Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организация государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пристальное внимание автора диссертации к проблеме государственного регулирования корпоративного сектора объясняется его интенсивным развитием, возрастанием его социальной и экономической значимости, спецификой криминогенных явлений, связанных с функционированием корпоративных структур. В условиях современных рыночных реформ понятие «корпорация» все более актуализируется. Это связано с тем, что… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Корпорация как объект государственного регулирования
    • 1. 1. Создание корпораций как одно из направлений рыночных преобразований в России
    • 1. 2. Особенности функционирования российских корпоративных структур
    • 1. 3. Исторический опыт государственного регулирования деятельности корпораций
    • 1. 4. Корпорация в системе государственного регулирования экономики
  • Глава 2. Совершенствование государственного регулирования развития корпоративного сектора экономики
    • 2. 1. Развитие акционерных и неэкономических механизмов интеграции российских корпоративных структур
    • 2. 2. Экономико-правовые методы государственного регулирования деятельности интегрированных корпоративных организаций
    • 2. 3. Совершенствование корпоративного управления в условиях становления новых интегрированных структур
    • 2. 4. Участие и взаимодействие правоохранительных органов в сфере обеспечения экономической безопасности корпоративного сектора экономики

Организация государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Российская экономика вступила в XXI век как экономика рыночного типа, нацеленная на стабильное и поступательное развитие. Перед страной стоят задачи обеспечить дальнейшее социально-экономическое развитие и расширенное воспроизводство ведущих отраслей экономики. В достижении этих задач огромная роль принадлежит корпоративному сектору.

Сегодня в России осуществлено главное условие рыночных преобразований — имеет место реальное многообразие форм собственности, среди которых наиболее значительной и перспективной является корпоративная форма организации производства и предпринимательства. Корпоративная форма социальной жизни и хозяйственной деятельности в России стала одной из составляющих многоукладной рыночной экономики. Она еще не доминирует, но ее удельный вес в экономике страны приближается к пятидесяти процентам.1.

В настоящий момент в российской экономике имеет место целый ряд аргументов, выступающих в пользу стимулирования создания корпоративных структур. Среди тех, которые лежат на поверхности следует отметить:

1. Объединение огромного количества самостоятельных субъектов хозяйствования в небольшое число корпоративных структур с точки зрения государственного управления экономикой страны объективно способствует снижению инфляционного роста цен, увеличивает предсказуемость динамики цен и т. п.

2. Концентрация капитала в корпорациях повышает эффективность регулирования рыночной экономики с помощью финансовых методов.

1 См., Батчиков С., Петров Д. Корпоративный сектор в переходной экономике // Российский экономический журнал. — 1997. — № 8. — С. 18.

3. Создание сильного корпоративного сектора сокращает потребность в государственных предприятиях с социально ориентированной программой производства (например, госзаказ оборонного комплекса).

4. Корпоративная форма предпринимательства без вмешательства государства обеспечивает быстрый процесс оптимизации экономической деятельности в различных отраслях экономики.

5. Повышается инновационная активность в экономике, к.т. инновационная деятельность традиционно относится к приоритетным направлениям работы корпораций.

6. Усиливаются позиции на рынке отечественных производителей, объединенных в корпорации.

7. Корпоративные структуры имеют больше возможностей для интеграции в мировую экономику.

Таким образом, большая роль и социально-экономическая значимость корпоративного сектора в структуре экономики резко актуализирует проблему организации государственного регулирования корпоративного сектора экономики. Пришло время говорить об этом как о целостном системном процессе, поставленном на строго научную основу. Корпоративный сектор является относительно новым сектором российской экономики, который порождает принципиально новые отношения в экономической деятельности. Он включает в себя целый ряд специальных, специфических организационных структур и атрибутов, таких как, собрание акционеров, пакет акций, дочерняя компания и многое другое. С этим связано также возникновение целого пласта новых экономических правонарушений и преступлений, fl Проблема государственного регулирования экономики — вечная проблема, как вечен и постоянен процесс общественного производства. Каждый раз здесь актуализируется лишь новый объект регулирования. Задача ученого — во всем многообразии форм и явлений выбрать то главное, которое действительно является «болевой точкой» современного развития. В настоящий момент таковым является российский корпоративный сектор.

Недостаточное вниманием со стороны ученых-управленцев к поиску новых подходов к проблеме государственного регулирования деятельности корпораций именно в аспекте становления корпорации как главенствующей экономической формы компенсируется стихийной активностью различных структур и субъектов, преследующих сугубо частные (зачастую корыстные) интересы. Очень важно помнить и учитывать, что корпоративный секторэто сектор не просто частных, а акционерных интересов, где личный интерес реализуется исключительно через интерес группы и куда вмешательство государства строго ограничено рамками закона. Это одна из причин, по которым вокруг корпоративного сектора, да и внутри самих корпораций, возникает так много различных домыслов, кривотолков, политических спекуляций, шантажа, подкупа и т. п. Одна из задач государственного регулирования корпоративным сектором — не вмешиваясь непосредственно в экономическую стратегию или хозяйственные дела корпорации, обеспечить ее защиту, или, наоборот, препятствовать ее необоснованному натиску на конкурентов незаконными, неэтичными методами.

