Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический подходы, принципы… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Раздел 1. Сущность религиозного экстремизма как социальной 15угрозы
  • Раздел 2. Типология и динамика религиозного экстремизма
  • Раздел 3. Основные направления противодействия религиозному экстремизму

Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы мировое сообщество и Россия столкнулись с беспрецедентной по масштабам и последствиям проблемой, которая и сегодня далека не только от своего решения, но и от адекватного осмысления. Речь идет о стремительном распространении различных форм социального насилия, среди которых особую социальную угрозу представляет экстремизм во всех своих разновидностях и практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

Особую опасность в качестве угрозы со стороны экстремизма представляет религиозный экстремизм. Он не связывается с какой-то одной религиозной системой или общностью. Самым ярким примером может служить Ближний Восток, бывшая Югославия, Северный Кавказ России и другие регионы.

Религиозный экстремизм неразрывно связан с терроризмом и фундаментализмом. Ситуация усугубляется тем, что общество, государство, наука оказались неспособными решительно и эффективно отреагировать на всплеск проявлений экстремизма вообще и религиозного экстремизма в особенности, полагая, что по мере развития науки религия будет угодить в прошлое. Однако события конца прошлого века показали возможность религиозного ренессанса. Среди причин данного явления выделяется несостоятельность светских властей к эффективному решению многих социально-экономическим проблем. Это в полной мере относится и к современной России и к странам Содружества Независимых Государств.

Прилагаемые сегодня усилия не приносят желаемого результата. Представляется, что основная причина нерешенности указанной проблемы связана со спецификой религиозного экстремизма, с феноменом самой религии и религиозного опыта как сложных социальных явлений. Стремительное распространение новых религиозных организаций, нетрадиционных культов также усиливает социальную опасность религиозного экстремизма со стороны еще не изученных религиозных сообществ. С. Хантингтон угрозу цивилизационных войн неразрывно связывает с деятельностью религиозных сообществ и систем. Это позволяет поставить вопрос о религиозном характере цивилизационных войн и соответствующих масштабах угроз со стороны религиозного экстремизма.

Анализ современной обстановки показывает что религиозный экстремизм представляет собой одну из главных угроз современному обществу, культурному и цивилизационному взаимодействию, безопасности народам и государствам, в том числе странам Содружества Независимых Государств и непосредственно России.

Более конкретно актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, возросшие масштабы распространения экстремизма как такового. Он неразрывно связан с ростом социального насилия и агрессии как таковыми. Целые регионы мира оказываются под ударом экстремизма, к которому прибегают самые различные социальные движения и группы1. Налицо тенденция нарастания экстремизма в современном мире и превращением данного явления в одну из глобальных проблем современности.

Во-вторых, ростом собственно религиозного экстремизма. Его рост настолько стремителен, что в общественном сознании экстремизм вообще начинает ассоциироваться исключительно с экстремизмом религиозном и с некоторыми его разновидностями. Сторонниками религиозного экстремизма становятся все большие массы людей. Особенно это характерно для молодежи с её мак.

1 Примером может служить экстремизм сторонников глобализации и представителей антиглобализма. симализмом. В этих условиях настоятельной потребностью выступает выработка наиболее эффективных мер по противодействию распространения религиозного экстремизма среди населения стран СНГ и России.

В-третьих, сложность и многоплановость религиозного экстремизма связана со скрытым характером религиозного опыта1, его динамичностью. Эти особенности требуют в нынешних условиях всестороннего переосмысления данного феномена на основе системного подхода, который предполагает глубокие исследования, в частности, организационно-правовых и информационно-логических моделей борьбы с негативными проявлениями религии.

Ситуация и анализ проблемы усугубляются наличием норм двойного стандарта. Когда один экстремизм выбеляется, а другой — демонизируется. В этом отношении самым негативными красками в средствах массовой информации окрашивается исламский экстремизм, где фактически уже нет разницы между проявлениями экстремизма и национально освободительной борьбой исламских народов. Это особенно актуально, когда речь заходит о противостоянии исламских государств внешнеполитической деятельности США. Особенно это показательно на примере Ирака и военной оккупации данной страны Соединенными Штатами Америки. С другой стороны, мы видим в таком же положении и православное христианство в бывшей Югославии, когда речь заходит о противостоянии православных сербов с албанцами-мусульманами, за которыми фактически четко просматривается позиция интересов Западной цивилизации и, прежде всего, США. Эти примеры показывают односторонность в оценке сути религиозного экстремизма и требуют объективного анализа и всестороннего исследования, выявления его истоков, причин, субъектов и участников.

В-четвертых, рост религиозного экстремизма и социальных угроз с его стороны с неизбежностью ведет к поиску путей выхода из создавшегося положения, к выявлению наиболее адекватных мер по своевременному определению.

1 См.: Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М., 1993. — 431 е.- Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта. — М., 2002. — 586 с. и нейтрализации вызовов и угроз для общества и личности со стороны субъектов религиозного экстремизма.

В-пятых, определенной закрытостью, конспиративностью и мифологизацией феномена религиозного экстремизма, связанного с деятельности агрессивных религиозных сообществ, способных к крайним формам социального насилия. Проблема религиозного экстремизма в целом ряде стран СНГ напрямую затрагивает характер деятельности вооруженных сил, когда военнослужащие оказываются в ситуации мировоззренческого и морального выбора, а воинский коллектив — в ситуации возможного раскола по религиозному принципу.

Таким образом, проблема изучения религиозного экстремизма как социальной угрозы современного общества на примере стран СНГ и современной России, выявления причин и источников данного явления, классификации, генезиса и тенденций видоизменения, проявления сущности, содержания и форм, характера вызовов и угроз для социальных систем и личности в настоящее время приобретает особое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема экстремизма, наряду с терроризмом и фундаментализмом в современном обществе выступает одной из активно изучаемых проблем. Эта проблема изучается различными науками, которые представляют свой анализ данного феномена1. Но, к сожалению, в большинстве работ, пытающихся рассмотреть явление религиозного экстремизма как социальной угрозы во всем многообразии и сложности данного явления, наблюдаются проявления тенденциозности и односторонности.

Представление об уровне социально-философского анализа современного религиозного экстремизма можно составить на базе имеющейся литературы, которая условно разделена на следующие группы.

Первую группу составляют работы, в которых исследуется сущность экстремизма как такового. Среди многочисленных работ данной группы следует отметить те исследования, которые в зависимости от прояснения сущности ука.

