Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние рефлексии на формирование субъектности будущих учителей в образовательном процессе вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В исследовании личностно ориентированных технологий образования В. А. Сластенин акцентирует внимание на самоконтроле как действенной основе рефлексии, на саморефлексии, рефлексии одномоментной, отражающей конкретную ситуацию, рефлексии длительной, связанной с продолжительным общением преподавателя и студентов. В результате ученый идентифицирует рефлексию как системообразующий фактор… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Современное состояние исследования рефлексии как условия и фактора формирования субъектности
    • 1. 2. Сущностные характеристики субъектности: содержание, структура, уровни развития
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель формирования субъектности
    • 1. 4. Структурные компоненты субъектности и их характеристика
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РЕФЛЕКСИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
    • 2. 1. Исследование рефлексивных компонентов субъектности будущих педагогов
    • 2. 1. 1. Взаимосвязь субъектного потенциала личности и его рефлексивной основы
    • 2. 1. 2. Ценностно-смысловые отношения субъекта как рефлексивный процесс
    • 2. 1. 3. Рефлексивные основы субъектной позиции будущих специалистов в учебном процессе
    • 2. 2. Рефлексивно-ориентированный подход к формированию субъектности будущих учителей
    • 2. 3. Психолого-педагогические условия и тенденции формирования субъектности будущих педагогов

Влияние рефлексии на формирование субъектности будущих учителей в образовательном процессе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях всесторонней и глубокой модернизации образования актуализируется проблема подготовки кадров педагогического корпуса, которая является: приоритетной задачей, равнозначной реформированию всей системы, образования: России. Современная? образовательная ситуация задает все более высокий уровень профессиональной компетентности учителя как субъекта' педагогической: деятельности — творческой личности, владеющей новейшими достижениями: наук о человеке и инновационными психолого-педагогическими технологиями:^ способной как к проектированию образовательной деятельности учащегося, такг и к проектированию собственного профессионального роста, основанных на. развитых механизмах анализа собственного — педагогического" опытам которые^ многие авторы* связывают с понятиемрефлексии, рефлексивною активностыо-будущего специалиста. Система воспроизводства педагогических кадровтребуй— ет пересмотра и уточнения ее содержания, структур организации, принципов^ взаимосвязи с образовательной-практикой, инновационными процессами в об— разовании. Между тем, до настоящего времени нет работ, раскрывающих зако— номерности и механизмы процесса формирования рефлексивных факторов, определяющих формирование субъектных качеств личности в образовательно! утг~ процессе в вузе.

Доминантные исследования рефлексии как научной проблемы проводи: — лись в рамках философского, психологического и социального знания в 60−70> гг. прошлого столетия Н. Г. Алексеевым, В. В. Давыдовым, И.С. Ладенко^.

А.П: Огурцовым, М. А. Розовым, В. М. Розиным, И. Н. Семеновым, С. Ю. Степа. новым, Г. П. Щедровицким и др. Как философская категория сознания и мышления рефлексия означает процесс размышления человека о происходящем: е его собственном-сознании, обращении назад, осмыслении содержания собственного самосознания, принцип мышления, форму теоретической деятельности.

Возникшее в философии понятие «рефлексия» отождествляетсяв основном со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей! абстрагируясь от всего, находящегося вне его.

По утверждению ведущих специалистов в этой области A.A. Деркача и В. Г. Зазыкина, современные психологические и акмеологические исследования профессионализма* свидетельствуют о корреляции рефлексивной организации субъекта труда с инновационным потенциалом личности, переосмыслением профессионального опыта, повышением готовности к профессиональному творчеству.

В.А. Сластенин структурирует рефлексию учителя как системообразующий фактор профессионализма на следующие составляющие: педагогические способы и стратегии осознания и переосмысления личностного опыта и профессиональной деятельностирешение профессиональных задач и преодоление проблемно-конфликтных ситуаций. По утверждению ученого, личностно ориентированная технология образовательного процесса зиждется на рефлексивных функциях и соотносится с такими ее составляющими, как: сознательный анализ профессиональной деятельности на основе мотивов и диспозицийкритическое отношение к нормативампостроение системы смысловоткрытость профессиональному творчествувыход за пределы нормативной заданностистремление к самореализации своих намеренийпроблематизация педагогической деятельности, выявление противоречий и неопределенностей, мешающих самоактуализации личности учителя в проблемной инновационной ситуации. Данные положения выступают предпосылками общей характеристики субъект-ности учителя, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях и осознанные нами как ориентир настоящего исследования.

В исследовании личностно ориентированных технологий образования В. А. Сластенин акцентирует внимание на самоконтроле как действенной основе рефлексии, на саморефлексии, рефлексии одномоментной, отражающей конкретную ситуацию, рефлексии длительной, связанной с продолжительным общением преподавателя и студентов. В результате ученый идентифицирует рефлексию как системообразующий фактор профессионализма, характеризующейся совокупностью «способностей, способов и стратегий, обеспечивающих осознание и преодоление стереотипов личностного опыта и деятельности путем их переосмысления! и выдвижения? инновации, ведущих к преодолению г ситуации, возникающих в процессе решенияпрофессиональных задач" — При этом под рефлексией ученый? понимает способность личностик анализу собственных мыслей, чувствнамеренийдействийвозможность, прогнозирования? их в отношении себя или третьих лицРефлексия может также выступать как осознание или прогнозирование учителем того, каким его воспринимают и оценивают ученики.

Становится очевидным, что в современных исследованиях понимание рефлексии соотносится с деятельностью личности, направленной на осмысление своих действий, деятельности самосознания, раскрывающего специфику духовного мира человекапонимание оценки своих действийдругимш и т. д.

Таким, образом, рефлексивность как способность к осознанию самого себя и других, рефлексия как вид мышления, обращенный на осознание самого себя и переосмысление содержания своей деятельности, являются одними из основополагающих психологических харакетристик личности, а в! условиях образовательного процесса обученияразвития, воспитания приобретают особое значение для формирования субъектных качеств личности учителя.

Анализ значительного научного материала, соотносимого с рефлексией вообще и педагогической рефлексией, в частности, свидетельствует о многоплановости и многоаспектности ее различных проявлений. Признавая большую научную ценность и значимость проведенных исследований по проблеме рефлексии, следует отметить их фрагментарность, отсутствие системного видения феномена субъектности учителя как психолого-педагогического феномена, формирование которого связано с рефлексивными процессами.

В настоящем исследовании предпринята попытка определения влияния? рефлексии на формирование субъектности учителя и особенностей ее формирования в сфере высшей педагогической школы.

Актуальность темы

Современная образовательная ситуация в России задает все более высокий уровень профессиональной компетентности учителя как субъекта педагогической деятельности — творческой личности, владеющей новейшими достижениями наук о человеке и инновационными психологопедагогическими технологиями, способной как к проектированию образовательной деятельности учащегося, так и к проектированию собственного личностного профессионального роста, основанных на развитых механизмах анализа собственного педагогического опыта—рефлексии, рефлексивной активности.

Низкий уровень рефлексивной активности и отсутствие выраженной рефлексивной позиции будущего учителя по отношению к основным сферам жизнедеятельности приводит к обеднению мотивационно-потребностной сферы личности и снижению ее общей активности. Рефлексия, являясь частным механизмом мотивационно-личностного уровня самодетерминации, представляет собой мощный, источник саморазвития личности как субъекта деятельности. Благодаря ее функционированию раскрываются внутренний потенциал личности учителя, обеспечивающий возможность ее самодетерминации и последующей самореализации. Рефлексия выступает условием формирования субъектно-сти как системного качества личности будущего педагога, превращающим его в активного субъекта жизнедеятельности.

Актуальность темы

диссертационной работы определяется все возрастающей ролью рефлексивных процессов в формировании инновационного мышления будущего учителя в контексте его профессионально-личностной самодё-терминации, самосовершенствования и самопроектирования.

Состояние и степень разработанность проблемы. Разработка проблемы субъектности осуществлялась по пути развития отечественных представлений об активной роли личности в процессе жизнедеятельности. (Б.Г. Ананьев,.

A.B. Брушлинский, JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.).

Поэтапный характер становления человека как субъекта жизнедеятельности отмечается К.А. Абульхановой-Славской, A.B. Брушлинским, Б. Ф. Ломовым,.

B.А. Петровским, С. А. Огневым. Наиболее известные стадии и этапы формирования субъектности, в отечественной психологической науке представлены в концепциях Г. И. Аксеновой, А. В. Белошицкого, E.H. Волковой, В.И. Слобод-чикова, Е. А. Уварова, H.H. Обозова.

В трудах отечественных психологов рефлексия исследовалась на разных уровнях: на уровне смыслообразования (И.Н. Семенов, С. С. Степанов и др.) на уровне самоотношения, самоактуализациисамореализации (A.A. Бодалев, В. В. Знаков, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков и др.).

Роль рефлексии как структурообразующего фактора, выполняющего инте-гративную функциюраскрывается в работах М. С. Миримановой, A.B. Карпова. Рефлексия как механизм личностно-мотивационнош (или смыслового) уровня саморегуляции, рассматривается в трудах Б. В. Зейгарник, В. В. Николаевой. Роль рефлексии в организации развитие профессионализма личности субъекта труда исследуется в трудах A.A. Деркача, В. Г. Зазыкина.

Значение рефлексии в осуществлении профессионального роста личности констатируют M.B. Ginsburg, J. Moon. Рефлексия является неотъемлемой стороной позитивных изменений личности в-исследованиях S.D. Brookfield, Р. Jarvis, D. Schon. Рефлексия как важная составляющая профессионализма преподавателей и одно из качеств успешных студентов, способность отрефлекси-ровать учебный процесс, исследуется в работах С. J. Jones, S. Bell,* & С. Saddler, В. L. McCombs и др.

Между тем до настоящего времени нет работ, раскрывающих сущность влияния рефлексии на формирование субъектности будущего учителя, что порождает ряд противоречий между: потребностью общества в учителе с активным, творческим отношением к своей личной и профессиональной судьбе и отсутствием внимания в образовательном процессе вуза к рефлексивным процессам, лежащим в основе жиз-нетворчестваориентацией высшей педагогической школы на социально и профессионально зрелую личность будущего учителя и отставанием профессионально-педагогической подготовки в развитии ее рефлексивных качеств, составляющих ядро субъектностирефлексивной природой педагогических образовательных технологий и отсутствием должной заинтересованности к внедрению в учебный процесс вуза психологических методов активизации рефлексииисследованиями, нацеленными преимущественно на формирование субъектных качеств педагога, и снижением научного интереса к рефлексивной природе процессов: самодетерминации субъекта профессионально-педагогической деятельности;

Выявленные противоречия позволяют обозначить, проблему, которая"заключается в «том, что недостаточный учет роли рефлексии в подготовке будущих учителей приводит к снижению интереса к будущей профессии, своей человеческой и профессиональной судьбе, осмысленности бытия, и, в конечном итоге, к редукции активности во всех сферах жизнедеятельности;

Объектом исследования выступает развитие субъектности будущего учителя, а его предметом — психолого-педагогические условия взаимосвязи рефлексии и формирования субъектности будущего специалиста, в образовательном процессе вуза.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально? проверить эффективность? функционально-уровневой: теоретической модели формирования субъектности будущих учителей с использованием: рефлексивно ориентированных технологий в образовательном процессе педагогического вуза.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность, содержание и структурные компоненты субъектности будущего учителя;

2. Изучить роль и значение рефлексии в формировании субъектности будущего педагога;

3. Выявить взаимосвязь уровневых характеристик рефлексии со стадиями развития субъектности будущего учителя;

4. Экспериментальным путем исследовать особенности связи рефлексии и субъектного потенциала будущих учителей (внутренним локусом контроля< личности);

5. Раскрыть эффективность психолого-педагогических условий формиро-. вания субъектности будущего учителя в рефлексивных тренингах.

Выходе работы была выдвинута гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс формирования субъектности учителя может быть существенно улучшен, если будет учитываться: следующаясовокупность психолого-педагогических.условий и факторов: функционально-уровневая теоретическая модель субъектности будущего учителяесть интегративное единствотаких ее компонентов, как рефлексивная активность, ценностно-смысловая' сферасубъектный: потенциал, ответственность в соотнесении с процессом самодетерминации личности-. развитие субъектности будущего педагога определяется рефлексивной активностью и ее уровнямиформирование компонентов субъектности будущего учителя реализуется в едином педагогическом процессе, психологическим основаниемкоторой" выступают процессы самодетерминации: самоопределение, саморегуляция-, самореализация, самоидентификациясамопроектирование: — •.

Методологическую основу исследования^ составляют: общая теориям развития и деятельности (Н:Г. Алексеев, Ю. В. Громыко, Г. П. Щедровицкий и др.) — философско-психологические основы периодизации развития? человеческойсубъектности (A.B. БрушлинскийВ-И. Слободчиков и др.) — системный подход (В.П. Беспалько, И. В. Блауберг, Э: Г. Юдин, и др.) — ценностно-смысловой подход (Б.С. Братусь, A.F. Асмолов, Д.А. Леонтьев) — идеи гуманизации и гуманитаризации образования (В.П. Зинченко, Д. А. Леонтьев, A.B. Петровский и др.) — субъектно-ориентированный подход (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.). .

В теоретическом плане исследование опирается на разработки отечественных и зарубежных ученых в сфере психологии, философии образования, педагогики, в том числе в области: проблем субъектности (К.А. Абульханова-СлавскаяГ.И. Аксенова, A.B. Брушлинский, E.H. Волкова, В.№ Слободчиков и др.)? проблем саморазвития и рефлексии (A.A. Бизяева, M.G. Мириманова, И.О. Осниц-кийИ.Н. Семенов, J.B. Biggs, А. Moore, S.D. Brookfield и др.) — проблем рефлексии в образовании (О.С. Анисимов, A.B. Захарова, С. А. Циттель, Г. А. Цукер-ман, S. Atkins, К. Murphy, С. Saddler и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования: теоретикометодологический анализ научной литературы по проблеме, эмпирические методы исследования: наблюдение, беседаэкспертный опросТоронтская алек-ситимическая шкала, адаптированная в институте им. В. М. Бехтерева, методика диагностики рефлексивности A.B. Карпова, тест-опросник субъективной локализации контроля — модификация шкалы 1-Е Дж. Роттера (Е.Ф. Бажин, С. Р. Пантилеев, В.В. Столин), методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, тест смысложизненных ориентаций в модификации Д. А. Леонтьева, методика «Психологическая автобиография» Л. Ф. Бурлачука, Е. Ю. Коржовойавторские анкеты и опросники диагностики уровней рефлексивной активности и рефлексивной организации личности, тренинги рефлексииметоды статистической обработки данных.

Научная новизна исследованиязаюпочается в следующем: раскрыт концептуальный подход к изучению связи рефлексии и формирования субъектности будущего учителя, заключающийся в том, что этапы становления субъектности будущих специалистов связываются с уровнями их рефлексивной активностиразработана функционально-уровневая теоретическая модель формирования субъектности будущих педагогов, включающая следующие стадии: самоопределение, саморегуляцию, самореализацию, самоидентификацию, самопроектированиеобнаружена взаимосвязь и взаимообусловленность уровней развития рефлексивной активности будущих учителей и стадий формирования субъектности;

— выявлены новые существенные признаки ранее известных понятий, отражающих особенности формирования субъектности — «субъектный потенциал личности», определяемый как совокупность свойств человека, индивидуальный ресурс его личностного и профессионального развития, обеспечивающий возможность успешного освоения профессии и развитие личности профессионалаэкспериментально исследованы особенности взаимосвязи рефлексии и формирования субъектности будущего учителя;

— обоснована и экспериментально проверена рефлексивно ориентированная тренинговая программа, формирования субъектности личности будущего учителя.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в. нем:

— доказана взаимосвязь эффективного формирования субъектности от уровня развития рефлексивной активности субъекта. уточнено понятие «субъектность», определяемое как центральное образование человеческой субъективности, сложная интегративная характеристика личности, отражающая ее активно-избирательное, инициативно-ответственное преобразование отношений к самой себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом;

— систематизированы представления* о теоретической структурной организации субъектности и компонентах ее составляющих: рефлексивной активности, субъектном потенциале, ценностно-смысловой сферы, ответственности.

Практическая значимость работы определяется тем, что: разработан и апробирован комплекс авторских психодиагностических методик оценки сформированности уровней рефлексивной активности будущих учителей в связи со стадиями, формирования их субъектностивыявлена эффективность психологической программы активизации рефлексии и ее влияния на формирование стадий субъектностиматериалы диссертации использованы в учебных курсах «Педагогическая психология», «Психология личности" — результаты исследования легли в основу спецкурса «Рефлексивные компоненты формирования субъектности будущего педагога», направленного на поэтапное развитие рефлексивной сферы будущего специалиста, стимулирующее процессы самодетерминации.

Достоверность и надежность, полученных результатов обеспечены тем, что развиваемая в исследовании концепция обоснована методологически и фактологически, аргументирована и получила подтверждение опытным путем, опираясь на системный, субъектно-ориентированный, аксиологический подходы с использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления, целям и задачам исследования, длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью, статистической значимостью и взаимопроверяемостью опытных данных, их сопоставимостью с массовой практикой.

Основные положения, выносимые на защиту: субъектность педагога определяется в качестве системного личностного новообразования в составе следующих структурных компонентов: рефлексивной активности, субъектного потенциала, ценностно-смысловой сферы, ответственности, адекватных природе педагогической деятельности, сложившихся в результате активности человека как субъекта педагогической деятельности и целенаправленного процесса обучения в вузепроцесс формирования субъектности характеризуется стадиальностью и определяется уровневым развитием рефлексивной активности будущего педагога. При этом стадия самоопределения соотносится с конвенциональным уровнем рефлексивной активности, стадия саморегуляции — с интенциональ-ным уровнем, стадия самореализации — с потенциональным уровнем, стадия самоидентификации — с поссиденциональным, а стадия самопроектирования — с креативным уровнем. развитие субъектности будущего учителя непосредственно связано с рефлексивной активностью в осмыслении жизненных ситуаций и учебного процесса. Будущие специалисты с высоким уровнем рефлексивной активности, проявляемой в насыщенности значимых переживаний, широте психологического времени, богатстве и лёгкости активизации образов прошлого и будущего, стремлении к осознанию собственной индивидуальности и уникальности личности, находятся на высоких стадиях развития субъектности. рефлексивная осмысленность жизни тесно связана с субъектным потенциалом личности (внутренним локусом контроля). Смысложизненные ориентации: цели жизни, ее насыщенность и удовлетворенность соотносятся у студентов-интерналов как с процессом (настоящим), так с целью (будущим), а у студентов-экстерналов — с процессом (настоящим). Представители всех возрастных групп студентов-интерналов воспринимают процесс жизни и. учебную деятельность как эмоционально насыщенные и наполненные смыслом. формирование компонентов субъектности будущего учителя-реализуется в системе профессионально-педагогической подготовки в вузе посредством специальной тренинговой программы, обусловливающей рефлексивную активностьцелостность осмысления личностного, социального и профессионального содержания педагогической деятельностипродуктивность рефлексивного поля субъекта обученияактуализацию рефлексивной перспективы развития профессионализма педагога и его потенциальных возможностей на фоне эмоциональной насыщенности рефлексивных переживаний и чувств.

Апробация и внедрение* результатов исследования. Представленные в* диссертационном исследовании результаты нашли свое отражение в-публикациях: монографии, программе спецкурса, научных статьях и тезисах общим объемом печатных листовв докладах и выступлениях на конференциях: международной научной конференции «Социализация личности в меняющемся мире: философские, психологические, педагогические проблемы» (ноябрь 2005 г. Елец.), международной научно-практической конференции «Медико-социальные проблемы современной России», (27−281 апреля-2008;г., г. Липецк), международной научно-практической конференции — «Медико-социальные проблемы современной России» (21−22 мая 2009 г., г. Липецк), всероссийских научно-практических конференциях, научных семинарах, совещаниях, чтениях. Основные идеи, теоретические положения, прикладные материалы диссертационного исследования прошли апробацию и получили одобрение на заседаниях кафедры психологии факультета педагогики и психологии Липецкого государственного педагогического университета.

Организация-исследования: Опытно-экспериментальную базу исследованиясоставили Липецкий государственный педагогический университет, факультеты: педагогики. и психологии, художественно-графический, технологии и предпринимательства, повышения квалификации и профессиональной переподготовки ЛГПУЛипецкий институт развития образованияшколы-лицеи г. Липецка: №№ 12, 24, 44. Исследованием охвачено более 260 студентов.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (2007;2008 гг.) предусматривал оценку современного состояния проблемы, накопление личного опыта интерпретации проблемы формирования субъектности будущего учителяопределение научного аппарата и программы исследования.

Второй этап (2008;2009 гг.) включал разработку процедуры исследования, организацию его эмпирической части, уточнение общей гипотезы, диагностику рефлексивных компонентов субъектности.

Третий этап (2009;2010 гг.) содержал формирующий эксперимент, в котором моделировались психолого-педагогические условия формирования субъектности учителя. Полученные результаты исследования подвергались апробации, корректировались, обсуждались и внедрялись в учебный процесс. Уточнялась и дополнялась экспериментальная программа тренинга, осуществлялся анализ промежуточных результатов исследования.

На четвертом этапе (2009;2010 гг.) систематизировались и обобщались теоретические и практические результаты исследования, издана монография по проблеме взаимосвязи рефлексии и субъектности учителязавершено оформление достигнутых результатов работы в виде диссертационного исследования на соискание ученой степени кандидата психологических наук.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретическое исследование проблемы становления и развития рефлексивной активности учителя, опытно-экспериментальная работа реализации теоретических установок в образовательном процессе вуза дают основание сделать следующие выводы:

Субъектность — интегративная характеристика личности, отражающая ее активно-избирательное, инициативно-ответственное преобразование отношений к самой себе, к деятельности, к людям, к миру и жизни в целом. Стадиями формирования субъектности выступают процессы самоопределения, саморегуляции, самореализации, самоидентификации, самопроектирования.

Процесс формирования субъектности характеризуется стадиальностью и определяется уровневым развитием рефлексивной активности будущего педагога. При этом стадия самоопределения соотносится с конвенциональным уровнем рефлексивной активности, стадия саморегуляции — с интенциональ-ным уровнем, стадия самореализации — с потенциональным уровнем, стадия самоидентификации — с поссиденциональным, а стадия самопроектирования — с креативным уровнем.

Развитие субъектности будущего учителя непосредственно связано с рефлексивной активностью в осмыслении жизненных ситуаций и учебного процесса. Будущие специалисты с высоким уровнем рефлексивной активности, проявляемой в насыщенности значимых переживаний, широте психологического времени, богатстве и лёгкости активизации образов прошлого и будущего, стремлении к осознанию собственной индивидуальности и уникальности личности, находятся на высоких стадиях развития субъектности. Данные студенты характеризуются творческим, активно-избирательным отношением к своей личной и профессиональной судьбе. Для них характерна направленность на самореализацию, самоидентификацию, самопроектирование.

Рефлексивная осмысленность жизни тесно связана с субъектным потенциалом личности (внутренним локусом контроля). Смысложизненные ориентации: цели жизни, ее насыщенность и удовлетворенность соотносятся у студентов-интерналов как с процессом (настоящим), так с целью (будущим), а у студентов-экстерналов — с процессом (настоящим). Представители всех возрастных групп студентов-интерналов воспринимают процесс жизни и учебную деятельность как эмоционально насыщенные и наполненные смыслом. Высокие показатели по шкале рефлексивной осмысленности жизни у студентов с высоким субъектным потенциалом (интерналов) свидетельствуют об удовлетворенности прожитой ее частью. Эффективность формирование субъектности будущих педагогов предполагает оптимизацию ее рефлексивных компонентов: стимулирование рефлексивной активности и рефлексивных механизмов процессов самодермина-ции: самоопределения, саморегуляции, самореализации, самоидентификации и самопроектирования. -V '. , «. /152: ¦. .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Акмеологическое понимание субъекта / К А. Абульханова-Славская // Основы общей и прикладной психологии. М.: РАГС, 1995.-420 с.. .
  2. Абульханова-Славская, К. А- Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
  3. Акмеологические проблемы подготовки преподавателей / Под ред. Н.В. Кузь-миной, Е. С. Гуртового // Сб. науч. тр.: В 2 т. М.: Шуя, 1997.
  4. , Н.Г. Методология рефлексии концептуальных схем деятельности поиска и принятия решения / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. С. Ладенко, И. Н. Семенов: -Новосибирск, A99V.
  5. , Н.Г. Направления изучения рефлексии / 1 Т. Г. Алексеев, И. С. Ладенко // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
  6. , НА. Рефлексивная акмеология и психология успешного управленца / H.A. Алешина, Ю. А. Репецкий, И. Н: Семенов. Москва-Сочи, 1998.
  7. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. — М.: Наука, 1977. -С. 14−31.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.-339 с.
  9. , О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления: Автореф. дис. д-ра психол. наук / О. С. Анисимов. М., 1994. — 53 с.
  10. , О.С. Акмеология мышления / О. С. Анисимов. М., 1997.
  11. , С.А. Методы акмеологических исследований / С. А. Анисимов, A.A. Деркач, Н. И. Конюхов, Б. С. Павлов. М.: РАГС, 2000.
  12. Ануфриева- ДНО.1 Особенности* саморазвития-учителя^ в педагогической^ деятельности / Д. Ю. Ануфриева // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международ, науч.-практ. конф. — М, 2000. Ч. З.-С. 26−27.
  13. , Л.И. К психологии личности как развивающейся’системы / Под. ред. Л: И. Анцыферовой // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука, 1981.-С. 3−18.
  14. , Л.И. Личность в трудных жизненных ситуациях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анциферова // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. — С. 3−19.
  15. Анцыферова, — Л. И- Психолошя самоактуализирующейся личносги в работах А. Маслоу/ Л: И Анциферова//Вопросы психологии. -М., 1973. № 4. — С. 173−180. •
  16. Анцыферова, Л. И- Психология формирования и развития личности: Человек в системе наук / Л. И. Анциферова. М., 1989. — 365 с.
  17. Артемьева- Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитии личности, // Психология формирования и развития личности' / Т. И. Артемьева. — М., 1981.-365 с.
  18. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. -М., 1976.-158 с.
  19. , А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  20. , И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих: Автореф. дис.. д-ра психол. наук / И. В. Байер. М.: РАГС, 1997.
  21. , Н.В. Проблема педагогической культуры преподавателей вузов / Н. В. Барабанщиков // Советская педагогика. М., 1981. № 7. — 72 с
  22. , Л.Л. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности: Автореферат дис.. канд. пед. наук / Л. Л. Барановская. — Красноярск, 1996. — 16 с.
  23. , А.В. Становление субьекшости будущих офицеров в военном вузе:
  24. Автореф. Дис. д-ра пед. Наук A.B. Белоппиушй.- Воронеж: 2009.
  25. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. -192
  26. , B.C. Мышление как творчество (Введение в логику мыслительного диалога)/B.C. Библер--М.: Полот
  27. , A.A. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук/A.A. Бизяева. -Петербург, 1993.—23 с.
  28. Богоявленская, Д. Б Умственные способности как компонент интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская, И. А. Петухова // Психологические исследования интеллектуальной деятельности — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. — С. 155−161.
  29. Бодалев- А А. Вершина, в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижершя / A.A. Бодалев.-Mi: Флинта-Наука, 1998.
  30. , A.A. Изучение взрослого человека — важная задача акмеологи-ческой науки / A.A. Бодалев. — М., 1996.
  31. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. М., 1983. — 272 с.
  32. Бодалев, АА О предмете акмеологии / АА Бодалев //Психол. журн.—1993. № 5.
  33. , A.A. О смысле жизни человека, его акме и взаимосвязи между ними / A.A. Бодалев // Мир психологии. 2001. № 2. — С. 54−58.
  34. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968. — 464
  35. , Е.М. Развитие рефлексии как условие формирования у учащихся субъектного отношения к труду: Автореф. дис. .канд. психол. наук / Е. М. Бохорский.-М., 1991 с.
  36. , A.B. Проблема психологии субъекта / A.B. Брушлинский. — М.: МГУ, 1994.
  37. , Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурла-чук, Е.Ю. Кор-жова. М., 1998.
  38. , С.Т. Человеческая целостность в перипетиях диалога / СЛ. Вай-ман // Человек. 1994. № 3. — С. 14−27.
  39. , Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном-процессе: Автореф- дис.. канд. психол. наук / Е. П- Варламова*. .--Mi,. 1997.'
  40. Ведерникова- Л. В. Формирование ценностных установок учителя, на творческую! самореализацию? в педагогической^ деятельности: Автореф. дис. д-ра пед. наук / J1.B. Ведерникова. М., 2001.
  41. , E.H. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф- дис. д-ра психол. Наук / E.H. Волкова.- М.: РАО, 1998.
  42. , Б.З. Педагогика рефлексии / Б. З. Вульфов, В. Н. Харькин. — М., 1995.-С. 7−35.
  43. ,. Б.З. Профессиональная рефлексия: — потребность, сущность, управление /Б-3. Вульфов // Магистр. -1995.№ 1: С. 71−79 145- Вульфов,* Б:3: Соотнести себя* и дело / Б. З- Вульфов?//Нар. образование: 1994. № 1. — С. 132−135.
  44. , JI.C. Избранные психологические произведения. Мышление и речь / Л.С. Выготский- Под ред. А. М. Леонтьева, А. Р. Лурия // Проблемы психологического развития ребенка- М.: Изд-во АПК РСФСР- 1956. — 519 с.
  45. ,. Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский- Под ред. B.B. Давыдова- М-, 1991. — 479 с.
  46. , Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд. Акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
  47. , Л.С. Собрание соч.: В 6 т. Детская психология / Л.С. Выготский- под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — Т. 4. — С. 239.
  48. , НИ. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования./ НИ. ВьюноваУ М.- Воронеж, 1999. —236 с.
  49. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию / О. С. Газман // Новые ценности образования.—М., 1996. № 6. С. 10−39.
  50. , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / М.Р. Гинзбург//Вопросы психологии. -1994. № 3. С. 43−52.
  51. , Н.С. Педагог как субъект профессионализации / Н.С. Глуха-нюк, Е. В. Дьяченко, Т. Б. Гершкович // Психология* субъектности. Человек как автор жизни: Материалы межрегиональной научной конференции. Киров: Изд-во ВГПУ, 2001. — С. 56−62.
  52. , Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е. Е. Гловаха. Киев: Наукова думка, 1988. -144 с.
  53. , Е.И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, A.A. Кро-ник. Киев: Наукова думка, 1984. — 208 с.
  54. , JI.A. Профессиональное самоопределение как фактор развитии интеллектуального потенциала личности / JI.A. Головей // Вестник ЛГУ: Сер. Психология. 1990. № 4. — С. 68 — 92.
  55. , Н.Д. Функциональная- структура действия / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. -М.: МГУ, 1982. 208 с.
  56. , В.В. Нерешенные проблемы теории деятельности / В. В. Давыдов //Психол. журн. 1992. — Т. 13- -№ 2. — С. 3−12.
  57. , В.В. О функции рефлексии в игровом обучении руководителей / В. В. Давыдов, С. Д. Неверкович, Н. В. Самоукина // Вопросы психологии. 1990. № 3. — С. 19−25.
  58. , В.В. Уровень планирования как условие рефлексии / В. В. Давыдов, А. З. Зак // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
  59. , Л.Д. Рефлексивная методология как основа проектирования профессионального образования / Л. Д. Демина // Известия Алтайского гос. ун-та, 1996. Вып. 2 (2).
  60. , Л.Д. Рефлексия в структуре системной социологической парадигмы / Л. Д. Демина // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М., 1998. — С. 147−155.
  61. , A.A. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности / A.A. Деркач, Л. Э. Орбан. -М., 1995.
  62. Деркач, А, А Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Ак-меолошческие основы управленческой деятельности / А А. Деркач--М.: РАГС, 2000.
  63. , A.A. Акмеология: личностное* и профессиональное развитие человека: методолого-прикладные основы акмеологических исследований / A.A. Д еркач. М., 2000. — С. 391−90.
  64. , A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина. -М.: РАУ, 1993.
  65. , A.A. Психология развития профессионала / A.A. Деркач, В.Г. За-зыкин, А. К. Маркова. -М.: РАГС, 2000.
  66. , Д. Психология и педагогика мышления / Д. Д ьюи. -М., 1997.—208 с.
  67. , М.И. Психологический словарь-справочник /М.И. Дьяченко, JT.A. Кандыбович. Минск, 2001. — 576 с.
  68. , А.И. О воспитании ответственности у школьников / А. И. Жаворонко // Сов. педагогика. 1960. № 3.
  69. , Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни / Д.Н. За-валишина // Психолого-педагогические и философские аспекты проблемы смысла^ жизни. -М., 1997.
  70. , A.B. Особенности рефлексии как психологического новообразования в учебной деятельности / A.B. Захарова, М. Э. Боцманова // Формирование учебной деятельности школьников. — М., 1982. — С. 152−162.
  71. , Б. В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии / Б. В. Зейгарник // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1981. С. 9−14.
  72. , В.П. О целях и ценностях образования / В. П. Зинченко // Педагог. 1997. № 5. С. 3−15.
  73. , В.В. Понимание в познании и общении / В. В. Знаков. — М., 1994.
  74. , Ф.И. Использование прошлых успехов учащихся для повышения их ответственности / Ф. И. Иващенко // Вопросы психологии. — 2000. № 2.-С. 87−93.
  75. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — 512 с.
  76. , Е.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога / Е. И* Исаев, C.F. Косарецкий, В.И. Слободчиков- // Вопросы психологии: 1989: № 5. — С. 57−67.
  77. , И.Ф. Аксиологические основания профессионально-педагогического" образования / И. Ф. Исаев // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы Международ, науч.-практ. конф. М., 2000. Ч. 1.-С. 150−155.
  78. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы. Формирование профессиональной культуры учителя / И.Ф. Исаев- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. — с.159−175.
  79. , M.G. Философия культуры / М: С. Каган. СПб- .1996. — 416 с.
  80. Карпов- A.B. Рефлексивность как психодиагностическое* свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психол. журн. — 2003. № 5. — С. 45−57.
  81. , М.В. Инновационные модели обучения в<�зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. — М.: Арена, 1994. — 104 с.
  82. , К.А. О • формировании- ответственности у детей 6−7 лет / К. А. Климова // Формирование коллективных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. М., 1968.
  83. Кон, И. О. Социология личности / И. О. Кон. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  84. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И. С. Кон. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
  85. , Е. Ю. Методика «психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций / Е. Ю. Коржова. — Киев, 1994.
  86. , Р. И. Свобода и ответственность / Р. И. Косолапов, В. И. Марков. -М., 1969.-95 с.
  87. , В.В. Методологическая рефлексия в научной и учебной работе В.В. Краевский // Педагогика. 1989. № 2. — С.72−79.
  88. , B.A. Рефлексия в.деятельности начинающих учителей: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук / В. А. Кривошеев. Минск, 1991'. — С. 24.
  89. , C.B. Педагогика самоорганизации. Феномена содержания: Монограф / С. В! Кульневич. Воронеж, 1997. — 235 с.
  90. , Ю.Н. Мышление учителя / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская // Личностные механизмы: понятийный аппарат. — М.: Педагогика, 1990. С. 71−97.
  91. Ладенко, Информирование творческого мышления и культивирование рефлексии /И.С. Ладенко, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. — Новосибирск, 1990.
  92. М.М. Основы технологии обучения профессиональной деятельности / MtM. Левина. Минск, 1996. — 232 с.
  93. , А.Н. Анализ деятельности / А. Н. Леонтьев // Вести Моск. унта, сериям 14. Психология. 1983. № 2. — С. 19−25.
  94. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. -М., 1978.
  95. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М., 1999.
  96. Леонтьев, ДА Тест «Смысложизненные ориентации"/ ДА Леонтьев. -М, 1994.
  97. .Т. Воспитательные аспекты обучения / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1982. —192 с.
  98. , H.A. Жизненный путь человека как психологическая проблема / H.A. Логинова // Вопросы психологии. 1985. № 1. — С. 103−109.
  99. , H.A. Развитие личности и ее жизненный путь / H.A. Логинова- Под ред. Л. И. Анцыферовой // Принцип развития в психологии: Сб. статей. М.: Наука, 1978.-С. 156−172.
  100. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф: Ломов. М.: Наука, 1984.
  101. , А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М., 1979.
  102. , A.C. Проблемы школьного советского воспитания // Соч.: В 7 т. / A.C. Макаренко. М., 1951. — Т.5.
  103. Маслоу // Психология личности. Теꕦ: ¦¦. «1бо
  104. , А. Самоактуализация / А. сты:-МаИзд-во'МГУ, 1982.-СЛ08−117.. (
  105. Мерлин- B.C.Проблемы- экспериментальной психологии личности- / B.C. Мерлин // Уч. зап- Перм пед. ун-та. Пермь, 1970. — Т. 77. Вып. 6. — С. 8−213 .
  106. , В.А. Рефлексия и ее рол ь в преодолении профессио1 шльных затруднений педагога: Автореф. дис.. канд. пед. наук / В: А. Метаева. — Екатеринбург, 1996.-23 с.
  107. Методика изучения ценностных ориентаций // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. -М.: Изд-во МГУ, 1989. С. 147- 160.
  108. , М.С. Рефлексия как механизм развития самоорганизующихся систем / М.С. Мириманова// Развитие личности. — 2001. № 1. С.49−66.
  109. , A.A. Рефлексия / A.A. Митюшин // Философский. энциклопедический словарь. М., 1983. — С. 579.
  110. , И. М. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера/ И. М. Михайлов // Вопросы психологии. 1975. № 5. — С. 110−122.
  111. , Е.С. Коммуникативный и рефлексивный компоненты и их соотно-шение^^в структуре педагогических способностей / Михайлова E. C!—JI., 1990:
  112. Муздыбаев, К Психология огвегсгвенносш/К Муздыбаеа -М: Наука, 1983—240 с.
  113. , В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В. Н. Мясищев // Вопросы психологии 1957. № 5. — С. 5−8.
  114. , P.C. Психология образования / P.C. Немов. М., 2001. — 608 с.
  115. , НИ. Целостность или диссоциация личности и рефлексивные уровни самосознания/НИ Непомнящая//Мир психологии.—2003. № 3.—С. 145−155:
  116. , В.В. Систематизация волевых свойств человека / В.В. Ни-кандров//ВестникСПбУ. -1995. № 3. -С. 55−67.
  117. , В.В. Личность в условиях хронического соматического заболевания: Автореф. дисканд. психол. наук/В.В. Николаева. -М., 1992.
  118. , Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста / Е. Р. Николаева // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. -М., 1984. № 4. С. 71−72.
  119. , A.C. Акмеологические основы профессионального становления государственных служащих / A.C. Огнев. Воронеж: ВГУ, 1998.
  120. , А.П. Альтернативные модели анализа сознания: рефлексия и понимание / А.П. Огурцов*// Мысли о мыслях. Новосибирск, 1995.
  121. , С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1996. — 921 с.
  122. , Г. В. Личность в психологии /Г.В. Олпорт.—М: Ювента, 1998.—345 с.
  123. , И.О. Проблемы исследования субъектной активности / И. О. Осницкий // Вопросы психологии. 1996. № 1. — С. 5−19.
  124. , И.Г. Смысл как рефлективное отношение человеческого бытия / И. Г. Петров // Мир психологии. 2001. № 2. — С. 26−35.
  125. , A.B. Основы теоретической психологии / A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский. -М.: ИНФРА, 1998. 528 с.
  126. , В.А. Личность в психологии: Парадигма субъектности В. А. Петровский. — Ростов-на Дону, 1996.
  127. , В.А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский. -М.: Горбунок, 1992. 223 с.
  128. , Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже.—М., 1969.-659 с.
  129. , П.И. Педагогика / П. И. Пидкасистый. — М., 1996.
  130. , Н.М. Развитие рефлексивной культуры практического психолога: Автореф. дис. канд. психол. наук / Пинегина Н. М. — Калуга, 1999.136- Шатонов, К.К. етруктура’и развитие личности / К. К. Платонов. М.: Мысль, 1986.-231 с. • ¦ -. :
  131. Пономарев, ЯА Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества
  132. Пономарев- ЯА. Рефлексия в развитии творческого мышления / ЯА. Пономарев- ИН Семенов, СЮ Степанов// Психол.журн.-1986- Т.7. № 6.-€. 17−23-:
  133. Принцип развития в психологии/Под ред. ЛИ Анцыферовой. -М: Наука, 1979.
  134. Проблемы-рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983.
  135. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, Л.А. Коростьшевой--СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1999-—Вьш. 3. -248 с.
  136. Психологические проблемы самореализацииличности^/Иод ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А Коростьшевой--СМб^Изд143: Рёфлексия. в науке И- обучении.1 — Новосибирск, 1989-
  137. , К. К теории творчества / К. Роджерс // Взгляд на психотерапию становления человека. — М., 1994.
  138. , В.М. Культурно-историческая и психологическая рефлексия научного творчества / В. М. Розин // Мысли о мыслях. — Новосибирск, 1995. Т.1.
  139. , В.М. Психология судьбы: программирование или творчество В. М: Розин // Вопросы психологии. 1992. № 1. — С. 98−105.
  140. , М.А. К методологии анализа рефлектирующих систем / М. А. Розов // Мысли о мыслях. — Новосибирск, 1995. — Т. 1. Ч 1.
  141. , С.Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд-во АН СССР, 1957.-358 с.
  142. , С.Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1985. 114 с.150- Рубинштейн, С JL Основы общей психологии: В 2 т/ С JL Рубинштейн. М., 1989.
  143. Рубинштейн, С. Л- Проблемы общей психологии / С. Л- Рубинштейн. М.: Наука, 1976.
  144. Семенов, И.Н.' Типы взаимодействия наук и методологические ориентации в психологии творчества и рефлексии / И. Н. Семенов:// Наука о человеке- -M-, 1989.-С. 18−34.
  145. , И.Н. Эвристическая рефлексика. Новая технология развития творческого потенциала / И. Н. Семенов // Проблемы научного и технического творчества. Одесса, 1993 .
  146. , Ю.В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся / Ю. В- Сёнькб, В-Э. Тамарин. — М-, 1996-— 240 с.
  147. , В.А. О : современных подходах в подготовке учителя / В.А. Сла-стенин // Технология психолого-педашшческой подготовки учителя к воспитательной деятельности: Тезисы Всерос. науч.-практ. конф. Барнаул, 1996.
  148. , В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымова. — М.: Магистр, 1997.159- Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. Пособие / В. А. Сластенин, И-Ф. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1997.
  149. , В.А. Профессиональное самосознание учителя / В-А., Сластенин // Магистр. 1995. № 3. — С. 52−59.
  150. , В.А. Профессиональное самосознание учителя / В. А. Сластенин, А. И. Шутенко // Магистр. 1995. № 3. — С. 52−58.
  151. , В.А. Сластенин / В. А. Сластенин. М., 2000. — 488 с. .
  152. , В.А. Субъектно-деятельностный подход в образовании / В Al Сластенин, Г. И. Аксенова // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 2000. — С. 3−22.
  153. , В.И. Генезис рефлексивного» сознания в.младшем школьном возрасте / В. И: Слободчиков, Г. А. Цукерман // Вопросы психологии: -1990. № 3.
  154. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов / В: И:Т Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с.
  155. , В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека / В. И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987.
  156. , Л.Б. Рефлексивный профессионализм как результат культуры педагогической деятельности / Л. Б. Соколова // Труды Всерос. науч.-практ. конф. «Образование для XXI века: доступность, эффективность, качество. — М., 2002. Ч. 2.-С. 149−153.
  157. , А.Г. Сознание и Самосознание / А. Г. Спиркин. М.: Политиздат, 19
  158. , С.Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов. — 1982. № 1. С. 70−7472. 303 с.
  159. , Л.А. Возложение и принятие ответственности в условиях групповой деятельности / Л. А. Сухинская // Психологическая теория коллектива.-М, 1979.-С. 94−104.
  160. , В.А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский // Избр. пед. соч. -М., 1979. Т.З.
  161. , П.С. 150 мудрецов и философов: В 2 т. /П.С. Таранов.—М., 2000.
  162. Тест-опросник субъективной локализации контроля // Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1988.-140 с.
  163. , A.M. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук / А. М. Трещев. — Калуга: Гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского, 2001. — 35 с.
  164. , В.П. Философия и ценностные формы сознания / В. П. Тугаринов.-М., 1978.
  165. Узнадзе, Д. Нл Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб: Питер- 2000. — 416 с.
  166. , Ю.В. Разработка психологических проблем профессиональной ориентации в США / ЮБ. Укке // Вопросы психологии.—1971. № 11.-С. 170−179:
  167. Фельдпггейн- Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И: Фельд-штейн. М.: Педагогика, 1989». — 206 с.
  168. , Э. Душа человека: Пер. с англ. / Общ. ред., сост. и предисл. П. С. Гуревича. М.: Республика, 1992. — 429 с.
  169. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М., 1994.-256 с.
  170. Хрестоматия по-психологии художественного творчества^ / Под ред. А. Л. Гройсман: — М., 1998.-200 с.
  171. , С.А. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к самопознанию: Автореф. дис. .канд. пед. наук / С. А. Циттель.—М., 2001.-23 с.
  172. Цукерман, ГА Психология саморазвития / Г. А. Цукерман. Рига, 1995.-239 с.
  173. , В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии / В. Э. Чудновский // Психол. журн. —1993. Т. 14. № 5. — С. 3
  174. , Э.В. Смысл жизни и судьба Э.В. Чудновский. — М., 1996.
  175. , Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. М., 1998.
  176. , Г. П. Идея рефлексии в самых общих чертах / Г. П. Щедро-вицкий // Модели рефлексии. Новосибирск, 1995
  177. , Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия / Г. П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. — Алма-Ата, 1974. — С. 12−28.166, • ' -. ¦
  178. , Т.А. (1991). Ten easy pieces: Assessing higher learning in four dimensions. New Directions for Teaching and Learning, 46, 17−31.
  179. , S., & Murphy, K. (1993). Reflection: A review of the literature. Journal of Advanced Nursing, 18,1188−1192.
  180. Baird- JiR., & White, R.T. (1984). Improving learning through enhanced metacognition: A< classroom study. Paper presented at the meeting of the American Educational Research Association, New Orleans.
  181. , J.B., & Moore, P.J. (1993). The process of learning. Sydney: Prentice Hall: Prentice Hall.
  182. , A. & McGill, I., (1998i) Facilitating reflective learning’in higher education, SRI IE&OUP, Buckingham.
  183. , S.D. (1995). Becoming a critically reflective teacher. San Francisco: Jossey-Bass.
  184. , J. (1916) Democracy and education. New York: Free Press.
  185. , J. (1933). How We Think: A Restatement of the Relation of Reflective Thinking to the Educative Process. Boston: D.C. Heath.
  186. , N.J., & Entwistle, A.C. (1991). Contrasting forms of understanding for degree examinations: The student experience and its implications. Higher Education, 22, 205−227.
  187. Fuller, R., Chalmers, D., & Kirkpatrick, D- (1995). Teaching* university students learning andstudy strategies in context: An experimental study. HERDS A Research and Development in Higher Education, 17, 139−161.
  188. , R. (1990). When children and adults do not use learning strategies: Toward a theory of settings. Review of Educational Research, 60(4), 517−529.
  189. , M. B. (1988). Contradictions in teacher education and society: A critical analysis. New York: Falmer.
  190. Goodlad, J. L (1990). The* occupation of teaching in schools. In J. I. Goodlad- R. Soder & K. A. Sirotnik (Eds.) The moral dimensions of teaching (pp 3−34) San Francisco: Jossey-Bass.
  191. , J.A. & Bringle, R. G. (1997). Reflection: Bridging the gap between service and learning. College Teaching, 45(4), 153−158.
  192. Hattie, J., Biggs, J., & Purdie, N. (1996). Effects of learning skills interventions on student learning: A meta-analysis. Review of Educational Research, 66(2), 99−136.
  193. , S. & McEntee, g. (1999): Reflection is at the heart of practice. Educational Leadership. 56 (8) May, p 34 37.
  194. Jones, C.J., Bell, S., & Saddler, C. (1991). Helping high school students improve their academic skills: A necessary role for teachers. High School Journal, 74,198−202.
  195. Kirkpatrick, Di, Chalmers, D., & Fuller, R. (1993). Changes in students' approaches to study. In A. Herrmann & C. Latchem (Eds.), Teaching Learning Forum (pp. 251−265). Perth: Teaching Learning Group, Curtin University of Technology.
  196. , S. (1994). Critical reflection on classroom practice: Teaching as aninvestigative: activity. In? E. W. Ross (Ed.)? Reflective practice in social studies (pp* 59−68). Washington- DiC: National? Council for^
  197. Pintrich- P. R, & Johnson, G.R. (1990). Assessing and improving students' learning strategies. In M.D. Svinicki (Ed.), New directions for teaching and learning: The changing: face of Collegeteaching (ppi83−91). San Francisco: Jbssey-Bass.
  198. Pintrich, P.R., De Groot, E. V., & Garcia, T. (1992). Student motivation and self-regulateddeaming in, different classroom contexts. Paper presented at the XXV Intemational Congress of Psychology, Brussels, Belgium.
  199. , K.L. (1999). Reflective thinking and professional development. Boston: Houghton Mifflin.
  200. , M.A. & Conyers, J. G. (1991). Changing conceptions of teaching influence the future of staff development Journal of Staff Development Winter 1991- 12(1) p 12−16.
  201. E. (1994) Reform in teacher education: The power and the pedagogy. Journal of Teacher Education, 45, 310−318l
  202. Valverde, L (1982). The self-evolving supervisor. In T. Sergiovanni (Ed) Supervision of teaching (p 81 89). Alexandria: Association for Supervision? and. Curriculum Development. '
  203. Van Manen, J. (1977). Linking ways of knowing with ways of being practical. Curriculum Inquiry, 6, 205−208.Vermunt, J. D. (1996). Metacognitive, cognitive and affective aspects of learning styles and strategies: A phenomenographic analysis.
  204. Higher Education, 31, 25−50.
  205. , S.E. (1991). Modelling and coaching of relevant metacognitive strategies for enhancing university students' learning. Learning and Instruction, 1,319−336.
  206. , C.E. (1988). Assessment and training of student learning strategies. In R. R. Schmeck (Ed.), Learning strategies and learning styles (pp. 291−315). New York: Plenum Press.
  207. , C.E., & Mayer, R. E. (1986). The teaching of learning strategies. In M. C. Wittrock (Ed.), Handbook of research on teaching (pp. 315−327). New York: Macmillan Publishing Company.
  208. , B.J. (1986). Becoming a self-regulated learner: Which are the key subprocesses? Contemporary Educational Psychology, 11, 307
Заполнить форму текущей работой