Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись путем их использования в практической работе на музыкально-исполнительских специальностях колледжа искусств ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств» у обучающихся по программам среднего профессионального образования. Изложение основных теоретических положений и результатов исследования содержится в статьях… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств
    • 1. 1. Музыкальная грамотность как предмет педагогического исследования
    • 1. 2. Психолого-педагогические основы музыкального обучения студентов (взрослых начинающих) в колледже искусств
    • 1. 3. Педагогические условия формирования музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Экспериментальное исследование процесса формирования музыкальной грамотности студентов колледжа искусств
    • 2. 1. Задачи, организация и структура экспериментального исследования
    • 2. 2. Методика формирования музыкальной грамотности студентов колледжа искусств

Формирование музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Сегодня особое внимание обращается на подготовку компетентного специалиста, способного ориентироваться и: адекватно действовать в. условиях всё более набирающего темп научно-технического, и социально-экономического прогрессаИменно этим, определяется* значение грамотности, как одной? из ключевых компетенций. Не. является исключением и музыкальнаяграмотность,. которая: позволяет специалистам всфере музыкального образования и музыкально-исполнительской деятельности легко адаптироваться" в современном обществе и реализовать себяв разнообразных, в том ¡-числе инновационных областях музыкального искусства.

Основная нагрузкашри решении этой задачи отводится средним1специальным ¡-учебным заведениям? искусства, — где закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет формироваться грамотный и компетентный музыкант-профессионалВ-соответствии с требованиями", Государственного образовательного стандарта, процесс обучения на музыкально-исполнительских факультетахсредних специальных учебных заведений культуры и искусства предполагает определенную музыкальную подготовку студентов, на которой строится профессиональное музыкальное образование-,.

Однако в последние годыв связи с изменением социально-экономической исоциокультурной обстановки в обществе, в числе контингента колледжей искусств все чаще появляются абитуриенты, имеющие лишь самую элементарную — музыкальную: подготовку, либо ранее вообще не занимавшиеся музыкой. Обычно их музыкальное образование ограничивается участием в художественной самодеятельности, непродолжительнымобучением в музыкальных студиях, уроками музыки в общеобразовательной школе. В. плане профессионального обучения приоритетными для них являются отделения народного, эстрадного и академического пениядуховых иударных инструментов, хорового дирижированиячто, однако, сопряжено со значительными трудностями как в плане содержания образования, так и в отношении сроков обучения;

За. период обучения уровень музыкальной подготовки студентов необходимо довести до соответствующего уровня музыкального образования, то есть обеспечить формирование профессиональной компетентности. выпускников колледжа. Понятия? подготовленность, грамотность и компетентность относятся к одному синонимическому ряду: они сходны по общему значениюно различны по оттенкам, вследствие чего не являются равнозначными. Поэтому мы рассматриваем музыкальную грамотность как профессионально значимое-качество будущего специалиста-музыканта икомпонент его профессиональной компетентности. ,.

В педагогике музыкального^ образования, обучающиесяпоступившие в профессиональные музыкальные учебные заведения? без начального музыкального образования, причисляются к. категории «взрослых-, начинающих»,. к которой относятся? все начинающие заниматься музыкой позже оптимального для вхождения в этот род деятельности младшего школьного возраста.

С позиций психологии и физиологии возраст в музыкальном образовании имеет принципиальное значение. В отличие от обучения детейпостепенно входящих в мир музыки и продолжительно развивающих свои музыкальные способности, начало обучения в 15−17 лет ведет к ряду проблем: усложняется адаптация к новой информационной среде и специфике индивидуальных занятий— с возрастом теряется гибкость и координация двигательно-игрового аппарата* Взрослые начинающие обладают уже сформировавшимся' характером^ сложившимися" музыкальными пристрастиями, у них иначе, по сравнению с детьми, протекают познавательные психические процессы. Исходя из этого, можно утверждать, что методики, предназначенные для начального музыкального обучения детеймогут быть применимы для обучения взрослых начинающих лишь отчасти? (А.Д. Алексеев, А. Д. Артоболевская, JI.А. БаренбоймH.A. Любомудрова, G.G. ЛяховйцкаяA.A. Николаев? и-др:).

Идея обучения музыке взрослых начинающих не нова. В специальной музыкально-педагогической литературе имеются работы, в которых раскрываются отдельные аспекты музыкального обучения взрослых начинающих. Условно их можно разделить на несколько направлений. Музыкальная грамотность затрагивается косвенно и рассматривается как основа формирования 1) эстетического, сознания (В:Г. Мозгот и др.) — 2) познавательной активности (М.М. Перелыптейн и др.) — 3) творческого развития (F.K. Овакимо-ва, H.A. Терентьева и др.) — 4) специальных исполнительских навыков (H.JI. Засимова, А. Н. Чертовской и др.). Однако проблема формирования музыкальной грамотности в контексте компетентностного-подхода, как профессионально значимого качества личности, музыканта до настоящего времени не рассматривалась.

Таким образом, в музыкально-образовательной практике реально существуют следующиепротиворечия:

• между требованиями ГОС к качеству знаний, умений и навыков студентов колледжа искусств и отсутствием теоретико-методологической базы по формированию музыкальной* грамотности взрослых начинающих в профессиональной музыкальнойдеятельности- •• между накопленными альтернативными подходами' в музыкальном образовании учащихся1 в системе дополнительного образования и неразработанностью процессуального и программно-содержательного обеспечения в профессиональном музыкальном образовании взрослых начинающих.

