Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины ХХ века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Работа по проблемам сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста шла по нескольким направлениям: — уточнение содержания- — определение задач, форм и условий- — разработка и внедрение в практику дидактических материалов, игр и упражнений: — уточнение методики руководства сенсорным воспитанием, — разработка педагогических требований к ди дактическим материалам и методики… Читать ещё >

Содержание

  • I. J Глава
  • I. Становление и развитие теории сенсорного воспитания де-jytjll тей младшего дошкольного возраста в отечественной педагогике. j и
    • 1. 1. Особенности сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. с

    1.2. Основные тенденции в изучении становления и развития теории сенсорного воспитания в истории русской педагогики конца XIX первой I половины XX века. с.24−54 I 1.3. Развитие идей сенсорного воспитания в отечественной педаго-Ш гике середины XX века. с

    1.4. Разработка теории и методики сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной педагогике (70−80-е гг.) М I с

    Глава

    II. Современное состояние теории и практики сенсорного воспитания в России

    2.1. Содержание сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в современных программах для дошкольных образователь-HbDc учреждений. с

    2.2. Характеристика современных дидактических материалов и возможностей их использования для решения задач сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. с

    2.3. Современное состояние сенсорного воспитания в практике дошкольных образовательных учреждений. с.123−130

    Заключение. с. 131−134

    Библиография. с

Проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной дошкольной педагогике второй половины ХХ века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

с.1−7.

Глава I. Становление и развитие теории сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной педагогике.

1.1. Особенности сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. с. 8−23.

1.2. Основные тенденции в изучении становления и развития теории сенсорного воспитания в истории русской педагогики конца XIX — первой половины XX века. с.24−54.

1.3. Развитие идей сенсорного воспитания в отечественной педагогике середины XX века. с.55−87.

1.4. Разработка теории и методики сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной педагогике (70−80-е гг.) с.88−101.

Глава П. Современное состояние теории и практики сенсорного воспитания в России.

2.1. Содержание сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в современных программах для дошкольных образовательных учреждений. с.102−112.

2.2. Характеристика современных дидактических материалов и возможностей их использования для решения задач сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. с. 113−122.

2.3. Современное состояние сенсорного воспитания в практике дошкольных образовательных учреждений. с. 123−13О.

Заключение

.

Библиография.

Приложение. с.131−134 с.135−155.

В отечественной педагогике признано отношение к дошкольному воспитанию как к этапу, определяющему все дальнейшее развитие. Совершенствование образования и воспитания предусматривает необходимость максимальной реализации возможностей, присущих каждому конкретному возрастному периоду.

Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия. Не случайно в истории психологии и педагогики проблема генезиса восприятия и сенсорных способностей привлекала внимание многих ученых, исследователей.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В современном обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности.

В то же время в практике прочно утвердилась императивная система воспитания и образования, мало опирающаяся на индивидуально-личностный подход, когда все дети дошкольного возраста должны усвоить определенные знания, приобрести навыки и умения. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, наблюдается возрождение дидактических систем Ф. Фребеля, М. Монтессори, О.Декроли. При этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине XX века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка. С нашей точки зрения теоретический анализ исследований и практики этого периода позволит внести коррективы построения педагогического процесса в целях его совершенствования в детских дошкольных воспитательно-образовательных учреждениях.

Становление и развитие теории дошкольной педагогики (в том числе и проблем сенсорного воспитания) в конце XIX — начале XX вв. (до 1917 г.) проанализировано и обобщено в работах Н. Виноградова, Е. А. Гребенщиковой, JT.M. Казарян, JT.A. Калмыковой, Л. И. Красногорской, П. А. Лебедева, Л. Н. Перелыгиной, М. И. Петровой, А. В. Плеханова, В. В. Реутовой, Н. Т. Спиренковой, Е. К. Сухенко, М. Г. Ярошевского и др.

Для нас особый интерес представляет работа О. В. Морозовой, поскольку в ней отражен процесс становления первоначального сенсорного воспитания в конце XIX — начале XX вв. Обобщенный анализ проблем сенсорного воспитания детей раннего возраста в период с 1917 по 1941 гг. дан в исследованиях Н. К. Беляевой, Л. Н. Литвина. Исследования, обобщающие вопросы сенсорного воспитания в отечественной дошкольной педагогике более позднего периода, отсутствуют.

Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста занимались Ш. А. Абдуллаева, Э. А. Александрян, М. Ю. Кистяковская, Н. С. Карпинская, С. Л. Новоселова, Э. Г. Пилюгина, Е. А. Радина, A.M. Фонарев, С. В. Фонарева, Э. Л. Фрухт и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.

Изучение научных работ рассматриваемого периода позволило выделить следующие направления:

1. Определение актуальных проблем сенсорного воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эти материалы отражены в работах Н. А. Агеносовой, Э. А. Александрян, Л. А. Венгера, Е. А. Гребенщиковой, Е. Б. Давидович, А. В. Запорожца, М. Ю. Кистяковской, А. П. Усовой, A.M. Фонарева, С. В. Фонаревой и др.

2. Особенности формирования у детей в процессе сенсорного воспитания как простейших представлений о качествах предметов, так и сложных обобщенных (эталонирование) (Ш.А. Абдуллаева, З. М. Богуславская, З. М. Истомина, Г. А. Кйслюк, З. Н. Максимова, C.JI. Новоселова, J1.A. Пеньевская, Э. Г. Пилюгина, Л. И. Сысуева и др.).

