Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: Место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость. Полученные в работе факты и закономерности заставляют по-новому взглянуть на такое образование человеческой психики как СО, отмечая ее важнейшую роль в процессе развития личности и СС. Эти данные позволяют оценить, а точнее ревизовать применяемые методы диагностики СО и внести коррекцию в экспериментальные техники её исследования. Сведения о динамике СО представляют… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Самооценка как’элемент самосознания
    • 1. 1. Проблема самосознания в психологии
    • 1. 2. Концептуальный анализ современных представлений о природе и процессе оценки себя человеком
    • 1. 3. Сущность самооценки и ее место в структуре самосознания. Гипотеза и ее доказательства
  • Глава II. Исследование возрастной динамики самооценки
    • 11. 1. Первая зрелость
    • 11. 2. Вторая зрелость
    • 11. 3. Возраст пожилых
    • 11. 4. Старость
    • 11. 5. Особенности самооценки в различных фазах взрослости
    • 11. 6. Анализ самооценочных изменений в более широком диапазоне и проверка первичных данных а) интервал: подростничество — ранняя взрослость.241б) последующий ход модификаций самооценки
  • Глава III. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и патологии
    • 111. 1. Оценка себя и притязания в норме: варианты сочетания их параметров а) Высота.267б) Устойчивость и адекватность
    • 111. 2. Эмоциональные особенности субъекта при. гармоничном и дисгармоничном сочетании уровней самооценки и притязаний — «триада риска» психосоматических заболеваний
    • 111. 3. Верификация «триады риска» на материале ранних форм артериальной гипертонии
    • 111. 4. Верификация «триады риска» на материале дуоденальной язвы
  • Глава IV. Влияние самооценки на продуктивность деятельности IV. 1. Уровень самооценки и овладение профессией в высшей школе
    • IV. 2 Оценка себя и продуктивность учения в средней школе
  • Выводы

Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: Место в структуре самосознания, возрастная динамика, соотношение с уровнем притязаний, влияние на продуктивность деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Исследование посвящено теоретико-экспериментальному изучению самооценки (СО). В его теоретическом разделе дается анализ самосознания (СС), рассматривается место и функция СО в структуре СС. Показывается, что СО является автономным образованием в названной структуре, не сводимым ни к СС вцелом, ни к какому-либо из его элементов, будучи конструктом, выполняющим собственную, специфическую роль.

В экспериментальной части прослеживается возрастная динамика СО в интервале от младших подростков (11 лет) до глубокой старости (93 года). Изменения СО очерчиваются со стороны её содержания, а также комплекса формальных параметров: высоты, устойчивости, адекватности. Описывается соотношение СО с уровнем притязаний (УП) в норме и при некоторых видах патологии (артериальная гипертония [эссенциальная форма], язвенная болезнь дуоденума). Выясняется связь формы сочетания СО и УП с серией личностных переменных — тревожностью, фрустрацией (направлением и типом реакций), агрессивностью и др. На модели обучения в высшей и средней школе СО исследуется как детерминанта продуктивности деятельности.

Актуальность работы. Обращение к СО человека как специальному предмету изучения диктуется её известным «ядерным» статусом в системе психологических феноменов. Достаточно сказать, что ни одна сколько-нибудь крупная теория личности не обошла данного конструкта. СО и все, что связано с человеческим «Я», расценивается в качестве чрезвычайно важного личностного образования, служащего мощным регулятивным фактором поведения. Это положение стало базисом ряда психотерапевтических систем, для которых СО выступает центральным звеном.

Исходным в анализе обозначенного предмета является представление о том, что СО действует как часть СС. При всей бесспорности такой точки зрения, она кажется слишком общей. Следует найти формы соотношения СС и СО, установить место последней в его структуре, что ведет к необходимости уточнения понятия «самооценка». Надо признать, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе общепринятого определения названной категории нет. За рубежом обычно используется термин «концепция-Я», означающий совокупность всех представлений индивида о себе и включающий три составляющих: когнитивную — «образ-Я», эмоционально-ценностную самоотношение человека и поведенческую, производную от двух первых. В этой схеме СО чаще всего отождествляется с эмоционально-ценностным отношением индивида к себе, реже — с «образом-Я» или «концепцией-Я» вцелом, что приводит в итоге к потере важнейшего личностного конструкта, поскольку как самостоятельный предмет изучения СО в приведенной схеме полностью исчезает. В подобной ситуации актуальность концептуального анализа понятия «самооценка», нацеленного на выделение её сущности и места в структуре СС, вряд ли нуждается в каком-то дополнительном обосновании.

Известно, что СО служит довольно поздним образованием, начало ее реального действия нередко датируется подростковым возрастом, что, по-видимому, правильно. В широком цикле исследований, выполненных под руководством Л. И. Божович, был убедительно показан момент и процесс перехода ребенка в его поведении с внешней оценки на СО. В свете такого рода фактов приобретает значение проблема последующего существования СО — ее становления, а далее константности и изменчивости в жизненном цикле. Интервал подростничества и юности вряд ли следует считать скудно освещенным в литературе, напротив, внимание к нему создало заметную диспропорцию при изучении СО, ибо вопрос’ее статуса в стадии взрослости, стагнации — динамики, а также специфики в различных фазах зрелого и позднего возраста оказывается крайне бедно разработанным. Недостаточная представленность в эмпирической психологии сведений о СО периода взрослости обусловливает актуальность названной проблемы, что усиливается тем смыслом, который получает в настоящее время исследование развития субъекта в полном жизненном цикле. Особую валентность имеет анализ СО пожилых и престарелых, определяющийся возрастающим интересом к геронтологической области знаний, связанным с характерным для современного этапа человеческой истории феноменом «демографического старения» .

С момента введения в психологию понятия и техники «уровень притязаний» (УП), он воспринимался как некое явление, за которым стоит другое явление. У Ф. Хоппе (Норре, 1930) это был «уровень Я», у М. Юкнат (Jucknat, 1937;1938) — СС, в понимании Б. В. Зейгарник (1981) наиболее точной редакцией здесь должна быть одна — СО, что согласуется с мнением большинства зарубежных авторов {Gardner, 1940; Frank, 1941; Sears, 1941; Rotter, 1942; 1945; Gilinsky.1949; f.

Steiner, 1957 и мн. др.). В отечественной психологии В. Н. Мясищевым с 1935 года УП именно так и применялся — как тест на СО. При совместном использовании двух техник — на УП и СО — исследователи старались найти тождество результатов, что они и получали. Но со временем появились сведения о несоответствии УП и СО (Коломинский, 1972; Munn et al., 1974; Божович, Славина, 1976; Arnold et al., 1992 и др.). Эмпирически найденное рассогласование закономерно выдвигает вопрос: справедлив ли постулат о некоем изоморфизме УП и СО, должны ли параметры этих двух личностных конструктов непосредственно совпадать друг с другом? Решение поставленного вопроса не только своевременно, но и настоятельно необходимо как в общетеоретическом, так и методическом плане, ибо по сложившейся традиции многие современные экспериментаторы диагностируют СО по параметрам УП (Ерофеев, 1983; Резниче,-жо, 1986; Захарова, 1989; Neibrzydowski, 1989 — Арестова и соавт., 1992 и ДР-).

Далее, уже весьма продолжительное время каждое из указанных образований сопоставляется с широким спектром различных личностных черт как источник их возникновения, либо усиления. Учитывая наличие данных не только о соответствии, но и расхождении СО и УП, кажется более корректным сравнение личностных качеств не изолированно с УП или СО, а с их диадой, в зависимости от гармоничных или дисгармоничных отношений внутри нее.

Наконец, принимая во внимание характер рассматриваемых исследователями личностных свойств, которыми выступает ряд эмоциональных особенностей — уровень тревожности (УТ), степень фрустрированности, агрессия и т. д., следует провести верификацию феноменов, вскрываемых в норме, на материале патологии, прежде всего, психосоматической, поскольку в этой области выявляются в виде константного психологического профиля пациентов такие его компоненты, как высокая тревога, сниженная толерантность, повышенная агрессивность и проч., а также параметры СО и УП, указывающие на их дисгармоничное соотношение, что типично для двух психосоматических расстройств: первичной артериальной гипертонии и язвенной болезни (желудка и дуоденума).

В современной зарубежной психологии развиваются представления об эффективности личности, критерием чего отдельными авторами (Obuchowski, 1976) выводится успешное выполнение задач субъектом при возрастании их сложности. Эффективность личности, таким образом, реконструируется на основе продуктивности ее деятельности. Вполне ясно, что факторами продуктивности могут выступать способности человека к данному виду труда, его подготовленность к нему, мотивация, уровень интеллекта, если труд связан с интеллектуальной сферой и т. д. Перечисленные детерминанты включают некий очевидный набор и являются в сущности тривиальными. Вопрос заключается в том, что при прочих равных условиях в продуктивность деятельности может вкладывать личностный фактор и, в частности, СО? Актуальность такой постановки вопроса диктуется важнейшей ролью СО в человеческой психике и поведении, ибо названный конструкт проявляется или первично формируется уже в младшем подростковом возрасте и сопровождает субъекта всю жизнь, не теряя для него своей значимости. В связи с этим кажется целесообразным проследить влияние СО на продуктивность деятельности.

Цели работы: 1. концептуальный анализ понятия «самооценка», построение и доказательство системы положений относительно сущности СО и ее места в структуре СС- 2. эмпирическое изучение динамики СО в широком возрастном диапазоне на материале сравнения содержательных и формальных ее характеристик в разных возрастных группах, а также у представителей различных популяций, административных единиц (столичного и провинциального городов) и социальных слоев- 3. экспериментальная верификация соотношения СО и УП по их параметрам, идентификация форм сочетания уровней СО и притязаний, рассмотрение этих форм в сопоставлении с эмоциональными чертами субъекта в норме и при некоторых видах психосоматической патологии- 4. проверка влияния СО на продуктивность деятельности в процессе овладения профессией в высшей школе и обучения в средней.

Предметом исследования является феномен само-оценки в его многостороннем анализе согласно указанным выше направлениям.

Объектом исследования в теоретической части диссертации выступает комплекс положений относительно СО, развиваемых в отечественной и зарубежной психологиив экспериментальной — здоровые испытуемые в возрасте от 11 до 93 лет, а также пациенты с артериальной гипертонией (АГ) эссенциальной формы и язвенной болезнью (ЯБ) дуоденальной локализации.

Задачи исследования:

— рассмотрение современной системы взглядов на СО субъекта и ее г функции в человеческой психике;

— прослеживание возрастной динамики СО со стороны ее содержания и формальных параметров: высоты, устойчивости, адекватности;

— идентификация особенностей СО, характеризующих каждую стадию — от подростков до старости;

— проверка возрастной динамики и специфики СО на материале сравнения различных популяций, административных единиц, социальных слоев;

— выявление форм сочетания СО и УП по трем традиционно выделяемым параметрам: высоте, устойчивости и адекватности;

— установление типа соотношения СО и УП с личностной тревожностью, фрустрационными реакциями, агрессивностью и т. п.;

— верификация результатов нормы, касающихся типов соположения СО и УП с их эмоциональным сопровождением, на материале АГ и ЯБ с целью определения факторов риска указанных психосоматических заболеваний;

— поиск зависимости продуктивности деятельности от высоты СО и характеристик ее связи с УП;

— разработка схемы эмпирического исследования во всех его частях, подбор методических средств, построение процедур экспериментального анализа.

Гипотезы исследования:

I. СО — это специальный элемент СС, не сводимый к другим его составляющим или к нему вцелом. Назначение и роль СО отличны от функций иных компонентов СС.

II. С момента своего формирования до глубокой старости человека, СО не остается постоянной, она подвержена изменению по содержанию и формальным параметрам, что позволяет выделить ее особенности, свойственные разным фазам человеческой жизни — некие «возрастные константы» .

III. СО и УП представляют собой самостоятельные образования, способные как совпадать по своим характеристикам, так и расходиться по ним, поэтому выдвинутая в школе К. Левина точка зрения о связи СО и УП, а правильнее построенный на ее базе постулат об их изоморфизме является устаревшим.

IV. Форма соотношения СО и УП оказывает значительное влияние на возникновение или усиление ряда качеств эмоционального плана, таких как тревожность (хроническая и ситуативная), реакция на фрустрацию, агрессия и проч.

V. На основе положений о единстве природы психологических механизмов, действующих в норме и патологии (Зейгарник, Братусь, 1980; Братусь, 1988), а также данных о психологических особенностях больных АГ и ЯБ следует предполагать у пациентов с названными нозологиями расхождение уровней СО и УП в сочетании с комплексом упомянутых эмоциональных черт, что может составлять преморбидный фактор риска развития указанных заболеваний.

VI. СО выступает переменной, воздействующей на продуктивность учебной деятельности. Критическим при этом служит параметр ее высоты.

VII. В случае расхождения СО и притязаний в сторону последних они могут служить дополнительной переменной мотивации достижения, повышая успеваемость субъекта.

Методы. Для решения перечисленных выше задач и проверки сформулированных гипотез в экспериментальной части работы использовались следующие методы: техника М. Куна (Kuhn, McPartland, 1954 — «Кто Я?»), «Лист прилагательных» (модификация методики М. Krawczyk, 1972), «Выбор ценностей», вариант техники Дембо-Рубинштейн (Бороздина, Видинска, 1986), тест Розенберга (Rosenberg, 1965), Q-техника (Helm, 1977), тест Хека-Хесс (Hock, Hess, 1976), методика исследования уровня притязаний (вариант Хоппе-Юкнат), шкала личностной тревожности Ж. Тейлор (Taylor, 1953), опросник ситуативной тревожности Ч. Спилбергера (Spielberger et al., 1970) в адаптации Ю. Л. Ханина (1978), тест Розенцвейга (Rosenzweig, 1944) в адаптации Н. В. Тарабриной (1984), прогрессивные матрицы Равена (Raven, 1936).

Надежность и достоверность результатов обеспечивалась применением стандартных экспериментальных и тестовых техниквзаимодополняющих методикподбором репрезентативной выборки испытуемых, в клинической части работы уравненных с нормой по численности, полу, возрасту и образованиюиспользованием в обработке материала методов математической статистики, адекватных задачам исследования. Методологическую основу работы составили положения теории отражения, а также теории деятельности о личностном смысле (Леонтьев, 1975) и смысловой регуляции (Асмолов и др., 1979, Братусь, 1981) — представления о системном характере функционирования человеческого организма, активной роли психики и, прежде всего, СС, эмоциональной и мотивационной сфер в управлении соматическими составляющими жизнедеятельности (Рубинштейн,.

1946; Ананьев, 1969; Taylor, 1987).

Научная новизна. В работе дается авторское решение вопроса о месте и роли СО в структуре СС человека. Продемонстрировано, что СО является самостоятельной подструктурой СС, обладающей собственной специальной функцией. Впервые предпринята попытка прослеживания динамики СО в диапазоне от подросткового возраста до глубокой старости. Экспериментально доказывается, что каждый возрастной этап в избранном диапазоне имеет специфические особенности, касающиеся содержания, формальных параметров и механизмов СО. В работе обнаружена разнонаправленная динамика СО и самоотношения, вскрыты различия СО мужчин и женщин. Впервые выдвинута проблема соотношения СО и УП по всем обычно исследуемым параметрам: высоте, устойчивости и адекватности. Получены значимые различия между СО и УП по указанным характеристикам. Экспериментально и статистически обоснована самостоятельность СО и УП как личностных образований субъекта. Найдена новая закономерность, заключающаяся в том, что рассогласование уровней СО и притязаний сопряжено с ростом хронической и ситуативной тревожности, изменением фрустрационных реакций, возникновением или усилением агрессивности, обнажающих присутствие у субъекта внутриличностного конфликта. Верификация нового типа интраперсонального конфликта на материале психосоматической патологии позволила установить до сих пор неизвестный аспект личности пациентов с АГ и ЯБ, открывая один из возможных путей развития упомянутых недугов. Уточнено влияние уровня СО на продуктивность деятельности как ее прямого факторавпервые показано, что лица с высоким IQ и средней СО оказываются равнопродуктивными с лицами, имеющими средний IQ, но высокую СО. Также впервые зарегистрирован результат, в соответствии с которым, при расхождении уровней СО и УП в сторону притязаний, они служат дополнительной мотивационной переменной, повышающей продуктивность деятельности.

Положения, выносимые на защиту.

1. СО является самостоятельным элементом структуры СС, который не может быть редуцирован ни к «образу-Я» как когнитивной составляющей СС, ни к самоотношению субъекта как эмоционально-ценностному образованию СС, ни к нему вцелом. СО представляет собой отдельный компонент СС со своей строго определенной функцией.

2. В течение периодов подроотничества, юности и взрослости — от ранней зрелости до поздней старости — СО не остается постоянной, она меняется, что затрагивает и ее содержание, и формальные параметры: высоту, устойчивость, адекватность. Каждая из возрастных фаз отмечена содержательной спецификой СО, а также особенностями ее формальных характеристик и механизмов.