Вышеуказанные противоречия определили проблему исследования, которая-заключается в&trade-, поиске организационных и теоретико-методических оснований-для> выявления педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих в' средних специальных учебных заведениях искусства.

Научно-практические потребности и выявленные противоречия определили выбор темы исследования «Формирование музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств».

Цель исследования — выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование музыкальной грамотности студентов, (взрослых начинающих) в процессе профессиональной подготовки. в колледже искусств.

Объект исследования — профессиональная подготовка студентов в условиях колледжа искусств.

Предмет исследования — педагогические условия формирования музыкальной грамотности студентов как профессионально значимого качества специалиста-музыканта.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формирования4музыкальной грамотности4 студентов!(взрослых, начинающих) в профессиональной’подготовке в колледже искусств' будет эффективен при реализации комплекса педагогических условий, среди которых мы выделяем:

• - структурно-содержательные (обеспечение логики развертывания содержания,систематизации учебного материала);

• ¦ организационно-деятелъностные (реализация оптимальных форм" - осуществления учебно-профессиональной деятельности);

•" познавательно-творческие (стимулирование познавательной активности и творческо-интерпретаторской инициативы студентов);

• индивидуально-ценностные (формирование профессионально-ценностного отношения к музыкальной деятельности).

В связи с обозначенной целью исследования и выдвинутой гипотезой, в работе ставились следующие задачи:

1.Уточнить понятие «музыкальная грамотность» с позиций компетент-ностного подхода в контексте задач среднего профессионального музыкального, образования.

2.Выявить психолого-педагогические основы музыкального обучения студентов (взрослых начинающих) в средних специальных учебных заведениях культуры и искусства.

3.Определить и теоретически обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих в профессиональной подготовке в колледже искусств.

Ф.Разработать и экспериментально апробировать методику, направленную на реализацию педагогических условий, обеспечивающих формирование музыкальной' грамотности как профессионально значимого качества студентов колледжа искусств.

Теоретико-методологической основой^ исследования являются1 психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — положения возрастной (F.C. Абрамова, B.C. Мухина и др.) и педагогической" психологии (Л.И: Божович,* И. С. Кон, И.Ю. Кулагина* Д. И. Фельдштейн и др.) — теория и методика педагогических исследований' (В.И.Загвязинский, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин и. др.) — ведущие положения теории профессионального образования (Б. С. Гершунский, А. А. Вербицкий, Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко и др.) и образования взрослых (Б. Г. Ананьев, C.F. Вер-шловский, М. Т. Громкова, С. Н. Змеёв, Ю.Н. Кулюткин* Г. С. Сухобская, В. Г. Онушкин и Е. И. Огарев и др.) — идеи компетентностного*подхода к профессиональному образованию (В1 И! Байденко, Н. А. Гришанова, Э. Ф. Зеер,.

A.К.Маркова и др.) — психология' художественного творчества (Д.Б.БогоявленскаяА. А. Мелик-Пашаев и др.) — психология восприятия' искусства (Л.С.Выготский, С. М. Каргапольцев, Е. В. Назайкинский, В. В. Медушевский и др.) — психология развития музыкальных способностей (Л.Л.Бочкарёв,.

B.И.Петрушин, В. Г. Ражников, Б. М. Теплов и др.) — теоретические исследования в области музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Д. Б. Кабалевский, И. Н. Немыкина, Л. А. Рапацкая, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.).

Нормативно-правовую основу исследования составили Стратегия инновационного развития России до 2012 года, Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция Федеральной целевой программы развития образованияна 2006;2010 и 2011;2015 годы, Национальный приоритетный проект «Образование»:

Для решения поставленных в исследовании задача также подтверждения* исходных положенийи проверки, гипотезы использовались следующие взаимодополняющие методы:

• теоретические (теоретический анализ литературы в области философии и ¡-истории, общей и-музыкальной: педагогики! и психологии, культурологии, социологии,' эстетики и музыкознания, нормативных документовматериалов, освещающих опыт работыпо проблеме исследования);

• > эмпирические (наблюдение, изучение и обобщение педагогического опытапо музыкальному образованию взрослых начинающих-: тестирование, беседа, педагогический эксперимент по формированию музыкальной грамотности студентов в условиях колледжа искусств).

Опытно-экспериментальной" базой исследования явился колледж искусств ОГОБУ ВИО «Смоленский государственный институт искусств». Всеми этапами эксперимента охвачено 365 студентов (студенты колледжа' искусств СГИИи Смоленского1 областного музыкального училищаабитуриенты, поступающие в Вуз СГИИ) и 12 преподавателей названных учебных, заведений;

Личное участие соискателя состоит в теоретической разработке основных * положений исследованияв непосредственном руководстве и осуществлении опытно-экспериментальной работы в качестве преподавателяколледжа и вуза искусств:

Эксперимент проводился с 2002 по 2011 учебный год в условиях естественного учебного процессана музыкально-исполнительских специальностях колледжа искусств ОГОБУ ВИО «Смоленский государственный институт искусств» (программы среднего профессионального образования):.

Избранная методология исследования и поставленные задачи определили ход исследования, которое проводилось в три этапа.

Первый этап (организационно-подготовительный) — (2002;2003 гг.) -позволил сформулировать исходные позиции настоящей работыопределить цели и задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, понятийный аппаратвыявить педагогические условия! формирования-музыкальной грамотности взрослых начинающихсоставить программу опытно-эксперимептальнойработыпровести констатирующий эксперимент.

На вгоромэтапе (содержательно-процессуальном) — (2003;2011 гг.) — в рамках формирующего эксперимента была проверена эффективность педагогических условий формирования музыкальной грамотности^ взрослых начинающихвыявлены компоненты и признаки музыкальной ¡-грамотности, апробированы и уточнены критерии оценки уровней сформированности музыкальной, грамотности студентов колледжа искусств.

На третьем ^ этапе (аналитико-результирующем) — (2007;2011 гг.) — завершены формирующий и контрольный экспериментыпроведена систематизация' и обобщение научных результатов, их качественно-количественный анализсформулированы выводырезультаты исследования оформлены в виде диссертации.

Научная новизна исследования состоит вследующем:

1. Уточнено содержание понятия-«музыкальная грамотность» в контексте профессиональной подготовки студентов колледжа1 искусств. Музыкальная грамотность рассматривается как профессионально значимое качество будущего специалиста-музыканта икомпонент его профессиональной компетентности.

2. Выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, обеспечивающий’эффективность формирования музыкальной’грамотности взрослых начинающих. Он включает в себя следующие составные элементы: 1) структурно-содержательный как отражение логики развёртывания содержания и систематизации учебного материала- 2) организационнодеятельностный как форма осуществления учебно-профессиональной деятельности- 3) познавательно-творческий как условие стимулирования познавательной активности и творческо-интерпретаторской инициативы студентов- 4) индивидуально-ценностный как выражение ценностного отношения студентов к музыкальной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• конкретизированы ведущие принципы формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих как профессионально значимого качества специалиста-музыканта;

• определены компоненты и* признакимузыкальной грамотности, разработаны критерии. оценки уровней сформированное&tradeмузыкальной грамотности студентов колледжа искусств.

Практическая значимость исследования. Разработано «методическое обеспечение процесса формирования* музыкальной грамотности взрослых начинающих в профессиональной подготовке в колледже искусств.

Реализация предложенной методики формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих не только способствует повышению уровня музыкальной грамотности, но и позволяет компенсировать отсутствие начального музыкального образования и довести взрослых начинающих до уровня, позволяющего осуществлять профессиональную деятельность и дающего им возможность поступать в ¡-высшие музыкальные учебные заведения.

Универсальный характер полученных результатов исследования позволяет использовать, ихпри конструировании музыкальной деятельности студентов как в учебных заведениях культуры и искусства, так и в системе дополнительного музыкального образования взрослых, при разработке альтернативных авторских программ, учебных пособий по обучению музыке, а также профессионально-образовательных программ и проектов.

Достоверность> и обоснованность научных положений, выводов и рекомендацийобеспечивается методологической базой исходных теоретических позицийполнотой рассматриваемого объекта изучения, представленного в единстве содержательно-процессуальных характеристиклогикой педагогического исследованияприменением совокупности теоретических и эмпирических методов исследованиядостаточной экспериментальной базойсочетанием количественных и качественных характеристиксопоставимостью практических результатов с теоретическими положениями. Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальная грамотность в подготовке студентов колледжа искусств выступает как профессионально значимое качество будущего специалиста-музыканта и компонент его профессиональной компетентности. Она определяет реализацию основных функций музыкальной деятельности, таких как:

• ипформационно-ориентациошая (восприятие, понимание и толкование музыкального языка разных эпох во всём многообразии его стилей и жанров),.

• процессуально-технологическая (владение методами и приёмами теоретической и исполнительской деятельности),.

• художественно-творческая (умение исполнять музыкальные произведения в соответствии с законами музыкального искусства),.

• аксиологическая (умение критически оценивать музыкальные явления и собственную музыкальную деятельность).

2. Комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность формирования музыкальной грамотности в процессе профессиональной подготовки студентов колледжа искусств, включает в себя:

• структурно-содержательные условия, способствующие освоению музыкального искусства как художественного явления, области науки и средства профессиональной самореализации;

• организационно-деятелъностные условия, направленные на реализацию принципов контекстного и практико-ориентированного обучения;

• познавательно-творческие условия, стимулирующие воспитание познавательной активности и творческо-интерпретаторской инициативы студентов;

• индивидуально-ценностные условия, определяющие формирование устойчивой профессиональной мотивации, воспитание эмоционально-волевой саморегуляции учебной деятельности, развитие способности критического осмысления музыкальных явлений и собственной деятельности.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялись путем их использования в практической работе на музыкально-исполнительских специальностях колледжа искусств ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств» у обучающихся по программам среднего профессионального образования. Изложение основных теоретических положений и результатов исследования содержится в статьях, методических разработках, докладах на научно-практических и научно-методических конференциях: международных — «Культура. Искусство. Образование: проблемы* и перспективы развития» (Смоленск, 2005, 2006, 2009 гг.) — междисциплинарных — «Научные проблемы развития образования в XXI веке: методология, теория, эксперимент, практика» (Москва, 2004 г.), «Философия современного образования и научная педагогическая-мысль: от исследований к практике» (Москва, 2006 г.) — в сборниках статей, рекомендованных ВАК (2008,2010 гг.).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре культурологии и методологии музыкального образования МГГУ им. М. А. Шолохова, кафедре художественного образования ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (Москва), и на кафедре инструментального исполнительства ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств» (Смоленск).

