Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Механизм публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Каждая территориальная социально-экономическая система имеет свои особенности развития и обусловленные ими проблемы. Тем не менее, даже обладая мощным экономическим потенциалом, многие из-них не обеспечивают его эффективного использования, что определяет актуальность совершенствования процесса управления разработкой и реализацией инвестиционной политики на основе выявленных перспектив… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы
    • 1. 1. Сущность управления территорией субъекта Федерации как целостной социально-экономической системой
    • 1. 2. Составляющие инвестиционного потенциала территориальной социально-экономической системы
    • 1. 3. Содержание и роль публичного управления в повышении инвестиционного потенциала территориальной социально-экономической системы
  • Глава 2. Формирование механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы
    • 2. 1. Содержание механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы
    • 2. 2. Организация эффективной работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы
    • 2. 3. Развитие механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы

Механизм публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие реального сектора экономики в субъектах Российской Федерации в настоящее время зависит от успешного запуска инвестиционного механизма экономического роста. Это обусловлено необходимостью подкрепления требуемыми материальными, трудовыми финансовыми и информационными ресурсами процесса реализации конкретных функций на соответствующем уровне территориального управления. Поэтому одним из приоритетов в деятельности органов власти субъектов Федерации должно стать стимулирование потенциальных инвесторов к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению бизнес-среды. Такое стимулирование может осуществляться на базе соответствующей налоговой политики, развитой судебной системы, финансового законодательства, лояльного визового режима и прочих инструментов, относящихся к компетенции публичного управления.

Ключевая задача органов публичного управления состоит в создании условий для повышения качества жизни населения. Успешное решение данной задачи возможно на основе привлечения инвестиций в отрасли экономики, непосредственно определяющие качество жизни граждан. На уровне субъектов Российской Федерации это может быть выражено в создании условий для комплексного социально-экономического развития территориальной социально-экономической системы на основе разработки и реализации эффективной инвестиционной политики органами публичной власти на подведомственной им территории.

Каждая территориальная социально-экономическая система имеет свои особенности развития и обусловленные ими проблемы. Тем не менее, даже обладая мощным экономическим потенциалом, многие из них не обеспечивают его эффективного использования, что определяет актуальность совершенствования процесса управления разработкой и реализацией инвестиционной политики на основе выявленных перспектив и особенностей развития конкретной территории. Однако проблема привлечения инвестиций на территорию субъекта Федерации является особо острой управленческой проблемой, для решения которой необходим соответствующий механизм управления инвестиционным потенциалом территории. Функционирование такого механизма должно быть направлено на выявление инвестиционных источников, разработку территориальной инвестиционной политики, формирование алгоритма управленческого влияния со стороны публичной власти на процесс привлечения инвестиций и повышение инвестиционной привлекательности территории субъекта Федерации.

Степень разработанности проблемы. Решению вопросов управления социально-экономическими системами в настоящее время в научной литературе уделено немало внимания. Прежде всего, это касается различных аспектов теоретического осмысления управления социально-экономическими системами субъектов РФ, которые нашли отражение в трудах Л. И. Абалкина, A.JI. Гапоненко, А. Г. Гранберга, С. Ю. Глазьева, В. М. Глушкова, В. И. Кушлина, Б. М. Штульберга, В. П. Чичканова, Л. П. Куракова, В. Н. Лексина, Д. С. Львова,.

B.И. Маевского, В. Л. Макарова, Б. А. Райзберга, В Е. Рохчина и др.

В экономический и управленческий аспект развития теории систем существенный вклад внесли Б. Н. Михалевский, Ю. Н. Гаврилец, Ю. В. Гусаров, Ю. И. Черняк, В.И. Данилов-Данильян, М. Г. Завельский, В. М. Глушков, Г. Б. Клейнер, А. И. Пригожин, В. Н. Спицнатель, Ю. В. Яковец и другие авторы.

Повышению эффективности органов публичной власти и способам оценки их деятельности посвящены труды таких ученых, как В. В. Герасимова, С. А. Воронов, В. Н. Кабанов, И. В. Котелевская, O.A. Кириченко, В. В. Лобанов,.

C.Ю. Наумов, Е. В. Охотский, В. Г. Чуркин, Ф. И. Шамхалов, Л. И. Якобсон. Вопросам разработки государственной инвестиционной политики уделено немало внимания в трудах отечественных и зарубежных ученых: В. Авиловой, А. Водянова, С. Глазьева, У. Ростоу, М. Сафиуллина, Дж. Стиглица, Э. Хансена, Е. Ясина и других.

Теоретические и методологические аспекты реализации государственной инвестиционной политики отражены в трудах Н. В. Балихиной, Э. И. Крылова, О. В. Мотовилова, В. В. Новожилова, А. Н. Фоломьева, Т. С. Хачатурова Ю.В. Яковца и других авторов.

Существенный вклад в теоретическое обоснование необходимости управления инвестиционными процессами со стороны органов власти и местного самоуправления внесли труды И. А. Бланка, В. В. Бочарова, Я. А. Дерябиной, Л. Л. Игониной, В. В. Коссова, И. В. Липсица, В. М. Павлюченко, Ф.Дж. Фабоцци, В. В. Шеремета и других ученых.

Однако анализ научных трудов в области управления инвестиционной деятельностью свидетельствует о том, что не уделено достаточного внимания теоретическим и научно-практическим проблемам управления инвестиционным потенциалом как резервом развития территориальной социально-экономической системы. Многочисленные публикации обосновывают необходимость разработки эффективных управленческих моделей реализации инвестиционной политики на конкретной территории со стороны органов публичной власти. Кроме того, на текущий момент времени отсутствует целостная концепция публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы.

Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования, определило цели, задачи, объект и предмет исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методических положений и практических рекомендаций по формированию механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы на основе выявления приоритетов и резервов ее развития.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач: '.

— обоснования необходимости применения методологии системного подхода к управлению субъектом Российской Федерации как многоуровневой территориальной социально-экономической>системой;

— определения! содержания инвестиционного потенциала1 территориальной социально-экономической системы как важного фактора управления ее развитием;

— выявления роли? и* определения содержания' публичного* управления) в обеспечении роста инвестиционного потенциала территориальной социально-экономической системы;

— формирования структуры механизма публичного управления инвестиционным потенциалом-территориальной социально-экономической^ системы;

— определения содержания механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы;

— выбора направлений организации эффективной работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы;

— определения^направлений развития механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной' социально-экономической системы.

