Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Личность российского офицера: традиции и современность: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе проведенного диссертационного исследования правомерно сформулировать ряд рекомендаций, воплощение которых в практике организаторской и воспитательной работы в армии и на флоте будет способствовать повышению компетентности и эффективности деятельности субъектов управления по формированию личности офицера и духовных ценностей военнослужащих. Так исследованные в работе вопросы могут… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Методологические проблемы исследования личности офицера в философии
    • 1. 1. Специфика проблемы человека в социальной философии
    • 1. 2. Философская наука о сущности личности офицера 25 (содержание, структура и функции)
    • 1. 3. Деятельностный подход: формирование личности российского офицера в контексте профессиональной 52 культуры
    • 1. 4. Ценностный подход в социально-философском анализе и базовые ценности в становлении личности российского 71 офицера

Личность российского офицера: традиции и современность: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В условиях трансформационного общества, когда формируются национально-государственные интересы России, ее военная политика, реформируются Вооруженные Силы, особенно актуальными становятся философские проблемы военной теории. Для создания современной армии, отвечающей интересам демократического общества, необходимо выработать новые мировоззренческие основы, определить основные направления, сформулировать ценностные идеалы, отличные от прежних — тоталитарных, но опирающиеся на культурно-исторические традиции государства Российского. Эту задачу можно решать в рамках различных наук. Но установить истинность, глубину познания войны и мира, армии и формирования личности военнослужащего (офицера), а главное, создать новые концепции, отвечающие социально-экономическому и стратегическому положению России возможно лишь в рамках социальной философии как методологии социально-политических и социально-гуманитарных наук.

Глубокий, во многом болезненный перелом в жизни страны вызвал идейно-нравственную переоценку ценностей. Общество оказалось в ситуации, когда былые научные наработки, нравственные ориентиры и регулятивные нормы не работают, а новых, объективно точно характеризующих современных реалий нет. Это пагубно сказывается на всех сферах жизни общества, видах человеческой деятельности. Отсутствие общепризнанной системы ценностных ориентаций разрушительно действует на государственность, все ее атрибуты и институты, включая армию.

Позволю себе привести здесь обширную цитату из статьи М. С. Галкина, «К познанию армии», опубликованную им в «Военном сборнике» еще в 1914 году. Нам представляется, что идеи автора, высказанные в то время, остаются весьма актуальными до сох пор. М. С. Галкин писал следующее: «Русская мать должна привить своему ребенку любовь к Родинеона должна показать своему сыну ясно и наглядно, что русский солдат не враг Родине, что трудами его создана современная географическая карта России, что много пота и крови ушло на собирание земли русской, что русский героизм имеет за собой такие блестящие страницы, перед которыми умиляются и преклоняются со слезами уважения и любви. Раз в семье будут брошены такие семена, могучее дерево вырастить не трудно. К глубочайшему нашему несчастью, наши русские семьи в этом отношении далеки от идеалапод влиянием политического сумбура последних дней семья пошатнулась, появились признаки всеобщего отрицания и критицизма, и армия, та армия, которая стойка и могущественна, которая не дала расшатать громаду-Россию, та армия главным образом и подвергалась порицанию. И так дальше продолжаться не может, если мы хотим действительной, а не призрачной мощи нашей Родины.

Обратили ли вы внимание на детскую литературу последних дней, на бесчисленное количество книг, брошюр, детских журналов, которые в последние годы книжный рынок выбросил для продажи? Появился целый ряд деятелей, поставивших себе задачей: фальсификацию детской души и систематическое направление детского мозга к отрицанию, дискредитированию всего дорогого, святого. Над чем прежде молились, теперь отвергают.

Держали ли вы когда-нибудь в руках учебники русской истории, по которым ребенок изучает свою Родину? Как далеки они от национальной чистоты. Уступая необходимости, под давлением чуть ли не крайних репрессий, отводят они несколько страниц памяти героев-воинов, далекие от мысли, чтобы образы их глубоко запали в душу ребенка и пробудили в нем зачатки инстинктивной любви, от которой так недалеко до сознательной. В таких ужасных для страны, ненормальных условиях растет дитя, пока не наступит время пересадить его на школьную скамью.

Здесь картина еще безотраднее: ни одного зерна, ни одного слова о том, что такое армия, каковы ее задачи, что она сделала на благо Родины, кого числить в рядах своих из тех, которые достойны вечной памяти и благодарности потомков, и т. д. И растет школьник, из года в год переходя в следующий класс, в абсолютном невежестве о том, что составляет один из краеугольных камней того фундамента, на котором выросла и окрепла Великая Россия. Откуда же взяться любви, уважению к армии, когда познание ее отсутствует? И в то же время, когда вся Европа вот уже многие годы сознала, что надо всеми силами и средствами идти навстречу армии.

