Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров: На материале Республики Дагестан

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана представляет собой весьма заметное явление в художественном творчестве не только нашей республики, но и в многонациональной культуре России. Такие яркие, совершенные и своеобразные его проявления, как кубачинское и гоцатлинское ювелирное искусство, балхарская керамика, табасаранское ворсовое ковроделие, унцукульская насечка по дереву, известны… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические аспекты приобщения младших школьников к творчеству народных мастеров в процессе художественно-эстетического образования
    • 1. 1. Методологические и психолого-педагогические аспекты формирования интереса младших школьников к опыту щ работы народных мастеров
    • 1. 2. Педагогический потенциал народных традиций в системе художественно-эстетического образования школьников
    • 1. 3. Декоративно-прикладное творчество народных мастеров как база обучения изобразительному искусству школьников
  • Глава 2. Дидактические условия использования наследия народных мастеров в процессе обучения младших школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству
    • 2. 1. Дидактическая система формирования интереса у учащихся к опыту народных мастеров
    • 2. 2. Система занятий по ознакомлению учащихся с жизнью и творчеством народных мастеров
    • 2. 3. Методика приобщения младших школьников к творченству народных мастеров в обучении изобразительному и декоративно-прикладному искусству в школе

Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров: На материале Республики Дагестан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественно-политические и социокультурные процессы, происходящие в современном обществе, требуют переосмысления духовно-ценностных ориентации личности школьника, положенных в основу художественно-эстетического постижения мира. Особое значение при этом приобретает приобщение учащихся к творческому наследию старших поколений, стимулирующее эмоционально-образную, художественно-познавательную активность школьников. Обучение и воспитание учащихся с использованием потенциала народного наследия находится в тесной непосредственной связи с увеличением духовных ресурсов общества, способствует изучению и познанию культуры и художественно-эстетических традиций народа.

На протяжении веков формировалось и совершенствовалось декоративно-прикладное искусство народов разных стран, постепенно обретая своеобразную и символьную систему, оттачивая национальные черты и традиции, вырабатывавшиеся многими поколениями мастеров, передававших свое искусство и опыт из рук в руки, от старшего к младшему. В результате этого длительного процесса мы получили в наследство от предков, многогранное, удивительно самобытное национальное искусство, которое должны бережно хранить и плодотворно развивать, учитывая и большую эстетическую ценность народных художественных промыслов, и их несомненную экономическую перспективность.

Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана представляет собой весьма заметное явление в художественном творчестве не только нашей республики, но и в многонациональной культуре России. Такие яркие, совершенные и своеобразные его проявления, как кубачинское и гоцатлинское ювелирное искусство, балхарская керамика, табасаранское ворсовое ковроделие, унцукульская насечка по дереву, известны далеко за пределами нашей страны, неоднократно были отмечены наградами на международных выставках.

История художественных промыслов — это, прежде всего, летопись творческих исканий и находок народных мастеров, это судьбы сотен и сотен талантливых, порой гениальных умельцев. Творческие находки многих народных умельцев, работавших и работающих в различных видах и техниках декоративно-прикладного искусства, не всегда, к сожалению, достаточно глубоко, тщательно и всесторонне исследованы. По нашему убеждению, базовой основой системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ Дагестана должны стать тщательное изучение и продуманное использование педагогического и воспитательного наследия народных мастеров.

Приобщение и творческое применение опыта народных мастеров необходимо вести в тесной связи с дисциплинами художественно-эстетического цикла.

— изобразительным и декоративно-прикладным искусством, в частности, изучением орнамента, технологии производства художественных изделий, практическим обучением в производственных мастерских на основе наглядной демонстрации образцов работы народных мастеров. Поэтому разработка концепции приобщения учащихся в процессе обучения изобразительному искусству к творческому наследию народных мастеров как фактора интенсивного развития лично.

9 сти школьника, самообогащения его внутреннего мира будет служить гарантией решения рассматриваемой проблемы.

Принципиально важное значение для нашего исследования имели труды ученых по общей педагогике: Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, В. А. Сластенина и др., по психологии: Н. Н. Волкова, Л. С. Выготского, В. И. Кириенко, Е. И. Игнатьева, В. С. Кузина и др., по эстетике: М. С. Кагана, Н. И.

Кияшенко, В. И. Разумного и др.

Развитие художественно-эстетического образования школьников достаточно подробно разработано в исследованиях Т. С. Комаровой, Б. Т. Лихачева, Б. М. Неменского, Н. Н. Ростовцева, И. М. Раджабова, Т. Я. Шпикаловой, Е. В. Шорохова и других, внесших значительный вклад в совершенствование системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

А База развития народного и декоративно-прикладного искусства, коллективная сущность его становления и жизнедеятельности отражается в научных трудах таких авторитетных исследователей народного творчества, как П. Г. Богатырева, Г. К. Вагнер, В. Е. Гусев, М. А. Некрасова и др.

В аспекте изучения и познания народного искусства Дагестана особый интерес представляют фундаментальные исследования в области археологии, этнографии и искусствоведения Д. М. Атаева, Н. Б. Бакланова, Г. Г. Газимаго-медова, П. М. Дибирова, А. А. Иванова, Э. В. Кильчевской, А. Д. Магомедова, М. М. Маммаева, С. А. Ханмагомедова, Э. М. Шиллинга и др.

Плодотворную работу по возрождению национальной культуры, использованию художественных традиций в преподавании изобразительного и декоративно-прикладного искусства в школах Республики Дагестан проводят М. М. Байрамбеков, С. М. Гаджимурадов, Г. Б. Изабакаров, П. Н. Магомедова, Ш. А. Мирзоев, И. М. Раджабов, О. К. Рашидов и др.

Несмотря на значительное количество литературы, отражающей воспитательные возможности народного искусства, необходимо отметить, что педагогических исследований, посвященных приобщению школьников к творчеству народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству в школе, до сих пор нет. В то же время широко признается, что декоративно-прикладное искусство народных мастеров, их творческое наследие могут использоваться как один из эффективных компонентов в системе художественно-эстетического образования.

Анализ деятельности школ в процессе обучения изобразительному искусству показывает, что до сих пор не сложилась дидактическая система формирования интереса младших школьников к творческому наследию народных мастеров, что не позволяет в достаточной степени осознать все богатство и многообразие художественного наследия старших поколений.

Противоречие между практической необходимостью сохранения и развития этнокультуры и отсутствием дидактической системы приобщения молодого поколения к декоративно-прикладному искусству народа обусловило выбор темы исследования «Формирование интереса младших школьников к творчеству народных мастеров (на материале Республики Дагестан)».

Цель исследования. Выявить и научно обосновать педагогические условия формирования интереса младших школьников к творчеству народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству.

Объект исследования. Использование творчества народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству младших школьников.

Предмет исследования. Средства, формы и методы формирования интереса младших школьников к творчеству народных мастеров в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Гипотеза исследования. Эффективное развитие интереса младших школьников к творчеству народных мастеров возможно, если.

— глубоко изучить с детьми многонациональную художественную культуру народов Дагестана;

— использовать в содержании обучения изобразительному искусству основные виды и жанры народного искусства (обработка металла, дерева, глины, камня, кости);

— разработать и использовать дидактическую систему приобщения учащихся к опыту народных мастеров.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Изучить и теоретически обобщить наследие народных мастеров, чтобы обеспечить приобщение младших школьников к основным принципам и практическим навыкам опыта народных мастеров.

2. Выявить психолого-педагогические аспекты формирования интереса младших школьников к творчеству народных мастеров Дагестана.

3. Разработать дидактические системы формирования интереса младших школьников к творческому труду народных мастеров декоративно-прикладного искусства.

4. Определить содержание занятий и методические рекомендации, направленные на использование опыта народных мастеров в обучении младших школьников изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Методологической основой исследования являются философские категории о всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, творческой сущности личности, выступающей субъектом материальной и духовной культуры в художественно-образном отражении действительности.

Тема и цель диссертации обусловили выбор методов и приемов исследование среди которых.

— теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, данных археологии, этнографии, истории, этнопедагогики;

— анализ учебных планов и программ по методике преподавания изобразительного, декоративно-прикладного искусства и художественного труда;

— изучение и обобщение опыта работы народных мастеров и использование их творческого наследия в современной школе;

— беседа, анкетирование, опрос, фотографирование, видеозапись;

— опытно-экспериментальная работа, наблюдение за художественно-творческой деятельностью учащихся.

Опытно — экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

1 этап (1997;1998 гг.) был посвящен изучению и проверке уровня знаний и потенциала интересов учащихся, их отношения к традиционной художественной культуре.

На этом этапе мы определили также практические пути проявления интереса учащихся к традициям народного искусства и, в частности, к труду мастеров-ремесленников.

Параллельно изучались состояние педагогической ориентации учащихся на полноценное освоение творческого наследия народных умельцев и степень разработанности этой проблемы в школьной практике.

2 этап (1998;2000 гг.) За этот период нами проведен сравнительно-сопоставительный анализ учебных программ, научной литературы, составлены программы исследования, осуществлена опытно-экспериментальная работа, уточнены и конкретизированы ее результаты.

3 этап (2000;2001 гг.) В этот период завершено экспериментальное исследование, обобщены основные положения и оформлены результаты.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость использования педагогического потенциала наследия народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству в школе, посредством которого реализуются интересы учащихся к народной художественной культуре.

2. Разработанная и научно обоснованная дидактическая система формирования интереса учащихся к творческому наследию народных мастеров, способствующая развитию общего уровня подготовленности школьников.

3. Разработанные соответствующие критерии оценки, позволяющие с достаточной степенью достоверности определить уровень интересов учащихся к творческому наследию народных мастеров, а так же способности применить усвоенные знания в процессе практического рисования.

Научная новизна исследования:

— разработаны оптимальные пути и методы использования наследия народных мастеров в формировании интереса младших школьников к традиционным локальным профессиям;

— доказана эффективность дидактической системы формирования интереса школьников к творческому наследию народных мастеров как условия совершенствования художественного образования и эстетического воспитания учащихся;

— разработана соответствующие критерии, позволяющие с достаточной степенью достоверности определить уровень интересов учащихся к художественному наследию народных мастеров.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается использованием методологически обоснованных исходных положений, всесторонним анализом данных, полученных в ходе исследования, сочетанием количественного и качественного анализа результатов эксперимента, личным опытом преподавания в высшем учебном заведении и начальной школе.

Практическая значимость исследования:

— разработана и экспериментально проверена система занятий по использованию творчества народных мастеров в процессе изучения изобразительного искусства;

— экспериментальная система занятий может быть эффективно применена в различных регионах России, где традиционно бытуют народные художественные промыслы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты нашли отражение в научных статьях, опубликованных в Москве, Уфе, Махачкале, учебно-методическом пособии для учителей школ, а также программах, составленных для специализированных школ Дагестана. Материалы исследования апробированы и внедрены в практику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в специализированных и общеобразовательных школах № № 37, 39 Махачкалы, с. Балхар, п. Кубачи, а также прошли апробацию в процессе работы автора диссертации старшим преподавателем на художественно-графическом факультете ДГПУ.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

1. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство являются важными компонентам общей системы художественно-эстетического образования.

2. Новизна и сущность данного исследования состоит, в том, чтобы максимально эффективно использовать в системе художественно-эстетического образования особенности местных локальных художественных традиций народных мастеров.

3. В исследовании разработаны и апробированы педагогические условия и методы использования наследия народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству в школе.

4. В ходе исследования выявлено, что педагогу на уроках изобразительного искусства следует в большей степени уделять внимание приобщению учащихся к наследию народных мастеров на основе наглядной демонстрации образцов работ старшего поколения.

5. Исследование показало, что использование богатейшего наследия народных мастеров в современной школе поможет теснее увязать направленность интересов учащихся к опыту работы народных умельцев.

6. В ходе исследования подтвердилась гипотеза: использование творческого наследия народных мастеров в процессе обучения изобразительному искусству способствует развитию изобразительных, художественно-эстетических способностей школьников.

7. Исследование показало рациональность, универсальность, общеприме-нимость разработанной как для специализированных, так и общеобразовательных школ дидактическая система средств по формированию интереса школьников к наследию народных мастеров.

8. Использование в содержании обучения уроков-бесед о творчестве народных мастеров вызвал живой интерес учащихся школ к их художественному наследию, способствовал приобщению их к национально-художественной культуре.

9. Повышение роли дисциплин художественно-эстетического цикла с учетом использования богатого наследия народных мастеров в общеобразовательной школе дает учителю плодотворно развивать и целенаправленно стимулировать творческие способности учащихся, формировать их художественный вкус, вырабатывать четкую систему эстетических оценок, совершенствовать духовные, этические, интеллектуальные потенциалы личности школьника.

10. Использование в преподавании дисциплин художественно-эстетического цикла комплексного метода, построенного на речевой (урок-беседа, наглядное представление изделий народных мастеров, их репродукции) и практической (выполнение декоративных композиций из отдельных элементов, которые применил народный мастер) основах позволяет учащимся быстрее и на хорошем уровне решить поставленную перед ним учебную задачу.

11. Привлечение наследия народных мастеров в процессе обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству в значительной степени содействует приобщению учащихся к опыту работы старших поколений, повышает интерес школьников к национально-художественной культуре.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития. М.: Политиздат, 1989. — 333 с.
  2. В. В. Роль художественного наследия в эстетическом воспитании народа. М.: Сов. художник, 1986. — 286 с.
  3. Н. Н. Основы рисования. М., 1980. — 168 с.
  4. Анри де Моран. История декоративно-прикладного искусства от древнейших времён до наших дней. Пер. с фр. — М.: Искусство, 1982. — 577 с.
  5. А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. — 160 с.
  6. А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1986.
  7. М. Г. Дагестанское оружие. Махачкала: Дагестанское книжное издательство. 1996. — 64 с.
  8. P.A. Кубачинский орнамент. М., 1963. — 56 с.
  9. P.A., Иванов А. И. Искусство Кубачи. JL, 1976.- 207 с.
  10. Е. В. Орнаменты на сосудах и знаки на статуэтках Анаутской культуры /Средняя Азия и её соседи в древности и средневековье. М.: Наука, 1981.-С. 3−5.
  11. Р. Искусство и визуальное восприятие. /Сокращ. пер. с англ.
  12. В.Н. Самохина М.: Наука, 1974. — 68 с.
  13. М.А. О школьных традициях. Махачкала, 1962.
  14. Э. С. Использование традиционных ремёсел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию.
  15. . М. Методические указания к теме «Нравственное воспитание детей в семье» Махачкала: ДГУ, 1985. — 17 с.
  16. . М. На основе добрых традиций // Дагестанская правда 1989.10 октября.
  17. А. В. Художественное творчество и воспитание М.: Новая Москва, 1925.
  18. Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениры.
  19. М.: Высшая школа, 1990. 302 с.
  20. М. М. Система занятий по ознакомлению дошкольников сдекоративно-прикладным искусством народов Дагестана. Махачкала: Да1учпедгиз, 1996. — 95 с.
  21. М. М. Дагестанский народный орнамент. Махачкала: Издво НИИ педагогики, 2001. 115 с.
  22. В. А. Сельскому учителю о народных промыслах. -М., 1979. -70 с.
  23. А. С. Искусство Дагестана. М., 1931.
  24. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1981. — 239 с.
  25. А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в 19 начале 20 века. — Л.: Наука, 1988. — 197 с.
  26. М. М. Эстетика. Искусствознание. Вопросы теории и истории. Изобразительное искусство. М.: 1983. 439 с.
  27. В. М. Русское прикладное искусство. М., 1977. — 464 с.
  28. И. П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.
  29. В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды. М.: Сов. художник, 1972.
  30. Л. С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 314 с.
  31. Л. С. Педагогическая психология / Под. ред. В. В. Давыдова.
  32. М.Педагогика, 1991. 480 с.
  33. А. Г. Влияние присоединения Дагестана к России на развитиепросвещения и культуры. Махачкала: Дагучпедгиз, 1966.
  34. . И. Тропа дагестанского учителя. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1981.
  35. М. Из истории культуры Дагестана в эпоху бронзы. Махачкала, 1987.-45 с.
  36. М. С. Основы ковроделия. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.-70 с.
  37. М. С. Основы художественной керамики: Учебное пособиедля учителя. Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. — 118 с.
  38. М. С., Байрамбеков М. М. Основы народного и декоративно-прикладного искусства Дагестана /программы для 1−4 кл. Махачкала: Дагучпедгиз, — 122 с.
  39. М. Г. Народные художественные промыслы Дагестана.
  40. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. 104 с.
  41. Г. Г. Современное декоративно-прикладное искусство
  42. Дагестана: Художественно-эстетические проблемы. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. — 176 с.
  43. П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976.
  44. И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 126 с.
  45. Н. А. Первые шаги в мире искусства. -М.:Просвещение, 1991. -168 с
  46. Ю. Н. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968.- 124 с.
  47. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Ювелирное искусство Гаджи-Бахмуд Магомедова. Каталог выставки. М.: Детская книга.
  48. Дагестанский республиканский музей изобразительного искусства. Народная керамика Дагестана /авт. Шамадаева В. М. Проспект. М.: Союзрек-ламкультура, 1991. — 46 с.
  49. П. М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. — 234 с.
  50. П. М. Резьба по камню в Дагестане. -М.: Наука, 1966. 208 с.
  51. А. А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование. М.:1. Изд-во АХ СССР, 1961.
  52. Дидактика средней школы / Под. ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. 216 с.
  53. А. С. Помогите смешанным рисункам. М.: Просвещение, 1964.
  54. Жить в ладу с красотой / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. М.:
  55. Мозаика-Синтез, 1997. -248 с.
  56. Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд.дополненное. М.: Учпедгиз, 1961.
  57. Е. И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения // Вып. 76: Известия АПН РСФСР, 1956.
  58. Г. Б. Основы кубачинского искусства. Изд.2-е. Доп. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 128 с.
  59. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладногоискусства. 1 класс / Шпикалова Т. Я., Сокольникова Н. М. и др. М.: Мозаика-Синтез, 1996. — 80 с.
  60. Т. С. Обучение детей технике рисования. 2-е изд-е, перераб. идо- пол. М.: Просвещение, 1976. — 158 с.
  61. Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду.- М.: Педагогика, 1984. 120 с.
  62. Т. С. Обучение детей технике рисования. М.: Столетие, 1994.140с.
  63. Я. А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения в 2-х томах., т. 1. М.: Педагогика, 1982.
  64. Е. С., Башилов Я. А. Детский рисунок. М.: Учпедгиз, 1940.
  65. Е. С. Методика преподавания рисунка в средней школе. 2-е изд.- М.: Искусство, 1952. 226 с.
  66. Р. И. Тематическое рисование в школе. -Л.:Учпедгиз, 1959.64с.
  67. Коррадо Риччи Дети-художники. М., 1911.
  68. В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства иметодика руководства изобразительной деятельности детей. М.: Просвещение, 1981. — 144 с.
  69. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  70. В. В. Проблемы научного обоснования обучения. М.:1. Педагогика, 1977. 75 с.
  71. В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. — 207 с.
  72. Изобразительное искусство и художественный труд. 5−8 кл. / Н. Н. Фомина,
  73. H.A. Горяева и др, М.: Просвещение, 1996. — 192 с.
  74. Исследование проблем психологии творчества / Ответств. ред. Я. А.
  75. Пономарев. М.: Наука, 1983. — 33 с.
  76. Д. Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение. — 206 с.
  77. М. С. Культура как предмет философского исследования. // Рольдуховной культуры в развитии личности. Л.: Знание, 1979. — 94 с.
  78. М. С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. — 87 с.
  79. Г. Ш. Очерки истории культуры и просвещения народов Дагестана. Ростов на Дону, 1965.
  80. Г. А. Формирование направленности интересов учащихсясредней общеобразовательной школы на профессии народных художественных промыслов. Автореф. на соиск. уч. ст-ни к.п.н. -М, 1980.
  81. В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности.1. М., 1959.
  82. Ф. И. Рисование и труд в школе. Пособие для учителей из опытаработы. Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР. Ленинградское отделение, 1960. — 64 с.
  83. Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана.
  84. М.: Всесоюзное кооперативное издательство, 1959. 176 с.
  85. Э. В. Декоративное искусство аула Кубачи. М., 1962.
  86. А. В. Дидактика и методика на уроках рисования. М.: Просвещение, 1969.-58 с.
  87. В. С. Психология. 2-е изд-е. М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  88. В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 -3 классах. 2-е издание. М.: Просвещение, 1983. — 191 с.
  89. В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. М.: Просвещение, 1984. — 318 с.
  90. В. С. и др. Изобразительное искусство в 1−4 классах малокомплектной начальной школы: Пособие для учителя М.: Просвещение, 1988. -108 с. 12 л.: ил.
  91. Г. В. Изобразительное творчество детей. -М.: Просвещение, 1965. -207 с.
  92. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд-ие. М.: Политиздат, 1977.
  93. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  94. . Т. Законы воспитания и их обусловленность законамиобщественного развития // Советская педагогика. -1981. -№ 3. -С. 86−93.
  95. В. Д., Лихачёв Д. С. Художественное наследие древней Руси исовременность. Л.: Наука, 1971. — 186 с.
  96. М. М. Я кубачинка. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1968.
  97. М. О. Узоры жизни. М.: Советская Россия, 1974.
  98. Р. Н. Дагестан. Исторические этюды. Махачкала, 1975.
  99. М. М. Декоративно прикладное искусство Дагестана: истоки становления. — Махачкала: Доп. институт, изд-во, 1989. — 64 с.
  100. Ш. А. Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана. Подготовка юношей и девушек к жизни (9−10 кл.) Программы (экспериментальные). — Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 56 с.
  101. М. А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изобразительное искусство, 1983. 343 с.
  102. М. А. Народные мастера. Традиции и школа. М.: Изобразительное искусство, 1985. 290 с.
  103. М. А. Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М.: Советская Россия, 1989. — 220 с.
  104. . М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. — 253 с.
  105. Ника норова Н. П. Наглядные пособия и оборудование для занятийизобразительным искусством: Из опыта работы учителя. М.: Просвещение, 1975.
  106. Я.А. Психология творчества и педагогика. -М.:Наука, 1 976 303с.
  107. И. К., Капальдо А. Творчество и выражение. 2 курс художественного воспитания. М.: Советский художник, 1985.
  108. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство начальныеклассы (1−3 кл.). М.: Просвещение, 1985.
  109. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство (4−6 кл.). М.: Просвещение, 1983.
  110. Программа средней общеобразовательной школы: Изобразительное искусство. Начальные классы (1−4 кл.). М.: Просвещение, 1985. — 64 с.
  111. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство: 4−6 классы.- М.: Просвещение, 1985.
  112. Программа: Художественная обработка металла (на примере кубачинскогоювелирного искусства) 1−11 классы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986.
  113. Программа: Основы ручного ковроткачества. 5−11 классы. Махачкала:1. Дагучпедгиз, 1986.
  114. Программа: Основы художественной керамики. 5−11 классы. Махачкала:1. Дагучпедгиз, 1986.
  115. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Примерные программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных, художественных промыслов. 5−11 классы. М.: Просвещение, 1992.
  116. Программы: Основы народного и декоративно прикладного искусства
  117. Дагестана. 1−4 кл. 11-тилетней школы. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.
  118. Программы педагогических институтов. Основы декоративно оформительского искусства (школьное декоративное дело). Для специальности2109. «Рисование. Черчение. Труд». -М.: Просвещение, 1975.
  119. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1−9 классы / научный рук. Б. М. Неменский. -М.: Просвещение, 1994. 173 с.
  120. Программы средней общеобразовательной школы. Основы народного и декоративно прикладного искусства (1−4 кл.) / Научный рук. Г. Я. Шпикалова. — М.: Просвещение, 1992. — 78 с.
  121. Программы средней общеобразовательной школы. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. 5−8 классы. /Научный рук. Т. Я. Шпикалова. М.: Просвещение, 1995. — 87 с.
  122. Программы общеобразовательных учреждений. Рисунок. Живопись. Композиция. 1−11 кл. (Для классов с углублённым изучением предметов художественно-эстетического цикла). -М.: Просвещение, 1995. 94 с.
  123. Программы общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура. 6−11 классы. / Ю. А. Солодовников, JI. М. Предтеченская. М.: Просвещение, 1994. — 96 с.
  124. Психология рисунка и живописи: вопросы психологического исследования формирования образа / Отв. ред. Е. И. Игнатьев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. -224 с.:ил.
  125. И. М. Художественные традиции и изобразительное искусство вшколе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1990. — 40 с.
  126. И. М. Примерные разработки иллюстрированно календарногоплана по изобразительному искусству для 1−6 классов и методические указания к ним. Махачкала: Дагучпедгиз, 1993. — 50 с.
  127. И. М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998. — 100 с.
  128. И. М. Декоративно- прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан : Автореф. дисс. докт. пед. наук. -М., 1998.-36 с.
  129. И. М., Магомедов Д. Б. Орнаменты народов Дагестана.
  130. Махачкала: ИПЦДПТУ, 1997. 120 с.
  131. И. М., Магомедов Д. Б. Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1−6 классов. — Махачкала: ИПЦДПТУ, 1997.-48 с.
  132. М. Б. Педагогические основы формирования социальноэкономической активности школьников в процессе трудовой деятельности / Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.: Институт общего и среднего образования РАО, 1998 г.
  133. Т. М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970.-255 с.
  134. Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства вшколе. 2-е издание дополненное и переработанное. М.: Просвещение, 1980.-239 е.: ил.
  135. Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежные школы рисунка. М.: Просвещение, 1981. — 192 е.: ил.
  136. Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка. М.: Просвещение, 1982. — 240 е.: ил.
  137. Н. Н. Рисование с натуры как учебный предмет. История. Теория. Методика /Автореф. дисс. док. пед. наук. М.: МГПИ, 1985.
  138. Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: Учебное пособие. М.: Изобразительное искусство, 1983.
  139. К. Дети-художники. М.: Издательство Саблина. 1911. — 84 с.
  140. С. JI. Основы общей психологии. -М.:Учпедгиз, 1946. -704 с.
  141. С. JI. Проблемы общей психологии. Изд.2-е. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  142. Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детскомсаду. Пособие для воспитателей. 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1982.-208 е.: ил.
  143. А. Б. Самое близкое искусство. -М.: Просвещение, 1968. -295 с.
  144. В. Н. Искусство и психология. М.: Знание, 1977. — 58 с.
  145. М. Н. Дидактика средней школы. -М.: Просвещение, 1982. -318с.
  146. В. А. Формирование социально активной личности учителя. М.: Советская педагогика, 1981.
  147. Т. М. Орнамент-почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972.
  148. . А. Искусство рисунка. JL: Искусство, 1989. — 255 е.: ил.
  149. Н. М. Развитие художественно-творческой активностишкольников в системе эстетического воспитания. Монография. -М., 1997.
  150. Н. М. Изобразительное искусство и методика егопреподавания в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 1999.-368 с.
  151. Д. М. Аулы мастеров. Махачкала, 1957.
  152. Философский энциклопедический словарь. / Гл. редактор JI. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов М.: Сов. энциклопедия, 1983.
  153. А. С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно прикладным искусством. /Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1983.
  154. А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1988. — 176 с.
  155. Я. Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня.
  156. М.: Просвещение, 1991. 159 е.: ил.
  157. Е. И. Мой метод рисования с детьми // Дошкольное воспитание.-1943.-№ 2.-С. 22−25.
  158. Д. Декоративное искусство Дагестана. М., 1971
  159. JI. В. Дети и народное творчество: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985.
  160. В. С. Изобразительное искусство: Обучение и творчество
  161. Проблемы руководства изобразительным творчеством детей /. М.: Просвещение, 1969.
  162. А. Н. Народные мастера Дагестана. -JL: Художник РСФСР, 1982.108 е.: ил.
  163. Е. М. Балхар. Пятигорск, 1936.
  164. Е. М. Кубачинцы и их культура. JL, 1949.
  165. Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: 2-е изд. -М.: Просвещение, 1977. -109 е.: ил.
  166. Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования: пособие для учителя. 2-е издание. М.: Просвещение, 1979. — 190 с.
  167. Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных, художественных ремёсел. Книга для учащегося старших классов. -М.: Просвещение, 1985. — 225 е.: ил.
  168. . П. Проблема художественного воспитания и развития школьников /Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 1984. — 32 с.
  169. . П. Проблема творчества в американской теории художественноговоспитания // Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом. -М.: Искусство, 1969.
  170. П. М. Психология художественного творчества. -М.:3нание, 1971.
Заполнить форму текущей работой