
  11. .Г. Человек как предмет познания // Избр. психол. труды. М.: Наука, 1980. — т.1. — 169с.
  12. Е.В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры / Средняя Азия и ее соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981. — С. З — 5.
  13. Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер. В. Н. Самохина. М.: Наука, 1974. — 68с.
  14. С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. — М.: Наука, 1975.92с.
  15. М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962.30с.
  16. Э.С. Использование традиционных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1993.- 18с.
  17. Бабанский Ю. К Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. — 192с.
  18. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. -М.: Просвещение, 1982. 192с.
  19. .М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда. 1989. 10 октября.
  20. A.B. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды М.: Сов. художник, 1981. — 351с.: ил.
  21. Д.В. Художественное творчество и воспитание. — М., 1979.-70с.
  22. A.A. Исследование эффективности игровых форм обучения изобразительному искусству в 1 классе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1981. — 16с.
  23. A.C. Искусство Дагестана. — М.- 1931. 150с.
  24. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция. — 2-е издание, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. — 239с.
  25. Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. — М.: Просвещение, 1983.
  26. П.Г. Вопросы теории народного искусства. — М.: Искусство, 1971. 496с.
  27. Л.И. Очерки психологии детей. — М.: АПН РСФСР, 1950. 128с.
  28. М. Декор и орнамент в книге. — М.- 1990.
  29. А.И. Эстетика: проблемы и споры. М., 1974, — 326с.
  30. В.М. Русское прикладное искусство. М.: Искусство, 1977,-464с.: ил.
  31. С.А. Теория отражения и художественное творчество. -М., 1970.-94с.
  32. JI.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973. — 96с.
  33. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968.-442с.
  34. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. — М: Просвещение, 1967. 360с.
  35. И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. — 144с.
  36. H.H. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950.
  37. H.H. Восприятие картины. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1976.-32с.
  38. H.H. Композиция в живописи. — М.: Искусство, 1977. —263с.
  39. ЮЛ. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во МГУ, 1983, — 197с.
  40. B.C. О крестьянском искусстве: Избранные труды. — М.: Сов. художник, 1972, 350с.: ил.
  41. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. 3-е изд. М.: Просвещение, 1991. 93с.
  42. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344с.
  43. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.
  44. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991, 480с.
  45. .И. Тропа дагестанского учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1981. -98с.
  46. С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. 118с.
  47. С.М., Байрамбеков М. М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана: Программы для 1−4 кл. — Махачкала: Дагучпедгиз. — 122с.
  48. Г. Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. — Махачкала: Даг. кн. издательство, 1992. 176с.
  49. П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии: Материалы к курсу лекций. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 118с.
  50. Ю.А. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. — М.: «Галарт», 1998.
  51. И.Н. П.П. Чистяков и его педагогическая система. -М.: Искусство, 1940.
  52. И.П. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1−3 классах. Киев: Радянська школа, 1978. — 109с.
  53. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. — М.: Педагогика, 1986. — 126с.
  54. Г. А. Индивидуальный подход в развитии творческих способностей младших школьников на занятиях рисования с натуры: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1995. 16с.
  55. H.A. Первые шаги в мире искусства. — М.: Просвещение, 1991. 168с.
  56. Р.JI. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. Пер. Е. Д. Хомской. М.: Наука, 1972. — 92 с.
  57. Е.С. Природа художественного творчества. — М.: Просвещение, 1985.-254с.
  58. Е.С. Художественное творчество. М.: Политиздат, 1970.-253с.
  59. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. — М.: Педагогика, 1989. 96с.
  60. Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968.- 124с.
  61. П.М. Резьба по камню в Дагестане. — М.: Наука, 1966. — 208с.: ил.
  62. Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. — М.: Просвещение, 1975. 216с.
  63. Дьюи Джон. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922.-84с.
  64. Дьюи Джон. Школа и общество. М., 1924. — 76с.
  65. Ж.Коррадо Риччи. Дети-художники. М., 1911. — 84с.: ил.
  66. Жить в ладу с красотой / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. М.: Мозаика-Синтез, 1997. — 248с.
  67. А.С. Помогите смешанным рисункам. — М.: Просвещение, 1964.- 128с.
  68. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. дополненное. М.: Учпедгиз, 1961. — 224с.: ил.
  69. Из опыта работы по изобразительному искусству с детьми. / Под ред. Г. В. Лабу некой. М.: Просвещение, 1952. — 86с.
  70. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−4 кл. / Б. М. Неменский, Н. Н. Фомина, НВ. Гросул и др. М.: Просвещение, 1991. -186с.
  71. Изобразительное искусство и художественный труд. 5−8 кл. /
  72. Н.Н.Фомина, H.A.Дмитриева, Н. А. Горяева и др. — М.: Просвещение, 1996.- 192с.