3. СО и УП — это автономные личностные образования, которые по всем своим параметрам могут как совпадать, так и расходиться. Несоответствие уровней СО и притязаний, в отличие от их гармоничного сочетания, сопровождается появлением или нарастанием эмоционального комплекса отрицательного знака: увеличением тревожности, фрустрированности, агрессивности и т. д.- расхождение СО и УП по параметрам устойчивости и адекватности подобным аккомпанементом не сопровождается.

4. Личностный профиль с глубоким рассогласованием высоты СО и притязаний, а также выраженным комплексом отрицательных эмоций, прежде г • всего тревожности, оказывается типичным для психосоматической патологии (зссенциальной АГ и ЯБ дуоденальной локализации), служа в преморбиде з своеобразной «триадой риска» указанных заболеваний.

5. СО существенно влияет на продуктивность деятельности субъекта, выступая переменной, по высоте которой однозначно упорядочивается медиальный балл успеваемости в высшей и средней школе у лиц с равными интеллектуальными возможностями (IQ) и специальными способностями.

Теоретическая значимость. Полученные результаты проясняют и углубляют представление о специфике СО по сравнению с другими компонентами СС — «образом-Я» и самоотношением, оттеняя ее существеннейшую роль в структуре СС. Экспериментально подтверждается тезис о наличии динамики СО в жизненном цикле — с момента ее формирования в возрасте подростничества до поздней старости. Раскрываются механизмы самооценивания и способы компенсации, направленные в пожилом и старческом возрасте на поддержание приемлемого для субъекта общего уровня СО. Найденные в исследовании данные о самостоятельности СО и УП, об отсутствии изоморфизма их параметров имеют важное теоретическое значение. Конгруэнтное или неконгруэнтное соположение уровней СО и притязаний определяет гармоничное или дисгармоничное развитие личности, в последнем случае открывая новый вид интраперсонального конфликта, имеющий следствие не только для нормы, но и для определенных форм патологии. А это позволяет вычленить еще один преморбидный фактор риска психосоматических заболеваний, обогащая представления о конкретных механизмах и принципах системной организации человеческого организма, определяя роль, которую способны играть СО и УП в формировании того или иного модуса психосоматического функционирования. Подтверждение факта влияния уровня СО на продуктивность деятельности и обнаружение аналогичного влияния со стороны УП, а также установление равной продуктивности обучения при различных сочетаниях самооценочных и интеллектуальных индексов, указывает на чрезвычайную значимость высоты СО субъекта как детерминанты продуктивности деятельности и вцелом эффективности личности.

Практическая значимость. Полученные в работе факты и закономерности заставляют по-новому взглянуть на такое образование человеческой психики как СО, отмечая ее важнейшую роль в процессе развития личности и СС. Эти данные позволяют оценить, а точнее ревизовать применяемые методы диагностики СО и внести коррекцию в экспериментальные техники её исследования. Сведения о динамике СО представляют интерес для клинической практики, консультационной и коррекционной работы, а также для организации служб социальной помощи и психологического обеспечения. Комплекс материалов о СО лиц пожилого и старческого возраста следует учитывать при решении задач психологической адаптации людей к выходу на пенсию и вцелом к старению, а в случае необходимости и для коррекции стиля жизни в старости в целях сохранения ее по возможности полноценной и активной. Выделение различных типов развития личности с гармоничным и дисгармоничным сочетанием СО с УП и создание новой психодиагностической схемы, направленной на их идентификацию, открывает возможности целенаправленной психокоррекционной работы с людьми, характеризующимися дивергенцией уровней СО и УП, повышением тревожности, фрустрированностью, агрессивностью и т. д. На основе выявления закономерностей, относящихся к патогенезу АГ и Я Б может быть сформирована система психодиагностики «факторов риска» в виде триады СО-УП-УТ или более широкого спектра переменных, а также намечены способы профилактики названных форм психосоматических заболеваний, как и набор коррекционных мер для работы с соответствующим контингентом пациентов.

Апробация работы и внедрение результатов. Результаты работы обсуждались на Методологическом семинаре факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1986), на заседаниях кафедры общей психологии ф-та психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (1985; 1996; 1998), на Юбилейной конференции ВТУ им. Ангел Кънчев (Болгария, Русе, 1989), на Международной телеконференции по проблемам психологии взрослости и старения (XAGING, 1994).

Материалы диссертационной работы составили основу содержания нового спецкурса, читаемого автором на ф-те психологии МГУ им. М. В. Ломоносова «Самосознание и самооценка», а также двух новых авторских разработок психодиагностических схем: в Общем практикуме «Тестовый материал для лабораторных занятий в разделе „Потребности, мотивы, эмоции“ курса общей психологии» и спецпрактикуме «Самооценка и притязания: диагностика факторов риска психосоматических заболеваний» .

С использованием материалов диссертации подготовлены учебники, учебные и методические пособия, получившие акты внедрения:

1. «Исследование уровня притязаний» (уч. пособ., М., 1985; 1986; 1993) внедрено как практическое руководство для психодиагностики в 28 службах медико-санитарного управления Министерства Гражданской Авиации СССР (акт от 1987) — включено в качестве обязательного учебного пособия в программу курсов: «Общая психология» и «Лабораторный практикум» Барнаульского Государственного педагогического Института (акт от 1988) — введено в программу курсов «Общая психология» и «Возрастная психология», а также в программу практических занятий по теме «Психология личности» ф-та психологии Иркутского государственного университета (акт от 1999).

2. «Тестовый материал для лабораторных занятий в разделе „Потребности, мотивы, эмоции“ курса общей психологии» (метод, пособ. -авторская разработка психодиагностической схемы, М., 1994) и «Самооценка и притязания»: диагностика факторов риска психосоматических заболеваний" (метод, пособ. — авторская разработка психодиагностической схемы. М., 1997) включены в 1995 — 1998 г. г. в программу лекций и практических занятий в курсе «Общая психология» для студентов очного и заочного отделения ф-та практической психологии Института психологии и педагогики г. Москвы (акт от 1998) — введены в 1997;1999 г. г. в практикум по психодиагностике ф-та психологии Московского Государственного Открытого Педагогического Университета (акт от т.

3. «Психология характера» (учебник, М., 1997) с года выпуска включен в программу базового курса «Общая психология» в качестве обязательного учебного пособия на ф-те психологии Московского Государственного Открытого Педагогического Университета (акт от 1999). 4.

ГЛАВА], САМООЦЕНКА КАК ЭЛЕМЕНТ САМОСОЗНАНИЯ.

выводы.

1. СО является самостоятельным элементом структуры СС, не сводящимся ни к «образу-Я», ни к самоотношению, ни к СС вцелом. Функция СО состоит в процедуре собственно оценивания общего потенциала субъекта или его отдельных свойств с помощью той или иной шкалы ценностей. Результат оценивания может влиять на самоотношение, задавая его определенный модус, а также на «образ-Я», внося в него качественно новые знания.

2. СО подвержена изменению в процессе жизни человека и по содержанию, и по формальным параметрам: высоте, устойчивости, адекватности. В содержании СО меняются темы, служащие приоритетными для самоанализа субъекта в различных возрастных фазах.

3. В отношении высоты СО обнаружено снижение и сжатие всей самооценочной структуры с возрастом вплоть до полного слияния ее отдельных элементов — реальной, идеальной и достижимой СО у престарелых. Найдено смещение достижимой СО с позиции, близкой к идеалу у подростков, к позиции практического неразличения с реальной в старости. Прослеживается возрастная модификация ведущего элемента самооценочной конструкции: у подростков, юношей и в I зрелости: это идеальная СОво II зрелости — достижимаяу пожилых и в старости — реальная.

4. Выявлена неустойчивость СО у подростков и престарелых. Зафиксирована тенденция к неадекватности СО в сторону занижения, резче обозначенная в женской субвыборке, и в сторону завышения — в мужской. По комплексу данных последний тип неадекватности не исключен также и у лиц позднего возраста.

5. Особенности содержания и формальных параметров СО имеют выраженные полоспецифичные признаки: для мужчин основной линией самоанализа выступает деловая сфера, для женщин — сфера семьиу мужчин отмечается более высокий уровень реальной и достижимой СО, у женщинидеальнойв названных субвыборках регистрируется отмеченное выше несходство в типе неадекватности СО.