3. Особенности развития сенсорных способностей посредством дидактических игр (В.Н. Аванесова, А. И. Ануфриева, О. И. Бобылева, А. К. Бондаренко, Т. Г. Васильева, Т. А. Губенко, Р. И. Жуковская, О.М. Митюко-ва, И. Б. Теплицкая, Е. И. Удальцова и др.);

4. Развитие сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г. Казакова, Е.И. Корза-кова, Н. А. Курочкина, Н. П. Сакулина и др.) — конструктивной (Ф.В. Изотова, А. Р. Лурия, В. Г. Нечаева, Э. Л. Фрухт и др.) — в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина и др.) — в процессе речевого развития (Л.Е. Журо-ва, Г. М. Лямина, Н.С. КарпинскаяЕ.И. Радина, Д. Б. Эльконин и др.).

В нашем исследовании рассматривается процесс создания системы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста во второй половине XX века. В этот период в отечественной педагогике наблюдается повышенный интерес к проблемам сенсорного воспитания: проводятся научно-практические конференции по вопросам всестороннего развития личности ребенкаобобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие сенсорных способностей и личностных качеств на этапе младшего дошкольного возраставыходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста и др. Это позволило-создатъ систему сенсорного воспитания. Изменения в социальной и экономической сфере, перестройка в жизни общества знаменуют собой начало нового периода и в сфере народного образования. Отметим также, что именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Таким образом, актуальность исследования определяется возросшей в настоящее время потребностью в увеличении в дошкольных учреждениях числа групп для детей раннего и младшего дошкольного возраста. В то же время накопленный опыт исследований и методических рекомендаций во многом утрачен. Возникает необходимость обобщения достижений прошлого в области сенсорного воспитания, систематизации рекомендаций по совершенствованию воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста с целью определения эффективных методов и внедрения их в практику.

Все вышесказанное определило проблему исследования: каковы наиболее актуальные тенденции в исследовании проблем и становления целостной системы сенсорного воспитания во второй половине XX столетия?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является система сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, сложившаяся во второй половине XX века.

Предметом исследования выступает процесс становления теории сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной педагогике рассматриваемого периода.

В соответствии с проблёмой и целью исследования определены его задачи:

1. Выявить наиболее актуальные проблемы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в отечественной педагогике второй половины XX века.

2. Охарактеризовать процесс разработки и особенности системы сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в дошкольной педагогике изучаемого периода.

3. Показать значимость разработанных идей и определить возможность использования для совершенствования практики современного дошкольного воспитания.

Методологической основой исследования является теоретический анализ философских, социологических и психологических исследований, раскрывающих сущность сенсорной культуры, а также положение о развитии всеобщей связи явлений, предметов действительности, позволяющее раскрыть закономерности в процессе развития проблем сенсорного воспитания. Теоретическая основа исследования сложилась из положений о личности как субъекте деятельности и общения (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и другие) — о теоретических основах педагогического процесса и о комплексном подходе к педагогической действительности (Ю.К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, Ф. Ф. Королев, Ю. П. Сокольников и другие).

В ходе работы методы: анализ, синтез, историко-педагогическая интерпретация полученной информацииизучение и анализ программ обучения и воспитания детейсравнительно-исторический, логический методыпедагогические наблюдения, беседы с воспитателями, студентамианализ детской деятельности, метод статистической обработки материала.

Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в историческом аспекте. Дана характеристика тенденций разработки проблем сенсорного воспитания в отечественной дошкольной педагогике в период конца XIX — второй половины XX века. Выделены этапы создания отечественной системы сенсорного воспитания, обобщены данные современной науки по содержанию и методике сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Дан анализ современных вариативных программ с характеристикой программных требований по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста. Вскрыто противоречие между теоретической разработанностью проблемы и недостаточным внедрением идей сенсорного воспитания в практику работы дошкольных учреждений. Обобщены методические рекомендации по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, а также по использованию современных дидактических материалов.

Практическая значимость заключается в анализе и обобщении научных данных о системе сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста во второй половине XX века. Результаты исследования обогащают материалы вузовского курса «Дошкольная педагогика», «История дошкольной педагогики», могут быть включены в спецкурсы и спецсеминары, преподаваемые на факультетах дошкольной педагогики в педагогических вузах, колледжах, училищах.

Апробация: основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики МПГУ (1997, 1998 гг.), на научной конференции МПГУ (апрель 1997 г.). Материалы исследований использовались при проведении семинаров-практикумов для воспитателей дошкольных образовательных учреждений № 1000, № 1949 г. Москва.

Положения, выносимые на защиту:

1.В дошкольной педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития сенсорных способностей детей, разработаны педагогические требования к дидактическим материалам, методика руководства играми и упражнениями. Однако в современных условиях научные достижения используются крайне недостаточно.

2.Изучение психолого-педагогических исследований позволяет определить теоретические основы к составлению методических рекомендаций, комплексное использование которых позволит значительно совершенствовать работу по сенсорному воспитанию.

3.В настоящее время создано множество дидактических полифункциональных материалов, игрушек. Однако их использование затруднено в связи с отсутствием методических рекомендаций, учитывающих возрастные возможности детей, задачи воспитания. Необходимо ознакомление воспитателей и родителей с новыми материалами и методикой их использования.

4.В практике дошкольного воспитания преимущественное место занимают фронтальные формы обучения. Они предполагают одновременное воздействие на всю группу занимающихся, при этом часто не учитываются индивидуальные особенности и темпы развития отдельных детей. Это приводит к противоречию между имеющимися возможностями к решению задач сенсорного воспитания и реальным состоянием дел на практике. Переход к личностно-ориентированной модели воспитания будет способствовать преодолению противоречия и позволит совершенствовать работу по сенсорному воспитанию.

Исследование состоит из двух глав, заключения, выводов, библиографии и приложения.

Заключение

.

Педагогика дошкольного детства прошла определенный путь развития. В нашем исследовании предпринята попытка проследить трансформацию проблем первоначального сенсорного воспитания с конца XIX столетия до 80-хх гг. XX века. Мы впервые подошли к изучению периода отечественной педагогики второй половины XX столетия. В это время в связи с расширением сети научных исследований, изучение всех проблем педагогики в условиях общественного воспитания детей дошкольного возраста осуществлялось наиболее интенсивно.

Основные достижения периода с середины XIX столетия до 50-хх гг. XX века можно обозначить следующими положениями. Происходило накопление фактов об особенностях сенсорного развития и воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста.

В трудах ученых по проблемам сенсорного развития подчеркивается роль перцептивных действий в развитии восприятия целостного образа предметов, объектов. Это убедительно доказало значение своевременного формирования активности и самостоятельности детей в предметной деятельности, являющейся ведущей в младшем дошкольном возрасте. Только в деятельности образуются нужные системы связей, тренируются и развиваются новые свойства основных нервных процессов.

В результате многолетней работы, в которой принимали участие выдающиеся педагоги XIX и первой половины XX века (второй и третий период), в русской дошкольной педагогике накопился богатейший опыт воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста, и в частности, сенсорного воспитания и воспитания самостоятельности и активности личности ребенка.

Основными достижениями в разработке этой проблемы являются научное обоснование на основе положений И. М. Сеченова, К.Д.

Ушинского, И. Н. Павлова идеи всестороннего изучения личности при условии комплексного подходаположение о том, что в раннем возрасте происходит активное созревание психических процессов, интенсивное развитие умственных и сенсорных способностей. Сенсорное воспитание и развитие является важнейшим направлением формирования личности ребенка. В этот период разработаны задачи, принципы и требования к сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста. Определено содержание сенсорного воспитания, направленное на развитие свойств и качеств, отношений предметов и явлений, необходимых ребенку для изучения окружающего мира и овладения различными видами деятельности. Показана роль личности педагога и его воздействия на личность ребенка. Созданы дидактические материалы и пособия для развития сенсорных способностей детей дошкольного возраста (Ф.Н. Блехер, Е. Ф. Иваницкая, Е. И. Радина, Е.И. Тихеева). Определены необходимые условия преемственности между детским садом и, яслями. Внедрялись результаты научных исследований в практику дошкольных учреждений. Были созданы первые методические рекомендации по руководству сенсорным воспитанием и самостоятельной деятельностью детей раннего возраста (В.М. Бехтерев, П. Ф. Каптерев, П. А. Литвинский, И. А. Сикорский, Е. И. Тихеева и др.).

Важным результатом развития отечественной дошкольной педагогики второй половины XX века стало создание системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Активное обсуждение теоретических и методологических проблем в 60-е гг. XX века стало базой для развертывания исследований по нескольким направлениям: — создание методологической базы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста (А.А. Вен-гер, Н. Н. Поддъяков, Е. А. Радина и др.) — - совершенствование научных основ системы обучения и сенсорного воспитания (В.Н. Аванесова, Л.А.

Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. В. Ендовицкая, М.Ю. Кистя-ковская, А.П. Усова) — - формирование сенсорных качеств в процессе различных видов детской деятельности (Н.А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Ф. В. Изотова, З. В. Липггван, В. И. Логинова, В. Г. Нечаева, Л. А. Парамонова др.). Идеи сенсорного развития ребенка сочетались с осознанием необходимости комплексного изучения возрастного развития. На основе результатов исследований были разработаны научно обоснованные пути и средства руководства сенсорным развитием ребенка младшего дошкольного возраста. В этот период впервые в истории дошкольной педагогики вышел программно-методический документ (1962 г.), в котором было расширено содержание за счет включения задач ознакомления ребенка (начиная с двухмесячного возраста) с сенсорными качествами предметов и со способами обследования предметов. Был создан новый тип дошкольного учреждения — ясли-сад (1959 г.).

В период 70-х it. практика и конкретные педагогические исследования строились с учетом и на основе общих методологических положений. В это время в отечественной дошкольной педагогике были разработаны методические рекомендации по организации и руководству процессом формирования сенсорных качеств и развития самостоятельности и активности в различных видах деятельности (предметной, игровой, конструктивной, изобразительной, музыкальной).

Работа по проблемам сенсорного воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста шла по нескольким направлениям: — уточнение содержания- - определение задач, форм и условий- - разработка и внедрение в практику дидактических материалов, игр и упражнений: — уточнение методики руководства сенсорным воспитанием, — разработка педагогических требований к ди дактическим материалам и методики руководства играми и упражнениямисоздание обширного ассортимента дидактических материалов. Также, в 80-е — 90-е гг. XX века наблюдается тенденция к созданию вариативных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в которых большое место занимает сенсорное воспитание детей раннего и младшего дошкольного возраста («Кроха», «Истоки», «Развитие», «Радуга»).

Несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания, результаты обследования детей младшего дошкольного возраста показывают, что в дошкольных учреждениях не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. Преодолению противоречия будет способствовать отказ от преобладающего использования фронтальных форм, часто не учитывающих индивидуальные особенности и темпы развития отдельных детей. Необходим переход к личностно-ориентированной модели воспитания. Успех в сенсорном развитии возможен при установлении связи между обучением на занятиях, самостоятельной деятельностью и предварительным опытом детей.

Совершенствованию сенсорного воспитания будет способствовать оснащение дошкольных учреждений современными дидактическими полифункциональными материалами и игрушками, ознакомление воспитателей и родителей с методическими рекомендациями, учитывающих возрастные возможности детей и задачи воспитания.