1 Фундаментализм. — М., 2003. — 264 е.- Бузова Т. В. Феномен религиозного экстремизма: Автореф. дисс. кандид. филос. наук. — Пермь, 1989. занного феномена позволяют выделить природу и основные признаки экстремизма как общественного явления и характеристики человека.

Так, например, В. Ф. Халипов определяет экстремизм (extremism, от лат. extremus) как приверженность крайним взглядам и мерам, делая акцент на политической сфере1.

Такая оценка характерна и для А. С. Капто. Он определяет экстремизм как «какое-либо деяние, направленное на насильственны захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооружённых формирований или участие в них"2.

Особое место в этой группе работ занимают исследования В. И. Красикова, посвященные непосредственно экстремизму с позиции философского анализа.

Есть исследования, которые показывают, что экстремизм является отражением экстремальности самой жизни современного человека, которая формируется как определенное состояние общества и форма управления («управляемый социальный хаос», «общество риска») и что экстремизм может создаваться и господствующими социальными слоями и странами4.

Ко второй группе работ следует отнести исследования, посвященные отдельным разновидностям экстремизма. Большое внимание уделяется политическому экстремизму5. В своих исследованиях А. Верховский, В. ГТрибыловский рассматривают национально-патриотические организации в России в контексте.

1 Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. -М., 2005. — С.691.

2 Капто А. С. Энциклопедия Мира: 2-е изд., уточн. и доп. — М., 2005. — С.676.

3 Красиков В. И. Экстрим. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. — М., 2006.

4 См.: Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. — М., 2000. Стариков II. Февраль 1917: Революция или спецоперация? / 2-е изд., перераб. и испр. — М., 2007; Препарата Гвидо Джакомо. Гитлер, Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх. / Пер. с англ. А. Н. Анваера — М.: Поколение, 2007; Саркисянц М. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австро-баварской «расе господ» / Пер. с нем. М. Некрасова — СПб., 2003 и др.

5 Политический экстремизм в Российской Федерации и конституционные меры борьбы с ним: Материалы научной конференции 31 марта — 1 апреля 1998 г. — М., 1998; Папп А., Верховский А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. — М., 1996 и др. перспектив их экстремизма1. Е. Н Гречкина исследует молодежный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительно.

2 3 сти и влияние на него СМИ. С соответствующих позиций анализируется и художественная литература4. Есть работы, посвященные исследованию экстремизма в его разновидностях в определенных социальных группах5.

Экстремизм исследуется и как угроза демократии. В этом отношении показательна позиция Б. Грызлова — Председателя Государственной Думы, Председателя партии «Единая Россия"6.

С.Хантингтон в своей работе отмечает проявления экстремизм, в том числе и религиозного в модернизирующихся странах7.

И.А. Мальковская рассматривает влияние глобализации на процесс формиg рования экстремизма во всех его разновидностях .

К третьей группе относятся труды, посвященные выявлению собственного религиозного экстремизма9 и его разновидностей10.

1 Верховский А., Прибыловский В. Национально-патриотические организации в России. История, идеология, экстремистские тенденции. — М., 1996.

2 Гречкина Е. Н. Молодежный политический экстремизм в условиях трансформирующейся российской действительности: Автореф. дисс.. капдид. полит, наук,-Ставрополь, 2006, Несмелова М. Ю. Политическое поведение студенческой молодежи в современной России: Автореф. дисс. кандид. полит, паук. — Казань, 1995.

3 Гречкина Е. Н. Влияние СМИ на формирование экстремистских ориентации современной молодежи. — Невиномыск, Изд-во НГГТИ, 2005.

4 Морозов И. Л. Художественная литература как информационная среда эволюции доктрин политического экстремизма (краткий историко-философский анализ) // Художественная литература как историко-психологический источник: Материалы XVI Международной научной конференции., Санкт-Петербург, 14−15 декабря 2004 г. — СПб., 2004, — С. 59−64.

5 Молодежный экстремизм. Под ред. А. А. Козлова. — СПб., 1996; Морозов В. В., Скро-бов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал, — 1998. -№ 1.

6 Грызлов Б. Экстремизм как угроза суверенной демократии // Российская газета № 283 от 15 декабря 2006.

7 См.: Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. о.

Мальковская И. А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. — М., 2005.

9 Медведко Л. И. Россия, Запад, Ислам: «столкновение цивилизаций»? Миры в мировых и «других» войнах на разломе эпох. — М., 2001.

10 Дельмаев Х. В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада: Автореф. дис. канд. философ, наук. — М., 1987; Аллах не любит Америку / Под ред. А.Парфея.

К четвертой группе следует отнести электронные ресурсы по указанной проблеме, имеющиеся на информационных сайтах, порталах и форумах Интернета. К первой подгруппе необходимо отнести сайты общественных учреждений. Например, ведомств, университетов и исследовательских институтов, целью деятельности которых является содействие обмену полученными результатами о характере экстремизм и его проявлениях. К этому блоку следует отнести сайты социальных объединений, учреждений и инициатив, ставящие перед собой просветительские цели, работающие в интерактивном режиме, что позволяет посетителям сайта получать индивидуальную консультацию от экспертов, участвовать в дискуссиях и т. п.

Вторую подгруппу представляют сайты различных религиозных организации и, а также организации и движении экстремистского характера.

К третьей, самой большой, подгруппе следует отнести сайты частных лиц, которые используют Интернет с целью распространения в свободной форме своих идей о религиозном экстремизме, угроза и вызовах данного явления для личности и общества .

В изученной научной литературе высказывается много различных точек зрения, подходов и мнений по проблеме религиозного экстремизма. Это обусловлено тем, что данное явление чрезвычайно сложно, многообразно, противоречиво и рассматривается в различных плоскостях научного знания. Следует отметить и то обстоятельство, что за исследовательскими рамками остается интегрирование в единое целое всех граней и уровней сущности и содержания религиозного экстремизма как угрозы для современного общества, при учете наработок в других отраслях научного знания.

М, 2003. Агрономов А. И. Джихад: «священная война» мухаммедан. — М., 2002. Гоголицын Ю. Спонсоры Джихада. — М., 2003.

1 Мусульманские богословы дали в Мекке определение терроризму, http:// txt.newsru. com/religy/15jan2002/mekkaconfer, html.

2 Морозов Е. Ф. Мировая война ислама, http://www.varvar.ru/arhiv/texts/ morozov. htmlСтепаняпц М. Этноконфессиональпые процессы в современной России: ислахМ. Международный евразийский институт экономических и политических исследований http://www.iicas.org/2003rus/01 23 ks. htmКаддафи М. Зеленая книга. Политический аспект Третьей Всемирной Теории, http://www.cityline.ru/politika/text/zelkniga.html.

