Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Центральная Азия во внешней политике современной России: Опыт политологического анализа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее сложно складывались в прошедшие годы отношения Российской Федерации с такими центральноазиатскими государствами, как Узбекистан и Туркмения. Богатые запасы газа в Туркмении и самодостаточность Узбекистана позволили местным правящим элитам дистанцироваться от России, в которой они видели источник «вредного влияния», опасного для существующих там авторитарных (Туркмения) и полуавторитарных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ j
  • Глава I. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. Теоретико-методологические основы анализа внешней политики
    • 2. Объективные и субъективные факторы формирования внешнеполитического курса Российской Федерации по отношению к постсоветским государствам Центральной Азии *
  • Глава II. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ РОССИИ С ПОСТСОВЕТСКИМИ ГОСУДАРСТВАМИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
    • 1. Россия и постсоветская Центральная Азия в геополитической и геоэкономической структуре современного мира
    • 2. Внешняя политика России и проблемы безопасности * в постсоветской Центральной Азии
    • 3. Российская Федерация и государства
  • Центральной Азии в интеграционных процессах постсоветского пространства

Центральная Азия во внешней политике современной России: Опыт политологического анализа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После распада Советского Союза перед внешней политикой России встала задача налаживания отношений со своими ближайшими соседямибывшими республиками СССР. За прошедшее с того момента время в рамках постсоветского пространства произошли огромные перемены. Изменились сами постсоветские государства, изменился характер отношений между ними и Российской Федерацией. Сегодня нельзя подходить с одними и теми же мерками ко внешней политике России в разных частях бывшего когда-то единым геополитического пространства. С каждой из групп постсоветских государств необходимо выстраивать свои, особые отношения, учитывающие специфику ситуации в каждом регионе постсоветского пространства в целом, и в конкретных государствах в частности.

С точки зрения национальных интересов Российской Федерации, важным регионом на территории бывшего СССР является Центральная Азия. Сегодня в этот регион включают Казахстан, а также бывшие советские среднеазиатские республики — Киргизию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан.

Значимость данного региона для России определяется, на наш взгляд, двумя основными обстоятельствами. Первое — соображения национальной безопасности, поскольку именно с юга исходили основные, реальные, а не вымышленные угрозы для России в 90-е годы XX века, и отсюда оь*и могут исходить и в XXI столетии. Второе обстоятельство связано с геоэкономическими факторами, прежде всего с наличием на территории Центральной Азии значительных природных ресурсов и вытекающими из этого факторами проблемами их освоения и транспортировки.

Уже сегодня наблюдается скрытое, а иногда и открытое соперничество между Россией и государствами «дальнего зарубежья» за т т 4 влияние в центральноазиатском регионе, в будущем оно, очевидно, будет только возрастать. Не менее очевидно и то, что формирование внешнеполитического курса Российской Федерации по отношению к постсоветским государствам Центральной Азии будет происходить в иных условиях, чем это было в первые годы после распада СССР. Для того чтобы не совершать грубых просчетов и не делать непоправимых ошибок, необходимо ясно представлять себе эти условия, следить за динамикой их изменения. Этим, на наш взгляд, и определяется актуальность темы данного диссертационного исследования.

За последние годы в отечественной и зарубежной политической науке появилось немало работ, так или иначе освещающих проблемы внешней политики России на центральноазиатском направлении. Среди них можно отметить общие работы, посвященные анализу внешней политики России и ее системообразующих факторов. Это произведения таких российских политологов и обществоведов, как В. Барановский, А. Богатуров, С. Кортунов, Н. Косолапов, С. Ланцов, М. Лебедева, В. Петровский, К. Плешаков, Э. Поздняков, А. Торкунов, А. Уткин, П.Цыганков. Есть работы, специально посвященные проблемам развития отношений России и постсоветских государств Центральной Азии в различных сферах. Авторами таких работ являются С. Жуков, Д. Малышева, Г. Мирский, В. Николаенко, С. Разов, О. Резникова, С. Чернявский, Ю.Юданов.

Однако работы большинства упомянутых авторов отличаются либо слишком частным, конкретным характером, либо, напротив, имеют слишком г общий и малосодержательный применительно к рассматриваемому нами региону характер. Обобщающих трудов, созданных на солидной теоретико-методологической базе и посвященных внешней политике России в Центральной Азии и развитию ее отношений со странами этого региона, пока не существует.