В диссертации предложены методические рекомендации, созданные на основе анализа и обобщения наработанного в теории рассматриваемого периода материала для совершенствования сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста: Дис. канд. пед. наук. — М., 1974. -146 с.
  2. В.Н. Особенности обучения в младшем дошкольном возрасте. Дис. канд. пед. наук. М., 1965.- 212 с.
  3. В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М., 1968. -189 с.
  4. В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. М., 1981. -185 с.
  5. В.Н. О занятиях с детьми раннего возраста. //Дошкольное воспитание. 1969. — № 3 — с.69−74.
  6. Н.А. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. -М., 1948.
  7. Н.М. Воспитание детей в яслях: Учебник для шк. ясельных сестер и пособие для работников яслей M.-JL, 1939 — с.ЗОЗ.
  8. Н.М. Основные задачи и принципы воспитания детей в яслях и домах ребенка. М.: Изд-е инст-та сан. проев., 1947. — 37 с.
  9. Н.М. Принципы и задачи воспитания детей раннего возраста. -М., 1961.-57 с.
  10. Н.М. Основные этапы развития детей раннего возраста и задачи их воспитания. М., 1962.
  11. Н.М., Кривина С. М. Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста. М., 1970. — 27 с.
  12. Н.М. Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. -М., 1972.
  13. Э.А. Сенсорное развитие на ранних этапах онтогенеза и роль двигательного анализатора в этом процессе. Ереван: Айастан, 1972.-223 с.
  14. А.И., Динер-Влоско. Развитие и воспитание ребенка раннего возраста. -М.: Медгиз, 1960.
  15. .Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. М. Педагогика. — 1980.
  16. Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М: Гос. уч.-пед. изд., 1968. -197с.
  17. В.Г. Избранные педагогические сочинения. /Под ред. Е. Н. Медынского. M.-JL: АПН РСФСР, 1948. — 280с.
  18. В. Бехтерев В. М. о роли раннего возраста в становлении человека. //Дошкольное воспитание. 1974. — № 12. — с.30−34.
  19. Н.К. Проблема воспитания детей раннего возраста в истории советской дошкольной педагогики (1917−1941 гг.). Дис. канд. пед. наук. -М., 1987.
  20. В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб., тип. Б. М. Вольфа, 1909. — 39с.
  21. В.М. Объективное исследование нервно-психической сферы в младенческом возрасте. СПб., тип. П. П. Сойкина, 1909. — 16с.
  22. В.М. Воспитание ребенка в первом детстве. //Семейное воспитание. -1913.- № 6.
  23. В.М. Об общественном воспитании детей раннего возраста. //Революция и культура. 1927. — № 1. — с.39−41.
  24. Е.Г. О ребенке в первый год его жизни. М.: Отдел Охраны матмлада НКЗ, 1923. — 66с.
  25. Е.Г. Как изучать ребенка. Руководство к изучению ребенка от рождения до трех лет. Б/М, Гос. изд-во, 1923. — 41с.
  26. Е.Г. Очерки по педагогике младенчества. Харьков: Путь просвещения, 1924. — 133с.
  27. Бибанова Е. Г Педагогика преддошкольного возраста. М.-Л.: Гос. изд-во, 1927. — 76с.
  28. БЛОНСКИЙ П. П. Введение в дошкольное воспитание. М.: Практич. знания, 1915.- 139с.
  29. П.П. Педология. М.: Работник просвещения, 1925. — 318с.
  30. З.М. О некоторых особенностях детей трех-четырех лет. //Дошкольное воспитание. 1959. — № 10 — с.48−55.
  31. Т.Г. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей пяти семи лет с формой и величиной предметов. Дис. канд. пед. наук. — М., 1972.-218 с.
  32. JI.M. К вопросу об осязательном восприятии // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1953. — № 147.
  33. А.А. Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об элементарных физических явлениях // кн. Психологические вопросы шры и обучения в дошкольном возрасте. Изд-во АПН РСФСР, 1957.
  34. JI.A. О развитии восприятия в раннем и дошкольном детстве //Дошкольное воспитание. 1963. — № 7 — с.69−72.
  35. Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Дис. докт. пед. наук. М., 1968 — 370с.
  36. Л.А. Психологическая характеристика деятельности ребенка. -М., 1968.-19 с.
  37. Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969. — 365 с.
  38. Л.А. Об экспериментальном выявлении типов восприятия // Доклады АПН РСФСР. 1957. — № 2.
  39. JI.A. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 1988- 143с.
  40. Н.А. Музыкальное воспитание и развитие ребенка. Дис. канд. пед. наук. -М., 1967.
  41. Е.Н. Умственное и нравственное воспитание от первого проявления сознания до школьного возраста. СПб., 1907. — 6-е изд-е -365с.
  42. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста /Под ред. Леонтьева А. Н., Запорожца А. В. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948 — 132с.
  43. Воспитание детей раннего возраста. / Сост. З. Ф. Евдокимова. М.: Просвещение, 1968. — 86с.
  44. Воспитание и развитие детей раннего возраста /Под ред. Г. М. Ляминой. -М.: Просвещение, 1981. -219с.
  45. Воспитание детей раннего возраста в дошкольных учреждениях (методические указания). М.: Учпедгиз, 1962. — 76 с.
  46. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до шести лет / Под ред. Л. А. Венгера, Э. Г. Пилюгиной, Н. Б. Венгер. М.: Просвещение, 1988.- 143с.
  47. Воспитательная работа в младшей группе детского сада (методическое письмо). Наркомпрос РСФСР, 1943. — 39с.
  48. Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (1-й, 1919 г.). М.: Госиздат, 1921.-224с.
  49. Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию (Ш-й, 1924 г.) — М., 1924.-534с.
  50. Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
  51. Ш. И., Ганелина М. Воспитание в преддошкольном возрасте. //Советская педагогика. -1936. № 8−9.
  52. Генезис сенсорных способностей / Л. А. Венгер, К. В. Тарасова, Т. В. Лаврентьева и др.- под ред. Л.А. Венгера- НИИ ДВ АПН СССР. М.: Педагогика, 1976. — 256с.
  53. Т.О. Развитие движения руки при осязании у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1948. — вып. 13.
  54. Г. Н. Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста (2−4 года) в процессе воспитания и обучения. Дис. канд. пед. наук. М., 1969. — 259 с.
  55. В.А. Формирование поведения детей в младшей группе детского сада (к проблеме образования и преобразования динамической системы у детей в процессе обучения и воспитания). //Известия АПН РСФСР. 1954. — вып.52 — с.40−80.
  56. Е. А. Тихеева Е.И. об основах раннего воспитания // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1964. -Т. 270. — с. 209−230.
  57. Е.А. Вопросы методики сенсорного воспитания детей дошкольного возраста // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1947. — Т. 56.
  58. Т.А. Творческие игры как фактор умственного воспитания детей дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. Киев, 1950. — 251 с.
  59. Н.П. Жизнь ребенка. СПб., тип. т-ваНародн. польза, 1901. -115с.
  60. Л.А. Воспитание детей раннего возраста в детском саду. -Алма-Ата, 1975.- 120 с.
  61. Е.Б. Сенсорное воспитание детей третьего и пятого года жизни в условиях разновозрастной группы детского сада. Дис. канд. пед. наук. -М., 1991. 194 с.
  62. В.В. Значение практической деятельности с совокупностями объектов для умственного развития детей 1,6−3 лет. Дис. канд. пед. наук-Л., 1973.
  63. М.П., Фигурин Н. Л. Опыт рефлексологического изучения новорожденного ребенка. Новое в рефлексологии. /Под ред. В. М. Бехтерева.-М., 1926.
  64. М.П., Фигурин Н. Л. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М., 1949 — 104с.
  65. Дернова-Ярмоленко А. А. Беседы с родителями о малом ребенке. 4-е изд. — Л.: Ленинградская правда, 1931. — 48с.
  66. Дернова-Ярмоленко А. А. Педологические основы воспитания. Орел: Красная книга, 1925. — 160с.
  67. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Авт.
  68. B.И. Логинова, Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. и др.: РГПУ им. А. И. Герцена, кафедра дошк. педагогики 2-е изд. пер. и доп., СПб: Акцидент, 1997.-222 с.
  69. И.Л. Формирование восприятия музыки у дошкольников. -М., 1962.
  70. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред.
  71. C.Л. Новоселовой. М. Просвещение, 1985.
  72. Динер-Влоско Т. Б. Воспитание ребенка до года. М.: Музей-выставка ОММ, 1940.-12с.
  73. Дитя человеческое: Программа целостного развития личности дошкольника. Ставрополь, СГУ, 1996. — 140с.
  74. А.С. Основы педологии и педагогики младенчества. М.: Охрана матмлада, 1926. — 286с.
  75. А.С. Педагогическая работа с детьми раннего возраста. М.: Охрана матмлада, 1927ю — 63с.
  76. А.С. Этапы развития педологии и педагогики раннего дошкольного возраста. М.: Охрана матмлада, НКЗ, Центр, тип. НКВМ, 1928. -26с.
  77. А.С. Педологическая работа в консультатициях для детей раннего возраста. М.: Охрана матмлада, 1928. — 63с.
  78. Ю.Н. Психологические основы самостоятельности как свойства личности // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1964. — Т. 254. -с. 147−155.
  79. Дошкольная педагогика /Под ред. В. И. Дцэшко, Ф. А. Сохина. М. -1986.
  80. Дошкольные пособия и игры (каталог). М.: Культснабторг Когиза, 1938.- 12 с.
  81. Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. //Дошкольное воспитание. 1958. — № 10 — с.4−9.
  82. Т.В. Особенности психической деятельности детей младшего дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. 1962. — № 8 -с.67−72.
  83. А.В. Развитие восприятия и деятельность. //Вопросы психологии. 1967. -№ 1 — с. 18−25.
  84. А.В. Вопросы психологии обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. //Советская педагогика. 1968. — № 7 -с.55−64.
  85. Значение и принципы проведения занятий с детьми раннего возраста /Под ред. Н. М. Аксариной. М., 1963. — 78 с.
  86. Игра дошкольника /Под ред. C.JI. Новоселовой. М., Просвещение, 1989.-285с.
  87. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста /Под ред. Л. А. Венгера, О. М. Дьяченко, Р. И. Говоровой, Л. И. Цеханской. -М.: Просвещение, 1989. 127с.
  88. Е.Ф. Игры со строительным материалом //Дошкольное воспитание. 1948. — № 5. — с.28−34.
  89. Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности. Дис. канд. пед. наук, Л., 1966. — 369с.
  90. Инструкции и методические указания по педагогической работе с детьми преддошкольного возраста в яслях промышленных районов. М.: Госмедиздат, 1938. — 107 с.
  91. Инструкция по ведению очагов яслей и детских садов. //Воспитание и обучение. 1911. — № 1.
  92. Исследования о новых дидактических материалах для детских садов. -Тбилиси, 1946. Т. 2. — вып.2 — 303с.
  93. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника /Сост. Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. М.: Карапуз, 1997. — 278 с.
  94. З.М. Восприятие и называние цвета в раннего возраста (от двух до трех лет). Известия АПН. — 1960. — вып. 113 — с. 103−113.
  95. Л.М. Проблема формирования представлений о явлениях общественной жизни у детей дошкольного возраста в советской педагогике (20−30-е гг.). Дис. канд. пед. наук. -М., 1979.
  96. П.Ф. Публичная лекция о первоначальном воспитании детей. //Народная школа. 1875. -№ 2,6−8.
  97. П.Ф. О детских играх и развлечениях. СПб., тип. Евдокимова, 1889.-58с.
  98. П.Ф. О детской подражательности. СПб., тип. Евдокимова, 1898.-61с.
  99. П.Ф. Педагогическая психология. 3-е изд. — СПб., тип. Виктория, 1914.-489с.
  100. ЮО.Карчаули Н. М. Методика работы с дидактическим материалом в детском саду. Тбилиси, 1952 — 140с.
  101. Н.И. Краткий очерк развития высшей нервной деятельности ребенка раннего возраста. М.: Медгиз, 1951 — 99с.
  102. М.Ю. Воспитание детей первого года жизни в яслях и домах ребенка. Дис. канд. пед. наук. М., 1946. — 357с.
  103. ЮЗ.Кистяковская М. Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. Дис. докт. пед. наук. М., 1965.
  104. М.Ю. Значение ориентировочных реакций в построении движений у детей первого года жизни./ХУ1П Международный психологический конгресс. -М.: Наука, 1966. -Т.З 256с.
  105. М.Ю. Развитие детей в возрасте до года. М., 1960. — 40 с.
  106. Юб.Кокорева Н. В. Формирование у воспитателей дошкольных учреждений позиции принятия активной роли ребенка. Дис. канд. пед. наук. -М., 1993.
  107. М.М. О формировании ВНД ребенка. М.: Медгиз, 1958.108 .Кольцова М. М. Учение о ВНД и вопросы дошкольной педагогики //Дошкольное воспитание. 1960. — № 8 — с.31−41.
  108. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1979. — 158с.
  109. Ю.Кононова И. М. Повышение эффективности методов обучения детей раннего возраста //Умственное воспитание детей дошкольного возраста. МГПИ, 1980. — с. З-16.
  110. Н.Кононова И. М., Сергеева К. Д. Дидактические игры //Игра дошкольника. -М., 1989.
  111. Т.И. Индивидуальные особенности в формировании поведения детей от четырех месяцев до трех лет. Дис. канд. пед. наук. -М, 1975.
  112. Конференция по актуальным вопросам воспитаний детей раннего и младшего дошкольного возраста в объединенных детских учреждениях. -М., 1962. -59с.
  113. П4.Концепция дошкольного воспитания- //Дошкольное воспитание. -1989. № 5. — с.10, № 9. — с.48.
  114. К.Н. Методика исследования ребенка раннего возраста. -М.: Гос.изд., 1921. 76с.
  115. Пб.Корнилов К. Н. Очерк психологии ребенка раннего возраста. 2-е изд. — М.: Гос. изд., 1921. — 143с.
  116. Л.И. Очерки развития дошкольного воспитания. М.: Учпедгиз, 1938.- 112с.
  117. Е.К. Лекции по педагогике раннего возраста для сестер-воспитательниц. М.: Охрана матмлада, 1928. — 144с.
  118. Кроха: Программа развития и воспитания детей до трех лет в условиях семьи. Н. Новгород, НГЦ, 1996. — 421 с.
  119. Н.М., Иванова В. Т. Детский сад дом радости (младшая группа). — Пермь: ПГПИ, 1990 — 22с.
  120. К.П. Формирование общественно направленной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста (учебное пособие). -Пермь, 1975.-57с.
  121. Т.В. Развитие глазомерных действий в дошкольном детстве. Дис. канд. пед. наук. М., 1969.123 .Ларионова Г. П. Проблема общественного дошкольного воспитания в русских педагогических журналах начала XX века. Дис. канд. пед. наук. -Л., 1980.
  122. Лехтман-Абрамович Г. Я., Фрадкина Ф. И. Этапы развития игры и действий с предметами в раннем детстве. М.: Медгиз, 1949 — 76с. 125. Лисина М. И., Шерьязданова Х. Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. — Алма-Ата: Мектеп., 1989. — 76с.
  123. Л.Н. Становление и развитие системы общественного дошкольного воспитания в РСФСР (1917−40 гг.). Дис. докт. пед. наук. СПб., 1993.-496с.
  124. З.В. Руководство играми детей со строительным материалом. Дис. канд. пед. наук. М., 1954. — 341с.
  125. В.И. Формирование у детей дошкольного возраста (три -шесть лет) знаний о материалах и их признаках (свойствах и качествах). Дис. канд. пед. наук. Л., 1964.
  126. Г., Новоселова С. Л., Кожухова Н. Для самых маленьких. //Дошкольное воспитание. 1978. — № 4. — с.104 — 108.
  127. А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника. //Вопросы психологии ребенка дошкольника. М.-Л. АПН РСФСР, 1948.
  128. А. А. Воспитание самостоятельности у детей. //Дошкольное воспитание. 1962. — № 2. — с.66.
  129. А.А. Ранние формы самостоятельности у детей. // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. 1964. — Т.254.
  130. А.А. Очерки психического развития ребенка (ранний и дошкольный возраст). М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 — 363с.
  131. Г. М. О воспитании маленьких детей. М.: Медгиз, 1958. -23с.
  132. Г. М. Особенности развития детей третьего года жизни. //Дошкольное воспитание. 1963. — № 6 — с. 16−20.
  133. З.Н. Дидактические упражнения и игры по ознакомлению детей трех-пяти лет с цветом. Дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 176с.
  134. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования. —СПб., 1894. вып.1- 1896. — вып.2 — 404с.
  135. Н.С. Теоретические предпосылки развития личности и ее активности. //Активность личности в социалистическом обществе. М., 1976. -с.35−55.
  136. З.В. Роль игры в воспитании дошкольника. М.: Учпедгиз, 1951.-40с.
  137. Материалы IV Всероссийского Съезда по дошкольному воспитанию (По стенографическому отчету) / Под ред. Е. Е. Цырлиной, А. В. Суровцевой, С. С. Моложавого. М.-Л. Госиздат, 1929. — 287с.
  138. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1970.-32с.
  139. Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». -2е издание. М. Просвещение, 1964. — 271с.143 .Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». -Зе издание. М. Просвещение, 1975. — 260с.
  140. А.Д. О воспитании детей раннего возраста. Очерки. Саратов, кн. изд-во, 1954. — 136с.145 .Михайлова Ф. А. Игрушка и пособия детского сада (альбом-справочник). -М.: Учпедгиз, 1951 95с.