В целом, анализ имеющейся литературы показывает, что существование проблемы религиозного экстремизма в современном обществе связано, прежде всего, с влиянием данного явления на политическую сферу социальных систем. В меньшей степени ставится вопрос о всестороннем влиянии данного явления на общество, социальные системы и сферы жизнедеятельности в целом с позиций угроз и вызовов, которые таит в себе религиозный экстремизм. В исследованиях порою просматривается определенная поверхностность, односторонность, политическая и религиозная ангажированность.

В связи с этим возникает необходимость проанализировать истоки, причины, социальную сущность религиозного экстремизма как социальной угрозы современности, показать взаимосвязи, взаимовлияния и взаимодействия религиозного экстремизма с различными сферами общества. В качестве самостоятельной исследовательской задачи практически религиозный экстремизм в указанном контексте не исследовался.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом исследования является религиозный экстремизм как социальное явление. Предмет исследования — религиозный экстремизм как угроза современному обществу.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций сущности и основного содержания современного религиозного экстремизма как социальной угрозы, в выявлении его основных типов и динамики развития данного феномена, а также в обосновании приоритетных направлений противодействия вызовам и угрозам со стороны носителей религиозного экстремизма в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных исследовательских задач:

— выявить сущность религиозного экстремизма как социальной угрозы современному обществу;

— раскрыть типологию религиозного экстремизма;

— исследовать характер социальной динамики религиозного экстремизма;

— определить основные направления противодействия религиозному экстремизму.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, феномены общественного и индивидуального сознания, в частности, проблемы религиозного мировоззрения, духовности, ценностей и религиозно-мировоззренческих оснований жизнедеятельности личности и социальных групп, места и роли их в жизни общества и человека. В работе широко представлены итоги осмысления научно-методических материалов различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, научных исследований, диссертаций и авторефератов диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, феноменологический подходы, принципы социального детерминизма, историзма и т. д. Использовались также более конкретные методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания, контент-анализ и др. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическая база исследования включает результаты анализа руководящих документов, регламентирующих деятельность государственных органов и общественных организаций по изучению данного феномена и противодействию религиозному экстремизму в общественаучно-методические обобщения различных социальных институтов по проблемесоциологические данные, полученные и использованные другими авторами по теме диссертацииконтент-анализ материалов периодической печати по проблеме, а также обобщение практики профессиональной деятельности различных органов общества и государства с целью обеспечения безопасности государства, общества и личности в области противодействия вызовам и угроза религиозного экстремизма и со стороны его социальных носителей.

Научная новизна диссертационного исследования выражается:

— в уточнении сущности религиозного экстремизма как угрозы современному обществу, раскрыты его элементы, причины и условия формирования;

— в выявлении содержания и типология религиозного экстремизма с позиций особенностей и масштабов, вызовов и угроз для безопасности личности, социальных общностей, государства;

— в раскрытии характера социальной динамики противоречий как факторов формирующих причинную обусловленность вызовов и угроз современного религиозного экстремизма;

— в выявлении и обосновании приоритетных направлений противодействия вызовам и угрозам современного религиозного экстремизма на уровне личности, общества, государства и мирового сообщества в определяющих сферах жизнедеятельности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущности, содержании и типологии современного религиозного экстремизма как социальной угрозы, в выявлении источников и причин его возникновения, обосновании приоритетных направлений по противодействию распространения данного феномена, его социальной опасности. Полученные в исследовании результаты социально-философского анализа могут рассматриваться в качестве основы дальнейшего изучения места и роли, состояния и специфики религиозного экстремизма во всех его разновидностях в современных условиях и на этой основе выработки концепции противодействия его антисоциальному характеру и проявлению в жизни личности, социальных групп, религиозных сообществ, образований и систем, обществ и государств.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности и необходимости совершенствования системы противодействия распространению угроз и вызовов религиозного экстремизм особенности в странах СНГ и в России, принятии на различных управленческих уровнях научно обоснованных решений по повышению эффективности деятельности различных государственных органов и общественных организаций в данной области. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, педагогических коллективов, проводящих исследования в области религиозной жизни социальных групп и личности.

Апробация результатов исследования осуществлена в процессе обсуждения основных положений исследования на кафедре философии и религиоведения Военного университета, а также в ходе проведения занятий с курсантами Военного университета и Военного института Министерства Обороны Республики Таджикистан.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

1. Религиозный фактор и проблемы национальной безопасности страны (на примере Республики Таджикистан) // Вестник Московского государственного областного университета. Философские науки. — № 4. — М.: Изд-во МГОУ, 2006. — 1,0 п.л. (рекомендован ВАК).

2. К вопросу о способах противодействия терроризму как одному из проявлений экстремизма // Социология образования. — № 6. — 2007. — 0,8 п.л. (рекомендован ВАК).

3. Религиозный экстремизм как социальная угроза современному обществу // Вестник Московского государственного областного университета. Философские науки. — № 4. -М.: Изд-во МГОУ, 2007. — 1,0 п.л. (рекомендован ВАК).

Общий объем публикаций по теме исследования составил 2,8 печатных листа.

Структура работы подчинена цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

Нынешний мир находится перед лицом многочисленных опасностей ;

традиционных и новых, в числе которых политический радикализм с его жест кой нетерпимостью, военные конфликты и терроризм, который впервые в исто рии приобрел планетарный формат с небывалым числом жертв, со все более ре альной перспективой применения оружия массового поражения. Одной из наи более страшных угроз стабильности национальных государств и всего мирово го сообщества является религиозный экстремизм. Религиозный экстремизм, с одной стороны, возрождает то худшее, чем.

характеризовалось прошлое, — дремучий шовинизм, сепаратизм и национализм.

с признаками идеологии нетерпимости ко всему чужому и непонятному, ут верждению насилия в межэтнических отношениях. С другой стороны, религи озный экстремизм вышел из сферы чисто религиозных отношений и стал, так.

или иначе, проникать в различные политические и духовные структуры обще ства и государства. Его усиление и распространение по горизонтам и вертикали.

провоцируется реальными политическими, экономическими и социальными.

проблемами, действительно трудными и, возможно, в чем-то разрушительны ми. Среди таких проблем выделяются попытки сформировать однополярный.

глобальный мир, что ведет к ослаблению национальных государств и формиру ет необходимость их защиты. В этих условиях часть субъектов религиозного.