Школьника постепенно вводят в цикл всевозможных наук естественных, технических, прикладных, математических и пр. Сказал ли ему кто-нибудь, что все эти науки есть в армии, что нет такого отдела, который не нашел бы применения в такой громаде, какой является миллионная армия? Был ли наш школьник средних учебных заведений когда-нибудь на военном заводе, посетил ли он музеи, где наглядно собрана вся удивительная работа вооруженной силы за многие столетия? Видели ли вы школьников на маневрах когда-нибудь? Нет, нет и нет. Откуда же после того взяться «познанию армии», когда вся система воспитания и образования этому не помогает, а препятствует. А ведь это все будущие граждане, которые в силу всеобщей воинской повинности станут со временем в ружье.

Посмотрим, что делается в высших учебных заведениях. Вы когда-нибудь слышали, чтобы люди, стоящие во главе того или иного высшего заведения, были озабочены, чтобы студенты хотя бы в кратких чертах были ознакомлены с сущностью военного дела? Нет, они изучают свою специальность, не подозревая, что тут же рядом с ними живет и работает огромный организм. Что же после того удивляться, что ходячее мнение об армии в обществе: «они там занимаются шагистикой и ружистикой» — и больше ничего. Грустное и безотрадное явление.

Я ни одним словом не обмолвился о подготовке молодежи к военной службе, потому что считаю, что пока в сознании каждого стоящего наверху и внизу безразлично, на какой ступени общественного служения не будет ясного, точного, любовного отношения к своему русскому штыку, до тех пор вопрос о предварительной подготовке молодежи к военной службе будет висеть на воздухе, так как ему не на чем базироваться. Пусть вспомнят несочувствующие этой заметке, что государство, как вообще всякое духовное единство, предполагает гармонию и равновесие всех сторон душевной деятельности — воли, чувства и познания. Роль государственного разума выполняют законодатели или правители. Чувственным вожделениям в человеке соответствует в обществе класс людей, занятых производством всякого рода благ и обязанных руководствоваться идеалом сдержанности и умеренности. Наконец, волевую энергию государства представляет особый класс государственных стражей, защитников и охранителей, то есть другими словами — армия. Там, где равновесие между мозгом, волею и чувством нарушено, там государство идет не вперед, а назад. Волевая энергия государства, т. е. армия, для многих общественных слоев еще темнанет ее должного «познания», над которым можно, должно и нужно неустанно.

168 трудиться".

Написанное в начале XX века вполне соответствует нынешней действительности. Как жаль, что мы вновь повторяем ошибки прошлого. И все-таки, несмотря на надломленность духовного наследия, армия жива. Никто не может предписать другому человеку любить армию. Пробуждение этого чувства должно быть пережито каждым самостоятельно. Одним из способов пробуждения этого чувства — возрождение и укрепление тех жизненно-важных традиций, которые из глубокой древности несут бесценный материал духовного наследия старших поколений.

168 См.: Галкин М. С. К познанию армии. //Военный сборник. СПб., 1914. № 1.

Сегодня социально-психологический портрет современного офицера весьма неоднороден. Среди черт, выделяемых исследователями особо: утрата идеалов и престижа офицерской службы у значительной части офицерского состава, размышления над дилеммой «служить или не служить?" — высокий уровень политизированности, стремление решать армейские вопросы в рамках демократических правнеудовлетворенность правовым и социально-экономическим положениемпассивность в самосовершенствовании, снижение общей, военной и педагогической культурынегативное отношение к перемене места службы (при наличии квартиры), даже с повышением по службеснижение качества учебно-воспитательной работы с подчиненнымиутрата веры в социальную справедливость и другие. Отсюда возникает необходимость не только глубокого анализа личности военнослужащего (офицера), особенностей ее формирования в контексте меняющейся социальной среды (профессиональной культуры), но и выработка конкретных рекомендаций для изменения ситуации.

