Реализация прикладной направленности обучения иностранному языку в школе средствами элективного курса «Введение в журналистику»: филологический профиль, немецкий язык
Наиболее общую цель прикладного электива «ВЖ» можно сформулировать как дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в целях её использования для ориентации старшеклассников-филологов на профессиональную деятельность журналистов. Курс имеет целью ознакомить учащихся в самом первом приближении с основами журналистики, делая акцент на знакомство с практической деятельностью журналиста… Читать ещё >
Содержание
- Глава.
- I. НРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В РАМКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО НРОФИЛЯ
- 1. Характеристика профильного обучения ииостраииому языку в филологическом ирофиле
- 1. 1. Профильное обучение: постановка проблемы
- 1. 2. Структура филологического профиля
- 1. 3. Специфика профильного курса «Иностранный язык» в филологическом профиле
- 1. 4. Возможность реализации прикладного характера обучения в филологическом профиле
- 2. Типологии элективных курсов и их соотношение с филологическим нрофилем
- 3. Особенности нрикладного элективного курса «Введение в журналистику» и его взаимодействие с филологическим нрофилем
- 3. 1. Научные основы разработки электива «Введение в журналистику»
- 3. 2. Интегрированный характер обучения в прикладном элективном курсе «Введение в журналистику»
- II. НРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ВВЕДЕНИЕ
- 1. Цели, содержание, нринцины, технологни и формы обучения в элективном курсе «Введение в журналистику»
- 1. 1. Цели и содержание элективного курса «Введение в журналистику»
- 1. 2. Принципы обучения в элективном курсе «Введение в журналистику»
- 1. 3. Технологии и формы работы в проектируемом элективном курсе «Введение в журналистику»
- 2. Проектирование программы, обосиование системы оценивания и разработка фрагмента курса
- 2. 1. Компонентный состав курса
- 2. 2. Тематический план курса «Einfuhrung in die Joumalistik»
- 2. 3. Оценивание достижений
- 2. 4. Проектирование фрагмента пособия курса
- 3. Организация и проведение опытного обучения
- 3. 1. Выявление мотивов выбора филологического профиля и представлений школьников о будущей профессиональной деятельности
- 3. 2. Апробация фрагментов элективного курса «Einfuhrung in die Joumalistik»
- 3. 3. Анализ трудностей опытного обучения и способов их преодоления
- 3. 4. Анализ влияния опытного обучения на представление учащихся о профессиональной направленности обучения в рамках филологического профиля
- 3.
Реализация прикладной направленности обучения иностранному языку в школе средствами элективного курса «Введение в журналистику»: филологический профиль, немецкий язык (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (иностранные языки).
Научный руководительД.п.н., профессор, академик РАО.
БИМ ИНЕССА ЛЬВОВНА.
Москва-2007.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3.
Выводы по второй главе.
Во второй главе настоящего исследования были определены цели, содержание, принципы, технологии обучения в рамках электива «ВЖ», описан его компонентный состав, спроектирована программа, обоснованы формы работы, система оценивания, разработаны 3 модуля курса. На этой основе были проанализированы возможности курса «ВЖ» в осуществлении прикладной направленности обучения иностранному (немецкому) языку в рамках филологического профиля. Данному анализу способствовало также опытное обучение, в ходе которого был апробирован фрагмент элективного курса.
Сделаем некоторые общие выводы.
1. Наиболее общую цель прикладного электива «ВЖ» можно сформулировать как дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции в целях её использования для ориентации старшеклассников-филологов на профессиональную деятельность журналистов. Курс имеет целью ознакомить учащихся в самом первом приближении с основами журналистики, делая акцент на знакомство с практической деятельностью журналиста. Цели элективного курса «ВЖ» определяются, исходя из возможности «подключения» специализированного компонента (элементов теории журналистики и некоторых видов практической деятельности) к целям профильного курса иностранного языка. Это осуществляется в рамках электива, что способствует реализации прикладного характера профильного курса средствами этого электива.
Цели теоретических занятий состоят, таким образом, в изучении самых элементарных основ теории журналистики, теории коммуникации, риторики и др. При этом учащиеся используют немецкий язык в качестве средства обучениятакже в рамках курса используются (и в определённой степени расширяются) и те знания, которые учащиеся приобрели в филологическом профиле (например, в области стилистики).
