Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод исследования, который включал в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследованияметод тестирования, в частности, методику изучения индивидуальных ценностей Ш. Шварца, адаптированную В. Н. Карандашевым, методику изучения мотивационно-смысловых образований Ю. М. Орлова — Б. А… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретический анализ проблемы смысловых установок студентов вуза
    • 1. 1. Проблема установки в классической и современной психологии
    • 1. 2. Смысловая установка в структуре личности и деятельности
    • 1. 3. Особенности смысловых установок студентов вуза
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование динамики смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе
    • 2. 1. Организация и методы исследования
    • 2. 2. Результаты исследования и их интерпретация
    • 2. 3. Пути оптимизации смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе
  • Выводы по второй главе

Динамика смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменения в политической, экономической и духовной сферах нашего общества влекут за собой изменения отношения в нем ко многим нормам, идеалам, ценностям и культурным смыслам. Восприятие иного образа жизни, иных систем ценностей, диктуемых западной культурой, в ситуации отсутствия устоявшихся в Российском обществе жизненных ориентиров приводит к снижению личностного смысла традиционных ценностей русской культуры, пересмотру ранее существующих приоритетов и изменению содержания смысловой сферы личности россиян. В связи с противоречивостью норм и идеалов, характерных для современного состояния общественного сознания, вызывает интерес изучение содержания смысловых установок личности современных студентов.

В психологической науке смысловая установка рассматривается с различных точек зрения. Одни исследователи изучают отдельные аспекты этого образования: закономерности динамики смысловых установок (В.А. Петровский, 1992), формирование смысловых установок в онтогенезе (Е.Б. Весна, 2001) — другие обращаются к исследованию смысловой установки преимущественно в регуляции деятельности (А.Г. Асмолов, 2002; Е. Е. Насиновская, 2006; A.M. Айламазьян, 1990) — третьи изучают данное образование в структуре смысловой подсистемы личности (Б.С. Братусь, 1981; Д. А. Леонтьев, 2003; Е. З. Басина, 1977).

Несмотря на ряд фундаментальных исследований проблемы установки в отечественной (Д.Н. Узнадзе, 1961; В. А. Ядов, 1979; А. Г. Асмолов, 2002; ДА. Леонтьев, 2003 и др.) и зарубежной (Г. Олпорт, 1950; Дж. Брунер, 2005; и др.) психологии, до сих пор малоизученными остаются вопросы онтогенетического развития смысловых установок и их связи с другими компонентами смысловой сферы личности и спорными — вопросы места смысловых установок в общей системе регуляции поведения. Кроме того, возникают определенные терминологические различия, затрудняющие процесс анализа смысловых установок, и отмечается дефицит психодиагностического инструментария по их изучению.

Особую значимость проблема динамики смысловых установок приобретает в юношеском возрасте, который является периодом активного становления смысловой сферы личности, структурирования смысловых установок в ходе обучения, общения и профессионального становления. Многие авторы (И.С. Кон, 1989; B.C. Собкин, 1998; В. И. Слободчиков, 1996; Е. И. Исаев, 2000; Г. Крайг, 2004; H.A. Кириллова, 2000 и др.) отмечают факт интенсивного формирования системы установок и ценностных ориентации именно в этом возрасте. Причем особенностью данного возраста является установка на поиск своих ценностно-смысловых жизненных оснований и ориентация на индивидуализацию собственного поведения.

Решение центральной задачи юношеского возраста — самоопределенияпредполагает формирование некоторой смысловой системы (М.Р. Гинзбург, 1988) и непосредственным образом связано с изменениями смысловой сферы личности и поиском личностных смыслов в профессиональной деятельности. Однако в настоящее время перед юношами и девушками стоит задача самостоятельного построения системы норм, ценностей и смысловых установок. В связи с этим процесс интериоризации культурных смыслов оказывается подверженным случайным влияниям и отличается непредсказуемостью и стихийностью. В работах Д. И. Фельдштейна (2004), И. В. Дубровиной (1987) и других исследователей подчеркивается необходимость целенаправленного формирования ценностно-смысловых ориентаций в юношеском возрасте. Между тем вопросам онтогенетического развития смысловых установок до сих пор уделяется недостаточно внимания, в то время как исследование смысловых установок студентов и динамики их развития в процессе обучения в вузе позволит выявить новые резервы эффективности процесса личностного и профессионального самоопределения и становления молодых людей.

Таким образом, возникает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей становления смысловых установок студентов, позволяющем активно управлять процессом их личностного и профессионального развития и конструктивно использовать ресурсы смысловой сферы их личности, и недостаточным уровнем разработанности данного вопроса в психологической науке. Названное противоречие и обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить особенности динамики смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе.

Объектом исследования выступили смысловые установки студентов.

Предметом исследования явилась динамика смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что в процессе обучения в вузе происходят изменения смысловых установок студентов и их связей с другими компонентами смысловой сферы личности (ценностями и мотивационно-смысловыми образованиями), которые определяются возрастными и половыми особенностями молодых людей.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1. На основе теоретического анализа научной литературы рассмотреть сущность смысловых установок и особенности их развития в период студенчества.

2. Выяснить степень выраженности и характер динамики смысловых установок студентов в процессе обучения в вузе.

3. Установить связь смысловых установок студентов с ценностями и мотивационно-смысловыми образованиями личности.

4. Выявить временную локализацию смысловых установок студентов.

5. Определить условия развития продуктивных смысловых установок юношей и девушек.

Методологическую основу исследования составляют: деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, Л. С. Выготский и др.), теория установки.

