Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Галеева A.M., Курок M.JI. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы: методические пособие для руководителей теоретических семинаров. — М., 1978; Гирусов Э. В. Система «общество — природа» (проблемы социальной экологии). — М., 1976; Голубец М. А. Актуальные вопросы экологии. — Киев, 1982; Горелов А. А. Эволюция культуры и экология. — М., 2002; Он же. Экология — наука… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. Философская сущность экологической традиции как социокультурного феномена
    • 2. Структурная организация и социальные функции экологической традиции
  • Глава II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОЦИОКУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ БАШКИРСКОГО ЭТНОСА
    • 1. Духовные императивы экологической традиции башкир и их значение в гармонизации взаимоотношений человека с природой
    • 2. Роль и место традиционного экологического опыта башкир в экологическом воспитании и просвещении современных поколений

Экологическая традиция башкирского этноса как социокультурное явление (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Актуальность и практическое значение глубокого и всестороннего изучения экологических традиций в различных культурах, процессов их формирования, исторического развития и взаимодействия с другими социально-культурными традициями обусловлены прежде всего сложившейся сегодня экологической ситуацией в планетарном масштабе и острой необходимостью выявления всего рационального и полезного в культурно-историческом наследии каждого народа, которое может принести реальную пользу в преодолении потребительско-технократических стереотипов в отношениях человека с природой, являющихся одним из серьезных причин экологического неблагополучия и возникновения антропологических проблем в современном мире. В связи с этим философское осмысление духовного потенциала экологического опыта различных народов, выработавших уникальные методы регуляции взаимоотношений человека и природы, общества и природы, приобретает сегодня исключительно важное значение.

В условиях развития индустриальной цивилизации, расширения техногенного влияния человека на окружающую среду все большую озабоченность вызывает возможность наступления экологического кризиса не в отделенном будущем, а «здесь и теперь», в жизни уже современных поколений. Как известно, сегодня и в России, и в Башкортостане экологические проблемы стали предметом обсуждения и на правительственном уровне, и в научных кругах, и в сфере общественного сознания. С целью предотвращения возможного экологического апокалипсиса разрабатываются всевозможные природоохранные меры, безотходные технологии переработки ресурсов и т. д., но эти меры, повидимому, могут лишь замедлить наступление кризиса и как-то смягчить его. Сегодня встала проблема изменения отношения современного человека к окружающей среде обитания, пересмотра этических принципов в его общении с природой, которая в современных условиях, как никогда, нуждается в «заботе». В поисках дополнительного резерва, на наш взгляд, есть смысл обратиться к экологическим традициям различных народов, в частности башкирского этноса, духовные императивы которых могут эффективно работать и в современной ситуации.

Степень научной разработанности проблемы. Категория «традиция» употребляется сегодня в широком смысловом плане. В исследовательской литературе различных направлений (и в зарубежной, и в отечественной) представлены многочисленные методологические и частнонаучные подходы (этнографический, культурологический, социологический, религиоведческий, философский) к осмыслению содержания данного явления. В частности, основные вопросы понимания сущности, функционирования и значения традиции как социокультурного явления, роли национальной традиции в жизни общества в отечественной традициологии нашли отражение в исследованиях А. П. Андреева, Л. П. Буевой, В. Б. Власовой, А. И. Лучанкина, Э. С. Маркаряна, З. Я. Рахматуллиной, В. Д. Плахова, А. И. Селиванова, А. Г. Спиркина, И. В. Суханова и др., в которых понятие «традиция» рассматривается как социально-философская категория.1.

В научной литературе понятие «экологическая традиция» начало употребляться сравнительно недавно и, как правило, перекликается с понятием «экологическая культура». Различные аспекты экологической культуры N философские, социологические, этические, культурно-исторические и др.) нашли отражение в работах современных отечественных исследователей: A.M. Галеевой, Э. В. Гирусова, М. А. Голубца, А. А. Горелова, Ю. Н. Давыдова, Г. А. Давыдовой, С. Залыгина, Э. С. Кагана, Е. А. Когая, М. Л. Курка, В. А. Кутырева, B.C. Липицкого,.

1 См. например: Андреев А. П., Селиванов А. И. Русская традиция. — М., 2004; Буева Л. П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком // Культурный прогресс: философские проблемы. — М., 1984; Власова Б. В. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. — 1980. — № 4- Лучанкин А. И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры // Философские науки. — 1986. — № 6- Маркарян Э. С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Советская этнография. — 1981. — № 3- Рахматуллина 3-Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). — Уфа, 2000; Плахов В. Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. — М., 1982; Спиркин А. Г. Человек, культура и традиция // Традиция в истории культуры. — М., 1978; Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М., 1976 и др.

В.А. Лося, Н. М. Мамедова, Н. Н. Моисеева, В. М. Межуева, Е. В. Сигаревой, С. Н. Соломиной и др.1.

Осмысление экологического опыта народов стало предметом анализа как зарубежных, так и отечественных исследователей прошлого и современности самых различных направлений. Как известно, осознание единства природы и человека присутствует уже в древнейших мифологиях и религиях народов. В частности, анализу мифологических представлений, отражающих зарождающееся экологическое сознание древнего мира, посвящены исследования Ф. Х. Кессиди, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса, А. Ф. Лосева, С.В., М. Элиаде и др. Особый интерес представляют работы современных зарубежных авторов — Р. Дажо, Ю. Одума, Ф. Сен-Марка, В. Хесле и др., 3 исследующих экологические проблемы.

Разработка различных аспектов проблемы экологической культуры башкир нашла отражение в современной этнографической, историко-культурологической и социально-философской литературе, в частности в исследованиях Д. М. Азаматова, Н. В. Бикбулатова, Д. Ж. Валеева, Р. Г. Давлетгареева, Р. Г. Кузеева, З.Д.