Область исследования. Диссертационное исследование выполнено в соответствии с пунктами 10.2 — «Сущность, структура и отличительные особенности системы публичного управления, основные тенденции и направления ее развития в современных условиях" — 10.5 — «Особенности разработки и реализации государственной политики в экономической и социальной сферах», 10.8 — «Управление экономическими системами, принципы, формы и методы его осуществления» паспорта специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством (10- Менеджмент)».

Предметомисследованияявляются* организационно-управленческие и экономические отношения, формирующиеся в процессе публичного управления развитием территориальной социально-экономической системы, обеспечивающего улучшение инвестиционного климата*, снижение инвестиционных рисков и рост инвестиционного потенциала как резерва устойчивого функционирования экономики.

Объектом исследования выступает территориальная социально-экономическая система и механизм публичного управления ее инвестиционным потенциалом.

Методологической основой работы послужили общенаучные методы исследования, системный и факторный анализ, комплексный, системный и ситуационный подходы.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, направленные на решение проблем управления социально-экономическим развитием на основе привлечения инвестиций, законодательные и нормативные документы по вопросам управления инвестиционной деятельностью в различных отраслях экономики, а также научные положения и выводы отечественных и зарубежных авторов в области теории управления, теории систем и управления социально-экономическими системами.

Основой информационной базы в диссертационном исследовании являются материалы научно-практических конференцийнаучные, статистические и информационные ресурсы, опубликованные в печатианалитические и программные материалы, статьи и монографии отечественных и зарубежных ученых, а также первичная информация о деятельности органов публичного управления Саратовской области, направленная на повышение возможности осваивать на ее территории все большие объемы инвестиций на основе системы законодательных мер и исполнительных действий стимулирующего и контролирующего характера.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем разработана теоретико-методологическая основа формирования механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы с позиции методологии системного подхода.

Более конкретно результаты диссертации, определяющие научную новизну исследования, состоят в следующем:

1. Теоретически обоснована необходимость реализации методологии системного подхода в управлении субъектом Российской Федерации как многоуровневой территориальной социально-экономической системой.

Основными аргументами обоснования являются:

— наличие у субъекта Федерации признаков системы объектного, процессного и средового типа, в границах которой осуществляется публичное управление как необходимое условие социально-экономического развития территории и общества;

— возможность получения комплексной оценки хозяйственной деятельности в границах территории субъекта на уровне конкретных характеристик посредством выявления проблем и характеристик входа, процесса и выхода;

— обладание субъектом Федерации такими общесистемными признаками, как целостность, структурность, иерархичность, синергетичность, эмерджент-ность, детерминированность, адаптивность, динамичность, открытость, коммуникативность и другими.

— присутствие у субъекта Федерации единой структуры, состоящей из таких взаимосвязанных подсистем, как экономическая, институциональная, культурная, ментальная, когнитивная и историческая, каждая из которых, реагируя на факторы внутренней и внешней окружающей среды, предпринимает ответные меры воздействия.

2. Уточнено понятие «инвестиционный потенциал» как категории менеджмента по отношению к территориальной социально-экономической системе, свидетельствующей о резерве устойчивого функционирования экономики и перспективе поступательного развития данной системы при благоприятном инвестиционном климате и отсутствии инвестиционных рисков.

Инвестиционный потенциал является комплексной характеристикой социально-экономической системы, отражающей способность и возможность властных структур и делового сообщества эффективно управлять инвестиционной деятельностью на основе совокупности накопленных данной системой конкурентных преимуществ. Он показывает, что всегда есть предельная величина инвестиций в виде реальной инвестиционной емкости, которую способна освоить территориальная социально-экономическая система в конкретный период времени, зависящая от наличия на территории сфер и объектов инвестирования, формирующих инвестиционный спрос.

Данный показатель определяет дальнейшую перспективу роста объема инвестиционных ресурсов, представляемого как потенциальная инвестиционная емкость территории, поскольку введение объектов инвестирования в эксплуатацию обусловливает необходимость в новых инвестициях для поддержки и развития освоенных производственных и иных процессов.

3. Определено содержание инвестиционного потенциала территориальной социально-экономической системы как совокупность необходимых факторов управления ее развитием, в которую включены: уровень развития территориальной экономики и рынка инвестиционных услугэкономическая интеграция и производственная кооперация с другими территориямивысокий научный потенциал и стабильный правовой режиммощность промышленных отраслей и перспективы их ростагарантии защиты отечественных и иностранных инвесторов от некоммерческих рисковмалая доля населения пенсионного возрастаналичие общедоступной информации об инвестиционных проектах, развитости транспорта, связи и других видов инфраструктуры.

4. Дано определение публичному управлению как процессу реализации публично-управленческих отношений, свидетельствующих об общественной природе государственного управления на основе гласного взаимодействия государственного аппарата управления и общества при принятии важных для населения решений. При этом деятельность органов власти ориентирована на удовлетворение общих интересов населения, прозрачна и понятна для общества, а интересы публичного характера выражаются через институты демократии в виде публичных обсуждений общественно значимых проблем.

5. Обоснована необходимость повышения роли публичного управления инвестиционной деятельностью, поскольку принижение его значимости в повышении инвестиционной привлекательности территориальных социальноэкономических систем и страны в целом обусловили низкий уровень эффективности управления внешними и внутренними финансовыми потоками, требуемыми для развития реального сектора экономики, возможность оттока капитала за рубеж и разбалансирования деятельности отдельных отраслей экономики.

В сложившейся ситуации ключевым элементом экономической политики публичной власти становится государственная инвестиционная политика, учитывающая специфику развития территориальных социально-экономических систем и способствующая эффективному перераспределению инвестиционного капитала между отраслями экономики, повышению инвестиционной привлекательности реального сектора и созданию благоприятного инвестиционного климата для реализации инвестиционных проектов и обеспечения роста инвестиционного потенциала.

6. Определено содержание механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы, который представляет собой совокупность последовательно осуществляемых процессов, определяющих комплексное управленческое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности в целях снижения для них инвестиционного риска, обеспечения гарантированного уровня дохода на инвестированный капитал и роста инвестиционного спроса на конкретной территории.

Основными элементами механизма рассматриваются нормативная, организационная, финансовая, кадровая и информационная составляющие, которые реализовываются в рамках соответствующих аспектов государственной политики (экономическом, социальном, промышленном, бюджетно-финасовом, кадровом и других). Функционирование механизма направлено на обеспечение согласования инвестиционной и инновационной политики и их взаимосвязь с другими политиками, реализуемыми на данной территории (бюджетно-финансовой, промышленной, аграрной, внешнеэкономической, кадровой и пр.).

7. Предложены-направления организации эффективной работы механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы:

— поддержка научной и инновационной деятельности, в том числе фундаментальных исследований, поскольку научные достижения-могут быть-одновременно-объектами'инвестирования и инвестициями;

— ориентация инвестиционной! политики публичной власти на внедрение в хозяйственную1 практику и жизнь-общества современных технологий утилизации и переработки производственных и бытовых отходов, поскольку их скопления. на территории субъекта Федерации наносят различные виды ущербов для населения (экономические, экологические, эстетические, социальные);

— направление инвестиций в развитие сельских территорий в целях повышения качества повседневной и трудовой жизни сельского населения на основе развития соответствующей инфраструктуры, обновления* машинного парка, создания новых рабочих мест, развития перерабатывающей отрасли, снижения влияния региональных барьеров на сбыт продукции-агропромышленного комплекса, сведения к минимуму всевозможных рисков;

— формирование механизма трансформации сбережений населения в инвестиции посредством представления, широкого спектра финансовых инструментов, доступных для понимания граждан, а также развития банковской системы как основного института, аккумулирующего сбережения* населения в целях наращивания объемов" кредитов дляфинансирования инвестиционных проектов;

— согласование взаимных интересов и меру ответственности всех участников инвестиционного процесса с построением эффективных взаимоотношений между инвестиционными системами различного уровня: государственной, региональными, муниципальными и негосударственной;

— развитие партнерства государства и бизнеса в целях обеспечения передачи в предпринимательскую среду результатов научно-технической деятельностиформирования на данной основе высокотехнологичных малых инновационных предприятийпривлечения инвестиций для внедрения новых технологий в производственные процессыосвоения производства инновационной и конкурентоспособной продукции и продвижения ее на национальный и внешние рынки;

8. Разработаны направления развития механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы:

— активизация долгосрочных инвестиций в основной капитал на основе соответствующей государственной инвестиционной и налоговой политики, обеспечивающих: согласованное и взаимовыгодное взаимодействие властных структур с представителями бизнесацелевое распределение инвестиционных ресурсов между субъектами Федерациисоздающих условия для хозяйственной трансформации предприятий и организаций в реальном секторе экономикиориентирующих их на развитие производства потребительских товаров, имеющих реальный спрос на рынке;

— совершенствование системы отбора инвестиционных проектов на основе проведения оценки эффективности самих проектов и процесса его реализации: оценка проектов осуществляется с общественной и коммерческой позиций с определением их потенциальной привлекательности для возможных участников и источников финансированияоценка реализации проекта обусловлена наличием большого числа участников реализации, несовпадением их интересов и различной степенью приоритетности для них проекта;

— превращение инвестиций в активный элемент экономической деятельности любого субъекта хозяйствования в реальном секторе экономики на основе развития государственно-частного партнерства в целях обеспечения передачи в предпринимательскую среду результатов научно-технической деятельности, реализации на данной основе общественно значимых проектов, создания высокотехнологичных малых инновационных предприятий, освоения производства конкурентоспособной продукции и продвижения ее на национальный и внешние рынки. При этом участие органов публичного управления в инвестировании коммерческого проекта вместе с частными инвесторами целесообразно при условии его соответствия решению конкретной социально-экономической проблемы, которая возникает перед властными структурами.

— создание условий для роста стоимости активов, размещенных на конкретной территории и вовлеченных в воспроизводственный процесс на национальном и региональном уровне. Это обосновывается тем, что активы всегда сосредоточиваются там, где их стоимость является наиболее высокой. Поэтому органам публичного управления следует обеспечивать концентрацию капитала на своей территории и рост стоимости акций региональных предприятий на основе активизации венчурного инвестирования, которое является мощным катализатором инвестиционных процессов в инновационной сфере. Источниками такого инвестирования, наряду с банками и венчурными фондами, должны стать пенсионные фонды и страховые компании;

— совершенствование процесса разработки инвестиционного паспорта территориальной социально-экономической системы на основе ежегодного его обновления, что позволит обеспечивать органам публичной власти целенаправленную работу по формированию базы данных относительно состояния имеющихся не территории объектов применения инвестиций, выявлять проблемы реализации инвестиционных проектов, предупреждать отток капитала с территории посредством перераспределения инвестиций, подкрепляемого государственными и региональными инвестиционными ресурсами;

— модернизация промышленного производства на основе выделения на территории конкурентоспособных производственных кластеров, когда конкурентоспособность территориальной социально-экономической системы будет обеспечиваться их высоким уровнем технического и технологического развития. Предприятия, входящие в кластер, призваны содействовать взаимному повышению конкурентоспособности друг друга, обеспечивать формирование внутри кластера конкурентной среды и появление у него конкурентных преимуществ на глобальном рынке.

Органы публичной власти при этом основное внимание должны уделять формированию и развитию функциональных и экономических взаимосвязей между предприятиями, входящими в кластеры, обеспечивая им свободный доступ к передовым технологиям, разделению между ними рисков в совместной инвестиционной деятельности и осуществлении общих НИОКР.

Теоретическая и практическая значимость результатов диссертационного исследования.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что оно дополняет теорию менеджмента и теорию управления экономическими системами, расширяет их методологический аппарат, вносит определенный вклад в разработку методов управления территориальной социально-экономической системой.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты представлены в виде конкретных рекомендаций по формированию и развитию механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы, и могут быть использованы для разработки более совершенного механизма публичного управления в целом.

Результаты и основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании дисциплин «Теория управления», «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление» и других.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования получили апробацию на международных, всероссийских и межвузовских научно-практических конференциях.

Результаты диссертационного исследования получили практическое применение при совершенствовании программ учебных дисциплин «Теория управления», «Государственное и муниципальное управление».

Наиболее существенные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора общим объемом 3,5 п.л.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования, включает в себя введение, две главы и шесть параграфов, заключение, библиографический список, приложение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Ключевая, задача органовпубличного управления состоит в создании условий’для повышения качества жизни населенияУспешное решение данной задачи возможно на основе привлечения инвестиций в отрасли экономики, непосредственно' определяющие качество жизни граждан. На^ уровне субъектов Российской. Федерации это может быть выражено в создании условий для комплексного социально-экономического развития территориальной социально-экономической системы на основе разработки и реализации эффективной инвестиционной политики* органами публичной власти на подведомственной им территории.

Каждая территориальная социально-экономическая система имеет свои особенности развития и обусловленные ими проблемы. Тем не менее, даже обладая мощным экономическим потенциалом, многие из-них не обеспечивают его эффективного использования, что определяет актуальность совершенствования процесса управления разработкой и реализацией инвестиционной политики на основе выявленных перспектив и особенностей развития конкретной территории. Однако проблема привлечения инвестиций на территорию субъекта Федерации является особо острой управленческой проблемой, для решения которой: необходим соответствующий механизм управления инвестиционным потенциалом территории. Функционирование такого механизма должно быть направлено на выявление инвестиционных источников, разработку территориальной инвестиционной политики, формирование алгоритма управленческого влияния со стороны публичной власти на процесс привлечения инвестиций и повышение инвестиционной привлекательг ности территории субъекта Федерации.

Понимание субъектами территориального управления природы происходящих на территории процессов и событий позволяет не только определить наиболее оптимальный вектор их развития с учётом определившейся институциональной среды, но и сформировать систему управления, максимально соответствующую сложившимся социально-экономическим условиям. Однако решение многих задач, связанных с управлением таким сложными системами, как субъект Российской Федерации, а также задач, ориентированных на изучение их функционирования и развития, обусловливает объективную необходимость применения в управлении системного подхода как методологии, в основе которой лежит исследование территории как социально-экономической системы.

Методология системного подхода способствует адекватной идентификации проблем управления социально-экономическими системами и выработке эффективной стратегии их решения. Она ориентирует менеджеров на раскрытие целостности объекта управления и механизмов, обеспечивающих его функционирование, на выявление множества различных типов связей данного объекта и сведение их в единую картину, когда совокупность элементов системы или их групп в ее рамках получают свое функциональное объяснение.

Территориальная социально-экономическая система любого субъекта Федерации является сложной организационной системой, включающей функционально-структурные разноуровневые подсистемы, которые объединены общей целью развития и связаны системообразующими отношениями. В состав данных подсистем включаются социальные группы и отдельные индивиды, а также производственные и непроизводственные структуры, располагающие соответствующими финансовыми, материальными, нематериальными и природными ресурсами.

Развиваясь циклично во времени и пространстве, каждый субъект Федерации имеет целью обеспечение баланса между экономическим ростом и социальной стабильностью, а ключевым индикатором социально-экономического развития системы является уровень жизни населения.

В настоящее время наиболее серьезная методологическая проблема системного подхода связана с установлением границ каждой системы, поскольку сложная задача не должна дробиться на части, а наоборот, должна расширяться и усложняться в целях учета всех существующих взаимосвязей, всей совокупности проблем, обусловленных управлением конкретной системой. Это позволяет сформировать методологическую основу и теоретическую базу для системного анализа любой экономической системы, включая и территориальную социально-экономическую систему, а также для анализа территориального управления.

Несмотря на разнообразие видов территориальных образований, применение системного подхода позволяет выявить общие для них свойства и характеристики. Например, основываясь на таком основном утверждении теории систем, как первичность целого, можно сделать вывод о том, что в территориальном образовании как целостной системе отдельные его части, такие как промышленность, транспорт, ЖКХ, связь и другие функционируют совместно, составляя в совокупности процесс функционирования системы как целого. Поэтому каждый элемент территориальной социально-экономической системы может рассматриваться только в его связи и согласовании с другими элементами.

Так в понимании целостности территории субъекта Федерации важным моментом является характер ее отношений с такими системами как государство или другие субъекты Федерации, составляющими в совокупности окружающую среду, частью которой является и сама территориальная социально-экономическая система.

Важной характеристикой любого территориального образования как целостной системы является его структура, которая невозможна вне системы, равно как и система в своей основе всегда структурирована. Возможность познавать составляющие элементы системы не непосредственно, а через другие составляющие, обусловливается выявлением различных связей между ними.

Многообразие элементов и подсистем, входящих в территорию, обусловливает иерархичность их организации. Данное свойство приводит к тому, что каждая подсистема, в свою очередь, может рассматриваться как целостная система по отношению к входящим в нее элементам и подсистемам (население, природно-географическая среда, градообразующая база и жизнеобеспечивающая система), элементы которой также могут быть представлены, как системы (ЖКХ, образование, здравоохранение и т. д.).

С другой стороны, любая система является лишь подсистемой другой системы более высокого порядка (например, муниципальное управление является составной частью управления субъектом Федерации). Если в иерархии перспективные цели и конкретные задачи на каждом ее уровне согласованы' между собой, то каждая подсистема или элемент, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение цели высшего порядка, являющейся общей целью системы.

Таким образом, целостность, структура, элемент, связь, иерархичность и целеполагание являются основой системного представления субъектов и объектов территориального управления. Но при этом системные свойства территориальной социально-экономической системы дополняются специфическими свойствами, которые присущи сложным организованным системам, характеризующимся согласованностью взаимодействия составляющих их элементов и подсистем. Поэтому в диссертации отмечается, что территория субъекта Федерации — это относительно устойчивая в пространстве и во времени социально-экономическая система, характеризующаяся свойствами объектных, средовых, процессных и проектных типов систем, в пределах которой осуществляется как федеральное и региональное управление, так и местное самоуправление.

В зависимости от объекта управления и от людей, являющихся его субъектами, различают управление обществом, государством, экономикой, социальными процессами, предприятиями, производственными коллективами, домашним хозяйством и многие другие виды управления, среди которых особое место занимает общественное управление.

Общественное управление представляет собой процесс воздействия субъекта управления на объект управления в общественном коллективе, — целью которого является достижение общественно значимой цели. В любом таком обществе всегда востребовано управление, которое инициируется самим коллективом, осуществляется от его имени и имеет в своей основе власть.

При объединении отдельных членов общества политической партией, власть становится политической, а управление на ее основе в масштабах государства обеспечивается государством. Поэтому специфическим видом общественного управления становится государственное управление, когда государственная власть является необходимым условием существования общества. Такая власть характеризуется как публичная, что означает распространение ее на все общество и реализацию от его имени и в его интересах.

Таким образом, публичная власть — это отношения подчинения, которые осознаются и субъектом и объектом управления, осуществляются в интересах коллектива, продуктом которого эти отношения являются.

Процесс реализации публичной власти осуществляется посредством публичного управления, в ходе которого возникают публично-управленческие отношения. Однако любое действие, вызывающее управленческие отношения и приводящее в действие власть публичного коллектива, должно отражать интересы данного коллектива. Поэтому публичное управление не должно ограничиваться только работой его органов и должностных лиц. Требуется еще обязательное участие населения в рамках институтов демократии, например выборов.

Выступая в роли избирателей, граждане как потребители общественных благ, определяют именно состав органов власти, а не особенности социально-экономических программ и величину налогов. Таким образом, приоритет общественного мнения становится аксиомой публичного управления. Однако проблема состоит в том, что критическое мнение общественности по поводу ежедневной работе органов управления не всегда является конструктивным.

Следовательно, чтобы общественное мнение стало действенным, необходим обязательный мониторинг со стороны общественности за осуществлением общего стратегического курса в области государственного управления. Прежде всего, это касается публичного (государственного) сектора экономики, производящего общественные блага, так как выпуск частных благ в виде обычных продуктов и услуг остается за другими экономическими субъектами.

Ослабление системы государственного управления и принижение роли публичного управления в повышении инвестиционной привлекательности субъектов Федерации являются причиной низкого уровня эффективности управления внешними и внутренними финансовыми потоками, требуемыми для развития реального сектора экономики. Это обусловливает необходимость государственного участия в регулировании инвестиционной деятельности через публичное управление, роль которого в повышении инвестиционного потенциала субъекта Федерации состоит в обеспечении условий для осуществления инвестиционной деятельности посредством разработки инвестиционной политики.

Основными принципами публичного управления инвестиционной деятельностью должны стать:

— сочетание административных, экономических, институциональных и мотивирующих методов воздействия на инвестиционную деятельность;

Административные методы воздействия на инвестиционную деятельность базируются на авторитете органов власти и включают в себя комплекс нормативно-правовых документов, создающих и регулирующих правовые условия деятельности субъектов инвестиционной системы.

Экономические методы призваны учесть многообразие интересов и мотивов деятельности различных субъектов инвестиционного рынкасоздать условия, способствующие выбору ими экономического поведения, позволяющего согласовывать общественные и частные интересы.

Институциональные методы воздействия на инвестиционную деятельность состоят в создании, поддержке и развитии совокупности институтов, необходимых для деятельности субъектов инвестиционной системы и реализации инвестиционной стратегии субъекта Федерации.

Мотивационные методы обеспечивают согласование интересов участников инвестиционной системы субъекта Федерации.

— сочетание прямых и косвенных методов регулирования инвестиций;

Прямые методы осуществляются через прямое финансирование проектов и программ, инвестиций в рамках государственного сектора экономики, инвестиционные кредиты из бюджетных источников и ресурсы государственных банков, а также бюджетные субсидии регионам и местным органам власти на инвестиционные цели. Косвенные методы государственного регулирования инвестиций осуществляются через налоговые стимулы, амортизационную политику, систему обязательного резервирования финансовых ресурсов коммерческих банков в центральных банках, государственные гарантии и другие инструменты регулирования.

— применение программно-целевого подхода к осуществлению государственных инвестиций, источников и форм их финансирования;

— активное взаимодействие с частным бизнесом на основе частно-государственного партнерства по финансированию приоритетных инвестиционных программ.

Частно-государственное партнерство должно стать одним из продуктов публичного управления на уровне субъектов Федерации, а подобные взаимоотношения между органами власти различных уровней и бизнесом помогут наладить экономически выгодные корпоративные связи между товаропроизводителями, освоить долгосрочные рынки сбыта продукции, т. е. решить принципиальные вопросы наращивания инвестиционного потенциала и привлечь инвесторов.

Роль государства и публичного управления в процессе формирования и реализации государственной инвестиционной политики определяется выбранными приоритетными направлениями, которые обеспечивают ее взаимосвязь с другими векторами работы органов власти в сфере экономики и социального развития, помогают определить формы и масштабы государственного вмешательства в инвестиционную деятельность, согласовать цели, задачи, интересы, степень ответственности всех участников процесса реализации инвестиционной политики.

Кроме того, публичное управление должно быть направлено на1 систематический анализ качества инвестиционной деятельности, каждого элемента инвестиционной инфраструктуры и устранять причины, препятствующие этому процессу на всех уровнях управленческой иерархии.

Таким образом, повышение инвестиционного потенциала и стабильная работа инвестиционной системы в целом должна стать для данного публичного сектора приоритетной задачей, а входящие в него элементы могут составить основу механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы.

Механизм управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы предлагается представить как систему управления, обеспечивающую сбалансированное развитие на конкретной территории сфер и объектов инвестирования, формирующих инвестиционный спрос, а также создание и функционирование объектов инфраструктуры, необходимых для разработки, оценки, отбора и реализации инвестиционных проектов и инвестиционных программ.

В" содержательном плане механизм публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы будет представлять собой совокупность последовательно осуществляемых процессов, определяющих комплексное управленческое воздействие на субъекты инвестиционной деятельности, в целях снижения для них инвестиционного риска, обеспечения гарантированного уровня дохода на инвестированный капитал и роста инвестиционного спроса на конкретной территории.

Основными элементами рассматриваемого механизма должны быть нормативная, организационная, финансовая, кадровая и информационная составляющие,' без которых любой механизм управления не может быть действенным. Данные составляющие могут с успехом реализовываться в рамках соответствующих аспектов региональной политики (экономическом, социальном, промышленном, бюджетно-финансовом, кадровом и других).

Нормативная составляющая данного механизма представляет собой комплекс мер нормативно-правового регулирования инвестиционного процесса, основу которого составляют комплекс законодательных актов и нормативных документов, а также система законодательных и исполнительных институтов, обеспечивающих практическое применение данной нормативно-правовой базы.

Организационный аспект состоит в создании необходимых элементов инвестиционной инфраструктуры и инфраструктуры публичного управления, ответственных, соответственно, за благоприятные условия для поддержки и развития инвестиционного процесса, а также за формирование и реализацию государственной инвестиционной политики. Кроме того, для внедрения инноваций необходимо создание в регионе инновационно-предпринимательских экономических зон и института независимых инвестиционных советников. Наряду с этим, нужны еще такие организационные элементы, как бизнес-школы, центры поддержки малого предпринимательства и соответствующие фондынаучно-технические парки и инновационно-технологические центрыинформационно-аналитические и консалтинговые центры и другие составляющие.

Финансовая составляющая механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы должна основываться на эффективном финансово-кредитном механизме региональной экономики, элементами которого являются банки и инвестиционные фонды, включая венчурные.

Кадровая составляющая механизма должна основываться на дальнейшем развитии образовательных комплексов по обучению и переподготовке квалифицированных менеджеров и консультантов бизнеса, а также на высоких требованиях к представителям инновационного и инвестиционного менеджмента.

Информационный аспект содержания механизма публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социальноэкономической системы должен базироваться на справочной, патентной, аналитической, технической и рекламной информации, представляемой в печатных и электронных средствах массовой информации.

Таким образом, механизм управления инвестиционным потенциалом конкретной территории призван обеспечивать согласование инвестиционной и инновационной политики и их взаимосвязь с другими политиками, реализуемыми на данной территории (бюджетно-финансовой, промышленной, аг4 рарной, внешнеэкономической, кадровой и пр.). Ведущим элементом данного механизма, запускающим его в действие, является производственный потенциал территориальной социально-экономической системы как один из основных объектов стратегического анализа требуемых условий для регионального развития.

Другими оставляющими данного механизма представлены:

— система государственного регулирования инвестиционного процесса, обеспечивающая прямое управление государственными инвестициями, регулирование условий инвестирования и контроль инвестиционной деятельности;

— стратегические цели, задачи, приоритеты и условия для инвестиционной деятельности, формируемые территориальной публичной властью;

— стратегическое территориальное инвестиционное управление, реализуемое в процессе разработке мероприятий по развитию фондового рынка, инвестиционной политики и инвестиционного паспорта, в мерах поддержки инвестиций со стороны территориальной публичной власти, в системе инвестиционных нормативно-правовых документов;

— нормативно-правовой, организационный и методический инструментарий достижения целей социально-экономического развития территории на основе привлечения инвестиций;

— финансово-кредитный механизм территориальной экономики, включающий в себя банки и инвестиционные фонды;

— особые инновационно-предпринимательские экономические зоны и институт независимых инвестиционных советников;

— научно-технические парки и инновационно-технологические центры;

— бизнес-школы, центры поддержки малого предпринимательства, и соответствующие фонды;

— образовательные комплексы по обучению и переподготовке квалифицированных менеджеров и консультантов бизнеса;

— система справочной, патентной, аналитической, технической и рекламной информации;

— информационно-аналитические и консалтинговые центры.

В современных условиях решить проблему улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционного потенциала можно лишь на основе оптимального' сочетания рыночного механизма саморегулирования* с активным механизмом^ публичного управления инвестиционным потенциалом территориальной социально-экономической системы. Решение данной проблемы может носить двойственный характер, который выражается, в теоретическом и практическом аспектах.

В. теоретическом аспекте решение должно быть связано с определением направлений совершенствования государственной региональной политики, включая ее инвестиционную и инновационную стороны, с выявлением направления^ совершенствования инвестиционной политики, ее новых перспективных направлений и* механизмов1 реализации в дополнение к существующим в регионе инвестиционным приоритетам.

В практическом аспекте решение проблемы улучшения инвестиционного климата и роста инвестиционного потенциала следует связать с развитием механизма публичного управления инвестиционным потенциалом в конкретных субъектах Федерации. Вектор развития должен быть направлен на формирование благоприятного инвестиционного и инновационного климата, привлечение отечественных и зарубежных инвесторов и достижение положительного социально-экономического эффекта от внедрения стратегически важных для территории инвестиционных проектов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Саратовской области от 21.05.2004 № 2Э-ЗСО (ред. от 25.02.2009) «О Земле» (принят Саратовской областной Думой 21.05.2004).
  2. Федеральный закон N 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» с изменениями: от 23 июля 2010 г. N 184-ФЗ- от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ- от 24 июля 2007 г. К215-ФЗ
  3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
  4. Л.И. Россия. Поиск самоопределения М.: 2005.
  5. М. Капитализм против капитализма / Пер. с фр. — СПб.: Экономическая школа. 1998. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / Под ред. Д. А. Ендовицкого. М.: 2010.
  6. В.М., Максимова В. Ф., Петров B.C. Инвестиционное дело: Учебник М.: Маркет ДС, 2007.
  7. В.Г. Системность и общество — М.: 1980.
  8. Н.В. Государственное регулирование инвестиций: Учеб. пособие для вузов / Н. В. Балихина М. 2003.
  9. Н.И. Фондовый рынок: Учебное пособие / Н. И. Берзон, А. Ю. Аршавский М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.
  10. И.А. Управление денежными потоками. 2-е изд., перераб. и доп. — Киев: Ника-Центр. 2007.
  11. Большой экономический словарь под редакцией А. Н. Азрилияна — М.: Институт новой экономики. 1998.
  12. К. Общая теория систем — скелет науки /Исследования по общей теории систем М.: 1969.
  13. В.В. Инвестиции: Учебник СПб.: Питер.2009.1. Васильев A.A. Муниципальное управление: Конспект лекций. 3-е изд., перераб. и доп. — Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2003.
  14. П.Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Дело. 2008.
  15. Ю.Н. Анализ факторов социально-экономического неблагополучия в регионах РФ / Социально-экономическое положение регионов Российской Федерации -М.: 1996.
  16. А.Н., Жолков A.C., Шевелкин Н. П., Штулъберг Б.М.: Актуальные проблемы социально-экономического развития России -М.: 2000.
  17. С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса М.: Экономика, 2010.
  18. В. М. Введение в кибернетику. Киев: 1964.
  19. Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник 3-е изд., доп. и перераб. — («Учебники Российской академии государственной службы при Президенте РФ») /Кушлин В.И. — Кушлин В. И. — М.: 2010.
  20. Государственные и муниципальные финансы: Учеб. пособие / Под ред. Г. Б.Поляка-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  21. А.Г. Экономическое пространство России: проблемы целостности и эффективного функционирования: Цикл публичных лекций «Академики РАН студентам ГУУ"/ ГУУ — М.: 2006.
  22. C.B. Использование частно-государственного партнерства для повышения эффективности деятельности промышленного предприятия: Автореф. дис. к.э.н. -М.: 2006.
  23. Ю.В. Управление: динамика неравновесности — М.:2003.
  24. Данил о в-Дангтьян В.И., Лосев КС., Рейф И. Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России — М.: 2005.
  25. М.Г. Государственное регулирование рыночной экономики: системный подход в российских условиях М.: Наука, 2006.
  26. Л.А. Иностранные инвестиции: Учебное пособие / JT.A. Зубченко -М.: ООО «Книгодел», 2008.
  27. Г. И. Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  28. Л.Л. Инвестиции/Под ред. проф. В. А. Слепова — М.: 2005.
  29. Инвестиции: Учебник / Г. П. Подшиваленко М.: КНОРУС, 2009.
  30. Инвестиции: Учебное пособие / Г. П. Подшиваленко, Н.И. Лахметки-на, М. В. Макарова и др. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2006.
  31. Инвестиционная деятельность. Учебное пособие под ред. Подшиваленко Г. П. и Киселевой M.B. М.: Кнорус, 2005.
  32. Г., Качалов Р., Нагрудная Н. Формирование стратегии функционирования инновационно-промышленных кластеров — М.: ЦЭМИ РАН, 2007.
  33. Г. Б. Эволюция институциональных систем — М.: 2004-
  34. В. И. Теория, практика и искусство управления. 2-е изд., изм. и доп. -М.: 2001.
  35. Э. М. Концепция менеджмента -М.: 1997.
  36. П.В. Саморегулирование хозяйственной деятельности как альтернатива избыточному государственному регулированию М.: 2002.
  37. КураковЛ. П. Экономическая теория: Учебник. 10-е изд. -М.: 2007.
  38. Э.И., Власова В. М., Оводенко A.A. Анализ эффективности инвестиций и инноваций: Учебное пособие СПб.: 2003.
  39. Лапу ста М. Г. Государственное регулирование предпринимательской деятельности М.: ИНФРА-М, 2004.
  40. ЛафтаДж. К. Менеджмент М.: 2004. С. 61.
  41. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития — М.: 2009.
  42. И. В., Коссов В. В. Экономический анализ реальных инвестиций М.: 2004.
  43. Д. С., Гневко В. А., Рохчин В. Е. Актуальные проблемы реформирования и стратегического управления развитием России: методологические аспекты решения — СПб.: 2007.
  44. Д. С., Поршнев А. Г. Управление социально-экономическим развитием России: Концепции, цели, механизмы — М.: 2002.
  45. В. JT. Социальный кластеризм. Российский вызов. М.: Бизнес Атлас, 2010.
  46. .Н. Система моделей среднесрочного народнохозяйственного планирования. М.: 1972.
  47. В.М. Исследование систем управления: учебник для вузов: -М:. 2003. С. 46.
  48. Многоликая коррупция: Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана- пер. с англ. — М.: Альпина Паблишерз, 2010.
  49. H.H. Алгоритмы развития М. 1987.
  50. О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997
  51. A.C. Инвестиции: Учебник. -М.: Дашков и К, 2009.
  52. Новая иллюстрированная энциклопедия — М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия. 2003.
  53. В.П. Государственное регулирование национальной экономики М.: ИНФРА-М, 2000 .
  54. Основы социального управления / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др./ Под ред. В. Н. Иванова М.: 2001.
  55. Павлюченко В. М, Шапиро В. Д. Управление инвестициями — М.: 2008.
  56. В.В. Информационный механизм регионального инвестиционного рынка. Воронеж. 2003.
  57. А.Г. Управление организацией. М., 2000. С. 346.
  58. И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. М., 2000.
  59. И.В. Энтропийные и другие системные закономерности, вопросы управления сложными системами. — М., 2003.
  60. А.И. Методы развития организаций. М. МЦФЭР, 2003.
  61. .А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М.: 2010.
  62. Российский статистический ежегодник. 2008.
  63. Ростоу Уолт У. Политика и стадии роста. М.: Прогресс, 1973.
  64. М.Р. Методология разработки стратегических программ социально-экономического развития территории. Монография. Казань.: КГУ, 2005.
  65. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник 5-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2009.
  66. H.H., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.
  67. И.В., Веретенникова И. И., Яновский В. В. Организация и финансирование инвестиций -М.: Финансы и статистика, 2009.
  68. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. СПб.: Лидер, 2005.
  69. Э.А. Основы теории организаций М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  70. Социологический энциклопедический словарь — М.: Норма, 2000.
  71. В.Н. Основы системного анализа: Учеб. пособие. — СПб.: «Изд. Дом «Бизнес-пресса», 2000.
  72. Дж. Экономика государственного сектора — М.: ИРФРА-М.1997.
  73. Топсахалова Ф. М-Г. Инвестиции. Монография-М.2010.
  74. Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика-М.: Экономика, 1999.
  75. Фабоцци Фрэнк Дж. Управление инвестициями.М.: Инфра-М. 2000.
  76. В.А. Формирование государственно-частного партнерства в социальной сфере: Автореф. диссертации к.э.н. — М.: 2008!
  77. Э. Денежная теория и финансовая политика: Перевод с английского М.: Дело. 2006.83 .Хмыз О. В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности М.: Книга-сервис, 2002.
  78. Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой — М.: 1975.
  79. Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций, 2-е изд. -М.: Дело, 2004.
  80. В.П. Энциклопедия государственного управления — М.: 2007.
  81. У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Перевод с англ. -М.: ИНФРА-М, 2009.
  82. В.В. Управление инвестициями. М.: 1998.
  83. .М. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации / Б. М. Штульберг, В. Г. Введенский М.: Гелиос АРВ, 2000.
  84. Й. Теория экономического развития. М.: 1982.
  85. Экономическая оценка инвестиций: Учебник / Т. У. Турманидзе. -М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2009.
  86. Ю.В. Экономика России: перемены и перспективы — М., 1996.
  87. К., Мухаръ И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности СПб.: ПИТЕР, 2004.
  88. Е.Г. Российская экономика: истоки и панорама рыночных реформ. -М.: 2002.
  89. Budaus, Dietrich: Kooperationsformen zwischen Staat und Markt. Theoretische Grundlagen und praktische Ausprflagungen von Public Private Partnership, Schriftenreie der Gesellschaft fur offentliche Wirtschaft, Heft 54, BadenBaden 2006.
  90. D. Joseph Darr. Current trends in Public-Private Partnership laws // Construction Lawyer Summer. Copyright 2008 by American Bar Association.
  91. Абалкин JT. K Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. 2000. Экспресс-выпуск № 1.
  92. Аксенова Н. Государственное регулирование иностранных инвестиций// Проблемы теории и практики управления. 2010. № 9.
  93. А. В. Примеры использования реальных опционов в малом бизнесе.// Финансовый менеджмент. 2008. № 1.
  94. А.Г., Гуселетова E.JI. Исследование публичного управления в США: истоки, этапы развития, современное состояние, эволюция образовательных программ// Вопросы государственного и муниципального управления. 2010. № 2.
  95. Н.В. Пути повышения инвестиционной привлекательности организации. //Инновации и инвестиции. 2009. № 1.
  96. Н.В. Теоретические аспекты формирования конкурентной среды на рынке инноваций //Инновации и инвестиции. 2009. № 2.
  97. В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления // Отечественные записки. 2004. № 6.
  98. А., Руднев Ю. Анализ долгосрочных тенденций в региональной дифференциации инвестиционной деятельности в России// Инвестиции в России. 2010. № 2.
  99. А. Новые инструменты государственного регулированияинвестиции //Проблемы теории и практики управления. 1996. № 5.
  100. A.B. Проблемы и особенности разработки и презентации инвестиционных проектов.// Финансовый менеджмент. 2008. № 1.
  101. В. А. Организационное и методическое обеспечение инвестиционного процесса // Финансовый менеджмент. 2003. № 5.
  102. Гранберг /Неэкономическое пространство России: вечные проблемы, трансформационные процессы, поиск стратегий// Экономическое возрождение России. 2004. № 1.
  103. К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата//Вопросы экономики. 1998. № 6.
  104. Я. Сравнительный анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности регионов// Инвестиции в России, 2003. № 8.
  105. Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ // Инвестиции в России. 2003. № 1.
  106. C.B. Инвестиционный климат региона и методы его оценки// Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика», 2006, № 4.
  107. С. А. Оценка стоимости предприятия в системе финансового менеджмента предприятия.//Финансовый менеджмент. 2009. № 1.
  108. Инвестиционный паспорт Саратовской области // Регионы России. 2011. № 1−2.
  109. Инвестиционный рейтинг российских регионов. // Эксперт. 1997.47.
  110. О.О. Оценка производственного потенциала потребительской кооперации //Регион: экономика и социология. 2005. № 1.
  111. В.Б., Чичелёв М. Е. «О принципах формирования бюджетной политики и бюджетных показателей» // Информационный бюллетень Контрольно-счетной палаты г. Москвы. 2002. выпуск № 4.
  112. Г. Б. Системная структура экономики и экономическая политика // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 5.
  113. Г. Б. Системный подход к экономической политике // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 5.
  114. Г. Б. Теория и практика российских предприятий: новый взгляд // Российская-экономика на новых путях. 2004. № 17-
  115. П.П. Об инвестициях и классификации инвестиционных проектов с участием Российской Федерации // Финансовый менеджмент. 2008. № 2.
  116. П.П. Методические аспекты инвестиционной стратегии частного инвестора на примере реформирования холдинга «РАО ЭС Востока»//Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 2.
  117. .Х. Инвестиции в региональное стратегическое управление инновациями в Европе и Франции// Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2009. № 2.
  118. А. Г. Стратегия инвестиционного прорыва и развитие лизинга в России. // Финансы. 2006. № 9.
  119. В.И. Эволюционная теория и технологический прогресс // Вопросы экономики. 2001. № 11.
  120. Э.Д. Оценка инвестиционного климата в России // Внешнеэкономический бюллетень. 2000. № 6.
  121. A.C. Проблемы кредитования и финансирования малого предпринимательства. // Финансы и кредит. 2007. № 7.
  122. КС., Межов С. И. Формирование модели эффективного инвестирования промышленных инноваций// Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 4.
  123. И.А. Оценка инвестиционных проектов в системе оценки бизнеса // Финансовый менеджмент. 2008. № 6.
  124. И., Смирнова М. Регионы: оценка инвестиционной привлекательности// Проблемы теории и практики управления. 2011. № 2.
  125. М.А., Дрозд В. И. Стимулирование роста.источников финансирования инвестиций // Финансы и кредит. 2009. № 1.
  126. Сидоренко, Ю., Клепиков А. Особые экономические зоны в России: результаты и перспективы// Проблемы теории и практики управления. 2010. № 3.
  127. Соловьев М, Кошкин JJ. Партнерство государства и частного бизнеса: национализация и приватизация// Проблемы теории и практики управления. 2011. № 3.
  128. О., Трубочистова О. Развитие макроструктурных элементов экономики и распределение инвестиций// Инвестиции в России. 2010. № 6.
  129. Г. С. Организация контроля результатов» финансово-хозяйственной деятельности предприятия.// Финансовый менеджмент. 2007. № 1.
  130. И.А. Анализ инвестиционного потенциала России и ее регионов в условиях современного кризиса// Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 3.
  131. В.Г., Волдорин А. Н. Пути улучшения инвестиционного климата и стимулирования деловой активности в регионах // Дайджест-финансы. 2000. № 2.-
Заполнить форму текущей работой