  73. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 кл. / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. — М.: Мозаика-Синтез, 1996. 80с.
  74. Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М.: Высшая школа, 1993. -336с.
  75. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение.- 206с.
  76. М.С. Культура как предмет философского исследования // Роль духовной культуры в развитии личности. JL: Знание, 1979. — 94с.
  77. М.С. Художественная культура как система // Вопросы социологии искусства. Л., 1980. — 68с.
  78. Канн-Калик В .А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: Автореф. дис. д-ра психол. наук. JI., 1985. -37с.
  79. A.B. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969. — 58с.
  80. Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.: Изд-во Сытина, 1914. — 214с.
  81. Э.В. От изобразительности к орнаменту. — М.: Наука, 1968.-207с.
  82. Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. — М.: Изобразительное искусство, 1991. 224с.
  83. В.В. Рисование в начальных классах восьмилетней школы. — JL: Учпедгиз, 1960. 74с.
  84. Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. -М.: Педагогика, 1984. 120с.
  85. Т.С. Обучение детей технике рисования. — 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1976. 158с.
  86. Т.С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994. — 140с.
  87. Т.С. Теория и практика обучения изобразительной деятельности в детском саду: Автореф. дис.. д-ра пед наук. М., 1979--35с.
  88. Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. -М.: Просвещение, 1970. 152с.: ил.
  89. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. — М.: Просвещение, 1979. — 175с.
  90. Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е изд. — М.: Искусство, 1952. — 226с.
  91. Р.И. Тематическое рисование в школе. JL: Учпедгиз, 1959. — 64с.
  92. Ф.Ф. Системный подход к возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика, 1970. № 9. — С.112 — 124.
  93. В.Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей.-М.: Просвещение, 1981. 144с.
  94. В .В. Проблемы научного обоснования обучения. — М.: Педагогика, 1977. — 75с.
  95. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии 1984 — № 3 — С. 29.
  96. Н.К. О коммунистическом воспитании школьников: Сб. статей, выступлений и писем. М.: Просвещение, 1978. — 240с.
  97. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976. — 124с.
  98. Э.И. Проблемы цвета в изобразительном творчествешкольников I — VI классов общеобразовательной школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук М., 1980. — 18с.
  99. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. — М.: Просвещение, 1984. 318с.: ил.
  100. B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1−3 классах. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1983. — 191с.: ил.
  101. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. — 207с.: ил.
  102. B.C. Психология. 2-е изд. — М.: Высшая школа, 1982.— 256с.: ил.
  103. B.C., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 1−2 кл.: Учебн. М.: Дрофа, 1995. — 240с.: ил.
  104. F.B. Методика рисования и лепки. М.: Искусство, 1935.-156с.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. 304с.
  106. К.М. Школьники-иллюстраторы. — Петроград: Начатки знаний, 1924.- 48с.
  107. И.Я., Скаткин М. Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. -38с.
  108. .Т. Законы воспитания и их обусловленность законами общественного развития // Советская педагогика. 1981. — № 3 — с. 86 — 93.
  109. В.Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л.: Наука, 1971. — 186с.
  110. ПО.Лотман Ю. М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам. Тарту, 1979. — Вып. 10. — С. 18−24.
  111. Ш. Магомедов Р. Н. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975.-269с.
  112. З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. —42с.
  113. ПЗ.Магомедова М. О. Узоры жизни. М.: Советская Россия, 1974.111с.
  114. Ю.В. Народное декоративно-прикладное искусство -детям. В кн.: Пантелеев Г. Н., Максимов Ю. В., Пантелеева JI.B. Декоративное искусство — детям. — М., 1976.
  115. Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. — 159с.: ил.
  116. Нб.Мальковская Т. Н. Социальная активность школьника. М.: Просвещение, 1978. — 134с.
  117. М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана: истоки и становление. Махачкала: Дат. кн. изд., 1989. — 64с.
  118. Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник.-М.: Наука, 1978.— 206с.
  119. Массовые виды искусства. М.: Искусство. — 1986. — 154с.
  120. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М-: Наука, 1972. — 196с.
  121. М.И. Современный урок. — М.: Педагогика, 1981- —190с.
  122. Ш. А., Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9−10 кл.): Программы (экспериментальные). Махачкала: Да1учпедгиз, 1992. — 56с.
  123. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М.: Просвещение, 1966. — 83с.
  124. Моран де Анри. История декоративно-прикладного искусства отдревнейших времен до наших дней. Москва: Искусство, 1982.
  125. B.F. Активность как философская категория //Общественно-политическая активность трудящихся Свердловск, 1970. -210 с.