1 См.: Галеева A.M., Курок M.JI. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы: методические пособие для руководителей теоретических семинаров. — М., 1978; Гирусов Э. В. Система «общество — природа» (проблемы социальной экологии). — М., 1976; Голубец М. А. Актуальные вопросы экологии. — Киев, 1982; Горелов А. А. Эволюция культуры и экология. — М., 2002; Он же. Экология — наука — моделирование (Философский очерк). — М., 1985; Давыдов Ю. Н. Культураприрода — традиция // Традиции в истории культуры. — М., 1983; Давыдова Г. А. Единство человека и природы как философская проблема // Взаимодействие общества и природы (Философско-методологические аспекты экологической проблемы). — М., 1986. Залыгин С. Экология и культура // Новый мир. — 1992. — № 9- Каган М. С. Понятие «культура» в системе философских категорий // Методологические проблемы науки и культуры. — Куйбышев, 1979; Когай Е. А. Ценностные регулятивы экологического сознания: Дисс. докт. филос. наук. — М., 2001; Он же. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития И Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). — 1998. — № 6- Кутырев В. А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. — 1989. — № 5- Липицкий B.C. Человек, природа, воспитание. — М., 1977; Лось В. А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема // Вопросы философии. — 1982. — № 5- Он же. Человек и природа (социально-философские аспекты экологических проблем). — М., 1978; Мамедов Н. М. Основания экологического образования // Философия экологического образования. -М., 2001; Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. — 1989. — № 5- Межуев В. М. Культура и история. — М., 1977; Сигарева Е. В. Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детерминация: Дисс. канд. филос.наук. — Кемерово, 1999; Соломина С. Н. Взаимодействие общества и природы (философские проблемы). — М., 1983 и др.

2 См.: Кессиди Ф. Х. От мифа к логосу.- М., 1972; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении — М., 1999; Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М., 1994; Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М., 1957; Элиаде М. Аспекты мифа. — М., 2000 и др.

3 Дажо Р. Основы экологии. — М., 1975; Одум Ю. Основы экологии. — М., 1975; Сен-Марк Ф. Социализация природы. -М., 1977; Хесле В. Философия и экология. — М., 1994 и др.

Мурзагалина, З. Я. Рахматуллиной, А. Н. Сулеймановой, А. Я. Фаткуллиной и др.1 В ряде исследований (К.Ш. Ахиярова, Х. Х. Баймурзина, В. И. Баймурзиной, Ю.З. л.

Кутлугильдиной, A.M. Сафина и др.) поднимаются и анализируются вопросы традиционного экологического воспитания подрастающего поколения в башкирской этнопедагогике.

В целом же обзор работ, имеющих отношение к осмыслению экологической традиции башкирского этноса, свидетельствует о ее малоразработанности и освещении отдельных ее аспектов, что во многом обусловлено тем, что экологическая традиция башкир в целом не становилась предметом отдельного философского анализа.

Объект исследования: сфера взаимоотношения этноса со средой обитания.

Предмет исследования: экологическая традиция башкирского этноса как социокультурный феномен.

Цели и задачи исследования: целью настоящего исследования является выявление сущности и духовных императивов экологической традиции башкирского этноса и определение их значения в духовном формировании современной личности и в организации процесса экологического воспитания и просвещения в Республике Башкортостан.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

1 См.: Азаматов Д. М., Сулейманова А. Н. Методологические проблемы экологизации образования // Философская и социологическая мысль на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской научно-теоретической конференции, посвященной памяти П. А. Сорокина (1889 — 1968 гг.) — Уфа, 2004; Бикбулатов Н. В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. — Уфа, 1995; Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. — Уфа, 1989; Кузеев Р. Г. Этнос. Культура. Экология. — Уфа, 1991; Мурзагалин З. Д. Проблемы формирования и функционирования экологического сознания: социально-философский анализ: Дисс. канд. филос. наук. — Уфа, 2000; Рахматуллина З. Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). — Уфа, 2002; Фаткуллина А. Я. Смысложизненные ценности в башкирской мифологии. — Уфа, 2004 и др.

2 См.: Ахияров К. Ш. Экологическое образование: опыт, прогнозы: монография / К. Ш. Ахияров, Т. И. Петрова, Л.Г. НаумоваМ-во образов. РФСтерлитамак. гос. пед. ин-т. — Стерлитамак, 2001; Баймурзин Х. Х. Башкирские народные традиции физического воспитания. — Уфа, 1995; Баймурзина В. И. Этнопедагогика башкирского народа: история и современность. — Уфа, 1996; Кутлугильдина Ю. З. Традиции башкирской народной педагогики. — Стерлитамак, 1996; Сафин A.M. Башкирское народное воспитание. — Пермь, 1992 и др.

— охарактеризовать философскую сущность экологической традиции как социокультурного образования, выявить ее специфику, определить место в культурной истории народа и охарактеризовать ее функции;

— очертить духовные императивы экологической традиции башкир и определить их значение для гармонизации взаимодействий современного человека с окружающей средой обитания в условиях надвигающегося экологического кризиса;

— обозначить место и роль традиционного опыта общения башкир с природой в экологическом просвещении и воспитании современных поколений.

Методологические и теоретические основы исследования. Методологической основой работы является социокультурный подход. Кроме того, использованы элементы аксиологического подхода. Теоретическую базу исследования составляют труды зарубежных и отечественных исследователей прошлого и современности в области социальной философии, культурологии, социологии, этики, мифологии, педагогики, экологии и др.

Эмпирическая база исследования. Целенаправленное использование данных истории, экологических исследований, этнопсихологии, педагогики, этнографии, краеведения и др. позволило проиллюстрировать и аргументировать основные теоретические положения и выводы автора. Для обоснования идей диссертации привлекалась современная научно-гуманитарная периодика, характеризующая экологическое и духовное состояние современного общества.

Научная новизна исследования состоит в том, что автором:

— обоснована сущность категории «экологическая традиция» как социокультурного образования, выступающего механизмом хранения, накопления, передачи из поколения в поколение экологического опыта этноса и его воспроизводства в современных условиях его общения со средой обитания;

— определена структурная организация экологической традиции, установлены ее идеальный (мировоззренческий) и материальный (бытийный) уровни. Идеальный уровень экологической традиции представлен ее сущностным ядром, совокупностью основополагающих мировоззренческих, этических, эстетических идей (духовных императивов), гарантирующих индивиду (этносу) одухотворенное, осмысленное, гарантированное бытие в мире природыматериальный (бытийный) уровень экологической традиции представлен различными формами стереотипизированного поведения (обычаями, обрядами, праздниками), которые являются формами объективации, закрепления, хранения и передачи во времени идеальной сущности экологической традиции, способом общественной институализации и функционирования духовных императивов экологической традиции;

— выявлено, что социальные функции экологической традиции, и, прежде всего, воспитательная, парадигматическая и регулятивная, обеспечивают обществу надежное и гарантированное сосуществование с миром природы;

— установлены конкретные духовные императивы экологической традиции башкир: любовь к природе как к среде обитания и как к эстетической ценности, бережное отношение к природе, к животному и растительному миру, к природным ресурсам, нравственное отношение к животным, от которых зависит благополучие и обеспеченная жизнь человека, и др., материализовавшиеся в многочисленных обрядах, обычаях и праздниках башкир, которые передавали из поколения в поколение «категорические императивы» положительного природосообразного поведения и донесли их до современных поколений;

— доказано правомерность использования духовных императивов и идей экологической традиции башкир как одного из принципов организации процесса экологического воспитания и просвещения в республике и обоснована мысль, что традиционный экологический опыт башкир актуален для современности и заключает в себе огромный духоформирующий потенциал, способный помочь современным поколениям в преодолении надвигающегося экологического кризиса.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость работы определяется тем, что выдвинутые в ней положения дают возможность по-новому взглянуть на многие социальные и экологические процессы в жизни как российского, так и башкирского общества, столкнувшихся с серьезными экологическими проблемами. Дальнейший теоретический анализ вопросов, намеченных в исследовании, методологически важен для выработки новых, отвечающих современным требованиям философских положений о роли экологической традиции в жизни общества, в экологическом воспитании и просвещении современных поколений.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, этики, эстетики, культурологии, экологии, в разработке ряда спецкурсов, посвященных актуальным проблемам экологического воспитания и просвещения подрастающего поколения.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на следующих научных конференциях и конгрессах: на III Российском философском конгрессе «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» (Ростов-на-Дону, 2002) — V Конгрессе этнографов и антропологов России (Омск, 2003) — Всероссийской научной конференции «Эпос „Урал-батыр“ и мифология» (Уфа, 2003) — Региональной научной конференции «Культурное наследие народов Башкортостана» (Уфа, 2003) — Всероссийской научной конференции «Культурное наследие России: Универсум религиозной философии» (К 110-летию со дня рождения А.Ф. Лосева) (Уфа, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе» (к 250-летию со дня рождения С. Юлаева) (Уфа, 2004) — V республиканской научно-практической конференции молодых ученых по социальным наукам (Уфа, 2004) и др., а также нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом 2.2 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из четырех параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 257 наименований. Общий объем диссертации — 151 страница.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги данного исследования, можно подчеркнуть следующее.

Экологическая традиция есть совокупность нормативных (мировоззренческих и ментальных) идей, взглядов представлений конкретного этноса, мотивирующая деятельность и поведение людей в их взаимоотношениях с окружающей природой в целях обеспечения надежного, гарантированного бытия, гармоничного общения с природным миром, и объективированная в его ритуалах (обрядах, обычаях, праздниках и т. д.).

Экологическая традиция любого народа — одна из ипостасей его традиционной культуры, в рамках которой оформился особый тип культурных связей и отношений между обществом и природой, построенный на своеобразных нравственных и эстетических основаниях, признающих ценность и значимость природы как источника и основы материального и духовного бытия человека.

Мы выделяем в структуре экологической традиции два уровня: идеальный (мировоззренческий) и материальный (бытийный). Предложенная нами двойственная структура экологической традиции обусловлена прежде всего противоречивостью самой природы человека (духовно-материальной). Идеальную сущность экологической традиции, ее мировоззренческий срез составляют идеи и верования людей (мифологические, религиозные, этические, эстетические и др.), а ее второй (материальный уровень) представляют обычаи, обряды, праздники и другие стереотипизированные формы деятельности как способы ее объективации.

Экологическая традиция, возникнув как ответ на глубинные потребности древнего человека в обеспечении гарантированного, надежного бытия в гармонии с окружающей его средой, обеспечивает в социальной жизни преемственность и непрерывность экологического опыта народа, задает конкретные модели должного природосообразного поведения и деятельности, воспитывает в человеке уважительное отношение к природе как основе его полнокровной и одухотворенной жизни.

Социальные функции экологической традиции сосуществуют в неразрывном единстве друг с другом и выступают как механизмы, обеспечивающие природосообразное социальное бытие в мире природы.

Экологическая традиция башкир — уникальное духовно-историческое явление, одна из ярчайших страниц в биографии народа-кочевника, который на протяжении веков жил в согласии и гармонии со средой своего обитания.

Экологическая традиция башкирского этноса формировалась и развивалась под влиянием различных факторов (климатических, географических, хозяйственных, религиозных и т. д.).

Духовными императивами экологической традиции башкир стали: любовь к природе как к среде обитания и как к эстетической ценности, бережное отношение к природе, к животному и растительному миру, к природным ресурсам, нравственное отношение к животным, от которых зависит благополучие и обеспеченная жизнь человека, и др. «Категорические императивы» положительного природосообразного поведения объективировались в многочисленных обрядах, обычаях и праздниках башкир и, передаваясь из поколения в поколение, дошли до современности.

Задача формирования у каждого человека экологической культуры, нравственного отношения к природе, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды имеет сегодня жизненно важное значение. Человек — существо в высшей степени ответственное не только за сохранение природы, а прежде всего за свое цивилизованное бытие в природе, гуманное природосообразное отношение к среде обитания. В системе духовных ценностей и ориентиров осознание всеобщего универсального характера природы и ее роли в жизни современного человека и человечества, по-видимому, должно стать приоритетным.

Сегодня в ситуации эмпирически ощутимого нарастания угрозы глобального антропогенного экологического кризиса проблемы взаимодействия общества и природы приобретают специфическое звучание и актуализируются не как абстрактно-теоретические вопросы, а как практические проблемы повседневного существования, выбора стратегии выживания и дальнейшего развития общества.

Сегодня, как мы считаем, необходимо широкое формирование у общества, и прежде всего у молодежи, установок нового, экологически ориентированного мышления, основывающегося на принципах коэволюционной стратегии, т. е. совместного, взаимосогласованного, гармоничного соразвития человека, общества и природы, и в этом процессе огромную пользу может принести современное осмысление традиционного экологического опыта различных народов, в том числе и башкирского этноса.

Настоящее и будущее башкирского народа, его физическое здоровье и духовная состоятельность обусловлены состоянием его жизненного пространства, природной и культурной среды. Обращение к экологическому опыту прошлого, опыту общения древних предков с природой, сформировавшему во многом их духовно-нравственный образ и экологическое мышление, творческое переосмысление всего того позитивного, рационального, полезного, природосообразного, что веками выкристаллизовывалось в их взаимоотношениях с природой, могут принести реальную пользу в разрешении актуальных культурно-экологических проблем бытия современного башкира и стать конкретным наглядным механизмом в организации экологического воспитания и просвещения в республике и в духовном формировании современной личности.

В духовном экологическом опыте наших предков, который становится сегодня достоянием национальной культуры, есть зерна такой мудрости, которые и в наше сложное время прорастут и дадут добрые всходы. Жизнеспособность экологической традиции башкир объясняется заложенным в ней гуманистическими идеями, оптимистическим взглядом, возвеличиванием природы как ценностного начала. Жизнь современных поколений намного богаче духовно, если они творчески наследуют экологический опыт ушедших поколений.

Безусловно, данное диссертационное исследование не исчерпывает всего многообразия и сложности проблем, связанных с осмыслением обозначенной в работе темы.

Более серьезного внимания, на наш взгляд, требует изучение башкирской экологической традиции в сравнительном анализе с экологического опытом народов, населяющих многонациональный Башкортостан. Предметом отдельного философского разговора может стать тема роли и места экологического образования в жизни современного общества, оказавшегося в условиях надвигающегося экологического кризиса.

Думается, что углубление анализа намеченных вопросов позволит обрисовать более целостную картину бытия экологической традиции башкир в единстве всех ее моментов. Накопление теоретического материала по этой проблеме имеет, на наш взгляд, большое значение в оптимизации практических аспектов процессов экологического воспитания и просвещения современных поколений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Р. Культура и символ. Уфа: Гилем, 1999. — 217 с.
  2. Е.Ю. Экологическое образование как фактор формирования экологической культуры и оптимизации социоприродного взаимодействия: Дисс. канд. филос.наук. Чита, 2002. — 154 с.
  3. Ч. Романы и повести. — Фрунзе, 1988.
  4. В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993. — 191 с.
  5. И.А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. -Новосибирск, 1980.
  6. А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: Изд-во Даг. филиала АН СССР, 1968. — 290 с.
  7. Г. Н. Экологические аспекты религиозного сознания: Дис. канд. филос. наук. Казань, 2000. — 171 с.
  8. А.П., Селиванов А. И. Русская традиция. М.: Алгоритм, 2004. -320 с.
  9. Ю.Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблема происхождения первобытных верований. М. — Л., 1958.
  10. П.Арнольдов В. А. Санитарно-бытовой очерк жизни башкир юго-восточной части Стерлитамакского уезда, Уфимской губернии // Общество врачей. Казан, ун-т: Дневник. Вып. 4. Казань, 1894. — С. 227 — 244.
  11. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. — М.: Наука, 1989.-243 с.
  12. З.Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиция // Советская этнография. 1981. -№ 10.-С. 97−99.
  13. Н.Афонина В. Н. Глобальная экология и проблема культурной традиции // Взаимодействие общества и природы (Философско-методологические аспекты экологической проблемы) — М.: Наука, 1986. С. 303−316.
  14. К.Ш. Экологическое образование: опыт, прогнозы: монография / К. Ш. Ахияров, Т. И. Петрова, Л.Г. Наумова- М-во образов. РФ- Стерлитамак. гос. пед. ин-т. Стерлитамак, 2001. — 140 с.
  15. В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М.: ИФ РАН, 1996. — 70 с.
  16. А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. — 240 с.
  17. Х.Х. Башкирские народные традиции физического воспитания. -Уфа: Изд-во ВЭГУ, 1995. 130 с.
  18. В.И. Теория и практика башкирской народной педагогики: Учебное пособие. Уфа: Изд-во ВЭГУ, 1995. — 135 с.
  19. М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. — 348 с.
  20. Башкирское народное творчество. Т. 1. Эпос. Уфа: Башк. Кн. изд-во, 1987. — 544 с.
  21. А.В. Праздник: сущность, история, современность. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1986. — 144 с.
  22. Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. — 175 с.
  23. Н.В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. Уфа: УНЦ РАН, 1995.-34 с.
  24. И.А. О школьных традициях. М.: Учпедгиз, 1961. — 104 с.
  25. В.Д. Культура общения с природой. М.: Агроплиздат, 1987. — 174 с.
  26. Ю.В. Культура и этнические аспекты экологии // Общество и природа. -М., 1981.-С. 85.
  27. Ю.В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. М.: Мысль, 1984. -272 с.
  28. Ю.В., Подольный Р. Г. Этнос и природа // Человечество это народы. — М.: Мысль. — 1990. — С. 46 — 54.31 .Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Изд-во Наука, 1973. — 283 с.
  29. В.И. Обряды вчера и сегодня. М.: Изд-во Наука, 1968. — 200 с.
  30. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 1977. — 327 с.
  31. Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его освоения человеком // Культурный прогресс: философские проблемы М., 1984. — С. 68 — 90.
  32. Д.Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. — 256 с.
  33. Д.Ж. О философских идеях в башкирской культуре // Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1994. — С. 4 — 38.
  34. В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философские науки. 1980. — № 4. — С. 30−39.
  35. Г. А. Доисламские верования и обряды народов Нагорного Дагестана. -М.: Наука, 1991. 182 с.
  36. .С., Мусин Г. Х. Биосоциосистема: опыт потребностного подхода. Уфа: Изд-во Башкирск. ун-та, 2000. — 284 с.
  37. A.M. Экологическое образование и воспитание: проблемы, решения // Город, природа, человек (проблемы экологического воспитания). М., 1982-
  38. A.M., Курок M.JI. Методологические аспекты взаимодействия общества и природы: методические пособие для руководителей теоретических семинаров. -М.: Московский рабочий, 1978. 168 с.
  39. Р.В. и др. Общество и природа (принцип взаимодействия) // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Философия» М.: Знание, 1974. — 64 с.
  40. И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповедований и прочих достопримечательностей. Ч. 1. — СПб., 1799. 76 с.
  41. И.П. Экологические проблемы прошлой, настоящей и будущей географии мира. М.: Наука, 1985. — 281 с.
  42. И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Общество и природная среда. Сборник. М.: «Знание», 1980. — С. 66 -78.
  43. А.А. Человек и природа (Критика религиозно-идеалистической интерпретации экологических проблем). Киев: Вица школа: Изд-во при Киев, ун-те, 1981.-144 с.
  44. И.М. Этнопедагогические традиции экологического воспитания учащихся (на материале школ Республики Башкортостан): Автореф. диссер. канд. педагогических наук. — Уфа, 2004 26 с.
  45. Э.В. Система «общество природа» (проблемы социальной экологии). — М., Изд-во Моск. ун-та, 1977. — 166 с.
  46. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы // Философские проблемы глобальной экологии. М.: Изд-во Наука, 1983. — С. 105 — 117.
  47. С.Н. Управление экологическим образованием: новые альтернативы // Экология и жизнь. 1996. — № 1 с. 68 — 70.
  48. М.А. Актуальные вопросы экологии. Киев: Наукова думка, 1982. -157 с.
  49. Гор Эл. Земля на чаще весов: экология и человеческих дух. М.: 111 111, 1993. -432 с.
  50. А.А. Эволюция культуры и экология. М.: ИФ РАН, 2002. — 245 с.
  51. А.А. Экология наука — моделирование (Философский очерк). — М.: Наука, 1985. АН СССР, Институт философии. — 207 с.
  52. JI.H. Искусство и экология // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика». М.: Знание, 1984. — № 5. — 64 с.
  53. В.М. О значении культурных традиций в процессе формирования современного и будущего общества // Взаимодействие общества и природы как глобальная проблема современности. М., Обнинск, 1981. — С. 150.
  54. Ал. А. Экологические уроки прошлого и современности / Под ред. Академика К. Я. Кондратьева. Л.: Наука, 1991. — 252 с.
  55. Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 1998. — № 2. — С. 5 — 89.
  56. Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Прогресс, 1999.-544 с.
  57. А.Х. Проблемы художественно-эстетического осмысления истории этноса в башкирском эпосе (Опыт социально-философского анализа). — Уфа: Башгоспединститут, РИО «Иммунопрепарат», 1998. — 214 с.
  58. Ю.Н. Культура природа — традиция // Традиции в истории культуры. — М., 1983. — С. 50.
  59. Г. А. Единство человека и природы как философская проблема // Взаимодействие общества и природы (Философско-методологические аспекты экологической проблемы). М.: Наука, 1986. — С. 5- 24.
  60. Р. Основы экологии. — М.: Прогресс, 1975 415 с.
  61. Н.П. Традиции и формирование личности. -Мн.: Изд-во БГУ, 1979. -136 с.
  62. Н.П., Дроздова Г. Д. Нравственные аспекты современной экологии // Интегрирующая функция экологии в современной науке (В помощь методологическим семинарам). Сборник научных трудов. Киев: Наукова думка, 1987.-С. 17−31.
  63. Н.П., Крисаченко B.C. Экология и теория эволюции (Методологический аспект). Киев: Наукова думка, 1987. — 240 с.
  64. Диалектика в науках о природе и человеке. Труды III Всесоюзного совещания по философским вопросам современного естествознания. М.: Изд-во «Наука», 1983.-431 с.
  65. O.K., Лось Б. В., Лось В. А. Экологические проблемы развивающихся стран (теоретико-методологические и социально-политические аспекты). -М.: Изд-во Наука, 1983. — 174 с.
  66. А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. Ч.1.- Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. -160 с.
  67. А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура: Курс лекций: В 2 ч. 4.2. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — 220 с.
  68. С. Экология и культура // Новый мир. 1992. — № 9. — С. 3 — 12.73.3ахлебный А. Н. Школа и проблемы охраны природы. — М.: Педагогика, 1981. 183 с.
  69. И.Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы // Экологическое образование: концепции и технологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. проф. С. Н. Глазачева. Волгоград: Перемена, 1996. — С. 72 — 84.
  70. В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология». М.: Знание, 1991. — № 8. — 64 с.
  71. Н.Б. Природа как ценность культуры // Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». М.: Знание, 1987. — № 4. — 64 с.
  72. История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века — Уфа: Китап, 1996.-520 с.
  73. Л.А. Диалектика нравственного выбора в народной сказке (философско-мировоззренческий анализ башкирских сказок): Дисс.. канд. филос. наук. Уфа, 1995. — 155 с.
  74. М.С. Понятие «культура» в системе философских категорий // Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев, 1979. — С. 20.
  75. М.С. Философия культуры, — СПб: ТОО ТК «Петрополис», 1996. 416с.
  76. И. Описание башкирцев. СПб., 1866. — 97 с.
  77. Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М. Флинта: Наука, 2000. — 216 с.
  78. В.М. Национальные традиции: сущность, генезис, перспективы развития. Кишинев «Штиница», 1991. — 82 с.
  79. О. А. Молодежь. Природа. Воспитание. JT.: Знание, 1982. — 32 с.
  80. Э. Избранное. Опыт о человеке-М.: Гардарика, 1998.-784 с.
  81. Категории философии и категории культуры. Киев: Наукова думка, 1983. — 343 с.
  82. Р.Ш. Введение в основные экологические проблемы Башкирии. — Уфа: БГПИ, 1992.
  83. Ф.Х. От мифа к логосу М.: Мысль, 1972 — 312 с.
  84. Н.Н. Влияние экологических исследований на стиль мышления в современной науке // Интегрирующая функция экологии в современной науке (в помощь методологическим семинарам). Сб. научных трудов. — Киев, 1987.-С. 4- 17.
  85. Н. Н. Объект экологии и его эволюция (философско-методологический аспект). Киев: Наукова думка, 1979. — 136 с. 91 .Киселев Н. Н. Мировоззрение и экология. Киев: Наукова думка, 1990. — 216 с.
  86. Э.В. Природа и человек: Философский очерк. Мн: Изд-во БГУ, 1979. -176 с.
  87. В.О. Сочинения в 8 т. Т.З. -М.: Госполитиздат, 1957.
  88. Е.А. Социальная экология. Культура и природа: этапы развития // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1998. -№ 6-С. 85−101.
  89. Е.А. Ценностные регулятивы экологического сознания: Дисс.. докт. филос. наук. М., 2001. — 312 с.
  90. В.И. Основные проблемы этнической экологии // Советская этнография. 1983. — № 1. — С. 3 — 16.
  91. Я.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1955.98.101 102 103 104 105 097 933 227 823 776 621 658 112.
  92. В.Г. Древнейшее население края // Башкирский край. Вып. 4 Уфа, 1994.-С. 9−12.
  93. В. Экология и нравственность // Общественные науки и современность. 1993. — № 1. — С. 153 — 162.
  94. А.Н. Экологическое образование и воспитание в контексте современных глобальных техногенных процессов // Философия образования. М., 1996. — С. 246 — 266.
  95. М.А. Южный Урал. Путевые очерки. М., 1909. — 311 с.
  96. И.В., Забелин И. М. Очерки по истории представлений овзаимоотношении природы и общества. -М.: Наука, 1988. 416 с.
  97. Ф.Т. История культуры башкир Уфа: Китап, 1997 — 128 с.
  98. Р.Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. — М.: Изд-во Наука, 1974. — 571 с.
  99. Р.Г. Этнос. Культура. Экология. Уфа, 1991. — 50 с.
  100. Г. А. Экология и будущее: анализ философских основанийглобальных прогнозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 160 с.
  101. Культура философствования: проблемы и перспективы. Материалы
  102. Всероссийской научной конференции. Уфа: РИО БашГУ, 1998. — 164 с.
  103. Культура и экология: время встречи (беседа с академиком Д. Лихачевым) //
  104. Человек и общие проблемы природопользования. Нар. ун-т. фак. «Человек иприрода». -М.: Знание, 1987. № 10. — 96 с.
  105. Культурология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 576 с.
  106. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975.114 115 116 117.118,119.120,121.122.123.124.125.126.127.
  107. В.А. Культура и технология: борьба миров. — М.: Пргресс — Традиция, 2001.-240 с.
  108. В.А. Традиция и ничто // Философия и общество — 1998.- № 6. — С. 170−190.
  109. В.А. Экологический кризис, постмодернизм и культура // Вопросы философии. 1989. -№ 5- с. 3−19.
  110. Л.Я. Учебно-политический комплекс как эффективное средство экологического воспитания // Социально-политический журнал. 1998. -№ 6. -С. 207−212.
  111. И.Д. Социально-философские аспекты взаимодействия общества иприроды. --М.: Знание, 1975. 64 с.
  112. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении- М.:
  113. Педагогика Пресс, 1999. — 608 с.
  114. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
  115. Леви-Стросс К. Первобытное мышление.- М.: Терра книжный клуб: Республика, 1994.-392 с.
  116. И.И. Продолжение дневных записок путешествия академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства в 1770 г. СПб., 1802. — 338 с.
  117. B.C. Человек, природа, воспитание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977.-56 с.
  118. Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. — 575 с.
  119. А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957. — 620 с.
  120. В.А. Взаимоотношения между человеком и природой как глобальная проблема//Вопросы философии. 1982. -№ 5.-С. 128- 135.
  121. В.А. Человек и природа (социально-философские аспекты экологических проблем). М.: Политиздат, 1978. — 224 с.
  122. А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры // Философские науки. 1986. — № 6. — С. 25 — 34.
  123. Р. Ислам / Рукайя Максуд. Пер. с англ. В Новикова. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-304 с.
  124. М.В. Башкиры // Записки Уральского общества любителей естествознания. Т. XI. Вып. I. — Екатеринбург, 1887. С. 75−84.
  125. Н.М. Основания экологического образования // Философия экологического образования / Под общей ред. Лисеева Н. К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 72−89.
  126. Н.М. Ценностные установки и техническое освоение природы // Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М.: Изд-во Наука, 1981. -С. 170−216.
  127. Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке // Взаимодействие общества и природы (Философско-методологические аспекты экологической проблемы). М.: Наука, 1986. — С. 251 — 270.
  128. Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции // Советская этнография. 1981.- № 3. — С. 59−71.
  129. Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  130. Н.Н. Метаморфозы экологического мировоззрения // Философия экологического образования. Под общей ред. Лисеева Н. К. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С. 107- 133.
  131. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199 с. 141 142.143144145146147148,149,150,151.152.153.154,
  132. В.И. Природа и культура (опыт философии безнадежности) // Вопросы философии. 1996. — № 12 — С. 62 — 74.
  133. .М. Экологические мировоззрения XX века и состояние природного комплекса в РБ //Ядкяр. 2000. — №.10 — С. 109 — 113. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология. — Уфа: «Восточный университет», 1998.-256 с.
  134. .М., Хазиахметов P.M., Янтурин С.И. Экология этноса
  135. Республики Башкортостан //Ядкяр. 1997. — № 1. — С. 93−97.
  136. А.В. Образование как сфера государственной политики России //
  137. Социально-гуманитарные знания 2002 — № 6. — С. 32 — 47.
  138. Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М.: Изд-во Наука, 1986.-256 с.
  139. Н.Н. Еще раз о проблеме коэволюции // Вопросы философии — 1998.-№ 8-С. 26−32.
  140. Н.Н. Экология, нравственность и политика // Вопросы философии. -1989. № 5-С. 3−19.
  141. З.Д. Проблемы формирования и функционирования экологического сознания: социально-философский анализ: Дисс. канд. филос. наук, Уфа, 2000.
  142. П. Башкиры // Семенов Д. Отечествоведение СПб., 1886 — С. 6−11. Найдыш В. М. Мифотворчество и фольклорное сознание // Вопросы философии — 1994. — № 2 — С. 45−53.
  143. Н.В. Конспект по истории народностей Поволжья. — Казань, 1919.-88 с.
  144. Д.А. Механизм формирования сознания (онтогенетический аспект) // Культура народов Башкортостана: история и современность. — Уфа: Изд-во РИО БашГУ, 2003. С. 189 — 192.
  145. Образование в конце XX века (Материалы «круглого стола») // Вопросы философии 1992. — № 9.- С. 3−21.
  146. Общество и природа. Вопросы методологии. Межвузовский научный сборник. Саратов: Изд-во Саратовского университета. 1987. — 107 с.
  147. Общество и природа. Сборник / под ред. Т. С. Хачатурова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-144 с.
  148. Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. — 740 с.
  149. Очерки по истории экологии. М.: Изд-во Наука, 1970. — 291 с.
  150. В.Ф., Щербина В. Ф. Диалектика духовно-практического освоения природы (методологические аспекты). Д.: Изд-во Ленинградского университета, 1980. — 142 с.
  151. П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Ч. I. -СПб., 1773.-774 с.
  152. С.С. К вопросу об отражении мифологических воззрений в башкирском народном эпосе «Урал-батыр» // Фольклор народов РСФСР-Уфа: БашГУ, 1982.-С. 25−33.
  153. А.И. Традиции и конкретно-исторический процесс // Народы Азии и Африки. 1981. — № 4. — С. 69−84.
  154. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х томах. — М., 1981.
  155. А. Человеческие качества М.: Прогресс, 1985 — 312 с.
  156. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. — М.: Изд-во МГУ, 1989.- 189 с.
  157. В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 220 с.
  158. М. Башкиры. М., 1929. — 14 с.
  159. В.В. На перекрестках экологии. М.: Мысль, 1985. — 208 с.
  160. Л.П. Культ гор на Алтае // Советская этнография. 1946. — № 2. — С. 145−160.
  161. Праздники, обряды, традиции. М.: Молодая гвардия, 1979. — 159 с.
  162. М. Лесная капель. М., 1984.
  163. Путешествие Ахмеда Ибн-Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. (Древний текст пересказал С. Шамси). М.: МИФИ-Сервис, 1992. -93 с.
  164. Ф.Ф. История природопользования и формирования экологического сознания в РБ (50-е нач. 90-х гг.). — Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 1995.-С. 81.
  165. З.Н. Идеи бессмертия в башкирском эпосе «Урал-батыр» // Эпос «Урал-батыр» и мифология. Уфа: Гилем, 2003- С. 63−65.
  166. З.Я. Башкирская традиция (социально-философский анализ). Уфа: Изд-во БашГУ, 2000. — 304 с.
  167. З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). Уфа: Изд-во БашГУ, 2002. — 154 с.
  168. З.Я. Экологическая константа нашей духовности // Вельские просторы. 2000. — № 1. — С. 175−185.
  169. З.Я. Природопонимание и природоотношение башкир: нравственные и экологические уроки // Ядкяр -2000. № 3. — С. 72 — 82.
  170. З.Я. Экологическое воспитание в образовательных учреждениях РБ // Ватандаш. 2004. — № 7. — С. 57 — 62.
  171. З.Я., Янгузин Р. З. Башкирский сабантуй праздник весны (история и современность). // Ватандаш. — 2003. — № 6. — С. 45 — 55.
  172. Рац М. В. Экология Природы или экология Человека? // Общественные науки и современность. 1999. — № 3. — С. 150 — 160.184 185 186 187 188,189190,191,192,193.194.195.196.197.
  173. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I. Античность ТОО ТК «Петрополис», 1994 — 320 с.
  174. Н.Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. -М., 1994.
  175. С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. — M.-JL: Изд-во АН СССР, 1955.-393 с.
  176. Ж.- Ж. Эмиль, или О воспитании // Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М., 1988.
  177. .А. Киевская Русь и русские княжества. М.: Наука, 1993. — 392 с,
  178. С.Г. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта. -СПб., 1897.-330 с.
  179. Н.П. Журнал или дневные записки путешествия капитана Рычкова по разным провинциям Российского государства в 1769 и 1770 году. СПб., 1770-
  180. Саетгалиев 3., Мухаметдинов Ш. Совершенствование экологического законодательства Республики Башкортостан // Ватандаш.- 2004. № 7. — С. 7−16.
  181. Г. Г. Картина мира в башкирском фольклоре: Дисс.. канд. филос. наук. Уфа, 1992. — 137 с.
  182. С.И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов — на Дону: «Феникс», 1996. -672 с.
  183. Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата: Казахстан, 1965.-328 с.
  184. A.M. Башкирское народное воспитание. Пермь: Б.и., 1992. — 136 с. Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). — М.: ИФ РАН, 1996.
  185. А.Н., Семенов С. Н. Пути возрождения башкирской национальной культуры // Духовное наследие этносов и проблемы198 199.200201.202,203,204,205,206 207 208.209210211.212.213.национального возрождения. Уфа: Изд-во Башк. ун-та, 1994. — С. 93 — 100.
  186. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М.: Изд-во «Прогресс», 1977. -436 с.
  187. Е.В. Экологическая культура как способ социоприродного бытияи ее детерминация: Дисс. канд. филос.наук. Кемерова, 1999. — 137 с.
  188. Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя:
  189. Вопросы теории и практики. — М.: Педагогика, 1984. 104 с.
  190. С.А. Опыты по философской антропологии (Человек впространстве культуры).-Новосибирск: АО «Офсет», 1996 184 с.
  191. Д.Н. О башкирских тамгах. Оренбург, 1904. — 90 с.
  192. Д.Н. Оренбургская губерния. М., 1916. — 102 с.
  193. С.Н. Взаимодействие общества и природы (философскиепроблемы). -М.: Мысль, 1983.-252 с.
  194. А.Г. Человек, культура и традиция // Традиция в истории культуры. М., 1978. — С. 5- 14.
  195. Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирскогонарода-Уфа: Гилем, 1998.-243 с.
  196. В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1977.
  197. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М.:1. Политиздат, 1976. 216 с.
  198. С.А. Ранние формы религии М.: Политиздат, 1990 — 622 с.
  199. С.А. О культе гор и его месте в истории религии // Советская этнография. 1982. — № 3. — С. 110 — 113.
  200. Л.Н. В чем моя вера. Тула, 1988. — С. 455.
  201. А.В. Глобальный социальный контекст и контуры эко-будущего // Вопросы философии, 2003. № 8. — С. 49 — 63.
  202. Традиции в современном обществе. Исследования этнокультурных процессов. -М.: Наука, 1990.-248 с.
  203. В.К. Душа русского народа: Природно-историческая обусловленность и сущностные силы. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1998. — 159 с.
  204. В.П. Природа. Цивилизация. Человек. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1978. — 128 с.
  205. P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. Уфа: Изд-во БашГУ, 1997. — 258.
  206. Д.М. Обряды. За и против. М.: Политиздат, 1975. — 175 с.
  207. К.Д. Дневники и автобиографические заметки // Собр. соч.: В 11 т.-М.-Л., 1952.-T.il. -С. 56.
  208. К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2- т.т. М., 1974.
  209. К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Гос. уч.-пед. изд-во Наркомпроса РСФСР, 1945. — С. 53 — 69.
  210. И.П. Провинция Уфимская // Полное собрание ученых путешествий по России. Т. 6. СПб., 1824. — С. 255−267.
  211. Ф.С., Абузарова Н. А. Этническое самосознание и национальные традиции // Ядкяр. № 1. — 2003. — С. 37 — 47.
  212. J228. Фаткуллина А. Я. Смысложизненные ценности в башкирской мифологии. Уфа: РИО БашГУ, 2004 — 120 с.
  213. Р.Ф. Ислам. Казань: Издательство «Иман», 1997. — 56 с.
  214. Е.К. Экологический кризис и социальный прогресс. — Л.: Гидрометеоиздат, 1977. 176 с.
  215. Философские проблемы глобальной экологии. М.: Изд-во Наука, 1983. -352 с.
  216. Философия экологического образования. Под общей редакцией Лисеева И. К. -М.: Прогресс Традиция, 2001.-416 с.
  217. Р.Ф. О задачах органов государственной власти РБ по реализации мероприятий Года окружающей среды // Ватандаш. 2004. — № 7. — С. 3 — 6.
  218. P.M. Ислам и современные экологические проблемы. — Уфа: Изд-во БГТТУ, 2004. 32 с.
  219. Д.Е. Тотемизм, его сущность и происхождение —Душанбе, 1956.
  220. Р.В. Социально-философский анализ идеи бессмертия: Дисс.. канд. филос. наук.- Уфа, 2000 125 с.
  221. Л.Р. Социальная память нации (социально-философский анализ традиций башкирского народа): Дисс.. канд. филос. наук. Уфа, 2000. -131 с.
  222. В. Философия и экология. Перевод с нем. А. К. Судакова. М.: Издательская Фирма АО «Ками», 1994. — 192 с.
  223. Е.Н. Философские основания выживания человечества в контексте глобального экологического кризиса: Дисс. доктора филос. наук. -Самара, 2001.-284 с.
  224. М.Н. Опыт традиционных культур в стратегии выживания человечества (социально-экологический аспект): Автореферат дисс. канд. филос.наук. Нижний Новгород, 1996. — 19 с.
  225. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии. М.: Изд-во Наука, 1981. -278 с.
  226. Человек и культура: индивидуальность в истории культуры. — М.: Наука, 1990.-240 с.
  227. В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственно-статистическом, этнографическом и промышленном отношениях. — Уфа, 1859.-472 с.
  228. О. Закат Европы. Т.2. М.: Мысль, 1998.
  229. Ю. Экологические ценности: три подхода // Новый мир. 1992. -№ 9.-С. 111- 118.
  230. Экологизация сознания во взаимодействии общества и природы (межвузовский сборник научных трудов). Иваново, 1984.
  231. Экологическая альтернатива / Под общ. ред. М. Я. Лемешева. М.: Прогресс, 1990.-800 с.
  232. Экологические очерки о природе и человеке. — М.: Изд-во Прогресс, 1988. — 292 с.
  233. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. -Новосибирск: ВО Наука. Сибирская издательская фирма, 1992. 160 с.
  234. Экология и культура // Нар. ун-т. фак. «Человек и природа" — № 10. М.: Знание, 1984.-96 с.
  235. Экология образования (Материалы «круглого стола» журналов «Вопросы философии» и «Экология и жизнь») // Вопросы философии — 2001— № 10 — С. 3−26.
  236. М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2000. — 222 с.
  237. М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 144 с.
  238. Юнг К. Архетип и символ. М.: Renaissance, 1991. — 286 с.
  239. А.Б. Ислам в Башкортостане. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 1999.-352 с.
  240. Р.З. Хозяйство башкир до революции России. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989.-192 с.
  241. Tudor Н. Political myth. London, 1972.
Заполнить форму текущей работой