Эпичность художественной прозы М. Шолохова 1940-1950-х годов о Великой Отечественной войне
С честью выдержала испытания, выпавшие на долю всей нашей страны" Писатели с полной ответственностью воспринимали те задачи, которые перед ними ставила война. Выражая мысли своих современных писателей, А"Толстой отмечал, что «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души, души народа». Основной смысл произведений, которые создавались в эти года был связан… Читать ещё >
Содержание
- Введение ««««««¦""#*""*"*"**"""#"*¦*"¦"*
- I. глава, Эпическое начало произведений М. Шолохова героическом подвиге народа и основные особенности развития военной прозн 40 **
- 50-х гг XX в * ««*****""** .#""**
- П глава.алая пРоза М. Шолохова о Великой Отечествен"я ее начало .5S
- Ш глава» Роман М"Шолохова «Они сражались за Родину» 105 «* героическая эпопея о Великой Отечественной войне» К истории создания
- S В. Ж Л Ш 4 в Н И в «* ф ***""*» * # * *
- В и 4 л и
- г р а
- и я .,.».»,.»». ."*.,"*».*
Эпичность художественной прозы М. Шолохова 1940-1950-х годов о Великой Отечественной войне (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творчество Михаила Шолохова ~ одна из славных страниц в истории русской литературы XX века. Писатель /вышедший из гущи народа" весь свой талан®с первых шагов творчества и до конца дней/отдал своему народу.
Его произведения самых различных жанров прозы — эпопея «Тихий Дон», роман «Поднятая целина» «рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека/', очерки и публицистические статьи-широко известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами*.
Присуждение Нобелевской премии за эпопею «Тихий Дон» в 1965 году явилось мировым признанием значимости его творчества.
С самого начала творческого пути М. Шолохов не знал мелкотемья" Он обращался к изображению народа, движущей сшш: истории во всех значительных событиях, какие происходили в стране.
Если в рассказах 20−80-х гг. и в эпопее «Тихий Дон» народ изображался участником 1-й Мировой войны 1514 года, Гражданской войны, то в романе «Поднятая целина» уже воссоздаются события коллективизации в ЗО-е годы.
Михаил Шолохов был со своим народом в дни торжеств и бед. В основном он был не просто современником событий" а часто выступал летописцем происходящего. При этом основное его стремление заключалось в том, чтобы показать участие народа в этих событиях.
Важнейшим историческим событием XX века была 2-я Мировая война* Особенно тяжелой и разрушительной, она была для народов нашей страны, получившая название Великой Отечественной, Именно в эти годы советский человек проявлял неслыханное мужество, наследуя традиции наших предков Суворова и Кутузова, 1'шакова и Нахимова и их доблестных сподвижниковон одержал историческую победу, освободив народы мира от фашизма*.
Война явилась тяжелейшим испытанием всех сил народа, в том числе и советской литературы.
Литература
с честью выдержала испытания, выпавшие на долю всей нашей страны" Писатели с полной ответственностью воспринимали те задачи, которые перед ними ставила война. Выражая мысли своих современных писателей, А"Толстой отмечал, что «литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души, души народа». Основной смысл произведений, которые создавались в эти года был связан со стремлением показать справедливый, освободительный характер войны, запечатлеть массовый героизм в сражениях, мобилизовать народные силы на борьбу с врагом. й в наше время произведения о войне остро современны. Они вызывают столкновение различных точек зрения, острую полемику в области истории, философии, искусства.
Литература
периода Великой Отечественной войны представляет собой новый этап развития русской советской литературы, подготовленный ее предшествующими периодами и в то же время характеризующейся особенностями, связанными с новой эпохой.
Писатели и поэты нашей страны с первых дней войны встали в ряды защитников Родины. Свыше тысячи писателей были на фронтах войны (всего в начале войны в Союзе писателей было несколько более 8-х тысяч человек) и из них свыше уададкиГ писателей погибли на войне.
Своим художественным словом в грозных событиях войны приняли участие М. Шолохов, А «Фадеев, К. федш, А#Тояе®ой, I. leo-нов» й. Эренбург, А. Сурков, 1, Соболев, К. Симонов, А. Твардовский и другие.
Самое активное участие, в войне принял Михаил Александрович Шолохов.
Начало войны застало м, Шолохова в родной станице Вешен-ской* Обращаясь к. своим землякам, уходящим на фронт, писатель говорил, что «фашистским правителям, основательно позабывшим историю, стоило бы вспомнить о том, что в прошлом русский народ не раз громил немецкие полчища, беспощадно пресекал их движение на восток, и, что ключи от Берлина уже бывали в руках русских вое^?-«ачальников» .^.
Государственную премию, присужденную за эпопею «Тихий дон», М. Шолохов передал в фонд обороны и выразил готовность «стать в. ряды рабоче-крестьянской Красной Армии и до последней капли крови защищать социалистическую Родину» .^.
