Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие мониторинга системы менеджмента качества предприятия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При использовании системы мониторинга СМК в течение определенного периода у предприятия появляется возможность более взвешенно позиционировать себя среди предприятий конкурентов, а также осуществлять наблюдение и анализ изменения не только своего экономического состояния, но и отслеживать отраслевые тенденции. Это дает возможность разрабатывать стратегию диверсификации, корректировать… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методические подходы к формированию системы мониторинга СМК на промышленном предприятии
    • 1. 1. Эволюция формирования систем менеджмента качества
    • 1. 2. Необходимость мониторинга, анализа и оценки системы менеджмента качества
    • 1. 3. Технология мониторинга качества на промышленном предприятии
  • 2. Организационно-аналитические основы мониторинга системы менеджмента качества продукции предприятий химической промышленности
    • 2. 1. Анализ состояния и основных проблем химического комплекса РФ
    • 2. 2. Анализ рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции
    • 2. 3. Формирование Политики в области качества химического комплекса РФ
  • 3. Опыт внедрения системы менеджмента качества на ОАО «Пигмент»
    • 3. 1. Анализ внедрения системы менеджмента качества на ОАО «Пигмент»
    • 3. 2. Процедура мониторинга СМК ОАО «Пигмент»

Формирование и развитие мониторинга системы менеджмента качества предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Системы менеджмента качества (СМК) все прочнее завоевывают позиции в российской экономике и несут в себе целый ряд встроенных преимуществ.

Во-первых, они создают аппарат самонастраивающихся рыночных процессов на запросы и предложения в обществе, что повышает стабильность, сбалансированность и гибкость реагирования экономики. Во-вторых, делают блестящую систему самонаведения на выполнение потребностей покупателей, так как в рыночной экономике побеждает тот, кто производит конкурентоспособные товары.

В-третьих, широкая экономическая интеграция требует, чтобы GMK стала языком международного общения, а методология менеджмента качества, позволит легче предприятиям (ПП) войти в мировое хозяйственное пространство.

Разработка СМК базируется на методологии Total Quality Menadgment (TQM) — глобальный менеджмент качества, которые, в свою очередь раскрываются в ряде принципов:

A) ориентации всей деятельности TQM на нужды и пожелания, как внешних так и внутренних потребителей;

Б) обеспечение возможности для реального участия каждого работника в процессе достижения главной' цели — удовлетворения запросов потребителей;

B) фокусирование внимания на процессах, рассматривая их как систему достижения главной цели ПП — максимизация ценности продукции для потребителя и минимизации ее стоимости как для потребителя так и для производителя;

Г) постоянные и непрерывные улучшения качества продукции;

Д) обоснования всех управленческих решений по развитию предприятия на фактах.

В мировой практике методология TQM получила через трансформацию ее философию в международные стандарты на системы менеджмента нового поколения к их числу в первую очередь относятся международные стандарты СМК ИСО серии 9000 (МС ИСО серии 9000:2008) и соответственно их российские варианты ГОСТ Р ИСО серии 9000:2008. СМК предприятий формируются и развиваются на базе следующих основных принципов:

— ориентация на потребителя;

— лидерство руководителя;

— вовлечение работников;

— процессный подход;

— системный подход к менеджменту;

— постоянное улучшение;

— принятие решений, основанных на фактах;

— взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Данные принципы находят свое отражение посредством их трансформации через концепцию 6 М в следующих подсистемах СМК предприятия:

A) подсистема Ml (materials — материалы, исходное сырье и другие.);

Б) подсистема М2 (mashines — машины, оборудование и др.);

B) подсистема МЗ (man — люди, персонал);

Г) подсистема M4l (methods — методы управления);

Д) подсистема М5 (metrology — метрология, стандартизация, сертификация);

Е) под система Мб (media — окружающая среда).

Оценка качества процессов СМК, определяющих в целом результативность и эффективность СМК, производится по процедурам з мониторинга которые вне системно (условно) распределены по системам М4 и М5 СМК. Такое отслеживание процессов СМК осуществляется по результатам их измерений и сопоставления с нормативными данными работоспособности СМК.

Современные технологии мониторинга имеют ряд недостатков:

— во-первых, собранная информация в значительной части зависит от качества источников;

— во-вторых, технологии сбора, обработки и оценкиинформации1 в процессе мониторинга СМК носят затратный характер;

— в-третьих, мониторинг, являясь системой внутреннего контроля СМК, не позволяет использовать полученную информацию для конечного контроля и оценки экономической эффективности, деятельности предприятия и оценки его конкурентоспособности в рыночной среде.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы мониторинга СМК продукции промышленного предприятия в части выявленных недостатков и практической потребностью в этом важнейшем инструменте измерения и управления.

Мониторинг СМК является необходимым элементом в системном управлении качеством продукции промышленного предприятия, позволяет выявлять изменения и применять корректирующие и предупреждающие действия, что особенно важно в условиях рыночных отношений и острой конкурентной борьбы.

Наибольший практический интерес выбранная тема представляет с точки зрения рассмотрения вопросов развития системы мониторинга СМК и реализации ее на практике. Эти вопросы имеют не только теоретический интерес, но и важный практический, прикладной характер.

Недостаточность научной проработки этих проблем определяет актуальность и значимость их исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Аналитические подходы к изучению теоретических, методологических и практических вопросов формирования и мониторинга СМК проводились многими российскими и зарубежными учеными по различным направлениям. Наиболее общие проблемы формирования и развития мониторинга систем менеджмента качества последовательно раскрывались в трудах зарубежных ученых: В. Деминга, Д. Джурана, К. Исикавы, Ф. Кросби, Г. Тагути, А. Фейгенбаума, Дж. Харрингтона, У. Шухарта.

Вопросы экономической оценки эффективности СМК предприятий на основе информации, полученной в процессе мониторинга рассмотрены в работах Е. А. Горбашко, В. А. Копнова, А. А. Рогова.

Известны труды отечественных исследователей в области оценки результатов деятельности СМК промышленного предприятия в целом и отдельных процессов представленные в работах С. Г. Шаболиной, Е. С. Артеменко, В. Е. Швец, В. М. Никитина, А. Е. Демешко, В. А. Шинкевич.

Изучению экономической специфики менеджмента • качества промышленного предприятия посвящены работы авторов: Г. Г. Азгальдова, В. Я. Белобрагина, A.A. Богданова, Б. И. Герасимова, A.B. Гличева, Д. С. Демиденко, Н. Д. Ильенковой, Дж. Кампанеллы, Ю. А. Куликова, В. А. Лапидуса, C.B. Мищенко, В. В. Окрепилова, С. В: Пономарева, А. Е. Хачатурова, В. Е. Швец, Дж. Ч. Шоттмиллера и др.

Разработкой проблемы мониторинга менеджмента качества занимались такие исследователи, как Ю. П. Адлер, М. Брун, В. Г. Версан, Д. Георги, Е. М. Карлик, Т. И. Леонова, K.M. Рахлин, Л. Е. Скрипко, С. Е. Щепетова, В. А. Самородов и др. Научные труды и разработки перечисленных авторов имеют важное теоретическое и практическое значение.

Однако в большинстве из них мониторинг СМК рассматривается как затратное и обособленное явление, что не позволяет отразить принцип комплементарного подхода к управлению промышленным предприятием.

В большинстве исследований формирование подсистемы учета и анализа затрат на качество рассматривается только с теоретической точки зрения, без обоснования конкурентоспособного механизма воздействия мониторинга СМК на качество продукции промышленного предприятия, использование которого принесло бы результаты в практической деятельности.

Это обусловило необходимость разработки теоретического и методического подходов к формированию и мониторингу СМК продукции промышленного предприятия, что определило выбор темы, цель, задачи^ и основные направления ¦ исследования. Цели и задачи исследования.

Целью диссертационной работы является научно-методическое обоснование процессов формирования технологии мониторинга СМК продукции промышленного предприятия.

В соответствии с целью в ходе диссертационного исследования выделены и решены следующие задачи:

1. Обоснование системы мониторинга как феноменологии развития СМК;

2. Доказательство влияния технологии мониторинга СМК на повышение качества продукции промышленного предприятия.

3. Рассмотреть технологию совершенствования мониторинга СМК продукции предприятия.

4. Формирование процедуры мониторинга в процессах СМК промышленного предприятия.

5. Практическая реализация системы мониторинга СМК на примере предприятия химической промышленности ОАО «Пигмент».

Объект исследования.

Объектом исследования являются промышленные предприятия, внедрившие систему менеджмента качества, основанную на мониторинге СМК. Предмет исследования.

Предметом исследования данной работы является совокупность организационнометодических и управленческих отношений воздействия мониторинга СМК предприятия на качество продукции.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической базой диссертационного исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области менеджмента качества, управления затратами, истории экономических учений, статистики. При рассмотрениипредметной области исследования использовались нормативно-правовые и методические документы в области управления качеством, а также' материалы международных, всероссийских и региональных конференций и семинаров.

Методологическую основу диссертационного исследования составили диалектические принципы, позволяющие обосновать основные свойства исследуемых концепций, механизмов и процессов в их взаимосвязи, выявить тенденции их формирования и развития.

При проведении научного исследования использовались такие методы как анализ и синтез, дедукция и индукция, выявление причинно-следственных связей, а также статистический инструментарий.

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 13.4 «Организационно-экономические проблемы формирования и мониторинга систем качества предприятия (организации)» Паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: стандартизация и управление качеством продукции.

Научная* новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования заключается в. разработке научно-методического подхода к развитию технологии мониторинга СМК промышленного предприятия.

Элементы научной новизны содержат следующие результаты исследования:

1. Введено в научный оборот понятие «система мониторинга СМК» как феноменология развития СМК предприятия. Это позволило выявить сущность, структуру, признаки классификации и направления развития мониторинга СМК промышленного предприятия.

2. Предложено доказательство влияния технологии мониторинга СМК на повышение качества продукции промышленного предприятия и обоснование взаимосвязи мониторинга СМК с качеством продукции промышленного * предприятия в условиях рыночной системы. Это* обеспечило возможность выявления роли мониторинга в рамках процессов СМК как контролирующей иоценивающей составляющей системы, и одновременно способствующей выработке рациональных управленческих решений. Доказана значимость влияния мониторинга на процессы СМК как одной из определяющих компонент процесса управления в рамках СМК продукции промышленного предприятия, являющейся основой для принятия стратегических, тактических и оперативных управленческих решений и позволяющей ранжировать проектные, изыскательские и технологические работы по повышению качества продукции.

3. Разработань1 процедуры технологии мониторинга СМК продукции химического предприятия. Это дает обоснование взаимосвязи мониторинга СМК как внутренней системы контроля качества продукции промышленного предприятия и внешних параметров настроек конкурентоспособности продукции в условиях рыночной системы. Процессно-ориентированное управление качеством рассмотрено посредством поиска оптимального соотношения мониторинга СМК и качества продукции, связанного с организацией и осуществлением процессов, а также с соблюдением требуемых параметров их качества. г*.

4. Диссертантом разработан, внедрен и практически апробирован алгоритм, позволяющий осуществлять мониторинг функционирования процессов производственно-хозяйственной деятельности промышленного предприятия и разрабатывать корректирующие и предупреждающие действия, направленные на повышение качества продукции.

5. Дана оценка состояния и функционирования системы мониторинга СМК предприятия химической промышленности ОАО «Пигмент» с позиции повышения конкурентоспособности химической продукции и степени удовлетворенности потребителей: Это позволило внести коррективы в Политику в области качества как ОАО «Пигмент» так и химического комплекса РФ.

Практическая значимость исследования.

Положения-, рекомендации и выводы диссертационного исследования имеют прикладной характер и ориентированы на широкое использование при проведении мероприятий, связанных с повышением эффективности функционирования. СМК промышленного предприятия, использующей технологию мониторинга.

Самостоятельное практическое значение имеют:

1. Методика оценки эффективности и результативности мониторинга процесса СМК, базирующаяся на выявлении отклонения" комплекса фактических показателей от плановых. Методика оценки мониторинга является основой для контроля за СМК предприятия и применяется для разработки корректирующих и предупреждающих действий по улучшению процессов СМК.

2. Технология мониторинга и его влияние на корректирующие и предупреждающие действия в рамках процесса СМК с точки зрения экономической результативности и качества продукции, основанная на анализе и изменении количества несоответствий. Технология реализуется посредством оценки предупредительных действий и эффективна для предупреждения возможных производственных проблем и имеющихся несоответствий. Апробация и внедрение результатов исследования. Исследование выполнено в рамках НИР института «Экономика и управление производствами» Тамбовского государственного технического университета, проводимых в соответствии с единым заказ-нарядом на тему: «Качество объектов микро-, мезои макроэкономики, бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита и финансово-кредитной деятельности».

Предложенная технология мониторинга в системе менеджмента качества промышленного предприятия апробирована и принята к использованию на ОАО «Пигмент», что подтверждено соответствующей справкой.

Основные положения диссертационной работы докладывались, обсуждались и получили одобрение на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях и семинарах, в том числе на: Международном форуме «Современное образование: содержание, технологии, качество», (Санкт-Петербург, 2010) — Международной научно-практической конференции «Наука и устойчивое развитие Общества. Наследие В.И.Вернадского"(Тамбов, 2009) — Международной конференции «Перспективы и темпы научного развития» (Тамбов, 2009) — Международной конференции «Наука на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2009) — Международной конференции «Прогрессивные технологии! развития» (Тамбов, 2008), а также ежегодных научных конференциях экономического факультета Тамбовского государственного технического университета (20 022 011).

Результаты исследования использованы в деятельности научно исследовательского департамента ГОУ ВПО Тамбовского государственного технического университета и в учебном процессе ГОУ ВПО Тамбовского ю государственного технического университета для подготовки экономиста по специальности «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит» и направления «Экономика» и «Менеджмент», что подтверждено соответствующими справками.

Публикации.

Основные результаты исследования опубликованы в 15 научных работах общим объемом 12,6 печ.л. (авт. объем 12,6 печ.л.).

Структура диссертации.

Структура работы определена поставленной целью и отражает логику, порядок исследования и решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы. Рассмотренные выше факторы и причины так или иначе зависят друг от друга и образуют своего рода порочный круг или клубок проблем, результирующий в системную проблему химического комплекса России. Очевидно, что для преодоления препятствий на пути решения этой проблемы нужны согласованные усилия государства и частного бизнеса, необходим комплекс мер промышленной политики.

Обсуждение таких мер с широким участием крупных бизнес-структур выявило их заинтересованность в проведении четкой государственной политики, в наличии стратегии развития химического комплекса, рассчитанной по меньшей мере до 2015 года, обеспечивающей согласование интересов бизнеса и государства, способствующей выбору эффективных направлений развития, а также снижению рисков, связанных, прежде всего, с ошибками в определении направлений развития.

2.2. Анализ рынков и конкурентоспособности российской химической и нефтехимической продукции.

Вследствие значительной степени интеграции российской экономики с мировой вообще, и химического комплекса — в особенности, ситуация и тенденции изменения мирового рынка химической и нефтехимической продукции оказывают существенное влияние-на состояние и перспективы развития химического комплекса России.

В> последние годы мировой рынок химической и нефтехимической продукции претерпевает значительные структурные изменения:

— в нефтехимический бизнес вошли крупнейшие транснациональные нефтяные компании (такие как ExxonMobil, Shell, British Petroleum, Total), которые благодаря своим конкурентным преимуществам по сырьевым и энергетическим показателям заняли прочное, а по некоторым продуктам (этилену, полиэтилену, бензолу и т. д.) даже лидирующее положение;

— на рынки химической и нефтехимической продукции вышли компании развивающихся стран (Саудовской Аравии, Мексики, Кореи и др.), конкурентоспособность которых часто связана с поддержкой государства;

— по объему произведенной продукции на третье место в мире (после США и Японии) вышла химическая промышленность Китая (в 2005 г. объем выпуска составил 264 млрд долл., против ~ 32 млрд долл. в России);

— наращивают свой экспортный потенциал похимической и нефтехимической продукции на базе дешевого углеводородного сырья страны Ближнего и Среднего Востока, что предопределяет высокую ценовую конкурентоспособность производимой ими продукции;

— в результате высоких темпов развития химической промышленности в Китае и странах Ближнего и Среднего Востока формируются новые центры производства и торговли, укрепляются позиции Азиатского региона при одновременном ослаблении позиций США и Европы;

— в связи с потерей конкурентоспособности на рынке крупнотоннажной продукции из-за высоких цен на сырье химические компании развитых стран закрывают такие производства, диверсифицируют свой портфель инвестиций в сторону высоких технологий глубокой переработки с производством наукоемкой малотоннажной продукции;

— в рамках западноевропейского рынка химической и нефтехимической продукции введена программа REACH (Registration, Evaluation and Authorisation of Chemicals), направленная на" выпуск и внешнеторговый обмен только такой продукции, которая обеспечивает безопасность людей и окружающей природы, что потребует дополнительных расходов, на экспертизу и регистрацию производимой продукции, а также на НИОКР для разработки более безопасных инновационных продуктов.

Происходящие в настоящее время структурные изменения на мировом рынке химической и нефтехимической продукции, появление новых сильных игроков на традиционных рынках сбыта российской продукции усложняют позиции российских компаний в борьбе за рынки сбыта. Основными конкурентами российских экспортеров азотных и фосфорных удобрений, пластмасс, аммиака, метанола, моноэтиленгликоля и др. в< ближайшее время станут поставщики из стран Персидского залива и Северной Африки (Саудовской Аравии, Катара, Омана, Египта), где цены на природный газ ниже, чем в России.

По оценкам западных специалистов, экспорт химических продуктов из стран Персидского залива к 2008 г. должен возрасти относительно 2005 г. более чем вдвое, до 48 млн. т, из которых примерно 23,3 млн. т — из Саудовской Аравии. Основная доля экспортных потоков стран Персидского залива и Северной Африки будет направлена на Азиатский регион.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мониторинг и измерения производства продукции и оказываемых услуг, контроль качества продукции и услуг, накопление данных по результатам контроля и их анализ проводятся с целью предотвращения предоставления продукции и услуг, не соответствующих установленным требованиям, и разработки предупреждающих мероприятий, направленных на повышение их качества.

При использовании системы мониторинга СМК в течение определенного периода у предприятия появляется возможность более взвешенно позиционировать себя среди предприятий конкурентов, а также осуществлять наблюдение и анализ изменения не только своего экономического состояния, но и отслеживать отраслевые тенденции. Это дает возможность разрабатывать стратегию диверсификации, корректировать инвестиционные планы, а также более четко формулировать маркетинговые: стратегии предприятия. Мониторинг СМК предприятия, а также его возможная интеграция в единую информационную систему позволяет решить ряд макроэкономических проблем: повысить качество анализа и прогноза общеэкономических процессов на отраслевом и региональном уровнях, углубить этот анализ за счет определения фактического и ожидаемого индекса бизнес климата в стране, по отраслям и регионамсвоевременно выявлять диспропорции в экономике, причины их появления и принимать меры по их устранению и предотвращениюорганам государственного управления вносить более аргументированные предложения по решению острых социально-экономических проблем.

Кроме того, благодаря созданию системы мониторинга СМК у предприятия появляется возможность точнее оценивать экономическую конъюнктуру в отрасли, отслеживать и прогнозировать динамику и тенденции финансово-хозяйственной деятельности предприятия, сопоставлять их с макроэкономическими показателями по отрасли и национальной экономике. Также выявлять и устранять отрицательно влияющие факторы, обеспечивать выработку и принятие оптимальных управленческих решений по проблемам социально-экономического развития предприятия.

Данные мониторинга СМК предприятия анализируют специалисты всех подразделений в зависимости от специфики выполняемой работы, что позволяет руководству принимать решения относительно утвержденной Политики в области качества ОАО «Пигмент» в следующих направлениях: повышения удовлетворенности заказчиков и потребителей выпускаемой предприятием продукции;

— корректировки, стратегии развития предприятия, совершенствования продукции;

— возможностей проведения предупреждающих действий касающихся обеспечения качества и стабильности параметров продукции и технологических процессов;

— улучшений взаимоотношений с поставщиками для повышения качества закупаемого сырья, материалов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. В. Право социалистической собственности в свете учения И. В. Сталина// Известия АН СССР. Отделение экономики и права. -1951.-№ 3.-с. 89.
  2. В. Н. К вопросу о диалектической взаимосвязи отношений присвоения и собственности// Вопросы политэкономии. Киев, 1980. Вып. 149.-с. 17.
  3. Э.И. Трактовка категории собственности // Экономические науки. 1990 г., № 3, с. 127.
  4. Э.В., Кричевский M.JI. Качество и конкурентоспособность. — СПб.: Питер, 2004. 268 с.
  5. В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях / Гос. ун-т управления- Нац. фонд подготовки кадров. М.: ОАО «Типография „Новости“, 2000, 432 с.
  6. В.В. Управление качеством: Учебник для вузов / 2-е изд., доп. и перераб. М-.: ОАО „Изд-во 'Экономика“, 1988. 215 с.
  7. Г. Г. Оценка качества продукции в промышленном производстве. Мн.: Изд-во БГУ, 1973. 88 с.
  8. А.И. Качество жизни — критерий реформирования экономики // Экономика и управление. 2004. № 2. С. 152 155.
  9. Д.С. Вернуть ренту народу (резерв для бедных). М.: ЭКСМО, Алгоритм, 2004. С. 256.
  10. В. И. Управление государственной собственностью -М.: ЭКМОС, 2002. 664 с.
  11. Федеральный Закон „О техническом регулировании“ от 27.12.2002 N 184-ФЗ
  12. Федеральный Закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в законодательные акты РФ“ от 30.12.2004 N 214-ФЗ13. „Собрание законодательства РФ“, 30.12.2002, N 52 (ч. 1), ст. 5140-
  13. Постановление Правительства РФ от 9.09.1999 .г „О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации“
  14. Федеральный Закон „Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ от 29.07.1997 года № 135 ФЗ.
  15. Постановление Правительства РФ от 6.12.1999 г. „О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения“ № 1348 ФЗ.
  16. Федеральный Закон „О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“ от 11.10.2002 г. № 161 ФЗ.
  17. Постановление администрации Тамбовской области г. „Концепциярегиональной политики в области качества и конкурентоспособностипродукции и услуг“ от 18.12.2003 № 961.161
  18. ГОСТ Р 50 779.10−2000 (ИСО 3534.1:1993) статистические методы управления качеством: Контрольные карты и планы контроля. Термины и определения.
  19. ГОСТ Р 50 779.11−2000 (ИСО 3534.2:1993) Статистические методы. Статистическое управление качеством. Термины и определения.
  20. ГОСТ Р 50 779.30−95 Статистические методы. Общие требования.
  21. ГОСТ Р 50 779.40−96 (ИСО 7870:1993) Контрольные карты. Общее руководство и введение
  22. ГОСТ Р 50 779.42−99(ИСО 8258:1991) Статистические методы-Контрольные карты Шухарта
  23. ГОСТ Р 50 779.44−2001. Статистические методы. Показатели возможностей процессов. Основные методы расчёта
  24. ГОСТ Р ИСО 9000−2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Издательство стандартов, 2001. 38с.
  25. ГОСТ Р ИСО 9001−2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
  26. ГОСТ Р ИСО 9004−2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Издательство стандартов, 2001.-52с.
  27. Международный стандарт ISO 8402. Управление качеством и обеспечение качества Словарь/ Пер. с англ. — 2-е издание, 1994−04−01. — 50 с.
  28. Р 50.1.018−98 Обеспечение стабильности технологических процессов в системах качества по моделям ИСО серии 9000. Контрольные карты Шухарта.
  29. ГОСТ Р 51 141−98 „Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения"/Государственный стандарт Российской Федерации // Постановление Госстандарта № 28 от 27.02.1998
  30. Ю.П. Восемь принципов, которые меняют мир / Ю. П. Адлер // Стандарты и качество. 2003. № 3.
  31. Ю.П., Щепетова С. Е. АВС-АВВ-АВМ / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество. 2002. № 5.
  32. Адлер Ю. П-, Щепетова С. Е. От затрат на качество — к управлению затратами / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова: // Методы менеджмента качества в системе управления. 2004. № 6.
  33. Адлер Ю. П, Щепетова С. Е. Проекты, команды- люди в системе экономики качества / Ю. П: Адлер, С. Е. Щепетова // Стандарты и качество- 2002. № 3.
  34. Ю.П., Щепетова С. Е. Экономика качества как система / Ю. П. Адлер, С. Е. Щепетова // Методы менеджмента качества. 2002. № 5.
  35. Л.Н. Премии Правительства, Российской Федерации . в области качества: цели, критерии и организации конкурса // Стандарты-: и качество: 1997. № 1. 23 с.
  36. Ф.А. Плюсы и минусы отечественных систем управления качеством продукции / Стандарты и качество. 1990. № 8.
  37. Ю.Д. Квалиметрия и сертификация продукции: Метод, пособ. М: Изд-во стандартов, 1996. 101 с.
  38. . Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования, М.: РИА „Стандарты и качество“, 2005
  39. Г. А. Основы стандартизации и управления качеством: учебник. Ч. 1 3. СПб.: Изд-во СПБУЭФ. 1995.
  40. JI.M. Экономические проблемы повышения качества продукции. М.: Экономика, 1982. 192 с.
  41. A.B. Перестройка: социально-экономические проблемы. — М.: Наука, 1990.
  42. С.Ф. Управление качеством на современном этапе // Стандарты и качество. 1997. № 1.
  43. В.Я. Современные проблемы территориального управления эффективностью производства и качеством продукции в условиях становления рынка. М.: Издательство стандартов, 1994. 140 с.
  44. В.Я. Основы технического регулирования: учебное пособие.- 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: РИА."Стандарты и качество“, 2008
  45. A.M., Добрин Г. Н., Карлик А. Е. Управление затратами на промышленном предприятии: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 1998. 85 с.
  46. С.И. Вопросы определения затрат на поддержание, стабилизацию и повышение эксплуатационных показателей- качества выпускаемой продукции. Диссертация на соискание ученой степени канд. экон. наук. JL: ЛПИ 1984. 165 с.
  47. A.A. Самооценка — важный инструмент в управлении качеством // Стандарты и качество. 1996. № 2.
  48. Ю.В., Сульповар Л. Б., Ломазов М. Е. Качество техники и экономика. М.: Экономика, 1973. 295 с.
  49. Е.И. Конструирование проблемы защиты прав потребителей. Ретроспективный анализ СПб, 2008
  50. Британский стандарт BS 6143: 1992. „Руководство по экономике качества“. Ч. 1. „Модель затрат на процесс“ =BS6143: 1992. „Guide to the economist of quality“. Part 1. „Process cost model“. M: НТК „Трек“. 1999, 28 с.
  51. Британский стандарт BS 6143: 1990. „Руководство по экономике качества“. Ч. 2. Модель предупреждения, оценки и отказов=В86 143: 1990. „Guide to the economist of quality“. Part 2. „Prevention, appraisal and failure model“. M: НТК „Трек“. 1997, 24 с.
  52. И.А., Плоткин Я. Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. М.: Издательство стандартов. 1980. 184 с.
  53. В.В. Конкурентоспособность промышленной продукции^ // Проблемы функционирования предприятий в условиях переходной экономики. Харьков, 1997.
  54. А.П. Эффективность социалистического производства и качество продукции. М.: Мысль, 1975. 175 с.
  55. С.А. Управление качеством продукции: Учеб. пособие / С. А. Варакута. М.: ИНФРА-М, 2002.
  56. Ватсон Г. Методология „Шесть сигм“ для лидеров, или Как достичь 3,4 дефекта на один миллион возможностей, М.: РИА Стандарты и качество, 2006
  57. В.Г. Интеграция управления качеством продукции: новые возможности. М., ВНИИС, 1994, 218 с.
  58. В.Г. Правильно ли выбран путь развития российской сертификации? // Стандарты и качество. 1997. № 3.
  59. Версан В: Г., Гамеев В. И., Акинериев Л. П. Учреждение в России премии по качеству на базе мирового опыта — шаг к повышению конкурентоспособности и совершенствованию деятельности отечественных предприятий // Стандарты и качество. 1995. № 10.
  60. A.B. Системы менеджмента качества и процессный подход / A.B. Владимирцев, О. А Марцынковский., Ю. Ф. Шеханов // Методы менеджмента качества. 2001. № 2.
  61. В. Я. Как не напрасно тратить деньги / В. Я. Воробьев // Методы менеджмента качества. 2001. № 4.
  62. Дж. Бережливое производство / Дж. Вумек, Д. Джонс. М.: Альпина-Паблишер, 2004.
  63. В.Н., Окрепилов В. В. Управление качеством и сертификация в промышленном производстве: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  64. Н.В. Управление качеством продукции в условиях перехода к рынку. СПб: Изд-во СПБУЭФ, 1994. 156 с.
  65. В.Е., Синько В. И. Организация контроля качества продукции в машиностроении. М.: Машиностроение, 1973. 232 с.
  66. .И. Качество в системе управления предприятием / Б. И. Герасимов, А. Ю. Сизикин. М.: Машиностроение, 2000.
  67. .И. Экономические теории качества: генезис теории и практики системного подхода / Б. И. Герасимов, С. П. Спиридонов,
  68. М.В. Смагин- Под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Б. И. Герасимова. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2001.
  69. A.B. Обзор комплекта документов, входящих в систему QS-9000 // Стандарты и качество. 1997. № 6.
  70. A.B. Очерки по экономике и управлению качеством продукции // Стандарты и качество. 1990. № 8, 10- 1992. № 9 И- 1993. № 1, 2- 1994. № 10, 12- 1995. № 1,3−6, 10.
  71. A.B. Основы управления качеством продукции /166
  72. А.В. Гличев. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РИА „Стандарты и качество“, 2001.
  73. Н.П. Качество техники: экономические рычаги управления. Киев: Наукова думка-, 1986. 135 с.
  74. Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ. 1998. 207 с.
  75. Е.А. Определение затрат на качество при выполнении инновационных проектов: Метод, реком. / Е. А. Горбашко, Т. И. Леонова, С. Н. Кузьмина / Министерство образования Российской Федерации. М.: 2002.
  76. О.П. Всеобщее управление качеством: Учеб. для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В. Зорин- Под ред.
  77. О.П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.
  78. ГОСТ 15 467–79. Определение качества продукции. М.: Изд-во стандартов, 1980. 20 с.
  79. Л.И. Качество продукции и материальное стимулирование. М.: Экономика, 1972. 147 с.
  80. Дж. // Российская газета. 1999. — 15 окт.
  81. Д.С. Управление затратами при формировании качества промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбГТУ, 1995.
  82. А.К. Система информационного обеспечения качества стандартизации, метрологии и сертификации // Стандарты и качество. 1995. № 2.
  83. Дж.М. Качество и прибыль // Качество, торговля, экономика. М.: Изд-во стандартов, 1970.
  84. Ю.Я. Категории качества, количества иг меры в историко-философском процессе. Генезис закономерности развития. Функции. М.: Наука, 1995. 159 с.
  85. Ю.Я. Категории количества и качества в трансцендентальной логике Канта и в диалектической логике Гегеля. М., 1995. 159 с.
  86. Единый Европейский рынок и новые тенденции в управлении качеством. Роль и задачи международных и европейских организаций: ZEriCO, МЭК, ИЛАК, ЕСИС, ЕОК, ЕФУК (Аналитический обзор). М.: ИОзд-во ВНИИС, 1995.
  87. Г. В. Определение затрат на качество при процессном псз^зрсоде в менеджменте качества / Г. В. Ефимова // Молодежная науч.-техн. :конф. вузов приграничных регионов славянских государств. Брянск, 23−2-4- окт. 2001 г. Брянск, 2001. С. 153−154.
  88. М.В., Герасимов Б. И. Дегендеризация общества как с|з:а.ктор повышения качества' жизни населения: Монография. — Тамбов: ТОЙ ! JLKPO, 2007.
  89. П.Н., Васильев A.B., Кноль А. И. Оценка экономн^агеской эффективности инвестиционных проектов (современные подходы). СПб.: Наука, 1995, 167 с.
  90. П.Н., Юдилевич М. А. Научный руд в условиях иогучно-технической революции: эффективность и качество. М.: Экономика^, 1985. 112 с.
  91. Затраты на качество или стоимость плохого качества. Серия „33 се окачестве. Зарубежный опыт“. Вып. 9. 1998, М.: НТК „Трек“, 1999.168
  92. .К. Экономический' механизм повышёния- качествапродукции. М.: Мысль, 1980. 239 с. 1с104″. Ильенкова С. Д. Управление качеством. Учебник / С. Д! Йльенкова, Н.Д.
  93. Ильенкова,^ С. Ю. Ягудин и др.- Под ред. Доктора экономических наук, профессора Ильенковой С. Д. М.: ЮНИТИ., 2007.
  94. Инновационный менеджмент. 3-е изд., перераб. и доп. Издательство: Юнити, 2007 г.
  95. И.И. Управление качеством и сертификация продукции: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПб ГМТУ, 1994.
  96. К. Японские методы управления качеством. М.: Экономика, 2008. 215 с.
  97. Р. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действиям / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: ЗАО „Олимп-Бизнес“, 2003.
  98. А.Е. Материалоемкость продукции. Резервы и пути снижения. JL: Судостроение, 2001.
  99. Е.М., Демиденко Д. С. Затраты на качество продукции, их классификация// Стандарты и качество. 1977. № 8. С. 27 29.
  100. Е.М., Демиденко Д. С. О затратах на повышение качества продукции// Вопросы экономики. 1983. № 9. С. 67 77.
  101. Карпиков В.И. f Как оценить эффективность функционирования системы качества? / В: И. Карпиков // Век качества. 2001. № 3.
  102. В. А. Энциклопедия ошибок в менеджменте качества / В. А. Качалов // Стандарты и качество. 2003. № 2.
  103. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования (Коллективная монография). М.: Изд-во ВНИИТЭ, 2000.
  104. Г. Б. Факторы производства и производственные функции: моделирование в условиях качественных изменений // Моделирование механизмов функционирования экономики России на современном этапе. М., 1997. с. 115−143.
  105. Кирсанов С.И., главный инженер Колпинского райжилагентства Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса
  106. Г., Страттон А., Хелблинг Д. Учебник по методологии функционального учета затрат. М.: ВИП Анатех, 1998. 92 с.
  107. К. Нас много — потребитель один: ориентируемся на потребителя. Пер. с англ., РИА „Стандарты и качество“. 2008
  108. Н. Д. Общественная собственность на средства производства -основное производственное отношение социализма. -JL, 1967, с. 12.
  109. Т. Эволюция международных стандартов по качеству и эволюция TQM// Стандарты и качество. 1997. № 4.
  110. Т. Качество: упущенная возможность? РИА „Стандарты и качество“, 2008
  111. A.A., Финкельштейн Ю. Ю. Дискретное программирование. М.: Наука, 1966.315 с.
  112. Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс и др. М.: Вильяме, 2004.
  113. В.Е. Сети Петри. М.: Наука, 1984. 216 с.
  114. Е.А. Функционально-стоимостный анализ. Концепция и перспективы / Е. А. Кузьмина, A.M. Кузьмин // Методы менеджмента качества. 2002. № 8.
  115. Куник Я. А. Правовая охрана прав потребителя, Москва, 1982
  116. Дж. Перемены: секреты позитивных изменений для организаций и их лидеров. М: РИА Стандарты и Качество, 2008
  117. В.Е. Учет затрат по факторам производства и центрам ответственности. М.: Финансы и статистика, 1988. 165 с.
  118. Р. Система Канбан. Практические советы по разработке в условиях вашей компании, РИА „Стандарты и качество“, 2008
  119. Т., Теппинг Д. Бережливое производство: от слов к делу, М.: РИА „Стандарты и качество“, 2008
  120. С.Н., Донсков C.B. Чекановский Ю.Л Управление качеством жилищно-коммунальных услуг. Жилье и реформы № 2(4), 2003
  121. С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: Система „директ-костинг“. М.: Финансы и статистика, 1998. 129 с.
  122. В.А. Менеджмент ошибок (Имеют ли люди право на ошибку)5/ В. А. Лапидус. Н. Новгород: СМЦ „Приоритет“, 2002.
  123. В.А. Принципы менеджмента качества МС ИСО серии 9000:2000 и их* проекция на российский- менеджмент / В. А. Лапидус // Материалы конференции „МС ИСО-серии 9000 е и статистические методы (новая версия и процессный подход)“. Нижний Новгород, 2001.
  124. В.А. Звезды качества// Стандарты и качество. 1997. № 7.
  125. И.И. Управление качеством: Учеб. пособие / И. И. Мазур. М.: Высшая школа, 2003.
  126. Дж. Справочник по методам непрерывного улучшения: Практикум для достижения организационного превосходства / Дж. Марш. Нижний Новгород, 2002.
  127. Д.В. От качества к совершенству. Полезная модель EFQM, М: РИА Стандарты и Качество, 2008
  128. Международные стандарты- ИСО серии 9000 и 10 000 на системы качества: Версия 1994 г., М.: Изд-во стандартов, 1995.
  129. Международный стандарт ИСО 9001: 2000. Проект системы общего руководства качеством- требования. М: ВНИИС, 1999.
  130. Международный стандарт ИСО 9004: 2000 Проект „Системы общего руководства качеством. Методические указания по осуществлению улучшений“. М.: ВНИИС, 1999.
  131. Мескон М'.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури- Пер. с англ. М.: Дело, 2004.
  132. .С. Государственный контроль и надзор в механизме обеспечения качества // Стандарты и качество. 1996. № 2.171
  133. Э. Стратегия стандартов и качества. Структурный эффект стандартизации // Стандарты и качество. 1997. № 7.
  134. C.B. Экспертные оценки затрат на качество на предприятиях Тамбовской области / C.B. Мищенко, C.B. Пономарев, Б. И. Герасимов, О. С. Пономарева // Стандарты и качество. 2001. № 7.
  135. H.H. Математические задачи системного анализа. М.: Наука, 1981.296 с
  136. А.И. Теория экономического анализа. Проблемы и решения- М.: Финансы и статистика, 1988.
  137. П.П., Попова Т. Д. Учет затрат на улучшение качества продукции. М.: Финансы и статистика, 1986. 104с.
  138. С.Г. Типы предприятий и их экономическое объединение в условиях рынка. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.
  139. В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики: Учеб. пособ. / В. Ю. Огвоздин. М.: Дело и Сервис, 2002.
  140. C.B. Оценка качества услуг при обязательной сертификации // Стандарты и качество. 1996. № 7.
  141. В.В. Всеобщее управление качеством: учебник, в 4 кн. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
  142. В.В. Территориальный орган Госстандарта России в рыночных условиях// Стандарты и качество. 1995. № 3.
  143. В.В. Управление качеством и конкурентоспособностью: Учеб. пособ. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
  144. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
  145. Официальный сайт администрации Тамбовской области. http://odb.tamboff.ru/tambov/nature.html
  146. Оценка инвестиций в повышение качества продукции / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Е. Карлика: Метод, пособ. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1998.44 с.
  147. Оценка соответствия в Европейском союзе Стандарты и качество. 1997. № 1
  148. К.В. Киотский протокол: история и экономика // Вестник Московского университета Серия 6 Экономика, 2006, № 5, 91−92
  149. Парфеновский* А.Б., Лукашин А. Я. Управление качеством продукции: организационно-экономические проблемы. М.: Экономика, 1986. 165 с.
  150. И.А., Стайглиц В. И. Комбинаторная оптимизация: Алгоритмы и сложность, М.: Мир, 1984. 516 с.
  151. Н.С. Качество продукции и растущие потребности общества. М.: Экономика, 1982. 200 с.
  152. А.Н. Методология выработки стратегии развития предприятия. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
  153. И.И. Управление качеством на предприятии. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1987. 172 с.
  154. В.И. Регистр систем качества и его нормативно-методическая основа // Стандарты и качество. 1996. № 10.
  155. Н.Ф. Общественная полезность социалистического продукта. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1986. 155 с.
  156. В.В. Управление качеством. Новосибирск, 1996.
  157. В.А. Математическая модель воздействия методики анализа на экономический эффект контролируемого производства // Заводская лаборатория. 1995. № 8.
  158. В.Е., Куприянова Т. М. Упорядочение. Путь к созданию качественного рабочего места: Практическое пособие, РИА „Стандарты и качество“, 2008
  159. K.M., Скрипко JT.Я. Состав затрат на обеспечение качества // Стандарты качества. 1988. № 8. С. 51 — 54.
  160. Рейдер Р. Бенчмаркинг как инструмент определения стратегии и-повышения прибыли, М.: РИА „Стандарты и качество“, 2008
  161. Региональный книжный рынок. Методика анализа / Под общ. Ред. A.A. Голикова. Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. 82 с.
  162. В. В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов, М.: РИА „Стандарты и качество“, 2006
  163. Н.К. Управление качеством,/ Н. К. Розова. СПб.: Питер, 2002.
  164. Т.А. Диверсификация управления качеством /Саранск:2002 — 268 с.
  165. Система стандартизации ГОСТ Р. Основные положения. Порядок проведения сертификации продукции. М.: Изд-во стандартов, 1996.
  166. Л.Е. Методология оценивания затрат на качество / Л. Е. Скрипко // Методы менеджмента качества. 2001. № 1.
  167. Л.Е. Финансовый менеджмент качества: мифы и реальность / Л. Е. Скрипко // Методы менеджмента качества. 2002. № Ю.
  168. Е. А. Гражданское право. М., 1993 г., с .198
  169. В.И. Качество и цена новой техники / Науч. ред. А. Н. Шклярик. Мн.: Наука и техника, 1982. 104 с.
  170. В.Д., Люткевич Д. М. Совершенствование планирования и учета затрат на качество продукции. Киев: Украинский НИИ НТИ, 1983. 45 с.
  171. К. Качество управления изменениями, М: РИА „Стандарты и Качество“, 2008
  172. Тупикин В. А и.о. директора департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства тезисы доклада."0 комплексе мер по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»
  173. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С. Д. Ильенковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  174. А. Контроль качества продукции / сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 1986. 471 с.
  175. Дж. Управление качеством в американских корпорациях / сокр.пер. с англ. М.: Экономика, 1990. 272 с.
  176. Дж. Совершенство управления ресурсами, М.: РИА «Стандарты и качество», 2008
  177. Дж. Совершенство управления знаниями, М.: РИА «Стандарты и качество», 2008
  178. Дж. Совершенство управления изменениями, М.: РИА «Стандарты и качество», 2008
  179. Дж. Совершенство управления процессами, М.: РИА «Стандарты и качество», 2008
  180. Дж. Совершенство управления проектами, М.: РИА «Стандарты и качество», 2008
  181. И.И. Конкурентная борьба предприятий — это соревнование систем управления качеством // Стандарты и качество. 1996. № 12. >
  182. А.Д. Пять потребностей, восемь принципов, десять заповедей / А. Д. Шадрин // Стандарты и качество. 2002. № 2.
  183. Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами / Пер. с англ. СПб.: ЗАО «БизнесМикро», 1999. 288 с.
  184. В.Е. К вопросу определения результативности и эффективности СМК / В. Е. Швец // Методы менеджмента качества. 2004. № 6.
  185. В.Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. 1997. № 6.
  186. В.М. Исследование затрат на контроль качества на этапе производства как основа для их оптимизации. Дисс. на соискание ученой ст. канд. экон. наук. Л.: ЛПИ, 1978. 154 с.175
  187. В. П. Метод исследования собственности в «Капитале» К. Маркса. М- 1971 г, с. 75, 79.
  188. Дж. Затраты на качество стимулируют процессы непрерывного совершенствования / Дж. Шоттмиллер // Методы менеджмента качества. 2003. № 2.
  189. Ю.Б. Рахлин K.M. Методология классификации затрат на качество // Стандарты и качество, 1997. № 3.
  190. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. 3-е изд., пераб. и доп. / Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Заполнить форму текущей работой