Целью данного диссертационного исследования является политологический анализ процесса формирования и осуществления внешнеполитического курса Российской Федерации в отношении постсоветских государств Центральной Азии. Для достижения этой цели автор поставил перед собой следующие задачи:

— уточнить теоретико-методологические основы анализа внешнеполитического процесса;

— проанализировать объективные и субъективные факторы формирования внешней политики современной России на центральноазиатском направлении;

— показать место и роль России и постсоветских государств Центральной Азии в геоэкономической и геополитической структуре современного мира;

— охарактеризовать роль России в обеспечении безопасности центральноазиатского региона с точки зрения ее национальных интересов;

— дать оценку перспектив участия России и государств Центральной Азии в интеграционных процессах на постсоветском пространстве и за его пределами.

Методологической и теоретической основой данного диссертационного исследования является совокупность теоретических концепций внешней политики, существующих в современной политологической науке. Использованы также геополитические концепции, теории международных режимов, теоретические концепции международной интеграции.

Научная новизна данной диссертации состоит в том, что это одно из немногих научных исследований, в котором предпринимается комплексный теоретический анализ внешней политики современной России по отношению к постсоветским государствам Центральной Азии. Кроме этого, основными пунктами научной новизны могут быть названы следующие:

— показана роль отдельных заинтересованных групп в формировании внешнеполитического курса Российской Федерации в отношении постсоветской Центральной Азии;

— проанализировано взаимодействие геополитических и геоэкономических факторов, влияющих на отношения России с центральноазиатскими республиками бывшего СССР;

— в свете теории международных режимов исследовала роль внешней политики России в обеспечении безопасности центральноазиатского региона;

— представлены возможные сценарии развития отношений России с государствами Центральной Азии в случае реализации различных вариантов интеграции на постсоветском пространстве и за его пределами.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы для выработки рекомендаций по дальнейшему развитию отношений России с государствами постсоветской Центральной Азии. Материалы диссертационного исследования могут найти применение и в учебном процессе, для подготовки общих и специальных курсов, учебных и учебно-методических пособий по социально-политическим дисциплинам.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры международных политических процессов философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Прошедшие после распада СССР годы сформировали новый комплекс связей и отношений Российской Федерации с бывшими советскими республиками Центральной Азии. Накопленный опыт позволяет сделать некоторые обобщающие выводы и дать прогнозы на ближайшее и обозримое будущее. Нет сомнений, что страны Центральной Азии, также как и другие постсоветские государства, были и останутся зоной важнейших жизненных интересов Российской Федерации. Данный регион по-прежнему имеет большое значение с точки зрения обеспечения внешней безопасности-России. Он представляет интерес и в экономическом аспекте и как сосредоточие всевозможных природных ресурсов, и как рынок сбыта, и как объект приложения инвестиций. Центральноазиатские страны могут быть выгодными экономическими партнерами для России, правда, иногда для достижения экономически взаимовыгодного партнерства необходимо прилагать определенные усилия.

Говоря о важности центральноазиатского региона для России, нельзя забывать, что там проживает значительное число русского и русскоязычного населения. Защита прав и интересов этого населения, особенно граждан Российской Федерации, уже стала серьезной задачей российской внешней политики и, видимо, останется приоритетной задачей в обозримой перспективе.

Внешняя политика России в центральноазиатском регионе будет сталкиваться с новыми геополитическими и геоэкономическими вызовами. Это и усиливающееся политическое, военное и экономическое присутствие ряда государств «дальнего зарубежья» в бывших среднеазиатских республиках СССР, и вовлечение региона в процесс глобализации, последствия чего сегодня еще трудно прогнозировать. Будут происходить и серьезные внутренние сдвиги в этих государствах, все более гдистанцирующихся от своего советского прошлого.

Строительство новых транспортных коммуникаций — нефтепроводов, газопроводов, железных и шоссейных дорог — радикально изменит геоэкономическое положение Центральной Азии и повлияет на характер отношений государств региона с Россией. Необходимо отдавать себе отчет в том, что многое, происходящее в регионе, носит объективный характер и неизбежно при любом сценарии развития событий в России и во всем мире. К новым вызовам следует относиться взвешенно: не поддаваться панике, но и не закрывать глаза, а работать с возникающими проблемами.

