Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Основные направления развития бытовых услуг в системе потребительской кооперации и их экономическое обоснование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе проведенного исследования деятельности организаций потребительской кооперации Центрально-Черноземного района нами сделан вывод о наличии необходимой материально-технической базы для развития бытовых услуг в организациях потребительской кооперации, что подтверждается результатами обследования. Как показали результаты выборочного обследования, в системе потребительской кооперации исследуемых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Социально-экономическое содержание бытовых услуг
    • 1. 1. Сущность, роль и значение сферы услуг, ее развитие на современном этапе
    • 1. 2. Бытовые услуги: классификация и их особенности
    • 1. 3. Факторы, влияющие на развитие сферы бытовых услуг в Российской Федерации
  • Глава II. Исследование особенностей и тенденций развития сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации
    • 2. 1. Современное экономическое положение системы потребительской кооперации РФ
    • 2. 2. Тенденции развития бытовых услуг в системе потребительской щ кооперации
    • 2. 3. Исследование потенциального спроса сельского населения на бытовые услуги
  • Глава III. Экономическое обоснование основных направлений развития бытовых услуг и источников их финансирования
    • 3. 1. Основные направления развития сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации
    • 3. 2. Особенности экономического обоснования отдельных направлений развития бытовых услуг на селе
    • 3. 3. Источники финансирования развития бытовых услуг в организациях системы потребительской кооперации

Основные направления развития бытовых услуг в системе потребительской кооперации и их экономическое обоснование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономика любого государства не может эффективно развиваться без сферы услуг, так как именно эта сфера создает определенные предпосылки и условия для развития материального производства. Между этими сферами существует прямая и обратная зависимость.

При плановой экономике не уделялось должного внимания развитию сферы услуг, что явилось существенным препятствием для развития национальной экономики. Основной упор делался на отрасли материального производства.

С переходом Российской Федерации на рыночные отношения были созданы определенные условия для развития сферы услуг. Наметилась устойчивая тенденция развития этой сферы, но ее доля в национальной экономике еще далека от оптимальной величины.

Наибольшие темпы развития сферы услуг имеют место в крупных городах, что является закономерным явлением, так как имеется возможность для получения большей рентабельности. Развитие сферы услуг в средних, мелких городах и поселках, особенно на селе, происходит гораздо медленнее.

Разразившийся экономический кризис в нашей стране, который по времени совпал с переходом экономики на рыночные отношения, затронул все отрасли народного хозяйства и все население страны. Но в наиболее бедственном положении оказалось сельское население, что связано в основном с глубоким кризисом аграрной сферы, недостатком внимания местных органов власти и государства в целом к проблемам села. На сельском рынке труда особо остро стоит проблема безработицы. Значительно снизился уровень доходов сельского населения. Другой характерной чертой отечественных сел является неразвитость сферы бытовых услуг. С переходом на рыночные отношения ситуация в этой сфере не улучшилась, а наоборотухудшилась.

В этих условиях организации потребительской кооперации должны обратить пристальное внимание на эти обстоятельства и приложить максимум усилий для развития сферы бытовых услуг на селе.

Эти обстоятельства обуславливают актуальность темы исследования, в частности, по следующим причинам: во-первых, развитию сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации на протяжении длительного периода не уделялось должного вниманияво-вторых, развитие сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации является основой для выполнения ею основной миссии — социальной, а также будет способствовать финансовому оздоровлению и обеспечению конкурентоспособности кооперативных организаций в современных условияхв-третьих, развитие сферы бытовых услуг на селе позволит в определенной мере решить и проблему занятости сельского населенияв-четвертых, развитая сфера бытовых услуг улучшает среду обитания, качество жизни и сокращает темпы миграции сельских жителей из села в город.

В развитие теории, методологии, формирования и регулирования сферы бытовых услуг известный вклад внесли работы отечественных ученых: Э. М. Агабабьяна, З. Г. Булатовой, Э. К. Васерманиса, В. И. Дмитриева, В. Е. Комарова, Т. И. Корягиной, Е. В. Песоцкой, Е. Г. Решетниковой, М. Г. Розе, М. В. Солодкова, В. Д. Улановской, В. В. Юхименко, и др., а также зарубежных авторов: Ф. Котлера, М. Росса, Т. Росса и др. Однако многие вопросы методического характера, связанные с необходимостью развития сферы бытовых услуг на селе, мало изучены, что обусловило актуальность выбора темы и основные направления диссертационного исследования.

Тема диссертации соответствует п. 15.111 Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) — «Формирование и развитие отраслевых, региональных и общенациональных рынков услуг».

Цель и задачи исследования

Целью исследования является определение направлений формирования и развития сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации и их экономическое обоснование.

Постановка цели исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

— изучение теоретических основ, связанных с раскрытием понятийного аппарата в области исследуемой проблемы;

— анализ структуры сферы бытовых услуг на макрои микроуровне;

— выявление и систематизация факторов, влияющих на развитие сферы бытовых услуг;

— изучение предпосылок и условий развития сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации;

— анализ динамики и тенденций развития бытовых услуг в системе потребительской кооперации;

— оценка эффективности функционирования организаций потребительской кооперации, оказывающих бытовые услуги населению, и выявление внутрисистемных резервов ее повышения;

— разработка методических подходов к изучению потенциального спроса сельского населения на бытовые услуги;

— определение направлений развития сферы бытовых услуг на селе и их экономическое обоснование;

— совершенствование методических подходов к экономическому обоснованию капитальных вложений, направляемых на развитие бытовых услуг в организациях потребительской кооперации;

— внедрение результатов исследования в практику деятельности организаций потребительской кооперации.