экстремизма стремится создать новые формы объединения людей, прежде всего.

по религиозным признакам с целью противостояния глобализации, и прежде.

всего её капиталистическому варианту. В тоже время наблюдается противопос тавление религиозных групп друг другу вплоть до отказа противной стороне.

называться людьми. Главной же целью указанных субъектов, узурпировавших.

право управления нациями, является все же захват власти и политический дик тат своего видения будущего. Сохранение социокультурной идентичности, терпимости к национальным.

традициям и особенностям, взаимоуважения между народами и нациями, при 172 надлежащими к различным религиозным конфессиям невозможно без органи зации активного преодоления ползучих ростков религиозного экстремизма,.

В качестве вывода следует отметить, что религиозный экстремизм пред ставляет собой явление, представляющее опасность для нормального функцио нирования и развития общества. 1. Религиозный экстремизм как социальная угроза представляет собой.

антиобщественную, радикально направленную деятельность организован ных социальных субъектов по реализации негативного проекта изменения.

общества с позиций религиозно окрашенной модели будущего как идеально должного посредством социального насилия, в котором непримиримость к.

объявленным врагам становится главным определяющим принципом. В этой связи религиозный экстремизм как социальная угроза есть тип оп ределенной религиозной деятельности, которая мотивирована и идеологически.

окрашена. Она отличается крайним радикализмом, нацеленным на непримири мую борьбу либо со сложившимися традициями (характерно для новых рели гиозных организаций) либо на борьбу с религиозным модернизмом. Религиозный экстремизм может быть как внутриконфессиональным, так.

и внеконфессиональным. В оценке возможности религиозного экстремизма нашли свое обоснова ние несколько позиций:

— религиозный экстремизм как таковой принципиально невозможен в си лу морально-нравственного характера религии как социального явления;

— всякая религия при определенных условиях экстремального характера.

порождает религиозный экстремизм;

— религиозный экстремизм характерен только для определенной части ре лигиозных систем в силу своей бескомпромиссности. Религиозный экстремизм как социальная угроза определяется нескольки ми факторами. Среди них выделяются следующие. Религиозный экстремизм в настоящее время формируется как экспансия.

религиозных и псевдорелигиозных организаций и систем, формируя свои моде 173 ли социального устройства и поведения индивидов, а в ряде случаев и предла гает свои альтернативные модели глобализации. Следует выделить в качестве фактора симулятивно-манипулятивное ис кусственное явление религиозного экстремизма, создаваемое противниками той.

или иной религии с целью её дискредитации или с целью очернить ее предста вителей и приверженцев в борьбе за совершенно иные цели — экономические,.

политические (завоевание политической власти, захват сырьевых или иных ре сурсов, установления своего мирового господства и т. п.). Самым ярким приме ром здесь является противостояние США и исламского мира. В этом случае ре лигиозный экстремизм (а по сути псевдорелигиозный) мало предсказуем и его.

следует рассматривать как разновидность социальной диверсии. Он может воз никнуть в отношении любой религиозной системы с целью её дискредитации. Религиозный экстремизм в силу целостности самой религии действует во.

всех сферах жизнедеятельности общества и потому необходимо выделить про явления религиозного экстремизма в социальной, духовной, экономической,.

политической сферах жизнедеятельности общества. Однако па характер рели гиозного экстремизма оказывают влияние и процессы, происходящие во всех.

сферах жизнедеятельности общества. Особенностью религиозного экстремизма как социальной угрозы являет ся сложность его диагностики в условиях информационного противоборства,.

распространения симулятивных, манипулятивных и диверсионно дискредитирующих практик и технологий. С одной стороны, религиозный экстремизм в современных условиях.

формируется как форма защиты и реакция на глобализацию, вестернизацию и.

модернизацию. Но с другой стороны, он может быть проявлением указанных.

феноменов. Крайней формой проявления религиозного экстремизма является неспра ведливая религиозная война. Наибольшую опасность может представлять си туация искусственно созданного экстремизма в интересах третьей стороны. В определенной степени искусственно созданное противостояние ислама и хри стианства в ряде регионов мира является именно таковым явлением. Примером также может служить ситуация в Афганистане, когда руками.

США были созданы мусульманские экстремистско-террористические органи зации с целью противостояния Советскому Союзу. Сейчас некоторые их этих.

организаций представляют угрозу, как самим США, так и всему мировому со обществу. Критериями религиозного экстремизма как социальной угрозы могут вы ступать некоторые особенности, присущие его субъектам и исповедуемые ре лигиозным взглядам и реализуемые в религиозном опыте:

— вера в особую миссию, сформированную на основе религиозного опыта.

или на основе выгодного истолкования религиозных текстов;

— культ собственной исключительности и превосходства, амбиции рели гиозной группы по отношению к другим религиозным группам и секулярному.

обществу в целом;

— наличие жесткого религиозного кодекса поведения (соотношение себя с.

аристократией духа);

— собственная субкультура, наполненная духом экспансии;

— высокая групповая сплоченность и корпоративность;

— наличие религиозной доктрины преобразования мира, пусть даже путем.

его отрицания и категориальная сознательность;

— активность отличительного противостояния по отношению к «чужим»;

— самосертификация, выраженная в агрессивном отношении к обществу и.

другим религиозным группам. Следует выделять также в религиозном экстремизме и два типа социаль но-группового проявления — элитарного и претендующего также на некоторую.

исключительность, но по существу маргинального. 2. При исследовании природы религиозного экстремизма выявляется.

типология его проявлений. Современный религиозный экстремизм возмо^к, но классифицировать, но различным основаниям. среди таких оснований в политической сфере общества выделяются: по.

использованию определенной религиозной риторики (исламисткий, индуист ский, буддистский, христианский) — по воздействию на различные сферы.

жизнедеятельности общества (религиозно-террористический, религиозно революционный) экстремизм. Религиозно-террористический экстремизм, экснлуатируя тезис о «свя щенной войне» нротив других вероисноведаний, иснользует для этого различ ные радикальные нанравления (исламизма, христианства, иудаизма, индуизма,.

сикхизма, «новых религий»). В революционно-религиозном экстремизме можно выделить левое («тре тий путь» развития М. Аль-Каддафи) и нравое (исламская иранская революция).

нанравления. В духовной сфере можно отметить фундаменталистский, антицивилиза ционный и религиозно-культурный тины религиозного экстремизма. Фунда менталистский религиозный экстремизм нанравлен на духовное возрождение.

