Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Гносеологическая роль понятия заблуждения в структуре относительной истины

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашей философской литературе можно выделить две основные точки зрения на феномен заблуждения. Согласно одной из них, заблуждение является моментом научного познания (Емельянова А.В., Заботин П. С., Минасян С. А., Селиванов Ф. А., Чудинов Э. М. и др.), согласно другой — не является им (Алексеев П.В., Ильин А. Я., Коршунов A.M., Нарский И. С., Сивиллов Л. Г. и др.)^. В своем диссертационном… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ЗАБЛУЖДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ДИАЛЕКТИКИ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ И АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ
    • 1. 1. Заблуждение как момент относительной истины
    • 1. 2. Анализ причин возникновения заблуждений в формировании и обосновании научной теории
    • 1. 3. Методологические принципы преодоления заблуждений в формировании и развитии теоретического знания
  • ГЛАВА II. РОЛЬ ЗАБЛУЖДЕНИЙ В СТАНОВЛЕНИИ ИСТИННОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
    • 2. 1. Роль геометрического наследия Н. И. Лобачевского в осмыслении и преодолении заблуждения в форме попыток доказательства пятого постулата параллельности
  • Евклида
    • 2. 2. Заблуждение как момент исторического движения математики к новой непротиворечивой теории

Гносеологическая роль понятия заблуждения в структуре относительной истины (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основной задачей строительства коммунизма на современном этапе является дальнейший подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе ускоренного развития науки и техники. Коммунистическая партия и советское государство уделяют большое внимание развитию науки, являющейся одним из главных факторов интенсификации экономики и повышения благосостояния советского народа. В материалах и решениях ХХУ1 съезда КПСС, июньского и декабрьского (1983 г.), февральского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года» отмечается, что развитие науки и техники должно быть подчинено ускорению перевода советской экономики на путь интенсивного развития и повышения эффективности общественного производства, в связи с чем необходимо «.усилить взаимодействие общественных, естественных и технических наук на базе марксистско-ленинской философии» ^.

С расширением практического овладения силами природы углубляется и расширяется познание реальной действительности. Вместе с этим совершенствуются методы познания, возникают новые способы подхода к объективной действительности. В условиях ускоренного развития науки решающее значение имеет не только усвоение знаний, но и выявление методов их открытий. От правильного диалектико-материалистического обоснования форм и методов научно-теоретического познания, от укрепления союза науки с практикой и с марксистско-ленинской философией — во многом зависит успешное её развитие.

На современном этапе развития науки особую актуальность приобретает исследование её гносеологических, методологических и мировоззренческих проблем. Диалектико-материалистический анализ.

I Материалы ХХУ1 съезда КПСС. -М.: Политиздат, 1981, с. 45. логико-познавательных закономерностей имеет целью выявление всеобщих принципов, форм, концептуальных схем движения познания к ним. Без такого анализа невозможно осуществление ленинской идеи союза философов-марксистов и естествоиспытателей. Среди логико-гносеологических проблем современного научного познания важное место занимает проблема заблуждения.

Субъектно-объектные отношения являются важнейшим методологическим основанием процесса познания и тем самым исследования проблемы заблуждения. Фрагменты знания и целые теории, не соответствующие адекватному отражению изучаемого объекта, с развитием познания и практики все больше вытесняются из состава науки, в результате чего научные истины приобретают черты все большей адекватности исследуемому объекту.

Процесс познания объективной реальности включает в себя всю его сложность и противоречивость, разные типы заблуждений, неизбежно возникающие в общем ходе познания. Логико-методологический анализ познания обязательно должен включать в себя анализ феномена заблуждения. Без анализа сущности заблуждения, причин его возникновения и преодоления в развивающемся познании невозможно успешное его движение к новым результатам. Актуальность и важность исследования феномена заблуждения вытекает из сложного, противоречивого процесса познания, отражения объективной действительности в логике научных понятий.

На протяжении всей истории философии и теоретического познания проблема истины и заблуждения была и является предметом исследования.

В советской философской литературе проблема истины и заблуждения рассматривается в работах Ж. М. Абдильдина, А. Д. Александрова, Г. С. Батищева, Г. А. Брутян, И. В. Бычко, Э. В. Безчеревных, П. Гайденко, Э. В. Ильенкова, Б. М. Кедрова, П. В. Копнина, А. М. Коршунова, Г. А. Курсанова, В. А. Лекторского, А. М. Минасяна, Н. В. Мотрошиловой, А.Н.Ны-санбаева, М. Н. Руткевича, М. Туровского, Э. М. Чудинова, А.П.Шептули-на, И. Элез и других авторов. В их работах исследуются некоторые аспекты проблемы соотношения истины и заблуждения в научном познании. В противоположность истине феномен заблуждения изучен ещё недостаточно. Непосредственно проблема заблуждения исследована в работах А. В. Емельяновой, Ф. А. Селиванова, С. А. Минасяна, П.С.Забо-тина, Ю. П. Ведина, А. П. Михайлова, Э. М. Чудинова, Л.Г.Сивиллова* и в некоторых других. В них заблуждение анализируется как гносеологическая категория, исследуются гносеологические причины возникновения заблуждений. Вместе с тем необходимо выявить не только причины возникновения элементов заблуждения в научном познании, но и пути их преодоления в различных областях знания, диалектику истины и заблуждения в построении и обосновании научных теорийдоказать, что заблуждение является внутренне необходимым моментом движения познания от относительной истины к истине абсолютной на основе практики, поскольку в этом вопросе нет ещё единой точки зрения.