Российский офицерский корпус — это особая социально-профессиональная группа российского общества, деятельность которой отражает потребности общества по решению проблем своей вооруженной защиты. Социально-профессиональная группа офицеров характеризуется известной неоднородностью, оказывающей определенное влияние на профессиональную культуру. В то же время, несмотря на специфику профессиональной культуры тех или иных военно-профессиональных слоев, подгрупп, в целом офицеры Вооружённых Сил и других силовых ведомств страны — представляет из себя единую социально-профессиональную, военно-профессиональную группу, функционирующую в особых условияхподготовки к вооружённому противодействию и самих военных действий (то есть — в экстремальной обстановке). Труд этой группы жизненно необходим для общества. Он является аспектом профессиональной деятельности, закономерно развивающейся в рамках общественного разделения труда и культуры в целом".169.

В интересах разрешения противоречий формирования профессиональной культуры российского офицера, отвечающей требованиям современной информационной цивилизации, необходима деятельность общества, государства, органов военного управления, проводимая в определенных направлениях. А именно:

— совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей основы воинской деятельности и военной службы, и создание механизмов, обеспечивающих реализацию подобных документов;

— повышение качества обучения и уровня профессиональной культуры военных кадров в военно-учебных заведениях, системе командирской и общественно-государственной подготовки;

— обновление учебно-материальной базы боевой подготовки, техники и вооружения на основе современных достижений науки;

— формирование у офицеров менталитета, мировоззрения, устойчивой системы ценностных ориентации, связанных с военно-профессиональной деятельностью, направленных на повышение и поддержание профессиональной культуры, посредством современной системы воспитательного воздействия;

— совершенствование системы материального и морального стимулирования военно-профессиональной деятельности офицерского состава;

— создание обстановки состязательности и соревновательного духа в процессе военно-профессиональной деятельности;

— осуществление научно обоснованной военно-кадровой политики;

— формирование личности офицера, независимой в своих суждениях, неопровержимой в приказаниях, составляющей со своей армией одно целое, преданной своим подчиненным и осознающей свою ответственность.

169 Черницкий O.A. Там же. — С.9−10.

Подобные личностные характеристики выступают основой корпоративного духа военных профессионалов как составляющей профессиональной культуры,.

— повышение качества профессионального отбора, учет возможностей, мотивации человека, претендующего на овладение профессией офицера.

170 специалиста.

На основе проведенного диссертационного исследования правомерно сформулировать ряд рекомендаций, воплощение которых в практике организаторской и воспитательной работы в армии и на флоте будет способствовать повышению компетентности и эффективности деятельности субъектов управления по формированию личности офицера и духовных ценностей военнослужащих. Так исследованные в работе вопросы могут послужить исходным пунктом в создании более широкой целостной концепции формирования личности офицеров и духовных ценностей военнослужащих Российской Армии в условиях их становления и развития. Материалы диссертации и сформулированные выводы могут так же явиться основой для дальнейшего анализа системы условий, способствующих формированию позитивных и ограничению негативных ценностных ориентации военнослужащих Российской Армии. Имеет смысл продолжить разработку вопросов соотношения оптимизации формирования личности и духовных ценностей военнослужащих, управления воинскими коллективами, духовным развитием личности воина. Сформулированные выводы могут служить методологической основой создания научно обоснованной системы управления формированием духовных ценностей и духовной культуры военнослужащих, влиянием на их поведение и общение в мирное время, в боевой обстановке и экстремальных условиях.

170 См. об этом же. Черницкий О. А. Там же. — С. 17.

1. Абульханова — Славская К. А. Стратегия жизни. — М., 1991. 299 с.

2. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Минск, 1998. — 1392 с.

3. Азаров В. Духовность современной армии // Красная звезда, 2000. 20 июля.

4. Амосов Н. М. Мое мировоззрение // Вопросы философии, 1992. № 6. С. 73−77.

5. Андрошина Н. Е. Духовный мир личности как социально-философская проблема: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1992. — 21 с.

6. Анисимов В. И. Социальная справедливость как фактор повышения эффективности деятельности военных кадров: Автореферат. канд. филос. наук. М., 1991. — 20 с.

7. Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия: культурологические размышления. М., 1997. — 84 с.

8. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. СПб., 1992 — 103с.

9. Асмолов А. Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. 1979. № 4. — С. 35−41.

10. Ю. Багдасарьян Н. Г. Профессиональная инженерная культура: (структура, динамика, механизмы освоения): Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1998.-32 с.

11. Барабанщиков A.B., Давыдов В. П., Феденко Н. Ф. Основы военной психологии и педагогики. М., 1988. — 269 с.

12. Баррон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 42−51.

13. П. Барулин B.C. Социальная философия. М., 1993. 4.2. 234 с.

14. Велик A.A. Культурологияантропологические теории культур. М., 1998.-235 с.

15. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 12. М., 1956. 596 с.