В июне 1941 года Шолохов, полковой комиссар запаса, был призван в ряды Красной Арии. Как военный корреспондент «Правду» ж «Красной Звеэды», он принимал участие в боях под Смоленском, под ростовгш, в грандиознейшей битве на Волге, дошел вместе о Советской Армией до границы Германии.
Во время войны писатель создал произведения самых различных яанров прозыочерки, рассказ «Наука ненависти», начал работу над романом «Оки сражались за родину» «Для всех произве «Большевистский Дон», Вешенская, 1941, E 76, 24 июня. 2) «Большевистский Дои», Вешенская, I54X, № 77, 26 июня. дений 1"Шолохова о война характерно эпонейное начало. О судьбах народа и Родины писал художник во всех своих произведениях.
Тещ Великой Отечественной войны и после войны стала основной темой всего его творчества" Он упорно продолжает работу над эпопеей «Они сражались за родину», печатаются ее отдельные главы, ряд статей о прошедшей войне, публикует рассказ «Судьба человека» (1956 г.).
О М. Шолохове существует обширная литература. О его творчестве написан' ' целый ряд монографий и большое количество статей, защищено множество кандидатских и докторских диссертаций".
В различные годы' опубликованы книги, осмысляющие творчество М. Шолохова как единое целое, в которых акцентируется основное внимание на анализе эпопеи «Тихий Дон». Монографии о его творчестве писали: И Лежиев «Михаил Шолохов», 1., 1948 г., Ю. Лукин «Михаил Шолохов», М., 1952 г., В. Гура «Хизнь и творчество М.д.Шолохова», М, В55 г", Д. Якименко «Творчество И, Шолохова», М., 1970 г., А. Хватов «Художественный мир Шолохова», 1., 1970 г" ш другие.
Творчество М. Шолохова заняло свое особое место в историко-литературном процессе 20−70-х годов IX века" Перечисленные монографии, большое количество статей о его творчестве дают основание считать, что взятые все вместе труды о Шолохове, образуют целую науку в литературоведении, которую можно назвать Шолохове дением.
Эта наука расширяется и пополняется и в наши кризисные дни. Публикуются статьи и с негативным отношением к М. Шолохову и его творчеству" Публикуются и работы, справедливо критикующие бездоказательные утверждения некоторых «современных критиков» и «публицисшов» о негативных сторонах творчества Михаила Шолохова и о бездоказательном обвинении его в тон, что он, якобы был сталинистом и верным слугой большевистского режима" В 50-летйе Победы в Великой Отечественной войне вспомнили о Михаиле Шолохове и были изданы интересные работы о привлечением известных архивных материалов, опровергающих всяческие ложные измышления. К подобным трудам относится книга В*Остова «Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах», «Роман-газета», M", 1955, fe 3, а также новое издание романа «Они сражалась за Родину» со вступительной статьей дочери писателя Светланы Михайловны ж с послесловием В. Осипова: «Победы ш поражения баталиста Михаила Шолохова11.
Речь вдет о книге: М. Шшохова «Они сражались за Родину». Рассказы, Изд-во «Либерия-Раритет», M, 1995 г. В содержание книги включены страницы романа, иэъятые из содержания романа по указанию Л. Брежнева, Вышеуказанные работы дают основания по-новому осмыслить произведения Михаила Полозова о Великой Отечественной войне, созданные в разные годы*.
Актуальность данного исследования заключается в том, что i нем будут осмыслены произведения М. Шолохова о Великой Отечественно! войне в соотношении с развитием прозы того времени ш в аспекте современности. В наши дни война стала историей, а произведения о войне уже осмысляются как историческая литература,' произведения, как и сами события войны, для наших дней имеют уже историческое значение и требуют нового изучения. Для наших современников они имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Они воспитывают преемственность героических традиций современников у прошлых поколений, а также героизм и патриотизм, заключенныев этих произведениях.
Научная новизна исследования связана с тем, что автор впервые анализирует произведения М. Шолохова о Великой Отечественной войне как единое целое, связанные с эпопейным началом и стремлением автора показать народ на войне как движущую силу истории. Кроме того, произведения Шолохова анализируются в соотношении развития прозы того времени и в контексте с произведениями выдающиеся прозаиков тех летА. Толстого, Л. Леонова, й. Тихонове, А. Фадеева и других".
Методолория ди. ссертации основана на трудах крупнейших наших литературоведов, обращающихся к изучению особенностей лнте-ратурыгвойкЕ и творчестве М. Шолохова таких какФ. Бирюков, А.
К.ПР1лС1МА.
Хватов, I. Ершов, В. Гура, Л. Якименко/В.Петелин, А. Журавлева, Б. Осипов и другие.
Метод исследования. Автор диссертации применил комплексный метод исследования, в котором выделяется теоретический и историко-литературный аспекты осмысления жанровой специфики прозы о войне, а также дается характеристика стилевых особенностей произведений. В работе использованы труды теоретиков и литературоведов"" ^.