Предмет и объект исследования. В качестве предмета исследования определена деятельность организаций потребительской кооперации в сфере бытовых услуг. Объектом исследования выступают организации потребительской кооперации отдельных областей Центрального Федерального округа.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составили фундаментальные положения экономической теории, научные труды отечественных и зарубежных ученых в области сферы услуг, законодательные и нормативные акты (Постановления Правительства РФ и Центросоюза РФ) по вопросам развития и регулирования сферы бытовых услуг в Российской Федерации.

В качестве информационной базы исследования использованы материалы Госкомстата России, статистическая отчётность Центросоюза РФ, потребительских обществ отдельных областей Центрального Федерального округа и их союзов, результаты выборочного обследования организаций потребительской кооперации Белгородской и Курской областей, а также результаты анкетирования руководителей, специалистов и населения, проведённого автором.

В процессе обобщения и анализа информации использовались различные методы исследования: сравнительный анализ, анкетирование, регрессионный и корреляционный анализ, экономико-математическое моделирование и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— приведена авторская трактовка понятия «бытовая услуга» и разработана классификация бытовых услуг, предоставляемых потребительской кооперацией;

— исследованы предпосылки, условия формирования и преимущества развития сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации;

— выявлены тенденции развития сферы бытовых услуг потребительской кооперации;

— разработана методика анкетирования сельского населения с целью определения ассортимента и качества реализуемых бытовых услуг, а также спроса на них в зависимости от социального положения,-пола и возраста;

— определены основные направления формирования и развития сферы бытовых услуг на селе;

— разработаны методические подходы к экономическому обоснованию капитальных вложений, направляемых на развитие бытовых услуг в сельской местности;

— предложена методика оценки экономической и социальной эффективности реализации бытовых услуг в системе потребительской кооперации;

— адаптирована для организаций системы потребительской кооперации методика выбора источников финансирования капитальных вложений, направляемых на развитие сферы бытовых услуг на селе.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что использование методических подходов по экономическому обоснованию отдельных направлений развития, — сферы бытовых услуг позволит принимать объективные решения при их реализации, что будет способствовать укреплению финансовой устойчивости, повышению конкурентоспособности, социальной и экономической эффективности функционирования системы потребительской кооперации, а также решению социальных проблем на селе.

Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в учебном процессе ВУЗов системы потребительской кооперации России.

Апробация и внедрение результатов исследований. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на международной и межвузовских научно-практических конференциях в Белгородском государственном технологическом университете имени В. Г. Шухова, Белгородском университете потребительской кооперации, Саранском и Чебоксарском институтах Московского университета потребительской кооперации, Ставропольском и Воронежском институтах Белгородского университета потребительской кооперации.

Отдельные рекомендации диссертации приняты к внедрению и практическому использованию в системе Белгородского облпотребсоюза акт внедрения от 12.03.2003 г.), Курского облпотребсоюза (акт внедрения от 9.04.2003 г.), Солнцевского районного потребительского общества Курского облпотребсоюза (акт внедрения от 25.08.2003 г.), а также в учебном процессе в Белгородском университете потребительской кооперации (акт внедрения от 11 июня 2003 г.).

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 10 работ общим объёмом 11,2 печатных листа, из них авторские 11,2.

Структура и содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

Эти выводы сделаны на основе опроса населения и обработки анкетных данных.

В работе на основе этих факторов разработаны экономико-математические модели, позволяющие осуществлять прогнозирование спроса на услуги по строительству и ремонту жилья, парикмахерские услуги и услуги по ремонту обуви.

Перспективность развития этой сферы на селе подтверждают результаты экономического обоснования осуществления инвестиций в эту сферу. Для этого автором в диссертационном исследовании использованы «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (вторая редакция, № ВК 447 от 21 июня 1999 года).

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что для создания таких бытовых услуг на селе, как парикмахерские услуги, ремонт обуви и других при соблюдении определенных условий не потребуются значительные капитальные вложения.

Так, при создании парикмахерских и пунктов по ремонту обуви на селе возможны следующие варианты:

• использование свободных площадей жилых строений сельских граждан на основе аренды;

• использование свободных производственных площадей магазинов и других строений (реконструкция неиспользуемых, законсервированных помещений), являющихся собственностью райпо;

• строительство парикмахерских и пунктов по ремонту обуви в центре села.

Расчеты показали, что только третий вариант требует значительных капитальных вложений, а самым лучшим вариантом из них является второй, так как позволяет наиболее рационально использовать собственность организаций потребительской кооперации.

В диссертационном исследовании рассмотрена экономическая целесообразность осуществления этих вариантов на примере создания парикмахерских, реализующих как стандартный, так и расширенный ассортимент услуг. Произведенные расчеты показали, что совокупные инвестиции, необходимые для создания парикмахерской, реализующей широкий ассортимент услуг необходимы в размере 47 тыс. рублей, а для создания парикмахерской реализующей стандартный набор услуг — 27 тыс. руб. При этом срок окупаемости 1 инвестиционного проекта составил 0,51 года, а второго 0,8 года.

Реализации инвестиционных проектов предшествует поиск надежных источников финансирования, который предполагает осуществление предприятием анализа целого ряда источников, прежде чем будет принято решение о приемлемости одного из них, или их комбинации при финансировании инвестиционного проекта. При этом важным моментом является анализ особенностей каждого источника, ограничений, которые имеют место при использовании того или иного способа финансирования, а также стоимости инвестиционных ресурсов и их оптимизация, которая может производиться по различным критериям, основными из которых являются показатели «время» и «цена капитала».

В работе разработана методика выбора источников финансирования капитальных вложений, направляемых на развитие сферы бытовых услуг на селе, по критерию минимизации цены капитала.

Целью методики выбора источников финансирования капитальных вложений является оптимизация выбора одного или нескольких источников финансирования с учетом инвестиционных ограничений.

На основе результатов расчетов цены источников финансирования выявлено, что наиболее оптимальными источниками финансирования капитальных вложений, направляемых на развитие сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации, являются: чистая прибыль, амортизационные отчисления, средства фонда развития потребительской кооперации и привлечение заемных средств населения. В отдельных случаях для приобретения необходимого оборудования может применяться лизинг.

Эти источники являются самыми доступными, дешевыми и надежными, например, использование фонда развития потребительской кооперации и финансового лизинга позволяет в значительной степени снизить цену капитала. Это обусловлено тем, что фонд развития потребительской кооперации и лизинговые платежи включаются в себестоимость услуг, следовательно снижается налог на прибыль. Кроме того организации потребительской кооперации имеют возможность привлечения заемных средств населения, расходы по выплате процентов, связанных с привлечением данного источника, также включаются в себестоимость услуг.

При реализации бытовых услуг на селе очень большое значение имеет правильный выбор их тарифов.

По мнению автора, тарифы на бытовые услуги в сельской местности должны быть ниже, чем на аналогичные услуги в городе и поселке. Этот связано со следующими причинами.

Во-первых, как правило, доходы жителей сельской местности ниже, чем у горожан.

Во-вторых, заработная плата работников сферы бытовых услуг на селе ниже, чем у аналогичных работников в городе.

В-третьих, от величины тарифа в значительной степени зависит спрос на бытовые услуги.

Устанавливая тарифы на оптимальном уровне, можно увеличить доходность организации за счет роста количества обслуживаемых клиентов.

Реализация социальной миссии организациями потребительской кооперации в современных условиях хозяйствования требует обеспечения необходимого уровня экономической эффективности, так как деятельность всей системы потребительской кооперации осуществляется на условиях самофинансирования. С этой целью автором были систематизированы показатели оценки эффективности реализации бытовых услуг, оказываемых населению организациями потребительской кооперации. По мнению автора, анализ эффективности должен включать два направления: анализ экономической эффективности реализованных услуг и оценку социального эффекта.

По результатам проведенного исследования сделаны следующие выводы и предложения:

1. Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстроразвивающихся отраслей экономики. Развитие сферы услуг имеет важное значение не только потому, что это один из основных источников формирования ВВП страны, т. е. фактор повышения благосостояния нации, но и как элемент влияния на совершенствование структуры рабочей силы общества и повышения производительности труда, и как следствие на повышение уровня материального состояния граждан.

2. Особое место в сфере услуг занимают бытовые услуги, поскольку ведут к сокращению труда в домашнем хозяйстве, увеличивают свободное время людей для отдыха и заработка денег, восстанавливают потребительские свойства изделий, находящихся в пользовании населения и экономят его денежные средства. Бытовые услуги позволяют изготавливать предметы потребления по индивидуальным заказам, а также побуждают население к предпринимательской деятельности.

Социальная значимость данной сферы высока. Уровень ее развития определяет качество жизни населения.

3. Несмотря на большую экономическую и социальную значимость, бытовые услуги в сельской местности исследуемых областей Центрального Федерального округа не получили должного развития. Номенклатура бытовых услуг, оказываемых сельскому населению и объем их реализации недостаточны. Особо остро стоит проблема дальнейшего развития бытовых услуг, предоставляемых населению предприятиями потребительской кооперации.

5. Основными перспективными направлениями развития сферы бытовых услуг в сельской местности являются:

• парикмахерские услуги с реализацией на базе предприятий их реализующих — косметических услуг (маникюр, педикюр);

• ремонт и строительство жилья и других построек;

• ремонт обуви;

• техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств.

6. Организациям потребительской кооперации при развитии сферы бытовых услуг на селе необходимо рационально использовать собственность системы потребительской кооперации: стремиться к использованию свободных производственных площадей магазинов и других строений (реконструкция неиспользуемых, законсервированных помещений, являющихся собственностью райпо).

В сельских населенных пунктах, где нет возможности иметь стационарные пункты по реализации бытовых услуг, необходимо создание бюро предварительных заказов, которые могут быть организованы на базе существующих магазинов системы потребительской кооперации.

7. Наиболее приемлемыми источниками финансирования капитальных вложений, направляемых на развитие бытовых услуг, является: чистая прибыль, амортизационные отчисления и средства фонда развития потребительской кооперации. В отдельных случаях для приобретения необходимого оборудования может применяться лизинг.

Реализация основных направления формирования и развития сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации будет способствовать повышению экономической и социальной эффективности хозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Экономика любого государства не может эффективно развиваться без адекватного развития сферы услуг. Сфера услуг создает определенные предпосылки и условия для развития материального производства. Между этими сферами существует прямая и обратная зависимость.

В бытность плановой экономики ее развитию не уделялось должного внимания, что явилось существенным тормозом для развития национальной экономики.

С переходом РФ на рыночные отношения были созданы определенные условия для развития сферы услуг. Наметилась устойчивая тенденция развития сферы услуг в РФ, хотя ее доля в национальной экономике еще далека от оптимальной величины. Для решения этой проблемы необходимы фундаментальные исследования, связанные с сущностью сферы услуг и ее роли в национальной экономике. Эти исследования на должном уровне не проводились как при плановой экономике, так и в период перехода на-рыночные отношения.

Особое место в сфере услуг занимают бытовые услуги, которые ведут к сокращению труда в домашнем хозяйстве, увеличивают свободное время людей для отдыха и заработка денег, восстанавливают потребительские свойства изделий, находящихся в пользовании населения и экономят его денежные средства, позволяют изготавливать предметы потребления по индивидуальным заказам.

В то же время, одним из наиболее сложных вопросов удовлетворения потребности населения в услугах, возникших с особой силой в последние годы, является вопрос неравномерности уровня бытового обслуживания по территории. В частности, наблюдается значительное ухудшение предложения услуг в зависимости от удаления от центра региона (города).

Это послужило причиной практически полного отсутствия предприятий, прежде всего бытового обслуживания, в сельской местности.

Необходимость развития этой сферы в сельской местности обусловлена рядом факторов. В частности, к ним можно отнести следующее:

• совершенствование структуры внерабочего времени, значительная часть которого связана с бытовым обслуживанием, путем частичного освобождения трудящихся от повседневных хозяйственных забот, связанных с покупкой товаров, приготовления пищи, уборкой помещений, ремонтом бытовых предметов, повышением культурного уровня;

• повышение общественной производительности труда за счет специализации бытовых работ, а также повышения производительности труда людей по своей специальности за счет освобождения от бытовой работы;

• удовлетворение индивидуальных социально-культурных потребностей человека за счет организации сферой бытовых услуг различных социально-культурных мероприятий, а также общественного накопления предметов быта и оказания услуг, создающих удобства или пользу для потребителя (услуги проката);

• более полное использование трудовых ресурсов путем высвобождения домашних хозяек, работоспособных пенсионеров и других людей, тратящих свое время на обслуживание семьи;

• повышение реальных доходов трудящихся за счет услуг по ремонту бытовых вещей и предметов, так как своевременный и качественный ремонт удлиняет рациональный срок службы;

• удовлетворение индивидуальных материальных потребностей в предметах и услугах в сфере индивидуальных заказов на одежду, обувь, различные металлоизделия, некоторые виды ремонтных работ по обновлению и реконструкции, а также строительство гаражей, жилья и пр.;

• снижение уровня безработицы на селе за счет создания новых рабочих мест на предприятиях бытового обслуживания и подготовка кадров, что имеет самое важное социально-политическое значение в условиях кризиса экономики России.

Известно, что специфика потребительской кооперации предполагает ее социальную направленность, поэтому весьма важным на современном этапе является развитие сферы бытовых услуг на селе именно организациями потребительской кооперации, поскольку социальная роль сферы бытовых услуг в жизни сельского населения и повышении эффективности производственных отраслей очень высока. В этой связи одной из главных задач системы потребительской кооперации является создание условий для равномерного уровня обеспеченности сельского населения бытовыми услугам.

Согласно проведенным исследованиям, за период 1999;2002 годы объем бытовых услуг, предоставленный населению Российской Федерации, вырос с 69 841 млн руб. в 1999 году до 137 000 млн руб. в 2002 году, изменилась и ее структура. В частности наблюдается тенденция увеличения доли услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомототранспортных средств, услуг по ремонту и строительству жилья, услуг парикмахерских, ритуальных услуг, услуги бань и душевых, а такие услуги как ремонт и пошив одежды, услуги по ремонту бытовой техники, услуги по ремонту и изготовлению мебели, услуги прачечных имели тенденцию к снижению. В то же время, за этот период увеличилось среднедушевое потребление бытовых услуг: с 1999 по 2001 гг. величина потребления бытовых услуг в расчете на душу населения увеличилась на 474 рубля или на 98% и составило в 2002 году 955 рублей. Однако, более низкие значения объемов бытовых услуг, реализованных на душу населения в исследуемых областях Центрального Федерального округа (за исключением Белгородской области) при сопоставлении со средними данными по Российской Федерации свидетельствуют о необходимости развития сферы бытовых услуг в данном регионе.

Сфера бытовых услуг обладает рядом особенностей, которые влияют на проведение анализа и оценку ее современного состояния. В частности, к ним можно отнести такие факторы, как локальный характер спроса на услуги, наличие значительного расслоения населения по уровню доходов, приоритетность удовлетворения потребностей населения в социально значимых видах услуг первой необходимости и др.

В работе выявлены и систематизированы факторы, влияющие на развитие сферы бытовых услуг в системе потребительской кооперации и на макроуровне. Это позволит организациям потребительской кооперации заострить внимание на наиболее значимых факторах, влияющих на их деятельность в этой сфере.

Так, развитию бытовых услуг в системе потребительской способствует:

• статус социально-ориентированной системы;

• отсутствие развитой сферы бытовых услуг на селе;

• национальная экономика вышла из состояния застоя и за последние годы наметилась тенденция ее роста, которая сохранится и в ближайшей перспективе;

• тенденция улучшения финансового состояния организаций потребительской кооперации в целом по системе за последние годы, что свидетельствует о возрастающих ресурсных возможностях для развития сферы бытовых услуг;

• более быстрые темпы роста объема реализации бытовых услуг по сравнению с другими отраслями хозяйственной деятельности системы потребительской кооперации.

Анализ объемов бытовых услуг, реализованных системой потребительской кооперации в Центрально-Черноземном регионе за период с 1999 года по 2002 год показал, что сфера бытовых услуг в системе потребительской кооперации развивается быстрыми темпами: за 1999;2002 годы объем бытовых услуг, предоставленных системой потребительской кооперации увеличился с 34,5 до285,2 млн руб., т. е. в 8,2 раза.

В ходе проведенного исследования деятельности организаций потребительской кооперации Центрально-Черноземного района нами сделан вывод о наличии необходимой материально-технической базы для развития бытовых услуг в организациях потребительской кооперации, что подтверждается результатами обследования. Как показали результаты выборочного обследования, в системе потребительской кооперации исследуемых областей имеются свободные, сданные в аренду, закрытые, законсервированные здания магазинов и предприятий общественного питания. Это создаёт условия для развития бытовых услуг на неиспользуемых производственных площадях.

Оценка потенциального спроса на бытовые услуги свидетельствует о широких перспективах в данной сфере деятельности для системы потребительской кооперации. Согласно данным выполненного анкетного обследования наиболее перспективными, направлениями, развития бытовых услуг в сельской местности организациями потребительской кооперации являются: парикмахерские услуги с одновременным оказанием на базе предприятий их реализующих — медико-профилактических услуг (маникюр, педикюр), услуги по строительству и ремонту жилья и других построек, ремонт обуви и услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств.

Нами выделены основные факторы, влияющие на формирование спроса сельского населения на данные виды бытовых услуг:

1) численности постоянного населения;

2) средний возраст сельского населения;

3) половозрастной структуры сельского населения;

4) уровень доходов сельского населения;

5) степень удаленности населенных пунктов от городов и поселков городского типа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.М. Экономический анализ сферы услуг. М.: Экономика, 1968.- 160 с.
  2. Актуальные вопросы развития сферы обслуживания в условиях полного хозрасчёта и самофинансирования. М.: Знание, 1989. — 53 с.
  3. В.П. Сфера обслуживания и уровень народного благосостояния // Вопросы политической экономии социализма. М., Изд-во ВПШиАОН, 1961.-124 с.
  4. Анализ деятельности потребительской кооперации в конкурентной среде // Сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгород: Кооперативное образование, 2000. — 157 с.
  5. Анализ и принятие решений в бытовом обслуживании населения / Под. Ред. УколоваВ.Ф.-М.: ЦБНТИ, 1991.-95 с.
  6. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1999. — 416 с.
  7. В.Т. Региональные проблемы управления и планирования сферы обслуживания населения. -М.: Наука, 1989. 126 с.
  8. Белгородская область в 1999 году. Статистический сборник. Белгород: Белгородский областной комитет статистики, 2000. — 200 с.
  9. Белгородская область в 2000 году. Статистический сборник. Белгород: Белгородский областной комитет статистики, 2001. — 205 с.
  10. Белгородская область в 2001 году. Статистический сборник. Белгород: Белгородский областной комитет статистики, 2002. — 203 с.
  11. З.Г. К вопросу об определении понятия бытового обслуживания населения // В сб.: Вопросы экономики быта. М.: 1966., с. 116
  12. М.А. Оценка реализуемости инновационного проекта // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 2. — с. 27−43.
  13. И., Колли Ж-К. Толковый экономический и финансовый словарь: французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология. В 2-хт. / Под общ. ред. JI.B. Степанова- Ред. В. Б. Рыбаков. М.: Международные отношения. Т.2: G-Z. — 1994. — 720 с.
  14. Большой экономический словарь. 22 000 терминов / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Ин-т новой экономики, 1999. -1248 с.
  15. А.В. Служба быта в новых условиях хозяйствования. М.: Знание, 1986.-64 с.
  16. .А. Услуги. Правовой режим реализации. М.: Филин, 1997. -424 с.
  17. Н.А. Услуги населению: прибыль и рентабельность. М.: Финансы и статистика, 1989. — 125 с.
  18. З.Г. Анализ экономической эффективности бытовых услуг. М.: Лёгкая индустрия, 1978. — 239 с.
  19. З.Г. Технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий бытового обслуживания. М.: Лёгпромбытиздат, 1991.317 с.
  20. З.Г. Хозяйственный расчёт и эффективность производства бытовых услуг. — М.: Лёгкая индустрия, 1973. 200 с.
  21. Бытовое обслуживание в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1991.
  22. Бытовое обслуживание населения РСФСР. Стат. ежегодник. М. 1990.
  23. Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: -М.: Издательский дом «Дашков и К°», 2000. 308 с.
  24. Вопросы совершенствования организации и планирования сферы услуг / Под общей ред. А. Е. Булатова. М.: Лёгкая индустрия, 1975. — 127 с.
  25. Вопросы совершенствования организации и планирования сферы услуг. М.: Лёгпромбытиздат, 1986. — 304 с.
  26. А.И. Управление качеством бытовых услуг. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1984.
  27. Демографический ежегодник. Статистический сборник. Белгород: Белгородский областной комитет статистики, 2001. — 83 с.
  28. В.И. Основы изучения и прогнозирования спроса на бытовые услуги. М.: Легпромбытиздат, 1986, с. 35
  29. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. -М.: Издательство «Финпресс», 1998. 192 с.
  30. Е.Ю. Организационные формы предпринимательской деятельности в бытовом обслуживании населения // В сб.: Регион в новой хозяйственной системе. Новосибирск, 1994, с. 99 — 106.
  31. Г. П. Хозрасчёт и материальное стимулирование в непроизводственной сфере. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 62 с.
  32. А.И. Планирование на предприятии: М.: Новое знание, 2001. -635 с.
  33. В.Е. и др. Закономерности развития непроизводственной сферы и повышения жизненного уровня. Киев: Наукова Думка, 1989. — 255 с.
  34. В.Е. Непроизводственная сфера: вопросы теории. Киев: Наукова Думка, 1979.-312 с.
  35. В.Е., Улановская В. Д. Социально-экономическая эффективность сферы услуг. М.: Наука, 1980. — 160 с.
  36. В.Е., Улановская В. Д. Эффективность и интенсификация непроизводственной сферы. М.: Экономика, 1987. — 158 с.
  37. Конкурентные преимущества организаций потребительской кооперации // Материалы научно-практической конференции «Потребительская кооперация социально ориентированная система»: В 2-х ч. — Белгород: Изд-во БУПК, 1999 г.
  38. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз РФ, 2001. — 126 с.
  39. Кооперативная самобытность в новом тысячелетии: Материалы Российской научно-практической конференции, Ноябрь 2000 г. Белгород: Кооперативное образование- 2001.-162 с.
  40. Т.Н. Индивидуальный труд в сфере услуг. М.: Лёгпромбытиздат, 1989.- 101 с.
  41. Т.И. Платные услуги в СССР. М.: Экономика, 1990. — 160 с.
  42. Т.И. Межотраслевые связи сферы бытового обслуживания. -М.: Легпромиздат, 1983. 40 с.
  43. Т.И., Платонова Н. А. Влияние размеров городских поселений на потребление бытовых услуг // В сб.: Теоретические и научно-практические проблемы сферы бытовых услуг. М., 1984, с. 40.
  44. В. Маркетинг в сфере бытовых услуг г. Москвы // Маркетинг. -2001, — № 1.- с. 52−60.
  45. Ф. Основы маркетинга: пер. с англ. /Ф.Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг: [Общ. ред. Н.В. Шульпиной]. М.: Вильяме, 2000. — 1151 с.
  46. Ф. Основы маркетинга. Новосибирск: Наука, 1992. — 638 с.
  47. С.А. Управление затратами. СПб.: Питер, 2001. — 160 с.
  48. В. О взаимодействии и соотношении платёжеспособности спроса и потребления //Маркетинг. — 2001, № 3. с. 11−16.
  49. А.И. Сфера обслуживания населения (вопросы социального воспроизводства). -М.: Мысль, 1979. 293 с.
  50. Краткий словарь экономических терминов / Под ред. Р. Г. Маниловского.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1997. — 220 с.
  51. В.Г. Сфера обслуживания при социализме. М.: 1968. — 256 с.
  52. Курская область в 1999 году. Статистический сборник. Курск: Курский областной комитет статистики, 2000. — 205 с.
  53. Курская область в 2000 году. Статистический сборник. Курск: Курский областной комитет статистики, 2001. — 200 с.
  54. Курская область в 2001 году. Статистический сборник. Курск: Курский областной комитет статистики, 2002. — 201с.
  55. Курт Хэссиг. Время как фактор стратегии конкуренции // Проблемы теории и практики управления, 1995, № 3. с. 104−109.
  56. В.И. Сфера услуг: новые подходы. Киев: Политиздат Украины, 1989.- 174с.
  57. С.Ф. Служба быта и рынок. М.: Знание, 1991. — 63 с.
  58. Липецкая область в цифрах за 1998 год: Статистический сборник / Липецкий облкомстат. Липецк, 1999. — 198 с.
  59. Липецкая область в цифрах за 1999 год: Статистический сборник / Липецкий облкомстат. Липецк, 2000. — 195 с.
  60. Липецкая область в цифрах за 2000 год: Статистический сборник / Липецкий облкомстат. Липецк, 2001. — 200с.
  61. И. Экономическая логика конгломератной диверсификации. // Страховое дело. 1999, № 3. — с. 22−27.
  62. И., Ковылина О. Методология оценки конкурентоспособности услуг торговли //Маркетинг. 1997, № 3. — с.62−69.
  63. К. Перспективы развития бытовых услуг // Экономист. 1992. № 11. С. 58−61.
  64. Н.П., Лещёва В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Под ред. проф. Н. П. Любушина. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 471 с.
  65. Е.В. Маркетинг услуг. Киев: ВИРА-Р, 2001. — 574 с.
  66. Г. В. Торговое обслуживание сельского населения. Белгород: Кооперативное образование, 2000. — 198 с.
  67. И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия. // Маркетинг. 1996, № 3. — с. 51−56.
  68. К., Энгельс Ф. Сочинения., т. 23. М., 1965. — 483 с.
  69. К., Энгельс Ф. Сочинения., т. 26. М., 1965. — 581 с.
  70. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Под ред. проф. В. А. Алексунина. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.-516с.
  71. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996ю 128 с.
  72. Международный классификатор товаров и услуг. М., 1995.75."Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов". Утв. Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госстроем РФ 21 июня 1999 года № ВК 477.
  73. Н.И., Хотинская Г. И. Ресурсосбережение как фактор интенсификации деятельности предприятий бытового обслуживания. М.: Легпромбытиздат, 1989. — 144 с.
  74. Непроизводственная сфера СССР / Под ред. М. В. Солодкова. М.: Мысль, 1981.-351 с.
  75. Г. А., Найгеборен У. М. Организация и планирование предприятий бытового обслуживания населения. (Часть 1). М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. — 287 с.
  76. Г. А., Найгеборен У. М. Организация и планирование предприятий бытового обслуживания населения. (Часть 2). М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984. — 255 с.
  77. Э.В. Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг// Маркетинг в России и за рубежом. М., 2001, № 1, с. 50.
  78. А.В. Занятость в сфере обслуживания населения. М.: Мысль, 1987 г.
  79. Основные показатели социальной и хозяйственной деятельности потребительской кооперации России за 2001 год. Статистический сборник. -М.: Центросоюз РФ, 2002. 191 с.
  80. Отдельные финансовые показатели деятельности потребительской кооперации России за 2000 год. Статистический сборник. М.: Центросоюз РФ, 2001.-275 с.
  81. Отдельные финансовые показатели деятельности потребительской кооперации России за 2001 год. Статистический сборник. М.: Центросоюз РФ, 2001.-276 с.
  82. Отдельные финансовые показатели деятельности потребительской кооперации России за 2002 год. Статистический сборник. М.: Центросоюз РФ, 2003.-75 с.
  83. ЮО.Отскочная З. В., Захарченко Н. П., Коротких И. Ю. Организация неторговых платных услуг в системе потребительской кооперации. // Деловой вестник «Российской кооперации», 2001. № 9. — с. 21−41.
  84. Оценка конкурентоспособности организаций потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2000.
  85. В.В. Платные услуги населению: состояние и перспективы. М.: Наука, 1991. — 109с.
  86. ЮЗ.Песоцкая Е. В. Маркетинг услуг. СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. 1997. — 122с.
  87. П.В., Соломатин А. Н. Прогнозирование ёмкости рынка. СПб.: ТЭИ, 1997.-30 с.
  88. Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М.: Мысль, 1973. — 301 с.
  89. В.М., Сатоцкин А. И. Экономический потенциал социальной сферы: Содержание. Оценка. Анализ. М.- Экономика, 1991. -160 с.
  90. Развитие и структура отраслей непроизводственной сферы / В. Е. Козак, JI.T. Верховодова, В. И. Любый и др.- Отв. ред. В. Е. Козак. Киев: Наукова Думка, 1979.-259 с.
  91. Ю8.Раицкий К. А Экономика предприятия: М.: Информационно-внедренческий центра «Маркетинг», 1999. — 693 с.
  92. Региональные проблемы развития социальной инфраструктуры. М.: Наука, 1987.-271 с.
  93. Е.Г. Сфера услуг: планирование, проблемы, перспективы. -Саратов, 1998.-256 с.
  94. Н.М. Потребительское поведение населения // Экономика и мат. Методы. 1981 Т. 12. № 6, с. 108
  95. М.Г., Российский М. В. Планирование и экономика бытового обслуживания населения. М.: Экономика, 1988.
  96. А.Н., Лукасевич И. Я. Оценка коммерческой деятельности предпринимательства: Опыт зарубежных корпораций. М.: Финансы и статистика, Банки и биржи, 1993. — 96 с.
  97. М., Росс Т. Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг: Хотите преуспеть? М.: Торговый дом «Гранд»: Агентство «Фаир», 1996. — 303 с.
  98. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2000. — 663с.
  99. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2001. — 679 с.
  100. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002. — 679 с.
  101. Россия в цифрах. Статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2002.-445 с.
  102. Россия в цифрах. Статистический ежегодник / Госкомстат России. М., 2003.-446 с.
  103. В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. М.: Экономика, 1989. — 238 с.
  104. В.П., Прилипко С. И., Величко Е. Г. Анализ и разработка инвестиционных проектов. Киев: Абсолют-В, Эльга, 1999. — 304 с.
  105. Самобытность потребительской кооперации: опыт, и проблемы управления. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции 29−30 января 2002 г. Чебоксары: Руссика, 2002. — 421 с.
  106. Г. А., Уколов О. И., Черникова Е. И. Кооперативные ценности и принципы. Белгород: «Кооперативное образование», 2001 г. — 128 с.
  107. М.В. Исследование конкурентоспособности потребительской кооперации России: Монография. Белгород: Изд-во БУПК «Кооперативное образование», 1999. — 309 с.
  108. М.В. Сертификация и конкурентоспособность товаров и услуг: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 1999. — 152 с.
  109. О.И. На пути к сертификации услуг розничной торговли // Сертификация. 1998, — № 93, — с. 34−36.
  110. М.В. и др. Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме. М.: Изд. МГУ, 1972. — 348 с.
  111. М.В. Непроизводственная сфера при социализме (вопросы теории и методологии производственного труда). М.: Мысль, 1978.— 188 с.
  112. М.В., Тарасюк А. И. Непроизводственная сфера в общественном воспроизводстве при социализме. М.: Изд-во Московского университета, 1976. — 176 с.
  113. Социально-экономическое положение потребительской кооперации. Статистический сборник. М.: Центросоюз РФ, 2002. — 235 с.
  114. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 1999 году. Статистический сборник. М.: Центросоюз РФ, 2000. — 140 с.
  115. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2000 году. Статистический сборник. М.: Центросоюз РФ, 2001.- 175 с.
  116. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2001 году. Статистический сборник. М.: Центросоюз РФ, 2002. — 155 с.
  117. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации в 2002 году. Статистический сборник. М.: Центросоюз РФ, 2003. — 157 с.
  118. А. Влияние миграции на демографические процессы и социально-экономическую обстановку в стране // Экономист. 2002. — № 3. -С. 64−65.
  119. Справочник хозяйственника службы быта: В 2-х томах. Том 1 / Под общей ред. И. Г. Дуденкова, И. М. Шатаева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Легпромбытиздат, 1985. — 320 с.
  120. В.Н., Стаханов В. Д. Маркетинг сферы услуг. М.: Экспертное бюро, 2001.- 160 с.
  121. Сфера услуг: новая концепция развития / Рутгайзер В. М., Корягина Т. Н., Арбузова Т. Н. и др. М.: Экономика, 1990. — 158 с.
  122. Тамбовская область в 1999 году. Статистический сборник. Тамбов: Тамбовский областной комитет статистики, 1999. — 198 с.
  123. Тамбовская область в 2000 году. Статистический сборник. Тамбов: Тамбовский областной комитет статистики, 2000. — 203 с.
  124. Тамбовская область в 2001 году. Статистический сборник. Тамбов: Тамбовский областной комитет статистики, 2001. — 197 с.
  125. Теория статистики / Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. 3-е изд., перераб. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 560 с.
  126. МЗ.Теплов В. И. Совершенствование организационных структур управления в системе потребительской кооперации. Белгород: Изд-во БУПК «Кооперативное образование». — 1998. — 109 с.
  127. В.И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации: Монография. Белгород: Издательство БУПК «Кооперативное образование». — 1999. — 206 с.
  128. В.И. Управление социально-экономическое развитие системы потребительской кооперации: Монография. Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999. — 295 с.
  129. JI.E. Основы потребительской кооперации. М.: Вита-Пресс, 2001.- 160 с.
  130. Э.Р., Силласте Ю. Х. Услуги предлагает кооператив. М.: Знание, 1989.-62 с.
  131. Указ Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в Российской Федерации» от 30 ноября 1992 года № 1485.
  132. В.Ф. Сущность и рынок бытовых услуг. М.:ЦБНТИ, 1989.
  133. В.Г. Эфективность производства и обращения бытовых услуг: М.: ЦБНТИ, 1989.-64 с.
  134. JI.B. Кооперативы современной России. Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.
  135. Управление государственной, кооперативной и индивидуальной трудовой деятельностью в бытовом обслуживании (на примере Ленинградского региона)/ В. Н. Соловьёв, В. Г. Сорин, М. А. Юделевич. М.: Легпромбытиздат, 1990. — 240 с.
  136. Услуги в системе мировой торговли: Научно-аналитический обзор / Н. В. Никифорова. М.: ИНИОН, 1990. — 63 с.
  137. В.А. и др. Повышение эффективности сферы услуг: (Опыт работы бытового обслуживания ЭССР) / В. А. Хальмяги, Ю. Х. Силласте, Э. Р. Труве. М: Знание, 1987. — 62 с.
  138. А. Маркетинг услуг: макросреда индустрии сервиса // Маркетинг. 1997, — № 2−3. — с. 108−116.
  139. А. Маркетинг услуг: продукт // Маркетинг. 1997, — № 6. -с. 115−120.
  140. О.И. Сфера услуг: сущность и динамика (особенности развития на селе). Воронеж: Изд-во Воронеж. Ун-та, 1989. — 167с.
  141. И.М. Вторичная занятость в бытовом обслуживании. М.: Экономика, 1988. — 117 с.
  142. А. Фактор экономического прогресса // Человек и труд. 1996, — № 9.-с. 58−62.
  143. К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона. // Маркетинг в России и за рубежом. 2000, — № 5. — с. 92−110.
  144. Экономика бытового обслуживания. Балалов В. Д., Гуков Н. В., Козлова И. В., Баркан Н. А. / Под ред. В. Д. Балалова. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1983. — 368 с.
  145. Экономика непроизводственной сферы / Под ред. М. В. Солодкова. М.: Изд-во Московского университета, 1980. — 285 с.
  146. В.В. Социально экономические вопросы прогнозирования бытового обслуживания населения. — М.: Знание, 1989.1. Ритуальные услуги 6,3%1. Прочие 8,3%
  147. Ремонт и инливидуальный пошив обуви 2,6%
  148. Транспортно-экспедиторскиеуслуги 9,1%
  149. Услуги предприятий по прокату0,3% ~.
  150. Услуги парикмахерских 6,0%
  151. Услуги бань и душевых 1,7%1. Услуги фотографий 2,9%
  152. Ремонт и индивидуальный пошив одежды, пошив и вязка трикотажных изделий 9,1%
  153. Ремонт бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 6,7%
  154. Ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств 20,7%
  155. Ремонт и изготовление мебели 1,5%
  156. Химическая чистка и крашение 0,7%
  157. Ремонт и строительство жилья и других построек 23,0%1. Услуги прачечных 1,1%
  158. Рис. Структура бытовых услуг, оказанных в Российской Федерации в 2002 году, в процентах
Заполнить форму текущей работой