16. Белинский В. Г. Соч. М., 1954. — Т. 4. — 674 с.

17. П. Бердяев H.A. О назначении человека. -М., 1993. 382 с.

18. Бердяев H.A. Русская идея. М., 1997. 540 с.

19. Бережной Н. М. Проблема комплексного изучения человека // Философские науки. 1994. № 2. -С. 17−30.

20. Бережной Н. М. Сущность человека диалектический синтез естественного и духовного бытия человека // Бог, человек, вселенная. М., 1995. — С. 188−189.

21. Бережной Н. М. Социальная философия. М., 1996. 412 с.

22. Библер B.C. Культура. Диалог культур. // Вопросы философии. 1989. № 6. — С. 31−42.

23. Бобровский П. О. Взгляд на образование в юнкерских училищах. СПб., 1870, — 62 с.

24. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение личности (личностный аспект), Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1995. 34 с.

25. Бурда С., Бычков П. Как живешь, лейтенант? // Красная звезда, 2001. 22 августа.

26. Бухарова A.C. Социально-философский анализ профессионализации армии. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1998. — 22 с.

27. Валеев Б. Л. Честь имею // Красная звезда, 1990. 24 марта.

28. Валеев Б. Л. Офицерская честь // Военная мысль, 1991. № 11−12.

29. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 808 с.

30. Веневитинов Д. В. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. -М., 1974. Т. 1.-687 с.

31. Виндельбандт В. Избранное. Дух и история. М., 1995. 687 с.

32. Военная психология. М., 1972. 400 с.

33. Военно-статистический сборник. СПб., 1871. Т. 4. Ч. 2 — 248 с.

34. Военный сборник, 1859. СПб, T. VII. -221 с.

35. Волков Г. Н. Три лика культуры. М, 1986. — 333 с.

36. Волков C.B. Русский офицерский корпус. М, 1993. — 368 с.

37. Волкогонов Д. А. Интеллект офицера. // Военная мысль, 1979. № 4. С. 1724.

38. Волкогонов Д. А. Методология идейного воспитания. -М, 1980. 352 с.

39. Волкогонов Д. А. Советский солдат. М, 1987. — 366 с.

40. Волкогонов Д. А. Феномен героизма М., 1985. — 263 с.

41. Волкогонов Д. А. Этика советского офицера. М, 1973. — 230 с.

42. Волотовский A.A. Роль прогрессивных традиций офицеров Российской армии в воспитании современных офицерских кадров: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М, 1993. -21 с.

43. Вольтер. Философские сочинения. М, 1996. 560 с.

44. Воронцов A.B. Русская воинская доблесть. Л., 1959. — 169 с.

45. Галкин М. С. К познанию армии //Военный сборник, 1914. СПб, № 1. С. 12−19.

46. Галкин М. С. Новый путь современного офицера. М, 1906. — 204 с.

47. Гегель. Работы разных лет в 2-х томах. Том 2. М, 1971. — 630 с.

48. Гегель. Философия права. М, 1990. — 526 с.

49. Гегель. Энциклопедия философских наук. М, 1975. — 368 с.

50. Гема В. И. Формирование и развитие боевых традиций Русской армии в XVIII начале XX века. — СПб, 1993. — 43 с.

51. Гераков Г. В. Советы молодым офицерам. Пг, 1909. 79 с.

52. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М, 1977. -298 с.

53. Герцен А. И. Избранные философские произведения. Т. 2. М, 1948. 340с.

54. Гидиринский В. И. Политическая активность личности воина. М., 1982. -168 с.

55. Гидиринский В. И. Русская идея и армия. М., 1997. — 321 с.

56. Глоточкин А. Д. Социально-психологические проблемы формирования первичного коллектива. М., 1972. — 172 с.

57. Гоббс Т. Философское наследие. М., 1989. 263 с.

58. Говоров В. Патриотизм ценность непреходящая // Красная звезда, 2001. 2 марта.

59. Головин Н. Н. Высшая военная школа. СПб., 1909. 92 с.

60. Голль де Ш. Профессиональная армия. М., 1935. — 95 с.

61. Горбунов B.C. Методологические проблемы теории и практики системного формирования личности воина. Дис. д-ра фил. наук. М., 1991.-420 с.

62. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001;2005 годы». (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122).

63. Гунибский М. Ш. Нравственные ценности и военная политика // Новое мышление и военная политика. -М., 1989. С. 37−43.

64. Гуревич П. С. Проблема целостности человека // Личность. Культура. Общество. 2001. Т.З. вып. 1 С. 31−43.