Результаты исследования носят универсальный характер, что позволяет использовать их не только в деятельности учебных заведений культуры и искусства, но и в системе дополнительного образования взрослых, при разработке профессиональных образовательных программ и проектов в различных отраслях музыкального искусства.

Данное исследование не является исчерпывающими и может служить основой для дальнейшего изученияи разработки принципиально, новых подходов' к обучению взрослых в < условиях реализации, компетентностной модели профессионального музыкального образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное теоретическое и опытно-экспериментальное исследование позволило сформулировать следующие выводы.

В становлении музыканта-профессионала решающую роль играет среднее специальное образование, где закладываются основы будущей профессиональной деятельности. Фундаментом профессионального музыкального образования является музыкальная грамотность, которая выступает как профессионально значимое качество будущего специалиста-музыканта, компонент его профессиональной компетентности, и обеспечивает реализацию информационно-ориентационной, процессуально-технологической-' художественно-творческой и* аксиологической функций музыкальной деятельности. Музыкальная грамотность трактуется нами как специфическая способность человека' оперировать музыкальными понятиями и • образамиопределяющая" понимание музыкального языка, владение методами и приёмами-теоретической и исполнительской деятельности, умение исполнять музыкальные произведения в соответствии с законами музыкального искусства и критическое осмысление музыкальных явлений с позиций собственной деятельности.

Специфика формирования музыкальной грамотности взрослых начинающих (студентов, не имеющих начального музыкального образования) определяется их возрастными психолого-педагогическими особенностями и профессиональной заинтересованностью, что обусловливает характер и качество музыкальной деятельности. Психолого-педагогические особенности определяют как позитивные (развитый интеллект, ассоциативно-образное мышление, устойчивость внимания, способность к длительным целенаправленным занятиям, профессиональная мотивация, потребность в самореализации и эмоционально-волевой саморегуляции), так и негативные факторы (ограниченный музыкальный опыт, недостаточно развитые музыкальные способности, слабое развитие игрового и вокального аппарата, сложность адаптации. к новой1информационной среде).

Именно данные факторы, а также функциональная значимость музыкальной грамотности в профессиональной подготовке студентов колледжа искусств'(взрослых начинающих), стали решающими" при выявлении комплекса педагогических условий, которые, способствуют освоению музыкального искусства как художественного явления, области науки и средства профессиональной^ самореализации, {структурно-содержательные условия) — направлены на реализацию принципов контекстного и практико-ориентированного обучения {органнзационно-деятелъностные условия)', стимулируют, воспитание познавательной активности и творческо интерпретаторской инициативы студентов — (познавательно-творческие условия)', определяют формирование устойчивой^ профессиональной мотивации, воспитание эмоционально-волевойсаморегуляции, учебной' деятельностиразвитие способности критического осмысленияь музыкальныхявлений и собственной деятельности (индивидуально-ценностные условия).