Россия заинтересована в политической стабильности и экономическом прогрессе своих центральноазиатских соседей, так же как и в стабильных, дружеских отношениях с ними. Но, как показала практика последних лет, постсоветские государства, в том числе и центральноазиатские, перестали быть однородной массой. Каждая страна развивалась по-своему, и у каждой сложились собственные, специфические отношения с Россией. Из этого следует исходить при формировании вкгшнеполитического курса России по отношению к постсоветской Центральной Азии.

Наиболее важный и перспективный партнер России среди центральноазиатских государств, как свидетельствует опыт, — это Казахстан. Россия и Казахстан связаны тесным образом и в геополитическом, и в геоэкономическом плане. По внутриполитическим причинам официальные власти этих стран высказывались за реинтеграцию постсоветского пространства, участвовали в разработке и попытках осуществления всех без исключения интеграционных планов внутри Содружества Независимых Государств. Из всех центральноазиатских государств Казахстан наиболее способен на практике к созданию единого экономического пространства с Россией и другими готовыми к этому европейскими государствами СНГ.

Хотя нельзя исключать и того, что Казахстан все же будет дистанцироваться от России. В последнее время такие тенденции проявлялись. Полной идентичности интересов между двумя государствами нет. Но в этом нет ничего неожиданного, такова обычная практика межгосударственных отношений.

В отличие от Казахстана, с Киргизией и Таджикистаном сегодня полноценная интеграция невозможна, хотя оба эти государства принимают участие почти во всех интеграционных проектах в СНГ. Из-за своих внутренних проблем и Таджикистан, и Киргизия нуждаются во внешней помощи. Этот фактор оказывал и будет оказывать влияние на их внешнюю политику. В тоже время эти государства важны для России в аспекте ее безопасности и Россия будет выстраивать с ними отношения исходя из этого t обстоятельства. Экономика не должна в данном случае довлеть над политикой, но и политика не должна обладать абсолютным приоритетом над экономикой. Необходимо искать разумный баланс между ними, что соответствовало бы долговременным национальным интересам России в наибольшей степени.

Наиболее сложно складывались в прошедшие годы отношения Российской Федерации с такими центральноазиатскими государствами, как Узбекистан и Туркмения. Богатые запасы газа в Туркмении и самодостаточность Узбекистана позволили местным правящим элитам дистанцироваться от России, в которой они видели источник «вредного влияния», опасного для существующих там авторитарных (Туркмения) и полуавторитарных (Узбекистан) режимов. России предстоит выработать оптимальную линию поведения по отношению к этим бывшим советским республикам. Эта линия должна, с одной стороны, учитывать как безусловный факт существование таких суверенных государств, но, с другой стороны, основываться на национально-государственных интересах России, а также на адекватных способах их утверждения и отстаивания. Наконец, нужно помнить, что внешняя политика на центральноазиатском направлении будет формироваться и реализовываться не изолировано, а в тесной взаимосвязи с теми процессами, которые будут происходить в России, на постсоветском пространстве, а также во всем мире в t целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Потенциал сотрудничества между Киргизией и Россией // Международная жизнь. 2002. № 2.
  2. Д. Политика Германии в отношении стран СНГ. М., 1999.
  3. Т. Авиационная дипломатия // Международная жизнь. 2000. № 12.
  4. А. Десять лет в ООН // Международная жизнь. 2002. № 5.
  5. Е. Неизбежность многополюсного мира // Международная жизнь. 2003. № 8.
  6. Баланс сил в мировой политике: теория и практика / Под ред. Э. А. Позднякова. М., 1993.
  7. В. Россия и ее ближайшее окружение: конфликты и усилия по их урегулированию // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 1.
  8. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. М., 1998.
  9. Ближнее и дальнее зарубежье в геоэкономической стратегии России. М., 1997.
  10. Ю.Бляхман JI.C., Кротов М. И. Россия и Содружество Независимых
  11. . А. Контуры мира в первой половине XXI века и чуть далее (Теория) // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 1.
  12. Внешняя политика Российской Федерации. 1992 1999. / Отв. ред. А. В. Торкунов. М., 2001.
  13. В. От Шанхая до Шанхая. К созданию Шанхайской организации сотрудничества // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 4.
  14. С.В. Урегулирование конфликтов в ближнем зарубежье (к разработке стратегии России) // Полис. 1999. № 5.
  15. Л.Д. СНГ: новый путь развития в XXI веке. М., 2000.
  16. К.А. Введение в геополитику. М., 1998.
  17. Т. Избранные произведения: В 2 т.: Т.1. М., 1965. *
  18. Ю.П. Норма против силы. Проблема мирорегулирования. М., 2002.
  19. Дипломатический словарь: В 3-х т. Т.Н.// Ред. коллегия И. И. Минц, Ю. А. Поляков и др. М., 1986.
  20. Д.В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Северной Евразии // Полис. 1995. № 3.
  21. Г. Будущее внешней политики России // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 9.
  22. С.С., Зонн И. С., Ушков A.M. Геополитика Каспийского региона. М., 2003.
  23. С. Казахстан. Кыргызстан. Узбекистан в социально-политических структурах современного мира // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 3.
  24. С.В., Резникова О. Б. Центральная Азия в социально-экономических структурах современного мира. М., 2001.
  25. И.С. Ближнее зарубежье это действительно наиболее близкие России страны // Международная жизнь. 1999. № 2.
  26. И.С. Новая российская дипломатия. Десять лет внешней политики страны. М., 2001.
  27. М. Центральная Азия в системе современной безопасности // Центральная Азия и Кавказ. 1999. № 3.
  28. В. Россия в системе международных отношений XXI века // Международная жизнь. 2002. № 9−10.
  29. Интеграционные процессы в странах СНГ. СПб., 1996.
  30. Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри / Под ред. А. Малашенко, М. Б. Олкотт. М., 2001.
  31. Кабулов 3. Афганистан полтора года спустя // Международная жизнь. 2003. № 6.
  32. А. Некоторые проблемы царской колонизации Туркменистана // Центральная Азия. 1997. № 5.
  33. Казахстан: реалии и перспективы независимого развития. М., 1995.
  34. Какой мир грядет? // Международная жизнь. 2003. № 4.
  35. В. Нефть России // Международная жизнь. 2003. № 5.
  36. С. Нелегитимный союзник / Известия. 2003. 2 июня. № 95.
  37. Кан Сам Гу (РК). Китай и Центральноазиатский регион (взгляд из Сеула) // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 5.
  38. А. Россия многонациональная империя. Возникновение, история, распад. М., 1998.
  39. Г. Долгий путь к «Шанхайской пятерке» // Международная жизнь. 2003. № 3.
  40. А., Фролов А. Русское оружие на экспорт // Международная жизнь. 2003. № 5.
  41. Ф. Нефть. Каспий и Россия // Международная жизнь. 1997. № 4.г
  42. А. Россия сверхдержава, великая или региональная держава // Международная жизнь. 2002. № 9 — 10.
  43. С. Россия ближнее зарубежье: взаимоотношения, интересы, цели политики // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 4.
  44. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. М., 2003.
  45. Концепция внешней политики Российской Федерации // Международная жизнь. 2000. № 8 9.
  46. С. Имперское и национальное в российском самосознании // Международная жизнь. 1998. № 6.
  47. Н. Внешняя политика России: проблемы становления и политикоформирующие факторы // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 2.
  48. Н. Конфликты постсоветского пространства и современная конфликтология // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 10
  49. Н. Конфликты постсоветского пространства: политические реалии // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 11.
  50. Н. Конфликты постсоветского пространства: проблемы дефиниции и типологии // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 12.
  51. Н. Анализ внешней политики: основные направления исследования // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 2.
  52. В. Место России в мировой экономике в начале XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 5.
  53. С. Независимые государства Содружества в Объединенных нациях // Международная жизнь. 1997. № 2.
  54. С.А. Российская внешняя политика как объект внутриполитической борьбы // Вестник СПбГУ. Серия 6. 1994. Вып.1. № 6.
  55. С.А. Теория международного конфликта и реалии постсоветского геополитического пространства / Международные отношения: современность и история. Выпуск 1. СПб., 1994.
  56. С.А. Типология международных систем Мортона Каплана и актуальные проблемы внешней политики / Политическая наука и политический процесс в России. Сборник материалов Всероссийской научной конференции, октябрь 1999 года. СПб., 1999.
  57. С.А. Мировая политика и международные отношения. Конспект лекций. СПб., 2000.
  58. М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1997.
  59. В. Россия и Европейский союз в стратегической перспективе // Международная жизнь. 2000. № 1.
  60. Г. Шанхайская организация сотрудничества качественный шаг вперед // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 5.
  61. И. Каспийский региональный консорциум: баланс региональных интересов // Международная жизнь. 2002. № 1.
  62. В.В. Кто союзники России? Ментальность и геополитика: парадоксы политики безопасности России. М., 2000.
  63. Д. Конфликты на юге СНГ и на Ближнем и Среднем Востоке // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 10.
  64. Д. Проблемы безопасности Юга России: региональный и глобальный аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 2.
  65. Д. Российская карта в Каспийском пасьянсе // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7.
  66. Международная конференция «Каспий: правовые проблемы» // Международная жизнь. 2002. № 4.
  67. Международное публичное право. Учебник / Под ред. К. А. Бекяшева. М., 1999.
  68. Г. Еще раз о распаде СССР и этнических конфликтах // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 2.
  69. Г. На развалинах империи. Этнические и национальные проблемы в бывшем Советском Союзе. М., 2001.
  70. А. Россия и СНГ: как жить дальше? // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 10.4ч
  71. Море проблем. Опыт системного исследования Каспийского региона / Рук. авт. коллектива Г. К. Войтоловский, А. А. Арбатов, И. А. Косолапов и др. М., 2001.
  72. А.Т. Влияние морской силы на историю (1660 1783 гг.). СПб., 1895.
  73. Р.П., Хоффман Э. П. Современный федерализм // Международная жизнь. 1991. № 1.
  74. Ф. Срединная Европа. Пг., 1918.
  75. Национальные интересы: Теория и практика / Под ред. Э. А. Позднякова. -М., 1991.
  76. А.И., Хлестов Д. Н. Федоров Ю.Е., Демуренко А. В. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты. М., 1998.
  77. В. Россия и Казахстан // Международная жизнь. 1998. № 1112.
  78. В. Мир и стабильность в Евро-Азиатском регионе // Международная жизнь. 2001. № 2.
  79. В. 10 лет договору о коллективной безопасности // Международная жизнь. 2003. № 3.
  80. И.А. Военное сотрудничество стран СНГ как элемент их национальной безопасности // Полис. 1997. № 5.
  81. Р. Экологические программы ООН для Центральной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 5.88.0лещук Ю. Можно ли создать противоконфликтную систему в СНГ? // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 12.
  82. Н. Война в Ираке. Некоторые выводы для внешней политики // Международная жизнь. 2003. № 5.
  83. В.Ф. Американская внешнеполитическая мысль. М., 1976.
  84. В. Россия и безопасность в Евразии (региональные режимыбезопасности в Центральной Евразии на рубеже XXI в.) // Проблемыf
  85. Дальнего Востока. 2001. № 2.
  86. В. Безопасность личности и трансрегиональная безопасность в Евразии. В поисках противодействия угрозе международного терроризма // Проблемы Дальнего Востока. 2002. № 5.
  87. В., Чекунов А. Москва и межтаджикский диалог // Международная жизнь. 1997. № 2.
  88. Политическая наука: новые направления / Науч. ред. Е. Б. Шестопал. М., 1999.
  89. Н. Внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 3,4.
