Преемственная безбарьерная подготовка дизайнера в условиях региональной культуры
В художественную школу приходят дети из разных мест региона и на первых этапах обучения трудно определить их истинные способности. К тому же это дети не только с различной образовательно-воспитательной подготовкой, но и разным уровнем физических возможностей. Это предполагает не только и не столько совершенствование сложившейся системы выявления и отбора одаренных детей, сколько разработку более… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА КАК НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ БЕЗБАРЬЕРНОГО ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
- 1. 1. Синтетический характер проектного мышления
- 1. 2. Принципы безбарьерного обучения
- 1. 3. Влияние образовательных реформ на обучение будущих дизайнеров в детских художественных школах
- 1. 4. Дизайн-центр как творческое средовое пространство повышенной комфортности и безопасности
- ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Региональные особенности дизайна курортной среды сочинского Причерноморья
- 2. 2. Гармонизация городской курортной среды с естественно-природными условиями г. Сочи средствами дизайна
- 2. 3. Актуализация экологического мышления как фактора творческого воображения в региональном дизайне
- ГЛАВА 3. ПРОЕКТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ КУРОРТНОЙ СРЕДЫ СОЧИНСКОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ НА ПЕРЕХОДНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ
- 3. 1. Преемственность в создании иерархии дизайн-проектов
- 3. 2. Иерархическая лестница дизайн-моделирования на переходной ступени от ДХШ к разновозрастным группам
- 3. 3. Специфика создания фирменного стиля курорта
- ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Преемственная безбарьерная подготовка дизайнера в условиях региональной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проблема гармонизации отношений человека и промышленно-преобразованной природной среды, оптимизирующей условия его жизнедеятельности, в настоящее время требует не только расширения масштабов подготовки специалистов в области дизайна, но и принципиального реформирования их деятельности в связи с изменившейся экономической и культурно-ценностной ориентацией страны. Анализ специальной литературы и периодических изданий свидетельствует о значительном изменении научных интересов к различным аспектам художественного проектирования дизайнерских объектов городской среды. Кроме того, темпы обновления отечественной дизайнерской культуры должны учитывать особенности новых требований и соотносить их с практикой подготовки дизайнеров будущего поколения. Во-первых, социально-политические преобразования в стране в последнее десятилетие кардинально изменили подходы к учебной работе, что привело к возникновению ряда серьезных проблем в системе подготовки будущих дизайнеров, а, во-вторых, современная образовательная реформа ориентирует специалистов на европейские аспекты образования, в частности, через:
— преподавание и распространение языков государств — членов ЕС;
— поощрение мобильности студентов и преподавателей, в том числе, путем признания в научной среде дипломов и сроков обучения;
— содействие сотрудничеству между учебными заведениями;
— развитие обмена информацией и опытом по проблемам, общим для образовательных систем — членов ЕС;
— поощрения развития обмена молодежью и преподавателями в области общественных наук;
— поощрения развития заочного дистанционного образования.
Актуальной стала проблема преемственности профессионального дизайн-образования.
Применительно к обществу различают две стороны преемственности: первое — передачу социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации и второе — усвоение этих ценностей каждым новым поколением, каждой новой социальной системой. Преемственность — особый механизм «памяти общества», который осуществляет накопление и хранение культурной информации прошлого, с учетом которой создаются новые ценности.
Новации, предпринимаемые в области реорганизации системы подготовки будущих дизайнеров, включают в себя как открытие дизайнерских отделений в детских художественных и общеобразовательных школах, так и новые экспериментальные формы обучения. Происходит фундаментальное осмысление роли дизайна в целостном развитии культуры на основании гуманитарного знания. В связи с этим чрезвычайно актуальным становится обращение к проблемам социализации и активизации творческой деятельности всех детей, в том числе с частичным нарушением физических возможностей.
Под доступной средой подразумевается создание безбарьерной толерантной среды для совмещенного обучения, как здоровых детей, так и детей с ограниченными возможностями (дети совмещенного контингента). Развитые страны мира выработали новый подход к стратегии развития учебно-воспитательной политики в сфере образования в постиндустриальной цивилизации. Одним из важнейших его аспектов является перемещение источников и движущих сил социально-экономического прогресса из материальной в интеллектуальную сферу. Под влиянием этого фундаментального сдвига актуализировалась проблема социализации детей и подростков-инвалидов в их интеграции в нормальное человеческое общество. Через безбарьерность подготовки дизайнера возникает толерантная среда для детей и подростков совмещенного контингента.1.
Сформулированные выше принципы требуют широчайшей универсализации знаний и повышения эффективности образовательной деятельности на всех уровнях подготовки, что отмечено в постановлении Президента Р. Ф. и ряде законодательных актов. Это вызывает необходимость разработки и внедрения в практику подготовительно-образовательной деятельности детских художественных школ новых методов и приемов обучения, позволяющих будущим дизайнерам решать нестандартные проектные задачи, разрабатывать не только технические, но и сложные организационные проблемы. В связи с этим обращение к проблемам социализации и активизации творческой деятельности всех детей, в том числе с частичным нарушением физических возможностей, представляется чрезвычайно актуальным.
Современная проектная культура, в том числе дизайнерская, оказывает огромное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, что определяет специфику и содержание не только многих видов деятельности, но и тип творческого мышления. Как показывает опыт работы детской художественной школы № 3 г. Сочи, учащиеся могут индивидуализировать собственное творчество до того, как они поступят в высшее учебное заведение, что создаст дополнительные возможности для реализации осознанного выбора и успешного достижения намеченных целей. Уже в пределах школы многие дети и подростки могут выступать партнерами студентов или преподавателей в развертывании широкой поисковой и проектно-экспериментальной деятельности по гармонизации.
1 Новиков А. И. Толерантная среда для детей и подростов совмещенного контингента. // В сб. ВНИИТЭ «Дизайн, эргономика, сервис». Выпуск № 2, М., — 2009, с. — 266−277 искусственной и естественной окружающей среды. Об этом свидетельствуют многочисленные выставки дизайнерского творчества детских художественных школ, проводимые Союзом дизайнеров России и различными учебными заведениями.
Усиление ответственности дизайна за создание средового пространства напрямую связано с воспитанием специалистов в этой сфере деятельности. Английский теоретик дизайна Дж. К. Джонс подчеркивает, что оно охватывает не только деятельность конструкторов, архитекторов и других специалистов в области проектирования, но и ученых, мастеров прикладных искусств, экономистов, маркетологов, социологов, экологов, специалистов сферы обслуживания и т. д. В подобных условиях перехода на двухступенчатую систему высшего образования и возможного упразднения среднего специального образования существенно повышается ответственность художественной школы за подготовку специалистов в области дизайн-проектирования.