6. СО и УП. представляют собой автономные личностные образования, которые по всем своим параметрам могут как совпадать, так и расходиться, что не только выявляется феноменологически, но и подтверждается статистическим анализом. Рассогласование СО и УП по параметру высоты сопряжено с ростом личностной тревожности, изменением реакции на фрустрацию, усилением агрессивности одновременно с ее подавлением, стремлением к бесконфликтности в социальных контактах, акцентом на последних и повышением их значимости.

7. Подобная картина не наблюдается при несоответствии других параметров СО и УП — устойчивости и адекватности.

8. Сочетание: снижения СО — повышения УП — роста индекса личностной тревожности, названное «триадой риска», верифицированное на клиническом материале, оказывается типичным для двух психосоматических заболеваний: артериальной гипертонии (эссенциальная форма) и язвенной болезни (дуоденальной локализации). В клинической субвыборке частота и глубина расхождения уровней СО и притязаний с подъемом балла личностной тревожности достоверно превышает таковые у здоровых лиц.

9. Дисгармоничное соотношение высот СО и УП у язвенных пациентов связано со значимо более резким, чем в норме, усилением агрессивности при параллельной блокаде ее внешнего выражения, с формированием конформного стиля социальных контактов, появлением особой значимости тесных интерперсональных связей, обусловливающих стресс их потери.

10. Полученные результаты дают возможность полагать, что несогласованность уровней СО и. притязаний, сопровождающаяся глубокими и хронизированными аффективными изменениями — нарастанием тревожности, фрустрированности, подавленной агрессии — способна выступить одним из факторов психосоматогенеза (указанных нозологий), действующим по механизму интенсивного и длительного эмоционального перенапряжения.

11. На модели учебной деятельности в высшей и средней школе вскрыта зависимость продуктивности деятельности от уровня СО: при одинаковых IQ и специальных способностях учащихся СО служит дополнительной переменной продуктивности обучения, что регистрирует академическая успеваемость, прогрессивно падающая со снижением СО. Равная продуктивность лиц, имеющих высокую СО и средний уровень интеллекта сучащимися, обладающими высоким IQ и средним уровнем СО свидетельствует об особой значимости влияния параметра высоты СО на продуктивность деятельности субъекта. А то обстоятельство, что это влияние не ограничивается лишь учебной сферой, затрагивая области жизненных планов, временной перспективы и т. д., указывает на действенность СО как фактора эффективности личности.

