Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как видно, в этой модели вводится совершенно новое образование-коллектив, которое заставляет существенно пересмотреть не только проблематику конформности, но и более широкий круг вопросов, связанных с малой группой. Здесь же в данном контексте, необходимо лишь подчеркнуть, что феномен группового давления как один из механизмов формирования малой группы (точнее, вхождения индивида в группу… Читать ещё >

Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

" ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЯ Курсовая работа Взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков Выполнила:

Арутюнян А.А.

Научный руководитель:

Кравцова Н.Ф.

Пятигорск — 2014

Введение

Конформизм (от лат. conformis — подобный, сообразный) термин, обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т. д. Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т. п.). Любая группа состоит из людей, обладающих как биологическими, так психическими параметрами. Следовательно, один подход будет заключаться в том, чтобы, исследуя отдельных членов вне связи с их общей деятельностью, прогнозировать процессы в группе, другой — чтобы учитывать возможности реального использования психологического потенциала каждого входящего в него индивида. Но главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы.

Актуальность темы

исследования: актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что самооценка и уровень конформности, являются важными регуляторами поведения человека. От самооценки личности во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, так и в других сферах взаимодействия с окружающими. Социальные группы необходимы человеку для удовлетворения его потребностей и жизнеобеспечения. Неписаные правила поведения в группе называются социальными нормами. Для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется индивид (группа, общность), чтобы достичь своих целей. Поэтому общество воздействует на человека, чтобы его поступки соответствовали совокупности установленных законов, норм и правил. В основе такого воздействия лежит формирование поведения, установок, мнения и убеждений человека. Далее на протяжении всей своей жизни человек подвергается убеждению, внушению и манипулированию со стороны различных социальных групп. По нашему мнению, каждый наверняка вспомнит случаи из собственной жизни, когда его поведение было не согласовано или даже находилось в противоречии с его установками, убеждениями или моральными принципами. Особенно, такое поведение можно проследить у младших подростков, так как в период младшего подросткового возраста формирование личности набирает обороты, и, нужно заметить, что для них имеет большее значение мнение окружающих: родителей, учителей и сверстников. Здесь и появляется понятие конформности. Когда психологи говорят о конформности, они рассматривают поведение индивидуума, соблюдающего нормы определенной группы, членом которой он является. Порой конформность сильно сказывается на нашем поведении и в некото? ы? случаях может заставить действовать в противоречии с нашими установками, этикой и моралью. В связи с этим явление конформности и вызывало большой интерес у исследователей человеческого поведения и желание изучить этот феномен. Несмотря на актуальность социально-психологического исследования конформности, последние годы в России характеризуются отсутствием работ по данной проблематике; зарубежные исследования феномена конформности проходят в рамках уже существующих теоретических подходов в направлении их детализации.

Степень научной разработанности проблемы: в отечественной и зарубежной психологии обсуждается онтогенез самооценки личности, ее структура, функции, возможности и закономерности. Проблема самооценки личности рассматривается в трудах отечественных: Б. Г. Ананьева, О. М. Анисимовой, Л. И. Божович, Д. А. Демидова, А. В. Визгиной, А. В. Захаровой, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. М. Лисиной и др., а также, в работах зарубежных ученых: Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Куперсмита, Э. Эриксона и др.

Конформность изучали такие ученные как М. Шериф, С. Аш, Р. Джейкобс и Д. Кемпбелл, Р. Кратфилд и др.

Особенности младшего подросткового возраста изучали С. Кифер и Э. М. Риан, Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин, К. Н. Поливанова, Б. Г. Афанасьев, Л. П. Буева, Т. А. Мальковская, Я. А. Каменский, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев и др.

Объект исследования: особенности самооценки и уровня конформности в группе младших подростков.

Предмет исследования: взаимосвязь уровня конформности и самооценки.

Целью исследования: исследование взаимосвязи особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков.

Задачи исследования:

1) провести теоретический анализ проблемы исследования уровня конформности и самооценки в психологической науке;

2) разработать диагностический комплекс адекватный целям исследования;

3) провести эмпирическое исследование;

4) осуществить анализ полученных данных;

Гипотеза исследования: гипотеза заключается в предположении о том, что на формирование конформного поведения у младших подростков влияют особенности самооценки.

Теоретико-методологические основы исследования: научные подходы Л. С. Выготского, У. Джеймса, Б. Г. Ананьева, Ю. К. Бабанского, П. П. Блонского, Дж. Брунера, Л. И. Божович, Э. А. Голубевой, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернер, А. Р. Лурия, М. Н. Скаткина, Д. Б. Эльконина, А. И. Липкина, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса, Г. М. Андреевой, С. Аша; работы в области психологии личности (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.); теоретические положения разработанные в трудах Т. Ю. Андрущенко, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, A.B.Захаровой, И. С. Кона, М. И. Лисиной, В. В. Столина, И. И. Чесноковой о роли самооценки в самосознании, в развитии личности, о структуре и функции самооценки.

Эмпирические основы исследования: методы сбора эмпирической информации (наблюдение, опрос, анализ продуктов человеческой деятельности, в том числе документов, экспериментов и т. д.). Для исследования самооценки нами использовалась методика Т. Дембо — С. Рубинштейн «Лесенки»; для изучения содержательных характеристик идентичности личности — тест Куна «Кто Я?» тест двадцати высказываний. (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой). Тест школьной тревожности Филипса — эта методика помогла определить уровень и характер тревожности у младших подростков. Тест Кеттелла (детский вариант) 12 ФЛО-120 — тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р. Б. Кеттеллом и Р. В. Коаном, адаптирован Э. М. Александровской.

Теоретическая и практическая значимость исследования: заключается в том, что получены данные о процессе самооценивания, об уровне и степени самооценивания, об уровне конформности, типах конформного поведения, факторах, влияющих на него. Полученные результаты важны для более глубокого понимания индивидуально-психологических особенностей в процессе их самосовершенствования. Получены новые психологические данные об особенностях самооценки, уровне конформности в группе младших подростков и их взаимосвязи.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Содержание работы: во введении кратко изложены главные мысли работы, в первой главе теоретический анализ проблемы взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков, во второй экспериментальное исследование взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков, в заключении подводятся итоги теоретической и практической работы и делаются выводы по всей работе, в библиографическом списке указаны использованные источники, в приложении приведены три таблицы с результатами проведенных тестов.

Приложения: приложение состоит из трех сводных таблиц, которые содержат результаты использованных методик.

самооценка подростковый ребенок отношение

Глава 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков

1.1 Понятие и общая характеристика самооценки Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении, трудности этого возраста связываются с половым созреванием, как причиной различных психологических и психических отношений.

В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. Придирчивое отношение к родным сочетается с острым недовольством собой.

Формирование самооценки в этом возрасте имеет одно из основных значений.

Самооценка — не врождённое качество; оно формируется в процессе жизни и воспитания. Годы учения — период не только овладения знаниями, но и интенсивного, сложного и порой противоречивого становления оценки.

Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка — обобщенное, т. е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был Уильям Джеймс (1890). В понимании Джеймса самооценка является эмоциональным образованием, он видит в самооценке неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс под самооценкой понимал самоотношение.

Осуществив анализ имеющейся литературы, в которой было рассмотрено понятие самооценки, её сущность, виды, особенности самооценки в возрастной психологии, можно сделать вывод, что на данном этапе проблема самооценки изучена достаточно тщательно, имеется достаточное количество работ по данной теме среди отечественных и зарубежных исследователей, таких как Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, Дж. Брунер, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, Э. А. Голубева, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. Р. Лурия, М. Н. Скаткин, Д. Б. Эльконин, А. И. Липкина в отечественной психологии, У. Джеймс, Ч. Кули, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Роджерс в зарубежной. Работы этих и других исследователей дают нам полное представление о таком феномене человеческой личности как «самооценка» .

Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и другое). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других (например, принижает их при завышенной самооценке).

Самооценка, элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию.

Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «Я» (каким человек видит себя) с образом идеального «Я» (каким человек желает себя видеть). Высокая степень совпадения между этими образованиями соответствует гармоничному душевному складу личности.

Характер самооценки младших подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости, и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Разница в темпах развития оказывает заметное влияние на психику и самосознание. Сравнивая развитие рано (акселеранты) и поздно (ретарданты) созревающих мальчиков-подростков, можно прийти к выводу, что первые имеют ряд преимуществ перед вторыми. Мальчики-акселеранты увереннее чувствуют себя со сверстниками и имеют более благоприятный образ «Я». Раннее физическое развитие, давая преимущества в росте, физической силе и т. п., способствует повышению престижа у сверстников и уровня притязаний.

Условия развития самооценки представлены двумя основными факторами — общение с окружающими и собственной деятельностью субъекта, каждый из которых вносит свой вклад в ее ориентирование: в общении усваиваются способы поведения, формы и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация.

Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики, она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Существует три момента, существенных для понимания процессов развития самооценки:

· Важную роль играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным Я, тем выше самооценка личности.

· Важный фактор для формирования самооценки связан с интериоризацией социальных реакций на данного индивида, то есть человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

· На формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет самооценка. В социальной структуре окружения индивида можно выделить несколько групп факторов, влияющих на формирование того или иного уровня самооценки.

1.2 Проблема конформности младших подростков в трудах зарубежных и отечественных психологов По мнению Г. М. Андреевой, конформизм — это социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы. Конформизм является одним из феноменов групповой динамики. Конформность констатируется там и тогда, где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы. Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт.

Явление конформизма было открыто С. Ашем в 1951 году.

Конформизм, или конформное поведение безусловно является одним из противоречий современного общества. Это общество предполагает принятие человека (личности), без какого-либо давления на него и его мнение, а только лишь внушением определённых норм, которые не могут считаться подавляющими личность и вызывающими конформное поведение. Человек не подверженный конформизму зачастую является «генератором идей», лидером и новатором.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм — подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм — изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм — реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Однако лишь на первый взгляд негативизм выглядит как форма отрицания конформности. Если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависит от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т. е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). Поэтому позицией, противостоящей конформности, является не негативизм, а самостоятельность, независимость.

Однако не следует считать, что конформизм является строго отрицательным явлением. С положительной стороны он способствует исправлению у индивида ошибочного мнения или поведения. Однако исправлять можно не только ошибочное мнение. Так, при умелом использовании принципа конформности можно добиться эффективного воздействия на человека или людей.

Степень влияния на уровень конформности возраста и пола индивида Принадлежность к группе позволяет удовлетворять многие потребности подростка.

Для подростков младшего возраста большое значение имеет возможность разделить с друзьями общие интересы и увлечения; также важны верность, честность, и отзывчивость. Поздние подростки направлены на поиск такого контакта, который позволил бы им найти понимание и сопереживание их чувствам, мыслям, идеям, а также обеспечил бы эмоциональную поддержку со стороны сверстников в преодолении различных проблем, связанных с возрастным развитием.

Принадлежность к компании повышает уверенность подростка в себе, дает дополнительные возможности самоутверждения. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе, существенным образом влияют на его поведенческие мотивы. Изолированность от группы, может вызвать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности и агрессивности.

Для подростковых групп характерна чрезвычайно высокая конформность. Яростно отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно некритично относятся к мнениям собственной группы и ее лидеров. Неокрепшее диффузное «Я» нуждается в сильном «МЫ», которое, в свою очередь, утверждается в противоположность каким-то «Они». Причем все это должно быть грубо и зримо. Страстное желание быть «как все» (а «все» — это исключительно свои) распространяется на одежду, и на эстетические вкусы, и на стиль поведения. Очень важным для подростка является мнение группы.

Выяснить, кто более склонен к конформному поведению — мужчины или женщины пытались многие психологи.

Показано, что с возрастом у мальчиков возрастает интернальность, а у девочек — экстернальность. По некоторым данным, интерналы разного пола по-разному проявляют свою высокую информационную потребность. Женщинам нужна вся информация, и не важно, актуальна ли она для них именно сейчас; они собирают сведения о мире, чтобы стать более компетентными в общении. Конечной целью их усилий обычно является признание их значимости в рамках референтной группы. Для мужчин важнее результат сам по себе — как веха его личных достижений, имеющих ценность вне зависимости от мнения окружающих.

Отличается и мотивация поступков у мужчин и женщин, выделяют внешнеи внутриорганизованную мотивацию.

Под внешнеорганизованной мотивацией понимается такой процесс формирования человеком мотива, который происходит под значительным влиянием извне (когда другие люди отдают приказы, распоряжения, советы). Внутреннеорганизованная мотивация — это процесс формирования мотива, при котором человек исходит из имеющейся потребности, без постороннего вмешательства в выбор цели и способы ее достижения.

Известно, что лица женского пола более внушаемы, чем лица мужского пола. Правда, как следует из данных А. И. Захарова, это наблюдается не во всех возрастных группах.

Мотивация лиц женского пола более внешнеорганизована, т. е. мотив легче формируется под давлением извне, а мотивация лиц мужского пола — более внутреннеорганизована, т. е. исходит из понимания смысла и личной значимости того, что необходимо делать.

Можно сделать вывод, что женщины более податливы к групповому давлению (более конформны), чем мужчины. По данным Э. С. Чугуновой, у девушек по сравнению с юношами наблюдается более частый выбор профессии по советам родных и знакомых.

В самом общем виде конформизм может быть охарактеризован как поведение, соответствующее обязательным канонам или социальным ожиданиям групп, когда в результате столкновения личного опыта и мнения с групповыми мнениями индивид принимает сторону группы. Степень соответствия поведения личности социальным ожиданиям групп и являлась для американских психологов критерием конформности. Столь широкая трактовка конформизма (единообразие поведения и поступков личности может быть выражением различных психологических феноменов: внушаемости, подражания и т. д.), естественно, затрудняла изучение психологической природы этого явления.

Исследование проблем конформного поведения привлекло к себе внимание главным образом после выхода в свет работ С. Аша, Р. Крачфилда, М. Шерифа. Согласно данным С. Аша, треть американцев оказалась лишенной чувства самостоятельности при принятии решения и считала удобным прятаться за коллективные мнения, снимая с себя чувство личной ответственности и инициативы. Опыты Аша были модифицированы другими американскими психологами, и результат получен аналогичный. У Крачфилда, Креча, Фестингера и Шерифа около 30 процентов испытуемых дали конформные реакции, продемонстрировав явное нежелание высказывать и отстаивать собственное мнение в условиях, когда личное мнение индивида не совпадало с высказываниями, оценками всех остальных участников эксперимента. Объектом исследования были при этом люди разных профессий и возрастов, т. е. представители различных слоев американского общества. Исследователи назвали описанный феномен конформной реакцией личности, понимая конформизм как подчинение оценки, мнения или действия индивида групповому мнению, которое выступает в ситуации эксперимента в качестве эрзаца группового давления и вызывает у личности явление когнитивного (познавательного) диссонанса, т. е. ощущения конфликта между собственным мнением я мнением группы.

Исследования по конформизму в отечественной психологии относятся к концу 60-х годов. Исследования В. Ф. Сафина, как и близкие к нему работы Л. П. Сопикова и В. Э. Чудновского, исходили из концепции подчинения или сопротивления групповому давлению и повторяли основные сюжеты экспериментов С. Аша, Р. Крачфшша и Д. Креча. В этих работах выявлялись некоторые частные особенности психологического феномена конформности и отличия конформизма от других форм единообразия поведения индивидов в группе.

В опытах В. Ф. Сафина испытуемые на протяжении известного времени тренировались определять продолжительность одной минуты, не прибегая к часам, и без помощи отсчета секунд про себя. Вскоре они могли определить минуту с точностью до ±5 секунд. После этого испытуемых помещали в специальные кабины, предлагали определить продолжительность минуты и, нажав кнопку, сообщить экспериментатору и другим участникам эксперимента о том, что минута прошла (при этом испытуемые знали, что на пульте у экспериментатора и во всех кабинах при нажатии на кнопку загораются лампочки).

В ходе опыта экспериментатор давал ложные сигналы во все кабины, якобы исходившие от одного или нескольких испытуемых (например, во все кабины сигнал подавался через 35 секунд), и фиксировал, кто в ответ на этот сигнал нажимал на кнопку, обнаружив внушаемость, а на кого это не действовало. О степени внушаемости можно было судить по разнице между оценкой продолжительности минуты в предварительных опытах и в условиях получения ложных сигналов. Данный методический прием покачал, что число лиц, в большей или меньшей степени проявивших внутригрупповую внушаемость, достаточно велико.

Продолжив эксперимент, возможно было выделить индивидов, обнаруживающих тенденцию к конформности. Если через некоторое время попросить определить продолжительность минуты в отсутствие труппы, то выявляются индивиды, которые со снятием группового давления возвращаются к своей первоначальной (.правильной) опенке. Остальные же продолжают сохранять интервал времени, заданный перед этим ложными сигналами подставной труппы. Очевидно, что одни, не желая выделяться из группы, чисто внешне приняли ее «чувство времени» и легко отказываются от него, как только давление устранено (тенденция конформности); другие же бесконфликтно приняли общую точку зрения и сохраняют ее в дальнейшем (тенденция к внутригрупповой внушаемости).

Полученные данные нуждались в анализе и объяснении, и психологи, расширительно толкуя результаты описанных экспериментов, перенесли эти явления на социальную жизнь человека, объявив конформизм фундаментальным свойством личности, одним из важнейших механизмов социальной адаптации и социальной перцепции, одним из своеобразных способов саморегуляции индивида на уровне его поведенческих актов.

Таким образом, конформизм изображается сегодня как неизбежный результат развития общества, как одна из разновидностей защитных реакций человека, не желающего вступать в конфликт с обществом и навлекать на себя его негативные санкции (пусть даже выраженные в форме простого неодобрения).

Согласно теориям «среднего» уровня (Р. Мертон, Т. Парсонс, Г. Хоманс), современное общество подразделяется на две группы: конформистов и нонконформистов. Либо ты подстраиваешься и подгоняешь свои нормы под нормы общества, либо ставишь себя вне его, заявляя о своем несогласии с ним по ряду вопросов; третьего не дано, утверждают эти теоретики. Либо ты конформист, либо бунтарь. Конформное поведение объявляется правовым, а нонконформное противоправовым, отклоняющимся, девиантным. Поясняется при этом, что конформизм как социальное явление глубоко «сидит» в личности каждого человека и предопределяется пластичностью его психики, гибкостью мышления, механизмами социализации, воспитания и обучения.

Однако еще более глубокие соображения, которые требуют дальнейшего обсуждения экспериментов по конформизму. В отечественной социальной психологии на это обратил внимание А. В. Петровский. Он заметил, что сама модель возможных вариантов поведения, принимаемая Ашем. Весьма упрощена, так как в ней фигурируют лишь два типа поведения конформное и неконформное. Но такая модель допустима лишь в лабораторной группе, которая является «диффузной», не сплоченной значимыми характеристиками совместной деятельности. В реальных же ситуациях такой деятельности может возникнуть третий, вообще не описанный Ашем тип поведения. Он не будет простым соединением черт конформного и неконформного поведения (такой результат возможен и в лабораторной группе), но будет демонстрировать сознательное признание личностью норм и стандартов группы. Поэтому в действительности существуют не два, а три типа поведения, что не учитывалось в экспериментах. По модели Петровского, это:

1) внутригрупповая внушаемость, т. е. бесконфликтное принятие мнения группы.

2) конформность осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении.

3) коллективизм, или коллективистическое самоопределение. — относительное единообразие поведения в результате сознательной солидарности личности с оценками и задачами коллектива.

Как видно, в этой модели вводится совершенно новое образование-коллектив, которое заставляет существенно пересмотреть не только проблематику конформности, но и более широкий круг вопросов, связанных с малой группой. Здесь же в данном контексте, необходимо лишь подчеркнуть, что феномен группового давления как один из механизмов формирования малой группы (точнее, вхождения индивида в группу) неизбежно останется формальной характеристикой групповой жизни до тех пор, пока при его выявлении не будут учтены содержательные характеристики групповой деятельности, задающие особый тип отношений между членами группы. Но это в свою очередь требует учета фактора развития группы на основе развития совместной деятельности. Что же касается традиционных экспериментов по выявлению конформности, то они сохраняют определенное значение как чисто учебные эксперименты, позволяющие констатировать наличие самого феномена.

1.3 Взаимосвязь самооценки и уровня конформности у младших подростков Конформность — подверженность групповому давлению и изменение своего поведения под влиянием других лиц, группы. Следует различать внушаемость и конформизм. Внушаемость — это непроизвольная податливость человека мнению группы (человек и сам не заметил, как изменились его взгляды, поведение, это происходит само собой, искренне). Конформизм — это сознательная уступчивость человека мнению большинства группы для избежания конфликта с ней.

Мера конформности — это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось индивидом как конфликт. Как говорилось раннее, различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу.

Проявление конформизма обуславливается множеством факторов. Часть из них были исследованы экспериментально, например, Соломоном Ашем. Выделяются следующие факторы:

· индивидуально-психологические особенности индивида (уровень интеллекта, степень внушаемости, устойчивость самооценки, уровень самоуважения, потребность в одобрении и так далее).

· микросоциальные характеристики индивида (статус и роль индивида в группе, значимость группы для индивида и так далее).

· ситуационные характеристики (личностная значимость обсуждаемых проблем для индивида, уровень компетентности индивида и членов сообщества, принимается ли решение публично, в узком кругу или наедине и так далее).

· половозрастные характеристики индивида.

Самооценка — сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе, и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Особенностью детей младшего школьного возраста является полное признание ими авторитета взрослого (в отличие от дошкольного периода на первый план выходит авторитет учителя), они безоговорочно принимают его оценки. Таким образом, в этом возрасте самооценка ребенка напрямую зависит от характера оценок, которые взрослый дает личностным качествам ребенка и его успехам в различных видах деятельности. Младшие школьники стоят на позиции: «Я то, что обо мне говорят взрослые и другие окружающие». В этом возрасте уже встречаются различные типы самооценок: завышенная, адекватная и заниженная.

Изучив термины «конформизм» и «самооценка», можно сделать вывод, что они непосредственно связанны друг с другом. Особенно важно проследить формирование конформного поведения в младшем подростковом возрасте, так как самооценка бурно формируется в этот период, как выше сказано, подросток видит себя таким, как о нем говорят, как его представляют окружающие. Учителям и родителям следует обратить особое внимание на общение детей, проследить, как они взаимодействуют с группой, умеют ли отстоять свою точку зрения, высказать своё мнение, потому как именно это качество, которое напрямую зависит от уровня самооценки, формирует отсутствие конформизма.

Неконформное поведение создаёт задатки лидера, а личность лидера не может существовать без адекватного уровня самооценки. Если подросток забитый, тихий или наоборот слишком агрессивный, это может говорить о его неадекватной или заниженной самооценки, о том, что он будет находится в постоянном конфликте с группой, внутреннем или внешнем. Тут будет проявляться внешняя и внутренняя формы конформного поведения.

Безусловно, сложно сформировать все положительные качества, черты характера и личности у подростка, да и, собственно, такого не бывает. Но, если всё, же самооценка занижена и проявляется конформное поведение, то нужно стараться постепенно «переделать» эти качества в лучшую сторону, при этом, сперва, научить его справляться с негативными и отрицательными ситуациями и выходить из них.

Я повторюсь, что уровень самооценки тесно связан с формированием конформного поведения, при этом сюда подключаются и многие другие факторы, качества и черты.

Выводы к главе 1

Младший школьный возраст занимает огромное место в возрастной психологии. Именно в этот период у индивида происходит второй физиологический кризис. В этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом.

Изучая научную литературу, мы выяснили, что самооценка является неотъемлемой частью формирования личности подростка. Самооценка — это знание человеком самого себя и отношение к себе в их единстве. Самой главной особенностью самооценки младшего школьника является ее высокий уровень. Данная особенность — это возрастная норма для данного периода развития личности. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Конформизмом является проявлением активности личности, которое отличается реализацией отчетливо приспособленческой реакции на групповое давление (точнее на давление большинства членов группы) с целью избежать негативных санкций — порицания или наказания за демонстрацию несогласия с общепринятым и общепровозглашенным мнением и желанием не выглядеть не таким, как все. Конформность — поведение, которое представляет собой следование нормам, установленным в группе или обществе; люди не всегда следуют социальным нормам только из-за того, что принимают ценности, лежащие в основе этих норм; некоторые следуют им из соображений целесообразности или из-за страха перед негативными санкциями. Мы рассмотрели научные взгляды на проблему конформности, причины, влияющие на это явление, и виды проявления конформности. Проблема конформного поведения подростков в настоящее время является объектом изучения различных отраслей психологии.

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей самооценки и уровня конформности в группе младших подростков

2.1 Организация и методы исследования Согласно целям и задачам данной курсовой, было проведено исследование, чтобы показать взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности.

Объект исследования: особенности самооценки и уровня конформности в группе младших подростков.

Предмет исследования: взаимосвязь уровня конформности и самооценки.

В соответствии с целью, нами были подобраны методики:

— тест «Кто Я?» тест двадцати высказываний. (М.Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой);

— методика исследования самооценки Т. Дембо — С. Рубинштейн;

— тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р. Б. Кеттеллом.

1. Тест «Кто Я?» тест двадцати высказываний. (М.Кун, Т. Макпартленд; Модификация Т.В.Румянцевой) Шкалы: самооценка; социальное, коммуникативное, материальное, физическое, деятельное, перспективное, рефлексивное Я Назначение теста: Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» .

2. Методика исследования самооценки Т. Дембо — С. Рубинштейн Назначение теста: изучение высоты самооценки.

Детям дается следующая инструкция: «На бланке нарисованы лестницы, обозначающие здоровье, ум, характер и счастье. Если условно на этих лестницах расположить всех людей, то на первой ступеньке первой лестницы расположатся „самые здоровые“, а на нижней — „самые больные“. По такому же принципу расположатся люди и на остальных лестницах. Укажи свое место на ступеньках всех лестниц» .

Обработка: основные параметры самооценки — это ее высота, устойчивость и реалистичность. «Лесенки» имеют 9 ступенек, условно их можно разделить на 3 уровня: с 1 по 2 ступень — завышенный показатель, с 3 по 5 — умеренный, с 6 по 9 — заниженный.

3. Методика диагностики уровня тревожности по Филлипсу Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса (Филипса) позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и составляющие общей тревожности, связанные с различными областями школьной жизни.

Школьная тревожность — это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в волнении и ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны учителей, одноклассников. У ребенка пониженная самооценка и он постоянно не уверен в правильности своего поведения.

Методика Филлипса предназначена для диагностики уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет» .

Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится тестирование, крайне не желательно.

Обработка: при обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности. Также подсчитывается число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

4. Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р. Б. Кеттеллом Назначение теста: оценка индивидуально-психологических особенностей личности.

Обработка: Ключ к первой и второй части теста, а так же для вариантов мальчикам и девочкам — идентичен. За совпадение ответа с ключом начисляют по 1 баллу. Потом, «сырые» баллы переводятся в стены в соответствии с таблицей. Результаты можно представлять как в цифровой, так и графической форме.

2.2 Результаты исследования самооценки Исследование самооценки показало, что большинство испытуемых обладают адекватной самооценкой. Адекватная самооценка — реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Но не меньшее количество испытуемых имеют завышенной уровень самооценки. Завышенная самооценка, причины возникновения которой, чаще всего связаны с неправильным воспитанием, довольно досадный недостаток, способный подпортить жизнь, не давая реально оценивать жизненные ситуации. Человек с завышенной самооценкой как бы изолирован в собственной, придуманной реальности и её обладатель рискует столкнуться со следующими неприятностями:

1. Неоправданно высокая самооценка мешает действовать, она как бы сковывает иллюзорными цепями превосходства. Эти люди склонны к пустым мечтаниям и часто не желают предпринимать реальные действия, боясь разрушить иллюзию.

2. Они никогда не признают собственных ошибок, что создает внутриличностный конфликт по следующему сценарию — если человек совершает ошибку, значит, у него есть недостатки. Ну, а высокая самооценка исключает это.

3. Человек с высокой самооценкой отталкивает других людей, особенно если они каким-либо образом выражают неуважение. Личностные показатели этих персон всегда отличаются наличием высокомерия и неуважением к другим лицам.

Нужно принять во внимание, что исследование проводится с младшими подростками и учесть особенности их возраста. Завышенной самооценкой могут обладать дети с высокой успеваемостью. Следует, воспитывать у ребенка самокритичность, в этом случае, он начнет объективно оценивать свои возможности.

Ниже в таблице приведены результаты в процентном соотношении.

Таблица 2.1 Процентное соотношения результатов исследования самооценки

Уровень самооценки

Кол-во человек

Общий процент в группе

Завыш.

42%

Адекв.

46%

Заниж.

С тенденцией к завыш.

4%

С тенденцией к заниж.

8%

Всего

100%

В Приложении 1 представлена сводная таблица с результатами тестирования.

2.3 Результаты исследования конформности В раздел исследования конформности входят две методики: Методика диагностики уровня тревожности по Филипсу и Тест Кеттелла 12 Фло-120. (тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р.Б.Кеттеллом).

Методика диагностики уровня тревожности по Филлипсу Исследование тревожности показало, что большая половина класса — 46%, обладают нормальным уровнем тревожности, не меньший процент — 42% испытуемых имеют повышенную тревожность. Также, в группе есть два подростка с очень высоким и один с очень низким уровнями тревожности.

Ниже в таблице представлена данная информация.

При обработке подсчитывается общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

Таблица 2.2. Процентное соотношения результатов исследования тревожности

Кол-во человек

Общий процент в группе

Высокая

8%

Повышенная

42%

Норма

46%

Низкая

Очень низкая

4%

Всего

100%

В Приложении 2 представлена сводная таблица с результатами тестирования.

В данной методике, помимо общего процента тревожности, есть 8 факторов (синдромов), которые дают более развернутую информацию:

— общая тревожность в школе (общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы);

По этому фактору 8 человек имеют повышенный уровень тревожности и 3 — высокую тревожность. Нормальный уровень у 8ми испытуемых и четверо низкий уровень.

— переживания социального стресса (эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками);

По данному фактору 14 человек имеют повышенный уровень тревожности, 5 человек — высокий и 5 человек нормальный уровень тревожности.

— фрустрация потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.);

Здесь 9 человек с нормальным уровнем тревожности, 5 с повышенным и 8 с высоким.

— страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей);

По данному фактору: 5 человек имеют низкий уровень тревожности, 12 человек — нормальный уровень и 7 человек — высокий уровень тревожности.

— страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей);

По этому фактору 4 человека имеют низкую тревожность, 14 — повышенную и 6 человек — высокую.

— страх несоответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок);

13 человек имеют средний уровень тревожности, 7 — повышенный и 4 человека обладают высоким уровнем тревожности.

— низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды);

По данному фактору результаты таковы: 8 человек с низким уровнем тревожности, 6 — со средним, 5 — с повышенным, 5 — с высоким.

— проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка).

По последнему, восьмому фактору у 5 человек средний уровень тревожности, у 13 — повышенный и у 6 — высокий.

Эти факторы подсчитывались в соответствии с ключом.

Тест для исследования личностных особенностей младших школьников разработан Р. Б. Кеттеллом Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

Данная методика состоит из 12 факторов, характеризующих индивидуально — психологические особенности личности, мы описываем факторы связанные с конформным поведением и самооценкой.

3. Фактор C

1−3 стена

8−10 стенов

Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый Уверенный в себе, спокойный, стабильный

Уверенный в себе, спокойный, стабильный

Высокие значения фактора с отражают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.

1 испытуемый имеет низкое значение по данному фактору, 19 — среднее значение и 4 — высокое значение.

6. Фактор F

1−3 стена

8−10 стенов

Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный

Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый

Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора F не меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.

7 человек из 24 имеют низкое значение по данному уровню, 14 — среднее 3 — низкое.

11. Фактор Q3

1−3 стена

8−10 стенов

Низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов

Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов

Высокое индивидуальное Q3 может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Низкий Q3 выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.

По данному фактору 6 испытуемых имеют низкое значение, 18 — среднее и ни один испытуемый не имеет высокое значение.

В Приложение 3 представлена сводная таблица с результатами тестирования.

Выводы к главе 2

Согласно теме курсовой работы, проведя исследование, мы могли установить практическую взаимосвязь особенностей самооценки и уровня конформности у младших подростков. Выбранные методики дали наглядное подтверждение тесной связи самооценки, тревожности, самосознание, индивидуально — психологических особенностей с конформным поведением.

46% испытуемых имеют нормальный уровень тревожности, они же имеют адекватную самооценку. 42% обладают повышенным уровнем тревожности и завышенной самооценкой. Один из этих испытуемых обладает тенденцией к завышенной самооценке и очень низких уровнем тревожности. Среди них есть два человека, которые попадают в группу «риска» формирования конформного поведения и высокого уровня внушаемости. Эти испытуемые имеют заниженную самооценку или тенденцию к ней и обладают высоким уровнем тревожности. У этих подростков следует формировать адекватную самооценку, адаптировать их к стрессу, работать над их самовыражением и искоренить страх несоответствия ожиданиям окружающих.

Полученные результаты позволили расширить свои знания в области самооценки и конформного поведения.

Заключение

Полученный нами материал дает основание считать, что формирование у подростков самооценки происходит в практике отношений с окружающими, построенных по образцу отношений взрослых, в деятельности, овладевая которой подросток ориентируется на образцы и эталоны взрослых. Формирование самооценки связано с развитием самостоятельности подростков. Если самостоятельность сознательно предоставлена подростку взрослыми, то между формирующимся у подростка чувством самооценки и отношением к нему со стороны старших противоречие не возникает, а потому нет неудовлетворенности отношением взрослых и, соответственно, нет и оснований для проявления различных форм протеста и доказывания своей взрослости.

Взаимозависимость отношений с окружающими (в частности, собственной контактности) и самооценки может реализовываться следующим образом. Подростки с адекватной самооценкой более уверены в себе и в том что без особых усилий займут благоприятную нишу в системе взаимоотношений со сверстниками. При чрезмерно завышенной или заниженной самооценке подросток менее контактен (в первом случае у него может быть ослаблена потребность в постоянном общении за счет высокого самомнения и, во многих случаях, низкого оценивания им окружающих; во втором — снижены способности к установлению контактов). Это отражается на отношении к ним окружающих. Если подросток имеет самооценку большую либо равную реалистичной, то величина его контактной активности обратно соотносится с самооценкой. Вероятно, влияние самооценки на социальный статус опосредовано худшей адаптацией подростков с низкой самооценкой к ситуациям общения со сверстниками.

Конформизм, или конформное поведение, безусловно, имеет важное значение в формировании личности младшего подростка. Общество предполагает принятие человека (личности), без какого-либо давления на него и его мнение, а только лишь внушением определённых норм, которые не могут считаться подавляющими личность и вызывающими конформное поведение. Человек не подверженный конформизму зачастую является «генератором идей», лидером и новатором и здесь самооценка играет особо важную роль.

Однако не следует считать, что конформизм является строго отрицательным явлением. С положительной стороны он способствует исправлению у индивида ошибочного мнения или поведения. Однако исправлять можно не только ошибочное мнение. Так, при умелом использовании принципа конформности можно добиться эффективного воздействия на человека или людей в целом.

Таким образом, такие важные свойства личности как самооценка и конформное поведение, формируясь в подростковом возрасте, развивается в соответствии с внутренними свойствами личности и его сферой социализации, опосредуя отношение людей к индивидууму и одновременно являясь следствием их отношения к данной личности.

Библиографический список

1. Агеев, B.C. / Межгрупповое взаимодействие: социально — психологические проблемы. B.C. АгеевМ.: Издательство МГУ — 1990 г. 240 стр.

2. Аллахвердян, С.Р. / Референтное общение как фактор развития адекватной самооценки личности; автореферат. С. Р. Аллахвердян, — Н-ск, изд-во НГПУ, 2005. 187 стр.

3. Андреева, Г. М. / Социальная психология. Г. М. Андреева, — М.: АспектПресс, 2002. 363 стр.

4. Андреева, Г. М. / Социальная психология. Г. М. Андреева, — М, 1999., стр.207

5. Баумстейр, Р. / Мифология самооценки, Баумстейр, Р., Кемпбелл Дж./ В мире науки — 2005. 168 стр.

6. Выготский, Л. С. / Психология искусства. Л. С. Выготский, — Мн.: Современное Слово, 1998. 512 стр.

7. Головей, Л. А. / Практикум по возрастной психологии/п.ред. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. — СПб.:Речь, 2002. 694 стр.

8. Дарвиш, О. Б. / Возрастная психология. Дарвиш, О. Б. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 264 стр.

9. Журавлев, А.Л. / «Социальная психология» под редакцией А. Л. Журавлева, М. 2002. 351 стр.

10. Ильин, Е.П. / Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. Ильин Е. П. — СПБ: Питер c.104 .

11. Ильин, Е.П. / Психология общения и межличностных отношений. Ильин Е. П. — СПб.: Питер, 2009. 538 стр.

12. Казаков, В.Г. / Психология. / Казаков В. Г. Кондратьева Л.Л. М.: Высшая школа- 2009 г. 383 стр.

13. Карпова, А. В. / Общая психология Карпова А. В. М.:Гардарики, 2002. 232 стр.

14. Купер, Д. / Как повысить свою самооценку. Купер. Д. — М.: Мир Книги, 2008. 224 стр.

15. Майерс, Д. / Социальная психология. Майерс. Д. — 7-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — 794 с.

16. Первушина, О. Н. / Общая психология. Первушина, О. Н. — Нск.: НГУ, 1996. 90 стр.

17. Рубинштейн, С. Л. / Основы общей психологии. Рубинштейн, С. Л. — СПб.: Питер, 2000. 712 стр.

18. Сафин, В.Ф. / Психология самоопределения личности: учебное пособие к спецкурсу./ В. Ф. Сафин. Cвердл. Пед ин-т. Свердловск, 1986. — 142 с.

19. Семечкин, Н.И. / Психология малых групп Семечкин Н. И. — Владивосток: ДВГУ, 2005. — 116 с.

20. Чудновский, В.Э. / Воспитание способностй и формирование личности, Чудновский, В.Э. — М., Знание, 1986. 80 стр.

21. Шаповаленок, И.В. / Возрастная психология, Шаповаленок И. В. — 2005. 349 стр.

Приложение 1

Сводная таблица исследования самооценки

" Ступенька" выбранная в «Лесенках»

Здоровье

Ум

Характер

Счастье

Уровень

1.

А. Анастасия

адекв.

2.

А. Галина

завыш.

3.

Б. Давид

адекв.

4.

Б. Матвей

адекв.

5.

В. Давид

адекв.

6.

Г. Анна

адекв.

7.

Г. Артур

адекв.

8.

Г. Константин

адекв. с тенденцией к заниж.

9.

Д. Арина

адекв.

10.

К. Зульфия

завыш.

11.

К. Милана

адекв.

12.

Н. Иман

адекв.

13.

О. Кристина

завыш.

14.

П. Валерий

завыш.

15.

Р. Егор

завыш.

16.

Р. Елизавета

завыш.

17.

Р. Маргарита

завыш.

18.

С. Вадим

адекв. с тенденцией к заниж.

19.

С. Валерия

адекв.

20.

С. Данил

адекв.

Продолжение таблицы

21.

С. Полина

адекв. с тенденцией к завыш.

22.

С. Тигран

завыш.

23.

Ф. Юлия

завыш.

24.

Ш. Софья

завыш.

Приложение 2

Сводная таблица исследования тревожности

Факторы (синдромы)

Общий процент тревожности

Уровень тревожности

А. Анастасия

45%

повыш.

А. Галина

71%

высокая

Б. Давид

39%

норма

Б. Матвей

45%

повыш.

В. Давид

36%

норма

Г. Анна

72%

высокая

Г. Артур

46%

повыш.

Г. Константин

41%

повыш.

Д. Арина

46%

повыш.

К. Зульфия

57%

повыш.

К. Милана

60%

повыш.

Н. Иман

36%

норма

О. Кристина

24%

норма

П. Валерий

26%

норма

Р. Егор

15%

оч. низк.

Р. Елизавета

24%

норма

Р. Маргарита

24%

норма

С. Вадим

39%

норма

С. Валерия

43%

норма

С. Данил

58%

повыш.

С. Полина

41%

повыш.

С. Тигран

22%

норма

Ф. Юлия

31%

норма

Ш. Софья

41%

повыш.

Приложение 3

Сводная таблица исследования индивидуально-психологических особенностей личности

Факторы

A

B

C

D

E

F

G

H

I

O

Q3

Q4

А. Анастасия

А. Галина

Б. Давид

Б. Матвей

В. Давид

Г. Анна

Г. Артур

Г. Константин

Д. Арина

К. Зульфия

К. Милана

Н. Иман

О. Кристина

П. Валерий

Р. Егор

Р. Елизавета

Р. Маргарита

С. Вадим

С. Валерия

С. Данил

С. Полина

С. Тигран

;

;

Ф. Юлия

Ш. Софья

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой