Технология развития критического мышления будущих менеджеров в профессионально-ориентированной подготовке к деловому общению
Проблема формирования и развития навыков делового общения специалистов любого профиля неоднократно ставилась и решалась как зарубежными (Дж. Хант, J.C. Bean, J. Robbins, H.J. Ruminski, W.E. Hanks и др.), так и отечественными учеными (М.А. Богатырева, Н. Д. Гальскова, Л. И. Корнилова, Г. С. Максимцева, Т. С. Самохина, О. Ю. Сафонова и др.), I однако в ее контексте специально не исследовались… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ^ ДЕЛОВОМУ ОБЩЕНИЮ
- 1. 1. Понятие и сущность критического мышления, основы его развития в ^ педагогических исследованиях
- 1. 2. Деловое общение как наиболее эффективная область развития критического мышления
- 1. 3. Психолого-педагогическая характеристика менеджера как специалиста, обладающего техниками критического мышления
- 1. 4. Педагогические условия развития критического мышления студентов в процессе иноязычной подготовки к деловому общению
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ОПЫТНОЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ В ДЕЛОВОМ ИНОЯЗЫЧНОМ ОБЩЕНИИ
- 2. 1. Проектирование системы иноязычной подготовки студентов, обеспечивающей развитие критического мышления в деловом общении будущих менеджеров
- 2. 2. Кейс-метод (Case Study) как методологическая основа развития критического мышления в процессе обучения деловому общению на английском языке
- 2. 3. Технология развития критического мышления студентов НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления» средствами учебного пособия «Развиваем критическое мышление менеджера»
- 2. 4. Экспериментальная проверка и оценка результатов исследования эффективности технологии развития критического мышления будущих менеджеров в иноязычном образовательном процессе
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Технология развития критического мышления будущих менеджеров в профессионально-ориентированной подготовке к деловому общению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В настоящее врег^я в России к любому специалисту, в том числе в области менеджмента, предъявляются ' определенные требования. Учитывая специфику профессиональной деятельности менеджеров, острую необходимость во взаимодействии и взаимопонимании с партнерами в профессиональной сфере на межкультурном уровне, одним из основных выступает владение навыками делового общения.
Проблема формирования и развития навыков делового общения специалистов любого профиля неоднократно ставилась и решалась как зарубежными (Дж. Хант, J.C. Bean, J. Robbins, H.J. Ruminski, W.E. Hanks и др.), так и отечественными учеными (М.А. Богатырева, Н. Д. Гальскова, Л. И. Корнилова, Г. С. Максимцева, Т. С. Самохина, О. Ю. Сафонова и др.), I однако в ее контексте специально не исследовались вопросы развития критического мышления. Для нашего диссертационного исследования этот вопрос представляет особый интерес, поскольку будущий менеджер — это высококвалифицированный специалист, основная задача которого состоит в том, чтобы обеспечить оптимальное функционирование непрерывно развивающейся (управленческой, социальной и т. д.) системы в процессе постановки проблем, поиска разумных альтернатив для их эффективного решения, необходимости осознания ценности постигаемой действительности, умения проводить рефлексию, а также наличия таких профессионально важных I качеств, как самостоятельность, дисциплинированность, готовность к принятию эффективных управленческих решений и ответственности за них.
Все изложенное обосновывает актуальность нашего диссертационного исследования.
Анализ научной литературы по теме исследования, изучение системы подготовки студентов, будущих менеджеров, в рамках высшего профессионального образования позволил выделить следующие недостатки:
— несоответствие подготовки выпускников вуза требованиям современного рынка труда;
— несоответствие существующих традиционных систем и технологий предъявляемым требованиям к профессионально-ориентированной подготовке специалистов с развитым критическим мышлением;
— отсутствие в существующих учебниках и учебных пособиях по иностранному языку научно обоснованных рекомендаций, нацеленных на развитие критического мышления будущих менеджеров.
На основании вышесказанного можно утверждать, что необходимо создание новой профессионально-ориентированной системы подготовки будущих менеджеров, которая бы обеспечивала эффективное развитие критического мышления в процессе обучения студентов деловому общению. Однако в образовательном процессе вуза имеются противоречия между:
— возрастанием роли критического мышления в профессиональной деятельности будущих специалистов в области менеджмента и отсутствием соответствующей подготовки студентов в названном направлении;
— существующей традиционной системой профессионально-ориентированной подготовки будущих менеджеров и необходимостью создания новой системы и технологии развития критического мышления на основе кейсовой методики, обеспечивающих эффективное развитие критического мышления студентов неязыкового вуза;
— направленностью современного высшего образования на развитие критического мышления студентов и качеством ее учебно-методического обеспечения.
Указанные противоречия способствовали определению педагогической проблемы: каковы теоретические основы, концептуальные положения, методические подходы и организационно-педагогические условия разработки и реализации технологии развития критического мышления студентов, будущих менеджеров, в процессе профессионально-ориентированной подготовки к деловому общению.
Недостаточная теоретическая разработанность обозначенной проблемы и большая практическая значимость ее решения определили тему настоящего исследования: «Технология развития критического мышления будущих менеджеров в профессионально-ориентированной подготовке к деловому общению».
Цель исследования: повышение качества профессионально-ориентированной подготовки студентов на основе специально разработанной технологии развития критического мышления будущих менеджеров в процессе обучения деловому общению.
Объект исследования: профессионально-ориентированная подготовка будущих менеджеров к деловому общению.
Предмет исследования: технология развития критического мышления будущих менеджеров в процессе обучения деловому общению.
Гипотеза исследования: развитие критического мышления у будущих менеджеров может успешно осуществляться, если:
— изучить роль критического мышления для будущих менеджеров в процессе обучения студентов деловому общению;
— выявить педагогические условия развития критического мышления студентов, будущих менеджеров, в процессе профессионально-ориентированной подготовки к деловому общению;
— создать систему профессионально-ориентированной подготовки студентов к деловому общению, учитывающую специфику управленческой деятельности будущих менеджеров и сочетающую в себе три аспекта: взаимосвязанное обучение четырем видам речевой деятельности, рефлексию и деловое общение;
— разработать технологию развития критического мышления в рамках единого подхода;
— реализовать в учебном процессе разработанную технологию на основе авторского учебного пособия «Развиваем критическое мышление менеджера».
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи исследования:
1) проанализировать существующие подходы к определению понятия «критическое мышление» в трудах отечественных и зарубежных исследователей, на этой основе обосновать сущностные характеристики критического мышления менеджера как основы его профессиональной компетентности;
2) выявить специфику делового общения как социального феномена;
3) определить педагогические условия формирования и развития критического мышления у будущих менеджеров;
4) разработать систему профессионально-ориентированной подготовки студентов к деловому общению, учитывающую обозначенные педагогические условия и специфику управленческой деятельности;
5) разработать на основе кейсовой методики, апробировать и определить эффективность технологии развития критического мышления в процессе обучения деловому общению, сочетающему коммуникативный, системный, личностно-деятельностный, творческий и индивидуальный подходы в обучении;
6) разработать и апробировать авторское учебное пособие для формирования навыков делового общения и развития критического мышления студентов.
Методологическую основу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых:
— по теории общего и профессионального образования и развития (В.И. Андреев, J1.A. Анисимова, Н. В. Аниськина, Б.М. Бим-Бад, О. М. Буранок, A. J1. Бусыгина, Т. И. Ильина, C.B. Кульневич и др.);
— идеи личностно-ориентированного и коммуникативного подходов (И.Л.Бим, А. Н. Леонтьев, Е. И. Пассов, В. М. Радомский, и др.) — по деятельностному подходу (Н.Ф. Андрейченко, А. П. Зинченко, В. А. Сластенин, Г. П. Щедровицкий и др.);
— научные труды по методике обучения иностранному языку (Н.Д.Гальскова, Н. И. Гез, Г. А. Китайгородская, Л. И. Корнилова, М. В. Ляховицкий, A.A. Миролюбов, Е. В. Мусницкая, Л. М. Орбодоева, Е. И. Пассов, Е. Н. Соловова и др.);
— по теории развития критического мышления (В. Болотов, Р. Х. Джонсон, И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек, И. И. Ильясов, A.B. Коржуев, Д. Клустер, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова, Д. Спиро и др.);
— исследования по развитию делового общения и мужкультурной коммуникации (Е.И. Калмыкова, М. Н. Кузнецова, Е. В. Мусницкая, Т. С. Самохина, С. И. Самыгин, A.M. Руденко, H.H. Тренев и др.);
— исследования по обучению деловому общению (Е.М. Верещагин, Н. М. Власенко, Н. П. Головина, И. А. Зимняя, Л. В. Капустина, Л. И. Корнилова, Г. С. Максимцева, Г. А. Китайгородская, О. И. Кучеренко, Ю. Е. Прохоров, А. П. Руденко и др.);
— исследования, раскрывающие психологические закономерности и принципы профессионального становления личности (Г.М. Андреева, А. Л. Бусыгина, У. Джеймс, И. А. Зимняя А.Н. Леонтьев, Д. Майерс, A.B. Морозов, O.A. Бабенко и др.);
— по теории развития менеджмента (Л. Гирка, В. М. Денисов, O.A. Зайцева, A.A. Радугин, К. А. Радугин, Н. И. Рогачева, A.B. Карпов, А. Г. Курбатов, А. П. Панфилова, В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин, М. Э. Сейфуллаева, I.
Дж.В. Ньюстром, К. Дэвис и др.).
Для решения поставленных задач диссертационного исследования были использованы следующие теоретические и эмпирические методы: анализ философской, педагогической, психологической и научно-методической литературыконцептуальный анализ диссертационных работ по теме исследования, изучение педагогического опытаотбор аутентичного материала.
— текстов по страноведческой и профессиональной тематикенаблюдениеметоды устного и письменного опроса (анкетирование) — педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный) — обработка результатов исследования.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления». Исследованиями были охвачены студенты 1−2 курсов следующих специальностей: «Менеджмент», «Менеджмент организации», «Экономика», «Связи с общественностью»,. «Финансы и кредит», «Прикладная информатика», «Прикладная информатика (в экономике)», «Дизайн».
Этапы исследования.
На первом этапе (сентябрь 2009 г. — сентябрь 2010 г.) изучалась философская, психолого-педагогическая и методическая литературы по теме исследования, определялся аппарат исследования (объект, предмет, гипотеза, этапы, цель, задачи и направления исследования), осуществлялось накопление эмпирического материала, теоретическое обоснование объекта и предмета исследования. Проводилось также анкетирование, опросы, тестирование, ' беседы и обрабатывались полученные результаты.
На втором этапе (сентябрь 2010 — сентябрь 2011 гг.) велось теоретическое обоснование, проектирование и реализация в учебном процессе новой системы иноязычной подготовки и технологии развития критического мышления будущих менеджеров, определялись структура и содержание авторского учебного пособия, публиковались материалы исследования.
На третьем этапе (сентябрь 2011 — сентябрь 2012 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по внедрению технологии развития критического мышления будущих специалистов в области менеджмента в I процесс профессионально-ориентированной подготовки к деловому общению (на основе кейсовой методики), определялась эффективность предложенной технологии и разработанного учебного пособия, анализировались и оценивались результаты формирующего этапа педагогического эксперимента. На данном этапе осуществлялась также систематизация и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, количественный и качественный анализ полученных данных, формулировались выводы, продолжалась публикация материалов, и велось текстовое оформление диссертации, определялись перспективы дальнейшего исследования проблемы. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые:
— спроектирована система профессионально-ориентированной подготовки студентов с учетом специфических особенностей функциональной деятельности будущих менеджеров;
— выявлена и экспериментально обоснована в рамках разработанной системы совокупность педагогических условий развития критического мышления, обеспечивающих ее эффективное функционирование и позволяющих повысить качество профессиональной подготовки студентов неязыкового вуза;
— создана на основе кейсовой методики, теоретически обоснована и экспериментально проверена технология развития критического мышления будущих менеджеров в процессе обучения деловому общению;
— разработано и апробировано авторское учебное пособие «Развиваем критическое мышление менеджера», эффективность которого подтверждена в ходе опытно-экспериментальной работы. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
— система и технология развития критического мышления в процессе профессионально-ориентированной подготовки будущих менеджеров к деловому общению на базе кейсовой методики представлены в контексте коммуникативного и личностно-деятельностного подходов как доминантных;
— теоретически аргументирована целесообразность разработки на кейсовой основе технологии развития критического мышления и ее внедрения в процесс обучения будущих менеджеров деловому общению в условиях неязыкового вуза.
Практическая значимость исследования определяется тем, что: разработана технология развития критического мышления, которая позволяет повысить эффективность и качество профессионально-ориентированной подготовки будущих специалистов в области менеджмента в процессе обучения деловому общению;
— реализована кейсовая методика в организации профессионально-ориентированной подготовки студентов, что позволяет повысить ее продуктивность и целенаправленность;
— разработано учебное пособие, которое обеспечивает качественное развитие необходимых видов речевой деятельности, что, в свою очередь, положительно сказывается и на эффективности профессиональной подготовки будущих менеджеров;
— материалы исследования могут быть использованы преподавателями неязыковых вузов любого профиля.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены методологическими, педагогическими, психологическими предпосылками исследованиярассмотрением проблемы в целостном учебном процессе, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели и задачам, и направленных на проверку гипотезыучетом особенностей процесса подготовки будущих специалистов в области менеджментарепрезентативностью используемых выборок при проведении экспериментальной работыанализом результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работывнедрением результатов исследования в педагогическую практикуопытом работы автора в качестве преподавателя иностранного языка в неязыковом вузе.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения диссертации и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на международных, всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях: «Преподавание и изучение иностранных языков и культур: традиции и новации» (Тольятти,.
2010), «Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков в I неязыковых вузах: традиции и новации» (Сызрань, 2010), «Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты» (Тверь, 2010), «Ключевые компетенции в обучении иностранному языку: новое или хорошо забытое старое» (Самара, 2010), «Педагогика и психология на современном этапе» (Ставрополь, 2011).
Отдельные результаты исследования нашли отражение в 8 публикациях автора, в том числе в 3-х изданиях, рекомендованных ВАК РФ, двух учебно-методических работах и одном учебном пособии.
Итоги исследования обсуждались на заседании кафедры иностранных 1 языков НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления».
Внедрение результатов исследования и разработанного учебного пособия «Развиваем критическое мышление менеджера» осуществлялось в учебном процессе НОУ ВПО «Тольяттинская академия управления», что подтверждено актом о внедрении.
На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Педагогические условия развития критического мышления студентов в процессе профессионально-ориентированной подготовки к деловому общению представляют собой совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса, от реализации которых зависит процесс развития критического мышления студентов вуза. Это — наличие четко обоснованных целей, задач и содержания образовательного процессавзаимосвязь психологического, технологического и коммуникативного компонентов в целостном образовательном процессевключение каждого студента в реализацию иноязычно-речевой деятельностисубъект-субъектное взаимодействие (право на собственное решение) — активизация учебной профессионально-ориентированной деятельности студентовосуществление опосредованного контроля сформированности критического мышлениясоздание специального авторского учебного пособия и высокий уровень сформированности критического мышления у преподавателей вуза/.
2. Система профессионально-ориентированной подготовки студентов, будущих менеджеров, в которой реализованы выявленные педагогические условия.
3. Технология развития критического мышления будущих менеджеров, разработанная на основе коммуникативного подхода и реализованная в рамках кейсовой методики.
4. Учебное пособие как средство развития критического мышления будущих менеджеров в процессе обучения деловому общению на основе поэтапной реализации разработанной технологии.
Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения,, двух глав, заключения, библиографического списка из 193 наименований, содержит 4 приложения на 26 страницах, 14 таблиц, 15 рисунков, 3 диаграммы, 1 гистограмму. Общий объем рукописи составляет 192 страницы.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
1. В процессе работы над второй главой диссертационного исследования была спроектирована технология развития критического мышления будущих менеджеров в контексте иноязычной подготовки к деловому общению, разработанная с учетом таких существующих методологических требований, как концептуальность, процессуальность, системность, управляемость, контролируемость, эффективность и воспроизводимость.
2. Основой разработанной технологии выступает предложенная в данном диссертационном исследовании система иноязычной подготовки студентов, которая сочетает в себе необходимые для ее реализации педагогические условия, формы и методы работы, средства и компоненты содержания обучения и позволяет решать вопросы мотивации студентов, будущих менеджеров, к развитию критического мышления и изучению английского языка.
3. Среди условий, необходимых для реализации данной технологии выделены: наличие четко обоснованных целей, задач и содержания образовательного процессавзаимодействие в нем психологического, технологического, коммуникативного компонентоввключение каждого студента в процесс выполнения иноязычной деятельностисубъектI субъектное взаимодействие (право студента на принятие собственного решения) — осуществление опосредованного контроля сформированности критического мышленияспециально разработанное авторское учебное пособиевысокий уровень сформированности критического мышления у преподавателей вуза. Определены следующие подходы реализации разработанной технологии: кейсовый, коммуникативный, системный, личностно-деятельностный, творческий, индивидуальный. Предложен контроль сформированности критического мышления студентов, сочетающий в себе промежуточный и итоговый контроль как преподавателя, так и студента.
4. С учетом современных научно-методических требований разработано авторское учебное пособие, «Развиваем критическое мышление менеджера», в котором реализована технология развития критического мышления студентов, будущих менеджеров.
5. Разработанное учебное пособие отличается коммуникативной направленностью, в его основе лежит метод конкретных ситуаций и системно-деятельностный подход. Сочетание различных форм работы, расширение не только знаний, но и умений обучающихся — все это способствует повышению мотивации студентов, будущих менеджеров, в целом эффективности процесса развития критического мышления.
6. Спроектированная педагогическая технология, обеспечивающая развитие I критического мышления будущих специалистов в области менеджмента на основе специально разработанного учебного пособия, была использована для проведения опытно-экспериментального обучения.
7. Результаты опытно-экспериментального обучения послужили существенным доказательством гипотезы, которая заключалась в том, что критическое мышление специалистов в области менеджмента можно успешно развивать в процессе обучения деловому общению, если эту технологию внедрить в учебный процесс и обеспечить ее реализацию на основе специально разработанного авторского учебного пособия, а для I оценки полученных результатов использовать сравнительный анализ средних значений результатов обучения, а также разного рода анкетирование и опросы. I.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
На основе анализа философской, педагогической, психологической, научно-методической и управленческой литературы, а также на основе опытноэкспериментальной работы были сделаны следующие выводы:
1. Вопрос развития критического мышления выпускников неязыковых вузов является в настоящее время одним из самых актуальных. Решение данной проблемы в ходе профессиональной подготовки студентов, будущих менеджеров, состоит в том, чтобы осуществить эффективное развитие у них способности критического осмысления любого рода информации и на русском, и в особенности на английском языке, что позволит студентам в дальнейшем принимать качественные, обоснованные решения и эффективно осуществлять их профессиональную деятельность. Таким образом, наличие у будущих специалистов в области I менеджмента развитого критического мышления следует рассматривать как основу для дальнейшего профессионального роста будущего управленца.
2. Исходя из профессиональных потребностей будущего менеджера, становится возможным выделить следующие составляющие компоненты критического мышления как деятельности. А именно: организационный, технологический, рефлексивный, оценочный, когнитивный и личностный. Большое значение имеют критерии уровня развитости критического мышления. В качестве таких критериев выделены: I мотивационно-когнитивный (знание и четкое понимание того, что такое критическое мышление, для каких целей оно необходимо будущему менеджеру, умение выделять и критически осмысливать главное из целого потока информации), деятельностный (умение вырабатывать нестандартные решения проблем и задач будущей профессиональной деятельности), рефлексивно-перцептивный (гибкость позиции, умение проводить самостоятельную оценку результатов, самооценка). Они отражают специфику функциональной деятельности будущих менеджеров.
3. Важное значение для данной исследовательской работы имеет четкое понимание того, что представляет собой «критическое мышление». Критическое мышление в данной работе понимается как деятельность, как процесс, как система психических состояний, свойств, приемов и способов, направленных на продуцирование оценки. Для критического мышления характерно построение логических, умозаключений, создание согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решений, касающихся того, отклонить какое-либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение, что особенно важно для дальнейшей профессиональной деятельности будущих менеджеров., 4. Профессиональная подготовка будущих менеджеров, а именно развитие критического мышления в процессе иноязычной подготовки к деловому общению, требует соблюдения ряда условий (наличие четко обоснованных целей, задач и содержания образовательного процессавзаимодействие психологического, технологического и коммуникативного компонентоввключение каждого студента в реализацию какой-либо деятельностисубъект-субъектное взаимодействие (право на собственное решение) — активизация учебно-профессиональной деятельности студентовосуществление ¦ опосредованного контроля сформированное&tradeкритического мышленияспециально разработанное авторское учебное пособиевысокий уровень сформированности критического мышления у преподавателей вуза).
5. Развитие критического мышления в процессе иноязычной подготовки будущих менеджеров к деловому общению требует выстраивания учебного процесса в соответствии с такой системой, которая учитывает предъявляемые к профессиональной деятельности менеджеров требования внешней (требования работодателей к компетенциям выпускников), профессиональной (профессиональная деятельность, в том числе связанная с международным сотрудничеством, в различных структурах, включающих управленческую. деятельность) и образовательной среды (учебный план, учебно-методические комплексы и учебно-материальная база вуза) и представляет собой многокомпонентную структуру, включающую формы и методы, средства обучения, технологию обучения и компоненты содержания, и которая позволяет повысить уровень развития критического мышления будущих менеджеров.
Спроектированная технология призвана обеспечить высокий уровень развития критического мышления специалистов в области менеджмента, тем самым удовлетворить существующие требования к подготовке высококвалифицированного специалиста в области менеджмента. Помимо этого технология, базируясь на выделенных условиях развития критического мышления будущих менеджеров, опирается на следующие подходы: кейсовый, коммуникативный, системный, личностно-деятельностный, творческий и индивидуальный.
В качестве методологической основы развития критического мышления в процессе обучения деловому общению на английском языке является кейс-метод (Case study) — метод активного, интенсивного обучения, опирающийся в свою очередь на совокупность следующих дидактических принципов: индивидуальный подход к каждому обучающемусявариативностьобеспечение обучающихся широким набором наглядных материалов, касающихся задач, решаемых в кейсепрагматизм в обучениивовлечение обучающихся в решение «реальных» проблемумение работать с любого рода информациейуспешность в обучениипроблемность, то есть опора на конкретные проблемы, возникающие в реальной практике.
Важное значение в процессе развития критического мышления уделяется средствам обучения. Специально разработанное авторское учебное пособие, как показало опытное обучение, обеспечивает качественное развитие критического мышления будущих менеджеров. Как в крупноблочной структуре, так и в самом содержании учебного пособия заложены педагогические, психологические, методические и лингвистические основы обучения иностранным языкам. В процессе создания авторского пособия учитывались основные научно-методические требования, среди которых системность и комплексность,, учет лингвистических, психологических, методических особенностей обучения и особенностей родного языка, преемственность учебных материалов, научно-обоснованный подход к их отбору, цикличность в выстраивании этих материалов и их речевая направленность. Важную роль при работе с пособием играет аутентичность всех кейсов, которые позволяют акцентировать внимание студентов на необходимость критического осмысления информации, оптимизируя тем самым их познавательную деятельность и повышая уровень развития критического мышления. 9. Результаты формирующего эксперимента, в процессе которого экспериментально апробирована технология развития критического мышления будущих менеджеров, свидетельствуют о ее довольно высокой эффективности. Полученные данные также показывают, насколько успешным может быть обучение студентов неязыковых вузов, если оно осуществляется на основе специально разработанного учебного пособия. Проведенное исследование не может претендовать на исчерпывающее описание всех аспектов проблемы, заявленной в данной диссертационной работе. К числу вопросов, нуждающихся в дальнейшей проработке, следует 1 отнести:
— развитие критического мышления студентов других уровней иноязычной подготовки;
— обновление тематического материала кейсов параллельно с изменениями в реальной управленческой практикереализация воспитательного потенциала в процессе развития критического мышления в ходе иноязычного образовательного процессаразработка системы и технологии развития критического мышления преподавательского состава. I.
Список литературы
- Агранович, Б.Л. Инновационное инженерное образование Текст. / Б. Л. Агранович, А. И. Чучалин, М. А. Соловьев // Инженерное образование. 2004. — № 1.-С. 11−14.
- Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) Текст. / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М.: ИКАР, 2009. — 448 с.
- Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития Текст. 2-е изд. / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 600 с.
- Андреева, Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для вузов. 5-е изд. / Г. М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 2012. — 363 с.
- Андрейченко, Н.Ф. Организация практической профессиональной подготовки Текст. / Н. Ф. Андрейченко // Атриум: сборник научных статей Тольяттинской академии управления. Серия «Педагогика». 2006. — № 4 (Февраль). — С. 27−31.
- Бабенко, O.A. Качества личности менеджера Электронный ресурс. /
- A. Бабенко. Режим доступа: http://www.sunhome.ru/psvchology/14 639/ р2 (Дата обращения: 12.09.09)
- Багиев, Т.Д. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода Электронный ресурс. / Г. Л. Багиев, В. Н. Наумов. Режим доступа: http://www.marketing.spb.ru/ read/m21/1.htm (Дата обращения: 23.11.10)
- Бернштейн, В.Л. Некоторые приемы развития умения неподготовленной речи Текст. / В. Л. Бернштейн // Иностранные языки в школе. 2004. -№ 7. -С. 17−24.
- Бим, И.Л. К проблеме планируемого результата обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе Текст. / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. 1984. — № 6. — С. 17−24.
- Бичик, C.B. Словарь экономических терминов Текст. / C.B. Бичик, A.C. Даморацкая, И. В. Даморацкая. Минск: Вышэйшая школа. — 2009. -271 с.
- Богатенкова, Н.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения Текст. / Н. В. Богатенкова, И. В. Муштавинская. СПб.: ГУПМ, 2001. — 79 с.
- Большая советская энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/dict/bse (Дата обращения: 26.08.09)
- Большой иллюстрированный словарь иностранных слов Текст. / под ред. Н. Ярошенко. М.: Издательство «Ридерз Дайджест», 2005. — 400 с.
- Большой психологический словарь Текст. / под ред. Б. Г. Мещерякова,
- B.П. Зинченко. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Олма-пресс, 2004. — 630 с.
- Большой психологический словарь Текст. / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 672 с.
- Борисова, С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга Текст. / С. Е. Борисова // Вопр. психологии. 1999. — № 4.1. C. 52−57.
- Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности Текст.: монография / Н. М. Борытко. Волгоград: изд-во «Перемена», 2001. -181 с.
- Бусыгина, А. Л. Профессор профессия: теория проектирования 1 содержания образования преподавателя вуза Текст. / А. Л. Бусыгина.изд. 2-е, испр. и доп. Самара: ГП «Перспектива" — Изд-во СамГПУ, 2003. — 198 с.
- Вайсбург, М.Л. Сопоставительное моделирование разных вариантов организации и проведения ролевой игры как способ определения их эффективности Текст. / М. Л. Вайсбург, Л. Н. Пустосмехова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. — С. 15−19.
- Валеева, JI. Формирование критического мышления студентов в процессе обучения иностранному языку Текст. / Л. Валеева // Высшее образование в России. 2008. — № 11 — С. 120−122.
- Википедия — свободная энциклопедия Электронный ресурс. Режим • доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (Дата обращения: 16.01.10)
- Вишнякова, М.В. Охота на менеджера в кризисный период Текст. / М. В. Вишнякова // Управление персоналом. 2009. — № 9. — С. 40−42.
- Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика Текст. / С. М. Вишнякова. М.: НМЦСПО, 1999.-538 с.
- Волков, Е. Критическое мышление: принципы и признаки. Введение Электронный ресурс. / Е. Волков. Режим доступа: http ://www. evolkov.net/critic .think/ articles/VolkovE. Critical.think.principles. i ntm (Дата обращения: 04.12.09)
- Гайфуллин, В .Г. Технологические подходы в педагогике. Ученые записки Текст. / В. Г. Гайфуллин. Казань: Изд-во ТГГИ, 2000. — 150 с.
- Гальскова, Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам Текст. / Н. Д. Гальскова // Иностранные языки в школе. 2004. — № 1. — С. 3−8.
- Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителей. 2-е изд., перераб. и доп. Текст. / Н. Д. Гальскова. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с.
- Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика Текст.: учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Гальскова. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 336 с.
- Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований Текст. / Н. И. Гез // Иностранные языки в школе. 2005. — № 2. — С. 17−24.
- Геращенко, И. Методологические программы в педагогике Текст. / И. Геращенко // Высшее образование в России. 1997. — № 2. — С. 126 129.
- Гирка, JI. От чего зависит успешность руководителя Текст. / JI. Гирка // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2008. — № 4. — С. 66−70.
- Головин, Б.Н. Основы культуры речи Электронный ресурс. / Б. Н. Головин. Режим доступа: http://english.posyo.ru/buscom.html (Дата обращения: 30.09.09)
- Гордн, В.Э. Использование кейс-метода в производственной и преддипломной практике студентов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oot-nmk.rU/oot/3/keys-stadii/isporzovanie keys-metoda.html. (Дата обращения: 07.06.11)
- ГОСТ Р ИСО 10 015 Электронный ресурс. Режим доступа: http://msk.treko.ru/showdict1448 (Дата обращения: 16.01.10)
- Громова, Н.М. Тематический аспект содержания обучения будущих специалистов иностранному языку Текст. / Н. М. Громова // Профессиональная коммуникация как цель обучения иностранным языкам в неязыковом вузе. М.: ТР. МГЛУ, 2000. — Вып. 454. — С. 53−59.
- Давыдов, В.В. Изменение в содержании и оценке качества образования и образовательных технологий (очередной этап) Текст. / В. В. Давыдов // Alma Mater. 1998. — № 3. — С. 17−21.
- Даутова, О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении Текст.: учеб.-метод. пособие для учителей / О. Б. Даутова, О.Н. Крылова- под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006. — 176 с.
- Денисов, В.М. Ресурсы менеджера Текст. / В. М. Денисов П Менеджментiв России и за рубежом. М.: Финпресс, 2003. — № 4. — С. 45−58.
- Джеймс, У. Психология Текст. / У. Джеймс. М.: Гаудеамус, 2011. -318 с.
- Джонсон, Р.Х. Несколько замечаний касательно обучения критическому мышлению Текст. / Р. Х. Джонсон // КМ новости, проект «Критическое мышление». Университет штата Калифорния, 1985. — № 1- Т. 4. — 210 с.
- Дистанционное обучение: учеб. пособие / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. — 192 с.
- Долгоруков, A.M. Метод кейсов (case study) Электронный ресурс. / A.M. Долгоруков. Режим доступа: http://www.evolkov.net/ case/case.study.html] (Дата обращения: 10.12.09).
- Дьюи, Дж. Демократия и образование Текст. / Дж. Дьюи. М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 382 с.
- Дьюи, Дж. Психология и педагогика мышления Текст. / Дж. Дьюи. М., Издательство «Лабиринт», 1999. — 192 с.
- Епишева, О. Управленческая компетентность вузовского руководителя Текст. / О. Епишева, В. Майер // Высшее образование в России. 2005. -№ 8.-С. 141−145.
- Еферова, А.Р. Педагогические условия формирования критического мышления студентов в образовательном процессе технического вуза Текст.: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Р. Еферова. Астрахань, 2010.-211 с.
- Еферова, А.Р. Педагогические условия формирования критического мышления студентов в образовательном процессе технического вуза Текст.: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Р. Еферова. -Воронеж, 2010.-24 с.
- Загашев, И.О. Критическое мышление. Технология развития Текст. / И. О. Загашев, С.И. Заир-Бек. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. — 284 с.
- Зайцева, O.A. Основы менеджмента Текст. / O.A. Зайцева, A.A. Радугин, К. А. Радугин, Н.И. Рогачева- под ред. A.A. Радугина. М.: Изд-во «Центр», 1998.-432 с.
- Зельцерман, Б.А. Учись! Твори! Развивайся! (Игры для развития 1 мышления, речи, общения, творчества) Текст.: метод, разработка /
- Б.А. Зельцерман, Н. В. Рогалева. Рига: ПЦ Эксперимент, 2000. — 144 с.
- Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе Текст. / И. А. Зимняя. М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Зинченко, А.П. Игровая педагогика (система педагогических работ Школы Г. П. Щедровицкого) Текст.: монография. / А. П. Зинченко. -Тольятти, 2000. 184 с.
- Зинченко, А.П. Педагогическая инженерия Текст. / А. П. Зинченко. -Тольятти: Междунар.акад.бизнеса и банк. дела, 1997. 171 с.
- Игнатьева, Н.Ю. Формирование умений невербального общения при обучении студентов-лингвистов межкультурной коммуникации Текст.: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Ю. Игнатьева. Самара, 2009. — 23 с.
- Игнатьева, Н.Ю. Формирование умений невербального общения при обучении студентов-лингвистов межкультурной коммуникации: дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Ю. Игнатьева. Тольятти, 2009. — 231 с.
- Игошев, Б.М. Культурологическая модель социального образования Текст. / Б. М. Игошев, А. Н. Галагузов // Педагогическое образование в России. 2011. — № 2. — С. 15−20.
- Игры обучение, тренинг, досуг. Текст.: в четырех книгах / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1998. — 464 с.
- Игры обучение, тренинг, досуг. Текст.: в четырех книгах / Под ред. В. В. Петрусинского. — М.: Новая школа, 1998. — Книга 5. Педагогические игры. — 136 с.
- Ильина, Т.И. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента Текст. / Т. И. Ильина. М.: Знание, 1975.- 122 с.
- Ильясов, И.И. Критическое мышление: организация процесса обучения
- Текст. / И. И. Ильясов // Директор школы. 1995. — № 2. — С. 50−55.
- Инновационное образовательное учреждение: опыт Тольяттинской академии управления Текст.: коллектив, монография. / И. В. Богданов [и др.], под общ. ред. С. Б. Крайчинской. Тольятти, 2006. — 222 с.
- Карпов, А.В. Психология менеджмента Текст.: учеб. пособие / А. В. Карпов. М.: Гардарики, 2005. — 584 с.
- Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study) Электронный ресурс. Режим доступа: www.casemethod.ru (Дата обращения: 03.05.12)
- Киселева, Ю.В. К проблеме формирования критического мышления студента вуза Электронный ресурс. /Ю.В. Киселева. Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/1091/ (Дата обращения: 03.05.12)
- Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам Текст.: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп / Г. А. Китайгородская. — М.: Высшая школа, 1986. — 103 с.
- Кларин, М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я Текст.: науч.-практ. пособие / М. В. Кларин. М.: Дело, 2002. — 224 с.
- Клустер, Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. -С. 5−13.
- Комплекс педагогических условий эффективной адаптации студентовIвузов к профессиональной деятельности Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.jourclub.ru/6/697/ (Дата обращения: 08.10.11)
- Кондратьев, А.Е. Портрет современного руководителя Текст. / А. Е. Кондратьев, А. Б. Лукьяненко // Руководитель автономного учреждения. 2010. — № 2. — С. 2−6.
- Коржу ев, A.B. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования Текст. / A.B. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова // Педагогика. 2002. — № 1. — С. 18−22.
- Корнилова, Л.И. Иностранный язык на занятиях по обучению общению в военном вузе Текст. / Л. И. Корнилова, В. В. Сайгушева. Тольятти, 1992. -93 с.
- Коротков, Э.М. Исследование систем управления Текст.: учебник / Э. М. Коротков. М.: ДеКА, 2003. — 336 с.
- Критическое мышление. Опубликовано admin в 07.03.2008 в 15:14. -Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cognitologist.ru/?q=node/56] (Дата обращения: 03.08.09)
- Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов Текст. / Л. П. Крысин.1. М.: Эксмо, 2008. — 944 с.
- Кузнецова, М.Н. Ролевая игра как один из способов развития навыков межкультурной коммуникации на занятиях иностранным языком Текст. / М. Н. Кузнецова // Вестник МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. — № 2. — С. 158−168.
- Курбатов, А.Г. Инструменты стратегического управления Текст. / А. Г. Курбатов, А. И. Кузнецов.// Стратегический менеджмент. 2010. -№ 2.-С. 126−141.
- Курочкина, И.Н. Деловая игра в воспитании качеств лидера (на примере занятий по деловому этикету) Текст. / И. Н. Курочкина // Вестник высшей школы.-2001.-№ 8.-С. 18−21.
- Леонтьев, A.A. Психология общения Текст. / A.A. Леонтьев — 5-е изд.1. М.: Смысл, 2008. — 368 с.
- Лившиц, В.М. Психологическая тематика на страницах американского технического журнала Текст. / В. М. Лившиц // Психологический журнал. 1995. — Том 16. — № 4. — С. 152−153.
- Линдсей, Г. Творческое и критическое мышление Электронный ресурс. / Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон. Режим доступа: www, gennadij.pavlenko.name/ex-book?text=25 5] (Дата обращения: 25.08.09)
- Маврина, Н.В. Развитие у студентов вуза культуры деловой переписки Текст.: автореферат дисс. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Маврина.
- Челябинск: ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», 2005. С. 22−23.
- Магун, A.B. Понятие суждения в философии Ханы Арендт Текст. / A.B. Магун//Вопросы философии. 1998.-№ 11. — С. 102−115.
- Маджуга, А. Диалог суть технологий обучения Текст. / А. Маджуга, С. Еримбетова, Б. Ахметжан // Высшее образование в России. — 2004. -№ 3. — С. 116−118.
- Масловская, Т.С. Научно-системный анализ понятий и терминов, используемых в исследовании проблем правового обеспеченияобразовательной деятельности Текст. / Т. С. Масловская // Право и образование. 2004. — № 1. — С. 26−38.
- Махмутов, М.И. Интеллектуальный потенциал россиян: причины ослабления Текст. / М. И. Махмутов // Педагогика. 2001. — № 10. -С. 91−100.
- Метешкин, A.A. Опыт проведения педагогических экспериментов Текст. / A.A. Метешкин // Научно-методический сборник. 1990. — № 40. -С. 31−34.
- Метод кейс-стади Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/otd sl/metod uprav/inovmet/keis.doc (Дата обращения: 07.06.11)
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе Текст. / Под ред. Н. И. Гез, М. В. Ляховицкого, A.A. Миролюбова и др. М.: Высшая школа, 1982. — 373 с.
- Михелькевич, В.Н. Основы научно-технического творчества Текст. / В. Н. Михелькевич, В. М. Радомский. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. -320 с.
- Муштавинская, И.В. Рефлексивные технологии в обучении взрослых Текст.: монография / И. В. Муштавинская // СПб.: СПбАППО, 2008. -144 с.
- Муштавинская, И.В. Технология развития критического мышления на, уроке и в системе подготовки учителя Текст.: учеб.-метод. пособие /
- И.В. Муштавинская. СПб.: КАРО, 2009. — 144 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ, пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько, С. И. Петрова. М.: Интерпрессервис, 2004. — 522 с.
- Ньюстром, Дж.В. Организационное поведение Текст. / Дж.В. Ньюнстром, К. Дэвис- пер. с англ., под ред. Ю. Н. Каптуревского. — СПб: Издательство «Питер», 2000. — 448 с.
- Обзорно-аналитический кадровый портал «Европа Персонал». 1 Электронный ресурс. Режим доступа: www. europa-personal.ru (Датаобращения: 11.08.09)
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.
- Орбодоева, Л.М. О некоторых подходах к структуре учебника по практике межкультурного общения / Л. М. Орбодоева // Автономность впрактике обучения иностранным языкам и культурам. М.: Тр. МГЛУ, 2001. — Вып. 461. — С. 200−212.
- Орлов, А.И. Проблемы управления экологической безопасностью Текст. / А. И. Орлов, В. Н. Федосеев // Менеджмент в России и за рубежом. -2000.-№ 6.-С. 80−81.
- Основы теории коммуникации Текст.: учебник / Под ред. проф. М. И. Василика. М.: Гардарики, 2003. — 615 с.
- Особенности служебно-делового общения Электронный ресурс. -Режим доступа: http://mgup-vm.narod.ru/ (Дата обращения: 25.08.09)
- Особенности функционирования критического мышления. Анализ гуманитарных проблем современного российского общества Текст.:i
- Материалы всероссийской научной Интернет-конференции с международным участием / Под ред. С. А. Ветрова и А. Е. Рослякова. -Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2005. 180 с.
- Официально-деловой стиль речи. Специфика деловой коммуникации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ido.rudn.ru/ ffec/rlang/rll l. html (Дата обращения: 05.04.2010)
- Панфилова, А.П. Игротехнический менеджмент: Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала Текст.: учеб. пособие / А. П. Панфилова. СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2003. i-536 с.
- Панфилова, А.П. Основы менеджмента. Полное руководство по кейс-технологиям Текст. / А. П. Панфилова, Л. А. Громова, И. А. Богачек, В. А. Абчук / под ред. проф. В. П. Соломина. СПб.: Питер, 2004. — 240 с.
- Пассов, Е.И. Учебник как феномен сферы иноязычного образования / Е. И. Пассов // Иностранные языки в школе. 2004. — № 4. — С. 39−46.
- Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
- Пешков, И.В. Введение в риторику поступка Электронный ресурс. / И. В. Пешков. Режим доступа: http: // english.posyo.ru/bus com. html (Дата обращения: 30.09.09).
- Подласый, И.П. Педагогика Текст.: учебник / И. П. Подласый. 2-е изд., доп. — М.: Издательство «Юрайт" — Высшее образование, 2010. — 574 с.
- Подсыпанина, Т.Д. Менеджер XXI века: проблемы и перспективы ' подготовки Текст. / Т. Д. Подсыпанина // Бизнес-образование. 2001.1 (10). —РАБО.-С. 109.
- Полукаров, B.JI. Психология менеджмента Текст.: учебное пособие / В. Л. Полукаров, В. И. Петрушин. 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2010. -280 с.
- Попова, Т.Г. О важности развития комбинаторно-логического мышления старшеклассников Текст. / Т. Г. Попова // Известия РГПУ. 2008. — № 24 (55).-С. 428−432.
- Психологический словарь Текст. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996.-440 с.
- Психология Текст.: учебник / под ред. A.A. Крылова. 2-е изд. — М.: ПРОСПЕКТ, 2005.-495 с.
- Пшонковская, И.А. Стратегии развития критического мышления в парадигме текстологической эвристики ИТО-2005 / Секция VIII: только публикация Электронный ресурс. / И. А. Пшонковская. Режим доступа: http://ito.edu.ru/index.html/ (Дата обращения: 13.06.10)
- Радченко, П.А. Применение инновационных технологий в обучении студентов юридических вузов (на примере курсов «Уголовное право» и «Уголовный процесс») Текст.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / П. А. Радченко. Тольятти, 2000. — 215 с.
- Развитие критического мышления учащихся в процессе обучения философии Электронный ресурс. Режим доступа: www.mirrabot.ru (Дата обращения: 05.07.09)
- Рогова, Г. В. Содержание обучения иностранному языку в школе Текст. / Г. В. Рогова // Иностранные языки в школе. 1974. — № 3. — С. 73−78.
- Россик, Е.Я. Толковый словарь экономических терминов Текст. / Е. Я. Россик, Ф. Н. Клюев. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 157 с.
- Рябых, Д. Корпоративный менеджмент. Управление персоналом. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/ people. shtml (Дата обращения: 16.01.10)
- Самохина, Т.С. Эффективное деловое общение в контекстах разных культур и обстоятельств. Учебное пособие по профессиональной межкультурной коммуникации Текст. / Т. С. Самохина. М.: Издательство «Р. Валент», 2005. — 216 с.
- Самыгин, С.И. Деловое общение Текст.: учебное пособие / С. И. Самыгин, A.M. Руденко. М.: КноРус, 2010. — 436 с.
- Сафонова, О.Ю. Формирование опыта делового письменного общения будущих менеджеров в процессе обучения иностранному языку в вузе (на примере английского языка) Текст.: автореферат дисс.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. Ю. Сафонова. Пенза, 2008. — 24 с.
- Саяпин, Н.В. Профессиональная подготовка студентов педвуза к развитию критического мышления школьников Текст.: автореферат дисс. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Саяпин. Пенза, 2006.- 19 с.
- Сейфуллаева, М.Э. Международный менеджмент: учебное пособие Текст. / М. Э. Сейфуллаева. М.: КНОРУС, 2011. — 232 с.
- Сергейчик, JI.И. Педагогические условия формирования креативности Электронный ресурс. / Л. И. Сергейчик. Режим доступа: http://de.dstu.edu.ru/CDOSite/ ConfEng/articles/ articlel4. htm (Дата обращения: 08.10.11)
- Скуратовская, Н.С. Кейс-метод в оценке персонала Текст. / Н. С. Скуратовская // Справочник по управлению персоналом. 2005. -№ 4.-С. 94−100.
- Сластенин, В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования Текст. / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. 2004. — № 1. — С. 43−49.
- Словарь по профориентации и психологической поддержке Электронный ресурс. Режим доступа: http://vocabulary.ru/ dictionary/27/word (Дата обращения: 16.01.10).
- Словарь экономических терминов Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.bank24.ru/info/glossary/7srch (Дата обращения: 16.01.10).
- Соловова, E.H. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций Текст. / E.H. Соловова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 2005. -239 с.
- Соловова, E.H. Современные требования к научно-методическому и учебно-методическому обеспечению учебного процесса в языковом образовании Текст. / E.H. Соловова // Иностранные языки в школе. -2004.-№ 7.-С. 8−12.
- Спивак, В. Кейсы и методика их решения Текст. / В. Спивак // Управление персоналом. 2006. — № 3. — С. 34−42.
- Степанова, Е.М. Содержательные этапы работы над рукописью учебника Текст. / Е. М. Степанова // Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному, под ред. В. В. Морковкина, Л. Б. Трушиной. М.: Изд-во МГЛУ, 1986. — С. 21−34.
- Столбникова, Е.А. Развитие критического мышления студентов педагогического вуза в процессе медиаобразования (на материале рекламы) Текст.: монография / Е. А. Столбникова. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. — 160 с.
- Творчество учителей МОУ Гимназия № 5 г. Чебоксары Почему так трудно научить критическому мышлению? Электронный ресурс. Режим доступа: stat. gim5cheb.ru/Index.php? (Дата обращения: 18.07.09)
- Тольяттинская академия управления. Тольятти: Изд-во ТАУ., 2006. -221с.
- Тренев, H.H. Основы делового общения Текст. / H.H. Тренев // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 5. — С. 24−42.
- Тюков, А. Коммуникация в позиционно-ролевом взаимодействии («удачная игра») Текст. / А. Тюков, Г. Куликов // Кентавр. 1998. -№ 20. — С. 4−8.
- Уколова, З.С. К вопросу о контроле сформированности умений устного общения на иностранном языке Текст. / З. С. Уколова // Проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации: Сборник научных трудов. Вып. 1. Самара, Тольятти, 2003. — С. 168−174.
- Управление организацией: Энциклопедический словарь Текст. / под ред. А. Г. Поршнева, А .Я. Кибанова, В. Н. Гунина. М.: Издательский дом «ИНФРА-М», 2009. — 822 с.
- Управленцы: поколение next Текст. // ПремьерЭксперт. 2011. — № 1 (129).-С. 12−21.
- Фатхутдинов, P.A. Организация производстваТек ст.: учебник. 3-е изд., перераб. и доп / P.A. Фатхутдинов. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с.
- Федоров, И.В. Разумно использовать мировой опыт Текст. / И. В. Федоров, С. Еркович // Высшее образование в России. 2003. — № 4. -С. 39−45.
- Федянин, Н. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? Текст. / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. 2000. — № 7. — С. 5256.
- Фопель, К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение Текст. / К. Фопель. М.: Генезис. — 2003. — С. 52−53.
- Халперн, Д. Психология критического мышления Электронный ресурс. / Д. Халперн. Режим доступа: http://academy.odoportal.ru/documents/ akadem/bibl/education/supporting/2.1html/ (Дата обращения: 15.07.09)
- Хант, Дж. Управление людьми в компаниях: руководство для менеджера Текст. / Дж. Хант- пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп — Бизнес», 1999. -366 с.
- Холкина, М. Игры, в которые играет бизнес Текст. / М. Холкина // Управление персоналом. 2009. — № 10. — С. 67−72.
- Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и 1 применение) Текст. / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб: Издательство «Питер», 1999.-608 с.
- Чайка, В.Г. Психологические особенности личности преступника Текст. / В. Г. Чайка // Право и образование. 2005. — № 5. — С. 180−189.
- Чернер, С.Л. Опыт формирования деловых качеств личности Текст. / С. Л. Чернер // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 28−34.
- Чиненный, А.И. Этикет на все случаи жизни Текст.: учебно-методическое пособие / А. И. Чиненный, Т. А. Стоян. М.: Изд-во «Акалис», ВИЦГУЛ, 1996. — 152 с.
- Чошанов, М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие Текст. / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 2012. — 158 с.
- Что главное запоминать или мыслить? Блог «Мой опыт изучения английского Электронный ресурс. — Режим доступа: http://rapidsteps.com/en/ru] (Дата обращения: 03.07.09)
- Швальбе, Б. Личность, карьера, успех Текст. / Б. Швальбе, X. Швальбе- пер. с нем. М.: А/О Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Интер», 1993.-240 с.
- Шепель, В.М. Управленческая этика Текст. / В. М. Шепель. М.: Экономика, 1989. — 287 с.
- Щедровицкий, Г. П. «Языковое мышление» и его анализ Текст. / Г. П. Щедровицкий // Вопросы языкознания. 1957. — № 1. — С. 56−68.
- Щедровицкий, Г. П. Избранные труды Текст. / Г. П. Щедровицкий. М.: Школа культ. политики, 1995. — 798 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные педагогические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с. I
- Ягер, Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса Текст. / Д. Ягер- пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. — 288 с.
- Яценко, Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов Текст. / Н. Е. Яценко. СПб.: Лань, 1999. — 528 с.
- Dewey, J. Democracy and Education Text. / J. Dewey. New York: Macmillan, 1916.-384 p.
- Dewey, J. How We Think Электронный ресурс. / J. Dewey. URL: www.um.edu.mt/ data/assets/pdf file/0005/47 660/Kocoglu et al 13 1 2008. pdf (Дата обращения: 18.08.09)
- Feldman, R., Schwartzberg, S. Thinking Critically. New York, 1990. Электронный ресурс. / R. Feldman, S. Schwartzberg. — URL: http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62 03. htm] (Дата обращения: 08.06.2010).
- John, С. Bean Engaging Ideas: The Professor’s Guide to Integrating Writing, Critical Thinking and Active Learning in the Classroom Text. // Jossey-Bass Publishers. San Francisco. — 1996. — 282 p.
- Klimova, E.D. English Through Cases Text. handouts / compiled by E.D. Klimova. Togliatti Academy of Management, 2008. — 52 c.
- Robbins, J. Better talking through listening Text. // Chem. Eng. 1988. -V. 95. -№ 11.-P. 161−162.
- Ruminski, H.J., Hanks, W.E. Critical Thinking Lacks Definition and Uniform Evaluation Criteria Text. // Journalism and Mass Communication Education. -1995.-# 50/34.-P. 4−11.188.