12. При расхождении уровней СО и притязаний в сторону последних фиксируется увеличение продуктивности учебной деятельности, однако учитывая появление мощного эмоционального аккомпанемента, неизбежного в таких случаях, улучшение успеваемости следует признать граничащим с выраженным аффективным напряжением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. М., 1973.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
  3. Абульханова-Славская К. А. Субъект символ российского самосознания // Абульханова-Славская К.А. и др. (ред.) Сознание личности в кризисном обществе М., 1995, с. 10−28.
  4. Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя //Вопр. психол., 1994 № 4
  5. М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974.
  6. Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающих женщин //Вопр. психол., 1989, N5.
  7. Ш. Б. Этнопсихологические особенности самооценки в младшем школьном возрасте. Автореф. канд. диссерт. М., 1998.'
  8. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия АПН, РСФСР, вып.18, М-Л, 1948.
  9. .Г. Психофизиологическая эволюция взрослого человека и геронтогенез // Тезисы 9-го Международного конгресса геронтологов, Киев 1972, Т.2.
  10. .Г. Избранные психологические труды. T. I II. М., 1980.
  11. В.А. Дифференциальная диагностика психосоматических особенностей у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки // Психогенные и психосоматические расстройства Тезисы науч. конф. 4.1. Тарту, 1988.
  12. А. Психологическое тестирование, Т. I II. М., 1982.
  13. Н.Е. О развитии самосознания у детей. // Дошк. воспит., 1958, № 2.
  14. Л.И. Эпигенетическая концепция личности Эрика Т.Эриксона // Принципы развития в психологии. М, 1978.
  15. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психол. журн., 1993, № 2.
  16. Л.И. Новые стадии поздней жизни: время теплой осени или суровой зимы? // Психол. журн., 1994, № 3.
  17. Л.И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психол. журн., 1996, № 6.
  18. Арестова О. Нм Бабанин Л. Н., Тихомиров O.K. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера // Вопр. психол., 1992, № 1.
  19. Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977.
  20. А.Н. Саморегуляция, деятельность, сознание. Спб, 1992
  21. А.Г., Братусь Б. С., Зейгарник Б. В., Петровский В. А., Субботский Е. В., Хараш А. У., Цветкова Л. С. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопр. психол. 1979, № 4.
  22. К. Интеллектуальные процессы при старении // Тезисы 9-го Международного конгресса геронтологов. Киев, 1972. Т.1
  23. М.Н., Черносвитов Е. В. Клинические особенности неврозо-подобных состояний при различных соматических заболеваниях. Тбилиси. 1990.
  24. Е.З. Становление самооценки и образа Я. // Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М., 1988, с.56−65.
  25. Ф.В., Бурлакова А. А. Проблема психологической защиты // Психол. журн., 1988, № 3.
  26. В.Т. Это неповторимое «я». М., 1986.
  27. М.А., Кокурина И. Г. О возможностях танцевально-двигательной терапии в решении проблемы самоприятия // Вестник МГУ. Сер.14. Психология, 1999, № 1
  28. Е.П. Я концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1997, № 4.
  29. Ф.Б. Психическая и психофизическая адаптация человека, 1988.
  30. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М, 1986.
  31. В.М. Исследование самооценки по методике Т.В. Дембо -С.Я. Рубинштейн // Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.
  32. П.П. Очерк научной психологии. М., 1921.
  33. Е. О самосознании. Казань, 1898.
  34. А.А. О феномене акме и некоторых закономерностях его формирования и развития // Мир психол., 1995, № 3
  35. А.А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися. М., 1997.
  36. А.А., Рыбалко Е. Ф. Б.Г.Ананьев первооткрыватель и исследователь сложнейших проблем психологии // Психол журн., 1997, № 6.
  37. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998.
  38. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопр. психол., 1955, № 1.
  39. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  40. Л.И., Славина Л. С. Случаи неправильного взаимоотношения ребенка с коллективом и их влияние на формирование личности // Вопр. психол., 1976, N1.
  41. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр.психол., 1979, № 4.
  42. В.В. Особенности межличностных отношений в старческом возрасте // Экспериментальные исследования в патопсихологии. М., 1976а.
  43. В.В. Изменение личности у престарелых, проживающих в домах-интернатах: Автореф. канд. диссерт. М., 1980.
  44. Ф.М., Коряк И. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.
  45. Л.В., Видинска Л. Соотношение самооценки и уровня притязаний //Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
  46. Л.В., Залученова Е. А. Самооценка, уровень притязаний и индекс тревожности. // Социально-экономические проблемы развития европейского Севера. Архангельск, 1982.
  47. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в позднем возрасте // Материалы IV Всесоюзного съезда геронтологов и гериатров. Киев, 1982.
  48. Л.В., Рудова Е. В., Соломина Л. В. Самооценка и возраст // Категории, принципы и методы психологии. Психологические процессы. -Тезисы научных сообщений советских психологов VI Всесоюзному съезду Об-ва психологов СССР. М., 1983а.
  49. Л.В., Русаков С. В. Концепция Я и характер реакции на фрустрацию как детерминанты социальной адаптации молодежи. II Понимание и общение в учебно-воспитательном процессе. Фрунзе, 1983.
  50. Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка II Вестн. МГУ. Сер.14, Психология, 1986, N3.
  51. Л.В., Шулепова О. В. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при некоторых видах кардиопатологии. Деп. в ГЦНМБ. N Д-18 767, 1989.
  52. Л.В., Данилова Е. Е. О различии в характеристиках притязаний мужчин и женщин // Вестн.МГУ. Сер.14. Психология, 1987, N2.
  53. Л.В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в позднем возрасте II Вестн. Моск. ун-та. Сер.14. Психология, 1988, N1.
  54. Л.В. Возрастная динамика самооценки как значимый фактор социологического опроса // Методы социологических исследований. Звенигород, 1989а.
  55. Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости. Сообщение I. Новые исследования в психологии, 19 896, N2.
  56. Л.В., Молчанова О. Н. Особенности самооценки в период II зрелости //Депон. в ИНИОН. N42826, 1990а.
  57. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в первой зрелости. II Вести МГУ. Сер.14. Психология, 19 906, N 2.
  58. Л.В. Динамика самооценки от подросткового возраста к взрослости. Сообщение II. Новые исследования в психологии, 1990, N1.
  59. Л.В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при рассхождении уровней самооценки и притязаний II Вопр. психол., 1993а, № 1.
  60. Л.В., Залученова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности II Новые исследования в психологии. 19 936, вып.1.
  61. Л.В. (составитель) Тестовый материал для лабораторных занятий в разделе «Потребности, мотивы, эмоции» курса общей психологии. Методическое пособие. М., 1994.
  62. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в пожилом возрасте // Б. А. Сосновский (ред.). Психологические аспекты социальной нестабильности. М., 1995.
  63. Л.В., Былкина Н. Д. Соотношение высоты самооценки, притязаний и уровня тревожности у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки II Деп. ТЦНМБ, № 24 786, 1995.
  64. Л.В., Пукинска О. В. Личностные особенности больных артериальной гипертонией II Ежегодник Росийского психологического Общества «Психология сегодня». М., 1996, Т.2, вып. 4.
  65. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелости Сообщение I II Вестн. МГУ. Сер.14. Психология, 1996, N4.
  66. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелости Сообщение II II Вестн. МГУ. Сер.14. Психология, 1997а, N1.
  67. Л.В. Самооценка и притязания: выявление факторов риска психосоматических заболеваний. Методическое пособие. М., 1997а.
  68. Л.В. Психология характера. М., 19 976.
  69. Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта: Сообщение I: Формальные параметры // Психол. журн., 1998а, № 2.
  70. Л.В., Спиридонова И. А. Возрастные изменения временной трансспективы субъекта: Сообщение П: Содержание // Психол. журн., 19 986, № 3.
  71. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте пожилых: Сообщение I: Содержание. // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология, 1998, № 4.
  72. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте пожилых: Сообщение II: Формальные параметры (высота, устойчивость, адекватность) // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология, 1999, № 1.
  73. И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе // Психол.журн., 1998, № 4.
  74. .С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме. М., 1974.
  75. .С. Психологические особенности уровня притязаний и выбора целей при психопатиях // Журн. невропатологии и психиатрии им. Корсакова, 1976, N12.
  76. .С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. унта. Серия 14. Психология, 1981, № 2.
  77. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  78. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
  79. Ф. Старение и старость. М., 1962.
  80. Л.Ф., Блейхер В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
  81. В.М. Ценностные ориентации представителей Коми и руссого этносов // Психол.журн., 1998, № 5.
  82. Н.Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматической патологии // Канд. диссерт. М., 1995.
  83. Н.Д. Развитие зарубежных психосоматических теорий // Психол. журн., 1997, № 2.
  84. Г. А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психол. журн., 1998, № 5.
  85. Г. К., Гиппенрейтер Ю.Б! Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопр. психол., 1989, № 1.
  86. А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  87. А. Истоки характера у детей. /Ч.Ш. Самосознание/. // Психол. журн., 1990, N5.
  88. Вейтиа Мора С. Особенности психологической саморегуляции больных язвенной болезнью и гипертонической болезнью. Канд. диссерт. М., 1989.
  89. Л. Соотношение самооценки и уровня притязаний. Дипл. работа, МГУ, 1978.
  90. Н.А., Дерябина В. Л., Лубоцкая И. И. Образ жизни и здоровья людей пенсионного возраста II Тезисы 9-го Международного конгресса геронтологов. Киев. 1972. Т.2.