Цель и задачи диссертации. Обращаясь к анализу прозы М. Шолохова о Великой Отечественной войне, охарактеризовать жанровую специфику его произведений, показать, что эпопейное начало произведений объединяет его творчество в единое целое, охарактеризовать художественное своеобразие произведений разных жанров, соотнести творчество М. Шолохова военных лет с развитием прозы.
X) Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследование литературы военных летКузьмичев й. Жанры русской литературы военных лет, Горький, 1962; Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении, М., 1969″ того времени".
Структура диссертации определяется тема целями к задачами, которые ставки* автор.
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения*.
Заключение
.
Великая Отечественная война стала историей. Приближается 55-летие со дня Победы, одержанной народами нашей страна над гитлеровским фашизмом. Историей стала и литература 40−50-х гг., посвященная событиям исторической битвы наших народов с гитлеровской Германией. Вместе с народом русская литература также принимала самое активное участие в войне. Советские писатели жили одной жизнь®со своей страной. Они были не только современниками, но и сами непосредственно участвовали в войне. Из трех тысяч писателей, которые были в Союзе писателей, — свыше тысячи сражались на фронтах войны.
Среди них бал и один из талантливейших прозаиков того времени Михаил Александрович Молохов. К началу войны он завершил эпопею «Тихий Дон», нолучивщую мировое признание, создал сборникиДонские рассказы0 и «Лазоревая степь», опубликовал роман «Поднятая целина^ который начали изучать в школах, а еп? еоздате~ ^ при жизни считали классиком русской литературы.
Воинский путь М. Шолохова был сложным, тернистым и напряженным. В эти годы полковник Шолохов работал в Совинформбюро, был военным корреспондентом «Красной Звезды» и «Правды», участвовал в боях под Смоленском, на Волге, прошел фронтовыми дорогами до границы с Германией, был под Кенигсбергом.
Его фронтовые корреспонденции первых месяцев войны были связаны с поездками в 19-ю Армию, которой командовал М. С. Конев, на смоленское направление, в результате чего были опубликованы очерки в «Красной Звезде» и были выступления на фронтах в разных местах. Много раз он побывал и в героическом Сталинграде.
Михаил Молохов создавал произведения различных жанров прозы, которые не только отражали события войны по горячим следам, но и были созвучны развитию нрозы военных лет.
Проза периода войны, подготовленная всем предшествующи! развитием советской литературы, имела действенное значение в то суро вое время, и была новым этапом изображения войны в художественной литературе. Произведения прозаиков этих лет отражали гнев и боль народа, призывали к беспощадной борьбе с гитлеровцами «ради жизни на земле» .
Различные жанры прозы были тесно связаны с конкретными событиями войны" Эволюция жанров объяснялась теми целями, которые ставили писатели, создавая свои произведения.
Фронтовая корреспонденция, публицистическая статья, литературный портрет, очерк были первоначальными жанрами военной прозы и предшествовали рассказам, повестям, романам.
Оперативность малых жанров давала возможность сразу же от-кливаться на происходящие событияежедневно, ежечасно, участвовать в общенародной борьбе.
Для веех жанров «малой прозы» объединяющим было эпопейное начало, которое выражалось в стремлении писателей не просто отразить эпизоды военных действий, но и запечатлеть судьбы народа и Родины в этой грандиозной, небывалой войне.
Эпопейное начало выражалось и в цикличности «малых жанров». Именно цикличность давала возможность создать наиболее масштабную картину происходящих событий, населить произведения множеством героев самых различных военных профессий, совершающих подвиги во имя Родины и народа.
Известностью пользовались циклы публицистики й. Эренбурга в 3-х книгах «Война», циклы статей А. Толстого, 1.1еонова, Н. Тихонова и других.
Особое место в историко-литературном процессе тех лет заняли циклы очерков I. Симонова в четырех книгах «От Черного’до Баренцева моря», очерковая книга А*Фадеева «Ленинград в дни блокады», цикл — Б. Горбатова «Письма товарищу» и др.
Рассказы военных лет стремились запечатлеть характер героя войны. По сравнению с публицистикой и очерками в рассказах чувствовалось стремление писателе! глубже отразить внутренний мир героев, проникнуть в сущность происходящих событий.
На эту особенность рассказов указывал А. Фадеев еще в 1942 году: «Рассказы Михаила Шолохова, Леонида Соболева, Александра Довженко, Андрея Платонова, Вадима Кожевникова не являштея только репортажами о военных действиях или о жизни тыла, а вносят новое в наше понимание происходящих событий» .1).
Сама действительность обусловила стремление писателей создатз героический характер, который стал главным характером военной прозы во всех жанрах. Прав В, Щербина, который отмечал эту особенность в литературе военных лет: «Сам характер деятельности и чувствований нашего народа в годы войны рождает преобладание героической теш и героических характеров. В центр литературы, созданной в дни войны, становятся героические характеры» .^.
В рассказах, как правило, создаются обобщенные образы, это отмечал и А. Фадеев<" Желание показать обобщенные образы Отечественной войны — героев на |ронте и героев в тылу, который в наших условиях тоже есть |ронт, — показать еще сейчас в калейдоскопе.
1) Фадеев А. Отечественная война и советская литература. 1. «Пропагандист», 1942, с. 18.
2) Щербина 1. «Морская душа» Л. Соболева, — «Новый мир», 1944, Ш 4−5, с. 230. событий, — породило короткий сюжетрассказ-новеллу" .
Значительное место в прозе военных лет заняла повесть. Для большинства повестей характерно эпическое содержание. В центре большинства повестей-судьбы народа и Родины.
Повести отражали основные этапы войны: подмосковную битву (А.Бек «Волоколамское шоссе»), Сталинградскую битву (К.Симонов «Дни и ночи»), период наступления (1.1еонов «Взятие Великожум-ска»). Кроме того в повестях запечатлевалась героическая борьба советских людей на оккупированной территории и самоотверженный труд в тылу (П.Павленко «Русская повесть», В. Василевская «Радуга», Б. Горбатов «Непокоренные», Ф. Гладков «Клятва»).
Основными проблемами произведений этого жанра были проблемы массового героизма и подвига.
Героическим эпосом Великой Отечественной войны были романы. В них наглядно прослеживаются черты романа-эпопеи, стремление писателей охватить более широкий круг проблем и событий, создать образы-типы героических участников войны.
Подлинным достижением романа-эпопеи военных лет был незавершенный роман М. Шолохова «Они сражались за Родину». В нем писатель сумел глубоко исторически и философски осшелить события войны, показать массовый героизм ее участников, создать образы-типы, правдиво воплотившие в себе черты народного характера.
Произведения Михаила Шолохова, созданные в годы Великой Отечественной войны, представляют особую страницу в его творческой биографии.
Творчество писателя в эти годы было поистине его человечес.
I) Фадеев А. Там же, с. 19 ш. ким и гражданским подвигам. Будучи активным участником военных событий, вместе со своими героями он переживал радость победителей и трагические утраты, выпавшие на их долю. Из всего виденного и пережитого он вынес страстную, всеобъемлющую, всепоглощающую любовь к своему народу, вступившему в войну с благородной целью освобождения не только своей Родины, но и всего человечества от гитлеровского фашизма. Он отчетливо понимал, что в этих сражениях народ поднялся на высокую ступень самосознания и героизма. Склоняясь перед мужеством своего народа, в произведениях различных жанров, созданных в годы войны, М. Шолохов основным.
ПОКАЗАЛ героемч народг который являлся основной силой, выдержавшей все военные невзгоды и одержавшей историческую победу.
Публицистика и очерки этого времени, рассказы и роман Щ. Ю-лохова стали достоянием не только русской, но и мировой культуры.
Каждое его произведение всегда было событием не только в литературе, но и в жизни народа. Этов волной мере относится и к его рассказу «Судьба человека» (1956) — созданный уже спустя десятилетие после окончания войны, он произвел ошеломляющее впечатление на современников. Его по праву считают началом нового осмысления прошедшей войны уже с дистанции времени.
В этом рассказе в полной мере отразился гуманизм Шолохова, который смело поставил проблему человечного отношения к тем, кто прошел через ужасы фашистского плена.
Андрей Соколов объединил тысячи людей, прошедших через испытания войны, полностью разделяя судьбу бывших военнопленных, которые и после войны нуждались в помощи и поддержке, находясь на родной земле. Об этом свидетельствуют письма Шолохову бывших военнопленных после прочтения его рассказа. Приведем лишь некоторые из них.
В письме А. Ш. Рекуновича из Дрогобычской области от 20.1. 195? рода говорится: «Прочитав рассказ, я увидел, что это — история жизни моего отца, который был в плену в Германии четыре года. Ваше выступление с рассказом в „Правде“ — радость для многих людей. Это — выступление в защите всех честных людей, о которых еще два года перед этим говорили, как об изменниках.» .
В письме из Праги 19 сентября 1959 г. писали «Ii не упустили случая посмотреть фильм „Судьба человека“. Ваша книга и фильм произвели сильное впечатление. Ввиду того, что я сам провел б лет в Саксенгаузене, я в Вашем произведении особенно ценю правдивость онисания учений советских военнопленных в этих застенках.» .
Сергей Горкин в 1976 году писал: «Моя военная судьба очень похожа на судьбу Вашего героя Андрея Соколова. Е, как и он, испытал на себе все ужасы фашистской тюрьмы. бежал в августе 1948 года.». С. Горкин воевал потом в саперном взводе. При выполнении боевого задания подорвался на немецкой мине и остался без обеих ног." Инвалидом I группы он усыновил мальчика. Окончил юридический институт. Работал в Краснодаре по специальности. Похоронил сына. Остался один*.
Бывшие фронтовики и узники предлагали Михаилу Александровичу свой материал о войне — дневниковые записи, воспоминания, рукописи." ^ ^.
Оценивая произведения М. Шолохова о войне с позиций современ.
I) Н. Т. Кузнецова. Читатели о войне в изображении Ш. А. Юлохова. Статья в книге Шолоховские чтениы. Войны России XX века в изображении i.A.Шолохова. Ростов-на-Дону, 1996, е. 159,160,161.
Примечание: Автор статьи научный сотрудник музея М. А. Шолохова в Вешенской. ности7необходимо было использовать новые материалы, опубликованные к 50-летию Победы. Прежде всего документальные книги В. Оси-пова «Тайная жизнь Михаила Шолохова. Документальная хроника без и^ии^. (Изд-во „Либерия-Раритет“. 1., 1995) „Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах“ (Роман-газета, № 3, 1995. М.). Сб. Шолоховские чтения 90-х г. г., изданные в Ростове-на-ДонуМ.Шолохов „Они сражались за Родину“. Рассказы (Изд-во „Либерия-Раритет“. М., 1995). Это новое издание романа, с включенными купюрами, которые были сняты из текста-и со вступительной Светланы Шолоховой „К истории ненаписанного романа“. Эти книги дали возможность понять причину того, почему не был завершен М. Шолоховым роман „Они сражались за Родину“ и почему так долго издавались части романа Тихий Дон» .
Многое было связано с тем, что руководители государства: Й. В. Сталин, Н. С. Хрущев, Я.й.Брежнев не пропускали роман о войне прежде всего потому, что в романе не была художественно показана роль полководцев Великой Отечественной войны, какими они считали себя. Вспоминая позицию Шолохова, но отношению к народу и полководцам, приходят на память стихи Г? Р. Державина:
Поймали птичку голосисту И ну сжимать ее рукой. Пищит, бедняшка, вместо свисту, А ей твердят: пой птичка, пой." .
Книги В. Осипова, новая редакция романа «Они сражались за Родину» дали возможность по-новому, с позиций современности, оценить прозу Ш. Шолохова военных лет. 1 вполне закономерно, что к такой знаменательной дате, как 50-летие со дня Победы, были опубликованы произведения Шолохова. Эти произведения и до настоящих дней не утратили своего значения для современников — поколения, выросшего уже после войны. Именно в них с непревзойденной художественной силой был показан героизм народа и те трагические утраты, которые были принесены во имя победы. Его произведения и и сейчас имеют историческое, познавательное и воспитательное значение.
Уже в послевоенный период он создает публицистические статьи о значений Великой Отечественной войны для народа русского и всего мира. (Слово о Родине", «Победа, какой не знало человечество «).
Будучи художником-реалистом, И. Шолохов в своем творчестве и выступлениях-^ отстаивал реалистическое искусство, в котором художники «раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века?
Раздумья Жолохова о литературном творчестве, его высказывания о художественном мастерстве тесно связана с его художественной практикой. Изображение народа основным геронм произведений потребовало новых художественных средств. Шолохов умело использует многогранные богатства русской народной речи — ее меткость, образность, выразительность, использует произведения народного творчества самых различных жанров.
Особое внимание Шолохов придавал пословицам, считал их «наиболее глубоким проявлением народной мудрости, опыта, практичности» .
Вея система художественно-изобразительных средств, с виртуозностью большого мастера использованных писателем, составляет единое понятие — стиль Шолохова, который стал выражением творческой индивидуальности и частью литературного процесса.
Все выступления М. Шолохова по вопросам литературы свидетельствовали о его горячей, страстной заинтересованности в развитии русской литературы, о его борьбе за достижение писателем новых творческих высот, о его желании поднять международный авторитет русской литературы. Шолохов мечтал, чтобы писатели всех стран своим творчеством служили «торжеству свободного труда. во имя братекой дружбы и сотрудничества народов. Для человека. Для человечества» .
Произведения Шолохова помогают людям «стать лучше, стать чище душой, пробуждают любовь к человеку». Они стали поистине достоянием «великой эпохи и великого народа» .
Список литературы
- История Великой Отечественной войны Советского Союза 19 411 945 гг. 1., 1964.
- Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза.1. М., 1964.
- Жуков Г. К. Воспоминания и размышления, в 3-х т.т. М., 1990.
- Лелюшенко Д.Д. Записки командира: Моеква-Сталинград-Берлин1. Прага. 1., 1973.
- Василевский А.М., Воронов H.H., Еременко А. И. и др. Жизнь вогне. Волгоград, 1978.
- Василевский А.М. Дело всей жизни, i., 1974.
- Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны, в 2-х кн. М., 1974.
- Гречко A.A. Через Карпаты. М., 1970.
- Гречко A.A. Битва за Кавказ. М., 1967.
- Конев И.С. Записки командующего фронтом 1943−1944. М., 1972.
- Рокоссовский К.К. Солдатский долг, i., 1965.
- Важнейшие операции Великой Отечественной войны I94I-I945.1. Сб.статей. М., 1956.
- В небе фронтовом. Сборник воспоминаний советских летчицучастниц Великой Отечественной войны. М., 1962.
- Бородино: из истории битвы за Москву в Великой Отечественнойвойне I94I-I945 гг. М., 1985.
- Москва в солдатской шинели. М.1966.
- Герои огненных лет: очерки о мсгавйчах Героях Советского1. Союза. М., 1975.
- Говорят погибшие герои, i., 1966.
- Полторак А. Нюренбергский процесс. М., 1965.
- СССР в Великой Отечественной войне. М., 1964.
- Великая Победа на Волге, i., 1962.
- Верт А. Россия в войне I94I-I945 гг. М., 1967.
- Самсонов А. Н. Сталинградская битва. М., 1968.
- Генри Э. Гитлер против СССР. М., 1937.
- Годы Великой битвы. Сб. статей. 1., 1958. 25″ Подвиг народа. Сб. статей* М., 1965.
- Советские писатели на фронтах Великой Отечественной войны.
- Ж. Большевик, № 3−4? 1944.
- Борзунов С. Всегда в боях. Знамя, № 6, 1968. 38. Глинкин П. Герой в пути. Звезда, № 6, 1962.
- Пердов В. Подвиг и герой. М., 1946.37″ Козлов И. Вечно великое. Знание. I., 1969.
- Стенли Эдгар Хаймен. Новая война и мир. Знания, № 4, 1945.
- Великой Отечественной войне.
- Шолохов М. На Дону. «Правда», 24 июня 1941.
- Шолохов М. Гнусность. «Красная Звезда». 6 сент. 1941.
- Шолохов М. Военнопленные. «Правда», 2 ноября 1941.
- Шолохов М. На юге в кн. М. Шолохов Собрание сочинений, т. 8,1956.
- Шолохов М. На Смоленском направлении. В той же кн.
- Шолохов М. В казачьих колхозах. В той же кн.
- Шолохов М. Люди Красной Армии, в той же кн.
- Шолохов 1. На Смоленском направлении, в той же кн.
- Шолохов М. Первые встречи, в той же кн.
- Шолохов М. Победа, которой не знала история. В кн. М. Шолохов «По велению души». М., 1979.
- Молохов М. Письмо американским друзьям, в той же книге.
- Шолохов М. На юге, в той же книге.5 В. Шолохов М. Наука ненависти. «Правда», 22 июня 1942.
- Шолохов М. Наука ненависти, в кн. «По велению души», И", 1979.
- Шолохов М. Наука ненависти. В кн. Михаил Шолохов."Они сражались за Родину".
- Шолохов М. Судьба человека. «Правда», 31 декабря, 1955−1.января, 1956.
- Шолохов М. Судьба человека, в кн. «По велению души». М., 1979.
- Шолохов М. Судьба человека, в кн. «Они сражались за Родину»,
- Наука ненависти", «Судьба человека». М., 1984.
- Шолохов М. Судьба человека, в кн. Михаил Шолохов «Они сражались за Родину», Рассказы. I., 1995.
- Шолохов М. Они сражались за Родину, главы из романа «Правда», 1943.
- Шолохов М. Они сражались за Родину, в кн. «Они сражалисьза Родину». М., 1984.
- Шолохов М. Они сражались за Родину, Рассказы. М., 1995.
- Шолохов М. Речь на П Всесоюзном съезде советских писателей.1. Собр.соч. т. 8. 1., 1959.
- Лежнев И. Михаил Шолохов. М*, 1948.
- Лежнев И. Путь Шолохова. М., 1958.
- Лукин Ю. Михаил Шолохов. М., 1952.
- Бирюков Ф. Художественные открытия М.Шолохова. М., 19
- Гура В. Жизнь и творчество М.Шолохова. М., 1952.
- Хватов А. Художественный мир М.Шолохова. М., 1970,
- Якименко Л. Творчество М.Шолохова. М., 1970.
- Прийма К. &bdquo-Тихий Дон" сражается. Ростов-на-Дону, 1972.
- Шолохов М. Могучий художник (об А. Толстом). «Правда», 25февраля, 1945.
- Ланге Н. Они сражались за нас, Дон, № 5, 1962.
- Журавлева А., Ковалева А. Михаил Шолохов. М., 1975.75* Журавлева А., Селиванов В. Проза Михаила Шолохова 4060-х гг, XX века в аспекте современности. М, 1998.
- Журавлева А., Селиванов В. Михаил Шолохов народный писатель замли русской. Газета «Тихий Дон», Вешенского р-на, 16, 18, 21, 23, 25 июля 1998.
- Мурин Юрий. Переписка М. А. Шолохова со Сталиным. М, 1997.
- Осипов Валентин. Тайная жизнь Михаила Шолохова. М., 1995.
- Осипов Валентин. Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах. Роман-газета, № 8, 1995.
- Шолоховские чтения. Войны России XX века в изображении Шолохова. Ростов-на-Дону, 1996.
- Осипов Валентин. Победы и поражения баталиста Михаила Шолохова. В кн. Михаил Шолохов. Они сражались за Родину. 1, 1995.
- Бекедин П. Еще о Шолохове и его хулителях. Ж. «Кубань», ffi> I, 1992.
- Воронов В.А. Гений России. Страницы биографии Шолохова, 1995.
- Жуков И.И. Рука судьбы. Правда и ложь о М. Шолохове и А.Фадееве. Газ.-журн. обозрение «Воскресение», 1994.
- Лихоносов В,"Тысячелетний летописец, (К 90-летию М. Шолохова). «Кубань» № 1−6, 1995.
- Огнев А. Сколько можно клеветать? (. «Молодая гвардия». М., 1990,
- Осипов В. Славил ли Шолохов вождей? 1, «Воин», № 5, 1995.t
- Федъ Н.М. Новые материалы к биографии М.Шолохова. В кн.
- История национальных культур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. I. М., 1995.
- Шолохов на изломе времени. Статьи и исследования. Исторические источники «Тихого Дона», 1995.
- Солженицын А. Две статьи 80-х гг. 1. «Звезда», Ш 7, 1992.
- Витоль А. Круговерть жизни. «Аврора», № 5, 1995.
- Чуев Ф. Любезные народу имена. (Из воспоминаний о Шолоховеи Жукове). «Молодая гвардия», № 7, 1991.
- Шолохов М.М. Разговор с отцом. «Дон», № 5, 1990.
- Шолохова М.П. вспоминает Дон.
- Шолохова С. К истории ненаписанного романа. В кн. М. Шолохов
- Они сражались за Родину". М., 1995.
- Хватов А. М.А.Шолохов в годы Великой Отечественной войны, 1. Звезда", № 6, 1962.
- Произведения прозаиков 40−50~х гг. различных жанров и критические статьи о писателях и отдельный произведения*-а) Публицистика и очерки
- Фронтовые очерки в 3-х томах. М., 1957. 103 Тихонов Н. Ленинград принимает бой. Л., 1943.
- Тихонов Н. Ленинградский год. Л., 1943.
- Тихонов Н. Статьи военных лет. Полное собр.соч., т. 13,14. 1., 1950.
- Леонов Л.М. Статьи военных лет. М., 1946.
- Эренбург I. Война. Сб. статей в 3-х тт. 1, П, Ш, 1., 1942,1943, Х944.
- Эренбург И. Люди, годы, жизнь. 1. «Новый мир», № I, 1963.
- Фадеев А. Бессмертие. «Правда», 15 сентября 1943. ПО. Фадеев А. Ленинград в дни блокады. М., 1944. III. Комсомол в боях за Родину. Сб.очерков. М., 1942.
- Симонов К. От Черного до Баренцева моря. Сб. очерковв 4-х т.т. M., 1942,1943,1944,1945.
- Симонов К. Очерки и рассказы. M., i960.
- Мнбер В. Почти три года. Ленинградский дневник. M., 1946.
- Горбатов Б. Очерки военных лет. M., 1956.
- Горбатов Б. Годы борьбы. I., 1955.
- Писатели в Отечественной войне. Письма читателей. M., 1945.
- Порман М. Творчество Л.Леонова в годы войны. Казань, 1962.
- Жидкова Л.В. Художественный очерк в годы Великой Отечественной войны. M., 1964.
- Колесникова Г. Борис Горбатов. M., 1957. б) Рассказы
- Толстой А.Н. Рассказы Ивана Сударева. 1., 1942.
- Толстой А.Н. Русский характер. Сб. M", 1944.
- Серафимович А. Рассказы периода войны. Ростов, 1948.
- Тихонов И. Огненный год. Сб. M., 1942.
- Тихонов Н. Черты советского человека. Ленинградские рассказы. Сб. M., 1942. I26. Соболев Л. Морская душа. Сб. рассказов. M., 1942.
- Горбатов Б. Рассказы о солдатской душе. M., 1943.
- Горбатов Б. Алексей Куликов, боец. 1., 1942.
- Симонов К. Рассказы. M., 1946.
- Паустовский К. Наши дни. Рассказы. Ташкент, 1942.
- Паустовский К.Встречи. Рассказы. Пенза, 1942. 182. Паустовский К. Ленинградская ночь. Л., 1943.
- Паустовский К. Степная гроза. M., 1945.
- Паустовский К. Монисто. M., 1945.
- Паустовский К. Дождливый рассвет. M., 1946.
- Паустовский К. Избранное. M., 1942.
- Паустовский К. Крымские рассказы.
- Платонов А. Одухотворенные люди. M., 1942.
- Платонов А. Под небесами родины. Уфа, 1942.
- Платонов А. Бессмертный подвиг моряков. M., I943.
- Платонов А. Броня. M., 1943.
- Платонов А. В сторону заката солнца. I., X94I.
- Платонов А. Одухотворенные люди. M., 1943.
- Кожевников В. Тяжелая рука. M., 1941.
- Кожевников В. Мера твердости. I., 1942.
- Кожевников В. Март-апрель. М., 1942.
- Кожевников В. Труженики войны. M., I943.
- Кожевников В. Рассказы. M., 1941.
- Павленко П. Кубанские рассказы. M., 1942.
- Павленко П. Путь отваги. M., 1943.
- Павленко П. Пусть искусства. M., 1951.
- Гроссман В. Советский офицер. M., I946.
- Гроссман В. Старый учитель. M., I96I.
- Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. I., 1936.
- Щербина В. А.Н.Толстой. Творческий путь. М., 1956.
- Толстой А.Н. Николай Тихонов. «Правда», 21 апреля 1942.
- Петров В. Морская душа. «Октябрь», Ш I, 1943.
- Симонов К. Леонид Соболев. «Красная Звезда», 21 марта1943.
- Щербина В. Морская душа. Заметки о творчестве Л.Соболева.
- Ж. «Новый мир», № 4−5, I943. 161 Сурганов В. Леонид Соболев. M., 1962. в) Повести
- Гроссман В. Народ бессмертен. M., 1942.
- Гладков Ф. Мать. M., 1943.
- Павленко П. Русская повесть. M., 1942.
- Габрилович E. Под Москвой. М., 1943.
- Век А. Волоколамское шоссе. M., 1951.
- Симонов К. Дни и ночи. M., 1944.
- Леонов М. Взятие Великожумска. M., 1945.
- Василевская В. Радуга. M., 1942.
- Горбатов Б. Непокоренные. Семья Тараса. M., 1948. I7I. Березко Г. Командир дивизии. «Знамя», № II, 1944.
- Катаев В. Жена. «Новый мир», Ш IQ-II, 1943.
- Герасимова В. Байдарские ворота. «Знамя», Ш 7−8, 1944.
- Василевская В. Просто любовь. «Октябрь», № 7−8, 1944.
- Овечкин В. С фронтовым приветом. «Октябрь», № 5−6, 1945.
- Белинский В. О русской повести и повестях Гоголя. 1., 1948.
- Ухаяов И. Творческий путь Ф.Гладкова. M., 1943.
- Войтинская В. Радуга В.Василевской. «Новый мир», 13,1942.
- Венгров Л. Ванда Василевская. I., 1945.
- Лукин Ю. Книга о непокоренном народе. «Новый мир», № 12,1943.
- Четунова Н. Непокоренные Б.Горбатова. M., 1943. 183. Штут С. Каков ты, человек? M., I964.
- Перцов В. Повесть о Сталинграде. «Октябрь», № 9? 1944.
- Колинов В. Дни и ночи К.Симонова. Г. «Культура и жизнь», 21 января. 1998.
- Ковалев В. Творчество Л.Леонова. М-Л, 1962.
- Старикова Е. Творчество Л.Леонова. М, I960.
- Битнер Г. Взятие Ведшеомужска. «Звезда», Ш 8, 1945.
- Власов Ф. Поэзия жизни. M., I96I.
- Приваленко М. Валентин Овечкин. Курск, 1955. 191* Лапшин М. В. Овечкин. «Нева», Ш 4, 1961.
- Файнберг М. В.Василевская «Просто любовь». «Нева», te 4,1945.
- Усиевич Е. Ванда Василевская. M., Ï-965.г) Романы
- Калинин «На юге». M., 1946.
- Первенцев А. Испытание. M., 1943.
- Первенцев А. Огненная земля. 1., 1946.
- Кетлинская В. В осаде. M., 1949.
- Чаковский А. Это было в Ленинграде. M., 1953.
- Шолохов М. Они сражались за Родину. M., 1959.
- Фадеев А. Молодая гвардия. M., 1946.
- Фадеев А. Молодая гвардия. (Дополненное и переработанноеиздание). М., 1951.
- Бирюков Ю. Чайка. M., 1945.
- Смирнов В. Советский роман. 1., 1963.
- Ершов Л. Русский советский роман. 1., Х967.
- Днепров В. Некоторые вопросы теории романа. «Звезда», 1. Г9, 1956.
- Араличев И. В гостях у М.Шолохова. Ж. «Вымпел», № 13,1947.
- Зелинский К. А.А.Фадеев. М., 1956.
- Фадеев А. Работа над романом «Молодая гвардия». М., 1969.
- Журавлева А. Проза периода Великой Отечественной войны.1. М., 1969.
- Журавлева А. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны. М., 1978.