Проведенное экспериментальное исследование свидетельствует об эффективности предложенного «методического обеспечения процесса формирования музыкальной грамотности, позволяющего компенсировать у взрослых начинающих отсутствие начального музыкального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ.высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
  2. , Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие / Г. С. Абрамова
  3. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 704 с.
  4. , А.Д. Методика обучения игре на фортепиано / А. Д. Алексеев.
  5. Изд. 2-е, доп. М.: издательство «Музыка», 1971. — 277 с.
  6. , Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. — 336 с.
  7. , Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых / Б. Г. Ананьев.- М.: Издательство «Знание», 1972. 32 с.
  8. , В.И. Педагогика творческого развития. Инновационный курс.
  9. Книга 2. / В. И. Андреев. Казань: Издательство Казанского университета, 1998.-317 с.
  10. , O.A. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение» / O.A. Апраксина. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.
  11. , И.В. Теория и методика эстетического развития будущегопедагога-музыканта в современной системе высшего образования: Учеб. пособие / И. В. Арановская. Волгоград: Перемена, 2002. — 127 с.
  12. , М.Г. Музыка и мышление / М. Г. Арановский // Музыка какформа интеллектуальной деятельности / Ред. сост. М. Г. Арановский. — М.: КомКнига, 2007. — С. 10−43.
  13. , Л .Г. Методика обучения игре на фортепиано. Учебное поtсобие для студентов IV курса вечернего и заочного отделений" музыкально-педагогического факультета / Л. Г. Арчажникова. М.: МГЗПИ, 1982.-82 с.
  14. , Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. Для учителя / Л.Г.
  15. Арчажникова. М.: Просвещение, 1984. — 111 с.
  16. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы) / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  17. , A.C. Педагогические условия формирования положительногоэмоционального отношения учащихся к музыкальным занятиям (На материале учебной работы в музыкально-исполнительскоих классах): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Москва, 1997.-25 с.
  18. , Л.А. Путьк музицированию / Л. А. Баренбойм. — Ленинград
  19. Москва: «Советский композитор», 1973. 268 с.
  20. , B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учеб. пособие /B.C.
  21. Безрукова. Екатеринбург: Издательство"Деловая книга", 1996. — 344с.
  22. , Т.Л. Методика обучения’игре на фортепиано. Пособие для студентов-заочников музыкально-педагогических факультетов / Т. Л. Беркман М.: «Просвещение», 1977. — 101 с.
  23. , H.A. Физиология движения и активность / H.A. Бернштейн. f1. М.: «Наука», 1990. 495 с. воспитательного процесса подготовки специалистов: Учеб.-метод. пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1998. — 144 с.
  24. , Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие. / Д. Б. Богоявленская. М: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  25. Большая!Советская Энциклопедия. В 30 т. Т.7 / Гл. ред. A.M. Прохоров.
  26. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1972. 606 с.
  27. Большая энциклопед1я. Словарь' общедоступныхъ сведенш по всем. отраслямъ знашя: В 20 т. Т. 7 / Под ред. С. Н. Южакова. С.-Пб.: Типограф1я Товарищества «Просвещение». — 1902. — 794 с.
  28. . М.Ш. Введение в музыкознание: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / М. Ш. Бонфельд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-224 с.
  29. , Л.Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарёв.
  30. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 352 с.
  31. , И.Э. Проблема освоения системных знаний о музыке на начальной стадии обучения (на материале уроков фортепиано в ДМШ): авто-реф. дис. канд. пед. наук, 13.00.02. / И.Э. Бычков- М., 1998. -22 с.
  32. , Н.В. Формирование музыкально-исполнительской компетентности будущего учителя музыки: автореф. дисс.. канд. пед: наук, 13.00.08. / Н. В. Васильева. Магнитогорск, 2007. — 22'с.
  33. , A.A. Контекстное обучение: теория и технологии / А. А, Вербицкий // Новые методы и средства обучения, № 2 (16). Педагогическиетехнологии контекстного обучения / Под ред. A.A. Вербицкого. М.: Издательство «Знание», 1994. — С. 3 — 57.
  34. Вербицкий, A.A. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении
  35. A.A. Вербицкий, Н. А, Бакшаева. Монография. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 200 с.
  36. , A.A. Контексты содержания образования 7 A.A. Вербицкий,*
  37. Т.Д. Дубовицкая. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2003. — 80 с.
  38. , С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы /
  39. С.Г. Вершловский. М.: Педагогика-Л 987. — 184 с.
  40. , H.A. Музыкальное воспитание в детском саду / H.A. Ветлугина.-М.:'Просвещение, 1981.-240 с.
  41. Взаимосвязь психолого-педагогических и специальных дисциплин в профессиональной подготовке учителя музыки. Учебно-методическое пособие. Минск, 1991.- 57 с.
  42. Викулина, M’A. Познавательна активность" студентов: Монография /
  43. М.А. Викулина, С. Н. Казначеева. Нижний Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2006. — 120 с.
  44. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. проф. A.B. Петровского.-Mt: «Просвещение», 1973.-288 с.
  45. Возрастные особенности умственной деятельности взрослых. Сб. научных трудов / под ред. В. И. Степановой: Ленинград, 1974.- 89 с.
  46. , Е.К. Логика: Учебник для. вузов / Е. К. Войшвилло, М. Е. Дегтярев. М.: Руманит. Изд. центр-ВЛАДОС, 1998. — 528 с.
  47. Воробьёва- Ж. А. Формирование эстетической оценки-музыки, у младшихшкольников: Монография / Ж. А. Воробьёва. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2003. — 180 с.
  48. , JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. — Ростов н/Д:изд-во «Феникс», 1998. 480 с.
  49. , JI.C. Психология развития ребенка / JI.C. Выготский. М.:
  50. Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 512 с.
  51. , Б. С. Философия образования для XXI века: Учеб. пособиедля самообразования. Изд. 2-е, перераб. и дополненное / Б. С. Гершунский. — М.: Педагогическое общество России, 2002. 512 с.