I Емельянова А. В. Заблуждение как гносеологическая категория. Автореферат кандидатской диссертации. -Киев, 1976. Забо-тин П. С. Преодоление заблуждения в научном познании. -М.:Мысль, 1979. Минасян С. А. Диалектика истины и заблуждения. Автореферат кандидатской диссертации. -Ростов-на-Дону, 1982. Ведин Ю. П. Познание, истинность и правильность. Автореферат докторской диссертации. -Рига, 1975. Михайлов А. П. Социально-историческая природа и функции иллюзий и заблуждений. Автореферат кандидатской диссертации. -Ростов-на-Дону, 1979. Селиванов Ф. А. Заблуждения и пороки. -Томск: Томский университет, 1965. Селиванов Ф. А. Истина и заблуждение. -М.: Политиздат, 1972. Селиванов Ф. А. Исследование общего в заблуждениях. Автореферат докторской диссертации. -Тюмень, 1973. Сивиллов Л. Г. Знание, мнение и заблуждение как гносеологические категории, их место в индивидуальном сознании и в науке. Автореферат кандидатской диссертации. -Иркутск, 1974. Чудинов Э. М. Природа научной истины. -М.: Политиздат, 1977.

— б.

В нашей философской литературе можно выделить две основные точки зрения на феномен заблуждения. Согласно одной из них, заблуждение является моментом научного познания (Емельянова А.В., Заботин П. С., Минасян С. А., Селиванов Ф. А., Чудинов Э. М. и др.), согласно другой — не является им (Алексеев П.В., Ильин А. Я., Коршунов A.M., Нарский И. С., Сивиллов Л. Г. и др.)^. В своем диссертационном исследовании мы придерживаемся первой точки зрения. Более того, исходя из диалектики относительной и абсолютной истины, объективного и субъективного, активности субъекта и объективности знания, на основе важнейшей философской категориипредметно-практической деятельности субъекта мы доказываем, что заблуждение является не только моментом, но и внутренне необходимым моментом научного познания. Субъект, познавая объект в результате предметно-практической деятельности, выявляет как истинные элементы, соответствующие объекту познания, так и неистинные, но имеющие свою истинную основу, элементы заблуждения. Согласно этой точки зрения истина понимается как процесс.

Такое проблематическое положение предопределило выбор предмета исследования, состоящий в диалектико-логическом анализе заблуждения, в установлении методологических принципов преодоления элементов заблуждения в развивающихся научных теориях, в выявлении соотношения истины и заблуждения. Используя глубокие результаты обобщенных методологических и гносеологических исследований Г. И. Рузавина, М.и.Акперова, А. Н. Нысанбаева, О. И. Кедровского, Г. Г. Шляхина и др. по проблемам методологии и философии математики на примере, развитой в теоретическом отношении, математики.

I Алексеев П. В., Ильин А. Я. Принцип партийности и естествознание. -М.: МГУ, 1972. Сивиллов Л. Г. Знание, мнение и заблуждение как гносеологические категории, их место в индивидуальном сознании и в науке. Автореферат кандидатской диссертации. — Иркутск, 1974 и др. произведен анализ заблуждений в контексте математического творчества, Специально в структуре математической теории проблема заблуждения не рассматривалась. На наш взгляд, необходимость исследования роли феномена заблуждения в математическом творчестве и других науках вызывается не только потребностями специфики его функционирования, но и дальнейшим углублением познания общеметодологических аспектов проблемы заблуждения. Анализ соотношения истины и заблуждения дает возможность полнее и глубже представить истину как процесс, проследить закономерности развития научного познания.

Цель диссертационной работы — углубленное исследование феномена заблуждения в теоретическом познании. Диссертационная работа является первой попыткой целостного анализа проблемы заблуждения с позиций марксистского принципа активности субъекта. Исследование методологической роли феномена заблувдения основывается на важнейших диалектических принципах противоречия, активности субъекта, единства объективного и субъективного, абстрактного и конкретного, относительного и абсолютного, исторического и логического.

Обращение к разработанной классиками марксизма-ленинизма и современными исследователями проблеме истины и заблуждения дало возможность поставить и решить в диссертации следующие задачи: раскрыть содержание феномена заблуждения и обосновать положение о том, что он является внутренне необходимым моментом относительной истиныпоказать диалектику истины и заблуждения в становлении научной теории, что истина и заблуждение являются диалектическими противоположностямипроанализировать причины возникновения элементов заблуждения в теоретическом познании и указать методологические принципы их преодоленияпоказать методологическую роль феномена заблуждения в процессе построения и развития научной теории.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что в нем: последовательно проводится деятельностное понимание научного познания, предполагающее феномен заблуждения;

— доказывается, что истина и заблуждение — диалектические противоположности. Исходя из этого обосновывается, что заблуждение является внутренне необходимым моментом движения познания от относительной истины к истине абсолютной на основе практики и дается категориальное определение заблуждения;

— сделан вывод, что относительная истина есть диалектически противоречивое единство «зерен» абсолютной истины и элементов N заблуждения- (.

— выявлены источники и типы заблуждений на примере матемаЧ тического творчества;

— обоснованы методологические принципы преодоления элементов заблуждения в научных теориях, каковыми являются: метод восхождения от абстрактного к конкретному, аксиоматический метод, принципы перманентности и соответствия и оборачивание метода;

— раскрывается гносеологическая и методологическая роль феномена заблуждения в формировании научной теории.

В связи со сказанным на защиту выносятся положения. имеющие общелогический характер, и положения, относящиеся (поскольку анализ проблемы во многом основывается на анализе материала математики) к методологии и гносеологии математики:

1. Содержательный, диалектико-логический анализ истины, как результата адекватного отражения объективной действительности, предполагает анализ феномена заблуждения, обусловленного как субъективными, так и объективными факторами.

2. Диалектически противоречивый процесс познания действительности содержит в себе как истину, так и элементы заблуждения, являющиеся внутренне необходимым моментом его.

3. Метод восхождения от абстрактного к конкретному есть метод построения новых научных теорий и средство преодоления элементов заблуждения в теоретическом познании.

4. Аксиоматический метод, принципы перманентности и соответствия, закон оборачивания метода являются необходимыми средствами преодоления элементов заблуждения и построения новых истинных математических теорий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диалектический материализм видит в истине её изменчивость, развитие её, совершаемое в бесконечно противоречивом процессе познания в результате активности субъекта. Активность субъекта при познании объекта проявляется в его предметно-практической деятельности. На возникающий в результате познания образ объекта влияет как сам отражаемый объект, так и весь комплекс знаний субъекта, исторически развивающаяся практика. Истина есть результат активного, творческого отражения субъектом действительности на основе предметно-практической деятельности.

В результате отражения объекта не может быть абсолютной адекватности отражения оригинала: «Вместе с тем, — пишет Украинцев Б. С., — при соответствующих условиях взаимодействия оригинала с отображающей системой относительная адекватность отражения может приближаться к абсолютной, никогда в отдельном конкретном процессе отражения не достигая её полностью» *. Результат отражения всегда есть относительно адекватное отражение оригинала в силу неисчерпаемости объекта отражения и его противоречивости и представляет собой единство абсолютной и относительной истины. С точки зрения диалектического материализма отражение есть активный творческий процесс, процесс, в результате которого имеет место несоответствие образа оригиналу. Творческая активность субъекта служит условием объективного, конкретного познания истины, и в то же время — порождением элементов заблуждения в ней.

I Украинцев Б. С. Понятие отражения как всеобщего свойства материи. -В кн.:Ленинская теория отражения и современная наука. Кн. I. Отражение, познание, логика. — София: Наука и изкуство, 1973, с. 61.

— 136.

Исследование, проведенное в диссертации, показывает, что заблуждение является внутренне необходимым моментом относительной истины. Истина и заблуждение взаимообусловливают друг друга: взаимополагают, взаимопроникают и в то же время взаимоотрицают друг друга, являются диалектическими противоположностями.

Истина выступает конкретной, объективной в процессе практического освоения действительности субъектом, в процессе его созидательного труда и в процессе теоретического познания. Конкретность истины в сущности является результатом разрешения противоречия между субъектом и объектом, между относительной и абсолютной формой существования истины. Активность субъекта представляет собой способ разрешения этих противоречий, а сам процесс разрешения их внутренне предполагает преодоление элементов заблуждения как необходимого момента относительной истины, В процессе смены понятий, обобщения теорий осуществляется постоянное разрешение противоречий между истиной и заблуждением, в результате чего происходит углубление всеобщего содержания абсолютной истины. Диалектическое единство абсолютного и относительного в научном познании, истины и заблуждения является отображением объективно существующего противоречивого единства мира. Формой выражения истины, как результата процесса познания, служит историческая смена её в результате разрешения противоречия между истиной и заблуждением. Относительная истина развивается в нескончаемом движении познания через преодоление в ней элементов заблуждения. Результат преодоления заблуждения связан с новым витком познания истины. Но новая относительная истина несет в себе следы нового заблуждения. Заблуждение представляет собой важный момент развивающейся относительной истины, является источником обобщения и утверждения новой истины. Появление элементов заблуждения в теории ставит под сомнение научную истинность её. Заблуждения своим появлением и разрешением влекут за собой революционный переворот не только в науке, где они были обнаружены, но и в других науках, в самом способе мышления.

Исходя из теории отражения можно выявить причины заблуждений, которые обусловлены как субъективными, так и объективными факторами. Реализованное в диссертации на основе марксистской деятельностной концепции понимание феномена заблувдения позволило выявить причины его появления. Причины появления заблуждений кроются в сложности и противоречивости самого объекта познанияв ограниченности знаний субъекта и конкретно-исторической практикив отрицании диалектико-материалистического подхода к познавательному процессу, в абсолютизации отдельных моментов процесса познания или достигнутого уровня знанияв неправильно проведенном абстрагировании объектав несогласованности существующей теории, понятий с новыми фактами в развивающейся практикев процессе обоснования существующих теорий на основе ограниченных принциповв процессе экстраполяции теорий за пределы их применимости.

С целью преодоления возникающих в научной истине элементов заблуждения появляется необходимость критического пересмотра ее основ, создания новых способов и методов обоснования теории. Историческое рассмотрение научной истины позволяет исследовать логику движения мышления к объективной истине через преодоление в ней элементов заблуждения. Анализ путей и способов развития старой теории имеет важнейшее значение для преодоления элементов заблуждения в ней и установления закономерностей развития новой теории.

— 138.

Анализ феномена заблуждения в работе во многом опирается на теорию предмета математики. Высокий теоретический уровень современной математики позволил проследить в ней генезис феномена заблуждения. Историческое развитие математики убедительно демонстрирует диалектику истины и заблуждения в становлении и развитии математических теорий.

На основе деятельностной концепции познания в работе сделан логико-гносеологический анализ феномена заблуждения, в результате чего получены следующие выводы:

1. Заблуждение является внутренне необходимым моментом относительной истины.

2. Показана взаимосвязь истины и заблуждения: их взаимо-полагание, взаимопроникновение и взаимоотрицание. Тем самым доказано, что истина и заблуждение — диалектические противоположности процесса познания. Их диалектическая взаимосвязь отражает движение познания в глубь объекта от относительной истины к истине абсолютной через разрешение противоречий и преодоление в первой элементов заблуждения.

3. Относительная истина есть диалектически противоречивое единство зёрен абсолютной истины и элементов заблуждения, исторически ограниченная форма выражения абсолютной истины.

4. Выяснены источники появления элементов заблуждения в теоретическом познании.

5. Дано категориальное определение заблуждения.

6. Дан логико-гносеологический анализ процесса преодоления элементов заблуждения в научных теориях.

Изучение феномена заблуждения, проблемы соотношения истины и заблуждения является необходимым условием все более глубокого проникновения в историю формирования и развития научного знания.

— 139.

Сложная проблема заблуждения требует своего дальнейшего исследования в различных областях знания.

Результаты исследований могут быть использованы при разработке проблем диалектики как логики и методологии научного познания, для развития ленинской теории истины, при чтении лекций по философским вопросам естествознания и методологии математики. Для глубокого марксистско-ленинского понимания соотношения относительной и абсолютной истины, истины как процесса необходимо в вузовскую программу по теории познания ввести тему «Диалектика истины и заблуждения» .

Дальнейшие исследования по проблеме соотношения истины и заблуждения в различных областях знания должны ещё глубже раскрыть содержание феномена заблуждения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.
  2. К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 3−27.
  3. К. Тезисы о Фейербахе. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 1−4.
  4. К. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 65−185.
  5. К. Экономические рукописи 1857−1859 гг.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 46, ч. 1-П.
  6. К. Введение (Из экономических рукописей 1857−1859 гг.) Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 12, с. 709−738.
  7. К. Заработная плата, цена и прибыль. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 16, с. I0I-I55.
  8. К. Капитал. Критика политической экономии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, 24, 25 (чЛ и П).
  9. К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Соч. 2-е изд., т. 2, с. 3−230.
  10. К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшей немецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б. Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Соч. 2-е изд., т. 3, с. 7−454.
  11. Ф. Карл Маркс «К критике политической экономии».-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 489−499.- 141
  12. Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 5−338.
  13. Ф. Диалектика природы. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 20, с. 339−626.
  14. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 269−331.
  15. В.И. Марксизм и ревизионизм. -Полн. собр. соч., т. 17, с. 15−26.
  16. В.И. Материализм и эмпириокритицизм: (Критические заметки об одной реакционной философии). -Полн. собр. соч., т. 18, с. 7−384.
  17. В.И. Три источника и три составных части марксизма. -Полн. собр. соч., т. 23, с. 40−48.
  18. В.И. Философские тетради. -Полн. собр. соч., т.29, с.1−776.
  19. Официально-документальные материалы
  20. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. -Коммунист, 1983,3, с. 9−23.
  21. Основные направления экономического и социального развития СССР на I98I-I985 годы и на период до 1990 года. -В кн.: Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1981, с.131−205.
  22. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года.-М.: Политиздат, 1979. -с.16.- 142
  23. О состоянии и направлениях философских исследований (Редакционная статья). -Коммунист, 1979, № 15, с. 66−79.
  24. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983 г. -Коммунист, 1983, № 9, с. 3−46.
  25. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 26 декабря1983 г. -Коммунист, 1984, № I, с. 3−14.
  26. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 13 февраля1984 г. -Коммунист, 1984, № 3, с. 3−14.3. Книги
  27. .М. Проблема начала в теоретическом познании.-Алма-Ата: Наука, 1967. 366 с.
  28. ., Нысанбаев А. Диалектико-логические принципы построения теории. -Алма-Ата: Наука, 1973. 420 с.
  29. ., Нысанбаев А. Принцип противоречия в современной науке.-Алма-Ата: Наука, 1975. 315 с.
  30. .М., Балгимбаев А. С. Диалектика активности субъекта в научном познании.-Алма-Ата:Наука, 1977. -303 с.
  31. С.Ш. Абсолютное и относительное. -Тбилиси: Мецние-реба, 1980. 247 с.
  32. А.Д. Научный поиск и религиозная вера. -М.: Политиздат, 1974. 63 с.
  33. П.С. Введение в теорию множеств и функций. -М.-Л.: Гостехиздат, 1948. 411 с.
  34. П.С. Н.И.Лобачевский великий русский математик. -М.: Гостехиздат, 1956. — 45 с.
  35. П.В., Ильин А. Я. Принцип партийности и естествознание. -М.: МГУ, 1972. 136 с.
  36. Ю.Андреев И. Д. Основы теории познания. -М.: АН СССР, 1959.358 с.- 143
  37. Аристотель. Метафизика. -М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. 347 с.
  38. В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении.-М.:Госполитиздат, 1954. -88 с.
  39. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике.-М.: Мысль, 1965. 312 с.
  40. И.Я., Черкасова С. И. Диалектика процесса познания.-Киев: MB и ССО УССР Киевский ордена Ленина политехнический институт, 1965. 44 с.
  41. Г. С. Противоречие как категория диалектической логики. -М.: Высшая школа, 1963. 119 с.
  42. Е.А., Киселева Н. А., Перминов В. Я. Некоторые особенности развития математического знания. -М.: МГУ, 1975.-112 с.
  43. Е.А., Перминов В. Я. Философские и методологические проблемы математики. -М.: МГУ, 1981. 215 с.
  44. Д. Наука в истории общества.-М.: Иностр.литер., 1956. 735 с.
  45. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. -М.:Иностр. литер., 1961. 151 с.
  46. В.В. Проблемы противоречия в материалистической диалектике. -М.: Наука, 1982. 254 с.
  47. В.Н., Духанин В. Н. Формирование научного знания в социально-экономическом исследовании. -Саратов: Саратовский университет, 1974. 151 с.
  48. В. Диалектика как теория развития. -Киев: Киевский университет, 1966. 248 с.
  49. Г. А. Теория познания общей семантики. -Ереван: АН Армянской ССР, 1959. 319 с,
  50. Н. Очерки по истории математики. -М.: Иностр. литер., 1963. 292 с.- 144
  51. И.Н. Парадоксы теории множеств и диалектика. -М.: Наука, 1976. 176 с.
  52. Ф. Новый органон. -М.: Соцэкгиз, 1938. 239 с.
  53. Ф. Сочинения в 2-х томах, т. I. -М.:Мысль, 1971.590 с.
  54. Ф. Сочинения в 2-х томах, T.2.-M.: Мысль, 1972. -582 с.
  55. Ю.П. Познание и знание. -Рига: Зинатне, 1983. -309с.
  56. Ю. Структура, истинность и правильность мышления.-Рига: Лиесма, 1979. 191 с.
  57. Г. 0 философии математики. -М.-Л.:Гостехиздат, 1934. 125 с.
  58. А.Ф. Вопросы истины в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». -Киев: Киевский технологический институт легкой промышленности, 1959. 24 с.
  59. Л. Логико-гносеологический трактат.-М.: Иностр. литер., 1958. 133 с.
  60. Вопросы теории научного предвидения: Сборник статей./Под редакцией А. Л. Тузова.-Казань: Казанский университет, 1970. 134 с.
  61. А.В. Теория познания диалектического материализма. -М.: Мысль, 1965. 382 с.
  62. Гегель Г, Феноменология духа. -Соч., т. 4. -М.:Соцэкгиз, 1959. 440 с.
  63. Г. Наука логики. Соч., т.З. -М": Мысль, 1972.374 с.
  64. А. Интуиционизм. -М.: Мир, 1965. 220 с.
  65. Д. Основания геометрии. -М.-Л.:Гостехиздат, 1948. 492 с.- 145
  66. Д., Бернайс П. Основания математики: Логические исчисления и формализация арифметики. -М.: Наука, 1979.557 с.
  67. В.И. Проблемы диалектических противоречий.-М.: Наука, 1972. 359 с.
  68. Д.П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. -М.:Мысль, 1966. 374 с.
  69. И.М. Геометрия Лобачевского. -М.-Л.: Академия педагогических наук РСФСР, 1947. 98 с.
  70. Р. Правила для руководства ума. -М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. 175 с.
  71. Р. Рассуждения о методе с приложениями «Дионтрика», «Метеоры» и «Геометрия». -М.: АН СССР, 1953. 656 с.
  72. Диалектика научного познания. /Под редакцией Д. П. Горского. М.: Наука, 1978. — 479 с.
  73. Диалектика познания и современная наука. /Под редакцией М. М. Розентапь и А. Н. Корнеевой."М.:Мысль, 1973. 247 с.
  74. Диалектическое противоречие. /Под редакцией Б. М. Кедрова.-М.: Политиздат, 1979. 342 с.
  75. А.Н. К вопросу о заблуждениях и активности субъекта. -М.: Знание, 1978. 64 с.
  76. Н.И. Философские проблемы математики. -Минск: БГУ, 1977. 95 с.
  77. П.С. Преодоление заблуждения в научном познании.-М.:Мысль, 1979. 190 с.
  78. Э.В. Об идолах и идеалах. -М.: Политиздат, 1968.-319 с.
  79. Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. -М.: Политиздат, 1974. 271 с.- 146
  80. Э.В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма. -М.: Политиздат, 1980. 174 с.
  81. Г. Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. -М.: Знание, 1969. 24 с.
  82. Историко-математические исследования. Выпуск 2./Под редакцией Г. Ф. Рыбкина и А.ПДЬпкевича. -М.-Л.: Госизд. техн-тео-рет. литер., 1949. 508 с.
  83. Историко-математические исследования. Выпуск З./Под редакцией Г. Ф. Рыбкина и А. П. Юшкевича. -М.-Л.: Госизд.техн.-теорет. литер., 1950. 508 с.
  84. Историко-математические исследования. Выпуск 9./Под редакцией Г. Ф. Рыбкина и А. П. Юшкевича.-М.: Гостехиздат, 1956.803 с.
  85. В.Ф. Лобачевский. -М.-Л.: АН СССР, 1948. 508 с.
  86. В.Ф. Великий русский учёный Н.И.Лобачевский и его место в мировой науке."М.-Л.: Гостехиздат, 1948. 84 с.
  87. В.Ф. Основания геометрии. Учение об обосновании геометрии в ходе его исторического развития.-М.-Л.: Гос. изд. техн.-теорет. литер., 1949. 492 с.
  88. В.Ф. Лобачевский и его геометрия. Общедоступные очерки.-М.: Гостехиздат, 1955. 304 с.
  89. В.Ф. Очерки по геометрии.-М.: МГУ, 1963. 571 с.
  90. В.Ф. Лобачевский. -М.-Л.: АН СССР, 1944. 378 с.
  91. И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т., т. З.-М.: Мысль, 1964. 799 с.
  92. .М. Отрицание отрицания. -М.: Знание, 1957, -79 с.
  93. .М. День одного великого открытия.-М.: Соцэкгиз, 1958. 560 с.
  94. .М. О повторяемости в процессе развития.-М.: Госполитиздат, 1961. 147 с.- 147
  95. О.И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического развития. От эпохи Возрождения до начала XX в. -Киев: Вища школа, 1974. 342 с.
  96. О.И. Методологические проблемы развития математического познания. -Киев: Вища школа, 1977. 230 с.
  97. С.К. Введение в метаматематику.-М.: Иностр. литер., 1957. 526 с.
  98. В.Е. Развитие В.И.Лениным марксистского учения о противоречиях. -М.: Мысль, 1966. 318 с.
  99. В. Великий русский мыслитель Н.И.Лобачевский.-М.: Госполитиздат, 1944. 100 с.
  100. П. Гипотеза и познание действительности. -Киев: Госполитиздат, 1962. 182 с.
  101. П. Диалектика как логика и теория познания. -М.: Наука, 1973. 324 с.
  102. Л. Гносеологические и логические основы науки.-М.: Мысль, 1974. 568 с.
  103. П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. -М.: Наука, 1982. 368 с.
  104. A.M. Теория отражения и активности субъекта.-М.: Знание, 1978. 64 с.
  105. A.M. Отражение, деятельность, познание.-М.: Политиздат, 1979. 216 с.
  106. П. Теория множеств и континуум-гипотеза.-М.:Мир, 1969. 347 с.
  107. С.Б. Научное знание и принципы его трансформации.-Киев: Наукова думка, 1974. 206 с.
  108. И.В. Принцип соответствия в современной физике и его философское значение.-М.-01.:Гостехиздат, 1948. -116 с.- 148
  109. Г. А. Ленинская теория истины и кризис буржуазных воззрений. -М.:Мысль, 1977. 350 с.
  110. П.А. Диалектическое противоречие как закон познания. -М.: Высшая школа, 1981. 175 с.
  111. Г. Новые опыты о человеческом разуме. -М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. 484 с.
  112. В.А. Субъект объект познания. -М. :Наука, 1980. 359 с.
  113. Н.А. Философское и научное знанение идей Н.И.Лобачевского. -Рига: Зинатне, 1976. 396 с.
  114. Ленинская теория познания и современная наука: Сб.ст./ Под ред. Я. Ф. Аскина."Саратов: Саратовский университет, 1970. 168 с.
  115. Н.И. Полн. собр. соч., t.I.-M.-Л.: Гостехиздат, 1946. 415 с.
  116. Н.И. Полн. собр. соч., т.2.-М.-Л.: Гостехиздат, 1949. 604 с.
  117. Н.И. Полн. собр. соч., т.4.-М.-Л.: Гостехиздат, 1948. 472 с.
  118. Н.И. Избранные труды по геометрии.-М.: АН СССР, 1956. 596 с.
  119. Логика научного исследования, /Под ред. П. В. Копнина и М. В. Попович.-М.: Наука, 1965. 360 с.
  120. Г. Ф. Анализ бесконечно малых.-М.^Л.: Гостехиздат, 1935. 431 с.
  121. Н.В. Н.И.Лобачевский великий русский учёный.-М.: Знание, 1956. — 55 с.- 149
  122. Материалистическая диалектика как методология./Под общ. ред. Ж. М. Абдильдина. -Алма-Ата: Наука, 1981. 356 с.
  123. Материалистическая диалектика./Под ред. Ф. Н. Константинова, В. Г. Марахова. T.I.-M.: Мысль, 1981. 376 с.
  124. ЗЛ02.Мсдзалевский Л. Б. Материалы для биографии Н. И. Лобачевского. -М.-Л.: АН СССР, 1948. 828 с.
  125. ЗЛП.Познер А. П. Истины и парадоксы. -М.: Политиздат, 1977.256 с.
  126. II2. Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. -М.: Наука, 1975. 463 с.
  127. А.Д. Истина и заблуждение. -Вопросы философии, 1967, № 4, с. 66−76
  128. П.С. О новых течениях математической мысли, возникших в связи с теорией множеств. -В кн.: Фронт науки и техники, № 5−6. -М.: Наука, 1934. 345 с.
  129. В.Л. Антиномии и способ их преодоления в развитии научного знания. -Вопросы философии, 1978, № I, с. 64−74.
  130. В.Л. О характере познавательного движения в глубь объекта. -Вопросы философии, 1982, № II, с. 30−42.
  131. С. Отражение и практика. -В кн.:Ленинская теория отражения и современность. /Отв.ред. Т.Павлов. -София: Наука и изкуство, 1969, с. 360−372.
  132. Ф.Г. Диалектика субъекта и объекта познания. -В кн.:Ленинская теория отражения и современность. /Отв.ред. Т.Павлов. -София: Наука и изкуство, 1969, с. 245−263.
  133. Д.М. Основы ленинской теории истины. -В сб. Ленинское философское наследие и методологические проблемы- 154 современного знания. -Ташкент: Ташкентский государственный университет, 1980, с. 31−34.
  134. .Д. Диалектика истины и заблуждения в научном познании. -В сб.: Ленинское философское наследие и методологические проблемы современного знания. -Ташкент: Ташкентский государственный университет, 1980, с. 40−41.
  135. Г. С. Проблема диалектического противоречия в «Капитале». -В кн.: «Капитал» Маркса, Философия и современность. /Под ред. М. И. Иовчук и др. -М.: Наука, 1968, с. 240−265.
  136. Э.В. Проблема преодоления иллюзий и заблуждений на пути к научному знанию и её решение в «Капитале» Маркса. -В кн.: «Капитал» Маркса. Философия и современность. /Под ред. М. И. Иовчук и др. -М.: Наука, 1968, с. 265−284.
  137. Х.А. Логический аспект теории абсолютной и относительной истины. -Вопросы философии, 1967, № 8, с.56−64.
  138. Е.К. К анализу развития знания. -Вопросы философии, 1971, № 8, с. 95−106.
  139. М.Я. «Начала» Евклида. В кн.: Историко-матема-тические исследования. Выпуск I./Под ред. Г. Ф. Рыбкина и
  140. А.П.Юшкевича. -М.^Л.: Огиз, 1948, с. 217−296.
  141. .В. Принцип отражения и математика. -В кн.: Ленинская теория отражения и современная наука. Кн. 2. Теория отражения и естествознание. /Под ред. Т.Павлова. -София: Наука и изкуство, 1973, с. 78−88.
  142. Д.П. Истина и её критерий. -Вопросы философии, 1962, № 2, с. I2I-I34.
  143. Э.В. К вопросу о противоречии в мышлении. -Вопросы философии, 1957, № 4, с. 61−72.
  144. Э.В. Проблема абстрактного и конкретного в свете «Капитала» Маркса. -В кн.: «Капитал» Маркса. Философия и современность. /Под ред. М. И. Иовчук и др. -М.: Наука, 1968, с. 186−214.
  145. Кедров Б. М, 0 методе изложения диалектики от абстрактного к конкретному. -Вопросы философии, 1978, № I, с. 50−64.
  146. В.Ф. О соотношении истины и заблулздения в естественно-научном познании. -В кн.: Актуальные проблемы воинствующего материализма и диалектики. /Под ред. А. С. Колесникова.-Л.: ЛГУ, 1976, с. 23−30.
  147. И.В. Структура научной теории и структура объекта.- Вопросы философии, 1968, № 5, с. 72−84.
  148. И.В. Преемственность, единство и минимизация знания фундаментальные черты научного метода. -В сб.: Материалистическая диалектика и методы естественных наук./Под ред. М. Э. Омельяновского.-М.: Наука, 1968, с. 322−367.
  149. В.Ф. Проблема субъективного и объективного.-В кн.: Ленинская теория отражения и современность. /Под ред.Т.Павлова. -София, Наука и изкуство, 1969, с. 254−263.
  150. Г. А. Диалектика определения и структуры истины.-Вопросы философии, 1974, № II, с. II0-I22.
  151. Г. А. Парадоксальность истины. -Вопросы философии, 1977, № 6, с. 60−70.
  152. В.А. Принципы воспроизведения объекта в знании.-Вопросы философии, 1967, № II, с. 44−54.- 156
  153. М. Чего не надо бояться. «Коммунист, 1978, № I, с. 107−120.
  154. Д. 0 заблуждениях. -В кн.: Милль Д. Система логики.т. 2. -Санктпетербург и Москва: М. О. Вольфа, 1867, с.287−403.
  155. В.Н. О роли математической практики в развитии аксиоматического метода. -Вопросы философии, 1968, № I, с. 134−143.
  156. В.Н. О философско-методологических предпосылках открытия и разработки Н.И.Лобачевским неевклидовой геометрии. -Философские науки, 1980, № 4, с. 75−84.
  157. А. Современное состояние исследований по обоснованиям математики. -В сб.:Успехи математических наук. т.9,-М.:Те*нико-теоретич. литер., 1954, с. 3−36.
  158. А. Принцип соответствия и математика. -Вопросы философии, 1965, № 7, с. 95−105.
  159. А. Принцип соответствия в математике. -В сб.: Проблемы истории и методологии научного познания. /Под ред. Б. М. Кедрова и Н. Ф. Овчинникова. -М.: Наука, 1974, c. I70-J82.
  160. А., Сабитов М. Роль принципа противоречия в научном познании. -Вопросы философии, 1975, № II, с.104−112.
  161. А., Шляхин Г. Эвристическая роль математики в современном естествознании. -В сб.:Проблемы философии и методологии современного естествознания. /Под ред. М.Э.Оме-льяновского. -М.: Наука, 1973, с. 316−321.
  162. С. Парадоксы в философской интерпретации.-Вопросы философии, 1972, № I, с. II7-I29.
  163. Г. И. Теория отражения и некоторые гносеологические проблемы математики. -В кн. -.Ленинская теория отражения и современность. /Под ред.Т.Павлова.-София- Наука и изкуство, 1969, с. 550−576.- 157
  164. Смирнова Е. Д, Теория отражения и логическая семантика.
  165. В кн.: Ленинская теория отражения и современная наука.Кн.1. Отражение, познание, логика./Под ред.Т.Павлова.-София: Наука и изкуство, 1973, с. 431−450.
  166. В.И. Метод познания в свете теории отражения.-В кн.: Ленинская теория отражения и современность./Под ред.Т.Павло-ва.-София: Наука и изкуство, 1969, с. 448−474.
  167. B.C. Отражение, образ, модель, знак и информация.
  168. В кн.: Ленинская теория отражения и современность./Под ред. Т.Павлова. -София: Наука и изкуство, 1969, с. 189−244.
  169. .С. Сущность отражения как всеобщего свойства материи. -В кн.:Ленинская теория отражения и современность./ Под ред. Т.Павлова. -София: Наука и изкуство, 1969, с.69−72.
  170. Н.А. Конструктивные вещественные числа и функциональные пространства. -Труды матем. ин-та АН СССР им. В. А. Стеклова, том ХУЛ. -М. :Физматгиз, 1962, с. 15−294.
  171. Г. Г. О положительной роли противоречий в науке.-Вопросы философии, 1978, № I, с. 74-?5.
  172. М.: Наука, 1968, с. 229−274.цЦ7. К a fma z ЬС. Foundations of math^maUcf. J»: p-zoieemS in the f>hi?oSo/?fi (/ of mathenrnticf- 158
  173. Jfmsiczdcem, 7&6S, />. Г325. Авторефераты
  174. А.В. Заблуждение как гносеологическая категория: Автореф. Дис. канд. фил. наук. -Киев, 1976. 27 с.
  175. П.С. Заблуждение как проблема научного познания: Автореф. Дис.. докт. фил.наук. -Ростов-на-Дону, 1982.45 с.
  176. С.А. Диалектика истины и заблуждения: Автореф. Дис.. канд. фил. наук. -Ростов-на-Дону, 1982.- 21 с.
  177. А.П. Социально-историческая природа и функции иллюзий и заблуждений: Автореф. Дис.. канд.фил. наук.--Ростов-на-Дону, 1972. 26 с.
  178. Ф.А. Исследование общего в заблуждениях: Автореф. Дис.. докт.фил. наук. -Тюмень, 1973. 47 с.
  179. Л.Г. Знание, мнение и заблуждение как гносеологические категории, их место в индивидуальном сознании и в науке: Автореф. Дис.. канд. фил. наук. Иркутск, 1974,-23 с. 1. З’йЖ,
Заполнить форму текущей работой