Динамика профессионального становления личности учителя естественнонаучного цикла на этапе обучения в вузе
Практическая значимость исследования состоит в возможности реализации полученных результатов в следующих направлениях: психологами вузов в организации и проведении психологического сопровождения профессионального становления личности будущего учителя-естественника, разработке методического сопровождения профессиональной подготовки в рамках психологической службы вуза. Результаты исследования… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологическое исследование профессионального становления личности и профессионально-педагогической деятельности будущих учителей
- 1. 1. Состояние проблемы исследования профессиональной подготовки учителя
- 1. 2. Личностные особенности учителя и их формирование в процессе профессионального становления студентов
- 1. 3. Психологические особенности профессионально-педагогической деятельности учителя и ее становление в процессе обучения в вузе
- 1. 4. Постановка проблемы исследования
- Глава II. Динамика профессионального становления личности будущего учителя-естественника
- 2. 1. Организация, методы и этапы исследования
- 2. 2. Исследование динамики профессионального становления личности будущего учителя-естественника на объективно-психологическом уровне
- 2. 3. Исследование динамики профессионального становления личности будущего учителя-естественника на интегральном объективно-субъективном уровне
- Глава III. Психологическое сопровождение профессионального становления студентов естественно-научного цикла
- 3. 1. Обоснование и разработка программы психологического сопровождения профессионального становления студентов естественно-научного цикла
- 3. 2. Программа психологического сопровождения профессионального становления студентов естественнонаучного цикла
- 3. 3. Результаты формирующего эксперимента
Динамика профессионального становления личности учителя естественнонаучного цикла на этапе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования обусловлена теоретической и практической значимостью становления личности учителя — будущего профессионала. Данная проблема приобретает в настоящее время особую остроту, так как образование — важнейший стратегический ресурс развития общества.
Высшее образование призвано обеспечить наиболее полное развитие способностей и интеллектуально-творческого потенциала личности, возможность ее активного, свободного и конструктивного участия в развитии общества, направленного на удовлетворение потребностей государства в специалистах высокой квалификации.
Профессионально-личностное развитие будущего учителя — высшая цель педагогического образования. Педагогической профессией и педагогическим мастерством, на наш взгляд, можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне, в связи с этим при профессиональной подготовке основное внимание должно уделяться формированию личности студента — будущего учителя. При этом выпускник вуза может рассматриваться как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.
В Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» указывается на необходимость подготовки специалистов на уровне мировых стандартов, способных целенаправленно осуществлять процесс самообразования.
Профессиональная подготовка учителя — процесс сложный, многосторонний. Развитие потенциальных возможностей и внутренних ресурсов личности, интенсификация творческого начала студентов, их полноценная самореализация в учебно-профессиональной и будущей педагогической деятельности обусловливают необходимость изучения компонентов и средств профессионального развития личности будущего учителя.
Переход на новую образовательную парадигму, основанную на гуманистических и демократических принципах, проблемы высшего профессионального образования рассматриваются в трудах Б. Г. Ананьева, A.A. Бодалева, О. Г. Грохольской, М. М. Кашапова, Е. А. Климова, Л. П. Крившенко, JI.M. Митиной, П. И. Пидкасистого, Ю. П. Поваренкова, В. П. Симонова, В. Э Чудновского.
Изменения, происходящие в обществе, требуют от высшего образования пересмотра концептуальной системы взглядов на процесс профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Для решения этой проблемы необходимо изучение психологических закономерностей превращения студента педагогического вуза в профессионала. На наш взгляд, проблема профессионального развития личности учителя будет решаться более эффективно, если рассматривать ее с позиции отдельных специальностей.
Нами установлено, что в психологии проблема профессионального становления личности будущего учителя естественнонаучного цикла до сих пор не исследовалась. Личностно-ориентированная гуманистическая парадигма образования требует выявления психологических закономерностей профессионального становления личности будущего учителя-естественника.
Анализ состояния теорий и психологической практики позволил выявить противоречие между:
— все возрастающей необходимостью в качественной подготовке учителей-естественников и отсутствием комплексных исследований его профессионального становления;
— необходимостью высокого уровня развития экологического сознания у выпускников-естественников и недостаточностью внимания в процессе обучения в вузе экологическому воспитанию.