  52. , JI.C. О работе над музыкальным произведением / JI.C. Гинзбург. М.: Издательство Музыка, 1968. — 112 с.
  53. , А.Л. Психологические особенности подросткового возраста /
  54. А.Л. Готстдинер // Вопросы методики начального музыкального образования. Сб. статей / Ред. сост. В. И. Руденко, В. А. Натансон. — М.: Музыка, 1981. -С. 12- 32'.
  55. , М.Т. Педагогические основы образования, взрослых / H.A.
  56. Громкова. Ml: Издательство МСХА, 1933. — 163 с.
  57. , В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии /В:В. Гузеев: М.: НИИ’школьных технологий, 2004.- 128 с.
  58. , В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологическиепроблемы построения учебноых предметов) /В.В. Давыдов. М.: «Педагогика», 1972. — 424 с.
  59. , Е.В. Методика преподавания сольфеджио / Е. В. Давыдова.
  60. М.: Изд. «Музыка», 1975. 158 с.
  61. , E.IO. Направленность управления образовательным процессомна рост качества образованности студентов средних профессиональных образовательных учреждений:-Учеб-метод, пособие / Е. Ю. Десятова. -Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2003. 39 с.
  62. Жарова, JI. B- Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л. В- Жарова.
  63. Mi: Просвещение, 1993.-205 с. 53I Загвязинский, В<�И: Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / ВМ- Загвязинский- 3-е изд- - М.': Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.
  64. , Н.Н. Фортепианная шра как вспомогательный в музыкальномобразовании- предмет (опыт методического обоснования общего* курса игрышафортепиано)/Н:Н. Загрный.-Л*: «ACADEMIA», 1928: 58с.
  65. Закс, Л. А- Художественное сознание / Л. А. Закс. Свердловск: Изд-во
  66. Урал, ун-та, 1990. 212 с. 56- Засимова-, НШ- Фортепианное- обучение на факультете общественных профессий, (методические рекомендации) / Н. Л. Засимова. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1980. — 58 с.
  67. , Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный: подход: Учеб. пособие / Э1Ф. Зеер, А.М. Павлова- Э.Э. Сыма-нюк: М.- Московский психолого-социальный институт, 2005. — 216 с.
  68. , Б.Я. О музыкальной педагогике / Б. Я. Землянский. М.:1. Музыка", 1987.- 144 с. •
  69. , И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И. А. Зимняя. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 39 с.
  70. , И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И. А. Зимняя. М.: Логос, 2004. — 384 с.
  71. , С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студ.выспг. учеб: заведений / С. И. Змеёв. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 128"с.
  72. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знанийстаршеклассников / Л. Я. Зорина. М.: «Педагогика». — 1978. — 128 с.
  73. , A.A. Аксиология. Научное издание / A.A. Ивин. М.: Высш. шк., 2006.-390 с.
  74. , Ж.Ж. Специфика подготовки ¡-студентов с разным уровнем музыкального развития, в классе фортепиано (на материале музыкально-педагогических факультетов Казахстана): автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.02. / Ж. Ж. Искакова. М., 1997. -19 с.
  75. , Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя,/ Д. Б. Кабалевский. / Сост. В. И. Викторов. М!: «Просвещение», 1981'. — 192 с.
  76. Кабанова-Меллер,' E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение /
  77. E.H. Кабанова-Меллер. М.: Знание, 1981.-91 с.
  78. , М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи / М. С. Каган. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.-384 с.
  79. Каган, М. С- Философская теория ценности / М. С. Каган. Санкт
  80. Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. 205 с.
  81. , A.C. Проблемы Государственного образовательного стандартавысшего профессионального музыкального образования: опыт и перспективы. М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов / A.C. Казурова. — 2005. — 95 с.
  82. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования / Под ред. М.Н.
  83. , В.В. Краевскго. М.: «Педагогика», 1978 — 208 с.
  84. , Н.И. Теория отражения и проблемы эстетики / Н. И. Киященко,
  85. Н.Л. Лейзеров. М.: Искусство, 1983. — 224 с.
  86. , Я.А. Музыкальная грамота. Второе издание перераб. и доп. /
  87. Я.А. Ковальская. М.: «МУЗГИЗ», 1961. — 120 с.
  88. , Г. М. Работа пианиста / Г. М. Коган. М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 200 с.
  89. , Н.И. Проблема методов в музыкальной педагогике: Учебнометодическое пособие / Н. И. Козлов. — Чита: Изд-во Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, 1998.-51 с.
  90. , Г. Г. Ценность музыки: философский аспект. Изд. 2-е. / Г. Г.
  91. Коломиец. М.: Издательство ЛКИ, 2007. — 536 с.
  92. Кон, И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И. С. Кон. М.:1. Просвещение, 1989.-255 с.
  93. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и её сознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  94. Концепция среднего специального образования. М: НИИВО, 1991.20 с.
  95. Концепция федеральных государственных образовательных стандартовобщего образования: проект / Рос. акад. образования- под ред. A.M. Кондакова, A.A. Кузнецова. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 39 с.
  96. , Б.И. Учение процесс творческий: Кн. для учителя: Из опытаработы. 2-е изд., доп. и испр. / Б. И. Коротяев. — М.: Просвещение, 1989.- 159 с.
  97. , Н.П. Музыкально-исполнительские термины: Возникновение, развитие значений и их оттенки, использование в разных стилях / Н. П. Корыхалова. Спб.: Композитор, 2000. -272 с.
  98. , В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. Высш. Пед.учеб. заведений / В. В. Краевский. М.: Издательский центр «Академия», 2003.-256 с.
  99. Краткий философский словарь / А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев и др.- Подред. А. П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 496 с.
  100. , Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классеспециального фортепиано / Б. Л. Кременштейн. — М.: Классика-ХХ1, 2003.- 128 с.