  91. Н.А., Жузжанов О. Г. Премордибидные особенности личнос-ти больных язвенной болезнью // Проблемы медицинской психологии. Материалы научн. конф. Л., 1976.
  92. Г. Ф., Семенов В. Е. Работа как ценность (анализ результатов эмпирических исследований в разных странах) // Вестн. ЛГУ, 1984, N11. Вып.2.
  93. Врихт Р, Образ «Я» как подструктура личности // Проблемы психологии личности. М., 1982.
  94. Л.С. Педология подростка. М-Л., 1931.
  95. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  96. Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. соч. в 6 т. T.I., М., 1982.
  97. Л.С. Собр. соч.: в 6 т. Т. Ill, М., 1983.
  98. Л.С. Собр. соч. В 6 т. Т. IV., М., 1984.
  99. Т.М. Самооценка как метод изучения личности // Проблемы психологии. М., 1972.
  100. О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопр.психол., 1998, № 4.
  101. А. Картина человека. Спб, 1834.
  102. Т.А. Особенности оценки и самооценки в ситуации прогнозирования достигаемых результатов // Вопр.психол., 1985, № 6.
  103. И.Е., Краевский Я. М. О преморбидных особенностях личности больных ИБС //Журн. «Кардиология», 1971, N2.
  104. Гегель Г. В. Ф. Соч., Т. IV. М., 1959.
  105. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1968, Т. I.
  106. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. М., 1977.
  107. Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. Нейрофизиологическое исследование. М., 1966.
  108. В.К. Мотивация и уровень притязаний личности. // Психодиагностические методы. Л., 1976.
  109. Г. А., Глезер М. Г. Артериальная гипертония. М., 1996.
  110. А.П. Старость. М., 1996.
  111. М. Старение и работа: человеческий и экономический потенциал // Журн. «Иностр. психол»., 1996, № 7.
  112. Г. Основы конституциональной биологии и антропометрии. М., 1967.
  113. Н.Я. Основания экспериментальной психологии // Вундт В. Очерк психологии. М., 1897.
  114. Ю.М., Стабровский Е. М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений. Л., 1981.
  115. Ю.М., Ананьев В. А., Шпак. Л.В. (ред.) Клинико-психологические особенности больных язвенной болезнью // Психовегетативные аспекты внутренней патологии. Тверь, 1992.
  116. С.В., Погосова Т. В., Вартанян Ж. В., Ватинян С. Х., Никогосян К. Т. Психосоматические соотношения у больных гипертонической болезнью и почечной артериальной гипертонией // Терапевтич. Архив, 1995, № 12.
  117. В.В. Понятие деятельности как основание исследований научный школы Л.С. Выготского II Вопр. психол., 1996, № 5.
  118. И.В. Геронтология. М., 1966.
  119. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальныхусловиях //Автореф. докт. диссерт., М., 1985
  120. Р. Избранные произведения. М., 1950.
  121. ДжемсУ. Психология. Пг., 1922.
  122. В. Понимающая психология // Гальперин П. Я., Ждан А. Н. (сост.) Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
  123. Диоген Лаэртский (Лаэрций) О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
  124. А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Л., 1980.
  125. В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона» // Психол. журн., 1998, № 2.
  126. И.В. (ред.) Практическая психология образования. М., 1997.
  127. Ю.К. Старение: Очерки развития проблемы. Л., 1985.
  128. А.К. Развитие методов исследования уровня притязаний. Канд. диссерт. М., 1983.
  129. В.Л. Депрессии в пожилом возрасте. Л., 1975.
  130. О.Т. Психосоматические особенности личности больного язвенной болезнью // Клиническая медицина, 1985.
  131. Ю.М., Бороздина Л. В. Мусина И.А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психол. журн. 1989, № 5.
  132. Е.А. Соотношение самооценки и уровня тревожности и его влияние на личностные особенности. Канд. диссерт. М., 1995.
  133. А.И. Генезис некоторых реактивных образований личности у студентов. // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. М., 1976, вып. 3.
  134. А.В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исслед. в психологии, 1989а. Вып. 1.
  135. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки. // Вопр. Психол., 19 896, № 1.
  136. А.В. Деятельный подход к изучению самооценки. // Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
  137. А.А. Личность и возраст // Тезисы докладов к IX
  138. Международному конгрессу геронтологов. М., 1972.
  139. .В. Отношение к своим достижениям как индикатор личностной сохранности. // Понятие установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970.
  140. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
  141. .В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
  142. В.П., Мещеряков Б. Г. (ред.) Психологический словарь (Изд. II). М&bdquo- 1996.
  143. В.П. От классической к органической психологии // Вопр. психол., 1996, № 6.
  144. Ч.А., Михалевская М. Б. Общие рекомендации к построению графических шкал // Общий практикум по психологии. М., 1983.
  145. С.Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках. Л., 1969.
  146. М.М. Предисловие // К. Р. Роджерс Взгляд на психотерапию, становление человека. М., 1994.
  147. Кадыров И. М, Взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов в структуре самосознания. Автореф. канд. диссерт., М., 1990.
  148. В.Л. Соотношение уровня притязаний и самооценки у психически больных подростков // Тезисы докладов конференции «Проблемы патопсихологии». М., 1972.
  149. Н.Г. Уровень притязаний у здоровых и больных эпилепсией // Психологические исследования, вып.З. М., 1971.
  150. И. Соч. в 6-и т. Т.6. М., 1966.
  151. А.Н. Исследование уровня притязаний в условиях психического стресса в связи со свойствами нервной системы и темперамента. Канд. диссерт. М., 1980.
  152. М.А. Об одном виде формирования патологического мотива в подростковом возрасте. Канд. диссерт. М., 1976.
  153. Т.В., Шаталов А. Т. Философские аспекты геронтологии М., 1978.
  154. Т.В. Этапы жизненного цикла человека: зрелость, старость. Социально-философский аспект. // Психол. зрелости и старения. Осень, 1997.
  155. В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка // Вопр. психол., 1980, № 3.
  156. А.А. Самооценка личностных качеств у молодых рабочих в период производственной адаптации // Личность в системе коллективных отношений М., 1980.
  157. Кле М. Психология подростка. М., 1991.
  158. Е.А. Психология. М., 1997.
  159. Н.Л. Самооценка и уровень притязаний учащихся старших классов вспомогательной школы в учебной деятельности и межличностных отношениях. Канд. диссерт. Минск, 1972.
  160. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.
  161. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол. журн. 1981, № 3.
  162. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.
  163. Э.В. Трактат об ощущениях. М., 1935.
  164. А.С. Социально-психологические аспекты подвержен-ности стрессу. Автореф.канд. дис. М., 1982.
  165. Р., Боухол М. Психология в медицине. Прага, 1974.
  166. О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопр. психол., 1995, № 1.
  167. О.С., Суслова Е. А., Заикина Е. В. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопр. психол., 1995, N3.
  168. М.В., Марилов В. В. Личностные особенности и характер психических нарушений при язвенной болезни двенадцатиперстной кишки (по данным клинико-психологического исследования) // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. В. Корсакова, 1988, N11.
  169. И.С. Психологичские предпосылки и последствия переживаний фрустрации в норме и при психосоматическом заболевании. Канд. диссерт. М., 1989.
  170. В. Гипертония. Спб., 1997.
  171. О.Д., Маргун В. Ф. (ред.) Методы психод1агностики п’щлгшв. Полтава, 1995.
  172. О.В. Предисловие главного редактора // Психол. зрелости и старения. Осень, 1997а
  173. О.В. Исследование идентификации пожилых людей с помощью методики М. Куна «Кто Я?» // Журн. «Психология зрелости и старения», Осень, 19 976.
  174. О.В. Стереотипы пожилых и отношение к ним // Психол. зрелости и старения. Весна, 1998.
  175. В.Р. Материалы к изучению структуры личности пожилого возраста // Проблемы невропатологии и психиатрии. Пермь, 1976.
  176. Е.И. Мсследование детерминант свободы-несвободы от фрустрации // Вопр. психол., 1997, № 4.
  177. И.Ю. Возрастная психология. М., 1997.
  178. Т.Ф. Биометрия:учебное пособие для университетов и пединститутов. М., 1973.
  179. М.С. Гипертоническая болезнь (эссенциальная гипертензия причины, механизмы, клиника). Спб, 1995.
  180. А.Н. Образ и модель. // Вопр.психол., 1970, № 2.
  181. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  182. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.2. М., 1983.
  183. А.Г. Возрастно-психологические особенности консультирования пожилых // Психол. зрелости и старения. Зима, 1998 (4).
  184. Т. Самосознание. Спб., 1903.
  185. А. И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М., 1968.
  186. А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
  187. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.
  188. В.Г. Зависимость жизненных планов молодежи от пола и возраста // Возрастная психология взрослых (Теоретическая и прикладная) Тезисы докладов к научной конференции 27−29 октября 1971 г. Л., 1971. Вып.2.
  189. Лурия А"Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
  190. А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  191. П. Элементы характера и законы их сочетания. М., 1913.
  192. К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
  193. П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте//Психология личности: Тексты. М., 1982.
  194. Мейер-Пробст Б. Структура и динамика личностных свойств у старших школьников // Сердюковская Г. Н., Крылов Д. Н., Кляйнпетер У. (ред.) Здоровье, развитие, личность. М., 1990.
  195. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Уч. зап. Пермск. пед. ин-та. Пермь, 1968- 1970.
  196. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  197. Г. В., Лебединский М. С. Соотношение психического и соматического в соматической болезни и наши задачи // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972.
  198. Г. М. Социально-культурная активность пенсионеров и их здоровье // Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1982.
