Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: На материале сказок
V Я У ^ V ^ дальнейшей экспериментальной работы в исследуемои области, а выявленные показатели и критерии оценки способности и условия ее становления открывают новые возможности в области обучения детей сочинительству сказок, историй. Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные и апробированные в практике работы дошкольного учреждения т $ экспериментальная программа… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ: обоснование проблемы исследования, цель, гипотеза, задачи, методы исследования- научная новизна, практическая и теоритическая значимь ледования- положения вынмые на защиту
- ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ПСИХО ЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
- 1. 1. Филие и холого- педагогичие овы творчого проца. Словое творчво детей
- 1. 2. Сказки как одна из ов речевого творчогомовыражения детейаршего дошкольного возра. бенниазок, их клификацияпозиций научных ледований
- 1. 3. бенни вриятияазок детьми 6−7 лет. Возможни ользованияазок в формировании у детейбни (умения) их придумывать в трудах отечвенных и зарубежных ученых
- 1. 4. Анализ состояния проблемы развития детского словесного творчества в дошкольных образовательных учреждениях
- ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6−7 ЛЕТ СПОСОБНОСТИ К ПРИДУМЫВАНИЮ (СОЧИНЕНИЮ) СКАЗОК И ИХ РАССКАЗЫВАНИЮ
- 2. 1. Определение уровнябни к придумываниюазок без предв аритель, но го обучения. Разработка показателей и критериев оценкиазок, придуманных дошкольниками
- 2. 2. Разработка программы чиняемазки" и методики работыдетьми по формированию у нихбни к придумываниюазок и их рказыванию
- 2. 3. Формированиебни кчинениюазок через поэтапное развитие трех блоков- компонентовбни. Диагничое оедование уровнейормированни трех блоков- компонентов (диагника№ 2)
- 2. 4. Определение уровней сформнрованности способности к сочинению и рассказыванию сказок у детей. Результаты обследования в экспериментальной и контрольной группах
- ВЫВОДЫ РЕКОМЕНДАЦИИ
Формирование способности к речевому творчеству у старших дошкольников: На материале сказок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процессвоображение.
В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и и V совершенствования речевых умении детей посредством использования произведений устного народного творчества (У.Н.Т.) в последнее время стала весьма актуальной и животрепещущей темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Обращенность к историческим духовным ценностям, традициям русского народа в настоящий момент приобретает широкий размах в среде педагогов и психологов. Разумное внедрение в быт, в различные виды деятельности некоторых элементов народности (изобразительное творчество, Щ словесное) в том числе и знакомство со сказками, должно носить целенаправленный, последовательный характер. На это в свое время обращали внимание видные ученые деятели прошлого: Е. И. Тихеева, А. П. Усова, К. Д. Ушинский и другие.
В исследованиях отечественных ученых Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, а также педагогов Н. П. Сакулиной, Е. А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возрастпериод активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на || интеллектуальном, нравственноэтическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивныи период. В тоже время ученые отмечают, что щ в ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) / Л. В. Ворошнина, М. М. Рыбакова, С. М. Чемортан, А. Е. Шибицкая и другие /. Еще ранее (к 2- 3 годам) — интерес к звучащему слову, что получило название феномена «словотворчества» (по К.И. Чуковскому).
Но, если этот феномен проходит к 6−7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности «словотворить «отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое «произведение», похожее на сказку, рассказ или стихотворение. Анализ научнопедагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора /Н С. Карпинская, H.A. Орланова, Н. М. Пьянкова, О. С. Ушакова и другие/. Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанровсказка.
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, A.C. Пушкин.
Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" — писал К. Д. Ушинский.
Сказка проникает во все виды деятельности ребенкадошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Комаровой, Н.М.
Сокольниковой и другие) — музыкальной деятельности (С.И. Букатина, Й. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.) — игровой (Т.А. Антонова, Н. Я. Михайленко, W Д. Б. Эльконин и другие). Особым же вниманием сказка пользуется в художественноречевой деятельности.
Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки /Н.Е.Веракса, О. М. Дьяченко и др.) — обучая детей анализу сказокцепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (JI.E. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие). Эти и другие педагогиисследователи отмечают незаурядные возможности детей старшего дошкольного возрастав придумывании неординарных сказок с последующим их не менее уникальным рассказыванием. Они свидетельствуют о том, что, как правило, такие сказки являются комбинированием сюжетов знакомых сказок или героев /Л.И. Божович, A.M. Бородич, М. М. Рыбакова, А. Е. Шибицкая и другие). Интерес к словесному творчеству в старшем дошкольном возрасте ^ прослеживается практически у каждого ребенка и выражается в различных его формах таким образом, что у кого-то из них это"сочинение"действительно оригинально, а у кого нет. Но придумывают все дети. Их воссоздающее воображение, память побуждают к самостоятельной попытке реализовать свои замыслы сказки истории словесно. С точки зрения творчества вообще, объективно нового ребенок при этом не создает. Ценность процесса сочинительства сказки ребенкомв его субъективной новизне (Т.С.Комарова, Е. А. Флерина и другие), поскольку ребенок сам придумывает сказку, своими словами, на основе своего замысла начинает осознавать свою способность к сочинительству, несмотря на оперирование знакомыми сюжетами и персонажами. Комбинирование и заимствованнена наш взгляд, говорит о хорошей памяти на образы сказок и аналитическом. свойстве ума ребенка, благодаря которым у него развивается способность к нахождению индивидуальности в области речетворчества.
Ученые подчеркивают, что главное, чтобы ребенок умел различать сказочный вымысел и правду жизни при сочинении сказок, мог критически относиться к собственным сочинениям, чтобы у него не развился ложный обман /A.M. Бородич, В. А. Сухомлинский и другие)/. Поэтому необходима помощь со стороны взрослого в этом развивающем и увлекательном процессе. И поскольку словотворчество благоприятствует совершенствованию всех сторон личности ребенка, то в необходимости развития способности к придумыванию сказок нельзя сомневаться.
Данные этих и других исследований показывают, что проявления у детей литературно-творческих способностей, можно увидеть уже в дошкольном возрасте.
Однако в педагогической науке и практике вопросы формирования способности к сочинению сказок у дошкольников мало изучены. Не уточнено понятие самой способности, ее сущность и структура применительно к дошкольному возрасту. Нерешенным остается вопрос о приемлемом возрасте раскрытия этой способности, хотя содержательной стороне этого вопроса (обучение сочинению) уделяется сегодня много внимания.
Данные положения и анализ состояния проблемы в практике работы современных дошкольных учреждений по организации условий для проявления у детей данной способности позволили нам сформулировать проблему исследования.
Способность к придумыванию сказок, как одна из разновидностей художественноречевого творчества старших дошкольников имеет важное значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка. Вероятность ее проявления в этом возрасте достаточно велика и требует внимательного изучения и особого подхода. Характер, структура такого творчества (сочинение детьми сказки) иногда лишены четкости, логичности, системности. Но в целом эти недостатки легко устранимы при непосредственной организованной работе педагога и детей. С другой стороны на сегодня не уточнено научно-методическое обоснование пути формирования способности сочинения сказок у детей 6−7 лет.
Целью исследования явилась разработка научно обоснованного содержания и методов формирования способности к сочинению сказок у детей 6−7 лет на основании определения сущности и структуры этой способности. Объект исследования: словесное творчество детей.
Предмет исследования: процесс формирования способности (ее компонентов) к придумыванию сказок у детей 6−7 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что основу способности к сочинению сказок в старшем дошкольном возрасте составляет взаимосвязь ее компонентов. что будет являться структурой способности:
1-ый компонент: «Языковое чутье» сказки (по Д.Б. Богоявленской) или «Дар слова» (по К.Д. Ушинскому) сказки (на ее придумывание — это умение ребенка отличить сказку как жанр от других жанров, почувствовать особенности ее стиля, языка, а также знание ее композиционного состава (построения) и видов (классификация по признакам).
2-й компонент: Развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику).
3-й компонент: Связ*г?ная выразительная речь, ее грамматическая оформленность, необходимый для сочинения сказок словарный запас.
4-й компонент: Склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок.
5-й компонент: Наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок.
Предполагаем, что в ярком проявлении эти компоненты одновременно могут и не просматриваться у ребенка, практически их наличие может сводиться к 2−3 компонентам с одной стороны, а с другоймогут быть и исключения. Мы склонны считать, что в условиях специального обучения, направленного на формирование способности к сочинению сказок (ее компонентов), дети 6−7 лет способны придумывать собственные сказки в устной форме, владея элементарными (доступными)для их возраста и понимания приемами сочинения, например: методы моделирования сказок по их признакам (авторские/народные, волшебные/о животных, в стихах/в прозе);
— элементы использования сказкотерапии (по Т.Д. ЗинкевичЕвстигнеевой) для снятия повышенной агрессивности у детей, создания эмоционально-положительной атмосферы в детском коллективе;
— методы моделирования композиции сказки при ее сочинении (вопросысхемы к модели «Сложи цветоксказку»).
Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок будут являться:
— Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или кабинета «В гостях у сказки», наличие всех видов театра и прочее);
— Эмоциональноположительное и культурноэтическое общение педагога и 14 детей по поводу фольклора;
— Активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у ^ детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.
— Наличие специальной методики работы и программы по формированию способности к сочинению сказок.
В исследовании решались следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и структуру понятия «способность к придумыванию (сочинению) сказок у детей в старшем дошкольном возрасте.
2) Разработать показатели и критерии оценки способности к придумыванию сказок и на их основе определить уровни этой способности.
3) Теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание, форму, методы работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию у них данной способности. л 4) Определить условия способствующие формированию данной способности у детей.
Щ, Методы исследования: изучение философской, психолого-педагогической, и методической литературынаблюдения за детьми на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельностипедагогический эксперименттестирование (диагностическое обследование) детей, анкетирование педагогов и детейзаписи детских сказок, анализ продуктов творческой деятельности (сказок по уровням их сочинения).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: Осуществлен психолого-педагогический анализ проблемы формирования способности к придумыванию сказок у старших дошкольниковпоказаны взгляды ведущих отечественных исследователей психологического, педагогического и научно-экспериментального направления в области обучения детей творческому рассказываниюобобщен опыт формирования творческих способностей детей в речи (словесное творчество), позволивший уточнить * понятие «способность к сочинению сказок «применительно к детям старшего дошкольного возраста, выделить сущность и структуру этой способности и определить условия ее развития. Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку проблемы творческого развития личности ребенка в сфере речевого воспитания. Изучены возможность и обоснованы содержание, формы, методы формирования способности к придумыванию сказок у детей 6−7 лет. Рассмотрен и подтвержден процесс интеграции воображения и речи, успешно приводящий к основам художественноречевого творчества в дошкольном детстве. Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения могу явиться теоретической основой для.
V Я У ^ V ^ дальнейшей экспериментальной работы в исследуемои области, а выявленные показатели и критерии оценки способности и условия ее становления открывают новые возможности в области обучения детей сочинительству сказок, историй. Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные и апробированные в практике работы дошкольного учреждения т $ экспериментальная программа «Сочиняем сказки» и методика работы по формированию у детей способности к сочинению сказок позволяют повысить и Щк развить уровень содержания детских (придуманных ими) сказок. Способ определения уровня способности к сочинению сказок (диагностика по тест-методике) может найти применение при разработке курсов дошкольной педагогике в ВУЗах и педколледжах, при подготовке учебных пособий для студентов и методических пособий по развитию речи и воображения у V дошкольников и младших школьников для педагогов, учителеи, родителей. Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытной работы с детьми и в выступлениях на научной Всероссийской конференции «Традиции и новации в педагогике не ненасилия» (Киров, 1996), на межвузовской научной конференции «Ненасилие, как условие развития творческой личности» (Елец, 1997) — на научнопрактической конференции студентов и аспирантов «Проблемы ^ современного дошкольного воспитания: поиск, опыт, творчество» (Москва:
МГОПУ, 1997) — на научно-практической конференции «Воспитание и образование детей в современных условиях» (Москва, 1998) — в выступлениях на лекциях и семинарахпрактикумах среди студентов Межрегионального учебного * А центра г. Анапы.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Формирование способности к придумыванию сказок" грает существенную роль в развитии и совершенствовании связной, выразительной речи, ее словаря, а также способствует активизации детского воображения и мышления в целом.
2. Сказка, как жанр авторского и народного словесного искусства является одним из источников возникновения творческого речевого самовыражения дошкольников при сочинении ими собственных сказок.
3.Компоненты способности к придумыванию сказок (или собственно способность) проявляются изначально у каждого ребенка старше 4-х лет, но, возможно, в несколько завуалированной форме (скрытой), что предполагает необходимость целенаправленного, систематического обучения по их формированию.
4. У детей старшего дошкольного возраста (6−7 лет) в ходе обучения придумыванию сказок развиваются компоненты способности, которые могут быть структурированы в 3 блока для удобства работы по их формированию: БЛОК № 1: 1: «Языковое чутье» сказки/знание ее жанровых особенностей, классификация по признакам (авторскиенародные, волшебныео животных, в стихахв прозе)/.
БЛОК N° 2: Введение в структуру сказки /моделирование сказок при помощи вопросовсхем, предваряющих начало, середину и конец сказкииспользование моделей для придумывания собственных сказок/.
БЛОК № 3: Интеграция воображения и речи /обогащение фантазии, развитие памяти на образы сказок, их сюжетикуработа над связностью и выразительностью речи у детей, использование элементов театрализации, «арттерапии" — развитие чувства артистизма/.
5.В специально организованных условиях дошкольники старших групп способны придумывать оригинальные, структурированные по композиции сказки, имеющие свой особый языковый стиль.
6.В зависимости от степени сформированности блоковкомпонентов способности прослеживается поуровневая выраженность данной способности (высокий уровень, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий уровни) по баллам в результате диагностического обследования у детей 6−7 лет, что позволяет проследить становление и развитие ее в условиях обучения и вне его.
ВЫВОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ:
1)Исследованием установлена возможность и необходимость формирования способности к сочинению сказок у детей старшего дошкольного возраста в процессе систематических планомерных занятий по художественноречевой деятельности.
2) Уточнено понятие 2способность к сочинению сказок у детей 6−7 лет", раскрыты ее сущность и структура.
3) Полученные в исследовании экспериментальные данные подтверждают гипотезу о том, что способность к придумыванию (сочинению) сказок в старшем дошкольном возрастеэто одна из разновидностей речевого творчества, в основе которой лежит художественнотворческая активность ребенка, выражающаяся в умении придумать сказку и выразительно ее рассказать, используя знания о ее жанровых особенностях и композиционном построении.
4) Подтвердилось предположение о том, что сущность данной способности заключается в единении двух процессовпридумывания и рассказывания, которые выступают как один процесс для ребенкадошкольника, так как по ходу мысленного обдумывания (сочинения) своей сказки, он вслух проговаривает воображаемую ситуацию, одновременно анализируя и контролируя собственный ^ вымысел.
5) Было установлено, что способность к сочинению сказок в этом возрасте представлена тремя блокамикомпонентами, наличие которых позволяет ||) ребенкудошкольнику полнее и активнее использовать свои творческие возможности в области сочинения сказок:
— БЛОК1: «Дар слова» сказки или «Языковое чутье» сказки:
Знание жанровых особенностей сказок (присказки, зачины, концовки, принцип антитезы (добро/зло), волшебство, хороший конец) и умение классифицировать сказки по их видам: авторские / народные, волшебные /о животных, в стихах/в прозе.
— БЛОК 2: «Введение в структуру сказки»:
Знание основных (3) частей сказки, их последовательность и объем (начало и конецнебольшие, короткие по рассказыванию, середина сказки-болыная, длинная).
— БЛОК 3: Интеграция воображения и речи (развитие выразительности речи, артистических умений (театрализация), фантазии и мышления). * Иногда такие компоненты проявляются в детях старше 5 лет изначально, но не всегда четко представлены. У детей проявляются поверхностные знания о ^ структуре сказок, их жанровых особенностях, хотя чувство стиля, языка сказки детям хорошо знакомы.
6) Благоприятная развивающая среда (оформление групповой комнаты или кабинета «В гостях у сказки» для занятий по обучению сочинять сказкиэмоциональноположительное общение педагога и детей на таких занятиях и вне ихактивизация педагогом различных творческих проявлений детейналичие специальной программы «Сочиняем сказки» и методике работы по ней с целью формирования способности к сочинению сказоквсе эти условия являются необходимыми для развития у детей 6−7 лет умения придумывать собственные сказки, желания фантазировать.
7) Подтвердилось предположение о том, что поэтапная методика ^ формирования способности к придумыванию сказок (работа над тремя блоками* компонентами) на основе специальной экспериментальной программы.
Сочиняем сказки" существенно повышает эффективность речевого творчества детей 6−7 лет, развивает их воображение и мышление, повышает, улучшает |)) выразительность речи. Вместе с тем, вопрос об оптимальном количестве использования форм работы и приемов по обучению детей придумывать сказки требует дальнейшего изучения в специальном экспериментальном исследовании.
8) Наличие сформированных блоков компонентов способности в ходе занятий по обучению придумывания сказок (сказкозанятия) наряду с пропедевтикой значительно улучшают качество сочиненных сказок, детьми и повышают общий уровень способности по их придумыванию в 1,5−2 раза. Усвоенные знания помогают детям в придумывании собственных сказок, которые становятся более структурированными по композиции и выразительными по своему особому языковому стилю изложения.
9) Исследованием установлено, что использование моделей, таких как: «Опиши сказку» (на классификацию: авторские/народные, волшебные/о животных, в прозе/в стихах), «Волшебный паровозик» (на структуру сказки:
• начало, середина и конец) — «Сложи цветоксказку» (детальный анализ композиции сказки по вопросамсхемам), — позволяет детям наглядно представить и усвоить виды сказок, их жанровые особенности, а также разобраться в композиции, что в дальнейшем будет способствовать более четкому и правильному умению придумывать собственные. Вместе с тем, сказки, придуманные детьми по таким моделям, строятся на основе известных им, но с применением элементов реальности (современной жизни), что придает таким сказкам особую привлекательность и оригинальность.
10) Выявлены показатели и критерии оценки сказок, придуманных детьми, которые отражены в диагностике (тестметодика) на определение уровня способности к сочинению сказок у детей старшего дошкольного возраста. На основании результатов баллирования прослеживается поуровневая выраженность данной способности (высокий уровень, выше среднего, средний, ниже среднего, низкий), что позволяет проследить становление и развитие такой способности в условиях обучения и вне их. л.
11) Подтвердилось предположение о том, что старший дошкольный возраст (старшие и подготовительные группы) является оптимально приемлемым периодом для развития способности к придумыванию сказок (базовая основа) в условиях специального обучения, поскольку именно к этому возрасту складываются все умственные и речевые предпосылки для такой работы.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
1) разработанную методику занятий по обучению детей придумывать сказки, а также программу «Сочиняем сказки» можно рекомендовать для работы педагогам ДДУ, родителям, преподавателям педвузов.
2) Для работы по развитию у детей способности к сочинению сказок необходимо в первую очередь создать условия: оформить группу или кабинет в соответствующем стиле (сказочная тематика) — иметь в наличии разнообразные виды театра (плоскостной, теневой, бибабо, пальчиковый и прочее), элементы костюмов «сказочника» и «сказочницы" — должен быть уголок сказкикнижки (книги со сказками, которые проходят дети) — альбомы с рисунками детей к сочиненным ими сказкам, галерея сказок (картины, эстампы).
3) Педагогом оформляется «Дневник сказочников», в котором отражается пропедевтическая работа и основная, предусматривающая формирование трех блоковкомпонентов способности по программе «Сочиняем сказки».
4) В ходе работы педагог должен заносить детские сказки в «альбом сказок», куда дети вклеивают свои рисунки к придуманным сказкам (сказки записываются педагогом за ребенком). Также необходимо оформить стенд «Наши сказки» (вариант названия) для знакомства педагогического персонала и родителей с детским словесным творчеством. Сказки на стенде периодически обновляются.
5) Для оценки уровней сформированности трех блоковкомпонентов способности применяется диагностика № 2, для определения уровня способности к сочинению сказок детьми используется диагностика № 1 (тестметодика). Ш.
Список литературы
- Аникин В.А. «Русская народная сказка»: Пособие для учителей. /М.: Просвещение, 1977.
- Арушанова А.Г. Дошкольный возраст: формирование грамматического строя речи. //Дошкольное воспитание, 1993, № 9.
- Бизик О. О структуре сказок. //Дошкольное воспитание, 1984, № 11.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов, 1983.
- Бородич A.M. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1974.
- Бунге М. Интуиция и наука. М, 1967.
- Бэкон Ф.О. О достоинстве и приумножении наук. //Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т.-М" 1977.-Т.1.
- Василенко В.А. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве 10−20 вв.-М, 1974.
- ВедерниковаН.М. Русская народная сказка.-М.: Наука, 1975, 135с.
- Венгер Л.А. О чем рассказывает сказка? //Дошкольное воспитание, 1992, № 2.
- Волкова A.A. О детском изобразительном творчестве. //Дошкольное воспитание, 1938, № 11.
- Вороп/кна Л. В. Пути совершенствования процесса обучения старших дошкольников творческому рассказыванию. Автореферат-М., 1978.
- Воспитание сказкой (методические рекомендации по работе с литерат. Сказкой в школе и библиотеке) /Составитель Э. И. Иванова.-М.: Просвещение, 1987.