  126. B.C. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. дис. .д-ра психолог, наук. -М., 1972. 39с.
  127. Народные знания. Фольклор. Народное искусство. Свод этнографических понятий и терминов. Вып. 4 — М.: Наука, 1991. 167с.
  128. В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психо-физиологии //Вопросы психологии — 1971 № 6. — С.22
  129. М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. — 343с.
  130. М.А. Искусство ансамбля: М.: Изобразительное искусство, 1988. -464с.: ил.
  131. Некрасова М: А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1989. — 220 с.
  132. .М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 253 с. 1350 реформе общеобразовательной и профессиональной школы: сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. — 111с.
  133. Н.В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. — М.: Просвещение, 1989.
  134. Г. И. Учитель изобразительного искусства и его работы. М.: Просвещение, 1972. — 79 с.
  135. Основы декоративного искусства в школе / Под ред. Б. В. Нешумова, Е. Д. Щедрина. М.: Просвещение, 1981. — 175с.
  136. Основы художественного ремесла // В. А. Барадулин,
  137. Б.И.Карамыслов, Ю. В. Максимов и др. М.: Просвещение, 1987. — 272с.: ил.
  138. A.B. Вопросы истории и теории психологии / Избр. труды. М.: Педагогика, 1984. — 271с.
  139. Я.П. Психология творчества и педагогики. М.: Наука, 1976.-303 с.
  140. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. —303с.
  141. F.A. Народное декоративно-прикладное искусство в системе профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов педагогических факультетов педвузов: Дис.. канд. пед. наук. — М, 1990. 197с.
  142. И.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. — М.: Советский художник, 1985/— 89с.: ил.
  143. Проблемы народного искусства 7 Под ред. М. А. Некрасовой и К. А. Макарова. — М.: Изобразительное искусство, 1982. 136с.
  144. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4−6 кл.) — М.: Просвещение, 1983. — 58с.
  145. Программа: Художественная обработка металла (на примере кубачинского ювелирного искусства) 1−11 классы. — Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 68с.
  146. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство, 4−6 классы. — М.: Просвещение, 1985.
  147. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: Начальные классы (1−3 кл.). М.: Просвещение, 1985.
  148. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению изделий народных художественных промыслов, 5−11 классы. — М.: Просвещение, 1992. -58с.
  149. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы: Изобразительное творчество. Скульптура. История изобразительного искусства. — М.: Просвещение, 1992.-65с.153: Программы общеобразовательных учреждений.
  150. Изобразительное искусство, 1−9 классы // Науч. рук. Кузин В. С. М.: Просвещение, 1994. — 160с.
  151. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд, 1−9 классы // Научный рук. Б. М. Неменский. М.: Просвещение, 1994. — 173с.
  152. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура, 6−1Г классы // Ю. А. Солодовников, Л. М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. — 96с.
  153. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, V — VIII классы. // Научный рук. Т. Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 1995. 87с.
  154. Программы средней школы. Изобразительное искусство: Начальные классы (1-У1). М.: Просвещение, 1985. — 64с.
  155. И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан. // Автореф. дис. докт. пед. наук.- М.- 1998. — 36с.
  156. И.М. Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования. -М.: Прометей, 1998. 100с.
  157. И.М. Художественные традиции и изобразительное искусство в школе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. — 40с.
  158. И.М., Магомедов Д. Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1−6 классов. — Махачкала: ИПЦ ДПТУ, 1997. 120с.
  159. К. Дети-художники.-М.: Просвещение, 1981.- 192с.: ил.
  160. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1982. — 208с.: ил.
  161. Н.П. Рисование в дошкольном детстве: М., 1965. С. 129.
  162. Н.М. Изобразительное искусство и методика преподавания в начальной школе. // Учебное пособие для студентов пед. вузов. М.: Академия, 1999. — 368с.
  163. Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Монография. -М., 1997.-217с.
  164. Д.М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957. — 112с.
  165. A.C. Декоративное искусство в школе. М., 1997.
  166. Художественное творчество и ребенок / Под общ. ред. Н. А. Ветлунгиной М., 1992.
  167. Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971. — 62с.
  168. А.Н. Народные мастера Дагестана. — JL: Художник РСФСР, 1982.-108с.: ил.
  169. Е.М. Балхар. Пятигорск, 1936. — 36с.
  170. Е.М. Кубачинцы и их культура. Л., 1949. — 40с.
  171. Т.Я., Сокольникова Н. М. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 1 класс М.: Мозаика-Синтез, 1996. — 80с.
  172. B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество // Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. — 272с.: ил.
  173. Д.Б. Детская психология М., 1960.
  174. .П. Проблема художественного воспитания и развития школьников. Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1984. -32с.
  175. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-47с.
  176. С. Русские ковры. М., 1959.
Заполнить форму текущей работой