мусульманского мира. Антицивилизационный религиозный экстремизм нредно лагает разрушение национально-государственной власти, создание «великого хаоса». Религиозно-культурный экстремизм заключается в преследовании всех.

инакомыслящих, которые, но мнению экстремистов, оскорбляют своими кни гами, фильмами, картинами чистоту «истинной веры». По критерию сплоченности можно выделить объединительный и обо собливающий (сектантский) религиозный экстремизм. Так, объединительный.

религиозный экстремизм устремлен на создание единой идеологии панисла мизма. Обособливающий (сектантский) религиозный экстремизм напротив на правлен на создание замкнутых религиозных групп, преследующих собствен ные цели отличные от материнского религиозного учения. По направленности религиозного экстремизма возможно различение:

антигосударственного (стремящегося противопоставить себя государству);

антиобщественного (пытающегося подорвать общественные устои социума, заменить его собственной реальностью) — антиличностного (носящего деструк тивный характер, порабощающего волю и сознание личности, изменяющего ее.

мировоззренческие основы и разрушающего социокультурную идентичность) и.

античеловеческого (исповедующего культ сатанизма, отказ основ от общечело веческой этики, проповедующего «служение богу зла»). По характеру управления выделяются следующие типы религиозного.

экстремизма: мессианский (лидеры которых провозглашают себя пророками,.

мессиями) — учительский (лидеры которых утверждают себя в качестве «про светленных», гуру, совершенными учителями, аватарами) — ведический (руково дители объявляют себя носителями тайного оккультного знания) — «болсествен ный» (лидеры называют себя богами или их реинкарнациями). 3. Среди основных факторов появления, формирования и развития.

религиозного экстремизма в современных условиях находятся определенные.

общественные противоречия, они выступают источниками и причинами.

существования данного явления. Среди таких противоречий выделяются.

четыре группы: политические, экономические, социальные и духовные. Среди политических причин отмечается обострение национальных, ре гиональных, религиозных и иных конфликтов во всем мире, что влечет за собой.

формирование долговременных очагов социальной напряженностиуглубление.

влияния этноклановых групп и религиозных ортодоксальных течений, появле ние большого количества новых субъектов криминального, военного характера,.

стремящихся использовать экстремистские идеи и террористические действия в.

корыстных интересах для раздела собственности и захвата власти. Экономическими причинами выступают крайне противоречивые отноше ния между сверхбогатством и нищетой основного населения стран третьего ми ра, социальная разобщенность человечества (народов, народностей, классов,.

групп, слоев), что порождает жесткую религиозную поляризацию. Различные.

условия существования людей и их индивидуальные особенности неизбежно.

приводят к разделению всего человечества на отдельные группы по различным признакам (религиозным, социальным, национальным и т. п.), однако это не.

всегда ведет к порождению экстремизма. Резкое несоответствие уровня экономического развития между различ ными странами (Севером и Югом, Западом и Востоком) в условиях сосредото чения финансовых, материально-технических, ресурсных и иных возможностей.

в определенном эпицентре ведут к тяжелым социальным последствиям, форми руя миграционную волну. Созданные трудности игнорируются преуспевающи ми государствами, и тем самым основа напряженности в обществе способству ет расщирению социальной поддержки экстремизму. Социальные причины религиозного экстремизма могут носить национали стический характер. Естественным продолжением националистических и рели гиозных идей о богоизбранности конкретного народа является «ксенофобия» ;

резко негативное отношение к «чужим» — виновным, по мнению экстремистов,.

во всех бедах и несчастьях народа или религиозной группы. Среди духовных причин отмечаются метафизические и социокультурные. К метафизическим причинам относится искажение существующей рели гиозной догматики духовной корпорацией, служителями культов истинных по сланий пророков. Под видом возрождения истины они создают собственный.

проект религии, который не имеют ничего общего ни с целями, ни с тем проек том, который стал традиционным в мире человека. Человек переходит от пассивной надежды ожидания рая к активной на дежде действия, создавая взрывоопасную смесь из самоубийственного религи озного фанатизма, пренебрегающего человеческой жизнью, и современных.

технологий массового убийства непричастных людей. Процессы глобализации в современном мире приводят к глобальным из менениям в культуре, уничтожению традиций. Политика социокультурной.

идентичности, навязываемая извне дезинтегрирующе действует на общество и.

на весь мир. Продолжающееся воздействие Запада на мусульманский мир в виде нео колониализма, культурной агрессии, факторы глобальной политики, арабо 178 израильское иротивостояние и многое другое привело к активным реформатор ским тенденциям, которые опирались на абсолютизацию одной базовой ценно сти не национальной, а религиозно-духовной общности. Национальная культу ра, традиции, обычаи полностью учитываются и уживаются с исламскими за конами в Индии, в Пакистане, в Африке, в России, в Китае, в Средней Азии, в.

Закавказье, но религиозный экстремизм разрушает не только религиозные, но и.

народные традиции. Везде, где уже нарушены традиционные корни, создается.

благоприятная почва для этого, т.к. люди не защиш-ены ни государством, ни.

кровно-родственной системой, ни национальной культурой. 4. Противодействие религиозному экстремизму как социальной угрозе.

есть система комплексных, постоянных и своевременных активных дейст вий общества (социальных групп, общественных и религиозных организа ций) и государства (в духовно-практической сфере) по обнару^кению, преду преждению, профилактике и нейтрализации деятельности субъектов ре лигиозного экстремизма на различных уровнях и во всех сферах жизнедея тельности общества. Выделяются четыре уровня антиэкстремистского противостояния: ме ждународный, региональный, государственный и личностный. Комплексный.

характер контрэкстремистской активности предусматривает осуществление.

противодействия указанному явлению во всех общественных сферах (духовно идеологической, политико-правовой, социально-экономической, военно силовой и др.). Современный религиозный экстремизм имеет ме^кду/шродный характер. Так, между экстремистскими и террористическими организациями существует.

тесное сотрудничество, которое основано на определенном едином центре.

управления. Здесь особую роль выполняют: финансирование, внутренняя спе циализация, общие тренировочные базы и склады, оснащенность новейшими.

средствами коммуникации и системами оружия. Борьба с религиозным экстремизмом на международном уровне невоз можна без совместной межгосударственной договоренности, твердой полити 179 ческой воли лидеров государств в их стремлении иротивостоять этому явле нию, а также скоординированных совместных усилий заинтересованных сторон.

и всего мирового сообщества. Одним из вариантов преодоления границ раздоров и взаимонепонимания.

предлагается в международном переговорческом процессе использовать потен циал активных сил и средств мира с обязательным привлечением признанных.