  101. , И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождениядо поздней зрелости: Учеб. пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. -М: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт», 2002. 464 с.
  102. , Ю.Н. Психология обучения взрослых / Ю. Н. Кулюткин. М.:
  103. Просвещение, 1985.- 128 с.
  104. , Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: «Педагогика», 1971. — 112 с. t
  105. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб / B.C. Леднёв. М.: Высш. шк., 1991. — 224 с.
  106. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  107. , И.Я. Дидактические основы методов обучения)/ И. Я. Лернер.
  108. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  109. , Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е.Я.
  110. Либерман. М.: Музыка, 1988. — 236 с.
  111. , H.A. Методика обучения игре на фортепиано: Учеб. Пособие / H.A. Любомудрова. М.: Музыка, 1982. — 143 с.
  112. , Л.А. Анализ музыкальных произведений / Л. А. Мазель, В.А.
  113. Цуккерман. М.: Издательство Музыка, 1967. — 751 с.
  114. , В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / В. Н. Максимова. М: Просвещение, 1987. — 160 с.
  115. , Е.П. Всеобщая музыкальная грамотность и активизацияпрофессионального музыкального образования / Е. П. Макуренкова. -М.: РИО РАМ им. Гнесиных, 2003. 268 с.
  116. Малый толковый словарь русского языка. — М.: «Русский язык», 1990.704 с.
  117. , А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. — Дубна: Издательский центр «Феникс», 1999.-256 с. I
  118. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1983. -96 с.
  119. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / A.M. Матюшкин. М.: «Педагогика», 1972. — 168 с.
  120. , М.И. Методы проблемно-развивающего обучения в средних профтехучилищах. Методические рекомендации / М. И. Матюшкин. М.: Академия педагогических наук СССР, 1983. — 63 с.
  121. , М.И. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ: Метод, пособие для преподавателей сред. ПТУ / М. И. Махмутов, А. З. Шакирзянов. М.: Высшая школа, 1985. -207 с.
  122. , E.F. Мотивация: структура и функионирование / Е.Г. Мин-ков. Дубна: Феникс 1, 2007. — 416 с.
  123. Музыкальный энциклопедический, словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. -М-: Советская энциклопедия, 1990: 672 с.
  124. Музыкальная-энциклопедия: В 6 т. Т. 2. / Гл. ред. Ю. В. Келдыш -М.: «Советская энциклопедия», 1974. 960 стб.
  125. Музыкальная энциклопедия. В 6 т. Т. 3. / Гл. ред. IO.B. Келдыш -М.: «Советская энциклопедия», 1976: Г104!-стб-
  126. , B.C. Возрастная- психология: Феноменология развития- детство- отрочество: Учебник. — 5-е изд. / B.C. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.
  127. , E.B. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. М.: Издательство «Музыка», 1972. — 83 с.
  128. , Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Шестое издание / Г. Г. Нейгауз. М.: Классика-ХХ1, 1999. — 232 с.
  129. , И.Н. Развитие- интеллектуальной? активности студентовв- условиях музыкально-педагогических учебных заведений: автореф. дис. .канд. пед. наук. 13.00.02. / ИЛ I. Немыкина. М., 1982. — 16 с.
  130. , И.Н. Основы- музыкальной. педагогики: Учеб. пособие / И. Н: Немыкина. Екатеринбург: — Уральский педагогический институт, 1993.-64 с.
  131. Новая философская энциклопедия: в 4 т., Т. З: / Ин-т философии: РАН- Нац. общ.-науч. фонд / Научно-ред. совет: B.C. Степин и др. М.: «Мысль», 2001. 692 с.
  132. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA 2000: — М.: Логос, 2004. — 296 с.
  133. , В.Д. Курс фортепиано для музыкантов разных специальностей: История и методические принципы / В-Д. Ныркова. — М.: Музыка, 1988. -48 с.
  134. , Г. Д. Введение в музыкальное воспитание и обучение: Учебное пособие / Г. Д. Огарков. Ростов н/Д: РГПИ, 1991. — 58 с.
  135. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов / Под. ред. Н. Ю. Шведовой. М-: «Советская энциклопедия», 1973. — 846 с.
  136. , В.Г. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии / В.Г. Онушкин- Е! И- Огарев. СПб, Воронеж.: ИОВ? РАО, 1995.- 231 с.
  137. Остроменский, В. Д: Формирование музыкального познания / В. Д. Остроменский. Кишинёв: «Штиинца" — 1988. — 157 с.
  138. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей-/ Под ред. П. И- Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
  139. Педагогика профессионального- образования: Учеб. пособие / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.- Под ред. В! А. Сластёнина. -М: Издательский центр «Академия», 2004. 368 с.
  140. , JI.M. Формирование функциональной грамотности учащихся: основы и технология / JI. M: Перминова. СПб: Типография Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства- 1998. — 49 с.
  141. , В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей / В. И. Петрушин. М.: Академический Проект, 2006.-400 с.
  142. , Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка. Логика и психология / Ж. Пиаже: М.: «Просвещение», 1969. — 659 с.
  143. Поваренков, Ю1П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. М: Изд-во УРАО, 2002. — 160 с.
  144. , В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности: Учеб. пособие / В. М. Подуровский, Н. В. Суслова. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. 320 с.
  145. Попков, B. A- Рефлексивные стратегии познавательной’деятельности в высшем профессиональном образовании / В. А. Попков, А. В: Коржу-ев. М.: Изд. ИУО РАО, 2004. — 200 с.
  146. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие /Д:К., Кирнарская, Н: И: Киященко- К В. Тарасова и др.- Под ред. Г. М: Цыпина: Mb Издательский центр-«Академия" — 2003: — 368 с.
  147. Развитие творческой активности школьников' / Под ред. A.M. Ма-тюшкина- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика- 1991. — 160 с.
  148. Рапацкая- Л-А. Основы общехудожественной подготовки учителя музыки: Учебное пособие по курсу «История русской музыки» / Л. А. Рапацкая. М.: МГОГ1У, 1996. — 146 с.
  149. , С.Х. Искусство и эмоции. Изд 2-е, доп. / С. Х. Раппопорт.- М.: «Музыка», 1972. 166 с.
  150. Рекомендации по совершенствованию содержания рубежного и итогового контроля знаний и умений учащихся средних специальных учебных заведений- / Сост. Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко, Г. Г. Город-ничева. М., 1991. — 15 с.
  151. , X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности / X. Ремшмидт. — М.: Мир, 1994. — 320 с.
  152. , М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студ. пед. высш.учеб. заведений / М. И. Ройтерштейн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 112 с.
  153. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. II / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия- 1998. — 672с.
  154. , С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  155. , С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  156. , Л.И. Психология самовоспитания: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Л. И. Рувинский, А. Е. Соловьёва.- М.: Просвещение, 1982. 143 с.
  157. , М.А. Вопросы музыкальной грамоты / М. А. Румер // Известия АПН РСФСР, вып. 110. Вопросы системы обучения пению в I VI классах / под ред. М. А. Румер. — М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960.-С. 105−190:
  158. Русский энциклопедический словарь, издаваемый профессором С.-Петербургского университета И.Н., Березинымъ. В 16 т. Т. V С.-Пб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1875. — 890 с.
  159. , С.И. Работа пианиста над музыкальным произведением / С. И. Савшинский. М.-Л.: Издательство «Музыка», 1964. — 185 с.
  160. , JI.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие / Л: Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерово, 2001. — 272 с.
  161. , В.В. Общая: педагогика: Избр. лекции / В. В. Сериков: -Волгоград: Перемена, 2004. — 278 с.
  162. , К.А. Мысль в действии: Психология мышления. / K.A. Славская: М: Политиздат- 1968-- 208 с:
  163. , В.И. Основы’психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пог собие для вузов?/. В: И. Слободчиков, Е. И- Исаев- М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с. ¦¦. — г
  164. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В. А. Митсриков, Под общ: редШ.И. Пидкасистого: — М-: ТЦ1Сфера, 2004- 448 с.
  165. , A.M. Логическая- структура учебного материала. Вопросы- дидактического. анализа / A.M. Сохор. М.:-«Педагогика»,. 1974. — 192с:
  166. Старова- E.F. Личностное самоопределение в подростковом возрасте. Монография / Е.Г. Старова- М.: МОСУ, 2003 — 64 с.175: Сголович, JI.II. Эстетическая и художественная ценность: сущность, специфика- соотношение / Л: Н. Столович- -М-: Знание, 1983- 64 с.
  167. , JI.H. Жизнь творчество — человек: Функции художественной деятельности / Л. Н. Столович. — М.: Политиздат, 1985. — 415с.
  168. , A.M. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов вузов / A.M. Столяренко. 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2008. — 527 с.
  169. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы), изд. 2-е доп., испр. / Н. Ф. Талызина. М.: Издательство Московского университета, 1984. — 344 с.
  170. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учеб. пособие / Под общ. Ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 368 с.
  171. , Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т. I. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  172. Требования к знаниям и умениям школьников: Дидактико-методический анализ / Под ред. A.A. Кузнецова. М.: Педагогика, 1987.-176 с.
  173. Универсальный энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 1551 с.
  174. , A.B. формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / A.B. Усова. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
  175. Федеральная целевая программа образования на 2006−2010 годы. -М.: 2005.
  176. Федеральный закон: Выпуск 54 (321). Об образовании. М.: ИН-ФРА-М, 2005. — 56 с.
  177. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д. И. Фельдштейн. 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004'. -672 с.
  178. , Г. М. Обучение игре на фортепиано: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец № 2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин. — М.': Просвещение, 1984. 176 с.
  179. , А.Н. Инновационные подходы к начальному обучению игре на .фортепиано (на материале работы с учащимися подросткового и раннего юношеского возраста): автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. / А. Н: Чертовской. Москва, 2000: — 19 с. •
  180. , В.Д. Интеллектуальные операции / В. Д. Шадриков. М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 108 с.
  181. , Т.И. Активация учения школьников / Т. И. Шамова. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  182. , В.П. Очерки по истории эстетики. От Сократа до Гегеля / В. П. Шестаков. М.: «Мысль», 1979. — 372 с.
  183. , В.А. Формирование и развитие у учащихся основ содержательного анализа инструментальной музыки на занятиях фортепиано: автореф. дис.. канд. пед. наук, 13.00.01. / В. А. Школяр. М., 1994: -16 с.
  184. , А.П. Фортепианная педагогика. Метод, пособие / А. П. Щапов. М.: Издательство Советская Россия, 1960. — 171 с.
  185. Щукина, Г. И: Активизация познавательной1 деятельности1 учащихся в учебном- процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / Г. И. Щукина. М.: Просвещение, 1979: — 160 с.
  186. Энциклопедический словарь: В 2 т. Т.1А Гл. ред. Б. А. Введенский. -М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1963.-656 с.
  187. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауз И.А. Ефрон 1890 г. — 1907 г. В, 82 т. Т. 18. -Ярославль.: «ТЕРРА» — «TERRA», 1991.-974 с.
  188. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. A.A. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.-447 с.
  189. , В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки / В. Л. Яконюк. Мн.: Высш. школа, 1979. — 104 с.
  190. , В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие / В. А. Якунин. / Европ. Ин-т экспертов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
  191. , Т.Н. Педагогика среднего профессионального образования: курс лекций / Т. Н. Яркина. ГОУ ВПО Томский государственный педагогический университет. — Томск: Издательство ТГПУ, 2009. — 272 с.
Заполнить форму текущей работой