  90. Е.М. Годы в большой политике. М., 1999.
  91. Е.М. Россия и международные отношения вловиях глобализации //Международная жизнь. 2001. № 12.
  92. В.В. Таков способ воспроизводства России как сильной страны // Международная жизнь. 2003. № 6.
  93. С. В новой Центральной Азии // Международная жизнь. 1997. № 3.
  94. В.В. Нефтяные компании в российской политике (тезисы для дискуссии) // Кентавр. 1995. № 2.
  95. А., Денисов Ю. Проблемы структурных изменений в экономике Узбекистана // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. ?
  96. Е. Россия и Юг: перекрестки культур // Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 1.
  97. О. Россия, Турция и Иран в Центральной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 1.
  98. О. Центральная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 4.
  99. О. Модернизация России и взаимодействие в СНГ // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.
  100. О. Экономическое развитие государств Центральной^ Азии и Кавказа: роль внешних ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4.
  101. Россия в новом геополитическом пространстве / Ред.колл. Т. Г. Пархалина, В Г. Головин и др. М., 1996.
  102. Россия и вызовы на рубеже веков: возможность маневра в условиях лимитирующих факторов (геополитический аспект). Москва, 1998.
  103. Россия и её соседи. Этнонациональные отношения в новом геополитическом пространстве / Редколлегия: Ю. И. Игрицкий, А. Н. Литвинова и др. М., 1994.
  104. Россия и её соседи. Проблемы интеграции и федерализма в странах СНГ / Редколлегия: Ю. И. Игрицкий, А. Н. Литвинова. М., 1998.
  105. Россия и мусульманский мир. (Исследовательский проектзагадка Евразии: Россия в формирующейся глобальной системе"). М., 2000.
  106. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М., 1993.
  107. X. Таджикистан: гражданская война или гражданский мир // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 9.
  108. С. Душанбе и Москва // Международная жизнь. 2002. № 5.
  109. А. Необходима глобальная система противодействия терроризму // Международная жизнь 2003. № 1.
  110. Н. Российская внешняя политика в условиях современных вызовов // Международная жизнь. 2002. № 6.
  111. Н. Узбекистан: путь к экспорториентированному развитию // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7.
  112. Современные международные отношения. Учебник / Под ред. А. В. Торкунова. М., 1999.
  113. В. Фундаментальный труд об интеграции // Мировая экономика и международные отношения. 2001. № 10.
  114. Страны мира: Справочник. 1999 / Под общ. ред. И. С. Иванова. М., 1999. «
  115. А. Россия и Центральная Азия // Международная жизнь. 1999. № 3.
  116. Е. Мировой энергетический рынок и геополитические интересы России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 5.
  117. X. Внешняя политика России: поиски новой идентичности // Мировая экономика и международные отношения. 1994. № 2.
  118. К. Казахстан в мировом сообществе // Международная жизнь. 2001. № 7.
  119. Ф.Ф. Война в Афганистане и геополитическая трансформация в Центральной и Южной Азии // Полис. 1998. № 6.к
  120. В. Прагматизм внешней политики В.Путина // Международная жизнь. 2002. № 5.
  121. А.И. Американская футурология международных отношений в XXI веке. М&bdquo- 1990.
  122. А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2001.
  123. А.И. Единственная сверхдержава. М., 2003.
  124. Ю. Каспийский узел // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 4.
  125. Ю. Экономические группы интересов и внешняя политика России // Международная жизнь. 1998. № 9.
  126. Ю. Глобальная паутина террора // Международная жизнь. 2003. № 5.
  127. Ю. На пересечении интересов великих держав. Беседа с президентом Киргизии А. Акаевым // Международная жизнь. 2002. № 12.
  128. JI. Центральная Азия: структурные сдвиги в экономике // мировая экономика и международные отношения. 2002. № 7.
  129. А. Структурные преобразования и отношения собственности в аграрном секторе Узбекистана // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 11. *
  130. П.А. Международные отношения. М., 1996.
  131. П.А. Теория международных отношений. М., 2003.
  132. B.JI. Геополитика как мировидение и род занятий // Полис. 1999. № 4.
  133. Н.А. Евразийская интеграция: проблемы и перспективы. СПб., 2000.
  134. С. «Великий шелковый путь» и интересы России //ь
  135. Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 6.
  136. Н. Интеграция стран СНГ: политический и экономико-теоретический аспект // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 7.
  137. В. Национальные интересы и внешняя политика России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 4.
  138. Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ? М., 2001.
  139. Н. Институциональная система СНГ: направленияг. дальнейшего совершенствования // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 10.
  140. Экономика и политика России и государств ближнего зарубежья. Аналитический обзор. М., 1999.
  141. Энергетика и стратегия в Каспийском регионе — участники, интересы, возможности конфликтов // Международная жизнь. 1999. № 4.
  142. Этнические и региональные конфликты в Евразии. Книга 1. Центральная Азия и Кавказ / Общая редакция: А. Малашенко, Б. Коппитерс идр.-М., 1997.
  143. Ю. Центральная Азия новый фаворит иностранных инвесторов // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.
  144. Ю. Центральная Азия новый фаворит иностранных инвесторов // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 4.
  145. И.Г. Прошлое и настоящее России: имперский идеал и национальный интерес // Полис. 1997, № 4.
  146. В. Военные аспекты миротворчества стран СНГ // Международная жизнь. 2002. № 1.
  147. Е. То Fight the Good Fight // «The National Interest», Spring 2000.
  148. Aron R. La societe industrielle et la guerre. Paris, 1959.
  149. Aron R. Paix et guerre entre Its nations. Paris, 1968.
  150. Blum D.W. Disintegration and Russian Foreign Policy // Russia’s Future: Consolidation or Disintegration?, Westview Press, 1994.
  151. Boldwin D. Neorealism and Neoliberalism. The Contemporary Debate. N.Y., 1993.
  152. Brzezinski Z. Geostrategy for Eurasia // Foreign Affairs. 1997. № 5.
  153. Central Asia. F Century of Russian Rule / Ed. by Allworth E. N.Y. — L., 1967. ,
  154. Central Asia and the Global Economy / Ed. Rumer B. N.Y., 2000.
  155. Central Asia. The Challenges of Independence / Ed. Rumer В., Zhukov S. -N.Y., 1998.
  156. Chang F.K. China’s Central Asian Power and Problems // Orbis. 1997. № 3.
  157. Deutsch K. Political Community and North Atlantic Area. Princeton, 1957.
  158. Dorsey J.M. Turkmenistan’s Deal Maker // The Central European Economic Review. 1999. № 3.
  159. Fitchelt J. Can Caspian Find Make a Reality of Pipeline to Turkey // The International Herald Tribune. 15 November 2000. P. 22.3
  160. General Graves B. Erskine Distinguished Lecture, Marine base at Quantico, VA, February 23, 1998.
  161. Haas E. The Uniting of Europe: Political, Social and Economic Integration. London, 1963.
  162. Haushofer K. Geopolitik des Parifischen Ozeans. Berlin. 1924.
  163. Hoffmann S. Primacy of world order: American foreign policy since the cold war. N.Y., 1978.
  164. Huntington S.P. The Clash of Civilizations? // «Foreign Affairs», May/June. 1993.
  165. Kaplan M. Macropolitics: Selected Essays on the Philosophy and Science of politics. N.Y., 1969.
  166. Kaplan M. New Approaches to International Relations. N.Y., 1969. •
  167. M. (ed.) System and Process in International Politics. N.Y., 1957.
  168. Kemp J. Energy Superbowl: Strategic Politics and the Persian Gulf and the Caspian Basin. W., 1997.
  169. Keohane R. Theory of World Politics // Neorealism and Its Critics / R.Keohane. N.Y., 1986.
  170. Keohane R., Nye J. (eds.) Transnational Relations and World Politics. Cambridge, 1971.
  171. Khalova G.O., Orazov M.B. The Macroeconomic Police of Turkmenistan / Economic Reform in Turkmenistan: Issues and Challenges, The Sesakawa Peace Foundation. Tokyo, 2000.
  172. Kissinger H., Brodie B. Bureaucracy. Politics and Strategy. L.A., 1968.
  173. S. (ed.) International Regimes. Ithaca, 1983.
  174. Kumar R. Central Asia in Transition: Lessons from East Asia. Paper presented at the international conference «Central Asia in Transition: Lessons from East Asia». Oxford, July 1−2, 1999.
  175. Lindberg L. The Political Dynamics of European Economic Integration. London, 1963.
  176. Mackinder H.J. The democratic Ideals and Reality. N.Y., 1944. ^
  177. Maynes Ch. W.U.S. role in the world: what are the choices? // «Great Decisions 2000». W., 2000.
  178. Mitrany D. A Working Peace System. An Argument for the Functional Development of International Organisation. London, 1946.
  179. Modelski G. Theory of Foreign Policy. N.Y., 1962.
  180. Morgentau H. Politics Among Nations. The Strugle for Power and Peace. N.Y., 1965.
  181. Ratzel F. Uber die Gesetze des raumlicher Wachstum der Staaten. Berlin, 1901.
  182. Rice C. Promoting the National Interest // «Foreign Affairs», Jan/Feb. 2000.
  183. Rosenau J.N. The Scientific Study of Foreign Policy. N.Y., 1971.
  184. A., Maley W. «From Soviet to Foreign Policy», Russia in search of its future. Cambridge University Press, 1995.
  185. Spykman N.J. America’s Strategy in World Politics. The United States and the Balance of power. N.Y., 1942.
  186. Spykman N.J. The Geograhy of Peace. N. Y., 1944.193. «The National Interest», Spring 2000.
  187. Tucker R. Alone or With Others. The Temptations of Post-Cold War Power // «Foreign Affairs», November/December 1999.
  188. Waltz K. Theory of International Politics. Reading. Mass., 1979.
  189. Waltz K. The Emerging Structure of International Politics / «International Security». Vol. 18. 1993. № 2.
  190. Zhukov S. Economic Development in the States of Central Asia // Central Asia in Transition. Dilemmas of Political and Economic Development / Ed. Rumer B. N.Y., 1996.
Заполнить форму текущей работой