  199. К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия // Из опыта эмпирических исследований. Рабочий класс на рубеже 80-х годов. Ч.Н.М., 1981.
  200. В.Н. Работоспособность и болезни личности II Невропатология, психиатрия и психогигиена, 1935, т. IV, вып. 9−10.
  201. В.Н. Психология и медицина // Роль психического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней. М., 1972.
  202. М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении // Вопр. психол., 1968, № 5.
  203. Т.А. Изучение состояния тревоги у больных неврозами припомощи опросника II Вопросы советской психологии. Л., 1966.
  204. П. Развитие и нормальные кризисы взрослого человека // Проблемы психологии личности. М., 1982.
  205. .В. К психологии старости // Психология и медицина. М., 1978.
  206. Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психол. журн., 1998, № 1.
  207. . Мотивация //Экспериментальная психология. Вып. 5. М., 1975.
  208. М. У источников психологической концепции Анри Валлона II Психол. журн., 1997, № 2.
  209. Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопр. психол., 1996, № 5.
  210. Д.В. К анализу когнитивной самооценки человека // Проблемы медицинской психологии.М., 1980.
  211. Д.В. Об особенностях когнитивной самооценки при локальных поражениях мозга II Вопр. психол., 1981, № 6.
  212. Д.В. Об экспериментальном изучении структуры самосознания. Новые исследования в психологии, 1984, N22.
  213. В.Д. Ослабление когнитивных функций в пожилом возрасте и при дементных процессах // Иностр. психол., 1993, № 2
  214. А.В. Некоторые особенности реактивной и личностной тревожности у больных язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки II Развитие идей академика В.Х. Василенко в современной гастроэнтерологии. Т. 6. М., 1993.
  215. А.И. Модальная структура эмоциональности и когнитивный стиль II Вопр. психол., 1982, № 1.
  216. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
  217. И.В. Эмоциональность и самооценка организации деятельности // Вопр. психол., 1985, № 4.
  218. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М., 1996.
  219. Е.С., Ярошенко Т. М. Социально-демографические показа-телив социологических исследованиях. М., 1979.
  220. .Д. Социальная адаптация к новым условиям жизни // Тезисы 9-го Международного конгресса геронтологов. Киев, 1972. Т.2.
  221. В .Я. Вступительная статья // Берне Р. Развитие Я -концепции и воспитание. М., 1986.
  222. К.К. Психология личности // Человек в социалистическом обществе. М., 1966.
  223. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопр. психол., 1996, № 1.
  224. Т.А. О внутренней структуре самооценки личности // Просецкий П. А. и др. (ред.) Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975, с. 106−116.
  225. И. Обитаемый человек. Терапевтическое исследование личности. М., 1999.
  226. Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопр. психол., 1996, № 2.
  227. А.П. Смысл жизни и отношение к смерти // Леонтьев Д. А., Щур В. Г. (ред.) Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997, с. 177−200.
  228. Дж. Справочник по вычислительным методам статистики. М., 1982.
  229. A.M. К проблеме исследования самооценки личности // Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
  230. А. Введение в психологию. Спб, 1904.
  231. А.Б. Значение негативных эмоций в происхождении и развитии язвенной болезни // Сб. научн. трудов Алма-атинского мед. ин-та. Вып. З, 1966.
  232. М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопр. психол., 1986, № 3.
  233. Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 1979.
  234. Т. Различные формы характеров. Харьков, 1889.
  235. П. Какого рода высказывания о человеке могут принадлежать философам // И. Т. Фролов /ред./ О человеческом в человеке М., 1991, с.40−59.
  236. К. Взгляд на психотерапию. М., 1994.
  237. И.В. Некоторые мотивационные особенности больных неврозами в условиях психологического исследования // Журн. нерво-патологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1979, N2.
  238. Н.А. Психомоторика взрослого человека. Л., 1970.
  239. Р. Воспоминания. M. v 1966.
  240. Т.Д. Прогрессивные матрицы Равена // Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики. М., 1989.
  241. С.Л. Основы психологии. М., 1935.
  242. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  243. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  244. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  245. С.Л. Человек и мир. М., 1997.
  246. С.Я. Отношение психически больных к болезни // Материалы симпозиума «Понятие „установка“ и „отношение“ в медицинской психологии». Тбилиси, 1968.
  247. С.Я. Исследование самооценки II Экспериментальные методики патопсихологии. М., 1970.
  248. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми II Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
  249. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопр. психол., 1975. N3.
  250. Н.Н., Панина Н. В., Москалец Г. М. Проблемы адаптации к выходу на пенсию II Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1981.
  251. Н.Н. Проблемы програмированной подготовки к выходу на пенсию как метода и средства удлинения активного периода жизни // Геронтология и гериатрия. Ежегодник, 1985.
  252. Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников И Учен. зап. Тамбовск. пед. ин-та, вып 10,1956- 1981.
  253. И.М. Психологические этюды. Спб, 1873.
  254. И.М. Избранные философские и психологическиепроизведения.М., 1947.
  255. Г. А. Формирование самосознания и самооценки у подростка II Докл. на совещании по вопросам психол. личности. М., 1956.
  256. Г. И., Борисова Г. С. Агеенкова Е.К. Психофизические аспекты кардиологического исследования. Минск, 1982.
  257. П.В. Сознание и сопереживание II Психол. журн., 1996, № 3.
  258. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент II Вопр. психол., 1995, № 3.
  259. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  260. Е.Т. Изучение личностных особенностей и самосознания при пограничных личностных расстройствах // Соколова Е. Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 1995.
  261. .А. Мотив и смысл. М., 1993.
  262. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
  263. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  264. К.А., Тульчинский М. М. Психологическая помощь и поддержка в социальном клубе пожилых людей. М., 1996.
  265. Сусло.ва Е. А. Исследования психологических факторов риска ИБС II Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1983, № 5.
  266. Н.В. Экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Л., 1984.
  267. Д.А. О взаимосвязи самооценки, объективной оценки и уровня притязаний у студенческой молодежи // Тезисы научн. Сообще-ний сов. психологов VI Всес. съезд Об-ва психологов. Личность в систе-ме общественных отношений. М., 1983.
  268. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей. // Вопр. психол., 1983, № 4.
  269. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М., 1986.
  270. Е.М. Как воспринимают эстетическую гармонию русские, американские и японские дети // Психол. журн., 1993, № 2
  271. М.М. Особенности самооценки и уровня притязаний в позднем возрасте. Автореф. канд. диссерт. М., 1996.
  272. Д. Социальные связи в старости: результаты боннского и берлинского лонгитюдных исследований //журн. «Иностр. психол.», 1997, № 8.
  273. Н.М. Психофизиологические соотношения в норме и при некоторых заболеваний ВИС. Канд.дисс., М., 1988.
  274. И.Т. (ред.) Философский словарь. (Изд. I!!). М., 1981.
  275. А. Темперамент и характер. М., 1896
  276. Дж.Б. Невротик. Его среда и внутренний мир. М., 1957.
  277. Ю.Л. Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера //Л., ЛНИИФК, 1976.
  278. X. Мотивация и деятельность. Т.1−2. М., 1986.
  279. А.Б., Зарецкий В. К., Семенов И. Н. Рефлексивно-личностная регуляция целеобразования в норме и патологии. Вестн. МГУ. Серия 14. Психология, 1981, № 3.
  280. Е. Д. Роль Л.С. Выготского в творчестве А.Р. Лурия // Вопр. психол., 1996, № 5.
  281. К. Собр. соч. В 3 т. Т. I, 1997.
  282. К. Наши внутренние конфликты. Собр. соч. в 3 т. Т. 3. М., 1997.
  283. К. Невроз и развитие личности. Собр соч. в 3 т. Т. 3. М., 1997.
  284. . Взаимосвязь между Я образом и уровнем тревожности // «Психология», София, 1984, № 1.
  285. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. Т.П., М., 1960.
  286. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1968, с. 230−235.
  287. С., Форбс М., Фукуа-младший Т.Е., Кенджеми Дж. П. «Стеклянный потолок»: занимают ли женщины в США должное положение в обществе? //журн. «Иностр. психол.», 1997, № 10.
  288. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977,
  289. И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Е. В. Шорохова (ред.) Проблемы психологии личности. М., 1982.
  290. Шай У. Интеллектуальные изменения в стадии взрослости // Психол. журн., 1998, № 6.
  291. В.Д. Человек на пенсии. М., 1980.
  292. Н.Ф. Психическое старение. М., 1996.
  293. Р., Ерусалем М., Ромек В. Русская версия шкалы общей самоэффективности Р.Шварцера и М. Ерусалема II Журн. «Иностр. психол»., 1996, № 7.
  294. Р. Экология старения: иллюстрации из сельского Канзаса // Психол. журн., 1997, № 6.
  295. Т. Социальная психология. М., 1969.
  296. Д.С. Самосознание в структуре нравственной деятельности личности // Вопросы философии. 1984. N3.
  297. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.
  298. Е.В. Проблема Я и самосознание // Проблемы сознания. М., 1966.
  299. Л.В., Колбасников С. В. Выраженность тревожных расстройств и состояние кровообращения у больных гипертонической болезнью II Терапевтич. Архив, 1998, № 6.
  300. В. «Серьезная игра» в юношеском возрасте // Фролов Ю. И. (ред.) Психология подростка. М., 1997.
  301. Щур В. Г. Методика изучения представления ребенка об отношении к нему других людей II Сб. «Психология личности «, М., 1982.
  302. С. Герогигиенические аспекты преждевременного старения «периода перестройки» // Тезисы IX Международной конференции геронтологии. Киев, 1972. Т.1.
  303. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1979.
  304. Юм Д., Соч. в двух томах. Т.1., М., 1965.
  305. Юнг К. Психологические типы. М., 1924.
  306. Якобсон С.Г., ФещенкоТ.И. Формирование Я потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопр. психол., 1997, № 3.
  307. С.Г., Морева Т. И. Образ себя и моральное поведениедошкольников // Вопр.психол., 1989, N 6.
  308. М.Г. Когда Л.С.Выготский и его школа появились в психологии? // Вопр. психол., 1996, № 5.
  309. М. Г. Идеи Б.М. Теплова о переживании как феномен культуры // Вопр. психол., 1997, № 4.
  310. Abramson М., Angers W., Cherepon J., Kohut M., Lalouch H. Pilot Analysis of a happiness questionnaire // Psychol. Rep.1981. Vol.48, p.570.
  311. Ackerman S., Weiner H. Peptic Ulcer Disease: Some considerations for Psychosom Researches // 0. Hill (Ed.) Modern Trends in Psychosom. Med., L., 1976.
  312. Adams-Webber J. The golden section and structure of self-concepts // Percept, and Mofor Skills, 1977, v. 45, pp.703−706.
  313. Adler A. What Life Should Mean to You. N.Y., 1958.
  314. Alexander F. Studies in psychosomatic medicine. N.Y., 1948.
  315. Alexander F. The psychosomatic medicine: Its principles and application. N.Y., 1950.
  316. Allport G.W. Personality. A psychological interpretation, N.Y., 1942.
  317. A., Doberauer В., Doberauer W., Hoeri J., Majce G. // E. Palmore (Ed.). International handbook on ageing // Wesport 1980. P.3−38.
  318. Arnold D., Chapman M. Self-esteem, aspirations and expectations of adolescents with physical disability // J. Developmental Medicine and Child Neurology, 1992, v. 34, № 2.
  319. Bagley Ch. Personality, self-esteem and prejudice. Farnborough, 1979.
  320. Baltes M.M. Coping with age // World Health, 1997 № 4
  321. Bahnsen G. Beitrage zur Charakterologie. Leipzig, 1867.
  322. Bandura A. Self-efficasy: toward a unifying theory of behavioral change //Psychol.Rev., 1977, v.84, p.p. 191−215.
  323. Bannister D, Agnew J. The child’s construing of self // Cole J., Landfield A. (Eds) Nebraska Symposium of Mofivation Lincoln, 1976.
  324. R.F. (Ed.) Seif-esteem: the puzzle of low self-regard. N.Y.-L., 1993.
  325. J.E. (Ed.) Human aging. A biological and behavioral study Washington. 1974.
  326. Bischof L.Y. Adult psychology.N.Y. 1969.
  327. Block J. Some enduring and consequential structures of personality // Rabin A. Y. et al. (Eds). Further Explorations in Personality. N.Y., 1981, pp. 27−43.
  328. Bloom K.L. Age and the self concept // The American j. of psychiatry, 1961. vol. 118, № 6.
  329. Borozdina L.V., Zaluchjonova E.A. The ralationship between anxiety and heght of self-assessment and level of aspiration // International j. of Psychol., v. 27. Материалы XXV Международного Конгресса no психологии. Брюссель, 1992.
  330. Borozdina L.V. Introduction // JREEP, 1996, № 6.
  331. Borozdina L.V., Molchanova O.N. Self-esteem in old age // JREEP, 1996, № 6.
  332. Borozdina L.V., Molchanova O.N. The quality of self-concept in old age // Z. fur Gerontologie und Geriatrie 1997, Bd 30, № 4.
  333. Bortner B.W., Hultsch D.F. A multivariate analysis of correlates of life satisfaction in adulhood // J. Geront., 1970, vol 25, p.41−47.
  334. Branden N. The psychology of seif-esteem. Los Angeles, 1969. Brennan E., Rosenzwieg J. Women and work: Toward a new developmental model // Families in Society. 1990. Vol.71.№ 9.
  335. Brennan E., Rosenzwieg J. Women and work: Toward a new developmental model // Families in Society. 1990. Vol.71, № 9.
  336. Bromley D.B. The psychology of human ageing. L., 1966, 1974.
  337. Brookover W.B., Thomas S, Patterson A. Self-concept of ability and school achievement // Sociology of Education, 1964, v.37, pp. 271−278.
  338. Brookover W.B., Erickson E.L., Joiner L.M. Self-concept of ability and school achievement- ralationship of self-concept to achierement in high school // US Office of Education. Cooperative Research Project 2831, Michigan State Univ., 1967.
  339. Bowlby J. Attachment and loss. V. 1. Attachment, N.Y., 1969.
  340. Bowlby J. Attachment and loss. V. 2. Separation, N.Y., 1973.
  341. Buell S.C., Eliot R.S. The role of emotional stress in the development of heart disease // JAMA, 1979, ed. 242, № 4.
  342. Busemann A. Kollektive Selbsterziehung in Kindheit und Jugend. Zeitschr. f. padagogische Psychol. 1925. г
  343. Cacioppo J. Autonomic, neuroedocrine and immune responses to stress // Psychophysiology, 1994, v.31, № 2.
  344. Cameron O. Systemic hormonal and physiological abnormalities in anxiety disorders// Psychoneuroendocrinology, 1988, v. 14(4).
  345. Carlson В., Videca-Sherman L. An empirical test of androgyny in the middle years: Evidence from a national survey // Sex Roles. 1990. Vol.23 (5−6).
  346. Catanzaro S.J. Effects of enhancement expectancies on expectancy and minimal goal statement//J.Psychol. 1989. V.123. № 1.
  347. Cattell R.B., Sealy A.P., Sweeny A.B. What can personality and motivation source trait measurement add to the prediction of school achievement? // Brit, j. Educational Psychol. 1966, v.36, pp.280−295.
  348. Chaplin D.P. Dictionary of psychology. N.Y., 1971, p.267.
  349. Chiriboga D.A. An • examination of life events as possible antecedents to change // J. of Gerontology. 1982. Vol.37.№ 5.
  350. Ciernia J.R. Death concern and businessmen’s midlife crisis // Psychol. Rep. 1985. Vol.56. № 1.
  351. Compas Y. Ymages de soi et reussite scolaire // Psychol. Scolaire, 1985, v. 52, pp. 7−50.
  352. Cockerham W.C., Sharp K., Wilcox J. Aging and perceived health status // J. of Gerontology. 1983. Vol.38, № 3.
  353. Cooly Ch.H. Human Nature and the Social Order. N.Y. 1912.
  354. Coopersmith St. A method for determining types of self-esteem // J.abnorm. soc.Psychol., 1959, vol. 59, № 1.
  355. Coopersmith S. The Antecendents of Self-Esteem. San Francisco, 1967.
  356. Coopersmith S. Studies in self-esteem. Scientific american, 1968, 218. Cutler N.E. Age variations in the dimensionality of life satisfaction // J. of Gerontology. 1979. Vol.34, № 4. p.573−578.
  357. Costa P.T., McCrae R.R. Still stable after all these years: Personality as a key to some issues in adulthood and old-age // Life-Span Development and Behavior, N.Y., v.3, 1980, pp. 65−102.
  358. Craid Т., Brown G. Goal trust and life events in etiology of ulcer disease // J.Psychosom. Res., 1984 v.128, № 5.
  359. Craig G.J. Human development. N. J., 1976. t
  360. Crandall R. The measurement of self-esteem and related constracts // J. Robinson J., Shaver P. (Eds). Measures of social psychological attitudes. Mich., 1973. P.45−158.
  361. Cross S., Markus H. Possible selves across the life span // Human Develop. 1991, v. 34, № 4.
  362. Cutler S.J. Voluntary association participator in life satisfaction // J. of Gerontology. 1973. Vol.28, № 1. P.96−100.
  363. Cutler N.E. Age variations in the dimensionality of life-satisfaction // J. of Gerontology. 1979. Vol. 34, № 4.
  364. Debesse M. D’Adoiescence. P., 1947.
  365. Dickie J.R., Ludwig Т.Е., Blaw D. Life-satis faction among institutionalized and non-institutionalized older adults // Psychol. Rep. 1979. Vol.44. № 3(1).
  366. Dipboye R.L. A critical review of Korman’s self-consistency theory of work motivation // J. Organiz. behav. and human perform., 1977, v. 18, p.p.108−126.
  367. Dixon J.C., Street J. The distinction between self and non-self in children and adolescents И J. Genetic Psychol., 1975, v. 127, pp.157−162.
  368. Dobson C., Gondy W.J., Keith P.M. Powers E.A. Anomia, self-esteem and life satisfaction: interrelationships among three scales of well-being // J. of Gerontology. 1979. Vol.34, №.3.
  369. Dunbar F. Emotions and bodily changes. N.Y., 1954.
  370. Dusek J.В., Flaherty J.F. The development of the self-concept during the adolescent yars. Monographs of the Society for Research in Child Development, Seria N191, v. 46, № 4, Chicago, 1981.
  371. Edwards J.N., Klemmack D.L. Correlates of life-satisfaction: a reexamination // J. of Gerontology. 1973. Vol.28. № 4.
  372. Engel G. Memorial lecture: The psychosomatic approach to individual susceptibility to disease // Gastroenter., 1974, v.67(6).
  373. Enge! G. Psychological aspects of Gastrointestinal dis eases // M. Reiser (Ed.) Amer. Handbook of Psychiatry, v.4: Organic Dis. and Psychosom. Medicine. 1975, p.653.
  374. Erikson E.H. identity and the Life Cycle. N.J. 1959.
  375. Erikson E.H. Childhood and Society. N.J., 1963.
  376. Erikson E. H Identity: Youth and Crisis. N.Y., 1968. t
  377. Fava G., Wise T. Recommendation to clinical studies in psychosomatic medicine // Psychother. and psychosom., 1987, v.47, p. 139.
  378. Fava M., Abraham M., Pava J., Shuster J., Rosenbaum J. Cardiovascular risk factors in depression: The role of anxiety and anger // Psychosomatics, 1996, v.37,№ 1.
  379. Field D. Continuty and change in personality in old age-evidence from five longitudinal studies: Intoduction to a special issue // J. of Gerontology, 1991. Vol. 46. № 6.
  380. D. «Looking back, what period of your life brought you the most satisfaction?» // Meetings of the Gerontological Society of America. New Orlean, November, 1993.
  381. Fitts W., Adams J., Radford F. The self-concept and self-actualisation. Nashvill, 1971.
  382. Foley J.B. An experimental investigation of the visual field in the Resus monkey. // J. of gene Psychol. 1940, № 56.
  383. Frank J.D.Individual differences in certain aspects of the level of aspiration // Amer. j. Psychol., 1935a, vol. 47 p. 119−128.
  384. Frank J.D. Some psychological determinants of the level of aspiration // Amer. J. Psychol., 1935b, vol. 47, p.285−293.
  385. Frank J.D. Recent studies of the level of aspirations // Psychol. Bui., 1941, vol.38, p.218−225.
  386. Friedman V., Rosenman R. Over behavioral pattern in coronary disease // J. Amer. Med. Assoc., 1960, v.173, p.1320.
  387. Friedman V., Rosenman R. Type behavior and Your Heart // Greenwich, Conntcticut, 1975.
  388. Fry P. Success, failure and self-other orientations // J. Psychol., 1976, v.93, pp. 43−49.
  389. Fugl-Meyer A.R., Branholm I.В., Fugl-Meyer K. Happiness and domain-specific life satisfaction in adult northern Swedes // Clinical Rehabilitation. 1991. Vol.5. № 1.
  390. Gallup G. Self-recognition in primates // Amer. Psychologist., 1977, v.32, pp.329−338.
  391. Gardner J. The use of the term «level of aspiration» // Psychol. Rev., 1940, г
Заполнить форму текущей работой