Цели начальной журналистской практики состоят в освоении некоторых форм журналистской деятельности: подготовке журналистских произведений некоторых жанров, издании школьной газеты, элементарных форм работы с общественностью и др. Эта группа целей поддерживает общую цель современной профильной школы: ориентацию школьных курсов на реальную, социально значимую практику.
Общие цели курса конкретизируются в каждом отдельном модуле.
2. Отбор содержания элективного курса «ВЖ» основывается на возможности ориентации профильных иноязычных знаний, навыков и умений, приобретённых в филологическом профиле, на их применение в журналистской деятельности (её элементарных формах). С учётом этой возможности из стандарта высшего профессионального образования были отобраны аспекты предметного содержания, которые могут быть изучены в рамках школьного курса средствами немецкого языка при использовании учащимися речевых, компенсаторных, учебно-познавательных, социокультурных умений и языковых знаний, сформированных в профильном курсе и получающих своё дальнейшее развитие в элективе «ВЖ». При этом компоненты содержания некоторых вузовских дисциплин по специальности «Журналистика») внедряются в элективный курс в объёме, который достаточен лишь для ознакомления и не предполагает глубокой проработки.
Отбор текстов для элективного курса осуществляется в зависимости от их функции. Так, если текст предназначен для ознакомления учащихся с теоретическими основами журналистики, он отбирается из специализированных учебных / документальных пособий по журналистике. Подобные тексты предназначены для освоения школьниками некоторых специализированных знаний, которые необходимы в журналистской практике. Если же текст должен выступить в качестве примера журналистского «продукта», то он отбирается из аутентичных публицистических источников. На основе этих текстов учащиеся анализируют особенности различных журналистских жанров, стиль и структуру журналистских продуктов. Руководствуясь принципом доступности, тексты желательно сокращать, снабжать комментариями и упражнениями на отработку специализированной лексики.
В практический компонент курса входит начальная профессиональная проба, т. е. моделирование некоторых видов журналистской деятельности, создание собственных журналистских произведений.
Содержание обучения конкретизируется для каждого модуля электива.
3. Проектирование курса, отбор специализированного иноязычного материала осуществляется в соответствии с дидактическими и методическими принципами обучения. Кроме того, интегрированное обучение в рамках электива «ВЖ» опирается также на два специфических принципа, которые напрямую связаны с целями и содержанием курса: 1) принцип ориентации профильных иноязычных знаний на ознакомление с основами профессиональной деятельности- 2) принцип ориентации специализированных знаний (в области журналистики) на практическое применение.
Технологии обучения в рамках электива следует ориентировать на деятельностную составляющую, нацелить на активность субъектов учения, развитие интереса к выбранной сфере деятельности, мотивации к продолжению изучения этой области в вузе. Это обуславливает активное использование проектов, деловых игр, дискуссий и др. Каждый модуль предполагает два вида занятий: 1) занятия, направленные на освоение теоретического материала (с использованием разнообразных режимов работы: индивидуальной, парной, групповой) — 2) занятия, направленные на практическую деятельность (проектная работа, профессиональная проба). В элективном курсе используются разнообразные формы работы: традиционные (знакомые учащимся по профильному курсу), а также некоторые специфические (дебаты, ток-шоу, разнообразные формы журналистской деятельности), в том числе вузовские (лекции, семинары).
4. Спроектированная программа курса предполагает три варианта освоения (с частичным и полным изучением материала данного электива). Курс включает в себя семь модулей, которые могут изучаться в произвольном порядке. Первоначально предполагалась возможность выбора двух систем оценивания для данного курса, однако, как показала практика, лучшим решением является система «зачтено — не зачтено».
5. В ходе опытного обучения подтвердилась востребованность прикладных элективных курсов для филологического профиля, в частности, электива «ВЖ». На практике была доказана возможность реализации прикладной направленности обучения немецкому языку в рамках филологического профиля средствами этого элективного курсапри этом, однако, были выявлены некоторые существенные проблемы, связанные с внедрением элективов в современную профильную школу. Результаты опытного обучения представлены в пункте «Выводы по опытному обучению» в третьем параграфе настоящей главы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В настоящем исследовании был изучен вопрос о возможности реализации прикладной направленности обучения иностранному (немецкому) языку в рамках филологического профиля средствами элективного курса «Введение в журналистику».
Как было установлено, элективный курс «Введение в журналистику» реализует прикладную направленность обучения в филологическом профиле благодаря использованию приобретённых в профильном курсе иноязычных знаний, навыков и умений в качестве средства освоения основ специализированной журналистской деятельности. При этом электив, объединяя в себе некоторые сведения из немецкой филологии и специализированных дисциплин по журналистике, обеспечивает знакомство школьников с журналистской практикой в её начальных, элементарных формах. Таким образом, элективный курс модифицирует характер профориентации профиля (т.е. расширяет число профессий, на которые нацеливает профиль), используя универсальные возможности профильного учебного предмета «Иностранный язык». Вместе с этим, электив расширяет и углубляет филологические знания школьников с целью их более эффективного использования в некоторых формах именно журналистской деятельности.
Проведённое исследование открывает ряд перспектив, которые видятся в следующем.
1. Разработанные научные основы проектирования прикладного элективного курса «Введение в журналистику» могут быть использованы для создания полной версии данного курса. Кроме того, на основе опыта разработки этого электива могут быть созданы и другие прикладные курсы (например, «Основы PR», «Основы международного права», «Внешнеэкономические связи и деловое общение», «Менеджмент в международном туризме» и пр.).
2. Может быть осуществлено дальнейшее изучение возможностей реализации прикладного характера обучения иностранному языку, но уже применительно к лингвистическим вузам, где могут быть созданы спецкурсы для подготовки специалистов-международников в различных профессиональных сферах, связанных с практическим использованием иностранного языка.
Список литературы
- Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие. -М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. — 224с.
- Азимов Э.Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. СПб: Златоуст, 1999.-472с.
- Астанина С.Ю. Взгляд школьного учителя на элективные курсы в системе профильного обучения // Профильная школа. 2005. — № 2. — С. 5154
- Афанасьева Т.П., Ерошин В. И., Немова Н. В., Пуденко Т. И. Модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. -М.: СпортАкадемПресс, 2005. 104с.
- Базовые и профильные курсы: цели, функции, содержание // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. — № 5. — С. 30−34
- Байкова Л.А., Гребёнкина Л. К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. М.: Педагогическое общество России, 2000. -256с.
- Биболетова М.З., Грачёва Н. П., Трубанёва Н. Н., Копылова В. В. Модульно-рейтинговая форма реализации профильного обучения иностранному языку в старших классах // Иностранные языки в школе. -2006.-№ 8.-С. 2−13
- Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. -2004.-№ 6.-С. 8−14
- Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 2. — С. 11−15
- Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 288с.
- Бим И. Л. Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования (ИЯ) // Иностранные языки на современном этапе. Материалынаучно-практического межвузовского семинара. М.: Издательство «Гном иД», 2005.-С. 3−11
- Бим И. Л. Немецкий язык. Базовый курс. Концепция, программа. М.: Новая школа, 1995. — 128с.
- Бим И. Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей // Иностранные языки в школе. 1991. — № 5. — С. 11−14
- Бим И. Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. 2002. — № 5. — С. 7−11
- Бим И. Л. Профильное обучение иностранным языкам на старшей ступени общеобразовательной школы. Проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 2007 (готовится к изданию)
- Бим И.Л., Биболетова М. З., Вайсбурд М. Л., Якушина О. З. К проблеме базового уровня образования по иностранным языкам в средней школе // Иностранные языки в школе. 1990. — № 5. — С. 4−8
- Бим И.Л., Вайсбурд М. Л., Грачёва Н. П., Лытаева М. А., Щепилова А. В. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки) // Иностранные языки в школе. 2003. — № 6. — С. 2−7
- Бим И.Л., Маркова Т. В. Об одном из возможных подходов к составлению программы по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1992. — № 1. — С. 3−16
- Благодарная Т.А. Профессиональная ориентация школьников средствами английского языка // Иностранные языки в школе. 2005. — № 5. -С. 63−67
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное издание). -М.: Кирилл и Мефодий, 2001.
- Броневщук С.Г. Профильное обучение в школе. Вопросы организации и содержания. М.: Витязь-М, 2004. — 208с.
- Вайсбурд M.JI. Проблемы профильного обучения иностранным языкам // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003.-С. 133−138
- Вейзе А.А. Обучение реферированию иноязычного текста. Минск: Народная Асвета, 1980. — 79с.
- Вейзе А.А. Чтение, реферирование и аннотирование иностранного текста. М.: Высшая школа, 1985. — 127с.
- Влазнев А.И., Филимонов В. А. Профильное обучение: варианты решения // Профильная школа. 2004. — № 2. — С. 39−41
- Воробьёва Л.Ф. Межпредметные связи на уроках немецкого языка // Иностранные языки в школе. 1996. — № 4. — С. 32−36
- Воронина Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодёжной прессы в старших классах школ с углублённым изучением немецкого языка // Иностранные языки в школе. 1995. — № 6. — С. 56−60
- Воронина Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. М.: «5 за знания», 2006. -256с.
- Воскресенская К.В. Обучение реферированию публицистических и научно-популярных текстов // Иностранные языки в школе. 1981. — № 5. -С. 57−58
- Гальскова Н.Д. Практические и общеобразовательные аспекты обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -1995. № 5. — С. 8−13
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. М.: Аркти, 2000. — 165с.
- Глобальное образование как средство гуманитаризации школы: тезисы докладов Международного семинара, 24−30 апреля 1994 г. / Предисл. А. П. Лиферова. Рязань: Изд-во РГПУ, 1994. — 172с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования/Специальность 21 400 «Журналистика». Квалификация «Журналист». М.: Министерство образования РФ, 2000. -57с.
- Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. Монография. М.: Издательство РИП-Холдинг, 2001. -336с.
- Григорян М.В. Пособие по журналистике. М.: Права человека, 2007. -192с.
- Губина Н.М. Формирование межкультурной компетенции студентов при обучении деловому английскому языку в элективном спецкурсе. -Автореферат дисс. кандидата педагогических наук. М., 2004. — 19с.
- Департамент общего и дошкольного образования. Информационное письмо об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования от 13.11.2003 // Профильная школа. 2003. -№ 3.-С. 3−4
- Дроздова О.В. Формирование профессионально-направленной социокультурной компетенции в процессе обучения французскому языку // Иностранные языки в школе. 2006. — № 8. — С. 76−81
- Ермаков Д.С., Рыбкина Т. И. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения // Профильная школа. 2004. — № 3. — С. 6−11
- Ермаков Д.С., Шульмина Р. В., Попов М. В. Организация профильного обучения: сетевая модель, индивидуальный учебный план, зачётные единицы // Профильная школа. 2004. — № 6. — С. 31−34
- Зеня Л.Я. Воспитание экологической культуры школьников средствами иностранного языка // Иностранные языки в школе. —1990. № 4. — С. 30 -35
- Зеня JI.Я. О разработке интегрированного курса для углублённого изучения иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1991. — № 2. -С. 38−48
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 38с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Логос, 2002. — 384с.
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.-222с.
- Зотеева И.Н. Пути реализации и перспективы использования межпредметных связей при обучении французскому языку в средней школе // Иностранные языки в школе. 1991. — № 3. — С. 16−21
- Зотеева И.Н. Характер межпредметных связей и их реализация в обучении иностранному языку в средней школе (на материале французского языка). Автореферат дисс.. кандидата педагогических наук. -М., 1988. -16с.
- Зотеева И.Н., Зайцева Т. А. О функциях межпредметных связей при обучении французскому языку в средней школе (на примере предметов «Биология» «Французский язык») // Иностранные языки в школе. — 1995. -№ 1.-С. 42−45
- Идилова И.С. Развитие группового взаимодействия при обучении речевой деятельности на уроках английского языка в старших классах (методическое пособие для учителей). Рязань: Титул, 2001. — 64с.
- Ильина Л.Е. Новый взгляд на систему оценок и рейтинговый учёт знаний // Иностранные языки в школе. 2006. — № 6. — С. 44 — 48
- Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов. / под ред. Хуторского А. В. М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. -293с.
- Калмыкова O.JI., Янчук И. Н. Элективные курсы как составная часть содержания профильного образования (информационно-методический аспект) // Различные модели предпрофильного и профильного обучения (сборник). М.: Центр «Школьная книга», 2005. — С. 11−13
- Каспржак А.Г. Элективные курсы в учебном плане старшей профильной школы. М., 2004. http://www.websib.ru/noos/technology/pedsovet
- Козырев В.А., Шубина Н. Л. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: Научно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 429с.
- Колкер Я.М., Лиферов А. П., Устинова Е. С. Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе. Рязань: Изд-во РГПУ, 1995.-40с.
- Колкер Я.М., Устинова Е. С., Еналиева Т. М. Практическая методика обучения иностранному языку. Учебное пособие. Рязань: Изд-во РГПУ, 1997.-263с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Министерство образования Рос. Федерации // Инновации в образовании. 2002. — № 3. — С. 4−33
- Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 287с.
- Крылова О.Н. Технологии работы с учебным содержанием в профильной школе: учебно-методическое пособие для учителей. СПб.: КАРО, 2005.-112с.
- Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004. — 240с.
- Леонтьев А.А., Ленская Е. А., Розанова Е. Д. Единый подход к предметам языкового цикла // Иностранные языки в школе. 1990. — № 5. — С. 26−35
- Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы // Преемственность профильного обучения и профессионального образования (проблемы и перспективы). М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 54−66
- Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении // Профильная школа-2004. № 3. — С. 12−17
- Литвинюк О.И. И всё-таки средство иностранный язык // Иностранные языки в школе. — 2001. — № 6. — С. 8−12
- Лиферов А.П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. -М.: Педагогический поиск, 1997. — 108с.
- Лушина Н.А. Профессиональная ориентация как одно из действенных средств повышения эффективности обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2006. — № 8. — С. 31−35
- Любина Е.А. Элективный курс «Английский язык и основы поэтического перевода» // Иностранные языки в школе. 2005. — № 7. — С. 53−57
- Макарова Н.С. Элективные курсы в профильном обучении: как мы это делаем // Различные модели предпрофильного и профильного обучения (сборник). М.: Центр «Школьная книга», 2005. — С. 36−39
- Маркова Е.С. Теоретические основы построения интегративно-модульных курсов английского языка для профильной школы. -Автореферат дисс. кандидата педагогических наук. М., 2004. — 17с.
- Матвиенко JI.M. Особенности обучения иностранному языку в профильной школе // Иностранные языки в школе. 2005. — № 8. — С. 28−32
- Материалы семинара «Учебно-методические комплекты по элективным курсам (старшая профильная школа)». 9−10 декабря 2002 г. М.: НФПК, 2002
- Межуева И.Е. Развитие творческой активности студентов неязыкового вуза в процессе моделирования иноязычной профессиональной деятельности будущего специалиста. Автореферат дисс.. кандидата педагогических наук. — Тула, 2004. — 24с.
- Милованова JI.A. Профильно-ориентированное обучение иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы. Учебно-методическое пособие. Волгоград: Перемена, 2004. — 126с.
- Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. — 448с.
- Миролюбов А.А. Методы исследования в методике обучения иностранным языкам // Иностранные языки на современном этапе. Материалы научно-практического межвузовского семинара. М.: Издательство «Гном и Д», 2005. — С. 3−11
- Миролюбов А.А., Рахманов И. В., Цетлин B.C. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1967. -504с.
- Миронова JI.B. Возможность и актуальность перехода к современным формам организации деятельности учащихся // Различные модели предпрофильного и профильного обучения (сборник). М.: Центр «Школьная книга», 2005. — С. 92−94
- Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации / под ред. М. В. Рыжакова. М.: СпортАкадемПресс, 2005. -362с.
- Немкова Е. Спецкурс «Развитие культуры межнациональных отношений у школьников» // Школьное планирование. 2004. — № 4. — С. 58−97
- Никитина Н.Н. Элективные курсы и культура выбора // Материалы конференции «Культурологическое образование в контексте модернизации общего образования». Екатеринбург: Ассоциация «ИНТЕРНЕТ-СОЦИУМ». — 2004. http://www.auditorium.ru/conf/index.php
- Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2−11 классы. М.: Астрель: ACT, 2004. — 380с.
- Новые государственные стандарты школьного образования. М.: Астрель: ACT, 2004. — 446с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. -944с.
- Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 93−96
- Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М.: Русский язык, 1989. — 276с.
- Пинский А.А. Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной средней школы: результаты первого года эксперимента // Профильная школа. 2004. — № 6. — С. 17−24
- Полат Е.С. Новые педагогические технологии: курс дистанционного обучения для учителей. Обучение в сотрудничестве. Метод проектов. М.: ИОСО РАО. http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/intro
- Поляков О.Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2003. — 188с.
- Поляков О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса // Иностранные языки в школе. 2004. — № 2. — С. 6−10
- Поляков О.Г. Теоретические и практические аспекты разработки профильно-ориентированных программ по английскому языку // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 12−16
- Попова И. П. Межкультурное обучение иностранному языку в спецкурсе социально-экономического профиля на старшей ступени школы: Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. -М., 2003.-221с.
- Правила школьных дебатов // Парламентский клуб «Дебаты» Великого Новгорода. Великий Новгород, 2006. http://debate.univer.nov.ru/ruless.htm
- Профильное обучение в старшей школе: учебное пособие для повышения квалификации работников образования / под ред. Г. А. Бордовского, И. Б. Готской и А. А. Журина. М.: Изд-во УРАО, 2005. — 252с.
- Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. -М.: Издательство РИП-Холдинг, 2000. 308с.
- Ржевская JI. «Прагматики выбирают профильность» // Учительская газета -2005. -№ 22
- Розен Е.В. Газеты и журналы на немецком языке в школе: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1985. 128с.
- Розен Е.В. На уроке немецкая газета. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1974.- 191с.
- Рыжаков М.В., Филатова JI.O. Зачётно-модульная система обучения как вариант организации профильного обучения на старшей ступени школы // Профильная школа. 2004. — № 6. — С. 6−11
- Самохвалов А. Г. Обучение английскому языку теле- и радиожурналистов в учебных заведениях повышения квалификации (на материале топонимов английского языка). Автореферат дисс.. кандидата педагогических наук. -М., 2000. — 18с.
- Сафонова В.В., Сысоев П. В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 2005. — № 2. — С. 7−16
- Сафонова В.В., Сысоев П.В. U.S. Culture and Society: Пособие по культуроведению Соединённых Штатов Америки. В 2 ч. Ч. 1. М.: Еврошкола, 2004. — 184с.
- Сергеенок С.А. Дидактические основы построения интегрированных курсов. Автореферат дисс.. кандидата педагогических наук. — СПб., 1992.-19с.
- Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского. М.: Аспект Пресс, 2001. — 259с.
- Склярова Н. На пути к информационному обществу. М., 2004. http://www.newseducation.ru/news/education/20 040 519/6491 .htm
- Слободина Т.И. Предпрофильное обучение: курс «Основы переводческой деятельности» // Иностранные языки в школе. 2006. — № 7. -С. 2−6
- Смелкова З.С., Ассуирова JI.B. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2004.-320с.
- Солдатова О.М. Журналистика: введение в профессию // Новые ценности образования: Личностно-ориентированная профильная школа. -2005. -№ 1.-С. 46−48
- Солдатова О.М., Хавренкова Т. М. Жанры публицистики // Новые ценности образования: Личностно-ориентированная профильная школа.2005. -№ 1.-С. 64−67
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. М.: Просвещение, 2003. — 239с.
- Соловова Е.Н. Разработка авторских программ и курсов // Иностранные языки в школе. 2004. — № 4. — с.8−13- № 5. — С. 13−18
- Соловова Е.Н., Пореченкова Е. А. Формирование филологической компетенции в профильной школе и вузе // Иностранные языки в школе.2006. -№ 8.-С.13−18
- Соловьёва И.Ю. Методические основы создания курса «Страноведение Британии» с использованием метода проектов. Автореферат дисс.. кандидата педагогических наук. — М., 2000. — 24с.
- Суматохин С.В. Общие подходы к созданию и методике преподавания элективных курсов по биологии // Естествознание в школе. 2004. — № 6. -С. 42−44
- Сысоев П.В. Обучение иностранному языку на старшей ступени общего среднего (полного) образования. Профильный уровень (10−11 классы) // Иностранные языки в школе. 2006. — № 2. — С. 2−10
- Сысоев П.В. Cultural Diversity & Identity via American Studies: Учебное пособие по культуроведению США для студентов языковых факультетов. -Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003. 168с.
- Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса «Иностранный язык и регионоведение» // Иностранные языки в школе. 1996. — № 5. — С. 2−5
- Трубанёва Н.Н. Интегрированный курс «Окружающий мир и иностранный язык» для начальной школы // Иностранные языки в школе. -1992.-№ 1.-С. 22−25
- Трубина Г. Ф. Профильное обучение немецкому языку на старшем этапе полной средней школы. Автореферат дисс.. кандидата педагогических наук. — М., 2000.-22с.
- Усейнова Н.В. Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. -2005,-№ 6.-С. 49−54
- Филатова J1.0. Преемственность в обучении в школе и вузе: новые возможности в условиях профильного обучения // Профильная школа. -2004.-№ 2.-С. 19−22
- Филатова J1.0. Развитие преемственности школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. М.: Лаборатория Базовых знаний, 2005. — 192с.
- Хавренкова Т.М. Творческие работы подростков в элективном курсе «Летопись гимназии» // Новые ценности образования: Личностно-ориентированная профильная школа. 2005. — № 1. — С. 48−50
- Хуторской А.В. Индивидуализация и профильность обучения в старшей школе // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 18−29
- Хуторской А.В. Личностно-ориентированная направленность модернизации образования в российской школе // Ученик в обновляющейся школе. М.: ИОСО РАО, 2002. — С. 12−30
- Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному. М.: Владос Пресс, 2005. — 383с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-536с.
- Хуторской А.В., Андрианова Г. А. Система дистанционного профильного обучения // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 259−268
- Цвик B. J1. Введение в журналистику. Учебное пособие. http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=334
- Чистякова С.Н. О принципах профильного обучения и проблемах их реализации // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования. Сборник научных трудов / под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003. — С. 10−14
- Чистякова С.Н. Проблемы и риски самоопределения старшеклассников в выборе профиля обучения // Профильная школа. 2004. — № 5. — С. 5−10
- Чистякова С.Н., Родичев Н. Ф. Профильная ориентация школьников в условиях предпрофильной подготовки // Профильное обучение. М.: Просвещение, 2004. -4.1. — С. 55−68
- Чистякова С.Н., Родичев Н. Ф., Лернер П. С. Интересы и склонности подростков основа профессионального обучения (концептуальные подходы) // Новые ценности образования: Личностно-ориентированная профильная школа.-2005. -№ 1.-С. 5−17
- Чистякова С.Н., Родичев Н. Ф., Лернер П. С., Кузина О. В., Кропивянская С. О. Профильное обучение и новые условия подготовки // Школьные технологии. 2002. — № 1. — С. 101−123
- Чупахина И.А. От профильности к профессионализму. Самара: Изд-во МГПУ, 2003.-232с.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. -М.: Просвещение, 1986. 223с.
- Шепель Э.Н. Интегрированные учебные программы и обучение иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1990. — № 1. — С. 8−13
- Элективные курсы в профильном обучении/Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. -144с.
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Математика» / Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 96с.
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание» / Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 96с.
- Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология» / Министерство образования РФ Национальный фонд подготовки кадров. — М.: Вита-Пресс, 2004. — 112с.
- Alles so schon bunt hier! Texte tiber den Umgang mit den Medien / Engelmann R. (Hrsg.). Wurzburg: Arena Verlag GmbH, 1996. — 253 S.
- Auftrag: Information der Burger und Kontrolle der Macht // Bildung und Wissenschaft. 1997. — Heft 1. — S.6−9
- Behmer, M. Grundladen der Journalistik // Institut fur Kommunikations- und Medienwissenschaft der Universitat Leipzig. Einfuhrungsvorlesung im Wintersemester 2003/04. Leipzig, 2003. http://www.uni-leipzig.de/~kmw/ws/3−0 l/2004/04Folien2.ppt
- Berufsbild Journalistin/Journalist. (Beschlossen auf dem DJV-Verbandstag 1996) // Deutscher Journalisten-Verband: http://www.djv.de/downloads/berufsbildl.pdf
- Blodorn S., Gerhards M. Informationsverhalten der Deutschen // Media Perspektiven. 2004. — Nr. 1. — S.2−14
- Blum A. The Development of an Integrated Science Curriculum Information Scheme //Eur. J. Science Education. 1981.-Vol. 3. — P. 1−15
- Boulanger Chr. Das Schreiben von Kurzessays. Berlin, 2003. http://useфage.fu-berlin.de/~boulang/proseminar/techniken/essays.htm
- Branahl U. Medienrecht. Eine Einfiihrung. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 2000.-333 S.
- Drosser Chr. Special: Fernsehen. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1995. — 128 S.
- Duden Lexikon. Mannheim, Leipzig, Wien, Zurich: Bibliographisches Institut & F.A. Brockhaus AG, 2002. — 827 S.
- Fahrenholz A. Was ist ein Essay? Berlin, 2003. http://www2.hu-berlin.de/stadtsoz/lehre/wa/essays.php
- Fischer Lexikon. Publizistik, Massenkommunikation / Noelle-Neumann E., Schulz W., Wilke J. Frankfurt/Main: Fischer Taschenbuch Verlag GmbH, 1995. -676 S.
- Grundsatze fur die publizistische Arbeit (Ehrenkodex fur die osterreichische Presse). http://journalisten.mediaweb.at/recht/presseratehrenkodex
- Haas M. Was ist ein Essay? Berlin, 2004. http://www.polwiss.fu-berlin.de/people/haas/docs/Essay.pdf
- Heinrich J. Medienokonomie. Band 1: Mediensystem, Zeitung, Zeitschrift, Anzeigenblatt. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 1994. — 370 S.
- Hellack G. Presse, Horfunk und Fernsehen in Deutschland // IN-PRESS. -2002.-Heft 9.-S. 1−21
- Jarren O. Medien und Journalismus. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 1994.-330 S.
- Journalist ein Traumberuf? // Bildung und Wissenschaft. — 2001. — Heft 4. -S.3−4
- Journalistikstudium mit Diplom in die Redaktion // Bildung und Wissenschaft. -2001. — Heft 4. — S. 15−20
- Journalistische Darstellungsformen // Wikipedia, die Freie Enzyklopadie. http://de.wikipedia.org/wiki/JournalistischeDarstellungsform
- Kolker J., Kriuchkov V., Liferov A., Ustinova E., Sheina I. A Global Perspective as a Vehicle for Education. -M.: ООО «Издательский центр «Азбуковник», 2005. 364с.
- Lill Kl. Medienlandschaft. Munchen: Max Hueber Verlag, 1998. — 40 S.
- Lindner W. Taschenbuch Pressearbeit. Der Umgang mit Journalisten und Redaktionen. Heidelberg: I. H. Sauer-Verlag GmbH, 1994. — 140 S.
- Loffelholz M., Quandt Th., Hanitzsch Th., Altmeppen Kl.-D. Onlinejournalisten in Deutschland // Media Perspektiven. 2003. — Nr. 10. -S.477−486
- Longman Active Study Dictionary of English. Harlow, Essex: Longman House, 1988.-710 p.
- Maletzke G. Interkulturelle Kommunikation: zur Interaktion zwischen Menschen verschiedener Kulturen. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1996. -228 S.
- Maletzke G. Kommunikationswissenschaft im Uberblick: Grundlagen, Probleme, Perspektiven. Opladen- Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 1998. -224 S.
- Medienkompetenz: Analyse journalistischer Darstellungsformen // Bayerischer Rundfunk, Telekolleg, 2002. http://www.br-online.de/wissen-bildung/telekolleg/faecher/deutsch/medien/folge5/fakten.shtml
- Merten Kl., Schmidt S.J., Weischenberg S. Die Wirklichkeit der Medien. Eine Einflihrung in die Kommunikationswissenschaft. Wiesbaden: Westdeutscher Verlag, 1994.-690 S.
- Muller R. Journalismus: Einstieg Praxis — Chancen. — Frankfurt/Main: Eichborn, 1994.-190 S.
- Neuberger Chr. Onlinejournalismus: Veranderungen Glaubwiirdigkeit -Technisierung // Media Perspektiven. -2003. — Nr. 3.-S.131−138
- Oehmichen Ekk., Schroter Chr. Funktionswandel der Massenmedien durch das Internet? // Media Perspektiven. 2003. — Nr. 8. — S.374−384
- Publizistische Grundsatze (Pressekodex). Richtlinien fur die publizistische Arbeit nach den Empfehlungen des Deutschen Presserats. Bonn: Deutscher Presserat, 2001.-26 S.
- Rules of the WSDC // World Schools Debating Championships, 2006. http://www.schoolsdebate.com/docs/rules.asp
- Studienordnung fur das zweite Hauptfach Journalistik im Studiengang Magiser Artium an der Universitat Leipzig. http://www.uni-leipzig.de/~farakmw/downloads/journ-hf.pdf
- Studienordnung fur Studierende im Diplom-Studiengang Journalistik der Universitat Munchen. http://www.ifkw.uni-muenchen.de/index.cfm?id=1351
- Volontariat: Learning by doing // Bildung und Wissenschaft. 2001. — Heft 4. -S.8−10
- Warum Journalist werden? // Bildung und Wissenschaft. 1997. — Heft 1. -S.5−6
- Weissenberger Kl. (Hg.). Prosakunst ohne Erzahlen. Die Gattungen der nichtfiktionalen Kunstprosa. Tubingen: Niemeyer, 1985.
- Welker M. Journalistische Darstellungsformen: Einfuhrung // Institut fur Kommunikations- und Medienwissenschaft der Universitat Leipzig. Wintersemester 2003/04. Leipzig, 2003. http://www.uni-leipzig.de/~kmw/ws/3−40/2004/lDarstellungsformen.ppt
- Wer ist Journalist? // Bildung und Wissenschaft. 2001. — Heft 4. — S.5−6