религиозных деятелей различных конфессий. К таким антиэкстремистским мерам возможно отнести следующие:

— добиться общего подхода в международно-правовых документах и вы разить одну общую позицию в определении религиозного экстремизма, терро ризма и их разновидностей;

— расширять структуру межправительственных делегаций, включать в со став государственных, правительственных, культурных делегаций деятелей и.

представителей основных религиозных конфессий государств, участвующих в.

переговорном процессе;

— в рамках ООН найти возможным иметь и особые религиозные предста вительства (межконтинентальные и континентальные, региональные и госу дарственные религиозные объединения и конфессии и др.), наряду с государст венными представительствами;

— в Совет Безопасности ввести на постоянной основе представителей ос новных религиозных конфессий и организаций для оперативного разрешения.

проблем религиозного противостояния;

— регулярно проводить международные религиозные конгрессы, симпо зиумы, конференции, религиозные чтения с привлечением всех заинтересован ных религиозных деятелей и лиц по предотвращению религиозного экстремиз ма, а также существующих во взаимоотнощениях между верующими ксенофо бии, нетерпимости, вражды, неприязни и пр. по выявлению основных противо речий в реализации односторонних (американском, европейском, исламском и.

др.) проектах глобализации, по прояснению стратегического религиозного единства в деле по пресечению нелегального производства и распространения.

наркотиков;

— способствовать устранению элементов закрытости в деятельности рели гиозных организаций и объединений, в формах и средствах борьбы за чистоту.

веры, распространении канонов веры и других противоправных и тем более.

криминальных методов распространения веры;

— препятствовать разжиганию национальной и религиозной вражды, не терпимости к представителям других верований и пропаганде вооруженных.

столкновений, под видом борьбы за «истинную» веру;

— установить постоянные отношения с международными религиозными и.

общественными организациями по вопросам обеспечения мира между верую щими и т. д. Сегодня назрела потребность в создании комплексной системы борьбы с.

религиозным экстремизмом и на региональном уровне. Здесь имеется целый.

арсенал средств, которые можно использовать с учетом социокультурной сре ды, религиозной ситуации, ментальности населения, доминирующих религиоз ных объединений и конфессий и др. Совокупность определенных исторических, геополитических, экономиче ских, социально культурных факторов объясняют подверженность и уязви мость пяти государств центральноазиатского региона (Казахстана, Киргизии,.

Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана) перед угрозой религиозного экс тремизма. ЦАР — единственный регион мира, где смыкаются все четыре миро вые религии — христианство, ислам, конфуцианство, буддизм. В Центральной Азии имеют место все четыре вида «общепризнанных».

детерминант религиозного экстремизма как социального феномена: социаль ная и экономическая отсталость, политическая нестабильность, идеологиче ская нетерпимость, геополитическая глобализация. Система противодействия.

религиозному экстремизму на региональном пространстве может основываться,.

прежде всего, на современных достижениях в сфере истории, права, политоло 181 гни с тщательным учетом концепций безопасности другихгосударств и стро иться на следующих принципах:

— информированность о деятельности экстремистских и террористических.

организаций;

— адекватность реагирования на угрозы религиозного экстремизма (иметь.

силы и средства готовые к пресечению террористических актов, массовых бес порядков, инициируемых субъектами экстремизма);

— единство в характере антиэкстремистских мер, включающих экономиче ские, политические, социальные, правовые, идейно-пропагандистские, органи зационные, полицейские, военные, специальные и др.;

— постоянство в оценке, распознании и освещении религиозного экстре мизма как антиобщественного явления;

— профилактика религиозного экстремизма, выявление и устранение его.

причин и источников. Таким образом, региональный уровень противостояния религиозному.

экстремизму предполагает тесное сотрудничество в этой сфере между государ ствами-соседями, что в свою очередь невозможно без доверительных, партнер ских отнощений, политического компромисса и уступок друг другу во имя об щей цели. На государственном уровне противодействие религиозному экстремизму.

состоит в ответной реакции государства на существующую угрозу, что связано.

не только с пресечением сепаратистской и террористической агрессии, но и по иском возможных путей искоренения причин. Элементами государственной.

системы противодействия выступают: правоохранительные органы (полиция,.

прокуратура, суд). Вооруженные силы, специальные службы и контртеррори стические подразделения и др. Координация и взаимодействие всех элементов.

осуществляется в специально созданной государственной программе по проти водействию религиозному экстремизму и терроризму. Определим наиболее общие меры по противодействию религиозному.

экстремизму на государственном уровне. Во-первых, следует в правовом отношении определиться с самим поняти ем религиозного экстремизма и тем, какие направления противодействия ему.

возможно организовать. В соответствии с этим действием и оценивать его с.

помощью правовых, политических и моральных критериев. Во-вторых, обеспечить соответствующее представительство всех наций и.

народностей в государственных органах и представительствах, обеспечивать.

каждому гражданину единство его прав независимо от его культурно национальной ориентации и вероисповедания. В-третьих, обеспечить запрет, что ни при каких обстоятельствах не до пускать преследований тех или иных лиц по национальным, этническим или.

религиозным признакам. Не допускать территориальной дискриминации в от ношении части населения, проводить какие бы то ни было культурные, религи озные границы и препятствия в межнациональном общении. В-четвертых, проводить постоянную работу по исключению нелегаль ной и подрывной деятельности в религиозной организации, недопущению кри минальных действий, а лиц, пытающихся их осуществить, привлекать к ответ ственности, но не за религиозные убеждения, а за конкретное преступное дея ние, при этом не указывая на их вероисповедание и этническую принадлеж ность. Практическая значимость исследования заключается в формулировке и.

обосновании рекомендаций, совокупность которых представлена двумя груп пами: положениями и рекомендациями, касающимися дальнейшей теоретиче ской разработки поднятой проблемы, и рекомендациями непосредственно орга низационно-практического характера. Группу рекомендаций, касающихся дальпейшей теоретической раз работки исследуемой проблемы, составляют:

— разработка научно обоснованной системы взаимодействия различных.

субъектов антиэкстремистской деятельности;

— социально-философский, политологический, социологический анализ.

источников и причин современного религиозного экстремизма- • изучение возникновения, видоизменения, динамики и тенденции разви тия религиозного экстремизма;

— критический анализ концепций, обосновывающих применение экстре мистских насильственных методов в жизни общества;

— разработка новых подходов к проблеме профилактики, противодействия.