65. Гуревич. П. С. Философия жизни: XX век // Философские науки. 1998. № 2 -С. 38−56.

66. Гуревич П. С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. 1984. № 5. С. 48−62.

67. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994. — 314 с.

68. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1979. Т. 2. -779 с.

69. Демин М. В. Проблема теории личности. М., 1977. 240 с.

70. Денисенко П. А. Современная религиозно-идеологическая ситуация в Российском обществе // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал Российской армии. М., 1998. — С. 89−95.

71. Дырин И. А., Звинчуков Н. И. и др. От русской идеи к государственно-патриотической идеологии: генезис и эволюция // Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота. — М., 1999. — 163 с.

72. Дорогова Л. Н. Художественная культура и формирование личности воина: дис. докт. филос. наук.-М., 1990. -427 с.

73. Драгомиров М. И. Армейские записки // Военный сборник, 1875. СПб., № 10.-С. 24−32.

74. Драгомиров М. И. Избранные труды. М., 1986. — 687 с.

75. Дьюи Дж. Реконструкция философии. М., 2001. 161 с.

76. Журавлев С. И. Честь России дороже жизни // Коммунист Вооруженных сил, 1989. № 9.-С. 90−94.

77. Зубков И. Ф. Курс диалектического материализма. М., 1990. — 258 с.

78. Иванов В. П. Формирование личности офицера. М., 1986. — 160 с.

79. Иванов В. П. Человеческая деятельность: познание и искусство. Киев, 1977.-251 с.

80. Иванов И. Я. Ответственность офицера. -М., 1983. 118 с.

81. Игнатьев A.A. Пятьдесят лет в строю. М., 1988. — 752 с.

82. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М., 1974. 320 с.

83. Ильенков Э. В. Личность и творчество. М., 1999. — 261 с.

84. Ильин И. А. Государственный смысл белой армии // История русской армии: Российский военный сборник. 1994. — Вып. 6. — С. 72−76.

85. Ильин И. А. О сущности правосознания. М., 1993. — 428 с.

86. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993. — 431 с.

87. Ильичев Г. Любовь к Родине это интимное // Известия, 2001. 4 декабря.

88. Исторический очерк деятельности военного управления в России. СПб., 1881. Т. 4. 535 с.

89. Историческое обозрение Военно-сухопутного управления. СПб., 1850. -79 с.

90. История византийской культуры: в 2 ч. (под ред. З.В. Удальцовой) М., 1984;1985. 576 с.

91. Каверин Б. И. Методологические проблемы исследования общественного сознания и мировоззрения личности советского воина. М., 1988. — 208 с.

92. Каган М. С. Философия культуры. СПб., 1996. — 415 с.

93. Капустин В. Б. Профессиональная компетентность офицерского состава (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1997.-20 с.

94. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости // Вестник Европы, 1802. № 4. — С. 59−69.

95. Квасов Г. Г. Диалектика развития личности в социалистическом обществе. -М., 1985.-231 с.

96. Керсновский A.A. История русской армии: в 4-х т. Т. 1. 1999. -303 с.

97. Кертман А. Е. История культуры стран Европы и Америки. М., 1987. -304 с.

98. Кефели И. Ф. Культура и общество. // Социально-политический журнал. -1995. -№ 3,-С. 24−31.

99. Киршин Ю. Я. О развитии и проблемах российской военной науки // Военно-исторический журнал, 1998. № 3. С. 15−18.

100. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростовн/Д, 1996.-509 с.

101. Кможев П. С. Наше военное образование. М., 1916.-83 с.

102. Ковалев С. М. Формирование социалистической личности. М., 1980. -228 с.

103. Ковалевский В. Ф. Профессиональная культура офицера. // Военная мысль, 1990;№ 6.-С. 18−24.

104. Ковалевский В. Ф. Философско-социологический анализ проблем военной профессиологии. Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1983.-42 с.

105. Коваль Б. И. Личность и власть. М., 2000. июнь. — 121 с.

106. Коваль Б. И. Личность и гражданское общество. -М., 1999. 119 с.

107. Коган Л. Н. Профессиональная этика в системе культуры // Социальное творчество и ускорение общественного прогресса. Свердловск. 1988. -С. 35−47.

108. Кожемякин В. Кто завтра станет в строй // Ориентир. № 5. 2000. С. 3341.

109. Козлачков В. И. Освоение профессиональной культуры в современных условиях: Автореф. дис. докт. филос. наук. М., 1991. -44 с.

110. Кокорин A.A. Диалектико-материалистический анализ как методологическое средство. М., 1986. — 366 с.

111. Комбаров B.C. Профессиональная культура как способ реализации личности: Автореф. дис. канд. филос. наук. Томск, 1985. 19 с.

112. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 367 с.

113. Конфуций. Избранные беседы и афоризмы (приложение) // Семененко И. И. Милосердие в конфуцианском учении. М., 1989. — С. 60−65.

114. Косолапов Р. И. С чего начинается личность. М., 1984. — 237 с.

115. Кофф H.A. О воспитании воли военачальников. СПб., 1906. 48 с.

116. Кочетов Г. М. Воспроизводство профессиональной культуры: концептуальная постановка задачи: Автореф. дис. докт. филос. наук. Томск, 1975.-38 с.

117. Кочкалда Г. А. Патриотическое сознание советских воинов: сущность, тенденции развития и формирования: Дис. канд. филос. наук. М., 1990. 196 с.

118. Крапивенский С. Э Социальная философия. Волгоград, 1996. 351 с.

119. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. -М., 1945. — 216 с.

120. Крутова О. Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. -М., 1990. 139 с.

121. Кручинин А. Атаман-печаль // Сын отечества, 1993. март. № 13. С. 8−9.

122. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста: Методическое пособие. М., 1990. 142 с.

123. Ксенофонтов В. Н. Духовная жизнь воинов России в условиях переходного периода // Социальные проблемы переходного периода. М., 1996. 107 с.

124. Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство. Архангельск, 1996. 256 с.

125. Кудряшова Е. В. Лидерство и менеджмент в процессе социального управления. / Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Выпуск 1. Архангельск, 2001. С. 18−24.

126. Кузьмин П. В., Иваненко К. С. Профессиональная культура политолога // Социально-гуманитарные знания, 1999. -№ 5.-С. 3−14.

127. Кулаков В. Ф. На службе Отечеству. М., 1999. — 329 с.

128. Кулешов В. Е. Научное понимание смысла жизни и его роль в формировании нравственных качеств офицера: Дис. канд. филос. наук. -М, 1992. 196 с.

129. Кульчинский В. М. Советы молодому офицеру. Харьков, 1917.-43 с.

130. Jle Хыу Танг. О содержании понятия методология // Философские науки, 1979. № 4. -С. 98−107.

131. Левада Ю. А. «Человек советский» десять лет спустя. // ВЦИОМ. Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 1999, № 3,-С. 7−8.

132. Леванов H.H. О советской воинской чести. М., 1952. — 89 с.

133. Ленин В. И. ПСС, Т. 40. 506 с.

134. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

135. Липский H.A. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. М., 1995. 244 с.

136. Лобко П. Л. Записки военной администрации для юнкерских училищ. 9-е изд. СПб., 1888. 197 с.

137. Лутовинов В., Карпов В. Патриотизм, верность воинскому долгунеотъемлемые качества российского воина // Ориентир, 2000. № 6. С. 60−61.

138. Лутовинов В. И. Патриотизм источник консолидации и возрождения общества и государства // Государственно-патриотическая идеология и духовный потенциал российской армии. — М., 1998. — С. 77−83.

139. Лященко А. Патриотизм одна из основ безопасности России // Красная звезда. — 2001. 14 марта.

140. Мангейм К. Политология. Методы исследования. М., 1999. 543 с.

141. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М., 1983. — 284 с.

142. Маркович Д. Социология труда. М., 1988. 629 с.

143. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство // Соч. 2-е изд. Т. 2. 1955, — 651с.

144. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 27. 1962 695 с.

145. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 3. 1955. 629 с.

146. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т. 19. 1961. 670 с.

147. Марксистско-ленинская методология и военная история М., 1 976 112 с.

148. Маслоу А. Г. Мотивизация и личность. Спб., 1999. — 478 с.

149. Мгимов Ю. Так их делают патриотами // Красная звезда, 2001. 14 марта.

150. Межуев В. М. Культура и история. М., 1977. — 199 с.

151. Миронов Г. Н. Советская воинская честь: Дис. канд. филос. наук. -М., 1983. 178 с.

152. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа (очерки русского самосознания). Спб., 1995. — 389 с.

153. Модель И. М., Модель Б. С. Профессиональная культура предпринимателя // Социологические исследования. 1997. № 10. — С. 7−8.

154. Мороз В. Возвращение Георгия // Красная звезда, 2000. 30 августа.

