Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработан и исследован комплекс моделей функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики с учетом скрытых отказов, ограниченной эффективности контроля и наличии системы восстановления. Получены новые теоретические результаты надежности и функциональной безопасности одноканальных и двухканальных восстанавливаемых контролируемых систем, которые позволяют уточнить… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
  • Глава 1. Состояние и проблемы функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики
    • 1. 1. Аспекты обеспечения функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики
    • 1. 2. Математические методы анализа функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики
    • 1. 3. Состояние нормативной базы по функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики
    • 1. 4. Тенденции развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики и локомотивных технических средств обеспечения безопасности движения поездов
    • 1. 5. Безопасность систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
    • 1. 6. Цели и задачи исследования
    • 1. 7. Выводы
  • Глава 2. Разработка графовых марковских и полумарковских методов расчета функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
    • 2. 1. Введение. Постановка задачи
      • 2. 1. 1. Введение
      • 2. 1. 2. Постановка задачи
    • 2. 2. Графовый полумарковский метод моментов
    • 2. 3. Графовый полумарковский метод операторных преобразований
      • 2. 3. 1. Постановка задачи
      • 2. 3. 2. Решение задачи
    • 2. 4. Приближенный метод расчета
    • 2. 5. Алгоритм расчета показателей безопасности и безотказности систем графовыми методами
      • 2. 5. 1. Подготовительный этап
      • 2. 5. 2. Алгоритм расчета
      • 2. 5. 3. Алгоритм расчета коэффициентов готовности, безопасности и показателей восстанавливаемости
    • 2. 6. Выводы
  • Глава 3. Модели функциональной безопасности микропроцессорных систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
    • 3. 1. Модель безопасности одноканальных контролируемых устройств
      • 3. 1. 1. Введение
      • 3. 1. 2. Постановка задачи
      • 3. 1. 3. Графовая модель устройства
    • 3. 2. Коэффициенты безопасности и готовности одноканальных контролируемых восстанавливаемых устройств
    • 3. 3. Временные показатели безопасности и надежности однока-нального контролируемого устройства
    • 3. 4. Безопасность двухканальных устройств без перезапуска каналов
      • 3. 4. 1. Постановка задачи
      • 3. 4. 2. Модель безопасности
    • 3. 5. Оценка вероятности возникновения опасных отказов при перезапуске двухканальных систем
      • 3. 5. 1. Постановка задачи
      • 3. 5. 2. Модель для оценки вероятности возникновения опасных отказов
    • 3. 6. Безопасность двухканальных устройств с перезапуском каналов
    • 3. 7. Взаимосвязь функциональной и информационной безопасности аппаратно — программных комплексов железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
    • 3. 8. Выводы
  • Глава 4. Основы гармонизации нормативной базы отрасли по функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи с международными стандартами
    • 4. 1. Выбор направлений гармонизации нормативной базы отрасли по функциональной безопасности с международными стандартами
    • 4. 2. Аналитический подход к обеспечению функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
    • 4. 3. Комплексный подход к обеспечению функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
    • 4. 4. Подход к нормированию функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
    • 4. 5. Выводы
  • Глава 5. Разработанные микропроцессорные устройства и системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи
    • 5. 1. Введение
    • 5. 2. Способы построения функционально безопасных устройств
      • 5. 2. 1. Безопасные и достоверные схемы сравнения
      • 5. 2. 2. Самопроверяемые на основе естественной избыточности устройства
    • 5. 3. Многоуровневая безопасная вычислительная система
      • 5. 3. 1. Архитектура многоуровневой безопасной вычислительной системы
      • 5. 3. 2. Методы обеспечения безопасности вычислительного модуля
      • 5. 3. 3. Обеспечение отказоустойчивости вычислительной среды вычислительной системы
    • 5. 4. Расширение функциональных возможностей систем обеспечения безопасности движения
      • 5. 4. 1. Расширение функций автоблокировки и локомотивной сигнализации
      • 5. 4. 2. Комплексное локомотивное устройство безопасности
      • 5. 4. 3. Использование функциональной избыточности локомотивной сигнализации для повышения безопасности движения
      • 5. 4. 4. Расширение функциональных возможностей станционных систем железнодорожной автоматики и телемеханики на основе маневровой автоматической локомотивной сигнализации
      • 5. 4. 5. Расширение функций диспетчерской централизации
    • 5. 5. Выводы
  • Глава 6. Многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов
    • 6. 1. Назначение многоуровневой системы
    • 6. 2. Принципы многоуровневого обеспечения безопасности
    • 6. 3. Функциональная безопасность многоуровневой системы
      • 6. 3. 1. Постановка задачи
      • 6. 3. 2. Модели функциональной безопасности многоуровневой системы
    • 6. 4. Концепция построения многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов
    • 6. 5. Концепция информационной безопасности многоуровневой системы
      • 6. 5. 1. Общие положен ия
      • 6. 5. 2. Разработка политики информационной безопасности многоуровневой системы
      • 6. 5. 3. Разработка основных направлений и технологий информационной защиты многоуровневой системы
    • 6. 6. Основные требования к многоуровневой системе
    • 6. 7. Выводы
  • Глава 7. Построение многоуровневых систем управления и обеспечения безопасности движения поездов
    • 7. 1. Введение
    • 7. 2. Организация информационного взаимодействия в многоуровневой системе
    • 7. 3. Организация в многоуровневой системе средств и систем железнодорожной автоматики и телемеханики
      • 7. 3. 1. Средства управления на железнодорожной станции
      • 7. 3. 2. Организация управления движением поездов в многоуровневой системе
    • 7. 4. Внедрение результатов исследований при реформировании управления на железнодорожном транспорте
      • 7. 4. 1. Нормативные документы МПС России, определяющие задачи повышения безопасности движения при реформировании хозяйств отрасли
      • 7. 4. 2. Организация внедрения технических средств обеспечения безопасности движения на сети железных дорог
      • 7. 4. 3. Нормативные документы для внедрения многоуровневой системы на сети железных дорог
    • 7. 5. Экономическая эффективность разработанных систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи и многоуровневых систем управления и обеспечения безопасности движения поездов
      • 7. 5. 1. Технико-экономическое обоснование внедрения КЛУБ-У
      • 7. 5. 2. Технико-экономическое обоснование внедрения многоуровневой системы
    • 7. 6. Выводы

Многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перевозка пассажиров и грузов является технологическим процессом, который связан с высокой ответственностью за жизнь людей, сохранностью технологического оборудования, материальных ценностей и окружающей среды. Любые изменения нормального хода таких процессов могут приводить к различным по степени тяжести последствиям. В этом случае, актуальной является проблема обеспечения безопасности движения поездов. Поэтому существует необходимость рассматривать процессы перевозки пассажиров и грузов и обеспечения безопасности движения поездов в неразрывной взаимосвязи, как единую глобальную целевую функцию железнодорожной транспортной системы.

Эффективность выполнения основной задачи железнодорожной транспортной системы определяется множеством факторов, основные из которых можно определить через состояние внутренних свойств железнодорожной транспортной системы: — технической оснащенности каждой подсистемы (службы) — - функциональной эффективности технических средств- - надежности технических средств- - организации функционирования подсистемы (службы) — - профессиональной подготовки операторов системы (службы) — - психофизиологического состояния операторов (диспетчер, машинист и т. д.) — - дисциплины операторов (диспетчер, машинист и т. д.) — - контроля качества функционирования подсистем (служб) и системы в целом. В общем случае можно сказать, что эффективность и безопасность обеспечения движения поездов определяется состоянием (в нашем случае будем подразумевать не только надежностные характеристики, в широком смысле, но и уровень развития технических решений) технических средств и фактором эффективности взаимодействия человека с техническими средствами на всех этапах жизненного цикла системы.

В настоящее время, основными техническими средствами обеспечения безопасности движения поездов являются системы железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ). Общее состояние СЖАТ характеризуется высокой степенью их старения. Модернизация СЖАТ стандартными методами приводит к значительным и неоправданным затратам, так как при этом уровень обеспечения безопасности повышается незначительно, а сроки окупаемости высоки. Кроме того, в качестве объективного факта следует учитывать ухудшение качественного и количественного уровня обслуживающего персонала, что приводит к повышению роли «человеческого фактора» в обеспечении безопасности движения поездов, рост вандализма еще более усложняет ситуацию.

Существующая тенденция повышения эффективности управления движением поездов за счет увеличения длины участка управления поездного диспетчера определяет новые требования к степени автоматизации управления, которая должна обеспечивать необходимый уровень перевозок и безопасности движения поездов. Поэтому назрела необходимость изменить подход к созданию СЖАТ: от локальных устройств по выполняемым функциям (электрическая централизация (ЭЦ), диспетчерская централизация (ДЦ), автоблокировка (АБ) и т. д.) к технологически замкнутым системам управления движением поездов и маневровой (сортировочной) работой [168].

Создание цифровых сетей связи и внедрение новых информационных технологий с централизацией диспетчерского управления позволили изменить систему управления и расширить ее функции. Микропроцессорные СЖАТ обеспечили работу информационных систем в реальном масштабе времени, т. е. повысили эффективность работы всего производственного процесса. Реализация комплексных проектов реконструкции участков железных дорог в России и для международных проектов потребовала использования в целях повышения безопасности не только традиционных СЖАТ, но и дополнительных ресурсов на базе информационных технологий и цифровых сетей связи.

Такой подход привел к необходимости создания принципиально новых аппаратно-программных комплексов СЖАТ, внедряемых на сети дорог, при их совместном использовании, интеграции их аппаратного, программного и функционального обеспечения в одну многоуровневую систему управления и обеспечения безопасности движения поездов (МС), которая совместно с новой системой централизованного управления движением поездов обеспечила требуемый уровень эффективной работы железнодорожного транспорта.

Решить указанный комплекс проблем, используя традиционные средства управления и обеспечения безопасности, невозможно и для этого потребовалось решение новых научных, прикладных и практических проблем повышения безопасности движения на основе применения современных информационных технологий.

В этом контексте основная цель данного исследования состоит в решении проблемы создания основ теории, принципов и способов технической реализации многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов.

Такая постановка проблемы определила структуру данной работы. Она состоит из введения, семи глав и заключения.

Первая глава работы посвящена решению вопросов анализа состояния и проблем обеспечения функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Рассматриваются аспекты обеспечения функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики, приводится анализ их влияния на эффективность управления движением поездов.

Так же в главе рассмотрены аналитические методы вероятностного анализа функциональной безопасности технических средств. Анализируются возможности и ограничения рассматриваемых методов для оценки надежности и безопасности систем управления на железнодорожном транспорте. Исследуется вопрос состояния отраслевой нормативной базы по функциональной безопасности, а также приведен анализ тенденций развития современных СЖАТ.

Во второй главе рассмотрены вопросы разработки методов расчета и прогнозирования показателей функциональной безопасности и надежности восстанавливаемых устройств и систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, поведение которых описывается как марковскими, так и полумарковскими случайными процессами. Предложены и разработаны графовый полумарковский метод моментов, приближенный графовый полумарковский метод, основанный на приближенных вычислениях весов разложений графа. В данной главе установлены общие формульные выражения и алгоритмы разработанных методов, реализуемые с помощью стандартных процедур отыскания путей и контуров на графах.

Третья глава посвящена вопросам разработки моделей функциональной безопасности микропроцессорных СЖАТ, с помощью которых получены формульные выражения стационарных вероятностных и временных показателей безопасности и надежности для одноканальных восстанавливаемых устройств со встроенным аппаратным контролем. Так же в главе обосновывается необходимость и возможность применения операции перезапуска в каналах двухканальных систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи для восстановления их работоспособного состояния. Важное место в главе отводится вопросам разработки системы показателей информационной безопасности и комплексных показателей функциональной и информационной безопасности систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.

В четвертой главе исследуются вопросы определения путей совершенствования нормативных документов по функциональной безопасности для систем управления производственным процессом. В ней предложен вариант выбора методов аналитического доказательства функциональной безопасности создаваемой системы, и разработан комплексный подход к рациональному использованию аналитических и экспериментальных способов и методов доказательства безопасности, объединения разнородной информации.

Приведены результаты исследований по нормированию показателей безопасности СЖАТ в соответствии с требованиями Европейских стандартов CENELEC.

В пятой главе работы рассматриваются вопросы практической реализации разработанных ранее теоретических методов анализа и синтеза СЖАТ и отдельных безопасных устройств. Рассмотрен ряд устройств и схемотехнических решений, разработанных автором, предназначенных для повышения уровня безопасности и надежности систем признанных изобретениями и защищенных авторскими свидетельствами СССР и патентами Российской Федерации.

Шестая глава работы содержит основы разработки многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (МС). В ней определены и сформулированы принципы многоуровневого обеспечения безопасности, разработаны основные положения концепции построения многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (МС), определены требования к построению МС, предложена структурная схема и проведены исследования условий обеспечения эффективности многоуровневой защиты МС. Важное место в главе отводится вопросам разработки Концепции информационной безопасности МС.

Седьмая глава работы посвящена изложению технических и организационных вопросов построения многоуровневых систем управления и обеспечения безопасности движения поездов, расширения их функциональных возможностей путем использования современной элементной базы и новых цифровых каналов связи, модульной изменяющейся архитектуры с открытым интерфейсом, и обеспечения высокой эффективности этих систем путем значительного сокращения объема напольного оборудования. Приведены результаты внедрения в хозяйствах МПС России технических средств и нормативных документов, в том числе концепций развития СЖАТ и локомотивных средств безопасности, разработанных под руководством и непосредственном участии автора диссертации. Показана экономическая эффективность внедрения современных СЖАТ и МС. Показана эффективность МС в части повышения безопасности движения при негативном воздействии «человеческого фактора», что способствует повышению обороноспособности страны и защиты от террористических действий.

Работа выполнена в Российском научно-исследовательском и про-ектно-конструкторском институте информатизации, автоматизации и связи Министерства путей сообщения Российской Федерации (ВНИИАС МПС России) в 1984;2004 гг.

7.6. Выводы.

1. Для обеспечения информационного взаимодействия в многоуровневой системе предусмотрено использование общей сети передачи данных (СПД) и специально выделенной сети передачи данных оперативно-технологического назначения СПД ОТН с гарантированным временем и достоверностью доставки информации, построенным на базе цифровых методов передачи по волоконно-оптическим линиям связи.

2. Определены основные принципы для разработки технических решений информационного взаимодействия объектов управления на железнодорожном транспорте по цифровым сетям: — в целях обеспечения надежности и живучести сети каналы связи проектируются в виде кольцевых структур, благодаря чему нарушение работы в какой-то части кольца не приводит к отказу всей сетидля обеспечения качества передачи данных сети цифровых каналов проектируются в увязке с сетями тактовой сетевой синхронизации технологического сегмента.

3. Информационный обмен между поездными и напольными устройствами системы в структуре МС предложено организовать по радиоканалу двумя способами: — локально в зоне станций с использованием аппаратуры цифровой радиосвязи и встроенных в локомотивные устройства безопасности модемов на выделенных для МПС России диапазонах частот (данные решения апробированы на нескольких железных дорогах) — с использованием технических средств и принципов организации системы «Тетра» (апробированных на 150 км Свердловской ж.д.) для передачи как ответственных, так и служебных сообщений на перегонах и станциях.

4. Показано, что совершенствование организации управления движением поездов достигается путем реализации централизованного управления объектами на основе совершенствования структуры и развития функций систем диспетчерской централизации управления движением поездов. Предложена структура системы, позволяющая устанавливать дополнительные логические зависимости в АПК на центральном посту, которые определяют проверку правильности выдачи команд разрешения движения по состоянию технических средств на удаленных линейных объектах управления и контролирующих правильность действия персонала на этих объектах. Система внедрена на Красноярской и Восточно-Сибирской железных дорогах.

5. Разработана и внедрена на Красноярской железной дороге комплексная структура СЖАТ на станции, которая обеспечивает реализацию трех уровней контроля безопасности в соответствии с требованиями к МС: первый на уровне исполнительных элементов системы управления объектами на железнодорожной станции, второй на уровне дополнительных логических зависимостей в АПК управления на станции и третий на уровне системы MAJIC, обеспечивающей взаимодействие с движущимся объектом — локомотивом.

6. Приведены результаты внедрения в хозяйствах МПС России технических средств и нормативных документов, в том числе концепций развития СЖАТ и локомотивных средств безопасности, разработанных под руководством и непосредственном участии автора диссертации. Внедрение новых технических средств СЖАТ осуществлялось по программам МПС России с 2000 по 2004 гг.

7. Проведен расчет технико-экономической эффективности результатов внедрения современных СЖАТ, в соответствии с решениями «Программы обновления и развития средств железнодорожной автоматики и телемеханики на период 2000;2004 гг.», а также отдельно микропроцессорного, комплексного устройства безопасности КЛУБ-У. Срок окупаемости комплексных проектов СЖАТ за счет использования предложенных автором принципов сокращен с 15 лет для традиционных систем до 3 — 5 лет для МС ЖАТ.

8. Установлено, что расширение функциональных возможностей локомотивных систем безопасности обеспечивает совершенствование управления процесса перевозок на железных дорогах. При этом, технико-экономический эффект достигается за счет: повышения эффективности эксплуатационной работы на участках железных дорог вследствие снижения интенсивности отказов аппаратуры СЖАТ, повышения участковых скоростей и снижения потерь поездочасовсокращения эксплуатационных затрат на содержание напольных устройств энергоснабжения и других устройствсокращения локомотивного парка благодаря более эффективному управлению локомотивами на участках, оснащенных более информативными системами интервального регулированиясокращения убытков вследствие повышения безопасности движения поездов за счет устранения до 80% известных системных причин нарушения безопасности при интервальном регулировании движения поездов).

9. Проведено технико-экономическое обоснование (ТЭО) оборудования техническими средствами МС двух участков Красноярской ж.д.: Бугач — Злобино и Енисей — Дивногорск. Показано, что основные цели и задачи оборудования опытных участков МС достигаются за счет совершенствования эксплуатируемых технических средств ЖАТ и применения новых микропроцессорных устройств контроля и управления движением поездов, включая системы автоведения, диагностирования, цифровых радиоканалов для обмена информацией с движущимися локомотивами и спутниковой навигации.

10. Определен перечень количественных показателей, принятых для расчета экономической эффективности внедрения МС. Анализ полученных результатов показывает, что проект оборудования опытных участков Бугач-Злобино и Енисей — Дивногорск Красноярской ж.д. средствами МС имеет высокую экономическую эффективность и привлекательность для дороги и в целом для железнодорожного транспорта. Экономический эффект от внедрения МС только на выделенном участке Красноярской железной дороги составляет 22.4 млн руб. в год.

11. Показана эффективность МС в части повышения безопасности движения при негативном воздействии «человеческого фактора», что способствует повышению обороноспособности страны и защиты от террористических действий.

12. Разработанные принципы построения МС для управления движением поездов имеют лучшие показатели «цена — качество», чем зарубежные системы. Это способствовало их продвижению на международный рынок в частности СНГ и республику Индия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основании теоретических и экспериментальных исследований, представленных в диссертации, получены следующие новые научные и практические результаты:

1. Разработаны основные концептуальные положения и сформулированы принципы многоуровневого обеспечения безопасности движения поездов: принцип многоуровневого обеспечения безопасности каждого автономного аппаратно-программного комплекса железнодорожной автоматики, телемеханики и связипринцип формирования многоканальной безопасной многоуровневой системы из разнотипных устройств или системпринцип выбора более запрещающей команды управления с использованием неоднородных по безопасности источников информациипринцип создания системных функций безопасности в развивающихся МС.

2. Разработана и на выделенных полигонах реализована многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения. Система позволяет наращивать технические средства для реализации заданных функций и создания нескольких взаимодействующих уровней повышения безопасности движения. На реальных примерах показана эффективность перехода от одноуровневой к двухи трехуровневым структурам обеспечения безопасности движения поездов.

3. Разработаны строгие и приближенные графовые марковские и полумарковские методы и алгоритмы расчета, прогнозирования и доказательства функциональной безопасности сложных многоканальных и многоуровневых систем. Значительно увеличен уровень детализации при построении и решении моделей безопасности систем железнодорожной автоматики и связи, что позволяет учитывать параметры средств обнаружения отказов и дополнительные логические зависимости в работе технических устройств и систем.

4. Разработан и исследован комплекс моделей функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики с учетом скрытых отказов, ограниченной эффективности контроля и наличии системы восстановления. Получены новые теоретические результаты надежности и функциональной безопасности одноканальных и двухканальных восстанавливаемых контролируемых систем, которые позволяют уточнить известные формулы и алгоритмы расчета готовности и безопасности в условиях существования скрытых отказов. Определена возможность увеличения наработки на скрытый отказ в одноканальных системах более чем в два раза при увеличении объема контрольного оборудования не более чем на треть от основного. Установлено, что уровень безопасности двухканальных контролируемых систем определяется в основном надежностью встроенных средств диагностики и периодичностью контроля работоспособности обоих каналов.

5. Обоснована необходимость и показана техническая возможность повышения живучести систем управления при воздействиях ненормативных мешающих внешних воздействий за счет применения операции перезапуска в многоканальных системах для восстановления их работоспособного состояния. Определена возможность увеличения времени перезапуска на несколько порядков по сравнению с известными системами с учетом одновременного использования дополнительных систем контроля функционирования СЖАТ.

6. Разработаны основы гармонизации отраслевой нормативной базы по функциональной безопасности с международными стандартами для всех этапов жизненного цикла систем автоматики, телемеханики и связи. Предложенные модели и расчетные соотношения для ответственных систем (с интенсивностями опасных отказов до КГ9 у) обеспечивают по сравнению с известными существенно большую корректность оценки и, кроме того, позволяют проводить расчеты в соответствии с требованиями введенного в действие европейского стандарта CENELEC EN 50 129.

Электронные системы железнодорожного управления и защиты, связанные с безопасностью).

Данные подходы к нормированию показателей безопасности создали условия для проектирования конкурентоспособных систем в целях реализации отечественных проектов за рубежом.

7. Разработан комплекс эффективных и экономичных способов и технических решений по повышению безопасности устройств железнодорожной автоматики и телемеханики и сокращению дорогостоящего напольного оборудования на перегонах. Предложены принципиально новые способы построения устройств контроля за счет управляемой естественной параметрической и/или функциональной избыточности, которые автором разработаны на уровне изобретений, подтвержденных авторскими свидетельствами и патентами. В системах автоблокировки с применением рельсовых цепей тональной частоты реализован алгоритм повышения безопасности за счет логического контроля последовательности занятия и освобождения блок — участков по ходу поездав системах диспетчерской централизации введен дополнительный логический контроль правильности работы систем автоматики при неправильных действиях эксплуатационного персоналав комплексных локомотивных устройствах безопасности (КЛУБ-У, КЛУБ-УП и др.) расширены функции безопасности за счет применения спутниковой навигации и цифрового радиоканаларазработана и внедрена система маневровой автоматической локомотивной сигнализации, обеспечивающая повышение эффективности и безопасности движения на станциях с маневровой работой.

8. Реализованные в действующих системах железнодорожной автоматики и телемеханики разработанные автором технические решения по повышению безопасности позволяют устранить основные системные причины (более 80%) нарушений требований безопасности при интервальном регулировании движения поездов, в том числе и при негативном влиянии «человеческого фактора».

9. Разработана система комплексных показателей функциональной и информационной безопасности систем железнодорожной автоматики, телемеханики и связи, которая позволяет задавать требования по их защищенности от опасных отказов и оценивать достигнутые результаты в процессе их реализации.

10. Обоснована эффективность оборудования сети железных дорог многоуровневыми системами управления и обеспечения безопасности движения. Анализ вариантов реконструкции СЖАТ для Красноярской железной дороги показал, что использование информационных технологий и современных технических средств обеспечивает сокращение окупаемости капитальных вложений в 2 раза. Комплексная реконструкция опытного полигона Красноярской железной дороги обеспечила экономический эффект 22 млн руб. Разработан перечень количественных показателей эффективности многоуровневой системы для ее тиражирования на сети дорог.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н., Афанасьев А. П., Лисов А. А. Современные методы обеспечения безопасности сложных технических систем. М.: Лотос, 2003.
  2. .В., Шмырев С. А., Носырев В. В., Розенберг Е. Н. Устройство для приема сигналов из рельсовой цепи. Авторское свидетельство № 1 234 266, В 61 L 25/06. Бюл. № 20, 1986.
  3. B.C., Лисенков В. М., Сироткин В. И., Лебедев М. М., Здоровцов И. А., Лызлов М. С., Розенберг Е. Н., Супряков Ю. П. Устройство для передачи сигналов по рельсовой линии. Авторское свидетельство № 1 025 561, В 60 L 23/16. Бюл. № 24, 1983.
  4. И.С., Розенберг Е. Н., Малявко В. Е., Осташков Е. Г., Супряков Ю. П. Устройство для формирования команд управления светофором. Авторское свидетельство № 750 542, G 08 G 1/00. Бюл. 27, 1980.
  5. Ф.Т. Автоматика и управление на транспорте: Пер. с англ. М.: Транспорт, 1990.
  6. П.Ф. Методы повышения безопасности микропроцессорных систем интервального регулирования// Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. М.: 2001.
  7. Большие системы. Теория, методология, моделирование/ Под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Наука, 1971.
  8. А.К., Костроминов A.M., Красногоров А. А., Розенберг Е. Н. Система контроля состояния путевых устройств электрической централизации и автоблокировки. Авторское свидетельство № 779 141, В 61L 19/14. Бюл. № 42, 1980.
  9. В.Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. М.: Наука, 1977.
  10. Н.П., Калашников В. В., Коваленко И. Н. Лекции по теории сложных систем. М.: Сов. Радио, 1973.
  11. Д.В., Дрейман O.K., Кононов В. А., Никитин А. Б. Системы диспетчерской централизации/ Под общей ред. проф. Вл.В.Сапожникова. М.: Издательство «Маршрут», 2002.
  12. Д.В., Самонина Е. В. Методика расчета количественных показателей безопасности микропроцессорных систем железнодорожной автоматики и телемеханики/ Вестник ВНИИЖТа. М.: 1992. — № 5. -С. 21−25.
  13. В.И., Пищик Ф. П., Егоренко В. И. Безопасность движения на железнодорожном транспорте. Мн.: Полымя, 1996.
  14. И.И., Скороход А. В. Теория случайных процессов. М.: Наука, 1973. -т.2.
  15. Ю.А., Иванченко В. Н., Ковалев С. М., Розенберг Е. Н., Шабельников А. Н. Путевой датчик// Патент № 2 169 677, 7 Н 61 L 1/08,1/16. Бюл. № 18,2001.
  16. .В., Коваленко И. Н. Введение в теорию массового обслуживания. М.: Наука, 1966.
  17. JT.K. Статистические алгоритмы исследования надежности. М.: Наука, 1970.
  18. ГОСТ 27.002−89. Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. — М.: Издательство стандартов, 1990.
  19. ГОСТ Р ИСО/МЭК 9126−93. Информационная технология. Оценка программной продукции. Характеристики качества и руководства по их применению. — М.: Издательство стандартов, 1993.
  20. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12 207−99. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. М.: Издательство стандартов, 1999.
  21. С.В. Анализ надежности технических систем с произвольными законами распределений отказов и восстановлений/ Качество и надежность изделий. М.: Знание, 1992. — № 2 (18).
  22. С.В. Математическое описание стационарного режима функционирования и оценка показателей надежности технических устройств с произвольными законами распределения/ Сб. науч. тр. Л.: ЛИАП, 1985.
  23. Гью Б. Система передачи данных с защитой от опасных отказов/ Железные дороги мира. 1988. — № 3. — С. 43 — 48.
  24. И.Е., Зорин В. И., Ефимов Г. К., Здоровцов И. А., Розенберг Е. Н., Супряков Ю. П., Спектор Я. С. Устройство для работоспособности релейных узлов. Авторское свидетельство № 1 041 374, В 61 L 19/14. Бюл. № 34, 1983.
  25. Европейская система управления движением поездов. Железные дороги мира. 1997. — № 8. — С. 18 — 24.
  26. И.А., Лисенков В. М., Спектор Я. С., Розенберг Е. Н., Хромушкин Д. Н., Рогонов Ю. С. Устройство логического умножения. -Авторское свидетельство № 1 112 566, Н 03 К 19/20. Бюл. № 33, 1984.
  27. В.И., Розенберг Е. Н., Батраев В. П., Кочнев А. В., Калько В. А., Скороходов В. И., Лебедев М. М. Устройство для контроля местоположения локомотива// Патент № 2 063 349, 6 В 60 L 23/16, 25/04. Бюл. № 19, 1996.
  28. В.И., Розенберг Е. Н., Шухин А. Е., Кузьмин А. В., Нахимовская Е. Е., Шихер Я. Г., Масалова Г. А. Устройство автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 604 650, В 61 L 25/06. Бюл. № 41, 1990.
  29. В.И., Розенберг Е. Н., Шухин А. Е., Шухина Е. Е., Калько В. А., Кузьмин А. В. Устройство для автоматической локомотивной сигнализации// Патент № 1 799 792. Авторское свидетельство № 1 799 792, В 61 L 25/06 7 Н 03 L 7/08. Бюл. № 9, 1993.
  30. Инновационные решения для линий с упрощенными условиями эксплуатации. Железные дороги мира. 1998. — № 7. — С. 53 — 55.// J. Polz, Eisenbahningenieur. — 1998. — № 3. — S. 16−18.
  31. В.Г., Шихер Я. Г., Орешкин Е. В., Меерзон Ю. М., Бо-вэ Ю.Е., Савицкий В. А., Розенберг Е. Н. Устройство автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 523 448, В 61 L 3/20, В 60 Т 7/12. Бюл. № 43, 1989.
  32. К.А. Надежность, контроль и диагностика вычислительных машин и систем. М.: Высшая школа, 1989.
  33. Г. А., Лисенков В. М., Шалягин Д. В., Бестемьянов П. Ф., Вековищев А. В., Розенберг Е. Н., Здоровцов И. А., Кондратьев С. А., Коч-нев А.В., Коляда В. А. Мажоритарный элемент. Авторское свидетельство № 1 213 538, Н 03 К 19/23. Бюл.№ 7, 1986.
  34. А.И., Розенберг Е. Н., Калиниченко А. Я., Новиков Г. А., Кисленко Д. Ю., Грачев А. Н. Устройство защиты для средств железнодорожной автоматики от грозовых и коммутационных перенапряжений// Патент № 30 036, Н 02Н 9/04. Бюл. № 16, 2003.
  35. Е.Д., Розенберг Е. Н., Зорин В. И., Спектор Я. С., Нахимовская Е. Е., Дудукалов B.C. Устройства для индикации автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 581 638, В 61 L 23/34. Бюл. № 28, 1990.
  36. И.Н., Кузнецов Н. Ю. Методы расчета высоконадежных систем. М.: Радио и связь, 1988.
  37. Д.А., Здоровцов И. А., Розенберг Е. Н., Коляда В. А., Нахимовская Е. Е., Кузьменко В. Б., Зорин В. И., Любимов В.И.,
  38. А.А. Устройство для передачи и приема информации автоматической локомотивной сигнализации на боковых путях станциях. Авторское свидетельство № 1 230 900, В 61 L 3/20. Бюл. № 18, 1986.
  39. Дж. Системы, критичные по безопасности/ IEE Computing Control Engineering Journal. 1991. — № 9.
  40. В.А., Казарин А. В., Розенберг Е. Н., Здоровцов И. А., Кузьмина А. В. Приемник для рельсовой линии. Авторское свидетельство № 1 100 177, В 60 L 23/16. Бюл. № 24, 1984.
  41. B.C., Турбин А. Ф. Полумарковские процессы и их приложения. Академия наук УССР ОТКЗ// Институт математики. Киев: Hay кова думка, 1976.
  42. А.В., Розенберг Е. Н., Любимов В. И., Осташков Е. Г., Ев-пятьев А.А., Хромушкин Д. Н. Устройство для автоматического торможения поезда// Патент № 981 033. Бюл. № 46, 1982. Авторское свидетельство № 981 033, В 60 L 15/20. Бюл. № 46, 1982.
  43. А.В., Супряков Ю. П., Розенберг Е. Н., Здоровцов И. А., Коляда В. А. Устройство для формирования команд управления светофором. Авторское свидетельство № 1 270 884, Н 03 К 5/01, 5/26. Бюл. № 42, 1986.
  44. Ю.А., Нестеров В. Л., Лекута Г. Ф. Системы железнодорожной автоматики и телемеханики/ Под ред. Кравцова Ю. А. М.: Транспорт, 1996.
  45. В.М., Розенберг Е. Н., Зубов С. П. Определение безопасности кодового путевого трансмиттера// Применение математических методов и моделирования в АСУЖТ: Межвузовский сб. науч. тр. М.: МИИТ, 1979. — Вып. 637. — С.125−128.
  46. В.А., Семенюта Н. Ф. Передача дискретной информации на железнодорожном транспорте. М.: «Вариант», 1999.
  47. Э.К., Панкратов В. И., Яковлев В. В. и др. Информационные технологии на железнодорожном транспорте/ Под ред. Лецкого Э. К., Поддавашкина Э. С., Яковлева В. В. М.: УМК МПС России, 2000.
  48. Ф.Я., Розенберг Е. Н. Повышение достоверности контроля функционирования ТТЛ ИС// Сб. науч. тр. М.: МИИТ, 1988. -Вып. 792.-С. 15−19.
  49. Ф.Я., Розенберг Е. Н., Спектор Я. С. Триггерные элементы сравнения в системах контроля железнодорожной автоматики// Сб. науч. тр. М.: МИИТ, 1988. — Вып. 804. — С. 68 — 72.
  50. Ф.Я., Розенберг Е. Н., Супряков Ю. П. Взаимные влияния элементов в корпусах полупроводниковых микросхем// Сб. науч. тр. М.: МИИТ, 1979. — Вып. 617. — С. 137−141.
  51. В.М., Аркатов B.C., Казимов Г. А., Шалягин Д. В., Ве-ковищев А.В., Бестемьянов П. Ф., Розенберг Е. Н., Петрухин B.C. Устройство для передачи информации с пути на локомотив. Авторское свидетельство № 1 134 447, В 61 L 3/20. Бюл.№ 2, 1985.
  52. В.М. Безопасность технических средств в системах управления движением поездов. М.: Транспорт, 1992.
  53. В.М., Розенберг Е. Н., Любимов В. И., Зорин В. И., Ив-лев А.В., Шалягин Д. В., Бестемьянов П. Ф. Устройство автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 294 684, D 61 L 25/06. Бюл. № 9, 1987.
  54. В.М. Статистическая теория безопасности движения поездов. М.: ВНИИТИ РАН, 1999.
  55. В.М. Теория автоматических систем интервального регулирования. М.: Транспорт, 1987.
  56. В.М., Шалягин Д. В. и др. Автоматическая локомотивная сигнализация частотного типа повышенной помехозащищенности и значности АЛС-ЕН. М.: Транспорт, 1990.
  57. В.М., Шалягин Д. В., Казимов Г. А., Розенберг Е. Н. Автоматическая локомотивная сигнализация АЛС-ЕН// Автоматика, связь, информатика. М.: 1988. — № 3. — С. 11−16.
  58. С.В., Розенберг Е. Н., Кисельгоф Г. К., Врубель Д. В., Зорин В. И., Казимов Г. А., Лебедев М. М., Скороходов В. И., Калько В. А. Микропроцессорная система// Патент № 2 000 603, G 06 F 11/16, Н 05 К 10/00. Бюл. № 33−36, 1993.
  59. В.И., Артамонов Г. Т., Брехов О. М. и др. Теория проектирования вычислительных машин, систем и сетей/ Под ред. Матова В. И. -М.: Издательство МАИ, 1999.
  60. Оптимизация управления маневровыми работами. Железные дороги мира. 1998. — № 3. — С. 57 — 59// A. Bastin. Eisenbahningenieur, 1997.-№ 7.-S. 57−51.
  61. ОРММ. АСЖТ 5.04−2000. Технологические модели и программно-технические комплексы информационных систем. Правила представления документов на системную экспертизу. 2000.
  62. ОРММ. АСЖТ 5.05−2000. Технологические модели и программно-технические комплексы информационных систем. Методика проведения системной экспертизы технологических моделей. 2000.
  63. ОРММ. АСЖТ 5.07−2000. Технологические модели и программно-технические комплексы информационных систем. Методика проведения системной экспертизы программно-технических комплексов. 2000.
  64. ОСТ 32. 17−92. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Основные понятия. Термины и определения. СПб.: ПИИТ, 1992.
  65. ОСТ 32.18−92. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Выбор и общие правила нормирования показателей безопасности. СПб.: ПИИТ, 1992.
  66. ОСТ 32.19−92 Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Общие требования к программам обеспечения безопасности. СПб.: ПИИТ, 1992.
  67. ОСТ 32.27−93. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Организация сбора и обработки информации о безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики. СПб.: ПГУПС, 1993.
  68. ОСТ 32.41−95. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы доказательства безопасности систем и устройств железнодорожной автоматики и телемеханики. СПб.: ПГУПС, 1995.
  69. OCT 32.78−97. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Безопасность программного обеспечения. СПб.: ПГУПС, 1997.
  70. ОСТ 32.91−97. Система разработки и постановки продукции на производство. Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Порядок создания и производства. М.: НИИЖА, 1997.
  71. ОСТ 32.145−2000. Система оперативно-технологической связи железных дорог России. Протоколы информационно-логического взаимодействия объектов цифровой сети. 2000.
  72. ОСТ 32.146−2000. Аппаратура железнодорожной автоматики, телемеханики и связи. Общие технические условия. М.: ВНИИАС, 2000.
  73. ОСТ 32.180−2002. Система тактовой сетевой синхронизации: структура сети, нормы качества. 2002.
  74. Е.Г., Евпятьев А. А., Малявко В. Е., Розенберг Е. Н., Супряков Ю. П., Дмитриев B.C. Выходной каскад приемника частотного сигнала. Авторское свидетельство № 862 166, G 08 С 15/02. Бюл. № 33, 1981.
  75. Е.Г., Коляда В. А., Евпятьев А. А., Малявко В. Е., Дмитриев B.C., Минин В. А., Мильчаков В. Г., Соловьев А. Д., Розенберг Е. Н. Приемник для рельсовой цепи. Авторское свидетельство № 903 239, В 61 L 23/16. Бюл.№ 5, 1982.
  76. Е.Г., Хромушкин Д. Н., Розенберг Е. Н., Коган Д. А., Головин В. И., Бардышев В. А. Устройство для измерения скорости рельсового транспортного средства. Авторское свидетельство № 704 849, В 61L 27/04. Бюл. № 47, 1979.
  77. И.В., Половко A.M. Вычислительные системы/ Под ред. Половко А. М. М.: Сов. Радио, 1980.
  78. .И., Макаров А. К., Прохоров В. А., Розенберг Е. Н. Методические указания к выпускной работе для студентов направления5513.00 «Электротехника, электромеханика и электротехнологии». М.: МГТУ МАМИ, 2003.
  79. Путинцев Н Д. Аппаратный контроль управляющих цифровых вычислительных машин. М.: Сов. Радио, 1966.
  80. Г. Е. Дифференцированный анализ электрических цепей. Киев: Наукова думка, 1980.
  81. К., Ушаков В. А. Оценка надежности систем с использованием графов / Под ред. Ушакова И. А. М.: Радио и связь, 1988.
  82. С.П. Программные методы защиты информации компьютерах и сетях. М.: Издательство Агентства «Яхтсмен», 1993.
  83. РД 32 ТТШ 1 115 842.04 93. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы расчета норм безопасности. -СПб.: 1993.
  84. А.Г., Шихер Я. Г., Бовэ Ю. Е., Певзнер М. А., Здоровцов И. А., Вайман МЛ., Розенберг Е. Н., Антокольский M.J1. Устройство для регистрации параметров движения транспортного средства. Авторское свидетельство № 1 206 137, В 60 L 3/12. Бюл. № 3,1986.
  85. Е.Н., Акопов А. А. Электропневматический преобразователь. Авторское свидетельство № 572 591, F 15 С 3/06. Бюл. № 34, 1977.
  86. Е.Н., Акопов А. А. Электропневматический преобразователь дискретных сигналов. Авторское свидетельство № 544 781, F 15 С 3/06. Бюл. № 4, 1977.
  87. Е.Н., Вериго A.M., Асс Э.Е., Филиппов Ю. И., Васильев O.K. Система магистральной и дорожной оперативно-технологической проводной связи. Авторское свидетельство № 26 715, 7 Н 04 J 3/08, Н 04 В 3/25. Бюл. № 34, 2002.
  88. Е.Н., Вериго A.M., Асс Э.Е., Филиппов Ю. И., Пешков И. Б., Мещанов Г. И., Шолуденко М. В., Бульхин А. К. Комбинированный кабель для систем связи автоматики. Авторское свидетельство № 22 264, 7 Н 01 В 7/04. Бюл. № 7, 2002.
  89. Е.Н., Вериго A.M., Блиндер И. Д., Баландин В. И., Ка-менецкий Б.И., Рябов А. В., Бурняшев С. В., Мелентьев С. А. Коммутационная станция для сети оперативно-технологической связи. Авторское свидетельство № 1980, 7 Н 04 J 1/14. Бюл. № 28, 2001.
  90. Е.Н., Вериго A.M., Ильин С. А., Блиндер И. Д., Морозов Г. Г., Петриченко А. К., Васильев O.K., Левин В. А. Устройство тактовой синхронизации генераторов. Авторское свидетельство № 1979, 7 Н 03 L 7/00. Бюл. № 28, 2001.
  91. Е.Н., Вериго A.M., Ильин С. А., Блиндер И. Д., Морозов Г. Г., Петриченко А. К. Способ тактовой сетевой синхронизации генераторов// Патент № 2 199 178, 7 Н 03 L 7/08. Бюл. № 5, 2003.
  92. Е.Н., Вериго A.M. Основные направления развития технологической железнодорожной радиосвязи// Профессиональная мобильная радиосвязь: Материалы 2-го Бизнес Форума. — М.: ЦНИИТЭИ МПС, 2000. — С. 90−92.
  93. Е.Н., Здоровцов И. А., Зорин В. И., Свешников В. И., Лобанов Ю. Г., Киселева С. В. Устройство для формирования команд управления светофором. — Авторское свидетельство № 1 119 056, G 08 G 1/00. Бюл. № 38, 1984.
  94. Е.Н., Зорин В. И., Казимов Г. А., Калько В. А., Лебедев М. М., Скороходов В. И., Кравец И. М. Устройство для регулирования скорости движения поезда на боковых путях станции// Патент № 2 083 389, 6 В 60 L 15/20, В 61 L 3/20. Бюл. № 19, 1997.
  95. Е.Н., Зорин В. И., Кузьмин А. В., Спектор Я. С., Нахимовская Е. Е., Друян Е. В. Устройство для передачи данных с самотестированием. Авторское свидетельство № 1 702 376, G 06 F 11/26. Бюл.№ 48, 1991.
  96. Е.Н., Зорин В. И., Любимов В. И., Лебедев М. М., Кузьмин А. В., Нахимовская Е. Е., Плавник Я. Ю. Устройство для автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 512 845, В 61 L 3/20, 23/16. Бюл. № 37, 1989.
  97. Е.Н., Зорин В. И., Любимов В. И., Яблонский И. И. Безопасный логический элемент. Авторское свидетельство № 1 499 479, Н 03 К 19/00. Бюл.№ 29, 1989.
  98. Е.Н., Зорин В. И., Нахимовская Е. Е., Кузьмин А. В., Шестакова Р. Я., Астапов Н. В., Каковкин М. Ф. Устройство для автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 546 326, В 61 L 25/06. Бюл. № 8, 1990.
  99. Е.Н., Зорин В. И., Нахимовская Е. Е., Чижов А. Е., Любимов В. И., Шалягин Д. В. Устройство автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 318 470, D 61 L 25/06. Бюл. № 23, 1987.
  100. Е.Н., Зорин В. И. Современная система автоматической локомотивной сигнализации// Автоматика, связь, информатика. -М.: 1994. -№. 2.-С.8−10.
  101. Е.Н. Изучение работы регистров и распределителей на интегральных элементах// Учебное пособие по дисциплине «Электронные и микропроцессорные системы управления электроприводами транспортных средств». М.: МГТУ МАМИ, 2003.
  102. Е.Н. Информационное обеспечение перевозок грузов по Транссибу// Транссибирская магистраль на рубеже XX—XXI вв. в: Тезисы докл. международной научно практической конференции. — М.: 2001.-С. 24−26.
  103. Е.Н., Коляда В. А., Здоровцов И. А., Кондратьев С. А., Казарин А. В., Супряков Ю. П., Кочнев А. В., Любимов В.И.,
  104. Д.Н. Фазочувствительный приемник для рельсовой цепи. -Авторское свидетельство № 1 232 550, В 61 L 23/16. Бюл. № 19, 1986.
  105. Е.Н. Комплексные системы обеспечения безопасности движения поездов// Безопасность движения поездов: Третья научно-практическая конференция. М.: 2002. — С. 126.
  106. Е.Н. Комплексный подход к гармонизации отраслевых стандартов по функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и телемеханики с международными стандартами// Надежность. М.: 2002, — № 2, — С.60−68.
  107. Е.Н. Концепция развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ)// Автоматика, связь, информатика,-М.: 1998. -№ 4. С.2−6.
  108. Е.Н., Кочнев А. В., Гинзбург Л. Д., Кузнецов А. Б. Входное устройство для логических цепей железнодорожной автоматики// Патент № 1 792 864. Авторское свидетельство № 1 792 864, В 61 L 23/22. Бюл. № 5, 1993.
  109. Е.Н., Кочнев А. В., Гинзбург Л. Д., Кузнецов А. Б. Устройство для формирования и передачи сигналов кодовой рельсовой цепи// Патент № 2 005 639, В 61 L 23/22. Бюл. № 1, 1994.
  110. Е.Н., Кочнев А. В., Гинзбург Л. Д. Парафазный преобразователь// Патент № 2 030 107, 6 Н 03 К 5/19, В 61 L 19/14. Бюл. № 6, 1992.
  111. Е.Н., Кочнев А. В., Зорин В. И., Кривнов A.M., Тала-лаев В.И. Устройство для маневровой автоматической локомотивной сигнализации// Патент № 2 159 716, 7 В 61 L 3/20. Бюл. № 33, 2000.
  112. Е.Н., Лазаренко Ю. В., Лист Ф. Д., Гришанков Б. Т. Устройство для оповещения машиниста о производстве ремонтных путевых работ// Патент № 2 175 291, В 61 L 23/06: Бюл. № 30, 2001.
  113. Е.Н., Лебедев М. М. Новые системы автоматической локомотивной сигнализации на железных дорогах России// Бюллетень ОСЖД. Варшава: 1994, — № 2, — С. 19−22.
  114. Е.Н., Любимов В. И., Малявко В. В., Аулов С. А., Яблонский И. И., Меерзон Ю. М., Шихер Я. Г., Шахнарович В. М. Устройство для контроля бдительности машиниста. Авторское свидетельство № 1 684 145, В 61 L 3/20. Бюл. № 38, 1991.
  115. Е.Н., Любимов В. И., Малявко В. В., Зорин В. И., Аулов С. А., Яблонский И. И. Устройство для автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 553 431, В 61 L 25/06. Бюл. № 12, 1990.
  116. Е.Н., Любимов В. И., Малявко В. В., Зорин В. И., Ма-салова Г.А., Яблонский И. И. Устройство для контроля принимаемой иформации для автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 539 113, В 61 L 25/06. Бюл. № 4, 1990.
  117. Е.Н., Любимов В. И., Спектор Я. С., Хромушкин Д. Н., Яблонский И. И., Аулов С. А. Устройство для контроля скорости движения поезда. Авторское свидетельство № 1 350 072, В 61 L 3/20. Бюл. № 41, 1987.
  118. Е.Н., Любимов В. И., Спектор Я. С., Хромушкин Д. Н., Яблонский И. И. Кузьмин А.В. Устройство автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 369 971, В 61 L 25/06. Бюл. № 4, 1988.
  119. Е.Н., Любимов В. И., Спектор Я. С., Хромушкин Д. Н., Яблонский И. И. Устройство для контроля принимаемой информации для автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 1 320 111, В 6 L 25/06. Бюл. № 24, 1987.
  120. Е.Н. Методы построения систем железнодорожной автоматики и телемеханики с контролем исправности аппаратуры: Диссертация на соискание ученой степени к.т.н. Л.: 1983.
  121. Е.Н. Метрологические особенности контроля устройств железнодорожной автоматики. М.: Метрология, 1980. — № 8.-С.38−41.
  122. Е.Н. Многоуровневая система интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов// Проблемы безопасности на транспорте: Тезисы докладов Международной практической конференции. Гомель: 2001. — С.9 -13.
  123. Е.Н. Модернизация сетей связи// Железнодорожный транспорт. Connekt! Мир связи. -М.: 1999. Вып.9. — С. 92−93.
  124. Е.Н. Обеспечение информационной безопасности при разработке систем информатизации, автоматизации и связи// Автоматика, связь, информатика. -М.: 2001. № 8.- С. 16−17.
  125. Е.Н. Обновление средств информатизации, автоматизации и связи на российских железных дорогах// Современные информационные технологии, электронные системы и приборы: Межвузовский сб. науч.тр. Екатеринбург: 2001. — Вып. 21. — С. 150−162.
  126. Е.Н. Опыт взаимодействия МПС с предприятиями оборонного комплекса в рамках программы конверсии// Конверсия в машиностроении. М.: 2000. — №. 2. — С.34−37.
  127. Е.Н., Осташков Е. Г., Спектор Я. С., Супряков Ю. П. Схема соответствия. Авторское свидетельство № 668 093, Н 03 К 19/24. Бюл. № 22, 1977.
  128. Е.Н., Осташков Е. Г., Супряков Ю. П., Евпятьев А. А., Коляда В. А., Спектор Я. С. Устройство для автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 850 471, В 61L 25/06. Бюл. № 28, 1981.
  129. Е.Н., Осташков Е. Г., Супряков Ю. П., Спектор Я. С. Дешифратор для импульсной рельсовой цепи. Авторское свидетельство № 712 305, В 61L 23/16. Бюл.№ 4, 1980.
  130. Е.Н., Паршиков А. В., Маршов С. В., Зорин В. И., Кочнев А. В., Казимов Г. А., Лебедев М. М., Скороходов В. И. Логический элемент// Патент № 2 009 612, Н 03 К 19/14. Бюл. № 5, 1994.
  131. Е.Н., Паршиков А. В., Маршов С. В., Зорин В. И., Кочнев А. В., Казимов Г. А., Лебедев М. М., Скороходов В. И. Логический элемент// Патент № 2 030 832, 6 Н 03 К 19/14. Бюл. № 7, 1995.
  132. Е.Н. Построение контрольных схем на основе схем сравнения/ Автоматика, связь, информатика. М.: 1983. — № 10. — С. 2426.
  133. Е.Н. Практическая разработка комплексного локомотивного устройства безопасности/ Железнодорожный транспорт. Безопасность движения. Обзорная информация. М.: ЦНИИТЭИ МПС, 1989.-Вып. 2.-С.25−30.
  134. Е.Н. Проблемы обеспечения безопасности в информационно-управляющих системах/ Ведомственные корпоративные сети и системы, специальный выпуск. М.: 2001. — № 2. — С. 143.
  135. Е.Н. Программа обновления технических средств железнодорожной автоматики и телемеханики// Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте: Третья научно-практическая конференция. Труды конференции. М.: 2002.
  136. Е.Н., Сапожников В. В., Здоровцов И. А., Супряков Ю. П., Спектор Я. С. Дешифрирующее устройство. Авторское свидетельство № 999 158, Н 03 К 13/24. Бюл. № 7, 1983.
  137. Е.Н., Сапожников В. В., Лебедев М. М., Здоровцов И. А., Хромушкин Д. Н., Осташков Е. Г., Любимов В. Ю., Коляда В. А., Супряков Ю. П. Дешифрирующее устройство. Авторское свидетельство № 982 194, Н 03 К 13/24. Бюл. № 46, 1982.
  138. Е.Н., Спектор Я. С., Любимов В. И., Зорин В. И., Кузьмин А. В., Шалягин Д. В., Шухин А. Е. Устройство контроля сдвигафаз двух последовательностей импульсов. Авторское свидетельство № 1 325 687, Н ОЗК 21/40. Бюл. № 27, 1987.
  139. Е.Н., Супряков Ю. П., Либерман Ф. Я., Спектор Я. С. Дешифрирующее устройство. Авторское свидетельство № 762 177, Н 03 К 13/24. Бюл. № 33, 1980.
  140. Е.Н., Супряков Ю. П., Лобынцев Г. И. Пневматическое переключающее устройство. Авторское свидетельство № 523 203, F 15 С 3/02. Бюл. № 28, 1976.
  141. Е.Н., Супряков Ю. П., Лобынцев Г. И., Соболева Е. А., Спектор Я. С. Электропневматический преобразователь. Авторское свидетельство № 613 144, F 15 С 3/02. Бюл. № 24, 1978.
  142. Е.Н., Супряков Ю. П., Лобынцев Г. И., Спектор Я. С. Электропневматический преобразователь. Авторское свидетельство № 616 436, F 15 С 3/02 F 15 В 3/00. Бюл. № 27, 1978.
  143. Е.Н., Супряков Ю. П., Спектор Я. С., Бейдер В. И. Устройство логического умножения. Авторское свидетельство № 790 338, Н 03 К 19/20. Бюл. № 47, 1980.
  144. Е.Н., Супряков Ю. П., Спектор Я. С., Бейдер В. И. Элемент неравнозначности. Авторское свидетельство № 892 728, Н 03 К 19/00. Бюл. № 47, 1981.
  145. Е.Н., Супряков Ю. П., Спектор Я. С., Зайцев В. И. Пересчетное устройство. Авторское свидетельство № 720 726, Н 03 К 21/34. Бюл. № 9, 1980.
  146. Е.Н., Супряков Ю. П., Спектор Я. С., Сичкарь И. П. Пересчетное устройство. Авторское свидетельство № 853 794, Н 03 К 21/34. Бюл. № 29, 1981.
  147. Е.Н., Супряков Ю. П., Спектор Я. С., Чалый Г. Д., Лобынцев Г. И. Устройство приема информации для автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 759 375, В 61 L 25/06. Бюл. № 32, 1980.
  148. Е.Н., Супряков Ю. П., Шмырев С. А., Коляда В. А., Егоров М. А., Спектор Я. С. Устройство для формирования команд управления светофором. Авторское свидетельство № 851 449, G 08 G 1/00. Бюл. № 28, 1981.
  149. Е.Н., Талалаев В. И., Талалаев Д. В. Многоуровневая система интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов// Железнодорожный транспорт. Сигнализация и связь. Экспресс-информация. М.: ЦНИИТЭИ МПС, 2002. — Вып.4.
  150. Е.Н., Талалаев В. И., Ягудин Р. Ш. Обновление и развитие средств автоматики и телемеханики Российских железных дорог на период 2000—2004 гг..// Железнодорожный транспорт. Сигнализация и связь. Экспресс-информация. М.: ЦНИИТЭИ МПС, 1999. -Вып.4.
  151. Е.Н. Технические средства железнодорожной автоматики и телемеханики для реализации программы// Автоматика, связь, информатика, — М.: 2000., №. 1. С.8−12.
  152. Е.Н., Тишкин Е. М. Пути перехода к информационно-управляющим системам/ Железнодорожный транспорт. М.: 2003. -№ 11.-С.14−18.
  153. Е.Н. Управляемый выпрямитель на тиристорах// Учебное пособие по дисциплине «Электронные и микропроцессорные системы управления электроприводами транспортных средств». М.: МГТУ МАМИ, 2003.
  154. Е.Н., Хромушкин Д. Н., Осташков Е. Г., Супряков Ю. П., Батраев В. П., Сичкарь И. П. Устройство приема информации для автоматической локомотивной сигнализации. Авторское свидетельство № 850 470, В 61L 25/06. Бюл. № 28, 1981.
  155. Е.Н., Шалягин Д. В. Оптимальное проектирование многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов// Сб.науч.тр. М.: ВНИИУП МПС России, 2002. — Вып.1. — С.20−24.
  156. Е.Н., Шалягин Д. В. Построение интегрированной системы управления движением поездов// Автоматика, связь, информатика.-М.: 2002.- № 11.- С.4−8.
  157. Е.Н., Шалягин Д. В., Талалаев В. И. Многоуровневая автоматизированная система управления безопасностью движения поездов// Безопасность движения поездов: Четвертая научно-практическая конференция. М.: 2003. — С.24−25.
  158. Е.Н., Шаров В. А. Безопасная организация маневровой работы на железнодорожных станциях// Проблемы безопасности на транспорте: Тезисы докладов Международной практической конференции. Гомель: 2001. — С.13−14.
  159. Е.Н., Шмырев С. А., Акопов А. А. Устройство для измерения асимметрии в рельсовой линии. — Авторское свидетельство № 560 191, G 01R29/16 В 21L 25/06. Бюл.№ 20, 1977.
  160. Е.Н., Шубинский И. Б. Аналитические методы доказательства функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и связи// Безопасность движения поездов: Тезисы докладов четвертой научно-практической конференции. М.: 2003. — С. 11−22.
  161. Е.Н., Шубинский И. Б. Графовый полумарковский метод моментов расчета функциональной безопасности систем железнодорожной автоматики и связи// Сб.науч.тр. М.: ВНИИУП МПС России, 2002. — Вып.1. — С.79−86.
  162. Е.Н., Шубинский И. Б. Информационная и функциональная безопасность многоуровневых систем СЦБ с цифровыми СПД ОТН/ ВКСС Coimekt. М.: 2001. — № 5. — С. 140.
  163. Е.Н., Шубинский И. Б. Методы и модели анализа функциональной безопасности технических систем. М.: ВНИИАС, 2004.
  164. Е.Н., Шубинский И. Б. Способ обеспечения конфиденциальности и целостности информации в локальных и корпоративных вычислительных сетях// Первая межведомственная научно-практическая конференция Телекомтранс 2003: Тезисы докладов. Сочи: 2003.
  165. РТМ 32 ЦШ 1 115 842.01−94. Безопасность железнодорожной автоматики и телемеханики. Методы и принципы обеспечения безопасности микроэлектронных СЖАТ. СПб.: 1994.
  166. Ю.Г. Цифровые устройства, нечувствительные к неисправностям элементов. М.: Сов. Радио, 1977.
  167. В.В. Исследование и разработка методов надежностного синтеза дискретных систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. М.: 1979.
  168. В.В., Кравцов Ю. А., Сапожников Вл.В. Теория дискретных устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи/ Под ред.: Сапожникова В. В. М.: УМК МПС России, 2001.
  169. В.В., Сапожников Вл.В., Талалаев В. И. и др. Сертификация и доказательство безопасности систем железнодорожной автоматики/ Под ред.: Сапожникова Вл.В. М.: Транспорт, 1997.
  170. В.В., Сапожников Вл.В., Христов Х. А., Гавзов Д. В. Методы построения безопасных микроэлектронных систем железнодорожной автоматики/ Под ред.: Сапожникова Вл.В. М.: Транспорт, 1995.
  171. Вл.В., Елкин Б. Н., Кокурин И. М. и др. Станционные системы автоматики и телемеханики/ Под ред.: Вл.В. Сапожникова. -М.: Транспорт, 1997.
  172. Вл.В. Разработка методов технической диагностики и методов синтеза контролепригодных дискретных систем железнодорожной автоматики и телемеханики. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. Л.: 1983.
  173. Вл.В., Сапожников В. В., Розенберг Е. Н. Разработка методов синтеза дискретных автоматов с использованием контроля на четность// Деп. М.: КБЦШ МПС СССР, 1982.
  174. Вл.В., Сапожников В. В., Трохов В. Г., Розенберг Е. Н. Синтез самопроверяемых контрольных схем на основе линейных схем//Деп. М.: ЦНИИТЭИ МПС, 1981. — № 1724.
  175. В.И., Здоровцов И. А., Осташков Е. Г., Розенберг Е. Н. Дешифратор для импульсной рельсовой цепи. Авторское свидетельство № 948 730, В 61 L 23/16. Бюл. № 19, 1982.
  176. В.И., Лебедев М. М., Розенберг Е. Н., Здоровцов И. А., Любимов В. И., Ивлев А. В. Устройство для формирования команд управления железнодорожным светофором. Авторское свидетельство № 1 252 224, В 61 L 7/08. G 08 G 1/07. Бюл. № 31, 1986.
  177. В.И., Малявко В. Е., Лебедев М. М., Здоровцов И. А., Розенберг Е. Н., Супряков Ю. П., Кокурин В. А. Фазочувствительный приемник для рельсовой цепи. Авторское свидетельство № 1 011 425, В 60 L 23/16, Бюл. № 14, 1983.
  178. Системы централизации будущего. Железные дороги мира. -2003. № 3. — С. 57 — 65// В. Milius. Clasers Annalen, 2002. — № 2/3. -P. 106−114.
  179. В.П., Розенберг Е. Н., Зорин В. И. Локомотивное устройство в комплексной системе безопасности// Железнодорожный транспорт. М: 1992. — № 12. — С.12−16.
  180. Ю.А. Системы спутниковой навигации. М.: Эко -Трендз, 2000.
  181. В.И., Розенберг Е. Н. Аппаратура железнодорожной автоматики и телемеханики. Справочник: в 2-х кн. — 3-е изд. — М.: Планета, 2000. — Кн.2.
  182. Я.С., Розенберг Е. Н., Супряков Ю. П., Мороко Н. А. Схема соответствия. Авторское свидетельство № 864 574, Н 03 К 19/24. Бюл. № 34, 1981.
  183. Спутниковая навигация и управление движением на малодеятельных линиях. Железные дороги мира. 1999. — № 2. — С. 13−17// W-Н. Rahn/ Signal + Draht. — 1998. — № 9. — S. 5 — 8.
  184. Л.С. Оценки некоторых функционалов, характеризующих надежность// Кибернетика. 1978. — № 4. — С.113 — 119.
  185. Ю.П., Осташков Е. Г., Есюнин В. И., Розенберг Е. Н., Спектор Я. С. Дешифратор для импульсной рельсовой цепи Авторское свидетельство № 742 225, В 61L 23/16. Бюл. № 23, 1980.
  186. В.И., Розенберг Е. Н. и др. Концепция развития систем железнодорожной автоматики и телемеханики (СЖАТ). М: ВНИИУП МПС России, 1998.
  187. Х.А. Основи на осигурителната техника. София: Техника, 1991.
  188. Н.Г., Розенберг Е. Н., Лакин И. К. Информационная подсистема многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (АСУ-МС)// Безопасность движения поездов: Четвертая научно-практическая конференция. М.: 2003. — С.13−22.
  189. Д.В. Теория и методы технической реализации безопасных микроэлектронных систем интервального регулирования движения поездов. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук. М.: 1991.
  190. В. Надежность электронных схем в устройствах СЦБ/ Железные дороги мира. 1986. — № 1. — С.59−67.
  191. М.И. Системы телекоммуникации: Проблемы и перспективы. М.: Радио и связь, 1998.
  192. И.Б. Активная защита от отказов микропроцессорных вычислительных систем. М.: Знание, 1987.
  193. И.Б., Николаев В. И., Колганов С. К., Заяц A.M. Активная защита от отказов управляющих модульных вычислительных систем /Под ред.: Шубинского И. Б. СПб.: Наука, 1993.
  194. И.Б., Пивень Е. Н. Расчет надежности ЭВМ. Киев: Техника, 1979.
  195. И.Б. Основы анализа сложных систем. Пушкин: ПВУРЭ, 1988.
  196. И.Б. Расчет надежности цифровых устройств. -М.: Знание, 1984.
  197. И.Б., Розенберг Е. Н. Надежность восстанавливаемых контролируемых технических устройств// Сб. науч. тр. М.: ВНИИУПМПС России, 2002. — Вып. 1. — С. 157−167.
  198. И.Б. Топологический метод и алгоритм определения стационарных показателей надежности технических систем. Надежность и контроль качества. 1984. — № 5. — С.З.
  199. И.Б. Топологический метод расчета надежности сложных систем// Надежность технических систем: Справочник/ Под ред.: Ушакова И. А. М.: Радио и связь, 1985. — С. 490−495.
  200. И.Б., Шулика В. Ф. Программный комплекс «Универсал» для расчетов надежности и функциональной безопасности технических устройств и систем (общее описание)/ Надежность. М.: 2003.-№ 4, — С.65−71
  201. Braband J. A practical guide to safety analysis methods/ Sig-nal+Draht International. 2001.
  202. Braband J., Lennartz A.- Systematic Process for the Definition of Safety Targets for Railway Signalling Applications/ Signal + Draht. 1999. -№ 9.
  203. Braband J., Reder H. J. Sicherheitstechnische Vorgehensweise in der Eisenbahnsignaltechnic und Luftfahrt/ Signal + Draht. — 2003. — № 1 + 2.
  204. CENELEC EN 50 126: Railway Applications The Specification and Demonstration of Reliability, Availability, Maintainability and Safety (RAMS). 1998.
  205. CENELEC EN 50 126−2: Railway Applications: Dependability for Guided Transport Systems. Part 2: Safety. 1999.
  206. CENELEC EN 50 128: Railway Applications Communications, signaling and processing systems — Software for Railway Control and Protection Systems. 2000.
  207. CENELEC EN 50 129: Railway Applications Safety-related Electronic Systems for Signalling. 2000.
  208. CENELEC 50 159−1/-2: Railway Applications Communications, signaling and processing systems — Safety-related communication in open/closed communication systems. 2001.
  209. Def Stan 00−55: Safety Management Requirements for Defence System. Ministry of Defence (UK). 1996.
  210. Def Stan 00−56: Requirements for Safety Related Software in Defence Equipment. Ministry of Defence (UK). 1997.
  211. Hirao Y. Watanabe I. Safety technologies and management of railway signalling in Japan/ Signal + Draht. 2000. № 5.
  212. IEC 61 508: Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems. 2000.
  213. ISO 9000: Quality management and quality assurance standards. 1991.
  214. ISO 9001: Quality management systems Requirements. 2000.
  215. Jentsh W.A., A. Lotz, L.W. Sehiweck. Das Sicherheitbausystem. «Logisafe'7 Signal + Draht. 1978. -№ 12. — S. 82−86.
  216. Lohman H.I. URTL Ein Salt Kreissystem mit Sellstactider Fac-lermeldung/ Signal + Draht. — 1972. — № 1. — P. 15 — 20.
  217. Mii 8004: Anweisung zu den technischen Anforderungen fur die Zulassung von Sicherungsanlagen (Principles of Technical Approval for Signalling and Communications Technology- in German). Federal German Railways Office (EBA). 1988.
  218. MIL-STD-882: System Safety Program Requirements. Department of Defense (US). 1993 (version C). 2000 (version D).
  219. RTRI: Safety guidelines for computerized train control and protection systems (in Japanese). 1996.
  220. Satellitengestiitztc Shienfahrzengortung/ Signal + Draht. 1999. -№ 12.-S. 11 — 14.
  221. SYFERAD система управления движением поездов на базе радиосвязи для второстепенных линий/ Железные дороги мира. — 1998.
  222. С. 54 — 57// G. Estounet, Н. — D. Pohes/ Signal + Draht. — 1998. — № 4. -S. 25−27.
  223. Е.Н., Талалаев В. И., Шаманов В. И. Технико-экономическая эффективность многоуровневой системы управления и обеспечения безопасности движения поездов (уровень систем ЖАТ). -М.: ВНИИАС, 2004.
  224. ГОСТ Р 22.2.08−96. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Безопасность движения поездов. Термины и определения. М.: Издательство стандартов, 1997.
  225. Технико-экономические обоснования оборудования полигона Бугач-Злобино и Енисей-Дивногорск Красноярской ж.д. единой комплексной многоуровневой системой интервального регулирования и обеспечения безопасности движения поездов. М.: ВНИИАС, 2002.
  226. Е.Н., Вериго А. Н., Аюпов О. А. Слежение за вагонами и контейнерами с помощью космических технологий// Железнодорожный транспорт. М.: 2004. — № 3. — С.34−35.
  227. Е.Н., Талалаев В. И. Многоуровневая система управления и обеспечения безопасности движения поездов// Автоматика, связь, информатика.- М.: 2004. № 6. — С.4−7.
Заполнить форму текущей работой