  141. О.В. Становление теории первоначального сенсорного воспитания в отечественной педагогике конца XIX начала XX века. Дис. канд. пед. наук. — Владимир, 1994. — 254с.
  142. В.Г. Конструирование в детском саду. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1961.-160с.
  143. В.Г., Корзакова Е. И. Строительные игры в детском саду. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 140с.
  144. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд. доп. — М.: Просвещение, 1989. — 158 с.
  145. О.Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Изд. центр «Феликс», г. Дубна, 1995. — 284с.
  146. А.В. Включение трехлетних детей в жизнь детского сада. Ташкент, 1948. — 177с.
  147. С.Л. Особенности умственного развития детей раннего возраста. //Дошкольное воспитание. 1965. — № 11.
  148. Организация самостоятельной деятельности детей раннего возраста в яслях, домах ребенка, яслях-садах (методическое письмо). Калинин, 1970.-12 с.
  149. Основы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста /Под ред. В. И. Ддэшко. М., МГПИ. — 1971.
  150. Основные положения по воспитательной работе в яслях и домах младенца. М.: Медгиз, 1939. — 72с.
  151. Г. П. Теория «свободного воспитания» в России в период 1907−17 гг. //Уч. зап. МГПИ ин. яз. М., 1960. — Т.24.
  152. Н.С. Исследование умственного развития детей в процессе деятельности с дидактическими игрушками. //Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., АПН РСФСР, 1965. — 420с.
  153. Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. М.: ЦОЛИУВ, 1983.-84с.
  154. Л.А. Конструирование из строительного материала как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. -М., 1979. 182с.
  155. Педагогическая работа в группах раннего возраста: методические рекомендации. Фрунзе: Мектеп, 1977. — 36с.
  156. Педагогические рекомендации и возрастная адресованность игрушек. /Авт. С. Л. Новоселова, Г. Г. Локуциевская, Е. В. Зворыгина. М.: НИИ ДВ АПН СССР, 1987. — 25 с.
  157. Пилюгина Э. Г. Сенсорное воспитание детей раннего возраста в процессе ознакомления с цветом. Дис. канд. пед. наук. М., 1971. — 147 с.
  158. Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1983.-96с.
  159. А.И. О проблематике историко-педагогаческих исследований на современном этапе. //Советская педагогика. 1964. — № 5 — с.99−104.
  160. Л.В. Письма о воспитании маленьких детей. М.-Л.: Био-медгиз, 15 тип. треста Полиграф-книга, 1937. — 59с.175 .Программа воспитания в детском саду. Учпедгиз, 1962. — 190с.
  161. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., 1985.
  162. Программа «Радуга». /М-во нар. образ-я РСФСР, НИИ шк. М.: Просвещение, 1993.-222с.
  163. Программа «Развитие» (основные положения). Детский центр Венге-ра, М.: Новая школа, 1994. — 63с.
  164. Психология и педагогика игры дошкольника. /Под ред. Д.Б. Элькони-на. М., Изд-во АПН РСФСР, 1957 — 148с.
  165. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. -М.: Просвещение, 1965 -295с.
  166. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. /Под ред. А. В. Запорожца, М. А. Лисиной. М.: Просвещение, 1966. — 302с.
  167. Развитие и воспитание детей раннего возраста. М.:Медицина, 1960. -110с.183 .Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. /Под ред. Н. М. Щелованова. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1969. — 179с.
  168. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. /Под ред. А. В. Запорожца, ЯЗ. Неверовича. М.: Просвещение, 1965 — 420с.
  169. Ребенок-дошкольник и воспитывающая среда. Вып.2 Квартира. Дом. Улица. Сад. Огород. Мастерские. /Под ред. Е. И. Тихеевой. Л.: Гиз, 1924- 158с.
  170. С.Л. Основы общей психологии: Учебное пособие для вузов и университетов. 2-е изд. — М. Учпедгиз, 1946 — 704с.
  171. Руководство для воспитателя детского сада. М.: Учпедгиз, 1945 (1948, 1953).-167с.
  172. П.А. Игры детей и их педагогическое значение. М.: Издание АПН РСФСР, 1948−64с.
  173. Н.П. Значение рисования в сенсорном воспитании ребенка-дошкольника. //Сенсорное воспитание дошкольников- под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1963 — с.57−100.
  174. Самые маленькие в детском саду. /Сост. Н. Я. Иванова, Е. А. Лебедева. -М., Просвещение, 1967. 159с.
  175. И. Рабочая книга по истории педагогики. M.-JL: Госиздат, 1927 — 503с.
  176. М.Х. Наш детский сад. М., 1913. — 68с.
  177. Сенсорное воспитание дошкольников. /Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М.: АПН РСФСР, 1963 — 192с.
  178. Сенсорное воспитание в детском саду /Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. М., 1969 -227с.
  179. С.С. Проблема обучения в истории советской дошкольной педагогики (1945−60 гг.). Дис. канд. пед. наук. Харьков, 1980. — 130с.
  180. К. Педагогический анализ промышленного ассортимента игрушек. //Дошкольное воспитание. 1990. — № 1. — с.7−8.
  181. Сестра-воспитательница яслей и младших групп детского сада. /Под ред. М. Д. Ковригиной. Изд-во «Медицина». — М., 1963. — 551с.
  182. И.А. Душа ребенка. С кратким очерком дальнейшей психической эволюции. СПб., тип. Стасюлевича, 1901. — 159с.
  183. И.А. План исследования психического состояния детей. //Дошкольное воспитание. 1912. — № 1,2.
  184. Сиреникова 3. Сенсорное воспитание детей в процессе предметной деятельности (второй и третий годы жизни). // Дошкольное воспитание. 1982. — № 11. -с.10−16.
  185. И.В. Воспитание навыков самостоятельности у дошкольников. Минск: Нар. Асвета, 1967 — 60с.
  186. В.В. Н.И. Пирогов о роли впечатлений раннего детства в воспитании детей. // Дошкольное воспитание. 1944. — № 11−12.203 .Современные проблемы истории образования и педагогической науки.
  187. . сб. в трех томах. /Под ред. З. И. Равкина. М., 1994. 204. Содержание и методы умственного воспитания детей. /Под ред. Н. Н. Поддъякова. — М.: Педагогика, 1980. — 216с.
  188. М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI—XVIII вв.. -М., 1963. -416с.
  189. А.И. Игры с народными дидактическими игрушками. М.: Учпедгиз, 1950−52с.
  190. М.Г. Жизненная практика и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. М.: MlJU У, 1998 — 315с.
  191. В.П. Формирование процессов зрительного анализа формы у детей дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. -М., 1963.
  192. Спецкурс: вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста / Авт. Т. И. Ерофеева, О Л. Зверева, Т. А. Макеева. М.: РАО А.П.О., 1996. — 55с.
  193. Р.Б. Воспитание активности и самостоятельности учащихся в учении. /Под ред. A.M. Гельмонта. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. -55 с.
  194. ЬСухенко Е. К. Дошкольное воспитание в 60−70-е гг. XIX столетия. Дис. канд. пед. наук. Киев, 1947.
  195. Т.Д. Монтессори и новое воспитание. М., 1914 — 68с.
  196. В.Е. Психология самостоятельности. /Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Кыыггым, 1944. — Т.52.
  197. Л.И. Дидактические упражнения по ознакомлению детей чет-вертого-пятого года жизни с формой и величиной предметов. Дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 229с.
  198. В., Фаусек Ю. Теория и практика детского сада М.Монтессори. -М.:Мысль, 1923 135с.
  199. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции по вопросам развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 1982. — 76с.
  200. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. /Под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. -М.: Просвещение, 1965 188с.
  201. И.Б. Формирование положительных взаимоотношений детей третьего года жизни в игре. Дис. канд. пед. наук. М., 1976. — 175с.
  202. А.С., Соколова Р. А. Игры с природным материалом и наблюдения в природе (методические рекомендации для работы с детьми от 1,6 до 3 лет). Рига, 1982. — 35 с.
  203. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду /М-во проев. СССР, Упр. по ДВ, НИИ ДВ АПН СССР. Под ред. Р. А. Курбатовой, Н. Н. Поддъякова. — Каунас, 1988. — 189с.
  204. Е.И. Игры парами. Л., 1931 — 15с.
  205. Тонкова-Ямпольская Р.В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста. М., Просвещение, 1987. — 221с.
  206. Г. История развития дошкольного воспитания в документах. //Дошкольное воспитание. 1987. -№ 11.
  207. Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. Дис. канд. пед. наук. М., 1954.
  208. Умственное воспитание детей раннего возраста. /Под ред. Е.А. Ради-ной. М., Просвещение, 1968. — 240с.
  209. А.П. Обучение в детском саду. Дис. докт. пед. наук. М., 1957. -681с.
  210. А.А. Игрушки и пособия для детей раннего возраста. -М.: Отдел охраны матмлада НКЗ, кн. ф-ка Центр, изд-ва народов СССР, 1928−64с.
  211. А.А. Методы и содержание работы с детьми ясельного возраста. М.: Гос. мед. изд-во, гос. тип. Е. Соколовой в Лгр., 1929. -331с.
  212. К.Р. Формирование мотивации у детей раннего возраста в предметных действиях. Дис. канд. пед. наук. М., 1985.
  213. A.M. Ребенок и среда. М.: Знание, 1974. — 95с.
  214. A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. /НИИ ДВ АПН СССР. М.: Педагогика, 1977. — 87с.
  215. A.M. Воспитание и обучение детей раннего возраста. М., 1986.
  216. С.В. Развитие предметных действий ребенка (пособие для студентов.). М.: Просвещение, 1968. — 24с.
  217. С.В. Воспитание детей раннего возраста (пособие для студентов-заочников. .). М.: Просвещение, 1970. — 40с.
  218. М.С. Ознакомление дошкольников с движением предметов. Дис. канд. пед. наук. -М., 1972.
  219. А.Н. Влияние игр-занятий на формирование самостоятельных игр детей третьего года жизни. Дис. канд. пед. наук. Запорожье, 1979.-206с.
  220. Э.Л. Обучение детей второго года жизни на занятиях. Дис. канд. пед. наук. М., 1972. — 208с.
  221. Ю.П. Индивидуализация обучения как развивающаяся дидактическая концепция в истории педагогики (1960−80-е гг.). Дис. канд. пед. наук. Рига, 1992. — 203с.
  222. И.В. История русской дошкольной педагогики до Великой Октябрьской социалистической революции. Дис. докт. пед. наук. М., 1951.
  223. Л.И. Воспитание ребенка до трех лет. Л.: Прибой, 1926. -37с.
  224. А.А. Воспитание самостоятельности у маленьких детей. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 24с.
  225. Н.П. Воспитание детей в первые три года жизни. Владимиров обл. изд., 1951. — 43с.243 .Шибанова Н. Я. Воспитание самостоятельности в рисовании у детей младшего дошкольного возраста на занятиях. Дис. канд. пед. наук. М., 1971.
  226. Н.М. Педагогические извращения в работе с детьми раннего возраста. //Педиатрия. 1937. — № 1. — с.132−141.
  227. Н.М. Воспитание детей раннего возраста (стенограмма публич. лекции). М.: Знание, 1954. — 32с.
  228. .И. Дидактические материалы и игры в связи с некоторыми задачами воспитания дошкольников. Тбилиси: Госиздат Груз. ССР, 1939. — с.137−182.
  229. .И., Мачабели К. Г. К вопросу построения дидактических материалов и игр. М., 1963. — 1 Ос.
  230. П.М. Психология чувств. М.: АПН РСФСР, 1961 — 216с.
Заполнить форму текущей работой