Д.Н. Узнадзе), положения о личностном смысле как единице смысловой сферы личности (Д.А. Леонтьев, Б. А. Сосновский, Б.С. Братусь), теория смысловой установки как ведущего уровня установочной регуляции деятельности (А.Г. Асмолов), концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе (Д.И. Фельдштейн, Б. В. Кайгородов, И.А. Монахова).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод исследования, который включал в себя: теоретический анализ научной литературы по теме исследованияметод тестирования, в частности, методику изучения индивидуальных ценностей Ш. Шварца, адаптированную В. Н. Карандашевым, методику изучения мотивационно-смысловых образований Ю. М. Орлова — Б. А. Сосновскогопроективный метод, а именно: метод мотивационной индукции Ж. Нюттенаматематико-статистические методы обработки данных: описательные статистики, критерии Колмогорова-Смирнова, Тьюки, Левина, Стьюдента, непараметрические критерии (Манна-Уитни, Краскела-Уоллеса), корреляционный и кластерный анализ.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые выявлены специфика и характер динамики смысловых установок студентов в процессе обучения в вузепрослежена динамика связей смысловых установок с ценностями и мотивационно-смысловыми образованиямивыявлены возрастно-половые особенности смысловых установок студентовраскрыта временная перспектива смысловых установок молодых людейопределены психологические условия развития продуктивных смысловых установок студентов.

Теоретическая значимость исследования обусловлена его вкладом в концепции смысловой сферы Д. А. Леонтьева и смысловой установки А. Г. Асмолова и заключается в уточнении и конкретизации содержания смысловой установки и ее места в структуре смысловой сферы личности и деятельности, а также понятий «продуктивные смысловые установки» и «временная локализация смысловой установки». Проведенное исследование расширяет и дополняет научные представления об особенностях динамики смысловых установок в юношеском возрасте, а также об их временной перспективе и связях с ценностями и мотивационно-смысловыми образованиями личности студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы при составлении коррекционных и развивающих программ, направленных на изменение непродуктивных установок, и проведении тренингов личностного роста со студентами. Материалы исследования будут полезны практическим психологам-консультантам при работе со студентами по проблемам личностного и профессионального самоопределения, развитию жизненной перспективы, а также в разрешении внутренних конфликтов и развитии навыков саморегуляции.

Результаты исследования могут дополнить содержание учебных дисциплин «Психология личности», «Психология развития и возрастная психология», «Гендерная психология», «Психологическое консультирование», «Психолого-педагогическая коррекция», «Психотерапия».

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью и непротиворечивостью его исходных теоретических положений, внутренней логикой исследования, применением надежных и апробированных методов, адекватных сущности изучаемого явления, а также поставленной цели и задачам исследования, эмпирической проверкой основных положений, репрезентативностью выборки испытуемых, качественной интерпретацией и количественным анализом полученных данных с использованием методов математической статистики.

База диссертационного исследования. В исследовании приняли участие 428 студентов 1-У курсов Астраханского государственного университета. Из них 86 юношей и 342 девушки.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2003;2007 гг. и состояло из трех этапов. На первом этапе (2003 г.) была сформулирована тема исследования, разработан план диссертации, обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза, выбраны методы исследования и обработки данных. На втором этапе (2004;2005 гг.) осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования. Третий этап (2006;2007 гг.) представлял собой эмпирическое исследование динамики смысловых установок юношей и девушек в процессе их обучения в вузе. На основе полученных данных были разработаны рекомендации по оптимизации смысловых установок студентов. Итогом третьего этапа стало упорядочение исследовательских материалов и техническое оформление диссертационного исследования.

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Международных (Москва, 2004 г.- Пенза, 2005 г.- Астрахань, 2004;2005 гг.), Всероссийских (Набережные челны, 2005 г.) и межрегиональных (Астрахань, 2003 г.- Краснодар, 2004 г.) научных и научно-практических конференциях, на заседаниях кафедры психологии развития, акмеологии, научно-методических семинарах аспирантов, итоговых научных конференциях Астраханского государственного университета (Астрахань, 2003;2004 гг.). Материалы исследования нашли отражение в одиннадцати опубликованных работах автора.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе проведения лекционных и практических занятий со студентами Астраханского государственного университета, Астраханской государственной медицинской академии, Астраханского инженерно-строительного института, разработки программ тренингов для слушателей учебно-тренировочного центра «Досанг» Астраханской области, а также консультаций на базе психологической службы Астраханского государственного университета.

Положения, выносимые на защиту.

1. Смысловая установка есть динамическое образование смысловой сферы личности, которое, с одной стороны, зависит от установок социума, а с другой — подвержено закономерным изменениям в процессе социального становления и развития личности. Период студенчества, соединяющий в себе позднюю юность и раннюю взрослость, является сензитивным для структурирования, соподчинения и формирования системы смысловых установок личности в ходе обучения, общения и профессионального становления.

2. В структуре смысловой сферы современных студентов доминируют установки, отражающие личные интересы и создающие образ успешного человека. При этом у юношей более выражена установка на власть, а у девушек — на универсализм. Динамика смысловых установок студентов характеризуется снижением степени их выраженности к концу обучения в вузе и носит неравномерный, скачкообразный характер.

3. Смысловые установки развиваются в направлении их интеграции с ценностями личности, тесно связаны с мотивационно-смысловыми образованиями достижения, аффилиации и доминирования, неравномерно локализованы во времени и в большей степени соотносятся с периодом молодости. При этом связь смысловых установок со степенью удовлетворенности потребностей сильнее, чем с потребностями как таковыми.

4. Развитие продуктивных смысловых установок студентов будет осуществляться более успешно при целенаправленном развитии у них способностей к рефлексии и осознанию содержания смысловой сферы, эмпатии и принятию другого человека, а также при создании условий специального обучения навыкам произвольного изменения смысловых установок с учетом полоролевых особенностей молодых людей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего в себя 180 наименований, и 6 приложений. Работа иллюстрирована 15 таблицами и 16 рисунками.

Выводы по второй главе.