и ликвидации последствий экстремистской активности;

— критическое исследование методологических основ религиозного экс тремизма;

— определение подходов к классификации различных проявлений религи озного экстремизма;

— изучение механизмов взаимовлияния радикальных направлений терро ризма, национализма, сепаратизма и фундаментализма на изменения в экстре мистской деятельности,.

К организационно-практической группе рекомендаций относятся:

1. Политическим партиям, общественным организациям и движениям, а.

также органам государственного управления материал диссертации предлагает ся использовать:

— при оценке современной обстановки как внутри страны так и за рубе жом с учетом характера процессов религиозного экстремизма;

— в разработке политических программных положений;

— в организации взаимодействия между различными социальными силами.

как внутри государства, так и за её пределами с целью выработки единой пози ции по преодолению вызовов и угроз для общества, связанных с религиозным.

экстремизмом. 2. Военным обществоведам, ученым и педагогам ВВУЗов предлагается.

использовать материал диссертации в следующих целях:

— для проведения занятий по философии, истории, психологии, социоло гии, религиоведению, культурологии и другим предметам- • для разработки и включения в тематический план по философии тем:

«Философия современного религиозного экстремизма», «Социальная опасность современного религиозного экстремизма»;

— для подготовки и издания учебных пособий для слушателей и курсантов.

ВВУЗов: «Современный религиозный экстремизм, его агрессивный характер и возрастающая опасность», «Религиозный экстремизм: сущность и особенности проявления». 3, Офицерам, осуществляющим обучение, воспитание и руководство.

личным составом материал диссертации поможет при подготовке и проведении.

занятий в системе общественно-государственной подготовки, а также в системе.

командирской подготовки по следующим темам:

— для офицеров — «Феномен религиозного экстремизма: сущность, содер жание, направления развития и основные пути противодействия»;

— для прапорщиков — «Религиозный экстремизм как фактор угрозы безо пасности личности, общества и государства»;

— для солдат и сержантов — «Основные виды религиозного экстремизма и способы борьбы с ним». Предложенные выводы и практические рекомендации не являются бес спорными и окончательными, но их учет в деятельности войск, военно-учебных.

заведений, офицерских кадров и других категорий военнослужащих в понима нии имеющихся источников и причин возникновения и развития феномена ре лигиозного экстремизма, выявление сути этого явления, его содержания, ос новных тенденций развития, поможет определить степень опасности его для.

социума и определить основные пути противодействия этой угрозе с участием.

различных субъектов общественной жизни (в том числе и Вооруженных сил.

РФ, а также армий других государств СНГ), образованных в единую антиэкс тремистскую и антитеррористическую систему.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Нестабильная планета. Независимое военное обозрение. 03.11.2
  2. А., Зодерквист Я. NetoKpaTHH. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004
  3. А., Зодерквист Я. Ке1ократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.-С.
  4. Л.А. Оглядываясь на будущее: прогноз на XXI век. М., 2006. Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирнополитическая экономия. М.: Прогресс-Традиция- Издательский дом «Территория будущего», 2007. 464 с. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: ПрогрессТрадиция, 2
  5. . Прозрачность зла. М.: Добросвет, КДУ, 2006. 186
  6. Н. Пеофашизм: экономическая система, глобализация. Киев, 2003.
  7. В.Л. Психология терроризма Современный терроризм: состояние и перспективы Под ред. Е. П. Степанова. М., 2000.
  8. М. Избранные произведения. М., 1
  9. Геополитика террора: геополитические последствия террористических актов в США Псентября 2001 года (сборник статей). М., Арктогея Центр, 2002.
  10. Э. Что завтра: фундаментализм или солидарность Отечественные записки. 2003. № 3. http://www.russ.ru Глоссарий на сайте молодежного движения «Россия молодая». http://rumol.ru/glossary/ee/extremizm.html Гоголицын Ю. Спонсоры Джихада. М 2
  11. Ю.П., Мнацаканян Р. А. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего. М.: Вече, 2005. 335-
  12. Д. Современный мир и религиозная свобода Материалы научнопрактической конференции Свобода религии, нравственность и ответственность в российском обществе. Москва, 21 декабря 2005 г. Заокский: «Источник жизни», 2006. 34-
  13. . Экстремизм как угроза суверенной демократии Российская газета.-№ 283.-15.12.2006. 187
  14. Г. Освобождение ислама. М.: Умма, 2
  15. И.ГТ. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2001. 83-
  16. Р. Именем Усамы бен-Ладена. М.: ОЛМА-Пресс, 2002. 168
  17. Н.В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге XXI века. М., 1989.
  18. Журнал Религиозная терпимость, http://www.religioustolerance.org Зорин В., Паин Э. По ту сторону свободы. Законы о борьбе с шовинизмом работают тогда, когда общество требует их применения Пезависимая газета. 12.02.2
  19. В.Ю. Проблемы противодействия вызовам религиозного экстремизма в Российской Федерации Право и безопасность. 2004. 1.
  20. А. Круглый стол «Религиозный фундаментализм и экстремизм: политическое измерение». 13.05.2003. http://religare.ru/print4037.htm Ильин И. А. О сопротивлении злу силою Путь к очевидности. М., 1993.
  21. Ислам классический: энциклопедия Ред.-сост. К.Королев. М.: Изд-во Эксмо- СПб.: Мидгард, 2005. 416 с. История ересей: Сб. Сост. А. Лактионов. М: 0 0 0 «Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС», 2004. 572 с. Ихлов Е. В. Мировая фундаменталистская революция и как с ней бороться Иезависимая Газета, http://www.islaminfo.ru/cgi-bin/analitic/ 188
  22. А. Энциклопедия Мира. М.: Книга и бизнес, 2005. 676 с. Кара-Мурза СТ. Демонтаж народа. М.: Алгоритм, 2007. 704 с. Кепель Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма. М.: Ладомир, 2004. 468 с. Климович Л. И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986. 270 с. Кожушко Е. П. Современный терроризм: Анализ основных направлений Мн.: Харвест, 2000. 263-
  23. А.А. Экстремизм социальный Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2 Национальный общественно-научный фонд Руководитель научного проекта Г. Ю. Семигин- Главный редактор В. П. Иванов. М.: Мысль, 2003.-799 с. Коран Перевод смыслов и комментарии иман В. Прохоровой. М., 1998.
  24. И.П. Дипломатические аспекты противодействия транснациональному терроризму. http://www.ipma.ru/publikazii/terrorizm/315.html Красиков В. П. Экстрим. Междисциплинарное философское исследование причин, форм и паттернов экстремистского сознания. М.: Издательство «Водолей», 2006. 496 с. Кысин М. Ю. Джихад: от Кашмира до Пью-Йорка. М.: Вече, 2005. 480 с. Лебедев А. Террористов просят побеспокоиться. http://imau.ictta.ru/art_ mp29. html 189
  25. Лидер исламской революции: Следующее столетие станет веком ислама. //Третий взгляд.-№ 58.-25.07.1998. 4-
  26. А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
  27. Р. Ислам. М.: ФАР1Р-ПРЕСС, 1999. 304 с. Малащенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Гэндальф, 2001.-180с. Малик А. Джихад единственная надежда человечества Аллах не любит Америку Под ред. А.Парфея. М, 2003. 301-
  28. И.А. Многоликий Янус открытого общества: опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. М.: КомКнига, 2
  29. А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т., Т.
  30. Г. История крестовых походов. М Алетейа, 2001. 13. 190
  31. Мусульманские богословы дали в Мекке определение терроризму, http:// txt.newsru. com/religy/15jan2002/mekka_confer.html Мюллер A. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов. М.: Астрель: ACT, 2006. 911 с. Назаретян А. Лучшее средство от терроризма атеистическое воспитание Столичная вечерняя газета, www.stog.ru Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955,
  32. . Война с терроризмом: Как демократии могут нанести поражение сети международного терроризма. М: Альпина паблишер, 2002. 180-
  33. Ю. Империя зла. М.: ЭКСМО, 2002. 480 с. Ницше Ф. Антихристианин. Опыт критики христианства Сумерки богов Сост. и обш-. ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1990. 398 с. Носков Ю. Г. Технология и идеология политического терроризма Военно-христианский вестник. 2002. 2−3. 6−7. О важности борьбы с экстремизмом. Лидеры российских мусульман размышляют о ваххабизме и причинах конфликта в исламской общине нашей страны НГ Религии -29.11.2
  34. Д. Ценностная система ислама: начало пути Отечественные записки.-Яо1.-(16) 2
  35. Г. В., Тош-енко Ж.Т. Современный мир и религия Вопросы философии. 2007. 7. 3-
  36. Н.Л. История альбигойцев и их времени. Казань, 1872. 191
  37. В. Ф., Бахтин Ю. Б. Жизнь 1991.-495 с. Нерфильев Ю. Террор. Бейрут жаркий октябрь. М.: XXI век Согласие, 2000. 82-
  38. В.Б. Заметки о терроризме. М.: УРСС, 2001. 20-
  39. И.В. Ислам во Франции. М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. 196 с. Поповских П. Российский ответ на «мятежевойну» НВО. 2002. №
  40. Правовая база борьбы с терроризмом, подрывной деятельностью и насилием в Индии Состав. А. В. Прокофьев. М., 1996.
  41. Г. Д. Гитлер, Inc. Как Британия и США создавали Третий рейх Пер. с англ. А. Н. Анваера М.: Поколение, 2007. 448 с. Режин П. Крестоносцы. М.: Вече- СПб.: Евразия, 2006. 320 с. Решетников М. Исламское противостояние и проблема терроризма. http://anthropology.ru/ru/texts/reshet/islamic.html Ротарь И. Ислам и война. М., 1
  42. А. Как заставить евреев соблюдать субботу. Светских и религиозных израильтян может рассудить 19.11.2003. только Бог Независимая газета. 192
  43. П.И. Современный политический терроризм: специфика проявления и преодоления //Современный терроризм: теория и практика /Под ред. В. И. Марченкова. М ВУ, 2002. 80-
  44. М. Английские корни немецкого фашизма. От британской к австро-баварской «расе господ». СПб.: Академический проект, 2003. 400 с. Сафин Р. Исламский экстремизм России не грозит Аргументы и факты, вып. 19 (1228).-12.05.2
  45. Э. Радикальный ислам. Причины и последствия террористического насилия Internationale Politik. JV28. 1997. 5-
  46. М. Папа и император Известия, http://www.izvestia.ru/ sokolov/article 3 096 690 Специальный выпуск посольства Королевства Саудовская Аравия в Москве, посвященный Национальному дню. М., 2001.
  47. А. Столкновение цивилизаций: Крестовые походы, джихад и современность. М.: Астрель: ACT, 2006. 528 с. Тевтонский орден. Крах крестового похода на Русь. М.: Изд-во Алгоритм, Изд-во Эксмо, 2005. 193
  48. М. Тайные общества смерти. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. 90-
  49. А. Сущность и происхождение магии. Ранние формы религии. М 1990. 404-
  50. . Т. Теократия: фантом или реальность? М.: Academia, 2007. -664 с. Требин М. П. Терроризм в XXI веке. Мн.: Харвест, 2003. 793-
  51. В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002. 103-
  52. В.В. Террор антитеррор в 2001—2020: боевая ничья В смуту XXI века. Самара, 2002. 321-
  53. . Острота вопросов и ясность ответов. Кардинал Йозеф Ратцингер о тяготах и надеждах: современное состояние Католической Церкви глазами одного из крупнейших ее богословов Независимая газета. 14.06.2
  54. Философия контртеррора или путь смерти: Беседа с Иосифом Линдером. http://imau.ictta.ru/art_mp29.html Халипов В. Ф. Энциклопедия власти. М.: Академический Проект- Культура, 2005.
  55. Хантингтон Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс-Традиция, 2004,
  56. Хантингтон Столкновение цивилизаций. М: 0 0 0 Издательство ACT, 2003.-603 с. Хассен Освобождение от психологического насилия. Деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗПАК, 2003.-400 с. Хаттон У. Мир, в котором мы живем. М.: Ладомир, 2004. 194
  57. А. Система форм постижения бытия. М., 1
  58. М. Орден ассасинов. Борьба ранних низаритов исмаилитов с исламским миром. СПб.: Евразия, 2004. 384 с. Хоффман Б. Терроризм взгляд изнутри. М.: Ультра. Культура, 2003. 264 с. Хюбнер Б. Смысл в бес-СМЫСЛЕПНОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов. Мн.: Экономпресс, 2006. 11-
  59. В. Терроризм. 50/50: Опытный словарь нового мышления. М., 1989.С.
  60. Е. Мечеть парижской богоматери: 2048. М.: Эксмо: Яуза: Лепта-Пресс, 2
  61. Е. Мечеть парижской богоматери: 2048. М.: Эксмо: Яуза: Лепта-Пресс, 2
  62. Шейх Карадави: Наша вера мир Завтра. 45. 2
Заполнить форму текущей работой