Данные противоречия и их конкретизация в психолого-педагогической практике привели к постановке проблемы исследования: какова динамика психологических закономерностей профессионального становления будущего учителя-естественника?
Актуальность проблемы исследования, ее социальная значимость, недостаточная теоретическая разработанность обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Динамика профессионального становления личности учителя естественнонаучного цикла в процессе обучения в вузе».
Цель исследования: выявить динамику профессионального становления личности будущего учителя естественнонаучного цикла в процессе обучения в вузе.
Цель конкретизировалась через решение следующих задач:
• Осуществить теоретический анализ основных концепций по проблеме формирования личности педагога — профессионала.
• Определить модель личности учителя естественнонаучного цикла.
• Изучить динамику профессионального становления личности студента-естественника в процессе обучения в вузе.
• Разработать научно обоснованную программу психологического сопровождения, обеспечивающую эффективность процесса профессионального становления студента естественнонаучного цикла.
Объект исследования: профессиональное становление личности учителя в процессе обучения в вузе.
Предмет исследования: профессиональное становление личности учителя естественнонаучного цикла в процессе обучения в вузе.
Гипотеза исследования: профессиональное становление будущего учителя естественнонаучного цикла определяется своеобразием психологических характеристик личности на каждом этапе обучения в вузе.
Методологическую основу исследования составили: психологическая теория развития личности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — психологические концепции профессионального становления (O.A. Абдулина, Е. И. Головаха, Э. Ф. Зеер, И. С. Кон, П. И. Пидкасистый, Ю. П. Поваренков, В. П. Симонов, В. Д. Шадриков, Т.И. Шульга) — психологическая теория отношения к деятельности (О.В. Дашкевич, В. А. Зобков, М. М. Кашапов, В. Н. Мясищев, В. П. Позняков, В.Э. Чудновский) — психологические концепции личности педагога (Н.В.Кузьмина, А. К. Маркова, JI.M. Митина, Н. Ф. Талызина и др.) — теория психологии окружающей среды (В.А. Левин, С.Д. Дерябо).
Для проведения исследования использовались следующие методы:
• теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
• эмпирические методы: наблюдение, в том числе включенноеанализ продуктов деятельностиэкспертный опростестированиеанкетирование.
Для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы был сформирован психодиагностический комплекс, состоящий из следующих методик:
С целью изучения направленности личности студентов-естественников применялись опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина, мотивационно-самооценочный опросник В. А. Зобкова, методика изучения направленности личности О. С. Гребенюка. Для выявления уровня развития и динамики профессионально важных характеристик использовались: опросник приспособленности X. Белла в адаптации A.A. Рукавишникова, М. В. Соколова, опросник А. Меграбяна по изучению эмпатии, личностный опросник Р. Кеттелла (16 PF) в адаптации A.A. Рукавишникова, М. В. Соколова, опросник изучения качественных модальных эмоциональных особенностей Л. А. Рабинович, опросник уровня субективного контроля Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинда, методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева, методика определения организаторских и коммуникативных способностей. Особенности становления экологического сознания в процессе обучения в вузе выявлялись с помощью методики диагностики интенсивности субъективного отношения к природе «Натурофил» В. Я. Левина, С. Д. Дерябо, методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе «Доминанта» В. Я. Ясвина, С. Д. Дерябо, методика исследования типа доминирующей установки в отношении природы «ЭЗОП» В. Я. Ясвина, С. Д. Дерябо.
• методы математической статистики: корреляционный и факторный анализ (метод Выханду), I — критерий Стьюдента.
Организация и этапы исследования:
На первом этапе (2001;2003 гг.) был осуществлен теоретический анализ проблемы, определение и уточнение основных подходов, концептуального аппарата исследованияа также разработана программа исследованияподбор и апробация психодиагностического инструментарияподготовка и проведение пилотажного исследования.
На втором этапе (2003;2006 гг.) проведено эмпирическое исследование, с использованием указанных методик на выборке студентов 1−5 курсов (п = 467) с применением метода продольных и поперечных срезов. На этом же этапе была осуществлена реализация формирующего эксперимента, повторная диагностика с целью выявления изменений исследуемых качеств.
Третий этап (2006;2008 гг.) был посвящен качественной и количественной обработке полученных в ходе эмпирического исследования данных, их анализ и интерпретация, обобщение результатов исследования.
Выборку составили студенты 1−5 курсов естественно-географического факультета Владимирского государственного педагогического университета. Всего в исследовании приняли участие 467 человек.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним теоретическим анализом проблемы, применением обоснованного психодиагностического комплекса методик в сочетании с объективно-психологическим анализом, репрезентативностью выборки испытуемых, сочетанием количественного и качественного методов исследования, применением методов математической статистики.
Научная новизна диссертационного исследования:
• уточнено понятие профессиональное становление применительно к студенту-естественнику, установлено, что динамика профессионального становления будущего учителя-естественника осуществляется в вузе при условии учета психологических характеристик, проявляющихся на объективно-психологическом и субъективном уровнях;
• разработана психологическая модель личности будущего учителя-естественника на основе единства компонентов: направленности личности, профессионально-важных характеристик учителя-естественника, объективно-психологических показателей и экологического сознания.
• выявлена динамика профессионального становления будущего учителя-естественника и его психологические особенности на каждом этапе вузовского обучения.
Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании необходимости психологического сопровождения профессионального становления будущих учителей естественнонаучного цикла в процессе обучения в вузеуточнении понятия «профессионального становления личности будущего учителя-естественника», разработке моделей личности будущего учителя-естественника на объективно-психологическом и интегрированном объективно-субъективном уровняхвыявлении доминирующих показателей компонентов моделей на каждом этапе вузовского обучения. Исследование динамики профессионального становления будущего учителя естественнонаучного цикла обогащает современную психологическую науку представлениями о сущности, закономерностях, механизмах и возможностях реализации процесса профессионального становления студента, поскольку способствует качественному усвоению профессиональных знаний, формированию экологического сознания, а также свойств и качеств личности будущего учителя естественнонаучного цикла, что повышает эффективность учебно-воспитательного процесса в вузе. Психологическое сопровождение обучения студентов в вузе обогащает психолого-педагогическую науку современными знаниями о возможностях оптимизации учебно-воспитательного процесса профессионального становления и формирования творческой личности будущего учителя-естественника.
Практическая значимость исследования состоит в возможности реализации полученных результатов в следующих направлениях: психологами вузов в организации и проведении психологического сопровождения профессионального становления личности будущего учителя-естественника, разработке методического сопровождения профессиональной подготовки в рамках психологической службы вуза. Результаты исследования могут быть использованы в диагностической, консультативной и коррекционной работе в процессе обучения студентов в вузев системе повышения квалификации и переподготовки работников образования, для разработки программ спецкурсов.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Психологическая модель личности будущего учителя-естественника включает в свою структуру следующие компоненты: направленность личности, профессионально важные характеристики учителя-естественника, объективно-психологические показатели и экологическое сознание.
2. Структурная организация как модели, так и ее компонентов, в процессе обучения в вузе подвержена динамике, что и указывает на специфичность закономерностей профессионального становления личности будущего учителя-естественника на каждом этапе обучения в вузе.
3. Научно обоснованная программа сопровождения профессионального становления будущего учителя-естественника, учитывающая психологические закономерности каждого этапа обучения в вузе, направлена на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса студента-естественника.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикации и обсуждения материалов на межрегиональных и международных научных конференциях: региональных и международных научно-практических конференциях в г. Владимире (2003;2008 гг.) — международном психологическом симпозиуме в г. Костроме (2004 г.), международном конгрессе в г. Ярославль (2008г.).
Основные положения и результаты исследования были предметом обсуждения на кафедрах общей и педагогической психологии ВГПУ (2003;2008 гг.), социальной психологии МГОУ (2008 г). По материалам исследования имеется 12 публикаций.
Результаты исследования используются в учебном процессе ВГПУ в рамках преподавания курсов «Педагогическая психология», «Психология профессионально-педагогического общения», «Психология профессионального обучения».
Публикации. Основное содержание диссертационного исследования изложено в 12 публикациях.
Структура диссертации отражает общую логику исследования и состоит из введения, 3 глав, заключения, библиографического списка и 3 приложений. Объем работы составляет 186 страниц, содержит 12 таблиц, 10 рисунков. Библиографический список содержит 234 источника.
Заключение
и выводы.
Современное общество предъявляет высокие требования к учителю-естественнику не только по уровню сформированности знаний у ученика, но и по воспитанию гуманности, экологической позиции, формированию ценностного отношения к природе. Высокий уровень преподавания — этих предметов в школе может осуществить только высококвалифицированный учитель, являющийся яркой творческой личностью. Хорошего результата в подготовке будущего учителя-естественника можно достичь, проводя психологическое сопровождение учебного процесса и внедряя активные методы обучения в педагогическом вузе.
Анализ теоретических и практических исследований показал, что в психолого-педагогической литературе достаточно хорошо изучены вопросы периодизации профессионального становления, определены компоненты личности учителей и особенности педагогической деятельности. Однако, ряд проблем остается не исследованным: нет четких представлений о специфических особенностях личности педагогов (в том числе учителей-естественников) с позиции различных специальностейнет научно обоснованной и эмпирически подтвержденной модели личности учителя-естественника, отсутствует информация об особенностях профессионального становления учителей и студентов-предметников. Выявление структурной организации личности в процессе профессионального становления, ее динамики в процессе обучения в вузе позволяет разработать систему психологического сопровождения, учитывающую особенности естественнонаучной специальности и создать наиболее благоприятные условия для формирования личности будущего учителя-профессионала.
На основе теоретического анализа литературных источников была разработана модель личности будущего учителя-естественника, которая впоследствии подтвердилась в ходе эмпирического исследования. Изучение динамики профессионального становления студентов-естественников позволило выявить особенности личности будущих учителей, основные личностные характеристики, влияющие на профессиональное становление на каждом из этапов обучения в вузе, а также направления совершенствования учебно-воспитательного процесса. На основе проведенного исследования сформулировано понятия «профессионального становления личности студента-естественника», определены закономерности данного процесса.
Формирующий этап исследования показал, что эффективность профессионального становления студентов-естественников значительно выше в экспериментальной группе, где применялась разработанная программа психологического сопровождения. Личность студентов в контрольной группе также претерпевает сходные изменения, но за больший период времени и они менее значительны по качеству.
В дальнейшем представляется возможным развитие темы данного исследования. Перспективой разработки проблемы профессионального становления учителей является возможность изучения данного процесса с позиций других специальностей, а также исследование процесса профессионального становления, начиная с профориентационной работы со старшеклассниками и заканчивая учителями-профессионалами.
По результатам диссертационного исследования сделаны следующие выводы:
1. Профессиональное становление будущего учителя-естественника — это процесс формирования психологических характеристик личности будущего учителя естественнонаучного цикла, динамически изменяющегося на каждом этапе обучения в вузе.
2. Эмпирически подтверждена теоретически разработанная психологическая модель личности будущего учителя-естественника, построенная на основе единства компонентов профессионально-важных характеристик, направленности личности, объективно-психологических качеств и экологического сознания.
3. Изучена динамика профессионального становления как модели личности студента естественнонаучного цикла, так и ее компонентов на каждом этапе обучения в вузе. На первом курсе доминирующие позиции занимает компонент экологического сознанияна втором курсе — компонент объективно-психологических качествна третьем и четвертом курсах — компонент профессионально-важных характеристикна пятом — направленность личности.
4. Установлено, что разработанная программа психологического сопровождения процесса профессионального становления будущего учителя-естественника способствует формированию экологического сознания, направленности личности, профессионально-важных характеристик, объективно-психологических качеств, позитивному отношению студентов к учебно-профессиональной деятельности.
Список литературы
- Абдулина, O.A. Анализ уровня подготовки учителей и студентов педвузов и задачи ее совершенствования// Советская педагогика. — 1979. -№ 9-С.24−32
- Абдулина, O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. М.: Просвещение, 1989. -139с.
- Аболин, JI.M. Методики изучения эмоций в спорте. Казань, 1985. — 99 с.
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
- Алишев, Н. В., Широков В. Д. Общие основы построения исследования// Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н. В. Алишева. М., 1987. 167 с.
- Аминов, H.A. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей.//Вопросы психологии. 1995. — № 5,С.5−17.
- Ананьев, Б. Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М., 1973. -280с.
- Ананьев, Б. Г. Проблема формирования характера // Избранные психологические труды. В 2 т.- М.: Педагогика, 1980.- Т. 2. С. 52−82.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1969.-340 с.
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1980. Т. 1. 230с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование. М., 1982. — 316 с.
- Анцыферова, Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 319.
- Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.—158 с.14