В диссертации автор сознательно избегает изложения конкретных эффектных примеров и конфликтных ситуаций в связи с деятельностью различных корпораций, не предпринимает попытки детального анализа схем внутри корпоративного управления, т.к. эти проблемы выходят за рамки обозначенной темы исследования.

Пристальное внимание автора диссертации к проблеме государственного регулирования корпоративного сектора объясняется его интенсивным развитием, возрастанием его социальной и экономической значимости, спецификой криминогенных явлений, связанных с функционированием корпоративных структур. В условиях современных рыночных реформ понятие «корпорация» все более актуализируется. Это связано с тем, что на смену единому общенародному интересу пришло множество разнородных, противоречивых интересов, которые выразились в эффекте корпоративности. Изначально, главной причиной актуализации проблемы корпоративных отношений в современной России стала приватизация и последующий передел собственности. Эти процессы являются результатом конкретных, частных, экономических интересов, которые на практике прикрываются самыми различными лозунгами политического, профессионального, регионального, национального характера. Однако «страсти по приватизации» утихают, процесс становления корпоративного сектора приобрел уже необратимый характер, корпорации становятся все более самодостаточными. На смену формальной финансовой независимости от государства и, зачастую мнимых рыночных свобод, приходит реальная зависимость от конъюнктуры рынка, акционеров и инвесторов, от государственных чиновников всех рангов, наконец, от криминальных структур, которые вполне успешно адаптируются к новым экономическим условиям. Поэтому государство как гарант соблюдения законных прав и свобод граждан должно постоянно и последовательно контролировать процессы, происходящие в корпоративном секторе экономики, регулировать эти процессы, обеспечивая позитивное развитие экономики.

Объектом исследования, является корпоративная форма организации производства и предпринимательства, социальных отношений и хозяйственной деятельности, предметом исследования — государственное регулирование корпоративного сектора, который представляет собой сложнейший срез экономических отношений нового типа, основанных на современных высокопрофессиональных управленческих технологиях, интегрированных в международные системы учета, контроля, обеспечения экономической безопасности.

Цель исследования. Целью работы является выявление на основе анализа деятельности корпоративных структур в современной России объективного характера процесса государственного регулирования корпоративного сектора экономики и определение государственной стратегии его развития.

Основными задачами, которые необходимо решить для реализации цели данного диссертационного исследования, являются следующие:

— определить адекватную современным условиям роль корпоративного сектора в экономике государства;

— уточнить определение понятия «корпорация» в широком и узком смысле слова;

— определить принципы государственного регулирования корпоративного сектора экономики в условиях рыночных отношений;

— обосновать предложения по совершенствованию государственной стратегии регулирования корпоративного сектора экономики на основе анализа микрои макроуровней функционирования корпоративных структур;

— определить перспективы развития корпоративных структур на основе государственного регулирования акционерных и неэкономических механизмов их интеграции;

— выработать предложения по совершенствованию участия и взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с правонарушениями и преступлениями в корпоративном секторе экономики.

Методологической основой исследования являются достижения экономической науки и, в частности, таких её разделов, как экономика отраслей и народнохозяйственных комплексов, государственное управление экономикой, управление производственными структурами и т. п. В работе широко использовались системный подход и прогнозирование условий деятельности различных сложных организационных экономических структур, комплексный экономический и правовой анализ нормативной базы и накопленного опыта работы акционерных предприятий в различных отраслях экономики, а также зарубежный опыт управления корпоративными организациями. Автором использовались экспертные оценки руководителей предприятий различных акционерных обществ. Применялись частные научные методы исследования: сравнительный экономический и правовой анализ, методы оценки социальной и экономической эффективности, метод аналогий, контент-анализ нормативной базы и другие.

Теоретические основы исследования. Работа выполнена на основе общей экономической теории, науки управления, социологии. Нормативной базой являются российские нормативно-правовые акты, а также приказы и указания министерств, ведомств и некоторых региональных органов власти.

Автор подготовил своё исследование на основе трудов таких ученых экономистов, управленцев, юристов, социологов как Абалкин Л. И., Алексеев С. С., Асламазов И. Г., Батчиков И. И., Брагинский С. Н., Венедиктов А. В., Винслав Ю. А., Дашевская J1.M., Зудин А. Ю., Иоффе О. С., Калмыков Ю. Х., Касаткин В. В., Красавчиков О. А., Куликов В. В., Лаптев В. В., Мильнер Б. И., Мусин В. А., Суханов Е. А. и другие.

Научная новизна результатов исследования определяется спецификой современного конкретно-исторического периода, когда управление экономическими процессами в стране столкнулось с серьезными трудностями. Появление в экономике новых, сложных организационных форм корпоративного типа предполагает соответствующее государственное регулирование. Причем накопленный в этой области зарубежный опыт не может быть применен без его адаптации к России. Некоторые исследования данной проблемы уже имели место. Однако, серьезного обобщения опыта государственного регулирования корпоративного сектора экономики в современной России после крупномасштабной приватизации ещё не было.