155. Морозов Н. Воспитание генерала и офицера как основа побед и поражений. СПб., 1910. -68 с.

156. Морфология культуры. Структура и динамика / Аванесова Г. А., Быкова Э. В. и др. -М., 1994.-415 с.

157. Мосс М. Общество. Обмен. Личность. М., 1996. — 360 с.

158. Мохов В. Великая держава верна святыням // Красная звезда, 2001. 5 января.

159. Надысева Н. В. Проблемы общей культуры специалиста // Культура и личность: Проблемы социальной активности. М., 1990. С. 32−41.

160. Назаров А. От клуба офицеров к офицерскому собранию // Ориентир, № 11. 2000.-С. 73−75.

161. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Харьков. 1999. 340 с.

162. Новгородцев П. И. Кризис современного правосознания. М., 1996. -407 с.

163. Обгольц А. Чтоб было слово «честь» в чести, или еще раз о проблеме офицерских собраний // Ориентир, 1995, № 7. С. 40−41.

164. Обзор деятельности Военного министерства за 1861−1865 г. г. СПб., 1866.-92 с.

165. Обзор деятельности Военного министерства. СПб., 1903. — 91 с.

166. Павлов В. Е. Готовность к подвигу // О советской Родине и воинском долге. М., 1987. — 587 с.

167. Павлюткин В. Вот так и живем // Красная звезда, 2000. 1 июня.

168. Панин И. Г. Философские аспекты профессиональной культуры работников военно-кадровых органов // Военная мысль, 1996. № 5. -С. 43−49.

169. Парский Д. «Что нужно нашей армии?» СПб., 1908. — 52 с.

170. Певень JI.B. Проблемы профессионализации Вооруженных сил России. Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1992. -25 с.

171. Петрий П. В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии в современных условиях: (социально-философский анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. M., 1995 .-21 с.

172. Петрий П. В., Озеров A.A. Духовная жизнь Российского общества как фактор развития личности воина. М., 2001. — 48 с.

173. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3. М., 1994. 830 с.

174. Платон. Государство. Законы. Политика. М., 1998. -798 с.

175. Платон. Диалоги. Харьков. 1999. 381 с.

176. Плеханов Г. В. К вопросу о роли личности в истории. М., 1941. — 44 с.

177. Познанский B.B. Очерк формирования русской национальной культуры. М., 1975. — 221 с.

178. Попов В. Н. Взаимосвязь критерий счастья и смысла жизни. М., 1986. -348 с.

179. Приказ Петра I перед Полтавской битвой // Русский архив. 1871- С. 187.

180. Протасов A.A. Ценностные ориентации в профессиональной культуре офицера (социально-философский анализ): Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 1995. 19 с.

181. Протоиерей Флоровский Георгий. Пути русского богословия. -Вильнюс, 1991. -217 с.

182. Райковский В. Военное воспитание. M., 1908. — 118 с.

183. Рахимов А. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота. М., 1999. — 179с.

184. Раш К. Армия и культура // Боевая вахта, 1990. 15 декабря. С. 2−3.

185. Ремизов Н. Престижная профессия // Красная звезда, 1990. 10 октября.

186. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии. -1989. № 2.-С. 41−50.

187. Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. СПб., 1997. 532 с.

188. Роберто Феррейра. Власть и энергия человека // Личность. М., 2000. -С. 32−33.

189. Российские офицеры. Буэнос-Айрес: Институт по исследованию проблем войны и мира. 1959. 78 с.

190. Российский военный вестник. Вып 12. Христолюбивое воинство. Православная традиция русской армии. М., 1997. — С. 200−201.

191. Российский военный вестник. Вып. 12. Христолюбивое воинство. Православная традиция русской армии. М., 1997. — С. 200−201.

192. Российский военный вестник. Вып. 6. М., 1997. С. 209, 268.

193. Российский военный вестник. Вып 9. М., 1996. С. 211.

194. Российский военный сборник. Вып. 6. М., 1998. С. 235−274.

195. Российский военный сборник. Вып. 6. Русское зарубежье: государственно-патриотическая и военная мысль. М., 1994. — С. 172 175.

196. Российский военный сборник. Вып. 9. Какая армия нужна России. Взгляд из истории. М., 1995. — С. 220−221.

197. Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. M., 1981. — 184 с.

198. Русская идея. М., 1992. — 496 с.

199. Славинский Ю. В. Социальные ценности и их роль в формировании активной жизненной позиции военнослужащего социалистической армии. -М., 1981. -214 с.

200. Сноу Чарльз П. Две культуры. М., 1973. — 141 с.

201. Соболева Н. И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев, 1989. 122 с.

202. Советская военная энциклопедия. Т. 8. 1980. 687 с.

203. Соколова Г. Н. Культура труда как фактор роста профессиональной культуры работника // Роль культуры в формировании личности. Минск, 1984. С. 19−24.

204. Соловьев B.C. Соч. в 2-х т. Т. 1 М., 1988. — 892 с.

205. Соловьев С. М. Общедоступные чтения о русской истории. М., 1992. -349 с.

206. Сохань JI.B. Жизненный путь личности. Киев, 1987. — 277 с.

207. Спиноза Б. Сочинения. Т.1. СПб., 1999. 489 с.

208. Стариков Е. Базар не рынок // Знамя, 1993. — № 6. — С. 8−13.

209. Степун Ф. А. Сочинения. М., 2000. 998 с.

210. Сухомлинов И. Н. Российская офицерская честь как феномен морального сознания. Автореф. дис. канд. фил. наук. Саранск, 1992. -20 с.

211. Сэв JI. Марксизм и теория личности. -М., 1972. 583 с.

212. Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989. — 573 с.

213. Тальберг Н. Д. Святая Русь. СПб., 1992. — 101 с.

214. Тарасов К. Е., Черненко Е. К. Социальная детерминированность биологии человека. М., 1979. — 366 с.

215. Тойнби А. Постижение истории. М., 1987. 689 с.

216. Троицкий С. М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII веке. М., 1974.-399 с.

217. Трубников H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1976.-383 с.

218. Тыртышный A.A. Психологические условия профессионализации офицеров во время обучения в ВВУЗе МОРФ. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000. 21 с.

219. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М., 1990. — 317 с.

220. Федоренко С. А. Психолого-аксиологические резервы профессионального становления военных кадров. Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1998. 19 с.

221. Философия, (под ред. проф. В.Н. Лавриненко) Москва, 1999. 584 с.

222. Фрейд 3. «Я» и «ОНО»: Труды ранних лет. Тбилиси. Кн.1. 1991. 397с.

223. Фрейд 3. О психоанализе. СПб, 1999. 222 с.

224. Фромм Э. Бегство от свободы. М, 1989. — 272 с.

225. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. -1989. № 2.-С. 35−40.

226. Цветков А. П. Преемственность и развитие нравственных традиций офицеров ВС. Автореф. дис. канд. фил. наук. М, 1992. — 20 с.

227. Чаадаев П. Я. Соч. М, 1989. — 655 с.

228. Черницкий О. А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ). Автореф. дис. канд. филос. наук. -М., 2001. 19 с.

229. Черницкий О. А. Сущность и содержание профессиональной культуры российского офицера. Некоторые проблемы формирования. // Сборник научных трудов. Орел: ВИПС, 2000. С. 12−17.

230. Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. Т. 3. М., 1951. 884 с.

231. Чертков A.M. Оптимизация профессиональной адаптации офицеров-пограничников в условиях вооруженного конфликта. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2000. — 20 с.

232. Чижов Д. Кто же виноват? // Сын отечества, 1993. январь. № 4. С. 8−9.

233. Шагинян М. С. Человек и время. М., 1982. — 717 с.

234. Шишов А. Последний главнокомандующий Русской армией// Ориентир, № 2. 2001.-С. 31- 34.

235. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости // Гуревич П. С. Этика Артура Шопенгауэра. М., 1991. — 372 с.

236. Шопенгауэр А. Избранные произведения. Ростов н/Д. 1997. 540 с.

237. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1998. 667 с.

238. Экономцев Иоанн. Православие. Византия. Россия: Сб. статей. М., 1992.-251 с.

239. Ягодинский В. Кодекс чести воина российского // КВСД989. № 15. С. 61−64.

240. Ягодинский В. Честь имею // Коммунист Вооруженных Сил, 1989. № 12. -С. 53−55.

241. Яновский Р. Г. Социалистическая личность в условиях перестройки // Советская педагогика. 1989. № 6. — С. 3−7.

242. Bowden A. A. Study of the Personality of Student Leaders in the United States // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1926. № 21. PP. 149.

243. Schneider I. The Cultural Situation as a Condition for the Achievement of Fame // American Sociological Review. 1937. № 2. PP. 480−491.

244. Murphy A.A. Study of the Leadership process / American Sociological Review. 1941. № 6. PP. 674 -687.

245. Drucker P. Adventures of a Bystander. N.Y., 1978. P. 164−165.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой