Экономическая оценка мероприятий по снижению экологических рисков при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве
Накоплен существенный отечественный и зарубежный опыт в области проведения мероприятий по снижению экологических рисков при использовании подземного пространства. Однако возникающие чрезвычайные ситуации и их последствия свидетельствуют о недостаточной эффективности принимаемых мер. Зачастую требуется дополнительная деятельность в этом направлении, что во многих случаях невозможно из-за… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
- 1. 1. Проблемы современных городов и опыт использования подземного пространства
- 1. 2. Чрезвычайные ситуации при использовании подземного пространства
- 1. 3. Существующие исследования в области подземного пространства и возникающих при этом рисков
- ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ОЦЕНКУ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ПРИ СОЗДАНИИ ОБЪЕКТОВ ИНФРАСТРУКТУРЫ В ГОРОДСКОМ ПОДЗЕМНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
- 2. 1. Систематизация экологических, экономических и социальных факторов влияющих на экологические риски при использовании подземного пространства
- 2. 2. Исследование влияния факторов на экологические риски
- 2. 3. Разработка методического подхода по формированию мероприятий направленных на снижение экологических рисков
- ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
- ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ЭКОНОМИЧЕКОЙ ОЦЕНКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ
- 3. 1. Обоснование критериальной базы эколого-экономической оценки
- 3. 2. Разработка экономико-математической модели оценки мероприятий по снижению рисков при использовании подземного пространства
- 3. 3. Разработка экономического механизма оценки и выбора мероприятий по снижению экологических рисков при использовании подземного пространства
- ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ
- ГЛАВА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТРАНСПОРТНОЙ РАЗВЯЗКИ НА ПЕРЕСЕЧЕНИИ ЛЕНИНГРАДСКОГО И ВОЛОКОЛАМСКОГО ШОССЕ
- 4. 1. Описание условий реализации результатов
- 4. 2. Экономическая оценка экологических рисков при строительстве транспортной развязки на пересечении
- Ленинградского и Волоколамского шоссе
- ВЫВОДЫ ПО 4 ГЛАВЕ
Экономическая оценка мероприятий по снижению экологических рисков при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. На сегодняшний день города играют одну из ключевых ролей в развитии современного общества. Это подтверждается ежегодным приростом городского населения, формированием разрастающихся поселений в приграничных зонах, концентрацией финансовых ресурсов и другими аспектами. Наблюдается острая нехватка жизненного пространства, следствием чего является ухудшающееся состояние окружающей среды. Все это ведет к нанесению вреда здоровью населения в мегаполисах и возникновению ряда демографических проблем.
Выходом из сложившейся ситуации может стать освоение подземного пространства, активно развивающееся в большинстве крупных городов. Размещение объектов транспортного, культурно-развлекательного, инженерно-технологического назначения ниже уровня земной поверхности позволяет существенно улучшить состояние городской среды.
Размещение объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве требует значительных затрат. При этом сложность подземной среды обусловливает высокую степень экологических рисков, что нередко приводит к чрезвычайным ситуациям. По данным статистики, при строительстве и эксплуатации подземных сооружений за последние 20 лет произошло около 150−200 крупных инцидентов. Управление рисками при строительстве и эксплуатации подземных сооружений позволяет своевременно идентифицировать возможные опасности и при необходимости предпринимать меры по их устранению.
Накоплен существенный отечественный и зарубежный опыт в области проведения мероприятий по снижению экологических рисков при использовании подземного пространства. Однако возникающие чрезвычайные ситуации и их последствия свидетельствуют о недостаточной эффективности принимаемых мер. Зачастую требуется дополнительная деятельность в этом направлении, что во многих случаях невозможно из-за ограниченности финансирования проектов. В этой связи необходимым условием эффективности мероприятий по снижению экологических рисков при использовании подземного пространства является их детальная оценка.
Существующие исследования в области оценки экономических, экологических и социальных аспектов освоения подземного пространства не дают возможности в полной мере оценить мероприятия по снижению возникающих экологических рисков с учетом неравномерности их распределения в течение периода строительства подземного сооружения. В связи с этим научное обоснование эколого-экономической оценки мероприятий по снижению экологических рисков при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве является актуальной научной задачей.
Цель является разработка экономического механизма оценки и выбора мероприятий по снижению экологических рисков при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве, позволяющего существенно повысить экологическую безопасность среды обитания населения в городах.
Идея работы состоит в учете влияния экологических, экономических, социальных и других факторов на неравномерность возникновения экологических рисков при использовании подземного пространства во времени.
Объект исследования — подземные сооружения, строительство и эксплуатация которых могут приводить к возникновению рисков для окружающей среды в городах.
Предметом исследования являются экономические, экологические и социальные влияния процессов создания объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве на формирование соответствующих экологических рисков.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Экологические риски при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве следует оценивать на основе предложенного методического подхода, учитывающего формирование рисков во времени под влиянием различных эколого-экономических факторов.
2. Оценку эффективности мероприятий по снижению экологических рисков при использовании подземного пространства необходимо осуществлять на основе предложенной экономико-математической модели, целевой функцией которой является максимизация отношения эколого-экономического эффекта от мероприятий по снижению рисков к затратам на их проведение.
3. Выбор мероприятий по снижению экологических рисков при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве следует осуществлять на основе предложенного экономического механизма, включающего сбор исходных данных об условиях возникновения рисков, их оценку во времени, формирование перечня мероприятий по снижению экологических рисков, эколого-экономическую оценку и выбор наиболее предпочтительных вариантов мероприятий.
Научная новизна исследования:
1. Установлены зависимости экологических рисков при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве от экономических, экологических, социальных и технологических факторов, отличающиеся учетом формирования рисков во времени.
2. Разработан показатель оценки эколого-экономического ущерба от чрезвычайной ситуации при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве, учитывающий затраты на компенсацию и предотвращение чрезвычайной ситуации, возникающие вследствие этого у различных реципиентов прямые потери, а также упущенные выгоды.
3. Предложена экономико-математическая модель эколого-экономической оценки и выбора мероприятий по снижению экологических рисков при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве, позволяющая учитывать эффекты от снижения экологических рисков при проведении соответствующих мероприятий.
Научное значение работы состоит в выявлении закономерностей формирования экологических рисков при использовании городского подземного пространства, учитывающих их динамику во времени.
Практическое значение работы заключается в применении разработанного экономического механизма для оценки и выбора вариантов мероприятий по снижению экологических рисков, обеспечивающих безопасность городской среды при создании объектов инфраструктуры в подземном пространстве.
Реализация выводов и рекомендаций. Разработанная методика оценки мероприятий по снижению экологических рисков при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве была использована Тоннельной Ассоциацией России для сравнения и выбора вариантов строительства транспортной развязки на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе и дала положительные результаты.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы докладывались на научных симпозиумах «Неделя горняка» (Москва, МГГУ, 2008;2010 гг.) — научных семинарах кафедр «Безопасность жизнедеятельности и гражданская оборона» и «Экономика природопользования» МГГУ (2007;2010 гг.) — Выставке-конференции «Подземный город — 2009».
Публикации. По теме диссертации опубликованы 4 статьи.
Структура и объем диссертации
Диссертация состоит из введения, 4-х глав, заключениясодержит 8 таблиц, 9 рисунков, список литературы из 146 наименований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В результате проведенных исследований в диссертационной работе осуществлено решение имеющей важное народнохозяйственное значение научной задачи обоснования экономической оценки мероприятий по снижению экологических рисков при создании объектов инфраструктуры в городском подземном пространстве, что позволяет существенно повысить экологическую безопасность городской среды.