Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-психологические особенности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В противоположность предшествующему периоду, в современной рыночной экономике профессиональное будущее студента является неопределенным, он не может начать специализацию слишком рано, не рискуя получить специальность, которая впоследствии окажется невостребованной в быстро меняющей свои ориентиры и содержание социально-экономической обстановке. Студент должен психологически готовиться… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 1. 1. Понятие и основные характеристики профессионального самоопределения, его стадии и уровни
    • 1. 2. Психологические компоненты профессионального самоопределения личности
    • 1. 3. Социально-психологический анализ особенностей профессионального самоопределения студентов и выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях
  • Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Программа и методики эмпирического исследования
    • 2. 2. Выявление профессиональных планов, уровня притязаний, ценностных орентаций и устойчивости ориенации на избранную профессию выпускников вузов психологических специальностей

    2.3. Изучение у выпускников вузов психологических специальностей системы самооценок полученных ими профессиональных знаний, умений, удовлетворенности деятельностью и реализацией своей личности в профессиональном труде.

    2.4. Выводы по второй главе.

Социально-психологические особенности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Разработка проблем, связанных с профессиональным самоопределением выпускников вузов как особой социальной группы, в настоящее время приобретает принципиальное значение для решения важнейших задач общественной практики в нашей стране.

Трудности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей порождены нестабильностью общества в целом, кризисом привычных норм и ценностей в жизни людей в нашем обществе. Они обусловлены и такими факторами, как устранение системы государственного распределения, ситуацией на рынке труда (безработица, нехватка рабочих мест для молодых специалистов с высшим образованием), расширением сферы выбора направлений, форм и способов профессионального самоопределения.

Качественные изменения в социально-экономической жизни общества, в содержании и характере организации трудовой деятельности обнаруживают несоответствие между возможностями для самореализации личности и подготовленностью молодежи к их творческому использованию. Поэтому профессиональное самоопределение в современных условиях должно ориентироваться на формирование профессиональной мобильности и такого уровня профессионального образования, который позволил бы адаптироваться к меняющимся условиям и содержанию профессионального труда, а также на создание условий для успешной самореализации личности, предотвращение внутриличностных конфликтов и профессиональных фрустраций.

В противоположность предшествующему периоду, в современной рыночной экономике профессиональное будущее студента является неопределенным, он не может начать специализацию слишком рано, не рискуя получить специальность, которая впоследствии окажется невостребованной в быстро меняющей свои ориентиры и содержание социально-экономической обстановке. Студент должен психологически готовиться к неопределенности, к возможным многократным трансформациям в самой специальности и в отношении к ней общества, к необходимости быстро усваивать новые навыки и выполнять различные функции, постоянно доучиваться и переучиваться, то есть быть универсальным работником. Главным становится не количество знаний, что само по себе, конечно, важно, а способность решать различные ситуационные проблемы, адекватно проявлять себя в непредвиденных, нетривиальных обстоятельствах.

Актуальность рассматриваемых вопросов, их недостаточная научная и методическая проработанность, практическая потребность в организации помощи студентам выпускных курсов и выпускникам вузов определили тему диссертационного исследования.

Объектом исследования являлось профессиональное самоопределение выпускников вузов психологических специальностей, а его предметом — социально-психологические особенности их профессионального самоопределения в современных условиях.

Цель исследования состояла в выявлении социально-психологических особенностей и условий профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях.

Основные задачи исследования:

1. Обобщение научно-психологических представлений о сущности и содержании, стадиях и уровнях профессионального самоопределения выпускников вузов в современных условиях.

2. Выявление социально-психологической специфики, системы трудностей и препятствий профессионального самоопределения студентов-пятикурсников и выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях.

3. Разработка концептуальной модели, программы и технологии эмпирического исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов-пятикурсников и выпускников вузов психологических специальностей.

4. Выявление у студентов-пятикурсников и выпускников вузов психологических специальностей социально-психологической специфики профессиональных планов, содержания их социальных и профессиональных ожиданий, системы самооценок полученных профессиональных знаний и умений, удовлетворенности деятельностью и реализацией своей личности в профессиональном труде, социально-психологической готовности к решению практических задач в современных условиях.

5. Выработка практических рекомендаций по оптимизации профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей.

Гипотезой диссертационного исследования выступали предположения о том, что: а) профессиональное самоопределение студентов и выпускников вузов психологических специальностей осуществляется в тесной взаимосвязи с их социальнои индивидуально-личностным самоопределением, детерминируется рядом субъективных и объективных факторов и имеет социально-психологические особенности, в числе которых основными являются особенности, характеризующие:

— сформированные у них в процессе обучения социальные и профессиональные ожидания, ценностные ориентации и ориентацию на избранную профессию;

— характеристики их профессиональной подготовленности и социально-психологической готовности к решению практических задач в современных условиях;

— уровень удовлетворенности ими содержательной стороной профессиональной деятельности;

— успешность их адаптации и интеграции в новых трудовых коллективахб) эффективность профессионального самоопределения психологов повысится, если учебный процесс в вузе и профессиональная подготовка студентов будут строиться с учетом выявленного своеобразия их профессионального самоопределения и на основе специально разработанных практических рекомендаций.

Методологической основой исследования являлись:

1. Общенаучные принципы и закономерности, в том числе общие положения философской науки (законы диалектики, материалистическое понимание психики и сознания человека).

2. Базовые методологические принципы научной психологии (принцип системности П. К. Анохин, В. П. Кузьмин, Б. Ф. Ломов и др.- принцип развития — Б. Г. Ананьев, П. П. Блонский, А. В. Запорожецпринцип единства сознания и деятельности — А. В. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн и др.- принцип детерминизма и принцип связи индивидуального и общественного — Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.).

3. Научные представления о целостном характере процесса формирования личности на разных этапах ее развития, о влиянии внешнего и внутреннего на процесс ее формирования и трансформаций, раскрытые в трудах Л. И. Божович, А. В. Захарова, И. В. Дубровиной, А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна, положения акмеологического подхода в психологии (А.А. Деркач, Н. В. Кузьмина и др.).

4. Идеи и разработки в рамках концепции психологического анализа профессиональной деятельности (В.А. Бодров, Е. А. Климов, В. Н. Шадриков и др.), личностно-социально-деятельностный подход к проблеме профессионального самоопределения личности (А.В. Барабанщиков, Л. Ф. Железняк, Б. Ф. Парыгин, А. В. Петровский и др.).

Теоретической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей, в которых раскрываются: сущность и содержание профессионального самоопределения (М. Аргайл, М. Я. Басов, В. А. Бодров, Е. М. Борисова, К. М. Гуревич, Л. Г. Дикая, Д. Н. Завалишина, А. Г. Здравомыслов, Е. А. Климов, И. Г. Кокурина, Л. Л. Кондратьева, Т. В. Кудрявцев, A.M. Кухарчук, А. Ф. Лазурский, Г. П. Ников, И. Г Ольшанский, А. К. Осницкий, А. И. Подольский, З. А. Решетова, В. Ф. Сафин, В. Д. Шадриков и др.) — стадии и уровни профессионального самоопределения (Б.Г. Ананьев, В. А. Бодров, Ш. Бюллер, Э. Гинзберг, Е. И. Головаха, И. С. Кон, Е. А. Климов, С. П. Крягже, Н. С. Пряжников, Д. Сьпер, и др.) — психологические компоненты профессионального самоопределения личности: профессиональная мотивация, самосознание, межличностные отношения и социальный статус (Г.М. Андреева, Л. И. Божович, Е. М. Борисова, М. Верной, Ф. Герцберг, А. И. Донцов, P. J1. Кричевский, А. Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, А. В. Петровский, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Э. Эриксон, В. Я. Ядов, П. М. Якобсон и др.) — социально-психологические особенности профессионального самоопределения студентов и выпускников вузов (К.А. Абульханова — Славская, Б. Г. Ананьев, П. И. Бабочкин, Б. В. Блинов, Е. Н. Богданов, М. И. Губанова, В. М. Зуева, Н. Э. Касаткина, Н. В. Ковалева, Н. И. Конюхов, Б. Б. Коссов, А. И. Крупное,.

A.А. Крылов, Е. И. Кулюткин, В. Т. Лисовский, В. Я. Ляудис,.

B.А. Поляков, A.M. Прихожан, Б. А. Ручкин, Н. Н. Толстых,.

C.Н. Чистякова, А. В. Шаронов и др.).

Методической основой исследования являлась совокупность методов психологической науки (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, различных опросов), программы и технологии исследования, включавших в себя использование методик: «Ориентация на собственную активность или на внешние. силы» (в модификации М.Р. Гинзбурга), «Эмоциональное отношение к будущему» (М.Р. Гинзбург), «Ценностные ориентации» (М. Рокич) — методики, направленные на выявление отношения к планированию собственной жизни, а также протяженности и конкретности планов на будущее.

Кроме того, использовались специальные методики для разработки, подготовки и организации начальных и пилотажных этапов исследованияметодики сбора и обобщения психологических данных (специальные беседы и анкетные опросы) — методы математической и статистической обработки с помощью программы SPSS, интерпретации данных с помощью контент-анализа научных источников и результатов тестирования, шкалирования, ранжирования.

Эмпирическую базу диссертации составили результаты двухэтапного исследования, проводившегося в течение нескольких лет среди студентов-пятикурсников и выпускников МГСУ:

1 этап — исследование студентов 5 курса факультета психологии МГСУ путем тестирования, анкетирования и опроса (51 человек в 1998/1999 учебном году- 42 человека в 1999/2000 учебном году), а также экспертный опрос 10 преподавателей факультета психологии МГСУ, 20 выпускников факультета психологии МГСУ 1996/1997 учебного года и 20 выпускников факультета психологии МГСУ 1997/1998 учебного года.

2 этап — исследование выпускников факультета психологии МГСУ разных лет выпуска методом опроса и по специально разработанной технологии (40 выпускников 1996/1997 учебного года- 25 выпускников 1997/1998 учебного года, 49 выпускников 1998/1999 учебного года).

В целом исследованием было охвачено 180 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что: проанализированы и обобщены подходы к проблеме профессионального самоопределения, описаны сущность и содержание, охарактеризованы основные факторы и условия профессионального самоопределения выпускников вузоввыявлена социально-психологическая специфика профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей, дана характеристика системы трудностей и препятствий, встречающихся на первых этапах их профессиональной деятельности в современных условиях;

— разработана концептуальная модель, программа и технология эмпирического исследования социально-психологических особенностей профессионального самоопределения студентов и выпускников вузов психологических специальностей;

— выявлена социально-психологическая специфика профессиональных планов студентов и выпускников вузов психологических специальностей, изучено содержание их социальных и профессиональных ожиданий;

— исследована система самооценок полученных ими в вузе знаний и умений, оценена социально-психологическая готовность студентов-пятикурсников и выпускников вузов психологических специальностей к решению профессиональных практических задач в современных условияхосмыслена удовлетворенность молодых психологов деятельностью и реализацией своей личности в профессиональном трудевыработаны конкретные рекомендации по оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов и выпускников вузов психологических специальностей.

Положения, выносимые на защиту, полностью раскрыты в основном содержании диссертации и сводятся к следующему:

1. Профессиональное самоопределение — длительный, динамичный, многоплановый процесс самореализации личности в профессии, который детерминируется социально-экономическими, социально-психологическими, собственно-психологическими, субъектно-личностными, индивидуально-личностными и индивидно-демографическими факторами. Он включает в себя несколько стадий, среди которых особую роль играет стадия профессиональной адаптации личности в конкретной деятельности, которая приходится на период окончания вуза и первые годы после него. К этому же времени относится и всестороннее развитие личности студента. По этой причине профессиональное самоопределение студента-выпускника вуза включает в себя как элементы жизненного, так и социального самоопределения.

2. Структура профессионального самоопределения включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Качественными показателями профессионального самоопределения на стадии профессиональной адаптации личности являются: общие характеристики профессионального статуса человека, устойчивость установки на избранную профессию, степень идентификации себя как специалиста в данной профессиональной области, степень удовлетворенности своей профессиональной подготовкой, ценностные ориентации, профессиональная мотивация, эмоциональное состояние, уровень притязаний, степень определенности и конкретности жизненных и профессиональных планов на будущее, активность в отношении достижения намеченных профессиональных целей, удовлетворенность своей позицией в трудовом коллективе, удовлетворенность своей деятельностью и степень реализации личного потенциала в профессиональном труде, уверенность в завтрашнем дне и наличие перспектив профессионального и личностного роста.

3. Основными социально-психологическими особенностями профессионального самоопределения студентов-пятикурсников вузов психологических специальностей являются: отсутствие четких представлений о своем профессиональном будущем, индивидуалистическая направленность ценностных ориентацийнедостаточность сформированных в ходе обучения в вузе умений и навыков и, как следствие, низкий уровень их готовности к самостоятельному решению практических профессиональных задач в современных условияхустойчивая ориентация на дальнейшую профессиональную деятельность по полученной специальности.

4. Основными социально-психологическими особенностями профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей со стажем работы до трех лет обычно выступают: низкий уровень удовлетворенности содержательной стороной своей профессиональной деятельности, устойчивая ориентация на реализацию личного потенциала в рамках профессии при ограниченных возможностях для профессионального и карьерного роста.

Практическая значимость исследования определяется разработкой общей концептуальной модели, специальной программы и своеобразных технологий эмпирического исследования особенностей профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей, которые могут творчески применяться в современных условиях в целях эффективного совершенствования процесса профессионального самоопределения специалистов различного профиля.

Результаты исследования позволили выработать ряд практических рекомендаций, в том числе по улучшению качества подготовки психологов-профессионалов, корректировке учебных программ психологических специальностей с учетом пожеланий выпускников, а также требований, продиктованных современными условиями развития общества. Полученные результаты могут быть использованы в качестве основы программы создания специальной психологической службы, деятельность которой направлена на оптимизацию профессионального самоопределения студентов и выпускников вузов.

Надежность и обоснованность результатов исследования обеспечивали: применение апробированного на практике инструментариярепрезентативность представленной выборкивзаимопроверка полученных данныхвнедрение выработанных в ходе исследования предложений и рекомендаций в учебный процесс Московского государственного социального университета (МГСУ) и Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ).

Внедрение и апробация результатов диссертации осуществлялись посредством участия ее автора в научно-практических конференциях института психологии МГСУ (1998, 1999, 2000 гг.), проведением специальных занятий и тренингов на различных факультетах МГСУ и МНЭПУ.

Основное содержание, практические результаты и теоретические выводы проведенного исследования докладывались и обсуждались на кафедре социальной психологии МГСУ.

Структура диссертации определялась общей логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (Глава 1 «Сущность и особенности профессионального самоопределения студентов и выпускников вузов в современных условиях» — Глава 2 «Эмпирическое исследование социально-психологических.

2.4. Выводы по второй главе.

1. Структура профессионального самоопределения включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Сложность профессионального самоопределения обусловливается действием социально-экономических, социально-психологических, собственно-психологических, субъектно-личностных, индивидуально-личностных и индивидно-демографических факторов.

В ходе проведенного эмпирического исследования выявлены следующие социально-психологические особенности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей:

1. Представления студентов-пятикурсников о своем профессиональном будущем характеризуются малой конкретностью, что объективно обусловлено нестабильностью общественной жизни в целом и ситуации на рынке труда в частности, а субъективно — с низким уровнем притязаний. Ощущение неопределенности в отношении будущего для студентов-выпускников год от года возрастает. Студенты-пятикурсники психологических специальностей склонны испытывать в отношении своего будущего интерес, уверенность и спокойствие, чем страх и тревожность, им чуждо индифферентное отношение к будущему.

2. Способы трудоустройства, имеющиеся в распоряжении современных выпускников психологических специальностей вузов на практике оказываются малоэффективными. Старая, распределительная система трудоустройства уже окончательно сломанна, а государство и вуз не могут предложить молодому специалисту более или менее надежных способов трудоустройства по избранной специальности. Усиливается ориентация пятикурсников на собственную активность.

3. Ценностные ориентации современных пятикурсников таковы, что в системе приоритетов предпочтение отдается индивидуалистическим ценностям. Прослеживается тенденция к ужесточению требований к себе, осознанию необходимости развивать волевые качества личности для достижения поставленных целей. Успехи в жизни большинство молодых людей связывают с хорошим образованием, материальной обеспеченностью, интересом к профессии, волевыми качествами личности, жесткой самодисциплиной и самоконтролем, трудолюбием и рациональным подходом к жизни.

5. Устойчивость сформированных в процессе обучения в вузе ориентаций на избранную профессию высока. Большинство студентов-пятикурсников ориентированы в своей дальнейшей профессиональной деятельности на избранную профессию.

6. Факторами, определяющими выбор конкретного рабочего места пятикурсниками являются: возможность работать по специальности, возможность профессионального роста, возможность иметь наставника, уровень зарплаты, психологический климат в коллективе.

7. В системе подготовки специалистов-психологов слабым звеном является обучение применению на практике методов и методик психологического исследования.

8. Отмечен низкий уровень удовлетворенности выпускников своей профессиональной деятельностью на ее первых этапах.

9. Смена выпускниками специальности уже через годдва после окончания вуза происходит несмотря на прочность сформированных в процессе обучения установок на профессиональную деятельность и самореализацию в рамках полученной специальности, что носит вынужденный характер. Причинами смены специальности становятся низкий уровень зарплаты, невозможность профессионального и карьерного роста.

10. Современные условия не позволяют молодому специалисту в полной мере реализоваться в профессиональном труде. Выпускники имеют весьма ограниченные возможности для профессионального и карьерного роста по избранной специальности.

11. В связи с коммерциализацией всех сфер деятельности у работодателей утрачена установка на то, что к молодому специалисту должно привлекаться особое внимание. Выпускник, приходя на рабочее место, оказывается лишенным необходимого ему периода адаптации и вхождения в специальность. Вместо этого к нему сразу начинают предъявляться жесткие требования, что приводит к формированию и развитию у современных выпускников глубокого внутриличностного конфликта.

12. Статус психологов в трудовых коллективах, особенно в коммерческой сфере, весьма невысок, что, связано с невысокой самооценкой выпускниками своих профессиональных знаний и навыков, а также с отсутствием навыка занимать правильную позицию в трудовом коллективе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного диссертационного исследования были сформулированы следующие основные выводы:

1. Профессиональное самоопределение — длительный, динамичный, многоплановый процесс самореализации личности в профессии. Он включает в себя несколько стадий: а) формирование профессиональных намерений, психологической готовности к профессиональному выбору и выбор человеком профессииб) профессиональное обучениев) профессиональная адаптацияг) самореализация личности в своем профессиональном трудед) передача опыта другим людям. Указанные стадии не являются строго разведенными во времени, в значительной степени они зависят от содержания профессии, индивидуальных качеств человека, благоприятных или неблагоприятных внешних обстоятельств, в том числе социально-психологических.

2. Специфика профессионального самоопределения выпускников вузов состоит в том, что на период окончания вуза и первые годы после него приходится адаптация личности в конкретной деятельности. К этому же времени относится и всестороннее развитие личности студента, превращение его в гражданина. По этой причине профессиональное самоопределение студента-выпускника вуза включает в себя как элементы жизненного, так и социального самоопределения.

3. Структура профессионального самоопределения включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты. Сложность профессионального самоопределения обусловливается действием социально-экономических, социально-психологических, собственно-психологических, субъектно-личностных, индивидуально-личностных и индивидно-демографических факторов.

4. Ведущими условиями профессионального самоопределения молодежи являются: сформированность мотивационно-потребностной сферы личностивзаимосвязь учебных, познавательных и профессиональных интересов личностидифференциация и индивидуализация деятельности.

5. Как показало проведенное исследование, к социально-психологическим особенностям профессионального самоопределения студентов-пятикурсников и выпускников вузов психологических специальностей со стажем работы до трех лет можно отнести следующее: представления о профессиональном будущем, профессиональные планы студентов-пятикурсников характеризуются малой конкретностью, что объективно обусловлено нестабильностью ситуации на рынке труда и субъективно связано с низким уровнем притязанийв целом, они склонны испытывать в отношении своего будущего в большей степени интерес, уверенность и спокойствие, чем тревожность и страх, им чуждо индифферентное отношение к будущемуценностные ориентации студентов-выпускников таковы, что в системе приоритетов предпочтение отдается индивидуалистическим ценностямпрослеживается тенденция к ужесточению требований к себе, осознанию необходимости развивать волевые и социально-психологические качества для достижения поставленных целейуспехи в жизни и профессиональной деятельности связываются с хорошим образованием, материальной обеспеченностью, интересом к профессии, жесткой самодисциплиной и самоконтролем, трудолюбием, рациональным подходом к жизнив содержании профессиональной подготовленности студентов-пятикурсников слабым звеном является недостаточность сформированных в процессе обучения в вузе навыков использования на практике методов психологического исследования, следствием чего является низкий уровень их готовности к самостоятельному решению практических профессиональных задач в современных условияхустойчивость сформированных в процессе обучения в вузе ориентаций на избранную профессию очень высока, большинство студентов-выпускников ориентированы на дальнейшую профессиональную деятельность по полученной специальностифакторами, определяющими выбор ими конкретного рабочего места, являются: возможность работать по специальности, перспективы профессионального роста, стремление иметь наставника, уровень зарплаты, психологический климат в коллективесмена молодыми психологами специальности уже через год-два после окончания вуза, которая происходит, несмотря на устойчивость сформированных в процессе обучения ориентаций на профессиональную деятельность и самореализацию в рамках полученной специальности, носит вынужденный характер и детерминируется условиями современной жизниосновными причинами смены специальности являются низкий уровень зарплаты, невозможность профессионального и карьерного роста. уровень удовлетворенности молодых психологов со стажем работы до трех лет содержанием профессиональной деятельности на первых ее этапах невысок, поскольку современные условия не позволяют молодому специалисту реализоваться в полной мереих профессиональный и карьерный рост в рамках избранной специальности весьма ограниченв связи с коммерциализацией всех сфер деятельности и отсутствием у работодателей установки на проявление особого внимания к молодому специалисту, к выпускникам-психологам сразу начинают предъявляться жесткие требования, что приводит к формированию и развитию у них внутриличностного конфликта.

Практические рекомендации. Полученные в ходе проведенного исследования данные, свидетельствуют о том, что существует необходимость внесения определенных корректив в процесс профессионального обучения студентов-психологов.

Деканатам и профессорско-преподавательскому составу психологических факультетов вузов целесообразно:

1. При работе со студентами уделять больше внимания не только знакомству их с основами психологических знаний, но и с особенностями профессиональной деятельности специалиста-психолога (требования к профессии, трудности в реализации профессиональных задач, особенности выполнения функциональных обязанностей, структура профессионально важных качеств и т. д.). Это будет способствовать формированию адекватного образа будущей профессиональной деятельности и позволит развивать те способности и умения, которые необходимы психологу-профессионалу, чтобы подготовиться к более успешной адаптации в самостоятельной трудовой деятельности.

2. Система практической подготовки специалистов-психологов должна строиться таким образом, чтобы общие принципы построения психологических исследований и психодиагностического обследования, а также наиболее важные и часто используемые в практике методы и методики формировались на уровне навыков. Это может быть достигнуто посредством увеличения количества часов психологических практикумов, что обеспечит большее количество упражнений для выработки практических умений студентов, чтобы, попав на рабочее место после окончания вуза, молодой специалист-психолог мог самостоятельно решать поставленные перед ним конкретные практические задачи.

3. При составлении учебных программ следует не ограничиваться одним психологическим практикумом, который преподается на первом — втором курсах, а ввести в учебный план старших курсов практикумы, построенные подобно ему, по отдельным специальным дисциплинам (общей и дифференциальной психодиагностике, социальной психодиагностике личности и т. д.), а также организовать проведение тренингов и практических занятий по психологическому консультированию и психокоррекции, психологии профессионального общения.

4. Усилить как теоретическую, так и практическую подготовку по специальным дисциплинам, имеющим первостепенное значение и формирующим полноценного специалиста-психолога (психологическому консультированию, психодиагностике, социальной психологии, психологии управления).

5. В системе подготовки психологов-профессионалов обязательно уделять внимание соответствующей подготовке к трудностям адаптации в профессии на первых этапах профессиональной деятельности. Для студентов последних курсов целесообразно разработать и ввести программу тренинговых занятий, направленную на выработку у молодых специалистов навыков адаптации в новом трудовом коллективе, и формирования позиции, связанной со спецификой выполняемых функций и оптимальной для решения возложенных на психолога профессиональных задач.

6. В целях координации всей работы по успешному профессиональному самоопределению в рамках вуза создать специальную психологическую службу с привлечением к работе в ней студентов старших курсов, выпускников вуза прошлых лет и опытных психологов-практиков, которая решала бы в ходе своей деятельности следующие задачи: формирование у студентов устойчивых характеристик профессионального самоопределенияоказание помощи студентам выпускного курса и выпускникам вуза в профессиональном самоопределенииорганизация мероприятий (в том числе, конференций, семинаров, встреч бывших выпускников вуза и специалистов в данной профессиональной области с нынешними студентами и др.), помогающих студентам как можно раньше сориентироваться в избранной профессиональной сфере, осознать и сформулировать свои профессиональные целиоказание студентам старших курсов помощи в формировании конкретных профессиональных планов на будущее (адекватного образа себя как специалиста, представлений о своих реальных возможностях и перспективах), а также формировании активной позиции в отношении реализации своих профессиональных целейпоиск возможностей и создание условий для прохождения студентами практики в организациях по различным специальностям и направлениямпомощь старшекурсникам в выработке стратегии эффективного поиска рабочего местасоздание банка данных вакансий. Направлениями дальнейшей работы над проблемой могут быть:

— изучение специфики профессионального самоопределения у представителей различных специальностейисследование отдельных компонентов профессионального самоопределения, их влияния друг на друга и профессиональное самоопределениесовершенствование форм и методов работы со студентами, направленных на повышение успешности профессионального самоопределенияразработка социальных и экономических аспектов проблемы профессионального самоопределения выпускников вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, -1980. — 334с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985.- № 5.- С. 3 — 18.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 299с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типологический подход к личности профессионала // Психологическое исследование проблемы формирования личности профессионала / В. А. Бодров и др.- М., 1991. -С. 58- 67.
  5. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и некоторые задачи психологической службы в вузе / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы / Сб. науч. тр. М.: НИИВО, 1993.-215с.
  6. Н.А., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. — № 1- 2. — С. 73- 84.
  7. .Г. К психофизиологии студенческого возраста. В кн.: Современные психолого-физиологические проблемы высшей школы. — Л., 1974, — С. 3 — 15.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. Л., 1974. — 380с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. Т. 1,2, — М., 1980. 512с.
  10. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999.- 376 с.
  11. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал.- 1981. № 2. — С. 8- 18.
  12. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы / Психология развития и формирования личности. М.: Наука, 1981. — С. 3 — 19.
  13. Л.И. Личность с позиции динамического подхода / Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990.- С. 7 — 17.
  14. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991. — С. 27 — 42.
  15. Л.И. Личность в динамике: Некоторые итоги исследований. // Психологический журнал. 1992. — № 5. — С. 12 -25.
  16. М. Психология счастья. М., 1990. — 331с.
  17. И.П. Проблемы становления специалистов в высшей школе (региональный аспект). М., 1997.
  18. М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975. — 427с.
  19. .В., Петров В. П. Некоторые особенности развития различных индивидуальных качеств в процессе вузовской подготовки специалистов / Проблемы формирования профпригодности специалистов / Ю. М. Забродина. М., 1985. — С. 23 — 27.
  20. Е.Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя. М., 1994. — 219с.
  21. В. А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. // Психологические исследования формирования личности профессионала: Сб. научных трудов./ Институт психологии / М., 1991. — С. 3 — 26.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // Психологические иссследования М.: Педагогика, 1968. — 464с.
  23. Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. М., 1978. — С. 168 — 179.
  24. Е.М. Психологические аспекты формирования личности передового советского рабочего // Вопросы психологии. 1977. — № 6. — С. 6 — 17.
  25. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Психология формирования и развития личности. М., 1981, С. 159 — 177.
  26. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Дисс. докт. психол. наук. М., 1995.
  27. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. -М., 1991. 80с.
  28. Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1985. -102с.
  29. .С. Аномалии личности. М., 1988. — 300с.
  30. А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. -108с.
  31. С.С. Ценностные ориентации личности как многомернаянелинейная система // Психологический журнал. 1999. — Т 20. -№ 5. — С. 38 — 44.
  32. Ю.В. Становление профессионально-личностных новообразований будущего специалиста // Развивающая психология основа гуманизации образования / Под ред. Ляудис В. Я., Корж Н. Н. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — С. 33 -34.
  33. Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1983. -Т. 3. — 368с.
  34. С.Г. Вопросы психологии труда // Вопросы психологии. 1957. — № 4. — С. 8 — 24.
  35. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. — № 2. ~ С. 19 — 26.
  36. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 43 — 52.
  37. М.Р. Психология личностного самоопределения: Дисс.докт. псих, наук.- М., 1996.
  38. А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. М., 1979. — 160с.
  39. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наук. Думка, 1988. — 142с.
  40. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи: Дис.докт. псих. наук. Киев., 1988.
  41. С.С. Вопросы активизации профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. — 1985. — № 6. -С. 15 — 19.
  42. С.С. Теория и практика профессиональнойконсультации учащихся общеобразовательных школ: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1993. — 32с.
  43. К.М. Профессиональная пригодность и проблема закрепления кадров / Вопросы теории и практики профориентации. М., 1972. — С. 69 — 76.
  44. Т.Т. О системном подходе к использованию методов психодиагностики в профотборе / Вопросы диагностического развития. Таллин., 1976. — С. 58 — 60.
  45. В.Н. Психология общих способностей. Санкт-Петербург.: Питер Ком, 1999. — 368 с.
  46. И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991. -229с.
  47. М. И. Кандыбовоч JI.A. Краткий психологический словарь: личность, образование, самообразование. Минск, 1998. -399 с.
  48. З.Ф. Динамика научного творчества преподавателей в зависимости от возраста. // Возрастная психология взрослых. JL-1971. — Вып. 2.
  49. Жизненные пути молодого поколения. Таллин, 1983.
  50. Д.Н. Психологическая структура способностей / Развитие и диагностика способностей. М.: Наука. — 1991. — 113с.
  51. А.В. Генезис самооценки : Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1989. — 44с.
  52. Н.У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности : Дис.канд. пед. наук. М., 1993.
  53. Зуев В. М, Коссов Б. Б., Крылов А. А. Реализация гуманистическихцелей в новых социально-экономических условиях / Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: Сб. науч. тр. М.: НИИВО, 1993. — с. 12.
  54. Э.В. Что такое личность / Психология личности. Тексты. М., 1982. — С. 11 — 19.
  55. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. — 328с.
  56. Т.А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов психологов: Автореф. дис. канд. псих. наук. — М., 2000. — 27с.
  57. Т.А. Особенности личностного развития и профессионального становления студентов психологов : Дис. канд. псих. наук. — М., 2000.
  58. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1995. — 38с.
  59. Н.Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования: Дис.докт. пед. наук. М., 1995.
  60. Е. А. Путь в профессию. Л., 1974. — 190с.
  61. Е.А. Высшая школа объект проектированитя // Концептуальные вопросы развития высшего образования: Сб. науч. тр. -М.: НИИВО, 1991.
  62. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. -Обнинск, 1993. 56с.
  63. Е. А. Об образе мира у представителей разнотипных профессий // Психологическое обозрение.- 1995. № I. — С. 26 — 29.
  64. Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях : Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 224с.
  65. Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов на дону: Изд-во «Феникс», 1996. -504с.
  66. Е. А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЕК», 1996. — 400с.
  67. В.И., Сырникова Н. А. Мотивы труда и адаптация рабочих // Психологический журнал. 1985. М., 1985. — № 6. -С. 49 — 59.
  68. Н.В. Жизненное самоопределение молодежи в условиях социальной нестабильности: Дис. докт. фил. наук. М., 1997.
  69. О.А. Социально психологическая типологизация как основа профессиональной ориентации (на примере специальности «социология»): Автореф. дис. канд. псих. наук. — М., 1999. — 24с.
  70. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 366с.
  71. Кон И. С. Психология юношеского возраста (Проблемы формирования личности). М., 1979. — 175с.
  72. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980. — 191с.
  73. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  74. JI.JI. Психологические вопросы профессиональной ориентации // Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 133 — 136.
  75. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. — 256с.
  76. Н.И. Словарь справочник по психологии. — М., 1996. -155с.
  77. Н.И., Шаккум М. Л. Акмеология и тестология. М.,
  78. Российский салон, 1996. 380 с.
  79. Кричевский P. J1. Если вы руководитель. М., 1993. — 348с.
  80. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств / Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. науч. трудов. М.: Изд — во Унивеситета дружбы народов, 1988.11с.
  81. Н.И. Профессиональная ориентация учащейся молодежи как проблема нравственного воспитания // Вопросы психологии. -1973. -№ 1. -С. 69 75.
  82. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования диагностики и коррекции: Автореф. дис.докт. психол.наук. в виде научного доклада. М., 1994. — 71с.
  83. Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления // Психологические основы профессионально технического обучения / Ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой. — М., 1988. -с.1 — 13.
  84. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983, — № 2. — С. 51 — 59.
  85. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
  86. A.M., Ценипер А. В. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск., 1976 — 127с.
  87. А.Л. Оптимизация личностно-профессионального развития практического психолога: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1999. — 25 с.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 302с.
  89. А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.-Т.2.-318с.
  90. В.Я. К проблеме формирования учебной деятельности студентов // Психолого-педагогические проблемы учебной деятельности в высшей школе на современном этапе. М., 1980. -С.18 — 31.
  91. П., Когнер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте / Психология личности. М., 1982. -С. 182 — 186.
  92. B.C. Приспособление личности к труду в массовых производственных профессиях / Вопросы теории и практики профконсультации. М., 1972. — С. 56 — 62.
  93. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности / Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 87 — 105.
  94. B.C., Климов Е. А. Формирование индивидуального стиля деятельности в процессе обучения // Советская педагогика. 1967. -№ 4. -С. 110 — 118.
  95. И.В. Опыт активизации профессионального самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. канд. псих, наук. М., 1975.
  96. И.В. Проблемы профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 110 — 122.
  97. И.В. Психология в системе работ по профориентации // Вопросы психологии. 1 975. — № 1. — С. 137 — 139.
  98. Молодежная политика. Информационный бюллетень НИЦ ИМ. -М., 1997. -№ 129 -130. 52 с.
  99. Молодежь России: Тенденции и перспективы / Под редакцией И. М. Ильинского, А. В. Шаронова. М.: Мол. Гвардия, 1993. -224 с.
  100. М.В. Влияние личностных особенностей на профессиональный выбор в практической психологии // Психологический журнал, 1998. Т. 19. — № 2, с. 79 — 96.
  101. Р.С. Социально психологический анализ эффективности деятельности коллектива. — М., 1984. — 200с.
  102. А.К. Умения самоорганизации в профессиональном самоопределении учащихся // Вопросы психологии. 1992. — № 1 -2. — С. 52 — 59.
  103. .Д. НТР и личность: социально психологические проблемы. — М., 1978. — 248с.
  104. Т.Э. Российское студенчество и высшее образование. -М., 1995. 169 с.
  105. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1983. — 254 с.
  106. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность стать личностью // Вопросы философии. 1982. — № 3.
  107. К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 312с.
  108. А.И. Планомерное формирование умственных действий в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. 1985. — № 5. — С. 29 — 36.
  109. В.А. Комплексное исследование проблемы подготовки учащейся молодежи к труду в условиях перехода к рынку //
  110. Учащаяся молодежь и рынок. М., 1992. — С. 8 — 12.
  111. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни.- М.: Знание, 1990. 19 с.
  112. Профессиональное и духовное становление специалиста // Под ред. Ручкина Б. А., М .: 1997. 135 с.
  113. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи.- Киев: Наук, думка, 1987. 348 с.
  114. Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации / Под ред. Е. А. Климова. Пермь: Пермский гос. пед. ин-т, 1989. — 70 с.
  115. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии, Воронеж: НПО «Модекс», 1996. — 256с.
  116. Психологические и психофизиологические особенности студентов // Под ред. Н. М. Пейсахова. Изд-во Казанского унта, 1997.
  117. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. -Л., 1991. 152с.
  118. Психология. Словарь. М., 1997.- 494с.
  119. Н.И. К вопросу об основных свойствах личности студента // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности: Сб. науч. тр. М.: Изд-во Университета дружбы народов, 1988. — 11 с.
  120. Н.И., Крупнов А. И. Личностный аспект модели специалиста и квалификационных характеристик в учебно-воспитательной работе вуза // Психологическая служба вуза: принципы, опыт работы: Сб. науч. тр. М.: НИИВО, 1993. — 215 с.
  121. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985. — 208с.
  122. О.Н. Профессиональная позиция студентов и выпускников психологов / Развивающаяся психология — основа гуманизации образования / Под ред. Ляудис В. Я., Корж М. Н. — М.: Российское психологическое общество, 1998. — С. 196−197.
  123. С.Л. Основы общей психологии. Т. 1,2. М., 1970. -486, 322с.
  124. .А., Бабочкин П. И. Аналитическая записка по опросу студентов Института молодежи / НИЦ ИМ / М., 1997. — 64 с.
  125. Н.В. Психологические условия активации школьников в профессиональном самоопределении. М., 1988. 25с.
  126. Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. Учебно методическое пособие для студентов. — М.-.Институт практической психологии, 1996. — 334с.
  127. В.Ф. Психология самоопределения личности. -Свердловск, 1986. 142с.
  128. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. -№ 4. — С. 65 — 73.
  129. Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 2735.
  130. Е.Т. Самооценка и самосознание при аномалиях личности. М. — 1989. — 210с.
  131. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского. Книга 1. М.: Институт молодежи, 1995. — 186 с.
  132. Е.И. Человек: возраст, труд, образование // Вопросы психологии. 1986. — № 1. — С. 11 — 19.
  133. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284с.
  134. Ю.К. Психологические процессы в операторском труде. -М., 1989. 79с.
  135. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. — № 3. — С. 63 — 79.
  136. Ю.В. Психологические концепции профессиональной ориентации в США: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1972. -22с.
  137. Д.И. Психология становления личности. М., 1989.- 188с.
  138. В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990. -43 с.
  139. В.В. Некоторые психологические вопросы подготовки школьников к труду // Вопросы психологии. 1978. — № 2. — С. 1419.
  140. Человек и его работа. М., 1967. — 392с.
  141. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.- 144с.
  142. С.Н. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие усешность профессиональной карьеры учащихся // Учащаяся молодежь и рынок. М., 1992. — с. 12 — 14.
  143. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего в психологии // Психологический журнал. 1995. — № 5. -С. 3 — 12.
  144. В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. — 316с.
  145. P.M. Личностная зрелость и профессиональноесамоопределение в подростковом возрасте: Дисс.канд. психол.наук. Санкт — Петербург, 1997.
  146. В.М. Что определяет гражданское самочувствие народа? // Советская педагогика, 1990 № 6. — с. 3.
  147. Т. Социальная психология. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 544с.
  148. В.А. Социологическое исследование. М., 1972. — 88с.
  149. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. — 315с.
  150. Becker Н., Garper J. The elements of identification with the occupation // J. Amer. Soc. Review. 1956. — V. 21. — N 3. — P. 289 -298.
  151. Buhler Ch. Meaninful living in the mature years // Aging and leasure. N.Y., 1961.
  152. Erikson E.H. Childhood fnd Society. N.Y., 1963.
  153. Guilford G. Isolation and Description of Occupation Stereotypes // J. of Occup. Psych. 1967. — V. 41. — N 1. — P. 57 — 64.
  154. Hersberg F. The motivation to work. N.Y., 1963. — 157 p.
  155. Holland I.L. Major programs of research on vocantional behavior // Man in a world at work. Boston, 1964. — Ch. 12. — P. 259 — 284.
  156. Lehman H.C. Age and achivement. New Jersy, 1953.
  157. Mayo E. The social Problems of an industrial Civilization. London, 1949.
  158. Mead G. Mind, self and Society. N.Y., 1934
  159. Roe A. The psychology of Occupation. N.Y., 1964. — 340 p.
  160. Spandger E. Types of man: The Psychology and Ethics of
  161. Personality. Hallm (Saale): Nicmeyer 1928. — 402 p.
  162. Strong E.K., Campbell D.P. Manual for Strong Campbell vocational interest blanks. — California 1974. — 44 p.
  163. Super D. E. The psychology of careese: introduction to vocantional development. N.Y. — 1957. — 362 p.
  164. Vernon M. The relationship of occupation to personality // British Psych. 1965. — V.63. — N 3 — 4. — P. 294 — 325.
  165. Walker K.F. A study of occupational stereotypes // Jour, of Appl. Psychol. 1957. — V. 42. — N 2. — P. 48 — 59.
Заполнить форму текущей работой