В художественную школу приходят дети из разных мест региона и на первых этапах обучения трудно определить их истинные способности. К тому же это дети не только с различной образовательно-воспитательной подготовкой, но и разным уровнем физических возможностей. Это предполагает не только и не столько совершенствование сложившейся системы выявления и отбора одаренных детей, сколько разработку более эффективных методов их обучения, поскольку ни одно из указанных отличий не может служить критерием оценки успешности их дальнейшего обучения. У детей с ограниченными физическими возможностями или меньшей интеллектуальной подготовкой часто оказывается высоко развито эмоционально-художественное восприятие. Для того чтобы каждый из детей смог предельно раскрыть свои творческие возможности, предполагается такое изменение форм и методов дизайн-образования, при котором эмоционально-коммуникативные возможности всех детей будут направлены на проработку новых идей средового проектирования.
К подобного рода проектной деятельности относится, на наш взгляд, экологои культурообусловленное проектирование, создающее научно-обоснованную базу для разнообразных дизайнерских решений,-учитывающих многообразие предпочтений и ориентаций. Подобная работа дает учащемуся инструмент понимания гуманистических аспектов проектирования, которым свойственны развитое воображение и высокий интеллект, атмосфера творческого взаимодействия и профессиональной этики. Наличие естественно-природных и социально-культурных представлений позволяет создавать психологически благоприятное окружение, предполагающее индивидуальное отношение к окружающему миру, в равной мере учитывающее социальные, общественные, культурные и духовные особенности.
В наше время в России особенно актуально стоит вопрос о создании безбарьерной школьной среды, в которой могли бы обучаться, в том числе, и дети-инвалиды. В 2010 году принята пятилетняя государственная программа.
Доступная среда", направленная на решение подобных проблем. Это актуализирует необходимость дальнейшего развития исследований, ранее проводимых в этой области. В их решении успешно работали А. А. Грашин,.
А. И. Новиков, С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, и многие другие, но они не затрагивали проблемы детских художественных школ, роль которых становится все более значимой в системе преемственного дизайнобразования. Здесь необходим нетрадиционный подход, осуществляющийся с помощью специально поставленных задач, а также разработка нестандартных приемов, способствующих поиску как индивидуальных, так и коллективных решений. С их помощью дети с ограниченными физическими возможностями могут в существенной мере преодолевать воздействие таких нежелательных факторов, как недостаточное умение общаться со сверстникамитрудности с установлением контактов с людьминарушения 6 эмоционального развития, мешающие понимать и принимать другихнизкий уровень социализациинедостаточно развитое чувство ответственностипотребительская психология отношения к окружающимзаниженная самооценка и связанная с этим низкая социальная активность и т. д.
Оценка результата совместной проектной деятельности тоже может быть как индивидуальной, так и коллективной, что зависит от личностных качеств учащихся. В семантике художественного языка той или иной культуры складывается своеобразная система изобразительных принципов, образов, формотворческих приемов и т. д., аккумулирующих в себе культурно-значимую информацию. Они задают угол зрения и определенный сценарий проекту не только с точки зрения эстетических предпочтений и специфики понимания красоты, но и с позиции определенной морали, укоренившейся в том или ином регионе.
Решая задачи современного дизайн-образования, ориентированного на идеал целостной, художественно осмысленной, гармоничной предметной среды, необходимо выявить пути интеграции урбанизированных элементов курортной среды сочинского Причерноморья в сохраненную дикую природу, островки которой являются специфическим фактором города-курорта. Создание взаимообусловленных искусственных средовых объектов, гармонично связанных с естественным ландшафтом и между собой, является важной проблемой сочинского региона в целом, включая различного рода придомовые территории. Навыки гармоничного соединения многоаспектной окружающей среды должны органично войти в дизайн-деятельность детских художественных школ сочинского региона. К их решению сегодняшние выпускники, как детских художественных школ, так и высших учебных заведений, должны быть максимально подготовленными.
Таким образом, актуальные средовые проблемы современного дизайна могут служить примерами для разворачивания широкой учебной деятельности детских художественных школ в условиях реформирования образовательной системы. Всё вышеизложенное актуализирует значение 7 дизайн-деятельности детских художественных школ в создании модели начальной ступени обучения в системе непрерывного образования «школавуз». Навыки гармоничного соединения многообразной окружающей среды должны органично войти в дизайн-деятельность как детских художественных школ, так и высших учебных заведений. При этом школа должна стать учебно-творческим пространством, в котором свои способности могут максимально раскрыть как здоровые дети, так и с частично ограниченными возможностями.
Всё вышеизложенное актуализирует значение преемственной безбарьерной дизайн-деятельности в системе непрерывного образования «школа — вуз».
Цель исследования — разработка научной базы для подготовки дизайнера в условиях региональной культуры.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть проектную культуру как мотив образования;
2. выявить специфику влияния природно-географического своеобразия историко-культурной среды Сочи на преемственную дизайн-деятельность в системе «школа-вуз»;
3. выявить социализирующее значение регионального ландшафта курортной среды в процессе творческого мышления, а также его влияние на раскрытие потенциальных возможностей будущих дизайнеров на основе сближения традиционных и инновационных подходов к творчеству;
4. проанализировать круг средств художественно-образной выразительности, применяющихся в проектной деятельности как творческом процессе, объединяющем детей с различными физическими возможностями;
5. разработать пространственную среду повышенной комфортности и безопасности для творческой деятельности детей совмещенного контингента, с учетом современных научно-технических достижений.
6. разработать метод преемственного дизайн-образования в региональных условиях с участием студентов СГУ и ДХШ № 3 г. Сочи.
Объектом исследования являются творческие (проектные) результаты дизайн-образовательной деятельности детских художественных школ сочинского региона в условиях непрерывного образования «школа — вуз».
Предмет исследования — преемственность проектных заданий безбарьерного непрерывного обучения в системе «школа-вуз» в условиях реформирования дизайн-образования.
Границы исследования определяются: рассмотрением дизайн-деятельности детских художественных школ сочинского региона Россииохватом связей двух ступеней дизайн-образования (школа-вуз) в условиях реформирования образовательной системы, а также изучением влияния природно-географической и историко-культурной среды южного региона на дизайн-деятельность детских художественных школ.
Гипотеза исследования: настоящее исследование исходит из гипотезы о том, что в инвариантном органическом дизайне региональное экологическое проектирование является обогащающим его вариантом. При этом в неограниченной палитре метафорической образности может раскрываться не только полисемантический текст дизайнерской культуры, но и ее индивидуально-когнитивный угол преломления.
Методологическим ориентиром исследования являются экологический, культурологический и эвристический подходы, раскрывающие сущность влияния природно-географической и историко-культурной среды сочинского Причерноморья на дизайн-деятельность детских художественных школ. Это обусловило выбор методов исследования:
— системный анализ, рассматривающий дизайн-деятельность детских художественных школ в единстве художественно-эстетических, когнитивных, семиотических, экологических проблем;
— искусствоведческий анализ городских дизайн-объектов курортной зоны;
— художественно-графический анализ;
— историографический анализ;
— сопоставительный анализ.
В указанной цепи методических подходов последовательно реализуются три основные составляющие профессиональной подготовки дизайнеров:
— научный аспект — на базе анализа традиционной образно-семиотической составляющей;
— художественный — на базе синтеза новой образности;
— прогрессивный аспект — на основе современных методов проектной деятельности.
Научная новизна и практическая значимость исследования.
Впервые разработанная модель преемственности проектных заданий в условиях безбарьерного образования позволяет:
— включить аспекты преемственного дизайн-проектирования в модернизированную деятельность детских художественных школ в области профессиональной ориентации учащихсясовершенствовать взаимодействие разных уровней дизайн-образования учащихся ДХШ и педагогов с высшими учебными заведениями и учреждениями дополнительного образования.
Главным результатом исследования является — внедрение дизайнерской идеологии (проектной идеологии) в уровень начального образования.
Кроме того результаты исследования могут быть использованы в практике проектирования с целью улучшения художественно-эстетических качеств курортной среды сочинского Причерноморья.
Материалы диссертации позволяют помочь каждому будущему дизайнеру найти свой путь выражения своего творческого потенциала.
Предложенная в работе модель обучения в детском дизайн-центре способствует решению проблемы преемственности в дизайн-образовании.
Апробация работы. Результаты исследования использованы при разработке и апробированы в преподавании авторизированных курсов по специальности 70 601 «Дизайн» (специализация 04 «Дизайн среды») в Сочинском государственном университетепри выявлении эвристических возможностей в преподавании предмета «Основы дизайна» в МБОУДОД ДХШ № 3 МО города-курорта Сочи и в программе курсов «Дизайн и оформление интерьера» Сочинского отделения общества «Знание».
Результаты диссертационного исследования, положенные в основу программ указанных курсов, апробированы в курсовом и дипломном проектировании студентов СГУ, а также в конкурсных работах ДХШ. Ряд работ отмечен наградами разного достоинства.
Данные идеи нашли свое воплощение в проекте школьного дизайн-центра, удостоенного золотой медали на Международном Санкт-Петербургском салоне «Инновации и инвестиции» 2010 года.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка используемой литературы, объем 174 страниц текста и иллюстративного приложения в объеме 94 страниц. Библиография содержит 198 наименований, из них 6 на иностранных языках.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
1 .Разработана научная база преемственной подготовки дизайнера в условиях региональной культуры.
2.Внедрена дизайнерская идеология (проектная идеология) в уровень начального образования.
3.На основании интеграции научных, практических и культурных знаний дизайна возможно выстраивание синтетической дисциплины комплексного средового проектирования.
4,Основой дизайн-деятельности в системе преемственного безбарьерного образования «школа-вуз» является, с одной стороны, разработка модели иерархии проектов, с другой — формирование навыков открытого профессионального междисциплинарного и межкультурного творческого общения учащихся.
5. В создании единого образовательного пространства большую роль играют детские художественные школы как центры творчества, интеллектуальной информации и культурного взаимообмена, что имеет важное значение для социализации детей и подростков с различными физическими и психическими возможностями.
6. В условиях реформирования системы обучения основное внимание необходимо уделять преемственности художественного образования, которая реализуется посредством обмена культурным опытом и инновациями учащихся школ, студентов, квалифицированных специалистов и преподавателей учебных заведений.
7. Коллективные решения могут носить инвариантный характер, сохраняя широкую вариативность и индивидуальность конкретных проектных решений.
8. Инструментом реализации государственной политики в сфере создания безбарьерной образовательной среды для детей совмещенного контингента в детских художественных школах являются следующие принципы:
— разработка концептуальных подходов и методических рекомендаций к эвристической дизайн-деятельности художественных школ в условиях реформирования системы образования;
— выявление влияния природно-географического своеобразия историко-культурной среды сочинского Причерноморья на дизайн-деятельность по созданию среды повышенной комфортностивыявление эвристических возможностей дизайн-деятельности учащихся школ и высших учебных заведений с использованием социализирующего влияния дизайна окружающей среды, понимаемой как общего «дома» всех участников проектирования.
9. Предложен новый метод обучения детей совмещенного контингента, который заключается в нераздельном преподавании теории и практики, т. е. совмещения теоретической подготовки с процессом проектирования. При этом облегчается усвоение и внедрение основных теоретических положений в практику проектирования.
10. Разработан и апробирован в подготовке дизайнеров новый научно-проектный метод «Ключ», позволяющий путем последующего усложнения проектных задач развивать навыки проектирования и критико-оценочную деятельность на всех ступенях преемственного обучения.
11. Предложенная динамичная модель преемственного дизайн-образования способна к развитию и может быть экстраполирована в практическое проектирование для оптимизации средового пространства причерноморских курортов с целью придания им повышенной комфортности.
ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ.
1. Кириенко И. П. Проблема безбарьерной подготовки будущих дизайнеров. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА: № 3, 2011. 0,6 п.л.
2. Кириенко И. П. Актуальность экологического мышления в дизайн-образовательной деятельности. //Сочи:Вестник СГУТиКД, июль 2011.0,5 п.л.
3. Кириенко И. П. Преемственность в непрерывном дизайн-образовании. // Оренбург: Вестник ОГУ, выпуск 04.10.2011. 0,6 п.л.
4. Кириенко И. П., Быкадорова Е. Ю. Методы регионального дизайна в создании рекреационной среды Причерноморья. // Вестник МГУКИ, № 3 (35), 2010. 0,6 п.л.
5. Кириенко И. П., Быкадорова Е. Ю. Некоторые аспекты организации водных игровых комплексов для детей в условиях курорта. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда: Вестник МГХПУ, № 4, 2009. — 0,6 п.л.
6. Кириенко И. П., Жердев Е. В. Морфологические особенности региональной природной среды Причерноморья как творческая основа креативного дизайна. // Национальные приоритеты развития России: образование, наука, инновации. Сборник тезисов выступлений участников деловой программы, Москва, 9 Московский Международный салон инноваций и инвестиций, 26−29 августа 2009.: Сборник тезисов. -0,3 п.л.
7. Кириенко И. П., Жердев Е. В. Игровая функция индивидуальных микропространств (разработка комплекса интерьерных офисных перегородок «Кактус» для детских учреждений). // Национальные приоритеты развития России: образование, наука, инновации. Сборник тезисов выступлений участников деловой программы, Москва, 8 Московский Международный салон инноваций и инвестиций, 3−8 марта.
2008. — 0,2 п.л.
8. Кириенко И. П. Проявление средового подхода в региональной рекреационной среде курорта. // Дизайн XXI века — среда, традиции, новации. Сочи — Красная Поляна, 26 — 30 апреля 2009. Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. -Сочи: СГУТиКД,.
2009. — 0,4 п.л.
9. Кириенко И. П., Жердев Е. В. Художественный образ как способ развития когнитивного мышления. // Теоретические и прикладные проблемы современного дизайна, № 1, Сочи — Красная Поляна, 23−27 апреля 2008, Первая Всероссийская научно-практическая конференция, Сочи: СГУТиКД, 2008. — 0,4 п.л.
Ю.Кириенко И. П., Жердев Е. В. Региональные особенности дизайна курортной среды Причерноморья. // Дизайн. Эргономика. Сервис. Выпуск № 2, Москва: ВНИИТЭ, 2009. — 0,3 п.л.
П.Кириенко И. П., Быкадорова Е. Ю. Процесс непрерывного дизайн-образования в контексте решения проблем средового дизайна в условиях Южного региона России (в печати).
12.Кириенко И. П. Комбинирование как метод дизайн-проектирования. // Строительство в прибрежных курортных регионах. Материалы 2-й Международной найчно-практической конференции. Сборник тезисов. Сочи: РИО СГУТиКД, 2003. 0,2 п.л.
13. Кириенко И. П. Шрифтовая графика в подготовке студентов дизайна среды. // 8 Российский фестиваль моды «Бархатные сезоны в Сочи», Всероссийская научно-практическая конференция «Современные технологии в дизайн-образовании». Сборник тезисов. Сочи: СИМБиП, 2004, — 0,2 п.л.
14. Кириенко И. П., Кириенко Ю. Н. Интерпретация почерка мастеров 20-го века как метод проектирования. // Современные технологии в дизайн-образовании, Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции, 8 Международный фестиваль моды «Бархатные сезоны в Сочи. Сборник тезисов. Сочи: СИМБиП, 2005.-0,2 п.л.
15. Кириенко И. П. Селекция специалистов в контексте Болонской декларации (Взгляд из провинции). // Современные технологии в дизайн-образовании: Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции, 8 Международный фестиваль моды «Бархатные сезоны в Сочи». Сборник тезисов. Сочи: СИМБиП, 2005.-0,2 п.л.
16. Кириенко И. П. Детские игровые площадки как элемент ландшафтно-архитектурного комплекса. Современные технологии в дизайн-образовании, Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции. Сборник тезисов. Сочи: СИМБиП., 2005.-0,2 п.л.
17. Кириенко И. П., Кириенко Ю. Н. Организация внутренней. среды на основе интерпретации формообразования мастеров дизайна XX века. Теория построения средовых организмов. Методические указания и задания к курсовому проекту № 1. Сочи: РИО СГУТиКД, 2006. — 1,7 п.л.
18. Кириенко И. П., Кириенко Ю. Н. Структура организации внутренней среды на основе куба 12×12×12м. Здание общественного назначения. Методические указания и задания к курсовому проекту № 2. Сочи: РИО СГУТиКД, 2006. — 0,8 п.л.
19. Кириенко И. П., Кириенко Ю. Н. Методические указания и задания к курсовому проекту «Интерьер квартиры». Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. -2,2 п.л.
Список литературы
- Архитектура, дизайн, искусство. Дизайн документы № 4.- Тюмень: Тюменский колледж искусств, 2004.- 320 е.: ил.
- Архи-конкурс. Каталог победителей. Офисное пространство: креатив, технологии, инновации. М.: Союз Архитекторов России, 2007.- 35 е.: ил.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие /Р. Арнхейм. Пер. с англ. М.: Архитектура-С, 2007.- 392 с.
- Архитектура нового времени. Лауреаты 13 международного архитектурного фестиваля «Зодчество».- М.: Союз Архитекторов России, 2005.- 115 е.: ил.
- Аристотель. Сочинение в 4-х томах. Том 4./Никомахова этика, стр. 53./пер. с древнегреч.: Общ. Ред. А. И. Доватура.- М., 1983.- 830 с.
- Архитектура гражданских и промышленных зданий. Том 3. Жилые здания. М.: Стройиздат, 1983.- 237 е.: ил.
- Асланова Е.С. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в процессе дизайн-деятельности // Диссертация канд. пед. Наук: 13.00.01, — Комсомольск-на-Амуре, 2002.- 165 с. 61:03 13/ 12 751.
- Базилевский A.A., Барышева В. Е. Дизайн. Технология. Форма: учебное пособие по специальности «Дизайн архитектурной среды». -М.: Архитектура С, 2010.- 248 с.
- Боглачев C.B., Савенко С. Н. Архитектура старого Кисловодска.-Пятигорск: Снег, 2006. 512 е.: ил.
- Библер B.C. Михаил Михайлович Гоахтин, или поэтика культуры. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. — 199 с.
- Базазьянц С.Б. Художник, пространство, среда. М.: Советский художник, 1983.- 239 е.: ил.
- Борев Ю. Эстетика. /Ю. Борев. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1981. — 399 с.
- Бродский Б.И. Жизнь в веках. Занимательное искусствознание. 2-, е издание. М.: Советский художник, 1990.- 256 е.: ил.
- Вестник Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного Дела. Выпуск 1−2 (3 4). — Сочи: СГУТиКД, 2008. — 224с.: ил.
- Вестник Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного Дела № 1−2. Сочи: СГУТиКД, 2007.- 236 с.
- Вопросы дизайн-образования и формообразования. Серия «Проблемы современного дизайна». Выпуск № 1, — М.: ВНИИТЭ, 2004.120 с.
- Ворошилов В.И. Топонимы Российского Черноморья, Майкоп: ОАО, Полиграфиздат, Адыгея, 2007, — 264с.: ил.
- Восьмая Всероссийская конференция главных дизайнеров и главных художников. Сочи: Союз Дизайнеров России, 2005.- 80 е.: ил.
- Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 1. М.: Союз Дизайнеров России, 2001.424 е.: ил.
- Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Том 2. М.: Союз Дизайнеров России, 2001.392 е.: ил.
- Воронов Н.В. Дизайн: русская версия. М.: Тюмень, 2003.- 208 е.: ил.
- Вопросы дизайн-образование и формообразование. Выпуск 2. Серия «Проблемы современного дизайна», М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, ВНИИТЭ, 2004.- 104с.
- Всероссийский конкурс дизайна средовых объектов «Город равных возможностей». Каталог конкурсных работ. М.: Союз Дизайнеров России, 2009.- 74 е.: ил.
- Всероссийская научно-практическая конференция. Современные технологии в дизайн-образовании. 9−17 октября 2004. Сочи: СИМБИП, 2004. — 249 с.
- Вторая Всероссийская конференция главных дизайнеров и главных художников (сборник материалов). М.: Союз Дизайнеров России, 2000.- 59 с.
- Высотные здания. Журнал высотных технологий № 3/07. М.: Горпроект, 2007.- 171 е.: ил.
- Гамузов Г. Ж. Учение о биосфере. Сочи: СИМБИП, 2005. — 199 с.
- Гордон К.А. Старый Сочи конца 19 начала 20 века. — Сочи: ЗАО Дория, 2006, — 168 е.: ил.
- Голубева Е.П. Принципы формирования архитектуры рекреационно-досуговых комплексов // Диссертация. Специальность архитектура. 61:06 18/13.- Н. Новгород, 2006.
- Гидион 3. Пространство, время, архитектура. -М., 1975.
- Градостроительство России XXI века. Сборник научных статей РААСН, М.: Российская Академия Архитектуры и Строительных Наук, 2001.-268 с.
- Гройс Б. Искусство утопии. М.: Прагматика Культуры. Художественный журнал, 2003. — 319 с.
- Грашин A.A. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных объектов: учеб. пособие. М.: Архитектура — С, 2004 -с. 232.: ил.
- Грашин A.A. Дизайн-класс: Проектные идеи и разработки. Вопросы дизайн-образования и формообразования. Вып.№ 1.- М.: ВНИИТЭ, 2004, — с.
- Гусев Н.М. Световая архитектура. М.: Стройиздат, 1973. -137 с.
- Гусева A.B. Каталог историко культурного наследия. — Сочи: ТОО «Растр», 1997, — 78 е.: ил.
- Двенадцатая Всероссийская конференция главных художников и главных дизайнеров городов. Сочи 2009. — М.: Союз Дизайнеров России, 2009. — 52 е.: ил.
- Дизайн ревю № 1−2. — М.: Союз дизайнеров России, 2001.- 78 с.
- Дизайн-ревю № 1−2. Информационный научно-практический журнал.- Казань: КГ АСУ, Союз Дизайнеров России, 2005.- 80 е.: ил.
- Дизайн ревю. Информационно-практический журнал. № 3−4. -М. Казань: ВНИИТЭ. Союз Дизайнеров России, 2006. — 99 е.: ил.
- Дизайн-ревю. Информационный научно-практический журнал. № 1.- Казань: ОАО. Казанский производственный комбинат ПС, 2006.99 е.: ил.
- Дизайн ревю № 1−2. Информационный научно-практический журнал союза дизайнеров России.- М.: Союз Дизайнеров России, 2002.94 е.: ил.
- Дизайн ревю № 2. Информационный научно-практический журнал. — М.: Союз Дизайнеров России, 2006.- 98 е.: ил.
- Дизайн. Эргономика. Сервис. Выпуск № 1. М.: ВНИИТЭ, 2006, -314с.
- Дизайн. Эргономика. Сервис. Выпуск № 2. М.: ВНИИТЭ, 2009.406 с.
- Дизайн XXI века среда, традиции, новации. Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции, г. Сочи — Красная Поляна, 26−30 апреля 2009 г. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2009. — 223 с.
- Дизайн. Иллюстрированный словарь справочник./ Минервин Г. Б.ДПимко В.Т., Ефимов A.B. — М.: Архитектура-С, 2004.-283 е.: ил.
- Дизайн и качество жизни. Научно-исследовательская деятельность. Результаты исследований. Конференции и семинары. Издания, — М.: ВНИИТЭ, 2006, — 15 с.
- Дизайн форум Сочи 2004. Дизайн городских коммуникаций. Союз Дизайнеров России. — М.: Линия график, 2004. — 80 е.: ил.
- Дизайн форум Сочи 2003. Шестая Всероссийская конференция главных дизайнеров и главных художников городов. — М.: ММП Проспект, 2003.- 65 е.: ил.
- Дизайн-форум Сочи 2005. Дизайн городских праздников. М.: Союз Дизайнеров России, 2005.- 49 е.: ил.
- Дизайн форум Сочи 2007. Вода в городе. М.: Союз Дизайнеров России, 2007.- 30 е.: ил.
- Дизайн-форум Сочи 2007. Стенограмма IX Всероссийской конференции главных художников и главных дизайнеров городов России. М.: Союз Дизайнеров России, 2007.- 42 с.
- Дизайн. Документы 3. Архитектура. Дизайн. Искусство. Сборник материалов. — Тюмень: Тюменский колледж искусств, 2003.160 е.: ил.
- Дизайн. Архитектура. Искусство. Дизайн. Документы- 4. -Тюмень: Тюменский колледж искусств, 2004.- 320 е.: ил.
- Дизайн среды. Проблемы современного дизайна. Выпуск 2.1 Грашин А. А. М.: ВНИИТЭ, 2005.- 107 е.: ил.
- Дженкс Ч. Язык архитектуры постмодернизма. Пер. с англ. М.: Стройиздат, 1985.- 136 е.: ил.
- Ермолаев А.П. Очерки о реальности профессии архитектор-дизайнер. М.: Архитектура — С, 2004.- 203 е.: ил.
- Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды. Учебник для вузов. М.: Архитектура С, 2005. — 504с.: ил.
- Желондиевская Л.В. Эмоции графики. Изобразительные и выразительные возможности графических техник. Учебное пособие. -М.: Квадрига, 2009.- 96 е.: ил.
- Жердев E.B. Метафорическая образность в дизайне./Е. В. Жердев. М.: Изд-во МСХА, 2004.- 227 е.: ил.
- Жердев Е.В. Метафора в дизайне: теория и практика // Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Специальность 17.00.06 Техническая эстетика и дизайн. — М.: ВНИИТЭ, — 57 с.
- Заева-Бур донская Е.А., Курасов C.B. Формообразование в дизайне среды. Метод стилизации. Пропедевтический курс. МГХПУ им. С. Г. Строганова.- М., 2008, 232 с.
- Зайцев A.C. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986.159 е.: ил.
- Зинченко В. П., Вучетич Г. Г., Гордон В. М. Порождение образа// Искусство и научно-технический прогресс. М.: Искусство, 1973, — 429−461с.
- Ивянская И.С. Мир жилища. М.: Дограф, 2000.- 297: ил.
- Игошина Т.С. Графический дизайн отечественного социального плаката (история и современные тенденции) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.- М.: ВНИИТЭ, 2009.- 25 с.
- Иконников A.B. Искусство, среда, время. Эстетическая организация городской среды. М.: Советский художник, 1985.- 334 е.: ил.
- Искусство батика. М.: Аст -Внешсигма, 2001.- 110 е.: ил .
- Иттен И. Искусство цвета.- М.: Д. Аронов, 2001.- 96 е.: ил.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве./ В. В. Кандинский. -М.: Архимед, 1992. 108 е.: ил.
- Каталог историко-культурного наследия г. Сочи. / Гусева A.B., -Сочи: ТОО Растр, 1997.- 78 е.: ил.
- Монография. М.: ВНИИТЭ, Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. — 368 е.: ил.
- Качество жизни. Государственное регулирование и социальное партнерство. Сборник докладов. М.: ВНИИТЭ, 2004. — 120 с.
- Кириенко И.П., Кириенко Ю. Н. Методические указания к курсовому проекту № 2. Структура организации внутренней среды на основе куба 12×12×12 м. Здание общественного назначения. Сочи: РИО СГУТиКД, 2006.- 12 с.
- Кириенко И.П., Кириенко Ю. Н. Методические указания и задания к курсовому проекту по дисциплине «Проектирование». Курс «Фотографика». Сочи: РИО СГУТиКД, 2006, — 12 с.
- Кириенко И.П., Кириенко Ю. Н. Методические указания и задания к курсовому проекту № 1. Организация внутренней среды на основе интерпретации формообразования мастеров дизайна XX века. Теория построения средовых организмов. Сочи: РИО СГУТиКД, 2006.- 24 с.
- Кириенко И.П., Кириенко Ю. Н. Методические указания к курсовому проекту «Интерьер квартиры» для студентов специальности 70 601 «Дизайн» специализации 04 «Дизайн среды». Сочи: РИО СГУТиКД, 2008, — 38 с.: ил.
- Кильпе Т.Л. Основы архитектуры.- М.: Высшая школа, 1984.- 104 е.: ил.
- Клубиков Б.И. От качества проектирования к качеству проектируемого // Сборник. Роль художественного конструирования в повышении качества промышленных изделий. ЛДНТП: Знание, 1974.
- Клубиков Б.И. Методы прикладной эвристики в проектировании // Сборник. Опыт применения средств художественного конструирования в повышении качества промышленных изделий.-ЛДНТП: Знание, 1975.
- Клубиков Б.И. Методы прикладной эвристики при обучении дизайнеров // Сборник. Художественно-конструкторское образование.-М.: ВНИИТЭ, 1976.-№ 13.
- Клубиков Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне. Педагогический и проектно-практический аспекты // Диссертация.- М.: ВНИИТЭ, Специальность 17.00.06. 1973.- 288 е.: ил.
- Клубиков Б.И. Эвристический аспект процесса композиции // Сборник. Композиция в промышленном и декоративно-прикладном искусстве. ЛДНТП: Знание, 1973.
- Коник М.А. Архив одной мастерской.- М.: Индекс Дизайн, 2003,322 е.: ил.
- Кондратьева К. А. Дизайн и экология культуры /К. А. Кондратьева.- М.: МГХПУ им. С. Г. Строганова. 2002.- 105 с.
- Коськов М.А. К теории прикладного искусства. С.-Петербург: ЦОП типография Издательства СПБГУ, 2002, — 52с.
- Курорт Сочи: Комплексный атлас. Вып.1/ Гл. ред. Н.Г. Родзянко- Науч.исслед.часть СГУТиКД. Сочи: СГУТиКД, 2003. 174 е.: ил.
- Курьерова Г. Г. Экология предметного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период. М.: ВНИИТЭ, 2008.- 131с.
- Кудряшев К.В. Архитектурная графика. М.: Архитектура-С, 2006.- 308 е.: ил.
- Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи: учебное пособие. -Киев: Выща школа. Головное изд-во, 1989.- 143 е.: ил.
- Кулебакин Г. И. Рисунок и основы композиции. М.: Высшая школа, 1988, — 129 е.: ил.
- Ландшафтная архитектура. Дизайн. № 2 (21) 08. ЛАД. Город и человек. М.: Союз Архитекторов России, 2008.- 88 е.: ил.
- Лазарев А.Г. История архитектуры и градостроительства России, Украины, Белоруссии 6−20 вв. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.- 508 е.: ил.
- Ле Корбюзье. Архитектура XX века. М.: Прогресс, 1977.- 301 е., ил.
- Ли Фрост. Современная фотография. Полное объяснение более 70 технических методик. Перевод с англ. М.: Арт-Родник, 2003.- 160 е.: ил.
- Лоншакова Н.В., Солодько A.C. Природное и историко-культурное наследие Хостинского района города Сочи. Сочи: Популярная энциклопедия Сочинского Причерноморья. 2007,-111с.: ил.
- Лоншакова Н.В., Солодько A.C. Хоста. Страницы истории (Хоста-Мацеста). 5. Сочи: Популярная энциклопедия Сочинского Причерноморья, 2007. — 31 е.: ил.
- Лялин А.И. Защита черноморских берегов и пляжей России.-Туапсе, 2001. -200 е.: ил.
- Лукашина Н.С., Трунев А. П. Основы рекреационной экологии и природопользования. Монография.- Сочи, 1999. 273 с.
- Лучшие произведения советских зодчих 1979−1980 гг. М.: Стройиздат, 1983.- 255 с: ил.
- Мазурина Т.А. Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения.- М.: ВНИИТЭ, 2008.- 26 с.
- Медведева О.П. Педагогические условия творческого саморазвития личности учащегося в учреждении дополнительного образования (на материале деятельности дизайн-студии)/ О. П.
- Медведева. Диссертация: 13.00.01.- Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону, 2003.
- Методические проблемы художественного конструирования. -М.: ВНИИТЭ, Техническая эстетика, 1971.- Вып.1.
- Меркулов И.П. Когнитивные способности/ И. П. Меркулов. М.: ВНИИТЭ, 2005, — 182 с.
- Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования. М: Архитектура-С, 2004, 312 с.
- Мельников В.А. Мыслить рисунком. Уфа.: Нефтегазовое дело, 2007.- 102 е.: ил. 268, табл.19, фото 117, структ.473.
- Михайлов С.М. Фирменный стиль как средство выражения «исторической памяти» города, материалы 12 Всероссийской конференции главных художников и главных дизайнеров городов, -Сочи.: Союз Дизайнеров России, 2009. е.: ил.
- Михайлов С.М. История дизайна. Краткий курс. М.: Союз Дизайнеров России, 2004.- 287 е.: ил.
- Михайлов С.М. История дизайна. Краткий курс.- М.: Архитектура С, 2005. — 504 е.: ил.
- Михайлов С.М. Основы дизайна. М.: Союз Дизайнеров России, 2002, — 240 е.: ил.
- Михайлов С.М. Основы дизайна. Казань: Издательство-просветительский центр «Дизайн-Квартал», 2008, — 285 е.: ил.
- Минервин Г. Б. Дизайн архитектурной среды. Основные задачи и принципы художественного проектирования. М.: Архитектура-С, 2004.- 93 е.: ил.
- Михаловский И.Б. Теория классических архитектурных форм. -М.: Архитектура-С, 2006.- 287 е.: ил.
- Модулор. Пятая петербургская биеннале дизайна. Официальный каталог выставки. Санкт-Петербург: Модулор ООО, 2005.- 248 е.: ил.
- Национальные приоритеты развития России: образование, наука, инновации. Сборник тезисов. VIII Московский международный салон инноваций и инвестиций. М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2008. — 324 с.
- Национальные приоритеты развития России: образование, наука, инновации. 9 Московский Международный салон инноваций и инвестиций.- М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2009.- 385 с.
- Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987−2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности. М.: Союз Дизайнеров России, 2002.- 415 е.: ил.
- Никитина Е.С. Семиотика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект- Трикста, 2006. — 528 с.
- Новиков А.И. От фольклорной игрушки к фольклорному дизайну. Дизайн: Сб. научн. Трудов. Вып.№ 3 / НИИ теории и истории изобразительного искусства. PAX.- М.: 1995, с.94−98.
- Новиков А.И. Национальный дизайн: истоки и перспективы. Дизайн: Сб. научн. Трудов. Вып. № 6 / НИИ теории и истории изобразительного искусства. PAX.- М.: 2000, — с. 141−152.
- Новиков А.И. Формирование креативной среды для детей инвалидов. / Качество жизни и дети России. Серия «Качество жизни»: труды ВНИИТЭ. Вып. № 9.- М.: 2004, — с.38−47.
- Одум Ю. Экология: В 2-х т. Т. 1. Пер. с англ. М.: Мир, 1986.- 328 с.
- Одум Ю. Экология: В 2-х т. Т. 2. Пер. с англ. М.: Мир, 1986.-376 с.
- Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М.:168
- Архитектура С, 2004.- 232 е.: ил.
- Парки. Сады. / Евсеева Т. М.: Аванта +, 2005.- 184 е.: ил.
- Пиаика Э. Эволюционная экология: Пер. с англ. /Под ред. М. С. Гиляровский М.: Мир. — 1981. — 400 с.
- Полухина Т.Н. История Сочи в открытках и воспоминаниях. Часть 1. Старый Сочи. Забытые страницы. Сочи: «Афиша», 2006. -128с.: ил.
- Покотаев В.П. Конструирование оборудования интерьера. -Ростов-на-Дону.: Феникс, 2003.- 344 е.: ил.
- Практикум по инженерной психологии и эргономике: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Сергиенко С. К. М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 400 е.: ил.
- Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. Материалы 6-й Международной научно-практической конференции. Том 2. Сочи.: СГУТиКД, 2006. — 176 с.
- Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. Материалы 7-й Международной научно-практической конференции г. Сочи, 16−18 мая 2007 г./ Научный редактор Леонов В. А. Сочи: СГУТиКД, 2007.- 268 с.
- Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма. Материалы 7-й Международной научно-практической конференции г. Сочи, 16−18 мая 2007 г. 2 том. / Научный редактор Леонов В. А. Сочи: СГУТиКД, 2007, — 223 с.
- Проблемы дизайна 3. Сборник статей // Глазычев В. Л. — М.: Архитектура — С, 2005.- 288 е.: ил.
- Проблемы дизайна 2. Сборник статей // Глазычев В. Л. — М.: Союз Дизайнеров России, 2003.- 256 е.: ил.
- Проблемы дизайн-образования. Мастер-класс. Краснодар: КГУКИ, 2005, — 128 с.
- Просвиркин В.Н. Технология преемственности в системе169непрерывного дизайн-образования, 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования, М.: ВНИИТЭ, 2008
- Пузанов В.И. Рыночный дизайн. Теория и методология проектирования в системе товарно-денежного обращения. М.: ВНИИТЭ, 2007, — 99 с.
- Разинский Г. В. Построение социальных типологий как метод изучения сферы досуга в структуре образа жизни. // Человек и рекреация. Сочи, 1992. — 54−60 с.
- Реймерс Н.Ф. Природопользование. М.: Мысль. — 1990.- 637с.
- Рунге В.Ф. Основы теории и методологии дизайна.- М.: МЗ Прогресс, 2005, — 252с.: ил.
- Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера. М.: Архитектура — С, 2006.- 157 е.: ил.
- Сапего И.Г. Предмет и форма. М.: Советский художник, 1984.302 е.: ил.
- Самара Тимоти. Структура дизайна. Стильное руководство. М.: Издательский дом РИП — холдинг, 2008.- 272 е.: ил.
- Семенова Т.С. Цвет в городе. М.: АртТ, 2007.- 120 е.: ил.
- Сидоренко В.Ф. Эстетика проектного творчества. М.: ВНИИТЭ, 2007.- 135 с.
- Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность. Техническая эстетика. М.: ВНИИТЭ, 1971. — 271 с.
- Соколов Н.Б. Сочи-Мацеста (очерк архитектуры).- М.: Государственное издательство архитектуры и Градостроительства, 1950. 123с.: ил.
- Соколов A.M. Основные понятия архитектурного проектирования. Д.: Ленинград, 1976.- 192 е.: ил.
- Соколина А. Архитектура и антропософия. М.: Издательство КМК, 2001.-267 е.: ил.
- Соловьев H.K. История современного интерьера.- М., 2004, Изд-во «Сварог и К».- 400 с.
- Солодько A.C. Красная книга Сочи 1. Сочи: Издательство Бесковых, 2002.-145 е.: ил.
- Солодько A.C. Памятник природы. Озера Хмелевского. Сочи: СЭПП Популярная энциклопедия Сочинского Причерноморья, 2007.32 е.: ил.
- Солодько A.C. Атлас флоры Сочинского Причерноморья. Дикорастущие сосудистые растения. Сочи: ООО СТЕРХ, 2006.- 286 е.: ил.
- Современные технологии в дизайн-образовании. Материалы 2 Всероссийской научно-практической конференции. 12−16 октября 2005 г. Сочи: СИМБИП, 2005.- 197 с.
- Смирнов С.И. Шрифт в наглядной агитации. М.: Плакат, 1987.191 е.: ил.
- Силк Э. Оптические иллюзии. М.: ACT Астрель, 2003, — 168 е.: ил.
- Стасюк Н.Г. Основы архитектурной композиции. Учебное пособие. М: Архитектура-С, 2004.- 95 е.: ил.
- Станько И.В. Развитие художественно-творческого потенциала учащихся старших классов в школьной дизайн образовательной среде // Диссертация. 61:15 — 13/2400, — Улан-Уде. 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования, 2005, — 187 е.: ил.
- Студенческие научные исследования в сфере туризма и курортного дела. Материалы 1 Всероссийской студенческой научно-практической конференции 5−8 февраля 2007 г. Сочи.: РИО СГУТиКД, 2007.- 374 с.
- Студенческие научные исследования в сфере туризма и курортного дела. Материалы 2 Всероссийской студенческой научнопрактической конференции 7−10 апреля 2008 г. Том 2. Сочи.: РИО СГУТиКД, 2008, — 281 с.
- Строительство в прибрежных курортных регионах. Материалы 2-й Международной научно-практической конференции, г. Сочи, 22−25 апреля 2003 г. / Под научной редакцией Макарова К. Н. Сочи: РИО СГУТиКД, 2003.- 140 с.
- Строительство в прибрежных курортных регионах. Материалы 4-й Международной научно-практической конференции. г. Сочи 15−20 мая 2006 г. / Под научной редакцией Секуровой З. А. Сочи: СГУТиКД, 2006, — 196 с.
- Строительство в прибрежных курортных регионах. Материалы 5-й Международной научно-практической конференции г. Сочи 12−17 мая 2008 г. / под научной редакцией Секуровой З. А. Сочи: СГУТиКД, 2008.- 258 с.
- Стрелка. Фестиваль дизайна. 02−07 октября 2007. Нижний Новгород: Нижний Новгород, 2007.- 141 е.: ил.
- Стрелка. Международный студенческий фестиваль дизайна. -Нижний Новгород: Нижний Новгород, 01−10 октября 2008. 196 е.: ил.
- Сто лучших изобретений России. М.: ФГУ ФИПС, 2008.- 41 с.
- Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985.- 298 е.: ил.
- Степанов H.H. Цвет в интерьере. Киев: Головное издательство, Издательство объединения «Вища школа», 1985.- 97 е.: ил.
- Тасалов В.И. Светоэнергетика искусства. Очерки теоретического искусствознания. С. Петербург, 2004.- 463 с.
- Теоретические и прикладные проблемы современного дизайна. Материалы 1 Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи Красная Поляна, 23 — 27 апреля 2008 г. — Сочи: СГУТиКД, 2008, — 225с.
- Тинтилозов З.К. Карстовые пещеры Грузии (морфологический анализ). Тбилиси.: Мецниереба, 1976.- 274 е.: ил.
- Томилин К.Г. Управление рекреационной деятельностью на водных курортах: Монография / К. Г. Томилин. Сочи: РИО СГУТиКД, 2005. — 166с.: ил. табл.
- Туэмлоу Э. Графический дизайн: фирменный стиль.- М.: Издательство Аст, перевод с англ., 2007.- 256 е.: ил.
- Усадебный жилой дом. Каталог проектов для индивидуальных застройщиков Украинской ССР. Киев: Будивельник, 1984.- 109 е.: ил.
- Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо.- М.: МЦ «Видеоэкология», 1997. 320 с.
- Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна: учебное пособие / Е. В. Жердев, О. Б. Чепурова, С. Г. Шлеюк, Т. А. Мазурина. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009.- 255 с.
- Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Проблемы формообразования. Мастера и течения. Книга первая.- М.: Стройиздат, 1996.-707 е.: ил.
- Хрестоматия по истории Сочи. / Составитель Костиников В. Н. Второе издание. Майкоп.: ОАО Полиграфиздат. Адыгея, 2006.- 166 с.
- Шевелев И.Ш. Основы гармонии. Визуальные и числовые образы реального мира. М.: Луч, 2009.- 360 е.: ил.
- Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. М.: Архитектура-С, 2004, — 296 е.: ил.
- Шлеюк С.Г. Художественный образ и композиция в дизайне мебели периода 18−21 веков.// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М.: ВНИИТЭ, 2005.- 26 с.
- Чепурова О.Б. Художественный образ в дизайн-проектировании объектов культурно-бытовой среды.// Диссертация. 61: о4 17/85. — М.: ВНИИТЭ, 2004.
- Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум по основам дизайна / О. В. Чернышев.- Мн.- Харвест, 1999.- 355 с.
- Чинь Франсис Д. К. Архитектура. Форма, пространство, композиция. М.: Аст. Астрель, 2005.- 399 е.: ил.
- Эйнгорн Э. Основы фотографии. М.: Искусство, пер. с чеш. 1967.- 280 е.: ил.
- Эко-Реал № 2 (14). Экология природа успеха. — М.: ООО НИиПИ экологии города, 2008.- 120 е.: ил.
- Эстетика. Словарь. М.: Политиздат, 1989.- 445 с.
- Sketch. Plan. Build. World class architects show how it*s done Copyright* 2005 by Collins design ahd loft Publications
- Zaha Hadid. Copyright 2005 New Architecture Group Limited
- Spazi pubblici contemporanei Architettura a volume zero. 2006 Skira editore, Milano
- Between earth and heaven the architecture of John Lautner 2008 Rizzoli International Publications, inc.
- Massimiliano Fuksas Opere e progetti 1970- 2005. 2005 Skira editore, Milano.
- With style #4(11) 06: Gehry-tower F.O.Gery.