1. Наибольшую значимость на юношеском этапе онтогенеза приобретают смысловые установки на самостоятельность, достижения и гедонизм. Студенты в большей степени стремятся к достижению личного успеха, независимости и собственного благополучия. При этом юноши большей степени, нежели девушки, стремятся к лидерству и доминированию, ориентированы на достижение социального статуса, в то время как девушки проявляют, главным образом, тенденцию к терпимости и пониманию других людей. Динамика смысловых установок студентов характеризуется устойчивым снижением степени их выраженности к концу обучения в вузе.

2. Смысловые установки юношей и девушек тесно связаны с их ценностями. Динамика данных связей носит неравномерный характер и достигает максимума в плане их интеграции к III курсу обучения, после чего наблюдается снижение степени согласованности данных смысловых структур. У девушек процесс изменения смысловых установок носит опережающий характер по отношению к изменению ценностей. У юношей отмечаются тенденции к одновременному изменению смысловых установок и ценностей.

3. Связь смысловых установок и мотивационно-смысловых образований характеризуется неоднозначностью и сложностью. На разных курсах обучения в вузе существенная связь смысловых установок наблюдается с разными мотивационно-смысловыми образованиями: удовлетворенностью достижениями и доминированием на I курсе, потребностью в общении на III и IV курсах, удовлетворенностью достижениями и познанием на V курсе. При этом связей смысловых установок со степенью удовлетворенности потребностей прослеживается больше, нежели с потребностями как таковыми.

4. Отношение к учению положительно связано с конформностью, универсализмом, установками на доброту, самостоятельность, достижения и безопасность и отрицательно — с гедонизмом. На I курсе процесс обучения наделяется личностным смыслом необходимостипреобладает внешний полюс в отношении к учению молодых людей. В дальнейшем процесс обучения приобретает большую субъективную значимость и наделяется более глубоким личностным смыслом, воспринимается как средство достижения успеха в жизни и профессиональной деятельности, обретения самостоятельности, повышения благополучия окружающих.

5. Процесс осознания смысловых установок юношами и девушками характеризуется неравномерностью. Наиболее осознанными являются смысловые установки у студентов III курса. Значительная активность динамических процессов на IV-V курсах затрудняет их рефлексию, вследствие чего отмечается некоторое снижение связей между осознаваемыми и неосознаваемыми смысловыми установками.

6. Смысловые установки студентов неравномерно локализованы во времени. Период студенчества в большей степени связан с получением новых впечатлений и удовольствий, период молодости — с самостоятельностью и достижениями, зрелость — с успехом в профессиональной деятельности и социальным статусом. Среди всех возрастов во временной перспективе смысловых установок студентов доминирует период молодости. Установки на конформность, традиции, доброту, универсализм и безопасность не имеют четкой локализации во времени. Соотношение возрастных периодов во временной перспективе смысловых установок студентов изменяется на III курсе их обучения в вузе.

7. На основе результатов эмпирического исследования определены условия оптимизации смысловых установок в юношеском возрасте: рефлексия и осознание содержания смысловой сферы, способность юношей и девушек к эмпатии и принятию другого человека, овладение навыками произвольного изменения смысловых установок и приемами смыслотехнических воздействий. С учетом выделенных условий разработана программа развития продуктивных смысловых установок личности студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы смысловых установок личности в современной психологической науке показал, что данное понятие является сравнительно новым и недостаточно разработанным.

Обобщение подходов к содержанию рассматриваемого понятия позволило нам сформулировать следующее его определение: смысловая установка представляет собой динамическое образование смысловой сферы личности, выражающее личностный смысл, регулирующее деятельность и направляющее ее в сторону удовлетворения потребностей. В отличие от других смысловых структур, смысловая установка осуществляет непосредственное регулирование деятельности.

Период студенчества, соединяющий в себе позднюю юность и раннюю взрослость, характеризуется интенсивным становлением смысловой сферы личности, структурированием смысловых установок в ходе обучения, общения и постепенной профессионализации.

На основе анализа теоретической литературы нами выделены направления развития смысловых установок в юношеском возрасте: интеграция и усиление связей смысловых установок с другими компонентами смысловой сферы личности (ценностями и мотивационно-смысловыми образованиями), распространение процессов осмысления в план воображения, формирование перспективы будущего как основы смысловой регуляции, повышение осознанности смысловых установок.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что в структуре смысловой сферы современных студентов доминируют установки, отражающие личные интересы и создающие образ успешного человека. Наибольшую значимость как для юношей, так и для девушек приобретают смысловые установки на самостоятельность, достижения и гедонизм. Ориентации на понимание, терпимость, взаимопомощь, благополучие других людей занимают подчиненное положение по отношению к установкам личного успеха, независимости и собственного благополучия.

Динамика смысловых установок студентов носит неравномерный характер. Период относительной стабильности и небольшой активности динамических процессов приходится на I—II курсы, а период интенсивных изменений и устойчивого снижения степени выраженности смысловых установок охватывает IV-V курсы.

Нами выявлены различия в степени выраженности и динамике смысловых установок у юношей и девушек. Юноши в большей степени ориентированы на доминирование и общественное признание, в то время как девушки более склонны защищать слабых и поддерживать справедливость. Кроме того, у девушек процесс изменения смысловых установок носит опережающий характер по отношению к изменению ценностей, тогда как у юношей отмечается тенденция к их согласованному изменению.

Связь смысловых установок и мотивационно-смысловых образований характеризуется неоднозначностью и сложностью. В разные периоды обучения в вузе значимое влияние на смысловые установки оказывают разные мотивационно-смысловые образования: удовлетворенность достижениями и доминированием на I курсе, потребность в общении на III и IV курсах, удовлетворенность достижениями и познанием на V курсе. При этом связь смысловых установок со степенью удовлетворенности потребностей выражена сильнее, чем с потребностями как таковыми.

Смысловые установки юношей и девушек тесно связаны также с ценностями личности. Динамика данных связей носит неравномерный характер, достигая максимума в плане их интеграции на III курсе обучения, и определяется процессом социального становления и развития личности молодых людей.

На основе эмпирического материала было выявлено, что отношение к учению положительно связано с конформностью, универсализмом, установками на доброту, самостоятельность, достижения и безопасность и отрицательно — с гедонизмом. На I курсе процесс обучения наделяется студентами личностным смыслом необходимостипреобладает внешний полюс в отношении к учению молодых людей. В дальнейшем процесс обучения приобретает большую субъективную значимость и наделяется более глубоким личностным смыслом, воспринимается как средство достижения успеха в жизни и профессиональной деятельности, обретения самостоятельности, повышения благополучия окружающих.

Опираясь на полученные в исследовании материалы, можно сделать вывод о неравномерности локализации смысловых установок во времени. Под временной локализацией смысловых установок мы понимаем период времени, в течение которого смысловая установка находится или будет находиться в актуальном состоянии, осуществляя непосредственное регулирование деятельности. Во временной перспективе смысловых установок студентов доминирует молодой возраст. Период студенчества в большей степени связан с получением новых впечатлений и удовольствий, период молодости — с самостоятельностью и достижениями, зрелость — с успехом в профессиональной деятельности и социальным статусом. Установки на конформность, традиции, доброту, универсализм и безопасность не имеют четкой локализации во времени. Соотношение возрастных периодов во временной перспективе смысловых установок студентов изменяется на III курсе их обучения в вузе.

Выявленные особенности динамики смысловых установок юношей и девушек позволили определить условия развития продуктивных смысловых установок (то есть установок, находящихся в непротиворечивых отношениях, побуждающих к самореализации, самоактуализации в профессиональной сфере, способствующих становлению зрелой личности) как в процессе обучения, так и в процессе специально организованной групповой работы. Среди них: рефлексия и осознание содержания смысловой сферы, способность юношей и девушек к эмпатии и принятию другого человека, овладение навыками произвольного изменения смысловых установок и приемами смыслотехнических воздействий. С учетом выделенных условий нами предложена программа тренинга по развитию продуктивных смысловых установок в юношеском возрасте.

Перспектива дальнейших исследований в данном направлении предполагает изучение взаимосвязей смысловых установок с другими структурами личности и компонентами смысловой сферы и на других этапах онтогенетического развитияустановление влияния внутренних механизмов и закономерностей на содержание и динамику смысловых установоквыявление внутренних и внешних факторов, определяющих направления динамики смысловых установок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни Текст. / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
  2. , А. Ю. Основы смысловой теории сознания Текст. / А. Ю. Агафонов. СПб.: Речь, 2003. — 296 с.
  3. , А. М. Выбор мотивов деятельности : теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение Текст. / А. М. Айламазьян // Вопросы психологии. 1990. -№ 4. — С. 123−130.
  4. , Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста Текст. / Б. Г. Ананьев // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1974. — Вып. 2. — С. 3−15.
  5. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  6. , Г. М. Социальная психология Текст.: учебник для ВУЗов / Г. М. Андреева. М.: Наука, 1994.
  7. , А. М. Теория вероятностей и математическая статистика Текст. / А. М. Андронов, Е. А. Копытов, Л. Я. Гринглаз. СПб.: Питер, 2004. — 461 с.
  8. , Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. / Е. Ю. Артемьева. М.: Смысл, 1999. — 352 с.
  9. , А. Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -104 с.
  10. , А. Г. По ту сторону сознания : методологические проблемы неклассической психологии Текст. / А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2002. -480 с.
  11. , А. Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности Текст. / А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, В. А. Петровский, Е. В. Субботский, А. У. Хараш, Л. С. Цветкова // Вопросы психологии. 1979. -№ 4. — С. 34−45.
  12. , Е. 3. Роль идентификации в возникновении смысловых альтруистических установок личности Текст. / Е. 3. Басина, Е. Е. Насиновская // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1977. — № 4.-С. 33-41.
  13. , Ф. В. Проблема бессознательного Текст. / Ф. В. Бассин. М.: Медицина, 1968.-468 с.
  14. , Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла Текст. / Ф. В. Бассин // Вопросы психологии. 1973. -№ 6. — С. 13−24.
  15. , Ф. В. О современном подходе к неосознаваемой психической деятельности (бессознательного) Текст. / Ф. В. Бассин, В. Е. Рожнов // Вопросы философии, 1975.-№ 10.-С. 94−108.
  16. , А. К. Общение в совместной мыслительной деятельности : теоретический анализ проблемы Текст. / А. К. Белоусова // Личность в деятельности и общении / отв. ред. В. А. Лабунская, А. К. Белоусова. -Ростов н/Д., 1997. С. 61−84.
  17. , Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / Н. А. Бернштейн. М.: Медицина, 1966. — 349 с.
  18. , Л. Бытие-в-мире Текст. / Л. Бинсвангер. СПб.: «КСП+», «Ювента», 1999.-300 с.
  19. , Л. Экзистенциально-аналитическая школа мысли Текст. / Л. Бинсвангер // Экзистенциальная психология / пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. М., 2001. — С. 308−332.
  20. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. М.: Педагогика, 1968. — 464 с.
  21. , В. А. Формирование образа мира как иерархической системы смысловых образований взрослого человека в обучении Текст.: дис.. канд. психол. наук / Болдышева Валерия Альбертовна. Калуга, 2003. -190 с.
  22. , В. А. Программа 8ТАТ18Т1СА для студентов и менеджеров Текст. / В. А. Боровиков. М.: Компьютер пресс, 2001. — 301 с.
  23. , Б. С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности Текст. / Б. С. Братусь // А. Н. Леонтьев и современная психология / под. ред. А. В. Запорожца. М., 1983. — С. 212— 219.
  24. , Б. С. Аномалии личности Текст. / Б. С. Братусь. М.: Мысль, 1988.-304 с.
  25. , Б. С. К изучению смысловой сферы личности Текст. / Б. С. Братусь // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. -№ 2.-С. 46−56.
  26. , Б. С. Психология. Нравственность. Культура Текст. / Б. С. Братусь. М.: Менеджер: Роспедагентство, 1994. — 60 с.
  27. , Дж. Жизнь как нарратив Текст. / Дж. Брунер // Постнеклассическая психология. 2005. — № 1 (2). — С. 9−30.
  28. , Л. П. Общение как процесс социальной типизации и индивидуализации личности Текст. / Л. П. Буева // Психология и образ жизни. М., 1987. — С. 34−38.
  29. , Л. Ф. Проблема исследования бессознательного психического проективными методами Текст. / Л. Ф. Бурлачук // Бессознательное. -Тбилиси, 1978. Т. 3. Природа, функции, методы исследования. — С. 638— 641.
  30. , Т. П. Динамика учебно-профессиональных установок студентов в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе Текст.: дис.. канд. психол. наук / Варфоломеева Татьяна Петровна. Самара, 2004. -230 с.
  31. , Ф. Е. От психологической практики к психотехнической теории Текст. / Ф. Е. Василюк // Московский психотерапевтический журнал. -1991.-№ 1.-С. 15−31.
  32. , Ф. Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций Текст. / Ф. Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 200 с.
  33. , И. Л. Динамика мотивационно-целевых установок будущих педагогов-психологов в процессе профессиональной подготовки Текст.: дис. канд. психол. наук / Васильева Инна Леонидовна. М., 2004. — 136 с.
  34. , Е. Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе Текст.: дис.. д-ра психол. наук / Весна Елена Борисовна. М., 1998. — 397 с.
  35. , Е. Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок Текст. / Е. Б. Весна // Мир психологии. 2001. — № 2 (26).-С. 154−165.
  36. , Е. Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы Текст. / Е. Б. Весна. М.-Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 1997.-200 с.
  37. , В. К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. / В. К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 285 с.
  38. , В. К. Психология эмоциональных явлений Текст. /
  39. B. К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.
  40. , Л. С. Развитие высших психических функций Текст. / Л. С. Выготский. М.: Изд-во акад. пед. наук, 1960. — 500 с.
  41. , Л. С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т. / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика, 1983.-Т. 1.- 165 с.
  42. , О. Ю. Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представителей различных социальных групп Текст.: дис.. канд. психол. наук / Гетманова Оксана Юрьевна. М., 1999. — 207 с.
  43. , М. И. Личностное самоопределение как психологическая проблема Текст. / М. И. Гинзбург // Вопросы психологии. 1988. — № 2.1. C. 19−26.
  44. , С. Д. Этносоциальная установка в межнациональных отношениях Текст.: дис.. канд. психол. наук / Гуриева Светлана Дзахотовна. СПб., 1997.-241 с.
  45. , С. М. Целеобразование в совместной деятельности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Джакупов Сатыбалды Мукатаевич. -М., 1985.-22 с.
  46. , Б. И. Эмоция как ценность Текст. / Б. И. Додонов. М., 1978. -272 с.
  47. , А. В. Развитие произвольных движений Текст. / А. В. Запорожец, — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 430 с.
  48. , А. В. Избранные психологические труды Текст.: в 2 т. /
  49. A. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. Развитие произвольных движений — 296 с.
  50. , Б. В. Патопсихология Текст. / Б. В. Зейгарник. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.-287 с.
  51. , Б. В. Саморегуляция поведения в норме и патологии Текст. / Б. В. Зейгарник, А. Б. Холмогорова, Е. С. Мазур // Психологический журнал. 1989.-Т. 10, № 2.-С. 122−132.
  52. , Б. В. Очерки по психологии аномального развития личности Текст. / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. -160 с.
  53. , И. А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. М.: Логос, 1999.-384 с.
  54. , И. А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка Текст. / И. А. Зимняя // Исследование речевого мышления в психолингвистике / ред. Е. Ф. Тарасов. М., 1985.- С. 72−85.
  55. , В. П. Миры сознания и структура сознания Текст. /
  56. B. П. Зинченко//Вопросы психологии. 1991.-№ 1.-С. 15−36.
  57. , В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 303 с.
  58. , В. А. Психологические механизмы волевой регуляции Текст. / В. А. Иванников. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 142 с.
  59. , В. П. Человеческая деятельность Познание — Искусство Текст. / В. П. Иванов. — Киев: Наук, думка, 1977. — 251 с.
  60. , И. Ю. Ценностные ориентации в личностной системе регуляции поведения Текст. / И. Ю. Истомин // Психологические механизмы регуляции социального поведения: сб. статей / под. ред. М. И. Бобнева. М., 1979.-С. 252−267.
  61. , В. Е. Семейные и полоролевые установки у подростков Текст. / В. Е. Каган // Вопросы психологии. -1987. -№ 2. С. 34−61.
  62. , М. С. Философская теория ценности Текст. / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1997.-206 с.
  63. , Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте Текст. / Б. В. Кайгородов. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999.- 160 с.
  64. , Б. В. Психологические условия социального становления и развития личности растущего человека Текст.: методические рекомендации / Б. В. Кайгородов. Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. — 21 с.
  65. , Б. В. Самопонимание : миф или реальность Текст. / Б. В. Кайгородов. М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. -184 с.
  66. , В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности : концепция и методическое руководство Текст. / В. Н. Карандашев. СПб.: Речь, 2004. — 70 с.
  67. , Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников Текст. / Н. А. Кириллова // Вопросы психологии. 2000. — № 4. — С. 29−37.
  68. , Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога профессиоведа Текст. / Е. А. Климов // Психологический журнал. 1993. -Т. 14, № 4.-С. 130- 136.
  69. , В. Е. Системная детерминация мыслительной деятельности на стадии ее инициации Текст. / В. Е. Клочко // Сибирский психологический журнал. 1997. — Вып. 5. — С. 19−26.
  70. , В. Е. Самоорганизация личности : системный взгляд Текст. / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. -154 с.
  71. Кон, И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. — 287 с.
  72. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 140 с.
  73. , М. Психология: А-Я: Словарь-справочник Текст. / М. Кордуэл. -М.: Фаир-Пресс, 2000. 442 с.
  74. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг, Д. Бокум. СПб.: Питер, 2004. — 940 с.
  75. , Б. С. Социальная направленность личности Текст. / Б. С. Круглов // Формирование личности старшеклассника / под ред. И. В. Дубровиной. -М., 1989.-С. 12−14.
  76. , В. А. Психология обучения и воспитания школьников Текст. / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1976. — 192 с.
  77. , С. Н. Системная детерминация формирования категориальной установки личности Текст.: дис.. канд. психол. наук / Кучеренко Сергей Николаевич. Новосибирск, 1999. — 179 с.
  78. , Н. Н. Психология Текст. / Н. Н. Ланге. М., 1914. — 61 с.
  79. , А. А. Психология общения Текст. / А. А. Леонтьев. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 1997. — 351 с.
  80. , А. А. Основы психолингвистики Текст. / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.- 287 с.
  81. , А. Н. Философия психологии : из научного наследия Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. — 287 с.
  82. , А. Н. Лекции по общей психологии Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.-560 с.
  83. , А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. 4-е изд. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. — 584 с.
  84. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев.- М.: Политиздат, 1977. 304 с.
  85. , А. Н. Восстановление движений Текст. / А. Н. Леонтьев,
  86. A. В. Запорожец. М.: Педагогика, 1945.
  87. , В. Г. Психологические механизмы мотивации Текст. /
  88. B. Г. Леонтьев. Новосибирск: НГПИ, 1992. — 216 с.
  89. , Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии Текст. / Д. А. Леонтьев // Проблема смысла в науках о человеке: сборник статей. -М., 2005. С. 36—49.
  90. , Д. А. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего Текст. / Д. А. Леонтьев // Вопросы психологии.-2001.-№ 1.-С. 57−65.
  91. , Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности Текст. / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. — 487 с. и
  92. , И. Процесс и структура человеческого учения Текст. / И. Лингарт.- М.: Прогресс, 1970. 685 с.
  93. , В. С. Потребности и психология социальной деятельности личности Текст. / В. С. Магун. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. — 176 с.
  94. , А. По направлению к психологии бытия Текст. / А. Маслоу- пер. с англ. Е. Рачковой. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. — 272 с.
  95. , Ю. А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте Текст. / Ю. А. Миславский. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  96. , И. А. Психология самопонимания старшеклассников Текст.: учебно-методическое пособие / И. А. Монахова, Б. В. Кайгородов. -Астрахань: Изд-во Астраханского гос. ун-та, 2003. 108 с.
  97. , В. Ф. Психологические проблемы мотивации учения Текст. / В. Ф. Моргун // Вопросы психологии. 1976. — № 6. — С. 54−68.
  98. , В. Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии Текст.: учебное пособие / В. Ф. Моргун, Н. Ю. Ткачева. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-84 с.
  99. , В. С. Возрастная психология Текст. / В. С. Мухина. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 432 с.
  100. , В. С. Феноменология развития и бытия личности Текст. / В. С. Мухина. М.: Московский психолого-социальный институт — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 640 с.
  101. , В. Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека Текст. / В. Н. Мясищев // Психологическая наука в СССР: в 2 т. М., 1960. — Т. 2. — С. 110−125.
  102. , В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды Текст. / В. Н. Мясищев. М.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — С. 106 111.
  103. , В. Н. Социальная психология и психология отношений Текст. / В. Н. Мясищев // Проблемы общественной психологии / под. ред. В. Н. Колбановского, Б. Ф. Поршнева. М., 1965. — С. 273−285.
  104. , Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии Текст. / Ш. А. Надирашвили. Тбилиси: Мецниереба, 1974. -170 с.
  105. , Е. Е. Деятельностная парадигма в изучении мотивации личности Текст. / Е. Е. Насиновская // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра: сборник статей / под ред. А. А. Леонтьева. М., 2006. — С.161−174.
  106. , Е. Е. Методы изучения мотивации личности Текст. / Е. Е. Насиновская. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 80 с.
  107. , А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учеб. пос. / А. Н. Наследов. СПб.: Речь, 2006.-392 с.
  108. , Я. 3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста Текст. / Я. 3. Неверович // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под общ. ред.
  109. A.B. Запорожца, Я. 3. Неверович. М., 1986. — С. 32−51.
  110. , Н. Развитие личности ребенка Текст. / Н. Ньюкомб. СПб.: Питер, 2003.-640 с.
  111. , Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего Текст. / Ж. Нюттен. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  112. , К. Галактика потребностей. Психология влечений человека Текст. / К. Обуховский. М.: Прогресс, 1972. — С. 47−59.
  113. , Г. В. Личность в психологии Текст. / Г. В. Олпорт. М.: Ювената- СПб., 1998.-345 с.
  114. , Ю. М. Восхождение к индивидуальности Текст. / Ю. М. Орлов. -М. ¡-Просвещение, 1991.-287с.
  115. , В. А. Леонтьевские истоки общей персонологии Текст. /
  116. B. А. Петровский // Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра: сборник статей / под ред. А. А. Леонтьева. М., 2006. — С. 148−160.
  117. , В. А. Психология неадаптивной активности Текст. / В. А. Петровский. М.: Too Горбунок, 1992. — 223 с.
  118. , Ю. П. Диалектика становления профессионала (психологические основы периодизации профессионализации) Текст. /
  119. Ю. П. Поваренков // Ярославский психологический вестник / под. ред. Ю. К. Корнилова. -М- Ярославль, 1999. Вып. 1.-191 с.
  120. Психологическая диагностика и новые информационные технологии Текст. / JI. И. Вассерман, В. А. Дюк, Б. В. Иовлев, К. Р. Червинская. СПб.: Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1997. — 203 с.
  121. Психологическая теория коллектива Текст. / под ред. А. В. Петровского.- М.: Педагогика, 1979. 238 с.
  122. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Райе. СПб.: Питер, 2000. — 616 с.
  123. Рекурсивное и дискурсивное в структуре смыслообразования Текст.: сборник философских трудов / под ред. В. А. Сакутина. М.: Смысл, 2004.- 206 с.
  124. , X. Подростковый и юношеский возраст : проблемы становления личности Текст. / X. Ремшидт. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  125. , О. В. Влияние идеала личности на развитие самопонимания в подростковом возрасте Текст.: дис.. канд. психол. наук / Романова Ольга Вячеславовна. Астрахань, 2001. — 132 с.
  126. , С. JI. Проблемы общей психологии Текст. / С. J1. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
  127. , О. А. Психологические особенности развития структурно-содержательных характеристик смысла жизни юношей и девушек Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Русанова Ольга Александровна. -Астрахань, 2006. 23 с.
  128. , Ю. С. Проективные методы в исследовании бессознательного Текст. / Ю. С. Савенко // Бессознательное. Тбилиси, 1978. — Т. 3. -С.632−638.
  129. , Ю. А. Психология студенческого возраста и становление личности специалиста Текст. / Ю. А. Самарин // Вестник высшей школы. -1969.-№ 8.- С. 16−20.
  130. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / под ред. В. А. Ядова. JI.: Наука, 1979. — 264 с.
  131. , И. А. Особенности формирования ценностных ориентации у старшеклассников Текст. / И. А. Сапогова // Педагогика развития и перемены в Российском образовании: материалы II научно-практической конференции. Красноярск, 1995.-С. 147−148.
  132. , Н. И. Установка и самосознание Текст. / Н. И. Сарджвеладзе // Д. Н. Узнадзе классик советской психологии: психологические исследования, посвященные 100-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси: Мецниереба, 1986. — С. 315−321.
  133. , А. В. Ценностно-смысловая сфера личности Электронный ресурс.: учебное пособие / А. В. Серый, М. С. Яницкий. Режим доступа: http://spf.kemsu.ru/portal/s cen book. shtml, свободный. — Заглавие с экрана. -Яз. рус.
  134. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. — 416 с.
  135. , В. И. Психологические условия введения студентов в профессию педагога Текст. / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаева // Вопросы психологии 1996. — № 4. — С. 72−80.
  136. , В. Е. Психология юношеского возраста Текст. / В. Е. Смирнов. M.-JI.: Мол. гвардия, 1929. — 334 с.
  137. Смысл жизни: антология Текст. / общ. ред. Н. К. Гаврюшина. М.: Изд. группа «Прогресс-Культура», 1994. — 592 с.
  138. , В. С. Особенности социализации в старшем школьном возрасте : социокультурные траектории ценностных трансформаций Текст. / B.C. Собкин//Мир психологии, — 1998.-№ 1.-С. 51−53.
  139. , Е. Т. Проективные методы исследования личности Текст. / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 176 с.
  140. , Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности Текст. / Е. Т. Соколова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. — 215 с.
  141. , Е. Т. К теоретическому обоснованию проективного метода изучения личности Текст. / Е. Т. Соколова // Бессознательное. Тбилиси, 1978.-Т. З.-С. 622−632.
  142. , Б. А. Мотив и смысл Текст. / Б. А. Сосновский. М.: Прометей, 1993.- 190 с.
  143. , В. В. Самосознание личности Текст. / В. В. Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-284 с.
  144. , В. В. Личностный смысл : строение и форма существования в сознании Текст. / В. В. Столин, М. Кальвиньо // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.- 1982.-№ З.-С. 387.
  145. Субботе кий, Е. В. Изучение у ребенка смысловых образований Текст. / Е. В. Субботский // Вестник Моск. ун-та. Сер 14. Психология. 1977. — № 1. -С. 62−72.
  146. , А. С. К проблеме отношений общей психологии и методологического движения : значение и смысл как системообразующие уровни деятельности Текст. / А. С. Сухоруков // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.- 1998.-№ 1.-СЗ-8.
  147. , Д. Н. Психологические исследования Текст. / Д. Н. Узнадзе. -М.: Наука, 1966.-451 с.
  148. , Д. Н. Экспериментальные основы теории установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1961. — 210 с.
  149. , Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-368 с.
  150. , Д. И. Психология взросления : структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды Текст. / Д. И. Фельдштейн М.: МПСИ, 2004. — 672 с.
  151. , Д. И. Психология развивающейся личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Изд-во «Институт практической психологии» — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  152. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту Текст. / под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184 с.
  153. , В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия Текст. / В. Франкл. СПб.: Речь, 2000. — 286 с.
  154. , В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. М.: Прогресс, 1990.-366 с.
  155. Фрейд, 3. Введение в психоанализ Текст.: лекции / 3. Фрейд — пер. с англ. Г. В. Барышниковой. М.: Наука, 1989. — 455 с.
  156. Э. Человек для себя Текст. / Э. Фромм. Мн.: «Харвест», 2003. -496 с.
  157. , П. Воспитание ценностных ориентаций Текст. / П. Хайду // Моральные ценности и личность / под. ред. А. И. Титаренко, Б. О. Николаичева. -М., 1994.-С. 155−164.
  158. , А. У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды Текст. / А. У. Хараш // Вопросы психологии. 1977. -№ 4.- С. 52−63.
  159. , А. У. Принцип деятельности в исследованиях межличностного восприятия Текст. / А. У. Хараш // Вопросы психологии. 1980. — № 3. -С. 20−31.
  160. , А. У. Смысловая структура публичного выступления Текст. / А. У. Хараш // Вопросы психологии. 1978. — № 4. — С. 84−95.
  161. Хьелл JL Теории личности Текст. / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Издательский дом «Питер», 2006. — 608 с.
  162. , В. Э. Смысл жизни и судьба Текст. / В. Э. Чудновский. М.: Изд-во «Ось-89», 1997. — 208 с.
  163. , Ш. Н. Некоторые спорные проблемы психологии установки Текст. / Ш. Н. Чхартишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1971. -273 с.
  164. , Г. Я. Взаимодействие установок в процессе регуляции деятельности субъекта Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / Шапирштейн Григорий Яковлевич. М., 1988. — 23 с.
  165. , Г. Я. Роль предметного содержания деятельности в процессе взаимодействия установок субъекта Электронный ресурс. / Г. Я. Шапирштейн. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/rubr/1 010 101 .htm, свободный. — Заглавие с экрана. -Яз. рус.
  166. , О. Б. Системная детерминация профессиональных установок в реальной жизнедеятельности : на материале педагогического труда Текст.: дис.. канд. психол. наук / Шептенко Олеся Борисовна. -Барнаул, 1998.- 150 с.
  167. , А. Е. Психика. Сознание. Бессознательное Текст. / А. Е. Шерозия. Тбилиси: Мецниереба, 1979. — 171 с.
  168. , П. Н. Исследования установки в США Текст. / П. Н. Шихиреев // Вопросы философии. 1973. -№ 2. — С. 159−166.
  169. , А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику : теоретико-методологические основания и психодиагностическиевозможности Текст. / А. Г. Шмелев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. -152 с.
  170. , Э. Детство и общество Текст. / Э. Эриксон. СПб.: Ленато: ACT: Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  171. , Э. Идентичность : юность и кризис Текст. / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1996. — 344 с.
  172. , В. А. Диспозиционная концепция личности Текст. / В. А. Ядов // Социальная психология / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979. -С. 106−120.
  173. , F. Н. Theories of perception and the concept of structure Text. / F. H. Allport. New York: Macmillan, 1955. — 265 p.
  174. Allport, G. W. The individual and his religions Text. / G. W. Allport. New York: Macmillan, 1950. — 320 p.
  175. Bruner, J. S. On the perception of incongruity Text. / J. S. Bruner, L. Postman // J. of Personality. 1949. — Vol. 18. — P. 27−36.
  176. Brunswick, E. Perception and the representative design of psychological experiments Text. / E. Brunswick. Berkley — Los Angeles, 1965.
  177. Bugental, J. F. T. The search for existential identity Text. / J. F. T. Bugental. -San Francisco: Jossey-Bass, 1988. 330 p.
  178. Freeman, G. L. The problem of set Text. / G. L. Freeman // Amer. J. Psychol. 1939.-P. 52−65.
  179. Gibson, J. J. A critical review of the concept of set in contemporary experimental psychology Text. / J. J. Gibson // Psychol. Bull. 1941. — P. 38−42.
  180. Gendlin, E. T. A Theory of Personality Change Text. / E. T. Gendlin // Personality Change / P. Worchel, D. Byrne (Eds.). New York, 1964. — P. 100 148.
  181. Kilpatrick, F. P. Motivation, perception and action Text. / F. P. Kilpatrick. -Washington, 1953.
  182. Nuttin, J. Future time perspective and motivation Text. / J. Nuttin. Leuven: Leuven University press- Hilisdale (N.J.): Lawrence EribaumAssociates, 1985. -235 p.
  183. Paschal, F. The trend in theories of attention Text. / F. Paschal // Psychological Review. 1941. — P. 48−58.
  184. Rockeach, M. The nature of attitudes Text. / M. Rockeach // International Encyclopedia of the Social Sciences. New York: Free Press, 1968.
  185. Кластерный анализ данных по методике Ш. Шварца
  186. Кластер I: самостоя тельность, стимуляция, гедонизм, достижения. Кластер 2: конформность, традиции, доброта, универсализм, безопасность.1. Кластер 3: власть.
  187. Рис. 1. Распределение смысловых установок по кластерам на I курсе обучения в вузе1. Испытуемые
  188. Кластер 1: доброта, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения.
  189. Кластер 2: власть. Кластер 3: конформность, традиции, универсализм, безопасность.
  190. Рис. 2. Распределение смысловых установок по кластерам на II курсе обучения в вузе
  191. Кластер 1 -о Кластер 2 Кластер 3 Испытуемые
  192. Кластер I: самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения. Кластер 2: конформность, традиции, доброта, универсализм, безопасность.1. Кластер 3: власть.
  193. Рис. 3. Распределение смысловых установок по кластерам на II! курсе обучения в вузе
  194. Кластер 1: самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, безопасность. Кластер 2: конформность, традиции, власть. Кластер 3: доброта, универсализм.
  195. Рис. 4. Распределение смысловых установок по кластерам на IV курсе обучения в вузе
  196. Кластер 1: самостоятельность, гедонизм, достижения. Кластер 2: стимуляция, власть. Кластер 3: конформность, традиций, доброта, универсализм, безопасность.
  197. Рис. 5. Распределение смысловых установок по кластерам на V курсе обучения в вузе
Заполнить форму текущей работой