Проведенное исследование позволило разработать и обосновать ряд новых научных положений и практических рекомендаций, касающихся организации государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики.

Наиболее существенные результаты исследования, выносимые на защиту.

1. Уточненное определение понятия «корпорация». В широком смысле слова корпорация — это союз (организация, объединение), создаваемый для защиты каких-либо особых, чаще экономических интересов или привилегий их участников. Корпорация может также создаваться государством с целью выполнения функции государственного управления. В узком смысле слова корпорацию можно определить как акционерное общество.

2. В силу того, что функционирование корпоративных структур объективно связано с рядом сложностей, в демократическом рыночном государстве необходимо выработать государственную стратегию корпоративного управления. Она должна в себя включать, как минимум: законодательные основы и нормативные правила федерального и регионального уровней, регулирующие деятельность корпораций, контроль за их соблюдением, формирование приоритетов и ключевых задач промышленной политики, подготовку государственных программ поддержки приоритетных направлений развития промышленных комплексов и бизнеса, ограничение монополизма и стимулирование конкуренцииформирование корпоративных органов экономического регулирования на базе крупных промышленных, финансово-промышленных, торгово-промышленных структур различных форм собственностисоздание стройной системы органов управления, охватывающих всё корпоративное пространство (государственные и муниципальные предприятия, внутрифирменное управление и т. п.).

3. Учитывая особенности текущего момента, основным предметом государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики должна быть регламентация соотношения корпоративных интересов и интересов государства как субъектов экономических отношений. При этом основными принципами государственного регулирования корпоративного сектора экономики должны быть: а) непротиворечивость и целостность нормативно-правовой и методической базы создания и функционирования корпораций на уровне Федерации и субъектов Российской Федерацииб) единая трактовка сущности и роли корпорации всеми заинтересованными органами государственного регулированияв) четкое разделение функций государственного регулирования деятельности корпораций между различными исполнительными органамиг) обязательное использование договорных форм взаимоотношений между корпоративными структурами и органами властид) создание ассоциации российских корпораций и финансово-промышленных группе) введение в практику управления корпоративным сектором соблюдения соответствующих международных стандартов.

4. В процессе государственного регулирования корпоративного сектора экономики объектом особого контроля должны быть отношения, развивающиеся на основе неэкономических механизмов, которые напрямую не связаны с имущественными правами. Речь идет об отношениях, основанных на личных, субъективных связях и интересах менеджеров, держателей крупных пакетов акций, представителей местных и федеральных органов власти, которые реализуются посредством личных контактов, «телефонного права», прямого политического лоббирования, родственных и клановых связей и т. п.

Практическая значимость результатов данного исследования обусловлена тем, что государственные органы управления экономикой и органы внутреннего управления корпораций, используя выводы и рекомендации диссертации, могут получить возможность более эффективно и адекватно современным условиям организовать свою работу. Кроме того, результаты данного исследования могут иметь практическую значимость для органов внутренних дел, особенно, для подразделений криминальной милиции, которые осуществляют борьбу с организованной преступностью в экономической сфере. Наконец, результаты исследования могут быть полезны сотрудникам научных и учебных заведений, которые изучают экономические процессы и готовят кадры для работы в экономической сфере.

1. Апробация работы и внедрение результатов исследования в практику. Автором подготовлено три научных публикации. С материалами своего исследования автор выступал на научно-практической конференции в Читинской специальной школе милиции МВД России. Результаты диссертационного исследования частично были использованы в учебной и научной работе Академии управления МВД России и Читинской специальной школы милиции МВД России.

2. Структура работы и ее содержание раскрывают предмет исследования. Работа состоит из введения, двух глав и восьми параграфов, а также заключения, библиографии и приложений. Общий объем работы — 192 машинописных страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование показало, что в общефилософском смысле корпорация — это особая форма организации человеческих отношений, которая возникает в определенных конкретно-исторических условиях и основана на глубинных мотивациях и интересах отдельных групп людей. По своей сущности любая корпорация социально индифферентна. В зависимости от конкретно-исторических условий корпорации могут создаваться в самых различных целях. Когда речь идет о корпорации, неизбежно встает вопрос о корпоративной культуре, психологии, куда входят традиции, нормы поведения, формы общения и корпоративные связи.

В современной экономической науке термин «корпорация» понимается как в широком, так и узком смысле слова. В самом широком смысле корпорация определяется как союз (организация, объединение), создаваемый для защиты каких-либо особых, чаще экономических интересов или привилегий их участников. Западная экономическая наука под корпорацией понимает совокупность лиц, объединенных для какой-либо деятельности и образующих самостоятельный субъект хозяйствования — юридическое лицо. Иногда корпорация может выполнять функцию государственного управления. Узкое, конкретно экономическое понимание термина «корпорация» можно определить как акционерное общество.

Управление корпоративным сектором экономики имеет, как минимум, два аспекта: внешнее и внутреннее управление. Проблемы внешнего управления относятся к макроэкономическим проблемам, внутреннего управления — к микроэкономическим.

Функционирование корпоративных структур связано с рядом сложностей, которые нарушают равновесие экономической системы. На макроуровне имеет место возможность появления монополизма в процессе взаимного поглощения или слияния корпоративных структур. Нейтрализация этой опасности должна осуществляться посредством разработки и реализаций антимонопольного законодательства. Однако, практика российских реформ показывает, что борьба с монополизмом — дело чрезвычайно сложное, т.к. традиции монополизма на всех уровнях и во всех сферах жизни российского общества всегда были очень сильны. Корпорации и их объединения в ряде случаев своим стремлением к политизации негативно влияют на социальное равновесие. Отношения корпораций и государства в России за последнее десятилетие набирают тенденцию усиления взаимной заинтересованности, взаимодействия и стремления к легитимности отношений. Обе стороныбизнес в лице промышленных, финансовых и торговых структур всех уровней и государство в лице законодательных и исполнительных органов уже осознали, что необходимо отказаться от тотальной практики лоббирования частных интересов и переходить к отношениям цивилизованного партнерства.

На микроуровне функционирование корпоративных структур порождает иные опасности. В крупных корпорациях и их объединениях, как правило, имеют место бюрократизация и злоупотребление контрольно-управленческими функциями. Причем, чем менее связанны (с точки зрения технологии, коммерческого оборота и т. п.) предприятия, объединенные в корпорацию, тем острее проявляются негибкость и несовершенство их внутреннего управления. Возникает много сложностей в связи с перераспределением денежных фондов между предприятиями группы, постоянно сохраняется возможность искусственного поддержания нерентабельных предприятий за счет рентабельных. Наконец, одной из главных проблем внутреннего управления современными акционерными обществами является борьба за влияние на трудовые коллективы.

Исходя из этого, в настоящий период главными составляющими государственной стратегии корпоративного управления должны быть:

Во-первых, наличие законодательных основ и нормативных правил федерального и регионального уровней, регулирующих деятельность корпораций, контроль за их соблюдением, формирование приоритетов и ключевых задач промышленной политики, подготовка государственных программ поддержки приоритетных направлений развития промышленного комплекса и малого бизнеса, ограничение монополизма и стимулирование конкуренции.

Во-вторых, формирование корпоративных органов экономического регулирования на базе крупных промышленных, финансово-промышленных, торгово-промышленных структур различных форм собственности. в-третьих, создание стройной системы органов управления, охватывающих всё корпоративное пространство (государственные и муниципальные предприятия, внутрифирменное управление и т. п.).

Учитывая особенности текущего момента, основным предметом государственного регулирования корпоративного сектора российской экономики должна быть регламентация соотношения корпоративных интересов и интересов государства как субъектов экономических отношений.

Основные принципы, которые должны быть заложены в государственное регулирование корпоративного сектора экономики:

1. Непротиворечивость и целостность законодательной, нормативно-правовой и методической базы создания и функционирования корпораций на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.

2. Единая трактовка сущности и роли корпорации всеми заинтересованными органами государственного регулирования.

3. Четкое разделение функций государственного регулирования деятельности корпораций между различными исполнительными и контролирующими органами, особенно в процессе реального функционирования корпорации.

4. Обязательное использование договорных форм взаимоотношений между корпоративными структурами и органами власти.

5. Создание ассоциации российских корпораций и финансово-промышленных групп.

6.

Введение

в практику управления корпоративным сектором соблюдения соответствующих международных стандартов.

Практический опыт функционирования интегрированных корпоративных структур показывает, что оптимальными являются следующие три типа объединений. Первый реализует возможности контроля, сопряженные с обладанием титулами собственности объединяемых предприятий. Второй тип задействует рычаги координации совместной деятельности на основе регулирования доступа к отдельным производственным ресурсам. Третий тип механизмов базируется на добровольной централизации участниками группы ряда полномочий.

Исследование показало, что в интегрированных корпоративных структурах в подавляющем большинстве отраслей промышленности все еще некоторая часть отношений развивается на основе неэкономических механизмов, которые напрямую не связаны с имущественными правами. Они основаны на личных, субъективных связях и интересах менеджеров, держателей крупных пакетов акций, представителей местных и федеральных органов власти и реализуются посредством личных контактов, «телефонного права», прямого политического лоббирования, родственных и клановых связей и т. п. Эти механизмы, наряду с классическими акционерными, должны быть одним из объектов государственного контроля и находиться в поле пристального внимания правоохранительных органов.

Сегодня назрела необходимость принять федеральные законы, устанавливающие четкие правила использования объектов федеральной собственности, имеющих стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности, а также регламентирующие управление пакетами акций, находящихся в федеральной собственности. Для этого следует совершенствовать работу Министерства имущественных отношений Российской Федерации и Федеральной комиссии по ценным бумагам, активно привлекать Счетную палату и развивать сотрудничество государственных органов с аудиторским фирмами, которые могли бы использовать новейшие методов экспертизы, основанные на выявлении всех потенциальных рисков как самих корпораций, так и государства, являющегося одним из субъектов этого сектора экономики.

Для построения эффективной системы внутреннего корпоративного управления необходимо сосредоточить внимание на следующих действиях:

— обязательное закрепление принципов корпоративного управления в ¦ уставах компаний;

— введение в состав советов директоров независимых директоров для представления интересов акционеров, не владеющих контрольным пакетом акций;

— регулярное и своевременное предоставление акционерам информации, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;

— обеспечение равных прав всем группам акционеров, прозрачность и оптимальная структура собственности и управления:

— общественный контроль и государственная защита интересов рядовых акционеров.

Что касается преступности, то к настоящему времени сложился самостоятельный, совершенно новый для российских правоохранительных органов тип экономических преступлений, связанный непосредственно с функционированием корпораций. Это очень сложные по своему составу правонарушения и преступления, которые могут отличаться как высокоинтеллектуальным характером (преступность «белых воротничков»), так и массовостью, присущей простым преступлениям (преступность «синих воротничков»). Поэтому для пресечения этих правонарушений и преступлений требуются немедленные адекватные ответные меры, которые могут заключаться в создании специальных подразделений правоохранительных органов с соответствующими задачами и функциями, направленными на эффективную борьбу с преступностью в данной сфере.

Отсюда и сложность, и высокая не только экономическая, но и нравственная цена государственного регулирования, касающегося функционирования корпоративного сектора.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
  2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ // Российская газета от 20, 21 января 1998 г.
  3. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (с изм. и доп. от 11 июля, 31 декабря 1998 г.) // Российская газета от 17 февраля 1998 г.
  4. Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий): Федеральный закон РФ от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ // Российская газета от 29 июля 1998 г.
  5. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.) // Российская газета от 24 января 1996 г.
  6. О рынке ценных бумаг: Федеральный Закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.) // Российская газета от 25 апреля 1996 г.
  7. О производственных кооперативах: Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ // Российская газета от 16 мая 1996 г.
  8. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ // Российская газета от 14 января 1995 г.
  9. О финансово-промышленных группах: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ // Российская газета от 6 декабря 1995 г.
  10. О сельскохозяйственной кооперации: Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 19Э-ФЗ (с изм. и доп. от 7 марта 1997 г., 18 февраля 1999 г.) // Российская газета от 16 декабря 1995 г. N 242.
  11. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г.) // Российская газета от 29 декабря 1995 г.
  12. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351−1 (с изм. и доп. от 19 июля 1995 г.) // Российская газета от 3 августа 1993 г.
  13. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446−1 (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г. // Российская газета от 6 мая 1992 г. N 103.
  14. О потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон РФ от 19 июня 1992 г. N 3085−1 // Российская газета от 23 июля 1992 г.
  15. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках: Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948−1 (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г.) // Российская газета N89/1991г.
  16. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026−1 (с изм. и доп. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 22 апреля 1991 г., N 16, ст. 503.
  17. Об инвестиционной деятельности в РСФСР: Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. (с изм. и доп. от 19 июня 1995 г., 25 февраля 1999 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР от 18 июля 1991 г., N29, ст. 1005.
  18. О собственности в СССР: Закон СССР от 6 марта 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР, 1990, N 11, ст. 164.
  19. О предприятиях в СССР: Закон СССР от 4 июня 1990 г. N 1529−1 // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР от 20 июня 1990 г., N 25, ст. 460.
  20. О предприятиях и предпринимательской деятельности: Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445−1 (с изм. и доп. от 24 июня 1992 г., 1 и 20 июля, 1993 г., 30 ноября 1994 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР от 27 декабря 1990 г., N 30, ст. 418.
  21. О кооперации в СССР: Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI (с изм. и доп. от 16 октября 1989 г., 6 июня, 25 декабря 1990 г., 7 марта 1991 г., 19 июня 1992 г.) // Ведомость Верховного Совета СССР, 1988, N 22, ст. 355.
  22. О судоустройстве РСФСР: Закон РСФСР от 8 июля 1981 г. (с изм. и доп. от 29 мая, 3 июля 1992 г., 16 июля 1993 г., 28 ноября 1994 г., 4 января 1999 г., 2 января 2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР, 1981, N28, ст. 976.
  23. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. N 867 // Российская газета от 20 мая 2000 г., N97.
  24. О структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 25 мая 1999 г. N 651 (с изм. и доп. от 8, 28 июня, 6, 23 июля, 9 августа 1999 г., 29 февраля 2000 г.) // Российская газета от 29 мая 1999 г.
  25. О Министерстве государственного имущества Российской Федерации: Указ Президента РФ от 30 сентября 1997 г. N 1063 (с изм. и доп. от 12 апреля 1999 г.) // СЗ РФ от 6 октября 1997 г., N 40, ст. 4583.
  26. О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп: Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. N 443 (с изм. и доп. от 24 августа 1998 г.) // Российская газета от 4 апреля 1996 г.
  27. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. N 608 // Российская газета от 14 мая 1996 г.
  28. О создании Государственной инвестиционной корпорации: Указ Президента РФ от 2 февраля 1993 г. N 184 (с изм. и доп. от 16 мая 1997 г.) // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 г., N 6, ст. 513.
  29. О создании Российской финансовой корпорации: Указ Президента РФ от 15.03.93 г. № 339.
  30. О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий: Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 (с изм. и доп. от 16 апреля 1998 г.) // Российская газета от 20 ноября 1992 г.
  31. О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1024 // Российская газета от 12 августа 1999 г.
  32. О государственном органе по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению: Постановление Правительства РФ от 17 февраля 1998 г. N 202 // Российская газета от 26 февраля 1998 г.
  33. О создании открытого акционерного общества «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование». Постановление Правительства РФ от 14.11.98 г. № 1347.
  34. Вопросы Федеральной продовольственной корпорации: Постановление Правительства РФ от 26 января 1995 г. № 82.
  35. О Российской финансовой корпорации: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1993 г. № 336.
  36. О создании акционерного объединения «Научные приборы»: Постановление СМ СССР от 26.05.90 г. № 528.
  37. Об итогах первого этапа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 9 декабря 1994 г. N 378−1 ГД // Российская газета от 21 декабря 1994 г.
  38. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума
  39. Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 // Российская газета от 10, 13 августа 1996 г.
  40. Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР: Постановление ВС РСФСР от 11 октября 1991 г. N 1737−1 // Российская газета от 25.10.91.
  41. Об усилении работы по реализации активной социальной политики и повышении роли Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. Постановление Совета Министров СССР от 17 июля 1987 г. N825.
  42. Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах: Постановление СМ СССР от 19.06.90 г. N 590.
  43. Об утверждении «Положения об акционерных обществах»: Постановление СМ РСФСР от 25.12.90 г. N 601.
  44. Положение о поставках продукции производственно-технического назначения: Постановление Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N888.
  45. Об утверждении Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Министерства внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД РФ от 19 марта 1999 г.
  46. Монографии, учебники, учебные пособия, статьи:
  47. Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. — № 12.
  48. Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемы теории и практики // Государство и право. 1998. № 8. — С.71−81.
  49. С., Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах // Российский экономический журнал. 2000. — № 1.
  50. Д., Ревин В. Преступность в кредитно-банковской сфере. М.: Брандес, 1997.- 120 с.
  51. И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М., 1989.
  52. Л.И. Локальное правовое регулирование. Л., 1985.
  53. И.Г. Развитие корпоративных форм управления в России // Российский экономический журнал. 2000. — № 11−12.
  54. С., Жуков В., Капелюшников Р. Доминирующие категории собственников и их влияние на хозяйственное поведение // Вопросы экономики. 1998. — № 12.
  55. М., Кузнецов П., Фоминых А. Корпоративное управление глазами директората // Вопросы экономики. 1997. — № 5.
  56. У.Э. Основные черты российского открытого акционерного общества и американской корпорации // Государство и право. 1998. -№ 7.
  57. С., Петров Д. Корпоративный сектор в переходной экономике // Российский экономический журнал. 1997. — № 8.
  58. А.Ф. Теневая экономика и экономическая безопасность России. Учебное пособие. М.: ЮИ МВД РФ, 1998.
  59. А.В. Экономические и правовые проблемы борьбы с преступностью в кредитно-финансовой сфере. Московский институт МВД России, 1999.- 172 с.
  60. Н. Приятного аппетита // Коммерсант. 2000. — № 204.
  61. Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур // Российский экономический журнал. 1997. № 1.
  62. Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России // Российский экономический журнал. 1998. — № 11−12.
  63. Ю., Савченко В. Государственное предпринимательство: корпоративная ипостась // Российский экономический журнал. 1997. -№ 2.
  64. Ю., Хуснутдинов М., Пухова Е., Ухин А. К развитию постсоветских транснациональных корпораций (фактология, аналитика, предложения). Российский экономический журнал. — 1999. — № 11−12.
  65. А. Состояние и перспективы официальных финансово-промышленных групп в России // Российский экономический журнал. -1999. -№ 11−12.
  66. .В. Коррупция в России. В кн.: Криминология — XX век. // Под ред. Бурлакова В. Н., Сальникова В. П. — СПб., Издательство «Юридический центр Пресс», 2000.
  67. В.Ф., Мотин В. В., Наумов Ю. Г. Экономико-правовые проблемы малого предпринимательства: Монография. Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. — 92 с.
  68. Гобсон Дж, А. Империализм / Пер. с англ. JL, 1927.
  69. Г. Д. Соотношение положений Гражданского кодекса и закона об акционерных обществах. В кн.: Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. Под ред. A.JI. Маковского. — М., Издательский центр частного права, 1998, с. 167−175.
  70. Гражданское и торговое право капиталистических стран / Под ред. В. П. Мозолина и М. И. Кулагина. М.: Высшая школа, 1980.
  71. JI.M. О правовой природе агропромышленного комплекса в период его становления // Советское государство и право. 1985. — № 2.
  72. В. ФПГ в стратегии реформирования российской экономики // Российский экономический журнал. 2000. — № 11−12.
  73. В. Финансово-промышленные группы в российской экономике (спецкурс) Тема 8 // Российский экономический журнал. 1999. -№ 3.
  74. В. Отечественные ФПГ: испытание кризисом-98 // Российский экономический журнал, 1999, № 11−12.
  75. С.А. Международная статистика образования и ее отражение в статистике занятости (Методы и организация). М., Институт мировой экономики и международных отношений, 1993.
  76. В.М., Крылов А. А. Криминализация экономических отношений в кредитно-финансовой сфере. М., МЮИ МВД России, 1998.
  77. С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности (предпринимательское право): курс лекций. М., 1998.
  78. Е.В. Транснациональные корпорации и финансово-промышленные группы: некоторые аспекты организационного и экономико-правового регулирования деятельности / Науч. ред. А. И. Муравъев. СПб.: Ун-т экономики и финансов, 1995.
  79. А.Ю. Россия: бизнес и политика // Мировая экономика и международные отношения. 1996. — № 5.
  80. И.А. Становление хозяйственно-правовой мысли в СССР (20-е годы). М., 1986.
  81. В.В. Развитие корпоративных форм управления в России // Российский экономический журнал. 2000. — № 11−12.
  82. Т.В., Кашанин А. В. Основы российского права: Учебник. -М.: НОРМА, 2000.
  83. Т.В. Хозяйственные товарищества и общества. Правовое регулирование внутрифирменной деятельности. М., 1995.
  84. А.И. О соотношении внутренней и внешней форм труда. В кн.: Методологические проблемы общественных наук. — М.: Наука, 1979.
  85. Г., Михайлов А. Антимонопольное законодательство элемент госрегулирования процессов экономической концентрации // Российский экономический журнал. — 1998/ - № 11−12.
  86. М.И., Тютиков Ю. П. Стратегическое управление корпорациями: Учеб. пособие. СПб.: Любавич, 1996.
  87. С. Развитие корпоративных форм хозяйствования в России // Российский экономический журнал. 1998. — № 3.
  88. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» / Под общ. ред. М. Ю. Тихомирова. М., 1996.
  89. В. А. Финансово-промышленные группы: проблемы становления и перспективы развития. М.: ИМЗИ, 1998.
  90. А.А. Криминальный характер процессов приватизации и акционирования собственности. В кн.: Криминализация экономических отношений в кредитно-финансовой сфере. — М.: МЮИ МВД России, 1998.
  91. А.А. Социально-экономические проблемы и противоречия разгосударствления и приватизации. М.: Московский институт МВД России, 1994.
  92. С.П. Управление крупной корпорацией. М.: Экономика, 1998.
  93. В. Российская приватизация в шестилетней ретроспективе // Российский экономический журнал. 1998. — № 1.
  94. Г. Гражданское право США. М., 1961.
  95. П. Нормативные акты акционерного общества // Хозяйство и право.-1997.-№ 10.
  96. В.И. Полн. собр. соч., т. 23.
  97. С. Уголовно-правовая охрана экономической деятельности. -М.: Академия управления МВД России, 1998. 111с.
  98. Н., Сафронов Б. Кодекс Костикова // Ведомости. 29 ноября 2000 г.
  99. В. Договор о совместной деятельности исходная основа формирования состава учредителей // Хозяйство и право. — 1997. — № 7.
  100. . Крупные корпорации основа подъема и ускоренного развития экономики // Вопросы экономики. — 1998. — N 9.
  101. А. ФПГ: принципы антимонопольного контроля // Российский экономический журнал, № 11−12.
  102. Д. Финансово-промышленные группы: специфика России // Мировая экономика и международные отношения. 1997. — № 4.
  103. С.Д. Акционерные общества. М., 1998.
  104. В.П. Корпорации, монополии и право США. М.: Издательство МГУ, 1966.
  105. В.П., Фарнсворт Е. А. Договорное право СССР и США. М., 1988.
  106. А., Савулькин Л. Корпоративное управление и его влияние на поведение приватизированных предприятий // Вопросы экономики. 1998. — № 7.
  107. В.А. Одночленные корпорации в буржуазном праве // Правоведение. 1981. -№ 4.
  108. Р.Л. Акционерное право США. Правовое положение предпринимательских корпораций США: Учебное пособие. М., 1978.
  109. Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. Л., 1994.
  110. Отечественная кооперация. Исторический опыт. Иваново, 1994.
  111. В.В. Феномен японских торговых домов. У истока «экономического чуда». СПб.: Чернышев, 1996.
  112. Н. Правовое регулирование деятельности акционерных обществ: некоторые проблемы нормотворчества // Хозяйство и право. 1997.-№ 5,6, 7.
  113. О. Национальные особенности банкротства // Коммерсант. № 204 от 31 октября 2000 г.
  114. О. У нас сегодня любого могут обанкротить. // Коммерсант. № 204 от 31 октября 2000 г.
  115. Политическая экономия. Том 1. Досоциалистические способы производства / Под ред. Н. А. Цаголова. М.: Экономика, 1973.
  116. Проблемы повышения эффективности НИ и ОКР в свете постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О переводе научных организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование» // Сборник статей. -Харьков: НТИ, 1988.
  117. М. Границы «безграничных» предприятий: перспективы сетевых организаций // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 1.
  118. Римское частное право: Учебник / Под ред. Проф. И. Б. Новицкого и проф. И. С. Перетерского. М., 1994.
  119. В.Д. Правовое положение финансово-промышленных групп: возможности и ограничения // Государство и право. -1998. -№ 2.
  120. Ю., Самойлова Т. Вениамин Яковлев: необходимо менять закон о банкротстве // Ведомости от 8 февраля 2001 г.
  121. П., Нордхаус В. Экономика: Пер с англ. М., 1997.
  122. Советское гражданское право. Субъекты гражданского права / Под ред. С. Н. Братуся.-М., 1984.
  123. Современная буржуазная экономическая мысль: критика теории и методологии. М.: Мысль, 1986.
  124. В. Корпоративное управление в России: по ком звонит колокол? // Мировая экономика и международные отношения. 1996. -№ 11.
  125. Е. Акционерные общества и другие юридические лица в новом гражданском законодательстве // Хозяйство и право. 1997. — № 1. Суханов Е. Система юридических лиц // Советское государство и право. — 1991.-№ 11.
  126. Дж. Куда ведут реформы (к десятилетию начала переходных процессов) // Вопросы экономики. 1999. — № 7.
  127. О.Н. Акционерное право США и России: сравнительный анализ. М.: СИАРК, 1996.
  128. Ю.А. Товарищества с ограниченной ответственностью в России // Государство и право. -1993. № 1.
  129. Е. Исполнительный орган акционерного общества организатор внутрифирменного управления // Хозяйство и право. — 1997. — № 7.
  130. Е. Особенности управления акционерными обществами с государственным капиталом // Хозяйство и право. 1997. -№ 8. Торкановский Е. Управление акционерным обществом // Хозяйство и право. — 1997. — № 6.
  131. Е. Финансово-промышленные группы: перспективы и проблемы // Хозяйство и право. 1996. — № 4, 5.
  132. В. Холдинг: эволюция, сущность, понятие // Хозяйство и право. 1996. — № 11, 12.
  133. Финансово-промышленные группы: зарубежный опыт и реалии России. Под ред. А. Г. Мовсеняна и Б. М. Смитиенко. М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 1996. — 152 с.
  134. Хозяйственное право. Правовое регулирование функциональных видов деятельности в социалистической экономике / Под ред. В. В. Лаптева. -М.: Наука, 1986.
  135. В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990. — 253 с.
  136. Е.Б., Бородин В. В. Понятие юридического лица: история и современная трактовка // Государство и право. 1993. — № 9.
  137. В.Н. Теория государства и права. М., 1995.
  138. А.Г. Развитие корпоративных форм управления в России // Российский экономический журнал. 2000. — № 11−12.
  139. Г. Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию на 1907 г.). М.: Фирма «Сиарк», 1995.
  140. Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию на 1914 г.). -М., 1994.
  141. И. Локальное правовое регулирование деятельности акционерного общества // Хозяйство и право. 1997. — № 5.
  142. И. Правовое обеспечение деятельности акционерного общества. Комплект локальных нормативных актов. М., 1997.
  143. И. Соотношение интересов различных групп акционеров и менеджеров в управлении акционерным обществом // Хозяйство и право. 1998. -№ 11, 12.
  144. Энциклопедический словарь под ред. Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. -СПб., 1902.
  145. Экономико-правовые проблемы совершенствования хозяйственного механизма. М., 1984.
  146. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки. Под ред. В. К. Сенчагова. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998.
  147. Экономическая история России / Под ред. Ю. С. Бадальянца, В. И. Терехина. Рязань: РИПиЭ МВД России, 1997.
  148. Энциклопедический юридический словарь / Под ред. В. Е. Крутских. -2-е изд. -М., 1998.
  149. И. Монополизм не преступление // Коммерсант. — 4 ноября 2000 г.
  150. Л.И. Некоммерческий сектор экономики: проблемы правового регулирования // Государство и право. 1992. — № 3.
  151. Ю. Проектирование и инвестирование наукоемких корпораций // Российский экономический журнал. 1998. — № 3.
  152. Диссертации и авторефераты:
  153. Л.Ф. Формирование организационно-экономического механизма управления корпорацией. Дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н. М., 1999.- 177 с.
  154. В.П. Правовое положение предпринимательской корпорации и основные тенденции развития законодательства о корпорации в США. Автореф. дисс. на соиск.уч. ст. д.ю.н. М., 1967.
  155. Е.Н. Предупреждение негативных социально-экономических явлений в процессе приватизации. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.э.н. М., Академия МВД России, 1994.
  156. Birlenbach W. Die Begriffe des herrschenden und abhandigen Un-ternehmens im Recht des Unterordnungs Konzerns des Aktiengesetzes 1965.
  157. Black’s Law Dictionary. Fifth Edition. West Publishing Co., Minn., USA, 1978.
  158. Clark R.C. Corporate Law, 1986.
  159. Solomon L., Palmiter A. Corporation. Examples and Explanations. Second Edition. Can., 1994.
  160. Wurdinger H. Aktien- und Konzernrecht. Eine systematische Darstellung. Karlsruhe, 1973.
Заполнить форму текущей работой